Меню Рубрики

Как расшифровывается аббревиатура pest анализа

Стратегический менеджмент – это работа с неопределенностью во внутренней и, особенно, во внешней среде компании. Однако решения, принимаемые на верхнем уровне, не должны быть только интуитивными, иначе вероятность ошибки высока. Для большей формализации принятия решений и помощи топ-менеджерам в стратегическом управлении компанией существует действенный инструмент – это PEST-анализ. О практическом применении PEST-анализа расскажем в статье.

PEST-анализ – это инструмент для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Иногда его также называют STEP-анализом, но суть от этого не меняется. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Аббревиатура PEST складывается из английских слов:

Politics (политика) – политическое окружение компании.

Economics (экономика) – экономическое окружение компании.

Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурное окружение.

Technology (технологии) – технологическое окружение компании.

Все четыре фактора являются факторами макросреды не случайно. Пест-анализ ориентирован на получение результатов верхнего уровня. Он дает так называемый helicopter view – взгляд сверху на внешнее окружение компании и место компании на рынке.

Методика PEST схожа с выполнением более привычного всем SWOT-анализа и заключается в:

  1. Составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, наиболее влияющие на компанию.
  2. Выработке стратегии компании, наиболее полно отвечающей прогнозам по динамике факторов внешней среды.

Рассмотрим наиболее часто используемые факторы.

Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании.

Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы:

  • общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций;
  • внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
  • вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
  • внутренняя политика на государственном уровне;
  • налоговая политика;
  • уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;
  • отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;
  • субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
  • внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
  • различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д.

Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно.

  • динамика ВПП,
  • уровень инфляции,
  • ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере,
  • изменение курса рубля,
  • уровень безработицы,
  • динамика доходов населения,
  • цены на нефть,
  • рост и насыщенность отраслевых рынков,
  • уровень конкуренции,
  • динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании,
  • уровень использования налоговых схем в отрасли.

Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании.

  • демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика;
  • уровень жизни населения, зарплатные ожидания;
  • обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы;
  • уровень образованности, квалификация кадров;
  • трудоспособность и производительность населения.

Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается.

К технологическим факторам относятся:

  • научные открытия, новые технологии,
  • изменения в патентном законодательстве и индустрии,
  • влияние интернета и мобильных технологий на отрасль,
  • расходы конкурентов на R&D.

Важно, что влияние факторов на различные компании из разных отраслей не одинаково и поэтому список ключевых факторов компания всегда должна вырабатывать самостоятельно.

Во-первых, для того, чтобы лучше понимать внешнюю среду компании, ее возможности и угрозы. Ведение бизнеса вслепую, на основании ограниченной информации и субъективных ощущений возможно в стартап-проектах, в малом бизнесе, но недопустимо для средних и крупных бизнесов и серьезных инвестиционных проектов. Понимая возможности и угрозы внешней среды, компания защищает себя от критичных ошибок.

Во-вторых, для определения стратегии компании. Не секрет, что компании с разработанной стратегией выигрывают конкурентные войны, потому что не принимают разрозненных и противоречащих одно другому решений. Стратегия представляет собой:

  • действия, которые компания будет совершать в ближайшие годы;
  • продукты, которые она будет выпускать;
  • регионы, в которых она будет увеличивать или уменьшать присутствие;
  • инвестиции, которые она будет совершать или, наоборот, внешнее финансирование, которое она будет привлекать.

Чтобы выбрать правильную стратегию, нужно понимать, какие возможности вам дает рынок.

В-третьих, Пест-анализ дает исходные данные для выстраивания управления рисками в компании, фактически описывая макроэкономические риски. Как известно, составляющие управления рисками – это их определение, оценка и разработка мер по минимизации их воздействия. Проследим, как работает в этом случае ПЕСТ.

Как и любой другой, PEST-анализ начинается со сбора первичной информации о внешней среде компании. Чем эта информация будет шире, многостороннее и объективнее, тем лучших результатов можно добиться с помощью PEST.

Для сбора информации можно использовать специализированную литературу по геополитике, обзоры макрорегионов и рынков на них, аналитические отчеты по отраслям, данные статистики, отчеты и прогнозы крупных аналитических агентств. Неплохо быть членом отраслевых ассоциаций, общаться на международных выставках и конференциях, для того чтобы узнавать новости точки зрения разных игроков, находящихся по разные стороны рынка: производителей, поставщиков, потребителей, дилеров и так далее. Не нужно забывать и про инсайдерскую информацию, получаемую на переговорах, и про узкоспециализированные сайты, размещающие новости на рынках и в отраслях.

Обратите внимание! Поскольку PEST-анализ составляется на долгосрочную перспективу, вас должен интересовать прогноз по значимым изменениям внешней среды в дополнение к состоянию на сегодняшний день.

Итак, первым шагом к составлению PEST будет определение на основании собранной информации факторов, влияющих на компанию, и их отнесение по четырем группам: политические, экономические, социально-культурные, технологические.

Перед советом директоров российского угледобывающего предприятия, расположенного в Кузбассе, поставлена задача – определить стратегию предприятия на 5 лет с тем, чтобы увеличить добычу и реализацию угля на 50%. Было решено провести сначала PEST-анализ, обновить свои знания об отрасли. Предприятие заказало несколько обзоров угольной отрасли в мире и маркетинговое исследование об угольном рынке в РФ. Также были опрошены несколько контрагентов и ключевые сотрудники на предприятии. Все они сделали свои прогнозы по развитию рынка, уровням потребления и месте предприятия на угольном рынке.

На основании проведенных исследований исполнители выделили факторы, оказывающие влияние на предприятие. Ранее в статье мы приводили основные факторы из каждой группы, для примера возьмем по три фактора.

Факторы PEST
Политические
1 Государственные программы поддержки угольной отрасли
2 Сложности в районе Донбасского угольного бассейна
3 Все более жесткие экологические нормативы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
1 Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий
2 Падение внешних и внутренних цен на уголь
3 Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений и санкционной политики
Социально-культурные
1 Снижение численности населения
2 Снижение уровня жизни
3 Повышение образованности населения
Технологические
1 Ускоренное развитие альтернативной энергетики
2 Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами
3 Повышение точности контроля и сертификации угля

Вторым шагом будет определение степени влияния каждого фактора на компанию. Для этого пригласите экспертов (желательно не менее пяти) и попросите их оценить:

  1. Влияние каждого фактора по пятибалльной шкале,
    где 1 – минимальное влияние,
    5 – максимальное влияние фактора,
  2. Вероятность изменения каждого фактора по трехбалльной шкале,
    где 0 – в будущем фактор перестанет существовать,
    1 – фактор не изменится в ближайшее время,
    2 – фактор усилится в ближайшее время.

Рассчитайте среднее значение по влиянию факторов и средневзвешенное значение по каждому фактору с учетом прогноза изменений.

В качестве экспертов угольнодобывающий завод представил трех членов совета директоров, отвечающих за добычу, реализацию и финансирование, а также аудитора предприятия, имеющего опыт аудита других угольных заводов и председателя Ассоциации предприятий угольной отрасли. После того, как эксперты проставили свои оценки, была подготовлена сводная таблица (кликните, чтобы увеличить).

Итоговая таблица представляется в знакомом матричном виде, факторы в каждой ячейке которой проставлены по убыванию влияния.

Политические Экономические
Все более жесткие экологические нормативы 4,2 Падение внешних и внутренних цен на уголь 3,36
Сложности в районе Донбасского угольного бассейна 3,84 Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий 3,36
Государственные программы поддержки угольной отрасли 1,52 Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений 1,92
Социально-культурные Технологические
Снижение численности населения 4,48 Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами 8
Снижение уровня жизни 1,92 Повышение точности контроля и сертификации угля 2,72
Повышение образованности населения 1,44 Ускоренное развитие альтернативной энергетики 2,64

Третьим шагом в проведении PEST-анализа будет выработка стратегии, включающей в себя наиболее «выигрышные» ответные действия на сигналы внешней среды.

В этом поможет таблица, в которой на каждый фактор внешней среды прописано наиболее выгодное для компании ответное решение. Из совокупности таких решений и будет состоять стратегия.

Совет директоров проанализировал матрицу факторов PEST-анализа и разработал решения – ответы на возможности и риски внешней среды.

Факторы PEST Средневзвешенная Действия
Политические
1 Все более жесткие экологические нормативы 4,2 Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
2 Сложности в районе Донбасского угольного бассейна 3,84 В период сниженной конкуренции занимать более активную позицию на рынке сбыта, увеличивать объем добычи
3 Государственные программы поддержки угольной отрасли 1,52 Использовать возможности поддержки, осваивать субсидии, входить в ассоциации
Экономические
1 Падение внешних и внутренних цен на уголь 3,36 Снижать себестоимость добычи угля, лоббировать свои интересы на рынке ж/д поставок
2 Возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих предприятий 3,36 Увеличивать экспортную составляющую
3 Сокращение закупок угля странами ЕС вследствие экологических ограничений 1,92 Заключать контракты с представителями стран третьего мира, чьи нормативы пока позволяются использовать сравнительно дешевый уголь
Социально-культурные
1 Снижение численности населения 4,48 Запустить программу рабочей миграции квалифицированных кадров из соседних регионов
2 Снижение уровня жизни 1,92 Оптимизировать фонд оплаты труда, использовать повышенные премии за действительно высокое качество работы
3 Повышение образованности населения 1,44 Привлекать молодых специалистов по программам стажировок
Технологические
1 Разработка передового угледобывающего оборудования странами-конкурентами 8 Закупать передовое оборудование с тем, чтобы снизить стоимость добычи
2 Повышение точности контроля и сертификации угля 2,72 Использовать тесты качества угля на разных стадиях добычи для снижения имиджевых потерь
3 Ускоренное развитие альтернативной энергетики 2,64 Инвестиции в проекты по альтернативной энергетике.

В итоге у руководства заводом появился черновик стратегии:

  • использовать возможности экспорта, особенно в Азиатский и Латиноамериканский регионы, а также на Ближний Восток;
  • поддерживать конкурентную цену за счет оптимизации затрат на добычу (оборудование и ФОТ) и на транспортные расходы (лоббирование интересов в отрасли ж/д перевозок);
  • использовать заведомо более высокое качество продукции для построения долгосрочных отношений с крупными зарубежными заказчиками;
  • привлекать квалифицированные кадры в регион посредством различных программ, самостоятельно и совместно с государством.

Мы наглядно рассмотрели проведение PEST-анализа, чтобы вы смогли сделать его самостоятельно и убедиться, какие значимые результаты может он принести. Конечно, у этого инструмента есть свои преимущества и недостатки. Помните, что сделанный однажды PEST-анализ должен обновляться раз в год, так как внешняя среда постоянно меняется. Но на его обновление, а также на то, чтобы тактически быть в курсе событий, вам понадобится не так много времени. Ведь вы уже будете знать, куда смотреть и у вас будет готовый шаблон пест-анализа!

источник

PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (см. рисунок) или в табличной форме.

PEST анализ является аббревиатурой следующих показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально-культурные (S) и технологические (Т). Разберем каждую группу показателей более подробно.

P (Political) − факторы политико-правового окружения компании. При анализе политико-правового окружения отрасли, рынка или страны рекомендуется ответить на вопросы относительно ключевых изменений в области политической стабильности и правового регулирования.

E (Economical) − факторы экономического состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо определить 6 ключевых параметров, характеризующих состояние экономики страны/ рынка, на котором функционирует компания.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

− динамика развития экономики − спад, рост, стагнация;

− изменение курсов валют, стоимости капитала;

− изменение уровня безработицы;

− изменение уровня инфляции;

− изменение располагаемого дохода на душу населения;

− тенденции в банковской сфере

S (Socio-cultural) − факторы социального и культурного состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо описать 5 ключевых параметров:

− изменение демографического состояния: движение населения (убыль или рост), поло-возрастная структура рынка, изменение расовой принадлежности;

− уровень образованности населения, в том числе уровень квалифицированности кадров;

− особенности менталитета, важные культурные ценности;

− изменение социальных слоев населения;

− изменение вкусов и предпочтений аудитории, устоявшиеся мифы и предубеждения.

T (Technological) − факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли. Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка.

В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на 4 параметра:

− возможные изменения в ключевых технологиях, используемых на рынке (инновации в оборудовании, материалах, в бизнес-моделях и методах ведения бизнеса);

− влияние интернет на развитие рынка;

− влияние мобильных технологий на развитие рынка;

− инновации в информационных технологиях, позволяющих более эффективно конкурировать на рынке.

Для анализа влияния факторов макросреды может быть ис­пользован также анализ ЕТОМ. Термин «ЕТОМ»− это аббревиатура от EnvironmentalThreatsandOpportunitiesMatrix− матрица угроз и возможностей внешней среды. Анализ ЕТОМ подразумевает оценку внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации, является методом взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

На первом этапе ЕТОМ анализа в каждой группе факторов эксперты выделяют события.

На втором этапе нужно определить, какое из них является угрозой, а какое − возможностью.

Третий этап подразумевает нахождение веса фактора (события). Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к -5 (очень отрицательное) в соответствии с тем, является событие угрозой или возможностью.

На четвертом этапе определяется важность (воздействие) события. Воздействие фактора − от +15 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -15 (сильное воздействие, серьезная опасность).

Предпоследний, пятый этап, характеризуется определением влияния на стратегию компании, которое определяется умножением значения веса фактора на важность. Знак полученного результата зависит от отметки угроз или возможностей.

На последнем этапе суммируются положительная и отрицательная оценки, и дается вывод по каждой из них. Табличная форма проведения анализа часто имеет вид, представленный в таблице1.

источник

PEST-анализ — один из базовых методов анализа внешней среды организации, зачастую предваряющий SWOT-анализ. Используется в основном для определения трендов рынка, общей динамики отрасли. Результаты ПЕСТ-анализа важны для оценки потенциальных угроз и возможностей среды, в которой действует компания.


ПЕСТ-анализ факторов внешней среды организации

Отсюда первое правило — при проведении PEST-анализа необходимо в первую очередь определить стратегический срок: мы исследуем то, что есть сейчас, или то, что будет через несколько (сколько?) лет.

Сейчас в России большое количество автодилеров, и они, откровенно говоря, все еще неплохо себя ощущают. Но если мы посмотрим на 5 лет вперед, в нашем PEST-анализе возникнет тренд — автопроизводители будут налаживать прямые поставки от заводов к потребителям с помощью интернет-заказов, т.е. есть тренд D2C (Direct to Customer).

PEST (ПЕСТ) —акроним, образованный словами Political (Политические), Economical (Экономические), Social (Социальные, социокультурные), Technical (Технические). Т.е. описание некоторых (основных) факторов внешней среды.
Как вы видите на картинке, факторов внешней среды может быть существенно больше. Отсюда возникают всякие модификации Пест-анализа, о которых я упомяну ниже.

P (Political, Политические) — опишите законодательные, правовые и политические факторы внешней среды. Точнее, если вы делаете анализ на будущее — какими они будут, тенденции, заявленные, но не вступившие в действие регулирующие и законодательные механизмы.
Что изменится с этой точки зрения в вашей стране, рынке, отрасли, в которой обитает и действует ваша организация? Как это на вас может повлиять? Что с сертификацией и лицензированием?
Насколько государственные регулирующие органы вмешиваются в деятельность компаний? Планируются ли изменения? Высок ли уровень коррумпированности?
А также обратите внимание на взаимодействие вашего государства с соседними странами и политическими оппонентами. Не навредит ли это вашему бизнесу.

На российском онлайн-рынке торговли продуктами питания в ближайшие годы ожидаются послабления в дистанционной торговле и доставке алкоголя. Или, к примеру, в сфере здравоохранения ожидаются изменения в области дистанционной диагностики и телемедицины.
Или печальные примеры, когда после событий 2014 года вынуждены были закрыться и прекратить свою деятельность компании, поставляющие продукты питания из-за рубежа.

E (Economical, Экономические) — опишите экономические факторы окружающей среды. Это факторы, которые имеют прямое и наиболее важное влияние на ваш проект. На что надо обратить внимание?

  • Инфляция
  • Курс валют
  • Налоговые ставки и льготы
  • Динамика ВВП на душу населения
  • Безработица
  • Банковское регулирование
  • Доступность кредитов
  • Цены на нефть и прочее сырье
  • Цены на аренду и продажу недвижимости

S (Social, Социокультурные) факторы внешней среды. О чем идет речь?

  • Убеждения в обществе
  • Количество браков и детей
  • Средний возраст населения
  • Общие демографические показатели
  • Образованность, наличие квалифицированных кадров
  • Процент населения за чертой бедности
  • Тренды в обществе
  • Религиозные нормы
  • Миграционные показатели
  • Доминирующие вакансии
  • Востребованность у абитуриентов тех или иных факультетов

Почти всем своим клиентам из Татарстана я предлагаю очевидную идею, которая поможет снизить конкуренцию в разы и при этом поднять цены — делайте халяль продукты или услуги.
Халяль косметика.
Халяль рекламное агентство.
Халяль что угодно!

T (Technological, Технологические) факторы, но я в своей практике добавляю сюда еще и общие тенденции, не вписывающиеся в другие блоки. Данный блок требует более подробного анализа, так как внезапная смена технологий может существенно ударить по позициям компании.
Когда-то, в последние годы своего существования, компании Нокиа и Кодак были весьма прибыльными организациями, но недостаточное внимание к технологическим трендам привело эти компании к исчезновению. Или вспомните, как исчезли из городов многочисленные копировальные центры с удешевлением копировальной техники и развитием компьютерных периферийных устройств.
На что обращать внимание?

• Ключевые технологические изменения
• Инновационные тренды
• Влияние digital-технологий
• В целом технологическая скорость реагирования среды
• Средние затраты государства и компаний на научные исследования
• Динамика спроса на технических специалистов

Специалистам хочется охватить больше факторов внешней среды, чем предоставляют вышеперечисленные четыре блока. В целом, неплохо бы описать все факторы макро- и микросреды, представленные выше на картинке. Но т.к. объем работы, возможно, окажется избыточным, специалисты добавляют отдельные, наиболее важные блоки.

В частности, существует модель PESTEL-анализа. Окончание EL обозначает дополнительное внимание к факторам E (Ecological, Экологические) и L (Legal, Правовые), обозначающим дополнительное внимание к правовым факторам.

PESTELI — это анализ, дополненный отраслевым анализом рыночной среды. I (Industry, Индустрия). Здесь уделяется более глубокое внимание конкурентной среде и косвенным рынкам.

STEEP анализ дополняет ПЕСТ еще и факторами этического характера

Как я уже писал выше, ПЕСТ может выступать в качестве описания внешней среды в СВОТ-анализе, т.е. используется для описания Возможностей (O) и Угроз (Т) в заданном стратегическом периоде. Единственное, в классическом ПЕСТ-анализе не уделяется внимание конкурентной среде.
Как определить, относится ли фактор к внешней или к внутренней среде компании? Это можно сделать с помощью вопроса “Может ли компания на это повлиять? ”. Если да — то это фактор внутренней среды, если нет — фактор внешней. Но бывают и такие случаи, когда один и тот же фактор может относиться и к внутренней среде SW, и одновременно к внешней OT.
Еще раз подчеркну, что грамотный анализ внешней среды в SWOT-анализе и является, по сути, подробным PEST-анализом.

Для чего необходимо описывать факторы внешней среды, и что с этим делать в дальнейшем?
На следующем этапе, после сбора факторов, составляется таблица, где описываются действия компании в ответ на изменения окружающей среды, как воспользоваться положительными факторами и как нивелировать отрицательные. Для чего? Для достижения целей компании.
Приведу пример подобной таблицы, которую я составлял для одного из своих клиентов, технологической компании, разрабатывающей CMS (движок сайта) для интернет-магазинов.
Пример приведен в сокращенном варианте.

Полититические Описание Влияние на компанию Ответные действия организаци
Санкции к России Не будет расти количество магазинов-экспортеров. низкое

Фокус на потребности внутреннего рынка.
ФЗ 152 о Персональных данных Ужесточение требования к хранению персональных данных. высокое Требуется доработать безопасность движка и блок работы ритейлера с персональными данными клиентов.
Экономические
Стагнация Не будет расти количество интернет-магазинов. высокое Необходимо разработать новый продукт, или провести агрессивную конкурентную маркетинговую кампанию.
Сбербанк, Яндекс, Мейл.ру объявляют о крупных инвестициях в собственные маркетплейсы. Количество действующих магазинов в стране сократится, произойдет консолидация рынка, магазины просто выложат товары на эти маркетплейсы. Движки будут не нужны. высокое Разработать продукт по интеграции торговых данных на всех маркетплейсах разом.
Падение доходов населения Падение доходов и маржи у ритейлера. среднее Ориентир на недорогие модификации продукта с регулярной оплатой за аренду. Без сложных наворотов и модулей.
Социокультурные
Спрос на обучение на программистов Продолжается нехватка квалифицированных, опытных программистов. низкое Ориентир на программные продукты, не требующие излишней квалификации программистов.
Китайские интернет-магазины Люди предпочитают недорогие покупки на китайских маркетплейсах. высокое Разработка интеграций с китайскими магазинами.
Технологические
Рост маркетплейсов Рынок консолидируется. Останутся единичные игроки с моделью маркетплейс. Не будет потребности в CMS для маркетплейсов, т.к. их будет немного. высокое Необходимо разрабатывать продукт, помогающий увеличивать продажи на маркетплейсах и интегрирующий деятельность на всех маркетплейсах.
Облачные решения Растет спрос на облачные технологии. среднее Необходимо добавить SAAS модель продаж.

Итак, мы с вами рассмотрели модель ПЕСТ-анализа, его взаимосвязь со СВОТ-анализом, а также с описательным методом по оценке и разработке программы действий в ответ на изменение внешней среды.
Обращу ваше внимание, что если компания функционирует на разных рынках с различными продуктами, то анализ необходимо проводить для каждого рынка/продукта.

источник

PEST – это сокращение от четырёх слов:

PEST можно считать специальным методом, который позволяет оценить внешнюю среду предприятия, факторы, которые влияют на производство и продажу товара или предоставление услуг. Так как существует множество нюансов при работе со своим предприятием, необходимо чётко анализировать макросреду. Для этого и служит pest анализ.

  • Микросреду – в неё входят акционеры, покупатели, кредиторы и так далее;
  • Макросреду – это экономика, природные факторы, правительство и тому подобное.

Рассмотрим каждый фактор по отдельности.

  1. Political или политические факторы. Исходя из названия данный этап анализа направлен на изучение всевозможных нюансов, связанных с правительством. Успешность предприятия зависит от таких факторов, как:
    • Стабильность в государстве;
    • Государственное влияние на отрасль в которой работает фирма;
    • Распределение ресурсов государством;
    • Законодательство, налоги, законы по охране труда и многое другое.

Как бы сильно не хотелось, но правительство имеет большое влияние на все отрасли в государстве и предприятия, в частности.

2. Economic или экономические аспекты. При economic анализе учитывается благосостояние населения, смогут ли люди пользоваться услугами вашего предприятия, покупать произведённый вами товар. Полученные данные способствуют прогнозированию уровня цен и прибыльностью. Цели economic анализа:

    • Оценить политику инвестиций;
    • Проанализировать цены на энергоресурсы;
    • Изучить информацию о дефиците бюджета и величине налогов;
    • Обработать данные о доходах граждан;
    • Учесть уровень безработицы и инфляции.

    3. Social или социальные факторы. Основная задача заключается в изучении потребностей людей, какой товар они готовы покупать и какими услугами пользоваться. В цели входит:

    4. Technological или технологические аспекты. Анализ предназначен для изучения технологических тенденций на данный момент. Не обладая такой информацией есть вероятность отстать от конкурентов, которые будут выпускать продукт технологически совершеннее вашего. Цели:

      • Ознакомление с областью НТП;
      • Изучение разработок, которые могут повлиять на ваше предприятие;
      • Улучшение оборудование, которое используется в производстве, усовершенствование процесса производства, использование новейших технологий.
      Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

      В качестве примера, рассмотрим салон красоты. Успешность предоставляемых услуг зависит от различных факторов, которые требуют детального анализа. Стоит обратить внимание на негативные аспекты, если таковые имеются. В противном случае, есть шанс потерять значительную долю клиентов, что повлечёт за собой утечку финансов. То же самое касается положительных аспектов: успели вовремя их заметить и обработать информацию – предприятие получит солидное преимущество.

      Какие факторы, прежде всего, влияют на ваш салон красоты? Факторы внутренней среды. К этому можно отнести начальный капитал, с которого ваш салон будет начинать свою деятельность. Внешние факторы – это, к примеру, законы вашего государства.

      Позитивные так же характеризуются, как сильные стороны вашего предприятия. Например, у вас в салоне работает лучший визажист во всём городе и люди будут приходить к вам, чтобы воспользоваться его услугами. Негативные факторы – это ваши слабые стороны. Например, вы не работаете в воскресенье. Люди предпочтут конкурентов, ибо они работают в выходные дни.

      Все приведённые аспекты служат лишь в качестве примера. Pest анализу стоит уделить не один день и даже месяц, чтобы просчитать всё до мельчайших деталей.

      1. Political.
        1. Контроль над рынком. Государство контролирует весь рынок технологий. Покупатели чувствительны к цене и предпочитают недорогие модели ноутбуков и телефонов;
        2. Налог на импорт. Продукцию от Apple можно приобрести почти в любой точке земного шара. В 2013 году был издан закон о запрете импорта iPhone 4 и iPad 2 из-за проблем с патентом.
        3. Политическая ситуация. Производство новых моделей телефонов и ноутбуков сильно зависит от политической стабильности в стране. Сборка каждой модели обходится дорого и если ситуация пойдёт в худшую сторону, цены на продукцию компании могут возрасти.
      2. Economic.
        1. ВВП. Кризис 2008 года не прошел для Apple бесследно, однако она смогла пережить его и остаться на плаву. В США продукцию компании всегда охотно покупают благодаря высокому качеству. Семьи предпочитают экономить на еде и одежде в угоду новому смартфону или ноутбуку. ВВП играет малозначимую роль в данном случае.
      3. Social.
        1. Демография. В развитых странах уменьшается количество людей из-за низкой рождаемости. Благодаря тому, что покупатели продукции Apple стартуют от 20 лет, фирму это не особо беспокоит.
        2. Интересы и увлечения молодого поколения. Нынешнее поколение детей отличается по интересам от детей прошлого века. Теперь они больше увлекаются интернетом, планшетами, смартфонами и другой техникой. Компании — это только на руку.
      4. Technological.
        1. Активное использование компьютеров и приставок. Каждая современная семья имеет у себя дома игровое устройство, персональный компьютер или ноутбук.
        2. Стремительное развитие технологий. Часы Apple Watch медленно набирают популярность даже среди тех, кто не очень любит гаджеты. Сама компания не разглашает результаты продаж и предпочитает хранить данные в тайне.
      1. Political. Стабильность политической ситуации даёт возможность построить связи отдельного предприятия с внешней средой. Положительный фактор – снижение налоговой ставки и укрепления рубля, хорошее качество сырья, сертификация продукции.
      2. Economical. Кризис с 2007 по 2009 год показал, как тесно связан успех компании с экономической ситуацией в стране. Несмотря на это, Ikea смогла достойно его преодолеть и продолжить работу, по сравнению с другими фирмами. Так же, огромное влияние имеет курс валют. Связано это с большим объемом импорта в другие страны мира. Уровень безработицы, налоги, способность населения покупать продукцию – все эти факторы влияют на успех Ikea.
      3. Social. Социальные и культурные факторы имеют глубокое влияние на бизнес и средства, которые фирма получает от продажи своей продукции. Важно подстраиваться под культуру жителей государства. У Ikea уже были неприятности из-за несоответствия культурных ценностей компании и жителей страны, куда производится импорт продукции.
      4. Технологии оказывают прямое влияние в двадцать первом веке. Тот, у кого лучше технологии, получает большую прибыль. На данный момент, фирма IKEA начала использовать дополненную реальность для улучшения качества обслуживания своих клиентов. Новые технологии сборки позволять создавать более качественный товар, чем у конкурентов и завоевать большую долю на рынке.
      1. Political. Прибыль компании в большей степени зависит от политических настроений в стране. Такие факторы, как коррупция и бюрократия могут негативно сказаться на прибыли Лукойла.
      2. Economical. Экономическое состояние играет ключевую роль в формировании цен на продукцию фирмы. В частности, цены зависят от курса доллара при повышении, которого стоимость продуктов Лукойл так же вырастит. Так же стоит учитывать способность населения покупать бензин, газ и машину в целом. Плохая экономическая ситуация не способствует увеличению водителей на дорогах, а скорее наоборот. Соответственно, продукцию покупают меньше и прибыль уменьшается.
      3. Social. Люди всё чаще предпочитают общественному транспорту личное средство передвижения для большего комфорта. Данное явления гарантирует фирме дополнительную прибыль благодаря увеличению транспорта на дорогах.
      4. Technological. Технологический прогресс позволяет продавать более качественную продукцию, которая будет нравится потребителям. Современные технологии позволяют увеличивать октановое число топлива, что благоприятно сказывается на работе всего транспортного средства.

      Как мы видим, данный вид анализа макро и микросреды предприятия очень эффективен и подходит для предприятий самого разного размера и направления.

      источник

      • В чем разница между SWOT и PEST-анализом.
      • Как проводить PEST-анализ.
      • Какие подводные камни могут ждать при составлении PEST-анализа

      PEST-анализ – это инструмент по стратегическому долгосрочному планированию. PEST-анализ внешней среды предприятия составляют с перспективой на три-пять лет, ежегодно обновляя данные. PEST-анализ часто выполняют как матрицу в виде таблицы или четырех квадратов.

      Результаты PEST-анализа применяют, чтобы определить угрозы и возможности в процессе составления SWOT-анализа на предприятии.

      Суть PEST-анализа в вопросе изучения экономики заключается в необходимости выявить, как на государственном уровне распределяются ресурсы. Получение этих сведений важно для работы любой организации. Что касается социальных аспектов, они также важны для PEST-анализа. Технологические факторы – это тенденции, появляющиеся в процессе технологического развития. Часто именно они выступают в роли причин, по которым рынок меняется и несет потери. Вследствие этих аспектов иногда появляются и новые продукты.

      Данные анализируются в соответствии со схемой «фактор – предприятие». Результаты PEST-анализа оформляют как матрицу, главные составляющие которой – факторы, присутствующие в микросреде. Далее по значимости выделяют силу воздействия этих факторов с присвоением баллов, рангов и иных единиц измерения. Выводы и результаты позволяют провести адекватную оценку внешней экономической ситуации, которая складывается в производственной и коммерческой среде.

      Поскольку PEST-анализ затрагивает внешние факторы, влияющие на работу организации, деление внешней среды производится по определенной схеме. В ней выделяется:

      • Макросреда (речь идет здесь о правительстве, экономике, социально-демографической среде, научно-техническом прогрессе и природных факторах).
      • Микросреда (речь идет о поставщиках, акционерах, покупателях, кредиторах, профсоюзах, конкурентах).

      Как правило, PEST-анализ предприятия изучает только макросреду, включающую в себя различные факторы. В связи с этим из всего количества факторов внимание заостряют на 4 ключевых направлениях, более всего влияющих на работу предприятия.

      Например, предприятие А занимается производством и продажей товаров. Оно работает на высококонкурентном рынке, на котором отсутствует явный лидер (монополист). Емкость рынка составляет 100 тыс. тонн и имеет динамику роста — 5% в год. В ходе анализа мы установили:

      Блок 1 — наши силы и слабости

      Блок 3 — возможности и угрозы

      Наши сильные стороны: товары предлагаем по доступным ценам, у нас большой ассортимент, используем современные формы и методы продаж, предприятие имеет хороший имидж на рынке.

      Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

      Благоприятные условия (возможности): стабильный спрос и возможности его увеличения, сохранение прежнего уровня конкуренции в отрасли, отсутствие дефицита требуемых работников на рынке труда, широкий круг потребителей.

      Наши слабости: отсталость информационных технологий внутреннего пользования, низкая зарплата персонала, слабая мотивация и бедный набор средств системы стимулирования, неуклонный рост издержек из-за малых объемов производства.

      Угрозы: увеличение цен на теплоснабжение, электроэнергию, газ, сырье, материалы, комплектующие и транспортные услуги; приход на рынок крупного западного производителя; неблагоприятная налоговая политика государства.

      В статье электронного журнала «Генерального Директора» ваши коллеги делятся опытом, как они действуют, когда надо принять ответственное решение и как им в этом помогает SWOT-анализ.

      Речь идет о факторах в политико-правовом окружении организации. Рассматривая политико-правовое окружение сферы, проводя PEST-анализ рынка или государства, нужно дать ответы на ряд вопросов, затрагивающих ключевые изменения в правовом регулировании и стабильной политической ситуации.

      Следует определить, могут ли в ближайшем будущем произойти изменения в законодательной базе государства, рыночной среде, сфере, в которой работает предприятие, способно то или иное изменение повлиять на работу фирмы (касается это, прежде всего, вопросов, связанных с доходом).

      Эти и другие факторы позволяют провести PEST-анализ. Пример: планируется ли введение закона, ограничивающего вероятность наценки на продукцию; меняется ли налогообложение в сфере, где работает компания, вводятся ли новые тарифы; вводится ли закон, согласно которому будет ограничена реклама или распространение продукции; будут ли ужесточены требования по сертификации продукта.

      Далее следует определить, насколько государство вмешивается в бизнес-процессы организации, насколько значительна степень заинтересованности, может ли ситуация измениться в ближайшее время. Важно выяснить, насколько коррумпирована отрасль, и как этот фактор влияет на работу организации.

      И, наконец, важно, в каких отношениях состоит страна с другими государствами и международными компаниями. Планируется ли изменение, упрощение или усложнение взаимоотношений?

      Ведется рассмотрение факторов экономической ситуации на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа, входящие в данную группу, следует выделить 6 основных параметров, по которым можно судить о текущем экономическом состоянии государства/рыночной среды, в которой работает организация.

      Итак, рассматривать необходимо:

      • динамику развития экономической сферы (упадок, рост, стагнацию);
      • изменения в курсах валют, цены на капитал;
      • изменения в уровне безработицы;
      • изменения в уровне инфляции;
      • изменения в располагаемом доходе на душу населения;
      • ряд тенденций в банковской отрасли.

      Стоит заострить внимание и на факторах культурной и социальной обстановки на рынке. Рассматривая факторы PEST-анализа данной группы, следует сосредоточиться на 5 ключевых параметрах:

      • изменениях в демографическом состоянии: уровне роста или убыли населения – движении, половозрастной структуре рынка, изменениях в расовых принадлежностях;
      • уровне образованности общества, квалификации, которую имеют кадры;
      • особенностях в менталитете, важных культурных ценностях;
      • изменениях в социальных слоях населения;
      • изменениях во вкусах и предпочтениях общества, устоявшихся предубеждениях и мифах.

      Эти факторы PEST-анализа позволяют отследить изменения в технологическом прогрессе в той или иной области. Составляющие данной группы нуждаются в детальном анализе, поскольку в период, когда технологический процесс особенно важен, именно технологические изменения могут внести серьезные поправки в устоявшуюся ситуацию на рынке.

      Анализируя технологические факторы, следует заострить внимание на 4 параметрах, а именно:

      • возможных изменениях в основных технологиях, которыми пользуются в рыночной среде (инновациях в оборудовании, материалах, определенной бизнес-модели, способах организовывать и вести бизнес);
      • влиянии интернета на развитие рыночной среды;
      • влиянии мобильных технологий на развитие рыночной среды;
      • инновациях в информационных технологиях, обеспечивающих эффективную конкуренцию в рыночной сфере.

      Шаг 1. Определите факторы для анализа.

      Составьте перечень факторов, которые с большей вероятностью повлияют на продажи и прибыль бизнеса в ближайшие 3-5 лет. Ряд выявленных факторов следует разбить по 4 группам, отнеся их к политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным.

      К примеру, (Р) РOLITICAL – политические факторы во внешней среде. Речь в данном случае идет о следующих составляющих:

      • устойчивости власти и действующего политического правления;
      • бюрократизации и коррупционном уровне;
      • налоговой политике (льготах и тарифах);
      • информационной свободе и независимости СМИ;
      • тенденциях к урегулированию или дерегулированию сферы;
      • торговой политике, количественных и качественных ограничениях на импорт;
      • стремлении к протекционизму сферы, наличии госкомпаний в данной отрасли;
      • уровне защищенности собственности интеллектуального характера и законе об авторстве;
      • антимонопольном и трудовом законодательстве;
      • законодательстве в области охраны окружающей среды;
      • будущем и текущем законодательстве, регулирующем правила в сфере деятельности;
      • вероятности возникновения нестабильной военной обстановки на территории страны.

      (Е) ЕCONOMICAL. Речь идет об экономических составляющих PEST-анализа внешней среды предприятия, в частности:

      • о темпах роста в экономике;
      • уровне инфляции и процентных ставках;
      • курсах ключевой валюты;
      • уровне безработицы, размере и условиях оплаты трудовой деятельности;
      • уровне развития предпринимательской деятельности и сферы бизнеса;
      • кредитно-денежной и налогово-бюджетной политике в государстве;
      • уровне располагаемой гражданами прибыли;
      • степени глобализации, открытости экономической среды;
      • уровне развития банковской отрасли.
      Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

      (S) SOCIО-CULTURAL. Говоря о социально-культурных факторах во внешней среде, следует упомянуть:

      • об уровне развития образовательной и здравоохранительной сфер;
      • отношении к продукции и услугам импортного производства;
      • отношении к трудовой деятельности, карьерному росту, отдыху, процессу выхода на пенсию;
      • требованиях к качеству продуктов и сервиса;
      • культуре формирования сбережений и кредитованию в общественной среде;
      • образе жизни и привычках покупателей;
      • развитии религиозных и иных верований;
      • отношении к экологически чистой продукции натурального, природного происхождения;
      • темпах прироста населения;
      • уровне миграции и иммиграционных настроениях;
      • половозрастной структуре населения и продолжительности жизни;
      • меньшинствах, социальной стратификации в обществе;
      • размере и структуре семей.
      • степень развития инноваций и технологий в вашей сфере деятельности;
      • затраты на проведение исследований и разработок;
      • законодательное урегулирование вопросов по технологическому оснащению сферы;
      • уровень развития и проникновения сети интернет и мобильных гаджетов в отрасль;
      • степень доступа к инновационным технологиям;
      • уровень пользования, введения и передачи технологических процессов.

      Шаг 2. Определите степень влияния факторов.

      Следует оценить, как каждый фактор воздействует на бизнес-процесс. Силу воздействия можно оценить в соответствии со шкалой от 1 до 3:

      Цифрой 1 обозначают малый уровень влияния фактора; работа организации почти не меняется при воздействии фактора;

      2 – показатель, который говорит о том, что на уровень продаж и доход фирмы могут повлиять лишь значительные изменения в факторе;

      3 – балл, свидетельствующий о том, что фактор способен оказать значительное воздействие на работу организации; при любых колебаниях продажи и прибыль фирмы могут изменяться.

      Следует учитывать, что факторы, не сильно влияющие на работу фирмы, не должны быть в таблице. Оценивать, насколько сильно влияет фактор – значит, давать субъективную экспертную оценку.

      Шаг 3. Проведите оценку вероятности изменения фактора.

      Уровень вероятности колебаний оценивают в соответствии с пятибалльной шкалой. К примеру, 1 в данном случае – минимальная степень вероятности того, что фактор может претерпеть изменения, а 5 – соответственно, максимальный уровень вероятности.

      Хорошо, если оценка будет проводиться не в индивидуальном порядке, а совместно со специалистами, обладающими определенным опытом работы в данной сфере и проведении экспертиз в любом направлении деятельности. После того, как все оценки выставлены в отдельной колонке, можно перейти к расчету среднего арифметического по ним.

      Шаг 4. Оцените реальную значимость факторов.

      Следующий шаг – расчет реальной значимости всех факторов в отдельном порядке. Если Вы располагаете информацией о реальной значимости, можно оценить, как организация должна контролировать факторы внешней среды. PEST-анализ в этом вопросе значительно упрощает работу. Расчет значимости ведется как возможность изменений в факторе, взвешенная на степень воздействия данного фактора и работу организации. От того, насколько высок уровень реальной значимости фактора, зависит, стоит ли уделять внимание и прикладывать усилия к тому, чтобы снижать негативное влияние фактора на бизнес-процесс. Если значимость высока, следует прикладывать достаточно усилий для изменения ситуации и уделять фактору повышенное внимание.

      Шаг 5. Составьте сводную таблицу PEST-анализа.

      Следует сделать завершающий шаг в анализе – привести все расчеты в матричный формат. Матрица PEST-анализа должна содержать в себе все факторы по убыванию важности.

      Шаг 6. Подведите итоги.

      РEST-анализ и таблица, составленные по ряду показателей, являются промежуточным вариантом. Для завершения анализа нужны выводы. Следует определить, как каждый из факторов воздействует на сферу деятельности, предприятие, а также провести планирование, выявив, какие из программ требуется проводить в целях снижения негативного влияния фактора и максимального использования его положительного влияния на работу фирмы. Это одна из задач, которую должен решить РEST-анализ.

      источник

      PEST-анализ часто используется бизнесменами, маркетологами и управляющими. Данный метод позволяет проанализировать условия, не зависящие от человека напрямую. Также он дает понять, стоит принимать решение или нет.

      Люди далеко не всегда могут оценить все проблемы адекватно. И это нормально – все-таки человеческий мозг отличается от компьютерных программ, поэтому нередко «подтасовывает» результаты. Но ошибки и недооцененные угрозы могут дорого обойтись большим компаниям и маленьким предприятиям, которые много ставят на кон.

      Чтобы как можно более объективно оценить внешние угрозы, положение и возможности развития, был придуман PEST-анализ.

      Название «PEST» представляет собой аббревиатуру из следующих слов:

      • Политическая сфера (Political). Стоит на первом месте, поскольку является определяющим фактором для развития продукта или компании.
      • Экономическая сфера (Economics). На этом уровне рассматривается текущее положение на рынке и способности компании.
      • Социальная сфера (Social). Конечными потребителями товара или услуги почти всегда становятся люди. А это значит, что перед запуском продукта лучше выяснить, как они к нему относятся.
      • Технологическая (Technological). Данная сфера анализа определяет следующие вопросы: какие шансы у компании достигнуть успеха при использовании текущих технологий? Что изменится, если изменить условия?

      Pest analysis – хороший инструмент для первоначального планирования деятельности по новому проекту. Он не может заменить полноценный SWOT-анализ, но станет хорошим подспорьем при принятии решения. Кроме того, внедрение такого инструмента позволит более четко увидеть картину того, что ждет продукт или компанию в дальнейшем.

      SWOT-анализ используется в бизнесе не менее часто, чем PEST. Но чем они отличаются? Оба этих метода направлены на изучение основных факторов среды. Вот только PEST анализ изучает макрофакторы, а SWOT – микрофакторы. Говоря простым языком, первый анализ позволяет изучить особенности внешней среды, которые от нас никак не зависят. А второй метод дает представление о сильных и слабых сторонах компании и о том, какие угрозы и возможности для нее существуют.

      Два метода дополняют и влияют друг на друга, поэтому чаще всего их проводят для принятия окончательного решения. Вот небольшой образец матрицы SWOT-анализа: существует строительный магазин «Стройка». Что может ждать его в будущем?

      Сильные и слабые стороны Благоприятные возможности для развития в будущем Возможные угрозы
      Сильные стороны: хорошее местоположение, высокий спрос, качественная продукция. Предприятие находится в развивающемся районе Санкт-Петербурга, который активно застраивается. Это значит, что его население в ближайшее время будет только увеличиваться. Высокая конкуренция: в том же районе открыто еще два подобных магазина.
      Слабые стороны: отсутствие репутации, отсутствие начального капитала.

      PEST-анализ как часть бизнес-плана

      У СТЕП анализа есть большой плюс – он идеально подходит для начального планирования деятельности по проекту. Естественно, его часто включают в бизнес-план, поскольку с помощью данного метода можно понять, на что стоит направить основные усилия. Если же речь идет об инвестировании, то именно у ПЭСТ анализа есть шанс убедить инвестора в том, что проект стоящий.

      К преимуществам Pест-анализа можно отнести то, что он позволяет выделить обстоятельства, которые будут способствовать успешному развитию проекта. А это значит, что при помощи данного инструмента маркетинговая стратегия будет построена более правильно.

      PEST-анализ в бизнес-плане часто идет бок о бок со SWOT-анализом. Вместе эти два метода дают полную и четкую картину внутренних и внешних угроз и возможностей компании.

      Если возникли затруднения с проведением PEST-анализа, то можно взять за основу готовый бизнес-план. Так будет понятнее, что именно делать и какие факторы анализировать. После нескольких сделанных проектов изучение внешних сфер уже не должно вызывать затруднение.

      Pest анализ предполагает анализ основных базовых сфер.

      Такой комплексный подход позволяет представить ясную картину того, как и каким образом внешняя среда влияет на деятельность компании.

      В этот аспект входит политическая ситуация в стране, выборы, новые и старые законы, которые могут повлиять на деятельность организации, государственное влияние. Так как политика – это очень обширная сфера, начать список факторов лучше с самых значимых факторов, постепенно переходя к не таким важным.

      Например, в условиях политической нестабильности новый проект начинать неразумно. Также не имеет смысла открывать направление, в отношении которого собираются ввести законодательное ограничение. Вот несколько примеров политических факторов:

      • Вступление государства в международные объединения.
      • Регулирование конкуренции (например, антимонопольные программы).
      • Выборы.
      • Разработка и внедрение новых законов.
      • Поправки в уже существующие законы.

      На втором месте стоят экономические факторы, и нетрудно догадаться, почему. Именно от состояния экономики зависит покупательская способность, состояние самой компании, стоимость сырья. Например, сельскохозяйственные компании закупают иностранные удобрения. За счет роста доллара и евро их стоимость значительно увеличилась, что повлекло за собой подорожание фруктов и овощей.

      Экономическая ситуация в стране всегда влияет на деятельность организации, поэтому лучше заранее выявить такие проблемы, как:

      • инфляция;
      • нестабильность основной валюты;
      • колебания иностранной валюты;
      • увеличение безработицы;
      • динамика ставки Центробанка.

      Не меньший вес имеют и неформальные правила и нормы, которые господствуют в обществе. Они могут как улучшить репутацию компании, так и полностью уничтожить новый продукт. Среди социальных факторов можно выделить следующие:

      • Базовые ценности.
      • Религиозные факторы.
      • Менталитет.
      • Убеждения и нормы.
      • Влияние в СМИ.

      Состав PEST

      К примеру, в последнее время много внимания уделяется экологической ответственности компаний. Если фирма покажет себя как активный участник переработки продуктов, то покупатели будут больше ей доверять.

      Технологии постоянно улучшают жизнь, поэтому важно следить за тем, чтобы услуги и продукты соответствовали последним тенденциям. К примеру, после появления смартфонов появился рынок платных приложений. Технические факторы могут не оказывать влияние на компанию в текущий момент, но в долгосрочной перспективе они выходят на первый план.

      В последнее время к привычным сферам прибавились еще две:

      • Экологическая – определяет тренды, связанные с погодой и климатической ситуацией.
      • Юридическая – тенденции законодательной сферы.

      Pestel-анализ позволяет более точно определить диапазон внешних возможностей и угроз.

      Для того, чтобы получить объективный взгляд на макросреду, нужно уметь посмотреть на проблемы с разных точек зрения. Ниже приведен пример Pestel-анализа компании, которая занимается продажей микросхем.

      Факторы Значение фактора Влияние факторы на стратегию
      Политические: ограничения на ввоз импортных продуктов 1 3
      Экономические: рост иностранной валюты 0,5 1
      Социальные: отсутствие квалифицированных специалистов 0,1 1
      Технологические: развитие науки и техники, которое повлечет за собой отказ от старых моделей микросхем 1 5
      Экологические: подорожание исходных материалов за счет того, что они сделаны из пластика 1 1
      Юридические: отношение местной бюрократии

      По такому же пособию можно составить PEST-анализ салона, производства и любой другой компании.

      У Pestle-анализа есть несколько этапов:

      • Сначала выделяются внешние факторы, которые обладают высокой вероятностью реализации. Среди них особого внимания заслуживают события, которые будут воздействовать на предприятие или продукт. Например, люди вряд ли перестанут пользоваться пластиком. Но существует вероятность того, что они будут отдавать предпочтение переработанным материалам.
      • После этого каждому из выписанных факторов нужно присвоить значение от нуля до единицы. Цифра «1» ставится в случае высокой значимости для предприятия, а «0» оставляется для незначительных событий.
      • Оценивается влияние каждого фактора на стратегию по пятибалльной шкале.
      • Дальше расчет осуществляется по следующей формуле: оценка факторы умножается на степень его воздействия. К примеру, если снижение активности потребителей значительно влияет на компанию, этому событию присваивается цифра «1». Если люди перестанут покупать товар, это окажет сильное воздействие на стратегию предприятия. Количественная оценка в пять баллов показывает, что стратегия целиком зависит от внешних факторов и нуждается в корректировке.

      • Для успеха предприятия важно, чтобы PEST-анализ был проведен на основании полной информации. Поэтому лучше избегать кратких исследований, если на их основании принимается решение.
      • Чтобы получить взгляд разных сторон, лучше попросить помощи у экспертов в нескольких областях: это даст более объективную картину.
      • Не стоит формировать PEST-анализ на краткосрочную перспективу. Специалист при составлении проекта должен составлять долгосрочную стратегию.

      макрофакторы

      Таким образом, можно сделать следующий вывод. Пест-анализ является удобным маркетинговым инструментом, который позволяет подробно изучить внешнюю макросреду. К недостаткам этого метода можно отнести его сложность. Неправильное проведение исследования может привести к катастрофичным последствиям.

      источник