Меню Рубрики

Как сделать анализ деятельности фирмы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из следующих этапов:

Анализ финансовых результатов, эффективности использования активов и источников их формирования

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Данный этап включает в себя три составляющих:

  1. анализ структуры активов;
  2. анализ структуры источников формирования активов;
  3. анализ изменения активов и их источников.

Агрегированная информация о состоянии имущества и источников его образования представлена в таблице.

Наименование Базисный год Отчетный год В % к валюте баланса Прирост (+), уменьшение (-)
Базисный год Oтчетный год абсолютная
величина
относительная
величина, %
доля в %
к валюте
баланса
Актив
Внеоборотные активы
Оборотные активы:
Запасы
Долгосрочная дебиторская задолженность
Краткосрочная дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Валюта баланса 100% 100% 100%
Пассив
Капитал и резервы (источники собственных средств)
Обязательства:
Долгосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Краткосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Валюта баланса 100% 100% 100%

При анализе структуры активов и их источников могут наблюдаться негативные тенденции:

  • абсолютное и относительное снижение денежных средств;
  • более быстрый рост заемных средств по сравнению с собственными средствами, что увеличивает вероятность потери контроля над своими активами;
  • более быстрый рост краткосрочных обязательств по сравнению с долгосрочными обязательствами, что приводит к снижению финансовой стабильности организации;
  • более быстрый рост краткосрочных кредитов и займов по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью (уменьшение дешевых источников финансирования), что приводит к увеличению себестоимости продукции, работ, услуг.

При анализе источников собственных средств (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и прочие резервы) положительной тенденцией является увеличение нераспределенной прибыли, ее более быстрый рост по сравнению со всеми собственными источниками. Соответственно, снижение доли нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности организации.

При анализе обязательств (задолженность по кредитам и займам, кредиторская задолженность) положительной тенденцией является увеличение доли долгосрочных обязательств, снижение просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживают просроченные обязательства. Их принято делить на:

  • «спокойные» (задолженность поставщикам и подрядчикам; исключение составляют случаи подачи иска кредитором в арбитражный суд о взыскании задолженности);
  • «срочные» (задолженность бюджету, внебюджетным фондам; увеличение доли соответствующей задолженности свидетельствует о финансовых затруднениях организации).

Размещение активов оценивают с помощью доли в валюте баланса внеоборотных и оборотных активов, доли в валюте баланса имущества производственного назначения. Для организаций производственной сферы доля имущества производственного назначения должна находиться в пределах от 50 до 60%.

Состояние краткосрочных активов характеризуется соотношением труднореализуемых и легкореализуемых активов. Для оценки можно использовать следующую таблицу.

№ п/п Наименование статьи Базисный год Отчетный год Темп роста, % Изменение по
сравнению с
базисным годом
1 Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов, тыс. руб.
2 Производственные запасы, готовая продукция и товары для перепродажи, тыс. руб.
3 Просроченная краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.
4 Итого труднореализуемые активы (сумма строк с 1-й по 3-ю), тыс. руб.
5 Общая величина краткосрочных активов (оборотные активы минус долгосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб.
6 Легкореализуемые активы (стр. 5 — стр. 4), тыс. руб.
7 Отношение труднореализуемых активов к легкореализуемым активам (стр. 4/стр. 6*100%), % X

Понятно, что увеличение доли труднореализуемых активов негативно влияет на ликвидность и финансовую стабильность организации.

Для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости используется система следующих показателей:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: К = заемные средства / собственные средства x 100.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: 0. Профицит, если стр. 1 — стр. 2 0. Профицит, если стр. 4 — стр. 5 0. Профицит, если стр. 7 — стр. 8 0

Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность продаж чистая, (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная или стабильная динамика чистых активов Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Хорошо». Для организаций, существующих менее 1 года, высшая оценка «удовлетворительно» Рентабельность активов общая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Снижение просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Снижение просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная динамика чистых активов или стабильная Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Удовлетворительно» Рентабельность активов общая, (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность активов чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Динамика не имеет значения Отсутствие просроченных обязательств Динамика не имеет значения «Неудовлетворительно» Наличие дефицита одного из видов ликвидных активов Динамика не имеет значения Наличие просроченных обязательств Динамика не имеет значения Убыточность Динамика не имеет значения

Финансовое состояние оценивается как:

  1. отличное, хорошее, удовлетворительное при наличии всех указанных критериев;
  2. неудовлетворительное, если выполняется хотя бы один из указанных критериев: наличие дефицита одного из видов ликвидных активов или наличие просроченных обязательств.

Этим содержание методики Госкомстата исчерпывается.

Для целей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации полезную информацию можно почерпнуть также из следующих документов:

  1. Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  2. Методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104;
  3. Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) (см. таблицу 1 «Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы» разд. IV «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия»), утверждены Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 №118;
  4. Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе России от 12.08.1994 №31-р;
  5. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утверждены Приказом ФСФО России от 23.01.2001 №16.

Обратите внимание! В данный перечень вошли как действующие, так и утратившие силу документы. Однако для целей проведения анализа это не имеет принципиального значения, ведь методологические основы с течением времени не изменяются.

Особо подчеркнем, что некоторые налоговые органы, ссылаясь на неудовлетворительное финансовое состояние организации, отказывают в вычете НДС. В качестве обоснования своей позиции налоговики обычно приводят расчет нескольких коэффициентов. Однако подобные действия инспекторов незаконны, поэтому, обратившись в суд, можно отстоять право на вычет (см., например, Постановления ФАС МО от 17.04.2012 по делу №А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 №09АП-32165/2012 по делу №А40-40743/12-90-215). Арбитры указывают, что неудовлетворительное финансовое состояние не названо в гл. 21 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете. Кроме того, судьи отмечают, что проведенный налоговым органом анализ финансового состояния налогоплательщика не носит комплексного характера, инспекторы отдают предпочтение негативным показателям и не учитывают «хорошие» коэффициенты и положительные тенденции.

Мы подробно рассмотрели предложенную Госкомстатом методику. В принципе она позволяет дать комплексную оценку положению дел на предприятии. Однако при ее применении (как, впрочем, и в случае использования любой другой методики) нельзя переоценивать роль отдельных коэффициентов. Коэффициенты — это наиболее известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности. Они позволяют изучить зависимости между различными составными частями финансовых отчетов (активами и обязательствами, затратами и поступлениями), а также их динамику. Коэффициенты рассчитать нетрудно, а вот правильное их толкование может вызывать трудности.

Кроме того, нужно помнить, что для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор конкретных коэффициентов определяется задачами проводимого анализа (анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства, рейтинговая оценка).

Важно оценить не только значения рассчитанных показателей, но и их динамику.

Так, показатели могут характеризовать организацию с хорошей или даже очень хорошей стороны, но их негативная тенденция (устойчивое снижение размера чистых активов, чистой прибыли, рентабельности, доли собственного капитала, коэффициентов ликвидности) – повод задуматься (понять причины отрицательных изменений, внести необходимые корректировки в проводимую руководством организации политику). И наоборот, нет оснований для паники, если значение некоторых из показателей ниже рекомендуемого, но наблюдается их положительная динамика.

При проведении анализа должны учитываться не только отраслевые особенности, но и условия жизнедеятельности каждого конкретного предприятия. Например, при наличии на балансе объектов незавершенного строительства значимыми будут такие сведения, как (п. 8 Приложения 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа):

  • степень готовности объектов незавершенного строительства;
  • размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
  • необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
  • возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.

Автор: С.М.Волкова, Эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 4/2013

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Ниже представлен финансовый анализ предприятия на примере ООО Арсенал . Этот пример сгенерирован программой ФинЭкАнализ .

Анализ финансового состояния организации начинается со сравнительного аналитического баланса. При этом выявляются важнейшие характеристики:

— общая стоимость имущества организации;

— стоимость иммобилизованных и мобильных средств;

— величина собственных и заемных средств организации и др.

Оценка данных сравнительного аналитического баланса – это, по сути, предварительный анализ финансового состояния, позволяющий судить о платеже-, кредитоспособности и финансовой устойчивости организации, характере использования финансовых ресурсов

Наименование показателя Код
строк
01.01.2014 01.01.2015 Отклонение +/- Темп
при-
роста, %
% к
изме-
нению итога баланса
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Иммобилизованные активы
1.1. Нематериальные активы 1110+..+1140 5877 0.3 5076 0.2 -801 -0.1 -13.6 -0.2
1.2. Основные средства 1150 314415 15.5 284433 11.4 -29982 -4.1 -9.5 -6.5
1.3. Долгосрочные финансовые вложения 1160+1170 3842 0.2 176392 7.1 172550 6.9 4491.2 37.1
1.4. Прочие 1180+1190 173237 8.5 190524 7.6 17287 -0.9 10 3.7
ИТОГО по разделу 1 1100 497371 24.5 656425 26.3 159054 1.8 32 34.2
2. Оборотные активы
2.1. Запасы 1210+1220 924500 45.6 1016399 40.8 91899 -4.8 9.9 19.8
2.2. Дебиторская задолженность 1230 340691 16.8 426937 17.1 86246 0.3 25.3 18.6
2.4. Краткосрочные финансовые вложения 1240 152612 7.5 8231 0.3 -144381 -7.2 -94.6 -31.1
2.5. Денежные средства 1250 104238 5.1 368828 14.8 264590 9.7 253.8 56.9
2.6. Прочие 1260 7219 0.4 14580 0.6 7361 0.2 102 1.6
ИТОГО по разделу 2 1200 1529260 75.5 1834975 73.7 305715 -1.8 20 65.8
ИМУЩЕСТВО, всего 1600 2026631 100 2491400 100 464769 22.9 100
3. Собственный капитал
3.1. Уставный капитал 1310-1320 46754 2.3 48156 1.9 1402 -0.4 3 0.3
3.2. Добавочный капитал 1340+1350 579738 28.6 608013 24.4 28275 -4.2 4.9 6.1
3.3. Резервный капитал 1360 2338 0.1 2338 0.1 -0
3.4. Прибыль (убыток) 1370 242903 12 839853 33.7 596950 21.7 245.8 128.4
ИТОГО по разделу 3 1300 871733 43 1498360 60.1 626627 17.1 71.9 134.8
4. Долгосрочные пассивы
4.1. Займы и кредиты 1410
4.2. Прочие 1420+..+1450 20170 1 20933 0.8 763 -0.2 3.8 0.2
ИТОГО по разделу 4 1400 20170 1 20933 0.8 763 -0.2 3.8 0.2
5. Краткосрочные пассивы
5.1. Займы и кредиты 1510 289370 14.3 -289370 -14.3 -62.3
5.2. Кредиторская задолженность 1520 809613 39.9 907014 36.4 97401 -3.5 12 21
5.3. Доходы будущих периодов 1530 1692 0.1 2289 0.1 597 35.3 0.1
5.4. Резервы предстоящих расходов и под условные обязательства 1540+1430 28682 1.4 56550 2.3 27868 0.9 97.2 6
5.5. Прочие 1550 5371 0.3 6254 0.3 883 -0 16.4 0.2
ИТОГО по разделу 5 1500 1134728 56 972107 39 -162621 -17 -14.3 -35
Заемный капитал, всего 1400+1500 1154898 57 993040 39.9 -161858 -17.1 -14 -34.8
ИСТОЧНИКИ ИМУЩЕСТВА, всего 1700 2026631 100 2491400 100 464769 22.9 100
Собственные оборотные средства 1300-1100 374362 18.5 841935 33.8 467573 15.3 124.9 100.6

Оценка состава и структуры баланса предприятия позволяет выделить следующие признаки «хорошего» баланса (устойчивого финансового состояния):

— общая стоимость имущества увеличилась

— собственный капитал организации превышает заемный

— темп роста собственного капитала выше, чем темп роста заемного

— доля собственных средств в оборотных активах больше 10%.

В анализируемом периоде произошло увеличение уровня внеоборотных активов. При этом возросла сумма долгосрочных финансовых вложений на 172550 тыс. руб. или на 4491.15%.

Оборотные активы предприятия формируются в основном за счет запасов, дебиторской задолженности, денежных средств. Незначительную величину в составе оборотных средств составляют также НДС по приобретенным ценностям, краткосрочные финансовые вложения, прочие оборотные активы.

Стоимость запасов за исследуемый период увеличилась на 90322 тыс. руб. и составила 1014646 тыс. руб.

Таким образом, за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. оборотные активы предприятия за счет роста общей суммы дебиторской задолженности увеличились на 86246 тыс. руб.

В структуре баланса ОАО «Арсенал» (ПРИМЕР) как на начало, так и на конец периода присутствуют краткосрочные финансовые вложения. В течение анализируемого периода их уровень снизился на 144381 тыс. руб.

Сумма свободных денежных средств на предприятии за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. возросла на 264590 тыс. руб. и составила 368828 тыс. руб.

В исследуемом периоде организацией использовались прочие оборотные активы.

Как видно из схемы, описывающей структуру активов предприятия, в начале и в конце анализируемого периода средства организации используются за ее пределами. При этом за анализируемый период их сумма возросла на 114415 тыс. руб. и составила 611560 тыс. руб.

Как видно из приведенной схемы, пассив баланса по состоянию на 01.01.2015 г. состоит из капитала и резервов, долгосрочных обязательств, краткосрочных обязательств. При этом собственный капитал составляет 60.14% от общей стоимости источников имущества организации, долгосрочные обязательства находятся на уровне 0.84% от стоимости имущества, удельный вес краткосрочных обязательств равен 39.02%.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

В конце анализируемого периода в составе собственного капитала предприятия выделяется уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

Уставный капитал организации за исследуемый период возрос на 1402 тыс. руб. и составил 48156 тыс. руб. Уровень добавочного капитала возрос на 28275 тыс. руб. и составил 608013 тыс. руб. Также в структуре баланса присутствует резервный капитал в сумме 2338 тыс. руб. Как на начало, так и на конец исследуемого периода в балансе предприятия присутствует нераспределенная прибыль. При этом ее уровень возрос на 596950 тыс. руб. и составил 839853 тыс. руб.

Заемные средства предприятия как на начало, так и на конец периода состоят из долгосрочных и краткосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства за период анализа возросли на 763 тыс. руб. и составляют 20933 тыс. руб. или 103.78% от их первоначального уровня. В структуре долгосрочных обязательств на начало периода присутствуют отложенные налоговые обязательства. В конце периода долгосрочные обязательства состоят из отложенных налоговых обязательств на 100%.

По строке 1510 баланса (краткосрочные заемные средства) – сумма заемных средств на 01.01.2015 г. снизилась по сравнению с положением на 01.01.2014 г. на 289370 тыс. руб. и составила 0 тыс. руб. Сумма кредиторской задолженности на 01.01.2015 г. возросла по сравнению с положением на 01.01.2014 г. на 97401 тыс. руб. и составила 907014 тыс. руб. Наблюдается высокий удельный вес кредиторской задолженности. По состоянию на 01.01.2014 г. ее уровень составляет 39.95% общей стоимости имущества предприятия, а на 01.01.2015 г. — 36.41%.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в исследуемом периоде не изменилось. При этом по состоянию на 01.01.2014 г. кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 137.6%, а по состоянию на 01.01.2015 г. на 112.4%. Таким образом, за исследуемый период увеличилось отвлечение средств из оборота предприятия, возросло косвенное кредитование средствами данной организации других предприятий. Организация несет убытки от обесценения дебиторской задолженности. Необходимо принять всевозможные меры по взысканию дебиторской задолженности в целях покрытия задолженности предприятия перед кредиторами.

В структуре пассива баланса по состоянию на конец исследуемого периода присутствуют также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.

Увеличение активов на 464769 тыс. руб. сопровождается одновременным снижением обязательств предприятия на 161858 тыс. руб. Так как платежеспособность зависит от покрытия обязательств предприятия его активами, можно утверждать, что вследствие того, что активы организации возросли, отношение текущих пассивов к текущим активам изменилось и повлекло значительное улучшение платежеспособности.

источник

Динамика основных финансовых показателей организации. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ миссии компании, корпоративной, деловых и функциональных стратегий. Сущность политики формирования портфеля заказов на продукцию.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления — «НИНХ»

по производственной практике

Анализ деятельности организации на ООО «Айгуль»

Глава 1. Анализ деятельности организации

1.1 Краткая характеристика деятельности организации

1.2 Динамика основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности

1.3 Стратегический анализ внешней среды организации

1.4 Анализ внутренней среды организации

Глава 2. Применение методов стратегического менеджмента в ООО «Айгуль»

2.1 Характеристика миссии организации, корпоративной, деловых и функциональных стратегий

2.2 Стратегия формирования портфеля заказов на продукцию

Глава 3. Разработка путей решения проблемы, существующей в организации

Управление — есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.

Торговой называется организация, выполняющая функции купли, продажи, дистрибьюции и хранения товаров, а также занимающаяся торгово-финансовой деятельностью. Как отрасль торговля отличается от других отраслей хозяйства низкой фондоемкостью, широким применением живого труда, высокой потребностью в оборотных средствах и более быстрой их оборачиваемостью.

Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия. Это обуславливает актуальность выбранной темы прохождения производственной практики.

Объектом производственной практики является предприятие мелкооптовой торговли ООО «Айгуль». Целью прохождения производственной практики является анализ стратегического и финансового управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ООО «Айгуль», выявление актуальных проблем управления данным предприятием и разработка путей их решения.

В соответствии с поставленными для прохождения производственной практики целями сформированы следующие задачи:

§ Определить характеристику деятельности предприятия и провести анализ основных финансово-экономических показателей коммерческой деятельности ООО «Айгуль»;

§ Провести стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Айгуль»;

§ Рассмотреть основные методы стратегического менеджмента в ООО «Айгуль»;

§ Выявить основные проблемы стратегического управления ООО «Айгуль» и разработать методы их решения.

Методической и теоретической основой написания отчета о производственной практике должны стать соответствующие Федеральные законы РФ, учебные пособия и специальная литература по обозначенной теме исследования, бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетности ООО «Айгуль». Структура отчета о практике состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 17 источников и приложения.

Глава 1. Анализ деятельности организации

1.1 Краткая характеристика деятельности организации

Общество с ограниченной ответственностью «Айгуль» занимается мелкооптовой и розничной продажей винно-водочной и другой продукции. Местонахождение предприятия — г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), база ППС.

Деятельность предприятия регулируется Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом предприятия, а также другими нормативными документами и законодательными актами. Предприятие является самостоятельным хозяйственным объектом с правами и обязанностями юридического лица.

Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивает социальное развитие и стимулирование работников за счет накопленных средств, несет полную ответственность за результаты собственной хозяйственной деятельности и выполнение возложенных на себя обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом, банками, а также перед трудовым коллективом согласно действующего законодательства.

Целью создания ООО «Айгуль» является осуществление производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Для достижения своих целей ООО «Айгуль» выполняет следующую деятельность:

— осуществляет любые виды сделок и операций как в России, так и за границей: сделки купли-продажи, мены, подряда, займа, перевозок, поручений, хранения, комиссии и другие.

— осуществляет посреднические, агентские, представительские, маркетинговые, трастовые, инжиниринговые, лизинговые и другие услуги.

— осуществляет рекламную информацию, проводит рекламные мероприятия, участвует и организует выставки и ярмарки.

— осуществляет поиск потенциальных партнеров среди объединений, предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а также фирм, находящихся за ее пределами для налаживания прямых контактов между ними.

— осуществляет вложение имеющихся средств в проекты сотрудничества с зарубежными партнерами, включая создание совместных предприятий, строительство объектов социального, производственного назначения.

— участвует в разработке и внедрении инвестиционных программ по реконструкции, капстроительству жилых и нежилых помещений.

— осуществляет различные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, товарообменные (бартерные) с товарами народного потребления и услугами, неликвидами, вторичными ресурсами и т.д.

— осуществляет строительство, изготовление, приобретение, сдачу в аренду и отчуждение имущества: зданий, оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей;

— осуществлять складские, консигнационные услуги, транспортные, экспедиторские, автосервисные услуги, включая создание собственных или совместных автохозяйств;

— производить все виды страхования своих имущественных и неимущественных интересов в страховых обществах.

Уставный капитал ООО «Айгуль» сформирован за счет вкладов учредителей и составляет 10 000 000 руб.

ООО «Айгуль» самостоятельно осуществляет планирование хозяйственной деятельности, исходя из реального потребительского спроса в пределах видов деятельности.

Структура органов управления ООО «Айгуль» состоит из общего собрания участников (ежегодные собрания) и единоличного исполнительного органа.

1.2 Динамика основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности

Для выявления динамики изменения балансовых показателей приведем сравнительный аналитический баланс в Приложении 1.

Анализ динамики баланса позволяет сделать вывод о его устойчивой структуре. По итогам отчетного периода валюта баланса выросла на 14%. Увеличилось количество и удельный вес внеоборотных и оборотных (материалов и готовой продукции) активов, снизилась доля дебиторской задолженности и НДС. Однако снизилась и доля денежных средств в общей валюте баланса, но при этом выросла доля финансовых вложений, что позволяет судить о том, что исследуемое предприятие формирует инвестиционную программу. Доля собственных средств в пассиве баланса также возросла, снизились краткосрочные займы и кредиторская задолженность. В общем можно охарактеризовать динамику баланса как положительную.

Данные для расчета финансовых коэффициентов сведем в таблицу 1.1.

Себестоимость проданных товаров

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль, прочие платежи и чрезвычайные расходы

Выручка от продаж товаров предприятия возросла на 17%, при этом прирост себестоимости составил всего 13%, что позволило значительно повысить валовую прибыль ООО «Айгуль». Можно сделать вывод об эффективности маркетинговой и финансовой стратегии предприятия.

Коэффициенты ликвидности организации.

Можно заметить, что все коэффициенты ликвидности предприятия в отчетном и базовом периоде соответствуют нормативным с отклонениями в положительную сторону, наблюдается положительная динамика. Это говорит о высокой степени платежеспособности предприятия при расчетах с дебиторами и кредиторами, а также об обеспеченности предприятия оборотными средствами для погашения текущих задолженностей. В ближайшее время в случае продолжения выбранной управлением предприятия финансовой и маркетинговой стратегии банкротство ООО «Айгуль» не грозит.

Анализ финансовой устойчивости предприятия также сведем в таблицу.

По результатам таблицы видно, что финансовое состояние данного предприятия не зависит от внешних заемных источников средств, маневренность собственного капитала предприятия высокая, это говорит о том, что предприятие не всегда способно пополнять оборотные средства за счет собственных источников. Коэффициент обеспеченности материальных оборотных средств выше нормы как в начале отчетного периода, так и в конце. Доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных активов практически соответствует нормативу. По всем показателям можно оценить финансовое состояние организации как устойчивое.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в следующие группы:

Показатели рентабельности капитала;

Показатели рентабельности производства;

Показатели рентабельности продаж;

Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков денежных средств.

Основные виды рентабельности организации приведены в Приложении 2.

По результатам анализа рентабельности предприятия видно, что динамика рентабельности положительная, все коэффициенты соответствуют норме и растут. При этом динамика рентабельности продаж по прибыли до налогообложения и чистой прибыли выше, чем динамика рентабельности продаж, что говорит о повышении товарооборота при одновременном процентном снижении издержек, то есть об эффективной сбытовой и маркетинговой политике предприятия.

Анализ эффективности использования персонала начнем с определения количественного и качественного персонала организации (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их качественный состав).

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Характеристика движения рабочей силы

Численность ППП на начало года

Уволены за нарушение трудовой дисциплины

Численность персонала на конец года

Среднесписочная численность персонала

Коэффициент оборота по приему работников

Коэффициент оборота по выбытию работников

Коэффициент текучести кадров

Коэффициент постоянства кадров

Средний возраст работников основной специальности

Средний возраст работников управленческого аппарата

Процент работников, имеющих необходимое образование (квалификацию)

Прибыль от реализации продукции

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб

Среднесписочная численность работников, чел

Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс.руб

В отношении движения рабочей силы в ООО «Айгуль» вырисовывается первая проблема: высокая текучесть кадров. Из таблицы также можно заметить то, что управление предприятия в отношении персонала ведет политику снижения среднего возраста как в отношении работников основной профессии, так и управленческого аппарата, однако в этом случае снижается процент профессиональной подготовки сотрудников. Вряд ли можно назвать такую политику управления персоналом эффективной для долгосрочной перспективы. В этом случае управлению по работе с персоналом предприятия необходимо обеспечивать мотивацию сотрудников (материальную и моральную), обеспечить благоприятный психологический климат и адаптацию в коллективе. Что касается эффективности использования персонала, то динамика ее положительная, выработка работников выросла по сравнению с прошлым периодом, рентабельность персонала выросла.

1.3 Стратегический анализ внешней среды организации

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Для анализа факторов внешней среды можно использовать PEST — Анализ. PEST — Анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Анализ факторов внешней среды приведен в приложении 3.

Политические факторы в силу специфики отрасли почти никакого влияния на развитие компании не оказывают. Можно отметить только выраженное влияние факторов изменения денежно-кредитной и налоговой политики республики и Нерюнгринского района, а также отношения с иностранными государствами и странами ближнего зарубежья, предприятия которых являются косвенными поставщиками алкогольной продукции ООО «Айгуль».

Данные анализа влияния социальной и демографической среды свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования населения.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) складывается выгодная для развития малого предпринимательства обстановка. Республиканское правительство и муниципальное управление создают благоприятную среду для развития малого бизнеса в республике (законодательная и информационная поддержка, низкие кредитные ставки, выгодная аренда муниципальной собственности и т.д.).

Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании.

При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:

— размеры и темпы изменения размеров рынка;

— размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

— общий уровень экономического развития;

— масштабы правительственной поддержки отрасли.

Наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:

— уровень развития конкурентных отношений;

— система налогообложения и качество экономического законодательства;

— общая конъюнктура национального рынка.

Технологические факторы также не оказывают существенного влияния на сферу деятельности компании, так как ООО «Айгуль» — предприятие непроизводственной сферы. Влияние оказывают только инновации в области торгового оборудования и технологий, а также факторы совершенствования маркетинговой и кадровой политики (рекламные технологии, программы обучения кадров по западным технологиям и т.д.).

В некоторых теориях природно-экологические факторы занимают одно из ведущих мест. Основной причиной, которая объясняет такое отношение к природной среде в этих теориях, является тезис о том, что развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью ресурсов.

Природно-экологическая среда характеризуется следующими факторами:

— размещение больших промышленных центров;

— территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;

— состояние экологической среды и ее влияние на производство.

Город Нерюнгри является сравнительно небольшим промышленным городом республики. В результате анализа влияния экологических факторов на предприятия малого бизнеса республики были выявлены незначительные факторы как позитивного (наличие и разработка природных ресурсов), так и негативного влияния (неблагоприятные природно-климатические и экологические условия для проживания).

Рынок алкогольной продукции и безалкогольных напитков — один из самых быстрорастущих в России. Это обеспечивается постоянным спросом, а также высоким ассортиментом предоставляемой продукции.

На следующей диаграмме представлен сегмент рынка мелкооптовой и розничной торговли алкогольными и безалкогольными напитками в общем товарообороте продуктов питания Нерюнгринского района в 2008 году.

На следующей диаграмме представлена динамика изменения объема продаж (процент от общей доли рынка) алкогольной и безалкогольной продукции за 2004-2008 год:

Сегментация рынка алкогольной продукции Нерюнгринского района представлена в следующем виде:

54% — люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи

22% — «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи

5% — «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 30000 рублей

9 % — бизнесмены — от 50000 рублей

Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 1.6.

Характеристика потребителей алкогольной продукции Нерюнгринского района

Потребители по полезным свойствам

Потребители по демографическому признаку

Потребители по поведенческому признаку

Потребители по психографическому признаку

Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные

Ипохондрики, с консервативными вкусами

Те магазины, у которых цена наиболее приемлемая (низкая)

Деловые люди, имеющие постоянное место работы

Активные, уверенные в себе люди

По приемлемости цены, имеющиеся в продаже

Соответствие модным тенденциям

Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие

Любители авангарда, новаторы, экспериментаторы

Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей

Исходя из приведенных данных можно посоветовать ООО «Айгуль» продолжать политику гибкого уровня цен и ассортимента, рассчитанного на людей со средним достатком.

Основными поставщиками ООО «Айгуль» являются такие производители как АО «Балтика», Кубань-вино, ООО Корнет (г. Москва) — поставки алкогольной продукции (вино, коньяк, специализированные алкогольные напитки) из стран СНГ и дальнего зарубежья, ООО ТД Вилаш, ООО ТД Винерон, АО Алкопром, АО АлкоПремиум, ООО БайкалФарм, ООО Исток-Амур, ОАО Кристалл, ООО ТД Немирофф, Мариинский спиртовой комбинат, ООО ОША, ЗАО Русский алкоголь и другие.

Наиболее привлекательными для ООО «Айгуль» с точки зрения стоимости, доставки и гарантии качества являются:

Наиболее привлекательными с точки зрения важности для поставщика объема продаж являются следующие:

— Мариинский спиртовой комбинат;

Наиболее привлекательными по концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами выделены:

В настоящее время управленческая политика ООО «Айгуль» предполагает закрепление сотрудничества с наиболее выгодными поставщиками.

Под конкурентами компании понимается следующее. Конкуренты — альтернативные товары, услуги, взаимоотношения, способные удовлетворить нужды и потребности клиента, а также юридические и физические субъекты, предоставляющие эти товары, услуги и взаимоотношения.

Проведем структурный анализ конкурентной среды (модель 5 сил):

1. Новые конкуренты. ООО «Айгуль» является наиболее крупным реализаторам алкогольной продукции на рынке Нерюнгринского района по ассортименту продукции, гибкости скидок и обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов фирме практически не грозит, так как компания уже прочно завоевала потребительские позиции.

2. Угроза замены. Поскольку алкогольная продукция ООО «Айгуль» разнопрофильна и реализуется в достаточном ассортименте по доступным ценам, оптом и в розницу степень угрозы того, что заменители — прямые или косвенные — повлияют на деятельность организации практически равна нулю.

3. Власть покупателей. Власть покупателей практически не оказывает влияния на деятельность исследуемого предприятия, так как ассортимент продукции очень высок, продукция конкурентоспособна, а данная отрасль характеризуется низкой эластичностью спроса по цене.

4. Власть поставщиков. В Российской Федерации и за рубежом достаточно большое количество фирм занимаются производством алкогольной продукции, что обеспечивает отсутствие доминирования в среде поставщиков. Для производителя алкогольной продукции важна угроза выхода на рынок и продвижения товаров заменителей, поэтому как поставщики они обеспечивают доступность цены, качество и гарантии товара.

5. Из существующих мелкооптовых и розничных магазинов алкогольной продукции ООО «Айгуль» является самой крупной и самой долговременной в Нерюнгринском районе. Основными конкурентами ООО «Айгуль» по поставке и мелкооптовой и розничной реализации алкогольной продукции в Нерюнгринском являются ООО «Вист», ООО «Вино-Маркет», ТД «МИР ПИВА».

Проведем анализ сильных и слабых сторон фирмы ООО «Айгуль» и основных ее конкурентов. Обозначим факторы влияния и рейтинговую оценку по 5-балльной шкале:

«5» — если данный признак на предприятии полностью проявляется;

«4» — если данный признак проявляется в достаточной степени;

«3» — если данный признак проявляется не полностью;

«2» — если данный признак проявляется слабо;

«1» — если данный признак не проявляется.

Сравнительный анализ конкурентов приведен в приложении 4.

Как видно из анализа, средняя рейтинговая оценка факторов привлекательности для потребителя конкурентов ООО «Айгуль» ниже, чем у нашей фирмы. Следовательно, опасность влияния существующих конкурентов на рынке алкогольной продукции Нерюнгринского района достаточно низкая.

В соответствии с результатами анализа для фирмы выделена следующая концепция поведения: фокусирование на определенной группе товаров (алкогольная продукция и безалкогольные напитки) и расширение рынка в северо-западные районы Якутии и в сторону Амурской области.

1.4 Анализ внутренней среды организации

Проведем анализ внутренней среды организации по методу SNW и методу экспертных оценок.

Метод SNW проведем по сильным и слабым сторонам организации в разрезе различных сфер деятельности в приложении 5.

Как видно из анализа, самой слабой стороной управления предприятием является кадровая политика: низкий уровень подготовки и квалификация сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие мотивации персонала, отсутствие контроля за циклами найма рабочей силы.

Проведем оценку различных аспектов деятельности организации ООО «Айгуль» по методу Дельфи:

Введем обозначения сфер деятельности:

F1 — производственная деятельность;

F2 — финансовая деятельность;

F3 — снабжение материально-техническими ресурсами;

F4 — управленческая деятельность;

F5 — маркетинговая политика;

F6 — технологическая политика;

F7 — управление персоналом;

F8 — инновационная деятельность;

F9 — рекламная деятельность;

F10 — организационная структура и имидж организации.

4-5 баллов — удовлетворительная;

В качестве экспертов были опрошены специалисты ООО «Айгуль»: генеральный директор, директор филиала мелкооптового магазина, старший товаровед, старший экономист, инспектор кадров, главный бухгалтер, администратор торгового зала, старший продавец, специалист отдела планирования, специалист по рекламе и PR.

Результаты сведем в таблицу:

Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

источник