Меню Рубрики

Как сделать анализ балансовой прибыли

Балансовая прибыль – это показатель остатка нераспределенной прибыли предприятия на конец отчетного периода, когда составляется баланс.

Состоит балансовая прибыль из следующих элементов:

  • прибыль или убыток от основной деятельности;
  • прибыль или убыток от прочих видов деятельности;
  • прибыль или убыток от внереализационных операций.

Как правило, наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли составляет прибыль или убыток от основной деятельности (более 80 процентов) Однако бывают случаи, когда основную долю занимают внереализационные операции. Например, если предприятие реализовало в отчетном периоде собственные основные средства на крупную сумму, превышающую выручку от основной деятельности.

Формирование показателя балансовой прибыли прямо связанно с особенностями деятельность конкретного предприятия.

Например, в торговых организациях прибыль определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В строительных компаниях, прибыль определяется при принятии заказчиком работ за вычетом себестоимости (расходов затраченных на выполнение заказа). При этом цикл производства (строительства) может отличаться от границ отчетного периода, когда составляется баланс.

Эти факторы необходимо учитывать при анализе балансовой прибыли.

Анализ балансовой прибыли – это сопоставление показателей прибыли за несколько отчетных периодов, или сопоставление фактических показателей с плановыми показателями.

Задачами балансовой прибыли являются:

  • определение причин и факторов снижения показателя балансовой прибыли или ее отклонения от заданного плана;
  • определение убыточных сторон деятельности предприятия, которые повлияли на снижение показателя балансовой прибыли;
  • определение постатейных источников убытков предприятия;
  • формирование резервов для улучшения результатов деятельности предприятия в будущих периодах.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Для анализа балансовой прибыли, сопоставляют отдельные ее показатели, а именно – выводят в таблицу все статьи доходов и расходов, которые сформировали данный показатель в балансе предприятия.

В таблице размещают статьи доходов, которые в бухгалтерском учете составили кредитовые обороты по счетам учета доходов 90 и 91, а также статьи расходов, которые составили дебетовые обороты по этим же счетам.

  • выручка от основной деятельности (по видам деятельности);
  • прочие доходы (по видам доходов);
  • себестоимость (по видам затрат: материальные, трудовые затраты и т.д.);
  • коммерческие и управленческие расходы (если такие расходы выведены для отдельного учета, а не включены в себестоимость).
  • прочие расходы (по видам расходов).

Анализируя данные показатели, определяют:

  • удельный вес каждой статьи доходов или расходов;
  • абсолютные отклонения каждой статьи доходов или расходов в стоимостном выражении;
  • темп роста каждой статьи доходов или расходов в процентном выражении;
  • темп прироста каждой статьи доходов или расходов в процентном выражении.

В ходе анализа, изучают структуру доходов и расходов, определяя самым наибольшие и наименьшие статьи доходов и расходов, которые максимально повлияли на размер балансовой прибыли. Также рассматривают динамику изменения показателей доходов и расходов за несколько периодов.

Анализируя балансовую прибыль, необходимо учитывать уровень инфляции, который повлиял на рост цен реализуемой продукции и, соответственно повысил показатель себестоимости. Такой показатель доходов как выручка, подлежит корректировке на индекс средневзвешенных цен реализуемой продукции по отрасли.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

    абсолютное отклонение прибыли (∆П):

где П1, П — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

где i = 0 — базисный период;

где Y1, Y — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
1 2 3 4 5 6 = 5 – 4 7 = 5 / 4 x 100 8 9 10 = 9 – 8
1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2110 245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2120 190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
3 Валовая прибыль 2100 55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
4 Коммерческие расходы 2210
5 Управленческие расходы 2220 89 123 89 123 25,8 25,8
6 Прибыль (убыток) от продаж 2200 55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
7 Доходы от участия в других организациях 2310
8 Проценты к получению 2320
9 Проценты к уплате 2330
10 Прочие доходы 2340 337 2745 2408 814,5 0,1 0,8 0,7
11 Прочие расходы 2350 5500 16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
12 Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
13 Текущий налог на прибыль 2410 12 625 16 268 3643 128,9 5,1 4,7 –0,4
14 В том числе постоянные налоговые обязательства 2421 2800 2800 0,0 0,8 0,8
15 Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 4 14 10 350,0 0,002 0,004 0,002
16 Изменение налоговых активов 2450
17 Прочее 2460
18 Чистая прибыль 2400 37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п
Показатель 2011 г. 2010 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Количество проданной продукции (товаров), шт. q1 69 q 60
2 Цена продукции, тыс. руб. p1 5013 p 4098,3
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В 245 900
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S1 267 468 S 190 234
5 Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. Sед. 1 3876,35 Sед. 0 3170,57
6 Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П 55 666

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В 245 900 В’ q1 x p 282 785 В1 345 897
2 Полная себестоимость, тыс. руб. S 190 234 S 218 769 S1 267 468
3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П 55 666 П’ 64 015,9 П1 78 429

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В’ 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p2 = p x (S‘ / S) – p 8349,9 36,7
Изменение в структуре продукции p3 = p x((В’ / В) – (S? / S)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p4 = S‘ – S1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP5 = S x (В’ / В) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763 100
Читайте также:  Начало беременности какие анализы нужно сдать

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В’ = q1 x p — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):

где S‘ — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»


Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P p1 q q1 В В’ В1 S S2 S1
4098,3 5013 60 69 245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж

Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R R1 RВ RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Согласно табл. 6 рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов (экономическая рентабельность) является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

В табл. 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7. Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

источник

Лекция 10 Анализ финансовых и экономических результатов деятельности туристской организации

Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рисунок 8.1.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль — это та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу (таблица 8.1).

Таблица 8.1 — Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли

Показатель Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп изменения, %
тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удель-ный вес %
Прибыль от продаж
Сальдо от операционных доходов и расходов
Сальдо внереализационных доходов и расходов
Прибыль от обычных видов деятельности

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж или оказания услуг (продукции, работ). Прибыль от оказания услуг в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж услуг и продукции (VРУ); их структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Объем продаж услуг может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же услуги являются убыточными, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов услуг в общем объеме их реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость услуг и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня затрат сумма прибыли уменьшается и наоборот.

Среднереализационные цены на услуги и прибыль находятся в прямой зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли увеличивается и наоборот.

Рисунок 8.1 — Схема факторного анализа прибыли

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (таблица 8.2)

Таблица 8.2 — Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель Условия расчета Порядок расчета прибыли
объем реализации структура услуг цена себестоимость
План План План План План РУпл — Зпл
Усл1 Факт План План План РУусл1 – Зусл1
Усл2 Факт Факт План План РУусл2 – Зусл2
Усл3 Факт Факт Факт План РУф – Зусл3
Факт Факт Факт Факт Факт РУф — Зф
Читайте также:  Налет на языке какие анализы сдать

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации услуг (8.1)

структуры услуг (8.2)

средних цен реализации (8.3)

себестоимости реализуемых услуг (8.4)

Сначала определяется сумма прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если услуги однородны), условно-натуральном или стоимостном выражении (если услуги неоднородны по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных услуг, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованных услуг, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

, (8.5)

Если организация оказывает разнородные виды услуг, тогда структура реализованного объема услуг определяется отношением каждого вида услуги в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

, (8.6)

где Riпл плановая рентабельность i-х видов услуг (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованных услуг).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов услуг, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

, (8.7)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Задание №1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 3
1.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли 3
1.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг. 7
1.3. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли 11
1.4. Анализ уровня среднереализационных цен. 12
1.5. Показатели рентабельности и методы их анализа 14
2. Задание №2. Оценка финансовой устойчивости 21
2.1. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала. 21
2.2. Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия 26
2.3. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку 29
Список литературы 36

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

1.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводит­ся экономическому анализу.

— систематический контроль за формированием финансовых ре­зультатов;

— определение влияния как объективных, так и субъективных фак­торов на финансовые результаты;

— выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рента­бельности и прогнозирование их величины;

— оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

— разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

-маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямы­ми производственными затратами по реализованной продукции);

— прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);

— общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто — прибыль) (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвести­ционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные до­ходы и расходы);

— чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряже­нии предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

— капитализированная (нераспределеннная) прибыль — это часть чис­той прибыли, которая направляется на финансирование прирос­та активов;

— потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. Механизм формирования данных показателей представлен на рисунке 1.1

Рис. 1.1 Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

Основные источники информации: данные аналитического бухгал­терского учета по счетам результатов; «Отчет о прибылях и убытках» (форма N9 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

Показатель Базовый период Отчетный период Темп роста прибыли, %
Сумма, тыс.руб. Доля, % Сумма, тыс.руб. Доля, %
Прибыль от реализации продукции, услуг до выплаты процентов и налогов 15477 84,8 18597 83,6 120,2
Процентные доходы от инвестиционной деятельности 2850 15,6 3860 17,4 118,8
Сальдо прочих операционных доходов и расходов -500 -2.7 -1060 -4,8 117,7
Сальдо внереализационных операционных доходов и расходов 433 2,3 853 3,8 179,0
Чрезвычайные доходы и расходы
Общая сумма брутто- прибыли 18260 100 22250 100 121,85
Проценты к уплате за использование заемных средств 2220 12,1 2585 11,6 116,4
Прибыль отчетного периода после уплаты процентов 16040 87,9 19655 88,4 122,6
Налоги на прибыль 3480 19,1 4200 18,9 120,7
Экономические санкции по платежам в бюджет 690 3,8 780 3,5 113,0
Чистая прибыль 11870 65,0 14685 66,0 123,7
В том числе: Потребленная прибыль 7120 60,0 8760 59,7 123,0
Нераспределенная (капитализированная) прибыль 4750 40,0 5925 40,3 124,7

Табл. 1.1 Анализ динамики и состава прибыли

Как показывают данные табл. 1.1, общая сумма брутто-прибы­ли за исследуемый период увеличилась на 21,85%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от реализации товарной продукций (83,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 16,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.

Следует основательно изучить факторы изменения каждой состав­ляющей общей суммы брутто-прибыли.

1.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации :, продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукций и определяются фак­торы изменения ее суммы (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­ сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема ре­ализации продукции (VРП); ее структуры (

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема про­даж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реали­зации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличит­ся доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональ­но прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл.2.1.

Таблица 2.1 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления факти­ческого объема реализации с базовым в натуральном (если продук­ция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном пред­приятии его величина составляет:

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма при­были должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. (15477х 0,9).

источник

Состав и динамика балансовой прибыли предприятия. Оценка изменения выручки от реализации продукции и чистого дохода во времени за счет изменения объемов продаж и уровня цен. Факторный анализ прибыли. Расчет показателей рентабельности организации.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

на тему: «Расчет и анализ использования балансовой прибыли на примере нефтегазовой компании ОАО «Лукойл»»

Выполнила: студентка группы ЭЭ-10-7

  • Введение
  • 1. Теоретические основы расчета и анализа балансовой прибыли
    • 1.1 Общая характеристика балансовой прибыли
    • 1.2 Расчет, анализ состава и динамика балансовой прибыли
  • 2. Характеристика компании ОАО «Лукойл»
  • 3. Балансовая прибыль: основные элементы. Анализ финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Экономика является деятельностью множества хозяйствующих субъектов, которые создают различные товары и услуги. Некоторые производят товары, необходимые для жизни и деятельности человека, к примеру, пищу, одежду, обувь и прочие. Другие производят инвестиционные товары, которые в будущем принесут доход предпринимателям, это в свою очередь, станки, оборудование и пр. Есть также транспортные компании, которые заботятся о доставке продукции. Существуют многочисленные группы разных организаций, оказывающие производственные услуги. Они занимаются хранением товара, обеспечивают складские площади электрической энергией, всевозможными средствами связи. В итоге, во всех этих и других многообразных услугах нуждается каждый человек. Потому что, подобные организации освобождают его от проблем, связанных с бытовым обеспечением, транспортными проблемами, неурядицами в различных житейских вопросах. Вся индустрия предпринимательства направлена на то, чтобы восполнить нужды потребителей (населения).

Вся рыночная среда предприятий и фирм, которая является их основной сферой деятельности и преобразующая все элементы организаций, подтверждает необходимость проведения финансовой оценки и соотношение с результатами, в соответствии с рыночными стандартами использования. Известно, что вся ресурсообеспеченность, находящиеся в собственности организации находится в денежном эквиваленте также, как и результаты деятельности фирм. Это касается и внутренних ресурсов предприятий, они в случае необходимости получают стоимостное выражение, ввиду альтернативной стоимости. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов /Л.В. Прыкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 360 с.

Вся производственная деятельность представляет собой двойную разграниченность. А именно, получение прибыли от реализации произведенных товаров, услуг, и второй момент увеличить эту прибыль, причем, планировать свою деятельность так, чтобы она не уменьшалась, а возрастала. Увеличить прибыль можно, в том случае, если товары и услуги организации отвечают запросам потребителей. Предприниматели должны всегда ориентироваться на спрос на рынке товаров и услуг.

Тема нашей курсовой работы «Расчет и анализ использования балансовой прибыли». Ее актуальность заключается в том, что прибыль от деятельности бизнеса является одним из самых главных финансовым показателем всей работы организации, который определяет эффективность использования оборотных активов. Именно величина полученной выручки к себестоимости продукции показывает способность фирмы получать соответствующую прибыль. Причем финансирование всех текущих издержек организации лежи на выручке организации.

Изменения размеров выручки отражаются на конкурентоспособности фирмы в рыночном сегменте, ведь при снижении конкурентоспособности начинает снижаться спрос на продукцию или услуги организации, а в свою очередь повлечет понижение выручки. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о «, 2009. — 252 с.

Формирование, планирование, управление показателями балансовой прибыли фирмы являются особо актуальными для всех видов предприятий, не зависимо от их формы собственности, сфер деятельности.

Такие дисциплины как анализ финансовой и хозяйственной деятельности, финансовый менеджмент, маркетинг объектом своего исследования ставят выручку от реализации товаров и услуг.

Целью работы является изучение основ анализа балансовой прибыли.

Задачами курсовой работы являются: 1. Рассмотреть теоретические основы анализа балансовой прибыли. 2. Ознакомиться с анализом финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности. 3. Исследовать балансовую прибыль. 4. Оценить результаты анализа балансовой прибыли предприятия. 5. Выявить резервы увеличения балансовой прибыли.

Объект курсовой работы — ОАО «Лукойл». Предмет исследования — анализ балансовой прибыли.

1.1 Общая характеристика балансовой прибыли

В условиях рыночной экономики основу экономического развития предприятия образует прибыль. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Прибыль организации представляет собой важнейшую экономическую категорию и является главной целью предпринимательской деятельности любой компании. Получению прибыли предприятием предшествует производство продукции или услуг, которые, затем реализуясь, покрывают общественные потребности. Организация, должна производить тот продукт, который удовлетворит потребности населения, учитывая такую цену, которая соответствует платежеспособности потребителей. Но приемлемая цена появляется только тогда, когда организация формирует правильный уровень издержек, это ситуация при которой, потребляемые затраты меньше, чем полученная выручка. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010. 142 с. Следовательно, что прибыль, действительно является прямой целью производственной деятельности, и характеризует в тоже время результат его деятельности. В том случае, если фирма по каким-то причинам не получает прибыль, тогда оно должно выйти из сферы производства, и признать себя банкротом.

В экономической категории, прибыль рассматривают в контексте чистого дохода, созданного в сфере материального производства.

Первый момент, прибыль является характеристикой экономического эффекта, который был получен в конце деятельности организации. Если получена прибыль, значит, расходы покрыты с избытком доходами.

Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Прибыль — это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода, она является важнейшей экономической категорией и основой целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Балансовая прибыль, как конечный результат деятельности — это важный вопрос в маркетинге. Результатом или итогом деятельности каждого предприятия является получение прибыли. Вся экономическая система основана на эффективности и доходности. Прибыль — это стимул для последующего развития предприятия. Эффективность производства доказывает его способность к самоокупаемости и наличию средств на самофинансирование. Одним из важнейших показателей прибыльности и финансового состоятельности предприятия является балансовая прибыль. Балансовая прибыль определяется путем сложения всех видов прибыли за определенный период. Если говорить точнее, то структура балансовой прибыли состоит из нескольких показателей. Это сумма прибыли, вырученной от реализации продукции, конечного результата от операций, не связанных с реализацией, и прибыль от реализации прочих товаров и услуг. Общая сумма балансовой прибыли и показывает эффективность работы предприятия. Этот показатель рассчитывается на основании бухгалтерского учета. Его составляющие рассчитываются следующим образом. Прибыль от реализации — это общая сумма доходов, полученных от реализации за вычетом затрат на ее производство, НДС и акцизы. Конечный результат от внереализационных операций включает в себя доходы от операций по ценным бумагам и от сдачи в аренду имущества, а также выплату штрафов и неустоек. Прибыль от реализации прочих товаров и услуг — это доходы, полученные от вспомогательных производств. От полученной прибыли зависит дальнейшее развитие предприятия. Кроме того, за счет прибыли можно пополнить оборотные средства. Она также составляет основу фондов различного назначения. Балансовая прибыль является главнейшим показателем при кредитных операциях. Именно по этому фактору банки и кредитные организации определяют финансовую состоятельность предприятия. Полученная в результате деятельности прибыль, позволяет совершенствовать производство, закупать новое оборудование и применять новейшие технологии. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о «, 2010. — 187 с. Все эти вложения являются необходимыми в современной экономике. Постоянное развитие — это залог экономической стабильности и процветания. Поэтому для того, чтобы отслеживать финансовое положение и получить конечный итог работы предприятия, рассчитывают экономические показатели. На основе этих данных проводят анализ деятельности и делают соответствующие выводы.

1.2 Расчет, анализ состава и динамика балансовой прибыли

Показатели прибыли, в зависимости от включаемых элементов, подразделяются на:

· прибыль от производства товарной продукции;

· прибыль от реализации товарной продукции;

· прибыль от всей реализации;

· общую сумму прибыли (балансовая прибыль);

· прибыль от отдельных изделий.

Это так называемые абсолютные показатели, основным из которых является общая сумма прибыли.

Прибыль от производства продукции только потенциальная возможность ее получения. Реальная прибыль это прибыль от продажи производственной продукции. Прибыль от реализации товарной продукции отличается от прибыли от производства, так как продажа продукции и ее выпуск — это

Реализованной считается продукция, деньги за которую поступили на расчетный счет предприятия.

Прибыль от всей хозяйственной деятельности учитывает не только результаты от реализации, но и прочие результаты хозяйственной деятельности, складывающиеся из прибылей (по операциям с тарой, прибыль от вложений, получение штрафов, и т.п.) и убытков от внереализационных потерь (от валовой прибылью, т.к. ее сумму рассчитывают и записывают в форме бухгалтерской отчетности.

Балансовая (валовая) прибыль (Приб. б.) может быть определена по формуле:

Приб. б. = Приб. р. + Приб. н. + Приб. в.о.,

где Приб. р. — прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказание услуг;

Приб. н. — прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

Приб. в.о. — прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход предприятия и выполняет ряд операций.

· Прибыль осуществляет стимулирующую функцию.

· Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия, поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, как источника для развития производственной деятельности, социального развития и материального поощрения работников.

· Прибыль — основной источник формирования бюджетов разных уровней. Адрианов Д.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: «Экономика», 2009. — 202 с.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу 1

Таблица 1. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли

источник

Показатель Базовый период Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)