Меню Рубрики

Как проводить факторный анализ финансовых результатов

Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние каждого фактора в отдельности на финансовый результат в целом. Читайте, как его провести, а также скачайте методику проведения.

Суть факторного метода в том, чтобы определить влияние каждого фактора в отдельности на результат в целом. Это достаточно сложно сделать, так факторы влияют друг на друга, а если фактор не количественный (например, сервис), то его вес оценивают экспертным путем, что накладывает на весь анализ отпечаток субъективности. Кроме того, когда факторов влияющих на результат становится слишком много, то данные невозможно обрабатывать и рассчитывать без специальных программ математического моделирования.

Скачайте и возьмите в работу:

Одним из самых главных финансовых показателей предприятия является прибыль. В рамках факторного анализа лучше анализировать маржинальную прибыль, где постоянные расходы отсутствуют, либо прибыль от продаж.

Скачайте готовую модель в Excel. Она поможет узнать, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

При факторном анализе экономисты обычно применяют метод цепных подстановок, однако математически данный метод является некорректным и выдает сильно перекошенные результаты, которые значительно различаются в зависимости от того, какие переменные подставляют вначале, а какие после (например, в таблице 1).

Таблица 1. Анализ выручки в зависимости от цены и количества проданной продукции

В первом варианте выручка за счет цены выросла на 500 рублей, а во втором на 600 рублей; выручка за счет количества в первом выросла на 300 рублей, а во втором всего на 200 рублей. Таким образом, результаты значительно разнятся в зависимости от порядка подстановки. Смотрите также, как найти выручку .

Можно более корректно распределять факторы, влияющие на конченый результат в зависимости от наценки (Нац) и количества продаж (Кол) (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Двухфакторная модель

Формула прироста прибыли за счет наценки: Пнац = ∆ Нац * (Кол(тек) + Кол(баз)) / 2

Формула прироста прибыли за счет количества: Пкол = ∆ Кол * (Нац(тек) + Нац(баз)) / 2

Рассмотрим в таблице 2 пример.

Таблица 2. Пример двухфакторного анализа выручки

Получились усредненные величины между вариантами цепных подстановок (см. таблицу 1).

Трехфакторная модель значительно сложнее двухфакторной (рисунок 2).

Рисунок 2. Трехфакторная модель

Формула, по которой определяют влияние каждого фактора в 3-х факторной модели (например, наценка, количество, номенклатура) на общий результат похожа на формулу в двухфакторной, но уже сложнее.

В таблице мы привели пример использования трехфакторной модели.

Таблица 3. Пример расчета выручки по трехфакторной модели

Если посмотреть на полученные результаты анализа выручки факторным методом, то наибольший прирост выручки произошел за счет повышения цен. Цены повысились на (15 / 10 — 1) * 100% = 50%, следующим по значимости оказалось увеличение номенклатуры с 3 до 4 ед.– темп прироста (4 / 3 — 1) * 100% = 33% и на последнем месте «количество», которое возросло всего на (120/100-1)*100% = 20%. Таким образом, факторы влияют на прибыль пропорционально темпу роста.

К сожалению, для функции вида Пр = Kолср * Ном * (Цен — Cеб), не существует простых формул расчета влияния каждого отдельного фактора на показатель.

Kолср – среднее количество на единицу номенклатуры;

Ном – количество номенклатурных позиций;

Есть метод расчета, основанный на теореме Лагранжа о конечных приращениях, с использованием дифференциального и интегрального исчислений, однако он настолько сложный и трудоемкий, что практически не применим в реальной жизни.

Поэтому для вычленения каждого отдельного фактора сначала вычисляются более общие факторы по обычной двухфакторной модели, а затем уже их составляющие тем же способом.

Общая формула прибыли: Пр = Кол * Нац (Нац – наценка на ед. продукции). Соответственно, мы определяем влияние двух факторов: количества и наценки. В свою очередь количество проданной продукции зависит от номенклатуры и количества продаж приходящихся в среднем на единицу номенклатуры.

Получаем Кол = Kолср * Ном. А наценка зависит от цены и себестоимости, т.е. Нац = Цен – Себ. В свою очередь влияние себестоимости на изменение прибыли зависит от количества проданной продукции и от изменения самой себестоимости.

Таким образом, нам надо по отдельности определить влияние 4-х факторов на изменение прибыли: Кол, Цена, Себ, Ном, используя 4 уравнения:

  1. Пр = Кол * Нац
  2. Кол = Kолср * Ном
  3. Затр = Кол * Себ.
  4. Выр = Кол * Цена

Рассмотрим это на примере. Исходные данные и расчеты в таблице

Таблица 4. Пример анализа прибыли по 4-х факторной модели

Прошлый год

Итоговые и средневзвешенные значения

Текущий год

Итоговые и средневзвешенные значения

Влияние фактора на изменение прибыли

Итоговые и средневзвешенные значения

Примечание: цифры в таблице Excel могут на несколько единиц не совпадать с данным в текстовом описании, т.к. в таблице они округлены до десятых.

1. Сначала по двухфакторной модели (описанной в самом начале) раскладываем изменение прибыли на количественный фактор и фактор наценки. Это факторы первого порядка.

Кол = ∆Q * (H1 + H) / 2 = (220 — 180) * (3,9 + 4,7) / 2 = 172

Нац = ∆H * (Q1 + Q) / 2 = (4,7 — 3,9) * (220 + 180) / 2 = 168

Проверка: ∆Пр = Кол+ Нац = 172+168 = 340

2. Вычисляем зависимость от параметра себестоимости. Для этого раскладываем затраты на количество и себестоимость по той же формуле, но со знаком минус, так как себестоимость снижает прибыль.

Себ∆ = — ∆С*(Q1+Q0) / 2 = -(7,2 — 6,4) * (180 + 220) / 2 = -147

3. Вычисляем зависимость от цены. Для этого раскладываем выручку на количество и цену по той же формуле.

Цена∆ = ∆P * (Q1 + Q0) / 2 = (11,9 — 10,3) * (220 + 180) / 2 = 315

Проверка: Нац∆ = Цена∆ — Себ∆ = 315 — 147 = 168

4. Вычисляем влияние номенклатуры на прибыль. Для этого раскладываем количество проданной продукции на число единиц в ассортименте и среднее количество, приходящееся на одну единицу номенклатуры. Так мы определим соотношение фактора количества и номенклатуры в натуральном выражении. После этого умножаем полученные данные на среднегодовую наценку и переводим в рубли.

Ном = ∆N * (Q(ср 0) + Q(ср 1)) / 2 * (H1 + H) / 2 = (3 — 2) (73 + 90) / 2 * (4,7 + 3,9) = 352

Приведенный четырехфакторный анализ показал, что прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет:

  • повышения цен на 315 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры на 352 тыс. руб.
  • роста себестоимости на 147 тыс. руб.;
  • падения количества продаж на 180 тыс. руб.

Казалось бы, парадокс: общее количество единиц проданных в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 40 единиц, но при этом фактор количества показывает отрицательный результат. Это потому что рост продаж произошел за счет увеличения номенклатурных единиц. Если в прошлом году их было всего 2, то в текущем добавилась еще одна. При этом по количеству товар «Б» продали в отчетном году на 20 ед. меньше, чем в предыдущем.

Это говорит о том, что товар «С» введенный в новом году частично заместил товар «Б», но привлек к себе новых покупателей, которых не было у товара «Б». Если в следующем году товар «Б» продолжит утрачивать свои позиции, то его можно выводить из ассортимента.

Что касается цен, то их повышение на (11,9/10,3 – 1)*100% = 15,5% не сильно затронуло продажи в целом. Если судить по товару «А», который не затронули структурные изменения ассортимента, то его продажи выросли на 20%, не смотря на рост цены на 33%. Это означает, что рост цен не является для фирмы критичным.

С себестоимостью все понятно: она выросла и прибыль уменьшилась.

Евгений Шагин, финансовый директор УК «РусЧерМет»

Чтобы провести факторный анализ, необходимо:

  • выбрать базу для анализа – выручка от продаж, прибыль;
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.

Рассмотрим на примере. В отчет о финансовых результатах компании «Альфа» за предыдущий период подставим значение объема продаж за текущий период (571 513 512 руб. вместо 488 473 087 руб.), все остальные показатели останутся прежними (см. таблицу 5). Как результат, чистая прибыль увеличилась на 83 040 425 руб. (116 049 828 руб. – 33 009 403 руб.). Это означает, что если бы в предыдущем периоде компании удалось реализовать продукцию на ту же сумму, что и в этом, то ее чистая прибыль выросла бы как раз на эти 83 040 425 руб.

Таблица 5. Факторный анализ прибыли по объему продаж

с подстановкой
значения
фактора из
текущего
периода

источник

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

В настоящее время одним из важных моментов функционирования любой организации является планирование своей деятельности. А любое планирование невозможно без факторного анализа результатов деятельности. Поэтому факторный анализ финансовых результатов организации приобретает все большую значимость и актуальность в современной экономике. Поскольку грамотный и своевременный анализ финансовых результатов позволяет повысить обоснованность планирования, а также дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, и как следствие обеспечит эффективность и бесперебойность работы организации.

С помощью экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятие разрабатывает конкретную стратегию и тактику развития производства, выявляет и оценивает резервы роста прибыли и рентабельности, а также находит способы их мобилизации.

Финансовый результат – комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. [3]

В широком смысле финансовый результат рассматривается как превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными ее затратами, превышений чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками.

Положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании средств организации (т.е. основного и оборотного капитала).

Экономический анализ неразрывно связан с бухгалтерским учетом, так как именно на основе учетных данных и проводят факторный анализ. Все операции отраженные в синтетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета формируют конечный результат – а именно прибыль. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия показывает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Таким образом, прибыль предприятия является важнейшим показателем его деятельности. В процессе анализа финансовых результатов деятельности организации используются различные показатели прибыли. Классификация этих показателей представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – классификация прибыли организации

Основной целью анализа финансовых результатов деятельности организации является:

Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;

Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;

Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности.

Оценка работы предприятия по результатам факторного анализа;

Современные авторы рекомендуют проводить анализ прибыли и рентабельности, методику которого мы рассмотрим на конкретном примере. Анализ будем осуществлять на основе данных отчета о финансовых результатах и бухгалтерского баланса. Первоначально для анализа необходимо определить значение определенных показателей, формулы и значения которых представлены в таблице 1

Таблица 1. Значения показателей для анализа деятельности организации

Наименование показателя

Формула расчета

Абсолютное отклонение прибыли (ΔП)

П1 – значение прибыли в отчетном и базисном периоде;

Уровень каждого показателя (Уi), к выручке (В) от продажи товаров.

У1, У— уровень отчетного и базисного периодов

Расчет показателей представим в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «А» за 2011-2012 г.г.

источник

Факторный анализ можно определить как анализ влияния на финансо­вый результат ряда внешних и внутренних факторов с установлением ко­личественной степени влияния каждого из них (рис. 4).

Внешние факторы оказывают влияние на величину прибыли до нало­гообложения, а внутренние — на величину валовой прибыли.

Факторный анализ представляет собой методику комплексного и сис­темного изучения и измерения воздействия факторов на величину резуль­тативного показателя. Факторный анализ состоит из следующих этапов:

1. Отбор факторов, их классификация и систематизация факторов.

2. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторны­ми показателями.

Рис. 4. Влияние внешних и внутренних факторов на финансовый результат предприятия

3. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

4. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.

При проведении факторного анализа прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках, в котором расходы выделялись по направле­ниям деятельности предприятия, в том числе расходы по себестоимости; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрез­вычайные расходы. При статистическом изучении показателей прибыли и рентабельности определяется влияние отдельных факторов на их измене­ние по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:

— изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

— изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого

— увеличением или уменьшением объема реализованных товаров и услуг;

— изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчи­

тать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода [21, с. 332-334]

В табл. 1 приведен пример такого пересчета.

Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг

Показатель За преды­дущий пе­риод Фактически по ценам и себе­стоимости преды­

дущего периода

Фактически за отчетный период
Выручка от реализации то­варов и услуг в фактиче­ских отпускных ценах предприятия, тыс.руб. 6604 7534 13506
Полная себестоимость про­дукции, тыс.руб. 5080 4364 9910
Прибыль, тыс.руб. 1524 3170 3596

Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг за фактический период (П1) по сравнению с предыдущим периодом (П0) увеличилась на 2072 тыс.

Ключевая задача анализа — оценить влияние на этот результат каждого из четырех вышеперечисленных факторов.

1. Влияние изменения цен (jE ■’Р.>) определить, сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с вы-

ручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:

Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализован­ную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс. руб. при­были.

2. Влияние изменения себестоимости ■ JiГ\7 \ • определить, сопоставляя

фактические затраты на реализованную продукцию и услуги c ус­

ловными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

то есть увеличение себестоимости на 5546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.

3. Для определения влияния такого фактора, как изменение объема

реализации продукции и услуг вычислить индекс физического

то есть объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следо­вательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропор­ции. Расчет выполнен по следующей формуле:

4. Определяя влияние изменения структуры реализованной продукции и услуг на изменение прибыли, следует рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне

предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содер­жаться (1524:6604) 0,2307692 тыс. руб. прибыли; при фактическом ассор­тименте это соотношение составило 3170:7534=0,4207592 тыс. руб., то есть на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема в реализации в ценах предыдущего периода, получается следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

= (0,4207592 — 0,2307692) х 7534 = (+0,18999) х 7534 1431 тыс. руб.

Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет (тыс. руб.):

изменение отпускных цен — + 5972 тыс. руб.; изменение себестоимости продукции — — 5546 тыс. руб.; изменение ассортимента продукции — + 1431 тыс. руб.; изменение объема продукции — + 215 тыс. руб.

Как видно, сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции и роста цен, а общее изменение прибыли составило + 2072 тыс. руб.

Факторный анализ рентабельности.

В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фон­доотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).

Для выявления влияния указанных факторов преобразовать формулу расчета рентабельности производства:

разделив и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:

где Rnp — рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 руб. реализованной продукции;

h — фондоемкость, которую можно получить как ;

Кз — коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как ;

К — коэффициент оборачиваемости.

Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности произ­водства, осуществляется в динамике (в сравнении с данными за предыду­щие годы). Для оценки влияния названных факторов следует выполнить следующие расчеты. Сначала определить общее изменение рентабельности производства

Читайте также:  Как долго делается анализ на зппп

Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение

Предлагается рассмотреть изложенную методику анализа на конкрет­ном примере (табл. 2).

Рентабельность производства и определяющие ее факторы по предприятию за год

Показатель Условное

год

Выручка от реализации продукции в отпускных ценах (без НДС), тыс. руб. РП 212352 223430
Балансовая прибыль, тыс. руб. ПБ 26164 28238
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. Ф 187428 188836
Среднегодовая стоимость МОС, тыс. руб. О 29014 29480
Среднегодовая стоимость ОПФ и МОС, тыс. руб. Ф+О 216442 218316
Фондоемкость продукции (стр.3:стр.1), коп. на 1 руб. 1/Н 88,26 84,52
Коэффициент закрепления (стр.4:стр.1), коп. на 1 руб. 1/К 13,66 13,19
Рентабельность продукции (стр.2:стр.1). коп. на 1 руб. R 12,32 12,64
Рентабельность производства (стр.2 : стр.5 или стр. 8 : (стр. 6 + стр. 7)), коп. К-пр-ва 12,09 12,93

Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 коп.:

Влияние отдельных факторов было следующим.

1. Увеличение рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) привело к росту уровня рентабельности производства на 0,31 коп. на каж­дый рубль использованных ресурсов:

Таково общее изменение рентабельности производства по сравнению с данными за предыдущий год (12,93 — 12,09 = 0,84 коп.)

Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и се­бестоимости. Влияние этих факторов предлагается рассмотреть на сле­

Влияние факторов на рентабельность изделий

Показатели Прошлый

год

Отклонение
Рыночная цена, руб. 20 23 +3
Полная себестоимость, руб. 15 17 +2
Прибыль, руб. 5 6 + 1
Рентабельность, % 25 26,1 + 1.1

Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 процентного пункта. На это изменение оказало влияние повышение цены и удорожание себестои­мости. Чтобы определить влияние каждого фактора, необходимо провести следующие расчеты:

Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило:

Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов [21, с. 334-337].

Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиболее уг­лубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

В финансовом анализе часто применяется факторный анализ рента­бельности использования собственного капитала (формула Дюпона).

При таком анализе рентабельность собственного капитала (ROE) рас­кладывается на три множителя (фактора):

— операционную эффективность (рентабельность продаж по чистой прибыли);

— эффективность использования всех активов (оборачиваемость акти­вов);

— кредитное плечо, соотношение всех активов и собственного капитала (финансовый леверидж).

Показатель впервые был использован корпорацией «DuPont» в 20-х го­дах прошлого века, откуда и пошло его название.

Расчет ключевого показателя эффективности деятельности — рента­бельности собственного капитала (ROE) осуществляется по следующей формуле Дюпона:

В случаях, когда у организации неудовлетворительная рентабельность собственного капитала, формула Дюпона помогает выявить, какой из фак­торов привел к такому результату.

В целом, факторный анализ не ограничивается анализом прибыли или рентабельности. Практически любой финансовый показатель можно раз­ложить на ряд факторов и проанализировать влияние каждого из них (на­пример, с использование метода цепных подстановок).

источник

Существует несколько способов анализа финансовых итогов деятельности фирмы. Одним из наиболее используемых является факторный анализ прибыли. О нем и пойдет речь в статье.

Проведение факторного анализа фин. итогов осуществляется на основании нескольких показателей:

  • Прибыли от продажи;
  • Чистой прибыли;
  • Валовой прибыли;
  • Прибыли до обложения налогами.

Рассмотрим, как проводится анализ каждого из этих показателей более подробно.

Факторный анализ – это способ комплексного и системного измерения и исследования влияния факторов на размер итоговых показателей. Он осуществляется на основе бух. отчета по второй форме.

Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.

  1. Объем продажи продукции. Чтобы узнать, как он влияет на доходность, нужно перемножить изменение количества реализованных товаров на прибыль прошлого периода отчета.
  2. Разнообразие продаваемых товаров. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить прибыль текущего периода, которая рассчитана на основании себестоимости и цен базисного периода, с базисной прибылью, перерассчитанной на изменение количества проданных продуктов.
  3. Изменение себестоимости. Чтобы узнать ее влияние, требуется сопоставить себестоимость реализации товаров периода отчета с издержками базисного периода, которые пересчитаны на изменение уровня реализации.
  4. Издержки коммерческого и административного характера. Их влияние рассчитывается путем сравнения их размеров в базисном периоде и периоде отчета.
  5. Уровень цен. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить уровень продаж периода отчета и базисного периода.
Показатель Базисный период, тыс. руб. Период отчета Абсолютное изменение Относительное изменение, %
Размер выручки 57700 54200 -3500 -6,2
Себестоимость товара 41800 39800 -2000 -4,9
Коммерческие затраты 2600 1400 -1200 -43,6
Административные издержки 4800 3700 -1100 -21,8
Прибыль 8500 9100 600 7,4
Изменение цен 1,05 1,15 0,10 15
Объем продаж 57800 47100 -10700 -18,5

Перечисленные выше факторы оказали на прибыль следующее влияние:

  1. Объем проданной продукции – -1578 тыс. руб.
  2. Разнообразие продаваемых товаров – -1373 тыс. руб.
  3. Себестоимость – -5679 тыс. руб.
  4. Коммерческие издержки – +1140 тыс. руб.
  5. Административные издержки – +1051 тыс. руб.
  6. Цены – +7068 тыс. руб.
  7. Влияние всех факторов – +630 тыс. руб.

Проведение факторного анализа чистой прибыли происходит в несколько этапов:

  1. Определение изменения прибыли: ЧП = ЧП1 – ЧП0
  2. Расчет прироста уровня продаж: В%= (В1/В0)*100-100
  3. Определение влияния изменения продаж на прибыль: ЧП1= (ЧП0*В%)/100
  4. Расчет влияния изменения цен на прибыль: ЧП1=(В1-В0)/100
  5. Определение влияния изменения себестоимости: ЧП1= (с/с1 – с/с0)/100

Исходные сведения для анализа:

Показатель Размер, тыс. руб.
Базисный период Реальный объем, выраженный в базисных ценах Период отчета
Выручка 43000 32000 41000
Себестоимость 31000 22000 32000
Коммерческие издержки 5600 4700 6300
Управленческие издержки 1100 750 940
Полная себестоимость 37600 27350 39200
Прибыль (убыток) 5000 4650 2000
  1. Прибыль стала меньше на 3000 тыс. руб.
  2. Уровень продаж упал на 25,58%, что составило 1394 тыс. руб.
  3. Влияние изменения уровня цен составило 9000 тыс. руб.
  4. Влияние себестоимости -11850 тыс. руб.

Валовая прибыль – это разность между прибылью от реализации товаров и их себестоимостью. Факторный анализ валовой прибыли проводится на основании бух. отчета по второй форме.

На изменение размера валовой прибыли оказывают влияние:

  • Изменение количества продаваемых товаров;
  • Изменение себестоимости продукции.

Исходные сведения приведены в таблице:

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение
В базисных ценах В рыночных ценах
Выручка от продаж 70600 79100 102000 31400
Себестоимость 56550 62200 79400 22850
Валовая прибыль 14000 16800 22600 8600

Подставив исходные данные в формулу, получим, что воздействие изменения выручки составило 1686 тыс. руб.

Факторы, которые оказывают влияние на размер прибыли до обложения налогами, следующие:

  • Изменение количества реализуемых товаров;
  • Изменение структуры проданных;
  • Изменение цен на проданные товары;
  • Затраты коммерческого и управленческого характера;
  • Себестоимость;
  • Изменение цен на ресурсы, из которых складывается себестоимость.

Рассмотрим пример проведения анализа прибыли до обложения налогами.

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение Размер влияния
Прибыль от реализации 351200 214500 -136700 -136700
Проценты к получению 3500 800 -2700 -2700
Проценты к выплате
Прочие доходы 96600 73700 -22900 -22900
Прочие затраты 112700 107300 -5400 -5400
Прибыль до обложения налогами 338700 181600 -157100 -157100

По таблице можно сделать выводы:

  1. Прибыль до обложения налогами в периоде отчета по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 157047 тыс. руб. В основном, это произошло из-за уменьшения размера прибыли от продажи продукции.
  2. Кроме того, негативно сказалось уменьшение процентов к получению (на 2700 тыс. руб.) и прочих доходов (на 22900 тыс. руб.).
  3. Положительно повлияло на прибыль до обложения налогами только снижение прочих издержек (на 5400 тыс. руб.).

источник

Динамика абсолютных и относительных показателей финансовых результатов. Направленность и размер влияния отдельных факторов на сумму прибыли. Потенциальные резервы роста дохода и рентабельности. Работа фирмы по использованию возможностей их увеличения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Функционирование организации любой организационно-правовой формы определяется его способностью создавать прибыль.

Прибыль — это конечный финансовый результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. В условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной деятельности предприятия и создает финансовую основу для её расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Прибыль становится важнейшим обобщающим показателем в системе оценочных показателей эффективности производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия. Сумма прибыли, получаемая организацией, зависит от объема продаж продукции, ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, ассортимента, уровня затрат и инфляционных процессов, которыми неизбежно сопровождается становление рыночных отношений.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития и укрепляют его финансовые отношения со всеми участниками коммерческого дела.

Для управления финансовым результатом, необходимо проводить объективный систематизированный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы её роста. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников. Кроме того, рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств организации, степени его надёжности и финансового благополучия, как партнёра.

Чтобы обеспечивать выживаемость организации в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, проводить факторный анализ финансовых результатов деятельности организации.

Основной целью факторного анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансовых результатов предприятия, его прибылей и убытков.

В связи с этим тема курсовой работы «Факторный анализ финансовых результатов деятельности предприятия» актуальна на сегодняшний день.

Целью курсовой работы является разработка предложений по улучшению финансовых результатов деятельности объекта исследования.

Основными задачами факторного анализа финансовых результатов деятельности являются:

оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов;

определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли;

выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе даны теоретические основы факторного анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Во второй главе проведен анализ основных показателей деятельности организации, факторный анализ прибыли от продаж, анализ финансовых результатов.

В третьей главе даны рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности объекта исследования.

Глава 1. Аналитическая часть

1.1 Способы обработки первичной информации в экономическом анализе

Способ сравнения. Наиболее часто применяется в анализе. Основные его виды:

* сравнение показателей в динамике с целью выявления тенденций, закономерностей в развитии экономического явления;

* сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли. Например, уровень издержек обращения, сложившийся на предприятии за от четный период, сравнивается со средним уровнем издержек розничной торговли в пределах региона;

* сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;

* сопоставление параллельных динамических рядов для изучения взаимосвязи исследуемых показателей. К примеру, одновременно анализируя динамику изменения производства в натуральных показателях и товарной продукции (в ценностном выражении), можно сделать вывод q влиянии ценового фактора на величину последней;

* сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;

* сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности.

В экономическом анализе также различают трендовый, вертикальный, горизонтальный, многомерный и одномерный виды сравнительного анализа.

Вертикальный — для изучения структуры экономических процессов и явлений путем расчета удельного веса частей в целом, соотношения удельных весов, этот вид широко применяется в финансовом анализе;

Трендовый анализ — при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики

При сравнительном одномерном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.

При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

Горизонтальный сравнительный анализ применяют при определении относительных и абсолютных изменений фактического уровня изучаемых показателей от базового (прошлого, планового среднего и т.д.);

Группировка. Предполагает определенную Классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловивших.

Требование к группировке: влияние наиболее существенных признаков группировки определяется на основе предварительного анализа сущности группируемых экономических явлений. Группировочный признак должен быть основным. Например, при анализе издержек производства или обращения следует использовать группировку статей по признаку зависимости их от объема производства продаж.

Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые строятся как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные).

Балансовый способ. Может применяться в качестве, как основного, так и вспомогательного приема анализа хозяйственной деятельности.

В качестве основного балансовый способ используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости, например, при анализе обеспечения предприятия сырьем, материалами, товарами, при анализе бухгалтерского баланса и т.д.

Как вспомогательный, балансовый способ применяют для проверки результатов расчетов факторов на результативный показатель.

Если сумма факторов повлияла на результативный показатель, то она равна отклонению результативного показателя от базового значения, это означает, что расчеты произведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных в расчетах ошибках,

Кроме того, этот метод применяется для определения влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние всех факторов. Если

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью Геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации изменений в динамике, структурных сдвигов или других видов сравнения,

1.2 Модели и способы детерминированного факторного анализа

Детерминированный факторный анализ — это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер: каждому значению факторного показателя соответствует одно cтрогo определенное значение результативного показателя.

Результативный показатель может быть представлен в виде

— алгебраической суммы факторных показателей; определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.

В зависимости от вида представления результативного показателя, различают модели детерминированной связи: 1. Аддитивные

1 .Аддитивные модели: результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Например: 4-х факторная модель определения общей себестоимости продукции

Где: ЗП — заработная плата работников

АОС — амортизация основных средств

ОзР — общезаводские расходы

2.Мультипликативные модели: результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторных показателей.

Например: рассмотренная выше двухфакторная модель валового вы пуска продукции ВП=ЧРТВ.

З.Кратные модели: результативный показатель представляет собой отношение факторных показателей.

Например: двухфакторная модель определения себестоимости единит продукции:

4.Смешанные модели: (комбинированные) — различные комбинации моделей 1,2, 3.

При этом следует помнить, что не любое математическое выражение может быть факторной моделью. Нельзя путать формулу расчета показателя с моделью, которая отражает причинно-следственную связь.

Например: ВП=ЧР*ГВ — это 2-х факторная модель, ВП зависит от изменения ЧР и ГВ,

Где ВП — Валовая продукция

ЧР — Среднесписочная численность рабочих

ГВ — Среднегодовая выработка одного среднесписочного работника

ГВ=ВП/ЧР — это формула расчета ГВ, но не модель, т.к. не отражает причинно-следственной связи. Рост ВП не является фактором роста выработки продукции ГВ, равно как сокращение ЧР не ведет непосредственно к увеличению ГВ.

Существуют следующие способы детерминированного факторного анализа:

— способ цепных подстановок

— способ абсолютных и относительных разниц

— способ взвешенных конечных разниц

Большинство этих способов основано на элиминировании — это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что весе факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор при всех остальных неизменных, затем изменяются два фактора, а все другие остаются без изменений и т.д.

Способ цепных подстановок (применяется наиболее часто)

— заключается в определении ряда промежуточных значений результативного (обобщающего) показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Разность промежуточных значений равна изменению результативного показателя за счет заменяемого фактора

Алгоритм применения способа цепных подстановок:

У — результативный показателя

X — факторный показатель O — базисный период (факт предыдущего периода или план на отчетный период)

где «нулевые» значения (индекс °) — базисные; «единичные» значения (индекс ‘) — отчетные или фактические; промежуточное значение

Общее изменение результата складывается и? суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных остальных факторах,

Читайте также:  Как долго делается анализ первого скрининга

Число расчетов результативного показателя на единицу больше числа измеряемых факторов. Преимущества данного способа: универсальность применения (применяется в анализе любых типов моделей), достаточная простота применения.

Однако этот метод имеет существенный недостаток — в зависимости от выбранного порядка замены факторов результаты факторного разложения имеют разные значения.

В результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. Но в практических расчетах точностью оценки влияния факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость

влияния того или иного фактора. Тем не менее существуют некоторые правила, определяющие последовательность подстановки:

при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь производится подстановка количественных факторов;

если модель представлена несколькими количественными или качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Количество расчетов может быть несколько сокращено, если использовать модификацию способа цепной подстановки — способ разниц.

Способ абсолютных разниц. Алгоритм решения двухфакторной мультипликативной модели методом цепной подстановки описывается следующим образом

Таким образом, изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого (других) факторов в зависимости от выбранной последовательности подстановки.

Изменение последовательности подстановки выявляет разницу в расчетах, называемую неразложимым остатком, который в данном случае составит 50 тыс. руб.

Для распределения между факторами неразложимого остатка, который при способе цепной подстановки прибавляется к размеру влияния качественного фактора, используют следующие приемы: простое прибавление неразложимого остатка и прием взвешенных конечных разностей.

Прием простого прибавления неразложимого остатка предполагает деление неразложимого остатка на 2 и прибавление результата к величине влияния качественного и количественного факторов.

Формула определения влияния факторов принимает вид:

Рассмотренный способ применим для детерминированных моделей с любым количеством факторов, но он весьма трудоемок, и затраты на его реализацию несопоставимы с выгодами, получаемыми в результате применения.

Пропорциональное распределение остатка по факторам достигается с помощью логарифмического метода.

Логарифмический способ. Достоинство этого способа в том, что он позволяет определить влияние не только двух, но и большего количества факторов на результативный показатель без установления очередности подстановок.

Способ применим к кратким и мультипликативным моделям. Он основан на логарифмировании отклонения отчетного и базисного значений результативного признака, равного отношению соответствующих произведений факторов, так как изменение Показателей может быть оценено с помощью как абсолютных, так и относительных показателей.

Мультипликативная факторная модель может быть представлена так:

Логарифмируя выражение, получим

Умножим каждую часть равенства на коэффициент :

Таким образом, при помощи коэффициентов к производится пропорциональное распределение совокупного отклонения между факторами. Математическое содержание коэффициентов идентично «способу долевого участия».

Способ долевого участия. Этот способ заключается в определении доли каждого фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножается на общий прирост совокупного показателя. Этот метод применяется к аддитивным моделям и чаще всего для оценки влияния факторов второго или третьего порядков.

Для примера рассмотрим модель зависимости фонда заработной платы от средней заработной платы и численности персонала ,

Где ФЗ — фонд заработной платы; ЗП — средняя з/п; Ч — среднесписочная численность.

В свою очередь средняя заработная плата равна сумме средних выплат по тарифным ставкам, доплат, надбавок (ДН) и дополнительной заработной платы (ДЗ).

Пользуясь способом разниц, рассчитаем влияние средней заработной платы и численности персонала на изменение фонда заработной платы.

Индексный метод. Основан на построении факторных (агрегированных) индексов. Применение агрегированных индексов означает последовательное элиминирование влияния отдельных факторов на совокупный показатель. Преимущество индексного метода заключается в том, что он позволяет произвести «разложение» по факторам не только абсолютное изменение показателя, но и относительное, что особенно важно при изучении факторных динамических моделей.

Так, индекс изменения выпуска продукции можно .выразить через произведение индексов численности и выработки.

С помощью индексного метода можно определить влияние факторов, в том числе структурных сдвигов, на абсолютное отклонение результативного показателя:

Индексный метод целесообразно применять в том случае когда каждый фактор является сложным (совокупным) показателем. Например, численность персонала предприятия представляет собой соотношение численности отдельных категорий работников или рабочих различных разрядов. Но изменение объема выпуска продукции происходит не только под влиянием численности и выработки, но и структурных сдвигов в составе персонала.

Все рассмотренные способы — способ ценной подстановки, способ разниц, приемы простого прибавления неразложимого остатка и взвешенных конечных разностей, способ долевого участия и логарифмический основаны на элиминировании, т.е. изучении влияния каждого фактора независимо от других. Однако в действительности изменение одного фактора порождает изменение всех других. В связи с этим результаты расчетов являются в определенной степени условными и отражают тенденции, сложившиеся в хозяйственном процессе.

Интегральный способ. Этот способ позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, так как в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок.

Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения отклонения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям.

Операция вычисления определенного интеграла по заданной подынтегральной функции и заданному интервалу интегрирования выполняется по стандартной программе с помощью ЭВМ. Задача сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.

При отсутствии универсальных вычислительных средств можно применять формулы расчета влияния факторов, являющиеся результатом выполнения процессов интегрирования, а также использовать уже сформированные рабочие формулы для расчетов.

1.3 Ряды динамики. Компоненты рядов динамики. Сезонные колебания

Процесс развития социально-экономических явлений во времени в статистике называют динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики — хронологические и временные.

Ряд динамики — это ряд изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке.

Составными элементами рядов динамики являются количественные значения показателя, которые называются уровнями ряда, и момента или периода времени, к которым относятся уровни ряда. Уровни ряда обозначаются через у , моменты или периоды времени, к которым они относятся — через t.

Существуют разные виды рядов динамики.

А. В зависимости от вида представления уровней ряда, ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин.

Б.Если уровни рядов динамики отражают состояние явления на момент времени, (например, на начало или конец месяца, года, квартала, и т.д.) — такой ряд называется моментным.

Уровни этого ряда динамики — обобщенные итоги абсолютных величин учета дошкольных учреждений по состоянию на определенную дату -конец каждого года.

Отдельные уровни моментного ряда динамики содержат элементы повторного счета, так как отдельные дошкольные учреждения, учитываемые в 1990 году, могли существовать и в 1991 году, и в 1992 году, и т.д., поэтому суммирование уровней моментного ряда динамики не производят, так как это бессмысленно. Если уровни ряда динамики отражают состояние явлений за определенные периоды времени — такие ряды динамики называют интервальными. И ряды динамики могут быть с равноотстоящими и неравно относящими по времени уровнями. Пример Производства стали — это интервальный ряд абсолютных величин с равноотстоящими уровнями по времени t , иначе называют полным. Его уровни характеризуют суммарный итог выпуска стали за четко определенный период времени — за год. Уровни интервального ряда динамики могут быть суммированы, т.к. не содержат повторного счета. Это интервальный ряд динамики средних величин с неравно отстоящими уровнями во времени (неполный ряд). Уровни этого ряда относятся к помесячным интервалам времени, но их суммирование самостоятельного значения не имеет. Ряды динамики с равноотстоящими по времени уровнями — называются полными, ряды динамики с неравно отстоящими по времени уровнями — называются не полными.

Важнейшее условие правильного построения ряда динамики — сопоставимость всех входящих в него уровней. Этот вопрос решается либо в процессе сбора и обработки данных, либо путем их пересчета. Ряды динамики охватывают значительные периоды времени, за которые могли произойти территориальные, ведомственные, организационные изменения, изменения методологии исчисления и т.д. Поэтому, прежде чем анализировать ряды динамики, необходимо убедиться в сопоставимости уровней ряда, и при ее отсутствии провести дополнительные расчеты.

Приведение уровней ряда к сопоставимому виду методом смыкании рядов динамики — это объединение в один ряд (более длинный) двух или нескольких рядов динамики, уровни которых были исчислены по разным методологиям, разным территориям и др.

Для осуществления смыкания необходимо, чтобы для одного из периодов (переходного) имелись данные, исчисленные по-разному.

Определим коэффициент соотношения уровней двух рядов по 1994

Умножая на этот коэффициент уровни 1-го ряда (1991-1994гг), получаем их сопоставимость с уровнями 2-го ряда (1994-1997гг).

Полученный ряд динамики в сопоставимых уровнях в новых границах в абсолютных величинах.

Для проведения анализа динамики социально-экономических явлений следует параллельно использовать показатели скорости и интенсивности изменения уровней. Анализ, основанный на использовании какого-либо одного из этих показателей, будет односторонним, не полным.

Ряд динамики может быть подтвержден влиянию факторов эволюционного характера, а так же находиться под влиянием факторов разного воздействия.

Влияние эволюционного характера — это изменения, определяющие некое общее направление развития, как бы многолетнюю эволюцию, которая пробивает себе дорогу через другие систематические и случайные колебания. Такие изменения динамического ряда называются тенденцией развития или трендом.

Тренд — это долговременная компонента ряда динамики. Она характеризует основную тенденцию развития явления. Виды основной тенденции.

* Среднего уровня: аналитически выражается с помощью математической функций, вокруг которой варьируют фактические уровни исследуемого явления (детерминирующая составляющая исследуемого явления)

* Дисперсии: тенденция изменения отклонений между эмпирическими уровнями и детерминированной компонентой ряда.

* Автокорреляция: тенденция изменения связи между отдельными уровнями ряда динамики.

Прежде чем перейти к выделению тренда, проверяют гипотезу о том, существует ли тренд (тенденция) вообще. Отсутствие основной тенденции (тренда) означает неизменность среднего уровня ряда во времени.

Существуют различные методы выявления наличия тенденции (около 10). Основные:

1. метод проверки существенности разности средних (t — критерий Стьюдента). Этот метод позволяет ответить на вопрос: есть тенденция или она отсутствует. Ряд разбивается на 2 равные части и проверяется гипотеза о существовании разности средних:

2. метод Фостера — Стюарта: кроме определения наличия тенденции явления позволяет выявить основную тенденцию дисперсии уровней ряда динамики, что важно знать при анализе и прогнозировании экономических явлений.

После установления наличия тенденции в рядах динамики производится её описание с помощью методов сглаживания и выравнивания:

1. метод усреднения по левой и правой половине

2. метод укрупнения интервалов

3. метод простой или взвешенной скользящей средней

4. полиномы разной степени, экспоненты, логистические кривые и другие функции

5. методы выравнивания рядов динамики (конечных разностей)

6. метод наименьших квадратов.

В. Влияние осциллятивного характера — это циклические (конъюнктурные) и сезонные колебания.

Циклические (или периодические) колебания состоят в том, что значения изучаемого признака в течение какого- то времени возрастает, достигает определенного максимума, затем понижается, достигает определенного минимума, вновь возрастает до прежнего максимального значения и т.д. Схематически это можно представить в виде синусоиды y= sin X. Циклические колебания в экономических процессах примерно соответствуют так называемым циклам конъюнктуры.

С. Нерегулярные колебания делят на две группы:

спорадически наступающие изменения, вызванные, например войной или экологической катастрофой.

* случайные колебания, как результат действия большого количества относительно слабых второстепенных факторов.

Таким образом, первоначальные значения рядов динамики подвергающем разнообразным воздействиям. Выделим четыре основных компоненты:

* Основная тенденция (тренд, Т)

* Циклическая или конъюнктурная (К)

Если ряды динамики разбить на различные компоненты, то он представляется в следующем виде:

В зависимости от взаимосвязи этих компонентов между собой, может быть построена аддитивная или мультипликативная модель рядов динамики.

Аддитивная модель рядов динамики y=T+K+S+E характеризуется тем, что характер циклических и сезонных колебаний (флюктуации) остается постоянным.

Мультипликативная модель рядов динамики y=T*K*S+E. В этой модели характер циклических и сезонных колебаний (флюктуации) остается постоянным только по отношению к основной тенденции.

Сезонные колебания — это колебания, периодически повторяющиеся в некотором определенном периоде времени каждого года, дня месяца или часа дня. Эти изменения отчетливо наблюдаются на графиках многих рядов динамики, содержащих данные за период не менее одного года.

В статистике периодические колебания, которые имеют определенный и постоянный период, равный годовому промежутку, носят название сезонных колебаний, или сезонных волн, а динамический ряд в этом случае называют тренд — сезонным или просто сезонным рядом динамики.

Сезонные колебания характеризуются специальными показателями: индексами сезонности. Совокупность этих показателей отражает сезонную волну.

Для выявления сезонных колебаний необходимы данные за несколько лет, не менее трёх, распределённые по месяцам, и выявляют устойчивую сезонную волну.

Для вычисления индекса сезонности применяют различные способы. Если ряд динамики не содержит явно выраженной тенденции в развитии, индексы сезонности вычисляют непосредственно по эмпирическим (фактическим) данным без их предварительного выравнивания. Для каждого месяца рассчитывается средняя величина уровня, например, за 3 года

Полученные данные — индексы сезонности характеризуют сезонную волну браков, расторгнутых населением города (разводов), во внутригодовой динамике.

В данной теме дано общее понятие о статистическом изучении динамики социально-экономических явлений, для отображения которых строят ряды динамики, приведены их различные виды в зависимости от характера представленных данных. По каждому виду рядов динамики приведены конкретные примеры. Т.к. уровни рядов динамики могут быть представлены за значительные периоды времени, прежде чем приступить к анализу, необходимо убедиться в их сопоставимости и при её отсутствии провести дополнительные расчеты.

Для анализа скорости и интенсивности развития явления во времени применяются аналитические показатели изменения уровней ряда динамики — абсолютные, относительные и средние. В теме представлены способы их расчета. Для наглядности, простоты поиска и применения в практических расчетах, все показатели сведены в таблицы

Ряд динамики может быть подвержен влиянию различных факторов. Влияния эволюционного характера — это некое направление развития явления, тенденция развития, или тренд. Влияния осциллятивного характера — это циклические и сезонные колебания. В сумме на ряд динамики воздействуют четыре основные компоненты.

Периодические колебания с определенным и постоянным периодом — год, носят название сезонных колебаний, или сезонных волн. Ряд динамики в этом случае называют тренд — сезонным, или просто сезонным. Один из способов расчета индексов сезонности представлен на примере внутригодовой динамики числа браков, расторгнутых населением города за 1999-2001 г.г., полученные данные приведены для наглядности графически в виде сезонной волны.

2.1 Задачи анализа и источники информации

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции (текущая деятельность), а также от других видов деятельности (финансовая и инвестиционная деятельность).

Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

1. систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

2. определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

5. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, ф. № 2.

2.2 Анализ формирования и распределения чистой прибыли

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом и в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

На каждом предприятии порядок распределения прибыли, остающейся после налоговых платежей в бюджет, и перечень создаваемых фондов определяются учредительными документами.

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы: Но часть налоговых платежей, таких, как отчисления в дорожный фонд, начисления на фонд заработной платы, оказывают опосредованное влияние на чистую прибыль — через себестоимость продукции и прибыль от реализации — и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли. Другая часть налогов, таких, как налог на имущество, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на содержание муниципальной милиции и благоустройство города, налог на рекламу, являются прямыми налогами, которые взимаются с различных объектов налогообложения. Размер налоговых отчислений по каждому виду налогов зависит от налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы изменения налоговой ставки, взятой с обратным знаком, т. е.

Читайте также:  Как долго делается анализ посев мочи

где — чистая прибыль; НБ — налогооблагаемая база; СН — ставка налога, %; Н — размер налоговых платежей.

Для расчета налога на прибыль определяется налогооблагаемая прибыль.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на:

доходы, полученные по акциям и другим ценным бумагам;

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, получаемых за пределами РФ;

прибыль от страховой деятельности;

прибыль от посреднической деятельности;

доходы казино, игорных домов;

предоставляемые по налоговому законодательству льготы. Исчисление и уплата налогов по этим видам доходов производятся отдельно по специально установленным ставкам.

При расчете налогооблагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд и другие фонды, создаваемые в соответствии с законодательством предприятиями, для которых создание таких фондов предусмотрено. При этом сумма отчислений в фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли.

При расчете налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается:

на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного характера, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, если они не уменьшают фактическую сумму налога более чем на 50%;

на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, дошкольных учреждений, жилищного фонда (не более чем на 50%);

на суммы затрат, произведенных малыми предприятиями, на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии;

по предприятиям, получившим в предшествующем году убыток освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленной на его покрытие в течение последующих 5 лет при условии полного использования на эти цели

резервного и других аналогичных фондов (правом на льготу пользуются предприятия, у которых доля выручки в сфере материального производства

* на суммы, направляемые на благотворительные цели, в пределах 2% от налогооблагаемой прибыли;

* на суммы, направляемые на природоохранные мероприятия, в размере 30% от произведенных затрат.

Факторы первого уровня, влияющие на величину чистой прибыли, — налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль. Размер их влияния* определяется по формуле (14.1).

Факторами второго уровня являются факторы; влияющие на величину налогооблагаемой прибыли:

* доходы, облагаемые по ставкам, отличным от налога на прибыль;

* размер отчислений в резервный фонд;

* размер льготируемых отчислений из прибыли. Влияние факторов второго и последующих порядков на величину налога на прибыль рассчитывается по формуле:

где — приращение налога на прибыль за счет i-го фактора; — приращение налогооблагаемой прибыли за счет i-го фактора.

На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Эти виды доходов после исключения из них налогов увеличивают размер чистой прибыли. Размер их влияния на величину чистой прибыли определяется аналогично по формуле:

Где — изменение чистой прибыли за счет доходов, облагаемых по другим ставкам; — ставка налога на доходы; Д — размер дохода, облагаемого по другой ставке.

Кроме рассмотренных факторов, на величину чистой прибыли оказывают влияние факторы, формирующие валовую прибыль (факторы второго порядка).

Уровень влияния факторов второго порядка на чистую прибыль рассчитывается по формуле:

где — изменение чистой прибыли за счет i-го фактора; — изменение суммы валовой прибыли за счет i-го фактора; — удельный вес чистой прибыли в валовой прибыли.

2.3 Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ услуг)

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации

продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

1. объема реализации продукции;

3. себестоимости продукции;

4. уровня средне реализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко- рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить одним из способов детерминированного факторного анализа.

Также следует проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции. Величина этого показателя зависит от трех факторов:

1. объема продажи продукции (VPTIi);

3. средне реализационных цен

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции выглядит следующим образом:

4. Анализ прочих финансовых доходов и расходов

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, которые не связаны с реализацией продукции. Это доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие операционные доходы и расходы.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

5. Анализ распределения и использования чистой прибыли

1. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции а также от других видов деятельности, финансов и инвестиционная деятельность).

Прибыль — это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды): и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли уровень рентабельное зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризует все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности

1. систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

2. определение влияния как объективных, так и субъективных фа торов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

3. выявление резервов увеличения объема реализации продукции суммы прибыли;

4. оценка работы предприятия по использованию возможности увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

5. разработка мероприятий по использованию выявленных резервов Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данных аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, ф. № 2 «О; чет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.

2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия

В анализе используются следующие показатели прибыли:

балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от вне реализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от вне реализационных операций

Структурно — логическая модель факторного анализа прибыли Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в (совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль представляет большой интерес для предприятия и налоговых органов, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода.

2.4 Анализ показателей рентабельности

Платежеспособность и прибыль — показатели, которые ясно отражают эффективности деятельности предприятия, рациональности предприятия использования своего собственного ресурса, доходность направлений деятельности (производство, дело (бизнес), инвестиция и т.п.).

Предприятие реализовывает своему продукцию для потребителя, получение при этом денежную выручку. Но это еще не означает приобретение прибыли. Чтобы показывать финансовый результат необходимо соответствовать выручке с затратами в производстве продукции и ее реализации то есть с себестоимостью продукта. Предприятие зарабатывается если выручка превышает себестоимость; если выручка является себестоимостью, которая управляет только, чтобы возмещать затраты в производстве и реализациях продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток то есть отрицательный финансовый результат, который ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для приема максимальной прибыли и избегая банкротства необходимо изучать показатели платежеспособности, влияющих на это, и показатель в доход, который отражает эффективность текущих затрат и представляет сам своего рода различный синтез других качественных и количественных показателей.

Платежеспособность представляет собой доходность (прибыльность) промышленный -торговый процесс. Ее величина измеряется уровнем дохода. Если предприятие приносить прибыль, то оно считается прибыльным. Показатели рентабельности прилагаемых в экономической оплате, характеризуют относительную прибыльность.

Прибыль — это финансовое выражение основной части финансовых накоплений, созданное предприятием любой категории собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат торговой деятельности фирмы и показывает, на сколько полно отражает эффективность производство, объем и качество в промышленного продукта, условие в возможность труда, уровня себестоимости.

Прибыль — это один из главных финансовых показателей плана и оценок организации хозяйственной деятельности. За счет прибыльности осуществляется финансирование социально-экономического и научно-технического развития мероприятий по увеличению фонда труда работников. Прибыль — не только источник обеспечения внутрихозяйственных потребностей в организациях, но также получает большое значение на формировании бюджетного ресурса, внебюджетных и благотворительного фонда. Доходность хозяйственного субъекта охарактеризована абсолютным и относительным показателем. Абсолютный показатель доходности — сумма прибыла. Относительный показатель — уровень доходности.

Абсолютные показатели позволяют анализировать динамику других показателей прибыли за несколько лет. При этом следует отмечать, что для приема более объективного результата нужно, вычислить показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели подлежавшие влиянию инфляции меньше, представляет собой другие корреляции прибыли и вложенного капитала, или прибыли затрат на производство.

На абсолютной сумме прибыли не всегда возможно судить о доходности предприятиях и его уровня, на ее размер влияет не только качество работы, но также масштабы деятельности. Так для характеристики эффективности функционирования предприятия наряду с абсолютной суммой использования прибыли относительный показатель — уровень в доходности.

Эти характеристики наиболее разумно рассматривать сравнительно других временных периодов. Абсолютные несут в себе немного информации. Только зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о функционировании предприятия.

В условии большой роли рыночных показателей доходности на продукцию, характеризующих уровень прибыльности ее производства. Показатели рентабельности — являются относительной характеристикой результатов и эффективности в деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеренные в процентах к затратам средств или капитала с другой позиции.

Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

Понижение рентабельности продаж и основной деятельности говорит о том, что руководство предприятия следует пересмотреть отпускную цену продукции в сторону увеличения или пересмотреть в сторону уменьшения расходов связанных, с производством и реализацией продукции, отнесенные на себестоимость.

Рентабельность всего капитала предприятия за 2003 год уменьшилась на 13,54% по сравнению с прошлым годом и составила 2,5%, т.е. прибыль с каждого рубля, вложенного в имущество в 2002 году, уменьшилась на 13,5 копеек.

Рентабельность собственного капитала также понизилась. Прибыль, приходящаяся на один рубль собственного капитала, вложенного в производство, уменьшилась на 30,5 копеек и составила 14,3 копейки в 2003 году, против 44,8 копеек в 2002 году.

Чистая прибыль на 1 рубль оборота в 2002 году составляла 6 копеек, в 2003 году 1,7 копейки.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в 2003 году деятельность предприятия была менее эффективна по сравнению с предыдущим годом.

Особенно существенно понизились показатели рентабельности собственного капитала.

Руководству предприятия следует принять меры по недопущению дальнейшего ухудшения финансового состояния и выработать мероприятия по более рациональному управлению капиталом предприятия с целью повышения эффективности финансово-экономической деятельности.

Общая характеристика деятельности и организационная структура ООО «Филин». Анализ прибыли предприятия. Расчет и оценка показателей рентабельности. Факторный анализ финансовых результатов организации. Резервы и пути увеличения прибыли и рентабельности.

курсовая работа [61,5 K], добавлен 09.09.2012

Значение финансовых результатов в деятельности предприятия, понятие и виды прибыли, порядок формирования показателей прибыли и рентабельности, резервы роста прибыли предприятия. Анализ финансовых результатов деятельности и экономическая характеристика.

дипломная работа [66,5 K], добавлен 03.04.2010

Сущность и назначение проведения оценки финансовых результатов ООО «Металлстройпоставка». Анализ факторов формирования финансовых результатов деятельности, влияния объемных показателей на финансовые результаты. Резервы роста финансовых результатов.

дипломная работа [595,9 K], добавлен 01.05.2015

Анализ состава и динамика прибыли предприятия. Факторы, влияющие на формирование прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Факторный анализ показателей рентабельности. Определение путей увеличения финансовых ресурсов исследуемого предприятия.

дипломная работа [455,6 K], добавлен 03.09.2013

Сущность и задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Факторный анализ рентабельности продукции ОАО «Аквия». Анализ рентабельности продаж, прибыли от реализации продукции и основных показателей финансовых доходов и расходов фирмы.

курсовая работа [487,4 K], добавлен 23.11.2009

Оценка хозяйственной деятельности по основным показателям на примере СХПК «Родина». Анализ состава и динамики балансовой прибыли, финансовых результатов от реализации продукции. Резервы роста прибыли и рентабельности, увеличения объемов производства.

курсовая работа [195,6 K], добавлен 24.12.2014

Методы анализа финансовых результатов деятельности, рентабельности, ликвидности и платежеспособности предприятия. Анализ динамики характеристик финансовых результатов ООО «Форвард-строй». Анализ абсолютных показателей и относительных характеристик.

дипломная работа [668,8 K], добавлен 20.10.2013

Порядок формирования финансовых результатов на предприятии. Основные факторы, влияющие на прибыль и резервы ее роста. Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Ассорти». Анализ состава и динамики показателей прибыли и рентабельности.

курсовая работа [146,6 K], добавлен 28.03.2009

Виды, классификация показателей финансовых результатов деятельности предприятия. Формирование балансовой прибыли. Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках. Диагностика финансовых результатов деятельности гостиницы, оценка прибыли и дохода.

курсовая работа [36,0 K], добавлен 10.06.2014

Распределение финансовых результатов деятельности предприятия. Соотношения цен и стоимости. Методика анализа финансовых результатов. Изменение величины собственного капитала предприятия за отчётный период. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

дипломная работа [230,9 K], добавлен 14.11.2010

источник