Меню Рубрики

Как проводить анализ по закупкам

Данные для аналитики берем из трех открытых источников:

  1. извещения о закупках, опубликованные в ЕИС и на площадках из списка ЭТП,
  2. протоколы и контракты завершенных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, опубликованные в ЕИС.
  3. сведения об арбитражных делах из картотеки арбитражных дел.

Если вы нашли интересную закупку и хотите узнать подробности о заказчике — перейдите по ссылке «Анализ заказчика» на странице закупки.

На странице заказчика видно:

  • всех его поставщиков, количество участий, побед и контрактов каждого поставщика в закупках заказчика,
  • статистику по количеству опубликованных и планируемых закупок,
  • статистику по арбитражным делам заказчика в качестве ответчика и в качестве истца.

Выберите отрасль с помощью фильтра, чтобы увидеть список своих конкурентов среди всех поставщиков заказчика. Нажмите на конкурента, чтобы проанализировать предмет закупок, конкурентную среду и процент снижения. Это поможет спрогнозировать, с кем придется бороться за новые контракты в отрасли и какое снижение начальной максимальной цены стоит ожидать.

Статистика по количеству опубликованных закупок помогает увидеть активность заказчика и быстро перейти к завершенным, текущим или планируемым закупкам. Обратите внимание на количество отмененных закупок и причины отмен. Если заказчик часто отменяет закупок, вы рискуете зря потратить время на подготовку к его закупкам.

Статистика по арбитражным делам покажет, как часто на заказчика подают в суд контрагенты и по каким поводам, и наоборот — как часто и по каким поводам заказчик судится с контрагентами. Обращайте внимание на арбитражные дела, связанные с экономическими спорами и невыполнением обязательств по договорам. Если заказчик часто оказывается ответчиком в экономических спорах, вы рискуете не получить оплату в срок.

Если вы хотите узнать подробности об участниках завершенной закупки — кликните на название любого поставщика в таблице «Участники и результаты».

На странице поставщика видно:

  • круг его заказчиков,
  • закупки, в которых участвовал,
  • статистику по арбитражам.

Анализ заказчиков конкурента помогает оценить его положение на рынке: со сколькими организациями работает как поставщик, какие организации являются основными заказчиками, как часто участвует и побеждает в закупках конкретного заказчика.

Среди заказчиков конкурента можно найти нового интересного заказчика, закупки которого вам не попадались в поиске по параметрам.

Нажмите на заказчика, чтобы проанализировать те закупки, где участвовал конкурент. Обратите внимание на то, как сформулирован предмет закупки и какую цену выставил конкурент.

Аналитика покажет конкурентов, которые не участвуют в конкурентной борьбе, а получают контракты как единственный поставщик. В таком случае побед у организации не будет, но будут контракты.

Вкладка «Закупки» пригодится при анализе конкурентов:

  • сколько всего участий и побед было у конкурента,
  • сколько участий и побед было за определенный период,
  • активен ли конкурент в настоящее время, когда были последние участия,
  • выгрузить информацию о закупках в Excel для детального анализа.

Можно анализировать собственную организацию, когда:

  • тендерный специалист только начинает работу в компании,
  • специалист готовит отчет об эффективности тендерной деятельности (соотношение побед и участий).

На вкладке Арбитраж, как и у заказчика, размещена статистика по арбитражным делам поставщика. Оцените количество, предмет и суммы споров. Если у организации крупные задолженности перед другими контрагентами, сотрудничество с ней в качестве субподрядчика — это риск.

Некоторые организации выступают в государственных закупках и в роли заказчика, и в роли поставщика. В аналитике показаны обе роли — на вкладке «Размещение закупок» как заказчика, на вкладке «Участие в закупках» как поставщика.​

источник

Затраты на закупки, в зависимости от отрасли, как правило, составляют от 40 до 60% в структуре себестоимости производства продукции. Поэтому менеджерам компании, занимающимся логистикой и работой с поставщиками, необходимо уделять серьезное внимание сокращению и оптимизации издержек. Один из возможных путей здесь – повышение эффективности работы отдела закупок.

Повышение эффективности предполагает постоянный сбор отчетности, ее структурирование и анализ по ключевым показателям деятельности (KPI) отдела закупок. Сбор отчетности, структурирование и анализ – сложные процессы (особенно в крупной компании с десятками или сотнями тысяч наименований, с сотнями поставщиков и соответствующим отделом закупок). Подходящим решением здесь будет использование специализированного инструмента — BI (системы бизнес-анализа), которая включает в себя возможность консолидации и обработки больших объемов информации, оперативного анализа, создания отчетности (нестандартной в том числе), визуализации всей собранной статистики.

Для того чтобы комплексно оценивать эффективность, работать над ее повышением, необходимо постоянно контролировать показатели (KPI), характеризующие деятельность отдела закупок. Такими показателями являются: время, цены, поставщики.

Контроль фактора времени предполагает сбор статистики по задержкам поставок и по последствиям данных задержек. Здесь во внимание берутся следующие показатели:

  • Доля задержанных заказов
  • Доля случаев, когда задержка вызвала отсутствие необходимых материалов (остановка производства, невыполнение планов)

При этом у руководителя, контролирующего работу отдела закупок, должна быть возможность видеть задержки в реальном времени, быстро определять ответственных и причины задержек для снижения их вероятности в будущем. Оперативный контроль и своевременная реакция – необходимые составляющие повышения эффективности работы.

Фактор цены подразумевает сравнения фактических и планируемых закупочных цен, выявление отклонения от бюджета. Всестороннему анализу должны подвергаться такие показатели как:

  • Цены на закупаемые ресурсы
  • Расчетные цены на закупку
  • Индексы средних цен по товарным группам
  • Изменения цен и анализ причин этих изменений (переговоры, рационализация перевозок и т. п.)
  • Эффективность форвардных закупок (сравнение с обычными)
  • Доля закупочных ордеров, выданных без договоренности о твердой цене и т.п.
  • Отношение объема вложений в товарные запасы к объему продаж

Постоянный сбор статистики и анализ по данным показателям позволят грамотно определять пределы закупочных цен, бюджет на закупки, планировать процесс закупок, исходя из выявленных тенденций. Грамотное выставление нормативов позволит руководителю быстро выявлять отклонения в работе каждого менеджера по закупкам и всего отдела в целом.

Под фактором поставщика понимается соответствие качества и объемов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры характеризуют надежность поставщика:

  • Доля просроченных заказов, отказы от поставок
  • Доля поставок, не соответствующих заявленному качеству
  • Доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией
  • Частота изменения цен поставщика (характер изменений: спонтанный или цикличный)

Такая статистика позволит комплексно оценить надежность того или иного поставщика, вовремя выявить нежелательные отклонения и отказаться от сотрудничества с ним, либо, наоборот, укрепить существующие отношения. В комплексе с информацией об удаленности того или иного поставщика, о наличии у него резервных мощностей и о его финансовом положении данные показатели могут послужить основой для создания модели отношений с поставщиками (размер, их количество, цены, удаленность, сроки поставок и так далее) и дальнейшей работы по их поиску, исходя из условий данной модели.

Постоянный, комплексный анализ ключевых показателей эффективности (KPI) отдела закупок будет способствовать принятию правильных и своевременных решений, позволит оптимизировать процессы, связанные с закупом, сделает работу менеджеров более прозрачной и подконтрольной.

источник

Совсем недавно на рынке закупок появился и все чаще используется новый тип процедуры, который определяется в системе Bicotender.ru как «Анализ цен». Он не содержит НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта), а вместо сроков поставки и оплаты товара, выполнения работ или оказания услуг указаны ориентировочные даты объявления закупки по итогам анализа ценовых предложений, предоставленных его участниками.

Точного определения данной процедуре нет, поэтому предлагаем свое:

Можно сказать, что заказчики придумали новый способ определения НМЦК с использованием возможностей электронных площадок. Они размещают предварительный этап закупки – «Анализ цен», собирают ценовые предложения от потенциальных поставщиков, анализируют их, формируют НМЦК и далее объявляют тендер.

Кажется, все ясно, но остается еще несколько важных вопросов, на которые ответит Кожурова Нина – ведущий тендерный специалист ГК «Бико», автор и преподаватель семинара по 44-ФЗ «Учебного центра Бико».

–Почему растет спрос? Можно предположить, что «Анализ цен» выгоден поставщикам, удобен заказчикам?

Кожурова Нина: Определение начальной (максимальной) цены контракта – обязательное условие при объявлении как государственного, так и коммерческого тендера.

Для формирования НМЦК заказчик выбирает способ ее определения. Для этого он может направить запросы на коммерческие предложения, провести анализ в общедоступных источниках сети интернет, но эта информация не всегда актуальна. Электронная площадка позволяет заказчику провести наименее трудозатратный способ мониторинга цен, а также получить максимально объективные и актуальные цены напрямую от исполнителей. Тогда как из участников, направивших свои ценовые предложения, уже формируется круг конкурентной среды будущей закупки.

Когда заказчик объявляет на электронной площадке процедуру «Анализ цен», для потенциального поставщика это хорошая возможность заявить о себе, повлиять на формирование НМЦК, заранее ознакомиться с возможными объемами и предложить условия исполнения контракта и, самое главное, – обеспечить себе участие в планируемой закупке. Участники «Анализа цен» априори попадают в число приглашенных поставщиков к данному тендеру, т.е. они непосредственно могут быть приглашены заказчиком перед началом закупки.

Таким образом, подобная процедура анализа цен позволяет заказчику открыто и объективно определить НМЦК будущей закупки, сформировать условия исполнения контракта на основе полученных предложений и изучить возможную конкурентную составляющую будущей закупки. Поставщику же участие в таком мониторинге дает возможность заранее подготовиться к участию в данной закупке.

–Как не запутаться и отличить процедуру проведения анализа цен от собственно закупки?

Кожурова Нина: Анализ ценовых предложений проводится не только под названием «Анализ цен», также встречаются: «Мониторинг предложений», «Мониторинг рынка», «Запрос предложений» или «Запрос цен». Последние типы процедур могут представлять собой как процедуру анализа ценовых предложений, так и закупку. Чтобы отличить закупку от процедуры анализа цен, нужно ознакомиться с содержанием документации.

Задача закупочной процедуры – поиск исполнителя заказа (определение победителя). Закупка в обязательном порядке содержит документацию, в которой уже указана НМЦК, объемы поставки товаров, работ, услуг, сроки исполнения контракта и условия оплаты, а также сам проект контракта. Это и есть признаки совершения закупки.

Целью же мониторинга (анализа) цен является изучение сложившихся цен на конкретные товары, работы и услуги, в данном случае, с использованием возможностей электронной площадки. «Анализ цен» не предполагает наличие победителя и не содержит условий контракта. Заказчику необходимы только ценовые предложения от поставщиков с указанием условий поставки и оплаты товара, работы и/или услуги для последующей организации тендера. Таким образом, анализ цен выступает одним из этапов осуществления будущей закупки.

– Регулируется ли тип процедуры «Анализ цен» 44-м или 223-м Федеральными законами?

Кожурова Нина: 44-ФЗ содержит следующие процедуры определения поставщика: конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и закрытые процедуры. «Анализ цен» не является способом закупки по 44-ФЗ. В соответствии с требованием данного закона, а именно ст. 22, заказчики обязаны рассчитывать начальную (максимальную) цену контракта одним или несколькими способами. Первоочередным способом является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Расчет НМЦК заказчик производит, руководствуясь Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567, и несет персональную ответственность за правильность ее определения, но он делает это без размещения такого мониторинга на электронных площадках.

Коммерческий же заказчик по 223-ФЗ вправе разрабатывать собственные положения о закупках, но также обязан определять НМЦК. Так как 223-м Федеральным законом не регламентирован способы и порядок определения НМЦК, заказчик для этой цели может открыто провести процедуру «Анализа цен» или «Мониторинга цен» на любой коммерческой электронной площадке.

источник

2001 Бухгалтер и компьютер

Жесткая конкуренция требует все большей оперативности в принятии решений при сохранении и даже повышении их качества. Как этого можно достичь? Обеспечить себе качественную информационную базу для принятия решения.

Ваша учетная система накапливает и хранит все необходимые данные. Но операционные данные «как есть» не годятся для анализа. Для принятия решений нужна информация, наиболее удобным образом обобщающая учетные данные, т.е. требуются разнообразные аналитические отчеты.

Может ли учетная система обеспечить Вас, менеджера по закупкам, аналитической информацией в полном объеме? Традиционная учетная система предлагает Вам стандартные регламентированные отчеты. Например, в «1С:Торговля и склад» менеджером по закупкам может использоваться три отчета: отчет по приходу товара, по остаткам на складах и сравнение остатка товара с минимальным. Этого набора, скорее всего, будет недостаточно.

Вам необходимо такое множество отчетов, которое обеспечивало бы всесторонний анализ всех аспектов закупочной деятельности. Значит, состав отчетов надо дорабатывать:

Любая доработка требует предварительного осознания, что же Вы хотите видеть. Попробуем разобрать примерный перечень аналитических задач менеджера по закупкам, и определить информацию, необходимую для их решения.

Поставщиков

У Вас стабильные поставщики, проверенные временем партнеры? Но, к сожалению, «ничто не вечно под луной»:Предприятия разоряются, продукты снимают с производства, конкуренты переманивают поставщиков, суля «золотые горы»: Как же отслеживать стабильность работы с поставщиками, оценить «серьезность» их намерений? Посмотреть динамику закупок по поставщикам — объемы закупок у поставщика по месяцам или кварталам. Могут выявиться тенденции снижения/-роста объема поставок. Причины тому искать Вам: сезонные ли это колебания, интриги конкурентов или у поставщика плохи дела. Главное — вовремя заметить тенденции.

Помимо объемов Вы отслеживаете и финансовые взаимоотношения. Как дела с Вашими проплатами поставщикам? Пробегитесь по структуре задолженностей по поставщикам, вдруг за кем-то должки?

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Какие поставщики наиболее важны для Вашего бизнеса? У кого Вы больше всего закупаете? Выявить таких поставщиков можно с помощью анализа структуры объема закупок по поставщикам. Определите долю каждого поставщика. Не получается ли, что Вы «кладете все яйца в одну корзину»?

Анализ динамики закупок и структуры имеет смысл проводить и по категориям поставщиков. Тоже можно выявить интересные факты:

Вы отвечаете за своевременное наполнение складов необходимыми товарами. Ваши ошибки в объемах закупок — прямые убытки для компании. Закупите мало — недополучите прибыли от продаж, слишком много — затоварите склад. Поэтому важно правильно планировать объемы и структурный состав закупок. В этом Вам может помочь информация по остаткам товаров и динамике объемов закупок. Склады затоварены — приостановите закупки этого товара. А, может, стоит вообще исключить его из номенклатуры? Ведь товар может, например, морально устареть.

Для ежедневного планирования закупок Вам понадобится информация по остаткам товаров на складах. Посмотрите где, чего и сколько единиц на настоящий момент. Может, стоит пополнить запасы?

Обязательна информация по товарам, остатки которых меньше минимального. «Страшный» отчет для поставщика, сигнализирующий о Вашем возможном просчете или дефицитности товара. Поднимайте коллег по тревоге на срочный поиск и закупку.

Вовремя замеченные тенденции изменения объемов закупок товара помогут Вам свести к минимуму возможные издержки. Отслеживайте динамику закупок по товарам. Почему снизились закупки товара? Упал спрос или неадекватно спросу «взлетели» цены? Что выгоднее — продолжать закупки или сократить их? Тревожный звонок прозвучал — выясняйте и действуйте.

Анализировать надо не только тенденции изменения объемов, но и структурный состав закупок. Задумайтесь, какие доли занимают отдельные товары в общем объеме закупок? Структура закупок может показать намечающиеся профилирующие направления в деятельности.

Негативная это тенденция или позитивная, судить Вам.

Кстати, о продукции, точнее о качестве: Вы доверяете клятвенным заверениям и рекламным проспектам поставщиков, декларирующим высокое качество товара? Без доверия партнерам в бизнесе нельзя. Но есть хорошая пословица: «Доверяй, но проверяй». Как же оценить качество продукции поставщиков не абстрактными словами: «хорошее», «удовлетворительное»? Какие показатели станут основанием для

Ваших писем на завод? Официальные документы требуют цифр. Есть много способов: собирать и подсчитывать рекламации Ваших покупателей, проверять каждый сотый контейнер и вести статистику брака. Но существует более простой способ — посмотреть объем возврата товаров от покупателей. Этот способ не требует ведения дополнительного учета тех же рекламаций. Он использует точные данные Вашей учетной системы. Если подозреваете «нечистоплотность» поставщика, надо провести анализ возвратов товаров поставщику.

Вот и посмотрите, товар такой плохой или водители поставщика так «бережно» относятся к грузу.

Цены на товары

Не хотите посмотреть, кто Вам предлагает самые «сладкие» цены? Как Вас любит каждый поставщик? Проанализируйте динамику закупочных цен. Если цену на товар повышают все поставщики, это нормально. Если один, то: Выводы делать Вам. А то — объемы закупок и пересмотреть можно. А если это элемент его ценовой политики — постепенно, а не рывками повышать цены? Посмотрите динамику цен на все поставляемые им товары. Если у Вас нет обязательств перед поставщиками по объему выборки, Вы можете и должны лавировать. От этого зависит Ваша прибыль:

Существует несколько путей достижения Вашей цели — получения необходимого состава аналитических отчетов.

Если внедряющая фирма сработала качественно, то, возможно, индивидуальность Вашей компании и Ваши информационные потребности как менеджера по закупкам за определенную плату были учтены:на тот момент. Вам разработали отчеты и ушли, оставив контактный телефон.

Со временем все меняется: И у Вас появились новые потребности. Вам надо сменить «угол зрения», поменяв строки и столбцы отчета местами? Приглашаете внедренца, теряете время и деньги:Вам нужен отчет по товару не по месяцам, а по неделям, дням, кварталам?

Приглашаете внедренца, теряете время и деньги: И так далее: А время — главный фактор бизнеса:

Кстати о времени, Вы хотите посмотреть данные по каждому поставщику отдельно. Запускаете отчет для одного, смотрите, выходите. Запускаете для другого, смотрите, выходите: У Вас их сколько? Сколько раз Вы вынуждены запускать отчет?

Кроме существенных временных потерь существует проблема дезориентации пользователя в постоянно растущем числе отчетов. У Вас не вызывает раздражение длинный список мало отличающихся друг от друга названий?

Заходите к Вашим автоматизаторам и капризно говорите «Хочу!». Дополнительных материальных затрат фирма избегает. Хотя, вопрос спорный, эти затраты просто «размазываются» по заработной плате штатных программистов. Но ждать все-таки придется. Даже незначительные структурные изменения отчета требуют времени.

А Вам информация нужна здесь и сейчас. Срочно. Такая, и через 5 минут чуть другая. Это реальные требования всестороннего анализа. А посадить программиста рядом с каждым менеджером, увы, нельзя.

Выйти из этого порочного круга постоянной потери времени, а значит, и денег, можно с помощью системы динамического анализа данных.

Система динамического анализа (OLAP — OnLine Analytical Processing) снимает проблему «жесткой» структуры отчетов. Это, когда данными нельзя «повертеть». В процессе оперативного анализа важна именно возможность динамического управления данными. Зашли в отчет и кликаете мышью. Фильтруете, меняете строки и столбцы местами, переводите в проценты и обратно: В одном отчете можете посмотреть динамику закупок по товарам и, щелкнув мышью, по группам товаров. Не покидая отчета, с помощью мыши получаете данные за разные периоды: по дням, неделям, месяцам, кварталам, годам. В общем, полная свобода самовыражения в анализе:

Помимо решения проблемы потери времени, исключается возможная дезориентация. Один динамический отчет заменяет несколько однотипных «жестких». Вы больше «не потеряетесь» в отчетах.

Примером системы динамического анализа для руководителей и специалистов, занятых торгово-закупочной деятельностью, является аналитический модуль для системы «1С:Предприятие» в конфигурации «Торговля и склад», разработанный компанией Intersoft Lab. Модуль «Контур Стандарт. Анализ для 1С:Торговля и склад» имеет сертификат «1С:Совместимо!».

OLAP-отчеты в составе аналитического модуля повторяют и существенно расширяют стандартный набор отчетов 1С. Например, разработаны специальные отчеты для всестороннего анализа складской деятельности, продаж и взаиморасчетов с контрагентами. Кроме того, пакет содержит все отчеты, которые были упомянуты при рассмотрении информационных потребностей менеджера по закупкам. Принципиальное отличие от традиционных отчетов 1С — в возможности динамического управления представлением данных и графической иллюстрацией. Данные, дополненные диаграммой или графиком, согласитесь, воспринимаются лучше. Особенно графическая иллюстрация удобна для анализа тенденций и структурного состава. Что Вы можете проглядеть, не упустит система. Во всех отчетах присутствует синхронная графическая иллюстрация. Вы изменяете данные — автоматически меняется иллюстрация.

Продемонстрируем возможности динамического анализа на примере отчета «Структура закупок по товарам».

Рис. 1 Отчет «Структура закупок по товарам». Данные по группам товаров

На рис. 1 представлен отчет, отражающий закупки по группам товаров. Операция «углубление» позволяет детализировать информацию. Так, щелкнув по знаку «+» напротив группы «Бытовая техника» мы увидим данные по отдельным подгруппам бытовой техники. Перетащив мышью колонки «Группу товаров» и «Подгруппа товаров» в область вверху таблицы — то есть «убрав» информацию из отчета, мы получаем отчет о закупках по товарам (см. рис. 2). Обратите внимание, что автоматически изменяется и графическая иллюстрация.

Рис. 2 Отчет «Структура закупок по товарам». Данные по товарам

Применение современной системы динамического анализа обеспечивает не только снижение временных затрат при работе с отчетами, но и исключает необходимость постоянных материальных вливаний в их доработку. Исполнение Ваших информационных желаний теперь не будет зависеть от внедряющих фирм или занятости Ваших программистов. Но главное, конечно, то, что Вы вовремя получите актуальную информацию. А кто владеет информацией, тот правит миром!

источник

И опытным участникам закупок, и тем, кто делает первые шаги, полезно проводить анализ завершенных торгов. Из них можно почерпнуть много информации, которая позволит сделать закупки более эффективными.

Есть два источника информации для анализа:

  1. Сайт госзакупок. Когда закупка прошла и контракт заключен, заказчик передает сведения о нем в реестр контрактов. Эти данные подтягиваются в ЕИС и отражаются в карточке закупки.
  2. Платные сервисы, например, Контур.Зкупки. Преимущества платных сервисов в том, что они позволяют провести анализ гораздо быстрее.

В ЕИС анализ делать сложнее, но эта система бесплатная. Поэтому на первом этапе можно воспользоваться ею.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В первую очередь стоит проанализировать сферу, в которой вы собираетесь участвовать в тендерах. Для анализа нужно отобрать торги в интересующем регионе по ключевым словам, описывающими нужные товары или услуги. Все это можно сделать в окне расширенного поиска в ЕИС.

Чтобы отобрать только те закупки, которые завершены, нужно в строке «Этапы закупки» выбрать «Процедура завершена». Также можно установить прочие параметры: выбрать интересующий закон, минимальную и максимальную цены, способ определения поставщика и другие. Не забудьте в верхней строке ввести наименование закупаемого товара полностью или частично.

Когда результаты отобраны, можно увидеть, как часто проводятся тендеры на закупку нужного товара, и какова средняя стоимость контрактов. Это даст первое представление о том, насколько указанный товар пользуется спросом в конкретном регионе.

Следующее, что можно почерпнуть из такого анализа — это количество конкурентов. Чтобы это увидеть, нужно войти в закупку и посмотреть, сколько заявок подавалось на участие и сколько из них было допущено до торгов. В среднем количество участников в каждом тендере не превышает 5. По некоторым объектам закупки показатель может быть выше, но в основном составляет 2-4 участника.

Такой анализ поможет выбрать нишу для работы в госзакупках. Если компания или ИП только собирается в них участвовать, это подскажет, какое направление выбрать для входа. Ну а тем, кто уже давно работает в системе, анализ может дать идею для расширения и освоения новых направлений. Но чтобы сделать правильный вывод, нужно проанализировать как можно больше различных категорий и подкатегорий товаров/услуг.

Проведя анализ спроса и предложения, участник должен ответить на вопросы:

  1. Целесообразно ли участвовать в тендерах в данном регионе по выбранным направлениям.
  2. Какие именно товары и услуги пользуются наибольшим спросом.
  3. Какой примерно доход можно получить при средней конверсии 20% (подразумевается процент выигранных тендеров от общего количества тех, на которые подавались заявки).

Участник-новичок вряд ли сразу выйдет на такой процент конверсии. Но сделать подсчет нужно для того, чтобы понять, на что можно рассчитывать при нормальном развитии событий, и удовлетворит ли предпринимателя полученная прибыль. Если же окажется, что на его товары или услуги спрос невысок, тендеры проводятся редко, то даже при хорошей конверсии игра может не стоить свеч.

Для анализа заказчиков можно отобрать все торги в интересующей сфере и ценовой категории. Такую информацию можно увидеть сразу в результатах поиска. Кликнув на название заказчика, можно открыть его карточку, где среди прочих реквизитов указан ИНН. Его нужно скопировать и в поисковом окне указать в строке «Заказчик». Система по номеру определить наименование организации:

Оценив результаты поиска можно сделать вывод о том, как часто этому заказчику требуется ваш товар, какие суммы он тратит на его приобретение. Также можно увидеть, какие товары наряду с этим он приобретает. Эта информация будет видна, если нажать на номер процедуры и промотать вниз до блока «Информация об объекте закупки».

Кроме того, можно перейти во вкладку «Документы закупки» и ознакомиться с протоколами:

Из протокола рассмотрения заявок можно узнать, сколько поставщиков подались на торги, кому комиссия заказчика отказала и по каким причинам. Это может подсказать, на какие моменты стоит обратить пристальное внимание при заполнении заявки.

Анализируя процедуры конкретного заказчика, можно выявить интересные взаимосвязи. Например, что в большинстве его торгов по данной товарной группе побеждает один поставщик или чередуется пара победителей. Если это происходит на фоне отклонения всех остальных, то нельзя исключить сговора.

Особенно это актуально, если заявки отклоняются по формальным основаниям. Например, не разобравшись, поставщик указал точный параметр вместо диапазонного. Усложнять и запутывать техзадание — излюбленный прием заказчиков, которые хотят отклонить неугодных поставщиков. Участвовать в такой закупке или нет — вопрос неоднозначный. Его решения зависит от того, насколько интересен конкретный тендер. Кто-то предпочтет не тратить время на подобный вариант, поскольку высока вероятность того, что придется добиваться участия в торгах через жалобу. Других же участников это не испугает.

Если видно, что конкуренция честная, заказчик никого не отклоняет, а поставщик раз за разом берет тендеры, значит, у него есть возможность предложить самую низкую цену. Ведь в 95% случаев побеждает тот, кто делает лучшее предложение именно по стоимости. Целесообразно присмотреться к такому поставщику внимательнее, ведь это и есть ваш главный конкурент.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Заказчики вправе указывать в закупочной документации наименование торговой марки, но в большинстве случаев они обязаны добавлять «или эквивалент». Это означает, что предложить для поставки по контракту можно товары с такими же или лучшими характеристиками. Если один поставщик всегда побеждает в честной конкурентной борьбе, возможно, он нашел какой-то более дешевый аналог того, что требовалось заказчику. Нужно выяснить, что именно он предложил, и взять это на вооружение.

Крайне важно снижать себестоимость поставляемой продукции, иначе предлагать заказчику более низкую цену придется за счет собственных доходов. Одной из значимых статей расходов являются налоги. Например, у субъектов, которые применяют специальные налоговые режимы есть преимущество перед теми, кто платит налоги по основной системе – они не уплачивают НДС.

Аналогично более выгодным с точки зрения налогообложения является статус индивидуального предпринимателя, чем ООО. ИП может вывести всю прибыль после уплаты обязательных платежей на личный счет или карту. Никаких налогов при этом он больше не платит. А учредитель ООО может получить доход от ее деятельности только 1 раз в 3 месяца в виде дивидендов, которые облагаются налогами по ставке 13%. Соответственно, у предпринимателя есть довольно серьезное ценовое преимущество перед организацией. Поэтому если в исследуемой области основные конкуренты — юридические лица, вступать в борьбу с ними за более низкие цены разумно в качестве ИП.

Итак, анализ помогает участнику торгов наметить интересные ниши, определить группы товаров к продаже и даже конкретные бренды, понять, с кем придется конкурировать, а также с кем иметь дело в случае победы. Все это сэкономит поставщику немало времени и позволит участвовать только в тех тендерах, в которых у него высокие шансы одержать победу.

источник

Для начинающих участников закупок по Закону №44-ФЗ важно уметь проводить анализ закупочной документации, чтобы принять решение об участии. В этом материале расскажем, на что надо обратить внимание в извещении о проведении закупки и документации к ней.

Необходимо заранее просчитать порог снижения цены. Так можно понять, сколько шагов можно сделать, например, в электронном аукционе и где та граница, за которой контракт перестает быть выгодным. Если объект закупки – поставка товара, необходимо учесть не только саму цену товара, но и стоимость доставки. В стоимости доставки нужно учесть содержание автопарка, ремонт транспорта, зарплату водителей и топливо.

Если товар скоропортящийся, нужно учитывать сезонные особенности. Например, доставлять замороженную продукция летом можно только в специально оборудованном автомобиле с рефрижератором. Если в автопарке нет такого автомобиля – нужно либо взять его в аренду либо оборудовать имеющиеся автомобили. Если после этого контракт по-прежнему будет выгодным – можно участвовать.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ:
Изменения 2020 по 44-ФЗ и 223-ФЗ
12 декабря в 11:00 мск

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Внимательно читайте описание объекта закупки. Если заказчику нужен товар по ГОСТ, то не стоит пытаться предлагать ему товар по ТУ, даже если он ни в чем не уступает товару по ГОСТ. Заказчик просто не имеет права принять товар по ТУ, если в проекте контракта и документации указан товар по ГОСТ.

При анализе закупочной документации надо обратить внимание на количество адресов и периодичность доставки товара. Если автопарк небольшой, адреса для доставки сильно удалены друг от друга, а поставлять надо каждый день – исполнение контракта будет проблематичным.

В итоге можно попасть на штрафы за нарушение условий контракта или попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Цена контракта – существенное условие, ее менять нельзя, поэтому надо заранее определить, будет ли возможность держать цену контракта на весь срок его действия. Если контракт перестанет быть рентабельным для поставщика – он не может прекратить поставки по этой причине. Контракт все равно нужно будет исполнить

Если прекратить поставки – контракт не будет исполнен, и заказчик подаст информацию о таком поставщике в ФАС. ФАС примет решение о включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков .

В мае 2017 года в силу вступили изменении по срокам оплаты поставщикам . Если поставщик – субъект СМП или СОНО – с ним рассчитаются за 15 рабочих дней, остальным заплатят через 30 дней после подписания документа о приемке. Если в проекте контракта указаны иные сроки оплаты – его можно обжаловать в ФАС.

Материалы по теме:

Заказчик не может запретить участникам привлекать соисполнителей, если объект закупки – поставка товара, но может обязать поставщика согласовывать кандидатуры соисполнителей. Соисполнители могут понадобиться, если, например, поставку надо провести на несколько адресов, а у участника не хватает для этого ресурсов (машин, водителей, складских помещений).

Если участник закупки, которого заказчик выбрал победителем, вовремя не предоставит обеспечение контракта – его признают уклонившимся от заключения контракта. Сведения о таком победителе заказчик направит в ФАС. ФАС рассмотрит вопрос о включении такого участника в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр включают на два года. Если у уклонившегося победителя будет уважительная причина, по которой он не смог предоставить вовремя обеспечение контракта и он сможет это доказать – возможно его не включат в РНП.

Чтобы избежать таких последствий – нужно заранее позаботиться об обеспечении контракта. Сумму обеспечения прописывают в документации к закупке. В конкурсе и закрытом аукционе обеспечение контракта можно предоставить как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии. Банковская гарантия при этом должна быть выдана только банком из реестра Минфина и соответствовать требования ст.45 Закона №44-ФЗ. Во всех остальных процедурах – обеспечение предоставляют деньгами.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

источник

В любой организации существуют задачи, связанные с системой закупок, отвечающие на вопросы: «Что производить, где закупать, сколько и на каких условиях»? Данными задачами занимается отдел снабжения. Они определяют потребность организации в сырье и анализируют информацию по качественным и количественным характеристикам. Отдел закупок производит экономический анализ всех закупок компании.

Анализ закупок представляет собой изучение рынка государственных и муниципальных и коммерческих закупок по определенному виду (сфере) деятельности, по конкретным видам продукции.

Если рассматривать затраты организации на закупки, то в общей сложности в структуре себестоимости они составляют от 40% до 60% затрат производства продукции в зависимости от отрасли самого предприятия. Поэтому менеджерами отдела закупок уделяется серьезное внимание сокращению издержек организации и их оптимизации. Данный процесс возможен только при условии качественной работы отдела.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экономический анализ закупок подразумевает сбор, анализ и структурирование отчетности по основным показателям. В условиях больших организаций с несколькими сотнями используемых номенклатур – это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Для обработки данных и создания отчетов используют современное программное обеспечение.

Для комплексного экономического анализа необходимо проанализировать три показателя: время, цену и поставщиков.

Анализ времени подразумевает сбор статистических данных о времени поставок и их последующих задержках. В данном случае анализируется следующие параметры:

  • процент доли общих задержанных заказов,
  • процент задержанных заказов, которые вызвали простой производства в связи с отсутствием необходимых материалов.

Руководитель отдела закупок должен в реальном времени отслеживать ситуацию с задержанным товаром, для того, чтобы оперативно отреагировать и предпринять меры в сложившейся ситуации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Анализ цен необходим для сравнения закупочных и планируемых затрат, выявления разницы. Анализу подвергаются следующие показатели:

  • цена закупки,
  • цена закупаемых ресурсов,
  • индекс средних цен товарных групп,
  • изменение цены и причин,
  • эффективность закупки,
  • соотношение доли закупок к проданным товарам,
  • соотношение доли выданных ордеров.

Анализ цен позволяет планировать бюджет закупок исходя из экономических тенденций. При анализе поставщиков рассматриваются следующие параметры:

  • доля просроченных поставщиком товаров,
  • доля отказов от поставок,
  • доля товаров, несоответствующего качества,
  • доля поставленных вопреки договоренностям с поставщиком,
  • изменение цен на товар.

Данный анализ позволяет определить надежность поставщика, что в дальнейшем повлияет на собственный производственный процесс организации.

Постоянный экономический анализ закупок позволяет принять оптимальное решение относительно важнейших экономических показателей. Работа отдела закупок в условиях постоянного анализа более структурированная. При необходимости руководитель может в любой момент повлиять на процесс закупок. Основным преимуществом анализа закупок является возможность оптимизировать процессы системы и повлиять на издержки компании. В процессе анализа возможно избежать проблем с бракованной продукцией, снизить транспортные расходы, обеспечить производство необходимыми материалами, чтобы избежать простоев и исключить нецелевой расход бюджета. Данные меры позволяют организации удерживать конкурентоспособные позиции на рынке.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Аналитика при закупках не является простым набором хаотичных цифр и графиков. Она позволяет решать очень важные задачи при осуществлении закупок в различных случаях.

Аналитика при закупках – это вовсе не набор хаотичных графиков и цифр. Перед тем, как начинать работу с ней, нужно понять, что она позволяет решать очень важные задачи. Посмотрим, что это за задачи, и каким образом аналитические данные способны облегчить работу при осуществлении закупок в различных случаях.

Итоговые результаты закупки полезно проанализировать для того, чтобы прояснить:

  • кто был участником при проведении процедуры заказа;
  • сколько было участников закупки, и каковы были предлагаемые ими цены;
  • насколько снизилась цена (в процентах от первоначальной);
  • кого признали победителем торгов.

К примеру, если из анализа конкретной закупки видно, что конкуренции не было, поскольку в торгах участвовал всего один поставщик, значит, в этой сфере вполне реально создать свою компанию. Если видно, что победителю пришлось снизить цену наполовину и более, то нужно быть готовым к тому, что поставщики будут сильно снижать цену и впредь.

Чтобы проанализировать ситуацию в определенной отрасли, необходимо:

  • провести поиск закупок по отрасли и конкретному региону за определенный период (последний год, квартал или месяц);
  • посмотреть, сколько закупок состоялось в конкретной отрасли, какие были поставщики, заказчики и закупки, а также насколько снизилась цена (в процентах).

Для оценки состояния емкости рынка в целом аналитические данные можно смотреть по всем либо только по завершенным закупкам.

Осуществляя анализ, можно посмотреть, какие поставщики и интересные закупки были у заказчика по конкретному региону и отрасли. Это позволит понять:

  • с кем именно придется конкурировать;
  • условия, на которые обычно соглашаются конкуренты;
  • с кем будет возможность договориться о выполнении субподрядных работ (в случае потребности в таковых);
  • существует или нет «прикормленный» поставщик.

Анализируя деятельность поставщика и заказчика, можно посмотреть:

  • количество и суммы заказов, размещенных заказчиком;
  • какие способы использует заказчик при выборе поставщика.

Если закупки проводятся у одного поставщика, то тратить своё время на участие в конкурсе даже не стоит. Обладая информацией о том, участниками каких закупок являются конкуренты, вполне можно найти интересного заказчика. Это будет полезно начинающим поставщикам, не очень хорошо знающим заказчиков. Проводя анализ заказчика и поставщика, нужно выяснить, кто чаще всех демпингует либо является участником «серых» схем.

Кроме основных сценариев, бывают еще и нестандартные, которые связаны с особенностями бизнеса или конкретной отраслью. К примеру, на торгах могут играть два дистрибьютора, имеющие один юридический адрес, но различные названия. При этом выигрывать они могут поочередно, опускаясь на один шаг. Данная схема вычисляется просто: надо лишь посмотреть, какая у этих поставщиков была история участия в торгах.

Не так давно аналитика появилась и в Контур.Закупках. Взяв несколько интервью у своих клиентов, мы реализовали наиболее популярные сценарии: статистику по заказчикам и поставщикам можно посмотреть в сервисе. Если вы хотите почитать про неё, то сделать это можно здесь, а позвонив нам по телефону 8 800 25 05 805 Вы можете получить демо-доступ к данной системе, чтобы оценить целессобразность ее покупки.

Количество просмотров: 2590

источник

Участие в закупках может отнимать у поставщика довольно много времени, ведь нужно искать подходящие торги, изучать документацию и готовить заявки. Тем более обидно, когда затрачено много сил, а контракт прошел мимо. Чтобы чаще выигрывать тендеры, нужно к ним готовиться. И решающим этапом такой подготовки является анализ.

Государственные заказчики приобретают товары, работы и услуги для своих нужд преимущественно на открытых торгах, которые проводятся на федеральных ЭТП. Торгами называют процедуры, которые предполагают состязание между поставщиками за право заключить контракт. Побеждает тот, кто предложит наилучшие условия и при этом исполнит все требования закупочной документации.

Поставщики как участники закупки регистрируется в ЕРУЗ ЕИС с автоматической аккредитацией на 8 федеральных ЭТП для участия в госторгах.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Торги проводят не только государственные заказчики, но также крупные компании и корпорации с госучастием и коммерческие организации. В них тоже могут поучаствовать все желающие, кто отвечает требованиям заказчика. Такие торги (их обычно называют коммерческими) могут проводиться на других ЭТП, а также вообще без участия электронной площадки, то есть очно, с бумажными документами.

Компании и предприниматели участвуют в государственных и коммерческих торгах, поскольку заказчики, выступающий второй стороной соглашения, это либо государственные структуры, либо крупные корпорации и компании. Такие контрагенты имеют довольно большие потребности, к тому же они платежеспособны. Их закупочные процедуры строго регулируются законодательством, в особенности если вести речь про госзаказчиков. Таким образом, в качестве контрагентов они довольно надежны.

Чтобы победить в торгах, поставщик должен обладать специфическими знаниями о госзакупках, но только лишь этого мало. Необходимо знать, что происходит в конкретной сфере торгов, правильно применять эти знания и готовиться к участию в процедурах. На этом этапе опытные участники проводят аналитическую работу.

Анализ закупок позволит поставщику ответить на такие вопросы:

  1. В каких процедурах целесообразно принимать участие?
  2. Какова конкуренция на рынке закупок в той или иной сфере?
  3. Выгодно ли участвовать в конкретной закупке?
  4. Является ли действия заказчика и/или иных участников торгов добросовестными?

В результате процедуры, в которых мало шансов победить, отсеиваются. И тем самым поставщик повышает свою эффективность. Далее разберемся, как анализировать информацию о торгах, чтобы серьезно увеличить свои шансы на победу. Для удобства анализ будем проводить с применением сервиса Контур.Закупки, хотя вся информация, которую рассмотрим далее, есть в ЕИС и доступна бесплатно.

Для успешного участия в тендере поставщику нужно анализировать торги трех типов:

  1. Завершенные. Это закупки, которые уже состоялись либо были отменены. Их анализ является наиболее информативным. Именно он позволяет правильно принять все основные решения по поводу участия в закупках — в какой сфере, с какими заказчиками, на какой электронной площадке и так далее.
  2. Текущие. Это закупки, на которые в данный момент открыт прием заявок. Анализируя их, поставщик отбирает все торги, на которую он будет подавать заявки.
  3. Планируемые. Это торги, которые состоятся в будущем. Их анализ по плану-графику позволяет поставщику заранее подготовиться к интересным процедурам.

Для примера проанализируем сферу поставки овощей и фруктов. Прежде всего нужно задать шаблон поиска завершенных процедур:

  • В разделе«Ключевые слова» нужно указать фразы, слова и их части (со значком *), которые максимально точно опишут предмет поставки. В нашем примере перечислим названия распространенных овощей и фруктов.
  • В поле «Исключить слова»нужно добавить стоп-слова, то есть то, что не должно попасть в результаты поиска.
  • В поле «Регион поставки» можно выбрать интересующую область, город, край. Если не ограничиваться, то будет производиться поиск по всей России.
  • В следующей строке можно установить фильтры по отрасли. В данном примере это нецелесообразно, поскольку поставка овощей и фруктов может требоваться в разных отраслях.
  • В поле «Тип торгов» выбираем законы 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коммерческие торги в выборку не включаем, поскольку для аналитики они не подходит. Коммерческие заказчики публикуют информацию о торгах на свое усмотрение, поэтому она искажает итоги анализа.
  • Фильтр «Заказчик» можно настроить, если необходимо проанализировать закупки конкретного заказчика.
  • Фильтр «Способ отбора поставщика» используется, если нужно получить информацию отдельно по конкурсам, аукционам или котировкам.
  • Фильтр «Площадка» позволяет выбрать одну или несколько ЭТП для анализа.
  • В поле «Начальная цена» можно установить нижнюю и верхнюю границы начальной цены контракта.
  • Фильтр «Преимущества» нужен, чтобы включать в выборку торги, которые проводятся только для субъектов малого бизнеса, либо исключить или не учитывать такие процедуры.

Когда шаблон настроен, нужно нажать «Сохранить и обновить результаты». Сервис выведет на экран выборку из процедур, которые удовлетворяют установленным параметрам. Среди найденных торгов можно отобрать те, которые прошли в нужный промежуток времени, например, с начала текущего года:

В итоге отобрана 361 процедура по поставке фруктов и овощей. Это довольно много, и можно сделать вывод о том, что спрос в сфере имеется. Для более удобного анализа можно выгрузить результаты поиска в Excel:

Вот как будет выглядеть таблица с выгруженной информацией:



Здесь особое внимание нужно уделить таким столбцам:

  1. Тип торгов — по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
  2. Способы отбора. Наибольшей популярностью традиционно пользуются электронные аукционы.
  3. ЭТП. Если поставщик уже зарегистрирован в ЕИС, ему не нужно проходить аккредитацию на каждой площадке отдельно. Тем не менее работа с любой ЭТП имеет свою специфику, и к ней лучше подготовиться заранее.
  4. НМЦ. Позволяет оценить среднюю начальную (максимальную) цену контракта. Это поможет рассчитать возможный доход от участия в закупках.
  5. Обеспечение заявки. Этот столбец может быть пустым, поскольку если цена контракта меньше 1 млн, сейчас обеспечения обычно не устанавливается. Если цена выше, и обеспечение установлено, будет понятно, какую сумму следует внести на специальный счет.
  6. Обеспечение исполнения контракта. Эта сумма, которую нужно будет перевести на расчетный счет заказчика до подписания контракта. Она вернется, когда он будет исполнен. В качестве альтернативы можно представить на ту же сумму банковскую гарантию.
  7. Блок данных о заказчиках. Можно определить круг потенциальных контрагентов, чтобы впоследствии проанализировать, как они ведут закупочные процедуры, кто обычно выигрывает, не задерживают ли они выплаты и прочие важные вопросы.
  8. Блок результатов. Тут в первую очередь интересна цена победителя и его ИНН. Можно отследить, насколько серьезная конкуренция в интересующей сфере, а также кто из поставщиков чаще всего получает госконтракты. Деятельности этих конкурентов стоит уделить особое внимание.

Итак, рассмотрев в предыдущей таблице блок с результатами торгов, вы определили круг своих основных конкурентов. Теперь можно перейти обратно в сервис Контур.Закупки и проанализировать их закупочную деятельность.

Нажав на наименование поставщика, можно перейти на страницу его закупочной статистики:

В примере видно, что в числе контрагентов поставщика числится 127 заказчиков. По каждому из них представлено количество торгов, в которых участвовал в поставщик, а также количество его побед. Например, если посмотреть на первую строку, то можно увидеть, что в закупках этого заказчика выбранный поставщик участвовал 190 раз, из которых 71 раз победил. При этом он заключил с заказчиком 137 контрактов. То есть заключенных контрактов почти вдвое больше, чем побед в тендерах. Это значит, что практически половина контрактов заключалась между этим заказчиком и поставщиком без проведения конкурентных процедур. Примерно такие же статистические данные у этого поставщика и по остальным заказчикам.

Какой можно сделать вывод? Этот конкурент довольно активно участвует в торгах на поставку овощей и фруктов в своем регионе. Он побеждает как минимум в третьей части торгов, на которые заявляется. Вероятнее всего, это довольно крупный региональный поставщик и весьма серьезный конкурент.

Далее стоит обратить внимание на тех заказчиков, с которыми работает этот поставщик. По всему видно, что они довольно часто проводят закупки овощей и фруктов, то есть у них стабильные потребности. Можно добавить ИНН каждого из этих заказчиков в настройки рассылки в Контур.Закупках, и тогда их торги не выпадут из поля зрения.

Посмотрев другие процедуры, в которых участвует конкурент, можно определить направления расширения своей закупочной деятельности. Например, анализируемая организация поставляет не только овощи и фрукты, но еще и бакалею, мясную и молочную продукцию, а также прочее продовольствие:

Проанализируем одну из найденных процедур по поставке овощей. Видно, что начальная цена контракта и цена, по которой он был заключен, совпадают:

Кликнув на эту процедуру, можно увидеть, почему это произошло. В данном случае аукцион признан несостоявшимся, поскольку на него заявился только один участник. В итоге с ним был заключен контракт, как с единственным поставщиком. Вероятно, конкуренция в рассматриваемой сфере и выбранном регионе невелика, то есть можно участвовать в таких торгах.

Обратимся к другой закупке того же поставщика на овощи:

Здесь конкурентная процедура состоялась — было 2 участника, и победил тот самый поставщик, которого мы анализируем. В ходе торгов цена контракта была снижена на 30%. Открыв эту процедуру, видим, что заявилось всего 2 участника, то есть вывод о невысокой конкуренции подтверждается:

Кроме того, можно проанализировать примерный процент снижения цены в ходе торгов и реальную стоимость объектов закупки, по которой заключаются контракты. Мы видим цену контракта, а также можем войти в закупочную документацию и ознакомиться с техническим заданием. Далее делаются подсчеты исходя из объема поставки, закупаемых товаров и цены контракта. В итоге рассчитывается стоимость той или иной продукции. Проделав такой анализ с несколькими закупками по одному или разным поставщикам, можно определить уровень стоимости объекта закупки, по которому реально заключить контракт. Останется почитать, приемлема ли такая цена, и решить, стоит ли участвовать в подобных закупках.

Проведя такой анализ по нескольким основным конкурентам, можно определить, насколько они готовы снижать цены и какой уровень стоимости для них является предельным. И если вы можете предложить лучшие условия, то однозначно стоит поучаствовать в подобных торгах.

Анализировать заказчика нужно, чтобы понять, стоит ли тратить время на его закупки. Кликнув на наименование заказчика, можно посмотреть информацию о его торгах:

В разделе «Поставщики» видно, что он сотрудничает более чем с двумя тысячами организаций. Можно сделать вывод о том, какую часть контрактов исполнители получили по результатам конкурентных процедур, и сколько их было заключено напрямую. Данный заказчик довольно много контрактов заключает с единственным поставщиком. Возможно, ему стоит направить свое коммерческое предложение с хорошей ценой.

При анализе заказчика важную информацию можно почерпнуть из раздела «Арбитраж»:

Здесь нас должны интересовать дела, по которым заказчик выступает ответчиком. В самом факте наличия таких дел нет ничего страшного, поскольку в арбитражном процессе в качестве истца или ответчика участвуют многие действующие организации. Однако если дела рассматриваемого заказчика являются экономическими, то есть он регулярно не платит по исполненным договорам, то лучше с ним не работать.

Изучая активные торги, поставщик выбирает из них интересные, чтобы поучаствовать в них. Когда такая закупка найден, следует перейти на заказчика и проанализировать его, как рассказано выше. На следующем этапе нужно рассмотреть своих возможных конкурентов — выйти на них можно через поиск завершенных торгов на те же товары или услуги. В итоге поставщик сможет здраво оценить свои силы и принять решение об участии в найденной закупке.

Далее представлены примеры анализа актуальной закупки томатной пасты:

Здесь можно увидеть:

  • по какому закону проводится закупка;
  • какая ЭТП ее организует;
  • какова начальная цена контракта и обеспечительный платеж;
  • до какого дня нужно подать заявку и когда состоится непосредственно сами торги.

Также здесь представлена закупочная документация, с которой нужно тщательно познакомиться перед составлением заявки.

В Единой информационной системе содержатся планы-графики заказчиков, в которые они включают свои будущие процедуры. Это дает возможность поставщика заранее узнать, что планируют заказчики закупать, в какие сроки, на какие суммы, а также какими способами будут определять исполнителя.

Это информация позволит поставщикам подготовиться к будущим торгам, при необходимости расширить материальную базу и привлечь персонал, а также рассчитать финансы.

Когда по плану-графику намечены будущие потенциально интересные торги, можно провести их анализ описанной выше способом.

Не секрет, что в закупках имеют место нарушения, в том числе сговор между заказчиком и поставщиком. Определить его можно после анализа по следующим признакам:

  1. Победителем торгов, объявленных заказчиком, в большинстве случаев становится один поставщик.
  2. Аффилированный участник фигурирует практически в каждой закупке этого заказчика, даже если не побеждает в ней (или закупка отменена).
  3. НМЦК и цена заключения контракта различаются минимально.
  4. На протяжении многих лет в процедурах участвуют одни и те же поставщики.
  5. Заказчик часто отклоняет заявки прочих участников.
  6. У заказчика много контрактов, заключенных с одним участником без проведения конкурентных процедур.

Например, на приведенном ниже изображении видно процедуры, объявленные одним заказчиком в сфере дорожного строительства. Одна за другой процедуры признаются несостоявшимися, и такая ситуация длится с середины 2018 года:

Войдя в первую закупку, можно увидеть причину этого. На торги были поданы 2 заявки, одна из них была отклонена заказчиком по первой части:

Также видно, что в ходе торгов подавалась жалоба, то есть имело место нарушение в документации:

А вот другая процедура того же заказчика, которая также не состоялась. Причиной послужило то, что подался только один исполнитель. Причем тот же, который был допущен в предыдущей закупке:

Проанализировав еще несколько торгов из выборки, можно сделать вывод о том, явилось ли такое совпадение случайностью или нет.

Итак, поставщику необходимо готовиться к процедурам и проводить тщательный анализ отрасли, заказчиков, конкурентов по данным, которые можно почерпнуть из завершенных торгов. Это позволит быть на шаг впереди других и повысить эффективность закупочной деятельности.

источник