Меню Рубрики

Как проводится анализ прибыли и рентабельности

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:
1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
3. Анализ уровня среднереализационных цен.
4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
6. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рис. 14.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль — это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

7.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую табл. 25.

Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли

Сальдо от операционных доходов и расходов

Сальдо вне- реализационных доходов и расходов

Прибыль от обычных видов деятельности

Рис.14. Схема факторного анализа прибыли

7.2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.26)

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

структура товарной продукции

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

структуры товарной продукции

средних цен реализации

себестоимости реализуемой продукции

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

где Riпл плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

7.3. Анализ уровня среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

где Цни Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.

Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

Данные можно свести в табл.27.

Расчет влияния качества изделия на его среднюю цену реализации

Фактический объем продаж при плановой сортности, нат. изм.

Выручка от продаж, тыс. руб.

при фактической сортности

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,1296320 (30500:2700), то фактический объем продаж по I сорту в пересчете на плановую сортность равен 24400 ед. (21600 х 1,129630).

Полученные данные свидетельствует о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручки от ее реализации увеличилась на 114375 тыс.руб (22531875-22417500), а средняя цена единицы продукции — на 3,75 тыс.руб=[(+5 . 750)+(-5 . 675)] :100.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции.

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

7.4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

7.5. Анализ рентабельности продукции

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

или

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед), среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис.15)

Рис.15. Схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

7.6. Анализ распределения и использования прибыли предприятия

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая — на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли ч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды i).

Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: Фi = Пч . Кi. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа (табл.28).

Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия

источник

Анализ рентабельности — кому и для чего он может понадобиться? На этот вопрос мы ответим в данной статье. А заодно расскажем, что собственно есть рентабельность и как она считается.

Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:

  1. оценка имущественного и финансового состояния организации;
  2. определение эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста компании;
  3. имущественный и финансовый прогноз.

Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:

  • руководство предприятия;
  • соответствующие службы, в компетенцию которых входит работа с финансовыми показателями (плановые, экономические и даже налоговые);
  • собственники компании (учредители, акционеры);
  • инвесторы (оценивают финансовое состояние, изучают эффективность использования ресурсов);
  • коммерческие банки (проводят оценку кредитоспособности и определяют степень риска выдачи кредита);
  • контрагенты, например поставщики, которых интересует риск неоплаты контрактов.

С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.

На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на 2 блока:

  1. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия, в том числе:
  • оценка имущественного положения;
  • построение аналитического баланса-нетто;
  • вертикальный анализ баланса;
  • горизонтальный анализ баланса;
  • анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
  • оценка финансового состояния;
  • оценка ликвидности и финансовой устойчивости.

Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.

  1. Оценка и анализ финансовых результатов, в том числе:
  • оценка объема продаж;
  • анализ структуры доходов организации;
  • анализ структуры расходов организации;
  • анализ прибыли;
  • анализ рентабельности;
  • оценка финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.

Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.

Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.

Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.

Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:

где: Рх — рентабельность соответствующего вида;

П — прибыль (валовая, операционная или чистая);

Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).

Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:

  1. Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:

где: Рпрод — рентабельность продаж;

П — прибыль (валовая, операционная, чистая);

Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».

  1. Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:

где: Рпр — рентабельность продукции;

С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:

  • по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
  • по полной себестоимости продукции или только по производственной.
  1. Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:

где: Ракт — рентабельность активов;

Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.

Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.

Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».

  1. Рентабельность капитала, в том числе:
  • рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);

СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.

  • рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:

где: Рзк — рентабельность собственного капитала;

ДО — долгосрочные обязательства;

КО — краткосрочные обязательства организации.

Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.

Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.

Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:

  • с плановыми показателями самой компании;
  • показателями за предыдущие периоды;
  • среднеотраслевыми значениями.

После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.

В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:

Рск = (П / Выр) х (Выр / Акт) х (Акт / СК),

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:

  • рентабельность продаж по чистой прибыли;
  • оборачиваемость активов;
  • финансовый рычаг, т.е. соотношение собственного и заемного капитала.

Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.

Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.

Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.

источник

Эффективность деятельности предприятия (организации), рациональное использование ресурсов определяют его способность к финансовому выживанию. Результаты использования финансовых ресурсов могут быть охарактеризованы показателями эффективности капитала, т.е. активов предприятия по данным баланса и отчетности о финансовых результатах. При этом для расчетов используются обобщающие и частные показатели. Наиболее распространенным и обобщающим показателем, нашедшим применение в отечественной и мировой практике при определении меры эффективности использования капитала, является коэффициент прибыльности (доходности).

В специальной литературе по финансам и экономике наряду с понятием прибыльности широко используется понятие рентабельности. Рентабельность (прибыльность, доходность) представляет собой отношение прибыли к капиталу (активам), инвестированному для получения этой прибыли.

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ, прибыль – это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Это одни из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации. Получение прибыли является результатом деятельности по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) на основе привлечения капитала, труда и основных фондов.

В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать следующие виды прибылей организации:

— валовую прибыль (убыток) – разность между выручкой и себестоимостью от продаж;

— прибыль (убыток) от продаж – разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов;

— прибыль (убыток) до налогообложения – прибыль от продаж с учетом доходов от участия в других организациях, процентов к получению и уплате, прочих доходов и расходов;

— чистую – ту ее часть, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

— нераспределенную (непокрытый убыток) –прибыль, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов и используемая в целях реинвестирования, на нужды развития.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, выделяют экстенсивные и интенсивные факторы, влияющие на ее получение. Экстенсивные факторывоздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторывоздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Прибыль характеризует достигнутый предприятием результат (эффект) в сумме. Однако сумма прибыли как абсолютная величина еще не характеризует финансовую эффективность хозяйствования. Для оценки уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности применяется показатель рентабельности, характеризующий прибыльность по уровню.

На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле

где Рп – рентабельность продаж; Пр – прибыль от продаж; З – затраты.

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от продаж к выручке:

Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

где Пн – прибыль до налогообложения; А – средняя стоимость всех используемых активов.

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия и определяется по формуле

где Пч – чистая прибыль; СК – средняя величина собственного капитала.

Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением чистой прибыли к стоимости производственных фондов

где ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов; МОС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Не менее значимым является также показатель рентабельности инвестиций. Он характеризует прибыльность использования инвестиционных ресурсов в целом по предприятию. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

где ВБ – средняя величина валюты баланса; КО – средняя величина краткосрочных обязательств предприятия.

Анализируя прибыль, следует иметь в виду, что она распределяется в следующем порядке. Прежде всего уплачивается налог на прибыль в бюджет. Облагаемая налогом прибыль до налогообложения отчетного года уменьшается на сумму:

— доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

— доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях (кроме доходов, полученных за пределами РФ);

— доходов игорного бизнеса и видеосалонов;

— прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (в тех случаях, если ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от ставки по основному виду деятельности);

— прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;

— льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.

Основными факторами роста прибыли и рентабельности на коммерческом предприятии являются:

— увеличение объема доходов (выручки);

— снижение расходов и, следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг).

На увеличение суммы доходов (выручки) оказывает влияние объем реализованной продукции (в натуральном выражении) и уровень цены. Объем реализованной продукции зависит только от предприятия и его факторов производства (предметов труда, средств труда и трудовых ресурсов). Одним из существенных факторов роста объема продукции является повышение производительности труда за счет повышения квалификации работников, повышения фондовооруженности труда, улучшения организации труда, повышения качества продукции. Существенное влияние на объем реализации продукции (выручку) оказывает уровень цен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8511 — | 7378 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Экономическая сущность категорий прибыльности и рентабельности. Структурная модель формирования показателей прибыли. Система показателей рентабельности. Основные направления увеличения экономической эффективности на примере действующего предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Получение ее является обязательным условием функционирования предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет получить наибольшее число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В условиях рыночной экономики основа экономического развития — прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и участников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банком, другими организациями. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.

Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Объект исследования — ЗАО «Ирбис».

Предмет исследования — анализ прибыли и рентабельности в ЗАО «Ирбис».

Цель дипломной работы — разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности в ЗАО «Ирбис».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические основы повышения прибыли и рентабельности промышленного предприятия;

— проанализировать показатели прибыли и рентабельности в ЗАО «Ирбис»;

— разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности в ЗАО «Ирбис».

При написании дипломной работы были использованы материалы российских ученых-экономистов, в частности: Г.В. Савицкой, Л.В. Донцовой, Н.А. Никифоровой, Л.Т. Гиляровской и др.

Методы исследования: метод сравнения и сопоставления данных, метод финансовых коэффициентов, анализ учебной и научно-публицистической литературы.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КАТЕГОРИЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1 Прибыль как экономическая категория

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Основные его задачи:

— систематический контроль за формированием финансовых результатов;

— определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

— выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

— оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов [1, с.216].

Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Прибыль предприятия — прирост ее капитала, характеризующая экономический эффект деятельности предприятия.

Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно — хозяйственной деятельности предприятия, а также для образования и использования специальных фондов, и соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль — абсолютная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятия. К тому же прибыль — реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Чтобы предприятие могло осуществлять хозяйственную деятельность, необходимо наличие соответствующего финансового обеспечения. Одним из первых источников финансовых ресурсов предприятия является первоначальный капитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала.

Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает форму — форму выручки.

Однако выручка — это еще не доход, хотя и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В процессе использования выручка делится на качественно разные составные части.

Создавая товар, предприятие расходует сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Их стоимость на ряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товара оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и производственные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает ее в виде прибыли.

Прибыль является результатом кругооборота средств, которые были вложены в производство, и собственным финансовым ресурсом предприятия, которым оно распоряжается самостоятельно.

Полученная предприятие прибыль не остается полностью в ее распоряжении: часть ее в виде налогов поступает в бюджет.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является главным источником финансирования его потребностей, которые можно определить как накопление и потребление. Именно пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Средства, направленные на накопление (амортизационные отчисления и часть прибыли), составляют денежные ресурсы предприятия на его производственное и научно-техническое развитие. Другая часть прибыли направляется на социальное развитие предприятия, в том числе на потребление [2, с.231].

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый — это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

— от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

— от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей и т.д.);

— от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

— от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.

По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности, таких как рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т. д.).

Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсных сделок и т. д. [3, с.138].

Прибыль является стимулом для инвестирования капитала в те сферы деятельности, где можно добиться наибольшего прироста его стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

— прибыль является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда;

— распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками;

— стимулирующая функция — прибыль стимулирует применение технического прогресса в производстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы;

— прибыль является одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета [4, с.134].

На основании вышеизложенного понятие прибыли в обобщенном виде может быть сформулировано так: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

— как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества, с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

— как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета «Прибылей и убытков» без предварительной записи на каких-либо других счетах [5, с.220].

Доход предприятия, как это принято в странах с рыночной системой хозяйствования, складывается из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (излишних) и иного имущества предприятия, а также из доходов от внереализационных операций. На практике различают: совокупный (валовый) доход, доход (выручка) от реализации продукции, средний доход (выручка) и придельный доход (выручка), каждый из которых играет свою роль в управлении финансово — хозяйственной деятельностью предприятия, рисунок 1.

Рисунок 1 — Структурная модель формирования показателей прибыли

Валовый доход (выручка), получаемый предприятием от реализации товара, определяется как произведение средней цены на количество проданных единиц по формуле (1)

Где TR- выручка от реализации, руб.;

p- цена за единицу товара, руб./шт. (т);

q — количество проданных товаров, шт. (т).

Из формулы (1) следует, что величина совокупного дохода зависит от уровня продажной цены (p) и количества проданных товаров (q). В свою очередь, количество проданных товаров (величина спроса) будет зависеть от уровня цены. На практике эта зависимость может быть эластичной, неэластичной и единичной. Причем каждой из зависимостей соответствует определенный коэффициент эластичности (Кэ): в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем равен единице.

Поскольку прибыль показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость:

— материальные затраты: материалы и сырье, топливо, электроэнергия, расходы по ремонту и эксплуатации основных средств, потери от недостачи и порчи при хранении ТМЦ в пределах норм естественной убыли;

— расходы на оплату труда: выплата заработной платы, выплата премии, выплата компенсаций, стоимость выдаваемой спец. одежды;

— амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов;

— прочие расходы (суммы налогов включаемых в себестоимость; расходы на ремонт и техобслуживание основных средств; расходы по страхованию имущества; расходы на оплату юр и других услуг).

Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иных материальных ценностей (иного имущества) определяется как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества. Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется следующим расчетом по формуле (2)

где Р Р — результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

N P — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

S P — затраты на производство реализованной продукции, работ, услуг;

Р НДС — налог на добавленную стоимость (НДС);

Р A — акцизы, экспортные пошлины.

определение балансовой (валовой) прибыли.

Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции и прочей реализации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен формулой (3)

где Р б — балансовая прибыль или убыток;

Р Р — результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

Р Ф — результат от прочей реализации и финансовых операций;

Р ВН — результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций.

определение величины облагаемой налогом балансовой прибыли (налоговой базы).

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Налогового Кодекса, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемая по различным налоговым ставкам, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядка учета прибыли и убытка. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток — отрицательная разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

После определения валовой прибыли необходимо определить налоговую базу, которая будет облагаться налогом на прибыль. Для этого применим следующую формулу:

где Р н — налогооблагаемая прибыль (налоговая база);

Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы:

— имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал;

— имущество, в том числе имущественные права в качестве залога или задатка под обеспечение долговых обязательств;

— суммы полученных кредитов и займов.

? определение величины налога на прибыль предприятия.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Сумма налога определяется из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль:

где Н — сумма налога на прибыль.

В соответствии с Налоговым Кодексом для отдельных видов плательщиков налога устанавливаются льготы по налогообложению в одной из следующих форм: полное освобождение от налога; предоставление налоговых «каникул» (первые два года работы); понижение ставок налога; уменьшение величины налогооблагаемой прибыли.

определение чистой прибыли предприятия.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью и величиной налога с учетом льгот:

Где Р ч — чистая прибыль предприятия.

Рассмотренная модель формирования прибыли предприятия в рыночной экономике отражает основные черты системы принятых нормативных распределительных отношений между интересами государства и отдельных предприятий.

На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — валовая прибыль, а не ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия [6, с.236].

Основными показателями прибыли являются:

а) балансовая прибыль — это общая прибыль (убыток) отчетного периода представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Состав балансовой прибыли:

1) прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию;

2) финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказание услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также другие доходы:

3) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

4) поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;

5) положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

6) проценты по договорам займа, кредита, банковского счета и по ценным бумагам;

7) доходы от долевого участия в деятельности других организаций;

8) доходы, полученные в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

9) доходы от сдачи имущества в аренду.

К внереализационным результатам относятся расходы и потери:

— убытки по операциям прошлых лет, выявленных в отчетном году;

— недостача материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

— отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

— некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению и ликвидации;

— проценты, выплачиваемые по кредитам, займам и другим обязательствам;

— расходы в виде штрафов и пеней.

б) валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, которая остается у него после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

1) валовая прибыль увеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам не выше себестоимости;

2) при осуществлении прямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этих видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости, сумма сделки определяется по рыночной стоимости имущества за вычетом балансовой стоимости реализованного или выбывшего имущества;

3) выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям;

4) налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;

5) по имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия;

6) валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды);

в) налогооблагаемая прибыль — это валовая прибыль после корректировки, с которой уплачивается налог на прибыль. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

1) отчислений в резервный или другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;

2) рентных платежей в бюджет;

3) доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

4) доходов от казино, видеосалонов;

5) прибыли от страховой деятельности;

6) прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

7) курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

8) прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции;

г) чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательством на благотворительные и другие цели [7, с. 233].

Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль — это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах [8, с.205].

Все показатели содержатся в форме №2 бухгалтерской отчетности предприятия — «Отчет о прибылях и убытках».

Для анализа использования прибыли используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.

Распределение прибыли показано на рисунке 2.

Рисунок 2 — Общая схема распределения прибыли

Из рисунка 2 видно, что одна ее часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма — чистая прибыль — используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия. Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто-прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

-требуемого объема инвестиций для производственного развития;

— необходимой нормы доходности на инвестированный капитал;

Таким образом, анализ формирования прибыли является основным экономическим анализом, так как именно прибыль вместе с рентабельностью, является финансовым результатом, который характеризует хозяйственную деятельность предприятия. Использование рассмотренных методов анализа прибыли позволяет увеличить эффективность анализа экономической деятельности предприятия.

1.2 Рентабельность и ее виды

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рентабельность характеризует результативность деятельности предприятия. Они позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Существует система показателей рентабельности, которая рассчитывает и анализирует рентабельность продукции, активов, капитала. Чем выше уровень этих показателей, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.

Показатель рентабельности измеряет доходность предприятия с различных позиций, и группируется в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования [9, с.129].

Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

— рентабельность капитала (активов);

— показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженным в отчетности предприятия, т. е. берется каждый абсолютный показатель прибыли и сравнивается с одной общей базой как это показано на Рисунке (3).

Рисунок 3 — Схема показателей рентабельности продаж

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К) и отчетного (К1) периода. Расчет рентабельности продукции по прибыли и реализации определяется по формуле:

где P, P1— прибыль от реализации базисного и отчетного периодов соответственно;

N, N1— реализация продукции (работ, услуг), соответственно;

S, S1— себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;

ДК — изменение рентабельности за анализируемый период.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства)акционерный (собственный) капитал. Модель формирования представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 — Схема формирования второй группы показателей рентабельности

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т.д.

Третья группа рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств, рисунок 5.

Чистый приток денежных средств

Чистый приток денежных средств

Чистый приток денежных средств

Рисунок 5 — Модель формирования третьей группы показателей рентабельности

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами и связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он более приоритетен, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятия. Эта работа находиться лишь в начальной стадии.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска ее повышения. Каждый из основных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов [10, с.238].

1.3 Основные направления увеличения прибыли и рентабельности

Для успешного функционирования, формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути повышения эффективности своей деятельности.

Использование системы обобщающих показателей эффективности производства, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности и разработать пути и методы улучшения производственных показателей.

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д., рисунок 6.

Рисунок 6 — Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Как было отмечено выше, в системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат. Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет [11, с. 97].

— изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;

— обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;

— рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.

Эффективность производственной деятельности, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам,рисунок 7.

Рисунок 7 — Классификация факторов, влияющих на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [12, с. 223].

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости предприятий пищевой сферы значительна и колеблется от 60 до 90%.

Причин складывающегося положения с экономией затрат и ростом прибыли несколько: несовершенство концептуальных подходов, проблемы технического и технологического обновления и совершенствования производства, его рационализации, проблема роста производительности труда, совершенствования нормативного хозяйства, форм и методов стимулирования работников. Подходы в управлении издержками ориентированы на экономию отдельных видов затрат (материальных, энергетических, трудовых), и формально такая постановка задачи логична и справедлива.

Основные направления по снижению издержек [13, с. 104]:

— во-первых, является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а, следовательно, увеличения средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;

-во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, что является важнейшим условием успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низкой цене. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;

— в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия

Целью экономии затрат и роста прибыли и, соответственно, повышение эффективности производства должен стать опережающий по отношению к издержкам рост выручки по группе товаров либо предприятию в целом, который может быть достигнут как за счет увеличения объемов продаж, так и изменения ассортимента производимой продукции [14, с. 228].

В.В. Ковалев считает, что подобный подход позволяет раскрыть смысл и содержание механизмов увеличения прибыли, увязать его с решением конкретных задач — обновлением и совершенствованием производства, ростом производительности труда, изменением ассортимента и потребительских качеств производимой продукции, использованием вторичного сырья и отходов производства, созданием полностью безотходных производств, увеличением объёмов продаж. Так как объём производства продукции многих предприятия ограничен, например, объемами сырья, то основным резервом в данном случае является обновление ассортимента продукции [15, с. 40].

Своевременный пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, отказ от производства изделий, не пользующихся спросом, применение при освоении новых видов продукции и освоении новых рынков так называемых альтернативных издержек, демпинга позволит существенно повысить действенность применяемых антизатратных механизмов.

Решение проблемы совершенствования финансирования обновления и технического перевооружения производства также является одной из важнейших в совершенствовании управления эффективностью производства.

Постоянное развитие производственного потенциала промышленных предприятий, обновление техники и технологии создаст реальные условия для более экономичного и рационального использования ресурсов, снижения на этой основе издержек производства, роста конкурентоспособности, опережающего по сравнению с затратами увеличения объёмов производства и реализации продукции.

Развертывание производственных факторов уменьшения убыточности и повышения платёжеспособности и рентабельности во многом предопределяется использованием так называемых инвестиционных факторов.

Нормативы затрат, как планка, эталон использования производственных ресурсов для предприятий, на наш взгляд, должны быть не только сохранены, но и получить дальнейшее развитие. В частности, должен быть осуществлен переход от отраслевых к индивидуальным нормативам затрат, при их разработке необходимо учитывать лучшие достижения конкурентов, зарубежный опыт, с уютом которого новый импульс должно получить рационализаторское движение как важный рычаг снижения издержек и увеличения прибыли.

Задания по рационализации энергопотребления также должны быть ориентированы не только и не столько на совершенствование работы вспомогательных производств, как это происходит в настоящее время, а направляться в первую очередь на внедрение новых технических решений, совершенствование технологии основного производства.

Другим реальным направлением снижения издержек и увеличения прибыли является создание условий роста производительности труда, сокращения потерь рабочего времени (ликвидация скрытой безработицы). Выходом из подобной ситуации могло бы стать применение в качестве оценочного показателя использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда у конкурентов.

В условиях наблюдающегося на ряде предприятий и отраслей кризиса основного производства неоправданно ослаблено внимание к использованию вторичного сырья, отходов производства, внедрению полностью безотходных производств. Данный резерв повышения эффективности производственной деятельности особо актуален в деревообрабатывающей промышленности. Учитывая, что любой изначально успешный бизнес можно погубить в условиях существования неплатежеспособной среды, целесообразными являются меры по управлению издержками и прибылью, дополненные мероприятиями по совершенствованию управления платежеспособностью, которые рекомендуется направлять на [16, с. 69]:

— поиск путей осуществления реструктуризации задолженностей предприятий (если она имеется). Большое значение данных мероприятий обуславливает отсутствие собственных оборотных средств, что ведёт к увеличению задолженности, росту платежей по процентам и т.д. При этом шаги по пересмотру условий и сроков погашения задолженности, в том числе и на общегосударственном уровне (платежи в бюджет и целевые бюджетные фонды), по нашему мнению, должны осуществляться для каждого организации индивидуально, с учетом результатов анализа причин возникновения задолженности, подкрепляться бизнес-планом по развитию и оздоровлению производства, включая вопросы реформирования собственности, инвестиций, передачу на самостоятельный баланс неэффективных объектов и производств;

— совершенствование управления активами, сокращение сверхнормативных запасов, совершенствование их нормирования, решение проблем учета и оценки их (при невозможности использования в производстве по реальной цене) для последующей реализации на сторону, усиление материальной заинтересованности в рациональном использовании ресурсов;

— повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием инструментов ее инвентаризации, мониторинга, своевременного пересмотра условий и сроков расчетов по отношению к хроническим неплательщикам, а также предусмотренных законодательством возможностей уступки (переуступки) долга третьим лицам;

— сокращение рисков неплатежеспособности через использование факторинга, т.е. заключение трехсторонних договоров при посредничестве банковских структур.

Одним из условий мобилизации и использования резервов роста объемов и эффективности производства является формирование у коллективов организаций объективного экономического интереса в росте прибыли.

Одновременно эффективность мер по совершенствованию управления затратами и прибылью может быть повышена в результате осуществления шагов по реформированию производства — разгосударствления и приватизации, производственной реструктуризации, перепрофилирования производства и структурной перестройки — совершенствования налогового законодательства и ценообразования.

Снижение себестоимости может произойти за счет организации производства и труда. В результате изменения в организации производства, формах и методах труда, совершенствования управления и сокращения затрат на него, а также совершенствования обслуживания основного производства. Улучшение использования основных фондов может осуществляться в результате повышения надежности и долговременности оборудования, совершенствования системы планово-предупредительного ремонта, улучшения содержания и эксплуатации основных фондов.

Что касается совершенствования организации производства и труда, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, то есть экономии затрат живого труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что, в качестве областей повышения эффективности предприятий выступают следующие:

— организация труда, функционирования средств труда; движение предметов труда;

— организация подготовки производства, производственных процессов, производственной инфраструктуры, технического контроля качества продукции, материально-технического обеспечения производства, реализации и сбыта продукции;

— формирование и совершенствование производственной структуры объединения, предприятия и входящих в их состав подразделений;

— организация оперативно-производственного планирования.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАО» ИРБИС

2.1 Характеристика предприятия ЗАО «Ирбис»

ЗАО «Ирбис» работает в следующих отраслях промышленности (в соответствии с классификатором ОКОНХ):

— пищевкусовая промышленность (без рыбной, мясной, маслосыродельной и молочной промышленности);

— производство безалкогольной продукции.

Полное наименование Закрытое акционерное общество «Ирбис».

Юридический адрес: 654006, Кемеровская область, Новокузнецк, пр. Музейная, 8.

ЗАО «Ирбис» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

— производство пищевых продуктов, включая напитки;

— производство минеральных вод и других безалкогольных напитков (Основной вид деятельности);

— оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;

— оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);

— деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

— деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами (Дополнительный вид деятельности);

— оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;

— оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;

— оптовая торговля алкогольными и другими напитками;

— оптовая торговля безалкогольными напитками (Дополнительный вид деятельности);

— розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

— розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах;

— розничная торговля алкогольными и другими напитками.

На предприятии ведется постоянный учет и расчет всех необходимых технико-экономических показателей: объем производства, выпуск продукции, выручка от реализации, себестоимость, среднесписочная численность предприятия, фонд оплаты труда и другие.

2.2 Анализ основных показателей работы предприятия

Динамика основных технико-экономических и финансовых показателей ЗАО «Ирбис» представлены в таблице 1.

источник