Меню Рубрики

Как проводится контент анализ сми

Контент-анализ – это методика исследования, которая применяется не только в журналистике, но и в психологии, социологии, менеджменте и других сферах. Однако целью данной статьи является подробное рассмотрение этого явления в журналистской сфере. Перед Вами план и пример контент-анализа, который поможет Вам разобрать свой объект исследования для курсовых, дипломных, кандидатских и докторских работ.

В качество объекта исследования наши авторы (обладатели высшего журналистского образования) взяли медиа-проект «Дистопия».

«Дистопия – это культовый цифровой глянец в темных тонах. Мы публикуем тексты о последних событиях и вещах из мира культуры и воздвигаем вербальные памятники героям прошлого дня. Здесь все самое главное, что касается искусства и людского быта постнулевых» — так позиционирует себя редакция интернет — журнала.

Название «Дистопия» происходит от древнегреческой приставки «dis», обозначающей нечто трудное, противное, дурное, и обозначает один из модусов утопического мышления и соответствующего ему литературного жанра, как разновидности утопии. Проблема дистопии напрямую связана с той реакцией на бум утопической литературы, характерный для 1960-х годов. Он был спровоцирован чередой громких научно-технических открытий и массовым увлечением западной молодежи и интеллигенции революционными и социал-реформаторскими идеями, нараставшим вплоть до майских событий 1968 года. Поэтому уникальный философско-художественный жанр дистопия (то есть, образ общества, преодолевшего утопизм и превратившегося в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность») стал близок и понятен многим читателям. По мнению исследователя В.А. Чаликовой:

Дистопия ближе к реалистической сатире, всегда обладающей позитивным началом, антиутопия — к модернистской, негативистской и отчужденной, к «черному роману».

Термин «дистопия» восходит к становлению контркультуры, как самостоятельного явления (в 60-х годах прошлого века был придуман термин «контркультура», и многочисленные манифестации и акции протеста, как в университетах, так и непосредственно в искусстве, закрепили за этим явлением право на самобытность), и, как название ресурса, демонстрирует связь интернет– журнала с контркультурой.

Сетевое СМИ «Дистопия» появилось в 2012 году. Оно не имеет бумажной версии и с самого начала было доступно только в интернете. Журналистские материалы есть в свободном доступе, но основная часть контента распределяется по подписке, которую можно оформить на месяц (199 рублей), три месяца (399 рублей) и год (999 рублей).

Помимо сайта, интернет–журнал имеет две популярные группы в социальной сети «ВКонтакте»: «Трикстер», 2.335 подписчиков и «Дистопия», 78.000 подписчиков. «Паблики» популяризируют «Дистопию», используя мультимедийные возможности интернета: к журналистским материалам прикреплены изображения в формате gif, аудиозаписи и видеозаписи.

Применим выбранные нами типологии Лукиной и Костыговой к сетевому СМИ «Дистопия»: это медиапроект, не имеющий офлайновых прототипов. Данное сетевое СМИ сотрудничает как с профессионалами, так и с любителями, большинство авторов работают вне штата, и постоянной редакции в журнале нет, поэтому мы причислим его к любительским.

«Дистопия» относится к группе аналитических СМИ. По контенту это общее СМИ, не специализированное, то есть, предназначенное для широкого круга реципиентов. Однако, учитывая специфику материалов (сложный, насыщенный тропами язык, интеллектуальные, философские темы, большой объем), мы должны отнести этот ресурс к элитарным СМИ. Частично публикации находятся в общем доступе, но основная часть контента – платная, поэтому, ресурс сочетает в себе обе предложенные характеристики.

Создатель, редактор и учредитель интернет — ресурса Никита Кафкианский (настоящая фамилия: Какгазданов) в одном из интервью дал развернутую характеристику своему проекту:

Лобовое столкновение кладовой музея с новейшими идолами слова на виртуальных страницах журнала. Дистопия сегодня – это не та первая, собранная мной из осколков мрачных образов и мыслей, несущая, меж тем, светлые идеи. Сегодня это нечто куда более компетентное и точное в формулировках. Она не ширится, а идет по заданной системе координат – от точки к точке. Но кое-что не меняется. И эпохальный контраст ее содержания – одна из этих вещей.

Именно контраст содержания интернет-журнала «Дистопия», по мнению Никиты Кафкианского, отличает его СМИ от других медиапроектов аналогичной направленности. Контраст содержания является следствием противоречивой природы контркультуры, которую многочисленные авторы воспринимают и репрезентируют субъективно. Очевидно, что контркультура во многом определяет не только то, что транслирует «Дистопия», но и на то, как это происходит. Слияние СМИ с объектом образовательно–просветительской миссии (в данном случае, с контркультурой), на наш взгляд, является основной характеристикой и главной особенностью этого интернет–журнала.

  • «Наши дни» — художественно – аналитические материалы в формате лонгридов об актуальных явлениях в окружающей действительности.
  • «Интервью» — беседы с деятелями контркультуры и представителями маргинальных, закрытых кругов (проститутки, сутенеры, порноактрисы, webcam-модели и т.д.).
  • «О литературе» — литературная критика и литературоведческие статьи.
  • «Библиотека» — художественная литература.
  • «Хроники» — исторические очерки.
  • «Подкасты» — радио-проекты: аудиокниги в уникальном переводе, передачи о музыке и литературе.
  • «Кино» — рецензии на кинофильмы.
  • «Музыка» — рецензии на музыкальные альбомы.
  • «Искусство» — художественно – аналитические материалы, посвященные живописи.
  • «Игры» — журналистские материалы о компьютерных играх.

Все материалы из вышеперечисленных рубрик рассортированы по четырем большим разделам, в которых они сгруппированы по дате публикации:

  1. «Настоящее» — публикации из рубрик «Наши дни», «Интервью», электронные тесты на знание литературных произведений и репертуаров музыкальных групп.
  2. «Культура» — художественная литература, переводы художественной литературы, публикации из рубрики «Библиотека».
  3. «Мнения» — публикации из рубрик «Кино», «Литература», «Музыка», «Искусство», «Хроники», «Игры».
  4. «По подписке» — все публикации, которые изъяты из свободного доступа.

Спектр тем и проблем, которые затронуты в интернет–журнале «Дистопия», очень широк, и чтобы в итоге охарактеризовать особенности этого сетевого СМИ, мы должны выявить общие закономерности формирования контента, а не частные случаи. Поэтому мы изучили все материалы из разделов «Настоящее» и «Мнения» в период с 1.05.2015 года по 1.05.2016 года и выявили ряд тем и проблем, повторяющихся каждый месяц в течение года.

  1. Новинки в области андеграундного искусства (многозначное понятие «андеграунд» используется, как синоним слова «контркультура»): литература, кино, музыка, живопись, фотография.
  2. Социальные и культурные реалии окружающего мира, как предметы критики и философского переосмысления.
  3. Новости индустрии развлечений (андеграундного сегмента).
  4. Мистика и религия, как объекты журналистских исследований.
  5. Табуированные в обществе формы гедонизма (порно, проституция, наркомания и т.д.): взгляд изнутри (интервью, блоги и т.д.).
  6. Научно популярные темы (преимущественно гуманитарные науки).
  7. Маргинальные движения и субкультуры (сталкеры, хакеры, тегеры и т.д.).
  8. Деятели контркультуры (батл-реперы, уличные художники, гонзо журналисты и т.д.).
  • Психологические проблемы и психические расстройства (состояние внутренней конфронтации с внешним миром, отсутствие взаимопонимания с близкими людьми, агорафобия и т.д.)
  • Социальные проблемы (нищета, безработица, низкий уровень жизни, алкоголизм и т.д.)
  • Культурные проблемы (примитивизация сознания через массовые каналы коммуникаций, китчевая подделка культуры и т.д.)

Для того, чтобы сформулировать основные идеи, которые транслирует интернет–журнал «Дистопия», мы провели контент-анализ жанровой природы публикаций в период с 1.05.2015 по 1.05.2016 и выяснили, что самые популярные жанры в этом СМИ – эссе, художественно–публицистическое интервью-портрет и рецензия. Затем мы проанализировали три журналистских текста, каждый из которых соответствует определенному жанру.

Эссе — художественно-публицистическое журналистское произведение в форме непринужденной беседы с читателями на философские, литературные, политические темы, требующее от автора широчайшей эрудиции, оригинальности и глубины мысли.

В нашем исследовании мы рассмотрим философское эссе Антона Крумина «О меланхолии». Автор рассматривает меланхолию, как перманентный болезненный процесс самоуничижения, отравляющий жизнь человека. Он оценивает этот недуг, применяя психиатрические методики и классификации Фрейда и Юнга, и размышляет над генезисом, сущностью и природой меланхолии.

Эту работу отличают высокий публицистический накал и яркая образность. Субъект (меланхолик) и объект (причина неудовлетворенности) автор сравнивает с хтоническим чудовищем, которое проглатывает солнце, «желая присвоить не пищу, но саму функцию насыщения». Но объект обладает слишком большими размерами и «загнивает» в субъекте, который не может ни избавиться от него, ни переварить. Меланхолик – жертва любви к своему страданию, ведь он сделал причину неудовлетворенности частью себя и только потом возненавидел. Злость обращается против него самого, и страдание лишь удваивается. В заключении автор приходит к выводу, что меланхолия – особая подструктура психического аппарата, которая может становиться активной часто или только в исключительных случаях, но у каждого субъекта вне зависимости от темперамента и предрасположенности к пессимизму. «Но не всем это удается пережить, не для всех это сменяется чем-то иным» — заканчивает автор.

Эссеист демонстрирует сюрреалистический подход к художественно -аналитическому освоению психических процессов. Он широко использует аллегории, сравнения, метафоры и олицетворения с мистическими, мифологическими и религиозными образами, взаимодействуя с архетипическими пластами сознания. В целом, повествование носит мрачный характер, и минорный финал, процитированный выше, тому подтверждение. Гнетущее впечатление создают иллюстрации: фотографии старых спальных районов в серых тонах.

Надо отметить, что образ меланхолика в произведении явно поэтизирован, а патология его психики рассматривается, как свойство мировоззрения, духовно возвышающее личность.

Художественно–публицистическое интервью–портрет или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), сфокусировано на одном герое. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

В качестве примера мы разберем интервью Юлии Степ с рэпером Дмитрием Хинтером (Sсhokk) (от 10 марта 2016 года).

В начале интервью журналистка дает краткую биографическую справку, художественно обрамленную комментариями: «о его жизни уже сегодня можно снимать остросюжетную киноленту», «мир – стеклянный зверинец, и Sсhokk живет в нем открыто», «словно по сценарию Интро из последнего альбома, он вытаскивает из шкафа и «трупы», и «чистые рубашки»». Уже в начале автор демонстрирует эрудированность и бережное, доброжелательное отношение к герою, что создает эффект контраста: о скандально известном баттл–рэпере (баттл–рэп – андеграундный жанр, в рамках которого происходит соревнование рэперов) написано в мягкой, почтительной и интеллигентной манере. За счет этого вступления герой вышел из привычного амплуа провокатора и грубияна, рассказав про интимные, личные чувства и переживания. Вопросы были подобраны таким образом, чтобы не провоцировать в нем баттл–рэпера, а узнать человека. Это намерение совпало с желанием музыканта: он выпустил первый в своей карьере лирический альбом. Портрет искусно дополняют иллюстрации: «домашние» фото из личного архива Дмитрия Хинтера.

Однако в интервью–портрете нашлось место для серьезных критических замечаний в адрес других исполнителей рэпа и о состоянии музыкальной культуры в России. В этом смысле материал похож на попытку художественного исследования феномена рэпа, как одного из самых популярных музыкальных течений на сегодняшний день. На системообразующие выводы героя провоцировал журналист объемными тематическими вопросами, в которых автор обнаруживал редкую осведомленность в обсуждаемой теме: Юлия Степ часто употребляла специальные термины (хейт, хайп, принцип input – output) и была в курсе основных новостей в индустрии. Поэтому она могла поддерживать беседу на равных, что является основополагающим условием для качественного интервью–портрета.

В материале выражается иная парадигма мышления, игнорирующая традиционные моральные ориентиры. Герой – маргинал (имеет судимость за сбыт наркотических средств и бандитизм), профессиональный хам (баттл–рэп – искусство хамства и взаимных оскорблений) позиционируется, как глубокомысленный творческий человек, напряженная духовная жизнь которого оправдывает его эксцентричные и даже противозаконные поступки.

Рецензия – анализ, разбор, оценка публикации, произведения или продукта.

В качестве примера рецензии мы исследуем рецензию Гретчен Росс на книгу Нил Хаспер Ли «Убить пересмешника» (от 9 июня 2016 года).

Эта рецензия относится не к аналитической, а к художественно–публицистической группе жанров, так как автор перенес акцент с произведения на свое мнение о нем и добавил рассуждения о смежных явлениях и проблемах. Кроме того, текст написан в ярком и легком публицистическом стиле: автор не стремится обратить внимание на свое мастерство, пишет ясно, скупо, не витиевато, поэтому смысл текста улавливается быстро.

Материал очень информативен, тщательно подобраны факты из жизни писательницы и об издании книги. Они создают необходимые детали в «парадном портрете» романа.

Надо отметить, автор начинает рецензию, подвергая сомнению общепризнанные мерила ценности произведения: премию, место в школьной программе по литературе, традиционные «сильные места» книги. Он настаивает на иной, субъективной и более глубокой форме анализа, пропуская содержание книги через свой экзистенциальный опыт личности и фоновые знания, обеспечивающие качественный и предметный разбор произведения. Построение собственного текста автор начал с отрицания доминирующих смыслов предмета его исследования.

В рамках исследования мы проанализировали более 100 текстов из интернет–журнала «Дистопия», но презентовать все полученные результаты невозможно из–за ограниченного объема нашей работы. Поэтому мы ограничились лишь тремя примерами анализа журналистских материалов, но в следующем пункте мы будем учитывать результаты, полученные в ходе всего исследования.

На основе контент–анализа были выявлены основные идеи, составляющие парадигму мышления и картину мира, которые определяют идейно–тематические особенности интернет–издания «Дистопия».

  • Экзистенциализм, как философская основа мировоззренческой системы. Эта философия была альтернативой рационализму и оптимистическому либерализму, соединив объект и субъект воедино в иррациональной реальности «экзистенция». На данный момент культ успеха и рационального поведения, насаждаемый в обществе, вынуждает оппозиционно настроенных мыслящих людей снова взять на вооружение противоположные идеи.
  • Болезненный эскапизм, как отчаянное бегство от реальности. Одним из отличительных признаков контркультуры является стремление покинуть пределы разума и расширить сознание с помощью психотропных, наркотических и алкогольных средств. Многие «иконы» контркультуры (музыканты Егор Летов и Курт Кобейн, поэты Александр Башлачев и Алексей Никонов, уличный художник Паша 183 и т.д.) использовали эффект опьянения, как метод творчества. С точки зрения «контркультурной» системы ценностей, различные способы освобождения от сознания допустимы и творчеством полностью оправданы.
  • Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.
  • Интеллектуальность, как «членский билет» в элитарное сообщество, и интеллектуальный снобизм. «Дистопия» продает не информацию, а навигацию в культурном пространстве и духовные ориентиры для развития личности. Происходит унификация разрозненных картин мира, формирование сообщества единомышленников, и для того, чтобы успеть за этим процессом и влиться в коллектив, необходимо постоянно и существенно расширять кругозор. Это развитие дает подписчикам право на снобизм, на «установку баррикад» между враждебным, глупым, потребительским миром и собственной личностью.
Читайте также:  Как можно сдать анализ на хламидии

Мы дали общую характеристику идейно-тематическому содержанию интернет–ресурса «Дистопия», проанализировали журналистские материалы и определили особенности идейно-тематического содержания интернет-ресурса «Дистопия», определив основные идеи и темы данного СМИ.

Можно сказать, что «Дистопия» — апологет контркультуры в современной России. Создателю этого ресурса удалось собрать вокруг СМИ лояльную аудиторию, которая не только покупает платную подписку, но и постепенно приобретает черты единой субкультуры, чему способствует активная работа в социальных сетях. Темы и идеи, которые составляют основу контента, оказались сакральными для человеческой личности, и новая социальная общность формируется за счет того, что обсуждение этих концептов сближает людей и обнажает их духовные сущности. Это тоже можно назвать особенностью «Дистопии».

В ходе исследования мы обнаружили, что читателю, который хочет расширить свои представления о современной культурной жизни общества, стоит ознакомиться с этим ресурсом, чтобы повышать уровень своего развития и расширять кругозор. Вполне возможно, что журнал может дать ориентиры в духовном поиске и стать для реципиента чем–то большим, чем СМИ.

По итогам нашего исследования мы можем сказать, несмотря на опасения ряда исследователей, что интернет не «размывает» журналистику и не понижает ее качество, ведь вполне реально найти примеры, опровергающие эту точку зрения. Для малобюджетных медиа-стартапов интернет стал реальной возможностью реализоваться. Например, интернет – СМИ «Дистопия» за 4 года работы стала флагманом и законодателем мнений для определенной части общества.

источник

Контент-анализ (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse du contenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.

Другими словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные показатели. Например, такими показателями могут быть:

  • для определения размера публикации — количество слов в тексте;
  • для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей;
  • для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т.д.

Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ.

Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.

Контент-анализ состоит из трех основных этапов:

  • определяются единицы анализа и их машиночитаемый вид;
  • производится подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявляются взаимосвязи между ними, рассчитываются относительные индексы, например, индекс информационного присутствия или пресс-индекс, индекс эмоциональной направленности, индекс тематической активности и другие;
  • интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.

Стандартный отчет по контент-анализу публикаций, в исполнении специалистов ЭКРО, представляет собой ряд таблиц и графиков и может охватывать несколько направлений анализа, например:

  • Анализ торговых марок и фамилий представителей компаний: тип упоминаний, место упоминаний в тексте, характер, роль и т.д.
  • Анализ публикаций, в которых зафиксированы исследуемые торговые марки и представители: название публикаций, ее автор, тема, эмоциональная направленность и т.п.
  • Анализ источников, в которых имеются анализируемые публикации: название и тип источника, дата выхода, тираж и т.п.

Индивидуальный отчет по контент-анализу может производиться специалистами ЭКРО с учетом Ваших задач и пожеланий.

В качестве примера можно привести такую задачу, как анализ упоминаемости компании в СМИ и сравнение участников рынка между собой. Для производства отчета, решающего поставленную задачу, нами будет посчитано количество публикаций, определена их эмоциональная направленность и объем, сделана оценка типа и места упоминаний и т.п.

Результатом данной работы будут разного рода показатели и индексы. Например:

Пресс-индекс компаний и представителей — отношение количества публикаций об одной компании ко всем публикациям. Данный индекс необходим для сравнения pr-активности компаний;

Pr-охват – количество лиц, которые могли ознакомиться с публикацией, пресс-релизом. Этот показатель зависит от количества опубликованных статей и аудитории, тиража опубликовавших их СМИ;

Оценка Pr-бюджетов – это сумма денег, которые потратила на свою pr-компанию та или иная фирма. Рассчитывается на основе рекламных тарифов по каждому СМИ;

Тематика публикаций, пресс-релизов – данный показатель по одной компании или по рынку в целом даст представление о том, кто что продвигает;

Характер публикаций – оценивается как «конфликт», «позитив», либо «другое». Данная оценка позволяет выявить «дружественных» и «враждебных» авторов, СМИ;

Рейтинг СМИ – характеризует популярность СМИ среди участников рынка. Чем больше статей об исследуемом рынке опубликовано в издании, тем выше его место. Данный показатель необходим для медиапланирования своей pr-кампании;

Рейтинг авторов – это распределение авторов по количеству написанных ими публикаций об исследуемом рынке и т.д.;

Прессиндексы

В данном разделе представлены разработанные и составленные специалистами компании Экро рейтинги «Пресс-Индекс».

Тематика рейтинга может быть разнообразной. Сейчас Вашему вниманию представлен «Пресс-Индекс» по двум темам: банки и страны мира. В будущем, возможно, будут составлены рейтинги и по другим интересным темам.

Рейтинг, посвященный автомобильным брендам в 2011 году выпускаться не будет.

Произошли изменения и в выпускаемых рейтингах:

Количество участников рейтинга «Пресс-Индекс. Банки» выросло до 70 банков.

Рейтинг «Пресс-Индекс. Страны мира» теперь будет выходить один раз в квартал. Следовательно новый выпуск рейтинга ожидайте в начале апреля 2011 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9435 — | 7322 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Сегодня решил, что пора начать небольшую серию статей про контент-анализ газет, журналов и других текстовых СМИ (ну или печатных, хотя с печатными лучше не путать — сейчас актуальнее работать с электронными СМИ, печатные никто уж не читает почти…)

Поступить решил банальнейшим образом — снова перевести иностранную публикацию по теме. Не всю. Всю лень, да и ни к чему ? Пропущу вступления, приложения и всё остальное лирическое или неактуальное. Итак — публикация носит название «Analysing newspaper content. A how to guide». Авторы Stacy Lynch и Limor Peer. У второго и докторская имеется ? Опубликовано в 2002 году… Это довольно теоретический материал — но, в общем, норм. Язык перевода почти как из под гугл переводчика. Не пугайтесь, я и не писатель ?

Итак ПЕРЕВОД: поехали.

[ладно… переведу микро введение]

Эта инструкция предназначена для тех, кто поставил себе цель объективно проанализировать новости или другую информацию, публикуемую в СМИ, узнать какова она, и в каких объёмах и пропорциях появляется.

Работа актуальна далеко не только в академическом плане, но и при решении бизнес задач. Это хороший способ узнать, что «по данной теме мы публикуем слишком много», а «по этой явно недостаточно». Это отличный способ сравнить свою газету или журнал с изданиями конкурентов.

Контент-анализ СМИ поможет лучше проанализировать распределение ресурсов.

В рамках одного из замеров Readership Institute провёл беспрецедентный по объёму выборки замер — контент-анализ 100 газет, 47000 публикаций на 700 различных тем. Работа над исследованием позволила верифицировать адекватность методик, описанных в данном руководстве.

Контент-анализ не предполагает кропотливой работы по тщательному изучению каждой из единиц анализа (например, заголовка/целой статьи) на протяжении длительного периода времени. Если вы будете следовать указаниям этого руководства, вы легко получите адекватные и валидные данные для принятия взвешенных решений.

Независимо от того, что сама методика проведения контент-анализа не является сложной и заумной, вы должны быть готовы уделить достаточно много времени исследованию и найти людей, способных на протяжении этого времени прилежно выполнять достаточно однообразные действия.

Всем процессом проведения контент-анализа от его продумывания до завершения замера должен заниматься ответственный человек. Руководитель проекта должен максимально ответственно относиться к качеству данных, а также быть очень скрупулёзным исследователем. Самая главная задача руководителя проекта организовать процесс так, чтобы каждый из исследователей обрабатывал данный одинаковым образом, следуя единым правилам и стандартам. В этой работе руководитель проекта должен взять на себя функции контролера, так как даже понимание всех требований участниками проекта не гарантирует их выполнения, при отсутствии надлежащего контроля работы.

Мы рекомендуем собирать команду из 5-10 человек (в зависимости от величины газеты) под руководством руководителя проекта. Контент-анализ — это методика, владение которой совершенствуется только с опытом, поэтому было бы неплохо собрать команду из уже опытных специалистов в области контент-анализа. Чем больше текучка специалистов в рамках одного и того же проекта, тем выше риск получить в итоге не соответствующие реальности результаты. При этом хорошими кодировщиками, интерпретаторами могут быть и студенты, и люди, никак не связанные со СМИ. Не стоит себя ограничивать в данном случае в выборе кадров.

Время, которое необходимо будет затратить на контент-анализ газет зависит от их размера. Чем больше новостей, статей, рекламных материалов опубликовано в газете, тем дольше будет идти анализ. Скорость кодирования увеличивается с получением опыта работы над замером. Другими словами, если кто-то может уделить 10 часов кодированию, оно пройдёт быстрее, чем если бы 2 кодировщика работали по 5 часов.

Прежде всего просто подготовьте сам массив газет — на это может уйти 2-3 часа, и эта работа может показаться даже излишней. Однако, она необходима. Анализ текстовых публикаций в СМИ требует более всего времени. Нормальная скорость кодирования материала — 15 статей за 45 минут без перерыва. Профессиональный кодировщик способен работать быстрее и кодировать по одной статье в минуту, при условии достаточного времени уже потраченного на данный проект.

Анализ оглавления, рекламных материалов, общей структуры газеты требует около 2-3 часов на издание.

Также, потребуется уделить время на первоначальную подготовку кодировщиков. Мы рекомендуем потратить на эту работу около 3 часов. Это, пожалуй, наиболее ценное и ответственное время за весь проект. Дальше мы расскажем, как правильно готовить кодировщиков.

Безусловно, немало времени надо потратить и на общую организацию процесса. Этим, как уже ранее говорилось, должен заниматься руководитель проекта.

В зависимости от степени необходимой точности замера, время, уделяемое на составление таблиц контент-анализа, кодирование и анализ, может сильно варьироваться. Общий анализ может быть реализован приблизительно за 10 часов. При этом проект может длиться и сотни часов, в случае необходимости тщательной детализации анализа.

Прежде чем начать замер, четко определите цели исследования. Что конкретно вы хотите получить в результате вашей работы? Есть ли элементы информационного пространства, на которых вы хотели бы в первую очередь сконцентрировать ваше внимание? Насколько детализированную информацию вы хотите получить? Вас интересуют средние показатели за неделю, или вы хотели бы получить детализированные результаты за конкретный день недели? Вы хотели бы получить аналитику по конкретной теме или по всему разбросу тем в выборке источников? Ответы на эти вопросы в частности будут определять величину выборки, с которой вам предстоит работать.

Следуя инструкциям в этой серии статей вы сможете определить, насколько актуальны материалы, публикуемые вами, по сравнению с материалами других изданий. Данные материалы помогут вам «измерить» информационное пространство в рамках следующих параметров:

  • Тематики публикаций
  • Географические характеристики контента
  • Жанры, стили
  • Источники и формат контента
  • Визуальные характеристики
  • Разнообразие контента
  • Структура газеты (журнала и пр.)
  • Особенности продвижения
  • Перечни материалов (оглавления и пр.)

В комплексе ответы на эти вопросы дадут вам информацию о том, насколько активно обсуждается та или иная тема в местных изданиях в сравнении с национальными изданиями, дадут сведения об особенностях размещения визуального контента в изданиях, сводную информацию об источниках публикаций и пр. Вы получите массу полезной информации, анализируя контент так, как описано в данной статье. Если вам потребуется больше информации, вы всегда можете расширить спектр вопросов, выйдя за пределы параметров, описанных в статье. О том, как конкретно создать композицию актуальных для замера вопросов будет описано дальше.

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

Если цели вашего исследования отличаются от связанных с приведенными выше вопросами, то вы можете расширить спектр вопросов. Вы можете акцентировать внимание на исследовании контента местных СМИ, полностью или частично игнорируя материалы федеральных или международных СМИ. Возможно, актуальная для вас тема заявляется только в местных СМИ. Любые вариации вопросов и площадок возможны.

Прежде чем приступить к исследованию, очень тщательно продумайте, какие СМИ войдут в выборку. Лучше всего применять методики контент-анализа, фокусируясь лишь на нескольких ключевых аспектах, источниках и т.д. Также учтите, что создание списка вопросов для анализа может явиться весьма трудоемкой задачей. Убедитесь, что цель замера максимальна конкретна, вопросы связаны с ней и только с ней. Цель должна быть настолько понятна и проста, что можно объяснить ее в одном предложении. Если сделать этого не представляется возможным, вероятно, вы пошли по ложному пути.

Обязательно надо помнить о том, что интересующие вас параметры должны быть объективно измеримы. В информационном поле может присутствовать множество интересных параметров, работа с которыми может склонить исследователя к весьма субъективным выводам, что недопустимо. Зачастую проблема может заключаться в неверно составленной кодировальной матрице. Хорошим примером является кодирование позитива и негатива. Несмотря на кажущуюся простоту категории, определение позитива и негатива может быть очень сильно детализировано, а детализация может быть весьма «необычной», что может затруднить работу кодировщиков и увеличить стоимость и продолжительность работы.

Также изначально очень важно определить, является ли кодируемый контент видимым или латентным. Видимый контент реально проявляется в тексте — например, вы хотите подсчитать сколько раз встречается то или иное слово в тексте, может быть, чьи-то фамилии. Латентный контент не подразумевает присутствие таких очевидных индикаторов. Его кодирование является более трудоемким процессом, а присутствие категории идентифицируется только при внимательном анализе материала — невозможно, например, автоматизированно закодировать контент, пользуясь простым поиском слов по документу. Латентным контентом может являться, например, стиль изложения — в ходе контент-анализа вы идентифицируете стиль написания документа или стиль изображения, жанр музыки и пр. Если вам необходимо, является ли стиль изложения «живым» (неформализованным), то трудно предположить, какие конкретно слова должны войти в словарь контент-анализа (какие слова вы будете искать в тексте). В целом, чаще всего, латентный контент намного труднее идентифицировать, нежели видимый. При работе с латентным контентом всегда стоит производить проверку полученных результатов.

Намного более трудоемкой задачей является создание категориального аппарата. Этому вопросу посвящено множество книг, [не на русском, увы. В оригинале статьи в приложении D можете посмотреть список] но здесь будет приведено всего несколько ключевых правил создания категориального аппарата:

  1. Категории должны быть взаимоисключающими. Убедитесь в том, что категории не связаны межу собой, не «пересекаются»
  2. Внутри категорий значения должны быть «равнозначными» и однозначно определяемыми. Например, в определении географии работы газеты не должно быть ряда значений вроде «национальная» (газета), «местная», «скорее местная». Кодировщики не поймут, как работать со значением «скорее местная» (газета).
  3. Ваш категориальный аппарат должен включать в себя категории для всех возможных случаев, иначе кодировщики будут вынуждены кодировать контент неверными кодами в силу нехватки корректных.
  4. Создавайте категории только для контента, встречающегося часто. Не надо сразу же создавать новую категорию при появлении, например, новой еженедельной колонки в газете. Ваша цель заключается в кодировании 95% материалов газеты (или другого контента) с помощью имеющегося категориального аппарата. Всегда будет появляться трудноклассифицируемый контент. Для этих 5% нестандартного контента можете создать категорию «другое».

Всегда стоит соблюдать баланс — категорий должно быть минимум, но и не слишком мало, чтобы не включать в категории нерелевантный им контент. Просто дайте прочитать материал 10 людям и закодировать его самостоятельно. Как минимум 75% закодированного материала должно совпадать. Если различия в результатах кодирования выше, вам стоит откорректировать категориальный аппарат — уменьшить количество категорий или напротив — операционализировать имеющиеся. Проверить, взаимоисключаемые ли категории включены в аппарат. Также возможно вы ставите перед собой некорректную задачу — поставленная вами цель в принципе не решается с помощью контент-анализа, и это является причиной неудач в кодировании материалов.

Продолжение в следующих статьях!
Бай ?

источник

Существует множество видов анализа материалов СМИ. В зависимости от критерия выделяют: содержательный (контент-анализ), структурный, тематический анализ, анализ профилей материалов, анализ цитируемости, анализ аргументации, дискурс-анализ; частотный, типологический, кластерный; стилистический, этнометодологический, социолингвистический, пропагандистский, мотивационный, интент-анализ и другие.

Общую совокупность подходов к анализу документов можно разделить на 3 группы. Первая группа исследовательских методов, объединяет варианты традиционного анализа, учитывающего поверхностные, технические характеристики материала, целевые и структурные особенности текста, объем, размещение, степень эффективности. Вторая группа базируется на количественном (формализованном) анализе документов, учитывающем частоту появления анализируемых категорий, их совместное появление, и характер их направленности. Третья группа, включает в себя, методики качественного анализа, ориентирующихся на изучение текстов: психологический, мотивационный, ролевой анализ.

Понятие контент-анализа, имеющее корни в психологии и социологии, сегодня пока не имеет однозначного определения. Приведем лишь некоторые из них:

Контент-анализ – это методика объективного качественного и систематического изучения содержания средств коммуникации (Д. Джери, Дж. Джери).

Контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (Д. Мангейм, Р. Рич).

Контент-анализ состоит в нахождении в тексте определенных содержательных понятий (единиц анализа), выявлении частоты их встречаемости и соотношения с содержанием всего документа (Б. Краснов).

Классическое определение было формулировано Б. Берельсоном, который назвал контент-анализ методом исследования для «объективного, систематического и количественного описания ясного содержания общения» 1 .

В целом можно сказать, что контент-анализ СМИ (в разных странах медиа-измерение/ отслеживание паблисити/ медиа резонанс) – это процесс изучения и отслеживания информации, поступающей в СМИ; преобразование полученного количественного материала в качественную форму посредством классификации сообщений. Данный инструмент определяет, насколько ключевые сообщения, темы, в распространении которых заинтересована организация, реально получили распространение в СМИ в результате коммуникационного менеджмента. Основная цель данного метода: изучение документальной информации с целью выявления социального контекста сообщения.

  • определение способа подачи материала и анализ преобладающих в СМИ направлений
  • определение эмоциональной окраски, тона публикаций
  • определение рейтинга лидеров, организаций, торговых марок по частоте упоминания
  • определение отношения СМИ к лидерам, организациям, событиям
  • концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора

Стадии исследования:

  1. подготовка программы анализа документов
  2. формирование выборки разработка методики данного конкретного анализа
  3. проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности
  4. сбор первичной информации
  5. количественная обработка собранных данных
  6. интерпретация полученных результатов, выводы

Достоинства метода – в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект, в высокой степени полноты и надежности получаемых данных (материалы удобны для перепроверки), а также в возможности исследования социально-психологических явлений во временном континууме.

При контент-анализе СМИ принимаются во внимание следующие факторы: способы распространения сообщений, время выхода, частота, средство передачи информации, охват территории; источник получения информации, объем материала, характеристика автора, охват аудитории и эффект от сообщения; кто, какая организация или проект и в каком контексте были упомянуты; характер оценок. Следует отметить, что когда говорят о контент-анализе, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а в реальности, которая за ними стоит – личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и т.д.

Таким образом, можно обобщить перечисленные характеристики:

Плюсы контент-анализа: показывает, что происходило, где и в каком контексте; позволяет сравнивать с другими данными, в т.ч. по целевым группам; полезен при мониторинге проблем и отслеживании тенденций, а также для прогнозирования.

Минусы: требует финансовых и временных затрат; не дает информации о степени воздействия сообщений; наконец, не все данные содержатся в СМИ.

Контент-анализ начинался как количественно-ориентированный метод анализа текстов для изучения массовых коммуникаций. Он был впервые применен в 1910 г. социологом Максом Вебером, чтобы проэкзаменовать охват прессой политических акций в Германии. Американский исследователь средств коммуникации Гарольд Лассвелл в 30-40-е гг. использовал подобную методику для изучения содержимого пропагандистских сообщений военного времени. В 1943 г. Абрахам Каплан увеличил фокус контент-анализа от статистической семантики (значения текстов) политических дискуссий до анализа значений символов (семиотики). Во время Второй мировой войны популярность семиотики привела к использованию качественно-ориентированного контент-анализа для изучения «идеологических» аспектов в таких жанрах, как телевизионные шоу и коммерческая реклама. Ряд современных исследований с применением методологии контент-анализа включают наряду с анализом текста и анализ изображений.

С появлением средств автоматизации, текстов в электронном виде, начиная c 60-х годов, начальное развитие получил контент-анализ информации больших объемов – баз данных и интерактивных медиа-средств. Выделилось направление, получившее самостоятельное развитие – Data Mining, означающее обнаружение, с помощью количественных оценок, в потоке данных новых знаний, таких как модели, конструкции, ассоциации, изменения, аномалии и структурные новообразования, и последующую количественную квалификацию их как категорий.

Большой вклад в развитие контент-анализа внесли психологические исследования в области феноменологии, ведущая идея которой заключается в обращении к каждодневному миру через различные явления в фактических ситуациях. С феноменологией связаны имена ее основателя Эдмунда Хассерла и Амадео Джиорджи.

В настоящее время контент-анализ используется не только в социологии, журналистике, но и в психологии, исторических исследованиях, лингвистике, литературоведении и т.д. Контент-анализ применяют также в практике изучения писем, поступающих в различные организации, в политологии, социальной психологии и педагогике, в криминологии, искусствоведении, этнографии и т.д. 2
Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Количественный анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста.

Процесс качественного контент-анализа состоит из трех основных стадий:

      1. Сведение большого количества текстовой информации к конечному числу интегрированных блоков текста – единиц значения, которым ставится в соответствие код для дальнейшей обработки. Основными единицами значения являются категории, последовательности и темы.
      2. Реконструкция субъективных составляющих текстового потока – мнений, воззрений и доказательств каждого источника текста. Для этого производится поиск связей между единицами значения, характеризующими источник, и условиями создания им текста.
      3. Формирование выводов и обобщений путем сравнения систем значений.

      Количественный контент-анализ также включает три этапа. На первом этапе выделяются единицы анализа и переводятся в электронный вид, приемлемый для обработки. Второй этап состоит в проведении подсчетов частот единиц анализа с применением математического аппарата для выявления взаимосвязей между ними. Третий этап заключается в интерпретации полученных результатов.

      Измерение в контент-анализе происходит посредством использования категорий и единиц анализа в рамках кодировочной процедуры, смысл которой состоит в идентификации «поисковых образов» категорий анализа с элементами содержания текста. После идентификации проводится количественная часть измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или факт его присутствия/отсутствия).

      Как уже отмечалось, количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания. Качественный же контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания. Различие двух подходов часто иллюстрируют примером: в 50-е годы западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него. С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы невозможно.

      С помощью контент-анализа исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его, применяя количественные методики (например, диаграммы, таблицы). Кроме того, он может использовать его, чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности. Например, можно чувствовать, что в телевизионной рекламе темнокожие актеры редко появляются в роликах для рекламы дорогих товаров (например, автомобилей, мехов, ювелирных изделий). Контент-анализ может документально подтвердить предположения.

      Как пишет Г.Г. Татарова, «тексты – это то, на чем исследователи решают задачи вторичного анализа. Образно говоря, это использование «старого» эмпирического материала для решения «новых» задач». Текстовая информация дает возможность многократного к ней обращения для поэтапного «вытаскивания» необходимой информации. 3

      Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

      Переход от смысла отдельных сообщений к анализу количества всего объема информации, помогает избежать субъективизма в оценке данных. Действительно, смысл отдельных сообщений может противоречить смыслу общего объема, причем в результате эмоционального восприятия значение некоторых сообщений может быть преувеличено. 4 Количественный анализ не допускает подобных ошибок.

      К середине 50-х гг. исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию категорий в тексте, а связям между категориями. Для этого обращают внимание на совместную встречаемость слов различных категорий. Например, для каждого предложения текста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями и знак этой связи. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других — наоборот. В некоторых случаях это может быть отражением сознательной позиции автора статьи, а в некоторых – связью на уровне подсознания.

      Метод нахождения контекстов употребления слов (collocations) допускает дальнейшее развитие. Выбрав предложения, в которых встречается конкретное слово или категория, мы получили некоторую подвыборку текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа. Контексты употребления слов и категорий в свою очередь могут быть подвергнуты контент-анализу — выяснению простых частот категорий, относительных частот, оценок категорий относительно нормы и т.д.
      Очевиден огромный потенциал контекстного анализа при мониторинге больших текстовых объемов, т.к. он позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора информации.

      Помимо прочего, возникла идея контент-мониторинга, которая материализовалась через десятки лет после появления предпосылок. В простейшем виде контент-мониторинг можно определить как постоянное, воспроизводимое во времени выполнение узко очерченного своими задачами контент-анализа непрерывных информационных потоков. Среди основных принципов построения системы мониторинга выделяют принципы системности, адресности и предметной направленности. 5

      Ежедневный анализ ситуации, даже простейший, позволяет прогнозировать развитие событий, оценивать сделанные или планируемые шаги конкурентов. Анализ публикаций в СМИ может дать информационный повод для заявлений и обращений в эти издания. 6

      К теоретическим и методологическим предпосылкам появления систем контент-мониторинга относятся: развитие теоретических основ контент-анализа; методы математической лингвистики; теория кластерного анализа. К технологическим же предпосылкам относятся: появление и развитие алгоритмов и систем, построенных на основе методов математической лингвистики; развитие сети Интернет, ее информационных ресурсов; развитие и совершенствование технологий информационного поиска в Internet-среде.

      Причинами большого опоздания внедрения подобных систем являются социальные, технологические и экономические проблемы. К социальным причинам можно отнести желание определенных кругов монополизировать контент-исследования (прежде всего, политические). Технологические причины более очевидны – только в последние годы объем электронных новостных сообщений достиг критической массы, покрывающей практически все традиционные печатные СМИ. Экономические причины также понятны: развитые системы компьютерного контент-мониторинга дорогостоящи.

      Методы контент-мониторинга, как эволюция идеологии контент-анализа, получили большое развитие на территории бывшего СССР. В литературе встречаются ссылки на проекты: М.Г. Крейнеса «Ключи от текста», Д.А. Поспелова «Интерактивное выявление семантических структур текста», «Оружие аналитика» компании «Инвента», «Лингва-Экспресс» В.И. Батова и др. С помощью компьютера на основании заданных характеристик (наборов слов, количественных параметров) исследуется текстовый поток. Он многократно обрабатывается, в результате генерируется и отображается обобщенная информация.

      Рассмотрим теперь другие виды анализа текстов СМИ.

      Дискурс-анализ. Под дискурсом (от французского «discours» — речь) принято понимать связный текст в совокупности с лингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами. Дискурс – это всегда текст, взятый в событийном аспекте, рассматриваемый как целенаправленное социальное действие.

      Предметом исследования дискурс-анализа является выявление внутренних закономерностей в тексте. В отличие от конверсационного анализа (см. ниже), дискурс-анализ допускает изучение не только устных, но и письменных текстов, даже формальных бюрократических документов, т.к. исходит из аксиомы: структура контролирует смысл. Дискурсивный анализ текстов СМИ позволяет производить их описание с учетом социальных процессов, учитывая межтекстовые и внутритекстовые отношения.

      ^ Этнометодологический и конверсационный анализ изучает не столько содержание текста или дискурса, сколько организацию текста, язык как социальную активность создающих его людей и как вообще единственную социальную реальность. Анализируется живой, постоянно возобновляемый язык как единственная социальная реальность, в которой все носители языка являются ее участниками. Любой текст несет в себе информацию о своем авторе, о его жизненном кредо, опытности, профессиональном и общеобразовательном уровне. Чем текст ближе к стереотипу, чем труднее понять сущность его автора При анализе обращают внимание, например, на: манеру изложения, витиеватость, уходы; эмоциональное состояние автора, наличие или отсутствие у автора чувства юмора, адекватность оценки автором описываемых событий.

      ^ Социолингвистический анализ вскрывает причинные связи в тексте между языком и фактами общественной жизни. Это направление может быть эффективно использовано для изучения языка прессы, как в историческом, так и в современном аспектах. Политическая и иная позиция издателей проявляется в употреблении разных оценочных слов для обозначения одних явлений действительности. К примеру, «бунт», «смута» – это лексикон реакции; «революция», «восстание» – лексика прокоммунистической прессы (ее эпитеты отличаются номинативной точностью и ясно выраженной партийностью) 7 .

      Данный вид анализа учитывает также особенности языка разных типов газет, т.к. один и тот же факт действительности должен быть передан в детской, молодежной и взрослой газете разными языковыми средствами. Журналистика черпает образы из народного творчества, художественной литературы, фактов общественной жизни. Приемы их использования многообразны: от полного привлечения контекста произведения до применения всего одной фразы или имени сказочного героя, однако настолько емких и столь прочно укоренившихся в сознании слушателей, что это дает возможность лаконично и четко формулировать отношение к объекту. Созданию образа способствует использование эпитетов. Подбираются они в соответствии с основной задачей – положительной оценкой личности или проекта.

      Метод социолингвистического анализа был использован автором в ходе анализа присутствия в информационном пространстве Администрации Президента РФ. Далее предлагается пример анализа эпитетов, используемых СМИ в отношении Администрации. Цифры внизу таблицы фиксируют количественное распределение соответственно нейтральных, сбалансированных и негативных оценок деятельности Администрации.
      ^

      Президентская команда Соратники Верные люди Президентская канцелярия Коллективный Президент Аппаратчики Назначенцы Лоббисты Первая скрипка власти Кагорта избранных Чиновники Бюрократы Кремль Царский двор Свита Коллективный Распутин «Семейный» орган Кремлевские интриганы Кремлевская челядь Механизм латания дыр Частная корпорация Спецслужба Теневая структура Обиталище теней Сообщество тугодумов и карьеристов

      Пропагандистский анализ. Сегодня пропаганда уже перестала быть чисто идеологическим занятием, она базируется на жестких научных основаниях. «Холодная» война в сущности была войной семантической. Она дала значительный стимул развитию коммуникативных моделей воздействия. Г. Джоветт и В. Донелл описывают следующую схему пропагандистского анализа:

      • выявление идеологии – определение предпочтений, оценок, отношений, поведения, которые считаются нормой в данной группе;
      • установление контекста – восстановление широкого контекста событий, нахождение в нем их интерпретации, идентификация пропагандиста;
      • поиск автора оригинального сообщения, который скрывается, структуры пропагандистской организации;
      • четкое определение целевой аудитории;
      • оценка разнообразия визуальной и вербальной техники воздействия.

      ^ Анализ слухов. Т. Шибутани определяет слухи как «циркулирующую форму коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, создают разумную ее интерпретацию, сообща используя свои интеллектуальные потенции» 8 . Слухи представляют определенный интерес благодаря природе самостоятельного распространения, а также тому, что СМИ, являясь организованными и мощными, в то же время не в состоянии оперативно приостанавливать распространение этого вида массовой коммуникации. Соответственно борьба со слухами входит в арсенал обязательной работы пресс-служб.

      Психологически понять текст – значит выделить «психологическую ткань», оставив содержание текста традиционной герменевтике. 9 Тексты призваны дать выход на личность (лидера), что является особо важным при условиях, сформулированных Ф. Гринстайном, цитируемых по работе Винтера 10 : когда действующее лицо занимает стратегические позиции; когда ситуация является неоднозначной и нестабильной; когда нет рутинных требований к роли; когда требуется импровизационное поведение.

      Занимаясь изучением текстов, пытаясь выйти на невербальные характеристики лидера, опираясь на вербальные характеристики его текстов, можно предсказать поведение лидера на основании его прошлого поведения. Особенно это важно, когда лицо занимает стратегические позиции, и когда в неоднозначной ситуации у него не будет подсказок-заготовок. Одной из первых работ по политической психологии лидеров стал анализ американского президента Вудро Вильсона, проделанный классиком психоанализа З. Фрейдом и американским послом Уильямом Буллитом 11 . Основной задачей в таком исследовании стал поиск характеристик лидера, ведущих к агрессии и даже войне.

      ^ Мотивационный анализ является подразделом анализа психологического. Безусловно, мотивы предопределяют поведение. «Изменение в мотивации является показателем фактически происходящей перестройки в психологии личности», — пишет В.И. Ковалев 12 . Д. Винтер предложил оценивать политических лидеров по содержащимся в их речах указателям на три вида мотивов: достижений, близости отношений и власти 13 . Он вывел соответствующую корреляцию мотивов с поведенческими характеристиками. На основании такого сопоставления в отношении Р. Никсона были сделаны следующие предсказания по «будущему поведению» (на основе послания президента).:

          1. Властная мотивация коррелирует с агрессией, у Никсона она средняя. Вывод: США, скорее всего, не вступят в войну. В реальности Никсон продолжал вьетнамскую войну, но он ее получил в «наследство».
          2. Американские президенты, имеющие низкие оценки по власти и высокие по близости, отличались заключением договоров по разоружению. У Никсона высокая оценка по близости и средняя по власти. Вывод: США, вероятно, заключат соглашение по сокращению вооружений (что и произошло).
          3. Президенты, мотивированные властью, любят работать и достаточно активны. Мотивированные достижениями – могут стать разочарованными, беспокойными, им лучше руководить компанией, а не страной. По достижениям Никсон имеет большие оценки, по власти средние. Вывод: Никсон будет политиком активно-негативного типа, а не активно-позитивного. В реальности Никсон и оказался «активно-негативным»: он был энергичным в работе, но с неприятием относился к политическим играм.

          При мотивационном анализе текста отдельное предложение можно посчитать только один раз для одного мотива, и несколько для разных мотивов. Правила предназначены для того, чтобы отделить мотивы, которые повторяются просто для того, чтобы разъяснить позицию (или по техническим причинам), от мотивов, которые повторяются, поскольку особо интересуют автора. 14

          Интент-анализ – сравнительно новый подход к выявлению психологического содержания текста. Он состоит в экспертном оценивании целевой, или интенциональной, направленности речи публичных деятелей, выраженной в конкретном тексте. Подход к исследованию интенций речи по его общему смыслу можно оценивать как психосемантический. Возникающие в связи с этим проблемы включают следующие вопросы:

          • Каковы существенные черты психологического состояния автора, которые находят отражение в его речи?
          • Каким образом для выражения меняющихся субъективных состояний человек использует язык, представляющий собой объективную и статическую сущность?
          • Какие стороны речевого механизма являются первостепенно важными для говорящего, чтобы выразить эти состояния?
          • Каковы условия, ограничивающие способность автора текста адекватно и полно вербализовать свои субъективные состояния?
          • Каковы условия, ограничивающие способность читателя адекватно понимать автора? 15

          Любой публичный деятель есть не что иное, как текст, точнее, комплекс текстов. Действительно, не будучи предметом публичного внимания и обсуждения, его частная, нетекстовая, жизнь являет собой некоторую “вещь в себе”, а едва какие-то ее события, детали, фрагменты становятся известными публике, они приобретают главное качество любого текста: коммуникативность, или, перефразируя базисное определение, способность быть тем полем, на котором развертываются отношения Автор – Читатель. 16

          Понятность для получателей интенций является целью автора текста, поэтому он использует такие известные ему языковые средства, которые, как он полагает, дадут желаемый результат: его поймут. Экспертное выявление и идентификация речевых интенций позволяет очертить их круг в текстах разной тематики и направленности, т.е. качественно охарактеризовать. На этой основе возможна также их количественная оценка. Оценивание интенций производится не приглашаемыми респондентами, а самими исследователями; при этом используется естественный текстовой материал и жизненные критерии его оценивания.

          Задача анализа состоит в выявлении и идентификации выражаемых в рассматриваемом тексте намерений и целей автора. Например, в ходе анализа медиа-текстов выступлений кандидатов на пост Президента России, опубликованных в СМИ в период предвыборных кампаний в 1996 г., сотрудники Института психологии РАН выявили 27 интенций, основными из которых явились 10: самопрезентация, анализ, осторожность, самооправдание, критика, уход от ответа, размежевание, кооперация, предупреждение, разоблачение. На фоне общих тенденций можно обнаружить индивидуальные особенности интенциональных установок авторов рассмотренных текстов. Например, в тексте С.Федорова первое место по частоте проявления заняла интенция «Самопрезентация», в тексте Г. Явлинского – «Разоблачение», А. Лебедя – «Обвинение». Индивидуальные черты прослеживаются также по количественным показателям выраженности интенций.

          В предвыборных выступлениях количество выражаемых интенций существенно увеличивается. Эти данные подтверждают возможность выработки достаточно строгих правил, позволяющих ораторам взвешивать и объективно оценивать степень остроты или сглаженности своих выступлений. Используя метод интент-анализа, эксперты оценивают содержание текста в соответствии с выработанным умением «видеть» за текстом человека. По мнению исследователей, разрабатываемый метод адекватен изучаемому объекту – письменной речи человека, субъективному в своей основе феномену.

          источник