Меню Рубрики

Как провести полный анализ деятельности предприятия

Сегодня любая компания понимает, что обладает большими данными (Big Data). И данные эти нужно анализировать. Наверное, только ленивый не искал, что такое бизнес-анализ, как проанализировать работу компании и с чего начать. В нашей статье мы поговорим, что же нужно анализировать и какие инструменты и системы помогут вам в этом нелегком (но на самом деле, простом) деле.

Для начала немного теории. Анализ работы компании можно проводить:

  • По видам деятельности (управленческая, обеспечивающая, производственно-сбытовая и деятельность по развитию бизнеса).
  • Также анализ работы компании проходит на нескольких структурных уровнях:
    — на уровне всей компании
    — на уровне подразделения
    — на уровне продукта

Во время анализа работы компании мы определяем эффективность работы бизнеса. Что это значит? По сути эффективность близка к результативности,но не равная ей. Эффективность – это отношение результата и вложенных бюджетов. В идеале каждая компания должна анлизировать свою деятельность по нескольким направлениям:

  • Эффективность инвестиционной деятельности
  • Эффективность операционной деятельности
  • Эффективность отдельных видов ресурсов, которые использует компания (персонал)
  • И один из самых популярных видов анализа – это анализ финансовых показателей.

На первый взгляд, кажется, что все сложно. Первый вопрос – откуда брать данные? Но на самом деле, это самый легкий вопрос! Оказывается, что у любой компании уже есть собранные данные для подобного анализа:

  • Хотите проанализировать персонал – используйте данные HR-отдела
  • Интересно финансовое состояние? Используйте данные бухгалтерской отчетности (для начала их будет более чем достаточно)
  • Желаете определить, насколько эффективен тот или иной продукт? Для начала также можно использовать данные бухгалтерской отчетности.

Конечно, в идеале – для более полного и глубокого анализа – нужно иметь CRM, колл-трекинговые системы, различные системы учета. Но даже если у вас всего этого нет, вы можете анализировать! Не полагайтесь на интуицию – анализируйте.

С данными определились. Теперь следующий этап – подготовка данных. Данные должны быть актуальными, точными, полными и пр. Кроме того, с технической точки зрения данные должны быть оценены на:

  • дублирование
  • унификацию
  • ошибки
  • и другие технические показатели, которые могут помешать анализу.

От качества данных зависит качество анализа работы компании: при неточных, неполных и ошибочных данных на выходе вы получите такую же аналитику, на основе которой нельзя будет делать никаких выводов и не будет возможности принимать стратегические решения.

С обработкой и подготовкой данных (если у вас слишком много информации) поможет такой программный продукт, как Alteryx. Он специально разработан для подобных задач (плюс у него есть отличное преимущество – мощная предикативная, или предсказательная, аналитика). После обработки данных приступаем к собственно анализу.

Чтобы провести анализ данных работы компании, сегодня уже не обязательно обладать специальными знаниями IT, математики или статистики. Процесс анализа данных можно и нужно максимально автоматизировать. И для этого были разработаны автоматизированные системы аналитики, которые:

  • Не требуют, чтобы их обслуживал специалист (разработчик, аналитик)
  • Обладают простым интерфейсом
  • Легко освоить (по нашему опыту – 2 дней достаточно для начала работы с Tableau и построения основных отчетов и визуализаций)
  • Стоят недорого (от 2000 рублей в месяц – на март 2018 года)

Компании говорят, что после начала работы с Tableau они стали собирать свои отчеты за 10-15 минут, при том что раньше на создание табличных версий уходило до 5-6 часов.

Не верите? Закажите бесплатную консультацию:

Анализируйте ваши данные быстро, легко и красиво!
Если у вас появились вопросы, напишите или позвоните нам. Мы любим отвечать на вопросы и знаем все про анализ данных и программные решения:
— напишите нам
— позвоните нам +7 499 391-2984

источник

Ниже представлен финансовый анализ предприятия на примере ООО Арсенал . Этот пример сгенерирован программой ФинЭкАнализ .

Анализ финансового состояния организации начинается со сравнительного аналитического баланса. При этом выявляются важнейшие характеристики:

— общая стоимость имущества организации;

— стоимость иммобилизованных и мобильных средств;

— величина собственных и заемных средств организации и др.

Оценка данных сравнительного аналитического баланса – это, по сути, предварительный анализ финансового состояния, позволяющий судить о платеже-, кредитоспособности и финансовой устойчивости организации, характере использования финансовых ресурсов

Наименование показателя Код
строк
01.01.2014 01.01.2015 Отклонение +/- Темп
при-
роста, %
% к
изме-
нению итога баланса
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Иммобилизованные активы
1.1. Нематериальные активы 1110+..+1140 5877 0.3 5076 0.2 -801 -0.1 -13.6 -0.2
1.2. Основные средства 1150 314415 15.5 284433 11.4 -29982 -4.1 -9.5 -6.5
1.3. Долгосрочные финансовые вложения 1160+1170 3842 0.2 176392 7.1 172550 6.9 4491.2 37.1
1.4. Прочие 1180+1190 173237 8.5 190524 7.6 17287 -0.9 10 3.7
ИТОГО по разделу 1 1100 497371 24.5 656425 26.3 159054 1.8 32 34.2
2. Оборотные активы
2.1. Запасы 1210+1220 924500 45.6 1016399 40.8 91899 -4.8 9.9 19.8
2.2. Дебиторская задолженность 1230 340691 16.8 426937 17.1 86246 0.3 25.3 18.6
2.4. Краткосрочные финансовые вложения 1240 152612 7.5 8231 0.3 -144381 -7.2 -94.6 -31.1
2.5. Денежные средства 1250 104238 5.1 368828 14.8 264590 9.7 253.8 56.9
2.6. Прочие 1260 7219 0.4 14580 0.6 7361 0.2 102 1.6
ИТОГО по разделу 2 1200 1529260 75.5 1834975 73.7 305715 -1.8 20 65.8
ИМУЩЕСТВО, всего 1600 2026631 100 2491400 100 464769 22.9 100
3. Собственный капитал
3.1. Уставный капитал 1310-1320 46754 2.3 48156 1.9 1402 -0.4 3 0.3
3.2. Добавочный капитал 1340+1350 579738 28.6 608013 24.4 28275 -4.2 4.9 6.1
3.3. Резервный капитал 1360 2338 0.1 2338 0.1 -0
3.4. Прибыль (убыток) 1370 242903 12 839853 33.7 596950 21.7 245.8 128.4
ИТОГО по разделу 3 1300 871733 43 1498360 60.1 626627 17.1 71.9 134.8
4. Долгосрочные пассивы
4.1. Займы и кредиты 1410
4.2. Прочие 1420+..+1450 20170 1 20933 0.8 763 -0.2 3.8 0.2
ИТОГО по разделу 4 1400 20170 1 20933 0.8 763 -0.2 3.8 0.2
5. Краткосрочные пассивы
5.1. Займы и кредиты 1510 289370 14.3 -289370 -14.3 -62.3
5.2. Кредиторская задолженность 1520 809613 39.9 907014 36.4 97401 -3.5 12 21
5.3. Доходы будущих периодов 1530 1692 0.1 2289 0.1 597 35.3 0.1
5.4. Резервы предстоящих расходов и под условные обязательства 1540+1430 28682 1.4 56550 2.3 27868 0.9 97.2 6
5.5. Прочие 1550 5371 0.3 6254 0.3 883 -0 16.4 0.2
ИТОГО по разделу 5 1500 1134728 56 972107 39 -162621 -17 -14.3 -35
Заемный капитал, всего 1400+1500 1154898 57 993040 39.9 -161858 -17.1 -14 -34.8
ИСТОЧНИКИ ИМУЩЕСТВА, всего 1700 2026631 100 2491400 100 464769 22.9 100
Собственные оборотные средства 1300-1100 374362 18.5 841935 33.8 467573 15.3 124.9 100.6

Оценка состава и структуры баланса предприятия позволяет выделить следующие признаки «хорошего» баланса (устойчивого финансового состояния):

— общая стоимость имущества увеличилась

— собственный капитал организации превышает заемный

— темп роста собственного капитала выше, чем темп роста заемного

— доля собственных средств в оборотных активах больше 10%.

В анализируемом периоде произошло увеличение уровня внеоборотных активов. При этом возросла сумма долгосрочных финансовых вложений на 172550 тыс. руб. или на 4491.15%.

Оборотные активы предприятия формируются в основном за счет запасов, дебиторской задолженности, денежных средств. Незначительную величину в составе оборотных средств составляют также НДС по приобретенным ценностям, краткосрочные финансовые вложения, прочие оборотные активы.

Стоимость запасов за исследуемый период увеличилась на 90322 тыс. руб. и составила 1014646 тыс. руб.

Таким образом, за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. оборотные активы предприятия за счет роста общей суммы дебиторской задолженности увеличились на 86246 тыс. руб.

В структуре баланса ОАО «Арсенал» (ПРИМЕР) как на начало, так и на конец периода присутствуют краткосрочные финансовые вложения. В течение анализируемого периода их уровень снизился на 144381 тыс. руб.

Сумма свободных денежных средств на предприятии за период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. возросла на 264590 тыс. руб. и составила 368828 тыс. руб.

В исследуемом периоде организацией использовались прочие оборотные активы.

Как видно из схемы, описывающей структуру активов предприятия, в начале и в конце анализируемого периода средства организации используются за ее пределами. При этом за анализируемый период их сумма возросла на 114415 тыс. руб. и составила 611560 тыс. руб.

Как видно из приведенной схемы, пассив баланса по состоянию на 01.01.2015 г. состоит из капитала и резервов, долгосрочных обязательств, краткосрочных обязательств. При этом собственный капитал составляет 60.14% от общей стоимости источников имущества организации, долгосрочные обязательства находятся на уровне 0.84% от стоимости имущества, удельный вес краткосрочных обязательств равен 39.02%.

В конце анализируемого периода в составе собственного капитала предприятия выделяется уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

Уставный капитал организации за исследуемый период возрос на 1402 тыс. руб. и составил 48156 тыс. руб. Уровень добавочного капитала возрос на 28275 тыс. руб. и составил 608013 тыс. руб. Также в структуре баланса присутствует резервный капитал в сумме 2338 тыс. руб. Как на начало, так и на конец исследуемого периода в балансе предприятия присутствует нераспределенная прибыль. При этом ее уровень возрос на 596950 тыс. руб. и составил 839853 тыс. руб.

Заемные средства предприятия как на начало, так и на конец периода состоят из долгосрочных и краткосрочных обязательств.

Долгосрочные обязательства за период анализа возросли на 763 тыс. руб. и составляют 20933 тыс. руб. или 103.78% от их первоначального уровня. В структуре долгосрочных обязательств на начало периода присутствуют отложенные налоговые обязательства. В конце периода долгосрочные обязательства состоят из отложенных налоговых обязательств на 100%.

По строке 1510 баланса (краткосрочные заемные средства) – сумма заемных средств на 01.01.2015 г. снизилась по сравнению с положением на 01.01.2014 г. на 289370 тыс. руб. и составила 0 тыс. руб. Сумма кредиторской задолженности на 01.01.2015 г. возросла по сравнению с положением на 01.01.2014 г. на 97401 тыс. руб. и составила 907014 тыс. руб. Наблюдается высокий удельный вес кредиторской задолженности. По состоянию на 01.01.2014 г. ее уровень составляет 39.95% общей стоимости имущества предприятия, а на 01.01.2015 г. — 36.41%.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в исследуемом периоде не изменилось. При этом по состоянию на 01.01.2014 г. кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 137.6%, а по состоянию на 01.01.2015 г. на 112.4%. Таким образом, за исследуемый период увеличилось отвлечение средств из оборота предприятия, возросло косвенное кредитование средствами данной организации других предприятий. Организация несет убытки от обесценения дебиторской задолженности. Необходимо принять всевозможные меры по взысканию дебиторской задолженности в целях покрытия задолженности предприятия перед кредиторами.

В структуре пассива баланса по состоянию на конец исследуемого периода присутствуют также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства.

Увеличение активов на 464769 тыс. руб. сопровождается одновременным снижением обязательств предприятия на 161858 тыс. руб. Так как платежеспособность зависит от покрытия обязательств предприятия его активами, можно утверждать, что вследствие того, что активы организации возросли, отношение текущих пассивов к текущим активам изменилось и повлекло значительное улучшение платежеспособности.

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в повышении эффективности ее деятельности, выявлении сильных и слабых сторон, укреплении финансового состояния. Экономический анализ способствует более рациональному использованию основных средств, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помните, что при анализе деятельности предприятия используется принцип эффективности хозяйствования, предполагающий достижение наибольшего результата при наименьших затратах. Наиболее обобщающим показателем эффективности является прибыльность. К ее частным показателям можно отнести:

— эффективность использования трудовых ресурсов (рентабельность персонала, производительность труда), основных производственных фондов (фондоемкость, фондоотдача), материальных ресурсов (материалоемкость, материалоотдача);

— эффективность инвестиционной деятельности предприятия (окупаемость капитальных вложений);

— эффективность использования активов (показатели оборачиваемости);

— эффективность использования капитала.

После расчета системы коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия сопоставьте их с плановыми, нормативными и отраслевыми показателями. Это позволит сделать вывод об эффективности функционирования организации и ее месте на рынке.

Чтобы сделать общий вывод об эффективности деятельности предприятия, рассчитайте уровень рентабельности, представляющий собой отношение прибыли предприятия к величине основных и оборотных средств. Данный показатель объединяет в себе целый ряд коэффициентов (рентабельность капитала, продаж, товаров и т.д.). Рентабельность – это интегральный показатель эффективности бизнеса. Она показывает меру доходности предприятия, его привлекательность для инвесторов.

При анализе деятельности предприятия учтите, что для более детального изучения его состояния необходимо провести факторный анализ полученных результатов. Ведь каждый показатель, отражающий использование производственных ресурсов, находится под влиянием иных показателей.

На деятельность организации в целом оказывают воздействие многие факторы:

— общая экономическая ситуация в стране и на рынке;

— природно-географическое положение предприятия;

— факторы, обусловленные функционированием предприятия (ценовая и сбытовая политика, степень использования производственных ресурсов, выявление и использование внутрихозяйственных резервов и т.д.).

Предпринимательская деятельность требует постоянного планирования и анализа финансовых показателей работы компании. На этом основано эффективное управление всеми этапами производства и разработка методов получения наибольшей прибыли.

Финансовый анализ предприятия направлен на изучение его основных экономических показателей, обеспечивающих финансовую стабильность в соответствующей нише рынка. Устойчивость предприятия – гарантия получения постоянной прибыли, индикатор надежности для потенциальных инвесторов и акционеров.

В рамках финансового анализа проводится формирование так называемой информационной базы анализа. База – это совокупность финансовых показателей, по которым производится оценка. В нее входят: материальные активы, источники финансирования, коэффициенты ликвидности, величина торгового оборота, денежные потоки, инвестиции, методы ценообразования, условия банкротства. На основе анализа подводятся итоги и выводятся прогнозы.

Финансовый анализ предприятия может быть как внутренним, так и внешним. Внутренний анализ производят сотрудники самой компании, внешний – сторонние лица. Первый тип анализа проводится по окончании определенного отчетного периода. Второй – при продаже или покупке компании, проведении специальных проверок (аудитов), при этом может быть проведена дополнительная проверка достоверности предоставленных данных.

Существует несколько направлений финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный, трендовый, аналитический и факторный. Горизонтальный метод анализа подразумевает сравнение текущих показателей с данными прошлых периодов для выявления динамики. Вертикальный анализ предполагает обзор общей структуры всей базы показателей и дальнейшее изучение влияния каждого из них на целую картину.

Сравнительный анализ предусматривает сравнение аналогичных финансовых показателей между подразделениями, цехами, дочерними компаниями, а также между общими показателями фирмы с аналогичными данными конкурентов, если в распоряжении имеется такая информация.

Трендовый анализ показывает общую тенденцию изменения показателей от периода к периоду. Построение тренда помогает при прогнозировании будущего организации, составлении долгосрочных предварительных планов.

Аналитическое направление финансового анализа позволяет выявить определенные взаимосвязи и закономерности между сходными показателями различных фирм, например, группировка компаний по структуре или сумме уставного капитала, по величине основных средств или прибыли. Это направление также называется аналитической группировкой.

Факторный анализ – изучение влияния отдельных факторов на изменения финансовых показателей, например, как на объем производства продукции повлияет увеличение или уменьшение цены, или как отразится на итоговой прибыли замена или модификация оборудования и т.д.

Анализ финансового состояния предприятия проводится целью оценки его деятельности. Он предполагает расчет ряда показателей, которые отражают процесс формирования денежных средств у хозяйствующего субъекта, направления их использования и эффективность.

Читайте также:  Какой должен быть анализ мочи у беременных

Финансовый анализ является обязательным элементом финансового менеджмента на предприятии, экономических взаимоотношений его с партнерами, банками, налоговыми органами. Он включает в себя расчет нескольких групп показателей: финансовой устойчивости, деловой активности, прибыльности и рентабельности.

Для определения устойчивости финансового состояния предприятия определяют изменения в структуре капитала, источниках его формирования и направления размещения, эффективность и интенсивность использования капитала, платежеспособность и кредитоспособность организации, запас ее финансовой прочности.

При проведении финансового анализа определяют абсолютные и относительные изменения показателей баланса. Последние дают возможность сравнить их с общепринятыми нормативами, чтобы оценить риск банкротства, с показателями других предприятий, чтобы выявить его сильные и слабые стороны, место на рынке, а также с аналогичными периодами предыдущих лет, чтобы выявить тенденции развития фирмы.

Проведение финансового анализа включает в себя несколько этапов. В первую очередь определяются условия, цели и задачи функционирования предприятия как системы, которая включает в себя 3 элемента: ресурсы, производственный процесс и готовую продукцию.

Затем проводится отбор показателей, которые характеризуют финансовую деятельность предприятия: финансовой устойчивости (коэффициент финансовой устойчивости, автономии, удельный вес дебиторской задолженности, заемных средств), платежеспособности и ликвидности, деловой активности (коэффициент оборачиваемости запасов, собственных средств и т.д.), рентабельности.

После этого составляется общая схема системы, выделяются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, определяются подчинительные элементы, дающие качественные и количественные характеристики. Затем получают конкретные данные о работе предприятия в числовом выражении, оценивают результаты его деятельности, выявляют резервы для повышения эффективности производства.

Одной из задач компании является выживание в условиях конкуренции. С этой точки зрения под анализом рынка имеется в виду сбор и анализ информации, помогающей разработать стратегию выживания. Для учета конкурентных угроз можно использовать теорию пяти сил Майкла Портера.

Проанализируйте угрозу появления новых конкурентов. Надо оценить, насколько им легко или сложно приобрести нужное оборудование, навыки и т.д., чтобы забрать у компании часть прибыли. Если барьеры для входа в отрасль невысоки, конкурентная борьба может обостриться. В таком случае руководство компании заранее должно решить, есть ли шансы на победу в ценовых войнах.

Выясните угрозу появления товаров-заменителей. Если компания занимается производством упаковки из жести, клиенты могут перейти на дешевую пластиковую упаковку. Возможно уменьшение спроса на жесть, тогда конкуренция между производителями возрастет пропорционально уменьшению спроса. По аналогии сделайте анализ условий, в которых работает компания.

Узнайте, каковы рычаги воздействия покупателей. Когда покупателей много, их воздействие на продавцов невелико. Если же клиентов в отрасли мало, они могут сталкивать конкурентов друг с другом, вынуждая снижать цены.

Оцените рычаги воздействия поставщиков. Если поставщики компании имеют клиентов в других отраслях, они могут навязывать компании условия.

Проанализируйте соперничество между существующими фирмами. Острота соперничества зависит от сил, проанализированных на 4-х предыдущих шагах.

Выберите подходящую стратегию развития. Если 5 сил в отрасли указывают на высокую конкуренцию, компания должна быть готова к варианту малозатратного производства и оказанию дополнительных услуг, решающих проблемы клиентов.

Рассмотрите варианты введения жестких правил. Компания может лоббировать законы, соблюдение которых окажется трудным для конкурентов. Тогда 5 сил, действующих на рынке, изменят степень влияния друг на друга.

Подробно теория пяти сил описывается в книге Стивена Силбигера «MBA за 10 дней», 2002 г., в разделе «Стратегия». Обратите внимание на детерминанты пяти сил. Они позволяют мыслить в верном направлении, чтобы найти возможности получения конкурентного преимущества.

Основная деятельность предприятия является главным источником получения прибыли. Характер деятельности определяется отраслевой спецификой принадлежности предприятия, основу которой составляет производственная и коммерческая деятельность, а дополняется инвестиционной и финансовой деятельностью. Прибыль, получаемая от продажи производимой продукции, услуг и работ, определяется разницей между выручкой и себестоимостью, за вычетом налогов и других обязательных платежей.

Анализ прибыли проводится по различным направлениям, формам и видам. Анализ по направлениям разделяется на анализ формирования прибыли и ее использования Анализ по формированию проводится в разрезе сфер деятельности: финансовой, операционной и инвестиционной. Это основная форма анализа, способствующая выявлению уровня прибыли и повышению резервов. Проводится этот вид анализа по данным налогооблагаемой прибыли и бухгалтерского учета. Анализ использования и распределения прибыли проводится по направлениям ее использования и помогает выяснить уровень потребления и капитализации прибыли.

По объемам проведения анализа выделяют тематический и полный анализ прибыли. Тематический анализ ограничен некоторыми аспектами использования или формирования прибыли, полный — с целью изучения каждого аспекта формирования прибыли, а также распределения и использования.

Организация проведения анализа может быть внешней и внутренней. Внешний анализ производится налоговыми органами, аудиторскими организациями, страховыми компаниями и банками, внутренний проводится собственниками организации и представляет коммерческую тайну.

Цель анализа состоит в выявлении причин, которые обусловили определение резервов роста прибыли, изменение прибыли и подготовке решений. Для того чтобы провести анализ необходимо:

— изучить состав и структуру прибыли;

— оценить прогноз и динамику финансовых результатов;

— провести оценку качества прибыли;

— выявить количественные изменение влияния факторов на формирование прибыли;

— изучить направления, тенденции и пропорции распределения прибыли;

— разработать рекомендации по более эффективному использованию прибыли.

Во время проведения анализа обычно используются различные способы и приемы, позволяющие получить достоверную оценку финансового результата, например, вертикальный и горизонтальный анализ либо анализ по факторам и сравнительный анализ. Последовательность и методика анализа прибыли выбирается в соответствие с формой проведения.

Для проведения анализа за определенный год следует делать расчеты в ценах того периода, за который проводится анализ.

Информационной базой для анализа прибыли является отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс.

Экономический анализ – это систематизированная информация, которая призвана выявить все проколы предприятия и обеспечить наибольшую эффективность его работы. Данный вид анализа способен провести специалист, который достаточно хорошо разбирается не только в бухгалтерии, но и в экономике в целом.

Определитесь с типом экономического анализа: внешний или внутренний; технико-экономический, экономико-правовой и др.; предварительный, текущий и др.; макро или микроанализ и т.д.

Сформируйте и подберите информацию, которая должна быть:

— уместной (влиять на принятие управленческого решения;

— достоверной, т.е. правдивой, без фальсифицированных результатов деятельности предприятия и такой, которую легко проверить с помощью первичных документов;

— нейтральной – без выгоды какой-либо одной группе;

— понятной – легко воспринимаемой без специальной подготовки;

— сопоставимой, к примеру, с информацией других организаций;

— рациональной, подбор которой осуществлялся бы при минимальных затратах;

— конфиденциальной — т.е. не содержашей данных, которые могут навредить предприятию и его сильным позициям.

Проведите аналитическую обработку данных с составлением аналитических таблиц и бухгалтерского баланса, где статьи сведены в укрупненные группы с одинаковым экономическим содержанием. Такой баланс удобен для чтения и проведения качественного экономического анализа.

На основании полученных групп рассчитайте основные показатели финансового состояния предприятия – ликвидность, финансовую устойчивость, оборачиваемость и т.д. Обратите внимание, что при таком преобразовании баланса сохраняется сальдо – равенство актива и пассива.

Проведите вертикальный и горизонтальный анализ баланса. При вертикальном анализе примите сумму активов и выручку за 100% и разделите проценты по статьям соответственно представленным цифрам. При горизонтальном анализе основные статьи баланса сравните с предыдущими годами, размещая их в соседних колонках.

Сравните все показатели с нормативами показателей отрасли.

Обобщите результаты экономического анализа. На основе полученной информации дайте объективную оценку деятельности предприятия, внесите предложения по выявлению резервов для повышения эффективности предприятия.

Анализ продаж продукции поможет вам определить наиболее перспективные товары с точки зрения их реализации. Также он позволяет отследить тенденции спада и роста продаж. Обладая такой информацией, вы сможете более эффективно управлять продажами и планировать свою профессиональную деятельность.

  • Информация о продажах, калькулятор, компьютер

Проанализируйте динамику и структуру продажи продукции. Для этого проследите за тем, какое количество единиц продукции было приобретено за отчетный период. Сравните полученные данные с предыдущим или базисным периодом. Результатом может стать вывод о росте, спаде или стабильности продаж. Выявите темп роста выручки, поделив данные за текущий период на данные за прошедший. Выясните, какое количество продукции было продано в кредит.

Оцените равномерность продаж продукции. Для этого определите коэффициент вариации или неравномерности. Чем меньшее он имеет значение, тем равномернее распределяются продажи по периодам.

Определите критический объем продаж. Этот показатель демонстрирует, при каком количестве проданной продукции предприятие перестанет быть убыточным, но пока еще не начнет приносить прибыль. Для этого постоянные затраты следует разделить на уровень маржинального дохода.

Определите рентабельность продаж. Она представляет собой доходность вашего предприятия и целесообразность его существования. Рентабельность вычисляется путем деления прибыли от продаж на выручку от них. Этот показатель следует анализировать в динамике. Он демонстрирует, какую прибыль приносит каждый рубль от выручки.

Проанализируйте темпы роста продаж конкурентов. Это позволит вам выявить свое положение на рынке и укрепить позиции компании в дальнейшем.

Выявите причины спада объема продаж, если таковые имеют место. Чаще всего ими бывают приближение жизненного цикла товара к концу, высокая конкуренция на данном секторе рынка, перенасыщение рынка. В зависимости от причины, компания должна либо наладить выпуск нового продукта, либо укрепить свои сильные стороны, либо выйти на новые сегменты рынка. Своевременно принятое решение может уберечь вас от дальнейшего спада продаж.

Под термином «анализ продаж» понимается очень широкий спектр задач, в том числе таких, для решения которых требуется применение нетривиальных методик. Однако в большинстве случаев аналитику или менеджеру по продажам достаточно использования электронных таблиц, наполненных… информацией.

На первоначальном этапе проводится анализ динамики продаж, структуры продаж и рентабельности продаж. На данном этапе определяют тенденции, которые складываются в отношении продаж (рост, стабильность, спад), а также влияние отдельных групп и категорий продукции/услуг на эти тенденции и уровень этого влияния.

Для определения тенденции роста или спада продаж продукции предприятия необходимо проводить их анализ. Он позволяет определить ситуацию на рынке и выявить те товары, продвижение которых требует некоторых усилий. В результате формируется план будущих продаж и необходимые меры по их увеличению.

Составьте отчет по динамике и структуре продаж в целом по предприятию и по отдельным направлениям и группам продукции. Рассчитайте темп роста выручки, который равен отношению прибыли от продаж в текущем и в прошлом периоде. Также определите долю выручки от продаж продукции, которая реализуется в кредит в отчетном периоде. Полученные показатели, рассчитанные в динамике, позволят оценить необходимость кредитования покупателей и тенденции развития продаж.

Рассчитайте коэффициент вариации продаж. Он равен сумме квадратов разницы реализованной продукции в конкретный период и среднего числа продаж, по отношению к среднему проценту продаж за анализируемый период. На основании полученных величин сделайте выводы о причинах, которые вызывают неравномерность продаж. Разработайте мероприятия, призванные устранить выявленные причины и повысить ритмичность.

Вычислите уровень маржинального дохода, который равен отношению разницы выручки и переменных затрат к выручке от продаж. Определите показатель критического объема продаж, который равен отношению постоянных расходов на производство и реализацию продукции к уровню маржинального дохода. Полученная величина позволяет определить точку безубыточного объема продаж. На основании полученных данных определите запас прочности предприятия.

Определите в динамике рентабельность продаж, которая определяется как отношение прибыли продаж к выручке. Полученный показатель позволяет определить доходность предприятия и оценить эффективность функционирования и текущей товарной политики.

Проанализируйте полученные показатели продаж и выявите меры, которые необходимо принять для увеличения прибыли. Это может быть оптимизация производства, работа с клиентами, освоение новых рынков и многое другое.

Рентабельность является показателем прибыльности предприятия. Также именно рентабельность подразумевает под собой использование определенных средств, при которых организация может покрыть собственные затраты доходами и получить прибыль.

Проведите анализ рентабельности компании по данным ее деятельности за год, а затем по кварталам. Сравните фактические показатели рентабельности (продукции, имущества, собственных средств) за необходимый период с расчетными (плановыми) показателями и со значениями за предыдущие периоды. При этом значения за предыдущие периоды приведите к сопоставимому виду при помощи индекса цен.

Изучите влияние внутренних и внешних факторов производства на показатели рентабельности. Затем определите резервы прироста показателей рентабельности. В свою очередь, для обеспечения увеличения рентабельности, темпы повышения прибыли должны быть больше темпов роста используемых материалов или результатов деятельности, то есть дохода от реализации товара.

Проанализируйте стабильность работы предприятия, которая характеризуется множеством различных показателей, отображающих устойчивость состояния его финансов, оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности. Целью анализа финансов служит оценка состояния компании в предыдущем периоде, проведение оценки ее состояния на настоящий момент и оценка будущего положения фирмы.

Сам финансовый анализ проведите в несколько этапов: определите подход или направление данного анализа, оцените качество исходной информации и выполните анализ с применением основных методов. К данным методам относятся: горизонтальный — сравнение каждой отдельной позиции баланса либо другого отчетного документа с данными за предыдущий период; вертикальный — определение системы всех слагаемых показателя, а также влияния каждой позиции в целом на сам результат; трендовый — анализ показателя, сделанный за несколько промежутков времени и определение тренда при помощи математической обработки определенного ряда динамики.

Основная проблема бизнеса нашего времени – не производство продукта, а его сбыт. В условиях изобилия товаров и услуг конкурентоспособной может стать только компания, способная успешно продавать свой продукт. Для контроля и улучшения показателей торговли нужно грамотно оценивать имеющиеся данные, т.е. уметь провести анализ эффективности продаж.

Анализируйте количественные показатели, эта работа обычно нетрудна, потому что все данные можно представить наглядно. Главное – выделите основные показатели для анализа, отражающие эффективность именно вашего бизнеса с его спецификой. В некоторых видах бизнеса это может быть количество телефонных звонков, в других – количество найденных партнеров-покупателей. Работа с численными показателями позволяет оценить количество ресурсов, необходимых для выполнения плана продаж. Если увеличить число звонков, партнеров и работников, показатели продаж, безусловно, вырастут. Однако анализа одних лишь количественных показателей недостаточно для адекватной оценки работы.

Анализируйте качественные показатели, такие, как профессиональная и личная эффективность ваших работников. Подобный анализ сложнее сравнения количественных показателей, но позволяет на ином уровне оценивать ситуацию. Почему его нельзя игнорировать? Во-первых, рынок сбыта имеет границы, с ним нужно работать постоянно, изыскивая возможности наилучшего использования рыночной ситуации. Во-вторых, могут изменяться внешние условия, от вас не зависящие. К примеру, у конкурента появился новый продукт той же ценовой линейки, что и у вас, но лучшего качества. Теперь для продажи единицы товара придется вложить гораздо больше ресурсов, например, вместо 10 звонков нужно сделать 15. В ситуации острой конкуренции преимущество получает компания, специалисты которой четко формулируют качественные показатели и разрабатывают методы их контроля и работы над повышением этих показателей.

Анализируйте работу сотрудников на разных этапах. Это позволит выявить, на каком этапе у того или иного продавца возникают трудности. Одному труднее дается презентация себя и компании, другому – работа с возражениями. Таким образом, у вас перед глазами будет индивидуальный профиль каждого работника. Вы сможете работать с трудностями каждого из них, повышая квалификацию сотрудника, формируя навыки, которыми он не обладает на момент оценки.

Читайте также:  Какой должен быть анализ на энтеробиоз

Как провести анализ персонала в компании — вопрос, который не умеет решать почти никто. Между тем, проведение анализа персонала позволяет правильное делегировать полномочия своим сотрудникам.

Многие методы являются громоздкими и не универсальными, а также требуют больших трудозатрат для исполнения. А ведь анализ персонала проводится ежедневно и, в том числе, во время интервью с кандидатами на трудоустройство в компанию. Рассмотрим сегодня простой метод, который вы сможете применить уже завтра.

Этот метод я изучил на тренинге Майкла Бенга, который является признанным мастером в обучении и мотивации торгового персонала. Итак, поехали.

Мы постоянно поручаем сотрудникам выполнять какие-то задания, но, в итоге часто не получаем удовлетворительного результата. Скорее всего, причина состоит в том, что мы дали это задание некомпетентному или не желающему делать работу хорошо сотруднику, и при этом не контролировали его. Но есть и второй вариант: мы поручили работу хорошо обученному и самостоятельному ответственному сотруднику и при этом постоянно контролировали его, в результате чего, его мотивация снизилась.

Очень Важно, чтобы ваш стиль управления соответствовал мотивации и компетентности человека. Мы можем применять матрицу компетентности/мотивации для определения позиции сотрудника и определения правильных действий по отношению к нему.

От чего зависят эти два качества?

Компетентность – зависит от опыта, образования, пройденного обучения, интеллекта человека.

Мотивация – зависит от целей человека, уверенности, отношения к нему руководства, от того доволен ли он условиями труда и размером оплаты.

ШАГ 1. Нам нужно выполнить анализ работы, учитываю мотивацию и компетентность человека без предубеждений и расположить человека в один из квадратов на представленном ниже рисунке.

ШАГ 2. Вам нужно определиться со стилем управления каждым типом сотрудников, советы находятся в соответствующих квадратах нижнего рисунка.

Давайте подробнее пройдемся по типам:

1 – это опытные компетентные сотрудники, которые замотивированы хорошо делать свою работу. Как правило, это ТОПы и звезды подразделений. Такой сотрудник нуждается в подтверждении своих качеств в виде получения больших полномочий в рамках проекта.

2 – это сотрудники, которые рвутся в бой, но не имеют соответствующих навыков и опыта и поэтому постоянно косячат. Либо это новые сотрудники, которые еще не научились работать по стандартам компании, им нужно в этом помогать. По моему мнению – это самые перспективные сотрудники, из которых можно вырастить тип 1, просто обучая их работе.

3 тип очень опасный. Это сотрудники, которые обладают опытом и компетенцией, но недооценены в прямом смысле слова или по их собственному мнению. Возможно, этого сотрудника где-то во время не продвинули по службе, или мало платите ему, возможно, Вы слишком контролировали его, когда он был в квадрате 1. Это часто зарвавшиеся звезды отделов продаж, которых опустили с небес на землю, во время ротации в отделе или трансформации отдела продаж.

Как работать с такими сотрудниками?

Ну, во-первых, не надо доводить до этого. Сотрудники 3 типа – это вина их непосредственного руководителя. Тут, либо сотруднику наобещали при устройстве на работу «золотые горы», которых нет в этой компании. Либо не уловили момент, когда сотрудник изменил свою мотивацию, и продолжали неправильно мотивировать его.

Что можно сделать? Часто для мотивации таких сотрудников нужна встряска с возможностью заработать вознаграждение и вновь вернуться в 1 квадрат.

Если сотрудник стал таким в результате обмана при приеме на работу и, как следствие, завышенных ожиданий, то лучше всего попрощаться с ним. Если вы не можете дать ему тех полномочий или денег, которые ему нужны, он все равно уйдет или будет работать в пол силы.

Рекомендация № по этому абзацу: никогда не берите сотрудника на должность, если она не предусматривает оплаты тех денег, которые ему интересны!

4 – это может быть новый сотрудник, которого не туда занесла судьба или старый сотрудник, который так и не развил в себе компетенции, плюс ко всему потерял мотивацию. Это самый сложный тип сотрудников, и нужно переводить в другие сектора как можно быстрее, а проще заменить их на тип 2.

Дальше, вы делаете снимок персонала ежемесячно и каждый раз при принятии серьезного поручения, анализируете конкретного сотрудника. Вы должны быть уверены, что с изменением сотрудника в результате мотивации и обучения, ваш стиль управления тоже меняется.

Мы разобрали с вами, как провести анализ персонала в организации и как правильно делегировать. Постоянное понимание мотивации и компетенции сотрудников позволит вам найти верный подход к каждому из них и правильно управлять.

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Динамика основных финансовых показателей организации. Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ миссии компании, корпоративной, деловых и функциональных стратегий. Сущность политики формирования портфеля заказов на продукцию.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления — «НИНХ»

по производственной практике

Анализ деятельности организации на ООО «Айгуль»

Глава 1. Анализ деятельности организации

1.1 Краткая характеристика деятельности организации

1.2 Динамика основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности

1.3 Стратегический анализ внешней среды организации

1.4 Анализ внутренней среды организации

Глава 2. Применение методов стратегического менеджмента в ООО «Айгуль»

2.1 Характеристика миссии организации, корпоративной, деловых и функциональных стратегий

2.2 Стратегия формирования портфеля заказов на продукцию

Глава 3. Разработка путей решения проблемы, существующей в организации

Управление — есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.

Торговой называется организация, выполняющая функции купли, продажи, дистрибьюции и хранения товаров, а также занимающаяся торгово-финансовой деятельностью. Как отрасль торговля отличается от других отраслей хозяйства низкой фондоемкостью, широким применением живого труда, высокой потребностью в оборотных средствах и более быстрой их оборачиваемостью.

Коммерческая деятельность торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено факторами внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, в первую очередь изменениями потребительского рынка. Кроме того, изменяются во времени и внутренние условия функционирования торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия. Это обуславливает актуальность выбранной темы прохождения производственной практики.

Объектом производственной практики является предприятие мелкооптовой торговли ООО «Айгуль». Целью прохождения производственной практики является анализ стратегического и финансового управления коммерческой деятельностью торгового предприятия ООО «Айгуль», выявление актуальных проблем управления данным предприятием и разработка путей их решения.

В соответствии с поставленными для прохождения производственной практики целями сформированы следующие задачи:

§ Определить характеристику деятельности предприятия и провести анализ основных финансово-экономических показателей коммерческой деятельности ООО «Айгуль»;

§ Провести стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Айгуль»;

§ Рассмотреть основные методы стратегического менеджмента в ООО «Айгуль»;

§ Выявить основные проблемы стратегического управления ООО «Айгуль» и разработать методы их решения.

Методической и теоретической основой написания отчета о производственной практике должны стать соответствующие Федеральные законы РФ, учебные пособия и специальная литература по обозначенной теме исследования, бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетности ООО «Айгуль». Структура отчета о практике состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 17 источников и приложения.

Глава 1. Анализ деятельности организации

1.1 Краткая характеристика деятельности организации

Общество с ограниченной ответственностью «Айгуль» занимается мелкооптовой и розничной продажей винно-водочной и другой продукции. Местонахождение предприятия — г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), база ППС.

Деятельность предприятия регулируется Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», уставом предприятия, а также другими нормативными документами и законодательными актами. Предприятие является самостоятельным хозяйственным объектом с правами и обязанностями юридического лица.

Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, обеспечивает социальное развитие и стимулирование работников за счет накопленных средств, несет полную ответственность за результаты собственной хозяйственной деятельности и выполнение возложенных на себя обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом, банками, а также перед трудовым коллективом согласно действующего законодательства.

Целью создания ООО «Айгуль» является осуществление производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Читайте также:  Какой должен быть анализ мочи показатели

Для достижения своих целей ООО «Айгуль» выполняет следующую деятельность:

— осуществляет любые виды сделок и операций как в России, так и за границей: сделки купли-продажи, мены, подряда, займа, перевозок, поручений, хранения, комиссии и другие.

— осуществляет посреднические, агентские, представительские, маркетинговые, трастовые, инжиниринговые, лизинговые и другие услуги.

— осуществляет рекламную информацию, проводит рекламные мероприятия, участвует и организует выставки и ярмарки.

— осуществляет поиск потенциальных партнеров среди объединений, предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а также фирм, находящихся за ее пределами для налаживания прямых контактов между ними.

— осуществляет вложение имеющихся средств в проекты сотрудничества с зарубежными партнерами, включая создание совместных предприятий, строительство объектов социального, производственного назначения.

— участвует в разработке и внедрении инвестиционных программ по реконструкции, капстроительству жилых и нежилых помещений.

— осуществляет различные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, товарообменные (бартерные) с товарами народного потребления и услугами, неликвидами, вторичными ресурсами и т.д.

— осуществляет строительство, изготовление, приобретение, сдачу в аренду и отчуждение имущества: зданий, оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей;

— осуществлять складские, консигнационные услуги, транспортные, экспедиторские, автосервисные услуги, включая создание собственных или совместных автохозяйств;

— производить все виды страхования своих имущественных и неимущественных интересов в страховых обществах.

Уставный капитал ООО «Айгуль» сформирован за счет вкладов учредителей и составляет 10 000 000 руб.

ООО «Айгуль» самостоятельно осуществляет планирование хозяйственной деятельности, исходя из реального потребительского спроса в пределах видов деятельности.

Структура органов управления ООО «Айгуль» состоит из общего собрания участников (ежегодные собрания) и единоличного исполнительного органа.

1.2 Динамика основных финансовых показателей организации и краткий анализ финансово-хозяйственной деятельности

Для выявления динамики изменения балансовых показателей приведем сравнительный аналитический баланс в Приложении 1.

Анализ динамики баланса позволяет сделать вывод о его устойчивой структуре. По итогам отчетного периода валюта баланса выросла на 14%. Увеличилось количество и удельный вес внеоборотных и оборотных (материалов и готовой продукции) активов, снизилась доля дебиторской задолженности и НДС. Однако снизилась и доля денежных средств в общей валюте баланса, но при этом выросла доля финансовых вложений, что позволяет судить о том, что исследуемое предприятие формирует инвестиционную программу. Доля собственных средств в пассиве баланса также возросла, снизились краткосрочные займы и кредиторская задолженность. В общем можно охарактеризовать динамику баланса как положительную.

Данные для расчета финансовых коэффициентов сведем в таблицу 1.1.

Себестоимость проданных товаров

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль, прочие платежи и чрезвычайные расходы

Выручка от продаж товаров предприятия возросла на 17%, при этом прирост себестоимости составил всего 13%, что позволило значительно повысить валовую прибыль ООО «Айгуль». Можно сделать вывод об эффективности маркетинговой и финансовой стратегии предприятия.

Коэффициенты ликвидности организации.

Можно заметить, что все коэффициенты ликвидности предприятия в отчетном и базовом периоде соответствуют нормативным с отклонениями в положительную сторону, наблюдается положительная динамика. Это говорит о высокой степени платежеспособности предприятия при расчетах с дебиторами и кредиторами, а также об обеспеченности предприятия оборотными средствами для погашения текущих задолженностей. В ближайшее время в случае продолжения выбранной управлением предприятия финансовой и маркетинговой стратегии банкротство ООО «Айгуль» не грозит.

Анализ финансовой устойчивости предприятия также сведем в таблицу.

По результатам таблицы видно, что финансовое состояние данного предприятия не зависит от внешних заемных источников средств, маневренность собственного капитала предприятия высокая, это говорит о том, что предприятие не всегда способно пополнять оборотные средства за счет собственных источников. Коэффициент обеспеченности материальных оборотных средств выше нормы как в начале отчетного периода, так и в конце. Доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных активов практически соответствует нормативу. По всем показателям можно оценить финансовое состояние организации как устойчивое.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в следующие группы:

Показатели рентабельности капитала;

Показатели рентабельности производства;

Показатели рентабельности продаж;

Показатели рентабельности, рассчитанные на основе потоков денежных средств.

Основные виды рентабельности организации приведены в Приложении 2.

По результатам анализа рентабельности предприятия видно, что динамика рентабельности положительная, все коэффициенты соответствуют норме и растут. При этом динамика рентабельности продаж по прибыли до налогообложения и чистой прибыли выше, чем динамика рентабельности продаж, что говорит о повышении товарооборота при одновременном процентном снижении издержек, то есть об эффективной сбытовой и маркетинговой политике предприятия.

Анализ эффективности использования персонала начнем с определения количественного и качественного персонала организации (обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их качественный состав).

Характеристика движения рабочей силы

Численность ППП на начало года

Уволены за нарушение трудовой дисциплины

Численность персонала на конец года

Среднесписочная численность персонала

Коэффициент оборота по приему работников

Коэффициент оборота по выбытию работников

Коэффициент текучести кадров

Коэффициент постоянства кадров

Средний возраст работников основной специальности

Средний возраст работников управленческого аппарата

Процент работников, имеющих необходимое образование (квалификацию)

Прибыль от реализации продукции

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Выручка от реализации продукции, тыс. руб

Среднесписочная численность работников, чел

Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс.руб

В отношении движения рабочей силы в ООО «Айгуль» вырисовывается первая проблема: высокая текучесть кадров. Из таблицы также можно заметить то, что управление предприятия в отношении персонала ведет политику снижения среднего возраста как в отношении работников основной профессии, так и управленческого аппарата, однако в этом случае снижается процент профессиональной подготовки сотрудников. Вряд ли можно назвать такую политику управления персоналом эффективной для долгосрочной перспективы. В этом случае управлению по работе с персоналом предприятия необходимо обеспечивать мотивацию сотрудников (материальную и моральную), обеспечить благоприятный психологический климат и адаптацию в коллективе. Что касается эффективности использования персонала, то динамика ее положительная, выработка работников выросла по сравнению с прошлым периодом, рентабельность персонала выросла.

1.3 Стратегический анализ внешней среды организации

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Для анализа факторов внешней среды можно использовать PEST — Анализ. PEST — Анализ — это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Анализ факторов внешней среды приведен в приложении 3.

Политические факторы в силу специфики отрасли почти никакого влияния на развитие компании не оказывают. Можно отметить только выраженное влияние факторов изменения денежно-кредитной и налоговой политики республики и Нерюнгринского района, а также отношения с иностранными государствами и странами ближнего зарубежья, предприятия которых являются косвенными поставщиками алкогольной продукции ООО «Айгуль».

Данные анализа влияния социальной и демографической среды свидетельствуют о существенном влиянии традиций, культурного уровня и уровня образования населения.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) складывается выгодная для развития малого предпринимательства обстановка. Республиканское правительство и муниципальное управление создают благоприятную среду для развития малого бизнеса в республике (законодательная и информационная поддержка, низкие кредитные ставки, выгодная аренда муниципальной собственности и т.д.).

Как видно из приведенной таблицы, факторы экономической среды оказывают отрицательно и положительное влияние на деятельность компании.

При этом наибольшее положительное влияние имеют следующие факторы:

— размеры и темпы изменения размеров рынка;

— размеры и темпы роста сегментов рынка в соответствии с интересами компании;

— общий уровень экономического развития;

— масштабы правительственной поддержки отрасли.

Наибольшее отрицательное влияние оказывают факторы:

— уровень развития конкурентных отношений;

— система налогообложения и качество экономического законодательства;

— общая конъюнктура национального рынка.

Технологические факторы также не оказывают существенного влияния на сферу деятельности компании, так как ООО «Айгуль» — предприятие непроизводственной сферы. Влияние оказывают только инновации в области торгового оборудования и технологий, а также факторы совершенствования маркетинговой и кадровой политики (рекламные технологии, программы обучения кадров по западным технологиям и т.д.).

В некоторых теориях природно-экологические факторы занимают одно из ведущих мест. Основной причиной, которая объясняет такое отношение к природной среде в этих теориях, является тезис о том, что развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью ресурсов.

Природно-экологическая среда характеризуется следующими факторами:

— размещение больших промышленных центров;

— территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов;

— состояние экологической среды и ее влияние на производство.

Город Нерюнгри является сравнительно небольшим промышленным городом республики. В результате анализа влияния экологических факторов на предприятия малого бизнеса республики были выявлены незначительные факторы как позитивного (наличие и разработка природных ресурсов), так и негативного влияния (неблагоприятные природно-климатические и экологические условия для проживания).

Рынок алкогольной продукции и безалкогольных напитков — один из самых быстрорастущих в России. Это обеспечивается постоянным спросом, а также высоким ассортиментом предоставляемой продукции.

На следующей диаграмме представлен сегмент рынка мелкооптовой и розничной торговли алкогольными и безалкогольными напитками в общем товарообороте продуктов питания Нерюнгринского района в 2008 году.

На следующей диаграмме представлена динамика изменения объема продаж (процент от общей доли рынка) алкогольной и безалкогольной продукции за 2004-2008 год:

Сегментация рынка алкогольной продукции Нерюнгринского района представлена в следующем виде:

54% — люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 10000 рублей в месяц на члена семьи

22% — «малоимущие» (рабочие и служащие) с доходом до 5000 рублей в месяц на члена семьи

5% — «наиболее обеспеченные», в основном руководители с доходом от 30000 рублей

9 % — бизнесмены — от 50000 рублей

Рассмотрим рыночную характеристику сегментов рынка, которая представлена в таблице 1.6.

Характеристика потребителей алкогольной продукции Нерюнгринского района

Потребители по полезным свойствам

Потребители по демографическому признаку

Потребители по поведенческому признаку

Потребители по психографическому признаку

Большие семьи, домохозяйки, пенсионеры, временно безработные

Ипохондрики, с консервативными вкусами

Те магазины, у которых цена наиболее приемлемая (низкая)

Деловые люди, имеющие постоянное место работы

Активные, уверенные в себе люди

По приемлемости цены, имеющиеся в продаже

Соответствие модным тенденциям

Молодежь, до 27 лет, студенты и служащие

Любители авангарда, новаторы, экспериментаторы

Общительные, независимые, стремящиеся к достижению целей

Исходя из приведенных данных можно посоветовать ООО «Айгуль» продолжать политику гибкого уровня цен и ассортимента, рассчитанного на людей со средним достатком.

Основными поставщиками ООО «Айгуль» являются такие производители как АО «Балтика», Кубань-вино, ООО Корнет (г. Москва) — поставки алкогольной продукции (вино, коньяк, специализированные алкогольные напитки) из стран СНГ и дальнего зарубежья, ООО ТД Вилаш, ООО ТД Винерон, АО Алкопром, АО АлкоПремиум, ООО БайкалФарм, ООО Исток-Амур, ОАО Кристалл, ООО ТД Немирофф, Мариинский спиртовой комбинат, ООО ОША, ЗАО Русский алкоголь и другие.

Наиболее привлекательными для ООО «Айгуль» с точки зрения стоимости, доставки и гарантии качества являются:

Наиболее привлекательными с точки зрения важности для поставщика объема продаж являются следующие:

— Мариинский спиртовой комбинат;

Наиболее привлекательными по концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами выделены:

В настоящее время управленческая политика ООО «Айгуль» предполагает закрепление сотрудничества с наиболее выгодными поставщиками.

Под конкурентами компании понимается следующее. Конкуренты — альтернативные товары, услуги, взаимоотношения, способные удовлетворить нужды и потребности клиента, а также юридические и физические субъекты, предоставляющие эти товары, услуги и взаимоотношения.

Проведем структурный анализ конкурентной среды (модель 5 сил):

1. Новые конкуренты. ООО «Айгуль» является наиболее крупным реализаторам алкогольной продукции на рынке Нерюнгринского района по ассортименту продукции, гибкости скидок и обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов фирме практически не грозит, так как компания уже прочно завоевала потребительские позиции.

2. Угроза замены. Поскольку алкогольная продукция ООО «Айгуль» разнопрофильна и реализуется в достаточном ассортименте по доступным ценам, оптом и в розницу степень угрозы того, что заменители — прямые или косвенные — повлияют на деятельность организации практически равна нулю.

3. Власть покупателей. Власть покупателей практически не оказывает влияния на деятельность исследуемого предприятия, так как ассортимент продукции очень высок, продукция конкурентоспособна, а данная отрасль характеризуется низкой эластичностью спроса по цене.

4. Власть поставщиков. В Российской Федерации и за рубежом достаточно большое количество фирм занимаются производством алкогольной продукции, что обеспечивает отсутствие доминирования в среде поставщиков. Для производителя алкогольной продукции важна угроза выхода на рынок и продвижения товаров заменителей, поэтому как поставщики они обеспечивают доступность цены, качество и гарантии товара.

5. Из существующих мелкооптовых и розничных магазинов алкогольной продукции ООО «Айгуль» является самой крупной и самой долговременной в Нерюнгринском районе. Основными конкурентами ООО «Айгуль» по поставке и мелкооптовой и розничной реализации алкогольной продукции в Нерюнгринском являются ООО «Вист», ООО «Вино-Маркет», ТД «МИР ПИВА».

Проведем анализ сильных и слабых сторон фирмы ООО «Айгуль» и основных ее конкурентов. Обозначим факторы влияния и рейтинговую оценку по 5-балльной шкале:

«5» — если данный признак на предприятии полностью проявляется;

«4» — если данный признак проявляется в достаточной степени;

«3» — если данный признак проявляется не полностью;

«2» — если данный признак проявляется слабо;

«1» — если данный признак не проявляется.

Сравнительный анализ конкурентов приведен в приложении 4.

Как видно из анализа, средняя рейтинговая оценка факторов привлекательности для потребителя конкурентов ООО «Айгуль» ниже, чем у нашей фирмы. Следовательно, опасность влияния существующих конкурентов на рынке алкогольной продукции Нерюнгринского района достаточно низкая.

В соответствии с результатами анализа для фирмы выделена следующая концепция поведения: фокусирование на определенной группе товаров (алкогольная продукция и безалкогольные напитки) и расширение рынка в северо-западные районы Якутии и в сторону Амурской области.

1.4 Анализ внутренней среды организации

Проведем анализ внутренней среды организации по методу SNW и методу экспертных оценок.

Метод SNW проведем по сильным и слабым сторонам организации в разрезе различных сфер деятельности в приложении 5.

Как видно из анализа, самой слабой стороной управления предприятием является кадровая политика: низкий уровень подготовки и квалификация сотрудников, высокая текучесть кадров, отсутствие мотивации персонала, отсутствие контроля за циклами найма рабочей силы.

Проведем оценку различных аспектов деятельности организации ООО «Айгуль» по методу Дельфи:

Введем обозначения сфер деятельности:

F1 — производственная деятельность;

F2 — финансовая деятельность;

F3 — снабжение материально-техническими ресурсами;

F4 — управленческая деятельность;

F5 — маркетинговая политика;

F6 — технологическая политика;

F7 — управление персоналом;

F8 — инновационная деятельность;

F9 — рекламная деятельность;

F10 — организационная структура и имидж организации.

4-5 баллов — удовлетворительная;

В качестве экспертов были опрошены специалисты ООО «Айгуль»: генеральный директор, директор филиала мелкооптового магазина, старший товаровед, старший экономист, инспектор кадров, главный бухгалтер, администратор торгового зала, старший продавец, специалист отдела планирования, специалист по рекламе и PR.

Результаты сведем в таблицу:

Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

источник