Меню Рубрики

Как провести ресурсный анализ на предприятии

Ресурсный анализ направлен на то, чтобы помочь менеджеру детально разобраться в вопросах деятельности компании, понять оправдывают ли себя применяемые организацией стратегии, и выяснить, насколько эффективно используются ресурсы компании для поддержания этих стратегий.

Ресурсный анализ позволяет компании выявить потенциал конкурентного преимущества, а также определить те области, которые требуют экстренного вмешательства для обеспечения ее выживаемости на рынке.

Таблица 5- Ресурсы компании ООО «Мастер-Сервис»

Наименование ресурса Описание ресурса
I. Физические ресурсы Финансовые Материальные 1)Заёмные средства (банковские кредиты) ООО «Мастер-Сервис» пользуется услугами коммерческих банков, в частности для получения кредитов. Заемный капитал представляет собой 30%, собственный капитал 70%. 2)Нераспределённая прибыль Примерно 60% нераспределённой прибыли компания вкладывает в различные сферы деятельности: обновление оборудования, проведение экспертизы качества продукта, повышение квалификации персонала и др.

1) Основные производственные фонды.

Главный офис организации находится по адресу 454081, г. Челябинск, пр. Победы, д.127.

2) Некоторое оборудование является устаревшим и требует замены и модернизации.

II. Человеческие ресурсы Специальные навыки и знания Мотивация 1) Среднесписочная численность предприятия составляет 950 человек. 2) На предприятии работают люди разных рабочих специальностей, инженерно-технический, управленческий, обслуживающий персонал. 3)На предприятии организовано регулярное прохождение работниками курсов по повышению квалификации 1)Наличие доски почета на территории офиса 2) Наличие материальной мотивации
III. Нематериальные Интеллектуальный капитал Ноу- Хау Технологии Торговая марка Репутация Культура 1) Лицензия на осуществление деятельности 1). Технологии строительства 1)Строительство ведется строго в соответствии с техническими условиями 1)Торговая марка- это марка ООО «Мастер-Сервис». 1)Деловая репутация позволяет получать дополнительный доход, её стоимостная оценка возможна только в результате купли-продажи. 1)Компания следит за качеством продукции, обеспечивая его и поддерживая на высоком уровне, руководство стремится к сохранению своих позиций на рынке, а так же и к увеличению доли рынка, через налаживание системы сбыта и выхода на новые рынки сбыта.

2.3.2. SWOT-анализ ООО «Мастер-Сервис»

SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов [6].

Далее в таблице 6 представлен SWOT-анализ ООО «Мастер-Сервис».

Таблица 6 — SWOT – анализ организации.

S. Внутренние сильные стороны. · Высокий уровень качества продукции; · Сотрудничество с компанией, производящей высококачественные строительные материалы; · Индивидуальный подход к каждому покупателю; · Нулевой канал сбыта позволяет покупателям не переплачивать; · Наличие акций, скидок и выгодных предложений; · Высококвалифицированный и опытный персонал; W. Внутренние слабые стороны. · Устаревшие некоторые виды используемой строительной техники; · Небольшой опыт в НИОКР; · Не сформирован имидж компании; · Завышенные цены на некоторые виды работ. · Отсутствие рекламной кампании; · Недостаточное количество реклама в СМИ и на баннерах городов ;
O. Внешние возможности. · Большая доступность ресурсов; · Тенденция роста спроса на предлагаемую продукцию и услуги; · Внедрение новых технологий; Появление новых способов продвижения товара. · Расширение ассортимента материалов за счет привлечения новых поставщиков. · Улучшение логистических систем. T. Внешние угрозы. · Увеличение числа конкурентов на строительном рынке; · Отказ от сотрудничества со стороны поставщиков; · Рост цен на услуги рекламных агентств; · Выгодные предложения компаний-конкурентов; · Наличие большого предложения на рынке строительных услуг; Сокращение доходов потребителей.

Выводы: Проанализировав сильные и слабые стороны предприятия, и выделив возможности и угрозы, можно сделать вывод, что наиболее слабую сторону системы продаж составляет элемент – продвижение (реклама), которую необходимо улучшить путем разработки и внедрения проекта усовершенствования этого элемента деятельности организации. Компании необходимо усилить свои конкурентные преимущества на рынке путем боле глубокого проникновения на рынок строительных услуг и закрепления своих позиций, что будет способствовать повышению имиджа фирмы и росту объемов продаж.

Дата добавления: 2014-12-08 ; Просмотров: 2902 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Суть и значения АВС

Анализ внутренней среды – комплексный анализ внутренних ресурсов предприятий и их потенциала, направленных на оценку слабых и сильных сторон, определение конкурентных преимуществ и выявления стратегических проблем, конечная цель – предоставление информации менеджерам для выбора стратегии и принятия стратегических решений.

АВС, имея внутреннее направление по объекту, ориентирован на требование внешней среды.

Его значения определяются следующим образом :

1) необходим для разработки стратегии и в целом для реализации хорошего менеджмента.

2) необходим для оценки привлекательности предприятия с точки зрения инвестора (необходим для определения позиции в рейтингах).

3) позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определит направления адаптации к изменениям внешней среды.

Анализ ресурсного потенциала предполагается проводить по следующей схеме:

— оценка ресурсов и эффективности предприятия;

При оценке ресурсов предприятия по каждой из основных или вспомогательных видов деятельности определяются используемые ресурсы, которые группируются следующим образом:

1) ресурсный потенциал– включает в себя:

— кадровые ресурсы (квалификация, возрастной состав, стаж работы, способность работников адаптироваться к изменениям целей предприятия);

— финансовые ресурсы (наличие капитала, финансовая стабильность, величина затрат и их структура, прибыль и рентабельность, наличие кредитных линий);

2) операционный потенциал включает в себя:

— маркетинг (предвиденье, управление и удовлетворение спроса);

— технологии и исследования;

— производство (отдача оборудования, использование технологии, объем выпуска продукции и ее качество);

— организация (характеризует гибкость управляющей системы);

Необходимо создать такую структуру ресурсов, которая бы способствовала полному раскрытию потенциала предприятия. Это не просто набор перечисленных результатов, а система где они взаимодействуют друг с другом. Эту систему приводит в движение особый вид ресурсов – предпринимательская способность руководства.

Структура ресурсного потенциала зависит от вида деятельности, размера предприятия, от его положения на рынке.

Ресурсный потенциал должен обладать гибкостью для обеспечения конкурентоспособности предприятия.Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия проводится по двум направлениям:

1.Исторический анализ – оценка фиктивности текущие стратегии – оценивает изменение во времени рыночной доли предприятия, динамику прибыли, динамику дохода. При этом, чем выше денежные показатели, тем меньше вероятность внесения корректив в общую стратегию.

2.Сравнение с отраслевыми нормативами – позволяет вовремя адекватно оценить перспективы отрасли и способствовать минимизации затрат при входе и выходе из нее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Разработка вариантов стратегии организации имеет смысл толь­ко в том случае, когда существует уверенность, что предложенные варианты могут в той или иной мере быть осуществлены. Это воз­можно только тогда, когда проекты носят реалистичный, выпол­нимый характер. Степень реалистичности проекта стратегии определяется потенциалом развития организации, существующим в настоящее время, или перспективами укрепления позиций и рас­ширения спектра. Возможности организации в осуществлении стратегических планов, как известно, определяются состоянием ее внешней и внутренней среды. Если внешняя среда характеризуется отношениями с поставщиками, заказчиками и конкурентами, — т.e. в конечном итоге возможностями и угрозами, то внутренняя среда — сильными и слабыми сторонами самой организации. Оп­ределение этих сторон называется анализом организационных ресур­сов, или внутренним анализом.

Компоненты внутреннего анализа

Ресурсов организации

Внутренний анализ — это большое количество взаимосвязан­ных переменных, которые могут быть объединены в несколько групп, где важнейшими будут: ресурсы и организация корпорации; рынки и сбыт; финансирование; производство, операции и технические аспекты; персонал. Рассмотрим последовательно компоненты, пли факторы, каждой группы.

Ресурсы и организация корпорации

• Образ и престиж корпорации.

• Гибкие и подстраивающиеся структуры.

•Эффективные исследования и разработки.

• Эффективные системы управленческой информации;

• Уровень подготовки высшего руководства.

• Стандартные процедуры деятельности.

• Система контроля и планирования.

• Усилия, прилагаемые для успешной продажи, и послепро­дажное обслуживание.

• Знание потребностей покупателя.

• Широта ассортимента продукции компании.

• Качество и репутация продукции.

• Качество обслуживания покупателей.

• Эффективное распределение и размещение.

• Потенциал стимулирования спроса

•Гибкость структуры капитала.

• Общий финансовый потенциал.

• Отношение цены к прибыли на акцию.

• Объемы собственных средств.

Производство, операции и технические аспекты

• Наличие материалов и материальные затраты.

• Затраты на производство и обработку.

• Поведение кривой роста производительности.

• Гибкость производственного процесса.

• Переработка побочных продуктов и отходов.

• Использование производственной интеграции.

• Характеристики технологий производства.

• Усилия по разработке продукции.

• Навыки и опыт руководителей.

• Навыки и опыт рабочей силы.

• Затраты на рабочую силу и их динамика.

• Количество служащих и его изменение.

• Приверженность служащих интересам корпорации (организационный климат).

• Вид контракта со служащими.

• Уровень овладения несколькими профессиями.

Перечисленные выше факторы не исчерпывают тему анализа, однако представляют ключевые проблемы, которые нужно при­нимать во внимание при проведении внутреннего анализа. Далее мы рассмотрим эти проблемы подробнее.

Значение внутреннего анализа трудно переоценить. Как часть стратегического анализа он не только обеспечивает основу про­цесса стратегического управления, но и дает организации идеи будущей стратегии, приспосабливая ее преимущества к благоприятным возможностям окружающей среды в будущем. Он также позволяет компании учитывать и воздействовать на ее слабые сто­роны.

Стратегическая значимость ключевых

Элементов организации

В этом разделе будут подробно анализироваться ключевые элементы внутреннего анализа. Наиболее удобно было бы принять во внимание следующую схему:

•исследования и разработки,

Рассмотрим содержание этих ключевых элементов детальнее.

Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: из­меримость, достижимость, уместность и коммуникативность. Они должны сделать возможным измерение корпоративных показателей. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими целями. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под целями понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Однако есть и другое представление, трактующее цели широко, причисляя к ним, например, форму­лировку глобальных целей, которые могут быть более полезны для фокусировки стратегии, чем для использования в качестве сред­ства измерения достижения целей. Нередко сделанные организа­цией заявления оцениваются по их внешней форме, эффектности. Поэтому важно проводить различие между поставленными и осу­ществимыми целями. Это положение подчеркивает тот факт, что заявленное — не эквивалент сделанному.

Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Она состоит из цепочки «конечная цель — средства ее достижения», в которую входит ряд конкретных и праг­матически сформулированных целей. Цели более низкого поряд­ка, таким образом, служат средством достижения желаемых целей более высокого порядка. Табл. 6 служит иллюстрацией, показыва­ющей связь иерархии целей с областью применимости каждого типа целей и предназначением для решения конкретных органи­зационных проблем.

Иерархия целей показывает, что они трансформируются в за­дачи более низкого порядка для функциональных служб или под­разделений внутри организации. Между корпоративными и опера­тивными целями должна существовать внутренняя взаимосвязь.

Структура организации. Важнейшая цель внутреннего анали­за — выявление соответствия между структурой организации и ре­ализуемой ею стратегией, между которыми существует определен­ная связь. А. Чандлер (1962), например, обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению струк­туры и выделил несколько важных предположений:

• Организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.

• По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

Иерархия целей

Тип цели Приоритетные задачи Примеры целей
Смысл существования организации Первоочередное удовлетворение держателей акций первой очереди Повышать благосостояние держателей акций с темпом, превышающим инфляцию
Декларация намерений для держателей акций Удовлетворение держателей акций второй очереди Выплачивать зарплату выше отраслевой нормы. Обеспечить хорошие условия работы
Решение проблемы сбыта Создание собственного лица или психологии организации Концентрироваться на качестве. Ориентироваться на покупателя
Корпоративные Общая прибыльность и повышение стоимости компании Конкретный уровень прибыли после налогообло­жения на собственный капитал, равный 10%
Стратегические Долгосрочное финансовое и промышленное развитие продукции или рынка Завоевать 3% рынка в последующие два года. Сформировать коллектив работников в течение 3 лет
Тактические Целевые показатели подразделений Уменьшить прогулы на 7%. Уменьшить процент брака на 15%

• По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.

Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры — это, преж­де всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структу­ра соответствует целям организации, целесообразно получить от­петы на вопросы, подобные следующим:

• На основе каких принципов выделяются подразделения ком­пании?

• Какой объем продукции производят отдельные подразделения?

• Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом?

Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обес­печения стратегии корпорации. В этом контексте работа финансо­вых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств. Оценка финансовой деятельности сосредотачивается на следую­щих вопросах:

• Какие виды решений по финансированию и инвестированию выполняются финансовыми службами?

• Каков состав капитала и какие воздействия это будет иметь на будущие выплаты и дивиденды?

• Какие методы оценки и модели доступны для оценивания инвестиционных решений?

• Сбор какой информации осуществляется финансовыми службами и как они обеспечивают стратегический процесс?

• Какая информация и кому предоставляется финансовыми службами?

Трудовые ресурсы. Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организа­ция располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал потребности стратегии.

В контексте реализации стратегии организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами, способ­ностями, навыками:

• привержены целям организации, верят в ее ценности;

• обеспечивают экономию затрат;

• могут обеспечить стратегическое изменение;

• обладают навыками, которые являются источниками конкурентного преимущества организации.

Оценка работников должна определяться такими критериями, как прогулы, мораль, отношение к производству, активность ра­боты в составе группы, освоение других специальностей и отно­шение к переменам.

Производственная деятельность является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке.

Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим:

• гибкостью и готовностью к внесению изменений в производ­ственную и оперативную деятельность;

• наличием и быстрым внедрением в производство высоких технологий и автоматизации;

• удовлетворением потребностей и ожиданий покупателей;

• обеспечением высокого качества при минимальных затратах, а также быстрой и надежной доставкой товаров или услуг.

Стратегический анализ производственного процесса сосредотачивается на следующих аспектах:

• удельная и общая эффективность оборудования предприятия и его производительность;

• структура производственных затрат;

• проблема (дефицит или избыток) производственных мощностей;

• эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства;

• квалификация производственного персонала.

Сбыт. Важная роль отдела маркетинга в процессе стратегичес­кого управления определяется следующими функциями:

• деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей покупателя;

• ответственностью за позиционирование товара или услуги на рынке;

• предоставлением важной информации руководству для про­цесса обеспечения стратегии;

• ответственностью за осуществление маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса.

Маркетинговый комплекс (товар, цена, место и стимулирова­ние) является уникальным для каждой организации и для потреб­ностей каждого сегмента рынка. Использование в своей деятель­ности маркетингового комплекса позволяет организации добиться конкурентного преимущества.

Исследования и разработки. Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области дея­тельности. Собственные исследования и разработки являются од­ним из путей к этому. Необходимость исследований и разработок для организаций вызывают обстоятельства, когда исследования и разработки:

• подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования;

• обеспечивают другие стратегии или методы их обеспечения, касающиеся совершенствования продукции.

Ключевое стратегическое решение предполагает ответы на воп­росы, сколько расходовать на исследования и разработки и как распределять эти ресурсы. Вопросы, которые нужно учитывать, ког­да оценивается подобная деятельность, включают следующие:

• Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?

• Какова технологическая компетенция данной службы?

• Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит и прово­дит исследования и разработки?

• Пригодна ли структура исследований и разработок?

• Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?

Системы и процедуры. Эта область ресурсов в организации час­то не принимается во внимание, но она является важной их час­тью. Прежде всего, необходимо выделить наиболее важные систе­мы: информационные, коммуникаций, составления сметы. Чтобы оценить стратегическое значение этих основных организационных систем, надо ответить на нижепоставленные вопросы.

• Соответствуют ли они стратегическим потребностям организации?

• В правильной ли форме предоставляется информация?

• Обладает ли система способностью предоставлять информацию в реальном времени?

• Доступна ли информация там и тогда, когда она необходима?

• Гибка ли и приспособляема ли система?

• Может ли она справиться с новыми данными и обработать их?

• Насколько действенно и эффективно работают системы коммуникаций?

• Имеются ли в организации горизонтальные системы комму­никаций?

• Имеются ли какие-либо структурные препятствия для эф­фективной коммуникации?

• Насколько развита система неформальных коммуникаций?

• Соответствует ли система коммуникаций стратегическим потребностям организации?

Системы составления сметы

— устанавливать разумные цены на новую продукцию, зара­нее определить эффект предлагаемых изменений в прода­жах или ожидаемых изменений в затратах?

— оценить влияние решений об уровне обслуживания с точ­ки зрения затрат?

— определить воздействие решений о капиталовложениях на прибыль и убытки?

• Дают ли они адекватные, точные и своевременные прогнозы?

Целью внутреннего анализа является устранение разногласий между системными и стратегическими задачами организации.

Дата добавления: 2016-12-06 ; просмотров: 780 | Нарушение авторских прав

источник

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 217 раз

Бердникова Л. Ф. Место анализа ресурсного потенциала предприятия в принятии управленческих решений // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 48-51. — URL https://moluch.ru/archive/2/167/ (дата обращения: 11.12.2019).

В процессе хозяйственной деятельности предприятия руководству постоянно требуется принимать определенные управленческие решения. На деятельность предприятия могут влиять различные факторы, оказывающие существенные воздействия на эффективность его функционирования. Эти факторы могут быть как субъективного, так и объективного характера. Если на факторы субъективного характера, к которым относится умелое руководство предприятия, сплоченная команда, грамотная организация производства, экономия финансов и так далее, можно повлиять, то факторы объективного характера, а к ним относятся инфляционные процессы, изменения экономических условий и прочие, не всегда можно изменить. Поэтому, в целях принятия грамотных и экономически обоснованных управленческих решений необходимо регулярно проводить анализ внешней и внутренней среды предприятия, что позволит определить ситуацию не только на предприятии, но и спрогнозировать возможные изменения в будущем.

Залогом успешного развития предприятия можно считать своевременный анализ ресурсного потенциала.

На наш взгляд, можно выделить следующие основные этапы принятия управленческого решения и проследить место анализа ресурсного потенциала предприятия в принятии и обосновании управленческих решений (рис. 1.).

Рис. 1. Место анализа ресурсного потенциала предприятия в принятии управленческих решений

На первом этапе происходит определение основных направлений, требующих дальнейшего принятия управленческих решений. На этом этапе необходимо сформировать команду, грамотно распределить ответственность за исполнение каждого последующего этапа проведения анализа.

На втором этапе проводится сбор общей информации в соответствии с целью и поставленными задачами. Результаты работы во многом зависят от достоверности, объема, качества, своевременности полученной информации. Для того, чтобы охватить все поставленные задачи, информационную базу необходимо формировать как на основании экономических данных, так и технических, технологических и других. Общая информационная база, необходимая для принятия управленческих решений может включать: законодательные, нормативные акты, плановые данные, бухгалтерскую отчетность, статистическую отчетность, показатели предприятий-конкурентов, данные об конъюнктурных изменениях рынка, информацию о достижениях научно-технического прогресса и другую.

В силу того, что источники поступления информации различны, и в целях эффективности проведения аналитической работы для принятия управленческих решений, информацию необходимо проверять на доброкачественность. Для этого к информации предъявляются требования такие как: достоверность, оперативность, аналитичность, рациональность, сопоставимость и прочие [2, с. 96].

На третьем этапе следует провести анализ ресурсного потенциала предприятия, который имеет важное значение для дальнейшего развития предприятия.

По нашему мнению, на данном этапе можно выделить следующие шаги для проведения анализа ресурсного потенциала предприятия.

1. Постановка цели и определение задач анализа ресурсного потенциала предприятия.

2. Разработка критериев эффективности использования ресурсов.

3. Сбор информации, необходимой для анализа ресурсного потенциала предприятия.

4. Анализ имеющихся ресурсов хозяйствующего субъекта.

5. Определение возможных и неэффективно, нерационально используемых ресурсов.

6. Разработка мероприятий и предложений по рациональному и эффективному использованию выявленных резервов производства, скрытых ресурсов, ранее нецелесообразно используемых ресурсов и возможных ресурсов.

На четвертом этапе необходимо провести анализ внешней деловой среды, который позволяет изучить конъюнктуру рынка, инфляционные процессы, провести мониторинг показателей предприятий-конкурентов, маркетинговые исследования и так далее. Благодаря регулярному и тщательному анализу внешней среды предприятие сможет своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям внешней деловой среды, определить наиболее приемлемые варианты развития при сложившейся ситуации для эффективной деятельности.

На данном этапе следует анализировать воздействие факторов окружающей среды на деятельность предприятия, определить положительные и отрицательные стороны такого влияния. На этом этапе предприятие способно определить слабые и сильные стороны в своей сфере деятельности, конкурентоспособность, место, занимаемое на рынке, оценить свой успех в деловой среде.

На пятом этапе обобщаются результаты, полученные в ходе аналитической работы как внешней, так и внутренней среды. На этом этапе важное значение имеет сравнение полученных фактических аналитических данных с аналогичными показателями за прошлые периоды времени. Необходимо проследить динамику показателей, выявить положительные и отрицательные тенденции, характеризующие как внутреннюю деятельность предприятия, так и изменения внешней деловой среды.

На шестом этапе следует дать объективную оценку итогам проведенного анализа, учитывая влияние факторов внешней среды на деятельность хозяйствующего субъекта. Проанализировать возникшие варианты управленческих решений, оценить возможные последствия после реализации каждого из них.

Седьмой этап предусматривает на основании выводов, полученных на предыдущих этапах, непосредственное принятие управленческого решения, а если возникает необходимость, то и нескольких управленческих решений.

Восьмой этап представляет собой контроль за реализацией управленческого решения. Необходимо регулярно проводить анализ ресурсного потенциала предприятия, анализ выполнения показателей плана, осуществлять мониторинг конкурентной среды, маркетинговые исследования, анализировать влияние инфляционных процессов на планомерное развитие хозяйствующего субъекта, в последствии чего выявлять отклонения от намеченного направления функционирования. Если выявляются отклонения фактических показателей от показателей перспективного плана, то необходимо выяснить причины этих отклонений и по необходимости провести корректировку управленческого решения.

На девятом этапе необходимо проанализировать достигнутые результаты деятельности предприятия. Оценить эффективность принятых управленческих решений, процент выполнения перспективного плана, уровень реализации цели.

Для управления хозяйствующим субъектом необходима информация перспективного характера, информация, которая не только констатирует ситуацию на предприятии, но и позволяет анализировать и прогнозировать развитие того или иного явления, и на основании чего принимать грамотные и оперативные управленческие решения [1, с. 46].

Для разработки, и в последствии, достижения поставленных целей, руководство хозяйствующего субъекта должно в полной мере владеть информацией как о внешней среде, о положении предприятия в деловой сфере, так и о внутренней среде, чтобы избежать возможных негативных явлений при определении и реализации своих целей и решении поставленных задач. Анализ ресурсного потенциала предприятия позволяет выявить внутренние скрытые резервы, определить возможности и эффективно использовать имеющийся потенциал субъекта хозяйствования.

Для того чтобы предприятие могло функционировать в конкурентной среде, необходимо иметь четкие ориентиры и цели, которых следует стремиться реализовать. Анализ ресурсного потенциала предприятия позволяет достичь этих целей с минимальными затратами и максимальной выгодой для предприятия.

Таким образом, для грамотного принятия управленческого решения как текущего, так и при разработке стратегической цели на долгосрочную перспективу необходимо ориентироваться на рациональное, наиболее эффективное распределение и использование ресурсов хозяйствующего субъекта, а также на стабильное развитие и умение адаптироваться к быстроменяющимся условиям внешней среды.

1. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

источник

Комплексный экономический анализ ресурсного потенциала организации. Исследование финансовых результатов и рентабельности, затрат и себестоимости продукции. Комплексная оценка хозяйственной деятельности. Изучение финансового положения организации.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

на тему: «Анализ ресурсного потенциала организации»

1. Анализ ресурсного потенциала организации

2. Оценка качества информационной базы анализа

3. Анализ эффективности хозяйственной деятельности промышленной организации ООО «Рубин»

3.1 Анализ эффективности использования ресурсного потенциала организации

3.2 Анализ производства и объема продаж

3.3 Анализ затрат и себестоимости продукции

3.4 Анализ финансовых результатов и рентабельности

3.5 Комплексная оценка хозяйственной деятельности

4. Анализ финансового положения организации

4.1 Анализ финансовой устойчивости

4.3 Анализ деловой активности

4.4 Комплексная оценка финансового положения

Список использованной литературы

Обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплексной величины резервов, которые в конечном итоге могут быть квалифицированы как готовые к мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.


Задача курсовой работы: провести анализ ресурсного потенциала, анализ объёма продаж, анализ затрат и себестоимости продукции, анализ финансовых результатов, выявить факторы, повлиявшие на изменение тех или иных результирующих показателей. Необходимо дать комплексную оценку деятельности предприятия, а так же произвести сравнительную рейтинговую оценку деятельности исследуемой организации на фоне деятельности схожих предприятий.


Анализ ресурсного потенциала организации связан с исследованием экономических процессов и явлений, при котором необходимо учитывать влияние на ее деятельность различных факторов. Это в свою очередь, может быть достигнуто с помощью комплекса взаимосвязанных аналитических показателей.


В связи с тем, что анализ ресурсного потенциала включает в себя большое количество различных экономических показателей, то для эффективности его проведения и получения достоверных результатов необходима их классификация и систематизация.


— по применяемым измерителям: натуральные, условно-натуральные, трудовые, полно-стоимостные, элементностоимостные;


— по степени обобщения: обобщающие, включающие от ношение полного результата к полным затратам и отношение полного результата ко всем ресурсам; частные, включающие отношение отдельных слагаемых результата к отдельным слагаемым затрат и отношение отдельных слагаемых результата к отдельным видам ресурсов;


— по отношению к деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта: объективные независящие и субъективные зависящие;


— по стадиям жизненного цикла: проектирование изделий, подготовка производства, материально-техническое обеспечение, производство, реализация, эксплуатация (обслуживание) [1, с. 87]


— в зависимости от положенных в основу измерителей делят на: стоимостные, натуральные и условно-натуральные;


— в зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношения выделяют объемные и удельные показатели. [4, с. 50-52].


Наличие большого количества показателей, предполагает выделение основных из них, используемых в анализе ресурсного потенциала практически любой организации, к которым можно отнести:


Преимущественно, в отбираемой из различных источников информации содержатся абсолютные показатели, отражающие определенные стороны деятельности организации (объем выполненных работ, объем выпускаемой продукции, величина затрат на производство или строительство, численность персонала, стоимость материальных ресурсов и основных средств, величина собственных и заемных финансовых ресурсов, сумма прибыли (убытка)).


Большое значение в анализе ресурсного потенциала имеют относительные показатели, отражающие сопоставимость данных за различные периоды.


Количественные и качественные показатели связаны с их делением на абсолютные и относительные, но полностью с ними не совпадает. Количественные показатели отражают количественную сторону показателя, а качественные — их качественную характеристику.


В зависимости от способа измерения показатели подразделяют на натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные. Каждый их вид имеет определенное значение в процессе проведения анализа ресурсного потенциала, в зависимости от исследуемого направления.


Кроме этого, особую роль в деятельности каждой организации и для анализа ее ресурсного потенциала играют нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические, статистические показатели.


Так, нормативные показатели отражают определенные нормы, установленные как законодательно, так и на конкретном предприятии.


Плановые показатели характеризуют желаемые результаты и направления деятельности организации и в основном фиксируются в бизнес-плане.


Отчетные показатели характеризуют в целом деятельность хозяйствующего субъекта за определенный период.


С помощью аналитических показателей, возможно, определить результаты деятельности организации, оценить уровень эффективности использования ресурсов. Кроме этого, аналитические показатели способны отразить эффективность функционирования не только в целом предприятия, но и его подразделений, отделов, выявить влияние различных факторов на его работу и развитие. Аналитических показателей существует достаточно большое количество, поэтому особенно важно определить основные, необходимые для полного и тщательного анализа ресурсного потенциала организации. ресурсный финансовый рентабельность себестоимость


Опираясь на статистические показатели возможно выявление закономерностей и тенденций в деятельности анализируемой организации.


В анализе ресурсного потенциала весомое значение имеют обобщающие (результативные) и частные (факторные) показатели. Так, с помощью обобщающих показателей формируются сводные характеристики финансово-хозяйственной деятельности организации, уровня использования имеющихся ресурсов, эффективности функционирования. Практически любой обобщающий показатель может быть разложен на ряд частных показателей, подчиненных к нему. В свою очередь, частные показатели позволяют выявить и измерить влияние внутренних и внешних факторов, характеризующих величину обобщающего показателя.


Следует отметить, что для эффективности проведения анализа ресурсного потенциала необходима система показателей, позволяющая исследовать и оценить необходимые направления, выделяемые в процессе его осуществления.


А.Д. Шеремет под системой показателей понимают такое упорядоченное их множество, где каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности организации, взаимосвязан с другими показателями, но не дублируя их, обладает свойствами сводимости и делимости.


Использование системы аналитических показателей в процессе анализа ресурсного потенциала организации позволит не только достигнуть поставленных целей и задач, но и сэкономить время аналитика, так как будет определять основные направления.


Кроме этого, в процессе анализа ресурсного потенциала организации необходимо основываться на системном подходе, позволяющем основательнее и детальнее изучить предмет исследования, выявить причинно-следственные связи между элементами его составляющими. Именно системность и система аналитических показателей совместно дают возможность всецелого и всестороннего познания изучаемых явлений и процессов [7, с. 86].

Абсолютная величина, тыс. руб.

Темп роста за отчетный год

Темп прироста за отчетный год

Темп роста за предыдущий год

Темп прироста за предыдущий год

Структура активов и пассивов, %

Изменения за отчетный год

Изменения за предыдущий год

Изменения за отчетный год

Изменения за предыдущий год

1. Внеоборотные активы — всего

1.2. Результаты исследований и разработок

1.5. Долгосрочные финансовые вложения

1.6. Отложенные налоговые активы

1.7. Прочие внеоборотные активы

2.2. НДС по приобретенным ценностям

2.3. Дебиторская задолженность

2.6. Прочие оборотные активы

Абсолютная величина, тыс. руб.

Темп роста за отчетный год

Темп прироста за отчетный год

Темп роста за предыдущий год

Темп прироста за предыдущий год

Структура активов и пассивов, %

Изменения за отчетный год

Изменения за предыдущий год

На 31 декабря предыдущего года

На 31 декабря, предшествующему предыдущему

Изменения за отчетный год

Изменения за предыдущий го

1. Капитал и резервы — всего

В том числе: 1.1. Уставный капитал

1.2. Собственные акции, выкупленные у акционеров

1.3 Переоценка внеоборотных активов

1.4. Добавочный капитал (без переоценки)

1.6. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

В том числе: 2.1. Долгосрочные обязательства

2.2. Краткосрочные обязательства

2.2.2. Кредиторская задолженность

2.2.3. Доходы будущих периодов

2.2.4. Резервы предстоящих расходов

2.2.5. Прочие краткосрочные обязательства

Рост величины активов организации связан, в основном, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):


Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «прочие оборотные активы» в активе и «добавочный капитал (без переоценки)» в пассиве (-5 516 тыс. руб. и -71 548 тыс. руб. соответственно).


На последний день анализируемого периода собственный капитал ООО «Рубин» равнялся 2 083 574,0 тыс. руб. За весь рассматриваемый период имел место заметный рост собственного капитала организации, составивший 104 069,0 тыс. руб.


Чистые активы организации на 31 декабря 2011 г. намного (в 18 941,6 раза) превышают уставный капитал. Это положительно характеризует финансовое положение ООО «Рубин», полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того, определив текущее состояние показателя, следует отметить увеличение чистых активов на 5,3% за весь анализируемый период. Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.


В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую финансовую отчетность.


Промежуточная финансовая отчетность включает: форму № 1 «Бухгалтерский баланс»; форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».


Состав новой годовой отчетности в соответствии с Приказом №66н, следующий: бухгалтерский баланс — форма № 1; отчет о прибылях и убытках — форма № 2; отчет об изменениях капитала — форма № 3; отчет о движении денежных средств — форма № 4 (этот отчет теперь заполняется по правилам недавно утвержденного ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»); отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)).


Как можно заметить, в списке отсутствует форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», также в Приказе №66н нет требования представлять пояснительную записку.


По новым правилам форму №5 и пояснительную записку должны заменить Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснения могут быть составлены в табличной и (или) текстовой форме. При этом организация сама может определить состав данных, оформленных в табличной форме, используя в качестве примера Приложение №3 к Приказу №66н (это приложение, по сути, повторяет содержание бывшей формы №5).


Главной задачей бухгалтерской отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованными пользователями к качественной информации о деятельности организации и/или информации о группе организаций, входящих в корпоративную семью. Для решения этой задачи бухгалтерская отчетность должна быть составлена по определенным правилам в соответствии с основными требованиями к ведению бухгалтерского учета и отчетности.


Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за предыдущий год. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года, причины следует объяснить в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Организация, передающая и приобретающая (получающая) новые подразделения не по состоянию на 1 января отчетного года, в Пояснениях приводит объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного периода.


Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять годовую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


Согласно Федерального закона РФ от 26 декабря 1995г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 28.12.2010г.), годовой отчет акционерного общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом общества) не позднее, чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.


Начиная с отчетности за 2011 год организации самостоятельно будут определять детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации будут изложены в соответствующих пояснениях.


Организации-субъекты малого предпринимательства, как и раньше, могут представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной схеме. Для них предусмотрено: в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включать показатели только по группам статей (без детализации показателей); в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводить только ту информацию, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. При этом за малыми предприятиями остается право формировать отчетность в общем порядке, без каких-либо сокращений.


Некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг), при формировании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках рекомендовано применять приведенную в приказе форму отчета о целевом использовании полученных средств (приложение № 2 к приказу).


Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных проводить обязательный аудит, установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.11.2008г. (в ред. от 11.07.2011г.).


Бухгалтерский баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй — пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса.


Баланс предприятия составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета.


В ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) указаны числовые показатели, которые должен содержать бухгалтерский баланс.


Отчет о прибылях и убытках содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года.


Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.


Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.


Отчет об изменениях движении капитала состоит из трех разделов: «Движение капитала», «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» и «Чистые активы».


Отчет о движении денежных средств представляется в валюте РФ. В разделах 2 «Поступило средств» и 3 «Использовано средств» отражаются суммы денежных средств фактически поступивших в кассу или на счета учета денежных средств за период с начала года и фактически выданных из кассы или перечисленных с расчетного и иных счетов предприятия.


Движение денежных средств составляется в разрезе текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности предприятия.


Далее рассмотрим основные изменения, которые внесены в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках:


1. В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы государственной власти (налоговые инспекции), в данные формы отчетности добавляется еще одна графа «Код», где указываются соответствующие коды показателей. Перечень кодов содержится в Приложении № 4 к приказу.


2. Расширен период, за который необходимо представлять данные. Раньше в бухгалтерском балансе отражались данные на начало и на конец отчетного периода, теперь нужно отражать показатели по состоянию на отчетную дату, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.


3. Указано, что показатели об отдельных активах, обязательствах могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.


4. Состав статей бухгалтерского баланса сократился, дополнительные расшифровки (запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, резервный капитал) исчезли. Однако информация к строке бухгалтерского баланса (отчета о прибылях и убытках), которая является существенной для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации, должна раскрываться в Пояснениях. Номер таких Пояснений должен указываться в специально отведенной графе.


5. В разделе I баланса из состава внеоборотных активов исключена строка «Незавершенное строительство». В то же время появилась новая строка «Результаты исследований и разработок».


В разделе III баланса «Капитал и резервы» введена новая строка «Переоценка внеоборотных активов», а данные по строке «Добавочный капитал» должны отражаться без учета переоценки.


В разделе IV баланса «Долгосрочные обязательства» появился новый показатель «Резервы под условные обязательства».


6. В новой форме баланса исключена «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах», а в новой форме отчета о прибылях и убытках исключена «Расшифровка отдельных прибылей и убытков».


7. В Справочной информации отчета о прибылях и убытках теперь указывается «Совокупный финансовый результат периода», который складывается из суммы вновь введенных показателей по строкам «Чистая прибыль (убыток)», «Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» и «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода».


1. В отчете об изменениях капитала поменялась структура показателей: расшифровка строки «Изменения в Учетной политике» выведена в отдельный раздел «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок».


3. Показатель «Чистые активы» переведен из Справки в отдельный раздел и данные по нему приводятся аналогично данным баланса, в сопоставимости за три отчетных периода.


1. Претерпела незначительные изменения структура показателей отчета о движении денежных средств: остаток денежных средств на начало и конец периода, результат движения денежных средств выведены в конец формы.


2. Строки «Чистые денежные средства от _____ деятельности» переименован в «Результат движения денежных средств от ______ деятельности».


Примерная форма Пояснений в виде таблицы приведена в Приложении № 3 к приказу, при этом организация может выбрать рекомендованный вариант формы или разработать свою форму, но с обязательным условием, чтобы в Пояснениях была раскрыта вся существенная информация для заинтересованных пользователей.


Повторимся, Пояснения, это, по сути, ныне действующая «пятая» форма. Однако различия в них все же есть, приведем их.


1. В формах Пояснений кроме показателей на начало и конец отчетного периода и изменений за период, для сопоставимости показателей данные по строкам приводятся также и за предыдущий год.


2. Информация по наличию и движению НИОКР по объектам объединена в одном разделе «Нематериальные активы и расходы на НИОКР».


3. В раздел «Основные средства» Пояснений включен новый подраздел «Незавершенные капитальные вложения» с указанием понесенных затрат, списанием затрат и принятием капитальных вложений к учету в качестве основных средств.


4. Из справочной информации в отдельный раздел выведены показатели «Изменения стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации» с указанием конкретных объектов основных средств, подвергшихся модернизации.


5. В разделе «Финансовые вложения» необходимо указывать дополнительную информацию: изменения финансовых вложений за период (выбытие, начисление процентов и т.д.), их иное использование.


6. Пояснения дополнены разделом «Запасы», где должна раскрываться информация по группам запасов: остатки на начало и конец года, изменения за период.


1.1 Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом. Данные возьмем из Справки №1 и формы №2. Расчеты оформим в таблице.


Таблица 1.1 « Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов».

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

Численность рабочих (N) , чел.

Изменение численности рабочих

Число отработанных человеко-дней (Чд),дн

Изменение числа дней отработанных одним рабочим

Число отработанных человеко-часов (Чч), ч

Изменение продолжительности рабочего дня

Объем продаж (без НДС) (V) , тыс. руб.

Изменение выработки одного рабочего

Для расчета динамики показателей необходимо показатель отчетного года разделить на аналогичный показатель прошлого года и умножить на 100%. Таким образом, мы получаем изменение данного показателя процентном выражении, т.е.:


В графе 6 отражена процентная разница темпа роста текущего фактора от темпа роста предыдущего. Для первого показателя высчитывается разница от 100%, он показывает относительную разницу текущего показателя от предыдущего. Следующим расположены два фактора, характеризующие, соответственно, число отработанных человеко-дней и человеко-часов. «Человеко-часы» являются более качественным показателем, так как характеризуют наиболее краткий период выработки — час. Последним рассматривается показатель, охватывающий влияние всех четырёх факторов, то есть объём продаж. Расчёт влияния фактора вычисляется как произведение относительного отклонения текущего фактора от предыдущего на значение выручки от продаж предыдущего периода.


Для расчета степени влияния каждого фактора полученная разница умножается на объем продаж прошлого года и делится на 100%:


1) в результате увеличения численности рабочих в отчетном году на 975 чел. объем продаж вырос на 723839,9 тыс. руб.;


2) в результате значительного увеличения числа отработанных дней одним рабочим выручка увеличилась на 16588,38 тыс. руб.;


3) отрицательный фактор в динамике объема продаж — продолжительность рабочего дня. Объем продаж уменьшился на 203203,57 тыс. руб.;


4) наиболее сильно на динамику объема продаж повлияло изменение выработки одного рабочего, а именно на 4,4057 % или на 318902,14 тыс. руб.;


5) в целом выручка от продаж увеличилась по сравнению с прошлым годом на 13,8901 %, что составило 1005420 тыс. руб.


1.2 Определим степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Данные возьмем из форм №2 и №5,Приложение № 3.


Таблица 1.2 « Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов»

Объем продаж (без НДС), (V) ,тыс. руб.

Материальные затраты в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб.

Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (Ко)

Влияние на объем продаж (V) следующих факторов:

Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж , тыс. руб.

Изменение материалоотдачи, тыс. руб.

Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется их материалоотдачей и материалоемкостью продукции. Материалоотдача рассчитывается как отношение выручки от продаж к материальным затратам, связанным с производством и продажей продукции. Она показывает, сколько приходится продукции на 1 рубль использованных материалов.


В нашем случае материалоотдача в прошлом году составила 1,7187, в отчетном году 1,7333 , что на 0,05696 выше предыдущего года.


1) в отчетном году материалоотдача увеличилась на 0,0146 , что положительно сказалось на выручке от продаж 69442,272 тыс. руб.;


2) положительное влияние оказало изменение стоимости материалов в себестоимости продаж на 936055,581 тыс. руб.


3) рост объема продаж, за счет увеличения количества израсходованного материала, может быть, вызван разными причинами, например, сверхнормативными расходами. Их ликвидация или снижение является реальным резервом увеличения объема производства и продаж продукции.

Охарактеризуем результаты полученных расчетов. При определении резерва увеличения объема продаж за счет оптимизации использования материалов учтем, что резервом в данном случае считается только возможность устранения отрицательного значения анализируемого фактора в размере, превышающем расход используемых материалов, обусловленный производственными нормами. Данные о производственных нормах расходов основных видов используемых материалов приведены в Приложении 3.

1.3 Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет устранения факторов, имеющих отрицательное влияние. Данные возьмем формы №2 и Справке №1.

Таблица 1.3 « Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств»

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части основных производственных средств, тыс. руб.

Количество дней в году, в течение которых активная часть основных производственных средств находилась в рабочем состоянии

Коэффициент сменности работы оборудования

Средняя продолжительность смены, ч

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

Влияние на изменение объема продаж следующих факторов:

а) изменение среднегодовой первоначальной стоимости активной части основных производственных средств, тыс. руб.

б) изменение количества дней. В течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии, тыс. руб.

в) изменение коэффициента сменности, тыс. руб.

г) изменение средней продолжительности смены, тыс. руб.

д) изменение продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных производственных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.

Использование основных средств на предприятии тесно связано с показателем фондоотдачи, который в классическом виде есть отношение выручки к стоимости основных средств:

То есть фондоотдача показывает: сколько выручки, приходится на один рубль основных средств. Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непроизводственные. Кроме того, выделяют активную часть ОС (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов (здания, сооружения и проч.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования.

Для анализируемого предприятия коэффициент фондоотдачи активной части ОС за прошедший год составлял 7,88 руб. (7 238 399 / 918 386), а за отчётный год он снизился на 0,55 руб. и составил только 7,33 руб. (8 243 819 / 1 124 517), то есть выручка организации растет медленнее, чем вложения в основные средства (в активную их часть).

Среднечасовая выработка имеет размерность «руб./час», следовательно рассчитывается она как отношение выручки к общему времени работы оборудования:

С другой стороны, общее время работы Тобщ можно разложить как произведение количества оборудования К и времени работы единицы оборудования Тед за период времени. Следовательно:

Время работы единицы оборудования за период времени (например, календарный год), в свою очередь, зависит от продолжительности смены, количества смен и количества рабочих дней в году, то есть:

а количество оборудования есть не что иное, как частное от деления стоимости ОСА на среднюю цену единицы оборудования Цед. Отсюда формула для расчёта среднечасовой выработки ВЧ принимает вид:

Как видно из (3.9), практически все факторы, участвующие в выражении, присутствуют в исходных данных. Объём продаж за прошедший и отчётный периоды берём из формы №2, количество рабочих дней в году, продолжительность смены и коэффициент сменности даны в справке №1 Приложения 5, среднечасовую выработку рассчитаем по формуле (3.8). Среднегодовая стоимость ОСА за отчётный год вычисляется как среднее арифметическое между стоимостью ОСА на начало и конец периода, данные по которым нашли отражение в форме №5 бухгалтерской отчётности (в состав активной части ОС, включены машины, оборудование и транспортные средства).

Итак, нам необходимо оценить влияние каждого фактора на изменение выручки.

а) влияние на изменение выручки изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (ДОСА),

ДV(ОСА) = 8869470,4 — 7238399,0 = 1631071,4 (тыс. руб.),

б) влияние на изменение выручки изменения количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии (ДРд),

ДV(Рд) = 9054251,0 — 8869470,4 = +184780,6 (тыс. руб.),

в) влияние на изменение выручки изменения коэффициента сменности работы оборудования (ДКсм),

ДV(Ксм) = 10447212,7 — 9054251,0 = +1392961,7 (тыс. руб.),

г) влияние на изменение выручки изменения средней продолжительности смены (ДПсм),

ДV(Псм) = 10186032,4 — 10447212,7 = -261180,3 (тыс. руб.),

д) влияние на изменение выручки изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости активной части ОС за 1 машино-час работы (ДВч),

ДV(Вч) = 8251975,6 — 10186032,4 = -1934056,8 (тыс. руб.)

е) Составим баланс отклонений:

ДV = ДV(ОСА) + ДV(Рд) + ДV(Ксм) + ДV(Псм).

В представленном алгоритме расчета влияния отдельных факторов на объем продаж только среднегодовая стоимость активной части основных средств является экстенсивным фактором. Остальные — характеризуют интенсивность их использования по времени и по мощности.

Оценка результатов анализа позволяет сделать вывод, что увеличение продаж в отчетном году произошло в основном за счет экстенсивного фактора:

— за счет увеличения стоимости активной части основных производственных фондов на 206131 тыс. руб. объем продаж увеличился на 1631071,4 тыс. руб.;

— увеличив на 5 дней работу активной части производственных основных фондов организация получила дополнительно выручку на сумму 184780,6 тыс. руб.;

— по сравнению с прошлым годом увеличился объем продаж в отчетном году на 1392961,7 тыс. руб. в результате увеличения коэффициента сменности на 0,2;

— сокращение смены на 02,ч. вызвало потерю -261180,3 тыс. руб. Такая существенная потеря выручки должна стать предметом пристального анализа руководством для выявления причин, повлекших сокращение смены.

— снижение объема продаж за счет снижения выпуска продукции в 1 час на одну тысячу рублей ОС — на 0,0006 повлекло потерю на 1934056,8 тыс.руб.

Сумма резерва роста данного показателя, исходя из проведенных расчетов, составляет 2195237,1 тыс. руб.

1.4 На основе данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих заданий, дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации.

Таблица 1.4 «Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства»

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж Кэкст.i

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

Экстенсивности использования ресурса Кэкст.i * 100

Интенсивности использования ресурса 100 — Кэкст.i * 100

источник

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз