Меню Рубрики

Как проводится анализ средств и источников

Цель метода – представить объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. Изучение литературных источников требует, прежде всего, их подбора по конкретной тематике исследования. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие требования:

полнота и достоверность информации;

наличие критической оценки используемой информации;

логичность изложения и композиционная целостность;

ясность, чёткость и лаконичность изложения.

Одной из распространённых ошибок при написании работы является неправильное понимание сущности метода теоретического анализа, когда вся выпускная квалификационная работа сводится к конспектированию целых страниц из нескольких источников. Серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на автора и соответствующий источник. Написание выпускной квалификационной работы предполагает глубокое изучение темы. Поэтому рекомендуется шире изучать новые периодические и научные издания, монографии, диссертации.

Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками:

Аннотирование — составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с его критиче­ской оценкой.

Конспектирование — последовательное краткое изложение содержания работы без расчленения (или с расчленением) текста на соподчинённые части.

Реферирование и рецензирование — изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора.

Выборки и заметки — извлечение из материалов, иногда сопровождаемые комментариями исследователя.

При анализе литературных источников обязательно ссылаться на авторов.

Анализ документальных материалов. Регламентирующая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности отображена в различных документах официального характера (законодательно-нормативные) и личные (индивидуальные). К официальным документам относятся законы, акты, положения, нормативы, программы, учебные планы и др. Личными документами являются дневник исследователя, врачебно-физкультурные карты и т. д.

Например, врачебно-физкультурная карта даёт возможность выявить:

рост и вес обследуемых, индекс массы тела;

самочувствие учащихся, их субъективную оценку собственному состоянию;

физиологические показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое;

функциональный ответ сердечно-сосудистой и дыхательной систем на нагрузку;

силу мышц верхних конечностей.

Цель опроса – получить информацию с помощью специфических вопросов, грамотно построенного собеседования или многопланового обсуждения научной проблемы. Опрос позволяет охватить достаточно большое число респондентов. Проведение опроса возможно в различных формах.

Анкетирование — это метод получения информации путём письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, имеющим научную ценность, зависит:

от характера наблюдаемых явлений;

от степени варьирования результатов наблюдения;

от уровня вероятности исследуемого явления;

При составлении анкеты нужно выполнять следующие требования:

опрос должен быть планомерным;

вопросы должны быть лаконичными и понятными для всех отвечающих;

вопросы не должны противоречить профессиональной этике

анкета должна быть кратковременной (не более 10-15 мин)

Интервью — это метод получения информации путём устных ответов респондентов на систему вопросов, задаваемых исследователем.

Беседа — это метод получения информации путём двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего иссле­дователя вопроса.

К недостаткам метода относится поверхностное отношение респондентов к анкетированию, неискренность при собеседовании и интервью. Чтобы этого не произошло, следует заранее проинструктировать респондентов о целях и задачах опроса.

источник

Предприятия могут приобретать основные, оборотные средства и нематериальные активы как за счет собственных, так и за счет заемных (привлеченных) источников (собственного и заемного капитала).

Сведения, которые приводятся в пассиве бухгалтерского баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в составе и структуре собственных и заемных источников, сколько привлечено в оборот долгосрочных и краткосрочных заемных средств.

В основу группировки источников средств предприятия положена их принадлежность — источники средств подразделяются первоначально на собственные и заемные. Заемные средства делятся на: долгосрочные кредиты и займы, и краткосрочные обязательства. Собственные источники средств отражаются в 3-ем и 4-ом разделах баланса; заемные — в 5-ом разделе.

При определении структуры источников средств руководителю предприятия необходимо иметь представление об оптимальном соотношении собственного и заемного капитала, взвесить все сильные и слабые стороны финансирования из собственных и заемных источников.

Заемные средства используются на предприятии для финансирования как текущей (вложение в оборотные средства), так и долгосрочной деятельности (приобретение оборудования, строительство нового здания и т. д.). Одновременно повышается рентабельность собственного капитала за счет эффекта финансового рычага, но и увеличивается зависимость предприятия от внешних источников, следовательно, снижается его финансовая устойчивость.

Оценка собственных и заемных средств, вложенных в имущество организации, осуществляется по форме таблицы 9

Таблица 9, Оценка собственных и заемных средств, вложенных в имущество.
Виды пассивов На начало периода На конец периода Изменение (+, -)
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Источники средств, всего: 9 496 934 100,00% 11 507 382 100,00% +2 010 448
В том числе:
собственные средства (капитал и резервы), всего: 8 076 406 85,04% 8 795 921 76,44% +719 515 -8,61%
В том числе:
уставный капитал 2 875 0,03% 2 875 0,02% 0,00%
собственные акции, выкупленные у акционеров
переоценка внеоборотных активов 253 587 2,67% 251 553 2,18% -2 034 -0,49%
добавочный капитал (без переоценки) 137 896 1,45% 137 896 1,19% -0,26%
резервный капитал 0,00% 0,00% 0,00%
нераспеределенная прибыль 7 681 902 80,88% 8 403 451 73,03% +721549 -7,85%
заемные средства, всего: 1 420 528 14,96% 5 310 005 46.14% +3 889 477 +31,18%
В том числе:
долгосрочные средства
из них, долгосрочные кредиты и займы
Отложенные налоговые обязательства 22 559 0,23% 27 505 0,24% +4 946 +0,01
Оценочные обязательства
Прочие обязательства
краткосрочные средства
из них краткросрочные кредиты и займы
кредиторская задолженность 1 347 855 14,19% 2 626 049 22,82% +1 278 194 +8,63%
доходы будущих периодов
Оценочные обязательства 50 114 0,53% 57 907 0,50% +7 793 -0,03%
Прочие обязательства
Коэффициент соотношения заемных и собственных источников (Коэффициент финансового левериджа) 5,69 1,66 -4,03

Произведенные расчеты показывают, что общая величина источников предприятия за отчетный период увеличилась на + 2 010 448 тыс. рублей, что соответствует росту имущества организации и свидетельствует о наращении предприятием своего хозяйственного оборота. Собственные средства организации за отчетный период повысились на 719 515 тыс. рублей и на конец периода составляют 8 795 921 тыс. рублей. Величина уставного, добавочного и резервного капиталов в течение анализируемого периода не изменилась.

Нераспределенная прибыль организации увеличилась на +721 549 тыс. руб. . Это является положительным фактом, который свидетельствует об увеличении деловой активности предприятия в результате его эффективной работы. Нераспределенная прибыль является источником увеличения оборотных средств предприятия и снижения уровня кредиторской задолженности. Величина заемных средств организации в течение анализируемого периода увеличилась на + 3 889 477 тыс. руб. (31,18%) с 1 420 528 тыс. рублей до 5 310 005 тыс. руб. и ,как показывают расчеты, в большей степени за счет увеличения кредиторской задолженности, удельный вес которой составил на конец периода 22,82 % в связи с ее ростом на 8,63% . Коэффициент соотношения собственного капитала и заемного капитала иначе называемый как «Коэффициент финансового Левериджа » или «Эффект финансового рычага» , рассчитываемый как , снизился с 5,69 до 1,66 , то есть на 4,03,что говорит о том, что предприятие становится менее зависимым от привлечения заемных средств ,что ,в свою очередь, является положительной тенденцией и приводит к усилению финансовой устойчивости предприятия .

Доля собственного капитала на конец периода больше, чем доля заемного капитала: 76,44%

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8511 — | 7374 — или читать все.

источник

Как нужно анализировать книгу или статью (или другие источники «физической информации») перед тем, как она окажется у вас в руках? В информационную эпоху умение анализировать источники информации является одним из необходимых качеств современного образованного человека. Рассмотрим общие принципы этого процесса.

Сначала нужно изучить библиографическую запись – именно здесь можно получить важную информацию о полезности печатного либо электронного источника информации. Библиографические записи публикуют в каталогах или библиотечных индексах. Запись будет включать в себя письменное описание книги, статьи в журнале, эссе или какого-либо другого опубликованного материала, и, как правило, содержать три основных компонента: автора, название и информацию о публикации. При оценке источника информации используют этот контрольный список в качестве руководства.

Если отсутствует один или два основных компонента, это не обязательно лишит источник статуса достоверного, но должно побудить исследователя отнестись к нему с повышенной осторожностью. На этом этапе аналитик, исходя из своего опыта, определяет, следует ли включать источник в исследование.

Далее оценка источника происходит уже по иным составляющим.

Цитируемость – это показатель того, насколько часто на интересующий источник ссылаются другие ресурсы (авторы, сайты). Сюда можно отнести оценку нескольких составляющих (производится она очень просто – путем задавания специальных вопросов).

На автора ссылаются другие источники информации? Известен ли автор как эксперт в исследуемой области знаний? Имеет ли автор полномочия, ученую степень или опыт в этой области исследований? Имеет ли автор институциональную или организационную принадлежность? Он известен своей репутацией?

Когда был опубликован источник? Для веб-страниц есть «дата последней редакции»? Источник темы устарел? Источник был пересмотрен? Доступна ли новая версия? Есть ли новое предисловие?

Относится ли издатель к специализированной прессе? Это обычно указывает на уровень источника. Является ли издатель авторитетным или известным? Хотя это не гарантирует качества, но может служить индикатором. Известен ли издатель изданием научных журналов, книг и материалов?

Является ли издание специализированным или предназначено для популярной аудитории? Специализированные издания обычно публикуются или оплачиваются профессиональным обществом или ассоциацией, часто рецензируются и/или пишутся преподавателями, исследователями или учеными. «Популярное» обычно относится к статьям, написанным для широкой аудитории. Как планируется использовать изложенную информацию (например, в качестве справочной информации, в качестве научного источника и т.д.)?

После оценки информации о цитируемости следует рассмотреть основную часть источника.

Прежде чем читать всю книгу, главу или статью, следует быстро оценить ее содержание. Просмотрите оглавление. Соответствует ли оно потребностям аналитика? Прочитайте предисловие. Это касается изучаемой темы? Отсутствие библиотечного индекса может указывать на отсутствие достоверности. Отсутствие списка литературы или цитируемых источников свидетельствует об отсутствии авторитета источника. Если источники перечислены, следует проверить их, используя четыре критерия оценки цитируемости, приведенные выше.

Если авторитетность источника и содержание написанного подходит для исследовательских нужд, можно перейти к более подробному рассмотрению содержимого, используя следующие критерии в качестве руководства.

К какому типу аудитории обращается автор? Для кого предназначена публикация? Соответствует ли источник потребностям относительно справочной или научной информации? Содержимое изложено слишком упрощенно или слишком сложно? Перегружено ли оно специальной терминологией?

Имеющееся содержание представлено как факт или просто мнение? Автор апеллирует к эмоциям или использует эмоциональный язык? Прибегает ли автор к аргументам, подкрепленным фактами? Есть ли у автора скрытая повестка дня или пропагандистский интерес?

Следует остерегаться констатации фактов. Опытные авторы могут убедить, что мир плоский. Поэтому нужно оценить, могут ли факты быть проверены и имеют ли они отношение к контексту, в котором используются. Приводит ли автор источники? Можно ли проверить факты самостоятельно? Является ли информация достоверной и хорошо изученной? Это подтверждается доказательствами?

Как обнаружить какую-либо предвзятость со стороны автора? Нужно рассмотреть содержание источника, а также принадлежность автора, издателя, веб-сайта и сравнить их с другими источниками по этой же тематике.

Обновляет ли работа другие источники, добавляет новую информацию или обосновывает другой материал, уже известный публике? Насколько глубока работа? Работа широко или незначительно охватывает тему исследования?

Является ли материал первичным (данные, материалы из первых рук, такие как дневники, правительственные документы, современные газетные статьи, научные исследования, отчеты) или вторичным (статьи в научных журналах, книги, статьи в энциклопедиях)?

Материал логически организован? Четко ли представлены основные пункты? Легко ли читать работу? Мысли изложены логически или сумбурно? В печатных и электронных материалах присутствуют опечатки или другие ошибки в тексте? Если это электронный ресурс, легко ли ориентироваться в материале? Функциональны ли кнопки и другие элементы интерфейса? Есть ли индекс или функция для поиска материалов по определенному контенту?

Никогда нельзя полагаться только на один источник, чтобы провести корректное исследование. Источник может показаться точным и авторитетным, но в этом никогда нельзя быть уверенным, если нет хотя бы еще одного источника (желательно – больше), с помощью которого можно его подтвердить.

Всегда нужно искать дополнительные источники из различных сред (книги, журнальные статьи и веб-сайты), чтобы создать сбалансированную и всестороннюю картину. Помните, что к любой информации следует подходить максимально осторожно и критически.

источник

Исходя из данных бухгалтерской отчетности, проведем краткий анализ показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта.

На первоначальном этапе анализа финансового состояния организации важно установить изменение суммы и структуры имущественного комплекса организации и источников его формирования.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Анализ финансового состояния проводится на основании бухгалтерского баланса за последний отчетный период (на 01.01.2008 г., 01.01.2009 г. и на 01.01.2008 г.).

Средства в активе предприятия формируются по двум разделам. В первом разделе отражаются долгосрочные (внеоборотные активы): основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство. Во втором разделе приводится информация по оборотным активам, к которым относятся запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, все виды дебиторской задолженности, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и прочие активы.

Пассив баланса (обязательства предприятия) представлен тремя разделами: источники собственных средств, доходы и расходы, расчеты.

В процессе анализа активов и пассивов в первую очередь изучается их динамика, изменения в их составе и структуре.

Актив баланса позволяет дать общую оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства.

Можно сказать, что структура активов предприятия в течение анализируемого периода несколько изменилась. Так, доля внеоборотных активов уменьшилась в 2008 г. на 4,3 п.п., а в 2009 г. увеличилась на 2,3 п.п.

Что касается структуры активов, то наибольший вес в них занимают внеоборотные активы (80,8 % на конец 2009 г.), что характерно для производственного предприятия.

В 2008 г. увеличилась доля готовой продукции (на 3,9 п.п.) в структуре активов, несколько уменьшилась доля денежных средств (на 0,3 п.п.). В остальном структура активов оставалась на стабильном уровне.

В 2009 г. также набольший рост в структуре активов показала доля внеобородных активов (на 2,3 п.п.).

Несколько изменялся состав оборотных активов: в 2008-2009 г. произошел переток средств из сферы производства в сферу обращения. Большая часть оборотных активов на конец 2009 г. находилась в готовой продукции.

Рассмотрим, какую долю занимает каждая статья баланса ОАО «Речицадрев» за последние 3 года.

При сопоставлении данных по валюте баланса ОАО «Речицадрев» на начало и конец 2007 г. наблюдается увеличение (в абсолютном выражении) валюты баланса на 783 млн. руб. Стоимость внеоборотных средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (стр. 390), снизилась на 1 253 млн. руб. Снижение в этом разделе произошло по основным средствам (стр. 110) на 1 159 млн. руб. и по вложениям во внеоборотные активы (стр. 140) на 117 млн. руб.

На основе данных таблицы 2.3 видно, что в составе имущества ОАО «Речицадрев» наибольший удельный вес в 2007 г. занимали внеоборотные активы (82,7 % на начало года и 78,4 % на конец года). В структуре внеоборотных активов значительное место занимают основные фонды (74,3% и 70,4%). Высокая доля внеоборотных активов, которые имеют низкую степень ликвидности, замораживают на длительный период ресурсы предприятия, что отрицательно сказывается на его платежеспособности. Так как внеоборотные активы (стр.140) не участвуют в производственном обороте, увеличение их доли негативно влияет на результативность финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно данным таблицы за отчетный период стоимость мобильных оборотных средств, равная итогу раздела II баланса (стр 290), увеличилась на 2036 млн руб. за счет увеличения готовой продукции на 1 771 млн руб. (неблагоприятная тенденция для ликвидности), незавершенного производства на 115 млн. руб., налогов по приобретенным ценностям на 203 млн руб.

Таблица 2.3 — Анализ структуры актива бухгалтерского баланса за 2007 г.

Показатели структуры актива

в валюте (итоге) баланса за 2007 г.

абсолютная ве-личина, млн руб.

1.3. Вложения во внеоборотные активы

2.1.1. сырье, материалы и другие аналогичные ценности

2.1.2. незавершенное производство

2.2. Налоги по приобретен. ценностям

2.3. Готовая продукция и товары

2.4. Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги

2.5. Дебиторская задолженность

Сумма денежных средств снизилась на 150 млн руб. Дебиторская задолженность также уменьшилась на 15 млн рублей.

Изучение таблицы 2.3 говорит о том, что наибольшую долю в структуре оборотных активов на конец 2007 года занимает готовая продукция и товары и составляет 10,8 % от стоимости всего имущества и около 50% от стоимости оборотных активов, доля сырья и материалов — 4,7 % и налоги по приобретенным ценностям — 2,9 %. За год удельный вес готовой продукции и товаров увеличился на 3,5 п.п., доля сырья и материалов снизилась на 0,5 п.

При сопоставлении данных по валюте баланса ОАО «Речицадрев» на начало и конец 2008 г. наблюдается увеличение (в абсолютном выражении) валюты баланса на 4 356 млн. руб. Стоимость внеоборотных средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела I баланса (стр 390), увеличилась на 4 554 млн. руб. Рост в этом разделе произошел по основным средствам (стр. 110) на 3 716 млн. руб. и по вложениям во внеоборотные активы (стр. 140) на 861 млн. рублей, за счет переоценки.

На основе данных таблицы 2.4 видно, что в составе имущества ОАО «Речицадрев» наибольший удельный вес занимают внеоборотные активы (78,4% на начало 2008 года и 80,8 % на конец 2008 года).

Таблица 2.4 — Анализ структуры актива бухгалтерского баланса за 2008-2009 гг.

Темпы роста за отчетный период, %

Темпы роста за отчетный период, %

На конец отчетного периода

Изменение за отчетный период

На конец отчетного периода

Изменение за отчетный период

1.3. Вложения во внеоборотные активы

1.4. Доходные вложения в материальные ценности

2.1.1. сырье, материалы и другие аналогичные ценности

2.1.2. незавершенное производство

2.2. Налоги по приобретенным ценностям

2.3. Готовая продукция и товары

2.4. Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги

2.5. Дебиторская задолженность

В структуре внеоборотных активов значительное место занимают основные фонды (70,4 % и 71,7 %). Высокая доля внеоборотных активов, которые имеют низкую степень ликвидности, замораживают на длительный период ресурсы предприятия, что отрицательно сказывается на его платежеспособности. Так как внеоборотные активы (стр. 140) не участвуют в производственном обороте, увеличение их доли негативно влияет на результативность финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно данным таблицы за 2008 г. стоимость мобильных оборотных средств, равная итогу раздела II баланса (стр. 290), снизилась на 198 млн руб. за счет снижения незавершенного производства на 208 млн. руб., налогов по приобретенным ценностям на 716 млн руб. Сумма денежных средств увеличилась на 138 млн руб. Дебиторская задолженность увеличилась на 4 млн руб.

Наибольшую долю в структуре оборотных активов на конец 2008 г. занимают сырье и материалы и составляют 4,9 % от стоимости всего имущества и более 25 % от стоимости оборотных активов, доля готовой продукции и товаров — 10,3 % и налоги по приобретенным ценностям — 1,1 %. За год удельный вес сырья и материалов увеличился на 0,2 %, снизилась (на 0,5 %) доля готовой продукции и товаров и на 0,1 % товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют, что за 2009 год активы предприятия увеличились на 7,6 % и составили 52 600 млн руб., в том числе на 10,2 % возросли внеоборотные активы, а оборотные активы увеличились на 42,6 %.

Структура активов в течение анализируемого периода в целом изменилась незанчительно. Около 80 % активов составляют внеоборотные, и примерно 20 % — оборотные, что характерно для промышленного предприятия. Несколько изменялся состав оборотных активов: в 2008 средства в сферу производстве увеличились по отношению к сфере обращения, в 2002 г. произошел переток средств из сферы производства в сферу обращения.

Большая часть оборотных активов на конец 2009 г. находилась в сфере производства.

Предприятие может приобретать основные, оборотные средства и нематериальные активы за счет собственных и заемных источников. Для их оценки по данным пассива баланса составляется таблица 2.5.

Данные таблицы 2.5 показывают, что пассивная часть баланса за 2007 г. увеличилась на 783 млн рублей за счет источников собственных средств. Пассивной части баланса характерно преобладание удельного веса источников собственных средств, причем их доля в общем объеме увеличилась за год на 2,1 п. п.

Структура заемных средств в течение 2007 года претерпела ряд изменений. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам увеличилась на 3,6 п. п. Но в активе баланса произошло увеличение по статьям готовая продукция, сырье и материалы, товары отгруженные, что объясняет рост кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам. Исследование пассива бухгалтерского баланса за 2007 год позволяет сделать следующий вывод: увеличение доли собственных средств и уменьшение доли кредиторской задолженности в общем объеме пассива частично способствует финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 2.5 — Анализ структуры пассива бухгалтерского баланса за 2007 г., млн руб.

Показатели структуры пассива в валюте (итоге) баланса

источник

Исследование структуры средств и источников кредитной организации следует начинать с пассива, характеризующего источники средств, так как именно пассивные операции в значительной степени предопределяют состав и структуру активов.

Основными элементами пассива баланса кредитной организации являются: капитал, резервы, нераспределенная прибыль и привлеченные на текущие, депозитные, сберегательные и другие счета средства.

Анализ структуры пассива целесообразно начинать с выявления размера собственных средств, а также их доли в формировании общей суммы баланса.

При анализе собственных средств оцениваются состояние и изменение структуры собственных средств кредитной организации, выявляются причины иммобилизации и определяются резервы роста доходов и ликвидности баланса.

Далее для оценки качественного состава собственных средств необходимо определить коэффициент иммобилизации:

При этом под суммой иммобилизации понимаются капитализированные собственные средства; отвлеченные средства за счет прибыли; собственные средства, перечисленные другим организациям, вложенные в ценные бумаги, отвлеченные в расчеты, перечисленные по факторингу; дебиторская задолженность.

Снижение значения этого коэффициента в динамике характеризует рост доходов кредитной организации.

Основным источником средств кредитной организации являются привлеченные и заемные средства. Привлеченными средствами являются депозиты клиентов, привлеченные спецфонды, временно свободные средства по расчетным операциям, кредиторская задолженность. А заемные средства включают в себя межбанковские ссуды, межбанковскую финансовую помощь и реализованные долговые ценные бумаги.

Анализ проводится по каждому виду привлеченных и заемных средств: определяются их удельные веса, выявляется роль каждого элемента в развитии пассивных операций, оценивается динамика изменения их объема.

Анализ структуры пассива и оценка влияния отдельных факторов проводится с использованием табл. 4.

Таблица 4. Анализ структуры пассива

Средства на расчетных инвестиционных счетах клиентов

При анализе необходимо определить стоимость ресурсов, изучить динамику изменения цен по каждому виду ресурсов; рассчитать удельный вес оплачиваемых ресурсов; выявить наиболее оптимальные по цене и стабильности.

Среднюю стоимость депозитных инструментов можно определить как отношение затрат по ним к средней величине остатков соответствующих депозитов.

Для определении стабильности депозитной базы используются следующие показатели:

А) средний срок хранения депозитов

ДС- средний остаток депозитных вкладов;

ДСко — кредитовый оборот по выдаче вкладов за период t;

t — количество дней в периоде.

Б) уровень оседания депозитных вкладов

Окон, Онач — остатки вкладов на конец и на начало периода;

В) уровень оседания средств от плановой выручки

Оср — средний остаток средств на расчетом счете за соответствующий период прошлого года, рассчитывается как средняя хронологическая на основании фактических остатков на месячные или квартальные даты;

Пфакт — фактические поступления на расчетный счет клиента (фактическая реализация за соответствующий период прошлого года);

Ппл— ожидаемые поступления на расчетный счет (план по реализации) в планируемом периоде.

Далее следует уделить особое внимание анализу степени зависимости кредитной организации от заемных средств других банков. При этом определяются относительные коэффициенты рефинансирования, высокое значение которых свидетельствует о существовании больших резервов для повышения уровня доходности банковских операций.

Следующим этапом анализа является определение объема эффективных ресурсов, поскольку в соответствии с принципом регулирования деятельности кредитных организаций вся сумма привлеченных средств не может быть использована в осуществлении активных операции5. Для исчисления эффективных средств может использоваться следующая формула:

Осс— остатки собственных средств;

Ор — остатки на расчетных и других счетах клиентов;

Опр— остатки прочих привлеченных средств;

НА- ресурсы, вложенные в здания, оборудование и другие неработающие активы;

Оюр— привлеченные средства юридических лиц в рублях;

Оюфв— привлеченные средства юридических и физических лиц в иностранной валюте;

Офр — депозиты физических лиц в рублях.

Согласно этой формуле, объем эффективных ресурсов определяется как разница между суммой пассивов и остатков привлеченных средств, направленных в фонд регулирования кредитных ресурсов, а также размещенных в ликвидные активы, не приносящие доход.

Далее полученный результат сопоставляется с реально вложенными в активные операции средствами и определяется объем свободных ресурсов. При размещении этих ресурсов необходимо распределять их по срокам использования, т.е. учитывать возможный период их применения.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Можно также определить эффективность использования этих ресурсов соотношением фактически вложенных средств к сумме эффективных ресурсов. С помощью этого показателя можно рассчитать процент резерва в использовании имеющихся ресурсов.

Следующим этапом анализа является изучение и оценка качества и эффективности размещенных средств.

Таблица 5. Анализ структуры активов

Денежные средства и счета в ЦБ РФ

Государственные долговые обязательства

Средства в кредитных организациях

Чистые вложения в ценные бумаги для перепродажи (4.1.-4.2.)

Ценные бумаги для перепродажи (балансовая стоимость)

Резерв под возможное обесценение ценных бумаг

Ссудная и приравненная к ней задолженность

Проценты начисленные (включая просроченные)

Средства, переданные в лизинг

Резервы на возможные потери

Чистая ссудная задолженность (ст.5-ст.8)

Основные средства и нематериальные активы, хозяйственные материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

Чистые долгосрочные вложения в ценные бумаги и доли (ст. 11.1-ст.11.2)

Долгосрочные вложения в ценные бумаги и доли (балансовая стоимость)

Резерв под возможное обесценение ценных бумаг и долей

Расходы будущих периодов по другим операциям, скорректированные на наращенные процентные доходы

Всего активов (ст. 1 + 2 + 3 + 4 + 6 + 7 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13)

При проведении анализа необходимо методику анализа ресурсной базы увязать с оценкой основных направлений размещения ресурсов; определить важнейшие источники средств во взаимосвязи с направлениями их размещения; оценить эффективность активных операций кредитной организации.

Анализ следует начинать с изучения динамики совокупных активов, а также удельных весов их структурных составляющих, поскольку показатели объема и динамики в той или иной степени характеризуют эффективность вложенных средств.

Анализ структуры активов проводится с использованием табл. 5.

Далее анализ проводится в разрезе основных составляющих активных операций кредитной организации. Информационной базой при этом могут быть отчетные данные по форме Приложения №3 «Аналитические данные о состоянии кредитного портфеля» к Инструкции ЦБ от 01.10.1997 №17; Приложения №3 «Сведения о клиентской сети кредитной организации (филиала)» к Указанию ЦБ РФ от 24.10.1997 N 7-У «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в ЦБ РФ». В ходе анализа определяются удельный вес выданных ссуд в общем объеме активов, размер необходимых обязательных резервов, динамика абсолютного и относительного прироста ссуд каждого вида.

Размер необходимых обязательных резервов определяется с использованием формы Приложения №7 «Расчет резерва под возможные потери по ссудам» к Инструкции ЦБ от 01.10.1997 №17 и Инструкции ЦБ от 30.07.1997 № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам». Сравнивается величина расчетного и фактически сформированного резерва, рассчитывается удельный вес в общей сумме задолженности и выявляется оптимальное значение.

Далее оцениваются эффективность и рискованность отдельных активных операций. При этом анализ проводится в зависимости от сроков вложений, степени риска, объектов инвестирования, видов вложений, способов получения доходов.

источник

К анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском.

На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями.

На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она необходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования полученных результатов.

Работа над теоретической частью включает:

I. Составление первичного списка литературы по теме. Существуют следующие способы библиографических разысканий

1) хронологический — выяснение того, как развивалось данное явление или понятие;

2) обратно-хронологический: изучение новейших исследований, чтобы рассмотреть сделанные ранее публикации под соответствующим углом зрения;

3) сравнительно-хронологический: возможность проследить развитие двух или нескольких родственных явлений (различных точек зрения, теорий, концепций).

II. Определение важных для исследования установок:

1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования;

2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются;

3) в чем достоинства и недостатки данных исследований;

4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме;

5) выписываются основные термины и составляется понятийный аппарат. При работе с определениями необходимо:

— выписать все определения, имеющиеся в толковых, энциклопедических, специальных словарях, монографиях;

— определить, какие признаки в них встречаются чаще других;

— исходя из анализа терминов выбрать рабочее определение или составить свое. Обосновать свой выбор.

В результате анализа выделяются:

1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования;

2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений;

3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т.е. дискуссионные;

4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.

III. Выбор теоретического уровня описания литературы. Выделяют следующие уровни описания научной литературы:

1) реферативный обзор в виде пересказа выводов без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научного знания.

Алексеев В.И. дает такое определение.

А Петров С.П. рассматривает это явление как.

В психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом.

2) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения с той целью, чтобы выявить, какая из них более полно, разносторонне раскрывает интересующее нас явление.

В определении, данном Алексеевым В.И., дается перечисление. а вот иное определение. В нем дана иерархия. но. А вот в определении Петрова С.П.

3) теоретико-констатирующий анализ, когда прослеживается развитие знания с каких-то теоретических позиций.

В работах Алексеева В.И., Петрова С.П. интересующее нас явление характеризуется с позиции авторитарной педагогики. Оно рассматривается как. А в монографии Семеновой Р.К. представлена гуманистическая позиция в решении сформулированных проблем.

4) теоретико-методологический анализ, цель которого — оценить имеющиеся знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей, высказать свое отношение к ним.

Типичные ошибки при анализе литературы:

1. Описательный характер теоретической части (конспект источников).

2. Анализ превращается в самоцель.

3. Бессистемность в анализе, отсутствие логики.

4. Некритическое использование литературы, неумение определить его научную ценность.

5. Искажение авторской мысли, превратное понимание материала.

Рекомендации по работе с источниками

1. Конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.

2. Обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется.

3. Отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника).

4. Материал, относящийся к отдельным главам, параграфам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, параграф 1 и т.д.).

Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.

4.3 Организация опытно-экспериментальной работы

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-обоснованную и доказа-

тельную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:

1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучается уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.

В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности.

2. Констатирующий и формирующий эксперимент.

В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшения их учебной деятельности и т.д.

Для проведения эксперимента, как правило, выделяется две группы учащихся (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников этих групп до начала эксперимента. Вместе с тем, возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента:

1) предшествующий эксперименту этап (анализ литературы, практики);

2) подготовка к проведению эксперимента (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.);

3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемой системы мер по решению экспериментальных задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.);

4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты и т.д.).

Для проведения эксперимента необходимо выполнить ряд условий:

1) Определить задачи эксперимента.

2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.

3) Определить длительность эксперимента.

4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента.

5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий.

6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования.

Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам:

— быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно;

— валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;

— нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы);

— полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.

Для определения уровня сформированности готовности к выбору профессии:

а) — общественная направленность личности;

— интересы и склонности к избирательному виду труда;

— накопленный опыт деятельности в сфере личных профессиональных интересов (С.Н.Чистякова);

б) — информированность о мире профессий;

— знание своих индивидуально-личностных особенностей;

— умение соотнести свои личностные качества с требованиями профессии и специальности (Е.М.Павлютенков)

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 11003 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

В современном мире, где все меняется очень быстро, а найти информацию легче, чем когда-либо, не нужно учить наизусть энциклопедии, чтобы быть эффективным в работе. Теперь ценится не сама информация, а умение ее искать и обрабатывать. Мы собрали для вас несколько советов по работе с данными, которые помогут сэкономить время на поиск, отфильтровать фейк и сделать правильные выводы.

Работа с информацией включает в себя три основных этапа: поиск, обработку и представление результатов.

В наше время существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию. Это интернет, базы данных, эксперты, различные исследования и прочее. Самое главное — не растекайтесь и не хватайтесь за каждое слово. Если перефразировать закон Парето, «20 % усилий дают 80 % результата». Этот закон, как никакой другой, применим к работе с данными. Заранее обдумайте, какая именно информация будет для вас ключевой, и сконцентрируйтесь на ее поиске.
Существует давний спор о том, как соотносятся качественные и количественные методы при поиске и анализе информации. Какие нужно применять в начале, а какие в конце? Чаще всего сначала лучше использовать качественные методы (этап построения гипотезы о возможных путях решения проблемы), затем количественные (этап ее подтверждения). Но такой подход не является аксиомой, поэтому всегда смотрите по ситуации.

Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более трудоемким:​

  • Перед тем как начать поиск, хорошо бы знать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.
  • Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.
  • Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.
  • Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.
  • Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.​
  • Готово: вы получили релевантную картину проблемы.

Самый доступный источник информации — это интернет. Но на просторах Сети нужно быть аккуратным и не доверять всему, что находите. Используя поисковики, старайтесь тщательно фильтровать информацию и учитесь писать лаконичные запросы, используя именно те ключевые слова, которые выведут вас на нужные ресурсы. Можно также использовать новостные сервисы.
В консалтинге часто используются собственные базы данных, например Press Search в BCG. Базы данных крупных университетов и международных организаций тоже могут быть полезны. Этот источник полезнее поисковиков, потому что там собрана только проверенная и авторитетная информация. Сайты с презентациями, например Slideshare или Scribd, тоже иногда помогают. Еще обратите внимание на отчеты компаний, разные статистические ресурсы, маркетинговые исследования (они позволят быстро погрузиться в отрасль) и исследования инвестиционных банков (там всегда указаны источники данных, а информация очень высокого качества).

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Здесь все чуть сложнее: все же работать придется с человеком, а не с машиной. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и как минимум не задавать глупых вопросов. Если кто-то из ваших коллег уже встречался с этим человеком, узнайте, какие вопросы они обсуждали. Эксперты терпеть не могут, когда у них по сто раз спрашивают об одних и тех же вещах.
Впрочем, убедиться в том, что ваш эксперт действительно разбирается в теме, тоже не помешает. Почитайте о нем, пробегитесь по его работам. У детектива Коломбо из одноименного сериала была фишка: самый важный вопрос он всегда оставлял напоследок. Консультанты тоже часто так делают. В самом конце, когда вы уже в дверях, а эксперт (клиент, коллега – кто угодно) расслабился и заказал такси, застаньте его врасплох неожиданным и важным вопросом. В таком состоянии он или автоматически ответит честно, или вы с легкостью поймете, что вам что-то недоговаривают. Впрочем, если сериальные маневры не для вас, завершите разговор открытым вопросом: «Есть ли что-то важное, о чем я не спросил?» Это вполне нормальная практика. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы эксперт говорил как можно больше и поделился с вами всей известной ему информацией.
Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение. Часто люди инстинктивно садятся друг напротив друга, но такое положение напоминает бой «стенка на стенку», и вы автоматически становитесь соперниками. Если формат встречи не один на один, член вашей команды может сесть на сторону клиента или эксперта, чтобы разрядить обстановку.
Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки. Диктофон лучше не использовать. Это может насторожить человека: он начнет говорить менее уверено, стараясь не сболтнуть лишнего. В любом случае держите контакт с собеседником и не слишком увлекайтесь записями, иначе он подумает, что общается со стенографистом. Со временем вы научитесь фиксировать всю информацию, используя минимум заметок. Заведите собственные ключевые слова, сокращения и другие приемы, которые позволят сделать записи лаконичнее.
Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться их записями. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения. Если эксперт отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы собеседник в случае ошибки вас поправил. После встречи не забудьте написать эксперту благодарственное письмо, чтобы укрепить контакт. Кто знает, возможно, вам еще не раз понадобится его помощь.

Собрав информацию, в первую очередь оцените ее качество. Удостоверьтесь в ее релевантности, актуальности и достоверности. Проверьте данные на здравый смысл – проведите так называемый Sanity Check. Это простой тест, который позволяет быстро оценить решение, вывод или предпосылку. Его смысл в том, чтобы сразу отследить очевидно ложный результат. Можно сравнить это с тем, как в консалтинге решают задачи на market-sizing. Быстрые расчеты на основе допущений часто дают довольно точные результаты, так что не стоит недооценивать этот метод.
После того как вы проверили данные, нужно их обработать: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Начнем с банального: приступая к анализу, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. К работе с информацией всегда нужно подходить с готовыми гипотезами и четким представлением о том, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.
Остерегайтесь data paralysis («информационного паралича»), при котором недостаток информации или ее избыток могут дезориентировать команду. Во время работы обращайте внимание на ограничения и по количеству информации, и по времени, чтобы успеть сделать Sanity Check перед тем, как переходить к использованию результатов анализа. Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.

Общие подходы — это ранжирование (иначе приоритизация), матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.
К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений. К слову, молодые консультанты любят использовать SWOT-анализ абсолютно везде, но на самом деле этот метод хоть и полезен, но не так применим, как может показаться на первый взгляд.
С графиками все ясно. Это лучший инструмент для наглядного представления больших объемов данных
Возвращаясь к началу, помните, что анализ — не самоцель. Вам нужно проверить гипотезы, поэтому не начинайте анализировать данные, пока не поймете, к чему это должно привести. Так вы сэкономите кучу времени и сил.

Для того чтобы сделать качественную презентацию своего исследования, нужно овладеть лишь одним принципом — пирамидой Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями. Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».

Используйте специальные техники чтения. Углубленное чтение и чтение-сканирование хоть раз в жизни практиковал каждый, здесь проблем быть не должно. Насчет скорочтения взгляды расходятся. Практика показывает, что без него можно обойтись, но для увеличения своего КПД попробуйте освоить и этот метод. Вам помогут специализированные приложения, основанные на технологиях spritz (слова выводятся на экран по одному за раз, чтобы сократить время на переход глазами по строчкам) и Blankist (программа дробит тексты на части, в каждой заключена основная мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут).
Для ускорения работы научитесь быстро печатать. Существует много программ для развития этого навыка: «Соло на клавиатуре» — для Windows, KeyKey — для Mac OS или онлайн-тренажер «Все10».
И последнее напутствие: всегда рассматривайте не меньше семи вариантов при выборе чего-либо, будь то холодильник или направление для строительства карьеры.

Другие лайфхаки по быстрому и качественному анализу информации вы сможете узнать на Школе Changellenge >>. На 21-дневном образовательном интенсиве вы разберетесь и в других этапах решения бизнес-задач: от постановки проблемы до защиты проекта перед клиентами.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

источник

Как нужно анализировать книгу или статью (или другие источники «физической информации») перед тем, как она окажется у вас в руках? В информационную эпоху умение анализировать источники информации является одним из необходимых качеств современного образованного человека. Рассмотрим общие принципы этого процесса.

Сначала нужно изучить библиографическую запись – именно здесь можно получить важную информацию о полезности печатного либо электронного источника информации. Библиографические записи публикуют в каталогах или библиотечных индексах. Запись будет включать в себя письменное описание книги, статьи в журнале, эссе или какого-либо другого опубликованного материала, и, как правило, содержать три основных компонента: автора, название и информацию о публикации. При оценке источника информации используют этот контрольный список в качестве руководства.

Если отсутствует один или два основных компонента, это не обязательно лишит источник статуса достоверного, но должно побудить исследователя отнестись к нему с повышенной осторожностью. На этом этапе аналитик, исходя из своего опыта, определяет, следует ли включать источник в исследование.

Далее оценка источника происходит уже по иным составляющим.

Цитируемость – это показатель того, насколько часто на интересующий источник ссылаются другие ресурсы (авторы, сайты). Сюда можно отнести оценку нескольких составляющих (производится она очень просто – путем задавания специальных вопросов).

На автора ссылаются другие источники информации? Известен ли автор как эксперт в исследуемой области знаний? Имеет ли автор полномочия, ученую степень или опыт в этой области исследований? Имеет ли автор институциональную или организационную принадлежность? Он известен своей репутацией?

Когда был опубликован источник? Для веб-страниц есть «дата последней редакции»? Источник темы устарел? Источник был пересмотрен? Доступна ли новая версия? Есть ли новое предисловие?

Относится ли издатель к специализированной прессе? Это обычно указывает на уровень источника. Является ли издатель авторитетным или известным? Хотя это не гарантирует качества, но может служить индикатором. Известен ли издатель изданием научных журналов, книг и материалов?

Является ли издание специализированным или предназначено для популярной аудитории? Специализированные издания обычно публикуются или оплачиваются профессиональным обществом или ассоциацией, часто рецензируются и/или пишутся преподавателями, исследователями или учеными. «Популярное» обычно относится к статьям, написанным для широкой аудитории. Как планируется использовать изложенную информацию (например, в качестве справочной информации, в качестве научного источника и т.д.)?

После оценки информации о цитируемости следует рассмотреть основную часть источника.

Прежде чем читать всю книгу, главу или статью, следует быстро оценить ее содержание. Просмотрите оглавление. Соответствует ли оно потребностям аналитика? Прочитайте предисловие. Это касается изучаемой темы? Отсутствие библиотечного индекса может указывать на отсутствие достоверности. Отсутствие списка литературы или цитируемых источников свидетельствует об отсутствии авторитета источника. Если источники перечислены, следует проверить их, используя четыре критерия оценки цитируемости, приведенные выше.

Если авторитетность источника и содержание написанного подходит для исследовательских нужд, можно перейти к более подробному рассмотрению содержимого, используя следующие критерии в качестве руководства.

К какому типу аудитории обращается автор? Для кого предназначена публикация? Соответствует ли источник потребностям относительно справочной или научной информации? Содержимое изложено слишком упрощенно или слишком сложно? Перегружено ли оно специальной терминологией?

Имеющееся содержание представлено как факт или просто мнение? Автор апеллирует к эмоциям или использует эмоциональный язык? Прибегает ли автор к аргументам, подкрепленным фактами? Есть ли у автора скрытая повестка дня или пропагандистский интерес?

Следует остерегаться констатации фактов. Опытные авторы могут убедить, что мир плоский. Поэтому нужно оценить, могут ли факты быть проверены и имеют ли они отношение к контексту, в котором используются. Приводит ли автор источники? Можно ли проверить факты самостоятельно? Является ли информация достоверной и хорошо изученной? Это подтверждается доказательствами?

Как обнаружить какую-либо предвзятость со стороны автора? Нужно рассмотреть содержание источника, а также принадлежность автора, издателя, веб-сайта и сравнить их с другими источниками по этой же тематике.

Обновляет ли работа другие источники, добавляет новую информацию или обосновывает другой материал, уже известный публике? Насколько глубока работа? Работа широко или незначительно охватывает тему исследования?

Является ли материал первичным (данные, материалы из первых рук, такие как дневники, правительственные документы, современные газетные статьи, научные исследования, отчеты) или вторичным (статьи в научных журналах, книги, статьи в энциклопедиях)?

Материал логически организован? Четко ли представлены основные пункты? Легко ли читать работу? Мысли изложены логически или сумбурно? В печатных и электронных материалах присутствуют опечатки или другие ошибки в тексте? Если это электронный ресурс, легко ли ориентироваться в материале? Функциональны ли кнопки и другие элементы интерфейса? Есть ли индекс или функция для поиска материалов по определенному контенту?

Никогда нельзя полагаться только на один источник, чтобы провести корректное исследование. Источник может показаться точным и авторитетным, но в этом никогда нельзя быть уверенным, если нет хотя бы еще одного источника (желательно – больше), с помощью которого можно его подтвердить.

Всегда нужно искать дополнительные источники из различных сред (книги, журнальные статьи и веб-сайты), чтобы создать сбалансированную и всестороннюю картину. Помните, что к любой информации следует подходить максимально осторожно и критически.

источник