Меню Рубрики

Как проводить анализ рисков проекта

В данной статье будет рассказано о рисках проекта, примеры будут приведены, что называется — «из жизни». Для управления процессом выполнения работы всегда ставятся одни и те же цели: экономить время и вложенные деньги. Чтобы минимизировать риски проекта, примеры которых весьма многочисленны, создается управление рисками, вооруженное особой методологией. И это помимо того что спонсор проекта будет видеть эффективность такой работы. Любое опасное событие имеет вероятность состояться, однако не факт, что его влияние на ведение работы будет обязательно отрицательным. Время от времени отмечают и положительные риски проекта. Пример: внезапно у проекта появляется настоящий эксперт, который в пух и прах разнесет всю проделанную работу, но в итоге значительно ускорит появление результатов и прибавит им качества.

Риск — событие вероятностное, которое может случиться либо гарантированно, либо внезапно. Совсем не так сложно предусмотреть гарантированные риски проекта. Пример: лицензионное программное обеспечение практически всегда дорожает в конце года. Это даже и риском называть сложно — это скорее данность, которую необходимо учитывать, когда планируются ресурсы.

Но есть и действительно опасные примеры рисков инвестиционного проекта, которые предусмотреть практически невозможно. Например, снижение платежеспособности населения и потеря спроса на продукты проекта, тогда придется регулировать цены или принимать другие, достаточно болезненные меры.

Любые проекты, касающиеся инвестиций, не могут не относиться к будущему времени, а потому никогда нет уверенности в прогнозируемых результатах. Может повлиять как инфляция, так и обрушившийся экономический кризис, а также любое форс-мажорное событие: стихийное бедствие, пожар и тому подобное. Ожидать подобного события не имеет смысла, но готовым все равно быть нужно. Тем более что более мелкие неприятности все равно обязательно случаются по мере реализации инвестиционного проекта.

Примеры рисков: на рынке во множестве появились производители-конкуренты. Как быть? Только льготы на поставки спасут проект. Или произошло то, чего не ожидали (влияние могут оказать внешние перемены любого характера — от инфляционных, политических, социальных, коммерческих до внезапного появления новых технологий): средств на продолжение реализации проекта явно не хватит. Здесь наверняка придется слегка приостановить развитие проекта с переносом запуска на необходимый срок. Словом, определенный риск всегда есть.

Пример предопределенности, приведенный выше, когда планово повышается стоимость программного обеспечения, очень характерен. Есть методики, позволяющие оценить и предвидеть многие и не столь простые ситуации. Вот пример оценки рисков проекта с выбором определенной позиции. Любой инвестиционный проект подразумевает прежде всего видение инвестора, а не посредников и предпринимателя, реализующего проект.

Первым делом нужно рассматривать макроэкономическую ситуацию — как в стране пребывания, так и в мире в целом, если производится оценка рисков проекта. Пример объявления санкций у всех перед глазами. Если ситуация рассмотрена внимательно, можно предполагать безошибочно, насколько хорошо или слабо будет развиваться экономика.

Далее анализируется положение в отрасли, где предположительно будет осуществляться проект при управлении рисками. Примером тому могут послужить благополучно работающие предприятия в наших сложных условиях мирового кризиса и многочисленных санкций, где вовремя проведены необходимые маркетинговые исследования, подробно сделан анализ деятельности конкурентов, спрогнозированы цены, проанализированы собственные и чужие технологии, а также приняты все меры для успешного преодоления сложностей при внезапном появлении новейших продуктов у конкурентов.

Следующим шагом исследуют непосредственно инвестиционный проект, рассматривая его с точки зрения производства. Рассматриваются все возможные сценарии по реализации, выбирается оптимальный, где возможно управление рисками проекта. Примеры такой работы известны каждому предпринимателю и прожект-менеджеру, поскольку это азы предпринимательской деятельности. Однако это еще не все. Нельзя обойтись без подробного исследования коммерческой и производственной деятельности: запасов материалов и сырья, технологии производства, а также и продаж, себестоимости продукции и многого другого.

Как только у проекта появляется вариантность в решениях, а также и в исходах, он автоматически переходит в разряд неопределенных и рисковых. Конкретные примеры анализа рисков проекта можно и не приводить, поскольку каждый новый случай уникален, обстоятельства и условия повсеместно складываются по-разному. Чаще всего создатели проекта считают, что не обязательно рассчитывать риски на много лет вперед — об этом будет беспокоиться будущее руководство предприятия. Это не вполне честно, а значит — неправильно.

Для полноты анализа рисков инвестиционного проекта на примере конкретного предприятия можно показать только то, что помимо определения рисков намечаются мероприятия, необходимые для их минимизации. Естественно, у каждого предприятия и риски, и мероприятия не похожи на те, которыми ломают себе голову соседи. Однако понятия неопределенности и риска несколько отличаются друг от друга. Первое — это некая неточность информации или ее неполнота при идентификации рисков проекта. Примеры обычно касаются условий реализации. А риск — это возникновение по ходу реализации условий, обязательно приводящих к тем или иным негативным последствиям либо для всего проекта, либо для отдельных его участников.

Это значит, что неопределенность — характеристика объективная, воздействующая на абсолютно любого участника в равной степени. Она тоже может быть финансовым риском проекта. Пример: будущая цена сырья не определена. Это, безусловно, коснется в разной степени многих участников проекта: цена, например, горючего заставит одного из них вообще отказаться от проекта, а другой все-таки рискнет. Таким образом, этот риск значительно более субъективен, хотя и вызвала его обычная неопределенность.

Риск обязательно сопряжен с последующими негативными последствиями. Примеры рисков социального проекта (да и многих других): убытки, срывы срока реализации проекта и тому подобное. Есть и другая трактовка: это возможность совершенно любых отклонений — позитивных или негативных — в показателях от запроектированных значений.

Риск, согласно данной трактовке, — это возможность опасности, событие, которое либо произойдет, либо нет. Если произойдет, то будут и варианты последствий: результат положительный (например, прибыль или любая другая выгода), результат отрицательный (потери, ущерб, убытки и тому подобное), результат нулевой (когда проект оказался без убытка или без прибыли).

Во время проведения анализа угроз финансовых или организационных огромное значение имеет идентификация рисков проекта. Пример наиболее успешного противостояния негативным условиям любого рода может подать только команда, где документированием занимаются все участники, выявляя характеристики рисков, представляющих угрозу. Причем этот процесс длится постоянно, на всех этапах реализации проекта. Прежде всего делается анализ документации — планов проекта, данных по предыдущим контрактам и т. д.). Отсюда в анализе появляются первые и основные вводные.

Практически вся проектная документация может служить источником информации относительно рисков — от описания продукции и целей допущения до исторических данных. Используется тот метод сбора информации, который наиболее эффективен. Это может быть метод Дельфи, мозговой штурм, разнообразные опросы и тому подобное.

Проводится и анализ контрольных списков, где содержится перечень рисков для подобных проектов. В сети Интернет, например, можно найти огромное их количество. Далее формируется реестр рисков проекта. Примеры составления реестра содержат не только список детализированных рисков, но и список возможных стратегий реагирования, если риски идентифицированы. И напоследок проводится окончательный анализ — количественный и качественный.

Чтобы выявить риски, категоризовать их и сделать анализ, используется такая иерархическая структура, как дерево рисков. Примеры проектов с управляемыми рисками показывают качественный анализ, где обеспечивается полноценный процесс идентификации и систематизации до мельчайших уровней в детализации и прослеженными связями с остальными элементами проекта. Аналогично структуре разбиения работ: организационного управления проектом, разбиения стоимости проекта, ресурсов проекта и так далее. Только элементы на дереве разобраны по значимости и по характеру.

Современное управление различными проектами предполагает использование типовых шаблонов для разбиения рисков проекта. Технология создания такого дерева рисков очень похожа на технологию разбиения работ. Иерархические элементы иногда заменяются простым списком ожидаемых рисков проекта, чаще — не слишком сложной иерархической структурой двух или трех уровней.

Однако всегда нижний уровень представляет собой оцениваемые количественно риски либо описание рисков проекта. Примеры могут показывать одно или несколько событий в совокупности, но всегда имеющих видимые последствия. Дерево работ и дерево рисков разрабатываются на материале самых разных декомпозиционных оснований. Это важность, приоритеты, значимость, необходимость более глубокого анализа, характер последствий, ответные действия и так далее.

Одним из таких элементов является реестр рисков проекта. Примеры в деловой практике можно найти повсеместно. Прежде всего, это документ, в котором содержатся результаты качественного и количественного анализа рисков, а также план реагирования по их последствиям, если они произойдут.

В реестре рисков подробнейшим образом рассматриваются все предполагаемые опасности, к которым прилагается их подробное описание, указывается категория, причина, уровень вероятности, позитивное или негативное воздействие на конечные цели. Конечно, каждый предполагаемый риск сопровождается предполагаемыми ответными действиями. Там же указывается текущее состояние. Это один из основных элементов плана по управлению проектом.

Отдельный этап управления рисками — их оценка силами участников проекта. Когда реализуются крупные капитальные вложения, очень высок уровень неопределенности, а вероятностные и статистические методы тут явно недостаточны. Тем более что исходных сведений в истоках проекта еще мало и уникальные ситуации предвидеть очень сложно.

Именно в такие моменты и приходит на выручку теория игр, отдельное течение прикладной математики начала двадцатого века — это методология, где применимы платежная матрица с использованием идеи и методы теории игр, а также матрица рисков проекта. Примеры показывают такое же использование элементов прикладной математики.

С их помощью моделируются оптимальные решения, если возникает какая-либо неопределенность. Например, можно по очереди рассматривать целевые действия той или иной стороны, изучая именно ее интересы, в то время как все стороны конфликтуют, если цели их находятся на разных полюсах.

Это очень интересная и даже увлекательная теория, которая постоянно применяется в решении практических задач, своеобразная метода поиска решений, которые исходят из конфликтных интересов и рациональных действий.

Распределять риски и классифицировать их нужно с самого начала процесса подготовки контрактных документов и построения бизнес-плана. Что значит «классифицировать риски»? Это обычное распределение их по определенным признакам и критериям на разные группы, чтобы поставленные цели были достигнуты. Например, целесообразно разделять риски, прогнозируя возможный результат воздействия каждого из них на течение инвестиционного процесса.

Риски могут быть чистыми, когда в результате результат нулевой или отрицательный. Сюда включены такие катаклизмы, как землетрясение, цунами и тому подобные природные факторы, пожар, наводнение и другие естественные потрясения, выбросы вредного газа и прочие экологические бедствия, смена режима в стране, дефолт и много еще политических причин, влияющих на экономику в целом и на бизнес любого уровня, разнообразные транспортные аварии. Некоторые коммерческие риски также относятся к чистым, например кражи, диверсии, наносящие имущественный урон, поломки оборудования и другие производственные неполадки, задержки платежей, опоздания в поставках товара в торговых рисках.

Другая группа — риски спекулятивные, они характеризуются возможностью получить как положительный, так и отрицательный результат. Здесь наиболее ярко представлены финансовые риски, поскольку они являются важной частью коммерческих. Есть и второй критерий, необходимый для классификации. Это причина, по которой риск вообще возник. В зависимости от этих причин появляются следующие виды: коммерческие риски, транспортные, политические, экологические и природно-естественные.

Другой способ делит риски инвестиционного проекта на внутренние и внешние. Последние связаны с не вполне стабильной ситуацией в экономике, а также шаткостью экономического законодательства, недостаточно выгодными условиями инвестирования и невозможностью свободно использовать прибыль. Внешние риски, связанные с внешней экономикой, созданы ситуацией, когда могут быть введены ограничения в торговле, закрыты границы и тому подобное.

Также высокий уровень внешних рисков при неопределенности политической картины и существует возможность ее резкого ухудшения. Никак не зависит от воли инвестора и любое изменение климатических условий, чреватое стихийными бедствиями. И конечно же, огромный риск появляется при колебаниях рыночной конъюнктуры — валютных курсов, цен, ВВП и так далее.

Внутренними рисками инвестиционного проекта могут послужить разнообразные факторы масштабом помельче, но тоже с весьма и весьма болезненными последствиями. Землетрясение бывает не так часто, как ошибки самих участников проекта. Например, если проектная документация недостаточно полна или того хуже — не отличается точностью.

Всегда есть технические и технологические риски на производстве — отказ оборудования, аварии, брак и тому подобное. Если команда проекта действует так, как это делали Щука, Рак и Лебедь в басне Крылова, то есть если изначально подбор участников был сделан неправильно; если в команде не определены цели, не сосредоточены на главном интересы и поведение участников проекта вредит общему делу — есть риск, что поставленных целей добиться не удастся.

Огромной бедой обернется риск, если изменятся приоритеты в ходе реализации проекта, если поддержка со стороны руководителей будет потеряна. Если деловая репутация команды в целом или отдельных ее членов оставляет желать лучшего, если нет точности и полноты информации о финансах, внутренние риски возрастают. Если цены на продукцию или спрос, а также возможности конкурентов неправильно оцениваются, риски обязательно принесут негативные последствия.

И наконец, можно проводить классификацию рисков по их предсказуемости. Бывают риски внешне непредсказуемые и внешне предсказуемые. Первые включают в себя неожиданные государственные действия по регулированию производств, производственных и проектных нормативов, действия в области охраны окружающей среды, землепользования, налогообложения и ценообразования. И этот список можно продолжать долго. Конечно же, влияют на степень риска природные катастрофы. Но чаще — преступления: отказ выполнять работу, угрозы, запугивания, насилие и т. д.

Неожиданно случаются и разнообразные экологические и социальные причины появления рисков, угрожающие негативными последствиями. Происходят и банкротства подрядчиков, по вине которых необходимая инфраструктура для реализации проекта не бывает вовремя создана. Бывают и крупные ошибки при определении приоритетов проекта.

Внешне предсказуемые риски тоже составляют достаточно обширный список. Пример возможных рисков проекта из самых частых — это риск рыночный, когда ухудшаются возможности: при получении сырья, при повышении стоимости его, при изменениях потребительских требований, при усилении конкурентов и потере собственных позиций на рынке. Здесь тоже перечислять можно долго.

Операционные риски также достаточно предсказуемы. Часто случаются отступления от основных целей, нарушается безопасность. Бывает и так, что отдельные элементы проекта невозможно поддерживать в рабочем состоянии. Социальные и экологические последствия наступивших рисков всегда отрицательны. Предсказуема опасность отклонений уровня инфляции от тех величин, на которые был сделан расчет. Достаточно часто в настоящее время происходят негативные для бизнеса изменения в налогообложении.

Однако при реализации проекта ни одна неопределенность условий не является заданной. Поэтому и необходим постоянный мониторинг условий, в которых осуществляется проект, нужно проводить корректировку данных, графиков работы, а также внимательно следить за условиями взаимоотношений участников проекта. Примером оценки рисков инвестиционного проекта можно считать следующую ситуацию.

Предполагать пожар в офисе компании или планировать внезапный отказ от субсидирования спонсора было бы странным, хотя по влиянию на бизнес последствия такого риска выглядят страшно. Вероятность низка, риск на «желтом» уровне. А вот если программное оборудование не поступит вовремя, проект пострадает очень сильно. Случается это гораздо чаще. Уровень риска явно «красный». Но главное то, что этого риска при нормальной работе участников проекта вполне можно избежать. Вероятность риска — просчитывание возможности его реализации от 0 до 100%.

Когда реализуется проект, одна задача сменяет другую, а вместе с ними меняются и виды рисков. Поэтому анализ и должен присутствовать всегда, а карта рисков должна по мере необходимости трансформироваться. Особое значение это имеет на начальном этапе реализации проекта: чем раньше риски выявлены, тем больше возможностей к ним приготовиться. Все это снижает потери.

источник

Под проектными рисками понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей эффективности проекта, возникающее под влиянием неопределенности. В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей проекта: чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и срока окупаемости (PB) 2 .

На данный момент единой классификации проектных рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.

Далее мы будем рассматривать риски проекта на примере ювелирного завода, который решил вывести на рынок новый продукт — золотые цепочки 3 . Для производства продукта приобретается импортное оборудование. Оно будет установлено в помещениях предприятия, которые планируется построить. Цена на основное сырье — золото — определяется в долларах США по итогам торгов на Лондонской бирже металлов. Планируемый объем реализации — 15 кг в месяц. Продукцию предполагается продавать как через собственные магазины (30%), часть которых расположена в крупных торговых центрах, так и через дилеров (70%). Реализация имеет ярко выраженную сезонность с всплеском в декабре и снижением продаж в апреле-мае. Запуск оборудования должен состояться перед зимним пиком продаж. Срок реализации проекта — пять лет. В качестве основного показателя эффективности проекта менеджеры рассматривают чистую приведенную стоимость (NPV). Расчетная плановая NPV равна 1765 тыс. долл. США.

Читайте также:  Волосы на сосках какие анализы

Маркетинговый риск — это риск недополучения прибыли в результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства инвестиционных проектов. Причиной его возникновения может быть неприятие нового продукта рынком или слишком оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой стратегии возникают главным образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования. Также к возникновению риска могут привести ошибки в политике продвижения, например выбор неправильного способа продвижения, недостаточный бюджет продвижения и т. д.

Так, в нашем примере 30% цепочек планируется продавать самостоятельно, а 70% — через дилеров. Если же структура сбыта окажется иной, например 20% — через магазины и 80% — через дилеров, для которых устанавливаются более низкие цены, то компания недополучит первоначально запланированную прибыль и, как следствие, ухудшатся показатели проекта. Избежать подобной ситуации можно в первую очередь за счет всесторонней оценки рыночной среды маркетинговым отделом.

На темпы роста продаж могут оказывать влияние и внешние факторы. Например, часть собственных магазинов компании в рассматриваемом случае открывается в новых торговых центрах, соответственно объем продаж в них будет зависеть от степени «раскрутки» этих центров. Поэтому для снижения риска в договоре аренды необходимо установить качественные параметры. Так, ставка арендной платы может зависеть от выполнения торговым центром графика запуска торговых площадей, обеспечения транспортировки покупателей к месту продаж, своевременного строительства автостоянок, запуска развлекательных центров и т. п.

Причины возникновения таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективными (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. В нашем случае этот риск будет велик: если компания не успеет начать реализацию нового товара до конца зимнего пика продаж, то понесет большие убытки.

Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.

    Определение реального срока и бюджета проекта

Для более точной оценки срока и бюджета проекта существуют особые методики, в частности метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique), разработанный в 60-е годы XX века ВМФ США и NASA для оценки сроков строительства баллистической ракеты Polaris. Методика оказалась эффективной и впоследствии была использована для оценки не только сроков, но и ресурсов проекта. В настоящее время PERT-анализ является одной из самых популярных и простых методик.

Смысл этого метода в том, что при подготовке проекта задаются три оценки срока реализации (стоимости проекта) — оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная. После этого ожидаемые значения рассчитываются с использованием следующей формулы: Ожидаемый срок (стоимость) = (Оптимистический срок (стоимость) + 4 х Наиболее вероятный срок (стоимость) + Пессимистический срок (стоимость)) : 6. Коэффициенты 4 и 6 получены эмпирическим путем на основе статистических данных большого количества проектов. Результат расчета используется в дальнейшем как основа для получения остальных показателей проекта. Однако следует отметить, что схема PERT-анализа эффективна только в том случае, если вы можете обосновать значения всех трех оценок.

Если работы выполняют внешние подрядчики, то в качестве способа минимизации данных рисков можно оговорить в контракте особые условия. Так, в нашем примере при подготовке проекта запланированы работы по строительству помещения и установке оборудования, выполняемые внешним контрагентом. Длительность этих работ должна составить три месяца, стоимость — 500 тыс. долл. США. После завершения работ компания планирует получать дополнительную выручку от производства цепочек в размере 120 тыс. долл. США в месяц при рентабельности 25%. Если по вине поставщика длительность ремонта и установки возрастает, скажем, на один месяц, то компания недополучит прибыль в размере 30 тыс. долл. США (1 х 120 х 25%). Чтобы этого избежать, в договоре определены санкции в размере 6% от стоимости контракта за один месяц задержки по вине подрядчика, то есть 30 тыс. долл. США (500 тыс. х 6%). Таким образом, размер санкций равен возможному убытку.

При реализации проекта только собственными силами минимизировать риски значительно сложнее, при этом объем убытков может возрасти.

В нашем примере при установке оборудования своими силами в случае задержки на один месяц потери прибыли составят также 30 тыс. долл. США. Однако следует учесть дополнительные затраты на труд работников в течение этого месяца. Пусть в нашем примере такие затраты составляют 7 тыс. долл. США. Таким образом, совокупные потери компании будут равны 37 тыс. долл. США, а срок окупаемости проекта возрастет на 1,23 месяца (1 мес. + 7 тыс. долл. США : (120 тыс. долл. США х 25%)). Поэтому в данном случае необходимы более точная оценка длительности и стоимости работ, а также эффективное управление процессом реализации проекта и его постоянный мониторинг.

К общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции. К таким рискам можно также отнести риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков. Стоит отметить, что данный тип рисков возможен как для отдельных проектов, так и для компании в целом.

В нашем примере наиболее значимым является валютный риск. При расчете проекта все денежные потоки нередко приводятся в стабильной валюте, например в долларах США. Однако для более точного учета валютного риска денежные потоки следует рассчитывать в той валюте, в которой осуществляется платеж. Иначе можно получить заниженную оценку валютного риска, поскольку не будет учтено колебание курсов. Например, если и притоки, и вложения будут рассчитаны в одной валюте, а курс доллара вырастет, но при этом рублевая цена продукта не изменится, то фактически мы недополучим выручку в долларовом эквиваленте. Использование для расчета разных валют позволит учесть этот фактор, а одной валюты — нет. Это особенно актуально в нашем случае, когда все капвложения по ремонту здания и приобретению оборудования осуществляются в валюте, а поступления средств от продажи изделий — в рублях.

Процедуру оценки и анализа проектных рисков можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

Оценка рисков производится в процессе планирования проекта и включает качественный и количественный анализ. Если по итогам оценки проект принимается к исполнению, то перед предприятием встает задача управления выявленными рисками. По результатам реализации проекта накапливается статистика, которая позволяет в дальнейшем более точно определять риски и работать с ними. Если же неопределенность проекта чересчур высока, то он может быть отправлен на доработку, после чего снова производится оценка рисков.

Порядок управления проектными рисками, а также сбора и использования статистической информации в конкретной ситуации зависит от специфики компании и реализуемого проекта и не рассматривается в данной статье.

Рассмотрим качественную и количественную оценку проектных рисков более подробно.

Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты — список вопросов, помогающих выявить существующие риски. Эти карты можно разработать как самостоятельно, так и с помощью консультантов (см. рис. 2).

В результате будет сформирован перечень рисков, которым подвержен проект. Далее их необходимо проранжировать по степени важности и величине возможных потерь, а основные риски проанализировать с помощью количественных методов для более точной оценки каждого из них.

В нашем примере аналитики выделили следующие основные риски: недостижение плановых объемов продаж как за счет их меньшего физического объема (в натуральном выражении), так и за счет более низкой цены, а также снижение нормы прибыли из-за роста цен на сырье.

Количественный анализ рисков необходим для того, чтобы оценить, каким образом наиболее значимые рисковые факторы могут повлиять на показатели эффективности инвестиционного проекта. Анализ позволяет выяснить, например, приведет ли небольшое изменение объема реализации к значительной потере прибыли или же проект будет выгоден даже при реализации 40% от запланированного объема продаж.

Существует несколько основных методик проведения подобного анализа: анализ влияния отдельных факторов (анализ чувствительности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Рассмотрим каждый из них подробнее, используя показатели нашего примера.

Анализ чувствительности. Это стандартный метод количественного анализа, который заключается в изменении значений критических параметров (в нашем случае физического объема продаж, себестоимости и цены реализации), подстановке их в финансовую модель проекта и расчете показателей эффективности проекта при каждом таком изменении. Анализ чувствительности можно реализовать с помощью как специализированных программных пакетов (Project Expert, «Альт-Инвест»), так и программы Excel. Расчеты для анализа удобнее всего представить в виде таблицы (см. табл. 1).

Такой расчет проводится для всех критических факторов проекта. Степень их воздействия на итоговую эффективность проекта (в данном случае на NPV) удобнее показать на графике (см. рис. 3).

Таким образом, на результат рассматриваемого проекта сильнее всего влияют цена реализации, затем себестоимость продукции и, наконец, физический объем продаж.

Несмотря на то что цена реализации оказывает большое влияние на NPV, вероятность ее колебания может быть очень низкой, следовательно, изменения этого фактора будут представлять незначительный риск. Для определения этой вероятности используется так называемое «дерево вероятностей». Сначала на основе экспертных мнений определяется вероятность первого уровня — вероятность того, что реальная цена изменится, то есть станет больше, меньше или равна плановой (в нашем случае эти вероятности равны 30, 30 и 40%), а затем вероятность второго уровня — вероятность отклонения на определенную величину. В нашем примере ход рассуждений следующий: если цена все же окажется меньше плановой, то с вероятностью 60% отклонение будет не более -10%, с вероятностью 30% — от -10 до -20% и с вероятностью 10% — от -20 до -30%. Аналогичным образом анализируются отклонения в положительную сторону. Отклонения более 30% в любую сторону эксперты посчитали невозможными.

Итоговая вероятность отклонения цены реализации от планового значения вычисляется путем перемножения вероятностей первого и второго уровней, поэтому итоговая вероятность снижения цены на 20% довольно мала — 9% (30% х 30% ) (см. табл. 2).

Суммарный риск по NPV в нашем примере рассчитывается как сумма произведений итоговой вероятности и величины риска по каждому отклонению и равен 6,63 тыс. долл. США (1700 х 0,03 + 1123 х 0,09 + 559 х 0,18 — 550 х 0,18 — 1092 х 0,09 — 1626 х 0,03). Тогда ожидаемая величина NPV, скорректированная на риск, связанный с изменением цены реализации, будет равна 1758 тыс. долл. США (1765 (плановая величина NPV) — 6,63 (ожидаемая величина риска)).

Таким образом, риск изменения цены реализации снижает NPV проекта на 6,63 тыс. долл. США. В результате аналогичного анализа двух других критических факторов оказалось, что самым опасным является риск изменения физического объема продаж: ожидаемая величина этого риска составила 202 тыс. долл. США, а ожидаемая величина риска изменения себестоимости — 123 тыс. долл. США. Получается, что изменение розничной цены — не самый важный риск для рассматриваемого проекта и им можно пренебречь, сосредоточившись на управлении и предотвращении других рисков.

Анализ чувствительности очень нагляден, однако главным его недостатком является то, что анализируется влияние только одного из факторов, а остальные считаются неизменными. На практике же обычно изменяются сразу несколько показателей. Оценить подобную ситуацию и скорректировать NPV проекта на величину риска помогает сценарный анализ.

Сценарный анализ. Для начала необходимо определить перечень критических факторов, которые будут изменяться одновременно. Для этого, используя результаты анализа чувствительности, можно выбрать 2-4 фактора, которые оказывают наибольшее влияние на результат проекта. Рассматривать одновременно большее количество факторов не имеет смысла, поскольку это только усложняет расчеты.

Обычно рассматривают три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный, но при необходимости их число можно увеличить. В каждом из сценариев фиксируются соответствующие значения отобранных факторов, после чего рассчитываются показатели эффективности проекта. Результаты сводятся в таблицу (см. табл. 3).

Как и при анализе чувствительности, каждому сценарию на основе экспертных оценок присваивается вероятность его реализации. Данные каждого сценария подставляются в основную финансовую модель проекта, и определяются ожидаемые значения NPV и величины риска. Величину вероятностей, как и в предыдущем случае, необходимо обосновать.

Ожидаемое значение NPV в данном случае будет равно 1572 тыс. долл. США (-1637 х 0,2 + 3390 х 0,3 + 1765 х 0,5). Таким образом, в отличие от предыдущего этапа анализа мы получили одну более точную комплексную оценку эффективности, которая и будет использоваться в дальнейших решениях по проекту. Необходимо учесть, что большой разрыв между плановым и оценочным значениями NPV свидетельствует о высокой неопределенности проекта. Возможно, в проекте присутствуют дополнительные факторы риска, которые необходимо учесть.

Имитационное моделирование. В случае когда точные оценки параметров (например, 90, 110 и 80%, как в сценарном анализе) задать нельзя, а аналитики могут определить только интервалы возможного колебания показателя, используют метод имитационного моделирования Монте-Карло. Чаще всего подобный анализ проводится для выявления валютных рисков (колебание курса валют в течение года), а также рисков колебания процентных ставок, макроэкономических рисков и других.

Расчеты по методу Монте-Карло из-за его трудоемкости всегда осуществляют с помощью программных продуктов, имеющих соответствующую функцию (Project Expert, «Альт-Инвест», Excel). Основной смысл расчетов сводится к следующему. На первом этапе задаются границы, в которых может изменяться параметр. Затем программа случайным образом (имитируя случайность рыночных процессов) выбирает значения этого параметра из заданного интервала и рассчитывает показатель эффективности проекта, подставляя в финансовую модель выбранное значение. Проводится несколько сотен таких экспериментов (при электронных расчетах это занимает несколько минут), и получается множество значений NPV, для которых рассчитываются среднее (m), а также величина риска (стандартное отклонение, d). В соответствии со статистическим правилом (так называемое «правило трех сигм») значение NPV окажется в следующих интервалах (см. табл. 4):

  • с вероятностью 68,3% — в диапазоне m ±d;
  • с вероятностью 94,5% — в диапазоне m ±2d;
  • с вероятностью 99,7% — в диапазоне m ±3d.

Как видно из таблицы, m = 1725, d = 142. Это означает, что наиболее вероятное значение NPV будет колебаться около значения 1725. Применив правило «трех сигм», получим, что с вероятностью 99,7% значение NPV попадает в диапазон 1725 ±(3 х 142), даже нижняя граница которого больше нуля. Следовательно, с высокой долей вероятности результат нашего проекта будет положительным. Если бы при двух- или трехкратном отклонении был получен отрицательный результат (это возможно при низком значении NPV проекта или высокой чувствительности к фактору), то с помощью правила «трех сигм» можно определить, какова вероятность данного отклонения, и сделать вывод о возможности наступления неблагоприятного исхода. Например, если при m ±d значение NPV > 0, а при m -2d значение NPV

1 Подробнее об итогах конкурса см. статью «Как не ошибиться при составлении бизнес-плана», «Финансовый директор», 2003, № 4. – Примеч. редакции.
2 Формулы расчета указанных показателей в рамках данной статьи не приводятся, так как они уже публиковались в нашем журнале (см. статью «Оценка денежного потока инвестиционного проекта», «Финансовый директор», 2002, № 4). Кроме того, эти формулы можно найти в любом учебнике, посвященном финансовому менеджменту или оценке инвестиций. – Примеч. редакции.
3 В целях соблюдения конфиденциальности коммерческой информации автор рассматривает пример с условными данными, в основе которого лежит реальный проект из его личного опыта. – Примеч. редакции.

источник

Проектов без рисков не бывает. Увеличение сложности проекта приводит к увеличению числа и масштабов сопутствующих рисков. Когда мы осмысляем управление проектами, в большей степени думаем не об оценке рисков, что является промежуточным действием, а о том, как разработать такой план реагирования, чтобы добиться снижения рискованности. Управление рисками проекта имеет свои специфические особенности, о которых пойдет речь в настоящей статье.

Читайте также:  Хеликс анализ кала как сдать

Под риском в проектной деятельности будем понимать вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку. Риск характеризуется определенными источниками или причинами и имеет последствия, т.е. оказывает влияние на результаты проекта. Ключевыми словами в определении являются:

Риски проекта всегда связаны с неопределенностью. И в этой связи нас должны заботить два момента: степень неопределенности и ее причины. Под неопределенностью предлагается понимать состояние объективных условий, в которых проект принимается к исполнению, не позволяющее предвидеть последствия решений в силу неточности и неполноты доступной информации. Степень неопределенности имеет существенное значение, потому что мы способны управлять только теми рисками, по которым имеется хоть какая-либо значимая информация.

Если информации нет, то такого рода риски именуются неизвестными, и по ним приходится закладывать специальный резерв без реализации процедур управления. Для данной ситуации вполне подходит пример риска внезапного изменения налогового законодательства. Для угроз, по которым имеется хотя бы минимальная информация, уже можно разработать план реагирования, и минимизация риска становится возможной. Далее показана небольшая схема границ управления риском с позиции его определенности.

Следующим моментом для понимания специфики риска проекта является динамичность карты рисков, изменяющейся по мере реализации проектной задачи. Обратите внимание на размещенную ниже схему. В начале проекта вероятность угроз высока, но возможные потери отличаются низким уровнем. Но к концу выполнения всех работ по проекту величина потерь значительно возрастает, а вероятность угроз снижается. С учетом данной особенности следуют два вывода.

  1. Целесообразно в процессе реализации проекта производить анализ рисков несколько раз. При этом карта рисков трансформируется.
  2. Минимизация рисков наиболее оптимально происходит на этапе разработки концепции или в момент разработки проектной документации. Такой вариант обходится значительно дешевле, чем на этапе непосредственной реализации.

Рассмотрим небольшой пример. Если в самом начале проекта будет выявлена угроза качеству его продукта из-за дорогостоящего материала, не подходящего по техническим условиям, то издержки, связанные с исправлением, окажутся незначительными. Изменение плана проекта, вызванное заменой материала, повлечет небольшую задержку сроков. Если же возможные негативные последствия выявятся на стадии исполнения заказа, ущерб может оказаться существенным, и достичь снижения потерь не получится.

Современная методология управления проектными рисками предполагает активный подход в работе с источниками и последствиями выявляемых угроз и опасностей в отличие от недавнего прошлого, когда реагирование носило пассивный характер. Под управлением рисками следует понимать совокупность взаимосвязанных процессов, основанных на идентификации, анализе рисков, разработке мер по снижению уровня негативных последствий, возникающих при наступлении рисковых событий. PMBOK выделяет шесть процессов управления рисками. Визуальная схема последовательности этих процессов представлена ниже.

Основными процедурами данного вида управления являются:

  • идентификация;
  • оценка;
  • планирование реагирования;
  • мониторинг и контроль.

Идентификация подразумевает определение рисков на основе выявленных факторов их возникновения, документальное оформление их параметров. Качественный и количественный анализ причин возникновения, вероятности негативных последствий формируют оценочную процедуру. Планирование реагирования на выявленные факторы предполагает разработку мер по снижению неблагоприятного воздействия на результаты и параметры проекта. Проектный вид деятельности отличается динамичностью, уникальностью событий и сопутствующих рисков. Поэтому их мониторинг и контроль занимают особое место в системе управления и выполняются на всем протяжении жизненного цикла проектной задачи. Управлением рисками обеспечивается следующее.

  1. Восприятие участниками проекта неопределенностей и угроз в среде его реализации, их источников и вероятных негативных событий вследствие проявления рисков.
  2. Поиск и расширение возможностей для результативного и эффективного решения проектной задачи с учетом выявленной неопределенности.
  3. Разработка путей снижения проектных рисков.
  4. Доработка проектных планов с учетом выявленных рисков и комплексом мер для их снижения.

Проектные риски подвергаются управляющему воздействию со стороны менеджера проекта. К этой работе привлекаются в разной степени все участники проектной задачи. Используются программно-математический аппарат, методы экспертных оценок, интервьюирования, обсуждения, «мозгового штурма» и т.д. Перед началом управления формируется информационный контекст, включающий выявление внешних и внутренних условий, в которых будут решаться задачи. Внешние условия включают политические, экономические, правовые, социальные, технологические, экологические, конкурентные и другие аспекты. Возможные внутренние условия состоят из:

  • характеристик и целей самого проекта;
  • характеристик, структуры и целей компании;
  • корпоративных стандартов и регламентов;
  • информации о ресурсном обеспечении проекта.

Первым процессом среди общего состава процедур работы с проектными угрозами является планирование управления рисками. Оно позволяет уточнить выбранные методы, инструменты и уровень организации управления применительно к конкретному проекту. Институт PMI данному процессу отводит важную роль для целей коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами. Ниже представлена процессная схема планирования, размещенная в Руководстве PMBOK.

План управления рисками представляет собой документ, включающий определенный состав разделов. Рассмотрим пример развернутого содержания подобного плана.

  1. Общие положения.
  2. Основные характеристики компании.
  3. Уставные характеристики проекта.
  4. Цели, задачи управления рисками.
  5. Методологический раздел. К методологии относятся методы, средства анализа и оценки, источники сведений, которые рекомендуется использовать для управления рисками проекта. Методы и инструменты расписаны по стадиям проектной реализации.
  6. Организационный раздел. В него включается распределение ролей участников проектной команды с установлением ответственности за выполнение предусмотренных планом процедур, состав взаимосвязей с другими компонентами управления проектом.
  7. Бюджетный раздел. Включаются правила формирования и обеспечения выполнения бюджета управления рисками.
  8. Регламентный раздел, включающий сроки, периодичность, продолжительность операций по управлению рисками, формы и состав управляющих документов.
  9. Раздел метрологии (оценки и пересчета). Принципы оценки, правила пересчета параметров и справочные шкалы определяются заранее, служат вспомогательными средствами качественного и количественного анализа.
  10. Пороговые значения рисков. С учетом важности и новизны проектной реализации устанавливаются допустимые значения рисковых параметров на уровне проекта и отдельных угроз.
  11. Раздел отчетности посвящен вопросам периодичности, формам, порядку заполнения, сдачи и рассмотрения отчетов по настоящему блоку управления проектами.
  12. Раздел мониторинга и документационного обеспечения управления рисками по проекту.
  13. Раздел шаблонов для управления рисками.

Следующим процессом рассматриваемого блока управления является идентификация рисков. В ходе ее реализации проектные риски выявляются и документируются. В результате должен возникнуть список рисков, ранжированный по степени их опасности. К идентификации факторов следует привлекать не только членов команды, но и всех участников проекта. В Руководстве PMBOK данный процесс охарактеризован следующим образом.

Идентификация производится по результатам исследования всех выявленных факторов. При этом не следует забывать, что далеко не все факторы идентифицируются и подлежат управлению. В ходе разработки и уточнений проектных планов часто возникают новые возможные источники угроз и опасностей. Тенденция такова, что по мере продвижения проекта к завершению число вероятных рисковых событий растет. Качественная идентификация зависит от присутствия под рукой подробной классификации рисков. Одним из полезных классификационных признаков является уровень их контролируемости.

Классификация проектных рисков на основе признака контролируемости полезна определенностью, под какие неконтролируемые факторы нужно заводить резервы. К сожалению, контролируемость рисков часто не гарантирует успеха в управлении ими, поэтому важны и другие способы деления. Стоит заметить, что универсальной классификации не существует. Это вызвано тем, что все проекты уникальны и сопровождаются массой специфичных рисков. Кроме того, часто сложно прочертить границу между схожими видами рисков.

Типовыми признаками классификации являются:

  • источники;
  • последствия;
  • способы снижения угроз.

Первым признаком активно пользуются именно на этапе идентификации. Последние два оказываются полезными, когда проводится анализ факторов риска. Рассмотрим виды проектных рисков в связи с уникальностью их факторов.

  1. Специфические угрозы с позиции локального проекта. Например, риски, привязанные к конкретной вводимой технологии.
  2. Специфические угрозы с позиции типа проектной реализации. Спецификой обладают факторы для строительных, инновационных, IT-проектов и т.п.
  3. Общие риски для любых проектов. Можно привести пример рассогласования планов или низкого уровня бюджетной проработки.

Для идентификации имеет значение грамотность формулировки риска, нельзя путать источник, последствия и сам риск. Формулировка должна быть двусоставной и включать указание на источник, из-за которого возникает риск, и собственно угрожающее событие. Например, «риск срыва финансирования из-за рассогласований в бюджете проекта». Как было отмечено, виды проектных рисков часто делятся по основным источникам. Далее приводится пример наиболее распространенной версии такой классификации.

Анализ и оценка рисков производятся с целью преобразования добытых в ходе идентификации сведений в информацию, позволяющую принимать ответственные решения. В ходе процесса качественного анализа производится ряд экспертных оценок возможных неблагоприятных последствий, обусловленных выявленными факторами. В процессе количественного анализа определяются и уточняются значения количественных показателей вероятности возникновения угрожающих событий. Количественный анализ значительно более трудоемкий, но и более точный. Он требует качества входных данных, использования развитых математических моделей и более высокой компетентности от персонала.

Бывают ситуации, когда качественные аналитические исследования оказываются достаточными. На выходе аналитической работы менеджер проекта намерен получить:

  • сгруппированный по приоритетам список рисков;
  • список позиций, требующих дополнительного анализа;
  • оценку рискованности проекта в целом.

Различают экспертные оценки вероятности наступления неблагоприятных событий и уровня воздействия на проект. Основным выходом процесса качественного анализа является список ранжированных рисков с выполненными оценками или оформленная карта рисков. И вероятности, и влияния разбиваются на категориальные группы в заданном диапазоне значений. В результате оценок строятся различные специальные матрицы, в ячейках которых помещаются результаты произведения значения вероятности на уровень воздействия. Полученные результаты делятся на сегменты, которые служат основанием для ранжирования угроз. Пример такой матрицы «вероятность/воздействие» можно найти в Руководстве PMBOK, он и представляется вашему вниманию ниже.

Таким образом, в матрице формируется три сегмента: недопустимые, средние и незначительные риски (так называемые «пороговые уровни»). Помимо определения двух основных параметров (вероятности и воздействия) для качественной оценки необходимо также установить саму возможность управления рисками. Исходя из источников, риски подразделяются на:

  • управляемые;
  • частично управляемые;
  • неуправляемые.

Далее размещен алгоритм принятия решения по факту выяснения вопроса управляемости и величины риска. В случае, если установлены неуправляемые опасные риски, они выносятся на обсуждение с заказчиком и инвестором. Выявление опасной неуправляемой угрозы может послужить основанием для остановки реализации проекта.

Еще одним результатом анализа и оценки может быть карта риска, которая в визуально наглядной форме представляет ту же матрицу вероятности/воздействия. Посмотрим на представленный ниже пример карты. Большому кругу в верхнем правом углу соответствуют риски, которые считаются недопустимыми. Неопасным уровнем риска в данном примере считаются вероятности событий, расположенных ниже и левее красной линии.

Еще раз пройдемся по цепи событий, связанных с управлением рисками. Что предстоит сделать?

  1. Определить источники риска.
  2. Выявить риски, которые из этих источников следуют.
  3. Выяснить, на что это влияет.
  4. Построить модель зависимостей.
  5. Определить принадлежность рисков по уровню допустимости и последствий.
  6. Разработать план минимизации выявленных угроз.

В практике различают четыре типа последствий, которые влияют на бюджет, сроки, качество продукта либо на его функционирование. Планирование способов реагирования – это регламентированная процедура разработки плана минимизации угроз. В ходе этой работы выбираются наиболее подходящие меры, способные повысить вероятность успеха проекта. Данные меры предусматривают реагирование на риски в порядке приоритетов. В бюджет проекта включаются целевые ресурсы и операции. Ответственность за них распределяется между участниками проекта. Далее представлена соответствующая процессная диаграмма из Руководства PMBOK.

Различают четыре основных метода реагирования на риски, первые два из которых относятся к активным методам.

  1. Избежание . Полное устранение источников риска. Это наиболее активный метод реагирования. Его не всегда возможно применить. Допускается он, когда удается полностью исключить источник риска, например, если источник риска связан с отсутствием какой-либо информации. Проект-менеджер обязан необходимую информацию получить любым доступным способом: собрать, купить и т.д. Не совсем правильным решением является, когда избежание связано с отказом от каких-то отдельных элементов проекта, что является пассивным нерациональным действием.
  2. Минимизация . Уменьшение вероятности и снижение опасности риска. Это второй активный способ реагирования. Виды рисков, для которых применяется данный метод, должны быть полностью контролируемы. Обычно это внешние риски.
  3. Передача-страхование . Предполагается нахождение третьей стороны, готовой принять риск и его негативные последствия на себя. В данном методе лучшие условия получает тот, у кого сильнее переговорная позиция (монопольная позиция на проекте).
  4. Принятие . Предполагается осознанная готовность к риску. Все усилия направляются на устранение последствий.

В настоящей статье мы осуществили краткий обзор методологической базы управления рисками проекта в ее современной трактовке. Тенденции развития проектного управления постоянно повышают значение данного компонента системы Project Management. Менеджер проекта как ключевая фигура командной работы по достижению результата проектной задачи нуждается в этих знаниях. Но еще более важными для него являются практические навыки идентификации, анализа вероятных угроз и реагирования на возможные вызовы неблагоприятных событий. Поэтому к данной теме мы будем неоднократно возвращаться, постепенно углубляясь в предмет.

источник

Основные риски.Для оценки возможности недостижения запланированных результатов по проекту необходимо оценить риски, которые возникают при его реализации. Для целей анализа риски поделены на систематические (субъективные) и несистематические (объективные). Управлению подлежат только субъективные риски. Объективные риски, обусловленные временной политической и экономической нестабильностью непосредственному управлению не подлежат, но должны минимизироваться за счет превентивных мероприятий и поддержания работоспособного механизма выявления, контроля и зашиты от рисков.

Несистематические риски.Несистематические (объективные) риски не поддаются управлению, но могут и должны быть идентифицированы, поскольку именно они в подавляющей части определяют общий риск участия в проекте.

Природные риски.Планируемые к строительству здания располагаются на некотором возвышении в безопасной зоне относительно угрозы затопления. Для данного проекта данный риск оценивается как незначительный.

Экономические (финансовые) риски.Риск непредвиденной инфляции (девальвации) остаётся достаточно высоким для России. Прогнозы по снижению давления долговых обязательств на экономику страны остаются неутешительными на сколько-нибудь обозримый период. Результатом истощения резервов ЦБ России и/или значительной рублёвой эмиссии, может стать инфляция, значительно превышающая запланированные в бюджете величины.

Риск изменения рыночного уровня цен, процентных ставок по кредитам и т.д. Главным местом данной позиции является риск удорожания строительных материалов и работ. Эти риски остаются существенными.

Повышение налоговых ставок формально незначительно, поскольку и на региональном и на федеральном уровне принята так называемая «дедушкина оговорка», гарантирующая неухудшение налогового климата для инвестора. Однако для минимизации данных рисков необходимо дополнительно проработать вопрос оптимизации налогообложения по проекту.

Риск потери рыночной ликвидности в силу изменения внешних факторов для данного местоположения минимален. Район находится в стадии активного роста, освоение соседних территорий только повысит ликвидность комплексов.

Социально-политические риски.Нестабильность политической власти. По оценке политологов риск является на настоящий момент незначительным. Следует отметить, что смена конкретных представителей власти с большой вероятностью не приведёт резкому изменению политического строя, и институт частной собственности наверняка не будет упразднён.

Коррумпированность местных чиновников. Этот фактор риска традиционно высок как для России, так и для г. Ростова-на-Дону в частности и значительных положительных изменений в данной области мы не можем ожидать.

Внутренние социальные конфликты и беспорядки, имеют весьма малую выраженность в Ростове-на-Дону. По данным социологических опросов, жители Ростовской области являются лояльными к происходящим в последние годы экономическим изменениям. Данный риск оценивается как незначительный.

Уровень преступности был и остаётся сравнительно высоким как а России, так и в Ростове-на-Дону. Положительным фактором является меньшая привлекательность для организованной преступности такого сектора бизнеса, как девелопмент (в отличие, например, от нефтяного и игорного бизнеса).

Юридические риски.Несовершенство законодательства — больной, но постепенно решаемый в России вопрос. Риск средний, ожидается его медленное снижение по мере отработки нормативной базы.

Систематические риски.К систематическим рискам проекта относится набор технических рисков, а также так называемые риски операций и процедур.

Технические риски.Маркетинговый риск (неадекватность идеи проекта), ошибочное функциональное деление, распределение площадей, расстановка акцентов, график вывода на рынок функциональных блоков. Для снижения данного риска до этапа рабочего проектирования выполнено развёрнутое маркетинговое исследование, и подготовка концепции проекта. На каждом этапе реализации следует проводить мониторинг проекта и вносить необходимые коррективы.

Ошибки в техническом освидетельствовании зданий, архитектурном проектировании, расчётах затрат, На данной стадии проработки проекта данные риски остаются достаточно большими, но поддаются существенной минимизации. Риск сводится к около нулевому значению на ранней стадии проекта, до начала инвестирования основных средств, через выполнение полного комплекса необходимых проектно изыскательских работ.

Недостатки строительных технологий, некачественные материалы и оборудование. Пути минимизации риска известны: это выбор надёжного генерального подрядчика, жёсткий авторский надзор проектной организации за ходом работ, контроль поставщиков и субподрядчиков, внесение в договор с генподрядчиком пунктов об ответственности за результаты строительства, установка «гарантийного срока» после сдачи объекта.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Аварии, несчастные случаи, противоправные действия третьих лиц. Риск не может быть устранён, но последствия рисковых случаев минимизируются договорами страхования имущества и финансовых рисков одновременно с организацией действенной системы предотвращения таких событий (сигнализация, охрана, система контроля техники безопасности).

Риски операций и процедур.Они выходят на лидирующие позиции по мере начала строительства. Но действия по минимизации риска должны планироваться на начальной стадии проекта.

Риск невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами (кредитный риск> для данного проекта незначителен. Платёж по обслуживанию долга имеет достаточный запас устойчивости и возможность просрочки платежей низкая.

Прямые ценовые риски. Риск ошибки в ценовой политике и ценообразовании снижен. В будущем вероятность ошибок сокращается также за счет проведения циклического мониторинга рынка.

Риск затягивания сроков получения исходно-разрешительной документации, ее согласования и утверждения государственными органами – актуальный на начальной стадии осуществления проекта вид рисков. Необходим строгий контроль за работой и оптимизация деятельности.

Риск ненадлежащего исполнения подрядчиками работ приводит к увеличению затрат и срыву сроков работ. Снижать его необходимо за счет организации тендеров и правильного выбора подрядчиков по проекту. Данные риски оцениваются как незначительные, но требуют дополнительного внимания.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что влияние рассмотренных выше факторов риска является управляемым и может быть минимизировано. Следовательно, уровень риска по проекту строительства может быть оценен как приемлемый.

Анализ чувствительности.Целью анализа чувствительности проекта является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты проекта. Анализ данного проекта проводился на основании изменения чистой приведенной стоимости (NPV) от изменения объемов продаж, цены , величины переменных затрат, ставки по кредиту.

Риск рынка.Из анализа чувствительности следует, что проект имеет запас по объему продаж за весь период проекта и является устойчивым к снижению спроса.

Налоги.В расчетах не были использованы никакие схемы оптимизации налогов. Таким образом, полученный в результате экономический эффект учитывает, что налоги (НДС, налог на прибыль, налоги на ФОТ, другие налоги) были начислены и выплачены полностью.

Технический риск.Технический и научный риск в проекте отсутствует полностью. В основе проекта не лежат научно-исследовательские работы с неизвестным результатом. В основу проекта взято стандартное техническое решение и для строительства предполагается привлечь высокопрофессиональных специалистов и подрядчиков.

Риск управления. Администрация ЗАО «Ростовкомбытоптторг» обладают высоким потенциалом и многолетним опытом работы на рынке производства и реализации портовых услуг, что сводит риск данного типа практически к нулю.

Таким образом, при анализе чувствительности выделены риски, связанные с ведением проекта и определены пороговые значения.

4.9. Финансовый план

Данный раздел бизнес–плана концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов, подводит основные возможные финансовые итоги разрабатываемого проекта. Для этого производятся следующие финансовые расчёты:

· прогноз объёмов реализации;

· баланс денежных доходов и поступлений;

· сводный баланс активов и пассивов предприятия (балансовый план).

· график достижения безубыточности.

Следует предпринять следующие действия:

1. Разработать план (таблицу) доходов и расходов (табл.4.36) – документ, показывающий формирование прибыли и её распределения в соответствии с действующим законодательством.

2. Произвести анализ безубыточности.

Формирование плана доходов и расходов можно осуществлять с использованием табл. 4.40

Наименование показателя Период
n
1. Выручка от реализации, руб.
2. НДС, руб.
3. Себестоимость, руб.
4. Прибыль от реализации, руб.
5. Налог на прибыль, руб.
6. Чистая прибыль, всего: в том числе:
  • фонд накопления;
  • фонд потребления;
  • резервный фонд

и т.д. согласно учредительным документам юридического лица и действующего законодательства.

Анализ безубыточности. Следует напомнить, что бизнес – план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. С этой целью в отечественной практике планирования используется мировой финансовый опыт, позволяющий уже на этапе разработки бизнес – плана определить уровень безубыточности и рентабельности предлагаемого проекта, конкретную номенклатуру оценочных показателей планируемого и реализуемого бизнеса.

Анализ безубыточности предполагает:

· определение уровня безубыточности, критического объёма производства или, как его называют, порога рентабельности;

· построение графика безубыточности;

· определение запаса финансовой прочности.

При проведении анализа безубыточности необходимо все затраты предприятия разделить на условно – постоянные и условно – переменные. Аналитический расчёт уровня безубыточности производится в натуральном и стоимостном выражениях по формулам (4.9) – (4.10):

критический объём производства в натуральном выражении (Qкр):

(4.9)

где FC – постоянные затраты на выпуск услуги руб.;

P – цена единицы продукции услуги, руб.;

AVC – переменные затраты на единицу услуги, руб.;

критический объём производства в стоимостном выражении (Q’ кр):

(4.10)

где, а – доля переменных затрат в цене услуги, определяется по формуле (4.11):

(4.11)

Критический объём производства или уровень безубыточности показывает величину выручки от реализации, при которой предприятие полностью покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

Построение графика безубыточности.

Рис.4.4. Графическое определение точки безубыточности.

TR – выручка от реализации продукции (услуги), руб.;

TC – совокупные затраты, руб.;

Qкр – объём производства в натуральном выражении;

Q1кр– объём производства в стоимостном выражении.

Чтобы оценить насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас финансовой прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой по формуле (4.12):

(4.12)

где, St – запас финансовой прочности, %;

– фактическая выручка, руб.;

– пороговая выручка, которая рассчитывается по формуле (4.13).

(4.13)

где K – коэффициент покрытия, для расчета которого применяется формула (4.14):

(4.14)

где, VC – переменные затраты на выпуск продукции (услуги) руб.

Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности

Наименование показателя Значение показателя
1. Объём продаж, руб.
2. Условно – постоянные расходы, руб.
3. Удельный вес условно — постоянных расходов в объёме продаж, руб.
4. Точка безубыточности, руб.
5. Запас финансовой прочности, руб.

Стратегия финансирования.Данный раздел бизнес–плана является завершающим.Он позволяет разработать схему – прогноз получения средств, необходимых для реализации проекта, и определить возможный срок окупаемости вложений, предполагаемую рентабельность производства.

На основании ранее рассчитанной общей потребности в средствах (табл. 4.42) для реализации проекта определяются источники финансирования.

В зависимости от каналов поступления средств их источниками могут быть:

· дополнительное привлечение средств собственников – вкладчиков или акционеров,

· долевое или заёмное финансирование – кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства,

Расчет потребности в инвестициях и стратегия финансирования

Наименование показателей Величина показателя по периодам.
n
1. Потребность в инвестициях, руб., всего: в том числе: · ·
2. Источники финансирования, руб., всего: в том числе: · собственные средства: · внешние:

Возврат заёмных средств происходит по следующей схеме. Например, для осуществления проекта необходимо 600 000 рублей. Источником получения этих средств будет коммерческий банк, который предоставит нам кредит в размере требуемых средств – 600 000 руб. под 12 % годовых с погашением в течение года (равными долями ежемесячно).

Сравнение схем финансирования строительства склада.Попробуем сравнить экономические результаты двух схем финансирования – обычное кредитование и процедуру лизинга — между собой. Выберем в качестве примера проектируемый склад со следующими основными характеристиками: земельный участок – 2,2 га; площадь склада – 10 000 кв. м; 12,5 тыс. паллетомест; 24 единицы подъемной техники; 140 человек персонала. Общий объем инвестиций – 6 478 тыс. долларов. Владелец склада оплачивает из собственных средств 25% инвестиций, а 75% сметной стоимости склад привлекаются от внешнего кредитора.

Надо отметить, что при лизинге в данном случае владелец склада предоставляет заем лизинговой компании в объеме собственных инвестиций (25%) под ту же ставку кредита, что и внешний кредитор. В данном примере мы использовали ставку пользования кредитом 12% годовых.

Для сопоставимости вариантов, графики строительства и приобретения оборудования и объемы финансирования одинаковые. В обоих вариантах предусмотрено завершение полных расчетов с внешними кредиторами в течение 3,5 лет от момента запуска склада в эксплуатацию.При схеме лизинга объем выплат налога на прибыль существенно сокращается.

Выплаты налога на имущество отсутствуют полностью, в т.ч. и в период инвестиций. Появляется возможность оптимально использовать собственные финансовые ресурсы с получением от них доходов в виде процентов по ставкам финансового рынка России. Другими словами – ваш капитал, вложенный в виде инвестиций в собственный бизнес, приносит вам реальный доход и легально снижает налоги на основной бизнес.

Выплата налога на прибыль при лизинге начинается позже и примерно вдвое ниже по объему. Анализ первых семи лет работы с начала разработки ТЗ на склад, из которых приблизительно 2,5 года уходят на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, показал, что экономия налога на прибыль при лизинге по сравнению с прямым кредитованием составляет 10 – 15% от сметной стоимости склада. Экономия налога на имущество составила 7,5% от сметной стоимости.

Это обусловлено механизмом ускоренной амортизации, заложенном в Закон о лизинге. По завершении лизингового процесса владелец склада получит от лизинговой компании основные средства на свой баланс с нулевой балансовой стоимостью, имеющие при этом незначительный физический износ и высокую рыночную стоимость. А налог на имущество на такие основные средства платить уже не надо.

Единственным недостатком такой схемы финансирования является удорожание приобретаемого по лизингу имущества за лизинговый период. Для рассматриваемого примера удорожание здания (основной по стоимости объект) составит за 10 лет 48%. Т.е. по 4,8% в год, что примерно соответствует уровню валютной инфляции в России. Другими словами, это удорожание покрывается инфляцией. Каждая из возможных схем финансирования бизнес – проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям её использования на данном предприятии.

Заключительным этапом разработки бизнес – плана является расчёт (оценка) возможного срока окупаемости затрат как отношение потребности в инвестициях (капвложений – единовременных затрат) к величине чистой прибыли за год.

Пример разработки финансового плана

Предлагаемый вариант расчета бизнес-плана основывался на кредитной схеме финансирования – всего на сумму 14 198 тыс. EUR (521 075 тыс. руб.).

Форма и условия финансирования проекта.

Сумма кредита – 14 198 тыс. EUR (521 075 тыс. руб.).

Ставка по кредиту – 5 % годовых.

Количество выплат по телу кредита – равными долями ежеквартально, начиная с 7 по 48 квартал планирования.

Количество выплат процентов за пользование кредитом – 44 (ежеквартально начиная с 5 по 48 квартал планирования).

Общая сумма выплат процентов за кредит составит 4 443 тыс. EUR (163 066 тыс. руб.).

Бизнес-план проекта рассчитывался по методике оценки эффективности инвестиционных проектов рекомендованной UNIDO (Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию), основанной на классических принципах анализа приведенных денежных потоков.

Имитационная модель деятельности предприятия, инвестиционных, производственных и финансовых результатов построена с применением лицензионного программного продукта – системой бизнес-моделирования Project Expert 7. Этот программный комплекс обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процедур и отчетных финансовых документов и, как следствие, — реализуемость во времени бизнес-операций.

Построенные финансовые отчеты, наиболее важными из которых являются: «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств», «Бухгалтерский баланс» — демонстрируют прогнозные результаты деятельности предприятия. В Project Expert 7 все перечисленные документы формируются автоматически в результате выполнения соответствующих расчетов. Процесс генерации бухгалтерских процедур и формирования отчетных документов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (IAS).

Отчет о прибылях и убытках показывает доходы и расходы фирмы за заданный период времени. Плановый объем продаж составит за весь срок реализации проекта 42 422 тыс. EUR ( 1 556 889 тыс. руб.), при этом прогнозная годовая прибыль к концу расчетного периода составит 2 936 тыс. EUR (107 711 тыс. руб. ).

В отличие от «Отчета о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» строится с учетом НДС. Отчет о движении денежных средств строился отдельно по каждому виду деятельности предприятия – операционной, инвестиционной, финансовой. Как показывает анализ расчетных таблиц, во всех периодах расчета проекта сальдо накопленных денежных средств имеет накопленную положительную величину и находится далеко от нулевого значения, что демонстрирует хорошую устойчивость проекта. Объем свободных денежных средств к конку реализации проекта составляет 7 928 тыс. EUR (290 684 тыс. руб.).

Спроектированный баланс отражает финансовое состояние предприятия с учетом реализации данного инвестиционного проекта.

Финансовые показатели и показатели экономической эффективности.

Коэффициент текущей и срочной ликвидности за рассматриваемый период соответствует нормальному уровню и свидетельствует о рациональной структуре активов и обязательств.

Объемы чистого оборотного капитала достаточны как для поддержания финансовой устойчивости предприятия, так и для возможности погашения им своих обязательств.

Планируемый вид деятельности характеризуется как эффективный. Проведенные расчеты подтверждают, что при реализации данного инвестиционного проекта в указанные сроки, при заданных объемах реализации услуг, фирма имеет возможность вовремя вернуть используемые кредитные ресурсы и выплатить проценты по ним.

Интегральные показатели проекта.

Расчет показателей эффективности инвестиций производится на основе данных отчета о движении денежных средств. Полный результат расчета показателей эффективности проекта представлены в таблице 4.43.

Показатели эффективности проекта

Показатель эффективности Значение показателя
Простой срок окупаемости 9,4 лет
Внутренняя норма рентабельности (IRR), % 7%
Ставка дисконта 3%
Чистый приведенный доход (NPV) 3 872 тыс. EUR / (141 858 тыс. руб.)
Средняя норма рентабельности (АRR) 13%
Дисконтированный срок окупаемости 10,3 лет

Следует отметить, что разработчики проекта заложили слишком низкую ставку дисконта, так как она не должна быть меньше ставки кредитования.

5. Расчет финансового плана с использованием программного продукта Project Expert

Важнейшей вехой в процессе развития бизнес — планирования явились специальные компьютерные программы для разработки бизнес-плана: Success, Project Eхpert, Pro-Invest Consulting.

Программный продукт Project Expert поможет самостоятельно составлять при помощи него бизнес-планы, также всесторонне анализировать полученные результаты, но также ознакомиться с экономическими и финансовыми составляющими бизнес-плана.

Данное методическое пособие состоит из двух разделов. Первый раздел включает в себя разработку бизнес-плана автотранспортного предприятия, рассмотрение нескольких вариантов (What-If анализ). Второй раздел – бизнес-план автоматизированного складского комплекса и постепенное его улучшение.

5.1. Бизнес-план создания автотранспортного предприятия

Для учебного примера студентам предлагается рассчитать при помощи программного продукта Project Expert финансовый план создания автотранспортной компании.

Введение. С чего начать?Разработка финансовой модели предприятия проводится на учебном проекте создания автотранспортной компании, занимающейся перевозкой скоропортящейся продукции. Ниже увидите «Краткое описание проекта», где приводятся необходимые начальные сведения по общим издержкам, материалам и комплектующим, сбыту.

Легенда. Приводится пример финансового расчета бизнес-плана создания автотранспортной компании как структурного подразделения по установленным головной компанией нормативам.

Предполагается использовать смешанную форму финансирования создаваемой компании:

Технология ведения бизнеса. Ввиду необходимости построения прогнозов и описания цепочки издержек в финансовой модели, желательно выбрать обоснованную и удобную единицу измерения транспортных услуг. Согласно опыту функционирования транспортных предприятий, перевозящих грузы в пригородном и междугородном сообщении, оптимальной единицей измерения объема транспортных услуг является тонно-километр. Данный показатель охватывает два важнейших параметра: вес перевозимого груза и дальность перевозки.

На начальном этапе становления данного предприятия в связи с небольшим количеством списочных автомобилей не предполагается создание собственной производственно-технической базы предприятия ввиду высоких капитальных затрат на строительство, по этой причине предполагается хранение автомобилей на открытой арендованной стоянке, месячная арендная плата за один автомобиль составляет 2 000 рублей*.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производятся на специализированных станциях технического обслуживания текущего ремонта автомобилей (у подрядчиков).

Необходимое количество автотранспортных средств. В данном разделе приведены данные, необходимые для определения составляющих производственного плана транспортного предприятия.

· модель автомобиля — Газель-ЗСА-270720 (фургон-рефрижератор);

· вид перевозимого груза — молочная продукция;

· общий годовой объем перевозок — 7 000тонн;

· грузоподъемность автомобиля (q) — 1,2 тонны;

· цена автомобиля 400 000 рублей;

· расход топлива 16,5 л на 100 км пробега (бензин А-92),для работы холодильных установок, норма расхода топлива увеличивается на 10%;

· среднее расстояние перевозки (le) = 40 км;

· для перевозки используется маятниковый маршрут, коэффициент использования пробега (β)= 0,5;

· норма времени на погрузку-разгрузку (tп-р) =0,63 часа;

· средняя техническая скорость автомобиля (Vт)= 40 км/ч;

· перевозимый груз относится ко 2-ому классу, коэффициент использования грузоподъемности (γ)= 0,8;

· коэффициент выпуска подвижного состава на линию (αв) =0,8;

· предприятие работает 6 дней в неделю при односменном режиме работы, следовательно, длительность одной рабочей смены Tн = 8 часов, количество рабочих дней в году Dр = 305.

источник