Меню Рубрики

Как проводить анализ предприятия контрагента

Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения.

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента 1 .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом «Экспресс Проверка». С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.

Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.

Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).

3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию «Найти». После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

Подробнее о расхождении фактического и юридического адресов читайте в нашем материале:
«Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения»

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги «Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации»).

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Читайте также:  Как выписать направления на анализы мочи

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности, и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора «пробной» поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет «массовых руководителей и учредителей», и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Документы по теме:

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
  • Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430
  • Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84

Новости по теме:

1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.

источник

Баланс является основным отчетным документом любой организации. Состав его показателей может быть разным у различных компаний, но в основе анализа лежат общие принципы и методики.

Анализ бухгалтерского баланса имеет практическое значение, если он основан на достоверной информации. Чтобы избежать ее искажений (случайных или намеренных), на предприятии должна работать система внутреннего контроля (ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А для внешнего подтверждения достоверности баланса используется аудиторская проверка (п. 3 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ). В отдельных случаях это обязательно (ст. 5 закона № 307-ФЗ). Перечень компаний, попадающих под обязательный аудит отчетности, можно найти на сайте Минфина России (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/).

Все обязательные бухгалтерские отчеты должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям: сопоставимости, непротиворечивости и др.

Подробнее о том, каким требованиям должен соответствовать баланс, см. в материале «Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность?».

Рассмотрим, из каких основных этапов состоит анализ бухгалтерского баланса.

Рассмотрим пример анализа бухгалтерского баланса предприятия. Баланс ООО «Секунда» на 31.12.2018 имеет следующий вид:

Наименование показателя

На 31.12.2018

На 31.12.2017

На 31.12.2016

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Первое прочтение этого отчета можно назвать ознакомительным: по цифрам баланса оценивается общая структура имущества и обязательств, наличие привлеченных средств и др.

В данном случае мы имеем дело с развивающейся компанией: ежегодный рост валюты баланса, появление в структуре активов финансовых вложений, увеличение стоимости ОС (что может свидетельствовать о намерениях компании вкладывать средства в развитие своего производственного потенциала), неуклонное снижение долгов — и всё это без привлечения долгосрочных заемных средств.

Предварительные выводы сделаны — можно приступать к более детальному анализу. Для этого проведем горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса.

При помощи горизонтального анализа сравним показатели бухгалтерского баланса по отчетным датам (для упрощения примера используем данные на начало и конец отчетного периода):

Статья баланса

На 31.12.2018

На 31.12.2017

Отклонение (+/–)

В том числе: внеоборотные (ОС)

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

В том числе: собственный капитал

Источники средств в расчетах

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса показал следующее: за отчетный период внеоборотные активы выросли на 28%, что может свидетельствовать о расширении деятельности и росте экономического потенциала компании. При этом снизились оборотные средства (на 10,65%) — в основном за счет снижения остатков денежных средств (на 42,86%). Произошел рост оборотных средств в запасах на 28,13%, что свидетельствует о снижении ликвидности и может повлиять на платежеспособность компании. Наличие в составе оборотных средств краткосрочных финансовых вложений говорит о желании вкладывать средства с целью получения дополнительной прибыли. Рост валюты баланса также необходимо сопоставлять с темпами инфляции и роста выручки.

С помощью этого вида анализа бухгалтерского баланса исследуем структуру показателей в динамике:

Статья баланса

На 31.12.2018

На 31.12.2017

Сдвиги в структуре, %

Структура имущества

В том числе: внеоборотные активы (ОС)

оборотные активы

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

Денежные средства и денежные эквиваленты

Структура капитала

В том числе: собственный капитал

заемный капитал

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показал, что в отчетном периоде значительных изменений в общей структуре имущества и капитала не происходило.

Рост внеоборотных активов составил 7,92%. В структуре оборотных активов небольшие структурные сдвиги наблюдаются по строкам «Денежные средства и денежные эквиваленты» (12,41%) и запасы (11,38%). Увеличение оборотных средств в запасах снижает их оборачиваемость, что может негативно отразиться на текущей ликвидности. Удельный вес собственного капитала в валюте баланса составил на конец периода 45,66% — в основном за счет доли нераспределенной прибыли в составе собственного капитала (97,47%). Непокрытые убытки в балансе отсутствуют.

Компания обходится без долгосрочных кредитов и займов, то есть объем и структура собственного капитала позволяют организовать производственный процесс и развиваться без внешних заимствований.

С помощью вычисления специальных коэффициентов проводится дальнейший анализ бухгалтерского баланса:

Коэффициент финансовой зависимости.

Валюта баланса / собственный капитал

Коэффициент финансовой независимости.

Собственный капитал / валюта баланса

Коэффициент общей платежеспособности

Валюта баланса / заемный капитал

Заемный капитал / собственный капитал

Коэффициент мгновенной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности

Коэффициент средней ликвидности

(ДС и ДЭ+ КФВ + ДЗ + Запасы) / КО

(120 + 50 + 170 + 205) / 470 = 1,16

Коэффициент промежуточной ликвидности

(ДС и ДЭ + КФВ + ДЗ + Запасы + НДС) / КО

(120 + 50 + 170 + 205) / 470 = 1,16

Коэффициент текущей ликвидности

* (ДС и ДЭ) — денежные средства и денежные эквиваленты.

** КФВ — краткосрочные фин. вложения.

*** КО — краткосрочные обязательства.

Анализ бухгалтерского баланса с помощью финансовых коэффициентов показал: показатели платежеспособности близки к рекомендуемым. Однако коэффициенты мгновенной, быстрой и текущей ликвидности показывают недостаточность оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств на отчетную дату.

Кроме того, необходимо произвести расчет коэффициентов финансовой устойчивости (автономии, маневренности и др.). Сделать это вам помогут наши статьи:

В дополнение к указанным выше этапам анализа баланса можно провести трендовый, факторный и сравнительный виды анализа. Они позволят дополнить и расширить объем аналитических данных для принятия необходимых экономических решений.

Благодаря трендовому анализу можно сформировать мнение об основной тенденции изменений тех или иных показателей (прогнозный анализ).

Например, совместное исследование динамики краткосрочной задолженности и денежных средств:

Показатель баланса

На 31.12.2016

На 31.12.2017

На 31.12.2018

Денежные средства и денежные эквиваленты

Из приведенных цифр следует, что по отчетным датам характер изменений величины краткосрочных долгов соответствует изменению объема денежных средств, однако свободных денег компании недостаточно для погашения этих долгов.

С помощью факторного анализа определяют характер влияния основных факторов на изменение значения исследуемого показателя. Он проводится по определенной методике анализа бухгалтерского баланса.

Для проведения сравнительного анализа нужна дополнительная информация — данных баланса одной компании недостаточно. Это связано с тем, что при проведении такого вида анализа сопоставляются показатели баланса разных компаний с целью определения их рейтинга.

Банки, хотя и относятся к коммерческим компаниям и созданы для извлечения прибыли, обладают специфическими особенностями. Они подчиняются специальным нормам законодательства, ведут особый план счетов и выстраивают иную методологию учетных процессов.

Вместе с тем основные подходы к анализу баланса банка во многом схожи с анализом баланса обычной коммерческой компании. Для банковского баланса также актуальными остаются основные этапы анализа:

  • предварительный (чтение баланса, структурирование его статей и т. д.),
  • аналитический (описание расчетных показателей структуры, динамики, взаимосвязи показателей баланса);
  • заключительный (оценка результатов анализа).

В процессе анализа баланса банка также рассчитываются специальные коэффициенты, но виды их отличаются от рассмотренных ранее:

  • коэффициент надежности банка (коэффициент достаточности капитала),
  • коэффициент доходности активов (показывает эффективность использования активов и качества по их доходности),
  • коэффициент загрузки заемных средств (межбанковские кредиты) и др.

О том, как банки анализируют кредитоспособность своих клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Современные средства обработки информации позволяют значительно упростить процесс комплексного анализа бухгалтерского баланса. Расчеты проводятся как с применением стандартных компьютерных программ (например, с помощью Excel, где можно проводить расчеты, составлять таблицы и диаграммы), так и при помощи специализированных программ, позволяющих проводить финансовый анализ онлайн — через интернет.

Применение специализированных программных средств экономит не только время, но и значительно расширяет виды анализа. Они позволяют проводить анализ рыночной устойчивости, деловой активности, балльную оценку финансовой устойчивости и т. д. Кроме того, разработчики специализированных программ предусматривают возможность адаптации и изменения программы в зависимости от целей и задач анализа с учетом специфики того или иного предприятия.

Анализ показателей бухгалтерского баланса — объемный и многоэтапный процесс. Его результаты позволяют выявить потенциальные риски, выработать финансовую политику предприятия и способствовать эффективным управленческим решениям. Процесс анализа может быть облегчен с помощью применения специализированных программ.

Читайте также:  Как выполнить анализ предложения русский язык

источник

Деловая репутация контрагента, его финансово-материальное обеспечение и добросовестность являются ключевыми в процессе принятия решения о сотрудничестве.

Любой бизнесмен стремится заранее определить степень рискованности сделки, ответить на вопросы о выгоде партнерства, обезопасить себя от неисполнения заказа контрагентом. Именно поэтому предпринимателей интересует ответ на вопрос, как проверить финансовое состояние контрагента? Как провести анализ деятельности потенциального партнера – читайте в материале.

Работа любого предприятия не обходится без сотрудничества с партнерами, называемыми контрагентами.

Это и покупатели продукции, и поставщики, и исполнители услуг, и финансовые организации. К любому контрагенту предъявляется ключевое требование – своевременное выполнение обязательств. Анализ контрагентов организации может успешно применяться для всех трех групп бизнес-партнеров, выделяемых современной экономикой:

  • Контрагенты-покупатели (им организация выдает товар или продукцию), в таком случае выполнением обязательств будет возвращение денежных средств за товар/продукцию.
  • Контрагенты-продавцы – выступают поставщиками услуг или товаров, должны своевременно предоставлять объекты, чтобы не сорвать производственный процесс.
  • Прочие-контрагенты (отношения с которыми строятся не на купле-продаже товаров, сюда принято относить государственные структуры и финансовые организации.

Каким образом бизнесмен определяет надежность и честность, другими словами, качество любого контрагента?

Чаще всего наиболее простыми методами – разыскивая информацию о компании в интернете и СМИ, собирая сведения у работников, которые общались с представителями контрагента. Речь идет об информационном механизме познания, наиболее простом и малоэффективном. Финансовый анализ контрагентов позволяет «копнуть» гораздо глубже и узнать больше. Не все бизнес-структуры знают о таком инструменте, но, как правило, применив его хотя бы один раз в отношении контрагента, берут на вооружение.

Проверка финансового состояния контрагента должна проводиться перед любой сделкой, но особенного внимания заслуживают новые партнерства, договоренности с предоплатой, отсрочкой или рассрочкой платежа, а также договора с партнерами, зарегистрированными в других регионах или странах.

Очевидно, что каждое соглашение несет в себе не только потенциальные выгодны, но и потенциальные риски. Может возникнуть неприятная ситуация и в связи с признанием контрагента недобросовестным налоговыми органами. Что за собой повлечет такое признание? Признание сделки с контрагентом сомнительной, отказ в вычете налога на добавленную стоимость, фиксация расходов в виде неподтвержденных, а налоговой выгоды – в виде необоснованной.

Вердикт налоговой инспекции негативно отразится на всех сферах деятельности компании, поэтому следует быть предельно внимательным при выборе партнера. Финансовая проверка контрагента особенно актуальна в таких случаях:

  • Адрес регистрации компании совпадает с некоторыми другими
  • Должность директора и главного бухгалтера занимает одно и то же лицо
  • Компания в прошлом меняла профили/сферы деятельности
  • Имеется крупная задолженность или обязательства
  • Фирма была зарегистрирована менее 2-3 месяцев назад

Экономисты выделяют несколько групп рисков, актуальных для компаний, которые сотрудничают с непроверенными контрагентами. Проведение анализа контрагента позволит значительно снизить опасности и увеличит шансы фирмы на успешную деятельность.

Финансовое положение предприятия напрямую связано с особенностями налоговой отчетности. Если контрагент будет признан недобросовестным, о чем упоминалось выше, налогоплательщик столкнется с доначислением налоговых обязательств, и иногда и штрафов по налогам на прибыль, НДС, единому налогу при УСН и НДФЛ (если налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем. Но даже на этом неприятности не закончатся, отчетность контрагента и его партнеров будет подвергаться регулярным выездным проверкам. Впрочем, наказание будет напрямую зависеть от масштаба правонарушения, не исключены административные и даже уголовные дела.

Чаще всего финансовый анализ берутся выполнять ради подтверждения платежеспособности компании, чтобы убедиться, что товары/услуги или деньги за товары/услуги будут своевременно предоставлены. И действительно, риск неисполнения обязательств сопровождает все без исключения договоренности – таковы реалии бизнеса. Многим предприятиям удается успешно скрывать проблемы, находясь на первичной стадии финансового банкротства, не говоря уже о менее масштабным неприятностях.

Невыполнение обязательств может быть полным или частичным, но оно все равно ударит по состоянию предприятия, связанного отношениями с недобросовестной фирмой.

Финансовое состояние пострадавшего предприятия пошатнется, что скажется на уровне доверия к нему и имидже. Многие партнеры могут отказаться от сотрудничества с фирмой, пока ее положение не восстановится. Срыв хотя бы одного контракта, наверняка, принесет убытки.

Первым этапом должен стать анализ данных с интернет-порталов официальных органов. На них можно найти основную финансовую информацию о потенциальном бизнес-партнере. Не обойтись без посещения сайта Федеральной налоговой службы России и Единого государственного реестра регистрации юридических лиц.

Совершенно легально в режиме реального времени есть возможность узнать, числится ли контрагент в реестре, когда и где он был зарегистрирован, какой имеет адрес, уставной капитал, кто является учредителями и так далее.

После подтверждения статуса юридического лица анализ выбранного контрагента следует продолжить посещением сайта Главного управления по вопросам миграции МВД, чтобы выяснить, не числится ли паспорт ИП или главы юр.лица в списке недействительных. Федеральная антимонопольная служба ведет учет учет недобросовестных поставщиков, а на сайте Федеральной службы судебных приставов можно проверить, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство.

Проверка финансового благосостояния не обойдется без анализа документов. Не всегда предприниматели знают, какую отчетность следует запросить и как ее изучать, поэтому часто привлекаются профессиональные посредники.

Пакет документов, передаваемых от контрагента его потенциальному бизнес партнеру должен включать в себя такие бумаги:

  • Копии страниц устава, включающие в себя полное и сокращенное название, физическое местоположение, структуру, компетенцию органов управления и принятия решений.
  • Копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (данная выписка должна совпадать с тем, что мы обнаружили на государственном сайте на первом этапе проверки) и копию свидетельства о постановке на учет в Федеральной налоговой службе.
  • Справка о своевременном погашении налоговых платежей.
  • Бумаги, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор (это может быть нотариально заверенная доверенность или документ, на основе которого у физического лица появились полномочия, например, приказ о назначении директора).
  • Бухгалтерская отчетность.

Поскольку перечень бумаг не утвержден на законодательном уровне, контрагент вправе отказаться предоставить любую бумагу. Тем не менее подобный ответ должен вызвать настороженность, у добросовестных компаний отчетность в порядке.

Во время финальных переговоров с будущим партнером необходимо уделить внимание сопоставлению уже собранной информации, убедиться, что директором предприятия является человек, указанный в документах, и задать все интересующие вопросы.

Финансово-экономическая отчетность и ее анализ в большинстве случаев дают достаточно информации для принятия положительного или отрицательного решения по сделке. Однако, помимо подписания контракта или отказа в партнерстве, компания может прийти к выводу, что следует изменить условия соглашения, например, отказаться от предоплаты ввиду высоких рисков.

Для максимально точной и полезной оценки деятельности контрагента к проведению проверки привлекаются профессиональные экономисты, они не только дадут максимум данных, но и существенно сэкономят время. На практике, проверка одной фирмы может занять неделю.

Будем рады личной встрече
в нашем офисе по адресу

г. Москва, Бутлерова 17, Бизнес-центр «NEO GEO» м. Калужская

источник

Алгоритм поиска и проверки контрагентов, согласно письму ФНС России от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@, включает всего три шага: использование общедоступных электронных сервисов, получение выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте и запрос определенных документов у потенциального партнера. Но на каждом из этих этапов могут возникать сложности.

На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что не существует никаких стандартных правил и критериев такой проверки. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями в процессе анализа самостоятельно, исходя из оценки рисков.

По мнению Андрея Хрыкина, руководителя проекта Фокус.Форум, процесс проверки контрагентов держится на трех китах:

  • благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
  • оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
  • знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам: налоговая выгода признается необоснованной, если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях; если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности (п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.

Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить путем переговоров, и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.

Чтобы увидеть «истинное лицо» контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.

  • копия устава организации;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
  • копия паспорта руководителя организации.

На сайте ФНС предприниматели могут бесплатно воспользоваться сразу несколькими онлайн-сервисами для сбора важной информации о контрагенте.

Самое простое, что можно сделать, — осуществить поиск контрагента по ИНН на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ОГРН или ИНН юрлица или указать наименование и (опционально) регион места нахождения. Если вам необходима информация об ИП или крестьянском (фермерском) хозяйстве, то выставляйте вкладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ», вводите ОГРНИП / ИНН или вносите ФИО и регион места жительства.

На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.

Информация Источник
Сведения из ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более года https://service.nalog.ru/zd.do
Адреса массовой регистрации https://service.nalog.ru/addrfind.do
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ https://service.nalog.ru/uwsfind.do
Дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disqualified.do
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disfind.do
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядке https://service.nalog.ru/svl.do
Юрлица, с которыми отсутствует связь по указанному ими адресу (внесенному в ЕГРЮЛ) https://service.nalog.ru/baddr.do
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлиц https://service.nalog.ru/mru.do
Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/#t5

В 2017 году налоговая планирует запустить еще один полезный сервис, чтобы облегчить процедуру проверки новых контрагентов, обезопасить компании от сотрудничества с сомнительными партнерами и помочь вычислить однодневку.

В настоящее время, согласно ст. 102 НК («Налоговая тайна»), данные о компании могут стать открытыми только с ее согласия. Вступление в силу Федерального закона от 1.05.2016 г. № 134-ФЗ позволило внести изменения: перечень данных, которые не представляют налоговую тайну, был расширен.

С 1 июля 2017 года на сайте ФНС станут открытыми следующие сведения о юридических лицах (они будут обновляться ежегодно).

  • доходы и расходы за один календарный год;
  • средняя численность компании за один календарный год;
  • информация об уплаченных налогах и сборах;
  • сведения о налоговых нарушениях;
  • задолженности, штрафы, пени.

Эти сведения организации смогут получить через интернет бесплатно.

Для того, чтобы проверить, внесен ли контрагент в реестр ФАС России, укажите в поле поиска наименование/ФИО поставщика и ИНН поставщика. Также при необходимости можно изучить Реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационное системе в сфере закупок.

На сегодняшний день в картотеке содержится почти 18 млн дел. Чтобы получить информацию о деле, нужно заполнить любые поля в фильтре поиска и нажать кнопку «Найти». Если вы не знаете номер дела, то ищите информацию по другим параметрам.

Читайте также:  Как выписать направление на анализ мочи

В карточку включена краткая информация о деле, сведения об участниках дела, хронология рассмотрения дела в каждой из инстанций, принятые в них завершающие судебные акты.

Сервис дает информацию о наличии исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении любого физического или юридического лица.

Работа с банком строится на простых действиях: выбор поиска по физлицам или по юрлицам, указание региона, фамилии и имени или наименования предприятия.

Ресурс позволяет ознакомиться со сведениями о деятельности субъектов экономической деятельности. Для проверки юридического лица введите в поисковой форме наименование предприятия, код (ИНН, ОГРН) и адрес. Поиск ИП осуществляется с помощью ФИО и кода (ИНН, ОГРНИП).

Если ваша компания планирует заключить сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, то разумно будет заранее проверить, имеет ли он необходимую лицензию. Такие сведения содержатся на сайтах лицензирующих органов.

Например, на сайте Департамента Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО можно скачать Реестр лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. А Роскомнадзор на своем официальном ресурсе публикует Реестр лицензий в области связи, Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования и др.

Поскольку сервис Главного управления по вопросам миграции МВД России пополняется сведениями о недействительных паспортах в ежедневном режиме, то информация в нем всегда актуальная. В каких случаях компаниям стоит пользоваться этим онлайн-инструментом? Например, чтобы проверить руководителя фирмы, с которой предстоит заключить сделку. Ведь многие ограничиваются запросом копии приказа о вступлении в должность или выпиской из ЕГРЮЛ, в которой указаны ФИО и должность лица. Тем не менее проверка паспорта лишней не будет.

Кроме того, обращайте внимание на срок полномочий представителя контрагента — не истек ли он? Срок указан в уставе организации или доверенности. Устав также может выявить и другой важный критерий оценки контрагента — ограничение полномочий руководителя по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

Факты неоднократного заключения госконтрактов — это несомненный плюс контрагента. Они могут свидетельствовать о его надежности, тем более если все обязательства были исполнены в срок.

На сайте Генеральной прокуратуры РФ можно найти информацию о плановых и внеплановых проверках как юрлиц, так и ИП. Поиск осуществляется по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.

Введите ОГРН или ИНН в форму поиска на сайте ТПП РФ — и вы узнаете, является ли юридическое лицо или ИП членом палаты. Если компания или предприниматель там есть, то это значит, что хозяйственная деятельность ведется.

Если для проверки контрагента вам необходима панорама здания, в котором зарегистрировано юрлицо, воспользуйтесь картами Яндекс или Google.

Официальный сайт компании может многое сказать о ней. Это весьма полезный инструмент для выявления важных сведений о бизнес-партнере. Как правило, на нем всегда указаны клиенты компании. Можно связаться с ними и узнать их мнение о контрагенте. Вполне возможно, что в разговоре всплывут негативные отзывы. Либо вообще окажется, что логотип компании на сайте контрагента опубликован для статусности, а на самом деле никаких партнерских отношений между компаниями не существует.

Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются.

Любой налогоплательщик может в качестве руководства для действий использовать рекомендации ФНС, которые ведомство приводит в своих письмах.

Так, например, в Письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ можно найти следующие контрольные вопросы о добросовестности контрагентов, которые налоговики используют при проверке:

  • Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
  • Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
  • Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  • Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  • Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Полученную информацию о контрагенте можно условно объединить в три больших блока: арбитражные дела, финансовое состояние и потенциал контрагента. Как с ней работать? Андрей Хрыкин, руководитель проекта Фокус.Форум, советует проводит анализ на пересечении этих трех «блоков» — существующие споры, объемы деятельности и возникающие риски. Важно обратить внимание на финансовое состояние — растет компания или стагнирует? И попытаться самостоятельно оценить потенциал контрагента, опираясь на ту информацию, которая содержится на его сайте, деловые связи компании и другие критерии.

Когда вы не понимаете, какая у компании отчетность, видите невнятные арбитражи и не можете оценить потенциал компании, лучше с таким контрагентом не связываться.

Узнайте, как проверить контрагента за 5 минут:

По количеству описанных источников можно сделать вывод, что поиск контрагента и проверка его благонадежности — чрезвычайно сложная работа, и это действительно так. Но эту работу можно в буквальном смысле минимизировать до одного клика с помощью такого сервиса, как Контур.Фокус.

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы госконтрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов ее партнеров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.

  • Убедиться в фактическом расположении компании по указанному в документах адресу.

Особенно это необходимо делать в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.

  • Познакомиться лично с руководством компании при обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок.
  • Убедиться в том, что фирма намерена выполнять условия сделки.

Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится с заключением сделки и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.

  • Удостовериться в том, что условия, прописанные в договоре, посильны для контрагента.

Располагает ли контрагент реальными возможностями для выполнения условий договора? Сможет ли он уложиться в сроки производства или доставки продукта? Не будет ли нарушать дедлайны при выполнении работ?

источник

В ходе своей деятельности любая организация сталкивается с различного рода контрагентами: покупателями, поставщиками, исполнителями услуг, банками и т.д. И каждому руководителю и исполнителю организации очень хочется быть уверенным в порядочности, надежности контрагента, чтобы он в срок исполнял свои обязательства. Как разобраться в бухгалтерской отчетности, чтобы увереннее себя чувствовать на переговорах, — рассказывает руководитель рабочей группы Firmmaker Светлана Маркина.

Проведя, хотя бы, поверхностный анализ показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предполагаемого контрагента можно уже значительно минимизировать риски. Для проведения анализа от контрагента потребуется бухгалтерская отчетность за последний отчетный период, либо за несколько предыдущих отчетных периодов для сравнения показателей в динамике.

В случае, если контрагент не дал нужную информацию, уже на этом этапе стоит задуматься, ведь честному предпринимателю нечего скрывать, скорее, наоборот, он будет стремиться к прозрачности, если речь идет о партнерских взаимовыгодных отношениях. Прозрачность только приветствуется и облегчает понимание между партнерами и увеличивает их деловой оборот.

Получив бухгалтерскую отчетность от контрагента можно считать, что первый шаг к доверительным отношениям уже сделан и можно приступать к анализу. Конечно, сам по себе анализ финансовой деятельности предприятия объемный и трудоемкий процесс.

В данной статье пойдет речь о расчете и анализе показателей, помогающих ответить на вопросы: стоит ли предоставлять товарный кредит контрагенту-дебитору, в каком размере, на какой срок. Это показатели -ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.

Л иквидность — способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам, реализуя свои активы.

Платежеспособность — наличие у организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Ликвидность и платежеспособность, как экономические категории, не тождественны, но на практике они тесно взаимосвязаны между собой. Платежеспособность — способность платить по долгам или договорам. Предприятие может быть не ликвидно, но платежеспособно. Платежеспособность связывают с ликвидностью коротких активов — деньги, готовая продукция на складе. Ликвидность — обобщенное понятие, сочетание всех активов компании которые можно перевести в деньги (то есть не только деньги, но и дома, офисы, оборудование. ) в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. А платежеспособность оценивается для конкретного момента времени.

Итак, проанализируем ликвидность баланса. Главная задача оценки ликвидности баланса — определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). Наиболее ликвидные активы это денежные средства (в кассе и на счетах в банке), товар, который быстро можно реализовать, задолженность, которая вот-вот вернется. Выявив размер ликвидных активов нужно сравнить их с размером обязательств – это задолженность, которую нужно погасить в ближайшее время (перед поставщиками, прочими контрагентами, по кредитам и займам). Соответственно, если размер активов превышает размер обязательств, организация способна оплатить свои краткосрочные обязательства в течение анализируемого периода. Для более точного и детального анализа ликвидности мы предлагаем сгруппировать статьи баланса, а потом посчитать ликвидность. Тренируя этот навык, с каждым разом Вы будете на лету понимать финансовое состояние контрагента. Вы скажете, а зачем, есть онлайн-сервисы и экономисты.

Отвечаем: мы рекомендуем пройти этот путь несколько раз, чтобы понять, насколько просто и быстро можно принимать решения, сделав несложные расчеты.

Итак, для проведения анализа ликвидности баланса актив и пассив баланса группируются по следующим признакам:

А. по степени убывания ликвидности (актив);

Б. по степени срочности оплаты, погашения (пассив).

Активы в зависимости от скорости превращения в денежные средства (ликвидности) разделяют на следующие группы:

А1 — наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства предприятий и краткосрочные финансовые вложения (стр. 260 + стр. 250).

А2 — быстрореализуемые активы. Дебиторская задолженность и прочие активы (стр. 240+ стр. 270).

A3 — медленнореализуемые активы. К ним относятся статьи из разд. II баланса «Оборотные активы» (стр. 210 + стр. 220 — стр. 216) и статья «Долгосрочные финансовые вложения» из раздела I баланса «Внеоборотные активы» (стр. 140).

А4 — труднореализуемые активы. Это статьи разд. I баланса «Внеоборотные активы» (стр. 190).

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата:

П1 — наиболее краткосрочные обязательства. К ним относятся статьи «Кредиторская задолженность» и «Прочие краткосрочные обязательства»

П2 — краткосрочные обязательства. Статья «Займы и кредиты» и другие статьи раздела V баланса «Краткосрочные обязательства» (стр. 610 + стр. 630 ).

П3 — долгосрочные обязательства. Долгосрочные кредиты и заемные средства (стр. 590 + стр.640 + 650).

П4 — постоянные обязательства. Статьи разд. III баланса «Капитал и резервы» (стр. 490-стр. 216).

При определении ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.Условия абсолютной ликвидности баланса:

Сгруппировали? Изучаем платежеспособность .

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер: его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств.

Если любое из неравенств имеет знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить 6олее ликвидные.

Сопоставление А1 – П1 и А2 – П2 позволяет выявить текущую ликвидность предприятия , что свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) в ближайшее время. Пожалуй, это главное для понимание контрагента. Сравнение A3 — ПЗ отражает перспективную ликвидность. На ее основе прогнозируется долгосрочная платежеспособность.

Дополнить анализ ликвидности и платежеспособности можно с помощью финансовых коэффициентов, приведенных в таблице ниже. Показатели ликвидности и платежеспособности

источник