Меню Рубрики

Как проводить анализ воспитательной работы

Государственная цель воспитания: формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой.

Воспитательная цель школы: совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание условий для всестороннего и духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности.

Для реализации поставленной цели я выбрала духовно-нравственное воспитание приоритетным, так как в представлениях современных детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, на низком уровне находится и ценностное отношение к Родине, все чаще наблюдается грубое отношение детей к друг другу.

Цель воспитательной работы с классом: создание условий для формирования нравственных чувств личности, патриотизма, гражданственности, уважения к правам и обязанностям человека.

  • воспитание нравственных чувств (справедливость, милосердие, честь, уважение родителей, старших; толерантность, отрицательное отношение к аморальным поступкам, гуманное отношение ко всему живому, дружба и т.д);
  • изучение истории области, родины, их символики;
  • формировать представления о правах и обязанностях граждан;
  • воспитание любви к своей школе, городу, народу, России.

В классе на начало года _ человека. Прибыли ________, выбыла _________ по месту жительства. На конец года 31 человек – 13 девочек, 18 мальчиков. 29 детей 2006 года рождения, 3 человека – 2005 г.р.

К концу 2 класса дети сдружились, легко общаются друг с другом. Но преобладает общение по микрогруппам. Эти группы сформировались общими интересами (поиграть на телефоне, побегать, игры после школы, общение). Но они не постоянные, могут меняться. Явных активистов не выделяется. Конфликты редки. Отношения ровные между девочками и мальчиками. Более активные дети – фамилии, имена детей. Очень стеснительна фамилии, имена детей. Она играет и общается только с отдельными детьми. Во внеурочное время дети также продолжают общение, вместе гуляют, ходят друг к другу в гости. Конфликты между детьми редки, легко разрешимы. Отвергнутых детей в классе нет. Но появляются учащиеся, которые высказываются нелестно об одноклассниках. Стараюсь с ними сразу проводить беседу. Следует работать над единством коллектива, общностью целей, взаимовыручки.

Анализ развития учащихся класса

Из 31 учащегося программу освоили все 31. По итогам года в классе:

отличников – ___ чел (—%) фамилии, имена детей

на «4» и «5» — ___ чел. (___ %) фамилии, имена детей

с одной «3» — __4 чел. (__ %) – фамилии, имена детей и предмет

Неуспевающих ___ чел фамилии, имена детей

Хорошим интеллектуальным потенциалом обладают фамилии, имена детей. Данные дети стремятся к достижению хороших результатов, переживают за свою успеваемость, ответственно относятся к подготовке домашних заданий и активно работают на уроках.

фамилии, имена детей. требуют постоянного контроля родителей и учителя, по отдельным предметам знания ниже, чем по другим предметам. Не всегда есть домашние задания, нет стремления учиться лучше. На уроках часто отвлекаются, сидеть за партой не могут. Внимание на низком уровне.

Слабые дети – фамилии, имена детей. Им учиться тяжело, так как пробелы в знаниях с 1 класса, слабые познавательные возможности. Но ______старается, переживает за успеваемость. __________ не прикладывает усилий, материал не отрабатывает. _______ на уроках не может сконцентрировать свое внимание на учебном материале, часто не слышит объяснения учителя.

фамилии, имена детей. к урокам не готовится, на уроках работает частично. Контроля со стороны родителей нет. Как результат – низкие результаты обученности, пробелы в знаниях.

Очень не собран в этот учебный год фамилии, имена детей. Постоянно переспрашивает задания, работать начинает спустя некоторое время. Сконцентрироваться не может.

Лучше могут учиться фамилии, имена детей. Но не всегда есть хорошая мотивация к учебе. Дисциплину на уроках нарушают фамилии, имена детей. Они не контролируют свое поведение, выкрикивают с места, разговаривают. На замечания реагируют не всегда. Много выкриков с места фамилии, имена детей . Они не осознают того, что они на уроке, учитель спросил других учащихся.

По результатам исследования школьной мотивации от 29.04.15 года высокую имеют 11 чел, хорошую – 7 чел, положительную – 7 чел, низкую – 5 чел. и негативное отношение к школе – 1 чел. (фамилии, имена детей.) У _____ это связано с отсутствием усидчивости, прилежания. Он очень быстро утомляется, работать вместе с классом не успевает. По сравнению с анкетированием 1 полугодия мотивация незначительно выросла.

По результатам измерения самооценки очень высокую имеют 6 человек, высокую самооценку 9 человек, средний уровень у 10 человек, низкий – у 4 человек. Родителям детей с низкой самооценкой даны рекомендации по её повышению.

Анализ участия учащихся во внеклассной работе

Основными мотивами участия в школьных мероприятиях стала личная заинтересованность.

источник

Анализ воспитательной работы классного руководителя

Анализ – это:

– установление связи между частями и каждой части со всем целым.

Проведение всестороннего анализа воспитательного процесса – обязательный этап деятельности классного руководителя.Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.

Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма. Грамотно выполненные анализ позволяет увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности школьника.

Цель анализа воспитательной работы – показать результаты и эффективность воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, определить, как они связаны с деятельностью воспитателей и классных руководителей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.

Результаты воспитательной работы – это те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса имеет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

– выявление реального состояния воспитательного процесса;

– выявление возможностей его развития;

– анализ произошедших изменений;

– изучение эффективности и педагогической целесообразности различных условий и средств, их влияния на результаты работы;

– определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Подходы к анализу воспитательной работы

Несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы: описательный, полярно-оценочный, проблемный, системный и личностно ориентированный.

При описательном подходеописывают­ся и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности клас­са, как правило, по принципу «что вижу, о том и пою».

При полярно-оценочном подходевыделя­ются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Пла­нируется также анализ причин негатив­ных или позитивных явлений в жизнеде­ятельности класса.

Системный подходпредполагает цело­стный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, при­емов), результатов деятельности и воспи­тательных отношений. При этом делает­ся акцент на «ключевых» моментах педа­гогического процесса, считающихся при­оритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.

При проблемном подходепроисходят выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий педагогическо­го процесса.

При личностно ориентированном подходе к анализу воспитательной работы ак­цент делается на:

– развитии личности ребенка;

– становлении и проявлении индивиду­альных особенностей школьников;

– личностных достижениях учащихся;

– формировании в классе и школе бла­гоприятной среды для развития учащих­ся;

– функционировании системы медико-психологического и социально-педагоги­ческого обеспечения процесса развития школьников.

Виды анализа

В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей классных руководителей и принятых ими принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа воспитательного процесса: анализ реализации целей и решения задач, анализ основных событий и воспитательных мероприятий, критериально- и личностно ориентированный анализ.

Делая анализ реализации целей и решения задач, классный руководитель оценивает степень достижения целевых установок, определенных в плане воспитательной работы. Для этого используются определенные критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

При проведении анализа основных событий и воспитательных мероприятийучитываются:

– положительные аспекты деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто как сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию каждого из школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться;

– отрицательные аспекты осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить;

– что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела; какие проблемы остались;

– каково влияние участия и позиции классного руководителя на результативность проведенных мероприятий.

Успешному проведению анализа основ­ных событийспособствует коллективный анализ жизнедеятельности, предполагаю­щий активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родите­лей, друзей класса. Среди форм коллек­тивного анализа, которые могут быть ис­точниками важной информации, можно выделить устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнении, вы­пуск различных информационных лист­ков, стенгазет; разнообразные формы коллективного творческого анализа (уст­ный журнал, «живая газета», «телепро­грамма», творческий рапорт и т.п.).

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений ос­новных показателей результативности воспитательной работы в соответ­ствии с разработанными критериями эф­фективности воспитательной деятельно­сти.

Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.

Кри­терии процесса помогают понять, как осу­ществляется воспитательная деятель­ность, как действуют механизмы воспи­тания, какое влияние на результаты вос­питания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуман­ность воспитательных отношений, вовле­ченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотно­шений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных свя­зей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-со­циального сопровождения процесса раз­вития учащихся.

Анализ состояния воспитательной работы с позиции учащихся

Цель – изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в классе.

1.Определить активность участия детей в жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе.

2.Выявить эмоциональное отношение учащихся: к школе, мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.

3.Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классном собрании в конце учебного года. Сначала работа ведется с использованием специальной анкеты, которая выдается каждому учащемуся. Ребята отвечают на все вопросы в течение 15–20 мин. (Приложение). После проведения анкетирования возможны два варианта действий.

Вариант 1. Учащиеся разбиваются на группы и готовят ответы на следующие вопросы:

– Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое событие этого года вы считаете самым ярким (важным)? Что в жизни класса особенно радует (дорого)?

– Что сделал полезного наш класс, учащиеся класса для школы, других людей? Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились?

– Кого и за что надо поблагодарить, отметить по итогам работы за год?

– Что в жизни класса огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?

После ответов на данные вопросы, необходимо обсудить отдельные проблемы, направления работы в классе.

Вариант 2. После анкетирования можно провести игру «От любви до ненависти», которая поможет в анализе воспитательной деятельности не только в классе, но и в школе.

1.Определить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения успешным.

2.Развивать умение работать в группе.

Выступление классного руководителя:Ребята! Сейчас мы с вами сыграем в игру «От любви до ненависти». Вот Марина у нас говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе – он терпеть не может школу. «Там так ужасно скучно», – стонет он.

Давайте выясним, что для вас в школе интересно? А что нет?

Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (за 10 мин).

Затем, объединившись по нескольку человек, попытайтесь составить общие списки того, что вы считаете в школе интересным, а что – скучным (за 10 мин).

Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше об­учение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее (5 мин).

Потом мы вместе поговорим об этом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9434 — | 7321 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

При анализе целей и задач воспитательной работы, педагогу необходимо отметить все преимущества и недостатки своего труда. Грамотно проведенный анализ воспитательной работы за год поможет бороться с основными недостатками учебного процесса, повышая успеваемость и улучшая морально-ценностные ориентиры класса.

Как проводить анализ воспитательной работы

Для того чтобы анализ воспитательной работы был максимально точным и справедливым, педагогу необходимо припомнить цели, который он ставил перед собой в начале года и понять степень их исполнения. Основная цель, которую ставят перед собой практически все педагоги — это создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Также можно поставить перед собой цель воспитать морально-нравственные и этические ориентиры у школьников.

Основное отличие анализа воспитательной работы от классического обзора достигнутых и нереализованных учебных целей в том, что за один год невозможно воспитать морально-нравственные ориентиры. Также за один год не создаются все условия для развития личности ребенка. Зачастую педагоги на протяжении 10 лет работают над одними и теми же воспитательными целями, чтобы в итоге достичь приличного результата.

Именно поэтому годовой анализ плана воспитательной работы зачастую ориентируется скорее не на цели, а на задачи. Учитель может поставить перед собой задачу воспитания уважительного отношения к школьному имуществу и к истории учебного заведения в целом. Также целью может стать формирование самостоятельности и независимости каждого из учеников не только в школе, но и в реальной жизни.

Отмечая удачное решение поставленной задачи, педагог должен приводить аргументы в свою пользу. Так, например, работа класса над созданием школьного музея, посвященного истории учебного заведения — это отличный показатель выполненных воспитательных задач. Работая над подобным музеем, дети обязательно смогут познакомиться и оценить основные этапы в истории родной школы.

Еще одна важная цель воспитательной работы — формирование патриотических взглядов у детей. На данный аспект в школах сейчас делается особый акцент в сфере происходящих политических событий. Участие детей в Параде Победы, доклады на тему экономической и политической роли России в мировой истории — все эти моменты напрямую свидетельствуют о выполнении планка педагога по воспитанию патриотизма.

Нельзя игнорировать и культурно-просветительские цели воспитательной работы. Для того, чтобы дети узнавали что-то новое и получали яркие впечатления от проводимой педагогом воспитательной работы, учитель может посещать с классом театры, концерты и киносеансы. Все эти мероприятия обычно происходят вне школьных стен в свободное от учебы время и нравятся детям разных возрастов. Подобные мероприятия, направленные на расширение культурно-просветительских границ ребенка, довольно легко помогают сплотить класс, сделав коллектив дружным, исключив конфликты внутри него.

Составляя подобный аналитический план, учителю необходимо отметить и те задачи, достигнуть которых пока не удалось. Например, формирование уважительного отношения к старшим у младших школьников происходит на протяжении нескольких лет, и с такой задачей невозможно справиться за год. Также и антиалкогольные кампании среди старшеклассников нужно проводить в течение нескольких лет, и за год достигнуть цели нравственно-оздоровительного воспитания просто нельзя.

Если же какая-то задача оказалась педагогу «не по зубам», ему следует отметить причины произошедшего. Сами причины могут крыться в недостаточном школьном оснащении в выборе не тех методов для борьбы с проблемой и так далее.

Все эти аспекты, отмеченные в анализе, становится наглядным отражением деятельности педагога в течение года.

Основные ошибки при составлении анализа

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Анализ воспитательной работы составляют все педагоги, у которых имеется классное руководство. Зачастую, несмотря на обширный опыт работы, учителя допускают вопиющие ошибки при составлении подобного плана.

Для начала педагогу не следует делать акцент на каком-то одном аспекте воспитательной работы, например, на вопросах патриотизма. Для того, чтобы воспитать полноценную личность со своими взглядами на жизнь, следует заниматься и эстетическим, и физкультурно-оздоровительным, и нравственным воспитанием. Причем нельзя проводить исключительно лекционные и теоретические методики работы с классом. Доклады и тематические часы — это хорошо, но педагог добьется куда большего нравственного воспитания, если отправится вместе с детьми в театр или на концерт симфонической музыки.

Также при анализе воспитательной деятельности учитываются не успехи одного конкретного ученика, а общие, средние показатели по классу. Так, если в классе имеется несколько успешных учеников, которые смогли достигнуть вместе с учителем поставленных воспитательных целей, ориентироваться исключительно на них не стоит, ведь скорее всего, в классе есть и те дети, которые далеки от желаемых идеалов и личностных качеств. Именно поэтому, чтобы анализ педагога был максимально точным, ему следует всегда использовать усредненные показатели.

Наиболее органичный анализ воспитательной работы получается в том случае, если педагог делает акцент именно на выбранных методиках работы и поставленных задачах. Пространные рассуждения по теме вряд ли смогут дать характеристику качественной деятельности педагога.

При составлении подобного анализа необходимо учитывать возраст детей, их интересы и учебную нагрузку. Воспитание морально-нравственных качеств не должно происходить в ущерб учебного предмета, а иначе, элементарные успехи класса по предметам будут сильно страдать. В своей воспитательной работе учителю следует активно использовать помощь родителей. Разнообразные тематические классные часы для детей и взрослых помогут наладить связь между поколениями, да и на достижение целей воспитательной работы повлияют положительно.

Также в своем анализе следует использовать как можно больше разнообразных графиков, схем и примеров. Это поможет сделать составленный текст живым, ведь для достижения поставленных целей, педагог обязан быть заинтересованным в грамотной воспитательной работе. Если учитель использует разные методы, уделяет этому вопросу особое внимание и не игнорирует потребности детей, уровень успешности воспитательной работы будет очень высок.

Практически всегда работа педагога не ограничивается сорока минутами урока. Воспитательная работа — важная часть учебного процесса, помогающая сформировать личность ребенка. Уделяя внимание разнообразным методам и целям воспитательной работы, педагог легко достигнет желаемых результатов. В итоге, и составить анализ воспитательной деятельности будет совсем несложно даже для преподавателя без опыта работы.

источник

Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год

классного руководителя 6а класса

В классе на начало года — 18 обучающихся, на конец года — 18 обучающихся, из них — 11 девочек и 7 мальчиков.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:

развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;

формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;

формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;

сплотить коллектив 6 а класса;

воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;

вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;

активизировать работу по развитию ученического самоуправле­ния в классе;

способст­вовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;

воспитывать социально-адаптированную личность.

Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год было проведено 25 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Так, классным руководителем проводились занятия: «Внешний вид — залог успеха», «Современный этикет», «Я выбираю жизнь», «Осторожно! Интернет!», «Внимание дорога», «Самый большой урок», «День матери», «День Конституции России», «Товарищество и дружба», «День народного единства», «Жизнь виртуальная и жизнь реальная», «Блокада Ленинграда», «О вреде курения», «Вычеркни антибиотики из меню», «Вывод войск из Афганистана», «К 100-летию Маресьева», «Космос – это мы. Гагаринский урок», «Чернобыль. 30 лет трагедии», «71 год Победы», «Вспоминаем дни войны», «День защитника Отечества», «Что такое игромания?», «Международный женский день», «О взаимоотношениях в классе», «Вот и год прилетел».

Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ. В конце каждой недели, проверялись дневники, в конце четверти выставлялись оценки в дневники учащихся и в начале новой четверти контролировалась подпись родителей за четвертные оценки.

Поставленные перед коллективом в 2015 – 2016 учебном году задачи я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса

Результаты учебных достижений класса

Виноградов Александр (природоведение)

Пшеничникова Валерия (англ. яз.)

Бриллиантова Кристина (матем)

Бриллиантова Кристина (матем., англ. яз.)

Мухина Анастасия (матем., англ. яз.)

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 2 человека окончили учебный год на «5», 8 человек на «4» и «5», 1 человек с одной «3». Процент качества знаний равен 86 %. Это практически одинаково с прошлым годом, тем более, что появились новые предметы: география, биология. В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны реагируют, но советы и замечания окружающих принимают большей частью поверхностно. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и с взрослыми; повысилась правовая культура.

В 2015-2016 учебном году был 100% охват учащихся горячим питанием (10 человек питались бесплатно).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Занимаются в кружках и секциях 13 человек (в школьных – 3, вне школы 11).

Каждый ученик включён в общие дела класса: (направления)

Спорт, трудовой сектор, оформитель…

Раздачей поручений, на данном этапе, занимается учитель, но активность детей присутствует по распределению обязанностей (50 %).

Поручения на детей распределены сроком на год.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. Дети стали более терпимы друг к другу, помогают и общаются всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем дети стали сами координировать свои действия: репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.

4. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют практически все учащиеся. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики. Для одного учащегося класса характерна завышенная самооценка.

Большинство учащихся включено в коллективные взаимоот­ношения и коллективную творческую деятельность. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.

За прошедший учебный год проведено:

Заседаний родительского комитета – 1

Индивидуальные беседы с родителями — 12

Если в прошлом учебном году на родительских собраниях ни разу не были родители Бриллиантовой Кристины и Масляковой Вероники, то в этом учебном году родители отнеслись более ответственно к учёбе своих детей.

Родителей интересовал следующий ряд вопросов:

Решение проблем с поведением

Подготовка домашнего задания

Отношения в классном коллективе, с учителями

Родители детей класса активны, откликаются на просьбы классного руководителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, решает организационные вопросы. Совместные дела, проведенные с детьми и родителями: оформление класса, повышение успеваемости детей. «Проблемных» семей, требующи­х особого внимания педагогов школы, в классе нет.

Успешному результату воспитательной работы в классе способствовали:

Целесообразное планирование по периодам

Использование оптимальных форм и методов воспитательной работы (классные часы, беседы, уроки мужества, КТД, проектная деятельность, уроки этики и культуры поведения и др)

Наличие необходимых условий для проведения воспитательной работы (классная кабинет и необходимые помещения, помощь педагогов и родителей)

Методическое обеспечение работы классного руководителя

100% охват детей класса разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки и разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы.

Участие большей части родителей в жизни класса

Работа органов ученического самоуправления в классе

Плодотворное сотрудничество с классным коллективом 7б класса

Сотрудничество с педагогами при подготовке и проведении отдельных мероприятий.

Сотрудничество с учителями, работающими в классе.

Индивидуальная работа с учащимися и их родителям.

Но наряду с определенными достижениями в воспитательной работе в классе имеются следующие недостатки:

Некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и взаимная требовательность) и уровня воспитанности учащихся (отношение к учёбе, нравственные качества) проявляются всё ещё слабо;

Нет инициативы и самостоятельности в плане объёма и выполнения поручений. Некоторые ученики ждут прямых указаний;

Исходя из вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2016-2017 учебный год:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;

Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в классе, школе;

Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;

Развивать умение работать в коллективе, команде, решать творческие способности;

Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров.

Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;

Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;

Разъяснять важность для каждого человека приручать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

источник

Разработка примера анализа воспитательной работы за учебный год

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 6-А КЛАССЕ

В 6 –А классе на начало 2016 – 2017 учебного года обучалось 21 учащихся, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:

Цель воспитательной работы: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностно-нравственных качеств обучающихся; выявить и развить добрые наклонности детей, живой практической деятельности; сохранять и укреплять здоровье; содействовать созданию дружного коллектива.

Способствовать привитию любви к Родине, воспитывать чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое России, формировать уважительное отношение к членам своей семьи.

Уделять особое внимание формированию товарищеских доброжелательных, культурных взаимоотношений. Развивать привычки культурного поведения.

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям.

Воспитывать общительность, чувство общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.

Содействовать привитию навыков сохранения здоровья, разъяснять пагубное действие вредных привычек, формировать чувство осознания ценности собственного здоровья.

Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год было проведено 34 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию: «Гражданственность и патриотизм в моей жизни» «Отечества достойные сыны», «Уроки мужества», по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию шестиклассников: «Иметь свое мнение – это важно?», «Чувство взрослости. Что это такое?», стабилизации отношений в классе, а также сплочению коллектива способствовало проведение праздников: «Новогодний огонек», «А ну ка парни», «А ну ка девушки». Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей, формированию здорового образа жизни.

Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2016 – 2017 году задачи, я считаю выполненными.

2. Оценка отношения в коллективе между девочками и мальчиками, детьми и взрослыми:

Отношения в классе не всегда ровные, конфликты изредка бывают. Дети вполне доброжелательные, адекватно реагируют на критику со стороны взрослых. Но существует проблема некоторой разобщенности девочек и мальчиков, над сплочением коллектива необходимо еще много работать. Осложняет ситуацию и наличие нескольких учеников, стремящихся к лидерству в классе, что иногда создает напряжение в отношениях.

Лидеры в классе имеются. Ярко выраженных лидера два. Это Кормишина Елизавета и Лимонов Евгений. Постоянно борется за лидерство Якубова Ксюша. Кормишина Елизавета лидирует в классе, к ней прислушиваются в основном девочки, мальчики также ценят мнение Лизы. Она очень любит командовать, что мешает ей в общении. Лимонов Евгений воздействует на окружающих положительно.

4. Наиболее активные ребята.

Ребята в основном активные, отзываются на инициативы и предложения. С большим успехом класс принимал участие во всех мероприятиях и концертах детской организации. Ребята хорошо поют, особенно хорошо поет Лимонов Евгений, читают стихи, играют на сцене, танцуют, выполняют акробатические номера, рисуют. Все учащиеся, кроме Макарова Кирилла, посещают кружки. Дети принимали активное участие во всех спортивных и патриотических соревнованиях, часто становились призерами. Учащиеся моего класса участвовали в общешкольных мероприятиях конкурсах и концертах. Они приняли участие в празднике, посвященном Дню учителя, в праздновании Нового года, в концертах ко дню 8 марта. Мои ученики активно участвовали во всех конкурсах, занимали призовые места. Самыми активными учениками в этом году были: все, кроме Климаковой Виктории, Александрова Алексея, хотя Алексей старался принимать участие в спортивных конкурсах и занял даже призовое место в конкурсе «Самый сильный».

5. Включенность родителей в жизнь класса и школы.

Работа с родителями проводилась по плану: прошли классные родительские собрания, были встречи и индивидуальные беседы. Родители в основном откликались на просьбы классного руководителя, но не все в достаточной мере уделяли внимание воспитанию детей и их учебе, в результате чего снизилась успеваемость класса по математике, русскому языку. Родительский комитет работал хорошо. Но инициативных родителей в классе мало, не все ходят на родительские собрания. Очень интересно родители организовали вечер на Новый год. Большой вклад родители внесли в ремонт класса, были вставлены пластиковые окна, выкрашены стены класса, поставлены новые плинтуса.

6. Формы самоуправления в классе. Их роль в жизни класса.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

В классе избраны органы самоуправления. Ребята все справляются со своими задачами.

Командир класса, Кормишина Елизавета, в основном справлялась с работой. Замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует, уточнив у учащихся. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Епифанова Варвара и Якубова Ксения являются представителями класса в школьных органах, поддерживают связь с классным руководителем и учителями.

Шадрин Илья, заместитель командира, С обязанностями справляется. Докладывает классному руководителю и классу о результатах дежурства.

Хозяйка класса (Кленина Алена). С обязанностями справлялась, следила за цветами класса.

Физорг (Зимин Сергей). С задачей справлялся. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.

Юный художник (Шильникова Дарья) С работой справляется хорошо. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, плакатов и атрибутов к другим внеклассным и общешкольным мероприятиям. Благодаря Дарье, класс занимал призовые места в конкурсах.

Массовик затейник (Лобачева Алевтина). Девочка хорошо учится, старается класс вести за собой, может быть старостой, но не всегда собранная.

Бригадир (Власов Евгений). С работой справляется. Мальчик очень активный, ответственный.

Работу по самоуправлению продолжать будем, ребята должны учиться самоорганизации и ответственности, что способствует формированию адекватной самооценке и оценке окружающих. Это видно по результатам исследования школьного психолога.

Исследование самооценки у учеников 6-х классов 2016-2017 уч. год

Диагностика самооценки у учеников 6-х классов показывает, что неадекватно высокий уровень самооценки диагностирован только у 5% учеников 6«А», а 85% учащихся имеют адекватный уровень самооценки, с 10% детей, имеющими заниженную самооценку необходимо вести работу по вовлечению в творческую работу, посильную и интересную им для формирования ситуации успеха.

Исследование динамики самооценки у учеников 6-х классов

(с 5-го по 6-й год обучения: 2015-2016 уч. год – 5«А» и 5«Б» класс,

2016-2017 уч. год – 6«А» и 6«Б» класс)

Исследование самооценки у учеников 6-х классов показал хорошую положительную динамику. В процессе обучения с 5-го по 6-й класс произошел рост учащихся с адекватным уровнем самооценки за счет снижения количества детей с неадекватно завышенным и завышенным уровнем самооценки. Также хорошим показателем является снижение в 6-м классе количества детей с заниженной самооценкой. Это говорит о нормализации психического состояния учеников, имевших трудности в 5-м классе, при переходе в среднее звено, что возможно при квалифицированном и грамотном подходе учителей.

Из данных проведенного исследования видно, что в процессе обучения произошло значительное увеличение количества детей, имеющих адекватную самооценку. Что говорит о систематической, положительной работе учителей – предметников и классного руководителя в этом направлении. Как видно из диаграммы, чем старше становятся учащиеся, тем более адекватной становится их самооценка, что соответствует возрастной норме. Постепенное увеличение числа детей с адекватной самооценкой произошло за счет уменьшения детей с неадекватно высокой и завышенной самооценкой, что является показателем адекватного педагогического воздействия.

Дети с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

8. Направления в работе, которые наиболее удаются классному руководителю:

У меня достаточно хороший контакт с детьми, они мне доверяют. Наиболее удается мне индивидуальная работа с ребятами, патриотическая и гражданско-правовая, а также работа, направленная на повышение успеваемости класса по предметам, о чем свидетельствуют результаты исследования психолога.

Результаты исследования уровня учебной мотивации у учеников

6-х классов (2016-2017 уч. год)

Высокий уровень учебной мотивации диагностирован у 57% учеников, средний уровень мотивации у 43% уч-ся, сниженного и низкого уровня нет вообще.

9.Не очень хорошо получается работа с родителями (Зимины), вследствие неактивности родителей, чувствую не удовлетворенность в работе.

10-14 Анализ плана воспитательной работы:

План воспитательной работы строился в соответствии с планом работы школы. В нем нашли отражения муниципальные и общешкольные мероприятия, календарные даты года, интересы детей.

Интересными получились мероприятия «Планета друзей» (ролевая игра по ПДД), провели классные вечера. Большое внимание я уделила патриотическому воспитанию уч-ся, проведены классные часы «250 лет _ Балаково», «О гражданском долге, мужестве и героизме. Очень интересной была акция «Расцветай мой класс».Позитивные эмоции дети получили в походе, были всем классом, даже Зимин Сергей принял участие. В своей работе с уч-ся применяла различные формы работы с классом: индивидуальная работа, анкетирование, классные часы с презентациями, коллективные дела т.д.

15. Уровень воспитанности у уч-ся:

Процесс социализации и адаптации не завершён, требуется дальнейшая работа по выработке нравственных принципов, формированию коммуникативных навыков, самостоятельности в принятии решений. Остаётся задача сплочения коллектива, формирование навыков взаимопомощи, поддержки, бесконфликтного сосуществования, самоорганизации внутренней жизни коллектива, организации совместного досуга. Пока класс находится на первой стадии формирования классного коллектива, имея зачаточные признаки взаимоответственности, требовательности, инициативы. Почти все ребята нуждаются в индивидуальном подходе. Уровень воспитанности в основном высокий. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, часто не доводят дело до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний невысокая, за исключением предметов, которые нравятся. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники заинтересованы. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя и считают его необходимым.

У некоторых учеников уровень воспитанности средний. Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями. Учащиеся не понимают ценности получения образования для собственного развития. Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной жизни. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми деятельностями, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.

источник

Анализ воспитательной работы.

Анализ воспитательной работы сделан с условиями ФГОС. В а нализе подробно изложены цель и достигнутый результат работы, а также описаны мероприятия в которых принимали участие обучающиеся.

Анализ воспитательной работы

классного руководителя 8 класса

Цель воспитательной работы:

Главной целью в практике гуманистического воспитания остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности, способной принимать решения в ситуациях современной жизни. Динамическая ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности классного коллектива и развития его членов.

Задачи воспитательной деятельности:

Дальнейшее сплочение классного коллектива как основного «инструмента» психологической защиты и условия свободного развития его членов;

Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе;

Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения каждого члена классного коллектива;

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение условий защищенности каждого его члена.

Создание условий для самоутверждения каждого ученика в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников.

Создание условий и оказание помощи в поисках ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.

Организация разнообразной, творческой личностно и общественно значимой деятельности детей в коллективе как модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация подростков.

Психолого-педагогическое просвещение учеников, обучение их способам делать разумный выбор, приемам саморегуляции и самовоспитания как важнейшим условиям благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни.

Основные принципы организации воспитательного процесса.

1) Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности.

2) Естественный и природосообразный, ненавязчивый характер воспитания, позволяющий избежать сопротивления со стороны воспитанников, более того, стимулирующий их участие в воспитательном процессе, прежде всего благодаря созданию «ситуации успеха».

3) Выбор содержания воспитывающей деятельности в соответствии с актуальными на данный момент потребностями ребенка.

4) Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление любви и уважения к ним

Воспитательная работа в классе велась по направлениям:

В 8 классе обучались 7 человек: 5 девочек и 2 мальчика. Состав класса по возрасту следующий: пятеро учащихся с 2003 года рождения, один – с 2001 г.р. и один 2002 года рождения. Подростки воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Учащихся, склонных к правонарушениям нет.

Работоспособность класса в целом хорошая. Дети любознательны и общительны. В классе три хорошиста: Кушнарева Татьяна, Лобкова Екатерина, Тажгулова Софья.

Классный коллектив дружный, с хорошим потенциалом. При подготовке к мероприятиям учащиеся с удовольствием работают совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.

Старостой класса являлась Екатерина. С обязанностями справлялась хорошо.

Трое учащихся (девочки) посещали школьные объединения: «Слово». Все учащиеся 8 класса посещали кружок «Немецкий без отметок».

Класс активный, практически все принимали участие во всех школьных мероприятиях. Все девочки музыкальны: поют и танцуют. Кушнарева Татьяна, Тажгулова Софья, Мелентьева Надежда посещали танцевальный кружок при ДК «Целинник». В течение года класс занимал призовые места, принимая участие в общешкольных мероприятиях, в дистанционных конкурсах по изучаемым предметам. Лобкова Е. и Алексеев А. принимали участие в конкурсе чтецов. Кушнарева Т. и Тажгулова С. приняли участие в «Тотальном диктанте» по немецкому языку, где заняли первые и вторые места соответственно. Учащиеся 8 класса участвовали в конкурсах рисунков, плакатов, листовок по темам: «Сообщи, где торгуют смертью», «Экология вокруг нас», «Правильное питание», «На страже Родины» и т.д. В конкурсе «А ну-ка девочки» заняли 2 место. Лобкова Е. была приглашена на «Ёлку Главы» за активную жизненную позицию. Тажгулова С. и Лобкова Е. выезжали на «Слет одаренных детей», где им вручили грамоты. В общешкольном мероприятии военно-патриотической песни учащиеся класса получили грамоту в номинации «Самая артистичная песня» за инсценирование песни «Катюша». 1 место в конкурсе плакатов «На страже Родины». 8 класс в акции «Тимуровская неделя» оказали помощь пожилым людям.

В Детское объединение «Беспокойные сердца» входит все учащиеся.

2. Уровень сплоченности коллектива

Так как класс очень маленький, то они все вместе и составляли актив класса. Всегда помогали по мере своих способностей, готовы были принять участие во всех делах, начинаниях класса и школы. Девочки любят петь и танцевать выступают в школе и со сцены в клубе.

3. Реализация воспитательных задач, поставленных в учебном году.

Поставленные на этот учебный год задачи способствовали:

— созданию условий для оздоровления учащихся;

— формированию у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, сплочённости классного коллектива;

— воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения, сознательного отношения к своим обязанностям;

— становлению активной гражданской позиции учащихся;

— привитию навыков культуры общения, развитию нравственно-личностного качества (доброты, желания помочь другим людям);

— формированию эстетических вкусов, развитию творческих способностей;

— воспитанию навыков здорового образа жизни;

— воспитанию любви к Родине, природе, всему прекрасному.

Вся воспитательная работа в классе планировалась и осуществлялась по одиннадцати направлениям. Основными формами работы с детьми были классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных и общешкольных делах принимали участие все учащиеся.

4. Участие в делах класса и школы.

Класс по составу небольшой, все ребята принимали активное участие во всех мероприятиях. Проведя анкету «Самые интересные мероприятия года», можно сделать вывод, что наибольший интерес у обучающихся вызвали следующие мероприятия:

— «Урок финансовой грамотности» (кл.час);

— классный час «День космонавтики»

— Мероприятие посвященное 9 мая.

— Классный час «Моя семья и отечество в моей жизни»

— Экскурсия в школьный музей

— Классный час «Какие профессии вы знаете?»

-День вывода советских войск из Афганистана;

I место в конкурсе плакатов «На страже Родине» – класс.

II место в конкурсе «А ну-ка, девочки» – класс.

Все мероприятия, проведенные для учащихся, способствовали сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формировали эстетические вкусы, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.

1. Кушнарева Татьяна (за хорошие успехи в учёбе и за активное участие в общественной жизни школы)

2. Лобкова Екатерина (за хорошие успехи в учёбе и за активное участие в общественной жизни школы, 3место в муниципальной олимпиаде по обществознании)

3. Тажгулова Софья (за хорошие успехи в учёбе и за активное участие в общественной жизни школы)

4. Мелентьева Надежда (за активное участие в общественной жизни школы)

В 2016–2017 учебном году родительские собрания и родительские всеобучи были проведены по плану.

Собрания, классные и школьные мероприятия родители посещали практически в полном составе.

Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что все дети имеют хорошие отношения со своими родителями.

Хочется отметить родителей, которые не пропустили ни одного школьного мероприятия и принимали активное участие в школьной жизни своих детей:

Амплеева Т.И., Мелентьева Г.В., Кушнарева Е.М. Жакибаева Е.А., Тажгулова Н.У.

В целом воспитательная работа в 8 классе была многоплановой и разносторонней.

Участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало формированию гражданско-патриотического, развитию творческих способностей учащихся, формированию доброжелательных отношений между одноклассниками и дальнейшему укреплению классного коллектива.

А трудовые десанты способствовали воспитанию трудолюбия и бережного отношения к окружающему пространству.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

АНАЛИЗ РАБОТЫ КЛАССА ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

1.2. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния приемов включения учащихся в деятельность и общение.

Поставленные цели и задачи на 2014-2015 учебный год определялись с учетом психофизиологических особенностей развития детей данного возраста, стремлением достижения паритета между образованностью и здоровьем учащихся, с учетом имеющихся педагогических условий. Основные средства педагогического влияния, использованные в работе – это, прежде всего, убеждение учащихся в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем обучение учащихся, т. е. усвоение ими определенных навыков деятельности, необходимых для решения поставленной задачи. В дальнейшем работа была направлена на формирование умений и навыков в выполнении запланированных мероприятий. На всех этих этапах прилагались усилия для стимулирования прилежания, контролировалась и оценивалась работа поэтапно и по итогам деятельности.

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач я считаю позитивные изменения в сознании учеников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Это касается их оценки проводимых в классе мероприятий, их заинтересованного участия в школьных мероприятиях. В процессе работы использовались различные приемы включения учащихся в деятельность: самостоятельное определение задач, планирование, самостоятельный поиск информации, при активной поддержке родителей класса создавались благоприятные условий деятельности и общения.

2. Анализ развития учащихся класса.

2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факт повлияли на это в большей мере).

2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

2.3. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

2.4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах недеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.)

2.5. Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.

2.6. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей класса.

2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними: задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социализации этих учеников.)

Классный коллектив можно охарактеризовать как коллектив со средним уровнем интеллектуального, нравственно-эстетического развития, воспитанности. На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся. Уровень воспитанности, как показала анкета по определению уровня воспитанности учащихся, высокий уровень воспитанности имеют 9 чел-20%, хороший уровень 5 чел-20%, средний уровень имеют 11 чел-44%.

Уровень развитости познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности, тоже возрос. Количество хорошистов, сохранилось. Следует отметить, что в течение учебного периода произошло незначительное повышение уровня успешности обучения. При этом имеется определенный резерв среди учащихся, окончивших учебный год с одной четверкой по основным предметам (2 человека – Гололобов Д. Козлов Артем).

По итогам года уровень социокультурного развития учащихся повысился, благодаря развитию самоуправления в классе. Ребята стали значительно чаще принимать участие в различных классных и общешкольных мероприятиях, самостоятельно организовывать классные часы. Учащиеся анализируют развитие своего коллектива, планируют дальнейшее развитие. Развитость познавательных интересов и творческих способностей проявляется на среднем уровне интеллектуальной деятельности (качество обучения 48.5 %, активное и результативное участие в интеллектуальных конкурсах учащихся класса), художественно-эстетической (занятость в коллективах творческой направленности — 52% учеников класса), спортивной деятельности (18 % учащихся).

На протяжении учебного года наблюдалась положительная динамика мотивации участия в различных мероприятиях класса, и проведенных в течении учебного года.

Наиболее яркое проявление индивидуальностей учащихся произошло во время участия в таких мероприятиях класса, как подготовка и проведение новогоднего и дидактического спектакля («Золушка» и «Аленький цветочек»),участие в научной конференции «Шаг в будущее» («Письма с фронта»), организация и проведение праздника посвященного празднованию 70 –летию Победы, дали возможность каждому ученику показать свои таланты, проявить творчество и активность.

Ни один ученик класса не избегает активного участия в проводимых мероприятиях, каждый старается в силу своих индивидуальных особенностей, стремиться добиваться успехов, самостоятельно проявляют инициативное участие.

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.

3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование личностных качеств, творческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

Отношения учащихся с окружающим их социумом адекватные. Отношения соперничества, которые характерны для детей данного возраста, стимулируют детей к борьбе за повышение своего рейтинга успешности в классе.

На данном этапе возрастного периода происходят изменения в занимаемой им социальной позиции, во взаимоотношениях с окружающими людьми, происходит формирование самостоятельной системы ценностей и взглядов на мир. Все это в полной мере наблюдается и в классе. Позиция многих детей в классе на учебный процесс, внеклассную деятельность частично пересекается с позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. Активны и самостоятельны в своих поступках и предпочтениях примерно 68% учащихся класса. Есть обучающие, который надо не только направлять, но и постоянно мотивировать (Сагитов Э., Бранкин А., Козлов А.Комаревцев В., Гребенюк В).

У учеников выражен активный интерес к школьным делам (школьные праздники, традиции, трудовая деятельность), мотивации учебной деятельности, неравнодушное отношение к микроклимату в классе. При том, что возрастные особенности проявляются достаточно активно (стремление к самостоятельности, например), можно оценить влияние домашнего окружения на ребят как достаточно сильное, отметить достаточно высокий уровень доверительных отношений между родителями и детьми, и наличие дружеских отношений между семьями в классе.

Можно отметить активное общение между сверстниками на параллели, это и совместный досуг, и участие в мероприятиях, что положительно влияет на социализацию школьников, то есть начинает формироваться еще одна ценность для подростков – система отношений со сверстниками, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому идеалу.

На развитие личности учащихся, их способностей определенно большое влияние оказывают и педагогическая среда – высокий уровень профессионализма работающих в классе педагогов-предметников.

4. Анализ развития коллектива класса.

4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности нравственно-психологического климата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участия самоуправлении класса).

4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

Социально — психологический микроклимат в классе может быть оценен как благополучный. Большинство ребят в классе имеют систему собственных взглядов. Характер взаимоотношений учащихся в целом дружественный, уважительный, но время от времени происходят незначительные межличностные конфликты, связанные с возрастными особенностями и индивидуально-психологическими характеристиками детей. В большинстве ситуаций учащиеся внимательны друг к другу, заботливы, дружелюбны. Во взаимодействии с учителям преобладает уважительное отношение, позитивный эмоциональный настрой, при этом наблюдалось некоторое проявление тревожности, связанное с адаптационным периодом обучения в 5 классе. На формирование такого климата, на формирование общественного мнения класса оказывают влияние следующие факторы:

— социальные (установка в семьях учащихся на дружеское, бесконфликтное общение);

— побудительные факторы (сформированные у учащихся ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления);

— организационные факторы (те знания и методы, которые используются в профессиональной деятельности педагогического коллектива, работающего в классе – учебная и внеучебная деятельность);

— коммуникативные факторы (особенности межличностного взаимодействия учащихся с педагогами, сверстниками в учебной и внеучебной деятельности);

— психологические факторы (возрастные особенности учащихся, а также факторы личного характера: склонности, интересы, способности, особенности эмоционально-волевой сферы, самооценка и т. д.).

Следует отметить противоречие между выраженной активной позицией учащихся, их желанием к коллективной творческой деятельности и отсутствие у них навыков осуществления такой деятельности. В связи с этим возникла необходимость обучения учащихся умению работать в группах переменного состава, умению планировать, организовывать свою деятельность, анализировать ее.

Социометрическая структура класса выглядит следующим образом: 30% учащихся являются лидерами «звездами», и только трое учащихся пока испытывают трудности принятия их коллективом, (Карапетян О., Мачигов Д., Комаревцев В), но в отношении них можно отметить положительную динамику в установлении отношений с одноклассниками.

Учащиеся занимают активную творческую позицию в проведении классных мероприятий, самостоятельно организовали и провели 5 мероприятий в классе, можно считать полученный ими опыт основой для формирования и развития системы самоуправления в классе.

В течение года произошли изменения в составе класса, два ученика, обучавшиеся в другом классе перешли в наш класс (Лизунова К., Медведева А.) и приехавший из другого региона (Гребенюк В) Из новых учеников можно отметить что, они успешно влились в коллектив, успешно справились с учебой, двое других показали хорошие результаты в учебной деятельности, и не испытывали трудности в процессе интеграции в классный коллектив.

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

5.2. Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем году?

5.3. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду.

5.4. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению коллектива?

5.5. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

Наиболее охотно учащиеся принимают те мероприятия, в которых они сами задействованы как организаторы и исполнители. Некоторая пассивность части учащихся связана с тем, что предлагаемые группой учащихся мероприятия рассчитаны на определенные способности, возможно, недостаточно развитые у всех одинаково, а так же трудности возникают в связи с тем, что в классе интересы у них достаточно разносторонние.

Последовательность классных мероприятий согласовывалась с родительской общественностью и была одобрена на родительском собрании. На формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учёбе и труду повлияло использование технология организации коллективных творческих дел.

Организация групповых форм работы, основными идеями которой являются: сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация общественно и личностно значимой, художественно-инструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.

Сплочению классного коллектива в наибольшей степени способствуют совместные мероприятия, классные праздники, часть которых стала уже традиционной для данного класса.

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

6.1. Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность ( для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) членов классного коллектива в школьных делах.

6.2. Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

Мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях соответствуют их возрастным особенностям, к ним можно отнести

— потребность в самореализации, в самовыражении;

— потребность в причастности к группе;

— потребность в расширении круга общения;

— потребность в эмоциональной насыщенности общения

;- ощущение причастности к важным общешкольным проблемам;

— выражение своего творческого начала.

Следует отметить высокую активность участия учащихся в школьных делах (подготовка и проведение мероприятия к годовщине Великой Отечественной войне, и другие, в которых принимал участие практически весь класс). Высокую активность и результативность показали учащиеся по результатам участия в олимпиадах и творческих конкурсах.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

7.1. Частота и характер контактов с семьями учащихся.

7.2. Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

7.3. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

7.4. Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого).

7.5. Результативность организации родительских собраний в классе.

7.6. Эффективность индивидуальной работы с родителями.

7.7. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).

7.8. Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.

За указанный период происходило налаживание контактов с семьями учащихся через привлечение родителей к участию в классных и школьных мероприятиях, совместные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные встречи. По моим наблюдениям, произошли положительные изменения в отношении родителей к школе за учебный год. Родительская общественность активно влияла на воспитательный процесс в классе — совместное планирование, организация и проведение классных мероприятий.

В течение года осуществлялось промежуточное подведение итогов воспитательной работы, и отчет классного руководителя на родительском собрании, на котором предоставлялась информация о ходе и результатах воспитательного процесса в классе. Родители активно посещают родительские собрания, все вопросы обсуждаются коллегиально, достаточно активно и находят свое решение.

Индивидуальная работа с родителями проводилась с целью оказания помощи в адаптации для новых учеников, для учеников, у которых есть проблемы с учебой, в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми. Во всех случаях со стороны родителей наблюдалось понимание ситуации, готовность помочь в разрешении проблемы, активный отклик, предложения помощи и поддержки.

Так, мама Карапетяна Олега провела в классе занятия по изготовлению новогодней елочки из шариков. Эти занятия дали определенный положительный результат, дети с удовольствием использовали полученный опыт в домашних условиях и делились ими с друзьями.

Родительский комитет класса в течение года активно участвовал в жизни класса, оказал помощь в осуществлении всех школьных и классных мероприятий, оказал помощь школе в осуществлении ремонта кабинета, решении всех текущих вопросов.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

8.1. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

8.2. Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

8.3. В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

8.4. Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

Классным руководителем были выявлены проблемы поведения на уроке музыки (Карапетян О., Мачигов Д., Комаревцев В), осуществлялись совместные с родительским комитетом профилактические меры. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий. Тесное воспитательное взаимодействие осуществлялось с медицинским ра­ботником школы, а также с логопедом. От всех получена эффективная помощь и поддержка в решении вопросов. При всем этом надо отметить, что наибольшее влияние на воспитание и поведение учащихся все же оказывают те решения, которые принимаются в семьях, что не идет в разрез со школьными требованиями и пожеланиями, то есть можно говорить, что постепенно формируется команда заинтересованных участников образовательного процесса. Мои усилия как классного руководителя были направлены на организацию взаимодействия педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся в классе. Достигнутый педагогический результат можно считать положительным, что следует из отзывов педагогов.

• об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

• об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;

• о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

• о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

За прошедший учебный год накоплен положительный опыт осуществления взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Можно отметить формирование осознанного и самостоятельного отношения учащихся к учебной и внеучебной деятельности, наличие заинтересованного участия в жизни класса и школы, положительное отношение к процессу обучения и воспитания.

Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам учебной и внеучебной деятельности, активность участия во всех мероприятиях. К положительным результатам можно отнести наладившиеся отношения сотрудничества и заинтересованного взаимодействия с родителями класса.

На последующий период работы необходимо активизировать работу родителей, обновляя состав родительского комитета, продолжить совместное планирование и реализацию классных дел, продолжить работу по улучшению социометрической структуры класса, повышению уровня коллективных взаимоотношений в нем, развивать навыки коллективной творческой деятельности для создания условий для личностного развития и социализации учащихся.

источник