Меню Рубрики

Как проводить экономический анализ розничной торговли

Розничный товарооборот — это продажа товаров торговыми организациями населению за наличный расчет, а также мелкооптовая продажа за наличный расчет или по безналичному расчету юридическим лицам, т. е. различным организациям.

Объем розничного товарооборота представляет собой важнейший количественный показатель деятельности торговой организации.

  • проверка обоснованности плановой величины товарооборота;
  • проверка выполнения плана товарооборота в целом за отчетный период (год, полугодие, квартал, месяц) а также по отдельным составляющим данного периода;
  • изучение динамики розничного товарооборота, т. е. изменения его объема по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
  • рассмотрение состава товарооборота;
  • изучение структуры розничного товарооборота;
  • факторный анализ товарооборота;
  • выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота.

Эти задачи стоят перед последующим (итоговым, ретроспективным) анализом товарооборота. Прогнозный же анализ должен осуществить определение критического (безубыточного) объема реализации (продаж) товаров в будущем периоде. И исходя из возможных изменений величин издержек обращения и прибыли торговой организации, а также выбор оптимальной структуры товарооборота.

Источниками информации для анализа розничного товарооборота являются плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация. Важнейшими первичными документами служат товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки.

В процессе внутреннего анализа необходимо выявить и изучить причины, способствовавшие выполнению плана розничного товарооборота, а также причины, вызвавшие его невыполнение.

После рассмотрения выполнения плана следует изучить динамику розничного товарооборота. В этих целях товарооборот за данный отчетный период сравнивается с соответствующим показателем предыдущего периода. Предварительно в целях обеспечения сопоставимости данных товарооборот отчетного периода пересчитывается на индекс цен и показывается в ценах предыдущего периода.

Затем необходимо рассмотреть состав розничного товарооборота в разрезе отдельных видов продаж, организационных форм товарооборота, форм обслуживания, а также форм оплаты.

Так, по видам продаж товарооборот можно подразделить на следующие виды: розничный, мелкооптовый, оптовый. В свою очередь розничный товарооборот делится на продажу товаров населению и их реализацию юридическим лицам.

По другому признаку — по организационным формам — товарооборот подразделяется на такие разновидности:

  • товарооборот стационарной торговой сети;
  • оборот передвижной торговли;
  • оборот торговли по образцам, каталогам;
  • оборот торговли по предварительным заказам.

По формам обслуживания можно выделить следующие разновидности товарооборота:

  • обычная форма обслуживания покупателей;
  • самообслуживание;
  • посылочная торговля.

Наконец, по признаку формы оплаты товарооборот подразделяется на следующие виды:

  • оплата за наличный расчет;
  • оплата с помощью кредитных карточек и расчетных чеков Сбербанка;
  • оплата по безналичному расчету;
  • реализация товаров в кредит.

Затем следует провести анализ структуры розничного товарооборота, то есть рассмотреть соотношение продажи отдельных видов товаров или товарных групп и их удельный вес в общей сумме реализации товаров.

Затем следует осуществить факторный анализ розничного товарооборота.

На выполнение плана розничного товарооборота оказывают влияние три группы факторов:

  • факторы, связанные с наличием и поступлением товаров;
  • факторы, связанные с численностью торговых работников и производительностью их труда;
  • факторы, связанные с наличием и использованием основных средств (фондов) торговых организаций.

Определим влияние на розничный товарооборот первой группы факторов, связанной с товарными фондами. С этой целью составим товарный баланс, выражающий связь между остатками товаров, имеющимися в торговой организации на начало и на конец периода, поступлением товаров от поставщиков, прочим выбытием товаров и величиной розничного товарооборота.

Товарный баланс можно представить в виде следующей формулы:

О1 + П = Р + В + О2,

  • О1 — остаток товаров в торговой организации на начало года;
  • П — поступление товаров в торговую организацию от поставщиков за год;
  • Р — реализация товаров за год, т. е. розничный товарооборот;
  • В — прочее выбытие товаров (недостача и порча товаров, их уценка, продажа товаров другим торговым организациям);
  • О2 — остаток товаров в торговой организации на конец года.

на величину розничного товарооборота влияют также факторы, связанные с трудовыми ресурсами, т.е. с численностью торговых работников и с производительностью их труда.

Определим способом разниц (разностей) влияние на величину розничного товарооборота двух факторов, связанных с трудовыми ресурсами: 1) количественный фактор — изменение среднесписочной численности продавцов; 2) качественный фактор — изменение среднегодовой выработки одного продавца.

источник

Все чаще предприниматели автоматизируют свои магазины с использованием программ для учета товаров. Эти приложения предоставляют массу инструментов для анализа торговой деятельности. Для получения максимального эффекта от программ учета необходимо знать, на какие показатели нужно обращать наибольшее внимание.

Исходными данными при анализе эффективности работы магазина являются данные о продажах: их объем, динамика, ассортимент. Выводы позволяют выявлять проблемы с реализацией на ранних стадиях и вовремя принимать меры по их устранению. Поэтому регулярный мониторинг продаж является жизненно важным для любого торгового предприятия.

Программные инструменты анализа продаж помогают сэкономить личное время

В целом, анализ показателей деятельности магазина позволяет решить следующие задачи:

  1. Выявить, какие группы товаров генерируют наибольшую прибыль в магазине, а какие наименьшую.
  2. Получить информацию о результативности маркетинговых и управленческих решений.
  3. Провести сравнение эффективности работы персонала на разных сменах.
  4. Спланировать графики и ассортимент закупок.
  5. Выявлять сезонность продаж.
  6. Принимать взвешенные управленческие решения.

В розничной торговле предприниматели должны быть готовы к резким изменениям потребительских предпочтений, чтобы обеспечить максимальное их удовлетворение. От скорости реакции на появление новых популярных продуктов во многом зависит прибыльность торгового бизнеса. Поэтому расчет показателей продаж нужно проводить регулярно, обеспечивая себя актуальными маркетинговыми данными.

Анализировать продажи можно по нескольким критериям, каждый из которых позволяет посмотреть на деятельность магазина с другой точки зрения.

Таблица с проведенным ABC-анализом продаж товаров

Можно выделить следующие группы анализа:

  1. Анализ динамики товарооборота и прибыли. Позволяет выявить негативные изменения валового дохода и оценить необходимость в коррекции ценовой политики или ассортимента.
  2. Анализ структуры и суммы чека. Позволяет выявить предпочтения покупателей, сформировать акционные предложения, переформатировать расположение товаров на полках.
  3. Анализ структуры товарооборота (ABC-анализ). Позволяет выявить наиболее прибыльные товарные группы и товары, приносящие минимум дохода.
  4. Анализ равномерности спроса (XYZ-анализ). Позволяет распределять оборотные средства в соответствии со стабильностью спроса на товары.
  5. Анализ эффективности использования оборотных и основных средств. Позволяет сравнивать прибыльность торговых точек с учетом их размера и объема товарооборота.
  6. Анализ поведения покупателей. Расчет конверсии и посещаемости магазина позволяет оценить работу продавцов и общую удовлетворенность клиентов торговой точкой.

Перечисленные виды анализа предприниматель может проводить ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от потребности. Отчетность удобно формировать с помощью программ для розничной торговли, которые позволяют настраивать и фильтровать параметры. Благодаря этим приложениям, можно получить актуальные данные по работе магазина всего за несколько секунд.

Анализ общего объема продаж является в розничной торговле наиболее часто используемым, но, в то же время, одним из наименее информативных показателей. Целью бизнеса всегда является получение прибыли, но просто рост выручки не всегда способен это обеспечить.

Рост продаж магазина всегда ограничен определенным значением

Хорошо, когда увеличение валового и чистого дохода происходит за счет увеличения ассортимента и оборотных средств. Но ещё лучше, если рост наблюдается без дополнительных вложений, исключительно вследствие грамотных управленческих решений и автоматизации магазина.

Не менее важным является мониторинг долгосрочной динамики продаж, которую удобно отслеживать с помощью программ для учета товаров. Снижение выручки по сравнению с прошлым годом может быть связано как с появлением вблизи конкурентов, так и уменьшением привлекательности магазина со стороны потенциальных покупателей. Причины нужно искать в каждом случае свои.

Определяется рентабельность продаж путем деления чистой прибыли на валовый доход. Существует много вариаций этого показателя, но для розничного магазина будет достаточно и классического варианта.

Причинные факторы изменения рентабельности продаж

Более важные сведения можно получить, анализируя рентабельность отдельных групп товаров. Высчитав эти показатели и составив их рейтинг, можно понять на какие позиции ассортимента следует направить максимум оборотных средств. Это метод называется ABC-анализ.

Изменение рентабельности может свидетельствовать также о проблемах в ценовой политике. Ведь иногда, пытаясь привлечь покупателей, собственники магазинов излишне занижают торговую наценку.

Таким образом, анализ рентабельности продаж позволяет увеличить чистую прибыль без дополнительных вложений. Но принимаемые на основе этого показателя решения должны учитывать и внешние факторы, влияющие на выручку.

Не каждый покупатель, зашедший в магазин, выходит оттуда с покупкой. Значение конверсии как раз и равняется доле клиентов, потративших деньги в торговой точке. Показатель может сильно отличаться, в зависимости от ассортимента: от нескольких процентов в отделах мехов до 95-99% в продуктовых магазинах. Конверсию можно посчитать, установив или взяв в аренду счетчик посетителей.

Чем чаще приобретается товар человеком, тем выше уровень его конверсии

В точках продаж процент результативных посещений зависит от умения персонала продавать и грамотной ассортиментной политики. Поэтому сравнивая отношение посетителей к количеству чеков в каждой смене, можно оценить эффективность работы тех или иных продавцов.

Падение показателя конверсии свидетельствует о том, что постоянные покупатели перестали находить на полках то, за чем приходят. Это повод пересмотреть ассортимент.

Увеличение конверсии происходит в следующих случаях:

  • в последний и первый день месяца, когда большинство работников получает зарплату;
  • во время проведения акций, предоставления скидок;
  • при обновлении коллекции товара;
  • после посещения продавцами обучающих тренингов;
  • в выходные дни.

При анализе конверсии большее значение имеет не сам показатель, а его динамика. Но она может изменяться как под действием внутренних факторов, так и независимо от действий персонала магазина. Поэтому при оценке конверсии не всегда стоит что-либо менять в структуре организации торговой точки.

При делении числа совершенных покупок на общий объем выручки магазина получается показатель среднего чека. Чем он больше, тем эффективнее работает торговая точка. Величина среднего чека зависит от:

  1. Умения продавцов делать допродажи сопутствующих товаров.
  2. Эффективности выкладки товаров.
  3. Величины ассортимента.

Максимальный средний чек в розничной сфере демонстрируют гипермаркеты, в который люди могут приобрести товары и продуктовой, и промышленной группы. Небольшие магазины вынуждены повышать показатель за счет акций, правильной выкладки, формирования комплектов.

Средний чек можно повысить с помощью маркетинговых инструментов

Немаловажным фактором для роста допродаж является организация прикассовой зоны. Даже в придомовых продуктовых магазинах размещение около кассы детских сладостей может увеличить средний чек на 5-10%.

Падение показателя может говорить, как о снижении платежеспособности населения, так и о проблемах в ассортиментной или ценовой политике. Поэтому анализировать средний чек следует комплексно.

Отношение объема продаж к квадратуре торгового зала является важным показателем при оценке эффективности работы сети магазинов. С увеличением размера помещения возрастает и сумма арендной платы, то есть постоянные издержки. Поэтому каждый квадратный метр должен приносить дополнительную прибыль.

Каждый квадратный метр торгового зала должен приносить прибыль

Рассматриваемый показатель сильно зависит от ассортимента товаров и их выкладки. Поэтому торговый зал должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить максимум покупок.

За показателем продаж с квадратного метра нужно следить и долгосрочно, в чем могут помочь программы для розничной торговли. Его статистически достоверное уменьшение должно стать поводом для дополнительного ABC-анализа и тщательного мониторинга эффективности работы продавцов.

Согласно закону не всю продукцию можно вернуть в магазин, поэтому процент возвратов обычно незначителен и колеблется в пределах 2-5%, в зависимости от ассортимента магазина. Наибольшая его величина наблюдается в отделах одежды и обуви, где товар часто возвращают уже после его примерки дома. Но это вполне естественный процесс.

Возможность возврата товаров гарантирована законом

Показатель возврата зависит от:

  1. Способности продавца разобраться в потребностях клиента и продать ему именно тот товар, который нужен.
  2. Качества продукции.
  3. Введения покупателя в заблуждение насчет характеристик товара с целью выполнить жесткий план по продажам любой ценой.

Довольно часто возвраты обусловлены незнанием новыми продавцами характеристик продукции. Поэтому важно проводить первичное обучение ассортименту при приеме сотрудников на работу. Однако при анализе причин роста показателя нужно оценивать причины каждого возврата, а не винить во всем продавцов.

Для расчета зарплатоемкости необходимо разделить фонд зарплаты на валовый доход. В российской рознице нормальное значение показателя 10%.

Уровень зарплаты не должен резко уменьшаться при сезонных спадах продаж

Причинами роста зарплатоемкости могут быть:

  1. Избыточная система мотивации персонала.
  2. Лишний штат.
  3. Низкая наценка на товар.
  4. Снижение валовой выручки под воздействием внешних или внутренних причин.

Низкий показатель зарплатоемкости тоже опасен. Он может свидетельствовать о жадности собственника и нежелании делиться прибылью с персоналом, который фактически обеспечивает высокий доход. В таком случае можно столкнуться с переходом квалифицированных кадров к конкурентам. Поэтому нужно постоянно следить, чтобы зарплаты сотрудников соответствовали рыночным значениям.

Наиболее удобным инструментом для анализа работы торговой точки является программа для учета товаров, устанавливая в рамках автоматизации магазина. Это приложение не только дает в руки руководителя мощный механизм мониторинга бизнеса, но и позволяет управлять многими рабочими процессами. За такими программами будущее, поэтому стоит установить их в магазине уже сейчас, чтобы всегда иметь под рукой актуальную информацию о состоянии торговой точки.

У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы

Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:

«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь»

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222

источник

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:

— ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ АНАЛИЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ;

— ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА, КОТОРЫЙ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

А) АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СКОРОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ НА ОБЪЕМ ПРОДАЖ;

Б) АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ, ТОРГОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ) И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ; АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ТОВАРООБОРОТ; ИЗУЧЕНИЕ СТОХАСТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ТОВАРООБОРОТА ОТ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СБЫТ.

В) ОЦЕНКУ КРИТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ ПО ФАКТИЧЕСКИМ ДАННЫМ О ЗАТРАТАХ И ДОХОДАХ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ;

— ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПЛАНИРОВАНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ С УЧЕТОМ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ИЗДЕРЖКАХ И ДОХОДАХ, А ТАКЖЕ ПОСТРОЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СООТНОШЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.

В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ЗАНИМАЕТСЯ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ НАЧАЛЬНИКА, ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И 2 ЭКОНОМИСТОВ. ОСНОВНОЙ РАБОТОЙ В ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА. ОСНОВОЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ПРИ ЭТОМ ОТЧЕТНОСТЬ СОСТАВЛЯЕТСЯ В ОСНОВНОМ ПОМЕСЯЧНО ИЛИ ПОКВАРТАЛЬНО, ЧТО СУЩЕСТВЕННО ОСЛОЖНЯЕТ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ.

РАССМОТРИМ СОСТАВ ДОКУМЕНТОВ СОСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА. СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА И СООТНОШЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ АНАЛИЗИРУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФОРМОЙ № 3-ТОРГ. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПОЗВОЛЯЕТ ИЗУЧИТЬ ВНУТРИГРУППОВУЮ АССОРТИМЕНТНУЮ СТРУКТУРУ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА. НЕОБХОДИМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРООБОРОТА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ГРУПП ТОВАРОВ ПО ВИДАМ, АРТИКУЛАМ, СОРТАМ.

ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА ЯВЛЯЮТСЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ПЕРВИЧНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ:

— ФОРМА № 3-ТОРГ — ОТЧЕТ О ПРОДАЖЕ И ОСТАТКАХ ТОВАРОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТОВАРНЫЙ БАЛАНС, В КОТОРОМ ОТРАЖАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОДАЖИ В ПОРЯДКЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. ФОРМА СОСТАВЛЯЕТСЯ ЗА I ПОЛУГОДИЕ, ГОД.

— ФОРМА № 3-ТОРГ (КРАТКАЯ) — МЕСЯЧНАЯ.

— БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ ЦЕН И ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ЗА МЕСЯЦ — МЕСЯЧНАЯ.

— ФОРМА №7-ТОРГ (РОЗНИЦА) — ОТЧЕТ О НАЛИЧИИ ТОРГОВОЙ СЕТИ — ГОДОВАЯ.

ОСНОВНЫМ ПЕРВИЧНЫМ ДОКУМЕНТОМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА, ЯВЛЯЮТСЯ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЙ ОТЧЕТ И ПРИЛАГАЕМЫЕ К НЕМУ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ СДАЧУ ВЫРУЧКИ И РАСХОДЫ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ИЗ ВЫРУЧКИ (КВИТАНЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВ, ПОЧТОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ, ПРИХОДНО-КАССОВЫЕ ОРДЕРА И Т.Д.), ПРОДАЖУ ТОВАРОВ В КРЕДИТ, А ТАКЖЕ СТОИМОСТЬ СТЕКЛОПОСУДЫ В ОБМЕН НА ТОВАР.

ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ПРОВОДИТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА:

— ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ ТОВАРООБОРОТА ПО ОБЩЕМУ ОБЪЕМУ;

— АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ПО СОСТАВУ;

— АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ПО СТРУКТУРЕ АССОРТИМЕНТА;

— АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ПО ВНУТРИГРУППОВОЙ АССОРТИМЕНТНОЙ СТРУКТУРЕ.

НА ИХ ОСНОВАНИИ ПРОВОДИТЬСЯ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДСТОЯЩИЕ ПЕРИОДЫ ПРИ ЭТОМ ОТМЕТИМ, ЧТО ОСНОВУ СОСТАВЛЯЮТ МЕСЯЧНЫЕ ОТЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ. ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ СУЩЕСТВЕННЫМ НЕДОСТАТКОМ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. ОПТИМАЛЬНЫМ ПЕРИОДОМ ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО АНАЛИЗА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНА НЕДЕЛЯ, А В ТОРГОВЫХ ТОЧКАХ С СИСТЕМОЙ РАБОТЫ СУПЕРМАРКЕТА ТАКОЙ АНАЛИЗ СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ЕЖЕДНЕВНО.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ ЕДИНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ В ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИПЕЦКОГО РАЙПО ПОЗВОЛИТ ПРОВОДИТЬ ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ФАКТИЧЕСКИ ЕЖЕДНЕВНО, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ПОВЫСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЧАСТИЧНО В ЛИПЕЦКОМ РАЙПО ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС 1С «ТОРГОВЛЯ И СКЛАД».

«1С:ТОРГОВЛЯ И СКЛАД» АВТОМАТИЗИРУЕТ РАБОТУ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ТИПОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЕСТИ РАЗДЕЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ, ВЕСТИ УЧЕТ ОТ ИМЕНИ НЕСКОЛЬКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВЕСТИ ПАРТИОННЫЙ УЧЕТ ТОВАРНОГО ЗАПАСА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЫБОРА МЕТОДА СПИСАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ (FIFO, LIFO, ПО СРЕДНЕЙ), ВЕСТИ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ТОВАРОВ И ТОВАРОВ, ВЗЯТЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ, ОФОРМЛЯТЬ ЗАКУПКУ И ПРОДАЖУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЯТЬ РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ТОВАРОВ И КОНТРОЛЬ ОПЛАТЫ.

ПРИ ЭТОМ В «1С:ТОРГОВЛЯ И СКЛАД» МОЖНО ЗАДАТЬ ДЛЯ КАЖДОГО ТОВАРА НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦЕН РАЗНОГО ТИПА, ХРАНИТЬ ЦЕНЫ ПОСТАВЩИКОВ, АВТОМАТИЧЕСКИ КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОПЕРАТИВНО ИЗМЕНЯТЬ УРОВЕНЬ ЦЕН, ВЫПОЛНЯТЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЦЕН СПИСАНИЯ ТОВАРОВ, БЫСТРО ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВЫХ ОБРАБОТОК СПРАВОЧНИКОВ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧАТЬ САМУЮ РАЗНООБРАЗНУЮ ОТЧЕТНУЮ И АНАЛИТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ДВИЖЕНИИ ТОВАРОВ И ДЕНЕГ, АВТОМАТИЧЕСКИ ФОРМИРОВАТЬ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ДЛЯ 1С:БУХГАЛТЕРИИ.

ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЭТО РАБОТА С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ БАЗАМИ. ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ БАЗАМИ — ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ИМЕЮЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНО УДАЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ: ФИЛИАЛЫ, СКЛАДЫ, МАГАЗИНЫ, ПУНКТЫ ПРИЕМА ЗАКАЗОВ И ИНЫЕ ПОДОБНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ ЛОКАЛЬНОЙ СЕТЬЮ. СИСТЕМА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПРИ ЭТОМ ВЕДЕНИЕ НЕОГРАНИЧЕННОГО КОЛИЧЕСТВА АВТОНОМНО РАБОТАЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ БАЗ, ПОЛНАЯ ИЛИ ВЫБОРОЧНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ ДАННЫХ.

ПРИ ЭТОМ «1С:ТОРГОВЛЯ И СКЛАД» МОЖЕТ БЫТЬ АДАПТИРОВАНА К ЛЮБЫМ ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕТА НА КОНКРЕТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ. В СОСТАВ СИСТЕМЫ ВХОДИТ КОНФИГУРАТОР, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛЯЕТ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ НАСТРОИТЬ ВСЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ:

«1С:ТОРГОВЛЯ И СКЛАД» ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАБОТУ С ТОРГОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ: КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫМИ МАШИНАМИ, ЧЕКОВЫМИ ПРИНТЕРАМИ, СКАНЕРАМИ И ПРИНТЕРАМИ ШТРИХ-КОДОВ, ЭЛЕКТРОННЫМИ ВЕСАМИ, ТЕРМИНАЛАМИ СБОРА ДАННЫХ, ДИСПЛЕЯМИ ПОКУПАТЕЛЯ И ДРУГИМИ ВИДАМИ ОБОРУДОВАНИЯ. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТОРГОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ПОЗВОЛЯЕТ, НАПРИМЕР, ЗАПОЛНЯТЬ ДОКУМЕНТЫ ПУТЕМ СЧИТЫВАНИЯ ШТРИХ-КОДОВ ТОВАРОВ СКАНЕРОМ.

Что же касается товарооборота, программный комплекс имеет специальные средства, помогающие в управлении товарооборотом. Что-то продается, что-то залеживается, летом процент продаж один, зимой другой, в выходные торговля бойкая, в будни вялая. Одним словом, процесс товарооборота может показаться хаотичным и непредсказуемым. Закупка товара «на глаз» может привести к настоящему краху, поэтому функция планирования продаж и закупок, анализ товарооборота предприятия — функция не лишняя и не вторичная. Без грамотного планирования розничный бизнес невозможен. Программа позволяет составлять план закупок товара с учетом сезона и количества складских остатков. Программа позволяет выстраивать ценовую политику, предлагает несколько сценариев ценообразования и позволяет анализировать сводные отчеты за определенный период работы. Возможна выработка стратегии расчета суммы при операциях закупки и стратегии начисления скидок в течение какого-либо отчетного периода.

Перечисленные выше предложения по сов ершенствованию экономической работы по анализу розничного товарооборота не исчерпываются. В анализе могут также применяться различные схему многовариантного планирования товарооборота, а также применяться экономико-математические методы. Другими словами для достижения высокой конкурентоспособности и устойчивости на рынке, а также для повышения эффективности торгово-коммерческой деятельности планово-экономическому отделу стоит применять полный арсенал средств и методов анализа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Сущность оборота розничной торговли, экономическое содержание и значение. Модели стратегического регулирования товарооборота. Проведение комплексного анализа показателей оборота предприятия розничной торговли, рассмотрение путей его совершенствования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие сущности оборота розничной торговли. Экономическое содержание и значение этого понятия

2. Цель и задачи анализа оборота розничной торговли

3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО ГУМ «Новосибирск»

4. Анализ оборота розничной торговли ОАО ГУМ «Новосибирск»

5. Комплексный анализ показателей оборота розничной торговли ОАО ГУМ «Новосибирск»

5.1. Анализ внутригодичных колебаний по продаже товаров

5.2. Анализ факторов влияющих на объем продаж

6. Совершенствование анализа оборота розничной торговли

В настоящие время главной целью торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.

Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.

Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с таким экономическим показателем, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

Целью курсовой работы является изучение методики экономического анализа оборота розничной торговли.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

· рассмотрение понятия сущности оборота розничной торговли, его экономического содержания и значения;

· рассмотрение целей и задач анализа оборота розничной торговли;

· проведение анализа оборота розничной торговли на материалах объекта исследования;

· проведение комплексного анализа показателей оборота розничной торговли на материалах объекта исследования;

· рассмотрение путей совершенствования анализа оборота розничной торговли.

Объектом исследования выбрано ОАО ГУМ «Новосибирск»

1. Понятие сущности оборота розничной торговли. Экономическое

содержание и значение этого понятия

Оборот розничной торговли представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Она может быть произведена:

· юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания и др.);

· юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

· физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота может быть включена продажа товаров юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также при отпуске потребительских товаров непосредственно населению в счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной торговли их стоимость включается в оборот розничной торговли [11, с.433]. При таком отпуске осуществляется последующее возмещение продажной стоимости отпущенных населению товаров организации — продавцу, что реально создает оборот этой организации.

Инструкция по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве отгрузке товаров и услуг», утвержденная постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1977г. № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998г. №56, от 8 декабря 1998г. № 122 и от 23 февраля 1999г. № 14 в состав товарооборота розничной торговли включает [12, с.83]:

· стоимость проданных населению потребительских товаров:

· по расчетным чекам банков;

· по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);

· стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

· стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

· стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;

· стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

· полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

· стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

· стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

· стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

· стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

· стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

· Также не включается в оборот розничной торговли:

· стоимость спецодежды, выданной своим работникам;

· продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и др.);

· продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и др.).

Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах — фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.

Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).

Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи.

Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующих условиях:

где IП — индекс роста поступления товаров;

IТ — индекс роста объема товарооборота;

IТЗ — индекс роста суммы товарных запасов;

IC — индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

где IПР — индекс роста массы прибыли;

IТ — индекс роста объема товарооборота;

IФОТ — индекс роста фонда оплаты труда;

IЧ — индекс роста численности работников.

где IР — индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);

IПТ — индекс роста производительности труда одного работника;

IЗ — индекс роста средней заработной платы одного работника.

На федеральном уровне показатель оборота организации розничной торговли (величина продажи в целом) используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяет бюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономических показателях.

По темпам роста продаж изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.

Объем продажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономике: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п.

товарооборот стратегический регулирование розничный

2. Цель и задачи анализа оборота розничной торговли

Оборот розничной торговли — это продажа (перепродажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего использования.

В процессе анализа оборота розничной торговли ставятся следующие задачи:

· оценить уровень, ритмичность и равномерность выполнения намеченных планов, то есть изучить выполнение плана оборота по общему объему, составу оборота, структурным подразделениям, в целом за год, по кварталам и месяцам;

· изучить тенденции и дать оценку изменений в объеме и структуре оборота, их соответствия денежным доходам и спросу населения на товары, выяснить, как удовлетворяется спрос покупателей;

· изучить состав оборота по организационным формам продажи, методам торговли, товарному составу;

· оценить роль и место организации на региональном рынке;

· изучить факторы, оказавшие влияние на выполнение плана и динамику оборота;

· выявить достижения и недостатки в работе, а также имеющиеся резервы в развитии оборота;

· наметить меры и разработать оптимальные управленческие решения по развитию оборота.

При анализе оборота розничной торговли используется следующая экономическая информация:

· социально — экономические показатели района деятельности:

· численность населения, его состав, занятость, денежные доходы и расходы населения, емкость рынка, объем продаж других торговых организаций (конкурентов) и т.д.;

· бухгалтерские и статистические отчеты, в которых содержатся фактические данные о развитии оборота;

· планы экономического и социального развития организации;

· внеучетные источники информации, материалы выборочных об следований, наблюдений, опросов.

Анализ оборота розничной торговли проводится в определенной последовательности.

Сначала анализируется общий объем продаж (оборот), затем товарная структура оборота, далее состояние товарных запасов. В последнюю очередь анализируется поступление товаров. В заключение проводится комплексный анализ этих показателей, который позволяет глубже определить влияние поступления товаров и товарных запасов на изменение оборота, установить образовавшиеся диспропорции, неиспользованные резервы и наметить конкретные мероприятия, направленные на лучшее удовлетворение спроса покупателей.

Анализ оборота розничной торговли заканчивается конкретными выводами и рекомендациями по улучшению организации торговли, ускорению оборачиваемости товаров, повышению качества обслуживания населения.

3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной

деятельности ОАО ГУМ «Новосибирск»

Новосибирск занимает третье место в России по численности населения (более 1 млн. 400 тыс. чел.) Новосибирск — третий по размерам город в России. Общая территория его составляет более 47,7 тыс. га, из них 24,5 тыс. га находится под городской застройкой, а 20,8 тыс. га занимают зеленые насаждения. Протяженность улиц -1,4 тыс. км. Город разделен на 10 административных районов: Дзержинский, Железнодорожный, Заепьцовский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Советский и Центральный.

Новосибирск — финансовый, деловой и торговый центр. Здесь работает более 50 банков, Сибирская межбанковская валютная биржа, фондовая биржа, «Сибирская ярмарка», более 150 страховых и финансовых компаний, 46 представительств иностранных фирм, 2480 магазинов, 1120 ресторанов, кафе, баров, 25 гостиниц.

Место расположения ГУМ «Новосибирск» в структуре городской застройки находится в зоне формирования ядра центра города и примерно в середине одной из важнейших магистральных осей города сравнительно небольшой протяжённости — Вокзальной Магистрали, визуально замыкаемой двумя памятниками архитектуры, являющимися символами Новосибирска — Театром Оперы и Балета и комплексом железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный, и оказывает большое влияние на его пространственную композицию и архитектурный облик; каждый из этих памятников архитекторы отличают масштабность объёмно-композиционного решения (крупные и монументальные формообразующие элементы, большая вместимость и объём), привлечение значительной массы людских потоков. Существующее здание ГУМ «Новосибирск» расположено на пересечении двух крупных городских магистралей — проспекта Димитрова и Вокзальной магистрали, образующих перекрёсток, собирающий значительную массу транспортных и пешеходных потоков и являющийся на данном этапе развития города препятствием их свободному перемещению.

Основным видом деятельности ГУМ «Новосибирск» является розничная торговля промышленными товарами. Наш универмаг начал работать еще в 1937 году и уже тогда стал самым крупным в Сибири магазином. Сначала он располагался на улице Фабричной, затем, после окончания войны, занял три здания на пл. Ленина. Как раз тогда ему и присвоили статус главного универмага. В 1967-м магазин переехал в новое помещение на ул. Димитрова. А что касается достижений, то послужная копилка ГУМа хранит десятки почетных грамот и дипломов, 11 Красных знамен, которых магазин удостоился за успехи в соцсоревнованиях. Переходящие знамена Совета министров СССР, Министерства торговли СССР и РСФСР, Новосибирской области, района, города по итогам всех годов и пятилеток оставались в ГУМе. На вечное хранение ГУМу отданы Знамя Совмина СССР, Знамя министерства торговли, а также Знамя ЦК ВЛКСМ.

В 1994 году ГУМ преобразовался в акционерное общество, стал наращивать потенциал с учетом новых взглядов на современную торговлю, рекламу и управление предприятием. И если до 2000 года ежегодно коллективом подтверждалось звание «Предприятие высокой культуры обслуживания», то уже в 2000 году ГУМ «Новосибирск» был признан победителем общенационального рейтинга «ТОП-200 Российской розничной торговли» в номинации «Лучший универмаг Урала, Сибири и Дальнего Востока».

Среди наград 2004 — 2005 годов — диплом «За успешное развитие бизнеса в Сибири». В прошлом году наш универмаг получил официальный статус «Надежный партнер» и стал правообладателем торгового знака «ГУМ Новосибирск — город приятных покупок». В целом все последние пять лет ГУМ по решению мэрии признавался лучшим торговым предприятием города. Еще в 1997-м он удостоен авторитетной международной награды «Факел Бирмингема» — за успешное экономическое развитие в условиях развивающейся экономики. В марте 2006 года ОАО ГУМ «Новосибирск» награжден ассоциацией МАРП в конкурсе «Торговая марка» дипломом и медалью в номинации «За лучшее торговое и сервисное обслуживание». В июне 2006 года, по результатам социального партнерства мэрии г. Новосибирска, обкома профсоюза «Торговое единство» и трудовых коллективов ГУМу «Новосибирск» присуждено первое место среди торгующих предприятий города с занесением на Доску Почета Новосибирска. В 2005 году Президент ОАО «ГУМ « Новосибирск» Глазычев Ю.Д. награжден Национальным общественным знаком «Лидер Российской экономики».

В настоящее время общая площадь здания вместе с подвалом составляет 12 674 кв.м., полезная — 12 309 кв.м. Торговая площадь каждого из трех этажей составляет 2 542 кв.м. По расчетам независимых оценщиков рыночная стоимость здакия составляет свыше 600 миллионов рублей. Численность персонала холдинга более 480 человек. Имущество и здание застрахованы всероссийской страховой компанией «Ингосстрах». Среднее количество покупок в день 2300.

Первый этаж представлен следующими товарными группами и услугами:

источник

Анализ оборота розничной торговли заключается в выявлении его резервов роста и повышении эффективности деятельности предприятия. Он служит предпосылкой для его планирования на предстоящий период и определения рентабельности организации и, ее финансового состояния.

От полноты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов о работе зависит точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов. Объем продажи товаров влияет почти на все количественные и качественные показатели деятельности торговой организации, увеличение объема оборота розничной торговли способствует росту прибыли, устойчивости финансового состояния торговой организации.

Максимизация прибыли — основная цель деятельности любого торгового предприятия. Ее достижение невозможно без определения оптимального объема оборота розничной торговли, обеспечивающего достижение наибольшей прибыли. Следовательно, основной целью проведения анализа оборота розничной торговли является изучение возможностей достижения такого его объема, состава и структуры, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслуживания покупателей.

Основные задачи анализа оборота розничной торговли сводятся к следующему:

  • — изучение выполнения планов оборота розничной торговли во времени; изучение его равномерности и ритмичности;
  • — изучение оборота розничной торговли по составу, структуре, формам оборота и др.;
  • — изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику оборота розничной торговли;
  • — выявление путей и возможностей роста объема оборота розничной торговли, повышения качества обслуживания покупателей;
  • — разработка оптимальных управленческих решений по развитию оборота розничной торговли торгового предприятия.

Для анализа оборота розничной торговли используют источники информации:

  • 1. статистические данные о социально-экономических показателях региона деятельности;
  • 2. данные о структуре населения, его денежных доходах и покупательских способностях;
  • 3. данные о товарном обеспечении на рынке;
  • 4. данные бухгалтерского учета и отчетности, включая:
    • — первичные документы бухгалтерского учета;
    • — товарные отчеты, учетные регистры о движении и остатках товаров;
    • — инвентаризационные описи, акты об уценке и переоценке товаров;
    • — акты документальных ревизий, аудиторских проверок, обследований.

В составе бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс (форма №1) содержит данные о товарных запасах и о товарах, отгруженных в покупных ценах.

В отчете о прибылях и убытках (форма №2) отражается выручка от продажи товаров за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

К формам статистической отчетности относятся:

  • — Форма №1 — торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп». Форма составляется за квартал. В разделе 1 формы №1 — торговля предусмотрен перечень розничной продажи продовольственных товаров, в разделе 2 — перечень продажи пищевкусовых товаров, алкогольных напитков и табачных изделий, в разделе 3 — перечень продажи непродовольственных товаров и в разделе 4 — перечень продажи товаров длительного пользования. Перечень товаров в форме №1 — торговля показан в стоимостном и натуральном выражении;
  • — Форма №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». Представляется ежемесячно. В разделе 1 формы №П-1 представлены общие экономические показатели, в разделе 3 — оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания, платные услуги населению, в разделе 5 — данные о продаже товаров по каждому виду населению и в оптовой торговле (по перечню, определенному органами государственной статистики);
  • — Форма №5-3 «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)». Форма составляется за квартал.
  • — Форма №1 — предприятие «Основные сведения о деятельности организации». Форма составляется за год. Данные по обороту розничной торговли (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) представлены в разделе VI «Сведения о производстве и отгрузке товаров, работ и услуг»

Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки, продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товары.

На основании товарно-денежного отчета оборот розничной торговли определяется как сумма:

  • а) выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своего предприятия;
  • б) хозяйственных расходов, произведенных из выручки.

При проведении анализа оборота розничной торговли могут использоваться как традиционные, так и математические методы экономического анализа.

При анализе динамики оборота розничной торговли строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов, но не менее чем за три периода. Анализ динамического ряда осуществляется цепным и (или) базисным способом.

При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым показателем ряда динамики.

Сравнением отчетного объема оборота розничной торговли с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение оборота розничной торговли (+;-), показывающее, на сколько процентов изменился оборот розничной торговли в сравнении с предшествующим или базисным периодом.

При анализе оборота розничной торговли по составу осуществляют сравнения фактического оборота розничной торговли с плановым (или значением прошлого периода) оборотом по видам (населению, юридическим лицам), организационным формам, формам торгового обслуживания, формам оплаты. Оценивается степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах. Исчисляется удельный вес каждой из составляющих оборота розничной торговли, например доля оборота розничной торговли стационарной торговой сети, мелкорозничной торговой сети в общем обороте розничной торговли; удельный вес товаров, реализованных в форме самообслуживания, через прилавок и т.д. В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре.

Удовлетворение покупательского спроса — главная цель формирования структуры оборота розничной торговли. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. Анализ структуры оборота розничной торговли позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.

Структура оборота розничной торговли — это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли. Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Методика расчета показателей, используемых при анализе оборота розничной торговли

1. Анализ динамики оборота розничной торговли

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Объем оборота розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах на соответствующий индекс розничных цен:

Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют

2. Анализ ритмичности, равномерности и сезонности продаж

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы предприятия в реализации товаров покупателям.

Ритмичность развития оборота розничной торговли по периодам времени устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

где Рс.ц. — объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.; Рд.ц. — оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб.; Iц — индекс розничных цен; Тр — темп роста, %; Р1 — объем оборота розничной торговли отчетного периода, тыс. руб.; Р — объем оборота розничной торговли базисного периода, тыс. руб.; Тпр — темп прироста оборота розничной торговли, %; n — количество периодов; — среднегодовой темп роста объема оборота розничной торговли, %; Р — оборот розничной торговли первого года в динамическом ряду, тыс. руб.; Рn — объем оборота розничной торговли последнего года в динамическом ряду в сопоставимых ценах к базисному периоду, тыс. руб.;%Рпл — процент выполнения плана, %; Рф — фактический оборот розничной торговли, тыс. руб.; Рпл — плановый оборот розничной торговли, тыс. руб.; Кр — коэффициент равномерности, %; V — коэффициент вариации, %; — среднеквадратическое отклонение; — средний процент (темп роста) оборота к общему объему, %; х — процент (темп роста) оборота розничной торговли по отдельным временным периодам (месяцам, кварталам), %; — средний оборот розничной торговли за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.; — среднемесячный (среднеквартальный) объем оборота розничной торговли, тыс. руб.; Кстр.сдв. — коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте розничной торговли, %; — удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли предшествующего года, %; — удельный вес i-ной группы в общем объеме оборота розничной торговли отчетного года, %; n — количество товарных групп.

Оборот розничной торговли подвержен влиянию множества факторов, которые можно подразделить на группы:

  • 1. связанные с ценами.
  • 2. связанные с товарными ресурсами.
  • 3. связанные с трудовыми ресурсами (численностью и производительностью труда).
  • 4. связанные с использованием основных средств.

Таблица 1.3. Методика расчета влияния факторов на изменение оборота розничной торговли

1. Связанные с изменением цен и физического объема продаж

Для расчета влияния цен и физического объема продаж на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия используют формулы:

Изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения розничных цен ():

Изменение объема оборота розничной торговли за счет изменения физического объема продаж ():

Совокупное влияние данных двух факторов определяет общее изменение объема оборота розничной торговли торгового предприятия.

2. Связанные с использованием товарных ресурсов

Состав товарных ресурсов, влияющих на оборот розничной торговли, определяется формулой товарного баланса:

Используя вышеуказанную формулу, с помощью метода цепных подстановок можно определить влияние факторов, связанных с товарными ресурсами на объем оборота розничной торговли:

Далее рассчитывается влияние вышеперечисленных факторов на динамику оборота розничной торговли:

Влияние элементов товарного баланса на изменение оборота розничной торговли можно определить простым способом, а именно:

3. Связанные с использованием трудовых ресурсов

Влияние факторов можно определить методом разниц или методом цепных подстановок, используя следующую формулу:

При использовании метода разниц для определения влияния трудовых факторов на изменение оборота розничной торговли применяется методика:

— определяется влияние изменения численности работников () на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия () по формуле:

— определяется влияние изменения производительности труда работников () на изменение оборота розничной торговли торгового предприятия () по формуле:

Совокупное влияние данных двух факторов трудовых ресурсов равно изменению оборота розничной торговли торгового предприятия:

При расчете влияния трудовых ресурсов на изменение объема оборота розничной торговли методом ценных подстановок применяется следующая методика:

4. Связанные с использованием основных средств

Влияние на изменение объема оборота розничной торговли размера торговой площади предприятия и нагрузки на 1м 2 торговой площади можно определить методом разниц и методом цепных подстановок, используя следующую формулу:

При использовании метода разниц расчеты ведутся по формуле:

— изменение оборота розничной торговли за счет изменения нагрузки на 1м 2 торговой площади ():

— изменение оборота розничной торговли за счет изменения нагрузки на 1м 2 торговой площади ():

Совокупность влияния рассмотренных двух факторов определяет общее изменение объема оборота розничной торговли торгового предприятия:

При использовании метода цепных подстановок расчеты выполняются по другой методике:

где — среднесписочная численность работников, чел.; ПТ — производительность труда одного работника, тыс. руб./чел.; , — среднесписочная численность работников предприятия в отчетном и прошлом периоде, чел.; ПТ1, ПТ0 — производительность труда одного работника в отчетном и предыдущем периоде, тыс. руб./чел.; — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.; , — среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном и прошлом периоде, тыс. руб.; Фо — фондоотдача, тыс. руб./руб.; S — размер торговой площади, м2; Ps — оборот розничной торговли на 1м 2 торговой площади, тыс. руб./м 2 ; S1, S — размер торговой площади в отчетном и прошлом периоде, м 2 ; Ps1, Ps — оборот розничной торговли на 1м 2 торговой площади в отчетном и прошлом периоде, тыс. руб./м 2 ; Зн — запасы товаров на начало периода, тыс. руб.; П — поступление товаров, тыс. руб.; Р — объем реализации товаров (оборот розничной торговли), тыс. руб.; В-прочее выбытие товаров, тыс. руб.; Зк — запасы товаров на конец периода, тыс. руб.; Зн1, Зн — запасы товаров на начало периода отчетного и прошлого года, тыс. руб.; П1, П — поступление товаров в отчетном и прошлом периоде, тыс. руб.; B1, В1 — прочее выбытие товаров в отчетном и прошлом периоде, тыс. руб.; Зк1, Зк — запасы товаров на конец периода в отчетном и прошлом году, тыс. руб.

При применении в факторном анализе оборота розничной торговли метода цепных подстановок осуществляется последовательная замена в формуле показателей прошлого периода на показатели отчетного периода. При этом сначала осуществляется замена количественных показателей, а затем производится замена качественных показателей.

Путем вычитания результатов предыдущего расчета из последующего можно определить влияние на изменение оборота розничной торговли любого показателя формулы. Следует учесть, что сумму первого и последнего расчетов можно в готовом виде взять из плана (или прошлого периода) и отчета.

Совокупное влияние всех факторов на изменение оборота розничной торговли определяется путем вычитания результатов первого расчета из последнего.

Модификацией метода цепных подстановок является метод абсолютных разниц. Результаты расчета методами цепных подстановок и разниц полностью совпадают. Методика расчета способом абсолютных разниц следующая: рассчитывается приращение (факт минус план или значение прошлого периода) по тому показателю, влияние которого исчисляется, а остальные показатели в этой формуле берутся плановыми или прошлого года (если их влияние ранее не исчислялось), либо фактическими (если их влияние ранее исчислялось).

источник

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать