Меню Рубрики

Как провести юридический анализ договора

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, юридическая экспертиза может проводиться негосударственными организациями и специалистами, имеющими должный уровень специализированных знаний и профессиональной компетенции в данной предметной области. Это положение закреплено в статье 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Ст. 168 ГК РФ определяет недействительность заключенной сделки в том, случае, если она противоречит предписаниям законодательных актов.

Ст. 169 ГК РФ определяет недействительность сделки, противоречащей базовым принципам нравственности или правым основам законодательства.

Юридически грамотно составленный договор — это гарантия успешного достижения преследуемых хозяйствующим субъектом целей и задач, а также эффективной защиты его прав и законных интересов. Напротив, некорректный и непродуманный договор практически неизбежно влечет возникновение проблем в гражданско-правовом плане (споры по порядку исполнения договора, взыскание неустоек и штрафов за нарушение условий договора и т.д.).

Юридическая экспертиза проводится специалистом в области современного права, обладающего необходимыми знаниями и должным уровнем компетентности. Специалист в области юриспруденции должен владеть всеми необходимыми понятиями своей предметной области, ориентироваться в последних редакциях нормативных актов, грамотно оперировать вспомогательными документальными базами данных для грамотного осуществления своей экспертной деятельности.

Правовая экспертиза, как правило, проводится по сложившейся методике и состоит из следующих этапов:

  1. Постановка задачи исследования . На этом этапе заказчиком исследования в сотрудничестве с экспертом формулируется список вопросов, на которые будет дан ответ, зафиксированный в экспертном заключении. Эксперт участвует в подготовке перечня вопросов для того, чтобы отсечь вопросы, находящиеся за пределами сферы его компетенции.
  2. Анализ правильности составления документа , предоставленного для исследования. Формальная правильность составления документа важна для оценки его права на существование в принципе. Дело в том, что неверно сформулированные договоры, контракты, или иные бумаги могут быть признанными недействительными из-за допущенных авторами ошибок.
  3. Анализ соответствия исследуемого документа действующим законодательным актам . Документы проверяются на наличие пунктов, прямо противоречащих действующему законодательству. В случае обнаружения положений, не соответствующих нормативным актам, выполнение сторонами своих обязательств по договору признается невозможным, а сам договор – недействительным.
  4. Составление экспертного заключения . Экспертное заключение может быть предоставлено заказчику экспертизы устно – в виде особого мнения эксперта и некоторых рекомендаций по исправлению исследуемого документа. Также экспертное заключение составляется по запросу заказчика в письменном виде. В таком случае, оно содержит копии всех проанализированных документов, описание проделанных экспертом исследований, и письменные выводы эксперта в виде ответов на поставленные заказчиков вопросы.

Данная работа комплексная и требует соответствующего комплекса знаний различных специалистов.

При планировании сделки необходимо выполнить ряд действий, направленных на предотвращение возможных неблагоприятных последствий. Фактически это сводится к анализу следующих элементов договора:

1) анализ участников договора:

  • сторона по договору (юридическое лицо, обособленное подразделение юридического лица, предприниматель, гражданин, иностранное юридическое лицо и т.д.);
  • правильность реквизитов контрагента (актуальность предоставленных юридических и финансовых реквизитов);
  • анализ вида деятельности контрагента (наличие у контрагента лицензии (разрешения) на совершение соответствующих видов деятельности — копия лицензии, её проверка);
  • проверка полномочий управомоченного лица контрагента.

2) анализ предмета договора (услуга, подряд, купля-продажа, комиссия и пр., и соответствующая конкретизация его предмета — конкретное имущество, подлежащее передаче покупателю, характер услуги и т.д.; в особенности это касается смешанных договоров, по которым одновременно может передаваться имущество и оказываться услуги, работы);

3) анализ даты заключения (срока действия) договора, а также даты совершения операций, исполнение которых предусмотрено договором;

4) анализ порядка определения и формирования цены договора:

  • установление цены на каждый вид товаров, работ, услуг;
  • цена товара в валюте;
  • установление цены в условных единицах;
  • соответствие применяемых цен требованиям ст. 40 Налогового кодекса РФ.

5) анализ мер ответственности сторон по договору;

6) специальные положения и действия, которые стороны обязаны исполнить.

источник

Качественный и эффективный правовой анализ договора является залогом успешного и максимально прибыльного осуществления коммерческой деятельности практически любой современной компанией.

Заключая какую-либо сделку необходимо обладать твёрдой уверенностью в том, что последняя целиком и полностью отвечает экономическим интересам компании или ИП. Вступление в договорные отношения не должно производиться, если имеются вполне обоснованные сомнения, как в правильности оформления самого договора, так и в соответствии содержащихся в нём положений законодательным уложениям.

Обратившись к опытным и квалифицированным юристам для проведения исчерпывающей правовой экспертизы договора можно обеспечить защиту бизнеса от финансово-материальных потерь, разного рода конфликтов, а также неприятных и продолжительных судебных разбирательства.

Как правило, правовой анализ договора с контрагентом включает в себя такие элементы как:

  • проверка договора на соответствие его установленным требованиям действующего законодательства;
  • анализ современной судебной практики связанной с данного рода правоотношениями;
  • разъяснение юридического смысла условий содержащихся в анализируемом соглашении;
  • выявление в данном договоре пунктов и положений, которые каким-либо образом ущемляют интересы и права заинтересованной стороны;
  • выявление положений и пунктов влекущих за собой разного рода негативные последствия;
  • включение в анализируемый договор положений и условий, которые позволят обеспечить защиту прав заинтересованной стороны.

Правовой анализ договора купли-продажи, равно как и любого другого договора выполняется в письменном виде и содержит в себе в частности:

  • ссылки на те нормы законодательства, которые были нарушены;
  • критические замечания по тем условиям, которые не отвечают как законодательным положениям, так и деловым обычаям;
  • рекомендации по введению в условия данного договора оптимальных изменений
  • а также иные правовые рекомендации, требующиеся в данном конкретном случае.

Поскольку грамотно составленный договор обеспечивает исключительно успешный результат практически любой сделки, то разработку его концепции, а также всесторонний правовой анализ следует поручать опытным и квалифицированным юристам, например, таким как работающим в компании «ЮК ТРИУМФ» высокопрофессиональным специалистам в области договорных отношений, которые предлагают всем заинтересованным лицам такие качественные правовые услуги как:

  • всестороннее консультирование по вопросам договорных правоотношений;
  • разработка концепции договора с учётом специфики имеющихся обстоятельств;
  • составление договора на основе представленных данных;
  • разработка и построение договорной схемы в случае необходимости заключения нескольких взаимосвязанных сделок;
  • юридическая экспертиза договоров, как только предлагаемых контрагентами к заключению, так и уже ранее заключённых;
  • а также многое другое.

Не приходится сомневаться в том, что профессиональные высококачественные юридические услуги по проведению анализа договоров и соглашений обеспечивают возможность качественно и с минимальными материальными издержками заключать разного рода сделки и соглашения вне зависимости от уровня их сложности и добиваться положительного результата.

Получить юридическую консультацию по вопросам проведения комплексного правового анализа договора можно по телефону 8 (495) 899-04-20 или 8 (800) 333-64-32 (звонок по России бесплатный).

источник

24.05.2015 — «Правовая экспертиза» или на что необходимо обратить внимание в проекте договора, который прислал вам контрагент?

///// Существует два способа согласовать с будущим контрагентом условия договора: самостоятельно разработать собственный проект или, получить и проверить проект, подготовленный контрагентом.

///// Первый из этих способов – лучше, так как позволяет заранее подготовить такой текст соглашения, который, изначально, в максимальной степени, защищает интересы стороны.

///// Однако, как показывает практика, часто приходится работать над проверкой проектов договоров, присланных контрагентом.

///// Часто используемое понятие «правовая экспертиза договора», можно определить, как детальное изучение и оценка условий проекта договора лицом, обладающим соответствующими специальными познаниями в определенной сфере деятельности, на предмет соответствия установленным в данной сфере деятельности нормам и правилам, в целях исключения и/или минимизации имеющихся рисков наступления неблагоприятных правовых последствий для сторон договора в случае его заключения.

///// Как правило, такие «глобальные» вопросы, как цена договора, количество поставленного товара, график оплат, решаются руководством организации.

///// В компетенцию юристов организации, входит правовая экспертиза проекта.

///// В самом начале важно проверить, включены ли в проект договора условия, которые названы в законе или иных нормативных правовых актах, как существенные для данного вида договора, для того, чтобы исключить риск, что суд может признать договор незаключенным, а значит, не порождающим правовых последствий для сторон.

///// Для разных видов договора перечень существенных условий будет разным, однако в любом случае к таким условиям относится предмет договора. Поэтому особое внимание при согласовании договоров обращают на то, как сформулирован предмет. Кроме того, необходимо сразу проверить, соответствует ли предмет наименованию договора, для того, чтобы исключить возникновения проблемы правовых последствий.

///// Например, речь в договоре идет о фактическом оказании услуг (консультационных), а договор при этом назван договором подряда. Предмет этих двух договоров, вроде бы один и тот же, но правовые последствия будут разными. При этом, в случае возникновения спора с контрагентом, то суд применит к такому договору те нормы законодательства, которые соответствуют его сути, а не названию.

///// Важно, также проверить, включены ли в договор сведения об учредительных документах контрагента и иных документах, которые нужно запросить у контрагента заранее. К таким документам (помимо учредительных документов), как правило, относятся:
///// — документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договор (доверенность на подписание договора; полномочия лица, выдавшего такую доверенность; ограничения полномочий на подписание отдельных видов сделок, которые могут быть установлены уставом);
///// — свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (свидетельство ИНН);
///// — свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя).

///// Обязательно нужно проверить, правильно ли указаны в договоре реквизиты всех этих документов, т.к. можно столкнуться с техническими ошибками в наименовании реквизитов, а иногда это может быть сделано и умышлено.

///// Важным этапом является проверка сведений, необходимых для исполнения обязательств сторон. Указание в договоре, например, неправильных банковских реквизитов одной из сторон может привести к тому, что организация допустит ошибку при перечислении денежных средств. В связи с этим, ее контрагент сможет предъявить претензию о неисполнении обязанности по оплате оказанных услуг, выполненных работ или поставленного товара.

///// В ходе правовой экспертизы проекта договора может выясниться, что его положения противоречат императивным нормам закона.

///// Например, т.н. «отказ» от судебной защиты – «Стороны обязуются решать все возникшие споры только путем переговоров». Такое условие недействительно, т.к. право на обращение за защитой нарушенных прав и законных интересов гарантировано законом.

///// Проект договора желательно проверять на соответствие не только действующему законодательству, но и законам, которые могут (запланированы) быть приняты в будущем, путем мониторинга.

///// Это важно, т.к., если после заключения договора будет принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, то по общему правилу в такой ситуации положения заключенного договора сохраняют силу, но только за исключением случаев, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на ранее заключенные договоры.

///// Кроме того, необходимо проверить, не противоречат ли одни условия договора другим, т.к. наличие таких противоречий может привести к признанию договора незаключенным или недействительным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2008 г. по делу № А56-14988/2004).

///// Важно проверить проект договора на предмет того, будет ли он для какой-либо из сторон сделкой с заинтересованностью или крупной сделкой, для соблюдения необходимой процедуры одобрения сделки.

///// Значимым будет положение о подсудности. По общему правилу ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) подсудность устанавливается по местонахождению или местожительству ответчика. Для некоторых видов споров вопрос о подсудности решается иначе: например, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по местонахождению этого имущества.

///// Однако стороны в договоре могут изменить подсудность, установленную АПК РФ, за исключением отдельных случаев, когда закон прямо запрещает это (т.н. «исключительная подсудность»).

///// Часто, одна сторона навязывает подсудность, которая будет ей выгодна.

///// Особое внимание нужно обратить на случаи, когда контрагент предлагает передать споры на рассмотрение того или иного третейского суда. Может оказаться, что данный третейский суд создан специально под реализацию интересов контрагента.

///// Также, положение о подсудности может существенно осложнить защиту своих прав, если стороны находятся в разных регионах и при этом заранее договорились рассматривать все споры в арбитражном суде одного из этих регионов (независимо от того, кто будет истцом или ответчиком в споре).

источник

Правовая экспертиза договора — образец заполнения заключения по результатам этой процедуры представлен на нашем сайте (хотя его целесообразно разрабатывать на каждом предприятии с учетом особенностей его деятельности). В статье мы расскажем о целях и порядке проведения такой экспертизы.

Заключение договоров — неотъемлемая часть хозяйственной жизни любого предприятия. Но не всегда подготовке договоров уделяется должное внимание: в ожидании экономической выгоды (а зачастую и в силу низкой правовой грамотности) договоры заключаются срочно, без проверки надежности контрагента и проработки условий.

Вместе с тем именно в текст договора стороны с надеждой будут смотреть, если что-то пойдет не так: одна сторона — с целью избежать ответственности, другая — с целью получить как можно скорее положенное по договору.

Минимизировать экономические, правовые (например, риск признания договора незаключенным) и иные риски, которые сопровождают договорные отношения, помогает экспертиза договоров. В ходе ее устанавливается:

  • исполнимость обязательств;
  • полномочия подписанта со стороны контрагента;
  • правильность выбора вида договора;
  • соответствие содержания документа законодательству;
  • точность формулировок, исключающая двусмысленное толкование;
  • отсутствие ошибок, опечаток, противоречий в тексте.

Юридический анализ договора должен проводить только квалифицированный специалист-юрист. Результатом этого мероприятия является заключение, в котором указываются возможные проблемные моменты, приводятся ссылки на законодательство и судебную практику, даются конкретные рекомендации по внесению корректировок.

Еще до начала анализа текста договора необходимо провести проверку контрагента на благонадежность, чтобы исключить сотрудничество с сомнительными фирмами. Обычно такие функции выполняются службой экономической безопасности или иной специальной службой. Если подобного подразделения на предприятии не создано, то позаботиться о надежности контрагентов следует юристу.

Для полноценной проверки следует запросить у контрагента копии следующих документов: карточки, свидетельства ОГРН (или выдаваемого с 2017 года листа записи) и свидетельства о присвоении ИНН, устава, бухгалтерской отчетности, протокола о назначении руководителя. Но экспресс-оценку надежности можно провести с помощью открытых источников, при наличии доступа к интернету и знания хотя бы государственного регистрационного номера контрагента. Приведем некоторые из источников.

Если контрагент по условиям договора выполняет обязательства не денежного характера, следует дополнительно проверить, обладает ли он фактической возможностью это сделать. Это касается случаев, когда:

  • передается имущество или отдельные права на него;
  • передаются права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • оказываются лицензируемые услуги и т. д.
Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Проверка осуществляется по документам. Так, например, возможность субъекта распорядиться недвижимым имуществом, передаваемым по договору купли-продажи, должна подтверждаться свидетельством о регистрации права собственности (для прав, зарегистрированных до 15.07.2016) или выпиской ЕГРП/ЕГРН (для прав, зарегистрированных позже указанной даты). При передаче имущества в субаренду документом, подтверждающим возможность такой передачи, будет договор аренды.

О существующих обременениях недвижимого имущества, передаваемого по договору, можно узнать путем получения платной выписки из ЕГРН.

ВАЖНО! Крайне желательно увидеть именно оригиналы подтверждающих право документов или их нотариально удостоверенные копии, а не простые копии.

Следует проверить наличие в тексте договора ссылки на подтверждающий право документ с указанием его реквизитов (свидетельства, договора, лицензии и т. д.), а также указания на обременения недвижимости, если они существуют.

Одно из требований к письменным сделкам — подписать соответствующий документ (договор) должны либо сами стороны сделки, либо их представители (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Необходимо проверить, действительно ли у подписантов договора имеются соответствующие полномочия.

От организации без доверенности подписать договор может, во-первых, ее руководитель. В этом случае необходимо проверить:

  1. Действительно ли подписант является руководителем и не закончился ли срок его полномочий. Для этого требуется изучить устав, протокол о назначении руководителя (или выписку из него), выписку из ЕГРЮЛ. С последней можно ознакомиться с помощью онлайн-сервиса ФНС.
  2. Не установлены ли уставом или законом какие-либо ограничения для сделок, совершаемых руководителем (например, в части суммы сделки). Если сделка допускается только с одобрения других органов управления организации, то должны наличествовать соответствующие документы.

Во-вторых, действовать без доверенности могут и другие должностные лица организации, но только при условии, что это предусмотрено уставом. В таком случае необходимо убедиться, что подписант занимает соответствующую должность, путем ознакомления с кадровым приказом. В выписке из ЕГРЮЛ сведения об этом лице также должны быть отражены.

Во всех других случаях подписание договора возможно только по доверенности, даже когда лицо является исполняющим обязанности руководителя организации (по приказу). Следует проверить:

  • действительно ли доверенность дает право на подписание договора;
  • не истек ли у доверенности срок;
  • соблюдены ли требования к оформлению доверенности, установленные ГК РФ.

Почти для каждого вида взаимоотношений хозяйствующих субъектов ГК предусматривает определенный вид договора. Всего видов договоров более 25, и многие из них делятся на подвиды.

При этом одна и та же цель может быть достигнута заключением разных видов договоров. Так, например, схожи по своему назначению договоры комиссии, агентирования и поручения. В процессе правовой экспертизы нужно определить:

  1. Какой вид отношений имеет место на самом деле и соответствует ли им избранный вид договора. В некоторых случаях вид договора может быть предусмотрен законом, и заключение в его обход другого договора породит риск признания сделки недействительной. Следует помнить: суть договора определяется его содержанием, а не названием.
  2. Действительно ли избранный вид договора наиболее выгоден в данной ситуации (например, с точки зрения налоговых последствий).

В любом договоре должны быть согласованы существенные условия, в противном случае договор не считается заключенным. К таковым относятся (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ):

  • предмет договора — во всех случаях;
  • иные условия — если они названы существенными в законодательстве либо одна из сторон заявила о них в таком качестве.

Предметом договора является содержание правоотношения — то юридическое последствие, которого желают достичь стороны. Предмет предопределяет вид договора и должен быть максимально конкретизирован. Так, если сдается в аренду помещение, нужно указать, какое именно, где оно расположено, какова его площадь и т. д.

Для различных видов и даже подвидов договоров законом устанавливается разный набор существенных условий.

Так, из анализа норм ГК РФ, посвященных общим положениям о купле-продаже, следует, что единственным существенным условием этого вида договора будет предмет (а точнее — условие о товаре). Если в договоре указано наименование и количество товара, то он будет считаться заключенным (п. 3 ст. 455 ГК РФ). Однако для отдельных разновидностей купли-продажи установлены дополнительные существенные условия: в случае с продажей недвижимости существенным становится условие о цене (п. 1 ст. 555 ГК РФ), а в случае с поставкой — о сроках (ст. 506 ГК РФ).

Что касается агентского договора, то для его заключения также достаточно согласования только лишь условия о предмете. Отсутствие в договоре цены и сроков исполнения не влияет на заключение договора, так как прямого указания на необходимость их включения в договор гл. 52 ГК РФ не содержит. Однако следует конкретизировать — от чьего имени будет действовать агент.

После определения наличия всех существенных условий следует заняться анализом остальных условий договора. На этом этапе, безусловно, следует подмечать неточности в формулировках, ошибки, опечатки и т. д.

Кроме того, стоит проверить, не противоречат ли условия договора императивным нормам ГК РФ, регулирующим данный вид отношений. Например, ст. 782 ГК РФ устанавливает, что по договору оказания услуг заказчик имеет безусловное право на односторонний отказ от исполнения. Поэтому условие договора, предусматривающее отказ от этого права, ничтожно.

В целом анализ условий договора зависит от его вида и хозяйственных потребностей. Мы приведем лишь примеры нюансов, на которые следует обращать внимание:

  1. Сроки исполнения обязательств. И хотя далеко не для всех договоров условие о сроках является существенным, все же следует ясно обозначать, когда именно должен быть поставлен товар (оказана услуга и т. д.), когда должен быть он оплачен, в какой момент обязательство будет исполнено. Стоит проверить, нет ли условий, позволяющих сдвинуть даты исполнения обязательств, поставить их под условие и т. д.
  2. Если договор предполагает выплату неустойки за просрочку исполнения, то нужно указать корректно, как именно (от какой величины) она будет исчисляться, моделируя конкретные ситуации.
  3. Целесообразно в договоре урегулировать все вопросы, связанные с доставкой корреспонденции: адреса для её направления, способы доставки, обязанность уведомления об изменении адреса и т. д. Это позволит избежать споров о том, было ли уведомление о том или ином факте надлежащим.

Подведем итоги. Строгих правил проведения правовой экспертизы договоров не существует, есть лишь основные направления, в которых следует работать эксперту. В свободной форме составляется и заключение по результатам юридического анализа договора — образец его тем не менее можно найти на нашем сайте.

источник

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО «Компания»
____________ П.П. Петров

Система менеджмента качества

Система менеджмента качества
ПОРЯДОК АНАЛИЗА ДОГОВОРОВ (КОНТРАКТОВ)

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Первым заместителем генерального директора
2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом по ОАО «Компания» от » » _____________ 2018г №_____
3. Требования СТП СМК 7-002-2018 соответствуют требованиям стандарта ISO 9001 — 2008

Содержание
1. Область применения и сфера действия
2. Нормативные ссылки
3. Определения и сокращения
4. Общие положения
5. Полномочия должностных лиц по подписанию договоров от имени Предприятия
6. Процедура анализа договоров, направленных контрагентом
7. Процедура анализа проектов договоров, подготовленных предприятием
8. Задачи должностных лиц при анализе договора
9. Анализ договоров реализации
10. Анализ договоров закупки
11. Особенности процедуры анализа договоров подряда и возмездного оказания услуг с физическими лицами
12. Особенности анализа договоров строительного подряда
13. Процедура анализа договоров, предусматривающих рассрочку в оплате или авансирование
14. Процедура анализа внутренних договоров
15. Процедура подписания Актов приемки-сдачи выполненных работ
16. Процедура анализа действующих договоров
17. Порядок регистрации, учета, хранения и выдачи копий договоров, протоколов разногласий, протоколов анализа проектов договоров
18. Анализ договорной работы Предприятия
19. Ответственность за внедрение и контроль соблюдения стандарта
20. Порядок внесения изменений в стандарт
Приложение А «Форма протокола анализа проекта договора»
Приложение Б «Форма реестра зарегистрированных договоров»
Лист регистрации изменений

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре анализа при заключении, внесении изменений и исполнении договоров, заключаемых Предприятием с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. Настоящий стандарт определяет также порядок регистрации и хранения договоров.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на трудовые и ученические договора, заключаемые с работниками при приеме на работу на Предприятие.
1.3 Требования стандарта обязательны для всего предприятия, в рамках системы менеджмента качества ОАО «Компания».

В настоящем стандарте использованы следующие нормативные документы:
— ISO 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;
— МИ СМК 4 — 001 — 2018″Порядок разработки и внедрения, требования к построению, изложению, содержанию и оформлению стандартов предприятия».

Используемые определения:
Стандарт предприятия — внутренний нормативный документ предприятия, содержащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, утвержденный руководителем организации;
Процедура — установленный способ осуществления какой-либо деятельности или процесса;
Контрагенты — юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, иные участники договора;
Предприятие — открытое акционерное общество «Компания»;
Договор — письменный документ, выражающий содержание сделки между Предприятием и третьими лицами, подписанный лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами;
Договора реализации — договора, в которых Предприятие выступает поставщиком, продавцом, исполнителем, арендодателем, кредитором, подрядчиком или в любой иной форме передающим свои ресурсы контрагентам;
Договора закупок — договора, в которых Предприятие выступает покупателем, заказчиком, потребителем, заемщиком, залогодателем, лизингополучателем, арендатором или в любой иной форме получателем ресурсов от контрагентов;
Внутренние договора — договора, заключаемые между Предприятием и его аффилированными организациями;
Исполнитель — работник, ответственный за заключение конкретного договора, определенный руководителем структурного подразделения, ответственного за заключение договора.
3.2 Сокращения:
ОАО — открытое акционерное общество;
СМК — система менеджмента качества;
СТП — стандарт предприятия;
НДС — налог на добавленную стоимость.

4.1 Анализ договоров осуществляется с целью обеспечения высокого качества взаимодействия Предприятия с контрагентами и на этой основе повышения экономической эффективности и защиты экономических интересов Предприятия.
4.2 Задачами анализа договоров являются:
4.2.1 Адекватное определение условий договора, включение в них законодательно установленных требований, и исключения положений противоречащих законодательству, а также неполных, двусмысленных и противоречивых требований.
4.2.2 Устранение противоречий между условиями договора и требованиями, предъявляемыми должностными лицами, осуществляющими анализ договора.
4.2.3 Заключение договора на условиях, которые могут быть надлежащим образом выполнены Предприятием и контрагентом, исключение и недопущение в дальнейшем нарушений условий заключенных договоров со стороны Предприятия, а также привлечение виновных в этом лиц к ответственности.
4.2.4 Своевременное выявление нарушений условий заключенных договоров со стороны контрагентов, принятия предусмотренных законодательством мер по возмещению ущерба и применению мер ответственности.
4.3 Настоящий стандарт определяет:
4.3.1 Процедуру анализа соответствующими должностными лицами договоров при их заключении, при получении проекта договора от контрагентов и при направлении проекта договора контрагенту, а также в процессе их исполнения Предприятием и в случае внесении изменений (поправок) в соответствующий договор.
4.3.2 Перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать договора от имени Предприятия.
4.3.3 Перечень должностных лиц, принимающих участие в осуществлении процедуры анализа договоров. Обязанности должностных лиц, отделов и служб Предприятия и их взаимоотношения при осуществлении анализа договоров.
4.3.4 Порядок специальной регистрации договоров и присвоения порядкового номера по единой системе, организацию учета, хранения оригиналов и документов, связанных с ними.
4.4 Процедуру подписания Актов приемки сдачи выполненных работ.
4.5 Процедуру анализа организации договорной работы на Предприятии.
4.6 Для целей описания процедуры анализа договора используется классификация договоров:
4.6.1 Договора, заключаемые по инициативе контрагента.
4.6.2 Договора, заключаемые по инициативе Предприятия.
4.7 Для целей определения должностных лиц, участвующих в процедуре анализа договора, используется классификация:
4.7.1 Договора реализации.
4.7.2 Договора закупок.
4.7.3 Внутренние договора.

5.1 Предприятие заключает договора от своего имени. Структурные подразделения Предприятия не вправе заключать договора с контрагентами.
5.2 Все договора, заключенные Предприятием, подписывает Генеральный директор. В соответствии с письменной доверенностью, выданной Генеральным директором, полномочия по подписанию договоров от имени Предприятия могут быть делегированы должностным лицам Предприятия. В случае подписания договоров должностными лицами на основании доверенности в тексте договора указывается должность и номер доверенности.
5.3 Договора, подписываемые исключительно Генеральным директором:
5.3.1 Кредитные договора, договора залога и поручительства по этим кредитным договорам.
5.3.2 Договора финансовой аренды (лизинга).
5.3.3 Договора банковского счета, договора на обслуживание клиентов с использованием документов в электронной форме, соглашения о безакцептном списании денежных средств к договорам банковского счета.
5.4 В период временного отсутствия Генерального директора (отпуск, болезнь, командировка) вышеуказанные договора подписываются уполномоченными должностными лицами на основании доверенности. Административный отдел после выхода Генерального директора на работу в течение 5-х дней должен направить Генеральному директору служебную записку с перечнем зарегистрированных в период его временного отсутствия договоров из перечня п.5.3 настоящего стандарта.
5.5 Договора, полномочия по подписанию которых, делегированы Генеральным директором коммерческому директору:
5.5.1 Договора приобретения товарно-материальных ценностей, кроме основных средств.
5.5.2 Договора поставки продукции.
5.5.3 Договора с поставщиками транспортно-экспедиционных услуг.
5.6 Административный отдел осуществляет контроль соблюдения должностными лицами Предприятия полномочий по подписанию договоров от имени предприятия. Не допускается подписание договоров должностными лицами, если в тексте договора указано иное должностное лицо.

6.1 Входящая документация от контрагента, содержащая предложение заключить договор, должна быть зарегистрирована в Административном отделе и передана в структурные подразделения по подведомственности или генеральному директору для определения обоснованности и целесообразности заключения договора.
6.2 Руководитель соответствующего структурного подразделения определяет Исполнителя.
6.3 Исполнитель несет персональную ответственность за подготовку Протокола анализа договора (Приложение А), проведение процедуры анализа и регистрации договора в соответствии с настоящим стандартом, а также сдает оригинал заключенного договора на хранение в Административный отдел.
6.4 Протокол анализа проекта договора составляется на каждый проект договора, дополнительное соглашение и спецификацию. Исполнитель обязан заполнить все реквизиты Протокола анализа проекта договора: полное наименование поставщика, наименование договора, свой контактный телефон. На обороте Протокола анализа договора Исполнитель может указать краткое обоснование необходимости (причины) заключения договора и обоснованности его условий (цена, скидки, сроки оплаты, выбор поставщика: соответствие результату тендера, наличие прямого указания руководства и т.п.).
6.5 Должностные лица, предусмотренные разделами 9 и 10 настоящего стандарта, получившие проект договора, обязаны осуществить его анализ, в соответствии с п.4.1 — 4.2 и разделом 8 настоящего стандарта, в пределах своей компетенции рассмотреть условия договора и изложить результаты своего анализа в Протоколе анализа проекта договора. Результаты анализа выражаются:
В подписании Протокола анализа проекта договора — при отсутствии замечаний по его условиям;
В подписании Протокола анализа проекта договора с замечаниями — в случае несогласия с отдельными положениями договора.
6.5.1 Замечания по условиям договора и предложения по их устранению излагаются должностным лицом, осуществившим его анализ, в произвольной форме на обратной стороне Протокола или на отдельном листе, который прилагается к Протоколу анализа проекта договора. В соответствующих случаях в Протоколе анализа проекта договора рядом с подписью делается запись «с замечаниями на обороте» или «замечания на ___ листах».
6.5.2 До изложения своих замечаний в Протоколе анализа договора должностное лицо, обязано устно связаться с Исполнителем и проинформировать его о наличии замечаний и попытаться согласовать необходимость и возможность корректировки договора.
6.5.3 В случае наличия замечаний к договору, Протокол анализа проекта возвращается Исполнителю, который должен изложить в Протоколе анализа проекта свой отзыв на высказанные замечания и после этого передать договор на продолжение процедуры анализа.
6.6 Проект договора с визами, замечаниями, предложениями и отзывами представляются Исполнителем в юридический отдел.
6.7 Юрисконсульт в срок не более двух рабочих дней совместно с Исполнителем обобщает результаты анализа проектов договоров, замечания и предложения по условиям договора.
6.8 По обобщенным замечаниям и предложениям юрисконсульт юридического отдела, составляет протокол разногласий, который может касаться как условий договора, так и приложений, являющихся неотъемлемой ее частью. Протокол разногласий составляется в том случае, если получен проект договора, подписанный уполномоченным лицом контрагента.
6.9 При наличии разногласий договор должен быть подписан с оговоркой «с протоколом разногласий».
6.10 Если получен проект договора не подписанный руководителем контрагента, то разрабатывается на основе обобщенных замечаний — проект нового договора.
6.11 В случае принятия решения о заключении договора на условиях предложенных контрагентом, а равно в случае принятия решения о подписании договора с протоколом разногласий, Исполнитель осуществляет предварительную регистрацию проекта договора в административном отделе, в порядке, предусмотренном в разделе 7 настоящего стандарта.
6.12 Уполномоченные должностные лица (раздел 5 настоящего стандарта) принимают окончательное решение о заключении договора, об отказе от заключения, подписании на условиях, предложенных контрагентом, или с предложением своего варианта.
6.13 Вышеназванные должностные лица подписывают договоры и протоколы разногласий только при наличии Протокола анализа проекта договора и регистрационного номера, присвоенного Административным отделом.
6.14 Обеспечение контроля исполнения п.6.13 настоящего стандарта возлагается на директоров по направлениям.
6.15 Договор, подписанный на условиях, предложенных контрагентом, подлежит регистрации и сдаче на хранение в порядке, предусмотренном разделом 15 настоящего стандарта.
6.16 При подписании договора с протоколом разногласий или с протоколом согласования разногласий один экземпляр подписанного договора остается на хранении у Исполнителя, а второй экземпляр и два экземпляра протокола разногласий или протокола согласования разногласий с сопроводительным письмом направляются контрагенту. В сопроводительном письме излагаются основания, по которым мы не согласились с представленным проектом договора, и сообщается о том, что в адрес контрагента направлен протокол разногласий (протокол согласования разногласий) или новый проект договора и указывается срок возврата оформленного договора.
6.17 Документы отсылаются Исполнителем через административный отдел заказным письмом или вручаются под роспись уполномоченному представителю контрагента.
6.18 Контрольные экземпляры направляемых документов: проект договора, доказательства отсылки (почтовая квитанция) или отметка (расписка) о вручении, а также Протокол анализа договора находятся у Исполнителя.
6.19 При получении от контрагента подписанного протокола разногласий Исполнитель осуществляет сдачу на хранение договора, в порядке, предусмотренном разделом 15 настоящего стандарта.
6.20 При получении от контрагента протокола согласования разногласий Исполнитель осуществляет их урегулирование в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
6.21 Изложенный порядок проведения процедуры анализа договоров применяется и в случае внесения изменений, дополнение (поправок) в условия уже действующих договоров, путем заключения дополнительных соглашений к ним.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

7.1 Направление контрагенту предложений о заключении договоров осуществляется в письменном виде за подписью уполномоченного в соответствии с разделом 5 настоящего стандарта должностного лица.
7.2 Перед заключением договора Исполнителем в обязательном порядке должны быть затребованы документы, предусмотренные п.11.2 настоящего стандарта.
7.3 Договора реализации заключаются в следующем порядке:
7.3.1 Исполнитель на основе утвержденных Генеральным директором проектом типовых договоров, готовит проект договора с контрагентом, на основании поступившей от контрагента и зарегистрированной заявки, в котором указываются все существенные условия договора.
7.3.2 Проект договора с приложением к нему Протокола анализа проекта договора, завизированного Исполнителем и руководителем структурного подразделения, передается на визу должностным лицам, согласно требованиям раздела 9 настоящего стандарта.
7.4 Иные договора:
7.4.1 Руководитель структурного подразделения направляет Директору по направлению служебную записку с обоснованием необходимости заключения договора, с изложением в ней обоснования цены договора с учетом затрат на доставку, возможности финансирования договора, а также объемов приобретаемых товарно-материальных ценностей или оказываемых услуг;
7.4.2 По письменному указанию Директора юридический отдел составляет проект договора.
7.4.3 После подготовки проекта договора должна быть соблюдена процедура Анализа и согласования его условий, предусмотренная в разделе 6 настоящего стандарта
7.4.4 Оформленный проект договора, с подписью должностного лица и печати предприятия, направляется контрагенту в 2-х экземплярах с сопроводительным письмом, в котором указывается срок возврата подписанного договора в наш адрес.
7.5 В исключительных случаях по распоряжению руководителя соответствующего подразделения, ответственного за заключение договора, в адрес контрагента направляется проект договора Предприятия. В этом случае проект договора также подлежит регистрации в порядке, предусмотренном разделом 15 настоящего стандарта.
7.6 В случае возвращения контрагентом подписанного договора с замечаниями и предложениями (протокола разногласий) соответствующее подразделение, служба, отдел обязаны в трехдневный срок с участием юрисконсульта юридического отдела, а также других необходимых отделов и служб осуществить анализ этих замечаний и предложений.
7.7 Если предложения контрагента, изложенные в протоколе разногласий, полностью принимаются, то Исполнитель подписывает протокол разногласий у полномочного представителя Предприятия и один экземпляр подписанного протокола разногласий направляет в адрес контрагента.
7.8 Если предложения контрагента, изложенные в протоколе разногласий, полностью или частично отклоняются, то Исполнитель докладывает свое мнение по данному вопросу уполномоченному в соответствии с разделом 5 настоящего стандарта лицу, для принятия окончательного решения.
7.9 В случае если уполномоченное лицо принимает решение о принятии ряда условий, предложенных контрагентом в протоколе разногласий, то это решение отражается в Протоколе анализа договора. После этого Исполнитель разрабатывает совместно с юрисконсультом юридического отдела протокол согласования разногласий или новый проект договора, который подлежит согласованию в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего стандарта.
7.10 Новый проект договора направляется в адрес контрагента вместе с сопроводительным письмом, в котором указывается отказ от подписания первоначального проекта договора и протокола разногласий к нему, а также предложение подписать новый проект договора и срок возврата его в адрес Предприятия.

8.1 Результаты анализа договора должностными лицами Предприятия должны обеспечить лицо, уполномоченное подписывать договор от имени Предприятия, достоверной информацией, достаточной для принятия решения о заключении сделки, в частности:
8.1.1 Чем обусловлена необходимость заключения этого договора. Какое подразделение (должностное лицо) является инициатором заключения договора. Какое подразделение (ответственное лицо) отвечает за эффективное и качественное взаимодействие с данным контрагентом? Соответствует ли заключение данного договора целям Предприятия? Ответственными за проведение анализа является Исполнитель и руководитель структурного подразделения, ответственного за заключение договора. При заключении договоров закупок Исполнитель дополнительно представляет информацию о том была ли проанализирована конкурентная ситуация среди поставщиков с указание в Протоколе анализа проекта перечня альтернативных поставщиков которым направлялось предложение о закупке.
8.1.2 Является ли формулировка предмета договора оптимальной с точки зрения правил и требований бухгалтерского и налогового учета? Ответственным за проведение анализа является бухгалтерия Предприятия.
8.1.3 Cможет ли Предприятие надлежащим образом (качественно и в срок) выполнить условия договора: соответствуют ли условия договора техническим и технологическим возможностям Предприятия? Ответственным за проведение анализа являются главный инженер, директор по технологии и качеству.
8.1.4 Соответствуют ли стоимость, форма, порядок и срок расчетов сложившейся рыночной ситуации? Соответствует ли необходимый размер оплаты контрагенту бюджетным лимитам? Ответственным за проведение анализа является финансовый директор.
8.1.5 Имеются ли данные о недобросовестности контрагента? Ответственным за проведение анализа является служба безопасности.
8.1.6 Учтены ли в договоре требования промышленной безопасности, техники безопасности и охраны труда? Не нанесет ли выполнение договора ущерба окружающей среде? Ответственным за проведение анализа является отдел промышленной безопасности и охраны окружающей среды.
8.1.7 Соответствует ли заключаемый договор требованиям законодательства и внутренних нормативно-правовых документов Предприятия? Какие правовые риски несет Предприятие при заключении данного договора? Проведен ли анализ проекта договора в соответствии с требованиями настоящего стандарта? Ответственным за проведение анализа является юридический отдел.

9.1 Исполнителями договоров реализации являются структурные подразделения Предприятия в соответствии с полномочиями по продажам:
Реализация готовой продукции, перепродажа товаров сторонних производителей — отдел сбыта.
Реализация излишков материальных запасов — Отдел материально-технического снабжения и комплектации;
Реализация недвижимости — юридический отдел;
Реализации основных средств и объектов незавершенного строительства должностное лицо, инициирующее продажу;
Договор аренды основных средств — юридический отдел;
Договора оказания коммунальных услуг — Цех №;
Договора оказания производственных услуг — структурное подразделение, выполняющее услуги;
Договора, связанные с реализацией ценных бумаг, прочих имущественных и неимущественных прав — финансовый директор.
9.2 Договора реализации анализируются должностными лицами в соответствии с задачами Анализа указанными в разделе 8 настоящего стандарта. В случае необходимости, если того требуют цели настоящего стандарта, должностные лица, осуществляющие анализ вправе привлекать любых специалистов Предприятия для анализа договора.
9.3 Все договора реализации анализируются бухгалтерией. В Протоколе анализа договоров реализации объектов основных средств и незавершенного строительства бухгалтерией при анализе указывается инвентарный номер и остаточная стоимость объекта.
9.4 Договора реализации анализируются финансовым директором на предмет соответствия финансовых условий договора (цена, форма и срок расчета) условиям, утвержденным генеральным директором. При наличии у контрагента просроченной дебиторской задолженности, сумма задолженности указывается в протоколе анализа. Финансовый директор не участвует в анализе договоров реализации в следующих случаях:
9.4.1 При анализе договора на реализацию продукции, заключаемого по утвержденной генеральным директором стандартной форме.
9.4.2 При анализе дополнительных соглашений к договору реализации, касающихся изменения сроков поставки продукции и/или сроков действия договора, реквизитов сторон и т.п. за исключением изменения условий оплаты.
9.4.3 При анализе спецификаций к уже заключенному договору.
9.4.4 В случае отсутствия у других лиц, проводящих анализ договора (главный бухгалтер, юридический отдел) прямого требования, чтобы финансовый директор проанализировал конкретный договор.
9.5 Все договора реализации, кроме договоров реализации готовой продукции, предусматривающих отгрузку продукции при условии 100% предварительной оплаты, анализируются службой безопасности на предмет оценки риска невыполнения контрагентом договорных условий. Порядок анализа указан в разделе 13 настоящего стандарта.
9.6 Первым заместителем генерального директора анализируется возможность заключения договоров, заключаемых не по типовой форме; договоров, предусматривающих отпуск товарно-материальных ценностей с последующей оплатой; договоров экспорта продукции, договоров, предусматривающих оплату в аккредитивной форме, в иностранной валюте, небанковскими векселями, встречными поставками товарно-материальных ценностей (бартер); договоров продажи объектов основных средств и незавершенного строительства, а также всех договоров, по которым имеются замечания финансового директора, бухгалтерии.
9.7 Главным инженером и директором по технологии и качеству анализируются договора о продаже объектов основных средств и незавершенного строительства, аренды основных средств, оказания коммунальных услуг, оказания производственных услуг вспомогательными цехами (кроме Транспортно-складского управления)
9.8 Директором по технологии и качеству анализируются договора поставок, требующих изготовления нестандартной продукции, в том числе требующей изготовления нестандартной оснастки.
9.9 Директором по экономике анализируются договора на оказание коммунальных услуг, услуг производственного характера.
9.10 Все должностные лица, осуществляющие анализ договоров реализации вправе запрашивать у Исполнителя дополнительную информацию, касающуюся заключаемого договора и приостанавливать проведение анализа до получения запрошенных сведений.

10.1 Договора закупки готовятся структурными подразделениями Предприятия в соответствии с распределением полномочий (компетенции) по закупкам.
10.2 Исполнителями по договорам на приобретение товарно-материальных ценностей могут быть:
Транспортно-складское управление — закупка спрутов, закупка запчастей для ремонта транспорта.
Административный отдел — закупка литературы, почтовых марок, конвертов.
Отдел кадров — закупка поздравительных открыток, почетных грамот.
Отдел информационных технологий — закупка расходных материалов для обслуживания вычислительной и оргтехники.
Сбыт — закупка товаров для последующей перепродажи.
Служба безопасности — экипировка и спецсредства.
Исполнителем по договорам на приобретение любых других материалов является исключительно Отдел материально-технического снабжения и комплектации.
10.3 Исполнителем по договорам на приобретение объектов основных средств могут быть:
Транспортно-складское управление — транспортные средства;
Структурные подразделения главного инженера выступают исполнителем по приобретению оборудования, за исключением договоров приобретения основного технологического оборудования, исполнителем по которым выступают структурные подразделения директора по технологии и качеству;
Вычислительная техника и оргтехника — исполнителем выступает отдел информационных технологий;
Оборудование, необходимое для обеспечения деятельности службы безопасности — исполнителем выступает служба безопасности;
Структурные подразделения директора по технологии и качеству могут выступать исполнителем договоров по приобретению технологического, испытательного и контрольно-измерительного оборудования.
10.4 Исполнителем по договорам на выполнение работ/услуг могут выступать любые должностные лица в пределах полномочий, предусмотренных положением о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
10.5 Исполнителем по договорам, связанным с привлечением (размещением) финансовых ресурсов выступает финансовый директор.
10.6 Договора закупок анализируются должностными лицами в соответствии с задачами, указанными в разделе 8 настоящего стандарта.
10.7 Директорами предприятия анализируются все договора закупок связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, работ/услуг, осуществляемых подчиненными структурными подразделениями.
10.8 Все договора закупок анализируются бухгалтерией и финансово-бюджетным отделом Предприятия. При наличии у контрагента просроченной дебиторской задолженности, а также при наличии у Предприятия просроченной кредиторской задолженности перед контрагентом, сумма задолженности указывается финансово-бюджетным отделом в протоколе анализа.
10.8.1 Службой безопасности анализируются договора закупок предусматривающие авансовые платежи со стороны Предприятия. Анализ производится в порядке, указанном в разделе 13 настоящего договора.
10.9 Главным инженером и директором по технологии и качеству анализируются договора приобретения объектов основных средств.
10.10 Отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды анализируются все договора строительного подряда, а также все договора, предусматривающие выполнение работ работниками контрагента на территории Предприятия (включая проведение наладочных и сервисных работ).
10.11 Начальником финансово-бюджетного отдела анализируются все договора с банками, лизинговыми и страховыми компаниями.
10.12 Директором по экономике анализируются все договора подряда.
10.13 Первым заместителем генерального директора анализируются договора, по которым имеются замечания финансово-бюджетного отдела, директора по экономике, бухгалтерии.

11 Особенности процедуры анализа договоров подряда и возмездного оказания услуг с физическими лицами

11.1 При проведении процедуры анализа договоров возмездного оказания услуг (договора подряда) применяются положения настоящего стандарта с особенностями, установленными в настоящем разделе.
11.2 Договора возмездного оказания услуг (договора подряда) могут заключаться со следующими физическими лицами:
11.2.1 Студенты (учащиеся) образовательных учреждений, проходящие оплачиваемую производственную практику на Предприятии
11.2.2 Специалисты, привлекаемые для выполнения определенной работы, носящей временный характер и не относящейся к основному профилю работы предприятия (например, оказание услуг перевода нормативно-технической документации, деловой переписки, консультационные услуги и пр.)
11.3 Кроме требования анализа, указанных в разделе 10 настоящего стандарта, договора возмездного оказания услуг (договора подряда) дополнительно анализируются:
11.3.1 Отделом кадров, по вопросу целесообразности заключения договора. Отдел кадров может выступать Исполнителем по договору.
11.3.2 Отделом труда и заработной платы: оправданы ли затраты на привлечение стороннего специалиста? Не повлияет ли привлечение специалиста на заработную плату основных работников?;
11.3.3 Отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды: соблюдена ли процедура допуска стороннего специалиста к работе на предприятии.
11.4 Договора возмездного оказания услуг подписываются от имени Предприятия должностным лицом в соответствии с разделом 5 настоящего стандарта. После подписания оригиналы договоров передаются в отдел труда и заработной платы, копии хранятся в отделе кадров, передаются Исполнителю.
11.4.1 Учет и регистрацию договоров возмездного оказания услуг (подряда) осуществляет отдел кадров. Регистрация производится путем присвоения регистрационного номера и внесения соответствующей записи в журнал регистрации договоров, оформляемый отделом кадров.
11.5 Регистрационный номер проставляется в протоколе анализа проектов контракта (договора). Регистрационный номер состоит из следующих символов: ДП — ХХХ/12345-10, где
ДП — символ регистрационного номера;
ХХХ — номер отдела, которому оказываются услуги (выполняются работы), согласно организационной структуре Предприятия;
12345 — порядковый номер, согласно Журналу регистрации;
10 — год заключения договора.
11.6 Акт приемки-сдачи выполненных работ визируется: контрагентом, руководителем структурного подразделения, которому были оказаны услуги, отделом труда и заработной платы, отделом кадров и утверждается должностным лицом, подписавшим договор от имени Предприятия. Оригиналы Акта приемки-сдачи передаются в отдел труда и заработной платы для оплаты оказанных услуг, копии хранятся в отделе кадров.
11.7 В случае заключения договора с контрагентом на срок более 3-х месяцев допустима подготовка Актов приемки-сдачи выполненных работ помесячно.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

12.1 При проведении процедуры анализа договоров строительного подряда применяются положения настоящего стандарта с особенностями, установленными в настоящем разделе.
12.2 Привлечение подрядной организации для выполнения строительных работ осуществляется при соблюдении следующих условий:
12.3 Нецелесообразность (невозможность) выполнения указанных работ собственными силами.
12.4 Наличие предварительной сметы работ, разработанной отделом капитального строительства Предприятия. В предварительной смете указывается ориентировочная стоимость работ, количество и стоимость материалов. Стоимость материалов определяется Отделом материального снабжения и комплектации, на основе реальных закупочных цен. Отдел материального снабжения и комплектации рассчитывает указанную стоимость по запросу главного инженера. Указанная стоимость является ориентиром при проведении последующих торгов с подрядчиками.
12.5 При соблюдении настоящих условий главный инженер издает распоряжение о выполнении строительных работ подрядной организацией. В распоряжении указывается наименование работ, объект, причина привлечения подрядчика (невозможность, экономическая нецелесообразность собственных работ), предварительная стоимость работ и материалов (может быть меньше, чем в предварительном расчете), предварительный срок выполнения работ, срок для поиска подрядчика, подразделение, ответственное за поиск подрядчика. Копия распоряжения в последующем прикладывается к Протоколу анализа договора с контрагентом.
12.6 Выбор подрядной организации осуществляется путем тендера на основе следующих принципов:
12.6.1 Наличие у подрядчика соответствующих разрешительных документов на выполнение такого рода работ.
12.6.2 Наличие опыта проведения работ.
12.6.3 Предлагаемая стоимость за проведение строительных работ, за материалы, общая стоимость работ.
12.6.4 Сроки расчета за выполненные работы
12.7 К работам допускается подрядчик, предложивший наиболее выгодные условия выполнения работ. Решение о выборе подрядчика оформляется распоряжением главного инженера, в котором указывается перечень проанализированных предложений и обоснование выборы данного поставщика. Копия распоряжения в последующем прикладывается к Протоколу анализа договора с контрагентом.
12.8 С выбранным подрядчиком подписывается договор подряда, при этом использование формы договора, разработанного подрядчиком, не допускается.
12.9 Акт приемки-сдачи выполненных работ по договорам строительного подряда дополнительно к должностным лицам, указанным в разделе 15 настоящего стандарта, визируется службой безопасности.

13.1 При принятии решения уполномоченными должностными лицами о заключении договора реализации на условиях последующей оплаты товара поставляемого Предприятием, или авансирования контрагента применяется порядок заключения договоров, с особенностями, установленными настоящим разделом.
13.2 У контрагента по вышеназванному договору Исполнитель обязан затребовать следующие документы:
13.2.1 Заверенные печатью контрагента копии учредительных документов: устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, свидетельство предпринимателя без образования юридического лица.
13.2.2 Заверенные печатью контрагента копии общей доверенности, либо оригинал доверенности на заключение данного договора, копию документа, подтверждающего назначение на должность первого руководителя (директора, генерального директора), выписку из Единого реестра юридических лиц (с датой выдачи не позднее одного месяца).
13.3 Проект такого договора в обязательном порядке направляется на анализ в Службу безопасности предприятия.
13.4 Служба безопасности на основании проверки представленных документов и сведений о деловой репутации контрагента составляет заключение о возможности сотрудничества с контрагентом и заключении данного договора.
13.5 В случае положительного заключения руководитель Службы безопасности визирует договор и направляет его Исполнителю.
13.6 В случае отрицательного заключения руководитель Службы безопасности сообщает об этом Исполнителю.
13.7 Срок рассмотрения документов Службой безопасности не должен превышать пяти дней с момента их получения.
13.8 В исключительных случаях, для более тщательной проверки, а равно в случае иногороднего нахождения контрагента данный срок может быть увеличен до десяти дней и более, по согласованию с исполнительным директором.

14.1 При принятии решения уполномоченными должностными лицами о заключении внутреннего договора применяется порядок заключения договоров, предусмотренных настоящим стандартом с особенностями, установленными настоящим разделом.
14.2 Исполнителем выступает бухгалтерия или финансово-бюджетный отдел.
14.3 Анализ внутренних договоров, осуществляют первый заместитель генерального директора, главный бухгалтер, юридический отдел.

15.1 При завершении выполнения работ (услуг) с контрагентом подписывается двусторонний Акт приемки сдачи выполненных работ.
15.2 Должностные лица, имеющие право подписи Акта приемки-сдачи выполненных работ от имени Предприятия, определяются в порядке, аналогичном изложенному в разделе 5 настоящего стандарта.
15.3 Акт приемки-сдачи выполненных работ визируется Исполнителем, руководителем структурного подразделения, ответственного за заключение договора, соответствующим директором предприятия, бухгалтерией и финансово-бюджетным отделом. В целях скорейшего возмещения НДС и сокращения дебиторской задолженности, при заключении договоров, носящих длительный характер (более 3-х месяцев), рекомендуется предусматривать в договоре этапность выполнения работ, (услуг). На каждый этап оформляется отдельная счет-фактура и Акт приема-передачи выполненных работ (услуг).

16.1 Вся непосредственная работа по контролю исполнения заключенных договоров возлагается на руководителей структурных подразделений, которые лично или через подчиненных ему работников (Исполнителей) обязаны обеспечить:
Направление в бухгалтерию копии договоров;
Оперативный учет исполнения контрагентом и Предприятием обязательств по договору;
Принятие в случае неисполнения обязательств необходимых мер по устранению причин неисполнения, а в необходимых случаях представления заключения руководству Предприятия о применении соответствующих санкций;
Переписку с контрагентом по исполнению договора;
Предоставление в юридический отдел необходимых документов о нарушении условий договора.
16.2 Руководители структурных подразделений, ответственные за заключение и исполнение соответствующего договора ежемесячно осуществляют анализ выполнения Предприятием и контрагентами заключенных договоров в ходе оперативных совещаний.
16.3 При выявлении нарушений Предприятием или контрагентами условий заключенных договоров руководитель структурного подразделения проводит с Исполнителем причин не надлежащего исполнения условий договора и предлагаемых мер для исключения повторения аналогичной ситуации в будущем.
16.4 В случае если в результате анализа выявлено невыполнение условий договора контрагентами на срок более 15 (пятнадцати) календарных дней с момента наступления соответствующей обязанности, Исполнитель представляет руководителю структурного подразделения, ответственного за заключение и исполнение договора, оригиналы служебных записок за предшествующие периоды с приложением копий всех первичных документов, связанных с этим договором, в том числе счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, платежных поручений и т.д.
16.5 Руководитель структурного подразделения визирует представленные документы и передает их в юридический отдел. Юридический отдел готовит и направляет в адрес контрагента письменную претензию с указанием сроков уплаты долга (поставки товарно — материальных ценностей). При невозможности отгрузки товарно-материальных ценностей поставщиком, Исполнителем направляется контрагенту письмо о возврате уплаченных сумм в адрес Предприятия. При отказе контрагента от оплаты, а равно неполучения ответа в течение 14 дней (если иной срок не предусмотрен договором) юридический отдел осуществляет процедуру привлечения контрагента к ответственности через судебную систему.
16.6 Юридический отдел анализирует представленные материалы и при наличии материальных и процессуальных оснований готовит исковое заявление (претензию).
16.7 При отсутствии правовых оснований применения штрафных санкций документы подлежат возврату Исполнителю с указанием причин возврата.
16.8 При наличии вины должностных лиц Предприятия, допустивших нарушение по исполнению договорных обязательств, повлекших невозможность предъявления санкций, юрисконсульт, рассматривающий предоставленный материал, вносит предложение генеральному директору о возмещении причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17 Порядок регистрации, учета, хранения и выдачи копий договоров, протоколов разногласий, протоколов анализа проектов договоров

17.1 Регистрация, учет и хранение, заключенных договоров и протоколов анализа проектов договоров осуществляется административным отделом, за исключением договоров, предусмотренных разделом 11 настоящего стандарта.
17.2 Порядок регистрации:
17.2.1 Регистрация осуществляется при представлении надлежащим образом оформленных проектов договоров с протоколами анализа проектов договоров имеющими все необходимые подписи;
17.2.2 Регистрация производится путем присвоения регистрационного номера и внесения соответствующей записи в журнал регистрации договоров, оформляемый административным отделом.
17.3 Регистрационный номер проставляется в протоколе анализа проектов контракта (договора). Регистрационный номер состоит из следующих символов: РНО — ХХХ/12345-10, где
РНО — символ регистрационного номера;
ХХХ — номер отдела ответственного за заключение договора, согласно организационной структуре Предприятия;
12345 — порядковый номер согласно Журналу регистрации;
10 — год заключения договора.
17.4 Административный отдел отказывает в присвоении регистрационного номера в следующих случаях:
17.4.1 При наличии в тексте договора помарок, подчисток, зачеркиваний, исправлений, а также не заполненных граф и реквизитов;
17.4.2 При отсутствии Протокола анализа проектов договоров к договору или при отсутствии в подписном листе подписей лиц, указанных в разделах 7 и 8 настоящего стандарта
17.5 Административный отдел осуществляет регистрацию договоров в течение 1 (одного) календарного дня с момента получения.
17.6 При отказе в регистрации договора административный отдел в устной форме сообщает Исполнителю о причинах отказа и возвращает документы представленные на регистрацию.
17.7 После устранения Исполнителям обстоятельств, послуживших основанием для отказа в регистрации, документы подаются на регистрацию в общем порядке.
17.8 Все подлинники заключенных договоров сдаются на хранение в административный отдел.
17.9 Административный отдел отказывает в приеме договора на хранение в следующих случаях:
17.10 При наличии в тесте договора помарок, подчисток, зачеркиваний, исправлений, а также не заполненных граф и реквизитов;
17.11 При отсутствии протокола анализа проектов договоров к договору или при отсутствии в протоколе анализа договоров подписей лиц, указанных в разделах 9 и 10 настоящего стандарта;
17.12 При отсутствии в договоре подписей уполномоченных лиц контрагента и Предприятия;
17.13 При не предоставлении копий доверенностей на должностных лиц, подписавших договор, если договор подписан представителем контрагента, действующим на основании доверенностей;
17.14 При отсутствии на тексте договоров оттисков печатей юридических лиц, являющихся сторонами по договору.
17.15 Административный отдел осуществляет рассмотрение документов поданных на хранение в течение 2 (двух) календарных дней с момента их представления.
17.16 При отказе в приеме договора специалист административного отдела в устной форме сообщает Исполнителю о причинах отказа и возвращает документы, передаваемые на хранение.
17.17 Хранение подписанных договоров, приложений и дополнений к ним, осуществляется в течение срока исковой давности, после чего они передаются на хранение в архив Предприятия.
17.18 Выдача копий договоров осуществляется административным отделом на основании запроса, подписанного руководителем соответствующего структурного подразделения.
17.19 Выдача копии договора производится лицу, указанному в вышеназванном запросе.
17.20 Выдача копии договора производится в течение 3 (трех) календарных дней с момента получения надлежащим образом оформленного запроса на выдачу копии договора.
17.21 Выдача оригинала договора производится юридическим отделом по распоряжению генерального директора, первого заместителя генерального директора или коммерческого директора. При этом в административном отделе остается на хранение копия договора, с визой вышеуказанных должностных лиц о получении оригинала договора.
17.22 Выдача копий и оригиналов договоров отражается в журнале регистрации выдачи копий и оригиналов договоров.
17.23 Одновременно с осуществлением постоянной регистрации договоров административным отделом осуществляется регистрация протоколов анализа проектов договора, что отражается в журнале постоянной регистрации договоров.

18.1 Общее руководство договорной работой Предприятия осуществляет первый заместитель генерального директора.
18.2 Для проведения анализа состояния договорной работы Предприятия административный отдел по требованию генерального директора и/или юридического отдела направляет по электронной почте генеральному директору, первому заместителю генерального директора, начальнику юридического отдела Реестр зарегистрированных за период договоров (Приложение Б).
18.2.1 Юридический отдел готовит по требованию первого заместителя генерального директора сводную справку с указанием договоров, по которым осуществляются судебные процедуры.
18.3 Результаты анализа обобщаются первым заместителем генерального директора и разрабатываются предложения по улучшению договорной работы Предприятия.

Контроль соблюдения должностными лицами Предприятия требований настоящего стандарта осуществляет начальник юридического отдела.

Процедура внесения изменений в данный СТП регламентирована МИ СМК 4-001.

Первый заместитель
генерального директора

Начальник юридического отдела

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(Обязательное)

Регистрационный номер: РНО-_________________

ПРОТОКОЛ АНАЛИЗА ДОГОВОРА

____________________________________________________________________
указать точное наименование договора и контрагента
от «____»______________201___ г

Проект договора составлен: Предприятием Контрагентом
(ненужное зачеркнуть)

Подразделение, ответственное за заключение договора ________________________

Исполнитель (тел.________) __________ (____________) «___»________201_г

Руководитель подразделения __________ (____________) «___»________201_г

Финансовый директор __________ (_____________) «___»________201_г

Главный бухгалтер ___________(_____________) «___»________201_г

Служба безопасности ___________(_____________) «___»________201_г

Юридический отдел ____________ (___________) «___»________201_г

___________________ ____________ (___________) «___»________201_г
Указать должность
___________________ ____________ (___________) «___»________201_г
Указать должность

1-й заместитель генерального директора _________ (___________) «___»_______201_г

Коммерческий директор _________ (____________) «___»________201_г

Главный инженер _________(____________) «___»________201_г

Директор по технологии и качеству __________(____________) «___»________201_г

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(Обязательное)

РЕЕСТР
зарегистрированных договоров
Период __________________________________________________________
Указать отчетный месяц

№ п/п Рег. номер Дата Наименование Контрагент Подразделение Исполнитель Кто подписал

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

№ п/п Номера страниц Регистра-ционный номер изменения Подпись лица, ответственного за внесение изменений Дата внесения из-менения Дата введения изменения в действие
Измененных Замененных Новых Аннулированных

источник