Меню Рубрики

Как проводить анализ конфликтной ситуации

Несмотря на то, что в практике широко используется метод «анализа конкретных случаев» и во многих других областях деятельности часто возникает задача анализа ситуаций, процесс анализа конфликта редко освещается в литературе.

Один из немногих и последних примеров — это работа Р. Фишера по проблемам межгрупповых конфликтов, снабженная иллюстрациями анализа политических кон-

фликтов. Фишер, также отмечая игнорирование конфликтологией анализа конфлик­тов, понимает под последним первоначальное и взаимное изучение, дифференциацию и прояснение источников конфликта и процессов взаимодействия, характеризующих как его историю, так и его текущее проявление. Эта фаза, по его мнению, вводит в «феноменологическое объяснение» конфликта, в котором стороны совместно иден­тифицируют, различают и устанавливают приоритеты существенных элементов кон­фликта способом, который ведет их к взаимному эмпатическому пониманию,

В такой трактовке анализ конфликта становится важной стадией конструктивно­го разрешения конфликтов. Как считает Фишер, основные принципы анализа конф­ликта могут быть сформулированы следующим образом:

1. Анализ конфликта должен быть направлен на источники и типы конфликта и процессы взаимодействия и эскалации, которые привели к теперешнему со­стоянию конфликта.

2. Анализ конфликта должен описывать потребности, ценности, интересы и по­зиции в связи с главными спорными вопросами.

3. Анализ конфликта должен быть направлен на восприятия, когниции, потреб­ности, опасения и цели каждой стороны и должен делать возможными взаим­ное прояснение ситуации, взаимный обмен признаниями, гарантиями и по­тенциальными вкладами между сторонами.

4. Анализ конфликта требует ясной и честной коммуникации, в которой сторо­ны восприимчивы к общим ошибкам в восприятии и когнициях и развивают эмпатическое понимание друг друга.

5. Анализ конфликта может быть облегчен умелым и беспристрастным кон­сультантом — третьей стороной, которая усиливает мотивацию, улучшает коммуникацию, регулирует взаимодействие и помогает диагнозу, поставляя релевантные концепты социальной науки (Fisher, 1994, р. 50-53).

Изложенные Р. Фишером принципы представляют несомненный интерес, одна­ко они относится уже к самому переговорному процессу между сторонами, нас же интересует предварительный анализ конфликта.

К. Крессел и Д. Пруитт, пытаясь систематизировать действия медиатора, выделяют в качестве одного из видов рефлексивное вмешательство, которое относится к действиям медиатора, направленным на его собственную ориентацию в споре и со­здание базы своей последующей деятельности. Рефлексивные действия делятся на три вида:

1. Обеспечение доступа к конфликту — речь идет об усилиях, которые мо­жет (или должен) предпринять медиатор, чтобы получить согласие или раз­решение на посредничество.

2. Установление контакта — действия, предпринимаемые медиатором, что­бы добиться своего принятия спорящими сторонами, направленные на уста­новление раппорта, благоприятствующего доверию участников спора к мо­тивам и умениям медиатора. По мнению многих исследователей, установле­ние раппорта является наиболее важной задачей медиатора, а его неудачи часто рассматриваются как следствие недостаточного доверия к нему участни­ков конфликта. В свою очередь, считается, что доверие зависит от непредвзя­тости, беспристрастности и нейтральности медиатора.

3. Диагностика относится прежде всего к тому, имеют ли стороны достаточную мотивацию и возможности для разрешения конфликта, а также к выбору так­тик медиаторства и другим его аспектам (Kressel, Pruitt, 1985).

Нередко в психологической литературе речь идет о трудностях анализа конфлик­та, который может быть основан на ряде сложных проблем, частично неосознавае­мых, частично игнорируемых или просто скрываемых его участниками, при этом за конкретным предметом разногласий сторон реально может стоять другая, более сложная проблема и т. д., и т. п.; обсуждение этих вопросов может породить сомне­ния в принципиальной возможности анализа конфликта. Как отмечает В. А. Смехов, в связи с задачей психологической диагностики и коррекции конфликтных вза­имоотношений в семье, «как правило, участники семейных конфликтов выглядят в консультации не столько как противоборствующие стороны, адекватно осознавшие свои цели, сколько как жертвы своих собственных неосознаваемых личностных особенностей» (Смехов, 1985, с. 83).

Когда терапевт наблюдает за семьей, его зах­лестывает изобилие сведений. Нужно провес­ти границы, выделить сильные стороны, отме­тить проблемы, изучить взаимодополняющие функции. Чтобы извлечь из этих сведений ка­кой-то смысл, терапевт отбирает их и органи­зует в некую структуру. При этом он отсека­ет многие области, которые хотя и интересны, но не способствуют достижению терапевти­ческой цели, стоящей перед ним в данный момент. . Научиться этому нелегко. Мы все ориенти­руемся на содержание. Мы любим следить за сюжетом, нам не терпится узнать, чем кончит­ся дело. Однако терапевт, ориентированный на содержание, может попасть в ловушку, превратившись в некое подобие колибри. Привлекаемый роскошным многоцветьем аф­фективного расстройства в семье, он пере­пархивает с проблемы на проблему. Он полу­чает много информации, удовлетворяет свое любопытство и, возможно, доставляет удо­вольствие семье, но польза от его сеансов сводится лишь к сбору данных. К концу сеан­са терапевт может запутаться в многообразии проблем. А семья вполне может испытать при­вычное разочарование: они рассказали о сво­их проблемах терапевту, а «он ничем нам не помог». С. Минухин, Ч. Фишман

Аналогично Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на следующие трудно­сти, возникающие при получении необходимой информации при психотерапевти­ческой работе с семьей: проблема интимности («скрываемость» информации по со­ображениям морального характера или культурной табуированности), проблема изменчивости (быстрая сменяемость событий семейной жизни) и проблема разбро­санности данных («проживание» разных явлений семейной жизни в разных сферах ее жизнедеятельности, в силу чего какие-то из проблем обнаруживаются только в опре­деленном контексте) (1999, с. 291).

Нам представляется, что эти сложности иног­да в немалой степени порождены бесперспектив­ной идеей поиска «истины», что, бесспорно, явля­ется затруднительным. Задача анализа конфлик­та на начальной стадии работы психолога сводит­ся не к поиску «истины», а к пониманию того, как конфликтная ситуация воспринимается ее участ­никами.

Решение проблемы «нужной» информации — одна из важнейших сторон работы терапевта, и принцип «чем больше, тем лучше» не способству­ет эффективной организации терапевтического процесса.

Исходя из опыта собственной работы, мы счи­таем важным уточнение следующих аспектов кон­фликта.

1. Участники конфликта. В психологическом конфликте не все участники конфликтной ситуа­ции могут принимать активное участие в конфлик­тном взаимодействии. Теоретически участником конфликта, однако, является любой участник си­туации, чьи интересы этой ситуацией затронутый чья позиция может иметь влияние на исход конф­ликта. Однако, это не означает, что все причаст-

ные к конфликтной ситуации лица должны быть привлечены к ее разрешению, в отдельных случаях это может оказаться невозможным или нецелесообраз­ным. Например, фактическим участником конфликта между молодыми супру­гами является мать одного из них, живущая отдельно, но оказывающая нега­тивное влияние на их отношения своим постоянным вмешательством в их жизнь. В других супружеских конфликтах их участником нередко является ребенок, но привлекать его к диалогу родителей часто нежелательно. В таких случаях важно определить, каковы интересы отсутствующей стороны и каким образом то или иное решение может на них отразиться.

2. Проблемное поле конфликта. За конкретными проблемами, являющимися причинами разногласий участников конфликта, может стоять некое основное, или базисное противоречие, доминантное для данного конфликта. Например, противоречие между представлениями супругов о взаимных семейных обязан­ностях может быть источником множественных разногласий по частным про­блемам. В основе конфликта между двумя руководящими сотрудниками орга­низации может лежать борьба за власть, которая приводит к постоянным раз­ногласиям по поводу тех или иных аспектов деятельности. Видение конфликт­ной ситуации через формулировку ее основного противоречия обеспечивает более объективный взгляд на конфликт и позволяет избежать оценочной пози­ции. При этом часто обнаруживаются типичные причины нарушений во взаимодействии и отношениях людей, что и заставляет расценивать эти нарушения как распространенные трудности интерперсонального общения, а не как «вину» одного человека по отношению к другому.

Когда говорят о причине конфликта, обычно имеют в виду конкретные обсто­ятельства взаимодействия людей, когда что-то в их действиях или поведении приводит к их столкновению. В отдельных конфликтах их причина непосред­ственно предшествует развитию событий, и предмет разногласий четко оп­ределяется противостоящими сторонами.

Актуальный конфликт не возникает случайно, как гром среди ясного неба. Он развивается очень медленно и, в конце концов, достигает порога, за которым готовность семьи или од­ного из ее членов к конфликту перерастает в психические или физические нарушения. Это очень похоже на каплю воды, переполняющую эту бочку. Мы исследуем не только ту един­ственную каплю, которая вызвала актуальный конфликт, но и множество капель, которые за­полнили бочку до нее. Н. Пезешкиан

Довольно часто, однако, открытому столкновению предшествует скрытое развитие конфликта в виде растущего напряжения или недоверия между сто­ронами. В этих случаях у участников взаимодействия могут накапливаться взаимные претензии, и открытое столкновение становится формой их прояв­ления. Переход конфликта из скрытого плана в пласт открытого конфликтно­го взаимодействия часто сопровождается событием, которое называется пово­дом возникновения конфликта.

3. Позиции и интересы. В конфликтологичес­кой литературе принято различать позиции и интересы участников конфликта. При этом Позиция участника конфликта – это его точка зрения на затронутую конфлик­том проблему, выражаемое им несогласие, предъявляемые претензии; неудовлетворенность и т.д. Позиция может не отражать интересы участника конфликта, которые и должны быть основной плоскостью поиска соглашения между сторонами.

4 Отношения участников конфликта. Поскольку психолог имеет дело с ситуациями долговременных отношений людей, во внимание должен быть принят опыт отношений сторон. Характер влияния прошлого опыта отношений парт­неров, как уже указывалось, не нашел достаточного отражения в литературе по теории и практике коммуникативных ситуаций. Для первичного анализа можно воспользоваться описанными нами моделями конфликтного взаимодей­ствия, возникающими как результат прошлого опыта участников конфликта и их определении данной конкретной ситуации. При этом должны приниматься во внимание и общие диспозиционные тенденции как абстракции из прошлого опыта (Kellerman. 1987, р. 192-195), и более частные установки участников относительно данной ситуации.

Если этот опыт имеет позитивный характер (партнеры не имели существенных разногласий или имеют успешный опыт их преодоления), возникшая конфликтная ситуация воспринимается ими как частные разногласия по отдельному вопросу, ус­пешность предшествующего общения поддерживает в них уверенность в возможнос­ти решения спорного вопроса. Они не уходят от проблемы, не ограничивают, а, на­против, часто интенсифицируют свое взаимодействие, пытаясь путем обсуждения проблемы прийти к тому или иному варианту ее решения.

Если опыт предшествующего общения участников конфликта недостаточно удов­летворителен (возникавшие в прошлом разногласия не были успешно преодолены), то новые проблемы наслаиваются на нерешенные (или неэффективно решенные) в прошлом, и участники конфликта воспринимают их в целом как цепь разногласий, как взаимонепонимание по целому кругу проблем или зоне взаимодействия. Пре­жний неудачный опыт лишает их уверенности в возможности соглашения, соответ­ственно они и не пытаются решить между собой проблему, более того, часто начина­ют ограничивать свое общение, чтобы еще больше не усложнять ситуацию. Для реше­ния же возникшей проблемы они используют предписанные (в служебных отношени­ях) или принятые (в семейном общении) правила, становясь на формальные позиции либо прибегая к помощи третьего лица (например, обращаются к вышестоящему на­чальнику).

Если же опыт прежних отношений участников конфликта не просто неудовле­творителен, но привел к накоплению между ними и ряда нерешенных проблем, и нега­тивных эмоций, взаимных обид, претензий и т. д., то возникновение новых разногласий актуализирует этот негативный опыт. Дополнительные разногласия расширяют про­пасть, разделяющую участников взаимодействия, они не только констатируют разногласия между собой, но и подчеркивают их. Часто они не просто не могут найти общий язык, но скорее не хотят его искать. Они могут стремиться свести свое общение к мини­муму или же взаимодействуют по правилам «борьбы», целью которой является не реше­ние разделяющих их проблем, но нанесение максимального ущерба другому.

Далее, необходимо учитывать предпринимавшиеся (или не предпринимавшиеся) сторонами попытки урегулирования конфликта. Все эти элементы конфликтной ситу­ации, относящиеся к полю их отношений, должны быть учтены при ее анализе. Выявле­ние основных элементов конфликтной ситуации является, на наш взгляд, необходи­мым информационным обеспечением последующего переговорного процесса.

В процессе этого «информационного поиска» психолог фактически работает с образами конфликтной ситуации, которые имеются у ее участников.

Образы конфликтной ситуации у ее участников могут иметь несколько потенциальных зон рассогласования: кто-то из участников конфликта может не считать, что конфликт существует; индивиды могут воспринимать конфликт как относящийся к разным проблемам; могут атрибутировать конфликт разным причинам; могут приписывать разное значение поведению другого человека, включая его попытки коммуни­кации по поводу конфликта, и т. д. (Sillars, Weisberg, 1987, p. 150); наконец, часто мы просто не можем видеть ситуацию «целиком».

Вовремя сеанса с семьей Кигменов, которая состоит из мужа, жены и маленькой дочки, страдающей психозом и почти немой, терапевт спрашивает девочку, долго ли она пробыла в больнице, и оба родителя отвечают одновре­менно. Он спрашивает родителей, почему от­ветили они, когда он задал вопрос дочери. Мать отвечает, что дочь заставляет ее гово­рить. Отец объясняет, что они говорят за девочку, потому что та всегда молчит. «Они заставляют меня молчать», — вставляет девоч­ка с едва заметной улыбкой. У каждого из этих людей, как у слепых описывающих слона, есть своя версия одной и той же реальности. На уровне ощущений каждый из них прав, и реальность, которую он загада­ет, истинна. Однако в более обширном целом существует множество других возможностей. Люди западной культуры связаны одной и той же грамматикой причин и следствий Они тоже склонны считать, «то молчание девочки по­буждает родителей отвечать или же что по­спешные ответы родителей вынуждают девоч­ку молчать. На каком-то уровне всякий знает, что есть две стороны медали. Однако люди не представляют себе, как увидеть сразу всю медаль, а не просто ее лицевую и оборотную стороны. Они не знают, как «обойти объект со всех сторон и наложить друг на друга множе­ство отдельны» впечатлений от него» когда сами являются частями того объекта, который нужно обойти. Это требует иного способа познания. С. Минухин, Ч. Фишман

Любому психологу или психотерапевту, имеющему даже относительно неболь­шой опыт работы с участниками конфликта, хорошо известно явление различий в их восприятии ситуации конфликта, ее элементов, конкретных аспектов взаимо­действия различий, касающихся иногда даже фактической стороны общения или столкновений. «В семье, где имеет место острый конфликт, нередко наблюдаются прямо противоположные мнения не только о том, что должно быть в семье, но и о том, что есть. Конфликтующие, описывая одни и те же стороны жизни семьи, искрен­ие и убежденно рисуют совершенно разные картины»

Как уже отмечалось, именно образы конфлик­тной ситуации, включающие и саму ситуацию, и партнера с его поведением и чувствами, и самого себя в этой ситуации становятся регуляторами взаимодействия участников конфликта. Причем психолог, лишенный возможности наблюдать реальную конфликтную ситуацию, с которой он зна­комится со слов ее участников, фактически работает именно с этими образами, и его понимание конфликта во многом направлено на понимание этих образов.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Для решения этой задачи могут использоваться разные приемы. В. А. Смехов, например, пред­лагает следующую методику анализа конфликтной ситуации.

Суть ее в том, что один или оба участника конфликта анализируют его, отвечая на вопросы, сгруппированные в следующие категории:

0.Краткое содержание конфликтной ситуации,

2.Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации.

3.Как я должен был бы себя вести в подобной ситуации.

5.Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации.

6.Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации.

7.Каким он видел меня в этой ситуации.

8.Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуаций.

9.Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации.

10. Каковы причины, цели обстоятельства всего происходившего.

Категории 1,2,3 складываются в «образ Я» в данной конфликтной ситуации; 4,5, 6 — «образ другого»; 7 — «образ я-для-другого»; 8 и 9 — «взаимные предпочтитель­ные ожидания»; 0 и 10 — «субъективная детерминация происходившего» (Смехов, 1985, с. 85).

Используя те или иные приемы, психолог получает представление о том, как уча­стники видят конфликт, на основании чего у него формируется свой, целостный, «надиндивидуальный» (имея в виду участников конфликта) образ ситуации. Типичная опасность, которая подстерегает здесь психолога, — это опасность собственной ин­терпретаций.

К. Хилл (1986) указывает на следующие возможные виды интерпретации:

1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблема­ми и событиями.

2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента.

3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса.

4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым.

5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведе­ния или проблем (цит. по: Кочюнас, 1999, с. 118).

Нетрудно видеть, что в каждом из этих видов интерпретации велика вероятность произвольности. Проиллюстрируем это следующим отрывком из работы Кочюнаса, в котором он говорит о необходимости «помочь увидеть ситуацию такой, какая она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребно­стей. Например, клиентка жалуется: «Мой муж нашел работу, связанную с длитель­ными командировками, потому что не любит меня». Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема
состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимос­ти, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большего благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом» (Кочюнас,l999, c.l21-122).

У семей, втянутых в неразрешенные конфлик­ты, часто формируется стереотип многократ­ного повторения неудачных межличностных взаимодействий. В результате представления членов семьи друг о друге сужаются, и они фокусируются на недостатках семьи. Обра­щаясь за терапевтической помощью, они предъявляют наиболее дисфункциональные аспекты самих себя — те области, которые считают имеющими отношение к терапии. Кро­ме того, более компетентные способы функ­ционирования члены семьи часто приберега­ют для внесемейных холонов. Реализация ими собственного «Я» в дисфункциональном се­мейном организме становится суженной и уп­рощенной. С. Минухин, Ч. Фишман

Возможно, у автора есть основания для подобных включений, однако приводимой им информации для этого недостаточно. Женщина ссорится с мужем из-за того, что он мало зарабатывает. Он начинает зарабатывать достаточно, но теперь она ссорится с ним из-за его длительных и частых отъездов. Это позволяет думать, что проблемы их отношений в другом, и трудно предположить, что ситуация изменится, если консультант, как предлагает Кочюнас, тем или иным образом покажет женщине, в чем, по его мнению, ситуация «на самом деле».

Целесообразнее поэтому, по крайней мере, на этой стадии, работать с представлениями клиентов как с данностью, принимая их видение ситуации таким, какое оно есть. Тем более что этим работа с клиентом на начальном этапе не огран­ичивается.

Устанавливая контакт с клиентом, знакомясь с конфликтной ситуацией, анализируя ее, обдумывая позиции клиентов, психолог невольно может преувеличить трудности, с которыми может столкнуться при работе с данным конфликтом. Подобно у, как врач имеет дело с больной «частью» человека, психолог сталкивается с его проблемами, часто видит его слабости и может недооценить его способность справится с трудностями. Как об этом пишут Минухин и Фишман по отношению к своим клиентам в семейной терапии, «более компетентные способы функционирования члены семьи часто приберегают для внесемейных холонов» (Минухин, Фишман, 1998, с. 277). И действительно, начинающий психолог, сталкивающийся с межличностными конфликтами, часто испытывает недоумение по поводу того, каким беспомощным может оказаться зрелый и уверенный в себе человек в определенных жизненных ситуациях.

Одна из важнейших установок, которую должен иметь сам психолог, — это вера в то, что мы имеем дело с компетентными, умеющими справляться со своими проблемами людьми, которые могут быть чрезвычайно успешными в самых разнообразных видах деятельности и сферах своей жизни, но которые оказались в трудной ситуации и потому нуждаются в нашей помощи. Уверенность в том, что любой конфликт может быть разрешен, должна сопутствовать его участникам и самому психологу на всех этапах работы с конфликтами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Итак, в межличностном конфликте большое значение имеет характер восприятия конфликтной ситуации сторонами. Реагируя на сложившуюся ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера и взглядами. Именно этим объясняется, что в одной и той же ситуации разными людьми (и группами) совершаются разные, порой противоположные поступки. Понятно, что именно взаимодействие конкретной ситуации и свойств личности и способно вызвать конфликт (или уберечь от него).

Недоступность разрешения ситуации для субъекта и вместе с тем нежелание вступать по этому поводу в конфликт может привести к так называемому психологическому замещению (переносу). Он состоит в том, что недостигнутая цель заменяется иной, дающей лишь видимое и временное удовлетворение, часто извращенного характера. Нередко такое замещение выражается в пьянстве и других формах социально неодобряемого поведения, которое, в свою очередь, тоже может вызвать конфликт. Характерным примером является бытовое хулиганство, которое часто представляет собой перенос конфликта, сложившегося в семье или соседском окружении, в совершенно иную ситуацию (избиение постороннего прохожего на улице, дебош в общественном месте п т. п.). Такой перенос происходит и в поведении разъяренной толпы, ищущей себе жертву.

Таким же образом обстоит дело и в случаях замещения неудовлетворенной потребности в самоутверждении. Не имея возможности доказать свои «преимущества» на работе и избегая там конфликта, субъект затевает этот конфликт дома, в семье, что дает ему определенную «разрядку» и удовлетворяет самолюбие. Так конфликтная ситуация, сложившаяся в одних условиях и в одном месте, разрешается — с конфликтом или без него — при совершенно иных обстоятельствах.

Забегая несколько вперед, можно сказать, что оценка ситуации в качестве конфликтной уже дает основания и обязывает действовать всех тех, кто может и должен предотвратить конфликт. Это наиболее подходящий момент для пресечения возникающей драмы или трагедии. Дальше, как правило, будет уже поздно.

Конфликтная ситуация отличается от обычной, повседневной жизненной ситуации несколькими особенностями. Некоторые из них мы уже рассмотрели выше. — Теперь коснемся более подробно той социально-психологической атмосферы, которая обычно сопутствует конфликтной ситуации и самому конфликту. Это социальная напряженность.

Молодой человек (далее МЧ) и девушка (далее Д) встречаются около 3-х лет. МЧ любит употреблять пиво, девушку это не устраивает на протяжении последнего года, до этого она не задумывалась, что такая проблема может возникнуть. Первые полгода Д не говорила о своих недовольствах МЧ и держала все в себе, но последние полгода она начала выражать недовольство и попыталась предложить МЧ альтернативу в виде употребления спиртного 1 раз в неделю (такой вариант ее устраивал). МЧ не увидел в ситуации проблемы и, но согласился с чем? С предложением? с предложением и погасил ситуацию. Девушка понадеялась, что ситуация разрешилась, но через месяц все вернулось на прежние места. Каким образом, при каких обстоятельствах?

Молодой человек находил поводы (встречи с друзьями, коллегами и т.д.) и употреблял алкоголь в прежнем режиме, не обращая внимания на прежнюю договоренность.

МЧ по-прежнему употреблял алкоголь до 3-х раз в неделю, аргументируя это усталостью на работе, встречами с друзьями и т.д. как, это возобновилось? В каких ситуациях это происходило? девушка решила, что МЧ бесполезно уже что-либо говорить, потому что он не выполнил их общей договоренности. На основании чего она так решила? Ситуация осталась неразрешенной, МЧ по-прежнему пьет пиво когда захочет, а девушка высказывает ему свои претензии, но несмотря на это все повторяется снова и снова. В чем это выражается?

До данного конфликта для МЧ и Д серьезные конфликтные ситуации были редкостью. А если возникали какие-либо конфликты, то они быстро разрешались. Обычно МЧ и Д договаривались о каком-то компромиссе и заканчивали на этом конфликт. Основного инициатора разрешения выделить нельзя, т. к. это в его роли был то МЧ, то Д. Но на компромисс чаще шел МЧ. Как разрешались? Кто инициатор разрешения был традиционно?

Девушка: «В последнее время я вижу его с пивом очень часто, и это меня настораживает и мне не нравится. Я боюсь, что он будет вести себя как его отец, который пьет и уходит из дома на время пьянки».

Молодой человек: «Пиво помогает мне расслабиться. Когда я прихожу домой после работы, мне хочется отвлечься и отдохнуть. И я не вижу в этом ничего угрожающего нашему будущему».

Аргументы девушки: Твой отец пьет, значит и ты будешь пить.

Аргументы Молодого человека: я не хочу быть похожим на своего отца, я не буду пить так как он. У меня нервная работа я так расслабляюсь

По предмету конфликтного взаимодействия:

— реалистичный (инициатор конфликта, т.е. Д хочет добиться определенного результата)

— интересов (с помощью этого конфликта Д хочется добиться реализации своих интересов, а МЧ своих)

По субъектам конфликтного взаимодействия:

— межличностный (конфликт между двумя личностями. В процессе никто в конфликт вмешан не был)

По направленности на субъект:

— прямые (противоречия высказываются открыто)

По степени длительности и напряженности конфликта:

— слабовыраженный вялотекущий (конфликт длится уже несколько месяцев. МЧ постоянно пытает уйти от конфликта)

По отношению субъектов к конфликту:

— подлинный — ситуация с выпивкой действительно существует и именно эта ситуация не устраивает девушку.

  • — субъективный целенаправленный, т. к. девушка осознанно предъявила претензии МЧ
  • 3. Структурно-функциональный анализ конфликта

Участники конфликта и их характеристики, роли в конфликте:

Девушка: 21 год, студентка, в отношениях всегда старается быть лидером. Занимает активную позицию в конфликте, пытается разрешить конфликт с выгодой для себя, но при этом предлагает пойти на компромисс.

Молодой человек: 22 года, работает в милиции. В отношениях всегда советуется с девушкой, прежде чем что-то предпринять. Занимает пассивную позицию в конфликте (т. к. не воспринимает его как таковой), пытается уйти от конфликта

Для того, чтобы разобраться с основной проблемой причинами и возможными последствиями конфликта, воспользуемся методом древа:

Объект конфликта: стабильность отношений / совместное будущее

Делимость объекта: объект, которым оба участника могут «владеть» совместно.

Предмет (предметы) конфликта: Систематическое употребление пива молодым человеком; невыполнение договоренности МЧ

В ходе конфликта формируется дополнительный предмет конфликта: невыполнение договоренности МЧ. Он возникает после того, как МЧ нарушает их с Д условную договоренность и возвращается к прежней ситуации.

Отстаиваемые позиции участников конфликта:

Для выявления отстаиваемых позиций интересов и потребностей субъектов конфликта воспользуемся таким методом анализа как луковица:

Девушка: Мне не нравится когда ты пьешь пиво (факт заключается в том, что МЧ пьет пиво. Интерпретация в том, что девушке это не нравится)

МЧ: Я не вижу ничего страшного в том, что я пью пиво (факт: МЧ не видит в употреблении пива ничего страшного)

Нарушение договоренности со стороны МЧ. Претензии/критика со стороны девушки.

  • — проявления эгоизма (Д устанавливает свои правила);
  • — нарушение правил (МЧ нарушает установленную договоренность);

Интересы субъектов конфликта, потребности.

Из метода луковицы, приведенного выше выделим:

  • · Сохранение отношений,
  • · Гарантии на дальнейшее будущее (не будет так часто пить в будущем)
  • · Выполнение моих условий
  • · Держать ситуацию под контролем
  • · Сохранение отношений,
  • · Свобода действий в дальнейшем будущем
  • · Прекращение претензий и контроля со стороны Д

Девушка: принципиальные интересы (конфликт разрешится, так как я предлагаю).

МЧ: психологические интересы (хочу, чтобы меня поняли, что я тоже имею право на отдых).

Основной точкой пересечения является интерес обеих сторон в сохранении отношений. В дальнейшем этот пункт может сыграть решающую роль для разрешения конфликта. Кроме того обе стороны заботятся о будущем, но каждый при этом думает о своем будущем, т. к. Д хочет, чтобы МЧ не употреблял алкоголь так часто и впредь, а МЧ хочет в своем будущем свободу действий.

Основной антагонистичной точкой является то, что Д хочет держать ситуацию под контролем, а МЧ хочет освободится от контроля, кроме того Д хочет, чтобы ситуация разрешилась в соответствии с ее представлениями, а МЧ хочет чтобы его поняли в его праве на такой отдых. Эти противоречия могут стать серьезным препятствием на пути решения конфликта.

Девушка: в безопасности (хочет защитить себя от поведения схожего с поведением отца МЧ)

МЧ: в признании (хочет, чтобы его услышали и поняли)

Виды поведения участников конфликта:

Девушка: вначале компромисс, затем приспособление

МЧ: всегда уход от конфликта, даже когда пошел на компромисс

Оценка перспективности тех или иных типов поведения для решения проблемы:

Для решения проблемы наиболее перспективным видом поведения будет компромисс или сотрудничество, которые помогут каждой из сторон не остаться в «проигрыше». Такое поведение как уход от конфликта и приспособление поможет лишь на время приостановить конфликт, но вследствие неразрешенности он будет возобновляться снова и снова.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Границы конфликта: на всем протяжении конфликта границы не менялись. В конфликт не вовлекались третьи лица.

Девушка: постановка в пример отношений в семье МЧ. Обращение к будущему

МЧ: отношения с отцом. Приведение аргумента об усталости на работе

Девушка: оппонент 1-го ранга (выступает от своего имени и преследует свои собственные интересы)

МЧ: оппонент первого ранга

По ходу развертывания конфликтов изменения рангов не произошло

Позитивные и негативные функции данного конфликта.

  • · конфликт способствует расстановке приоритетов (у Д это спокойное будущее. У МЧ возможность свободы действий)
  • · благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении (в прошлых конфликтах МЧ чаще шел на компромисс, а следовательно поступался своими интересами, а этот конфликт помог вынести эту проблему к поверхности, когда МЧ нарушил договоренность)
  • · вследствие конфликта подрывается доверие одной из сторон к другой (Д после нарушенного МЧ договора, не пытается разрешить конфликт из-за недоверия к изменению поведения МЧ)
  • · конфликт приводит к разобщению (конфликтная ситуация в любом случае будет расставлять субъектов по разные стороны «баррикад»)

источник

Одним из эффективных средств при разрешении сложной педагогиче­ской ситуации является ее психологический анализ. В этом случае учитель может раскрыть причи­ны ситуации, не допустить ее перехода в длительный кон­фликт, научиться владеть ситуацией и даже использовать ее в воспитательных целях.

Психологический ана­лиз являет­ся основой для выработки самостоятельных реше­ний и переключает внимание с негативных эмоций в адрес ученика на способы решения ситуации. Он позволяет избежать субъективизма в оценке поведения учеников в тех случаях, когда учитель подменяет объективное изучение личностных ка­честв ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше (у «хорошего» ученика вспоминаются хоро­шие поступки и мало придается значения плохим, а «труд­ный» ученик остается виновным).

Предлагается два варианта психологического анализа конфликтной ситуации [12].

Первый вариант охватывает не только саму конфликтную ситуацию, но и контекст, в котором она возникла, и включает следующие основные моменты анализа ситуации:

описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность уча­стников и т. д.);

что предшествовало возникновению ситуации;

какие возрастные и индивидуальные особенности уча­стников проявились в их поведении, ситуации, по­ступке;

ситуация глазами ученика и учителя;

личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику);

реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к учени­ку);

что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учите­ля);

основные причины возникшей ситуации или конф­ликта и его содержание (конфликт деятельности, пове­дения или отношений);

варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации по­ставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант психологического анализа напряженной ситуации [12] предполагает, прежде всего, анализ актуального развертывания конфликта, в частности следующих компонентов ситуации:

описание ситуации и ее участников;

определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт;

что помешало учителю сделать это (эмоциональное со­стояние, присутствие свидетелей, растерянность, нео­жиданность и др.);

какие приемы воздействия мог бы использовать учи­тель в ситуации и как он их использовал;

оценка тех приемов воздействия, которые учитель реально использовал;

какую информацию получил учитель о своих педагоги­ческих успехах и просчетах;

анализ учителем своего поведения в ситуации и допущенных ошибок;

варианты отношений с учеником после конфликта.

Приведем пример анализа часто встречающейся ситуации по поводу учебной работы подростка.

На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего зада­ния учительница трижды поднимала отвечать одного и того же уче­ника, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. Сле­дующие занятия по этому предмету ученик не посещал, всячески из­бегая встреч с учителем, но по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

На первом уроке ученик молчал, поэтому учитель должен был по­сле урока узнать причину этого и устранить назревающий конфликт. На следующем уроке молчание ученика означало проявление протеста. Ученик, испытав напор со стороны учителя, проявил по­дростковую принципиальность и самолюбие, но в дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих действиях учительница допустила очень серьезные педагоги­ческие ошибки: не выяснила причину отказа отвечать, не увиде­ла в ученике «человека». На следующий день учительница показала свое недоброжелательное отношение к ученику, усугубив тем самым кон­фликт, не учтя особенностей возраста и проявив субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя в отно­шении себя как несправедливую, и нормальные педагогические от­ношения были нарушены по вине учителя.

Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на сле­дующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяж­ным, эмоционально напряженным.

Каждая педагогическая ситуация имеет воспитатель­ное воздействие на ее участников: ученик включается в си­туацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.

Приведем третий вариант психологического анализа конфликтной ситуации, включающий не­сколько этапов последовательного поведения, направлен­ного на преодоление конфликта в целом [7]. Данная схема является универсальной, применима для анализа межличностных конфликтов любых типов и представляет собой ряд эффективных для осмысления конфликта вопросов, искренние ответы на которые позволят снять напряженность в отношениях и найти точки взаимодействия.

1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее опре­деление характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосно­вения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осозна­ются, а сходства оказываются неизвестными:

— Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и за­креплению конфликта?

— Как мой партнер видит проблему? Какие, по его мне­нию, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

— Соответствует ли поведение каждого из нас сложив­шейся ситуации?

— Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?

— В каких вопросах мы с партнером расходимся?

— В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причины конфликта. Даже если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведе­нии, все равно существует большая вероятность, что кон­фликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конф­ликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вооб­ще избежать их:

— нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемле­мым;

— нужно понять, какие мои действия в конфликтной си­туации неприемлемы для партнера;

— необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

3. Поиск возможных путей разрешения конфликта:

— Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

— Что мог бы сделать для этого мой партнер?

— Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Совместное решение о выходе из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последст­вия каждого из способов разрешения конфликта и осозна­вать, что только совместные усилия партнеров могут при­вести к желаемому результату:

— Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

— Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

— Какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.

6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разре­шения конфликта. Если проблему не удалось разрешить, нужно повторить все предыдущие действия, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.

В психологический анализ напряженной ситуации нужно также включить осознание собственной базовой позиции [6]. Проанализируйте, как вы настроены по отношению к партнеру? У вашего настроя могут быть два полюса:

«Отношение к другому как к ценности». Вы признаете самоценность партнера, право быть таким, какой он есть, иметь собственную позицию. Вы настроены на сотрудничество, равноправные партнерские отношения, совместные решения. Вы стремитесь понять другого, вступить с ним в диалог.

«Отношение к другому как к средству». Вы относитесь к другому как к средству достижения своих целей, которое можно использовать или убрать с дороги как помеху. Вы хотите управлять другим, добиваться своего, получить преимущество. Отсутствует желание понимать другого, посмотреть на ситуацию его глазами.

Осознайте, что пока вы будете стоять на второй позиции, напряженная ситуация вряд ли изменится в вашу пользу.

В психологии описано такое явление, как проекция. Часто нам неприятен человек, потому что он похож на нас.

Помните, что идеальных людей нет. Вы сами не идеальны и какие-то ваши качества также могут раздражать других. Учитесь терпимости. Это качество вам пригодится при общении с «трудными» (конфликтными) людьми.

источник

Пример и анализ конфликтной ситуации её виды, функции и предмет. Изучение причин возникновения конфликтных ситуаций и разработка мероприятий по их преодолению. Организационная структура управления и анализ поведения сотрудников в конфликтной ситуации.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Анализ конфликтных ситуаций»

1. Пример конфликтной ситуации

2. Анализ конфликтной ситуации

Основой любой организации являются люди (трудовой коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами.

В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.

Конфликт в организации — это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в межорганизационном пространстве.

В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия.

Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в организации является весьма актуальной темой.

Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Конфликт — многомерное полифункциональное природное социально-психологическое явление, характеризующее состояние акта жизнедеятельности системы, осуществляющееся в двух вариантах: нормативный (реальный акт функциональных систем различного уровня материи); патологический (узловой момент развития субъекта, создающий повышенную напряженность);

В данной работе рассматривается пример организационного конфликта и возможность применения теоретических и практических знаний и навыков по конфликтологии в его классификации и решении.

Престижный ресторан японской кухни. Персонал включает как мужчин, так и женщин, разных возрастов. На очередном собрании управляющих заведением, было принято решение принятии в свой штат сотрудников второго администратора зала. Во время собрания, ныне работающий администратор, по причине отсутствовал, и не был в курсе данного решения. На следующий день, руководство начало отбор на новую должность, и сообщило об этом администратору. Реакция последнего, разыграла ссору с управляющим. Его мнение противоречило мнению руководства о необходимости второго вакантного места.

Конфликт пошел на новый виток; уже персонал стал жаловаться на неприятную психологическую атмосферу на работе.

В результате непонимания и конфликта, администратор уволился. Оставив за собой последнее слово в привзятом отношении руководства к нему.

конфликт сотрудник ситуация поведение

2. Анализ конфликтной ситуации

В структуре любого конфликта можно выделить следующие компоненты:

База или основа — конфликтная ситуация (эпизод и фрагмент);

Объект конфликта — то, на что направлен («из-за чего»);

Существуют также несколько видов объекта конфликта:

объекты, которые не могут быть разделены на части, совместное владение которыми невозможно;

объекты, которые могут быть разделены в равных пропорциях между участниками конфликта;

объекты, которым оба участника конфликта могут владеть совместно (ситуация «мнимого конфликта»);

Предмет конфликта (противоречие);

Стороны или участники; Социальное положение субъектов;

Окружающая среда (географические, климатические, экономические условия, социальная среда, микроклимат в группе, социальная среда);

Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы другой стороны; Исход конфликтной ситуации — последствия, результаты;

Базой или основой выше предложенного конфликта явилось то, что руководство заведения явно не устраивала работа имеющегося администратора зала, и сложившаяся ситуация спровоцировала конфликт ранее назревающий между ними. Объектом конфликта является мнение в личностном превосходстве и авторитете администратора среди персонала. Предмет данного конфликта — невозможность примирения, так как конфликт уже имел зрелый характер. Стороны конфликта — руководство и подчиненный. Социально положение субъектов — разное социальное положение. Окружающая среда — ресторан, развлекательно заведение, доброжелательно настроенный коллектив, однако, безусловно, имеет место, а также ответственная работа с персоналом, требующая высокого профессионализма и квалифицированности . Инцидент конфликта — переход конфликт на обозрение всего коллектива. Исход конфликтной ситуации — уход несогласной стороны и обвинение руководства в некомпетентности.

Динамика развития конфликтной ситуации

В динамики развития конфликта выделяют 3 этапа:

Первый этап: предконфликтная ситуация (возникновение объективных оснований конфликта): Потенциальный конфликт характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом коллектива на группы, появлением первого сигнала конфликта — дискомфортом в общении.

Различат 3 фазы предконфликтной ситуации:

возникновение противоречия по поводу определенного спорного вопроса; оценка предконфликтной ситуации; осознание данного этапа как конфликта;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Первая фаза: это тот момент прошлого неудовлетворения руководства над администратором. Вторая фаза: момент, когда было предложено открыть новое вакантное место. И третий этап, когда управляющий и администратор стороны конфликта осознали, что конфликт всё-таки существует.

Второй этап: конфликтное противодействие, характеризующееся недоразумениями, ростом напряженности, оценкой сил и возмущений конфликтных сторон; переход конфликта из латентного в открытое противоборство (конфликтные стороны, пытаются уладить конфликт, идя на компромисс); дальнейшая эскалация (рост напряженности), противоборство; конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны;

Конфликтная ситуация вышла на обозрения всему коллективу, после чего началось возмущение, и конфликтные ситуации уже внутри персонала.

Третий этап: разрешение конфликта;

Разрешение конфликта произошло самой собой, т.к. руководитель никак не повлиял на ситуацию. Одна из конфликтующих сторон уволилась.

Послеконфликтная ситуация (новая расстановка сил, новые отношения оппонентов друг к другу, переоценка своих сил и возможностей). В данной ситуации, конфликт исчез, в результате ухода одного участника, который посчитал, что решение руководства не имеет смысла.

Психологическая разгрузка. В данной ситуации, для оставшейся стороны конфликта и всего коллектива необходимо провести тренинг по сплочению группы.

Представленный конфликт, на мой взгляд, имеет все перечисленные функции. Поясняю: конфликт имеет диагностическую функцию, потому что его возникновение свидетельствует, что в отношениях между людьми (коллегами), да и в организации в принципе, существует проблема (или даже комплекс проблем). Конфликт помог выявить глубинную суть затруднений. Конфликт имеет конструктивную функцию, потому что, во-первых, послужил как бы «спускным клапаном» для уменьшения фрустрации и агрессии, а во-вторых, в ходе обсуждения и решения данной проблемы, выработалось компромиссное решение, основанное на творческом подходе начальника к проблеме. На мой взгляд, такое решение приводит к более эффективной работе в организации и упрочнению авторитета руководителя, как хорошего менеджера. Конфликт имеет деструктивную функцию, т.к. несмотря на его исход, которое несет в себе много положительного, например, возможность сплачивания коллектива и налаживание взаимоотношений, возможность повышение эффективности совместной работы и облегчение рабочих взаимоотношений.

Детерминанты конфликта — причины, породившие конфликтную ситуацию.

Существуют следующие личностные детерминанты, продуцирующие неадекватную психическую и социально-психическую направленность: направленность личности и особенности самосознания; психическое состояние; нарушение мотивационной сферы и эмоциональной сферы; особенности характерологических проявлений; социальное неравенство; столкновение интересов и потребностей; концепция депривации (состояния, для которого характерно явное расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения);

Рассматривая имеющуюся конфликтную ситуацию нельзя не заметить, что главные стороны конфликта имеют эгоистическую направленность личности, т.е. стремление удовлетворению узколичностных интересов и потребностей.

К особенностям самосознания в данном случаи следует отнести повышенную агрессивность и тревожность чрезмерную принципиальность в отстаивании своей позиции и, скорей всего, неадекватный уровень притязаний (думается, что, если бы хоть одна из сотрудниц школы были бы действительно высококвалифицированными специалистами могли бы свести весь конфликт к компромиссу, например, принести извинения).

Психическое состояние сторон данного конфликта характеризуется: чувством непреодолимого препятствия на пути удовлетворения потребностей; стремлением восстановить утраченную целостность внутреннего мира (проявляется в агрессии);

Нарушение мотивационной сферы данного конфликта характеризуется завышенным желанием и недостаточной возможностью их удовлетворения. Нарушение эмоциональной сферы данного конфликта характеризуется:

отсутствием культуры эмоционального поведения; плохим развитием эмпатии; преобладанием эмоций над разумом;

Особенности характерологических проявлений в данном конфликте: импульсивность; комплексы амбиций; эгоизм;

К структурным элементам личности данного конфликта можно отнести: эмоциональные барьеры (каждый из сотрудников боится почувствовать себя «хуже других»); гендерные различия;

Подводя итоги, можно сказать, что основными детерминантами конфликта стали: наличие конфликтных ситуации, и в частности конфликтогенов в прошлом; столкновение интересов и потребностей; личные амбиции;

Стратегии и тактики поведения в конфликте

Стратегия поведения в конфликте — это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами — это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.

Тактика поведения в конфликте — это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте. Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание, компромисс.

Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п.

Проанализировав ситуацию выше представленного конфликта, мы можем сказать, что стратегия поведения субъектов конфликта основана на личностной неприязни, т.к. их поведение было эмоциональным и непримиримым, и обе сотрудницы выражают нежелание признавать свою вину в данном конфликте, потому что каждый уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.

На мой взгляд, в данной ситуации подошла бы как нельзя лучше стратегия сотрудничества, направленная на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. Сотрудникам следовало бы, во-первых, признать конфликт (подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации), во-вторых, отбросив эмоции, открыто обсудить свои интересы и позиции по данному вопросу, и, в третьих, найти совместное решение проблемы и альтернативные пути выхода из конфликта, переведя его в мирное конструктивное русло.

Способы разрешения конфликта

Конечным этапом развития большинства организационных конфликтов является его разрешение, которое может быть мнимым и реальным.

При мнимом разрешении не устраняется основание его возникновения. Конфликт разрешается либо отстранением одного из участников, либо достижением компромисса, либо подавлением конфликта силой власти или авторитета. При этом у участников конфликта остается чувство неудовлетворенности и недовольства, что в конечном итоге может привести к новой вспышке конфликта.

Реальное разрешение конфликта может осуществляться по двум направлениям. Первое — устранение и разрешение организационной проблемной ситуации, второе — нахождение форм движения конфликта и содействие ускорению объективного процесса его развития, благодаря которому сохраняется и развивается рациональное обоснование позиции конфликтующих индивидов или групп и, в конце концов, находится решение, удовлетворяющее в полной мере участников конфликта.

На мой взгляд, решение имеющегося конфликта является реальным, т.к. руководство должно было на начальном этапе конфликта, урегулировать отношения с администратором. Но так как оно упустил эту ситуацию, произошел серьезный конфликт, который затронул всех окружающих.

Механизм конфликта включает в себя изучение двух позиций: агрессора и жертвы.

Агрессор — это субъект имеющий ущербность внутреннего мира, выраженную в сложности внутреннего мира и повышенной социальной активностью. Он развивается, получает новые знания через конфликт. Поведение руководителя — агрессора характеризуется: Насыщенностью отрицательными эмоциями (завистью, злобой и желанием все себе подчинить).Стремлением к справедливости по собственным параметрам и полезностью для организации.

Демонстрация в превосходстве, силе и власти над своим соперником перед своим коллективом.

Стремление нарушить спокойствие «жертвы», путем воздействия на него (крик, угрозы, скандал).

Жертва — это субъект, имеющий привлекательные личностные и эмоциональные черты, склонность к зависимости. Сотрудник в силу своего психотипа и жизненных обстоятельств не способен противостоять агрессору, пытается лишь уйти от конфликта, не желая продолжения.

Одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективах организаций, прежде всего снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию.

Работа по осуществлению данного подхода может идти по двум направлениям: коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы; создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению проявлений конфликтности.

Выверенная кадровая политика

В первую очередь следует назвать выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только квалификационных «анкетных» показателей, но и психологических качеств персонала существенно уменьшают вероятность приема на работу конфликтных личностей и склонных вовлекаться в конфликты. Основой психологического сопровождения является психологическая диагностика персонала при приеме на работу и расстановке. В настоящее время психологическая диагностика осуществляется преимущественно с помощью тестирования. Высокий авторитет руководителя Важным фактором снижения конфликтности личности является высокий авторитет руководителя. В психологическом плане авторитетная личность всегда воспринимается как имеющая неоспоримые преимущества, что способствует формированию вертикально направленных отношений. Это обусловливает необходимость заботы об авторитете. Высокий авторитет руководителя, сформированный на основе его личностно-профессиональных и нравственных качеств, является залогом стабильности отношений в коллективе.

Поднятию авторитета способствуют развитые умения конструктивно и справедливо разрешать конфликты. Такие умения формируются с опытом и специальной социально-психологической подготовкой руководителей, обучению их навыкам неконфликтного взаимодействия, технике бесконфликтного общения, развития у них умений конструктивно преодолевать возникающие противоречия.

Хорошим стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов в коллективе, является наличие в нем высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей, правил, запретов, традиций, разделяемых всеми членами организации. В контексте обсуждаемой проблемы особое внимание следует обратить на один аспект — наличие положительных традиций как важных ограничительных рамок для конфликтной личности.

Престиж деятельности и организации

Значимым психологическим фактором, снижающим уровень конфликтных проявлений, является престиж деятельности и организации. Он также является как ограничителем, так и регулятором поведения: люди дорожат престижной должностью или работой, вследствие чего у них повышается чувство ответственности, рефлективной регуляции деятельности, что, безусловно, отражается на поведении и общении, повышая в целом их нормативность. При осуществлении деятельности, направленной на повышение престижа, необходимо учитывать его психологические характеристики: престижно то, что доступно далеко не всем, что обусловливает качественно иной уровень отношений и стимулирования, что связано с высоким уровнем профессионализма, что имеет очень высокую общественную ценность и формирует некую социальную дистанцию.

Наконец, благоприятный психологический климат в коллективе является фактором, существенно снижающим уровень конфликтности персонала. Качество и производительность трудовой деятельности во многом зависят не только от совершенства ее организации, оснащенности, условий, но и от сплоченности коллектива, от характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Часто именно дружелюбие, товарищеская взаимопомощь, взаимовыручка, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования таких важных социально-психологических феноменов, как трудовой энтузиазм. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений самым серьезным образом влияют на организованность, эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного.

Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.

Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.

Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем. Жить и работать вместе — непросто, и этому нужно специально учиться.

Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения. Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

Понятие и виды конфликтов. Их основные причины и последствия. Функции и эффективность конфликта. Изучение причин возникновения конфликтных ситуаций в ОАО «Сбербанк России». Разработка мероприятий по их преодолению. Управление конфликтной ситуацией.

курсовая работа [54,7 K], добавлен 05.12.2012

Сущность конфликта, его понятие, модель и техника решения. Анализ деятельности салона красоты «Красотка»: организационная структура управления, выявление конфликтной среды, анализ поведения сотрудников в конфликтной ситуации. Рекомендации руководителю.

курсовая работа [226,4 K], добавлен 11.11.2012

Понятие конфликта, его виды, особенности проявления. Структура конфликтной ситуации и факторы, определяющие возникновение и развитие конфликта. Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций в транспортной компании АО «Ньюпорт Трейдинг».

дипломная работа [233,4 K], добавлен 29.06.2015

Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций. Рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией. Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 05.07.2007

Природа конфликта в организации. Разновидности и причины возникновения конфликтных ситуаций. Управление конфликтами в ООО «Рогнединолен», анализ причин их появления. Выбор менеджером правильной стратегии управленческого воздействия на данную ситуацию.

курсовая работа [85,9 K], добавлен 01.03.2011

Сущность, виды и этапы конфликтов. Анализ причин возникновения конфликтной ситуации на предприятии, характеристика ее участников. Типы стратегий в конфликте, прогностическая модель его развития. Рекомендации по разрешению конфликтов в трудовом коллективе.

курсовая работа [160,1 K], добавлен 03.11.2013

Понятие, сущность и причины возникновения организационных конфликтов. Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации. Анализ причин возникновения и методов урегулирования конфликтных ситуаций на предприятии.

дипломная работа [2,3 M], добавлен 25.05.2017

Причины возникновения конфликтов, их сущность и классификация. Характеристика способов поведения в конфликтной ситуации. Правила бесконфликтного общения. Анализ культуры делового общения на примере конфликтных ситуаций в ОАО «ЮТК» и коммерческом банке.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 06.01.2014

Характеристика и виды возникающих конфликтных ситуаций, понятие конфликта и его сущность, причины возникновения и пути преодоления. Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта и мероприятий для успешного выхода из конфликтных ситуаций.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 14.11.2010

Анализ конфликтных ситуаций, причин их появления и путей их разрешения в туристическом бизнесе. Характеристика организационной структуры туристической фирмы «Мир без границ». Изучение мероприятий по профилактике скрытых и явных конфликтных ситуаций.

курсовая работа [92,8 K], добавлен 03.06.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник