Меню Рубрики

Как сделать анализ деятельности торгового предприятия

Товарооборот является важным оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактическую потребность в товарах, уровень покупательной способности населения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарооборота, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Товарооборот является показателем размера предприятия, показателем денежной выручки за проданные товары, основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В нем отражаются различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его звеньев.

Цель анализа товарооборота — получение информации, необходимой торговому предприятию для принятия решений о том, что и в каких количествах ему следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли.

Анализ поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данные о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров.

Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары.

Одним из важнейших элементов закупочной деятельности является выявление каналов продвижения товаров. В общем виде схема торгово-технологического процесса магазина «Север» представлена на рисунке:

Первой технологической операцией закупочной деятельности является приемка поступивших товаров на предприятие.

Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все товары должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на товаре должна соответствовать сертификату качества.

За последние годы претензий со стороны покупателей по качеству товаров не возникало. Претензии поставщикам к качеству поступивших товаров не предъявлялись.

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.

При приемке товара от поставщиков предприятие получает товарно-транспортные накладные и счета-фактуры, в которых перечисляются виды товаров и их количество, указывается общая стоимость. При недостаче составляется соответственно акт об установленном расхождении в количестве продукции. На полученный товар составляются акты приемки товаров.

После поступления товара он принимается по количеству и качеству старшим продавцом и продавцами-консультантами и приходуются (заносятся в систему «1С — Торговля») бухгалтером.

Контроль за сроками расчетов с поставщиками и принятие решения по оплате осуществляется директором предприятия. Оплату за приобретенный товар производит бухгалтер.

Учет товара ведется по ценам приобретения. На предприятии используют сортовой способ хранения, при котором поступившие товары присоединяют к имеющимся на складе в остатке товарам таких же наименований и сторон.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже. При торговле товарами, не требующими подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимаются продавцы консультанты, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Предприятие реализует продукцию через торговый зал за наличный расчет с оплатой через контрольно-кассовую машину.

Помещение, в котором находится касса, изолировано и оборудовано в соответствии с требованиями по технической укрепленности касс и оснащено средствами охранно-пожарной сигнализации.

Контрольно-кассовая машина, используемая магазином, зарегистрирована в установленном порядке.

Идентификация товаров в магазине осуществляется автоматизированным способом — с помощью штрих-кодирования. Кодирование — это система условных обозначений. Кодовая система является носителем определенной информации о товаре, необходимой для оперативного осуществления коммерческих операций. Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует на всех документах, фиксирующих товарные операции.

Уникальный электронный код товара считывается продавцами-кассирами с помощью специализированного электронного сканера.

С каждым из представителей поставщиков заключен договор поставки. В договоре предусмотрены следующие условия:

  • — Дата заключения договора;
  • — Полное наименование сторон, заключивших договор;
  • — Предмет договора;
  • — Цена и общая сумма договора;
  • — Порядок расчетов и поставки;
  • — Права и обязанности сторон;
  • — Ответственность сторон;
  • — Форс-мажор;
  • — Разрешение споров;
  • — Срок действия договоров;
  • — Заключительные положения;
  • — Юридические адреса и платежные реквизиты сторон;

В случае невыполнения своих обязательств поставщики выплачивают неустойку.

Перейдем к анализу товарных запасов.

Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе ее движения из сферы производства к потребителю.

Существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и т.д. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Вычислим товарооборот на предприятии за день, месяц, и в процентном соотношении:

Наименование товарных групп

Однодневный товарооборот в рублях

Товарооборот за месяц(30 дней) в рублях

Доля группы в общем товарообороте за месяц (%)

товарный закупочный кадровый

Одна из главных целей маркетинга — это исследование потребительских предпочтений и поведения индивидуальных потребителей.

Для определения конкурентной стратегии, которая позволит сформировать устойчивые конкурентные преимущества на рынке глубже изучить различия потребительских предпочтений, что в свою очередь требует сегментации потребительского рынка. Сегментация индивидуальных потребителей позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные концепции, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятия. Сегментация дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на самых выгодных направлениях и точно ориентировать программы маркетинга на требования выделенных сегментов.

При выборе магазина посетители ссылаются в основном на:

  • — качество обслуживания;
  • — качество товаров;
  • — месторасположение;
  • — цены;
  • — широту ассортимента.

Этот фактор является очень важным, т.к. без покупателей не было бы никакого бизнеса, поэтому нужно всегда поддерживать статус хорошего магазина, с качественным обслуживанием и всегда стремиться увеличивать количество своих клиентов.

Что касается использования предприятиями розничной торговли средств маркетинговых коммуникаций, то наиболее распространенным и применяемым является реклама, т.к. она обеспечивает создание образа предприятия и долгосрочное влияние на потребителя.

Увеличение массы продаваемых товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой функционирует торговое предприятие. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании и управлении товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.

Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.

Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия — это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

Для совершенствования ассортимента необходимо, чтобы широта и полнота были рациональными, а для этого нужно расширить торговую площадь предприятия. При этом также необходимо учитывать уровень доходов населения, возраст, потребности, которые будут удовлетворять покупателей сегодня и в скором будущем.

Обновление торгового ассортимента тоже должна быть рациональной иначе есть риск, что новинки не будут пользоваться спросом.

Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал предприятия. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.

Практическое значение имеет использование конкретных маркетинговых приемов, ориентированных на привлечение покупателей в магазин нижнего белья.

В качестве маркетингового приема можно использовать акции и распродажи товаров.

Раздача сувениров к праздникам тоже весьма действенный метод. Получать подарки всегда приятно, а если о розничном предприятии осталось приятное впечатление, то покупатель обязательно вернется в следующий раз за покупкой. К тому же, сувениры хороший способ напоминания о предприятии.

Цена является самым главным конкурентным преимуществом. В сравнении с ценами конкурентов она значительно ниже, и как показали исследования, именно цене уделяется наибольшее внимание при выборе места приобретения товаров. Качеству товаров отдает предпочтение гораздо меньшее количество человек, чем цене. Она является самым сильным инструментом в борьбе с конкурентами.

Для увеличения потока покупателей можно воспользоваться как общим снижением цены всего ассортимента продаваемых товаров, так и скидками в различное время суток. Увеличение выручки с лихвой компенсирует потери в цене за счет сокращения доли условно постоянных расходов в структуре цены.

Составной частью маркетинга магазина является его реклама, которая увеличивает отдачу от вложенных средств.

Реклама магазина — это краткая информация, где в яркой, образной и доходчивой форме сообщается клиенту о режиме работы, проводимых каких-либо единовременных акциях, скидках, льготах и т.п. Цель рекламы магазина «Север» — всемерно способствовать поддержанию и увеличению постоянного потока покупателей в данное розничное предприятие, отличающееся широким ассортиментом, высоким качеством товаров и удобным графиком работы.

В качестве средств рекламы магазина необходимо шире использовать средства массовой информации и специальную печатную и сувенирную продукцию.

Осуществляя рекламу в магазине, ни в коем случае нельзя забывать об устной рекламе. Речь здесь, прежде всего, идет об уровне внимания и обслуживания покупателей. Следует уделять максимум внимания каждому покупателю, который уже пришел в заведение. Довольный уровнем обслуживания покупатель нижнего белья обязательно расскажет об этом своим коллегам, знакомым, друзьям, домочадцам, и те, в свою очередь, непременно воспользуются рекомендациями, сказанными из уст человека, которому они доверяют.

Более эффективной рекламой будет реклама на радио, важно быть на слуху, тем более это не столь дорого.

Так же не стоит забывать про рекламу на ТВ. Да, этот вид рекламы не столь доступен, но эффективен. Главное четко определить, что именно хотят получить от данной рекламы — привлечение покупателей, реклама новинки, афиширование распродажи и т.п.

С целью привлечения внимания к ассортименту магазина и для более широкого привлечения потребителей считаю возможным выпуск рекламных статей в рекламных глянцевых буклетах которые могут раздаваться на улице, с целью доведения информации до потребителя о преимуществах новинок нижнего белья в магазине, методах коррекции недостатков фигуры и просто видов белья. Так же следует задействовать мужское население, как для покупки товаров для милых дам, так и для покупки вещей для себя. В целом им есть, что рассказать покупателям.

Высокий уровень обслуживания, деловой настрой работников, хорошая мотивация персонала, опыт работы фирмы, отлаженная сбытовая сеть, наличие постоянных клиентов, — все это характеризует фирму с положительной стороны и говорит о том, что она не только нацелена на получение прибыли, но еще и на формировании благоприятного имиджа.

Фирма «Север» собирается расширять торговую площадь магазина, закупать новое оборудование, в полной мере использовать все факторы ассортиментной политики, делать акцент на своих сильных сторонах и еще больше расширить товарный ассортимент, тем самым, привлекая к приобретению своей продукции еще большего числа клиентов. Таким образом, вскоре возможно завоюет большую долю рынка. Все это возможно за счет эффективной конкурентной борьбы с помощью усиленной рекламы и активного стимулирования сбыта, что позволит увеличить финансовые средства предприятия.

источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра экономики и планирования

по преддипломной практике,

выполненный на материалах

Общество с ограниченной ответственностью «ЭлСи»

(полное наименование предприятия)

1. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «ЭлСи»

1.1 Анализ состава и структуры расходов ООО «ЭлСи»

1.2 Характеристика издержек обращения ООО «ЭлСи»

1.3 Анализ состава и структуры доходов ООО «ЭлСи»

1.4 Анализ прибыли торгового предприятия

1.5 Расчет и анализ рентабельности

1. Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия

1.1 Анализ состава и структуры расходов торгового предприятия

Расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия торговли.

Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы.

Нормативными и законодательными документами, регламентирующими формирование расходов в современных условиях, является Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 2 и положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99, которое называется «Расходы организации».

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету № 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

o расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

o расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

— сумма начисленной амортизации;

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются издержками обращения.

В состав издержек обращения включаются расходы организаций торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, формируемые в соответствии с гл. 25 НК РФ в течение отчетного периода. В сумму издержек обращения включаются расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров.

К издержкам обращения относят:

— отчисления на социальные нужды;

— расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

— амортизация основных средств;

— расходы на ремонт основных средств;

— расходы на санитарную и специальную одежду;

— расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

— расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

Издержки обращения занимают наибольшую долю в расходах предприятия. Состав издержек обращения торговых предприятий определяется по видам затрат основных статей. Вместе с тем важным элементом расходов являются прочие расходы предприятия и налоги, уплачиваемые предприятием торговли.

Последняя группа расходов, выделяемая в структуре потребительских затрат – «Прочие» расходы. В эту категорию включены статьи, которые по тем или иным причинам не вошли ни в одну другую группу затрат. Таким образом, данная группа затрат сформирована по так называемому остаточному принципу.

В то же время прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии с ПБУ № 10 в состав прочих расходов включают:

o проценты к уплате (проценты, начисленные организации за временное пользование займами и кредитами, не связанные с приобретением имущества);

o расходы по арендным операциям;

o расходы, связанные с предоставлением прав на интеллектуальную собственность и с участием в уставных капиталах других организаций;

o расходы, связанные с выбытием основных средств и других активов, отличных от товаров и продукции;

o отчисления в оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

o расходы, по оплате услуг кредитных организаций;

o налоги, относимые на финансовые результаты;

o штрафы, пени, неустойки, начисленные в адрес контрагентов;

o суммы, начисленные в уплату убытков, причиненных фирмой;

o убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

o суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

o отрицательные курсовые разницы;

o расходы, связанные с благотворительной деятельностью, на осуществление культурно-развлекательных и спортивных мероприятий

o расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

В настоящее время используется два основных режима налогообложения: традиционная система и специальные режимы.

Розничная и оптовая торговля — наиболее популярный вид деятельности, который практически во всех регионах переведен на уплату единого налога на вмененный доход.

Единый налог на вмененный доход представляет собой специальный налоговый режим, действующий на территории РФ на основании гл. 26.3 НК РФ, нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов и законов городов федерального значения.

С целью объективной оценки изменения финансовых результатов в динамике, необходимо провести анализ состава и структуры расходов на исследуемом предприятии, состав и структуру прочих расходов, а также используемую систему налогообложения.

Анализ расходов торгового предприятия может проводиться как в целом по всей сумме, так и по отдельным статьям.

Проведем анализ состава и структуры расходов торгового предприятия таблица 1.

Анализ состава и структуры расходов ООО «ЭлСи» за отчетный период

Виды расходов Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп роста, %
сумма, тыс. руб. удель-ный вес, % 6206,0 100,0 7704,0 100,0 1498,0 124,1
-издержки обращения 5784,0 93,2 7289,6 94,6 1505,6 1,4 126,0
Прочие расходы 153,0 2,6 154,0 2,0 1,0 -0,6 100,7
Текущий налог на прибыль и другие аналогичные платежи 269,0 4,2 260,4 3,4 -8,6 -0,8 96,8

Результаты анализа, приведенные в таблице 1 характеризуют рост расходов предприятия в отчетном году на 24,1%. Наибольший удельный вес в структуре расходов предприятия занимают издержки обращения 93,2 % в прошлом году и 94,6 % в отчетном году. В динамике издержки обращения выросли на 26,0%. Прочие расходы в отчетном году выросли на 0,7%, позитивным моментом является снижение показателя текущего налога на 3,2% см. рисунок 1.

Рисунок 1. Структура расходов ООО «ЭлСи» за 2006-2007 гг

Неотъемлемой частью расходов предприятия являются налоги. Исследуемое предприятие занимается розничной торговлей, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли таблица 2, в соответствии с этим согласно ст. 346.26 НК РФ организация является плательщиком Единого налога на вмененный доход.

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Состав торговых объектов ООО «ЭлСи» за 2007 год

Наименование объекта Место расположения Площадь В том числе
Общая, м² Торговая, м² Вспом.,м²
Отдел ТЦ «Орбита», г. Абакан, ул. Щетинкина, 63 56,0 45,0 11,0
Отдел Маг. «Кристалл», г. Абакан, ул. Пушкина, 54 50,0 37,0 13,0
ИТОГО 106,0 82,0 24,0

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2.

Расчет вмененного дохода представлен в таблице 3

Расчет вмененного дохода ООО«ЭлСи»

Годы Базовая доходность (БД), руб. Величина физического показателя К2 К1 Налоговая база , руб. (гр. 2 x гр. 3 x гр. 4 x гр. 5) Налоговая ставка, %
1 2 3 4 5 6 7 8
2007 1 800 82,0 1,0 1,096 161769,6 15 24265,4

Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не может быть уменьшена более чем на 50%.

1.2 Характеристика издержек обращения торгового предприятия

В зависимости от типа торгового предприятия и места его нахождения, уровень издержек изменяется. Так, для предприятий, значительно удаленных от поставщиков товаров, характерен наиболее высокий уровень торговых затрат. Это обусловлено повышенными расходами на перевозку, оплату труда работников, замедленной товарооборачиваемостью и высокой стоимостью услуг.

Анализ динамики издержек обращения ООО «ЭлСи» за 2005-2007 гг

показатели ед. измер. годы темп изменения к 1-му году, %
2005 2006 2007
а б 1 2 3 4
оборот розничной торговли тыс.руб. 13705,0 14536,0 17685,0 129,0
издержки обращения:
— сумма тыс.руб 4536,2 5784,0 7289,6 160,7
— уровень % 33,1 39,8 41,2 124,5

В динамике уровень издержек обращения в отчетном году по отношению к 2005 году вырос на 24,5%. оборот розничной торговли вырос на 29,0%.

Рассмотрим динамику издержек обращения в отчетном периоде по статьям затрат таблица 5.

Анализ уровня и суммы издержек обращения в разрезе статей затрат за отчетный период

Статьи издержек обращения Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) по Сумма относительной экономии (перерасхода), руб.
сумма, руб. уровень, % сумма, руб. уровень, % сумме, руб. уровню, %
А 1 2 3 4 5 6 7
Транспортные расходы 87,0 0,6 165,9 0,9 78,9 0,3 53,1
Расходы на оплату труда 757,0 5,2 977,8 5,5 220,8 0,3 53,1
107,5 0,7 138,8 0,8 31,3 0,1 17,7
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря 2475,1 17,0 3385,4 19,1 910,3 2,1 371,4
Амортизация основных средств 106,1 0,7 173,5 1,0 67,4 0,3 53,1
Расходы на ремонт основных фондов
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
Расходы на рекламу 1108,1 7,7 1458,4 8,2 350,3 0,5 88,4
Расходы на санитарную и специальную одежду
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд 215,3 1,5 246,5 1,4 31,2 -0,1 114,5
Прочие затраты 927,9 6,4 743,3 4,2 -184,6 -2,2 -80,1
Итого 5784,0 39,8 7289,6 41,2 1505,6 1,4 247,7

В анализируемом периоде относительный перерасход издержек обращения составил 247,7 тыс.руб. Относительная экономия имела место по статье «Прочие затраты» на сумму 184,6 тыс. руб., за счет снижения уровня этой статьи на 2,2%. Наибольший перерасход на сумму 371,4 тыс. рублей по статье «Расходы на аренду».

Для устранения выявленных в процессе анализа состава и структуры расходов недостатков руководству ООО «ЭлСи» необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Определить оптимальный общий объем текущих затрат в соответствии с используемыми размерами трудовых, материальных ресурсов и поставленной целью работы предприятия на потребительском рынке;

2. Рассчитать размер издержек по отдельным статьям расходов с целью их рационализации;

3. Выявить резервы относительного снижения издержек обращения предприятия

4. Обеспечить возможности относительной экономии издержек обращения, включающих:

а) обеспечить контроль за целенаправленностью и обоснованностью размещения рекламных материалов;

б) провести анкетирование среди своих покупателей с целью определения источников получения информации о реализуемой продукции предприятия, после обработки данных не размещать рекламные материалы в тех изданиях и средствах массовой информации которые не используют покупатели данного предприятия для определения места покупки;

в) запросить у рекламных агентств: прайс – листы на размещение рекламных материалов; наличие выгодных пакетов размещения; сравнить цены на предоставление аналогичных услуг и заключить договора с компаниями, предлагающими более выгодные и интересные варианты.

а) необходимо провести исследование рынка предоставления транспортных услуг для заключения договоров на грузоперевозки по более низким ценам.

б) заключить договор с компанией занимающейся продажей ГСМ, для приобретения топлива со скидками.

в) усилить контроль за рациональным использованием топлива.

а) необходимо снизить расходы на оплату телефонной и факсимильной связи с помощью использования эл.почты.

5. Обеспечить относительное сокращение затрат по основной деятельности за счет обеспечения преимущественного роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы путем повышения уровня автоматизации торгово- технологических процессов, морального поощрения интенсификации труда торгово – оперативного персонала, улучшения микроклимата в коллективе, улучшении условий труда и отдыха работников;

1.3 Анализ состава и структуры доходов предприятия торговли

Основным оценочным показателем финансовой деятельности любого предприятия является прибыль. В соответствии с международными стандартами различают прибыль (убыток) от обычной деятельности и результат от чрезвычайных ситуаций.

Прибыль от обычной деятельности формируется как разность между доходами от обычных видов деятельности и расходами, связанными с их осуществлением.

Согласно п. 5 ПБУ 9/99 Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Для целей настоящего Положения не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

4. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

Помимо обычной в процессе деятельности коммерческой организации могут возникнуть чрезвычайные ситуации, влекущие за собой как доходы, так и расходы. Алгебраическая сумма прибыли от обычной деятельности и сальдо чрезвычайных результатов представляет собой чистую прибыль организации.

Проведем анализ динамики состава и структуры доходов торгового предприятия (табл. 6).

Анализ состава и структуры доходов торгового предприятия за анализируемый период

Таким образом, в динамике доходы предприятия выросли на 27,3 %, доходы состоят из валовой прибыли. В суммовом выражении валовая прибыль увеличилась на 1782,0 тыс. руб..

Рис. 2 Структура доходов ООО «ЭлСи» за 2006 – 2007 гг.

1.4 Анализ прибыли торгового предприятия

Прибыль — основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции.

Проанализируем динамику валовой прибыли в целом по предприятию за ряд лет (табл. 7).

Анализ динамики валовой прибыли торгового предприятия за анализируемый период

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение (+;-) Темп изменения, %
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, %
А 1 2 3 4 5 6 7
6597,0 100,0 8399,0 100,0 1802,0 127,3
– валовая прибыль 6597,0 100,0 8379,0 99,8 1782,0 -0,2 127,0
– проценты к получению
– прочие доходы 22,0 0,2 22,0 +0,2

Показатели Единицы измерения Годы тыс. руб. 5318,0 6597,0 8379,0 157,6
– уровень % 38,8 45,4 47,4 122,2

В динамике уровень валовой прибыли увеличился в 2006 году на 6,6 % по отношению к 2005, а в 2007году на 8,9% по отношению к 2005 году и 2% по отношению к предшествующему. Всего же прирост валовой прибыли в отчетном году по отношению к 2005 году составил 57,6%, а уровень на 22,2%.

Прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.Полезную информацию можно почерпнуть из анализа влияния отдельных факторов (изменения объема товарооборота, его структуры, среднего уровня реализованных торговых надбавок) на сумму валовой прибыли.

Анализ влияния отдельных факторов на сумму валовой прибыли в отчетном году по сравнению с предшествующим годом

Факторы Размер изменения
расчет на сумму, тыс. руб.
А 1 2
Изменение объема товарооборота 1429,6
Изменение среднего уровня реализованных торговых надбавок 353,7
Итого 1783,3

Найдем насколько повлияло изменение оборота розничной торговли на сумму валовой прибыли:

⌂ВП (⌂Р) = =

Найдем сумму влияния на валовую прибыль изменения уровня реализованной торговой надбавки, по формуле:

⌂ВП (⌂ ) = (тыс.руб.)

Формируя выводы по результатам финансовой деятельности, характеризуют абсолютное отклонение и темп роста по прибыли от обычной деятельности до налогообложения, а также по её составляющим. Особое внимание обращают на прибыль от продажи и факторы, обусловливающие изменение её величины.

Далее в ходе анализа, с целью выявления потерь в прибыли от обычной деятельности до налогообложения, необходимо рассчитать влияние фактор — их обусловивших. На изменение прибыли до налогообложения на предприятиях торговли и общественного питания влияют такие факторы, как:

— изменение объема выручки от продажи товаров;

— изменение среднего уровня торговой надбавки на проданные товары;

— изменение среднего уровня издержек обращения.

Положительное влияние на прибыль оказывают рост выручки от продажи товаров при условии рентабельности продаж в прошлом периоде; рост среднего уровня торговой надбавки, , снижение среднего уровня издержек обращения.

Для расчета влияния первых трех факторов на прибыль от продажи, а через неё и на прибыль до налогообложения используют такой метод изучения прямой детерминированной факторной связи, как метод абсолютных разниц.

Осуществим факторный анализ всех видов прибыли (табл. 10).

Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль торгового предприятия в отчетном году

Влияние на сумму чистой прибыли

Изменение среднего уровня валовой прибыли

Изменение среднего уровня издержек обращения

Изменение процентов к получению

Изменение процентов к уплате

Изменение доходов от деятельности

Изменение прочих расходов

Влияние на прибыль до налогообложения =

Влияние перехода на уплату единого налога

на вмененный доход ЕНВД1 -ЕНВД =260,4-269,0

-8,6 Влияние на чистую прибыль = 1556,7-8,6 1548,1
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Относительный перерасход издержек обращения в анализируемом периоде явился причиной снижения прибыли от продаж на 247,6 тыс. руб. Увеличение прочих расходов в отчетном году позволило увеличить прибыль до налогообложения на 22,0 тыс. руб.

Для улучшения финансового результата руководству торговой организации необходимо:

– внедрить комплексную систему рационализации торговли за счет современной технологии доставки и продажи товаров в таре — оборудовании; современных форм обслуживания покупателя;

– сокращать транспортные расходы за счет применения наиболее экономичных видов транспорта, усиления связей с поставщиками, находящимися в районе деятельности торговой организации, использования собственного специализированного транспорта;

– осуществлять контроль за расходованием материалов, воды, топлива, электроэнергии в соответствии с нормативами, предварительно разработанными специалистами экономической службы;

– обеспечить четкий контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Результаты хозяйственно-финансовой деятельности находят непосредственное выражение в финансовом состоянии организации. Помимо задач, связанных с повышением эффективности хозяйственной и финансовой деятельности, необходимо обеспечить рациональное управление финансовыми ресурсами, позволяющее снизить текущие эксплуатационные потребности. Значительную помощь в улучшении ситуации может оказать повышение уровня организации экономической работы, заключающееся, в частности:

— в обоснованном планировании основных показателей деятельности предприятия;

— в периодическом проведении анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности с использованием современной методики и технологии.

Вместе с тем, предприятию необходимо обеспечить рациональное управление финансовыми ресурсами, позволяющее снизить текущие эксплуатационные потребности. Значительную помощь в улучшении ситуации может оказать повышение уровня организации экономической работы, заключающееся, в частности:

— в обоснованном планировании основных показателей деятельности предприятия;

— в периодическом проведении анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности с использованием современной методики и технологии.

1.5 Расчет и анализ рентабельности

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Однако абсолютная величина прибыли недостаточно характеризует эффективность предприятия, т.к. не обладает свойствами сравнимости. Поэтому необходимо рассчитать показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.

Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли

Рентабельность продажрассчитывается делением прибыли от продаж, на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Наиболее наглядно финансовые результаты характеризуют показатели рентабельности. Расчет рентабельности ООО «ЭлСи» представлен в таблице 11.

Анализ рентабельности торгового предприятия в отчетном году, %

Финансовый результат деятельности предприятия положительный и в отчетном и в предшествующем году и улучшается в динамике, поскольку происходит рост рентабельности по всем показателям.

Рентабельность продаж показывает, что на 100 рублей выручки мы получили 6,2 рубля прибыли в отчетном году, что на 0,6 рублей выше показателя прошлого года. Рентабельность конечной деятельности увеличилась на 1%. Трудовые ресурсы на предприятии используются эффективно и эффективность растет, о чем свидетельствует показатель роста на 13,2% по отношению к прошлому году.Рентабельность производственных фондов является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятий отрасли, га исследуемом предприятии основные фонды используются эффективно.

Помимо задач, связанных с повышением эффективности хозяйственной и финансовой деятельности, необходимо обеспечить рациональное управление финансовыми ресурсами, позволяющее снизить текущие финансово – эксплуатационные потребности. Значительную помощь в улучшении ситуации на предприятии может оказать повышение уровня организации экономической работы, заключающейся в следующем:

— проведение маркетинговых исследований собственными силами позволит выяснить потребности посетителей для построения соответствующей работы магазина. Если магазины будут наиболее полно удовлетворять потребности посетителей, то увеличится посещаемость, а значит и объем продаж.

— ведение активной работы с поставщиками, направленную на формирование ассортимента товаров, соответствующих запросам потребителей, по минимальным ценам;

— снижение издержек обращения в нутрии внутри предприятия за счет совершенствования бизнес – процессов, их автоматизации, перераспределения или объединения ряда функций между персоналом компании;

-для снижения затрат на оплату труда необходимо внедрить общедоступные программные обеспечения для комплексного управления малым предприятием, в результате чего исчезнет необходимость в некоторых сотрудниках, связанных с управлением финансами, кадрами или др. Также автоматизация производственных и обслуживающих процессов современной технологией освободит основных и вспомогательных работников.

— периодическом проведении экспресс – анализа результатов хозяйственно – финансовой деятельности и финансового состояния, используя компьютерные технологии, например электронные таблицы MicrosoftExcel;

— проводить планирование основных показателей деятельности предприятия;

Предполагается, что разработанные рекомендации позволят улучшить результаты хозяйственно – финансовой деятельности ООО «ЭлСи» и повысить уровень его финансовой устойчивости.

Таким образом, расходы предприятия, организации относятся к основным экономическим показателям деятельности предприятия торговли.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются издержками обращения.

Издержки обращения занимают наибольшую долю в расходах предприятия. Состав издержек обращения торговых предприятий определяется по видам затрат основных статей. Вместе с тем важным элементом расходов являются прочие расходы предприятия и налоги, уплачиваемые предприятием торговли.

Последняя группа расходов, выделяемая в структуре потребительских затрат – «Прочие» расходы. В эту категорию включены статьи, которые по тем или иным причинам не вошли ни в одну другую группу затрат. Таким образом, данная группа затрат сформирована по так называемому остаточному принципу.

В отчетном году имеет место рост расходов предприятия на 24,1%. Наибольший удельный вес в структуре расходов предприятия занимают издержки обращения 93,2 % в прошлом году и 94,6 % в отчетном году. В динамике издержки обращения выросли на 26,0%. Прочие расходы в отчетном году выросли на 0,7%, позитивным моментом является снижение показателя текущего налога на 3,2% .

Основным оценочным показателем финансовой деятельности любого предприятия является прибыль. В соответствии с международными стандартами различают прибыль (убыток) от обычной деятельности и результат от чрезвычайных ситуаций.

Прибыль от обычной деятельности формируется как разность между доходами от обычных видов деятельности и расходами, связанными с их осуществлением.

В динамике доходы предприятия выросли на 27,3 %, доходы состоят из валовой прибыли. В суммовом выражении валовая прибыль увеличилась на 1782,0 тыс. руб..

Прибыль — основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции.

В динамике уровень валовой прибыли увеличился в 2006 году на 6,6 % по отношению к 2005, а в 2007году на 8,9% по отношению к 2005 году и 2% по отношению к предшествующему. Всего же прирост валовой прибыли в отчетном году по отношению к 2005 году составил 57,6%, а уровень на 22,2%.

Для улучшения финансового результата руководству торговой организации необходимо:

– внедрить комплексную систему рационализации торговли за счет современной технологии доставки и продажи товаров в таре — оборудовании; современных форм обслуживания покупателя;

– сокращать транспортные расходы за счет применения наиболее экономичных видов транспорта, усиления связей с поставщиками, находящимися в районе деятельности торговой организации, использования собственного специализированного транспорта;

– осуществлять контроль за расходованием материалов, воды, топлива, электроэнергии в соответствии с нормативами, предварительно разработанными специалистами экономической службы;

– обеспечить четкий контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Финансовый результат деятельности предприятия положительный и в отчетном и в предшествующем году и улучшается в динамике, поскольку происходит рост рентабельности по всем показателям.

Подтверждаем, что отчет по преддипломной практике студента ____ курса спец. 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в торговле)» очной (заочной) формы обучения __________________________

выполнен на материалах бухгалтерской и статистической отчетности предприятия _____________________________________________________

(полное название предприятия)

Руководитель предприятия ___________ _______________________

Дана студенту (ке) ГОУ ВПО КГТЭИ специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в торговле)», _______________ факультета ______________________________________________________

в том, что результаты отчета по практике рассмотрены руководством (администрацией, на общем собрании и т. д.) _____________________________,

представляют практический интерес в части _________________________ (разделы, главы, отдельные рекомендации отчета и могут быть рекомендованы к внедрению (планируются к использованию, приняты к сведению и т. д.).

Члены комиссии ______________ _____________________

источник

Роль экономических показателей в деятельности торгового предприятия. Особенности товарооборота и его влияние на экономику страны. Понятие издержек обращения, цели, задачи и их классификация. Анализ основных экономических показателей торгового предприятия.

Экономический анализ торгового предприятия

экономический торговый товарооборот

В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственно-торговой, финансовой и другой деятельности предприятий, но выявлять и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, разрабатывать и принимать оптимальные управленческие решения.

Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений — существенное изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение методологии и методики, так как современный этап развития экономики предъявляет высокие требования к эффективному использованию ресурсов, которыми располагает предприятие. Экономический анализ является одним из наиболее действенных инструментов учета и контроля использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, что определяется практическим использованием его результатов в прогнозировании результатов торговой деятельности и оценке эффективности и качества работы организации. Поэтому проведение анализа — одна из ключевых задач управления в экономической сфере.

Анализируя экономические явления и процессы, необходимо не только устанавливать природу их происхождения, но и научиться ими управлять.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена высоким уровнем конкуренции в сфере услуг, требующим постоянного повышения эффективности деятельности торговых организаций.

Целью курсовой работы являлось проведение анализа деятельности торгового предприятия на примере магазина «Головной».

Цель курсовой работы определяет задачи:

— рассмотреть теоретические аспекты экономического анализа, его специфики применения при оценке оборота розничной торговли;

— проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ИП «Головной», оборот по общему объему и ассортиментной структуре;

— разработать предложения по повышению уровня эффективности управления продажами в магазине ИП «Головной».

Объект исследования -ИП «Головной».

Предмет — приемы, методы, способы, принципы, управляющих воздействий на продажу в розничной торговле.

Информационно-аналитическая и методологическая база исследования включает современные методы, методики, технологии процесса анализа торгового предприятия и аналитические материалы магазина ИП «Головной».

1. Роль экономических показателей в деятельности торгового предприятия

1.1 Роль товарооборота и его значение в экономике страны

Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно «Инструкции по учёту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле», розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.

Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях. В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям.

В розничный товарооборот включается продажа товаров и питания в ценах фактической реализации по моменту отпуска товаров и питания покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк. Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период.

Товарооборот — количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.

Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов:

1) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

2) от обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников общественного питания;

3) от состояния, развития и использования материально-технической базы предприятия питания.

Главный фактор успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции — обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии общественного питания обычно начинают с изучения продуктового баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот предприятия общественного питания зависит от поступления сырья и покупных товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие продуктов. Эта зависимость может быть выражена формулой продуктового баланса:

где — товарные запасы на начало изучаемого периода;

— поступление сырья, полуфабрикатов и покупных товаров;

— реализация продукции собственного производства и покупных товаров;

— товарные запасы на конец анализируемого периода.

Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления продуктов, а отрицательное — увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и покупных материалов на конец периода.

Так как товарооборот планируют, учитывают и анализируют в продажных ценах, то и все другие показатели включают в продуктовый баланс в аналогичной оценке. Данные по продуктовому балансу изучают в целом по предприятию питания, так как отсутствует необходимая информация для его составления в ассортиментном разрезе.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора собственной продукции и покупных товаров, наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на предприятиях питания должны быть определённые товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие и сезонные. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной производственно-торговой деятельности предприятий. Запасы продуктов текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Предприятия питания должны иметь их в размере на установленное по плану количество дней производственно-торговой деятельности. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы продуктов ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек производства и обращения, а главное — ухудшению качества и даже порчи продуктов. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в производственно-торговой деятельности предприятий, к снижению объёма товарооборота и выпуска собственной продукции.

Сезонные запасы продуктов создают в определённые периоды года и их образование связано с сезонностью производства. В общественном питании к сезонным товарным запасам относится заготовка картофеля, овощей, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции на зимний период.

Так как нормативы товарных запасов устанавливают поквартально, то и их изучение проводят, прежде всего, по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях.

Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объём товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в общественном питании. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения продуктов со дня их поступления до дня их расхода, а также скорость оборота сырья и покупных товаров.

Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания продуктов в виде товарного запаса.

Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами продукты, а вложенные в них средства.

Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение для экономики: высвобождаются оборотные средства, вложенные в сырьё и покупные товары; снижаются товарные потери и другие издержки производства и обращения; сохраняется качества продукта и т.п.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения сырья и покупных товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:

где Тдн — товарооборачиваемость в днях,

Зср — средние товарные запасы;

Д — количество дней анализируемого периода;

Р — реализация продукции собственного производства и покупных товаров (товарооборот);

Рдн — среднедневной объём товарооборота.

Вторым фактором успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции является обеспеченность трудовыми ресурсами; правильность установления режима труда; эффективность использования рабочего времени; рост производительности труда.

Если по отдельным категориям работников фактическая численность ниже плановой, то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда работников.

Проводя анализ, необходимо установить, какая работа проводится по закреплению кадров, изучить состояние трудовой дисциплины и дать оценку текучести рабочей силы.

При изучении движения рабочей силы, текучести кадров рассчитывают ряд коэффициентов. К ним относят:

— коэффициенты по приёму и увольнению, определяемые отношением количества принятых и уволенных работников к среднесписочной их численности;

— коэффициент текучести кадров, представляющий собой отношение количества уволенных работников за нарушения трудовой дисциплины, по собственному желанию из-за неудовлетворённости работой, а также по сокращению штатов (в связи с безработицей, ликвидацией предприятия и т.п.) к среднесписочной их численности;

— коэффициент безработицы, рассчитываемый отношением уволенных работников по сокращению штатов и в связи с ликвидацией предприятия к среднесписочной численности работающих;

— коэффициент общего оборота рабочей силы, исчисляемый отношением принятых и уволенных работников к среднесписочной их численности.

Производительность труда на предприятиях питания обычно анализируют в целом по всем работникам и по отдельным их группам. В частности, рассчитывают в стоимостном выражении выработку на одного работника предприятия (отношением объёма товарооборота к среднесписочной численности работающих) и на одного работника производства (отношением выпуска собственной продукции к численности работников производства).

Большое влияние на развитие товарооборота и выпуска собственной продукции оказывают состояние и использование материально-технической базы общественного питания. Под материально-технической базой прежде всего имеют в виду основные средства (фонды).

При анализе состояния и обеспеченности основными средствами предприятий питания исчисляют следующие показатели:

1) Долю активной части основных производственных фондов в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень предприятий;

2) Коэффициент физического износа основных средств, определяемый отношением суммы износа к первоначальной или восстановительной их стоимости;

3) Коэффициент обновления, рассчитываемый отношением суммы вновь поступивших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;

4) Коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;

5) Коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы прироста основных средств за год к их остатку на начало года;

6) Показатель фондовооружённости труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов с среднесписочной численности работников;

7) Показатель технической вооружённости труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активных основных средств к среднесписочной численности работников.

Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятий основными производственными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост фонда фондовооруженности и особенно технической вооруженности труда ведет к повышению производительности труда. Поэтому их изучают взаимосвязано: сопоставлением за ряд лет темпов роста производительности труда, фондовооруженности и технической вооруженности труда.

1.2 Понятие издержек обращения, цели, задачи и их классификация

Основой рыночной формы хозяйствования является стремление к росту прибыли. Поиск резервов наращивания прибыли и повышения рентабельности возможен только на основе глубокого, всестороннего анализа и экономического обоснования ее слагаемых: издержек обращения и доходов.

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами, выражаемыми в денежной форме, затраты на производство товаров, работ, услуг представляют собой их фактическую себестоимость. Это расходы по закупке, транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработную плату торговых работников, отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.

В современных условиях хозяйствования каждое предприятие заинтересовано в получении полной и достоверной информации об объеме и составе своих торговых расходов. И, безусловно, организации и предприятия потребительской кооперации должны в совершенстве владеть методикой анализа издержек обращения в розничной торговле, чтобы своевременно изыскивать резервы экономии затрат.

Основными целями учета издержек обращения являются:

— контроль расходов и доходов предприятия;

— обеспечение экономии и эффективности производства и торговли;

— своевременность и достоверность учетной информации и др.

Для достижения этих целей перед учетом ставятся следующие задачи:

— обеспечение правильности документального отражения расходов предприятия;

— правильное отражение издержек на счетах бухгалтерского учета;

— разграничение расходов по видам затрат, номенклатуре статей, по товарным группам и т.д.;

— своевременное представление информации о расходах для контроля, анализа и принятия управленческих решений.

Классификация издержек обращения предполагает их группировку по элементам и статьям; по отношению к товарообороту и по другим признакам.

Для выявления взаимосвязи между расходами и объектом товарооборота торговые предприятия издержки обращения делят на постоянные и переменные.

Постоянные издержки обращения за относительно короткий период времени (1-2 года) не зависят от суммы товарооборота предприятия. Например, расходы по амортизации зданий, оборудования. Они в краткосрочном периоде не увеличиваются с учетом развития товарооборота, и не исчезают даже при нулевом обороте предприятия.

Переменные издержки обращения зависят от объема товарооборота предприятия. Они складываются из расходов по перевозке грузов, по упаковке и фасовке товаров и т.п. Так увеличение суммы реализации товаров влечет за собой рост расходов на заработную плату продавцов при сдельной форме оплаты их труда и наоборот. По мере роста объема товарооборота сумма переменных расходов увеличивается, а сумма постоянных расходов в краткосрочном периоде почти не изменяется. В итоге средние издержки обращения (их уровень) имеют тенденцию к снижению.

Анализ издержек обращения проводят по данным бухгалтерской и синтетической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и сводных документов. Общая фактическая сумма издержек обращения показывается в : форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах», в которой, по строке «Коммерческие расходы» отражается общая сумма; пояснение к бухгалтерскому балансу (ф.№5), где приводятся расходы по элементам затрат; статистическая отчетность — оборотно-сальдовая ведомость, сведения о затратах на производство и реализацию продукции(ф.№5з), «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Данные за месяц об издержках обращения можно получить из регистров синтетического учета. Для изучения отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения, используют данные первичных документов. Издержки обращения характеризуются абсолютной суммой и относительным показателем (уровнем).

Абсолютный показатель отражает общую сумму расходов предприятия за определенный период, но не дает представление о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть об эффективности расходов.

Уровень издержек обращения — качественный показатель предприятия, так как по его величине судят об уровне затрат в расчете на 1 рубль товарооборота. Рассчитывается по формуле:

Анализ издержек обращения начинают с сопоставления отчетных данных с плановыми и данными прошлого года. Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения представляет собой абсолютное их отклонение. Отклонение по уровню издержек обращения от плана или по сравнению с прошлым годом называется размером повышения или снижения уровня издержек обращения. Он показывает, на сколько процентов к товарообороту повысился или снизился фактический уровень издержек обращения. Рассчитывается по формуле:

Интенсивность изменения характеризуется темпом изменения уровня издержек обращения.

Темп изменения показывает, насколько процентов снизился или повысился уровень издержек обращения по сравнению с базисным уровнем, если последний принять за 100%.

По размеру изменения уровня издержек обращения можно определить сумму относительной экономии или перерасхода по издержкам обращения. Она рассчитывается по формуле:

Одним из главных факторов влияющих на изменение издержек обращения является товарооборот. По степени зависимости отдельных статей издержек обращения от выполнения плана товарооборота их подразделяют на две группы: условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные издержки обращения находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота, т.е. с ростом товарооборота их суммы увеличиваются, а уровень остается неизменным. Для изменения влияния товарооборота переменные издержки обращения пересчитывают на фактический товарооборот.

С ростом товарооборота постоянные издержки обращения не изменяются изначально. Уровень постоянных издержек обращения пересчитывают на фактический товарооборот.

При анализе издержек обращения по отдельным статьям затрат определяют уровни издержек обращения к товарообороту, удельные веса в общей сумме затрат и проводят сравнение по суммам, уровням, удельным весам и выявляют изменения по каждому элементу затрат и определяют статьи с наибольшим удельным весом для принятия мер по их экономии.

1.3 Понятие, функции, задачи прибыли

Прибыль — это часть чистого дохода, который получают предприятие после реализации товаров. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и др. отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью проданных товаров.

Конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия выражается прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех её хозяйственных операций. Он отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Экономическая сущность прибыли проявляется через выполняемые ею функции:

— основная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников предприятия

-мера эффективности финансово-хозяйственной деятельности

-источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости.

-источник финансирования доходной части федеральных и местных бюджетов.

Различают несколько видов прибыли: валовая прибыль, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Валовая прибыль — равна разнице между выручкой от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров (в торговле себестоимость равна покупной стоимости товаров) и представляет собой реализованных торговых надбавок.

— реализованная торговая надбавка.

Прибыль от реализации (прибыль от продаж) — это разность между валовым доходом (валовой прибылью) и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) — сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности предприятия.

Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Ставка налога на прибыль составляет 20% от суммы прибыли до налогообложения.

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

Рентабельность — показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов; показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Рентабельность продажи (по чистой прибыли) — показывает размер чистой прибыли, приходящийся на рубль проданных товаров;

Рентабельность продажи (по прибыл от продаж) — показывает сколько прибыли от продаж приходится на единицу проданных товаров;

2. Анализ основных экономических показателей ИП «Головной»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ИП «Головной» по форме собственности относится к частному предпринимательству.

В соответствии с основными целями: осуществления коммерческой деятельности в получение прибыли, предметом деятельности магазина является:

— реализация товаров народного потребления;

— оказание услуг складского хозяйства;

В рамках курсовой работы рассматривается деятельность магазина ИП «Головной».

Режим работы магазина «Головной»: вторник-пятница с 10.00 до 18.00, перерыв с 14.00 до 14.30, суббота-воскресенье с 10.00 до 15.00, понедельник — выходной.

Целью деятельности ИП «Головной» является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.

Компания «Головной» работает на рынке более семи лет. Тем не менее, фирма прочно закрепляет позиции на рынке и имеет большие перспективы развития. Это объясняется тем, что ИП «Головной» — одна из немногих фирм, закупающая товар напрямую от производителей. Фирма реализует очень широкий ассортимент товаров хорошего качества по доступным ценам.

Реализацией и продвижением изделий на рынок занимается отдел по сбыту.

Соотношение численности персонала:

а) управленческий персонал (директор, заместитель директора, главный бухгалтер, заведующий магазином) — 4 человека.

б) основной (торгово-оперативный) персонал (продавцы, бухгалтер, снабженец) — 5 человек.

в) вспомогательный персонал (уборщики) — 1 человек.

Для более полной характеристики необходимо провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина ИП «Головной».

Анализ динамики основных показателей финансово-экономической деятельности магазина проведем на основании данных бухгалтерской отчетности, результаты приведем в таблицах и сделаем выводы.

Таблица 1. Анализ объема и структуры товарооборота

источник

Показатели рентабельности Пн.обл./Р×100 2,9 3,9 +1,0
Рентабельность использования производственных фондов ЧП/(ОФ+ОС) 6,2 10,4 +4,2
Рентабельность использования трудовых ресурсов (на 1 чел.) ЧП/Чсрсп 21,7 34,9 +13,2