Меню Рубрики

Как провести сравнительный анализ информационных систем

Для решения поставленной задачи можно использовать различные программные средства, например: FoxPro, Access, 1C. Access — система управления базами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных, обеспечения доступа к данным и их обработки. Данная программа легка и удобна в использовании. В ней предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также для управления ими при работе с большими объемами информации.

Набор команд и функций, предлагаемых разработчиками программы продуктов в среде Visual FoxPro 6.0, по мощи и гибкости отвечает любым современным требованиям к представлению и обработке данных. Система также обладает средствами быстрой генерации экранов, отчётов и меню, поддерживается язык SQL, хорошо работает в сети, в пакете имеется компилятор, позволяющий сформировать exe файлы готовых программ.

1С: Предприятие является системой программ для автоматизации различных областей экономической деятельности. В конкретный программный продукт, входящий в систему программ 1С: Предприятие, включаются те функции и возможности, которые отвечают назначению этого продукта.

Все составляющие системы программ 1С: Предприятие можно разделить на Технологическую платформу и Конфигурации. Технологическая платформа представляет собой набор различных механизмов, используемых для автоматизации экономической деятельности и не зависящих от конкретного законодательства и методологии учета. Конфигурации являются собственно прикладными решениями. Каждая конфигурация ориентирована на автоматизацию определенной сферы экономической деятельности и, разумеется, отвечает принятому законодательству.

Технологическая платформа, кроме механизмов, используемых во всех продуктах 1С: Предприятия, включает три функциональные основные компоненты. Компонента «Бухгалтерский учет» предназначена для ведения учета на основе бухгалтерских операций. Она обеспечивает ведение планов счетов, ввод проводок, получение бухгалтерских итогов. Компонента используется для автоматизации бухгалтерского учета в соответствии с любым законодательством и методологией учета. Компонента «Расчет» предназначена для выполнения сложных периодических расчетов. Она может использоваться для расчета заработной платы любой сложности, расчетов по ценным бумагам и других видов расчетов. Компонента «Оперативный учет» предназначена для учета наличия и движения средств в самых различных разрезах в реальном времени. Она используется для учета запасов товарно-материальных ценностей, взаиморасчетов с контрагентами и т.д. Компонента позволяет отражать в учете операции хозяйственной жизни предприятия непосредственно в момент их совершения. В комплект поставки программных продуктов системы программ 1С: Предприятие включаются типовые конфигурации. Они представляют собой универсальные прикладные решения для автоматизации конкретной области экономики. Конфигурации, использующие возможности одной функциональной компоненты, предназначены для автоматизации отдельных сфер деятельности предприятий, например, бухгалтерского учета, торгового учета или расчета заработной платы. Конфигурации, использующие возможности нескольких компонент, обеспечивают комплексную автоматизацию различных направлений учета в единой информационной базе. Особенностью системы программ 1С: Предприятие является возможность изменения конфигурации самим пользователем или организациями, специализирующимися на внедрении и поддержке программных продуктов фирмы 1С.

Эта возможность позволяет обеспечить максимальное соответствие автоматизированной системы особенностям учета в конкретной организации.

Данная работа написана на платформе 1С: Предприятие, так как 1С является гибкой настраиваемой системой для решения широкого круга задач в сфере автоматизации деятельности предприятий. Одной из характерных особенностей программы, является ее масштабируемость: одна и та же конфигурация может работать на локальном компьютере, в сети и на сервере под управлением MS SQL Server 7.0.

Специальная компонента «Управление распределенными базами» позволяет производить обмен информации между удаленными рабочими местами. Но если мы используем эти удобные решения то смысл мох разработок будет равен нулю т.к таких решений на рынке уже тысячи, и зачем производителю выбирать мало известный продукт, когда он может напрямую обратится к 1С и ему создадут ИС учёта на месте. Я пойду другим путем и постараюсь использовать в своей ИС ранее не известные продукты, а в дальнейшем приведем их сравнительный анализ и себестоимость для предприятий, оценим надежность и простоту использования. Самым наглядным способом основные компоненты ИС материально-технического отдела можно представить в виде блок-схемы. Она состоит из нескольких пунктов: Справочники, Документы, Журналы, Отчеты. Что собой представляет каждый из этих пунктов будет описано ниже. Справочник — это агрегатный тип данных, средство для работы со списками однородных элементов данных. В информационной базе созданы следующие справочники: склады, сотрудники, материалы, контрагенты, валюты, банки, номенклатура(система (совокупность) названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники и т.п);

Документы — средство для ввода первичной информации о совершаемых хозяйственных операциях. Пункт Документы содержит подпункты:

· Списание материалов, товаров, продукции;

· Отгрузка материалов на сторону;

Журналы документов необходимы для просмотра списка документов:

Внедрение ИС подразумевает собой создание базы данных, выполняющей следующие функции:

· ввод и просмотр входной информации;

· добавление, удаление и корректировка информации;

· обработка входной информации;

· получение оперативной информации по учету материалов;

· формирование выходных документов.

Качество информации в системах управления — совокупность свойств, обуславливающих пригодность данных для удовлетворения потребностей системы управления. Важнейшими свойствами информации, используемой в

· Кумулятивность — полнота информации;

· Достоверность — отсутствие скрытых ошибок;

· Защищенность — невозможность несанкционированного доступа;

· Гомоморфность — данные должны быть представлены в одном виде;

· Идентичность — соответствие объектов на данный момент;

· Основным программным методом контроля качества информации, используемой в системе управления, является:

· Логический — смысловая проверка, т. е контроль по отклонениям, по заданной последовательности записей

· Программный — проверяются таблицы: продукция, проекты и учет товара.

Несанкционированный доступ — получение информации без разрешения ее владельца. Его виды:

· Косвенный — подслушивающие устройства, дистанционные фотографии, радиоперехват и др.

· Прямой — непосредственное хищение носителей данных, считывающие данные с диска, вход в систему под чужим паролем, маскировка запросов под системные запросы, заражение программными вирусами и т.д.

· Защита наиболее уязвимой части информации производится следующими методами:

· Процедурные — организационно — технические мероприятия — идентификация всех компьютеров и пользователей, установление регламента работы, конкретные базы данных и программы.

База данных создавалась в системе СУБД ACCESS т.к она больше ориентирована на обычного пользователя, по сравнению, например, с СУБД FOXPRO, которая ориентирована на прикладного программиста. Выбор СУБД определяется уровнем сложности решаемых в составе АИС задач управления. Поэтому для данной курсовой работы оптимальна СУБД ACCESS

источник

1 Лабораторная работа Сравнительный анализ «информационных систем». Цель работы Выполнить сравнительный анализ «информационной системы».. Теоретические сведения Информационная система (ИС) основной объект прикладной информатики. Несмотря на разнообразие ИС, все они имеют много общего. Информационная система Система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации. [ГОСТ.0 ]. Функции информационной системы Рисунок Основные функции информационной системы Дать всеобъемлющее и удовлетворительное определение информационной системы (ИС) трудно. Поэтому определим информационную систему через ее основные функции: Ввод информации (сбор информации, прием информации из других ИС). Обработка информации (в частности, хранение и поиск информации). Вывод информации (демонстрация ее человеку, передача в другие ИС).

2 Информационная система не обязательно использует компьютеры. Существуют многочисленные примеры некомпьютерных ИС: бухгалтерские учетные системы XVI XX вв., карточные каталоги библиотек, любая книга, снабженная печатным справочным материалом, например, указателем. Минимальная единица информации, хранимая и обрабатываемая информационной системой, называется записью. Многие операции, выполняемые информационными системами в процессе обработки информации, используют несколько записей одновременно. Запись сама может иметь (и, как правило, имеет), внутреннюю структуру. Составляющие (элементы) записи обычно называются полями. Информационная система при обработке записи работает со всеми полями записи, хотя может создавать иллюзию того, что некоторые поля в обработке записи не участвуют. Три функции информационной системы присутствуют в любой ИС, хотя могут иметь рудиментарные формы (например, в предметном указателе книги сбор информации и ее обработка были выполнены единственный раз, а вывод осуществляется перелистыванием книги ее читателем). Почти всякая отдельная программа может рассматриваться как информационная система. Например, текстовый процессор позволяет ввести информацию, он ее обрабатывает (хотя долговременным хранением информации для текстового процессора занимается операционная система), в текстовом процессоре возможет поиск информации, и уж конечно текстовый процессор умеет выводить информацию. Предметная область Информационные системы никогда не существую сами по себе. Они всегда связаны с какой-то деятельностью человека (организации): расчётом траектории ракеты, управлением движением самолётов, дозировкой лекарств, вводимых больному, расчётом заработной платы, учётом недвижимости, поиском веб-страниц, реконструкцией археологических объектов и др. Деятельность, связанная непосредственно с информационными системами (и только с ними), редко бывает основной (если только организация не занята исключительно разработкой и/или сопровождением ИС). Информационная система всегда только обслуживает основную деятельность организации/человека. Зачастую в организации эксплуатируется несколько информационных систем. Например, в библиотеке может работать библиотечная ИС (учёт читателей, электронный каталог, учёт книговыдачи и др.) и кадровобухгалтерская система (отдел кадров, учёт зарплаты). Наличие тесной связи информационной системы и обслуживаемой ею деятельности позволяет говорить о предметной области ИС объектах той деятельности, с которой эта ИС связана, и отношениях между этими объектами. Так, в библиотечной ИС объектами предметной области являются издания (книги, журналы, эстампы, музыкальные записи и др.), средства

3 хранения изданий (хранилища и стеллажи), читатели, библиографы и др. А в кадрово-бухгалтерской информационной системе объектами предметной области будут сотрудники, должности, рабочее время, штатное расписание, премии и надбавки, налоги и пр. Подсистемы Каждая функция информационной системы может выполняться отдельным компонентом ИС. Такой компонент называется подсистемой или модулем (в зависимости от произвольно оцениваемой сложности или размера компонента). В небольших ИС подсистема может реализовать несколько функций; в больших и сложных ИС их функции детализируются (простейший пример разделение функций хранения и обработки информации). Каждая такая детальная функция может реализовываться своей подсистемой; подсистемы могут реализовывать несколько различных детальных функций (относящихся, например, к одному из видов информации, обрабатываемой ИС). Например, подсистема расчета заработной платы в бухгалтерской ИС может реализовывать все функции ИС, но по отношению только к некоторой части финансовой информации (используемой при расчете заработной платы, но не требующейся, например, для учета движения оборудования). Обеспечения Для того, чтобы подсистемы ИС могли реализовывать функции ИС, необходимы компоненты, согласованно используемые всеми или, по крайней мере, несколькими подсистемами. Такие компоненты называются обеспечениями (или видами обеспечения). Различают по крайней мере пять обеспечений: Аппаратное (компьютеры в той или иной комплектации; специфические для ИС периферийные устройства: сканеры, принтеры, синтезаторы звука, цифровые микрофоны, кассовые аппараты, устройства отображения информации и др.; устройства управления датчиками физических величин и считывания данных с них (например, счетчик яиц на конвейере птицефабрики); кабели и оборудование телекоммуникационных сетей; аппаратура электропитания и вентиляции и др.). Программное (операционные системы; языки программирования, на которых выполняется разработка ИС; системы управления базами данных (СУБД); информационно-поисковые системы (ИПС); библиотеки программных компонентов; серверное программное обеспечение, например, веб-сервер). В программное обеспечение информационных систем никогда не

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

4 включаются средства их разработки (редакторы программных текстов, компиляторы и др.). Лингвистическое (словари данных и другая метаинформация (информация об информации), искусственные языки, используемые в ИС например, языки запросов к СУБД/ИПС, языки форматных преобразований; описания коммуникативных форматов и др.). Информационное (полупостоянная информация, мало или совсем не изменяемая за время жизни ИС нормативно-справочная информация (НСИ), например, перечень районов города или список слов, не включаемых в словарь ИПС).Информационное и лингвистическое обеспечения иногда объединяют, включая лингвистическое обеспечение в информационное или наоборот. Организационное (производственные роли, руководства пользователей и администраторов ИС). Для реализации каждой функции информационной системы могут использоваться все или только часть обеспечений. Жизненный цикл информационной системы Информационные системы не существуют вечно они создаются, работают (эксплуатируются) и замещаются другими информационными системами. Период от появления замысла информационной системы до её полного замещения другой ИС называется жизненным циклом информационной системы. Структуры жизненных циклов различных ИС бывают различны, о чаще всего они либо линейны когда одна стадия жизненного цикла последовательно сменяет другую, либо представляют собой спираль, когда стадии жизненного цикла сменяют друг друга, неоднократно повторяя некоторую последовательность стадий каждый раз для более развитой версии информационной системы. Линейный жизненный цикл информационной системы Рисунок Линейный жизненный цикл информационной системы

5 Линейный жизненный цикл информационной системы состоит из трёх стадий: Разработка (создание, производство) Эксплуатация и сопровождение (использование и доработка) Замещение другой информационной системой (с сохранением накопленных данных) Линейный жизненный цикл в настоящее время характерен для военных и других информационных систем, связанных с использованием определённого оборудования (например, мобильных телефонов; с выработкой ресурса оборудования ИС замещается вместе с оборудованием) или высокими требованиями к качеству ИС (управление воздушным движением, обеспечение жизнедеятельности пациента в больнице и др.). Существенным элементом линейного жизненного цикла информационной системы является так называемое сопровождение системы. Процесс сопровождения включает две разновидности мероприятий: Администрирование мероприятия, направленные на поддержание приемлемых эксплуатационных характеристик ИС (используемые ресурсы, надёжность и др.), Сопровождение разработки мероприятия, имеющие целью изменение характеристик ИС (прежде всего, обнаружение и исправление ошибок; но также и модификация ИС для решения новых задач, не предусмотренных при её разработке, или для обеспечения возможности эксплуатации ИС в условиях, которые также не были предусмотрены, например, на иной аппаратуре). Сопровождение разработки при линейном жизненном цикле информационной системы аналог авторского надзора в строительстве может выполняться как разработчиками, так и эксплуатационным персоналом и/или третьими организациями. Спиральный жизненный цикл Большинству современных информационных систем присущ спиральный жизненный цикл. В спиральном жизненном цикле информационной системы эксплуатация ИС может быть не связана с процессом сопровождения разработки (однако от администрирования всё равно никуда не деться). Ошибки, обнаруженные в процессе эксплуатации, и требования изменений, которые необходимо внести в информационную систему, фиксируются в фазе оценки информационной системы и поступают к разработчикам, которые через определённые интервалы времени выпускают новый вариант информационной системы, называемый версией (редакцией, релизом и т.п.). С получением очередной версии ИС эксплуатационный персонал замещает ею её предыдущую версию. В реальности фазы эксплуатации, оценки и разработки могут совмещаться во времени.

6 Рисунок Спиральный жизненный цикл информационной системы Использование информационных систем со спиральным жизненным циклом позволяет: во-первых, сократить время от начала разработки до начала эксплуатации ИС (за счёт ограничения функциональности первой версии ИС); во-вторых, относительно быстро (с задержкой, равной времени выпуска очередной версии, которое может быть равным, например, даже двум неделям) реагировать на обнаруживаемые ошибки, изменяющиеся требования пользователей и изменяющиеся условия эксплуатации информационной системы. С каждой формой жизненного цикла информационной системы связан определённый тип процесса её разработки. Линейному жизненному циклу соответствует так называемый «водопадный» процесс («сразу и целиком»), а спиральному жизненному циклу разнообразные итерационные (пошаговые) процессы разработки ИС. В литературе (да и в жизни) для информационных систем со спиральным жизненным циклом понятия жизненного цикла и процесса разработки зачастую отождествляются. Причина такого отождествления понятна в этом случае разработка ведётся параллельно эксплуатации ИС, в течение всего её жизненного цикла.

7 Рисунок Спиральный жизненный цикл как смена версий. Содержание отчета Отчет должен содержать сравнение «информационных систем» по критериям, написанным студентом, и вывод по сравнительному анализу.

источник

В любой деятельности человека или организации возможно возникновение неудачного результата или неблагоприятной ситуации, то есть риска. В условиях острой конкурентной борьбы, высокой сложности выпускаемой продукции, необходимости действовать в стремительно меняющейся обстановке, географической удаленности структурных подразделений и рынков сбыта предприятия должны предусмотреть эффективные инструменты для управления рисками, чтобы снизить вероятность возникновения неблагоприятного результата и минимизировать возможные потери и обеспечить эффективность своей деятельности.

Это требует создания на предприятии гибкой системы управления рисками, призванной идентифицировать, анализировать риски, а также принимать решения, обеспечивающие минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

В процессе управления рисками можно выделить шесть шагов [1]:

планирование управления рисками;

идентификация рисков проекта;

количественный анализ рисков;

планирование реагирования на риски;

мониторинг и контроль рисков.

Системное управление рисками представляет собой непрерывный цикличный процесс, обеспечивающий условия для обоснованного принятия решений, постоянной оценки рисков, определения степени значимости и уровня влияния рисков на управленческие решения, и осуществление стратегии для борьбы с ними [2,3].

Обеспечение системного управления рисками на предприятии невозможно без использования автоматизированных систем (АС). В настоящее время известно большое число программных продуктов, поддерживающих те или иные процессы управления рисками, реализующих функции управления рисками. Некоторые из них представляют собой АС поддержки управления проектами, в которых присутствует модуль управления рисками, другие являются приложениями и дополнениями систем календарного планирования, либо самостоятельными программными продуктами по управлению рисками [4].

И вместе с тем, выбор комплексной АС управления рисками, которая могла бы обеспечить автоматизацию всего процесса управления рисками, начиная с создания плана управления рисками и заканчивая контролем исполнения плана реагирования на риски, является нетривиальной задачей.

Для её решения необходимо, прежде всего, сформулировать основные требования к полнофункциональной АС управления рисками [5]:

поддержка всего жизненного цикла управления рисками (планирование управления рисками, идентификация, анализ, планирование реагирования, мониторинг и контроль);

поддержка анализа всех составляющих риска (стоимостной, временной, ресурсной);

поддержка различных методов расчета и моделирования;

широкие графические возможности и автоматическая генерация отчетов;

документирование и поддержка базы данных по рискам.

Проведем анализ автоматизированных информационных систем, предназначенных для управления рисками.

Программный продукт Pertmaster [6]:

Простой программный продукт, при помощи которого сотрудники имеют дополнительный инструмент контроля «что — если», просчитывающего развитие событий по проекту уже на стадии его инициации. Несмотря на специализированность, Pertmaster не сильно превосходит имеющий такую же опцию российский Project Expert.

Pertmaster позволяет проводить анализ достижимости графика проекта по срокам, трудозатратам и затратам, используя реалистические оценки исполнителей, оценить проект с точки зрения возможных рисков, влияющих на длительность работ и трудозатраты, учесть внешнюю среду проекта, реализуемого в сложных климатических условиях, обменный курс валют международного проекта.

Использование Pertmaster позволяет получить реалистичный сценарий хода выполнения проекта, моделировать стоимость проекта посредством определения внутренней нормы рентабельности и чистой приведенной стоимости, балансирования затрат по проекту с графиком платежей, формирования отчета по степени влияния работ на стоимость проекта, а также использовать реестр рисков с целью:

качественной и количественной оценки рисков;

назначения ответственных за риски;

разработки плана реагирования на риски и его мониторинга и контроля.

Версия @RISK Professional, разработанная для управления рисками в любой отрасли, прекрасно подходит для большинства вариантов коммерческого применения. Это оптимальное сочетание передовых методов анализа и простоты использования. В число основных средств и функций входят:

Встроенный подбор распределения определяет функции распределения на основании данных за прошлые периоды или данных по отрасли.

@RISK Library база данных SQL для хранения и совместного использования функций распределения @RISK, компонентов моделей и результатов моделирования.

Excel Developer Kit (XDK) автоматизация и настройка @RISK для работы с Excel за счет полной библиотеки команд и функций, которые позволяют контролировать все аспекты @RISK в электронной таблице. Добавьте @RISK для работы Excel к любому настраиваемому приложению.

Анализ стрессов позволяет контролировать интервал значений, которые отбираются из функции распределения, и наблюдать, каким образом различные сценарии влияют на конечные результаты, без изменения модели.

Усовершенствованный анализ чувствительности дает возможность увидеть, как изменения в любых исходных данных — распределениях или регулярных значениях — влияют на результаты моделирования.

@RISK Goal Seek использует набор моделей для поиска вводимого значения, которое позволяет получить заданный вами целевой результат моделирования.

Risk Professional for Project[8]:

RiskyProject осуществляет управление рисками с их комплексным анализом. Большинство проектов содержат много неопределенных параметров: длительность задачи, время начала и окончания периода, неопределенности затрат и ресурсов, неопределенности в области качества, безопасности, технологии и другие, которые необходимо учитывать при управлении рисками. RiskyProject выполняет анализ графиков проекта с рисками и неопределенностями, вычисляет вероятность того, что проекты будут завершены в течение определенного периода времени и бюджета, ранги риски, и представляет результаты в форматах, которые легко читать и понимать.

RiskyProject выполняет две основные функции[8].

Во-первых, управление рисками: идентификация, регистрация, ранжирование, а также обзор рисков, смягчение последствий и реагирование на планы, и все связанные с информационными рисками.

Во-вторых, анализ рисков: определение того, как риски могут повлиять на проект. RiskyProject выполняет как качественный и количественный анализ риска. Если оба регистр риска и графики проекта заселены, RiskyProject выполняет количественный анализ рисков. Если нет данных проекта (стоимость или график), RiskyProject производит анализ качественных рисков.

RiskyProject легко интегрируется с Microsoft Project или может работать как отдельное приложение. RiskyProject интегрируется с другим программным обеспечением управления проектами, такими как Oracle Primavera.

Проведем сравнительный анализ рассмотренных информационных систем (табл.1) с оценкой их характеристик по десятибалльной системе.

Таблица 1 – Сравнительный анализ АС управления рисками

источник

магистрант Института физико-математических наук и информационных технологий Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта,

Вместе с усложняющимися отношениями участников экономического рынка развиваются компьютерные технологии, которые помогают обрабатывать огромного количество данных, применяемых в различных сферах. Вместе с этим появились системы управленческого учета, которые служат интересам эффективного управления компанией. Главная цель этих систем – это предоставить сотрудникам компании необходимые для них данные, чтобы принять верные управленческие решения.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Основными задачами систем управленческого учета являются:

· Анализ текущего состояния материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

· Анализ затрат и доходов, выполнение планов;

· Расчет показателей себестоимости продукции и отклонений от нормативных и плановых показателей;

· Расчет финансовых результатов деятельности компании по:

  • Отдельным структурным подразделениям;
  • По центрам ответственности;
  • По реализованной продукции;
  • По выполненным работам и оказанным услугам;

· Планирование финансово-хозяйственной деятельности организации;

· Представление информации о возможных сценариях развития компании, основанных на анализе прошедших событий;

· Представление управленческой отчетности для принятия последующих управленческих решений [1];

Также каждая современная система управленческого учета имеет механизмы экспорта и импорта данных, облегчающие обмен данными между системами.

Опираясь на основные задачи систем управленческого учета, сформированы критерии для наших систем:

· Контроль бизнес-процессов компании;

· Контроль движения материальных ценностей;

· Возможность контроля доходов и расходов компании;

· Возможность аналитики данных;

· Возможность прогнозирования и планирования;

· Наличие встроенных механизмов обмена данными с другими системами;

Сравнение систем будем проводить в 2 этапа:

  1. Сравнение функциональных возможностей систем;
  2. Сравнение систем по затратам на их эксплуатацию;

Сначала проведем сравнение функционала систем. Сравнение покажем с помощью таблицы, у которой в первой строке находятся названия автоматизированных информационных систем, а в первом левом столбце – обговоренный с заказчиком ряд функциональных возможностей, выдвигаемый новой АИС. На пересечении строки и столбца будет расположена численная характеристика функции системы от 0 до 2, где:

Сравнение функциональных возможностей систем представлено в таблице 1.

Сравнение функционала систем

Функционал/Система УУ

WA. Финансист

ИТАН: Управленческий баланс

Контроль доходов и расходов

Возможность аналитики данных

Контроль движения материальных ценностей

Прогнозирование и планирование

Готовые механизмы обмена данными с другими системами

Так как функциональные возможности систем «ИТАН: Управленческий баланс» и «ABIS.ABC» в равной степени удовлетворят потребностям заказчика, выясним какая из систем менее затратная в приобретении и эксплуатации.

Сравним затраты на эксплуатацию систем с помощью метода ТСО или Total cost of ownership (совокупная стоимость владения), который заключается в количественной оценке на внедрение системы, ее использование и сопровождение.

Для расчета совокупной стоимости владения ИС учитываются такие показатели как: стоимость ЭВМ, стоимость программного обеспечения, затраты на установку, затраты на обслуживание и поддержку, затраты, связанные с простоями из-за ошибок в системе (потери).

Общая формула расчета ТСО ИС выглядит следующим образом:

ТСО = + + + +

Необходимо учесть, что каждый вид затрат имеет свои сроки эксплуатации, поэтому переведем к российскому единому расчетному периоду, а именно к периоду в 1 год. Средний срок службы компьютера составляет 5 лет [2]. При сборке компьютерного блока из комплектующих средняя стоимость одного блока выходит 35000 рублей [3]. Стоимость ЭВМ рассчитывается по следующей формуле:

,

где , – стоимость одного ПК, – количество ПК;

Стоимость программного обеспечения будем считать по формуле:

= + *,

где – стоимость общей лицензии, – количество дополнительных лицензий, – стоимость одной дополнительной лицензии.

Затраты на установку рассчитываются по формуле:

,

где – время, необходимое для установки одной копии программного обеспечения; – количество копий, которое будет устанавливаться в компании; – это затраты одного часа работы специалиста; период – расчетный период эксплуатации; – коэффициент, который устанавливает среднее значение возможных переустановок данного программного обеспечения в период за 1 год.

Затраты на поддержку и обслуживание обычно определяются на период в 1 год. Затраты на поддержку и обслуживание зависят от выбранного ПО, формы его поддержки и обслуживания, от региона.

;

Потери рассчитываются следующей формулой:

,

где цена потерь – это прибыль, которую упускает компания за один час отказа функционирования системы; – время, требуемое для восстановления функционирования ПО, – среднее время ожидания с момента времени, когда возникла неисправность до момента приезда специалиста; период – расчетный период эксплуатации; – коэффициент, который устанавливает среднее значение возможных неисправностей в ПО за 1 год. Среднее количество неисправностей продуктов 1С за год равняется 10, , а (Статистика ТФОМС Калининградской области).

,

ГД – годовой доход, – степень влияние простоя на процесс продаж в %, – количество людей, охваченных простоем, – средняя зарплата сотрудника в час с учетом налогов, – степень влияния простоя на процесс в %. Так как степень влияния простоя на работу может быть разный в различных ситуациях, то примем и по 100%, чтобы узнать максимальные затраты. Ежемесячный компании 500 тыс. рублей, годовой доход 500 тыс. * 12 = 6 млн. рублей, а

  1. Расчет ТСО для ПО «ABIS.ABC»:

(лицензия включает сразу 5 рабочих мест, при выборе 4-х дополнительных лицензий клиент заплатит 45 * 4 = 180 тыс. рублей);

= 1.5 * 4 * 1,5 * (3+1) = 36 тыс. рублей;

= 6 тыс. (в месяц) * 12 месяцев = 72 тыс. рублей;

ТСО = + + + +

  1. Расчет ТСО для ПО «ИТАН: Управленческий баланс»:

(1 стандартный пакет включает сразу 5 рабочих лицензий, также данный пакет включает и установку, поэтому );

;

ТСО = + + + + 313520 рублей;

ТСО для «ABIS.ABC» = рублей;

ТСО для «ИТАН: Управленческий баланс» = 313520 рублей;

Сравнивая ТСО систем, наиболее выгодный вариантом оказался вариант «ИТАН: Управленческий баланс».

Основываясь на требованиях заказчика, которые заключались в выборе автоматизированной информационной системы для ведения управленческого учета с наименьшими затратами на внедрение и сопровождение и с достаточным для заказчика функционалом для ведения хозяйственной деятельности, можно сделать вывод, что АИС «ИТАН: Управленческий баланс» является оптимальных решением, которое решит проблемы с прогнозированием, анализом данных и оперативным получением информации как для компании, так и для ее клиентов.

Список литературы:

источник

По определённым выше критериям проанализируем существующие информационные системы и определим способность внедрения таковых на малых предприятиях.

Галактика. Самая «доступная» из крупных систем. Программа имеет невысокий порог вхождения по стоимости лицензий, а также менее трудоемкое и сложное по сравнению с аналогами внедрение.

Галактика имеет наиболее развитый из всех представленных систем функционал для поддержки процесса управления планированием: связь со стратегическим планированием, поддержка многопользовательской работы, с использованием удаленного доступа через Web. Интеграция с внешними системами, с Excel, хорошо проработанные средства план/фактного анализа и анализа «что-если», механизмы финансовой логики, развитая поддержка многовалютности, проработанная система разграничения прав доступа и аудита работы системы.

Галактика удобна в использовании, а ее настройка не требует серьезных программистских знаний и в принципе может выполняться финансовыми и техническими специалистами заказчика после соответствующего обучения при консультационной поддержке поставщика системы. Графический интерфейс описания и интерпретации модели планирования, позволяющий наглядно проанализировать модель как единое целое и отследить все связи между объектами.

Развитые средства поддержки коллективной работы, в том числе через Web браузер. Система позволяет создавать различные шаблоны таблиц и отчетов для разных категорий пользователей. Схемы документооборота и регламенты можно просто рисовать с помощью мыши.

К недостаткам можно отнести достаточно сложную архитектуру системы, сложившуюся, по-видимому, в результате многолетнего развития и наращивания функциональности на одной и той же платформе.

Также недостатком является неудобная работа с плановыми статьями, которые представляют собой плоский список и не могут быть организованы в иерархическую структуру. В Галактике также отсутствуют средства поддержки, и документирования самого процесса планирования: нет возможности присваивать планам статусы (например, «в работе», «доступен для редактирования», «утвержден»), сложно определить, внесены ли в планы данные, тем или иным исполнителем. Не поддерживается технология «скользящего» планирования, которая реализована в большинстве систем этого класса. Также отсутствуют многие функции, облегчающие расчет плановых показателей: планирование от достигнутого с использованием трендов, средства разнесения данных плановых статей.

При всей своей «доступности» Галактика является серьезной и достаточно мощной системой, предназначенной для использования на крупных и средних предприятиях.

«Инталев». Это единственная из российских программ, использующая файл-серверную, а не клиент-серверную технологию, что является не самым передовым с технологической точки зрения решением, для систем данного класса.

Специализированной системой планирования из серии данного программного продукта можно назвать только «Инталев: Управление финансами». Однако эта программа давно не развивается и практически не продвигается. Она больше похожа на модуль оперативного планирования в системах управленческого учета (в этом качестве в данном случае выступает 1С).

Её основной отличительной особенностью является планирование на основе проводок. То есть в системах используется транзакционный подход (регистрация операций), присущий учетным системам.

«Инталев: Управление финансами» является чисто коробочным продуктом, обладающим минимальной гибкостью и настраиваемостью, и представляет собой готовое решение за небольшие деньги.

«Инталев» также не претендует на лидерство и по функционалу. В «Инталев» хорошо проработан и обкатан базовый функционал для создания планов и отчетов. Кроме того, система позволяет вносить изменения в финансовую модель в процессе планирования, что не присуще большинству западных разработок. Программа относительно проста в освоении и использовании.

Тесная интеграция с 1С. Если на предприятии уже используется данная учетная система, использование продукта для планирования на той же технологической платформе существенно облегчит его внедрение, обеспечит связь планирования с учетом, и позволит исключить двойной ввод данных. Интеграция с учетной системой позволяет автоматически в оперативном режиме контролировать фактическое исполнение плана по факту проведения платежных операций в бухгалтерской системе.

В системе реализован Платежный календарь, позволяющий в удобной форме планировать график платежей и поступлений с любой периодичностью (вплоть до ежедневных).

В «Инталев» отсутствуют средства многомерного анализа данных с использованием технологий OLAP, для решения этой задачи требуется приобретение специализированного приложения «Инталев». Затруднена интеграция с внешними источниками данных. Несмотря на то, что «Инталев» больше других западных систем распространена в России и позиционируется как решение для крупных предприятий, технологические ограничения системы и ее невысокая мощность делают затруднительным использование «Инталев» на больших предприятиях со сложной структурой планов и большими объемами данных. Используемая технология фактически не позволяет реализовать в системах полноценное планирование. Требуется значительная детализация при формировании бюджетов, так как планирование ведется от платежных операций.

Кроме того, «бухгалтерская идеология» программы представляет дополнительные трудности в работе с системами для персонала, не знакомого с этой спецификой.

Эта информационная система приемлема для предприятий с несложной финансовой структурой, для которых важна престижность и известность марки используемого программного обеспечения.

BPlan. Это единственная российская разработка, которая может равноправно конкурировать с зарубежными системами. Имеет минимальную стоимость из всех представленных в обзоре систем и максимальную доступность в освоении и внедрении. Очень развитый функционал для построения системы планов и расчета плановых показателей. По этому критерию BPlan, пожалуй, превосходит большинство западных аналогов.

Удобные средства графического отображения плановой модели и взаимосвязей бюджетов. В полной мере поддерживается всесторонний анализ данных, как с помощью технологии drill-down («сверление» данных по иерархии), так и «по связям» между планами.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Простота и удобство работы, приятный интерфейс. Возможность самостоятельно, без привлечения технических специалистов, моделировать систему планов, осуществлять планирование с использованием формул и механизмов разнесения, консолидации и агрегации, а также анализировать данные на базе OLAP-технологий. Уникальное сочетание простоты и гибкости с полноценным базовым функционалом, присущим развитым системам планирования.

BPlan прост в освоении, очень удобен в работе и доступен для самостоятельного внедрения при условии хорошего понимания специалистами заказчика процесса планирования и прохождения базового обучения по системе.

Присутствует некоторая техническая не доработанность: это касается организации хранения элементов плановой модели, поддержки многопользовательской работы, интеграции с внешними источниками. Не «вычищен» интерфейс. Отсутствует удаленный доступ через Web. BPlan имеет ограниченные средства обмена данными с внешними приложениями и может интегрироваться только с Excel.

BPlan подходит как средним, так и крупным компаниям. Единственным противопоказанием могут служить повышенные требования к производительности системы и уровню технической реализации, а также к поддержке многопользовательской работы.

Контур Корпорация. Особенностью этой системы является то, что до недавнего времени она была ориентирована на поддержку планирования в банковской сфере. Но вышла версия для корпораций, в которой, однако, реализован пока не весь функционал (в частности, из трех основных планов формируется только План движения денежных средств) и система не обкатана на этом сегменте.

Реализован высокий технологический уровень системы на основе Хранилища данных. В Хранилище может быть собрана вся информация, необходимая для планирования. Для расчета значений бюджетных статей можно использовать бюджетные документы, заявки, договора, счета и пр. Для расчета фактического исполнения планов можно использовать собранные в Хранилище данные управленческого учета, в котором собирается информация из самых различных источников данных, использующихся на предприятии.

Хорошие средства контроля исполнения планов: данные об исполнении плана можно рассчитывать по формулам, вводить вручную в специальном интерфейсе системы, а также брать из Хранилища. В режиме контроля исполнения можно посмотреть пояснения по статьям об исполнении плана.

В Контур Корпорация очень мало преднастроенных функций для поддержки процесса планирования на предприятиях небанковской сферы. И хотя нет технических ограничений для их реализации, для этого потребуется достаточно большой объем программирования.

Контур Корпорация находится вне конкуренции на банковском сегменте и, возможно, скоро будет очень хорошим решением для холдинговых структур, особенно использующих различные учетные системы и базы данных в разных подразделениях.

Для наглядного представления сравнительный анализ описанных систем планирования сведён в табл. 2.1.

Сравнительный анализ систем финансового планирования

Таблица 2.1

Наименование

Российские системы Разрабаты ваемая система
«Галактика» «Инталёв» BPlan Контур Корпорация
Поддержка много пользовательской коллективной работы Поддерживает Отсутствует Плохо организована Поддерживает Поддер живает
Функциональность системы Хорошо развита Хорошо проработан только базовый функционал Очень развита Высокий технологический уровень Высокий уровень поддержки процесса Плани рования
Затраты на внедрение и сопровождение Большие Средние Средние Большие Небольшие
Область применения Средние, крупные предприятия Средние, крупные предприятия Средние Крупные финансовые компании Средние, крупные предприятия
Используемая архитектура «Клиент-сервер» Файл-серверная архитектура «Клиент-север» «Клиент-север» Трех уровневая архитектура «клиент-сервер»
Иерархическая структура для работы со статьями Поддерживает Отсутствует Частично Поддер живает Хорошо развита
Поддержка многомерного анализа данных (OLAP) Отсутствует Поддерживает Поддерживает Частично поддер живает Поддер живает
Наличие удаленного доступа через Web Да Нет Нет Нет Да
Требования к производительности клиентской Части Высокие Средние Высокие Средние Низкие

Обоснование выбора

Исходя из вышеперечисленных характеристик, можно сделать следующие выводы:

· Контур Корпорация Бюджет обеспечивает взаимосвязь данных бухгалтерского и управленческого учета. В едином Хранилище системы можно собирать первичные бухгалтерские данные (счета, документы с проводками по счетам и др.) со всех рабочих мест и использовать их для решения задач управленческого учета, в частности, для расчета фактического исполнения планов и показателей финансового результата. Таким образом, система рассчитана на большие корпорации и только для таких предприятий способна полнофункционально реализовывать функциональные элементы финансового планирования. Перенастройка под малые предприятия, является достаточно трудоёмким процессом, и затраченные средства требуют большого срока окупаемости.

· Галактика относится к классу систем корпоративного бизнес-планирования. Система представляет собой комплексное решение, интегрирующее процессы планирования, учета фактического исполнения, управленческого анализа и отчетности. Система подходит для организаций, имеющих разветвленную сеть филиалов и дочерних предприятий. И для малых предприятий необходимо приобретать сокращённую версию, которая из-за этого не реализует всех требуемых функций планирования и управления финансовыми потоками.

· «Инталёв» – одна из самых ранних, хорошо известных и широко распространенных систем планирования. Наиболее успешно может быть применена в комплексе с остальными программными продуктами «Инталёв» и программными продуктами серии «1С». Система может рассматриваться как инструментальное средство для реализации на ее основе различных методик планирования. Слабая гибкость не позволяет настроить систему на малом предприятии в полном объёме, так как утрачивается целостность и как следствие надёжность.

· BPlan является относительно новым продуктом, представленным на российском рынке. Обладая хорошо развитым функционалом, BPlan позволяет строить систему планов и отчетов и рассчитывать плановые показатели. В полной мере поддерживается всесторонний анализ данных, формирование согласованных бюджетов и подготовку необходимой управленческой отчетности в рамках одного интегрированного приложения. Но в системе слабо организована многопользовательская деятельность, что имеет большое значение.

На основании сравнения и анализа вышеперечисленных систем необходимо смоделировать и спроектировать информационную систему финансового планирования, нацеленную на малые предприятия, которая должна полностью отвечать современным требованиям к информационным системам и при этом содержать элементы, присущие системам вышеперечисленных разработчиков.

1.3 Определение требований к разрабатываемой системе

В соответствии с особенностями организации малого предприятия необходимо определить методологию финансового планирования. Исходя из описанных в разделе 1 проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо разработать модель информационной системы способной решать выявленные проблемы.

Требования к методике

Процесс финансового планирования на малом предприятии состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятия: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности малого предприятия, а также служат основой для составления прогноза.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

В задачи финансового управления малого предприятия входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в рамках финансового управления. Например, малое предприятие может отказываться от вложений в обновление основного капитала ради получения высоких текущих прибылей, но впоследствии это отразиться на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рентабельности производства, а значит к ухудшению положения предприятия на рынке.

В долгосрочном финансовом управлении, прежде всего, учитываются факторы риска и неопределенности. В конечном итоге, главное в финансовом управлении малым предприятием – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между предприятием и источниками его финансирования, как внешними, так и внутренними.

Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом управлении малым предприятием.

При проведении финансового анализа деятельности малого предприятия необходимо также учитывать динамику показателей его финансовой устойчивости, так как прочность финансов малого предприятия выступает как критерий его рыночной позиции. Залог выживаемости предприятия — его стабильность. Чтобы предприятие могло эффективно действовать на рынке и развиваться, ему, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, работниками, местными органами власти, государством. После всех расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного.

Требования к архитектуре и структуре информационной системы

В современных автоматизированных системах появились тенденции, которые можно охарактеризовать как совместная работа с источником данных, то есть когда вся работа людей проходит взаимосвязано и практически не требует бумажной документации, это привело к появлению общего информационного пространства предприятия.

Для малых предприятий оптимальной является двухуровневая структура, которая позволяет организовать работу пользователей даже удалённо, посредством Web-технологий. Двухуровневая архитектура представляет собой связку Клиент — Канал связи – Сервер. Такая связь обусловлена тем, что на Клиенте присутствует не только интерфейс для работы пользователя, но и функциональная логика системы.

Информационная система финансового планирования для малого предприятия должна быть реализована с единой базой данных, основываясь на технологии «клиент-сервер». Этот подход обеспечивает одновременную работу многих пользователей с одними и теми же данными. В связи с этим возможно оперативное внесение изменений в структуру планов и интерактивное взаимодействие пользователей системы.

В качестве БД можно использовать реляционную или многомерную модель, причем последняя применяется не только в связи с необходимостью многомерного представления статей планов, но и с целью ускорения вычислений. Вариант с хранилищем данных предъявляет особые требования к построению БД и применяется для решения задач финансовой консолидации данных системного и внесистемного учета, а также для автоматизации контроля исполнения планов.

Таким образом, разрабатываемая система финансового планирования, должна представлять собой многопользовательское приложение, обладающее развитым пользовательским интерфейсом, и выполненное с использованием 2-х уровневой архитектуры. Преимущества такого подхода к разработке системы заключаются в следующем. Это позволит выполнять восходящее и нисходящее прогнозирование, обеспечить ввод текущих данных в реальном времени, в результате некоторых событий или изменений ситуации. Интерфейс, должен быть ориентирован на пользователей системы, позволяющий сотрудникам финансовых и операционных отделов, вне зависимости от того, насколько редко им приходится пользоваться системой, могли легко проводить полные, аккуратные и хорошо документированные плановые операции. Необходимо предусмотреть в разработке курсового проекта использование Internet-Intranet технологий, которые позволят пользователям одинаково хорошо работать как в пределах предприятия, так и удаленно, используя Internet.

2. Разработка информационной модели финансового планирования

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

источник