Меню Рубрики

Как сделать анализ былины садко

Образовательные:

  • продолжить формирование навыков и умений сравнительного анализа:
  • находить сходства и отличия в сюжете произведений литературы и киноискусства;
  • выявлять основные качества героев произведений исравнивать персонажи;
  • выявлять художественное своеобразие произведений литературы и кино;
  • делать выводы в своей работе.

Развивающие:

  • развитие речи, словарного запаса;
  • развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
  • развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
  • формирование нравственного сознания.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

1. Вступительное слово учителя.

На уроке литературы мы с вами познакомились с произведениями устного народного творчества — былинами. Одна из них — былина новгородского цикла «Садко». Также мы с вами посмотрели одноимённый фильм-сказку режиссёра А. Птушко «Садко». Сегодня нам предстоит нелёгкая, но очень интересная задача — сравнить произведение устного народного творчества с произведением киноискусства.

Но прежде давайте прослушаем два сообщения учащихся: первое — о былине «Садко», второе — о фильме-сказке «Садко».

2. Сообщения учащихся о былине «Садко» (Ю.М. Соколов и В.И. Чичеров. Онежские былины. — М., 1948) и фильме-сказке «Садко» (Мосфильм. А. Птушко.Фильм-сказка «Садко». — www.mosfilm.ru).

3. Слово учителя.

А теперь приступим к сравнительному анализу былины и киносказки. Нашу работу мы построим следующим образом: сначала сравним сюжеты произведений, затем сопоставим их героев и в конце попытаемся выявить художественное своеобразие былины и фильма-сказки.

Итак, приступим к сравнению сюжета произведений.

4. Беседа с учащимися.

— Сколько условно частей можно выделить и в былине, и в фильме? Давайте их озаглавим.

На доске записывается план сюжета.

  • Садко в Новгороде.
  • Путешествие Садко.
  • Садко на море.
  • Садко в подводном царстве у Морского Царя.

Весь класс мы разделим на 4 рабочие группы. Каждой группе предстоит сравнить сюжеты одной из частей былины и фильма-сказки согласно нашему плану.

5. Работа по группам.

Каждая группа получает карточку с заданием.

Задание для группы 1.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки первой части — «Садко в Новгороде».

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

— Кем был Садко в начале былины и фильма?

— Как удалось разбогатеть Садко в былине и в фильме? Кто в этом ему помогает в былине? А кто в фильме-сказке?

— С какой целью строит Садко корабли и отправляется в путешествие в былине? А в фильме?

Задание для группы 2.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки второй части — «Путешествие Садко».

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

— Куда отправляется Садко с дружиною в былине? Что сказано о его путешествии?

— В фильме-сказке путешествие занимает значительное место. Как вы думаете, почему?

— Какие испытания выпали на долю Садко и его дружины в фильме?

— К какой мысли приходит Садко в конце своего путешествия в фильме? В чём он видит счастье?

Задание для группы 3.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки третьей части — «Садко на море».

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

— Почему на море разыгралась буря?

— Как ведёт себя Садко в былине, прежде чем отправиться к Морскому Царю? Почему?

— Какое решение принимает Садко в фильме-сказке?

Задание для группы 4.

Дайте краткий пересказ сюжета былины и фильма-сказки четвёртой части — «Садко в подводном царстве у Морского Царя».

Сделайте вывод, ответив на следующие вопросы:

— Как выглядит Морской Царь в былине? А как в фильме?

— Почему Садко начинает играть на гуслях в былине? А в фильме-сказке?

— От кого Садко узнаёт о том, что на море тонут корабли? Кто помогает ему попасть на землю в былине? А в фильме?

6. Выступления групп со своими сообщениями.

В результате работы учащиеся должны прийти к следующим выводам.

И в фильме, и в былине Садко вначале был бедным гусляром, услаждавшим слух прекрасным пением и игрой на гуслях. И в былине, и фильме разбогатеть Садко помогает потусторонняя сила. Но если в былине помощником выступает сам Морской Царь, то в фильме это прекрасная дочь морского царя — Морская царевна. Оба они награждают Садко за прекрасное пение и игру на гуслях рыбами с золотыми перьями, на которых советуют гусляру бить об заклад с купцами на спор.

В былине Садко, разбогатев, становится богатым купцом и зазывает всех к себе на пир, где хвастает, что скупит на свои деньги все товары новгородские. Однако это ему не удаётся, так как каждый день в Новгород привозят всё новые и новые товары со всех концов земли. Тогда Садко делает вывод, что славный Новгород богаче его будет и, построив тридцать кораблей, собирается в морское путешествие торговать новгородскими товарами.

В фильме Садко, получив новгородские товары, раздаёт их бедным людям. В морское путешествие он со своей дружиной собирается на поиски Птицы-Счастья для бедного люда и чтобы прославить новгородские товары, а с ними и Великий Новгород. Строит он всего три корабля, на которых и отправляется в путешествие.

Итак, и в былине, и в фильме Садко отправляется в путешествие на своих кораблях.

И в былине, и в фильме Садко с дружиной совершают путешествие по морю.

В былине морское путешествие описывается очень кратко, упоминается только, что Садко через Ладожское озеро попадает в реку Неву, а затем едет по морю. Направляется он в Золотую Орду, где торгует новгородскими товарами и получает великие барыши.

В фильме же путешествие занимает значительное место, описывается ряд приключений Садко и его дружины в поисках Птицы-Счастья: встреча с воинственным народом, с хитрым индийским правителем Магараджа. Отовсюду Садко выбирается живым: русская смекалка, смелость выручают молодца и его дружину. Садко находит Птицу Феникс, но счастье оказывается не в ней. В результате своего путешествия Садко понимает, что лучше родной земли, любимых родных и близких нет в мире ничего — и в этом он видит счастье.

И в былине, и в фильме Садко с дружиной направляются домой в Новгород.

И в былине, и в фильме Морской Царь требует дани — живой головы, причём самого Садко.

Но если в фильме Садко сразу принимает решение самому отправиться к подводному Царю, не желая жертвовать другими жизнями, то в былине Садко три раза со своей дружиной бросают жребий, чтобы выяснить, кому отправляться на дно морское — нелегко ему расстаться со своей жизнью. Перед тем как отправиться к Морскому Царю, Садко-купец пишет завещание, в котором отписывает своё именьице церквам, бедным людям и молодой жене.

В былине Садко засыпает на дощечке, которая плывёт по морю, и попадает в морское царство. В фильме же Садко просто опускается на морское дно при разыгравшейся буре.

В фильме-сказке и в былине царь выглядит по-разному. В былине образ очень неопределённый:у царя голова похожа на кучу сенную. В фильме же он приближён к реальному человеческому облику: у Морского Царя длинная и густая борода, на головекорона, царь в красивом наряде.

В фильме-сказке, в отличие от былины, царь морской не приказывает Садко играть на гуслях — Садко сам начинает играть, а царь плясать. В былине же Царь Морской приказывает Садко играть на гуслях.

И в фильме, и в былине море бушует, и много хороших и праведных людей гибнет. А Садко и не догадывается об этом и продолжает играть. В фильме с известием о гибели людей и кораблей прилетает голубь, которого присылает Садко Любава.После того как Садко узнаёт о несчастье, он придумывает, как ему успокоить Царя и, следовательно, разбушевавшееся море, а также попасть на землю. В этом ему помогает Морская царевна, та, которая одарила его в своё время. Таким образом, Садко помогает сила любви женщин — Любавы и Морской царевны.

В былине же с известием о гибели кораблей появляется святой Микола Можайский. Он помогает Садко выбраться из моря своими советами: сломать гусли и жениться на Чернавушке. Таким образом, в былине Садко помогает святая сила в образе Миколы Можайского.

Теперь нам предстоит сравнить героев былины и фильма-сказки. Сначала перечислим основные персонажи былины и фильма.

источник

События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой – гусляр Садко. В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на «бел-горюч камень» и начинает играть в «гуселки яровчаты». Его игра понравилась Морскому царю:

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу – золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

Садко «зазывал к себе на почестен пир знатных гостей», которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися». Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский – побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море – Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а «корабли все не идут с места на синем море». Садко догадывается, что царь Морской требует «живой головы во сине море». Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: «голова у царя, как куча сенная». Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Далее разворачивается сцена игры Садко на гуслях и пляски Морского царя. В былине неоднократно подчеркивается искусство Садко, его мастерство:

Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: «стал народ молиться Миколе Можайскому». Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы – покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя – девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О «Садко» он пишет: «Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии».

Читать текст былины полностью: Былина «Садко»

Читайте также другие статьи по теме «Русский героический эпос. Былины»:

источник

Былина «Садко» — одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Былина «Садко» — уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни. Святость образа родного Новгорода – вот что оказывается выше всего для Садко — патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность – в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

источник

У Садко имеется реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынець. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые народные сказители создали фантастическую повесть о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.

По жанру «Садко» относится к былинам — русским эпическим песням о героях и примечательных эпизодах истории. Необычно, что главный персонаж — не могучий богатырь, а бедный гусляр. По композиции сказание делится на 3 части, занимающие разный временной промежуток.

  1. Садко — бедный гусляр, зарабатывающий пением и игрой на пирах у богатых торговцев.
  2. Он преуспевающий купец, богатство которого постоянно растет.
  3. Он отправляется в путешествие по морю. Садко попадает в плен к морскому царю, но в конце благополучно возвращается домой.

По мнению исследователей, былина неоднократно подвергалась переработке. В наиболее древнем варианте прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, не доброй и не злой. Она приносит людям богатство и, в то же время, губит их. Ее можно умилосердить жертвой.

В более позднем варианте пленника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко вырваться от морского царя и вернуться домой. В произведении используются многочисленные выразительные средства:

  • эпитеты («богатый гость», «красный товар», «гусельки яровчаты»).
  • метафоры («товары худые и добрые»).
  • гиперболы («бессчетная золотая казна»).
  • повторы («на небе солнце — и в палатах солнце, на небе месяц — и в палатах месяц»).

Эти средства позволяют описать события легенды образным и ярким народным языком.

Действие сказки происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда везут товары со всех концов света. Богатые купцы постоянно устраивают пиры, на которые приглашают молодого гусляра Садко. В его жизни приключается неудача: день, другой, третий не зовут на «почестен пир». Юноша приходит к Ильмень-озеру, где играет и поет песни. Вода начинает колыхаться, поднимается буря, и гусляр уходит.

Трижды играет и поет Садко на Ильмень-озере, и на третий раз из воды появляется сам морской царь. Он благодарит гусляра за игру и хочет наградить его. Для этого он предлагает «побиться о велик заклад» с новгородскими купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба золотые перья».

На пиру Садко ставит об заклад свою «буйну голову», а трое богатых купцов — лавки с «красным товаром». Трижды закидывает гусляр невод в озеро и трижды добывает «рыбу с золотыми перьями». Проигравшие купцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.

Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он сильно разбогател. Гусляр женился и построил себе палаты, украшенные солнцем, месяцем и звездами. Но в один день на пиру у «настоятелей новгородских», когда его участники хвастались всем, что у них есть, Садко заявил, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили побиться об заклад.

Три дня гусляр-купец пытался скупить все товары, которые были в Новгороде, но чем больше он покупал, тем больше привозили новых. И Садко понял, что город так велик и богат, что ему, даже с бессчетный золотой казной, никогда не удастся скупить все товары, которая туда привозятся.

Тогда Садко построил 30 кораблей, погрузил на них приобретенные товары и отправился в путешествие по морям и рекам до самой Золотой Орды. Торговал он с большой выгодой и собрался домой с бочками, набитыми золотом и серебром.

На пути в Новгород он с дружиной попал в страшную бурю. Его корабли встали на месте и не могли двигаться. Садко понял, что ему нужно принести жертву морскому царю. По его приказу высыпали в море целую бочку золото, но это не помогло.

Тогда гусляр предложил принести живую жертву. Он изготовил «жеребья» — себе на золоте, а остальным «вольжаны» (обрубки дерева с написанными на них именами). Когда их опустили в воду, «жеребья» всех моряков поплыли по морю, а у Садко опустился на дно. Тогда он приказал команде сделать жребии на золоте, а себе взял «вольжаный», но это не помогло — его жребий все время тонул.

Садко понял, что его требует к себе морской царь. Он завещал свое имение церквям, нищим и молодой жене, а сам опустился в море на дубовой доске. Корабли уплыли, а измученный купец заснул. Проснулся он на дне, в палатах морского царя.

Царь потребовал, чтобы Садко играл на гуслях, а сам начал плясать. Его пляска продолжалась несколько суток, отчего в море началась сильная буря. Корабли стали тонуть, и погибло много людей.

Садко стал молиться «Миколе Можайскому» (Николаю Угоднику). Тот явился к нему в образе седого старика и дал совет, как обмануть морского царя и вернуться домой. Певец порвал на гуслях струны и вырвал шпенечки. Царь, видя, что инструмент сломался, перестал плясать и предложил гусляру жениться на одной из своих дочерей. Тот согласился и, следуя совету святого, выбрал девушку Чернаву.

Царь устроил огромный пир. Садко заснул рядом со своей невестой, а утром проснулся на крутом берегу речки Чернавы, текущей возле Новгорода. Он увидел, что его корабли, целые и невредимые, плывут по Волхову. Дружинники Садко, которые уже не чаяли его увидеть, очень удивились тому, что он раньше них добрался до города. Гусляр-купец радостно встретился с возлюбленной, устроил пир, а затем построил церковь во имя спасшего его святого. Основная мысль произведения состоит в том, что человек, обладающий талантом, преуспеет в жизни, если не будет поддаваться соблазнам и не сойдет с прямого пути.

В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:

  1. Садко отличается патриотизмом и высокой нравственностью. Он жертвует собой во время бури, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не сделался жестоким и жадным, не забросил свои песни и игру на гуслях. Он деятелен и активен, плавает по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и увеличить славу своего города. Единственная его слабость — гусляр поддается гордыне и пытается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться. Но он быстро отступает от своего намерения, поняв, что это ему не под силу. Садко — истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявить благодарность за спасение.
  2. Морской царь — персонаж неоднозначный. Его трудно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и сделал его богатым, а затем по своему капризу забрал его в море. Царь морей хочет оставить талантливого музыканта при себе и не понимает, что для того нет ничего дороже жизни на земле, в родном городе.

Былина «Садко» многократно печаталась и издавалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ гусляра, побывавшего в гостях у морского царя, вдохновил композитора Римского-Корсакова. По мотивам легенды автор написал оперу «Садко».

Сюжет музыкального произведения основан на различных вариантах сказания. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, в них сохранен былинный стих вместе с особенностями старинного языка. Сказания о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче принадлежат народному эпосу. Также примечателен цикл песен иноземных гостей:

  • варяжского;
  • веденецкого (венецианца);
  • индийского.

Исполнителями этих арий были выдающиеся певцы: Шаляпин, Хворостовский, Козловский и многие другие.

В былине, похожей на сказку для детей, отражен историко-гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего соблазны жизни у морского царя. Слава родного Новгорода — вот главное для Садко, патриота и христианина.

источник

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.

Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.

Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.

За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.

Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».

Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».

Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.

Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.

Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.

У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.

Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.

источник

Былина «Садко» — одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов — греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает — морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя — не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Былина «Садко» — уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни. Святость образа родного Новгорода — вот что оказывается выше всего для Садко — патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность — в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

Былинный герой Садко был простым бедным гусляром, а потом разбогател и стал одним из самых уважаемых купцов в Новгороде. По легенде, он разбогател благодаря своему искусству — он так ловко играл на гуслях, что это понравилось Морскому Царю, который вышел из озера Ильмень и пообещал Саду за его музыкальный талант «три рыбины — золотыми перьями». Так и произошло. С того времени Садко уже не знал бедности, потому что волшебный улов превратился на различные драгоценности. Однако богатство не сделало Сада ни жестоким, ни жадным. Под влиянием золота он не потерял чувство достоинства. Обладая огромными богатствами, Садко остается деятельным и активным. Он плавает морями, реками и озерами, стремясь увидеть различные земли; не оставляет своего художественного призвания — гусли, которые не раз спасали его.

Как-то Садко построил тридцать лодок, загрузил их товарами и отправился по реке Волхов, затем по Ладожскому озеру, далее снова рекой Невой, а из Невы — в синее море. И вдруг поднялась буря, сильный ветер порвал паруса, лодки наполнились водой. Догадался Садко, что это Морской Царь требует жертвы. Трижды бросали жребий Садко и его спутники, а все выпадало так, что только ему надо было спуститься на морское дно и вымолить у Морского Царя пожалеть путников. Взял он гусли и пошел в морскую глубь — не за себя, а за своих верных товарищей, с которыми делил хлеб и соль в дальней дороге. Три дня играл Садко Морскому Царю, а тот все радовался и танцевал, а тем временем море разволновалось, вышло из берегов и стало угрожать людям на земле. Тогда один седой старик (посланник земного мира) посоветовал Садку порвать струны, чтобы Морской Царь не заставлял его больше играть. А еще посоветовал, как действовать, когда Морской Царь предложит Садку жениться на одной из своих дочерей. Все выполнил Садко так, как сказал старик.

И благодаря своим моральным качествам и искусству, наконец, обретает свободу! А в Великом Новгороде его встречает с радостью верная жена и товарищи. Садко вернулся домой победителем! В этой истории мы видим, как человек обладая хоть каким-нибудь одним талантом, может добиться успеха. Но главное моральное качество Садко это его отношение к богатству, как мы уже знаем, что многие люди попадают под искушение золота и денег. Но Садко даже когда разбогател, не изменил своих взглядов на жизнь, он продолжал также относиться к людям, как и раньше. Рискуя своей жизнью, он спустился к царю моря.

Волшебные элементы в былине это рыбки с золотыми перьями и морской царь. Можно сказать, что весь смысл былины построен на на указных волшебных элементах, так как благодаря рыбкам Садко разбогател, после чего и начинают разворачиваться события в произведении. Морской царь выступает как центральная фигура всех проблем в былине но изображен он не как отрицательный персонаж.

Кульминацией в былине Садко можно назвать момент, когда герой выигрывает спор у новгородских купцов. Следующий момент кульминации мы видим в жеребьевки, по результатам которой Садко должен идти к Морскому Царю.

В былине Садко можно встретить много эпитетов такие как: товара красного; В славном Нове-граде; Богатый гость Новгородский и др.
Также мы видим следующие метафоры: Худые товары и добрые!; На небе солнце — и в палатах солнце.
Гипербола в былине Садко: бессчетной золотой казной; Как повыкупить Садку товары новгородские.
Повторы: Садка день не зовут на почестей пир, / Другой не зовут на почестен пир.
Указанные элементы имеют огромное значение в построении былины Садко, так как они красочно и с пониманием описывают представленные в ней события. С помощью данных элементов и формируется былина.

Работа с текстом, можно использовать как план:

1. Поделите былину по смыслу на отдельные части.
2. Как Садко разбогател.
3. Охарактеризуйте моральные качества главного героя. Изменились ли они под влиянием золота?
4. Определите волшебные элементы в былине. Какую роль они играют в тексте?
5. Какие моменты в былине можно назвать кульминационными?
6. Найдите в былине эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, повторы. Какое значение они имеют для раскрытия сюжета и образа главного героя?

Уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII-XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.

Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом. информация с сайта http://сайт
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.

Втройне товаров принавезено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу
новгородскую.
— Не выкупить товара со всего бела
света:
Още выкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купеи богат новгородский
— Побогаче меня славный Новгород.

Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для Садко нет ничего унизительного — ведь он тоже участник общего торжества. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.

Построил Садко тридцать кораблей,
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Аадожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду.

Маршрут Садко до определенного момента описывается с топографической точностью, и вдруг. Золотая Орда, — такие нарушения географии обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии — чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.

Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю,
Увидел Садко — во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.

По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать шпенечки у гуслей. Старичок этот — святой Микола Можайский (или Микола Мокрый), которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не кончаются: информация с сайта http://сайт
он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится разрешать спор между царем и царицей.

Ты скажи-скажи и поведай мне,
Что у вас на Руси есть дорого?
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
— У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого, Что без злата-серебра
сколько можно жить, А без булату-железа
жить-то неможно.

Мифологические, сказочные и былинные загадки всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы подтверждает, что именно он — тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты, и они проясняются из следующих его слов:

Ай не угодно ли тебе,
Садко, женитися в синем море
Ай на душечке
как на красной на девушке.
Ай заутра
выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму.

Выбор невесты — последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной — его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка — единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она — воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но — подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Садко — гусляр из Нижнего Новгорода, однажды его прогоняют с пира бояре, которым он не угодил своими песнями. Опечаленный и разгневанный он приходит на берег Ильмень-озера и играет там, чем привлекает Морского Царя. Растроганный и восхищенный искусством музыканта он советует Садко побиться с купцами об заклад: так он посрамит их и разбогатеет. Садко выигрывает спор и получает крупный выигрыш, но затем повторно бьется об заклад, после чего теряет почти все деньги. На оставшиеся монеты он покупает корабли, грузит на них товар и плывет в далекие деньги, где обогащается вновь.

По пути домой разыгрывается великий шторм, Садко выбрасывают за борт, чтобы утихомирить Морского Царя, но гусляр начинает играть такие веселые песни, что море продолжает волноваться долгие дни. Услышав молитвы людей, святой Микола Можайский наказывает Садко уничтожить гусли, а потом согласиться взять в жены одну из дочерей Морского Царя. Сделав так, Садко утром просыпается на берегу. Шторм стихает, он видит свои возвращающиеся корабли.

В былине «Садко» отразилась вера древних славян в сверхъестественные силы, управляющие судьбой человека. Но только от поступков и решений сами людей, сделанного ими выбора, зависит, насколько достойно и правильно они проживут свою жизнь.

В стародавние времена жил-поживал в богатом купеческом городе Нижнем Новгороде бедный юноша по имени Садко. Всего капитала были у него одни гусли, ходил он с ними по домам, развлекал гостей на застольях. Вот как-то, не стали звать его бояре к себе на двор, глубокая обида овладела гусляром, потому что считал он себя очень искусным в своем деле. Пошел Садко к берегу озера, один стал играть и песни петь. Сидел так он долгое время, пока не показался на поверхности воды царь Морской.

По нраву пришлась ему красивая музыка гусляра, и стал он думать, чем помочь талантливому юноше. Предложил царь пойти Садко к самым именитым купцам новгородским и с ними спорить на все их богатства про то, что в Ильмене можно изловить рыбу с золотой чешуей. Так гусляру будет прибыток и почет. Возвратясь в город, Садко обращается к купцам, обещает отдать в заклад свою голову. Трое соглашаются с ним спорить, идут вместе к озеру, где три раза закидывает гусляр невод, вытаскивает из воды рыбу золотую. Приходится купцам отдать свою казну Садко.

Получив тьму денег, пускает их Садко в оборот: открывает свои лавки, начинает выручать хорошие барыши. Везет ему во всем, поэтому богатство его приумножается с каждым днем. Загорядсь, он строит для себя особенные палаты, в которых устраивает «как у Царя небесного». Садко начинает закатывать пиры, где собирается вся знать и деловые люди Нижнего Новгорода. Пьют, веселятся, устраивают состязания. Как-то во хмелю начинают гости хвастать друг пред другом у кого что есть самого ценного, только Садко отмалчивается. Его спрашивают, чем он более всего гордиться, чем превосходит остальных, тогда бывший гусляр отвечает, мол среди всех его гостей никто не может похвастать таким же богатством, как у него. И если бы он пожелал, то завтра же выкупил бы за свои деньги чего только ни на есть товаров из всех лавок в городе.

Немедленно его ловят на слове. Обиженные купцы предлагают ему спорить, и когда у Садко не получится осуществить задуманное, то должен он будет отдать богатый откуп. На том и порешили.

Рано утром созывает Садко своих людей, раздает им казну и приказывает отправляться по лавкам, да скупать все, что там найдут. Он и сам отправляется вместе с остальными, и до полудня еще пустеют торговые ряды. Садко торжествует, но следующим утром оказывается, что в городе продают еще больше товаров. Выкупает он все подчистую и на этот раз. Однако до победы далеко — третий день приносит новые разочарования. Садко вынужден отступиться перед богатством и мощью родного города, которых ни одному человеку не превзойти.

Получив хороший урок, Садко без возражений отдает купцам свой проигрыш. Те деньги, которые он еще не истратил, пускает на строительство тридцати кораблей, куда погружают товары, накупленные в Великом Новгороде. Вместе с личной дружиной Садко плывет в иные края, чтобы свет посмотреть и славу себе вернуть. Он все еще молод, в нем играет жажда к приключениям и всему новому. Проходит его флот по русским рекам, вдоль поселений знакомых, потом оказывается в широком море и направляется к югу,к берегам турецким.

Насмотревшись на диковинки и многое узнав, Садко удачно распродает весь свой груз у чужеземцев, получает за товары щедрую плату. В конце концов, он может набить драгоценностями и мелкой монетой большие бочки. Что и делает, погружая прибыль на корабли. Веселый и довольный, отправляется он в обратный путь.

Вдруг погода портиться, налетает ураган, о дно кораблей начинают биться страшные волны, того и гляди погубят всех, кто на них плывет. Это морской Царь бушует, не получив подношения. Велит Садко бросить в воды меру серебра, чтобы утихомирить стихию. Но не принимает царь этот дар. Решает Садко откупиться золотом, но только пуще начинает бесноваться шторм, пугая людей. Хочет царь Морской человеческой жертвы.

Садко обращается к своим войнам, предлагает честно жребий кидать, на кого упадет, того судьба. Бросают дважды — оба раза выпадает самому Садко прыгать в бездну. Нечего делать, чтобы спасти всех, должен Садко пожертвовать собой. Он велит своим людям отвезти домой его наказы. По прибытии в Великий Новгород раздать деньги и земли свои церквам, часть пусть достается жене и беднякам, а что останется — все могут забирать себе. Взяв свои старые гусли, которые всегда были при нем, Садко спускается с борта корабля в морскую пучину на хрупком плоту. В тот же миг успокаивается море, дает судам идти дальше.

От усталости Садко засыпает, приходит в себя он уже на дне моря, где его встречает сам царь Морской. Владыка пучины злорадствует, потому что наконец Садко признал его власть. Он просит бывшего гусляра поиграть еще, в память старых дней. Садко принимается щипать гусли, выдавая заводной мотив. Царь, не выдержав, пускается плясать.

От его танца начинается на море великое волнение, которое не успокаивается три дня. Никто не может спустить лодку на воду, а люди, уже находящиеся в море, гибнут. Начинается везде великое моление. Услышав причитания людей, Микола Можайский является Садко, велит ему перестать. Тот отвечает, что не может сделать этого, пока царь сам не велит ему остановиться. Святой подсказывает тихонько надорвать струны. Потом, если пожалует его царь женой, соглашаться на брак, но из всех дочерей морских выбрать самую последнюю, но не прелюбодействовать с ней как нехристь.

Садко разламывает верные свои гусли. На радостях от хорошей пляски царь обнимает Садко, хочет назвать его своим зятем. Кличет он дочерей-красавиц и предлагает выбирать. Как ему было наказано, Садко останавливает выбор на младшей, Чернавушке. Идут они в спальню, но к новой жене Садко не прикасается.

Поутру он обнаруживает, что очутился на родном берегу, где видит людей своих и жену, вышедших справлять помин по нему. Он приветствует всех, на злато, привезенное из дальних земель, строит церковь в честь Миколы Можайского. В море он больше не ходит.

Высоко в небе летал Демон. Он летал испокон веков и его не привлекало ничего внизу, а только вызывало бурю ненависти и злобы. Злой дух повсюду, где только видел, сеял ненависть в сердцах людей для собственного удовлетворения. Его власть была безгранична.

Краткое содержание Горький Старуха Изергиль кратко и по главам

Однажды вечером после сборки винограда рассказчик и старуха Изергиль рассматривали силуэты людей, которые пошли на море. Старуха рассказала ему удивительную историю.

Краткое содержание Оле Лукойе Андерсена

Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.

Краткое содержание Гоголь Мертвые души кратко и по главам

В произведении рассказ идет о господине, личность которого остается тайной. Этот человек приезжает в меленький городок, название которого автор не озвучил, что бы дать волю воображению читателя. Имя персонажа Павел Иванович Чичиков.

Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и бы­те Великого Новгорода, второго по значению города средневеко­вой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» — одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.

В центре былины — новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неодно­значен. «Садко, — пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, — истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».

В начале былины Садко предстает перед нами как обыкно­венный гуселыцик (играющий на гуслях — старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богат­ства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встреча- 18 ется с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.

В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купе­честву Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, — иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по мо­гуществу города Древней Руси — Господина Великого Новгоро­да. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда — вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным авто­ром не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).

На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в мо­ре царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгои­стичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожерт­вовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате же­ребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла — золота, а дружине — из дерева: он по­нимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение — не он будет выбран в качестве жертвы.

Ай же ты, дружина хоробрая! А-й возьмите-тко уж как делайте А-й да жеребья да себе, волжаны. А-й как всяк свои имена вы пишите на жребьи, А спущайте жеребья на сине море; ч — А я сделаю себе-то жребий на красное-то на

А-й как спустим жеребья теперь мы на сине море, А-й как чей у нас жребий теперь ко дну

А тому идти как у нас да в сине море.

В былине «Садко» нашли отражение древнейшие верования, обычай принесения человеческой жертвы морским богам. Здесь отражен еще сохранившийся у людей Древней Руси страх перед морем, страх далеких путешествий на непрочных ладьях. Вот здесь проявились другие стороны личности Садко, не побоявше­гося отправиться в далекое и опасное морское путешествие, — храбрость, смелость, отвага.

Интересен в былине еще один образ — образ Морского царя, в котором нашли воплощение такие черты, которые особенно це­нились новгородцами в те далекие времена: щедрость, широта натуры. Морской царь восхищается игрой Садко и щедро его одаривает, требует его к себе, на дно морское; он пляшет широ­ко, по-русски, под гусли новгородского купца Садко:

А-й как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,

А как начал плясать уже Морской теперь в сине мори,

А от него сколебалося все сине море,

А сходилася волна да на синем мори,

А-й как стал он разбивать много черных кораблей

да на синем мори, А-й как много стало ведь тонуть народу

да в синем море, А-й как много стало гинуть именьица

Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святите­ля Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почи­таемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его насе­ления (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. — М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жиз­ни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко — живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древне­го города».

В былине о Садко ярко и выразительно описывается талант­ливая игра главного героя, новгородского купца, на гуслях: 20

А-й как пошел Садке Ильменьда ко озеру,

А-й как он садился на синь горюч камень да об озеро,

А-й как начал играть во гусли во яровчаты,

А-й как ведь опять играл он с утра до вечера,

А волна уж как в озере сходилася,

А вода ли с песком да смутилася;

А тут осмелился Садке да новгородский

А сидеть играть как он об озеро.

А-й как тут вышел царь водяной топерь со озера,

А-й как сам говорит царь водяной да таковы слова:

«Благодарим-ка, Садко да новгородский!

А спотешил нас теперь да ты во озере,

А у меня было да как во озере,

А-й как у меня столованье да почестен пир,

А-й как всех развеселил да на честном пиру,

А-й любезных да гостей моих.

А-й как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем

В былине «Садко» выразились взгляды народа на прекрасное, на значение прекрасного в жизни.

Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века Н.А. Римско- го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса — были­ны «Садко».

Последние материалы раздела:

Комплекс Гольджи представляет собой стопку дискообразных мембранных мешочков (цистерн), несколько расширенных ближе к краям, и связанную с ними.

Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица.

Аппарат Гольджи — важная органелла, которая присутствует практически в каждой Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс.

источник