Меню Рубрики

Как сделать анализ доходности по

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей.

1. Рентабельность продукции (Rnp) — исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение данного показателя наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле

где Пп — прибыль от продаж продукции, работ, услуг, руб.; Сп — полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Поэтому следующий показатель рентабельности называется рентабельностью продаж.

2. Рентабельность продаж (оборота) — Rn:

где В — выручка от продажи продукции, работ, услуг.

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя является свидетельством или роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности продаж свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

  • 3. Показатели рентабельности капитала:
    • а) рентабельность собственного капитала (RCK):

где Пч — чистая прибыль; Кс — средняя величина собственного капитала.

Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия. Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует иметь в виду, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала;

  • б) рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала
  • (*„):

где Кик — средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов;

в) рентабельность всего капитала предприятия (RQK):

где Бср — средний за период итог баланса-нетто.

Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия, т.е. рост значения коэффициента свидетельствует об увеличении эффективности использования имущества предприятия и наоборот. Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия может также свидетельствовать о падении спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов.

4. Рентабельность оборотных активов (Ro6):

где АОср — средняя величина оборотных активов, руб.

Средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

5. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (RB):

где АВср — средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельности всего капитала предприятия. Так, при снижении коэффициента рентабельности всего капитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией на складах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

Основные показатели рентабельности

В — выручка от продаж, Пп — прибыль от продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента — следствие роста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производство при постоянных ценах

2. Рентабельность всего капитала предприятия (R0K)

Бср — средний за период итог баланса П — может выступать как валовая прибыль (П Б ) и как прибыль от продаж

Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента — следствие падения спроса на продукцию

3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (/?ЛВ)

АВср — средняя величина внеоборотных активов за период

Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента при снижении коэффициента рентабельности всего капитала свидетельствует об увеличении мобильных средств

4. Рентабельность собственного капитала (RCK)

Ксс — средняя величина источников собственных средств по балансу за период

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах

5. Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (RJ

Ки — средняя величина долгосрочных кредитов и займов и средняя величина собственного капитала за период

Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок

Однако следует отметить, что из перечисленных показателей рентабельности в практической деятельности чаще применяются не все, а только основные их них, приведенные в табл. 10.1.

Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего это совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в современных условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, и к росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

В заключение нужно добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принимать во внимание следующие моменты:

  • 1) рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее, от уровня риска в предпринимательской деятельности, который «требует» определенного уровня прибыли. Чем выше риск, тем большую прибыль должна получать предпринимательская организация;
  • 2) оценка числителя и знаменателя в показателях рентабельности различается за счет того, что прибыль отражает реальный результат деятельности предприятия за отчетный период, а стоимость активов, формирующаяся в течение ряда лет, отражается в учетной оценке, которая может сильно отличаться от рыночной;
  • 3) влияние временного аспекта проявляется следующим образом: показатели ликвидности могут быть относительно низкими в отчетный период за счет перехода на новые технологии и других долгосрочных инвестиций; следовательно, это снижение уже нельзя рассматривать как отрицательный момент.

Рассчитаем в динамике показатели рентабельности за анализируемый и прошлый периоды для ОАО «Компания».

1. Рентабельность продукции (7?пр):

За анализируемый период рентабельность продукции выросла на 0,18%, т.е. почти не изменилась. Все факторы, влияющие на изменение прибыли от продаж и общей себестоимости, влияют на изменение рентабельности продукции. Они были проанализированы ранее.

2. Рентабельность продаж (i?n):

Рентабельность продаж в отчетном периоде выросла на ту же величину, что и рентабельность продукции, но ее уровень ниже. В целом уровень рентабельности обоих показателей является низким, в чем проявляется влияние кризисных явлений. Факторы, влияющие на изменение выручки от продаж, были проанализированы в п. 9.1, как и факторы, формирующие прибыль от продаж. При расчете всех остальных показателей рентабельности в числители формулы берется прибыль до налогообложения соответствующего периода из отчета о прибылях и убытках, а в знаменателе используются данные бухгалтерского баланса как средние величины того или иного показателя за период.

Читайте также:  Как сдать анализ на наркотические вещества

3. Рентабельность собственного капитала (RCK)’-

Рентабельность собственного капитала выросла с 12,4 до 12,8%, т.е. на 0,4%.

4. Рентабельность инвестиционного капитала (RM):

Рентабельность инвестиционного капитала по сути не изменилась, оставаясь несколько выше 9%, но ниже рентабельности собственного капитала.

5. Рентабельность всего капитала фирмы (Rqk):

В отчетном периоде рентабельность всего капитала снизилась с 7 до 6,7%, т.е. на 0,3%.

6. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Лав):

Рентабельность внеоборотных активов в отличие от всего капитала выросла с 10,8 до 11,5%, т.е. на 0,7%.

7. Рентабельность оборотных активов (/?oR):

Рентабельность оборотных активов снижается с 20,2 до 16%, а так как доля оборотных активов в общей величине капитала возрастает до 42% против 35% в базисном периоде, то это, естественно, приводит к снижению рентабельности и всего капитала (табл. 10.2).

источник

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности хозяйственной деятельности. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности организации.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой), окупаемость затрат и т.д. Показатели прибыли ограничены в оценке эффективности деятельности организации в силу различного масштаба ресурсов, капитала, затрат задействованных для ее осуществления. В связи с этим показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, понесенными затратами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

— показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

— показатели, характеризующие рентабельность продаж;

— показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе общей прибыли (прибыли до налогообложения), прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) или рентабельность реализованной продукции ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции ( ):

(9.9)

Она показывает, сколько организация получает прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (себестоимость реализованной продукции + управленческие расходы и расходы на реализацию). Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его, подразделениям и видам продукции.

Рентабельность инвестиций рассчитывается отношением чистой дисконтированной стоимости от проекта к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме выручки от реализации (за минусом НДС и прочих аналогичных платежей) ( ). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько прибыли организация получает с рубля продаж, или удельный вес прибыли от реализации в выручке. Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции:

(9.10)

Рентабельность (доходность) капитала ( ) рассчитывается отношением прибыли организации (прибыли до налогообложения) (П) или чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (долгосрочных и краткосрочных активов) или отдельных его слагаемых, собственного капитала, обязательств и т.д.:

(9.11)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, провести сравнения со среднеотраслевыми значениями, межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по организации, зависит от трех основных факторов первого порядка: измене структуры реализованной продукции, ее себестоимости и сред цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(9.12)

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

(9.13)

На основе анализа делаются выводы, какие виды продукции в организации доходные, как выполнен план по уровню рентабельности, и факторы на это повлияли.

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления считать их влияние на уровень рентабельности.

Далее нужно установить, за счет каких факторов измен себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом Делить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты проводятся по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу хозяйствуй субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы рентабельности в анализируемой организации.

Примерно таким же образом производится факторный анализ. рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по организации, имеет следующий вид:

(9.14)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

(9.15)

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции ( ), ее структуры ( ), себестоимости, среднего уровня цен ( ) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости ), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал в организации, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополни тельного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:

(9.16)

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности нужно иметь следующие исходные данные:

— прибыль от реализации, млн. руб.

— внереализационных финансовые результаты, млн. руб.

— сумма балансовой прибыли (прибыль до налогообложения), млн. руб.

— среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, млн. руб.

— объем реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, млн. руб.

— коэффициент оборачиваемости капитала.

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных peзультатов.

Для анализа рентабельности производственного кап тала, исчисляемой как отношение балансовой прибыли к среди годовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную Бакановым М. И. и Шереметом А. Д.

(9.17)

где Р – прибыль балансовая;

F – средняя стоимость основных фондов;

Е – средние остатки материальных оборотных средств;

N – выручка от реализации продукции;

Р/N – рентабельность продаж;

F/N + E/N – капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);

S/N – затраты на рубль продукции;

U/N – зарплатоемкость продукции;

M/N – материалоемкость продукции;

А/N – фондоемкость продукции.

Постепенно заменяя базовый уровень каждого фактора на фактический можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счёт факторов интенсификации производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8464 — | 8060 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Анализ рентабельности — кому и для чего он может понадобиться? На этот вопрос мы ответим в данной статье. А заодно расскажем, что собственно есть рентабельность и как она считается.

Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:

  1. оценка имущественного и финансового состояния организации;
  2. определение эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста компании;
  3. имущественный и финансовый прогноз.

Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:

  • руководство предприятия;
  • соответствующие службы, в компетенцию которых входит работа с финансовыми показателями (плановые, экономические и даже налоговые);
  • собственники компании (учредители, акционеры);
  • инвесторы (оценивают финансовое состояние, изучают эффективность использования ресурсов);
  • коммерческие банки (проводят оценку кредитоспособности и определяют степень риска выдачи кредита);
  • контрагенты, например поставщики, которых интересует риск неоплаты контрактов.

С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.

На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на 2 блока:

  1. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия, в том числе:
  • оценка имущественного положения;
  • построение аналитического баланса-нетто;
  • вертикальный анализ баланса;
  • горизонтальный анализ баланса;
  • анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
  • оценка финансового состояния;
  • оценка ликвидности и финансовой устойчивости.
Читайте также:  Как сдать анализ на несовершенный остеогенез

Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.

  1. Оценка и анализ финансовых результатов, в том числе:
  • оценка объема продаж;
  • анализ структуры доходов организации;
  • анализ структуры расходов организации;
  • анализ прибыли;
  • анализ рентабельности;
  • оценка финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.

Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.

Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.

Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.

Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:

где: Рх — рентабельность соответствующего вида;

П — прибыль (валовая, операционная или чистая);

Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).

Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.

Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:

  1. Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:

где: Рпрод — рентабельность продаж;

П — прибыль (валовая, операционная, чистая);

Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».

  1. Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:

где: Рпр — рентабельность продукции;

С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:

  • по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
  • по полной себестоимости продукции или только по производственной.
  1. Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:

где: Ракт — рентабельность активов;

Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.

Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.

Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».

  1. Рентабельность капитала, в том числе:
  • рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);

СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.

  • рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:

где: Рзк — рентабельность собственного капитала;

ДО — долгосрочные обязательства;

КО — краткосрочные обязательства организации.

Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.

Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.

Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:

  • с плановыми показателями самой компании;
  • показателями за предыдущие периоды;
  • среднеотраслевыми значениями.

После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.

В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:

Рск = (П / Выр) х (Выр / Акт) х (Акт / СК),

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:

  • рентабельность продаж по чистой прибыли;
  • оборачиваемость активов;
  • финансовый рычаг, т.е. соотношение собственного и заемного капитала.

Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.

Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.

Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.

источник

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

    абсолютное отклонение прибыли (∆П):

где П1, П — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

где i = 0 — базисный период;

где Y1, Y — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
1 2 3 4 5 6 = 5 – 4 7 = 5 / 4 x 100 8 9 10 = 9 – 8
1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2110 245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2120 190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
3 Валовая прибыль 2100 55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
4 Коммерческие расходы 2210
5 Управленческие расходы 2220 89 123 89 123 25,8 25,8
6 Прибыль (убыток) от продаж 2200 55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
7 Доходы от участия в других организациях 2310
8 Проценты к получению 2320
9 Проценты к уплате 2330
10 Прочие доходы 2340 337 2745 2408 814,5 0,1 0,8 0,7
11 Прочие расходы 2350 5500 16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
12 Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
13 Текущий налог на прибыль 2410 12 625 16 268 3643 128,9 5,1 4,7 –0,4
14 В том числе постоянные налоговые обязательства 2421 2800 2800 0,0 0,8 0,8
15 Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 4 14 10 350,0 0,002 0,004 0,002
16 Изменение налоговых активов 2450
17 Прочее 2460
18 Чистая прибыль 2400 37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.
Читайте также:  Как сдать анализ на наличие трихомонад

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п
Показатель 2011 г. 2010 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Количество проданной продукции (товаров), шт. q1 69 q 60
2 Цена продукции, тыс. руб. p1 5013 p 4098,3
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В 245 900
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S1 267 468 S 190 234
5 Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. Sед. 1 3876,35 Sед. 0 3170,57
6 Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П 55 666

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В 245 900 В’ q1 x p 282 785 В1 345 897
2 Полная себестоимость, тыс. руб. S 190 234 S 218 769 S1 267 468
3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П 55 666 П’ 64 015,9 П1 78 429

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В’ 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p2 = p x (S‘ / S) – p 8349,9 36,7
Изменение в структуре продукции p3 = p x((В’ / В) – (S? / S)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p4 = S‘ – S1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP5 = S x (В’ / В) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763 100

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В’ = q1 x p — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):

где S‘ — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»


Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P p1 q q1 В В’ В1 S S2 S1
4098,3 5013 60 69 245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж

Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R R1 RВ RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Согласно табл. 6 рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов (экономическая рентабельность) является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

В табл. 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7. Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

источник