Меню Рубрики

Как сделать анализ федерального бюджета

  • Доронин Борис Алексеевич , доктор наук, профессор, ведущий научный сотрудник
  • Бледных Татьяна Сергеевна , студент
  • Старенкова Анастасия Андреевна , бакалавр, студент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП — с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП [3].

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 — 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета — это сокращение федеральных расходов [1]. Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано [4].

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета [2]. Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику — 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год [4]. Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., — СПб.: Питер, 2015. — 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. — С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

источник

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

— обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ — сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ — определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ — проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ — выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

Коэффициенты

Уровень устойчивости бюджета
абсолютно устойчивое состояние нормальное состояние неустойчивое состояние
Дс / Д 60-70% 40-50% 5-10%
Дп / Д 30-40% 50-60% 90-95%
3 / Р 10-15% 30-35% 40-50%

где Д — общая сумма бюджетных доходов;

Р — общая сумма бюджетных расходов;

3 — бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

3) коэффициент внешнего финансирования:

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

5) коэффициент бюджетного покрытия:

6) коэффициент налогового покрытия:

где Дн — налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

где Днн.п — неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

где Дт.п — доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

где БД — бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

где Дт — общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч — среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

Контрольные вопросы к теме 16:

1. Перечислите основные задачи финансового контроля.

2. Какие формы финансового контроля осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления?

3. Назовите специализированные органы финансового контроля.

4. Охарактеризуйте парламентский и административный контроль бюджета.

5. Перечислите цели анализа бюджета.

6. Какие методы используются при проведении анализа бюджета?

источник

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Динамика доходов зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение динамики бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Необходимо отметить, что бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2012, 2013, 2014 годы рассмотрим таблицу1, (данные представлены в приложении А).

Нефтегазовые доходы, в расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2012 год составил 35,87%, на 2013 год 31,5%, на 2013 год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2012 год 2 383,11 млрд. руб., к 2014 году сумма уменьшилась на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора на тот момент времени стало снижение доли нефтегазового сектора в экономике РФ. (Бюджет рассчитывался исходя из цены 48-53 долларов за баррель, при фактической в 100-140 долларов, разница использовалась для накопления резервного фонда). В расчет базы нефтегазовых доходов не включались прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

Читайте также:  Какой результат анализов мочи при онкологии

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2014 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2012 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

Налог на прибыль организаций, эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2013 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2014 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель в 2014 году увеличился по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% — 7,87%.

Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2013 году идет рост в размере 435,79 млрд.руб., в 2013 году увеличился в 2 раза по отношению к 2012 году, составив 562,8 млрд.руб..

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территориюРФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2012 году, в 2013 году составила 25,64%, в 2014 году увеличилась на 1,64%. В 2014 году сумма показателя возросла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2012 году. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2013 году составил 1,15%, а в 2014 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет 2014 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2012 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2012 год установлена в сумме 36,57млрд. руб., на 2013 и 2014 год 37,31 млрд. руб. и 39,52 млрд. руб. В относительном выражении происходило увеличение данного показателя. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2012 году поступления в сумме 32,24 млрд. руб., на 2014 год 36,56 млрд.руб..

Неналоговые доходы, сумма доходов этого раздела на 2012 году составили 291,61 млрд. руб., на 2013 год на 5,39 млрд. руб. больше, а в 2014 году ещё на 4,73 млрд. руб.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице2, (данные представлены в приложении Б)

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2012 году доля расходования этих средств составила 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то в 2013 году он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе было предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2014 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2012 году. [3]

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными (см.таблицу 3).

Таблица3-Состав и структура межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты 2012г 2013 г 2014г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Всего: 2 281,56 100,00 2 423,12 100,00 2720,97 100,00
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 375,54 16,46 392,67 16,21 411,07 15,11
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90 300,74 12,41 234,25 8,61
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 163,74 7,18 175,97 7,26 191,01 7,02
Иные межбюджетные трансферты 69,75 3,06 37,83 1,56 43,86 1,61

Что касается этих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2014 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб., что значительно больше по отношению к 2012 году на 134,32 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.

Национальная экономика, в 2012 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2014 она снизилась до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель находится на 3 месте, то в 2014 он занимает пятое место

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование,в 2012 году составило 4,68 %. В динамике этот показатель падает, в 2013 году он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволили обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Разделсоциальная политика имеет особо важное значение, его финансирование занимает значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета 2012 года. В 2012 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 1270,86 млрд. руб., в 2014 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. руб.

По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению пенсионеров. Этот рост связан непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на данные выплаты связано с тем, что данная категория граждан является наиболее необеспеченным классом населения[4].

Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие

Здравоохранение и спорт это тоже один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

В 2012 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2013 году произошло увеличение на 15,8%, а в 2014 году на 19,5%.

Основные направления финансирования «Здравоохранения»: оснащение поликлиник, больниц — мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и т.д.

Самыми мало финансируемыми оказались разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

В 2012 году объем расходов по этому подразделу составил 83,81 млрд. руб., в 2013 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшился от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2012-2014 годах бюджетных ассигнований на данные мероприятия.

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям.

Можно видеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении практически по всем статьям.

Исполнение бюджета 2012 не было совсем гладким, но в целом в связи с ростом на тот момент мировых цен на нефть все расходные обязательства государства были выполнены.

Что касается прогнозных данных, то в связи с экономическим кризисом многие статьи будут урезаны, направленность бюджета будет социальной.

Бюджет кризисного 2014 года по своей сути является социальным и ставит перед собой цели повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для стабилизации в стране. Согласно проекту о федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», можно выделить следующие основные характеристики бюджета:

На 2015 год прогнозируется положительная динамика роста ВВП в размере 1,6 % против сокращения этого показателя в текущем году на 9,6 %. Инфляция в будущем году составит 10 % (то есть снизится на два процентных пункта по сравнению с запланированным показателем на 2015 год). На 2016–2017 год предусмотрено дальнейшее сокращение инфляции до 8,7 %. В 2015 году ожидаются доходы в сумме 6,95 трлн руб., расходы — 9,88 млрд руб. Дефицит — 2,93 трлн руб.

Объем расходов в последние годы увеличивался почти на 1 трлн руб. в год. Общий объем расходов на 2015 год несколько сокращается по сравнению с 2014 годом. Тем не менее важнейшая задача, которую решает проект бюджета на 2015–2017 годы, — исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть.

Один из приоритетов бюджетных расходов в 2015 году — существенное повышение уровня пенсионного обеспечения в стране. Эти обязательства вытекают из изменений в пенсионном законодательстве и направлены на обеспечение устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. С 2015 года упраздняется единый социальный налог, устанавливается прямая зависимость пенсий от обязательных страховых платежей. [15].

Наиболее существенно будут повышены размеры пенсий старшему поколению, чей вклад в развитие нашей страны в советское время неоценим: именно «советский» стаж даст значительное увеличение пенсии. В результате в 2015 году среднегодовой размер трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2014 годом на 46 % и составит 7762 руб. в месяц, причем прибавка от валоризации оценивается в 1254 руб.

Серьезный упор в финансировании будет сделан на развитие новейших технологий. В частности, увеличивается финансирование ключевых инновационных отраслей и инфраструктурных объектов: на эти цели выделяется 1,6 трлн. руб.

В целом можно отметить что, в эпоху высоких цен на нефть (2012,2013,2014 годы) все складывалось относительно неплохо и стабильно. Но с началом мирового экономического кризиса и резким падением цен на углеводороды обострилось много проблем, которые не преодолеть одним махом. Сложность задач, которые предстоит решать в ближайшие годы, диктует необходимость отхода от старых технологий, требует использования новых подходов, совершенствования законодательства. У нас появляется реальный шанс для обновления социальной сферы, состояние которой во многом влияет на все остальные сферы жизнедеятельности общества. [14]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

  • 1. по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  • 2. по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование. Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

Читайте также:  Какой результат анализа после лечения сифилиса

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • 1) Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • 2) функционирование федеральной судебной системы;
  • 3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
  • 4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
  • 5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • 6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • 7) государственная поддержка атомной энергетики;
  • 8)ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • 9) исследование и использование космического пространства;
  • 10)содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
  • 11) формирование федеральной собственности;
  • 12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • 13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • 14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • 15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 16)федеральная инвестиционная программа;
  • 17)обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти;
  • 18)обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • 19)финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • 20) официальный статистический учет;
  • 21 )прочие расходы.

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Таблица №4 Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Расходы федерального бюджета

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Культура, кинематография и средства массовой информации

Условно утвержденные расходы

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2011 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2012) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2013 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2011 году.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2013 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2011 году на 7,83 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных, проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Основное место в расходах, в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

На 4 месте в списке расходов бюджета стоит. Разделы — национальная безопасность и правоохранительная деятельность и национальная оборона наращивают финансирование. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2011 года по 2013 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2013 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт — это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Прогнозируется, что в 2012 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2013 году на 5,05%. Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2012 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2013 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2012 и 2013 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

источник

Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. 1

Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.

Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:

налог на прибыль организаций;

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);

налог на доходы физических лиц.

К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:

бюджетного послания Президента Российской Федерации;

прогноза социально-экономического развития;

основных направлений бюджетной и налоговой политики;

государственных целевых программ.

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:

необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;

необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);

оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

развитие программно-целевых методов управления;

принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)

укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);

повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

Курс доллара США (среднегодовой)

Цена на нефть марки «Юралс»

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ)

Налогооблагаемые объемы экспорта:

Налогооблагаемые объемы добычи:

Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).

Таблица 2.2 — Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)

Изменение законодательства — всего

индексация специфических ставок акцизов:

на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук)

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)

на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. – 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса – 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин – 14 665 руб. за 1 тонну)

на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья

на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации

увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.)

увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО

индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5%

увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза

снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5%

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году – на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).

В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 – 2016 годы.

Таблица 2.3 — Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

Налог на прибыль организаций

Прочие ненефтегазовые доходы

На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов – рис. 1.

Рис. 1. — Динамика структуры доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд руб.)

Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.

На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.

Рис. 2. – Динамика структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.(млрд. руб.)

Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.

Читайте также:  Какой период времени охватывает технический анализ

На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.

Рис. 3. – Динамика структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд. руб.)

Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. – 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. – 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. – 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.

Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.04.2016 2016-04-03

Статья просмотрена: 65098 раз

Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991-994. — URL https://moluch.ru/archive/111/28053/ (дата обращения: 07.12.2019).

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, расходы федерального бюджета.

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП.

Основные параметры федерального бюджета в 2012–2016гг.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

(№384-ФЗ сизм.)

Доходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета

В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году. Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36 %. Дополнительные бюджетные доходы от такого «налогового маневра» в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет [4].

Необходимо отметить значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2013, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные расходы и, в частности, траты на перевооружение армии; безусловно, обеспечение боеспособности вооруженных сил относится к базовым функциям института государства, однако закупка техники в условиях отсутствия конкуренции в секторе ВПК неизбежно сопровождается необоснованным ростом издержек. Наблюдается увеличение расходов федерального бюджета на 586 млрд. руб. в 2015 году по отношению к 2014 году, а также увеличение расходов и в 2016г. Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом.

Для того чтобы детально разобрать федеральный бюджет, проанализируем основные параметры федерального бюджета и его структуру.

Рис. 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, в %

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2012 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 50,2 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 49,8 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4млрд. руб.

В 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а ненефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2012–2016 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2012–2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рис. 2. Долевая структура налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений за 2012–2015 гг.

Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на 2016–2018 годы, значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (таблица 2), поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года [3].

Основные макроэкономические показатели на 2016 год иплановый период 2017 и 2018 годов

источник

Рассмотрим цели, методы и инструменты анализа бюджета .

В течение года и по его завершении центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения бюджета.

Целями анализа бюджета являются:

• оценка конечных результатов формирования, составления и исполнения бюджета;

• обоснование бюджетной политики государства и территориальных образований;

• обоснование параметров показателей, использованных при формировании бюджета;

• выявление причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;

• выявление резервов в процессе исполнения бюджета;

• выявление отрицательных моментов в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;

• разработка методов и методик рационального и эффективного планирования и использования бюджетных средств;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Анализ бюджета позволяет:

• уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;

• определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;

• выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.

Методы анализа бюджета

В целях проведения анализа бюджета и бюджетного процесса используется на практике ряд методов, в частности, методы сравнения, группировки, цепных постановок, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и др.

Метод сравнения является наиболее простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или с аналогичными показателями за предыдущие периоды (квартал, год), которые называют базовыми.

Путем сравнения показателей за определенный период добиваются их сопоставимости методом пересчета с учетом инфляционных процессов в экономике.

Метод группировки сводится к группировке показателей бюджетов и сведению их в таблицы, что позволяет делать аналитические расчеты, выявить тенденции развития отдельных факторов, установить взаимосвязи с другими факторами и условиями, влияющими на изменение показателей бюджета.

Метод цепных постановок (метод элиминирования) заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных показателей, что позволяет выявлять влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Горизонтальный анализ используется для сравнения текущих показателей бюджета с показателями за текущие периоды или сравнения плановых показателей с фактическими.

Вертикальный анализ позволяет выявить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.

Ретроспективный анализ (трендовый) проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей на основе сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет проводить более точное прогнозирование бюджетных показателей на перспективу.

Факторный анализ заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели, например на показатели расходов на экономическую или социальную сферу.

Инструменты анализа бюджета

В качестве инструментов бюджетного анализа используются на практике бюджетные коэффициенты, представляющие собой относительные или абсолютные показатели финансового состояния государства или территориального образования.

Бюджетные коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного территориального образования с аналогичными показателями других территориальных образований в интересах выявления динамики развития тенденций изменения финансового состояния территории.

В качестве примера приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета можно охарактеризовать объемом средств, которые необходимо иметь в составе бюджета для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Объем минимальных бюджетных расходов — это сумма средств, необходимая для обеспечения жизнедеятельности населения территориального образования. Иначе, это средства, предусмотренные бюджетом для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, а именно на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджетном обеспечении и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета можно характеризовать следующими состояниями:

Устойчивость состояния характеризуется в абсолютных величинах: в объемах доходов и расходов денежных средств.

Рассчитав и проанализировав бюджет по приведенным коэффициентам, можно вскрыть факторы, влияющие на его состояние, и выявить причины негативных явлений в бюджетном процессе в интересах оптимального планирования и рационального использования бюджетных средств.

Бюджетный анализ, как свидетельствует опыт, проводится по результатам составления бюджета.

Анализ составления бюджета проводится по следующим направлениям исследования бюджетного процесса:

• анализ финансового состояния сферы материального производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам дохода;

• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ налогового исполнения бюджета;

• анализ неналогового исполнения бюджета.

Совместный анализ бюджета по всем абсолютным и относительным показателям, по составлению и исполнению бюджета является комплексным анализом бюджета, позволяющим получить наиболее полную и объективную информацию органам власти для принятия решения по корректировке бюджетной политики, формированию доходности бюджета, его исполнению, выявлению резервов в мобилизацию средств на главных программах и их экономном расходовании, усилению мер контроля за рациональным использованием бюджетных средств.

источник