Вертикальный анализ осуществляется в целях определения и сравнения результатов удельных весов отдельных статей баланса, одного периода к другому.
Суть, цели и основные критерии вертикального анализа
На данный момент вертикальный анализ является одним из самых распространяемых форм для анализа финансовой деятельности любых предприятий. Сегодня практически во всех компаниях проводится вертикальный анализ с получением отличных результатов. Главной сутью такого рода анализа есть определение структуры средств данного предприятия и их источники.
Суть заключается в конечном итоге в получении основных компонентов и источников получения средств данной компании. С помощью такого типа анализа появляется возможность следить за финансовым состоянием предприятия, и за результатами деятельности.
Данный анализ является одним из основных для анализа финансовых состояний и благодаря нему возникает возможность избежать неточностей и ошибок в экономической отчетности. Зачастую вертикальный анализ уплотненного баланса проводится именно на начальном или подготовительном этапе деятельности предприятия. Выходными данными в этом анализе являются финансовые отчеты. Если Вы желаете, что бы затеянное вами предприятие приносило доход, а также было довольно прибыльным, вам необходимо следить за любыми изменениями в сфере экономики. Благодаря правильному вертикальному анализу вы сможете уберечь себя и компанию от ошибок и неприятностей.
Цель вертикального анализа состоит из того чтобы представлять себе модификации, что произошли в главных статьях этого баланса, а именно, в отчетах о финансовых средствах и о прибыли. Помимо этого, целью данного анализа является, поспособствовать любым менеджерам предприятий в выборе и принятии решений о дальнейшей деятельности. При формировании цели для вертикального анализа предполагается, произвести востребованные расчеты, которые направлены на каждый суммарный вес статьи после результата баланса или в количестве выручки, после исполнения, и уровня модификации.
Если цель вертикального анализа достигнута, все полученные результаты мы можем представить в виде диаграммы. С помощью чего нам будет проще анализировать результаты. Еще одной важной целью при проведении финансовых разборов, является возможность выявления обоснованных решений, что сможет признать структуру этого баланса неудовлетворительной, а данное предприятие платежеспособным. Эта цель вертикального анализа дает возможность провести сравнение экономических результатов по деятельности данного предприятия. Как вывод, можно подчеркнуть, с помощью целей вертикального анализа мы можем провести нахождение минимального веса и сделать сравнение показателей разных периодов работы.
Финансовое состояние любой компании – показатель эффективности в деятельности того или иного предприятия. Через эти признаки необходимо отслеживать финансовое состояние и в нужный момент вносить некоторые коррективы или поправки в экономическую политику данной компании. Именно ориентируясь на эти цели, и проводится вертикальный анализ. Его осуществление требует достаточно серьезного отношения и особого внимания. Этот анализ показывает состояние финансов компании, и несет важную роль в ходе оценки любого предприятия.
Вертикальный структурный анализ прибыли – это отображение полной бухгалтерской отчетности. При подробном рассмотрении прибыли существуют такие методы вертикального анализа:
§ анализ, основанный на очень разных видах деятельности компаний. Суть заключается в расчете общих сумм прибыли различных сфер деятельности.
§ вертикальный анализ прибыли основан на разных видах товаров у предприятия.
§ этот анализ основан на различных типах отчислений в налоговую, стабильно и суммарно выплачиваемых фирмой. Вырабатывается для максимально продуктивной оценки налоговой политики организации.
§ анализ активов. Предназначенный для вычисления соотношений оборотных и необоротных активов, структуры, состава и прочих показателей.
По итогам данного вида анализа можно наиболее полноценно оценить имеющиеся, а также используемые ресурсы организации.
Вертикальный анализ – является исследованием баланса предприятия, точнее всех его статей с подробным и детальным изучением каждого из показателей.
Существует очень большое количество разнообразных способов применение схем расчетов и различных методик. Поэтому каждое предприятие имеет право выбора и выбирает наиболее подходящий способ, для подсчета вертикального анализа, который оптимально подходит к их применению.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9089 — | 7270 — или читать все.
193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
Существуют разные методы анализа бухгалтерской отчетности, выбор которых зависит от определенных задач, что были поставлены, и от объема информации.
Наиболее используемыми являются горизонтальный и вертикальный анализ, они применяются многими компаниями для анализа финансовой отчетности и повышения уровня доходов.
Вертикальный (или структурный) анализ является инструментом для установления структуры финансовых показателей с определением их влияния на общий результат. Сущность проведения вертикального анализа состоит в том, что всю сумму активов организации и выручку принимают за сто процентов, а статьи финансового учета представляют в виде процентного соотношения.
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса определяет все изменения платежеспособности анализируемой компании в конкретном периоде времени.
Для вычисления платежеспособности следует разобраться в таких положениях, как «Финансовые вложения», «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Дебиторская задолженность», а также рассмотреть преобразование структуры пассивов, по результатам изучения которых можно сделать вывод о возможных причинах изменения, в том числе и о платежеспособности.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Для того чтобы рассчитать доли, необходимо воспользоваться, к примеру, показателем статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты», разделить значения на валюту баланса и перемножить на 100 процентов. В результате получается точное значение доли активов, на которую приходятся денежные средства.
Как уже говорилось, вертикальный анализ направлен на представление данных не в абсолютных величинах, а в процентных единицах от базового значения. Подобное преображения финансовой отчетности делает значительно проще сопоставление финансовых данных о компании за различные периоды времени, а также помогает сопоставить ее с подобной информацией о других компаниях. Использование вертикального анализа способствует выявлению тенденций, которые не всегда можно увидеть при анализе финансовой отчетности в привычном представлении.
Методика проведения обусловлена представлением информации финансовой отчетности в виде относительной величины, которая выражается в процентах.
При вычислении необходимо воспользоваться специальной формулой:
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Рисунок 1. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно этой формуле процент от базового показателя определяется как отношения каждой самостоятельной позиции или к строке к определенному базовому значению.
При вертикальном анализе баланса в качестве установленного значения используется итоговая сумма в разделе «Активы» и сумма по разделу «капитал и обязательства». Таким образом, абсолютно все индивидуальные позиции в разделе «Активы» являются процентом от его итоговой суммы. Подобные вычисления происходят также по разделу «Капитал и обязательства».
Если проводить вертикальный анализ по отношению к прибыли и убыткам, то базовым значением, как правило, будет выручка от реализации продукции. Остальные позиции этого отчета выражаются в виде процента от нее.
Самым главным преимуществом вертикального анализа является возможность определения серьезных или резких изменений в финансовой отчетности компании. Стремительный рост или снижение конкретных показателей финансовой отчетности будет с легкостью наблюдаться в динамике.
Стоит заметить, что эта методика помогает получить наиболее точное представление о разнообразных стратегиях, которые могут быть реализованы компаниями. К примеру, фирма может снизить показатель своей рентабельности взамен на увеличение собственной доли рынка. Как правило, такой подход помогает значительно увеличить выручку от реализации, но может сказаться негативно на валовой, операционной и чистой прибыли. Но, несмотря на указанные нюансы, такая компания будет демонстрировать более высокие темпы роста, чем другие фирмы.
В итоге можно сказать, что вертикальный анализ финансовой отчетности является эффективным методом для определения актуальных изменений в ситуации финансового состояния предприятия. Однако, для увеличения результативности его следует применять вместе с горизонтальным анализом, это поможет лучше изучить ситуацию. Вертикальный анализ подходит ко всем формам финансовой отчетности предприятия.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
источник
Анализ финансовой отчетности организации – это процесс оценки финансовой отчетности компании (например, баланса или отчета о прибылях и убытках). Финансовые отчеты фиксируют финансовые данные, которые обычно оцениваются с помощью различных финансовых коэффициентов и методов. Оценка и анализ финансовой отчетности позволяют оценивать ликвидность, рентабельность, эффективность всей компании и процессов движения денежных средств. Цель анализа финансовой отчетности предприятия – выявление, как положительных, так и отрицательных тенденций в этих областях.
Обычно финансовая отчетность содержит данные за несколько лет. Анализ и аудит финансовой отчетности – оценочные методы определения прошлой, текущей и прогнозируемой эффективности компании. Финансовый анализ по данным бухгалтерской отчетности может дополняться анализом управленческой отчетности.
При анализе финансовой отчетности компаний обычно используются несколько методов, включая:
- Горизонтальный анализ, который сравнивает финансовые данные за два года или более, как в абсолютном выражении, так и в процентах;
- Вертикальный анализ отображает каждую категорию счетов в балансе в процентах от общей суммы счета;
- Коэффициентный анализ – анализ показателей финансовой отчетности.
Обычно проведение анализа финансовой отчетности начинается с горизонтального анализа. Горизонтальный анализ финансовой отчетности предполагает, что компания работает в течении нескольких периодов, при этом данный анализ фокусируется на тенденциях и изменениях в финансовых отчетах с течением времени. Наряду с суммами, представленными в финансовых отчетах, горизонтальный анализ может помочь пользователю финансовой отчетности видеть относительные изменения с течением времени и выявлять позитивные или, возможно, тревожные тенденции.
Рассмотрим анализ финансовой отчетности предприятия на примере. Возможен анализ различных форм финансовой отчетности. Мы будем использовать отчет о прибылях и убытках (показанный ниже), чтобы объяснить, как можно подготовить трехлетний горизонтальный анализ.
Сравнительный отчет о прибылях и убытках
2014 | 2015 | 2016 | |
Выручка | 100 000 | 108 000 | 120 000 |
Себестоимость продаж | — 78 000 | — 82 000 | — 90 000 |
Валовая прибыль | 22 000 | 26 000 | 30 000 |
Операционные расходы | — 17 500 | — 19 400 | — 21 600 |
Операционная прибыль | 4 500 | 6 600 | 8 400 |
Табл.1. Пример анализа финансовой отчетности
В данном подходе к горизонтальному анализу назначается базовый год, а сумма каждой статьи финансовой отчетности в последующие годы конвертируется в процент от суммы за базовый год. Предполагая, что 2014 год является базовым, доходы за 2015 и 2016 годы составили 108% и 120% от суммы базового года.
Аналогичные вычисления были сделаны для остальных элементов отчета о прибылях и убытках, как показано ниже.
2014 | 2015 | 2016 | ||||
Выручка | 100 000 | 100% | 108 000 | 108% | 120 000 | 120% |
Себестоимость продаж | — 78 000 | 100% | — 82 000 | 105% | — 90 000 | 115% |
Валовая прибыль | 22 000 | 100% | 26 000 | 118% | 30 000 | 136% |
Операционные расходы | — 17 500 | 100% | — 19 400 | 111% | — 21 600 | 123% |
Операционная прибыль | 4 500 | 100% | 6 600 | 147% | 8 400 | 187% |
Табл. 2. Пример анализа финансовой отчетности
Из этого экспресс анализа финансовой отчетности можно сделать выводы о некоторых интересных тенденциях. Суммы и проценты в долларах для каждой статьи финансового отчета увеличивались с каждым годом, но тенденции по каждому пункту отличались. Например, в 2016 году, когда выручка составляла 120% от суммы базового года, себестоимость проданных товаров была меньше – всего 115% от суммы базового года. Возможно, компания повысила отпускные цены и/или снизила стоимость запасов.
Обратите внимание, что чистая прибыль за 2016 год составила 187% от суммы базового года; хотя операционные расходы увеличились до 123% от суммы базового года, что было более чем компенсировано благоприятными тенденциями в доходах и себестоимости проданных товаров.
В дополнение к сопоставлениям с базовым годом могут быть проанализированы суммарные и процентные изменения от одного года к другому. Например, выручка за 2015 год увеличилась на 8 000 долл. или на 8% по сравнению с предыдущим годом, а доходы за 2016 год увеличились на 12 000 долл. или 11,1% по сравнению с предыдущим годом.
Как выбрать базовый год? По сути, выбор базового года зависит от конкретного пользователя финансовой отчетности. Например, когда инвестор пытается решить, покупать или продавать акции компании в момент, когда компания испытала значительные изменения, например, приход нового руководства или разработка новой линейки продуктов. В такой ситуации, возможно, за базовый год будет принят последний год перед изменениями.
Являются ли эти пропорциональные увеличения, которые мы рассчитали для вышеприведенного примера, положительными? Возможно, что конкуренты в той же отрасли показывают еще больший рост. Чтобы интерпретировать пропорциональные изменения, пользователю потребуется дополнительная информация – отраслевые средние показатели и/или показатели другой компании, которую пользователь финансовой отчетности также рассматривает в инвестиционных целях.
Вертикальный анализ финансовой отчетности проводится в целях определения общего финансового состояния, поскольку все суммы за данный год конвертируются в проценты от основного компонента финансовой отчетности. Анализ по вертикали или по размеру позволяет увидеть состав каждого финансового отчета и определить, произошли ли существенные изменения.
После того, как общая сумма активов каждого года устанавливается как 100% (или общие обязательства плюс акционерный капитал, поскольку суммы должны быть сбалансированы), суммы различных счетов рассчитываются в процентах от общей суммы активов.
Когда расчет завершен, сумма процентов всех счетов активов должна быть равна 100%. Величина в процентах по всем счетам обязательств и собственного капитала также будет равна 100% (см. таблицу ниже).
2014 | 2015 | 2016 | ||||
Денежные средства | 608 000 | 30% | 755 000 | 29% | 783 000 | 31% |
Дебиторская задолженность | 476 000 | 24% | 500 000 | 19% | 556 000 | 22% |
Запасы | 500 000 | 25% | 615 000 | 23% | 595 000 | 24% |
Внеоборотные активы | 441 000 | 22% | 760 000 | 29% | 591 000 | 23% |
АКТИВЫ всего | 2 025 000 | 100% | 2 630 000 | 100% | 2 525 000 | 100% |
Кредиторская задолженность | 115 000 | 6% | 160 000 | 6% | 65 000 | 3% |
Задолженность по заработной плате | 55 000 | 3% | 65 000 | 2% | 60 000 | 2% |
Задолженность по налогам | 18 000 | 1% | 35 000 | 1% | 25 000 | 1% |
Векселя к оплате | 87 000 | 4% | 210 000 | 8% | 175 000 | 7% |
Акционерный капитал | 400 000 | 20% | 450 000 | 17% | 450 000 | 18% |
Добавочный капитал | 600 000 | 30% | 700 000 | 27% | 700 000 | 28% |
Нераспределенная прибыль | 750 000 | 37% | 1 010 000 | 38% | 1 050 000 | 42% |
ПАССИВЫ всего | 100% | 100% | 100% |
Табл. 3. Пример анализа финансовой отчетности
Вертикальный анализ баланса будет отвечать на вопросы, касающиеся счетов активов, обязательств и капитала:
- Какой процент от общих активов классифицируется как оборотные активы? Какой процент от общей суммы обязательств и акционерного капитала составляют текущие обязательства? Какова доля запасов в активах? Со временем эта доля изменяется? Если «Да», то увеличивается или уменьшается?*
*Ответы могут привести к дополнительным вопросам: Если доля растет, может ли это указывать на то, что компания испытывает трудности с продажей своих запасов? Если «Да», то это из-за усиления конкуренции в отрасли или, возможно, устаревания запасов этой компании? - Какой процент от общих активов составляет дебиторская задолженность? Со временем доля значительно изменяется? Если «Да», то увеличивается или уменьшается?*
*Ответы могут привести к дополнительным вопросам: Если доля растет, может ли это указывать на то, что компания испытывает трудности с оплатой дебиторской задолженности? Если она снижается, это может означать, что компания ужесточила свою кредитную политику? Возможно, компания теряет продажи, которые она могла бы осуществить с менее жесткой кредитной политикой? - Каков состав структуры капитала или, другими словами, какой процент от общего объема активов составляют обязательства? Какой процент приходится на акционерный капитал?
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках помогает ответить на вопросы:
- Какова доля выручки от реализации проданных товаров?
- Каков процент валовой прибыли?
- Какова совокупность расходов (в процентах), которые компания понесла в этот период?
Экспресс анализ финансовой отчетности, в приведенном выше примере за три года, показывает, что организация является довольно стабильной. Экспресс анализ финансовой отчетности будет более значимым, если сравнить показатели со средними показателями конкурентов или отрасли в целом, а также показателями за длительный период времени для одной компании. Если отмечены некоторые необоснованные колебания для одной компании с течением времени и/или проценты существенно отличаются от средних по отрасли, следует учитывать возможность искажения финансовой отчетности.
Методы анализа финансовой отчетности, как было указано выше, помимо горизонтального и вертикального анализа, включают коэффициентный анализ.
Существуют десятки различных коэффициентов, с помощью которых можно анализировать финансовую отчетность. В данной статье приведем несколько важных показателей и сгруппируем их по пяти основным категориям. Коэффициенты представлены в упрощенном виде, чтобы сделать их более понятными.
1. Коэффициенты ликвидности
2. Коэффициенты рентабельности
3. Коэффициенты платежеспособности
4. Показатели операционной эффективности
5. Показатели движения денежных средств
источник
Вертикальный анализ – это метод диагностики финансового состояния организации и оценка динамики изменения структуры. Цель и суть вертикального анализа финансовой отчетности является анализ изменения структуры финансовых показателей за рассматриваемый период. Данный анализ применяется для оценки структуры бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В статье рассмотрим как осуществляется вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах на примере предприятия ПАО “КАМАЗ”.
Направления проведения вертикального анализа бухгалтерского баланса организации несет следующие:
- Оценка структурного изменения активов / пассивов компании.
- Расчет изменения доли заемного капитала организации.
- Определение состава оборотного и внеоборотного капитала.
- Сравнение между собой структуры капитала различных компаний или компаний различной отрасли.
Вертикальный анализ может применяться не только для бухгалтерского баланса, а также для отчета о финансовых результатах (форма №2) при определении структуры доходов и расходов. Например, для диагностики структуры выручки или прибыли от продаж и т.д. Вертикальный анализ аналогично может использоваться для отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчете о движении денежных средств (форма №4), но, как правило, вертикальный анализ ограничивается для баланса и отчета о финансовых результатах.
★ Горизонтальный и вертикальный анализ баланса в Excel за 5 минут (проведение горизонтального и вертикального анализа по балансу) куплено > 200 excel листов с формулами, расчетами и графиками |
Вертикальный анализ является одним из инструментов (методов) анализа финансовой отчетности организации для диагностики негативной тенденции изменения показателей, снижения финансовой устойчивости из-за роста доли заемного капитала и т.д. Кроме него также применяются другие методы ⇓.
Название анализа финансовой отчетности | Направления применения | Преимущества | Недостатки |
Вертикальный анализ (аналог: структурный анализ) | Применяется для определения структуры капитала организации, финансовых показателей и изменение структуры во времени | Позволяет отследить структурные изменения активов и пассивов компании | Используется для диагностики Не дает оценку финансовому состоянию предприятия |
Горизонтальный анализ (аналог: трендовый анализ) | Используется для оценки направления и прогнозирования динамики изменения финансовых показателей | Позволяет оценить динамику изменения по годам финансовых показателей | Служит в большей степени для диагностики, а не для принятия управленческих решений и оценке финансового состояния |
Коэффициентный анализ | Оценка финансовых показателей характеризующих: рентабельность, финансовую устойчивость, оборачиваемость и ликвидность организации (⊕ 12 основных коэффициентов финансового анализа от Жданова Василия) | Дает оценку эффективности тех или иных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Внесенные нормативы позволяют выделить проблемные показатели и принять управленческие решения Используется для оценки финансовой эффективности предприятий одной отрасли | Сложно определить вероятность риска банкротства и уровень финансовой надежности |
Скоринговая (рейтинговая) оценка | Комплексная оценка финансового состояния компании, платежеспособности и финансовой надежности. Применение моделей оценки вероятности банкротства, рейтинговых моделей, бальных и экспертных методов | Комплексный критерий на основе модели оценки финансового состояния позволяет определить вероятность риска банкротства | Итоговая оценка может искажаться из-за пикового завышения одного из показателя модели |
Последовательность комплексного анализа финансовой отчетности следующая. Сначала применяется горизонтальный и вертикальный анализ, далее рассчитываются коэффициенты и в завершении оцениваются с помощью финансовых моделей. Более подробно про применение горизонтального анализа баланса читайте в статье: → “Горизонтальный анализ баланса на примере ПАО КАМАЗ в Excel“.
Рассмотрим пример вертикального анализа бухгалтерского баланса для компании ПАО «КАМАЗ». Для этого необходимо скачать баланс с официального сайта компании или по ссылке → Скачать бухгалтерский баланса ПАО «КАМАЗ» в PDF.
Проведем вертикальный анализ внеоборотных активов, для этого необходимо оценить какую часть / долю занимают ее составные части.
Доля нематериальных активов (F9) =C9/$C$18
Доля результатов исследований и разработок (F10) = C10/$C$18
Доля основных средств (F13) = C13/$C$18
Доля доходных вложений в материальные ценности (F14) = C14/$C$18
Доля финансовых вложений (F15) = C15/$C$18
Доля отложенных налоговых активов (F16) = C16/$C$18
Доля прочих внеоборотных активов (F17) = C17/$C$18
Можно заметить, что сумма всех частей дадут 100%. На рисунке ниже представлен пример проведения вертикального анализа внеоборотных активов в бухгалтерском балансе ⇓.
На следующем этапе можно выделить максимальные и минимальные доли в формировании внеоборотных активов на 2014 год.
Максимальную долю в формировании внеоборотных активов (66,3%) занимает основные средства, минимальная доля у результатов исследований и разработок (0,4%). Для отражения динамики изменения структуры необходимо построить диаграмму областей ⇓.
Можно отметить, что к 2016 году наблюдается снижение доли основных средств (ОС) с 66,3% до 36,1% и увеличение доли финансовых вложений с 7% до 43%. Снижение доли ОС может свидетельствовать о снижении вложений предприятия в производство и развитие долгосрочного потенциала. К основным средствам относят: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инструмент и инвентарь.
Универсальность метода позволяет его применять для анализа отчета о финансовых результатах (форма №2) и определить как изменялась доля расходов и доходов при формировании выручки. Для примера возьмем предыдущую финансовую отчетность ПАО “КАМАЗ” и отразим изменение показателей выручки за 2015 и 2016 год. Можно заметить, что выручка составляет 100%.
Доход от полученных субсидий (Е8) =C8/C7
Себестоимость продаж (Е9) =C9/$C$7
Валовая прибыль (Е10) =C10/$C$7
Аналогичным образом рассчитываются все остальные строки отчета о финансовых результатах. На рисунке ниже представлен пример применения метода ⇓.
Как видно из рисунка, себестоимость произведенной продукции (затраты) выше чем выручка, но положительная выручка сохраняется за счет доходов в виде субсидий.
С 2015 до 2016 года было увеличение доли валовой прибыли с 4,6% до 9,%, снижение прибыли от продаж с 6,2% до 4,4%, уменьшение прибыли до налогообложения с 4,7% до 1,3% .
Особое внимание следует обратить на анализ чистой прибыли. Так доля чистой прибыли в выручке снизилась с 3,8% до 1% – это может свидетельствовать о снижении финансовой устойчивости и финансовой мобильности, т.к. способность предприятия совершать реинвестирования чистой прибыли в создание новых основных средств, нематериальных активов (научных разработок и патентов) снизилась.Чистая прибыль является одним из итоговым фактором оценки эффективности функционирования предприятия и снижение чистой прибыли приводит к утрате инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе. Более подробно про чистую прибыль читайте в статье: → Чистая прибыль предприятия: формула и методы анализа.
Вертикальный анализ применяется как метод анализа финансовых показателей из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а также может быть использован для отчета о движении денежных средств и для отчета о движении капитала. Метод используется для оценки динамики структуры активов и пассивов баланса. Для проведения комплексного финансового анализа его необходимо использовать совместно с горизонтальным и коэффициентным анализом, а также оценкой по моделям банкротства.
источник
Вертикальный анализ означает выражение финансовых данных по отношению к определенному элементу финансовой отчетности. Это значит, что все элементы формы отчетности за определенный период делятся на этот элемент.
Более простое определение: это деление всех чисел в столбце на одно из этих чисел.
Элементами, которые чаще всего используются в качестве базового значения, на которое делятся прочие элементы, являются активы и выручка. По сути, вертикальный анализ создает коэффициент между каждой позицией финансовой отчетности и базовым элементом.
Вертикальный анализ позволяет определить структуру основных элементов активов и пассивов организации, влияние отдельных факторов на финансовый результат, показатели ликвидности.
Расчет структуры активов происходит через деление определенного элемента актива на общую сумму активов. Например, определение доли производственных запасов в общей структуре активов происходит следующим образом:
Доля производственных запасов =
Как показано в рисунке 1, вертикальный анализ можно провести по отношению к трем основным элементам финансовой отчетности: балансу, отчету о финансовых результатах и отчету о движении денежных средств.
Рис.1 Направления вертикального анализа финансовой отчетности
При обосновании выводов по выявленной структуре активов и пассивов необходимо обратить внимание на сферу деятельности предприятия, историю его функционирования, состояние рынка и влияние его участников, структуру капитала. На промышленных предприятиях большинство активов при нормальных условиях составляют ввнеоборотные активы, а у торгового предприятия — запасы товаров.
То же касается и источников финансирования предприятия — высокая доля собственного капитала свидетельствует о низких финансовых рисках, но также о неполном использовании предприятием своего потенциала. В условиях стабильного функционирования рынка такая структура капитала может оказаться оптимальной, однако если есть возможность повысить присутствие на нем — важно привлекать дополнительные заемные средства для интенсификации своей деятельности.
Баланс при применении вертикального анализа рассчитывается путем деления каждого элемента в балансе на объем совокупных активов за тот же период и выражает результат в виде процентного соотношения.
Например, Таблица 1 представляет собой вертикальный анализ баланса для гипотетической компании в разрезе двух равных периодов времени. В этом примере дебиторская задолженность увеличилась с 35 процентов до 57 процентов от общего объема активов. Каковы возможные причины такого роста? Увеличение может означать, что компания делает больше продаж на кредитной основе, а не получает деньги за товар и услуги в момент продажи. Возможно, такие действия являются ответом на активность конкурентов.
В качестве альтернативы увеличение дебиторской задолженности в процентах от активов может произойти из-за изменения суммы другого элемента активов, например, из-за снижения уровня запасов; аналитику необходимо будет выяснить, почему эта категория активов изменилась.
Еще одной возможной причиной увеличения дебиторской задолженности в процентах от стоимости активов является то, что компания снизила свои кредитные стандарты, ослабила свои процедуры сбора долгов или приняла более агрессивную политику признания доходов. Аналитик может обратиться к другим сравнениям и коэффициентам (например, сравнивая темпы роста дебиторской задолженности с темпом роста продаж, чтобы определить, какое объяснение наиболее вероятно).
Таблица 1 – Вертикальный анализ баланса для гипотетической компании
Показатели | Период 1, % от общей суммы активов | Период 2, % от общей суммы активов | Абсолютное отклонение |
Основные средства | 5 | 8 | 3 |
Внеоборотные активы | 5 | 8 | 3 |
Запасы | 35 | 29 | -15 |
Дебиторская задолженность | 35 | 57 | 22 |
Денежные средства и эквиваленты | 25 | 15 | -10 |
Оборотные активы | 95 | 92 | -3 |
Активы | 100 | 100 |
Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах подразумевает деление каждого элемента отчетности на выручку, а иногда и на размер общих активов (например, в случае изучения деятельности финансовых учреждений). Если существует несколько источников дохода, следует разложить доход на несколько элементов и отобразить полученное число в процентном выражении.
Например, в таблице 2 представлен вертикальный анализ отчета о финансовых результатах гипотетической компании в двух разных периодах времени. Выручка разделяется на четыре услуги компании, каждая из которых показана в процентах от общего дохода. В этом примере, доходы от услуги А выросли более значительно по сравнению с прочими услугами компании (до 45 процентов в периоде 2).
Каковы возможные причины и последствия этого изменения в структуре бизнеса? Это было стратегическим решением компании сосредоточиться на продаже услуг категории А из-за их более высокой прибыльности? Видимо, нет, потому что прибыль компании до вычета процентов и налогов (EBIT) снизилась с 49 процентов от суммы продаж до 41 процентов, поэтому должны быть рассмотрены другие возможные объяснения. Кроме того, отметим, что основной причиной снижения рентабельности является то, что себестоимость увеличились с 15 процентов до 25 процентов от общей выручки. На предоставление услуги А тратится больше ресурсов компании? Если аналитик хочет прогнозировать будущие результаты деятельности компании, то ему необходимо понять причины текущей тенденции.
Кроме того, таблица 2 показывает, что налог на прибыль компании в процентном выражении от продаж значительно снизился (с 15 до 8 процентов). В то же время доля прибыли до налогообложения (EBT) (как правило, более уместное сравнение) снизилась с 36 процентов до 23 процентов. Переносит ли компания свою деятельность в юрисдикцию с более низкими налоговыми ставками? Если нет, то чем это объясняется?
Таблица 2 – Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах гипотетической компании
Показатели | Период 1, % от общей суммы выручки | Период 2, % от общей суммы выручки | Абсолютное отклонение |
Источник выручки: услуга А | 30 | 45 | 15 |
Источник выручки: услуга Б | 23 | 20 | -3 |
Источник выручки: услуга В | 30 | 30 | |
Источник выручки: услуга Г | 17 | 5 | -12 |
Общая сумма выручки | 100 | 100 | |
Себестоимость | 15 | 25 | 10 |
Управленческие расходы | 22 | 20 | -2 |
Расходы на сбыт | 10 | 10 | |
Прибыль от продаж (EBIT) | 49 | 41 | -8 |
Проценты к уплате | 7 | 7 | |
Прибыль до налогообложения (EBT) | 42 | 34 | -8 |
Текущий налог на прибыль | 15 | 8 | -7 |
Чистая прибыль | 27 | 26 | -1 |
Как было отмечено ранее, коэффициенты и результаты вертикального анализа сравнимы с некоторыми эталонными или нормативными значениями. Перекрестный анализ (иногда называемый сравнительный анализ) сравнивает определенную метрику для одной компании с той же метрикой для другой компании или группы компаний, что позволяет сопоставлять данные даже несмотря на то, что компании могут иметь различные размеры и / или работать в разных условиях.
Таблица 3 представляет собой вертикальный анализ баланса для двух гипотетических компаний в тот же момент времени. Компания 1 явно более ликвидная (ликвидность является отображением того, насколько быстро активы могут быть конвертированы в денежные средства), чем компания 2, которая имеет только 12 процентов активов в виде денежных средств, по сравнению с высоколиквидной компанией 1, где денежные средства составляют 38 процентов активов.
Учитывая, что денежные средства, как правило, относительно низкодоходные активы и, таким образом, не являются наилучшим направлением использования денежных средств, возникает вопрос, почему компания 1 имеет такой большой процент от общего объема активов в денежной форме? Возможно, компания готовится к приобретению или поддерживает большую денежную позицию в качестве защиты от особо изменчивой операционной среды.
Второй вопрос, указывает ли относительно высокая доля дебиторской задолженности в компании 2 на большую долю кредитных продаж, общие изменения в составе активов, снижение кредитного или коллекторского стандарта или является результатом агрессивной учетной политики?
Таблица 3 — Вертикальный анализ баланса для двух гипотетических компаний
Показатели | Компания 1 | Компания 2 |
Основные средства | 1 | 2 |
Финансовые вложения | 1 | 7 |
Внеоборотные активы | 2 | 9 |
Запасы | 27 | 24 |
Дебиторская задолженность | 33 | 55 |
Денежные средства и эквиваленты | 38 | 12 |
Оборотные активы | 98 | 91 |
Активы | 100 | 100 |
В целом вертикальный анализ является эффективным методом определения актуальных изменений в финансовом состоянии компании. Его стоит использовать вместе с горизонтальным анализом, что позволит лучше понять реальное положение дел. Вертикальный анализ может быть применен ко всем формам финансовой отчетности предприятия.
Список использованной литературы
Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. — М.: КноРус, 2016. — 332 с.
Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 399 с.
Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.
источник
Анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса является частью анализа имущественного положения организации при анализе финансового состояния предприятия. Анализ активов и пассивов баланса позволяет проследить динамику их состояния в анализируемом периоде. Анализ структуры и динамики статей баланса показывает:
- какова величина текущих и постоянных активов, как изменяется их соотношение, а также выявить источники финансирования;
- какие статьи растут опережающими темпами, и как это сказывается на структуре баланса;
- увидеть долю запасов и дебиторской задолженности в структуре активов;
- насколько велика доля собственных средств, и в какой степени компания зависит от заемных ресурсов;
- каково распределение заемных средств по срокам погашения;
- какую долю в пассивах составляет задолженность перед бюджетом, банками и трудовым коллективом.
Практика экономического анализa выработала такие правила чтения финансовых отчетов, как:
Горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.
Иначе говоря горизонтальный анализ – это сравнение показателей текущего периода с теми же показателями прошлого периода, то есть наблюдение динамики (уменьшение или увеличение значения показателя во времени). Необходимо обратить внимание на такие строки актива баланса, как «Финансовые вложения», «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Дебиторская задолженность». Вычитаем из показателя отчетного периода показатель прошлого периода и смотрим, произошло увеличение или уменьшение статьи.
Желательно посмотреть два, а то и три последовательных года деятельности, так как это более наглядно отражает тенденцию роста или же спада платежеспособности.
Тот факт, что в отчетности, помимо денег, присутствуют и финансовые вложения, говорит о наличии свободных денежных (самых ликвидных) средств в компании и о существовании работающей финансовой политики. Что означает что, деньги не лежат мертвым грузом на расчетном счете – они работают, инвестируются в какие-то проекты.
Уменьшение суммы денежных средств, как правило, свидетельствует об ухудшении платежеспособности, но не все так однозначно.
Поэтому далее нужно посмотреть, откуда появились деньги. Об этом нам расскажет пассив баланса. В основном надо обратить внимание на такие статьи, как Кредиторская задолженность и Заемные средства. Значительно реже к увеличению денежных средств приводит рост статей Уставный капитал, Доходы будущих периодов, Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Динамика статей пассива показывает нам, откуда появляются активы (в частности, интересующие нас денежные средства). Особенно интересна в этом ракурсе статья Поступления от покупателей и заказчиков бухбаланса (расшифровка к статье 1520 Кредиторская задолженность), ведь именно такие поступления в основном должны являться источниками финансирования деятельности большинства компаний. Снижение этого показателя свидетельствует как о меньшем авансировании, так и об уменьшении заказов в целом. Понять это можно лишь в комплексе, рассчитав и прочие показатели платежеспособности.
Также в рамках вопроса о поступлении денег необходимо рассмотреть строку Заемные средства – увидеть динамику роста или уменьшения займов. Отдает ли компания займы или только набирает? К примеру, если произошло резкое снижение остатков денег на расчетном счете, это совсем не означает спад платежеспособности. Это, может, одновременно на похожую сумму сократились остатки заемных средств в пассиве, то есть компания, просто вернула заем.
Несомненно, приоритетным для хорошей платежеспособности является наличие долгосрочных пассивов. То есть тех, на которые не нужно отвлекать оборотные средства в ближайшее время. Отметим, что представление в отчетности активов и пассивов с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные (пункт 19 ПБУ 4/99) существенно для проведения финансового анализа. Составление отчетности с нарушением этого положения может привести к искажению результатов анализа.
С целью сравнения рассчитывают абсолютные и относительные изменения (отклонения). В учебниках под анализом понимают именно расчет изменений, заполнение аналитических таблиц. Можно назвать эту процедуру формальным анализом. Анализ по существу представляет собой оценку полученных значений. Формальные подходы к оценке иногда встречаются, но они, как правило, бесполезны для обоснования решений. Серьезная оценка зависит, в первую очередь, от целей анализа. Кроме того, она учитывает специфику деятельности исследуемой компании, особенности внешней среды, ее современное состояние.
Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи. Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибыли предприятия.
Вертикальный анализ (структурный) – определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показывает, из-за чего произошли изменения платежеспособности в рассматриваемом периоде анализируемой компании. Вертикальный анализ представляет собой расчет доли анализируемой статьи баланса в общем итоге баланса.
Опять же для оценки платежеспособности необходимо обратить внимание на долю таких статей, как «Финансовые вложения», «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Дебиторская задолженность», а также изменение структуры пассивов, по итогам изучения которых можно сделать заключение о причинах изменения, в том числе и платежеспособности.
Для расчета доли берем, например, показатель статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты», делим на валюту баланса и умножаем на 100%. Таким образом, мы видим, какую долю активов у нас занимают денежные средства.
Сравнительную базу при процентном анализе образуют показатели предыдущих периодов или показатели других компаний, как правило, из той же отрасли. Чтобы проводить сравнение, необходимо устранить несоответствия в размерах компаний (оборотах), для этого значения показателей отчета о прибылях и убытках выражают в процентах от объема продаж (выручки), а балансовые статьи – в процентах от итога баланса.
Как следует из приведенного выше описания, горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия является эффективным средством для исследования состояния предприятия и эффективности его деятельности. Рекомендации, сделанные на основе этого анализа носят конструктивный характер и могут существенно улучшить состояние предприятия, если удастся их воплотить в жизнь.
Горизонтальный и вертикальный приемы анализа может реализован в так называемом сравнительном аналитическом балансе, который получается из исходного бухгалтерского путем укрупнения (объединения) отдельных статей и дополнения его показателями структуры и динамики за отчетный период. Статьи баланса группируются в соответствии с целями анализа, с учетом специфики деятельности организации и других факторов. В отечественных учебных пособиях активы, как правило, классифицируют по уровню ликвидности.
Горизонтальный анализ (временной) агрегированного баланса (скачать таблицу).
Вертикальныйанализ (структурный) агрегированного баланса (скачать таблицу).
источник
Для постановки диагноза состояния организации используются разнообразные методы финансового анализа, позволяющие всесторонне рассмотреть и оценить различные стороны ее деятельности.
Для проведения анализа используются финансовые показатели, рассчитываемые на базе основных форм бухгалтерской отчетности. Для более глубокого, детального анализа деятельности применяются специальные формы обследования на основе данных производственного и управленческого учета.
Рассмотрим различные методические подходы, выработанные наукой и практикой в России и за рубежом.
Данный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерского баланса с показателями балансов предыдущих периодов. Желательно, чтобы этот период составлял не менее трех лет. Этот анализ позволяет проследить динамику развития организации за ряд периодов.
При проведении горизонтального анализа используются следующие приемы:
• простое сравнение статей отчетности в абсолютном выражении и в процентах к базовому (отчетному) периоду;
• изучение их резких изменений;
• анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.
Особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя (например, запасы материалов и НДС по приобретенным ценностям, дебиторская и кредиторская задолженности и т. п.).
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедших периода (года) в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы.
Горизонтальный анализ баланса организации начинается, как правило, с создания аналитической таблицы на основании показателей формы № 1 бухгалтерского баланса.
Для этого производят уплотнение статей баланса по форме, представленной в табл. 2.1.
Анализ динамики балансовых показателей организации
Показатели (бухгалтерского баланса формы № 1)
Предыдущие годы
Изменения к отчетному году, в %
При резком изменении комплексных статей баланса (например, таких как запасы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность и т. д.) производится горизонтальный анализ их составляющих. Например, по запасам: сырье и материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты.
Аналогично проводится горизонтальный анализ доходов и расходов по форме № 2 (табл. 2.2).
Анализ динамики доходов и расходов
Показатели из бухгалтерской отчетности
Предыдущие годы
Изменения к отчетному году, в %
Следует также сравнить темпы изменения в динамике по годам внеоборотных активов и составляющих их статей с темпами изменения показателей доходов и расходов и их составляющих по форме № 2, и в первую очередь с выручкой, прибылью до налогообложения, чистой прибылью. Если темпы изменения этих показателей выше, чем темпы изменения внеоборотных и оборотных активов, то это свидетельствует о положительной динамике финансово-экономического положения организации. В противном случае это является признаком ее ухудшающегося положения.
Анализ будет более объективным, если при его проведении учитывать уровни инфляции по рассматриваемым годам на основе статистических данных. При необходимости более подробно рассмотреть 1 темные средства, дебиторскую и кредиторскую задолженности проводится горизонтальный анализ по показателям формы № 5 бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ статей баланса организации
Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.
Данный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результатов с данными предыдущих периодов, что позволяет установить структуру активов и капитала организации и ее вложений и динамику ее изменения за рассматриваемые периоды.
Вертикальный анализ осуществляется в основном по показателям (статьям) форм № 1 и 2 бухгалтерской отчетности организации.
Для проведения анализа и оценки изменения структуры отдельных статей актива и пассива баланса составляются таблицы по формам, представленным в табл, 2.3 и 2.4.
По результатам анализа и оценки данных аналитических таблиц следует сделать выводы, ибо построение аналитических таблиц и вычисление процентов изменения показателей в динамике и удельного их веса сами по себе ничего не дают.
Рассмотрим возможные соотношения показателей и выводы из этих соотношений:
1. Темпы роста выручки и себестоимости.
Если темпы роста себестоимости выше темпа роста выручки, то нужно изменить политику закупки сырья (материалов), или снижать затраты при производстве продукции, или пересмотреть политику цен на продукцию при повышении ее потребительских качеств и проведении ассортиментной диверсификации.
2. Динамика рентабельности организации определяется ее приближением к убыточной, малорентабельной, прибыльной или высокорентабельной деятельности.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 267 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
источник
Все решения экономического характера выносят по результатам финансового анализа. Именно поэтому анализ финансовой отчетности должен быть достоверным.
Анализ финансовой отчетности проводят для получения необходимых и информативных показателей, на основании которых можно объективно и четко оценивать, в каком финансовом состоянии пребывает компания и к каким результатам ей уже удалось прийти. Основную цель этой работы специалисты достигают, когда решают определенный перечень аналитических задач.
Что такое аналитическая задача? Это конкретизация цели исследования, при которой учитываются его организационные, информационные, технические и методические возможности. Задачи анализа финансовой отчетности различны, но основная заключается в раскрытии и понимании ключевых причин факторов, в большей степени влияющих на финансовое положение фирмы в настоящий момент.
Анализ финансовой отчетности проводят, чтобы:
- объективно оценивать финансовое положение компании;
- выявлять факторы и причины, поспособствовавшие достижению целей и сегодняшнего положения предприятия;
- подготавливать и обосновывать принимаемые управленческие решения, которые связаны с финансовой деятельностью;
- своевременно принимать меры для повышения платежеспособности;
- обеспечивать разработку планов финансовой реабилитации;
- выявлять и мобилизовать резервы улучшения финансового положения и повышения эффективности работы предприятия.
ТОП-6 самых важных статей для руководителя:
Экономический анализ финансовой отчетности – неотъемлемая часть финансовой деятельности компании. Такое исследование дает хорошие возможности для:
- выявления резервов улучшения финансового положения;
- объективной оценки уровня эффективности применения разных источников финансовых ресурсов;
- своевременного принятия мер по повышению платежеспособности, ликвидности и финансовой стабильности организации;
- предоставления подготовленной информационной базы для текущей и стратегической деятельности по финансовому управлению;
- обеспечения оптимального производственного и социального развития коллектива за счет применения резервов, выявленных благодаря анализу.
Ольга Морозова, финансовый директор логистической компании LogLab
На основе годовой отчетности крупнейших предприятий вы можете объективно оценивать положение дел конкурентов и видеть специфику их деятельности изнутри. Это без преувеличения уникальный шанс. Однако нужно не просто знакомиться с отчетами, а вникать в них, анализировать.
Рассмотрим поэтапно, каким параметрам следует уделять особое внимание в рамках анализа финансовых отчетов и как при вынесении решений применять полученные данные.
Благодаря результатам анализа финансовых отчетов предприятий, работающих в вашей сфере, вы можете лучше оценивать собственные достоинства и недостатки, понимать, какие тенденции намечаются в вашей индустрии.
Есть ряд конкретных причин, по которым следует проводить анализ финансовой отчетности компаний-конкурентов:
- Отличный шанс познакомиться с лучшими практиками. Отчеты всегда состоят из разделов, в которых дано детальное описание организационным, макроэкономическим рискам и затруднениям предприятий. Также из отчетов можно узнать, как решать разного рода проблемы. Благодаря полученным ценным сведениям вы можете сформировать идеальную бизнес-модель, в соответствии с которой операционная, инвестиционная и финансовая деятельность способна стать более быстрой и эффективной.
- Это хорошая возможность лучше изучить игроков на вашем рынке. После анализа финансовой отчетности вы поймете, какие перед собой цели поставило то или иное предприятие, вызывающее у вас особый интерес, и к каким результатам ему удалось прийти сегодня.
- Удобное получение сведений. С годовыми отчетами вы можете ознакомиться в любой подходящий для вас момент – они размещены на сайтах организаций. Для финансовых директоров, которым постоянно не хватает времени, это прекрасное решение.
То есть благодаря изучению годовой отчетности вы можете знакомиться с практической деятельностью предприятий, анализировать их бизнес-кейсы и видеть конкурентов изнутри.
Горизонтальный и вертикальный
Анализ финансовой отчетности в компании может быть горизонтальным и вертикальным. Если вы используете эти способы, проверяя отчеты, то, безусловно, можете быстрее и эффективнее укрепить свои финансовые позиции, повысив капитал.
Когда объединяются статьи и дополняются данными о структуре и динамике за отчетный период, появляются сравнительные аналитические балансы, подлежащие детальному изучению.
Балансовые статьи классифицируют в зависимости от целей анализа. Обязательно учитывают специфику компании и множество иных показателей. Зачастую активы группируют по уровню ликвидности.
Если проводится горизонтальный анализ финансовой отчетности, в его рамках сравнивают итоговые показатели с данными прошедших периодов. Особое внимание при исследовании обращают на внезапные изменения параметров в динамике и сравнивают колебания разных отчетных статей.
Смысл анализа в том, что данные в отчетах размещают по главным статьям на начало и конец периода. Далее проводят расчет абсолютного показателя отклонений по каждой статье баланса. Затем оценивают, какие изменения (в процентах) произошли по всем статьям в отдельности.
Цель анализа финансовой отчетности вертикального типа – определить структуру баланса и отчетности о финансовом результате и посмотреть, с какой динамикой развиваются данные показатели. Схема такая: общую сумму активов и выручки предприятия принимают за 100 %. Каждый раздел финансового отчета – это процент от принятых базовых значений.
В рамках факторного анализа сличают сопоставимые величины. Сравнение при этом методе бывает:
- плановое и фактическое;
- нормативное и фактическое;
- за предшествующие и текущие временные отрезки;
- сравнение средних показателей по отрасли с анализируемыми данными предприятия.
Эксперты оценивают динамику показателей, определяют степень выполнения плана, проводят межхозяйственное сравнение, устанавливают уровень влияния различных факторов на деятельность предприятия и разрабатывают решения по улучшению финансовой ситуации.
При исследовании сравнивают сопоставимые показатели. Также очень важно проводить моделирование, при котором составляют математические уравнения с использованием анализируемых и факторных величин.
В рамках анализа применяют следующие виды моделей:
- детерминированная,
- функциональная,
- стохастическая,
- корреляционная.
- цепной подстановки;
- индексные способы;
- абсолютной разницы;
- относительной разницы.
Экспресс-вариант
Любой анализ финансовой отчетности состоит из нескольких этапов и обязательно включает в себя предварительный, или экспресс-анализ финансовой отчетности. Цель этого исследования заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки просто и наглядно оценить финансовое положение и динамику развития фирмы.
Экспресс-анализ финансовой отчетности состоит из 3 этапов, это:
- подготовка;
- просмотр бухгалтерской отчетности;
- экономическое чтение и анализ финансовой отчетности.
В первую очередь определяют, целесообразно ли анализировать отчетность, и устанавливают, насколько компания готова к ее изучению.
При проверке готовности отчетности к чтению смотрят на:
- наличие всех форм, подписей, реквизитов, приложений;
- правильность заполнения отчетных форм.
Второй этап – изучение годовой отчетности и пояснительных записок. Эксперты оценивают условия работы за период отчета и выявляют, какие качественные изменения произошли в состоянии предприятия.
Третий этап – оценка аудитором результатов и финансового состояния компании.
Экспресс-анализ финансовой отчетности проводят, чтобы выделить несколько значимых и простых в подсчетах параметров и отследить их динамику.
Подобный отбор субъективен. Экспресс-анализ бухгалтерской финансовой отчетности предприятия является внутренним. Его проводят перед более глубокой проверкой.
Анализ консолидированных отчетов
Внешний пользователь расценивает консолидированную бухгалтерскую отчетность как дополнительную информацию, позволяющую устранить ограниченность частного баланса. Для материнских предприятий анализ консолидированных отчетов – это расширение и дополнение к отчетности.
Проводя анализ финансовой отчетности, помните – чтобы не допустить повторных счетов и искусственного завышения капитала и финансового результата, необходимо элиминировать некоторые статьи во внутренних операциях.
Статьи, которые должны быть исключены из консолидированной отчетности, следующие:
- задолженность по вкладу, не внесенному в уставной капитал;
- полученные и выданные авансы;
- займы в составе группы;
- взаимная дебиторская и кредиторская задолженность;
- затраты и прибыль в предстоящем периоде;
- непредвиденные операции.
В данном случае применяют следующие методы:
- вертикальный анализ финансовой отчетности;
- анализ относительных показателей;
- метод сравнения.
Методика и последовательность действий при анализе консолидированных балансов аналогична действиям в рамках обычного баланса.
Разъясняют, консолидация каких видов применялась, как компании объединялись в группу и как друг с другом связаны участники такой группы.
Отметим, анализируют не только консолидированные отчеты, но и финансовую отчетность материнских предприятий и дочерних компаний. Определяют удельный вес материнских и дочерних фирм в имуществе группы, а также оценивают долю участия дочерней компании в ее активе.
Выполняя анализ, эксперты определяют и оценивают долю дочерней компании в финансовом результате финансовой промышленной группы.
Елена Дмитриева, финансовый директор компании ООО «ТК ГАРД»
Экспресс-анализ финансовой отчетности проводят в том случае, если у компании достаточно мало времени на исследования и не так много первичных данных. Невзирая на то что любая бухгалтерская отчетность обладает определенными ограничениями, в данном случае зачастую бывают доступны лишь сведения из формы № 1 (бухгалтерского баланса) и формы № 2 (отчета о прибылях и убытках) бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовой отчетности анализируют, чтобы выявить, насколько рискованно сотрудничать с конкретным предприятием при условии включения его в группу, оценить пользу сведений бухгалтерской отчетности и понять, к каким выводам о компании можно прийти, основываясь на информации из этих форм данных.