Меню Рубрики

Как провести полный синтаксический анализ

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
  1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое — какой формой глагола;
    • составное глагольное — из чего оно состоит;
    • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

источник

Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂

Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.

Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).

Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?

Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.

Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.

Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.

Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.

Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.

Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.

Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.

Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.

Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.

Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.

Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».

Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» — как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.

Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.

Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.

Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.

Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.

Читайте также:  Как называется анализ на все болезни

Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.

Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.

Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.

Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.

После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).

Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.

Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.

Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.

Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.

Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.

Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.

Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.

Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.

При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.

Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.

Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:

Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.

Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.

Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.

Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.

Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.

Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.

Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

источник

Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.

Однородные сказуемые разделяются запятой.

Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).

Обособленные члены выделяются запятыми.

Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье , которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.

Вводное словосочетание выделяется запятой.

Предложение с прямой речью.

Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»

Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).

Конспект урока «Образцы синтаксического анализа простого предложения».

Следующая тема: «Синтаксический анализ сложного предложения».

источник

В данной статье описывается процесс синтаксического анализа предложения русского языка с использованием контекстно-свободной грамматики и алгоритма LR-анализа.

Обработка естественного языка — общее направление искусственного интеллекта и математической лингвистики. Оно изучает проблемы компьютерного анализа и синтеза естественных языков.

В общем, процесс анализа предложения естественного языка выглядит следующим образом: (1) разбиение предложения на синтаксические единицы — слова и словосочетания; (2) определение грамматических параметров каждой единицы; (3) определение синтаксической связи между единицами. На выходе — абстрактное дерево разбора.

Предложение естественного языка состоит из словоформ и устойчивых словосочетаний. Ряд словоформ данного слова называется парадигмой.

Словосочетания — составные союзы, предикативы или устойчивые выражения — не изменяются и не могут быть разложены на меньшие единицы без потери смысла. Далее под словом будем понимать любую синтаксическую единицу — словоформу или словосочетание.

Каждое слово в предложении определяется тройкой:

  1. строка словоформы/словосочетания («писал»)
  2. нормальная форма слова («писать»)
  3. набор грамматических параметров ( [‘VERB’, ‘sing’, ‘musc’, ‘tran’, ‘past’] )

Таким образом, разбиение предложения «Ясно дело, он не придет на встречу» будет иметь следующий вид:

Граммемой называется элемент грамматической категории; различные граммемы одной категории исключают друг друга и не могут быть выражены вместе. Для каждой словоформы определяем набор из семи граммем:

В качестве источника будем использовать словарь OpenCorpora и интерфейс к нему — pymorphy2. Для поиска правила в грамматике по данному набору граммем будем представлять их в общем виде:

Для определения синтаксической связи между словами будем использовать контекстно-свободную грамматику и LR-анализ.

Формальная грамматика — способ описания языка в виде так называемых продукций. Например:

означает, что правило ‘a’ порождает ‘ab’ ИЛИ ‘ac’.

Нетерминалами называются объекты, обозначающие какую-либо сущность языка (предложение, формула и т.д.). Терминалы — объекты непосредственно присутствующие в языке, соответствующего грамматике, и имеющий конкретное, неизменяемое значение (буквы, слова, формулы и др.). Контекстно-свободные грамматики, это такие грамматики, у которых левые части всех продукций являются одиночными нетерминалами.

Для описания русского языка будем использовать теорию грамматики составляющих (phrase structure grammar), которая утверждает что всякая сложная грамматическая единица складывается из двух более простых и не пересекающихся единиц, называемых её непосредственными составляющими. Выделяют следующие составляющие:

То есть номинативная именная группа — это существительное в номинативном падеже ИЛИ прилагательное в номинативном падеже + номинативная именная группа ИЛИ другое.

Другими словами, транзитивная глагольная группа — это транзитивный глагол + аблативная именная группа ИЛИ краткое прилагательное + транзитивная глагольная группа ИЛИ другое.

Предложная группа — это предлог + именная дативная группа ИЛИ другое.

Полное предложение существует тогда и только тогда, когда именная и глагольная группы согласованы в числе, лице и роде.

Неполным предложением называется такое предложение, где опущена именная часть. Как правило, в таких предложениях глагольная группа выражена безличным глаголом. Например, «Мне хочется гулять«, «Светает«. Эллептическим предложением называется предложение, где опущена глагольная часть, она заменяется знаком тире. Например, «За спиной – лес. Справа и слева – болота«.

Для того, чтобы определить принадлежность данного предложения к языку грамматики будем использовать алгоритм LR-анализа. Данный алгоритм предполагает построение дерева разбора снизу вверх (от листьев к корню). Ключевым элементов алгоритма является метод «переноса-свертки» (англ. shift-reduce):

(1) читаем символы входной строки до тех пор, пока найдется цепочка, совпадающая с правой частью какого-нибудь из правил, найденную цепочку положить в стэк (перенос);
(2) заменим найденную цепочку правилом из грамматики (свертка).

Если все цепочки строки были перенесены, то данное предложение принадлежит языку грамматики, и по крайней мере одно дерево разбора существует.

Для представления синтаксической связи в предложении используется бинарное дерево, где листья — это слова (терминалы) с набором граммем, а узлы — правила (претерминалы). Корнем является предложение (нетерминал).

Узел дерева определяется следующим образом:

Построение дерева начинается с листьев, которым присваивается строка слова или словосочетания, а также набор ее граммем.

Далее осуществляется LR-анализ. Каждой свертке соответствует объединение двух узлов или листьев под общим предком. Узлу предка присваивается тэг-претерминал, который соответствует правилу грамматики, кроме того предок принимает граммемы главного члена группы, например, в глагольной группе V[tran] PRCL (e.g. «хотел бы») признаки будут приняты от транзитивного глагола V[tran], а не от частицы PRCL; а в именной группе NP[case=’nomn’] NP[case=’gent’] (e.g.«отец детей») признаки будут приняты от существительного в номинативе.

Важно заметить, что свертка происходит в установленном порядке:

Такой порядок важен, так как исключает возможность «упустить» некоторые члены предложения. Сначала формируются прилагательные вместе с модификаторами (e.g. безумно красивый), затем именные группы, предложные и наконец глагольные. После этого идет поиск полных/неполных предложений, если таковые отсутствуют, то дерево не имеет корня, а значит и предложение не принадлежит языку грамматики.

Читайте также:  Как делается генетический анализ при беременности

Рассмотрим условный пример построение дерева:

Конкретный пример разбора двусоставного предложения:

Естественный язык неоднозначен, его понимание зависит от ряда факторов — от особенностей грамматического строя языка, от национальной культуры, от говорящего и т.д. Перечислим основные проблемы машинной обработки языка.

  1. Раскрытие анафор. Живой человек понимает анафору исходя из здравого смысла и контекста, а для компьютера это, очевидно, не всегда просто.
  2. Омонимия — совпадение в звучании и написании языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом. Один из способ решения — вероятностные методы. В предложении «Я знаю это хорошо» вероятность того, что «это» является местоимением, а не частицей будет больше. Для таких методов требуется достаточный большой корпус.
  3. Свободный порядок слов приводит к тому, что толкование предложения может быть неоднозначным. Например, «Бытие определяет сознание» — что определяет что? В русском языке свободный порядок слов компенсируется развитой морфологией, служебными словами и знаками препинания, но в большинстве случаев для компьютера это представляет дополнительную проблему.
  4. Не все люди пишут грамотно. В сети люди склоны использовать сокращения, неологизмы, эллипсы и другие вещи, которые могут противоречить литературной норме. Из-за этого использование контекстно-свободных грамматик и словарей не всегда возможно.

источник

ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА

VI. Синтаксический анализ текста

1. Подчеркните в тексте все грамматические основы и пронумеруйте предикативные единицы в составе сложного предложения.

2. Определите типы сказуемых и разновидность связок.

3. Подчеркните все члены предложения.

4. Представьте в виде схемы зависимость предикативных единиц друг от друга.

(1) По левой стороне óкна были слепые, в сплошных бельмах наледи и мокрого снега. (2) Ветер кидал липкие, мягкие хлопья в жалостно дребезжащие стекла, раскачивал тяжелую тушу вагона, все не терял надежды спихнуть поезд со скользких рельсов и покатить его черной колбасой по широкой белой равнине – через замерзшую речку, через мертвые поля, прямиком к дальнему лесу, смутно темневшему на стыке земли и неба.

(3) Весь этот печальный ландшафт можно было рассмотреть через окна по правой стороне, замечательно чистые и зрячие, да только что на него смотреть? (4) Ну снег, ну разбойничий свист ветра, ну мутное низкое небо – тьма, холод, смерть.

(5) Зато внутри, в министерском салон-вагоне, было славно: уютный мрак, подсиненный голубым шелковым абажуром, потрескивание дров за бронзовой дверцей печки, ритмичное звяканье ложечки о стакан. (6) Небольшой, но отлично оборудованный кабинет – со столом для совещаний, с кожаными креслами, с картой империи на стене – несся со скоростью пятьдесят верст в час сквозь пургу, нежить и ненастный зимний рассвет.

(7) В одном из кресел, накрывшись до самого подбородка шотландским пледом, дремал старик с властным и мужественным лицом. (8) Даже во сне седые брови были сурово сдвинуты, в углах жесткого рта залегла скорбная складка, морщинистые веки то и дело нервно подрагивали. (9) Раскачивающийся круг света от лампы выхватил из полутьмы крепкую руку, лежавшую на подлокотнике красного дерева, сверкнул алмазным перстнем на безымянном пальце (Б. Акунин. Статский советник).

5. Охарактеризуйте биномы в составе предложений 3, 5, 8.

№ бинома Модель бинома Тип предложения
По классификации В. А. Белошапковой По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации

№ бинома Модель бинома Тип предложения
По классификации В. А. Белошапковой По классификации Ф. И. Буслаева (логико-грамматической) По школьной классификации

6. Охарактеризуйте случаи осложнения отдельных предикативных единиц.

№ ПЕ Пример осложнения Характеристика осложнения

7. Охарактеризуйте актуальное членение предикативной единицы.

а) Зато внутри, в министерском салон-вагоне, было славно

Задайте вопрос к данному высказыванию
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания расчлененное / нерасчлененное
общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым или многоступенчатым ач
Порядок слов прямой / обратный
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Средства выражения АЧ (выписать) синтаксические / морфологические / лексические

б) В одном из кресел, накрывшись до самого подбородка шотландским пледом, дремал старик с властным и мужественным лицом.

Задайте вопрос к данному высказыванию
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания расчлененное / нерасчлененное
общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым или многоступенчатым ач
Порядок слов прямой / обратный
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Средства выражения АЧ (выписать) синтаксические / морфологические / лексические

в) По левой стороне óкна были слепые, в сплошных бельмах наледи и мокрого снега.

Задайте вопрос к данному высказыванию
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания расчлененное / нерасчлененное
общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым или многоступенчатым ач
Порядок слов прямой / обратный
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Средства выражения АЧ (выписать) синтаксические / морфологические / лексические

Задайте вопрос к данному высказыванию
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания расчлененное / нерасчлененное
общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым или многоступенчатым ач
Порядок слов прямой / обратный
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Средства выражения АЧ (выписать) синтаксические / морфологические / лексические

д) Ветер кидал липкие, мягкие хлопья в жалостно дребезжащие стекла.

Задайте вопрос к данному высказыванию
Тип вопроса полный диктальный частичный диктальный полный модальный частичный модальный
Тип высказывания расчлененное / нерасчлененное
общеинформативное частноинформативное общеверификативное частноверификативное
независимое / обусловленное
нейтральное / экспрессивное
с простым или многоступенчатым ач
Порядок слов прямой / обратный
Функции порядка слов смысловая / синтаксическая / стилистическая
Средства выражения АЧ (выписать) синтаксические / морфологические / лексические

8. Охарактеризуйте структурные особенности предикативных единиц.

Весь этот печальный ландшафт можно было рассмотреть через окна по правой стороне, замечательно чистые и зрячие Да только что на него смотреть? Ну снег, [ну разбойничий свист ветра, ну мутное низкое небо – тьма, холод, смерть]. Зато внутри, в министерском салон-вагоне, было славно
По возможности выделить члены предложения членимое / нечленимое членимое / нечленимое членимое / нечленимое членимое / нечленимое
По структуре предикативного ядра двусоставное / односоставное (укажите разновидность односоставного предложения) двусоставное / односоставное (укажите разновидность односоставного предложения) двусоставное / односоставное (укажите разновидность односоставного предложения) двусоставное / односоставное (укажите разновидность односоставного предложения)
По наличию / отсутствию необходимых членов предложения полное / неполное полное / неполное полное / неполное полное / неполное
По наличию / отсутствию второстепенных членов предложения распространенное / нераспространенное распространенное / нераспространенное распространенное / нераспространенное распространенное / нераспространенное
По наличию / отсутствию осложняющих компонентов (указать тип осложнения) неосложненное /осложеннное неосложненное /осложеннное неосложненное /осложеннное неосложненное /осложеннное

9. Постройте уровневую схему следующей предикативной единицы. Укажите виды связи и типы отношений между всеми членами предложения.

Раскачивающийся круг света от лампы выхватил из полутьмы крепкую руку, лежавшую на подлокотнике красного дерева, сверкнул алмазным перстнем на безымянном пальце

10. Охарактеризуйте предложения с точки зрения семантической структуры.

а) охарактеризуйте диктум приводимых ниже предикативных единиц:

Пример Изосемическое представление Тип пропозиции Структура пропозиции и семантические роли Сфера Припропозитивные смыслы Модель элементарного простого предложения
По левой стороне óкна были слепые
Ветер кидал липкие, мягкие хлопья в жалостно дребезжащие стекла
Ветер . раскачивал тяжелую тушу вагона.
. ну разбойничий свист ветра.
Зато внутри, в министерском салон-вагоне, было славно
В одном из кресел . дремал старик с властным и мужественным лицом.
Даже во сне седые брови были сурово сдвинуты
в углах жесткого рта залегла скорбная складка
морщинистые веки то и дело нервно подрагивали

б) приведите примеры свернутого выражения пропозиций:

№ ПЕ Пример Изосемическое выражение Тип пропозиции

в) найдите в тексте случаи эксплицитного выражения модуса и охарактеризуйте его категории:

Категории модуса Виды Средства выражения
1) Метакатегории Условия общения
Условности общения
2) Квалификативные категории Персуазивность
Авторизация
Оценочность
3) Социальные категории

11. Выполните разборы словосочетаний.

а) охарактеризуйте сочинительное сочетание слов: небольшой, но отлично оборудованный [кабинет]

Порядок разбора
Разряд союза по значению (укажите союз)
Тип отношений
Вид сочинительной связи (открытая /закрытая)

б) охарактеризуйте подчинительные словосочетания:

Порядок разбора этот . ландшафт со столом для совещаний нервно подрагивали
Начальная форма
Структурная схема
Вид связи: согласование, управление, примыкание
Тип отношений и разновидность
Предсказующая / непредсказующая связь
Обязательная / необязательная связь
Собственно-синтаксические / семантико-синтаксические отношения
Лексико-грамматический разряд словосочетания
Порядок расположения компонентов: прямой / обратный
Расположение компонентов в тексте: контактное / дистантное

в) найдите примеры неделимых словосочетаний:

Синтаксически неделимые (указать разновидность)
Семантически неделимые

г) Найдите примеры простых многокомпонентных, сложных и комбинированных словосочетаний.

Простое многокомпонентное
Сложное
Комбинированное

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9548 — | 7480 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Пример анализа текста Задание

Анализ текста предполагает выполнение различных видов разбора и комментарий, которые могут быть обобщены в следующем задании.

1. Перепишите текст, раскрывая скобки и восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания. Прокомментируйте выполненное задание.

2. Проведите полный синтаксический и морфологический разбор текста (типы предложений, члены предложения, связь слов в предложениии, части речи, грамматические формы слов).

3. Разберите слова, отмеченные звездочкой, по составу, определите способ их образования, а также дайте фонетическую характеристику подчеркнутых слов.

4. Охарактеризуйте 2-3 слова (по выбору) со стороны их значения, стилистической окраски, подберите к ним, если возможно, синоним и антоним.

Это задание, по сути дела, представляет собой план полного лингвистического анализа текста, по нему и следует работать при подготовке к экзамену и на экзамене. Далее приводится разбор одного из заданий на примере следующего текста.

Слово с которым я соб. рался* выступить на конф. ренц. включало то что было в наказах и предл. жениях* передан. ых мне. От. брать из них наиважнейшие было (н. )просто. Среди них (н. )осталось места проблемам нашей л. тературной жизни втиснуть их (за)счет отобран. ого* совесть (н. )позволяла. Да и если (на)чистоту то на собран. творческих союзов речь прежде всего шла о д. мократизации строя нашего. Страсти вокруг тех или других журналов кто кого там об. жает* какая там критика показались мне мелкими перед громадой забот и болей народных.

Пример анализа текста 1. Запись текста с восстановленными пропущенными буквами и знаками препинания

Слово, с которым я собирался выступить на конференции, включало то, что было в наказах и предложениях, переданных мне. Отобрать из них наиважнейшие было непросто. Среди них не осталось места проблемам нашей литературной жизни втиснуть их за счет отобранного совесть не позволяла. Да и если начистоту, то на собрании творческих союзов речь прежде всего шла о демократизации строя нашего. Страсти вокруг тех или других журналов (кто кого там обижает, какая там критика) показались мне мелкими перед громадой забот и болей народных.

Пример анализа текста 2.1. Объяснение орфограмм

1. Правописание гласных в корне.
1.1. Проверяемые безударные гласные. Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударном слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова:
об . жает: обида => обижает.
1.2. Непроверяемые безударные гласные. Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: громада, демократизация, конференция, литературный.
1.3. Чередующиеся гласные. В безударном корне лаг-лож перед г пишется а, перед ж — о: предложениях.
В корнях бер-бир пишется и, если дальше следует суффикс а: собирался.
1.4. Гласные после шипящих. После шипящих не пишутся буквы ы, ю, я: наиважнейшие, жизнь.

Читайте также:  Хгч на каком сроке сдать анализ

2. Правописание приставок.
2.1. На письме гласные в приставках не изменяются: отобрать (ср. отобранный).

3. Правописание суффиксов.
3.1. Правописание н и нн в причастиях. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется нн; как правило, эти причастия имеют приставки или пояснительные слова: отобранного, переданных мне.

4. Правописание окончаний.
4.1. В существительных, имеющих перед падежным окончанием гласный и, пишется в предложном падеже единственного числа буква и: на конференции, на собрании, о демократизации.

5. Правописание частиц.
5.1. НЕ — отрицательная частица: просто — (не)просто, осталось — (не)осталось, позволяла — (не)позволяла.
Отрицательная частица не с глаголами пишется раздельно: не осталось, не позволяла.
Пишутся слитно с не наречия на -о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не: непросто (т. е. сложно).

6. Правописание предлогов.
6.1. Производный предлог за счет пишется раздельно.

7. Правописание наречий.
7.1. Пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть вставлено определение (прилагательное, числительное, местоимение) или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: начистоту.

Пример анализа текста 2.2. Объяснение пунктограмм

1. Обособляются (т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием с зависимыми от него словами и стоящие после определяемого слова: в предложениях, переданных мне.

2. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного: Слово, с которым я собирался выступить на конференции, включало то, что было в наказах и предложениях.

3. Если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части, между частями предложения ставится тире: Среди них не осталось места проблемам нашей литературной жизни — втиснуть их за счет отобранного совесть не позволяла.
В этом предложении возможно и иное понимание соотношения частей предложения. Поскольку вторая часть указывает и причину того, о чем говорится в первой части (можно поставить союз потому что), между частями предложения допускается постановка двоеточия. Кроме того, вторую часть предложения можно расценивать как присоединительную конструкцию, которая содержит дополнительное разъяснение (между частями ставится запятая), и как вставное предложение, содержащее добавочное замечание, которое выделяется скобками.

4. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу: кто кого там обижает, какая там критика.

5. Вставные предложения (т. е. предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельные слова в нем и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого) выделяются скобками или тире: Страсти вокруг тех или других журналов (кто кого там обижает, какая там критика) показались мне мелкими перед громадой забот и болей народных или Страсти вокруг тех или других журналов — кто кого там обижает, какая там критика — показались мне мелкими перед громадой забот и болей народных.

Пример анализа текста 2.3. Синтаксический разбор Предложение 1

1. Предложение для разбора:

Предложение повествовательное, невосклицателъное, сложное, с одним видом связи (союзное). К главной части слово включало то относятся придаточные предложения:
1. с которым я собирался выступить на конференции (придаточное определительное, присоединяется при помощи союзного слова);
2. что было в наказах и предложениях, переданных мне (придаточное местоименно-определительное, присоединяется при помощи союзного слова).

1.

2.

Главная часть предложения по структуре является простой, двусоставной, распространенной, полной, неосложненной.
Первое придаточное является простым, двусоставным, распространенным, полным, неосложненным.
Второе придаточное является простым, двусоставным, распространенным, полным, осложненным однородными обстоятельствами и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Слово — подлежащее, выражено существительным;
включало — простое глагольное сказуемое;
(включало) то — дополнение, прямое, выражено местоимением.
Я — подлежащее, выражено местоимением;
собирался выступить — составное глагольное сказуемое;
(выступить) на конференции — обстоятельство места, выражено существительным с предлогом;
(выступить) с которым — дополнение, косвенное, выражено местоимением с предлогом.
Что — подлежащее, выражено местоимением;
было — простое глагольное сказуемое,
(было) в наказах и предложениях — однородные обстоятельства места, соединенные союзом и, выражены существительным с предлогом;
(в наказах и предложениях,) переданных мне — определение, согласованное, выражено причастным оборотом.

2. Характеристика словосочетаний:
включало => то — управление,
выступить => с которым — управление,
выступить => на конференции — управление,
было => в наказах и предложениях — управление,
переданных => мне — управление.

Пример анализа текста 2.3. Синтаксический разбор Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

1. Отобрать — подлежащее, выражено неопределенной формой глагола;
было непросто — составное именное сказуемое;
(отобрать) из них — дополнение, косвенное, выражено местоимением с предлогом;
(отобрать) наиважнейшие — дополнение, прямое, выражено субстантивированным прилагательным.

2. Отобрать => из них — управление,
отобрать => наиважнейшие — управление.

Пример анализа текста 2.3. Синтаксический разбор Предложение 3

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с одним видом связи (бессоюзное). Части связаны между собой посредством интонации.

Первая часть предложения по структуре является простой, односоставной, безличной, распространенной, полной, неосложненной.
Вторая часть предложения по структуре является простой, двусоставной, распространенной, полной, неосложненной.

1. Не осталось — простое глагольное сказуемое;
(не осталось) места — дополнение, прямое, выражено существительным;
(не осталось) среди них — обстоятельство места, выражено местоимением с предлогом;
(не осталось места) проблемам — дополнение, косвенное, выражено существительным;
(проблемам) жизни — определение, несогласованное, выражено существительным;
(жизни) нашей — определение, согласованное, выражено местоимением;
(жизни) литературной — определение, согласованное, выражено прилагательным..
Совесть — подлежащее, выражено существительным;
не позволяла — простое глагольное сказуемое;
(не позволяла) втиснуть — дополнение, прямое, выражено неопределенной формой глагола;
(втиснуть) их — дополнение, прямое, выражено местоимением;
(втиснуть) за счет отобранного — обстоятельство образа действия, выражено субстантивированным причастием с предлогом.

2. Характеристика словосочетаний:
Не осталось => места — управление,
не осталось => среди них — управление,
не осталось места => проблемам — управление,
проблемам => жизни — управление,
жизни => нашей — согласование,
жизни => литературной — согласование,
не позволяла => втиснуть — примыкание,
втиснуть => их — управление,
втиснуть => за счет отобранного — управление.

Пример анализа текста 2.3. Синтаксический разбор Предложение 4

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с одним видом связи (союзное), сложноподчиненное.
К главной частина собрании творческих союзов речь прежде всего шла о демократизации строя нашего — относится придаточное предложение да и если начистоту (обстоятельственное, условия).
Средством связи выступает двойной союз если — то.

Первая часть предложения (придаточная) по структуре является простой, односоставной, безличной, распространенной, неполной относительно сказуемого, неосложненной.
Вторая часть предложения (главная) по структуре является простой, двусоставной, распространенной, полной, неосложненной.

1. Начистоту — обстоятельство образа действия, выражено наречием;
Речь — подлежащее, выражено существительным;
шла — простое глагольное сказуемое;
(речь шла) на собрании — обстоятельство места, выражено существительным с предлогом;
(речь шла) прежде всего — обстоятельство времени, выражено наречием;
(речь шла) о демократизации — дополнение, косвенное, выражено существительным с предлогом;
(о демократизации) строя — дополнение, косвенное, выражено существительным;
(строя) нашего — определение, согласованное, выражено местоимением;
(на собрании) творческих союзов — определение, несогласованное, выражено сочетанием прилагательного и существительного.

2. Характеристика словосочетаний:
Речь шла => на собрании — управление,
речь шла => прежде всего — примыкание,
речь шла => о демократизации — управление,
о демократизации => строя — управление,
строя — нашего => согласование,
на собрании => творческих союзов — управление,
творческих мелкими — управление,
страсти => вокруг журналов — управление,
журналов => тех или других — согласование,
показались => мне — управление,
показались мелкими => перед громадой — управление,
перед громадой => забот и болей — управление,
забот и болей => народных — согласование,
обижает => кого — управление,
обижает => там — примыкание,
критика => там — примыкание.

Пример анализа текста 2.4. Морфологический разбор

В связи с наличием большого числа форм полный морфологический разбор приводится только для слов, представляющих определенную трудность или интерес в отношении некоторых грамматических категорий.

1. Имена существительные: слово, (на) конференции, (в) наказах, предложениях, наиважнейшие, места, проблемам, жизни, отобранного, совесть, (на) собрании, союзов, речь, демократизации, строя, страсти, журналов, критика, (перед) громадой, забот, болей.
Совесть — начальная форма совесть, нарицательное, неодушевленное (по значению), ж. р.; 3 скл.; в форме ед. ч. (мн. ч. не имеет), им. п.
Наиважнейшие — выступает в качестве существительного, по происхождению является прилагательным, поэтому сохраняет грамматические признаки последнего.

2. Имена прилагательные: литературной, творческих, мелкими, народных.
Мелкими — начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн. ч., тв. п.

3. Местоимения: (с) которым, я, то, что, мне, (из) них, (среди) них, нашей, их, нашего, тех, других, кто, кого, какая.
(С) которым — начальная форма который, относительное, в ф. ед. ч. ср. р. тв. п.
Мне — начальная форма я, личное, 1 л., ед. ч., в ф. д. п.

4. Наречия: непросто, начистоту, прежде всего, там.
Начистоту — определительное наречие.
Там — обстоятельственное наречие.

5. Глаголы: собирался, выступить, включало, было, отобрать, (не) осталось, втиснуть, (не) позволяла, шла, обижает, показались.
Шла — неопределенная форма идти (формы прошедшего времени образуются от другой основы), неперех., невозврат., несов. в., 1 спр., в изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж. р.

6. Причастия: переданных.
Переданных — начальная форма переданный, страдательное, прош. вр., сов. в., полное, во мн. ч., пр. п.

7. Предлоги: с, на, в, из, среди, за счет, о, перед, вокруг.
Среди — простой, производный.
Вокруг — простой, производный.
За счет — составной, производный.
Форма вокруг сочетается с существительным, образуя форму род. п. последнего, и является предлогом. Предлог вокруг следует отличать от наречия вокруг: посмотрел вокруг.

8. Союзы: и, если — то, или, да и.
Или — сочинительный (разделительный), простой.
Если. то — подчинительный (условный), двойной.

Пример анализа текста 3.1. Разбор слова по составу

— нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед. ч., м. р.;
основа — cобирался;
ся — суффикс возвратных глаголов;
л — суффикс глаголов прошедшего времени;
а — суффикс глагольной основы;
со- — приставка, имеет значение объединения;
корень -бир-, возможно чередование бир//бер//бр.

Окончание — ого — указывает на форму причастия ед. ч. м. р. р. п.
основа — отобранн;
нн — суффикс страдательного причастия прош. вр.;
а — суффикс глагольной основы;
ото — приставка со значением отделения;
корень -бр-, возможно чередование бр//бер//бир.

Окончание — ет — указывает на форму глагола наст. вр., 3 л., ед. ч.;
основа — обижай;
й — суффикс глаголов настоящего вр.;
а — суффикс глагольной основы несов. в. (ср. обидеть);
корень обиж, возможно чередование обиж//обид.

Пример анализа текста 3.2. Словообразовательный разбор

1) отобранного[щ] — согл., мягк. непарн.; глух. непарн.; Ч Е — [о] — гласн.,уд.; Т — [т] — согл., тв.; глух.

    наиважнейшие:
      на — и — важ — ней — ши — е — 6 слогов; Н — [н] — согл., тв.; звон. непарн.; А — [а] — гласн., безуд.; И — [и] — гласн., безуд.; В — [в] — согл., тв.; звон.; А — [а] — гласн., безуд.; Ж — [ж] — согл., тв. непарн.; звон.; Н — [н’] — согл., мягк.; звон., непарн.; Е — [э] — гласн., уд.; Й — [й] — согл., мягк., непарн., звон., непарн.; Ш — [ш] — согл., тв. непарн.; глух.; И — [ы] — гласн., безуд.;
      [й] — согл., мягк. непарн.; звон.; Е

    источник