Меню Рубрики

Как провести сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий

  • Экономика предприятия
  • Принципы организации производственного процесса
  • Производственный цикл
  • Маркетинг на фирме
  • Уставный капитал

Конкурентоспособность предприятия — это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды.

Конкурентоспособность — комплексная характеристика, которая может выражаться через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью опенки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках.

Конкурентный статус предприятия (лат. status состояние, положение) согласно формулировке И. Ансоффа представляет собой характеристику конкурентных позиций предприятия на рынке. Конкурентный статус отвечает на вопрос: Какова позиция предприятия на рынке по сравнению с другими конкурентами? Конкурентные преимущества позволяют ответить на вопрос: Какие факторы вешнего и внутреннего характера повлияли на возможность достижения предприятием этой позиции? Конкурентный статус предприятия является функцией уровня его конкурентных преимуществ.

Конкурентный статус (конкурентная позиция) предприятия — совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации. Конкурентный статус — позиция в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке.

Конкурентный статус предприятия непосредственно зависит от его конкурентных преимуществ, которые в большей своей части зависят от эффективности использования разных видов ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего сервисного обслуживания покупателей.

Каждое предприятие обладает большим многообразием свойств (характеристик). Для оценки их необходимо свести в однородные группы, определить количественные и качественные показатели и методику их измерения. Учесть все характеристики предприятия невозможно, поэтому следует выбирать наиболее важные группы и наиболее важные свойства в группе. Поэтому оценка конкурентоспособности компании зависит от целей анализа; практической возможности получения нужной информации; используемой методики измерения показателей.

Принципы оценки конкурентоспособности аналогичны принципам оценки конкурентоспособности товаров: комплексность и относительность. Комплексность оценки означает необходимость анализа совокупности (комплекса) критериев. Относительность предполагает сравнительный характер оценки, сравнения с конкурентами.

Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:

  • определение цели оценки;
  • определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;
  • выбор базы сравнения;
  • определение характеристик, подлежащих измерению;
  • оценка выбранных характеристик;
  • расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;
  • выводы о конкурентоспособности.

В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются — оцениваются их способности к достижению успеха.

Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.

Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности, в отличие от финансово-экономических, в большей степени оперируют качественной (обычно экспертной) информацией. При этом общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.

Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

Показателем конкурентоспособности организации является доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на продукцию предприятия. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно. Если же доля предприятия на рынке снижается, то это значит, что оно не способно конкурировать.

SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. В табл. 1 приводится контрольный лист для проведения SWOT анализа.

Таблица 1. Контрольный лист SWOT- анализа

В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу:

Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.

Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.

Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.

Графа 4. Уровень ниже среднего. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности.

Графа 5. Положение тревожное. Предприятие находится в кризисной ситуации.

Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и, как следствие — затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов.

Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий- конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. В таблице 2 представлен лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.

Таблица 2. Лист оценки конкурентоспособности (систематизация результатов анализа «4Р»)

Недостатком данного метода является то, что оценка факторов конкурентоспособности проводится экспертами.

Методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена. Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия представлены в табл. 3.

Таблица 3. Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия

Метод основан на сравнительной оценке конкурентоспособности компаний, действующих на товарном рынке. Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок компаний к балльным оценкам лидера. Лидер — это компания, получившая наивысшую суммарную балльную оценку, ему присваивается коэффициент, равный 1. Высокий уровень конкурентоспособности достигается при коэффициенте от 1,0 до 0,9. Средний уровень — при коэффициенте от 0,9 до 0,7. Низкий уровень конкурентоспособности — при коэффициенте ниже 0,7. Алгоритм оценки конкурентоспособности:

  • подсчитываются баллы по каждому конкуренту;
  • выявляется конкуренте максимальным числом баллов, его коэффициент конкурентоспособности устанавливается равным 1;
  • устанавливается коэффициент конкурентоспособности для конкурентов путем соотнесения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера:
  • в зависимости от значения коэффициента конкурентоспособности всем конкурентам присваиваются места.

Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия — установление иерархии компаний на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях. Порядок определения рейтинговой оценки:

1. получение исходной информации по всем сравниваемым предприятиям;

2. исходная информация представляется в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей (i = 1, 2. n), а по столбцам — сравниваемые предприятия (j = 1, 2. m);

3. исходные показатели соотносите соответствующими показателями предприятия-конкурента (лучшего в отрасли, эталонного предприятия) по формуле:

где хij относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия:

4. для анализируемого предприятия определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле:

где Rj — рейтинговая оценкау j-го предприятия; Х1Х2. .Хn — относительные показатели j-того анализируемою предприятия;

5. предприятия-конкуренты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наибольший рейтинг имеет предприятие с максимальным значением сравнительной оценки, рассчитанной по формуле выше.

Рейтинговые методики могут учитывать не только материальные активы, но и нематериальные активы (репутация руководства, организационные способности и др.), например: общее качество руководства, качество продукции или услуг, финансовая стабильность, степень социальной ответственности и др.

Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления:

  • определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия,
  • определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.

Первое направление исследования — выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности компании — проводится для установления резервов совершенствования деятельности. Исследование основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому, как правило, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния компании. Этот анализ направлен на выяснение того, как предстоящее развитие компании согласуется с наличием достаточных финансовых средств и платежеспособностью компании. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:

Первая группа — это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности:

  • Общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам).
  • Чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам).
  • Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу).
  • Общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).

Вторая группа — это показатели опенки эффективности управления:

  • Чистая прибыль к объему реализации продукции.
  • Общая прибыль к объему реализации продукции.

Третья группа — это показатели оценки деловой активности:

  • Отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам).
  • Отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам).
  • Оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам).
  • Оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности).
  • Оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам).
  • Отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).

Четвертая группа — это показатели оценки ликвидности:

  • Текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам).
  • Прочие активы к срочным обязательствам.
  • Индекс постоянного актива (основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам).
  • Коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса).
  • Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).

Анализ этих показателей позволит выяснить закономерности их изменения, оценить эффективность финансовой деятельности.

Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности:

  • устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
  • постоянная нехватка оборотных средств:
  • высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
  • высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств;
  • отсутствие долгосрочных контрактов;
  • низкая рентабельность производства;
  • недостаточная диверсификация деятельности;
  • высокий уровень финансового риска:
  • невысокий уровень доходности финансовых инвестиций;
  • снижающиеся объемы производства и рост себестоимости продукции и др.

Второе направление исследования — определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей — осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы (возможности), которые могут стать основой будущей стратегии компании и создания устойчивых конкурентных преимуществ. Этот анализ можно проводить в разрезе:

  • всей совокупности функциональных подсистем;
  • одной или нескольких функциональных подсистем;
  • одного или нескольких элементов (например, организационной структуры, технического обеспечения, информационного обеспечения и др.) функциональных подсистем;
  • одного элемента функциональной подсистемы.

Для обеспечения сравнимости информации анализ потенциала должен проводиться по тем же областям и направлениям, что и анализ ближайших конкурентов.

Методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия предусматривает составление таблицы, в которой по вертикали указываются сравниваемые характеристики (цена, качество товара, организация сбыта и др.), их относительная значимость (важность) и количественные значения; по горизонтали — подлежащие сравнению конкуренты и их характеристики. Оценка получается путем перемножения количественного значения характеристики на ее важность. Если просуммировать количественные значения сравниваемых характеристик, получим общую взвешенную оценку конкурентной силы компании и конкурентов:

где К — интегральный показатель конкурентной силы; n — число оцениваемых характеристик; аi— важность i-й характеристики;

Ei — экспертная оценка i-й характеристики.

Сравнение общих взвешенных оценок покажет, у каких компаний наиболее сильное или слабое положение и насколько оно отличается.

Сравнение взвешенных оценок компании и ее конкурентов позволит определить их конкурентные позиции как слабые, средние, сильные или лидирующие.

Оценка конкурентной силы компании имеет относительный характер и ее значения будут определяться в зависимости от выбранной базы сравнения. Поэтому конкурентная сила компании будет иметь разные значения, если сравнение ведется с лидером отрасли, ближайшим конкурентом или аутсайдером.

Данная методика предполагает использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов конкурентоспособности предприятия, подлежащих применению при использовании данной методики, неограниченно. В этом заключается одно из основных достоинств данной методики оценки конкурентоспособности. Она позволяет оценить конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, экономики страны.

Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена Бостонской консалтинговой группой, применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» — сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. Матрица «Скорость рынка — рыночная доля» — матрица БКГ (growth share matrix) инструмент анализа стратегических хозяйственных единиц, хозяйственного и продуктового портфелей организации.

Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов — ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им и этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей конкурентоспособности.

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

И четвертая группа — показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Однако в этой формуле не учитывается отношение потребителей данной продукции к качеству товаров, вырабатываемых на данном предприятии.

И.М. Костин и Х.А. Фасхиев для оценки конкурентоспособности машиностроительного предприятия предлагают использовать ряд частных показателей:

  • объем продаж за период;
  • объем продаж на одного работника;
  • число выпущенной продукции на одного работника;
  • доля рынка по основной продукции в странах СНГ;
  • доля экспортной продукции в общем объеме выпуска;
  • число выпускаемых моделей и модификаций продукции;
  • коэффициент конкурентоспособности основной продукции;
  • фондоотдача;
  • количество стран, в которые поставляется продукция;
  • общий объем произведенной продукции за историю существования п ред приятия;
  • место в рейтинге «Эксперт-200» или «1000 лучших предприятий России»;
  • отношение капитализации к реализации;
  • рентабельность производства;
  • затраты на 1 руб. товарной продукции;
  • годовой темп прироста реализации;
  • отношение дивиденда на акцию к ее рыночной цене:
  • уровень рекламаций по основной продукции;
  • доля основных производств, имеющих сертификат на систему качества И СО 9000;
  • износ активной части основных фондов;
  • доля НИОКР в общем объеме продаж;
  • отношение заработной платы на предприятие страны;
  • доля работников с высшим и средним специальным образованием;
  • отношение объема продаж к критическому объему выпуска.

Критическим обычно считается такой объем выпуска, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытков. Такой объем продаж именуют еще точкой безубыточности, или точкой самоокупаемости. Рассчитать такой объем продаж не представляет какой-либо сложности, если имеется вся необходимая исходная информация.

Авторы данного сайта рекомендуют оценку конкурентоспособности предприятия проводить на основе оценки конкурентоспособности продукции, рыночной доли, степени износа основных фондов, инновационной активности.

Конкурентоспособность предприятия оценивается по формуле:

  • Фбi — средняя балльная оценка по каждому фактору конкурентоспособности предприятия общим числом n;
  • аi весомость каждого фактора в интегральной оценке конкурентоспособности предприятия.

Баллы для оценки конкурентоспособности продукции представлены в табл. 5.8.

Таблица 5.8. Баллы для оценки показателей конкурентоспособности продукции

Весомость показателей качества продукции и его цены выражается соотношением 2 : 1 или в долях значимости 0,67 : 0,33 (2 = 1>0).

Оценку рыночной доли предлагается проводить на основе анализа занимаемой предприятием доли рынка и ее динамики (с использованием матрицы БКГ). Система баллов оценки рыночной доли представлена в табл. 5.9.

Рыночная доля предприятия определяется по формуле:

  • ОП — объем продаж основных видов продукции предприятия;
  • ООПР — общий объем продаж данной продукции на рынке региона.

Таблица 5.9 Баллы для оценки рыночной доли предприятия

Коэффициент износа характеризует потенциал предприятия в перспективе и является одним из обобщающих показателей, характеризующих состояние основных фондов, и показывает, в какой степени находящиеся в эксплуатации основные фонды изношены, т.е. какая

часть их стоимости уже перенесена на изготовленные изделия; определяется по формуле:

  • Ио.ф — степень износа основных фондов;
  • ОФп.ст — первоначальная стоимость основных фондов.

Баллы для оценки степени износа основных фондов предприятия: высокая степень износа (более 40%) — 0 баллов; средняя степень износа (20-40%) — 1 балл; низкая степень износа (менее 20%) — 2 балла.

Инновационная активность определяется по формуле: ИА=Ш,

ИП — число инноваций предприятия;

ИО — среднее число инноваций в отрасли.

Баллы для оценки инновационной активности предприятия: количество инноваций предприятия превышает среднее число инноваций в отрасли — 2 балла; количество инноваций предприятия равно среднему числу инноваций в отрасли — 1 балл; количество инноваций предприятия меньше среднего числа инноваций в отрасли — 0 баалов.

Наглядным способом представления результатов проведенного сопоставления деятельности конкурентов является многоугольник конкурентоспособности.

Критерии сравнения могут быть следующие: себестоимость производства; рыночная цена: финансовые возможности; качество товара; организация продаж; организация дистрибуции; посредники; сервис; другие факторы.

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рис. 1). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности

По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами — конкурентами.

На основе анализа полученных опенок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.

источник

Конкурентоспособность — категория, которая имеет философский, экономический, социальный аспекты [5], и она применима к различным объектам, в том числе, товарам, предприятиям (фирмам), организациям, отраслям, регионам, странам. В настоящее время борьба за потребителя идет не только на уровне конкурентоспособности товара и его основных составляющих качества, цены и затрат на эксплуатацию, но и на уровне предприятий, его возможности предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство.

Конкурентоспособность предприятия (фирмы, организации) означает его способность производить конкурентоспособную продукцию за счет эффективного использования своего ресурсного потенциала, качества организации производства и его управления [1]. При этом конкурентоспособность интегрирует все аспекты и факторы функционирования и развития предприятия как объекта управления. В этой связи становится необходимым анализ процессов создания конкурентных преимуществ на уровне предприятия как основной структурной единицы экономики страны. Определение методики оценки конкурентоспособности является важнейшей составляющей для развития экономики в целом. Знание интегральных составляющих показателя конкурентоспособности предприятия позволит эффективно конкурировать на мировом рынке отечественным предприятиям.

Выбор метода количественной оценки конкурентоспособности предприятия является ключевым решением, которое, с одной стороны, должно удовлетворять функциональной полноте и достоверности оценки, а с другой — уменьшить затраты времени и средств на ее определение. Поэтому в алгоритме оценки конкурентоспособности предприятия, как одному из основных этапов, относится этап выбора метода оценивания, заключающийся в раскрытие его сущности, обосновании целесообразности и возможности получения оценки с минимальной погрешностью. Кроме того, метод оценивания определяет возможность получения объективной количественной оценки и может находиться в основе формирования и управления конкурентных преимуществ предприятия и его конкурентного потенциала [9].

В работе проанализированы методики оценки конкурентоспособности предприятия авторов Моисеевой Н. К., Фатхутдинова Р. А., Минько Э. В., Кричевского М. Л., Филосовой Т. Г. и Быкова В. А.

Моисеева Н. К. предлагает оценивать показатель конкурентоспособности производителя по двум элементам: критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя и временной критерий эффективности производства. Первый — показатель конкурентоспособности товара (Iт), а в отношении к диверсифицированной фирме — конкурентоспособность товарной массы. Он определяется отношением суммы потребительских стоимостей всех товаров продуцента к стоимости потребления этих товаров. Вторым критерием является эффективность производственной деятельности, определяемая как отношение показателей эффективности у рассматриваемого продуцента и у соперника. Данный критерий также зависит от времени [4]. Так, Н. К. Моисеевой предложена формула для оценки конкурентоспособности производителя:

где Kп — общий показатель конкурентоспособности по товарной массе; Jт — индекс конкурентоспособности по товарной массе; Jэ — индекс относительной эффективности деятельности предприятия, в состав которой входят показатели рентабельности продаж, активов, основного и собственного капиталов, объема продаж и т.д.

Предлагается также учитывать следующие критерии, определяющие конкурентоспособность организации: критерии, отражающие в динамике степень удовлетворения потребителя; временной критерий эффективности производства.

Достоинством данной методики является то, что она учитывает фактор времени и эффективность работы предприятия. Несовершенство этого подхода состоит в том, что это упрощенный подход к оценке, поскольку он не учитывает такие важные факторы, определяющие конкурентные преимущества организации, как уровень организации и осуществления маркетинга в организации, финансы, экспортный потенциал.

Методика оценки конкурентоспособности предприятия Р. А. Фатхутдинова [7] предусматривает расчет уровня конкурентоспособности как средневзвешенной величины по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках. При этом необходимо отдельно определять и анализировать показатели эффективности деятельности предприятия, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке и устойчивости функционирования организации. Перечисленные три конкретных показателя предлагается прогнозировать, как минимум, на пять лет. Для интегральной оценки конкурентоспособности предприятия (организации) в статистике предлагается формула, учитывающая весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:

1;

где аi — удельный вес товара в объеме продаж за анализируемый период, доли единицы, i = 1, 2, 3, . n , =1,0, bi — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Для промышленных развитых стран (США, Япония, стран Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка рекомендуется принимать, равной 1,0; для остальных стран — 0,7; для внутреннего рынка — 0,5.

Удельный вес i-го товара организации в объеме продаж определяется как отношение:

где Vi — объем продаж i-го товара за анализируемый период в стоимостном выражении; V — общий объем продаж организации за тот же период; Kij — конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке, которая для однопараметрических объектов определяется по формуле:

где Еа. o. — эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта; Ел.о — эффективность лучшего образца конкурента, используемого на данном уровне; — корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Эффективность объекта находится из выражения: ;

где Пс — полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта; Зс — совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкурентного рынка в стоимостном выражении.

При этом для определения и анализа (интегрального) обобщенного конкурентоспособности предприятия необходимо использовать следующие укрупненные группы (факторов) показателей:

  1. Полезный эффект товара (интегральный показатель качества), единицы полезного эффекта.
  2. Совокупность затраты за жизненный цикл единицы товара.
  3. Качество сервиса товара.
  4. Удельный вес данного товара в объеме продаж организации доли единицы.
  5. Показатели значимости рынков, на которых представлен товар.
  6. Параметры товарных рынков.
  7. Удельная цена товара.
  8. Показатели, учитывающие конкурентные преимущества организации по сравнению с основным конкурентом, у которого этот показатель равен единице.

Методика, предложенная Фатхутдиновым Р. А., имеет ряд существенных недостатков. Это можно показать на следующем примере: предприятие близко к банкротству, но имеет в своем арсенале один или несколько товаров, которые в данный момент являются конкурентоспособными. Наглядный тому пример предприятия ВПК, пользующиеся наработками советских времен. По мнению Л. Н. Чайниковой, устранить этот недостаток можно, если учитывать конкурентный потенциал предприятий [9]. В этом случае конкурентоспособность организации можно представить в следующем виде:

где Ко — конкурентоспособность организации, Кт — конкурентоспособность товаров, Кпо — конкурентный потенциал организации [6].

Методика Минько Э. В., Кричевского М. Л. используют как основные показатели для оценки конкурентоспособности предприятия, рентабельности продукции и доли предприятия на рынке.

Показатель конкурентоспособности предприятия может быть выражен в виде:

или

,

где — показатель конкурентоспособности предприятия; Kr — показатель конкурентоспособности предприятия по рентабельности; KI — показатель конкурентоспособности предприятия по динамике доли рынка; r — рентабельность продукции предприятия; R — средневзвешенная рентабельность продукции по выработке; I — индекс изменения объемов выручки предприятия; I— индекс изменение объемов по выручки по выработке [3].

Методика Филосовой Т. Г., Быкова В. А. используют как основные показатели для оценки конкурентоспособности предприятия уровень товарной конкурентоспособности и интегральный показатель эффективности предприятия. Интегральный показатель конкурентоспособности товара:

где — нормативные параметры, выполнение которых обязательно для прохождения через технические барьеры на рынок сбыта конкретной страны (безопасность, экологичность и пр.); = 0, если изделие не соответствует стандартам и законодательным нормам конкретного рынка сбыта; = 1, если изделие соответствует стандартам и законодательным нормам конкретного рынка сбыта; — показатель, характеризующий имидж компании (страны) происхождения товара; , , — соответственно групповые показатели технического уровня, качества изготовления и качества обслуживания товара; , — коэффициенты, характеризующие эффективность каналов сбыта и продвижения товаров; — индекс цены потребления; — весовые коэффициенты.

Уровень товарной конкурентоспособности необходимо рассматривать для всех товаров, выпускаемых фирмой:

где — конкурентоспособность i-го товара; — удельный вес i-го товара по всей товарной массе фирмы в течение определенного времени.

Оценку эффективности производства, как и раннее оценку конкурентоспособности товара, осуществляется на едином методологическом принципе, используя подход, основанный на совместном анализе суммарного эффекта от реализации выпускаемой продукции и затрат, понесенных предприятием, на создание этих потребительских свойств.

Для оценки эффективности деятельности предприятий Филосова Т. Г., Быков В. А. рекомендуют применение зависимости следующего вида:

где — объем товарной продукции, руб. (или чистая прибыль); L — трудовые ресурсы, выраженные через объем оплаты труда, руб.; М — стоимость израсходованных материальных ресурсов; А — годовая амортизация.

Конкурентоспособность предприятия (в части эффективности производства) по сравнению с ближайшим конкурентом можно оценить по индексу эффективности, т.е.:

В методологическом плане обобщенный показатель конкурентоспособности предприятия следует рассматривать в виде

где — индекс конкурентоспособности по товарной массе; i — индекс относительной эффективности по сравнению с ближайшим конкурентом; — коэффициент весомости[8].

Методики оценки конкурентоспособности предприятия используют различные показатели работы предприятия: резервы в использовании факторов производства, стоимость конкретных факторов производства, эффективность использования потенциала предприятия. Все методики представляют собой интегральный показатель, состоящий из показателя конкурентоспособности товарной массы и эффективности предприятия.

Основными критериями конкурентоспособности предприятия, исходя из определения, являются: эффективность производства; удовлетворение потребностей потребителя; уровень качества продукта; уровень цены продукта; эффективность товара на рынке; конкурентный потенциал организации; конкурентный потенциал товаров.

Таблица 1. Сравнительная характеристика методик оценки конкурентоспособности предприятия

Критерии конкурентоспособности предприятия

Методика Фатхутдинова Р. А.

Методика Минько Э. В., Кричевского М. Л.

Методика Филосовой Т. Г., Быкова В. А.

источник

Наличие конкурентных преимуществ позволяет предприятию занять свою нишу на рынке и осуществлять деятельность с наибольшей экономической выгодой.

Конкурентоспособность является комплексной характеристикой, выражаемой с помощью групповых, интегральных, обобщенных показателей.

Конкурентоспособность предприятия означает его востребованность на рынке и возможность соперничества с другими организациями, занимающимися выпуском однородной продукции.

Можно ли численно оценить конкурентоспособность предприятия, чтобы получить возможность – за счет влияния на те или иные параметры – эффективно ею управлять?

Детальный ответ на этот вопрос составляет предмет рассмотрения настоящей публикации.

Определить положение, занимаемое хозяйствующим субъектом в рыночной среде, позволяет оценка уровня конкурентоспособности предприятия.

С ее помощью осуществляется определение конкурентного статуса, то есть позиции экономического субъекта относительно других конкурентов.

Конкурентный статус представлен сильными и слабыми сторонами, характеризующими организационно-экономическое положение предприятие на рынке разного уровня (отраслевого, регионального, международного).

На его состояние оказывают непосредственное влияние конкурентные преимущества, обеспечиваемые эффективностью используемых в производственном процессе ресурсов, сбытом и последующим сервисным обслуживанием клиентов.

Проведение оценки конкурентоспособности предприятия требует сведения многочисленных свойств в несколько однородных групп, определения количественных и качественных показателей и подбора методики их измерения.

Она должна быть основана на принципах комплексности и относительности.

Обеспечение комплексности означает анализ, при котором учитываются все критерии. Принцип относительности заключается в сравнительном характере оценки, в сопоставлении с конкурентами.

Необходимость проведения оценки конкурентоспособности обусловлена тем, что для эффективного функционирования в рыночной среде каждое предприятие должно уметь выработать собственную успешную конкурентную стратегию и на ее основании поддерживать конкурентные преимущества.

  1. Разработать мероприятия, направленные на повышение своей конкурентоспособности;
  2. Выбрать контрагентов, чтобы осуществлять совместную деятельность;
  3. Составить программу с целью освоения новых рынков сбыта;
  4. Успешно вести инвестиционную деятельность.

Главная цель оценки конкурентоспособности – определение положения предприятия в рамках исследуемого рынка.

В практике находят применение различные методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Они классифицируются по следующим параметрам:

  • объективность (субъективность) полученных в результате оценки итогов;
  • подход к оценке – качественный или количественный.

Совокупность объективных моделей и ценностных цепочек, моделей стратегического анализа, субъективных матричных методов представляет качественные методы оценки.

Количественные методы основаны на субъективных методах экспертных оценок, объективных расчетных и расчетно-графических методах (дифференциальных, комплексных).

Достижение объективности обеспечивается разнообразными оценочными критериями, с помощью которых рассчитываются единичные, групповые, интегральные показатели конкурентоспособности.

Классификация оценочных методов основана также на применении следующих критериев:

  1. Категории предприятия, то есть его принадлежности к промышленным, торговым, финансовым или иным типам;
  2. Учитываемых факторов конкурентоспособности;
  3. Метода (расчетного, графического, расчетно-графического);
  4. Особенностей, связанных с расчетом показателей;
  5. Возможности составления прогнозов конкурентоспособности;
  6. Источника получения информационных сведений для расчета (внутренней отчетности, статистических данных, экспертных мнений);
  7. Трудоемкости расчетов.

На основании перечисленных критериев проводится полная и достоверная оценка конкурентоспособности предприятия.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия представлены большим количеством моделей, матриц, каждая из которых обладает своими отличительными чертами. Основные методы рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1. Описание методов оценки конкурентоспособности

НАИМЕНОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Матричные Для оценки необходимо построить специальную матрицу.

Построение осуществляется следующим образом: ось абсцисс представляет отражение темпов роста или уменьшение объемов продажи, ось ординат отражает относительную долю, занимаемую предприятием в определенной рыночной нише.

По данным этой методики наибольшей конкурентоспособностью будут обладать предприятия, функционирующие в условиях быстрорастущего рынка и занимающие его большую часть.

Применение матричных методов способствует обеспечению высокой адекватности оценки.

Однако для их успешного применения требуется точная маркетинговая информация, что вызывает необходимость проведения исследований.

Совокупность методов, в основе которых лежит процедура оценки конкурентоспособности продукции или услуг, оказываемых предприятием Ключевой идеей данной группы методов является то, что существует прямая зависимость между конкурентоспособностью самого предприятия и конкурентоспособностью, производимой им продукции.

Расчет показателей по отдельным видам продукции основан на использовании экономических и параметрических индексов конкурентоспособности.

Одно из главных преимуществ – оценка конкурентоспособности продукции предприятия, которая выступает важнейшей составляющей общей конкурентоспособности предприятия.

Недостаток – отсутствует полное представление о прочих характеристиках деятельности, кроме конкурентоспособности продукции.

Методы, основанные на теории эффективной конкуренции Основной смысл таких методов состоит в том, что наибольшей конкурентоспособностью будут обладать субъекты, обладающие хорошей налаженностью работы всех структурных подразделений.

Анализ по оценке эффективности функционирования строится на исследовании конкурентных преимуществ относительно используемых в деятельности предприятия ресурсов.

При проведении анализа учитываются разнообразные элементы функционирования организации, что обеспечивает комплексность оценки.
Методы, в основе которых лежит комплексный подход Методы основаны на признании конкурентоспособности в качестве интегральной величины относительно текущего уровня конкурентоспособности и конкурентного потенциала. Существенное преимущество – возможность определения будущей возможной динамики уровня конкурентоспособности предприятия.

Однако, когда определяется текущая и потенциальная конкурентоспособность, находят применение все методы, рассмотренные ранее, следовательно, часть их недостатков свойственна и методам этой группы.

Помимо перечисленных в таблице 1 методов, широким распространением пользуется рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятия.

Сущность такой методики заключается в установлении иерархии предприятий путем осуществления сравнительного анализа достигнутых ими результатов в различных областях деятельности.

Рейтинговая оценка определяется следующим образом.

Шаг 1. На 1 этапе необходимо получить исходную информацию относительно всех сравниваемых предприятий.

Шаг 2. Полученную информацию нужно вписать в матрицу.

Шаг 3. Соотнести показатели предприятия с соответствующими значениями показателей предприятий-конкурентов.

Шаг 4. Определить рейтинговую оценку предприятия на конец определенного периода времени.

Шаг 5. Осуществить ранжирование всех предприятий-конкурентов по убыванию.

Большим преимуществом использования рейтинговых методик является возможность учета как материальных, так и нематериальных активов, например, репутации руководства, организационных способностей, финансовой стабильности.

В 1960-х годах американские консалтинговые компании осуществляли разработку матричных методов в качестве инструментов, с помощью которых можно оценить конкурентоспособность предприятий.

Их отличительные черты – матричная форма, где отображаются результаты исследований, и упор на маркетинговую оценку деятельности, то есть рассмотрение организации как продуктового портфеля, включающего в себя различные бизнес — единицы.

Одну из наиболее распространенных матричных моделей разработала Бостонская консалтинговая группа (БКГ).

Методика оценки конкурентоспособности предприятия на основе матрицы БКГ базируется на двух концепциях: (1) кривой опыта и (2) жизненном цикле товара.

На одной из осей указывается относительная доля рынка, на другой – темпы роста. Согласно расположению внутри системы координат выделяют 4 основные группы продуктов:

  • ЗВЕЗДЫ – это продукты, обладающие высокой долей при растущем рынке. Их наличие способствует усилению конкурентных позиций предприятия.
  • СОБАКИ – продукция с низким темпом роста и низкой относительной долей рынка.
  • ДОЙНЫЕ КОРОВЫ — представляют собой продукцию, обладающую низкой долей на растущем рынке.
  • ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ — отличаются низким темпом роста, но высокой долей рынка.

Определение принадлежности конкретного направления деятельности к области матрицы позволяет выработать стратегию дальнейших действий. Например, наличие продуктов-звезд свидетельствует о необходимости следования стратегии роста.

Разработки БКГ послужили толчком к развитию матричных методов, среди которых выделяют следующие:

  • матрицу Дженерал Электрик;
  • модель Шелл;
  • матрицу SWOT.

[1]. Матрица Дженерал Электрик. Она имеет большую размерность, что отличает ее от матрицы БКГ.

Построение такой матрицы осуществляется в системе координат, одна из осей которой является отражением привлекательности рынка, другая – конкурентной позиции.

Степень привлекательности характеризуется размерами и темпами роста рынка, совокупностью технологических требований, остротой конкурентной борьбы, наличием или отсутствием барьеров, фактической и прогнозируемой прибыльностью и другими факторами, оказывающими на нее непосредственное влияние.

Для характеристики привлекательности допустимо использование взвешенных рейтингов, присвоенных перечисленным факторам.

Продукты, которые попали в раздел, отличающийся высокой конкурентной позицией и высокой привлекательностью рынка, выступают наиболее привлекательными с инвестиционной точки зрения.

Проведение анализа продуктов путем использования матрицы Дженерал Электрик способствует оценке текущего уровня конкурентоспособности и определению стратегии относительно отдельных видов продукции.

[2]. Модель Шелл. Она основана на представлении рынка олигополией.

Относительно продуктов, обладающих слабыми конкурентными позициями, согласно этой модели, рекомендуется применение стратегии, направленной на их мгновенный или постепенный выход.

Каждая позиция данной модели предусматривает набор конкретных стратегических действий.

[3]. Матрица SWOT способствует выявлению сильных и слабых сторон в функционировании предприятия, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей.

В результате анализа происходит составление таблицы или матрицы.

Матричные методы обладают простотой и наглядностью, высокой достоверностью, однако нельзя не отметить и ряд недостатков.

В их числе – огромная аналитическая работа, необходимая, чтобы получить достоверную маркетинговую информацию, ограниченные возможности применения показателей, выражаемых количественно.

Основой продуктовых методов выступает суждение о наличии тесной взаимосвязи и зависимости между двумя показателями:

(1) оценкой конкурентоспособности предприятия и

(2) конкурентоспособности произведенной в результате осуществления им своей деятельности продукции.

Определять конкурентоспособность рекомендуется с помощью различных маркетинговых методов, основанных на нахождении оптимального соотношения между ценой и качеством продуктов или услуг.

Приведем пример оценки конкурентоспособности предприятия путем использования продуктового метода.

Необходимо рассчитать показатель конкурентоспособности для определения средневзвешенного значения среди анализируемых продуктов.

Формула будет иметь следующий вид:

K = ∑ ai * ki, где

К является численным показателем конкурентоспособности анализируемой организации,

ai – удельным весом отдельного вида продукции среди объема продаж в целом,

ki– конкурентоспособностью, присущей конкретному продукту.

Чтобы определить показатель конкурентоспособности по всем продуктам необходимо разделить параметрический индекс на экономический индекс:

K = IПАРАМ. / IЭКОНОМ.

Для расчета параметрического индекса нужно суммировать совокупность частных параметрических индексов всех оцениваемых параметров, умноженных на сумму соответствующих весовых коэффициентов.

Для определения экономического индекса необходимо вычислить значение от деления совокупных затрат потребления используемых в анализе продуктов на совокупные затраты потребления эталонных видов продуктов.

Как и другие модели, продуктовые методы обладают рядом преимуществ и недостатков.

Одним из наиболее существенных преимуществ является учет конкурентоспособности продукции предприятия.

Серьезным недостатком можно назвать ограниченность выводов о функционировании предприятия, которая не позволяет сформировать целостность представлений о прочих аспектах его деятельности.

Основные методы оценки конкурентоспособности включают в себя совокупность операционных моделей. Операционный подход основан на том, что наибольшей конкурентоспособностью будут обладать предприятия с лучшей организованностью работы всех подразделений.

Оценка эффективности функционирования отдельных служб зависит от множества факторов или ресурсов.

В качестве последних могут выступать как финансовая и материальная форма капитала, так и сотрудники, маркетинг, качество управленческой деятельности.

Определение каждого ресурса предполагает проведение оценки с помощью соответствующих показателей количественного или качественного характера.

Таким образом, операционный подход заключается в понимании конкурентоспособности как совокупности нескольких частных показателей, характеризующих степень эффективности отдельных операций.

Для оценки конкурентоспособности, основанной на применении таких методов, требуется определение операций и показателей, обладающих наибольшей значимостью при обеспечении конкурентного статуса предприятия.

Распространено выделение показателей маркетингового, экономического, производственного, организационного, кадрового и других типов.

Сущность операционного метода заключается в следующем:

  1. Осуществление сопоставления каждого показателя относительно таких же показателей предприятий-конкурентов.
  2. Определение частных коэффициентов по всем анализируемым операциям.
  3. Математическая обработка полученных в результате предыдущих этапов частных коэффициентов.
  4. Представление результатов проведенного анализа в построенных диаграммах, многогранниках и «радарах» конкурентоспособности, прочих формах.

Существенное преимущество рассматриваемых методов заключается в том, что при оценке берется в рассмотрение вся совокупность разносторонних аспектов функционирования предприятия.

Это способствует созданию максимальных предпосылок для получения точных результатов.

Среди основных недостатков такого подхода стоит отметить трудоемкую математическую обработку большого количества факторов, сложность в сборе данных, условность некоторых применяемых коэффициентов.

Большая трудоемкость использования операционных методов приводит к ограниченности их использования в практике.

Такая методика свойственна в основном организациям специализированного вида, например, рейтинговым агентствам.

Рейтинги подобных агентств, полученные в результате операционного исследования, обладают закрытым и непубличным характером, трудоемкостью и в большей мере способствуют оценке платежеспособности.

Комбинированные методы относятся к одним из подходов к оценке конкурентоспособности предприятия.

Благодаря их применению в результате проведения оценки можно выделить как достигнутую, так и потенциальную конкурентоспособность.

При таком подходе конкурентоспособность рассматривается в качестве интегральной величины, позволяющей определить текущую конкурентоспособность и конкурентный потенциал предприятия.

При этом допускается варьирование текущей и потенциальной конкурентоспособности. Как правило, определение достигнутой конкурентоспособности осуществляется посредством применения продуктовых методов, а потенциальной – аналогично операционным способам.

Оценка основана на математическом аппарате, включающем в себя ряд элементов, свойственных продуктовым и операционным методикам.

Преимущество применения комбинированных методов заключается в возможности рассматривать и учитывать уже достигнутый уровень конкурентоспособности, а также его возможную динамику в последующих периодах.

Однако комбинированные методы не нашли широкого применения вследствие методологической противоречивости и трудоемкого анализа.

Пути достижения конкурентоспособности предприятия прокладываются с помощью различных методов, обладающих преимуществами и недостатками.

Благодаря их многообразию возможен подбор наиболее эффективного и простого метода оценки, подходящего конкретному предприятию.

источник

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога