Меню Рубрики

Как провести орфографический анализ слов

ПАМЯТКА,
как правильно выполнить орфографический разбор слова

1. Перепишите предложения через строчку.

2. Найдите и объясните орфограммы во всех словах.

• над безударными гласными – проверочное слово;

• над непроизносимыми и парными согласными – проверочное слово;

• над словом с ь указать часть речи: у глагола ь пишется всегда, у существительных – только в 3-м склонении;

• над глаголом с -тся или -ться – вопрос, на который он отвечает;

• чтобы проверить окончание прилагательного, поставьте вопрос от существительного;

• чтобы проверить окончание глагола, поставьте его в начальную форму (что делать, что сделать);

• чтобы проверить окончание существительного, определите его склонение и падеж;

• слитно–раздельно: условия выбора;

• прилагательное, существительное, местоимение, глагол поставьте в начальную форму (у веселого – веселый, у леса – лес, у него – он, зашипело – зашипеть), над наречием пишем, что это наречие;

• если в предложении есть имена собственные, подпишите, что это – имя или название (имя пишется просто с большой буквы, название еще и в кавычках).

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мишка взял бутылку, в которой было подсолнечное масло. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковороде пламенем. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (безударные гласные).

Мы пошли к тете Наташе, рассказали ей все, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у нее на огороде выполем. Только пусть она нам кашу сварит. Тетя Наташа пожалела нас: напоила нас молоком, а потом усадила завтракать. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (глагол).

На даче было раздолье! Делай, что хочешь, иди куда хочешь! Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться – так лови рыбу! Когда у мамы закончился отпуск и нужно было собираться домой, мы даже загрустили. (Н.Носов)

Выполните орфографический анализ (-тся у глаголов), объясните постановку знаков препинания.

Неужели они не собираются отдыхать? – в ужасе думал Юстас. Он решил немного размяться. Но насладиться покоем ему не удалось. Юстас вскочил в панике и стал спускаться вниз. (К.С. Льюис)

Сильная – слабая позиция согласных по звонкости – глухости
(по произведениям В.Крапивина)

• Эти правила не позволяли заменять мытье пола поверхностным маханьем тряпкой.

• Пахло недавним дождиком, сырым асфальтом и мокрыми увядшими лопухами.

• Переулок был древний, с покосившимися домишками и старинным колодцем.

• Мишка ответил все тем же грустным шепотом.

• Больше всех растерян был сам Коптилка: его смутил Кирилкин вскрик.

• Не понимал он, что это бесполезно.

• Вселенная бесконечна, в ней раздувайся хоть до каких размеров, все равно с Бесконечностью не сравнишься.

• Локки взлетел на спинку стула, сделал стойку на руках и от восторга заболтал ногами.

• Из речки Голован выбрался и даже раскисшую книжку не потерял.

• Зло, к сожалению, рассеяно по всему свету, поэтому с ним так трудно бороться.

• “Про это вообще бессмысленно говорить”, – вставил Голован.

• Жители здешних кварталов давно не обращали внимания на ребят из “Эспады”.

• Начальник этот, исходя из мореходного опыта, рассуждал так.

• Дувший с озера ветер вскидывал дым над огненной круговертью.

• За это они был назван бессовестным эксплуататором.

• Школа в тупике, за которым раскинулся пустырь с остатками разобранных домов.

• Этим летом его сделалось не меньше, чем желтого осота и лилового иван-чая.

• И цветочек благородно раскидал вокруг созревшие семена.

• Коптилка сперва растерялся.

• Бурей разнесло фигурное ограждение полубака, расщепило тонкую приставную мачту у грота.

• Кирилка закричал звонко и бесстрашно: “Все по местам боевого расписания!”.

• Остались над синей водой лишь расщепленные обломки мачт.

Сильная – слабая позиция гласных
(по произведениям В.Крапивина)

Найдите слова с чередованием гласных, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. Прежняя штурманская нашивка Словко блестела с золотыми ткаными полосками.

2. Раньше он горшков не обжигал.

3. Мы понемногу набирали скорость.

4. Мы часто собирались кружком на носу корабля.

5. Прожектор высветил ряд блестящих бортовых орудий.

6. Они сделаны из такого же твердого пространства, как прижигательные линзы.

7. Ствол заблестел желтой медью.

8. Когда он учился в школе, порядков не нарушал, успехами в учении не блистал.

9. Мы ничем не болели, не обдирались, не расшибались.

1. Он шел среди зарослей и радовался поздним бабочкам и теплу.

2. Митька посеял и вырастил на своей планете высокую траву.

3. “Венерин башмачок” – это большое, не ниже репейника, растение.

4. И вот из космической почвы полез росток.

5. Я за несколько минут залатал парусину и срастил поломанный рангоут.

1. Все подскочили, а Дон поморщился.

2. Утром я заскочил к Миньке на заросшую цветами планету.

3. Там Рыкко вскочил и завопил страшные слова.

4. Про таких, как Аленка, говорят: “Загорала сквозь решето”.

5. Я и правда начал там загорать, только неровно.

6. Доня наморщил лоб и сотворил над своею планетой небесную голубизну.

7. Коптилка наклонил ствол, выкатил оттуда снаряд.

1. Аленкины веснушки сидели на лице равномерно, однако не очень часто.

2. Вероника промокала глаза кончиком тощей косы.

3. На Веронику глянули так, что ее глаза сразу начали намокать.

Найдите слова с приставками, в которых и – е находятся в слабой позиции, определите условие выбора буквы. Объясните постановку знаков препинания.

1. К этому имени он привык так же, как ко всей отрядной жизни.

2. Жизнь приучила их, что добросовестно дежурить надо только под присмотром.

3. Ольга велела ему снять рубашку и принялась тонкими стежками рукодельницы пришивать к черному сукну третий треугольник.

5. Теперь надо было приподнять колесо.

6. К багажнику “Камы” было что-то приторочено.

7. В начале сентября ребятам прислали на практику студентку.

8. Чего мне придумывать, если я и так могу.

9. Минька закопал семечко, все полили его из пригоршни.

10. Вот тогда Минька пригласил соседей.

11. Он орал, что обязательно поймает малолетних преступников.

12. А Локки даже пританцовывать стал.

13. Рыкко мог принимать любой облик, мог превратиться в комара или осьминога.

14. Все потерянно и виновато примолкли.

15. Он привык, что по своим придумкам можно строить и мастерить как угодно сражения.

16. Голован придумал большой орден и прицепил мне на рубашку.

17. Вероника стояла на палубе и прислонилась к мачте.

18. Был еще припев, его срифмовала Аленка.

19. Ровный пассат превратился в бешеные вихри космических излучений.

20. За пределами этого шара буря бесновалась по-прежнему.

21. Над площадью поднялся ветер, который пригибал пыльные цветы.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Он пр_жимал его к груди и что-то пр_говаривал.

2. Тебе пр_снилось убежденно сказал я.

3. Мы сидели рядом у Кирилки на щеке трепетала от тепла пр_клеившаяся ленточка бересты.

4. Оказалось что пр_ключения еще не кончились.

5. Когда мы пр_чалили к обломку мачты никакого корабля уже не было.

6. Собаки были добродушные поиграли с нами поласкались но не пр_ставали к нам.

7. Я несколько часов пр_лаживал обратно реи пр_тягивал к ним новые тросы и канаты.

8. Я сипло закричал Пр_готовиться к постановке парусов!

9. Все поняли что он хотел сказать о пр_дательстве.

10. Первое время не оставляли его одного чтобы не плакал по ночам а потом он пр_жился.

1) “Просто удивительно, как это я раньше до этого не додумался?” – воскликнул Митя и побежал на кухню, чтобы срочно поделиться с мамой своим великим открытием.

2) – Мама, а я придумал, как сделать так, чтобы ты все успела! – радостно сообщил он.

3) – Я тоже, – сказала мама, – для этого нужно, чтобы ты не вертелся у меня под ногами, когда я занята, и убрал бы за собой игрушки.

4) “Вот всегда так с этими взрослыми. 5) Нельзя поговорить ни о чем серьезном. 6) Сразу им в голову лезут всякие пустяки вроде неубранных игрушек”, – с досадой подумал Митя, но решил предпринять еще одну попытку.

7) – Я научное открытие сделал.

9) – Оказывается, время не одно, а их много.

11) – Времен. 12) Ведь бывает же время быстрое, так что не успеешь оглянуться, а оно уже пролетело, а бывает медленное, что тянется и тянется?

13) – Бывает, – согласилась мама.

14) Вот я и придумал, что надо просто сделать такой прибор, чтобы можно было включать время, какое захочешь. 15) Например, включишь медленное время и все успеешь сделать!

16) – Вот если бы сделать такой прибор, чтобы ты хотя бы на уроках от своих фантазий отключался, – сказала мама.

17) Вдруг она принюхалась и бросилась к духовке:

18) – Ой! У меня все горит! 19) Пошел бы ты погулять!

1. Выпишите предложения с прямой речью.

2. Предложения, выделенные курсивом, переделайте в предложения с прямой речью.

3. Из предложения 1 выпишите слова с гласными, которые стоят в слабой позиции, поставьте их в сильную.

4. Из предложений 1, 2 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по звонкости–глухости.

5. Из предложений 14, 15 выпишите слова, в которых согласные стоят в слабой позиции по твердости–мягкости.

источник

Для орфографического анализа необходимо выделить орфограмму(ы) в слове. В лингвистической литературе имеется несколько определений понятия орфограмма. Предлагаем следующие: 1) орфограмма – это написание, выбранное или еще искомое, в том случае, где пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука;

2) орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу.

Особенности русской графики делают возможным выбор написания того или иного слова, но эффективное языковое общение в письменной форме возможно лишь при условии единообразного выбора возможных графических вариантов, что обеспечивается набором орфографических предписаний. В процессе орфографического анализа следует выделять орфограмму, имея в виду теоретическую возможность выбора написания, например: р а 1 з 2 б е 3 ж а ть 4 с 5 я 6 – в этом слове 6 орфограмм;

1 – возможен выбор «розбежаться»;

2 – возможен выбор «расбежаться»;

3 – возможен выбор «разбижаться»;

4 – возможен выбор «разбежатся»;

5 – возможен выбор «разбежаца»;

6 – возможен выбор «разбежатьса», «разбежатьсо».

О 1 т 2 с 3,4 т о я 5 н н 6 а 7 я – в этом слове 7 орфограмм;

1 – возможен выбор «атстоянная»;

2 – возможен выбор «одстоянная»;

3 – возможен выбор «оцтоянная»;

4 – возможен выбор «отзтоянная»;

5 – возможен выбор «отстоенная», «отстоинная»;

6 – возможен выбор «отстояная»;

7 – возможен выбор «отстоянноя».

Для формулировки правил, которым подчиняются орфограммы, необходимо повторить изученные ранее орфографические правила (для этого можно обратиться к рекомендованным в списке литературы лингвистическим пособиям). Однако имейте в виду, что некоторые орфограммы в школьном изучении толковались как рассчитанные на запоминание, а в действительности в таких случаях мы имеем дело с проверяемыми написаниями (например, приставки с-, по-, от-, под- и др., суффиксы -лив-, -ост- и др., окончания существительных, глаголов и др.). Из школьного опыта все знают, что в слове вода в корне пишется буква о, т.к. есть проверочное слово водный. Дело в том, что и в приставке по- в слове, например, поехать пишется буква о, потому что можно проверить словом поезд, и в суффиксе -лив- слова жалостливый пишется буква и, потому что есть проверочное слово болтливый, и в окончании существительного 1 склонения на парте в предложном падеже пишется буква е, потому что проверяем словом на реке. Так проверяется написание проверяемых гласных и согласных не только корня, но и приставок, суффиксов, окончаний, хотя в школьном учебнике в силу психологических и методических причин эти орфограммы предлагаются для механического запоминания. Это необходимо иметь в виду при формулировке орфографических правил.

Последним этапом орфографического анализа является установление принципа, на котором базируется то или иное правило. Для этого следует знать, что единицы русской графики непосредственно соотносятся не со звуками, а с фонемами. На этой особенности базируется основной принцип русской орфографии, смысл которого состоит в том, что в пределах морфемы графически одинаково обозначается ее фонемный состав независимо от звуковой реализации фонем. Основной принцип русской орфографии реализуется везде, где название буквы соответствует названию фонемы, ею обозначенной. На этом принципе основаны все проверяемые написания: чарующий – чары, подвал – подпол, нежность – злость, в постели – в степи и т.д.. Принцип проверки таков: звук слабой позиции проверяется сильной позицией (смотрите фонемный анализ); установив фонему, которая реализуется в данном звуке, её обозначают соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильных и слабых позициях в пределах одной и той же морфемы. В этом сущность основного принципа русской орфографии. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме. Этот принцип в учебной литературе именуется по-разному: морфологический (морфематический) , фонематический или морфонематический. Название морфологический ориентирует на зависимость написаний от морфологических характеристик слова, т.е. на единообразное написание морфем. Название фонематический устанавливает соотношение между буквами и фонемами. Наиболее удачным представляется термин морфонематический, т.к. в нем синтезируется соотносимость буквы с фонемой в пределах морфемы. Основной (морфонематический) принцип орфографии обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах. Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Морфонематический принцип русской орфографии определяет написание большинства букв-орфограмм, поэтому это основной принцип передачи буквами фонемного состава слова (см. первый раздел орфографии).

Не все орфографические правила подчиняются морфонематическому принципу. В некоторых случаях проверка слабой позиции невозможна, т.к. в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: молоко, калитка, вокзал, красные, усидчивый и т.п. В этом случае выступает гиперфонема: м/о\а/локо, к/а\о/литка, во/к\г/зал и т.д. Морфонематический принцип орфографии здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения, т.к. выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. Написание в подобных случаях опирается на два принципа: морфонематический и традиционный (исторический).

Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией (историей). В школьной практике слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами и дают списками для запоминания. Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы, например: зарево – зори, поклонкланяться; выбор буквы а аря) или о (поклониться) в безударном положении определяется традицией. Таким образом, традиционные (исторические) написания воспроизводят сложившийся в прошлом графический облик слова или морфемы. При этом в современном русском письме традиционно сложившиеся написания каких-либо морфем единообразно воспроизводятся во всех родственных словах или в подобных морфемах других слов, что не противоречит морфонематическому принципу. Например: молоко, молочный, молочница, молоковоз и др.; усидчивый, обидчивый, переменчивый и др.; красные, большие, красивые и др.

Традиционные (исторические) написания можно подразделить на два разряда – собственно традиционные (исторические) и дифференцирующие. К собственно традиционным можно отнести следующие написания:

1) буквы, обозначающие гиперфонемы: горох, катастрофа, космонавт, собака и т.п.;

2) о – ев корне после шипящих: шорох, шепот, черный, чопорный, желудь и т.п.;

3) ы – ипосле ц: цирк, цитрусовый, цыган, цыпленок и т.п.;

4) правописание безударных гласных в корнях зар/зор, рос/раст, гор/гар, кос/кас, скоч/скак, лаг/лож, мок/мак, стил/стел, дир/дер, мир/мер, бир/бер, пир/пер, блист/блест, клон/клан и др.: заросли/зарастать, коснуться/касаться, вскочить/поскакать, расстелить/расстилать и др.;

5) о – а в суффиксах наречий типа : слева – налево, досуха – насухо и т.п.;

6) нн в суффиксах прилагательных –енн-,-онн- и н в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, а также исключения из этого правила: родственный, станционный, ветреный, кожаный, гусиный, деревянный и т.п.;

7) нн в суффиксах причастий в полной форме и н в краткой форме: проверенная, проверена и т.п.;

8) окончания -ого/-его в формах родительного и винительного падежей прилагательных и местоимений и в слове сегодня: большого, синего, моего и т.п.;

9) ь у глаголов после шипящих в разных формах: живешь, отрежь, намажься, стеречь и т.п.;

10) ь в наречиях, частицах на шипящую: навзничь, сплошь, лишь, бишь и т.п. и некоторые другие написания.

Дифференцирующие традиционные (исторические) написания выполняют функцию разграничения слов или их грамматических форм. Сюда можно отнести следующие случаи:

1) е – и в суффиксах глаголов: обессилеть (лишиться сил) – обессилить (лишить сил кого-то другого) и т.п.;

2) частицы не – ни : Куда она только не обращалась! Куда она только ни обращалась, никто ей не помог.

3) приставки при-/пре- в омофонах: прибывать (приезжать) – пребывать (находиться), приемник – преемник и т.п.;

4) двойные и одинарные согласные в омофонах: бал – балл, сума – сумма, и т.п.;

5) строчная и прописная буква у собственных и нарицательных существительных: надежда – Надежда, орел – Орел и т. п.;

6) н в краткой форме страдательных причастий и нн в краткой форме прилагательных: Она воспитана отцом. Она умна и воспитанна.

7) ь после шипящих у существительных 3 склонения и его отсутствие у существительных 2 склонения: рожь, дочь, нож, кирпич и т.п. и некоторые другие написания.

В противоречии с морфонематическим принципом орфографии находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, т.е. пишем то, что слышим. К таким написаниям можно отнести следующее:

1) о – а в приставках рас-/рос-, раз-/роз-: расписать – роспись, разыграть – розыгрыш и т.п.;

2) с на конце приставок: разбить – распить, изрезать – искусать и т.п.;

3) о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных, а также в суффиксах существительных, прилагательных и наречий: плащом – тучей, большой – хорошей, купцом – ситцем, сучок – платочек, парчовый – ситцевый, горячо – блестяще т.п.;

4) и – ы в корне слова после приставок на согласную: играть – сыграть, искать – розыск и т.п.;

5) и в окончаниях дательного и предложного падежей существительных 1склонения на -ия и предложного падежа существительных 2склонения на

-ие, -ий: (посвящено) армии, на экскурсии, в произведении, о санатории и т.п.;

6) ы после ц : хлопцы, куцый, Синицын и т.п. и некоторые другие написания.

Таким образом, самый большой раздел орфографии – передача буквами фонемного состава слова – базируется на основном принципе русской орфографии – морфонематическом, а также традиционном (историческом) и фонетическом. Правила, регулирующие раздельные, слитные и полуслитные написания, выходят за рамки трех рассмотренных принципов орфографии. Общее правило слитного или раздельного написания простое: части слова пишутся слитно, отдельные слова в словосочетании – раздельно. Но во многих случаях трудно решить, отдельные ли перед нами слова или части слова. Для переходных или неясных случаев введены дефисные (полуслитные) написания. Многие написания этого раздела противоречивы. Советуем обратиться для повторения этого и остальных разделов орфографии к рекомендуемым в списке пособиям и справочникам.

Рассмотрим, как устанавливаются принципы орфографии в процессе орфографического анализа:

р а 1 з 2 б е 3 ж а ть 4 с 5 я 6 – 6 орфограмм;

1) буква «а» в приставке раз- обозначает фонему /о/, написание базируется на фонетическом принципе;

2) буква «з» в приставке обозначает фонему /з/ в слабой позиции (проверка – разрезать), написание базируется на морфонематическом принципе;

3) буква «е» в корне обозначает фонему /э/ в слабой позиции (проверка – бег), написание базируется на морфонематическом принципе;

4) буква «ь» указывает на мягкость фонемы, обозначенной предшествующей буквой «т», написание базируется на морфонематическом принципе;

5) буквы «т», «ь», «с» обозначают фонему /т’/ в слабой позиции (проверка – бежать) и фонему/с’/ в сильной позиции, написание базируется на морфонематическом принципе;

6) буква «я» обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – начался), написание базируется на морфонематическом принципе.

О 1 т 2 с 3,4 т о я 5 н н 6 а 7 я – 7 орфограмм;

1) буква «о» обозначает фонему /о/ в слабой позиции (проверка – отдых), написание базируется на морфонематическом принципе;

2) буква «т» обозначает фонему /т/ в слабой позиции (проверка – отмыть), написание базируется на морфонематическом принципе;

3) буквы «т», «с» обозначают фонему /т/ в слабой позиции (проверка – отогреть) и гиперфонему /с\з/ в слабой позиции, написание базируется на морфонематическом принципе;

4) буква «с» обозначает гиперфонему /с\з/, написание базируется на традиционном (историческом) принципе;

5) буква «я» обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – отстоять), написание базируется на морфонематическом принципе;

6) буквы «нн» обозначают фонему /н/ в сильной позиции, написание базируется на традиционном (историческом) принципе;

7) буква «а» обозначает фонему /а/ в слабой позиции (проверка – большая), написание базируется на морфонематическом принципе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8491 — | 7369 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Орфографический анализ задание 5 ОГЭ по русскому языку. Теория.

Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова.
Помимо орфографических правил необходимо уметь правильно определять части речи и части слова (то есть производить морфологический и морфемный анализ слова)
Формулировка задания 5 ОГЭ 2020
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной
форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Ответ:15
Объяснение:
Во 2 варианте дано неверное объяснение, поскольку слово ПОДВЕДЕНЫ является страдательным причастием, в котором всегда будет Н.
В 3 варианте корень СТЕЛ/СТИЛ чередующийся, но его написание зависит от последующего суффикса А.
В 4 варианте дано неверное объяснение:1) задача — это существительное 1 склонения.

Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.

Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)

Внимательно читаем правило, данное после слова.

Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.

Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.

Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.

Все правила правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:
Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.

Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.

Правила, которые необходимо знать для решения задания 5 ОГЭ по русскому языку.

↑ Гласные после шипящих и Ц

↑ Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в разных морфемах, как правило, пишутся буквы И, А, У.

Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д.

После Ц , как правило пишутся А, О (под ударением), Е/И (без ударения), У.

Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные :Цюрих, Друцэ, Цявловский и др.

Написание Ы/И после Ц зависит от морфемы : в корнях пишется И , а в суффиксах и окончаниях Ы , кроме слов, оканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИОННЫЙ.

Исключения: цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д.
Употребление гласных букв О/Е (Е ̈ ) после шипящих и Ц

Написание О/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи. В корнях существительных и прилагательных пишется Ё, если можно подобрать проверочное слово.

Примеры: чёрный – чернеть, но слово «шорох» – нельзя проверить.
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных пишется О , если эта буква под ударением, за исключением суффиксов ЁР

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр.

В глаголах и отглагольных словах в любой части слова с большинстве случаев пишется Ё.

Примеры : бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить.

Употребление мягкого и твердого знаков

Ь знак употребляется для обозначения мягкости, Ъ — для обозначения твердости. Также и Ь, и Ъ бывают разделительными.

для обозначения мягкости согласного звука, после шипящих в существительных 3 склонения,

после шипящих в глаголах 2 лица, после шипящих в глаголах повелительного наклонения

и после шипящих в наречиях (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ),

а также внутри слова (не после приставки) перед Е,Ё,И,Ю,Я, в том числе в иноязычных словах (медальон, почтальон и т.д.)

Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга.

для обозначения твердости согласной после приставок на согласную (в том числе иноязычных) перед буквами Е,Ё,Ю,Я,

а также в сложных словах с первой частью двух, трех, четырех перед Е,Ё,Ю,Я.

Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный.

Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне
Проверяемая гласная в корне

В части слов гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением.
Также существуют корни-омонимы, при написании которых в зависимости от значения применяются разные правила.
Сравните:
Косить траву — кОсит (проверяемая гласная в корне)
Прикоснуться – чередующийся корень КАС/КОС. Пишем О, так как после корня нет суффикса.
Пример: молодой – мОлод, гористый — гОры и др.
Непроверяемая гласная в корне

Чередующиеся гласные в корне

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О:
гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор, плав/плов, лаг/лож, кас/кос, скак/скоч, раст/рос/ращ, равн/ровн, мак/мок
Гар/гор, клан/клон, твар/твор – без ударения пишем О.

Зар/зор, плав/плов – без ударения пишем А

Кас/кос, лаг/лож – написание зависит от суффикса А : если есть суффикс А , то пишем А.

Раст/рос/ращ, скак/скоч – написание зависит от конечных согласных в корне.

Равн/ровн, мак/мок – написание зависит от значения.

МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость».
РАВН – в значении одинаковый, РОВН — «ровный, гладкий».
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И:
бер/бир, блест/блист, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, жег/жиг, стел/стил, чет/чит, им/ин//А(Я)
Все корни с чередованием Е//И, кроме ИМ/ИН , зависят от последующего суффикса: если есть суффикс А после корня, то пишем И.

Исключения: пригарь, выгарки, утварь, полог, пловец, пловчиха, ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль, подростковый, сочетать, сочетание, равнина, ровесник, поровну, уровень и другие.
Правописание приставок

Правописание неизменяемых приставок

Неизменяемые приставки » под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др.» пишутся всегда одинаково в любых словах.
Правописание приставок на ..З и ..С

Написание приставок, оканчивающихся на . З и . С (без/бес, воз/вос, вз/вс, из/ис, низ/нис, раз/рас, через/черес и др.) зависит от глухости/звонкости последующего согласного: если после приставки следует звонкий звук, пишем З, если глухой – пишем С.

Примеры: Бездарный, беспечный.
. Обратите внимание

приставка С не чередуется (сделать)

приставка ПРА пишется в словах со значением «предок» (праязык)

ВЗ/ВС не делится на две приставки, а зависит от глухости/звонкости последующей согласной (взбежать, вскрикнуть)

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ

Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения.
ПРЕ пишется

в значении «Очень» (премудрый)

в значении приставки «ПЕРЕ» (пресечь)

приближение, присоединение, прибавление (пришить, прибавить)

неполнота действия (приоткрыть)

и другие. (приучить, приручить)

Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов.
Правописание суффиксов различных частеи ̆ речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание суффиксов зависит от части речи слова.
У существительных и прилагательных есть суффиксы , которые пишутся всегда одинаково.
Например , тор, ник, тель, чик, щик, изн, еств, чив, лив и др.
Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам

Правописание суффиксов существительных

ЕК/ИК ( ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика)

Сочетание ИНК/ЕНК ( ИНК пишется в существительных, образованных от сущ. на -ИНА : горошинка – горошина, ЕНК- в существительных, образованных от сущ., заканчивающихся на -НА, -НЯ (башенка – башня)
ЕЦ/ИЦ ( ЕЦ пишется в сущ. мужского рода и в существительных среднего рода с ударением на гласную после суффикса: боец, пальтецО. ИЦ пишется в существительных ж.р. и в сущ. ср.р с ударением на гласную перед суффиксом: гусеница, платьице)
Правописание суффиксов прилагательных

ИВ/ЕВ: ИВ пишется под ударением, без ударения – ЕВ (красИвый, форелевый)
ЧИВ/ЛИВ всегда пишется одинаково с И.
К/СК (если прилагательное образовано от сущ. с основой на К,Ц,Ч или имеет краткую форму, то пишем суффикс К , в остальных случаях пишем – СК ) (немецкий – немец, флотский – флот)
Правописание суффиксов глаголов:

ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА :
ОВА/ЕВА пишется в глаголах, форма 1 лица ед.ч. этого глагола заканчивается на -УЮ/ЮЮ,
ЫВА/ИВА пишется, если в форме 1 лица ед.ч. ничего не меняется: ЫВА/ИВА сохраняется.
Примеры: заведовать – заведую, отчитывать – отчитываю.
Правописание суффиксов наречий:

Суффикс А пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна)
Суффикс О пишется, если в наречии приставки В/НА/ЗА (влево)

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Правописание Н/НН зависит от того, к каой части речи принадлежит слово и от какой части речи оно образовалось.
Н/НН в прилагательных (от имени существительного)

В прилагательных, образованных от существительных,
НН пишется:

В суффиксах ЕНН/ОНН (искусственный, лекционный)

В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный)

Н пишется:
В суффиксах ИН, АН, ЯН (лебединый, глиняный, кожаный)

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный.
Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

В причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

НН пишется:
Если есть приставка (кроме НЕ) (сделанный, но некрашеный пол)
и/или есть зависимое слово (раненный в бою солдат)
и/или образовано от глагола совершенного вида
и/или заканчивается на -ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ: балованный
Н пишется:
если нет приставки
и/или нет зависимого слова
и/или слово образовано от глагола несовершенного вида: крашеная лавка, копченая рыба.
Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный.
Приданое невесты, названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок, конченый человек, прощеное воскресенье, писаная красавица.
Н/НН в кратких прилагательных/причастиях

В кратких причастиях пишется всегда Н, а в кратких прилагательных столько Н, сколько в полном (задача решена, погода безветренна)

Правописание падежных и родовых окончаний

Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3)
Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола
Глаголы I спряжения имеют окончания: у,ю, ешь, ем, ет, ете, ут, ют.

Глаголы II спряжения имеют окончания: у,ю, ишь, им, ит, ите, ат, ят.

Исключения:
брить, стелить имеют окончания I спряжения,
Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть имеют окончания II спряжения.
Правописание суффиксов причастий

Правописание суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого это причастие образовано.

Если причастие образовано от глагола I спряжения , то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ.
Если причастие образовано от глагола II cпряжения, то в причастии пишутся суффиксы: АЩ, ЯЩ, ИМ.
В суффиксах причастий прошедшего времени пишется буква, которая стояла в инфинитиве перед -ТЬ: строивший – строИть

В страдательных причастиях прошедшего времени
пишется Е перед НН , если оно образовано от глаголов на ИТЬ/ЕТЬ (скрученный — скрутить)
пишется А/Я перед НН если причастие образовано от глаголов на АТЬ/ЯТЬ ( сделанный – сделать)
Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи

Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова.

НЕ с глаголами и деепричастиями частица НЕ в большинстве случаев пишется РАЗДЕЛЬНО (кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется или когда есть приставка НЕДО в значении «недостаточноть действия»: ненавидеть, жил бедно, часто недоедал) не любить, не делая.

НЕ с причастиями пишется РАЗДЕЛЬНО, если есть зависимые слова (кроме слов меры и степени) или противопоставление с союзом А. (не решенная вовремя задача, не решенная, а списанная задача)

НЕ с краткими причастиями также пишется РАЗДЕЛЬНО (задача не решена). В остальных случаях пишется СЛИТНО (нерешенная задача, абсолютно нерешенная задача (слово меры и степени))

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется СЛИТНО , если можно заменить синонимом без НЕ и если слово не употребляется без НЕ: нехороший =плохой, нехорошо=плохо, недруг = враг, неуч =не употребляется без не.

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на-О, -Е пишется РАЗДЕЛЬНО , если есть противопоставление с союзом А , если есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ и если нельзя заменить синонимом без НЕ и др.: не хорошо, а плохо, далеко не глупый человек, стол не деревянный.

НЕ с предлогами (кроме НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА и др,) союзами, частицами, числительными, местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных) пишется РАЗДЕЛЬНО (не пять, не ты, не с кем, НО: никто, нечто, некоторый и др.)

НЕ с отрицательными и неопределенными словами пишется СЛИТНО ( некто, некоторый, никто, несколько, некогда, никогда, незачем и другие)

Частица НЕ пишется в значении «отрицания» (не говорил), используется в устойчивых сочетаниях (не в радость,не к добру), входит в состав сложных союзов: не то…, не то, не только…, но и, не то чтобы…,а, пока….не и др) Частица НИ пишется при «усилении» отрицания (при наличии слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, в придаточных уступительных, в повторяющемся союзе НИ…НИ (равно И. И), перед словами ОДИН, ЕДИНЫЙ Следует различать:
никто иной – не кто иной, как
Ни один (никто) – не один (много кто)
Ни разу (никогда)– не раз (много раз)
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов.

Cлова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ), ТАК(ЖЕ), ЗА(ТО) имеют как слитное, так и раздельное написание. Если это союз и его можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), то пиши слитно.

Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО .

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС

. Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.
Пример: Что (бы) мне почитать? =Что мне почитать?
Я вернулся, чтобы забрать документы.(нельзя убрать «БЫ»)

Союз ТО ЕСТЬ пишется РАЗДЕЛЬНО

Предлоги В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ , (в конце может быть И, если это не просто предлог, а сочетание предлога с существительным) В ЦЕЛЯХ, В СИЛУ, В МЕРУ, В ОБЛАСТИ, НА ПРОТЯЖЕНИИ, В ОТНОШЕНИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ЗА СЧЕТ, НЕ СЧИТАЯ пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО. (В течение суток, в продолжение дня и др.)

Предлоги НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА пишутся в два слова, а если перед нами НЕ + деепричастие НЕ СМОТРЯ НА и НЕ ВЗИРАЯ НА, то пишем в три слова. (Несмотря на обстоятельства (вопреки им). Не смотря себе под ноги. (не (что делая?) смотря)

Следует различать сочетания со словом «ВИД»: ИМЕТЬ В ВИДУ (В+ существительное «вид»), ВВИДУ непогоды (предлог синонимичный «из-за»), В ВИДЕ (В+ существительное «вид»: в виде исключения)

Слова (В)ВИДУ, (В)МЕСТО, (В)РОДЕ, (В)СЛЕДСТВИЕ, (НА)ПОДОБИЕ, (НА)СЧЕТ, (С)ВЕРХ, (В)СЛЕД, (НА)ВСТРЕЧУ пишем СЛИТНО, если это предлоги (и их можно заменить другими предлогами). Если перед нами предлог + существительное, то пишем раздельно.

Как проверить: попытайтесь вставить слово.
Примеры: Поговорить насчет работы= о работе. Положить деньги на (твой) счет. Он вроде ушел. Изменяется в(женском) роде, числе и падеже.

Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД пишутся черед дефис.

ПОЛ с существительными можно написать

СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).
Через ДЕФИС , если существительное начинается на Л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза).
РАЗДЕЛЬНО, если между ПОЛ и существительным есть еще прилагательное (пол чайной ложки)
Исключение: поллитровка
Большинство НАРЕЧИЙ пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО, В, ВО в сочетании с суффиксами ОМУ, ЕМУ, ЫХ, ИХ, И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в-третьих)

источник

Цель работы:

· Овладение орфографическими нормами русского языка;

· Развитие орфографической зоркости;

· Повторение и систематизация теоретического материала по орфографии и пунктуации;

· Развитие аналитических способностей, устойчивого внимания и расширение объема памяти.

План работы:

1. Выбрать текст для анализа. Объем текста должен составлять от 50 до 60 слов. При выборе текста желательно учитывать результаты диагностического тестирования по орфографии и пунктуации, чтобы аналитическая работа соответствовала индивидуальной программе повторения и выработки навыков правописания.

2. Списать текст. При списывании подчеркивать каждую орфограмму, определять и обозначать морфему, в которой она находится. Объяснить постановку знаков препинания.

3. Устно объяснить выбор правописания, графически обозначить условия выбора. В случае затруднений обращаться к справочникам и учебным пособиям, повторить забытое правило.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

4. Сгруппировать орфограммы и пунктограммы по темам.

5. Сделать вывод о том, какие орфографические и пунктуационные темы требуют повторения.

Образец выполнения работы:

И чистый воздух, льющийся в окно.

Слежу за ним… (5) Мы мало видим, знаем,

Орфограммы и пунктограммы данного текста можно сгруппировать следующим образом:

1. Гласные в корне (осенний, окно, давно, слежу, вспоминаем, облако, сияет, сарай).

2. Правописание окончаний существительных (о счастье,), прилагательных и причастий (в бездонном небе, легким краем, льющийся воздух), глаголов (вспоминаем, видим, знаем).

3. Употребление Ь (лишь, льющийся, счастье).

4. Правописание приставок (вспоминаем, бездонном).

5. Н и НН в суффиксах прилагательных (осенний, в бездонном).

1. Запятая в сложносочиненном предложении (1, 5).

2. Обособление вводных слов (может быть).

3. Обособление определений (льющийся в окно).

4. Запятая между однородными членами (видим, знаем).

Вывод: исходя из того, что при выполнении работы у меня возникли затруднения в объяснении правописания слов«вспоминаем», «видим», «знаем» и постановки знаков препинания во 2 предложении, необходимо повторить следующие темы:

1. Чередование гласных в корне.

2. Правописание безударных личных окончаний глагола.

3. Обособление определений.

По редактированию текста

с целью усиления его выразительности

Цель работы:

· Развитие точной и выразительной речи;

· Расширение лексического запаса;

· Повторение и систематизация теоретического материала по лексикологии;

· Развитие аналитических способностей.

Важнейшими признаками хорошей речи являются ее точностьи выразительность.

Точнаяречь – это речь, которая наиболее точно выражает мысль, наиболее полно характеризует предмет. Точность речи – это соответствие слов содержанию. «Слово – выражение мысли… и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает», — говорил Л.Н. Толстой.

Точная речь предполагает умение пользоваться синонимами, антонимами и другими языковыми средствами. Стремясь сделать свою мысль точной, а содержание достоверным, автор приходит, по словам Л.Н. Толстого, к единственно нужному расположению «единственно нужных слов».

Выразительностьречи помогает говорящему выразить свои чувства и воздействовать на чувства собеседника или читателя.

Выразительная речь – это речь, в которой используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие.

Задание 1. Спишите текст из рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту (см. материал «Для справок»). При необходимости восстановите авторский текст, выделив его другим цветом.

У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними (5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни — это совсем не так мало, как может (6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый, любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все (9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события, происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы (11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить, воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую книгу.

Задание 2. Восстановите авторскую мысль, использовав необходимые антонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор авторскому варианту (см. материал «Для справок»). При необходимости восстановите авторский текст, выделив его другим цветом. Какие из использованных антонимов являются контекстуальными?

Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила — там и …, где слабость — …, радость — …, легкость — …, и так без конца. (И. А. Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и …, сердечна и … — смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или …? (И. А. Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы …, праздность — …, скуку — …, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов).

Задание 3. Восстановите авторский текст, использовав следующие изобразительно-выразительные средства языка:

· Эпитеты: тревожный, испуганный, внезапный, судорожно, медленно, важный.

· Олицетворение: небодохнуло.

· Метафора: катиться.

· Гипербола:холод мирового пространства.

Потемнело. Низко, с криками пронеслись в глубь леса птицы. Молния передернула небо, и я увидел над Окой дымный облачный вал, что всегда бываетвпереди сильной грозы.
Небо стало холодным. И издалека, все приближаясь и как бы все пригибая на своем пути, начал катиться гром. Он сильно встряхивал землю. (по П. Гарбышеву).

Сопоставьте исходный и полученный тексты и сделайте вывод, выбрав правильный, с вашей точки зрения, ответ:

1. Использование эпитетов «тревожный, испуганный, внезапный, судорожно, медленно, важный»:

· Позволяет почувствовать эмоциональное состояние автора.

· Делает описание более точным и красочным.

· Позволяет выстроить антитезу живой и неживой природы.

· Создает атмосферу надвигающегося катаклизма.

2. Использование метафоры «катиться» позволяет передать:

· Стремительность движения облаков.

· Неотвратимость движения облаков.

· Нарастание мощи в движении облаков.

3. Олицетворение «небо дохнуло» в сочетании с гиперболой «холодом мирового пространства»

· Служат для усиления выразительности текста.

· Придают тексту необычайную выразительность.

· Позволяет мысленно объединить человека и всё мироздание.

Для справок:

1. Авторский вариант: 1 — плохая, 2 — записывать, 3 — как правило, 4 — теряются, 5 — исчезают, 6 — показаться, 7 — любой, 8 — свой, 9 — встречи, 10 — события, 11 — убедитесь, 12 — восстановить.

2. Авторский вариант: 1 — слабость, сила, горе, трудность, 2 — глуха, безжалостна, 3 — погибель, 4 — правдой, трудом, радостью.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2584 | Нарушение авторских прав

источник

Цель: закрепить понимание морфонематического принципа как ведущего в русской орфографии; отработать навык опоры на фонологическую транскрипцию при орфографическом анализе слова; сформировать умение осознавать причины и характер отступлений от основного принципа русской орфографии.

Задание:Выпишите из текста слова (7-8) с орфограммами, относящимися к разным разделам орфографии; укажите принципы орфографии, на которых основано написание слов.

Методика выполнения:

1) Привести графическую запись слова;

2) подчеркнуть и пронумеровать все орфограммы;

3) привести фонетическую и фонематическую транскрипции слова;

4) определить принцип орфографии у каждой орфограммы слова, приведя доказательства.

Образец выполнения:

разжеванного – [рΛж ж овъ нн ъвъ] –

Анализ орфограмм слова:

1. Правописание гласных О – А в приставках рас-(раз-)/рос-(роз-).

Написание гласной буквы А в приставке противоречит фонематическому принципу орфографии, так как в этой приставке в сильной позиции выступает фонема (рОзыск, рОсписъ, но: рАсписка) и соответствует фонетическому принципу написания.

2. Правописание 3 — С на конце приставок рас-(рос-)/ рос-(роз-).

Написание буквы 3 не противоречит фонематическому принципу находится в сигнификативно сильной позиции, но: рассыпать — на письме отражается написание звука в слабой позиции – фонетический принцип написания.

3. 4 — Правописание глагольных суффиксов — ова-/-ева-.

Написание буквы Е противоречит фонематическому принципу, так как в данной позиции под ударением выступает фонема и соответствует морфонематическому принципу: после шипящих буква Е пишется в том случае, если под ударение или без ударения может писаться эта буква.

4. Буква А пишется по фонематическому принципу (ср.: разжевать, где [а] представляет в той же морфеме.

6 . Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных частей. Правописание суффикса страдательных причастий НН состоит из двух фонем: , которые реализуются долгим звуком [Н] после ударного гласного (данный) и кратким [Н] в других позициях, следовательно, в этой позиции написание НН соответствует фонематическому принципу.

7. — 8 — Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Буква О
пишется по фонематическому принципу (ср.: молодОго, моегО)

8. 7. – Правописание буквы Г в окончаниях прилагательных, причастий и местоимений. Буква Г противоречит фонематическому принципу: в этой позиции произносится [в] в сигнификативно сильной позиции. Написание определяется традиционным принципом.

Справочные материалы:

1. Фонематический принцип орфографиизаключается в том, что фонема в сигнификативно слабых позициях обозначается той же буквой, что и в сигнификативно сильных позициях. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме, например, мы пишем букву О в слове вода, хотя произносим [вада], так как под ударением в этом корне слышится [о]: во’ды, во’дный.

2. Морфематический (морфологический) принцип орфографиисостоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема имеет разный фонемный состав в разных словах или разных формах одного слова, например, в возвратном постфиксе –ся может выступать не только фонема ‘, как это следует из написания (умойся умой , но и фонема (боится — боит и фонема при произношении твердого [с] (открылся — открыл ).

Фонематический и морфематический принципыорфографии позволяют передавать одни те же морфемы на письме единообразно, при этом следует учитывать, что первый передает фонемный состав морфемы, а морфематический принцип уточняет фонематический, требуя одинаково передавать на письме разные фонемы.

3. Традиционный принцип орфографиизаключается в том, что узаконены написания, закрепленные традицией. Такие написания следует запоминать, причем, традиционный принцип может и не противоречить фонематическому. Например, при обозначении на письме гиперфонемы фонематический принцип ограничивает выбор букв, а букву пишем по традиции с учетом предложенных вариантов, так в слове при обозначении на письме гиперфонемы по традиции пишем букву О.В некоторых случаях традиционный принцип противоречит фонематическому, например, при написании корней -гор-/-гар-;-плав-/-плов-, в которых под ударением пишется только А, а без ударения — О и А (зага’р, загоре’тъ, вы’гарки и др.)

4. Фонетический принцип орфографиизаключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в слабой позиции, поэтому этот принцип всегда действует в противоречии с фонематическим. Данный принцип обычно проявляется при обозначении на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме, так, например, в приставках раз-/рас-/рос- выступает фонема (ср.: ро’звальни — развали’ться), но под ударением пишется буква О, а без ударения — А.

источник

Орфографический разбор (разбор под цифрой 6)

Первая задача — опознать орфограмму.
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м’и]ры, е менять [м’и]нять, я пятак [п’и]так, а [и] часы [ч’и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])…
Распечатайте «Фонетический разбор«, пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет стр. «Список орфограмм«.

Вторая задача — выбрать нужное правило.
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова и часть речи.
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет файл «Морфемный разбор«.
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.
Скош енн ая — правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс —енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить — выкрашенный; увидеть — увиденный.
Тр а ва, р я дами — безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава — травы, рядами — ряд; вода — воды, леса — лес.
Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)
дож д ь — правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.
пр о ш е л — правописание приставок; правописание о — ё после шипящих в корне
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка про есть, приставки пра нет
2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (прошедший); зажег, чёрный
о свеж и л — правописание приставок; сочетания жи, ши в корне
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет
2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо
в о кру г — правописание приставок; звонкие и глухие согласные
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет
2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.

источник