Меню Рубрики

Как проводится анализ финансово хозяйственной деятельности

30 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (афхд). Понятие, содержание, роль и значение анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности — глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Роль АФХД. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. АФХД предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность. Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства.

Значение. АФХД содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

1)метод абсолютных, относительных и средних величин.

Метод абсолютных величин характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные величины всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

Где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 – значение абсолютного показателя в базисном периоде, ΔП – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на: другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен коэффициентом (база сравнения принята за единицу) выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

2)Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами.

3) Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементам анализа является динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Основные черты вертикального анализа:

— переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

— относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

4) Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

5) Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

6) Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Создать факторную систему – это, значит, представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится с ним в функциональной зависимости.

7) Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

— прибыльность, или рентабельность;

— эффективность использования активов;

— финансовая (рыночная) устойчивость;

Методика комплексного анализа финансово- хозяйственной деятельности.

совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия,

1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3) собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4) проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5) выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

6) выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7) происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Элементы, технические приемы, и способы анализа, которые используются на различных этапах исследования для:

— первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

— изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

— определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

— обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;

— обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

Понятие и классификация хозяйственных резервов.

Хозяйственные резервы это постоянно возникающие возможности повышения эффективности деятельности резервами считаются запасы ресурсов (сырья, материалов, оборудования, топлива и т.д.), которые необходимы для бесперебойной работы предприятия. Они создаются на случай дополнительной потребности в них.

1) По пространственному признаку: внутрихозяйственные, отраслевые, региональные, общегосударственные

— Неиспользованные резервы — это упущенные возможности повышения эффективности производства относительно плана или достижений науки и передового опыта за прошедшие промежутки времени.

— Под текущими резервами понимают возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего времени (месяца, квартала, года).

— Перспективные резервы рассчитаны обычно на долгое время. Их использование связано со значительными инвестициями, внедрением новейших достижений НТП, перестройкой производства, сменой технологии производства, специализации и т. д.

3) По стадиям жизненного цикла изделия:

— предпроизводственная стадия. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.

— на производственной стадии происходит освоение новых изделий, новой технологии и затем осуществляется массовое производство продукции. На этом этапе величина резервов снижается за счет того, что уже проведены работы по созданию производственных мощностей, приобретению необходимого оборудования и инструментов, налаживанию производственного процесса. Это резервы, связанные с улучшением организации труда, повышением его интенсивности, сокращением простоев оборудования, экономией и рациональным использованием сырья и материалов.

— эксплуатационная стадия делится на гарантийный период, в течение которого исполнитель обязан ликвидировать выявленные потребителем неполадки, и послегарантийный. На стадии эксплуатации объекта резервы более производительного его использования и снижения затрат (экономия электроэнергии, топлива, запасных частей и т.д.) зависят главным образом от качества выполненных работ на первых двух стадиях.

— резервы на стадии утилизации — это возможности получения дохода в результате вторичного использования утилизационных материалов и сокращения затрат на утилизацию изделия после завершения его жизненного цикла.

4) по стадиям процесса воспроизводства:

— в сфере производства – основные резервы – увеличение эффективности использования ресурсов

— в сфере обращения — предотвращение разных потерь продукции на пути от производителя к потребителю, а также уменьшение затрат, которые связаны с хранением, перевозкой и продажей готовой продукции).

5) по характеру производства: в основном производстве, во вспомогательных производствах, в обслуживающих производствах

6) по видам деятельности: в операционной деятельности, инвестиционной деятельности, финансовой деятельности

7) по экономической природе: экстенсивные, интенсивные

8) по источникам образования:

— внутренние- которые могут быть освоены силами и средствами самого предприятия

— внешние — это техническая, технологическая или финансовая помощь субъекту хозяйствования со стороны государства, вышестоящих органов, спонсоров и т.д.

9) по способам обнаружения:

— явные — резервы, которые легко выявить по материалам бухгалтерского учета и отчетности.

— скрытые — резервы, которые связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены планом.

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из следующих этапов:

Анализ финансовых результатов, эффективности использования активов и источников их формирования

Рассмотрим подробнее каждый из названных этапов.

Данный этап включает в себя три составляющих:

  1. анализ структуры активов;
  2. анализ структуры источников формирования активов;
  3. анализ изменения активов и их источников.

Агрегированная информация о состоянии имущества и источников его образования представлена в таблице.

Наименование Базисный год Отчетный год В % к валюте баланса Прирост (+), уменьшение (-)
Базисный год Oтчетный год абсолютная
величина
относительная
величина, %
доля в %
к валюте
баланса
Актив
Внеоборотные активы
Оборотные активы:
Запасы
Долгосрочная дебиторская задолженность
Краткосрочная дебиторская задолженность
Денежные средства
Краткосрочные финансовые вложения
Валюта баланса 100% 100% 100%
Пассив
Капитал и резервы (источники собственных средств)
Обязательства:
Долгосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Краткосрочные:
Кредиты и займы
Кредиторская задолженность
Валюта баланса 100% 100% 100%

При анализе структуры активов и их источников могут наблюдаться негативные тенденции:

  • абсолютное и относительное снижение денежных средств;
  • более быстрый рост заемных средств по сравнению с собственными средствами, что увеличивает вероятность потери контроля над своими активами;
  • более быстрый рост краткосрочных обязательств по сравнению с долгосрочными обязательствами, что приводит к снижению финансовой стабильности организации;
  • более быстрый рост краткосрочных кредитов и займов по сравнению с краткосрочной кредиторской задолженностью (уменьшение дешевых источников финансирования), что приводит к увеличению себестоимости продукции, работ, услуг.

При анализе источников собственных средств (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) и прочие резервы) положительной тенденцией является увеличение нераспределенной прибыли, ее более быстрый рост по сравнению со всеми собственными источниками. Соответственно, снижение доли нераспределенной прибыли свидетельствует о падении деловой активности организации.

При анализе обязательств (задолженность по кредитам и займам, кредиторская задолженность) положительной тенденцией является увеличение доли долгосрочных обязательств, снижение просроченной задолженности.

Отдельного внимания заслуживают просроченные обязательства. Их принято делить на:

  • «спокойные» (задолженность поставщикам и подрядчикам; исключение составляют случаи подачи иска кредитором в арбитражный суд о взыскании задолженности);
  • «срочные» (задолженность бюджету, внебюджетным фондам; увеличение доли соответствующей задолженности свидетельствует о финансовых затруднениях организации).

Размещение активов оценивают с помощью доли в валюте баланса внеоборотных и оборотных активов, доли в валюте баланса имущества производственного назначения. Для организаций производственной сферы доля имущества производственного назначения должна находиться в пределах от 50 до 60%.

Состояние краткосрочных активов характеризуется соотношением труднореализуемых и легкореализуемых активов. Для оценки можно использовать следующую таблицу.

№ п/п Наименование статьи Базисный год Отчетный год Темп роста, % Изменение по
сравнению с
базисным годом
1 Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения), расходы будущих периодов, тыс. руб.
2 Производственные запасы, готовая продукция и товары для перепродажи, тыс. руб.
3 Просроченная краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.
4 Итого труднореализуемые активы (сумма строк с 1-й по 3-ю), тыс. руб.
5 Общая величина краткосрочных активов (оборотные активы минус долгосрочная дебиторская задолженность), тыс. руб.
6 Легкореализуемые активы (стр. 5 — стр. 4), тыс. руб.
7 Отношение труднореализуемых активов к легкореализуемым активам (стр. 4/стр. 6*100%), % X

Понятно, что увеличение доли труднореализуемых активов негативно влияет на ликвидность и финансовую стабильность организации.

Для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости используется система следующих показателей:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств: К = заемные средства / собственные средства x 100.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными, то есть гарантию возврата долга. Рекомендуемое значение: 0. Профицит, если стр. 1 — стр. 2 0. Профицит, если стр. 4 — стр. 5 0. Профицит, если стр. 7 — стр. 8 0

Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Рентабельность продаж чистая, (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная или стабильная динамика чистых активов Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Хорошо». Для организаций, существующих менее 1 года, высшая оценка «удовлетворительно» Рентабельность активов общая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность активов чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Положительная или стабильная, значение > 0 за предшествующий год Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Отсутствие дефицита запасов Отсутствие дефицита запасов Отсутствие просроченных обязательств Снижение просроченных обязательств Отсутствие просроченной дебиторской задолженности Снижение просроченной дебиторской задолженности Чистые активы > уставного капитала Чистые активы > уставного капитала. Положительная динамика чистых активов или стабильная Оборотный капитал > 0 Оборотный капитал > 0. Положительная динамика или стабильная «Удовлетворительно» Рентабельность активов общая, (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность активов чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (%) > 0 Динамика не имеет значения Рентабельность продаж чистая (%) > 0 Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита денежных средств и краткосрочных финансовых вложений Динамика не имеет значения Отсутствие дефицита краткосрочной дебиторской задолженности Динамика не имеет значения Отсутствие просроченных обязательств Динамика не имеет значения «Неудовлетворительно» Наличие дефицита одного из видов ликвидных активов Динамика не имеет значения Наличие просроченных обязательств Динамика не имеет значения Убыточность Динамика не имеет значения

Финансовое состояние оценивается как:

  1. отличное, хорошее, удовлетворительное при наличии всех указанных критериев;
  2. неудовлетворительное, если выполняется хотя бы один из указанных критериев: наличие дефицита одного из видов ликвидных активов или наличие просроченных обязательств.

Этим содержание методики Госкомстата исчерпывается.

Для целей проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации полезную информацию можно почерпнуть также из следующих документов:

  1. Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  2. Методики проведения ФНС учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104;
  3. Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций) (см. таблицу 1 «Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы» разд. IV «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия»), утверждены Приказом Минэкономики России от 01.10.1997 №118;
  4. Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе России от 12.08.1994 №31-р;
  5. Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утверждены Приказом ФСФО России от 23.01.2001 №16.

Обратите внимание! В данный перечень вошли как действующие, так и утратившие силу документы. Однако для целей проведения анализа это не имеет принципиального значения, ведь методологические основы с течением времени не изменяются.

Особо подчеркнем, что некоторые налоговые органы, ссылаясь на неудовлетворительное финансовое состояние организации, отказывают в вычете НДС. В качестве обоснования своей позиции налоговики обычно приводят расчет нескольких коэффициентов. Однако подобные действия инспекторов незаконны, поэтому, обратившись в суд, можно отстоять право на вычет (см., например, Постановления ФАС МО от 17.04.2012 по делу №А40-109075/10-35-581, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2012 №09АП-32165/2012 по делу №А40-40743/12-90-215). Арбитры указывают, что неудовлетворительное финансовое состояние не названо в гл. 21 НК РФ в качестве основания для отказа в вычете. Кроме того, судьи отмечают, что проведенный налоговым органом анализ финансового состояния налогоплательщика не носит комплексного характера, инспекторы отдают предпочтение негативным показателям и не учитывают «хорошие» коэффициенты и положительные тенденции.

Мы подробно рассмотрели предложенную Госкомстатом методику. В принципе она позволяет дать комплексную оценку положению дел на предприятии. Однако при ее применении (как, впрочем, и в случае использования любой другой методики) нельзя переоценивать роль отдельных коэффициентов. Коэффициенты — это наиболее известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности. Они позволяют изучить зависимости между различными составными частями финансовых отчетов (активами и обязательствами, затратами и поступлениями), а также их динамику. Коэффициенты рассчитать нетрудно, а вот правильное их толкование может вызывать трудности.

Кроме того, нужно помнить, что для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор конкретных коэффициентов определяется задачами проводимого анализа (анализ кредитоспособности, анализ вероятности банкротства, рейтинговая оценка).

Важно оценить не только значения рассчитанных показателей, но и их динамику.

Так, показатели могут характеризовать организацию с хорошей или даже очень хорошей стороны, но их негативная тенденция (устойчивое снижение размера чистых активов, чистой прибыли, рентабельности, доли собственного капитала, коэффициентов ликвидности) – повод задуматься (понять причины отрицательных изменений, внести необходимые корректировки в проводимую руководством организации политику). И наоборот, нет оснований для паники, если значение некоторых из показателей ниже рекомендуемого, но наблюдается их положительная динамика.

При проведении анализа должны учитываться не только отраслевые особенности, но и условия жизнедеятельности каждого конкретного предприятия. Например, при наличии на балансе объектов незавершенного строительства значимыми будут такие сведения, как (п. 8 Приложения 3 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа):

  • степень готовности объектов незавершенного строительства;
  • размер средств, необходимых для завершения строительных работ, и срок возможного пуска в эксплуатацию объектов;
  • необходимость или целесообразность завершения строительных работ либо консервации объектов незавершенного строительства;
  • возможная стоимость объектов незавершенного строительства при реализации на рыночных условиях.

Автор: С.М.Волкова, Эксперт журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 4/2013

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это возможность оценить финансовое состояние компании и последствия управленческих решений. Рассмотрим, как проводится анализ на предприятии.

  • В каких случаях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии.
  • Кто проводит анализ.
  • Какие выводы можно сделать на основании анализа.

Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это тщательная проверка финансового состояния компании, ее активов, обязательств и собственного капитала. Главная цель работы – выявление и указание резервов компании для дальнейшего повышения эффективности и конкурентоспособности фирмы.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации проводится при участии руководства компании, экономического отдела, бухгалтерии. Можно также привлечь стороннюю аудиторскую контору. Опытные специалисты рассчитают все необходимые показатели, предоставят реальную картину состояния дел на предприятии и представят индивидуальные рекомендации по повышению эффективности работы компании.

Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится в следующих случаях:

  • Если снизилась выручка и прибыль предприятия.
  • Если возникла угроза банкротства.
  • Если необходимо выйти на новый рынок сбыта или выпустить новый продукт.
  • При проведении работ по реорганизации, реструктуризации либо ликвидации компании.
  • Если необходимо обосновать кредитоспособность предприятия перед кредитной организацией.
  • Если нужно совершить крупную сделку, затрагивающую солидную часть активов компании.

Анализ позволяет выявить все существующие проблемы, проанализировать позитивные и негативные факторы, влияющие на работу предприятия, проработать способы повышения эффективности деятельности компании и спрогнозировать деятельность фирмы на следующий отчетный период.

При желании, анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности можно проводить в конце каждого отчетного периода. Это позволит сделать вывод об эффективности управленческих решений, принятых в предыдущем периоде.

Главная цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия любой формы собственности – собрать необходимую информацию для дальнейшего принятия управленческих решений. Например, если в компании падают продажи, нужно уточнить данные по конкурентам, проанализировать соотношение цены и качества товара, уточнить целевую аудиторию. Возможно, пришло время сменить вид деятельности или найти новый рынок сбыта.

Информация для управленцев собирается по 3 основным направлениям:

  • Оценка исследуемых явлений – расчет экономических показателей и коэффициентов.
  • Диагностика – установление связей между различными явлениями, анализ влияния различных факторов на тот или иной показатель.
  • Прогнозирование последствий различных решений. Если вы заказываете полный анализ финансово-хозяйственной деятельности, к примеру, в специализированной аутсорсинговой компании, вы получите не только чистые цифры, но и подробные рекомендации относительно путей дальнейшего развития вашей фирмы.

Как рассчитать точку безубыточности и вычислить сумму затрат на неделю вперед, потратив всего 15 минут? Журнал «Коммерческий Директор» делится полезным лайфхаком, который сэкономит ваше время.

В различных странах используются различные показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В России к основным критериям оценки ФХД предприятия принято относить следующие показатели:

  • Выручка от продажи продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Данный показатель еще называют объемом продаж.
  • Чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов. Она может быть направлена на выплату дивидендов акционерам или на развитие компании – пополнение оборотного капитала, создание резервного капитала и т.д.
  • Рентабельность. Отражает степень эффективности использования различных ресурсов. Отдельно рассчитываются рентабельность инвестиций, рентабельность активов, издержек и т.д.
  • Финансовая стабильность предприятия. Это состояние, при котором обеспечивается бесперебойная работа компании и всех ее отделов. Это состояние достигается за счет обеспеченности собственными оборотными и внеоборотными активами. Компания должна обеспечивать как весь производственный процесс, так и погашение краткосрочных и среднесрочных обязательств.
  • Финансовый результат собственников компании. Доход, который владельцы предприятия изымают из бизнеса.

Экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия производится в условии ограниченного доступа к первичной информации и в сжатые сроки. В открытом доступе чаще всего можно найти данные, которые содержатся в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах.

Экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия проводится в несколько последовательных этапов:

  • Определяются цели, с которыми проводится экспресс-анализ. От поставленных целей зависит глубина производимых расчетов.
  • Визуальный анализ. Беглый просмотр баланса, отчета о финансовых результатах, прочей отчетности при ее наличии, определение проблемных точек. В дальнейшем проблемным статьям бухгалтерской отчетности будет уделяться особое внимание.
  • Расчет показателей финансово-хозяйственной деятельности, включающий в себя следующие части:
    1. Горизонтальный анализ. Каждая статья, отобранная для проверки, сравнивается с предыдущим отчетным периодом. Применяется, если необходимо отследить изменение конкретных показателей в сравнении с предыдущим годом.
    2. Вертикальный анализ. Определяется структура финансовых показателей и рассчитывается влияние каждой статьи на окончательный результат деятельности предприятия. Отдельное внимание уделяется проблемным точкам, выбранным на втором этапе.
    3. Расчет финансовых коэффициентов.

Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации состоит из нескольких этапов:

  • Анализ имущества и источников, с помощью которых оно формируется.
  • Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • Анализ финансовых результатов.
  • Анализ финансового состояния.

Далее разберем все этапы подробнее.

Данный этап проходит в 3 шага:

  • Анализ структуры активов компании.
  • Анализ структуры источников.
  • Анализ изменения активов и источников их формирования.

Здесь возможны положительные и отрицательные тенденции. Положительные – это быстрый рост нераспределенной прибыли в сравнении с иными источниками. Чем ниже доля нераспределенной прибыли, тем хуже обстоит дело с деловой активностью предприятия.

При анализе структуры активов и источников их формирования выявляются и другие негативные тенденции:

  • Быстрый рост заемных активов в сравнении с собственными. В среднесрочной перспективе это означает риск потери контроля над активами.
  • Быстрый рост краткосрочных обязательств в сравнении с долгосрочными. Это ведет к необходимости больших выплат в краткосрочной перспективе и, как следствие, к снижению финансовой стабильности компании.
  • Рост краткосрочных кредитов и займов. Это приводит к увеличению себестоимости выпускаемого продукта, производимых работ или оказываемых услуг.

При анализе размещения активов изучается доля в балансе предприятия оборотных и внеоборотных активов, производственного имущества. Если ваша организация относится к производственной сфере, доля производственных активов должна находиться в интервале от 50 до 60 %.

Чтобы оценить платежеспособность и финансовую устойчивость, необходимо использовать несколько важных показателей:

  • Коэффициент соотношения заемных и собственных активов. Показатель рассчитывается по формуле: К = (Заемные активы / Собственные средства) * 100. Данный показатель определяет, насколько заемные средства обеспечены собственными и дает гарантию того, что компания будет выплачивать свои долги.
  • Коэффициент финансовой независимости. К = Собственные средства / Валюта баланса * 100. Показывает, насколько компания независима от внешних источников. Оптимальное значение – больше 50 %, иначе финансово-хозяйственное состояние предприятия рассчитывается как неудовлетворительное.
  • Коэффициент маневренности. К = собственные оборотные активы / собственные средства * 100. Показывает, какая доля собственных средств вложена в оборотные (маневренные) активы. Оптимальное значение – от 50 до 60 %.
  • Коэффициент финансовой стабильности. К = Собственные средства + долгосрочные обязательства / Сумма баланса * 100. Данный показатель показывает процент источников финансирования, которые используются организацией длительное время. Оптимальное значение коэффициента – 50-60 %.
  • Чистые активы – это сумма всех активов за вычетом всех обязательств. Данный показатель характеризует ликвидность предприятия. Чистые активы должны быть положительными. Если они отрицательные, это свидетельствует о несостоятельности компании и ее прямой зависимости от кредиторов.
  • Коэффициент ликвидности. К = (Наличные финансы + Краткосрочные вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства * 100. Данный показатель показывает, какой процент краткосрочных обязательств компании может быть погашен своими силами, за счет собственных наличных финансов компании и поступлений, которые ожидаются в ближайшее время.
Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия сводится к расчету показателей рентабельности или убыточности. С помощью этих показателей определяется эффективность использования активов предприятия и их источников.

Госкомстат рекомендует рассчитывать при анализе финансово-хозяйственной деятельности организации несколько основных коэффициентов рентабельности:

  • Чистая рентабельность продаж. Отношение чистой прибыли к выручке.
  • Рентабельность проданных товаров. Отношение прибыли от продаж к затратам на производство продукции.
  • Общая рентабельность активов. Отношение прибыли перед налогообложением к сумме оборотных и внеоборотных активов предприятия.

Заключительный этап – это оценка состояния компании и выводы. На этом этапе сравниваются показатели за отчетный период с динамикой за несколько предшествующих лет. Если компания показывает стабильные показатели, высокую рентабельность, не имеет просроченной задолженности и дефицита запасов – ее финансово-хозяйственное состояние оценивается как отличное.

Редакция журнала «Коммерческий Директора» подготовила рекомендации, как сформировать воронку продаж для отдела сбыта и заключить больше выгодных контрактов.

Если по итогам проверки выяснилось, что в компании есть просроченные обязательства или дефицит ликвидного актива, ее состояние оценивается как неудовлетворительное.

источник

Анализ финансов предприятия обычно проводят по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также данным, полученным из учетной системы предприятия (данные бухгалтерского и налогового учета). Помимо этого анализируют деловую активность предприятия, его долю на рынке, взаимоотношения с контрагентами. В части финансового анализа бухгалтерской отчетности используют такие методы как вертикальный анализ отчетности и горизонтальный анализ отчетности. При этой основой анализа выступает расчет, сравнение и качественное изучение различных финансовых коэффициентов, характеризующих важные с точки зрения пользователей финансового анализа (менеджмента, кредиторов, инвестором) соотношения.

Анализируя финансы предприятия, рассчитывают и дают качественную характеристику таким показателям, как коэффициент текущей ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, оборачиваемость активов, оборачиваемость запасов и др.

Актуальность экономического и финансового анализа очевидна при любом экономическом строе, при любой макроэкономической ситуации и не уменьшается с течением времени. Любое предприятие хочет знать качественные характеристики своей деятельности, а так же свое финансовое состояние и его изменение с течением времени. Поэтому освоение методов и приемов экономического и финансового анализа является неотъемлемой частью образования любого управленца – экономиста, финансиста и бухгалтера.

Зачастую руководители, учредители, топ менеджеры считают, что производя вливания (порой колоссальные) помогут предприятию выбраться из кризиса, но и после этого деятельность предприятия по прежнему не находится на должном и желаемом уровне.

Рациональные, умные и опытные руководители ежегодно проводят анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия, чтобы понять, где есть «дыры» в деятельности, которые необходимо планомерно «заделывать», чтобы предприятие оставалось успешным и приносило прибыль.

Если Вы хотите, чтобы Ваше предприятие было успешным, проводите анализ финансово – хозяйственной деятельности!

Андрей, тема могла бы быть интересной, но где Ваши предложения?

Мое предложение состоит в проведении мною финанализа, дабы люди знали проблемные места своей деятельности.

А Вы уверены, что сможете выявить эти проблемные места? Вернее, я не сомневаюсь, что Вы сможете выявить какие-то факты неэффективности в плане уплаты налогов, например, но будут ли они влиять в значительной мере на бизнес? Любой бизнес, от самого крупного до мелкого складывается из доходов и расходов. Все ли затраты Вы можете подвергнуть анализу?

Уважаемый Михаил!
спасибо за участие в конференции.
я беру налоговую отчетность за последние три года (предшествующие), лучше всего помесячно, а не поквартально или по году и провожу финанализ по всем показателям:

1. Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности и показатели, используемые для их расчета;
2. Анализ коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия;
3. Анализ коэффициентов, характеризующих финансовую Устойчивость предприятия;
4. Анализ коэффициентов, характеризующих деловую активность;
5. Анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, его положение на товарных и иных рынках;
6.1. Анализ внешних условий деятельности предприятия;
6.2. Анализ внутренних условий деятельности предприятия;
6.3. Анализ рынков, на которых осуществляется деятельность предприятия;
7. Анализ активов и пассивов предприятия;
8. Анализ возможности безубыточной деятельности предприятия;
9. Основные выводы по Анализу.

Как видите мой финанализ захватывает все аспекты деятельности предприятия, этот метод финанализа достаточно трудоемкий и немало важно сделать правильные выводы по получившимся показателям.
Мой финанализ содержит наглядные графики из которых видна динамика (повторюсь, что лучше всего брать помесячно), или правильно это назвать Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Я думаю, что я ответил на Ваш вопрос в полной мере.
Спасибо.

Вы берете НАЛОГОВУЮ отчетность? А если предприятие на ЕНВД или УСН? Что Вам даст такая налоговая декларация? И откуда Вы ее берете ЕЖЕМЕСЯЧНО, если налоговая отчетность формируется поквартально? Специально для Вас делают? Тут уже говорилось, что описанное Вами похоже на курсовую. На серьезный анализ это не тянет.

Андрей, пишу Вам не в защиту Андрея Лашкевича, а в защиту УЧЕТА.
Во-первых: предприятие на любой системе налогообложения не освобождено от ведения бух.учета, а бОлее того, ведение бух.учета для всех ЮЛ обязательно! на любой системе налогообложения. Даже уважающие себя ИП всё равно ведут бух.учет — для себя, как раз для анализа фин-хоз.деятельности.
Во-вторых: данные для финанализа, конечно же, берутся из бух.учета, а из налогового учета — берётся налоговая нагрузка, которая влияет (как расходная часть) на фин.результат.
В-третьих: вообще-то по ПБУ отчетным периодом в бух.учете является МЕСЯЦ (если иное не установлено в учетной политике), НО! грамотный гл.бух, структурировав и систематизировав учет в любой период имеет возможность «закрыть»/»свернуть» фин.рез. Все циферки в базе — вот они — бери и анализируй. Нам-гл.бухам, так же, как и собственнику нужна оперативная и актуальная информация (нам — для планирования налоговой нагрузки для дальнейшего резервирования денежных средств на уплату налогов).

Абсолютно с Вами согласен о необходимости ведения учета на предприятии с любой организационно-правовой формой и с любой системой налогообложения. Вот только уважаемый автор использовал термин «налоговая, а не «бухгалтерская». Это и вызвало мое недоумение. Налоговая отчетность регламентируется НК, а не ПБУ. Насчет увязки финансовых показателей с эффективностью процессов тут уже сказал второй оппонент. Еще раз — если бы уважаемый автор говорил про БУХГАЛТЕРСКУЮ отчетность, то недоумения у меня это бы не вызвало. Хотя, опять же, малые предприятия не формируют развернутую бухгалтерскую отчетность. Например, они не формируют отчет о движении денежных средств. Без этого анализ вряд-ли будет исчерпывающим. На основании анализа только ф.1 и ф.2 (извините за использование устаревшей терминологии, но так будет понятнее) много не анализируешь. Вот если бы автор сказал про анализ оборотных ведомостей, в том числе и по аналитическим счетам) вкупе с бухгалтерской и налоговой отчетностью, тогда я бы больше поверил.

Спасибо, Андрей за развёрнутый ответ. Чувствуется, что Вы профессионал с своей сфере. Но знаете, полезней и для Вас и для тех кто заглянул в тему будет сконцентрироваться не на дифирамбах, а на тезисах вызывающих вопросы. Выполняя финанализ, я сомневаюсь, что Вы выявляете «дыры» в деятельности. Если бы Вы использовали вместо «деятельности», подразумевающей производственные процессы, что то типа «оптимизации налоговых выплат», то наверно да. Финансовыми методами Вы решаете исключительно финансовые проблемы. В отношении же производственных процессов Вы можете только выявить состояние дел с эффективностью. Это Важно. Это можно использовать как один из важнейших KPI. Но только в составе какой-либо стратегии оптимизации. Если проводить аудит эффективности (если оперировать смыслами), то надо предлагать и стратегию оптимизации или модернизации. Только в связке, иначе нет смысла в анализе. Надо ещё понимать, что в большинстве случаев Собственник или субъект принятия решений (СПР) не представляет что необходимо делать чтобы повысить рентабельность или снизить налоговое бремя. Нужно рассматривать финансовый анализ наряду с анализом производственных процессов. Вы к этому готовы?

Попытайтесь получить кредит в серьезном банке. Они Вам найдут такие дыры, что Вы сами удивитесь. Причем, абсолютно бесплатно. 🙂
P.S. А кредит, собственно, после этого можете не брать. 🙂

Очевидные вещи пишите. Только те показатели, которые вы привели — базовая вузовская программа. Это должен уметь каждый слабенький экономист.
Для выявления слабых мест у хорошего аналитика должна быть методика, которая идет несколько дальше основ фин. анализа (а-ля курсовая), причем лучше — если она уникальная. Вы конечно можете все решать подсчетом базовых показателей форм 1 и 2, но это совсем поверхностно. И одно дело их высчитать, другое-правильно интерпретировать. Впрочем дело ваше, увидев публикацию не смог промолчать.

А по существу статьи возразить нечего — все вполне очевидно. Удачи в консалтинге.

Alex, сможете привести пример?

Михаил, я вообще считаю, в отличии от ТС, что налоговую отчетность смысла анализировать нет, если задачей ставится выявление слабых мест. Дело в том, что задачей бухгалтера является, прежде всего оптимизация. И какое предприятие будет показывать всю реальную выручку и реальную прибыль. (Как примеры — тот же черный нал, который только идиот оприходует (да простит меня законодательство)), и различные ,т.н. корпоративные расходы) — но это уже тонкости бухгалтерии. Финансовую отчетность налоговая тоже может проверить во время документальной проверки, поэтому особо расходиться декларация с ф2 не будет. В этой связи больший интерес представляет баланс, который лишь в некоторых местах пересекается с Ф2. Анализ активов и пассивов в динамике может дать реальную картину (согласен с ТС). Впрочем как и анализ динамики коэффициентов ликвидности, устойчивости, платежеспособности , рентабельности может дать интересную картину. Но для выявления слабых направлений (еще не дыр), а только направлений можно использовать фин. анализ (желательно 1,2,4,5) — а потом уже отталкиваясь от результатов применять конкретные методы для выявления тех самых дыр. Подчеркну — больше доверяю результатам фин. отчетности, чем налоговым декларациям. Но это мое видение.

Позвольте с Вами несколько не согласиться. Совокупный анализ налоговой отчетности и финансовой дает иногда тоже неплохие результаты. Анализ — дело творческое ))) Особенно с нашим Минфином и его инструкциями.

Мне кажется, Alex, подобный анализ не может являться отдельной задачи. Для чего? Другое дело, если мы хотим получить достоверную информацию на всех этапах реализации какой-либо сверхзадачи, например, модернизация производства, модернизация управления, повышение энергоэффективности. Вот здесь потребуются конкретные показатели эффективности, KPI. У меня даже есть конкретная задача на сейчас. Подписывается договор по которому я должен буду повысить эффективность обслуживающих процессов на крупном производстве. То, что я смогу это сделать не вызывает сомнений. Но есть проблема оценки эффективности работы. В составе такой задачи, по сути модернизации производственных отношений, анализ финансово-хозяйственной деятельности приобретает особую актуальность.

Полностью согласен с Вами. Любой анализ- просто метод, часть процесса управления. Вне комплекса решения задач предприятия он не имеет никакого смысла.

Однозначно, тут и спорить нечего. Причем ни с теоретической, ни с практической точек зрения.

А по поводу сравнения налоговой и финансовой отчетность, вы правильно написали — это дело творческое. Я например, налоговую отчетность использую в крайнем случае, в частности если не удается получить финансовые документы (просто как некая альтернатива). Про свои предпочтения фин. отчетности уже писал.

Михаил, анализ никогда не является отдельной задачей, и в этом наши взгляды совпадают. Андрей Волков правильно написал — анализ лишь часть процесса управления. Но присутстовать анализ должен всегда. Естественно, мы говорим о комплексном анализе, а не об исключительно финансовом анализе, который сам по себе не обладает высокой ценностью. Я как понял, наши взгляды различаются вот в чем:
— Вы считаете (как я понял, если ошибаюсь поправьте) что анализ должен в рамках конкретной цели. Т.е. сначала принятое решение — затем анализ, с целью эффективности его исполнения;
— Я считаю — что комплексный анализ должен в преддверии формирования цели.
В рамках процесса принятия решения анализ занимает более раннюю позицию.
Т.е. сначала комплексный анализ — а по его результатам решение. Это классическая западная модель Мескона, революционного тут ничего нет. Большинство американских компаний действуют по этой модели. Естественно ее видоизменяют и настраивают под себя, но суть остается.

Читайте также:  Как собрать анализ мочи беременной

Но если Ваша методика приносит вам прибыль и помогает развиваться вашему предприятию — это очень хорошо.

Вы не правильно поняли. Конечно же чтобы сформулировать задачу необходимо исходить из достоверных данных. Здесь даже не спор о яйце и курицы. Всё проще. Анализ появляется когда на него есть запрос. Сначала должен появиться бенефициар, идея. Модернизируя предприятие или решая другую задачу. Если Вы думаете, что аналитика может осуществляться без цели, а просто по принципу «может пригодиться», то это говорит об отсутствии системного подхода в управлении. Это отсутствие Системы которое приводит к упадку. Об этом говорит Анохин, Деминг. Производство не может существовать вне Системы. Если уж оно существует, то уже выполняет какие-то задачи. Для проведения какого-либо анализа необходимо определить направление, область, сферу, критерии. Этому решению может предшествовать какой-то иной анализ. Но всё начинается с Субъекта принятия решений (СПР) заинтересованного в полезной работе. СПР — направление — анализ — принятие решения или корректировка направления и далее по цепочке. Странно что Вы могли подумать, что оппонент настолько примитивен чтобы всерьёз полагать возможным принимать логику: принятие решения — анализ.
А вот Ваша логика, вполне распространённая кстати: анализ — принятие решения, очень не полная и не учитывает ни СПР, ни тех целей которые он ставит. А цели могут быть очень разными, совершенно отличающимися от декларируемых. По этой причине появляется разрыв между интересами продиктованными производственной целесообразностью и интересами СПР. В России и других постсоветских республиках разрыв очень большой, что снижает эффективность всех процессов, включая и анализа и качество информационных потоков сопровождающих производственные процессы. По этой причине главное — понимание интересов СПР. Он может купить завод как актив который можно продать, переждать колебания курса национальной валюты, а может с целью расширить производство и увеличить прибыль, а может чтобы просто не досталось конкуренту.
Теперь о комплексном анализе. Есть СПР, есть идея преобразовать производственную Систему. Но наш уровень производственных отношений и полное нежелание учитывать этот фактор заведомо, снижают результативность любого процесса. Именно по этой причине мы всегда проигрываем и развитым странам и не развитым, но которые исходят из знаний своих особенностей.

Самое интересное, по моему мнению, что Вы оба правы ))) Классическая цепочка (петля) управления выглядит так: Прогнозирование (определение цели) — Планирование — Исполнение (учет) — Контроль (отчетность) — Анализ — Прогнозирование. Так что анализ в петле действительно предваряет планирование и осуществляется в рамках поставленных ранее целей. Круг-то замкнут )))

Михаил, на эту тему можно рассуждать долго и нудно. У меня цели блеснуть знаниями теории на форуме не стоит, поэтому детально Вам расписывать процесс принятия решения не стал и не стану. Есть ряд ученых которые это уже делали, можете почитать. Но если вы рассматриваете сам процесс принятия решений, то нужно оперировать мыслями авторов в этой сфере (Мескон, Друкер и т.д.). Если же мы говорим о системной теории — тогда можно вспоминать Анохина и т.д. Все, экскурс в литературу нужно заканчивать.
Вопрос к Вам — Если механизм состоит из десяти деталей, а вам продают всего две — вы будете думать, что продавец не знает механизма. Такой уровень разговора у нас получается, становится не очень интересно.
В общем мы уже отошли далеко от темы.

А насчет Вашего видения ситуации (принятие решений — анализ) я прав, ваш последний пост подтвердил мои гипотезы. Вот Вы пишите о целях и интересах, а теперь задумайтесь — у Вас цель, значит и решение в рамках цели. А значит и первостепенность решения. Тоже самое и про интересы. В России как раз, визуальные краткосрочные интересы первостепенны. И как раз, ваше видение является стереотипным у большинства отечественных бизнесменов. Но заметьте, я не критикую и не называю логику примитивной , т.к. если у Вас есть результат и бизнес развивается — здесь можно только восхититься.

Alex, я пытался уйти от полемики на уровне: «что было первым, яйцо или курица». Мне просто хотелось сказать, что когда мы говорим,как в этой теме, про «дыры», мы забываем о качестве информации, о том что оно низко. Отчасти это происходит, как Вы правильно заметили, от этого: «В России как раз, визуальные краткосрочные интересы первостепенны». Но не всё так однозначно и монолитно. Есть Собственники, Профессионалы с большой буквы. Всё определяется уровнем наших знаний о происходящих процессах. А он довольно низок. Когда Вы говорите фразу: «краткосрочные интересы», подразумевается уровень развития производственных и общественных отношений соответствующих чиновничьему этапу развития общества, для которого характерен контроль ресурсов с помощью административного ресурса и административной ренты (коррупции). Причём это относится не только к чиновникам, но и к производственникам. Учитываем мы это обстоятельство? Нет. А учитываем мы низкий уровень разделения труда во многом объясняющий низкую производительность и эффективность предприятий? Тоже нет. Но при этом мы много говорим о пользе различных инструментов управления, о поиске «дыр». Всё вроде понимаем, даже понимаем, что интересы «краткосрочные», но при этом не желаем расставаться со своими иллюзиями. Именно по этой причине, в море людей с «краткосрочными интересами», необходимо находить таких СПР, которым будет выгодна полезная работа. Не важно для чего, для карьеры или собственной наживы. Возможно Вы быстро устаёте от общения по таким темам, но тогда зачем участвовать и вставлять свои три серебренника?

Михаил, заметьте я Вас не пытаюсь каким то образом поддеть. В этой связи ваша фраза про три серебрянника не очень смотрится. Ваши рассуждения правильные, но насыщены философией , и поэтому наш разговор в конечном итоге скатится к первопричинам бытия. Разве я спорил с вами об аксиомах качества информации, РЕАЛЬНЫХ интересах собственников и всестороннем анализе? Да на этом базируется вся моя практическая и научная деятельность. В этой связи могу порекомендовать несколько статей нашего развивающегося проекта http://ibmg.su/adekvatnost-kak-odna-iz-sostavlyayushhikh-uspekha-v-dolgosrochnojj-perspektive.html; http://ibmg.su/obrazovanie-kak-odna-iz-kornevykh-sost.html; http://ibmg.su/klyuchi-razvitiya-biznesa.html. Если интересует — можно организовать сотрудничество на взаимно выгодных условиях, только без философии — прошу. (это не здесь , а в личку)
А то похоже на спор типа: «Стена белая», нет «Белая стена».

А насчет коррупции — это не корневая проблема. Невозможно вылечить больной зуб, пожевав жевательную резинку.

Но давайте все таки — если мы рассуждаем здесь говорить о финансовом анализе для выявления «дыр». Возможно ТС имеет какие то разработки и он нам скажет — что он делает далее с указанными коэффициентами и как они ему помогают найти реально слабые места. Возможно он не проводит больше никаких действий, а нашел универсальную методику определения реальных недостатков по ним? Это конечно, сэкономит массу времени на лишние движения. Тогда это супер. Или согласится — что это лишь часть комплексного анализа. Тогда дальнейшее описание мне лично не интересно, т.к. не дает экономии.

Alex, извиняюсь за задержку ответа. Просьба, если Вы обращаетесь ко мне, а только меня здесь зовут Михаилом, то жмите на «Ответить» под моим постом. Наткнулся на Ваш ответ совершенно случайно. А тема, то крайне интересная. И собеседник Вы весьма интересный. Почитал статьи по Вашим ссылкам. Всё бы ничего, но когда в одной из них говорится о некой «привычной колее», из которой сложно выбраться, это явление относится и к Вам. Конечно, на большинстве предприятий после внедрения передовых производственных процессов наблюдается явление отката к прежним привычным методам управления и хозяйствования. Отчасти это объясняется и качеством управленческого персонала, но и качеством того материала, который предлагаем мы с Вами.
Мне искренне жаль, что Ваше объяснение хронической неэффективности наших предприятий по сравнению с развитыми странами может быть таким: «Как отмечалось ранее, причина успеха американских компаний – в системе менеджмента, а европейских… в образовании.». Вы совершенно не учитываете различий в свойствах бизнес-среды. Не буду говорить о теории, о социологии, о политэкономии, систематике, психологии и прочей ерунде, следуя Вашей просьбе «не философствовать». Обратимся сразу к результатам. Так как я простой инженер имеющий авторитет именно как инженер у своих заказчиков, однажды мне поручили решить проблему эффективности на обслуживающих процессах. Дело в том, что предприятие занималось коммерческой недвижимостью. Набирая персонал связанный с содержанием зданий и сооружений (гл.инженер, энергетик, строитель и т.д.) Заказчик менял его почти ежегодно. Причина заключалась в слабой инициативе, процветании откатов, некомпетентности. Для решения пришлось создать Системы контроля ресурсов (СКР), которые касались исключительно строительства. Опыт был расширен на одном предприятии принадлежащем японской транснациональной компании. Эффект был подобен взрыву. Оказалось, что принципы универсальны. Теперь появилось понятие «сложных закупок», была разработана теория сложных закупочных операций. Любые действия с ресурсами предприятия, включая не только строительство, но и модернизацию оборудования, работы по энергоэффективности, по модернизации инженерных систем, передачи отдельных процессов на аутсорсинг попадали под контроль СКР. От успешной практики создавалась теория по началу никак не связанная с существующими инструментами повышения эффективности. Появилась пропасть непонимания. Как можно сократить расходы на обслуживающих процессах занимающих до половины себестоимости продукции? Пришлось менять терминологию чтобы она была понятна Вашим коллегам. Так была создана концепция «Бережливого потребления», как реверс концепции «Бережливого производства». Вы сами легко можете определить «колейность мышления» если попробуете найти инструменты не относящиеся к основным производственным процессам. По сути их нет. Например, если Вы попробуете найти семинары посвящённые закупкам, то найдёте материалы по поставкам материалов и комплектующих + логистика. Различные Системы ERP, MRP, Системы 1С и проч. касаются исключительно товарных запасов. А модернизация оборудования не закупка? А Инвестиции в развитие производства не закупка? Мы не контролируем ресурсы. Мы как бы видим цикл производства и забываем, что есть ещё цикл потребления о котором совершенно ничего не знаем. Вы можете сколько угодно петь мантры под названием Кайдзен, Канбан или TQM, но всё это будет упираться в отсутствие целостности представлений о бизнес-процессах. Попробуйте уговорить персонал производительно, качественно и эффективно работать, если он видит что службы Главного инженера, главного энергатика, главного механика, начальника ОКС «осваивают» ими заработанное. Осваивают ещё ничего. Это просто отсутствие мотивации. А «распиливание»? Это уже сильнейший демотиватор. А ведь производственники заказчики всех обслуживающих процессов. В России и Украине принято тупо копировать, в лучшем случае приспосабливать западный опыт. Но у них нет «таких» обслуживающих процессов, у них более высокий уровень разделения труда и уровень производственных отношений.
Но Вы правы, к чему фи

Но Вы правы, к чему философствовать. лучше вернёмся к теме. И у меня есть вопрос совершенно конкретный по теме. Как на основе финансового анализа понять что бюджет «осваивается», а не используется с максимальной эффективностью для Собственника? Лично я знаю как, а Вы?
С уважением.

Я тоже знаю. Хотите воспользоваться моими услугами, обращайтесь. Хотя если Вы знаете сами, то смысла не вижу. Как чего то не будете знать — Welcome. Спасибо за проявленный интерес. Сейчас мне правда, не до философии.

Так Вы обмен мнениями хотите трансформировать в продажу своей точки зрения? Ну тогда хоть намекните почему Ваше мнение стоит покупать. Например, свою точку зрения я Вам могу сообщить бесплатно. Можете написать мне в личку: #
Со временем у меня тоже напряг. Сейчас проходит конференция «Бережливое производство 2015», посвящённая сертификации и стандартизации в области Бережливого производства, где я завтра веду мастер-класс. Возможно что-то будет Вам полезно.

Как провести анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия и узнать «дыры»?

Тема напоминает заголовки в псевдо-сми — «У учёных волосы встали дыбом, когда они узнали это«.

источник