Меню Рубрики

Как провести операционный анализ прибыли

Для выявления зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объёмов реализации используется операционный анализ.

Операционный анализ предприятия: анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Его задачей является нахождение наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объёма реализации. Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

Базовыми категориями операционного анализа являются:

Операционный анализ является инструментом определения наиболее выгодного соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства товаров (работ или услуг). Причем ключевая роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.

Показателем характеризующим маржинальный доход предприятия является коэффициент валовой маржи (Квм).

Валовая маржа это сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли, т.е. разница между выручкой и переменными издержками. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше величина валовой маржи, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Коэффициент валовой маржи определяется по следующей формуле:

Квм = Валовая маржа / Выручка от реализации * 100%

Для изучения динамики маржинального дохода расчитывают показатель изменения валовых продаж (Кивп), этот коэффициент характеризует изменение объема валовых продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода.

Кивп = (Выручка за текущий год — Выручка за прошлый год) / Выручка за прошлый год * 100%

Следующий показатель применяемый в маржинальном аналие это коэффициент чистой прибыли (прибыльность продаж) (Кчп).

Кчп = Чистая прибыль / Выручка от реализации * 100%

Данный коэффициент показывает, насколько эффективно «сработала» вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров и т. п.

Аналогичным образом рассчитываются вспомогательные коэффициенты:

Коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции = Себестоимость реализованной продукции / Выручка от реализации * 100%

Коэффициент общих и административных издержек = Сумма общих и административных издержек / Выручка от реализации * 100%

Данные показатели дают возможность сделать ряд выводов о причинах снижения (роста) рентабельности предприятия.

Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.

Порог рентабельности можно определить как графическим (рисунок №1), так и аналитическим способом.

При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:

1) находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х;

2) выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

3) выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации.

Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки (рисунок 1). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Рисунок 1. Графическое определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая выручка равна совокупным затратам предприятия, при этом прибыль равна нулю. Выручка в точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем продаж в точке безубыточности соответственно называется пороговым объемом производства (продаж).

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Достаточно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать порог рентабельности.

Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и отдельных видов продукции или услуг. Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли.

Запас финансовой прочности (Margin of Safety (Safety margin)) – Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Это разность между фактическим объемом производства (продаж) и пороговым объемом продаж. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему.

Расчет запаса финансовой прочности в денежном выражении:

Запас финансовой прочности = Выручка предприятия — Порог рентабельности в денежном выражении

или в относительном выражении:

Запас финансовой прочности = (Выручка предприятия — Порог рентабельности) / Выручка * 100%

Одним из показателей, используемых в рамках операционного анализа и характеризующих изменчивость прибыли, выступает операционный рычаг. Традиционно сила воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли).

Чем больше удельный вес постоянных издержек в сумме операционных издержек, тем больше сила этого рычага.

P.S. При проведении операционного анализа недостаточно только рассчитать коэффициенты, необходимо на основании расчётов сделать правильные выводы:

  • разработать возможные сценарии развития предприятия и просчитать результаты, к которым они могут привести;
  • отыскать наиболее выгодные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объёмом производства;
  • определиться с тем, какие направления деятельности (производство каких видов продукции) необходимо расширять, а каких сворачивать.

источник

Как отмечалось выше, одним из факторов роста прибыли является объем производства (продаж). При этом, при прочих равных условиях, изменение выручки от продаж приводит к еще более сильному изменению прибыли. В основе этого явления лежит непропорциональное воздействие условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема продаж. При увеличении объема продаж доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и проявляется эффект дополнительной прибыли. Анализ этого явления, называемого также эффектом производственного (операционного, эксплуатационного) рычага, является необходимым элементом анализа финансовых результатов.

Изучение данной зависимости носит название операционного анализа (анализа безубыточности, анализа зависимости «затратыобъем производстваприбыль», СVP-анализа) и используется для определения:

  • — критического объема производства, гарантирующего безубыточную работу;
  • — зависимости финансового результата от изменения одного из элементов данного соотношения;
  • — запаса финансовой прочности предприятия;
  • — производственного риска;
  • — целесообразности собственного производства или закупки;
  • — минимальной договорной цены на определенный период;
  • — прибыли и т.д.

Таким образом, операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов от издержек и объемов производства и продаж. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования в бизнесе.

Операционный анализ основан на ряде особенностей и допущений.

  • 1. Деление затрат на две группы — постоянные и переменные.
  • — на практике существуют и смешанные затраты (расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования) — их дифференцируют на постоянную и переменную части методом минимальной и максимальной точек, графическим методом и методом наименьших квадратов;
  • — постоянными затраты могут быть лишь в течение определенного периода времени;
  • — сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.
  • 2. Линейная зависимость между объемом продаж и переменными издержками:
    • — на практике переменные издержки могут изменяться и в другой зависимости, например, от жизненного цикла, инфляции, технологии и т.д.
    • — эффект масштаба производства по-разному сказывается на различных видах затрат: для сырья и материалов характерна пропорциональная зависимость; для затрат на топливо, электроэнергию — дегрес- сивная; для затрат на дополнительное премирование, доплат за сверхурочное время — прогрессивная. Переменные затраты на единицу продукции при увеличении объемов производства остаются постоянными только при условии сохранения одного производственного режима в течение планового периода.
  • 3. Неизменность ассортимента.
  • 4. Равенство объема производства и продаж в плановом периоде.

Точка безубыточности (порог рентабельности, точка самоокупаемости, мертвая точка, ВЕРbreak-evenpoint) означает объем продаж, при котором выручка покрывает издержки, связанные с производством и продажей продукции. Ее расчет необходим для определения объема продаж, при котором предприятие покрывает свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка.

Объем продаж, соответствующий точке безубыточности (ВЕР), определяется различными методами: математическим, методом маржинального дохода и графическим.

Математический метод (метод уравнений) основан на исчисления прибыли по формуле 3.7:

ПЗ — совокупные постоянные затраты;

ПР — переменные затраты единицы продукции.

Детализируя расчет, формулу можно представить в следующем виде (формула 3.8):

х- количество проданных единиц продукции;

Так как, прибыль при расчете точки безубыточности отсутствует, а выручка равна совокупным переменным и постоянным затратам, то уравнение принимает следующий вид (формулы 3.9, 3.10):

Рассмотренная выше формула для расчета точки безубыточности позволяет провести анализ зависимости между затратами, объемом производства и прибылью организации.

Кроме математического метода и метода маржинального дохода для определения ВЕР используется графический метод. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «издержки-объем-прибыль».

Алгоритм определения ВЕР с использованием графического метода можно представить следующим образом.

  • 1. Определяется система координат для построения комплексного графика «издержки-объем-прибыль». Ось абсцисс отражает объем производства или объем продаж в натуральном выражении, а ось ординат отражает показатель выручки и сумму постоянных и переменных затрат.
  • 2. На график наносится прямая постоянных затрат, которая параллельна оси абсцисс.
  • 3. От линии постоянных затрат строится прямая общих затрат.
  • 4. Из точки пересечения осей координат строится прямая выручки.
  • 5. Точка пересечения линии выручки и общих затрат — это точка безубыточности. Зона ниже точки безубыточности — это зона убытков, а зона выше точки безубыточности — это зона прибыли.

Пример графика изображен на рисунке 3.3.

Рис. 3.3. Определения ВЕР с использованием графического метода

Кроме математического метода и метода маржинального дохода в операционном анализе используется метод маржинального дохода. Формула расчета ВЕР методом маржинального дохода в натуральном выражении может быть представлена следующим образом (формула 3.7):

где FC — постоянные затраты (fixed cost);

AVC — переменные затраты на единицу продукции (average variable cost);

Для расчета ВЕР в денежном выражении методом маржинального дохода сначала рассчитывается коэффициент маржинального дохода (долю маржинального дохода в выручке). Маржинальный доход (MR- marginal revenue) находится как разница между выручкой и переменными затратами (формула 3.8).

где MR — маржинальный доход;

TR — выручка (total revenue);

VC — переменные затраты на весь объем (variable cost).

Так как выручка на единицу продукции — это цена (Р = TR / Q, где Q — это объем продаж), можно рассчитать маржинальный доход как разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

Коэффициент маржинального дохода рассчитается по формуле

Если MR рассчитывается исходя из цены, то формула расчета коэффициента маржинального дохода принимает следующий вид (формула 3.11):

Расчет коэффициента маржинального дохода по представленным формулам должен привести к одному результату.

Точка безубыточности в денежном выражении (этот показатель также называют «порог рентабельности») рассчитывают по формуле 3.12:

С помощью маржинального метода возможно планирование производственной программы предприятия с учетом загрузки мощностей. Можно вычислить то количество продукции или изделий, выпуск которых обеспечит заданную величину прибыли (формула 3.13):

где Qmin — объем продукции или изделий, выпуск которых обеспечит заданную величину прибыли;

РР — заданная (плановая) прибыль.

Можно определить объем продаж, который обеспечит необходимый объем чистой прибыли (формула 3.14):

где 1Т — ставка налога на прибыль (income tax).

Использование операционного анализа также позволяет рассчитать возможность снижения цен. Так, например, можно определить, какой объем продаж обеспечит получение чистой прибыли в прежнем размере при снижении цены на определенный процент.

где PR — процент снижения цены.

Запас финансовой прочности (кромка безопасности) показывает, насколько можно сокращать производство, не неся убытков. В абсолютном выражении он представляет собой разницу между запланированным объемом продаж и точкой безубыточности. В относительном выражении запас финансовой прочности представляет собой долю от прогнозируемого объема реализации. Данный показатель используют для оценки производственного риска (потерь, связанных со структурой затрат на производство).

В стоимостном выражении запас финансовой прочности (ЗФП) определяют по формуле 3.15, коэффициент финансовой прочности (Кзфп) — по формуле 3.16:

В натуральном выражении запас финансовой прочности определяют по формуле 3.17, коэффициент финансовой прочности — по формуле 3.18:

где Qp — плановый или текущий объем производства.

Операционный (производственный) рычаг (operating leverage)

показывает, во сколько раз результат от продаж после возмещения переменных затрат (маржинальный доход) превышает прибыль, и определяется по формуле 3.19:

где OL — операционный (производственный) рычаг;

Сила операционного (производственного) рычага (Degree operating leverage, DOL) определяется долей постоянных затрат в структуре издержек предприятия: чем выше доля постоянных затрат, тем сильнее зависит финансовый результат от объемов реализации. Сила рычага выражается в том, насколько процентов изменяется прибыль при изменении выручки от продаж на каждый процент. Сила рычага стремится к максимуму при приближении объемов продаж к точке безубыточности, поскольку доля постоянных затрат при увеличении объемов продаж снижается. Сила операционного (производственного) рычага определяется по формуле 3.20:

где ТС — общие издержки предприятия.

Так как многие предприятия выпускают широкую номенклатуру продукции, уровень операционного рычага удобнее рассчитывать по формуле 3.21:

Существует также формула расчета уровня операционного рычага через показатель EBIT (формула 3.22):

Показатель силы воздействия операционного рычага используется как измеритель предпринимательского риска: чем выше значение показателя силы воздействия операционного рычага, тем выше уровень предпринимательского риска и наоборот.

Операционный рычаг связан с запасом финансовой прочности организации обратной зависимостью (формула 3.23):

С ростом операционного рычага снижается запас финансовой прочности организации, что приближает его к порогу рентабельности и неспособности обеспечивать устойчивое финансовое развитие. Поэтому организации необходимо постоянно отслеживать свои производственные риски и их влияние на финансовую устойчивость.

источник

Механизм управления операционной прибылью стро­ится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Оценка взаимосвязи этих показателей осуществляется в процессе операционного анализа, ключевыми элементами которого являются порог рентабельности, операционный леверидж и запас финансовой прочности производства.

Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

График определения порога рентабельности имеет вид:

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды поз­воляет использовать механизм управления операцион­ной прибылью, известный как «операционный леверидж».

Действие этого механизма основано на том, что нали­чие в составе операционных затрат любой суммы пос­тоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной при­были всегда изменяется еще более высокими темпами.

Иными словами, постоянные операционные затраты (из­держки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изме­нении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его опера­ционной деятельности и других факторов.

Однако степень такой чувствительности операцион­ной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной при­были по отношению к темпам изменения объема реа­лизации продукции.

Соотношение постоянных и переменных операцион­ных затрат предприятия, позволяющее «включать» меха­низм операционного левериджа с различной интенсивно­стью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного леверид­жа», который рассчитывается по следующей формуле:

Кол=

где Кол —коэффициент операционного левериджа;

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Пост. затр — сумма постоянных операционных издержек;

ОЗ — общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной при­были по отношению к темпам прироста объема реализа­ции продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного леверид­жа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной при­были в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

Конкретное соотношение прироста суммы операци­онной прибыли и суммы объема реализации, достигае­мое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект опера­ционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

Задавая тот или иной темп прироста объема реализа­ции продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает сумма операционной прибыли при сложившемся на предпри­ятии коэффициенте операционного левериджа. Разли­чия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отража­емыми коэффициентом операционного левериджа.

Использование механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соот­ношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффи­циента операционного левериджа при различных тенден­циях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизнен­ного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема реализации продукции, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточ­ности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного левериджа. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии посто­янных затрат могут быть существенно ослаблены — в такие периоды предприятие может значительно расши­рять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.

Управление операционным левериджем может осу­ществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осущест­вления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой про­дукции, дифференциацию уровня механизации и авто­матизации труда. Кроме того следует отметить, что пос­тоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

Однако несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможно­стей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение на­кладных расходов (расходов по управлению) при небла­гоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобре­тения в собственность; сокращение объема ряда потреб­ляемых коммунальных услуг и некоторые другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом про­изводства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоле­ния предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубы­точности сумма экономии переменных затрат будет обес­печивать прямой прирост валовой операционной при­были. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работни­ков основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокра­щение размера запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предпри­ятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Целенаправленное управление постоянными и пе­ременными затратами, оперативное изменение их соот­ношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования опера­ционной прибыли предприятия.

источник

Неотъемлемой составной частью управленческого учета является операционный анализ, позволяющий осуществлять оперативное и стратегическое планирование финансовых показателей предприятия.

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализованной продукции, в конечном итоге сказываются на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определения момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Операционный анализ – анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Ключевыми элементами операционного анализа служат маржинальная прибыль порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Маржинальная прибыль (валовая маржа) это разность между выручкой предприятия от реализации продукции и переменными затратами.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует два способа определения маржинальной прибыли.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящие от объемов производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинальной прибыли определяется путем сложения постоянных затрат предприятия и прибыли предприятия.

Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли (коэффициентом валовой маржи):

Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации, т.е. сколько рублей маржинальной прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации, т.е. сколько рублей маржинальной прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки.

Операционный анализ часто называют также анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Точку безубыточности часто называют порогом рентабельности. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижение порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.

Как далеко планируемая выручка от реализации “убегает” от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.

Чем выше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебания колебаний объема производства и реализации.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.

В практических расчетах для определения силы воздействия производственного (операционного) рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Результат от реализации после переменных затрат (маржа, сумма покрытия) представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами .

операционного =

Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Алгоритм расчета порога рентабельности, сила воздействия операционного рычага и запаса финансовой прочности представлен в таблице 1.

Расчет порога рентабельности,

запаса финансовой прочности

и силы воздействия операционного рычага

1. Валовая маржа Выручка от реализации минус Переменные издержки: материалы переменная зарплата другие переменные издержки Итого переменных издержек Валовая маржа (А) (В)
2.Коэффициент валовой маржи: То же, в процентах: (С)
3.Постоянные издержки: Оклады, постоянная з/пл. Арендные платежи Налоги Электроэнергия Газ Вода Телефон Почтовые услуги Страхование Ремонт Реклама Проценты за кредит Аренда Амортизационные отчисления Другие постоянные затраты
Итого постоянных издержек (D)
4.Порог рентабельности: (Е)
5.Запас финансовой прочности 5.1.В рублях: 5.2.В процентах к выручке от реализации (F) (G)
6.Прибыль: (Н)
7.Сила воздействия операционного рычага: (I)

Умение оценить силу воздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности позволяет быстро определить, какое влияние изменение продаж окажет на прибыль, налоговые и дивидендные последствия этих изменений, тенденции изменения финансово-хозяйственного положения предприятия и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8461 — | 8060 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Формирование и использование прибыли — основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение суммы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме «затраты — оборот — прибыль». Данный метод позволяет выявить зависимость финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объема производства и реализации продукции. Результаты операционного (внутреннего) анализа составляют коммерческую тайну предприятия.

С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач:

  • 1) оценить чувствительность прибыли к изменению основных показателей-факторов, формирующих ее уровень;
  • 2) прогнозировать уровень показателей рентабельности на основе расчета запаса финансовой прочности;
  • 3) оценить предпринимательский риск;
  • 4) выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;
  • 5) оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций;
  • 6) разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации готовой продукции.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия: критический объем производства и реализации товаров, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Их расчет тесно связан с понятием «маржинальный доход», означающим результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов. Порог рентабельности определяется отношением постоянных расходов к доле маржинального дохода к выручке от продаж, а запас финансовой прочности представляет собой разницу между выручкой от продаж и порогом рентабельности.

Операционный анализ тесно связан с понятием производственного (операционного) рычага, сила воздействия которого определяется отношением маржинального дохода к валовой прибыли. Этот показатель указывает на степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства и отражает степень производственного риска. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению валовой прибыли.

Расчет маржинального дохода на конкретном предприятии позволяет получить следующие результаты.

  • 1. Маржинальный доход равен нулю. В этом случае выручка от продаж покрывает только переменные расходы, т.е. предприятие работает с убытком, равным сумме постоянных издержек.
  • 2. Маржинальный доход меньше нуля, если выручка покрывает переменные расходы и часть постоянных затрат.
  • 3. Маржинальный доход равен постоянным издержкам. В такой ситуации выручки достаточно, чтобы возместить все постоянные и переменные расходы, но прибыль при этом равна нулю.
  • 4. Маржинальный доход больше постоянных расходов. Это означает, что деятельность предприятия прибыльна, т.е. выручка не только покрывает общую сумму всех расходов, но и образует прибыль.

Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг приводит к еще более интенсивному колебанию финансового результата (прибыли или убытка). Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных затрат на конечный финансовый результат при изменении объема производства и реализации продукции. Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и сила воздействия производственного (операционного) рычага падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага. Можно сказать, что сила воздействия производственного рычага — это объективный фактор, выражающий уровень предпринимательского риска.

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность производства, предприятие с небольшой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках. Величина запаса финансовой прочности у первого предприятия выше, чем у второго. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Предприятие с высокой долей постоянных расходов вынуждено в значительно большей мере опасаться падения объемов производства и продаж.

В случае снижения выручки от реализации продукции (за счет уменьшения объема производства) сила воздействия производственного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, т.е. эффект производственного рычага но модулю ниже единицы. Увеличение выручки от реализации продукции на таком предприятии не вызовет быстрого снижения убытков и роста объема производства, вызвавшего его. Наоборот, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, так как аналогичный рост объема реализации продукции вызовет более интенсивное снижение убытков. Покажем эту зависимость на следующем примере (табл. 10.6).

Операционный анализ показывает чувствительность, возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров и, в частности, отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли? Решение данного вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не роста суммы прибыли, а ее сохранения в заданных самим предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соотношение между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответствуют максимально возможному уровню прибыли.

Таблица 10.6. Зависимость величины финансового результата от роста выручки от продажи продукции, тыс. руб.

Базовые условия

Рост выручки от реализации на 10%

источник

Механизм управления операционной прибылью стро­ится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Оценка взаимосвязи этих показателей осуществляется в процессе операционного анализа, ключевыми элементами которого являются порог рентабельности, операционный леверидж и запас финансовой прочности производства.

Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

Валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

График определения порога рентабельности имеет вид:

Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды поз­воляет использовать механизм управления операцион­ной прибылью, известный как «операционный леверидж».

Действие этого механизма основано на том, что нали­чие в составе операционных затрат любой суммы пос­тоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной при­были всегда изменяется еще более высокими темпами.

Иными словами, постоянные операционные затраты (из­держки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изме­нении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его опера­ционной деятельности и других факторов.

Однако степень такой чувствительности операцион­ной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных операционных затрат. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной при­были по отношению к темпам изменения объема реа­лизации продукции.

Соотношение постоянных и переменных операцион­ных затрат предприятия, позволяющее «включать» меха­низм операционного левериджа с различной интенсивно­стью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного леверид­жа», который рассчитывается по следующей формуле:

Кол=

где Кол —коэффициент операционного левериджа;

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Пост. затр — сумма постоянных операционных издержек;

ОЗ — общая сумма операционных издержек.

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной при­были по отношению к темпам прироста объема реализа­ции продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного леверид­жа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной при­были в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

Конкретное соотношение прироста суммы операци­онной прибыли и суммы объема реализации, достигае­мое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект опера­ционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

Задавая тот или иной темп прироста объема реализа­ции продукции, мы всегда можем, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает сумма операционной прибыли при сложившемся на предпри­ятии коэффициенте операционного левериджа. Разли­чия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться при этом различиями в соотношении их постоянных и переменных операционных затрат, отража­емыми коэффициентом операционного левериджа.

Использование механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соот­ношением постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффи­циента операционного левериджа при различных тенден­циях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизнен­ного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема реализации продукции, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточ­ности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного левериджа. И наоборот при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии посто­янных затрат могут быть существенно ослаблены — в такие периоды предприятие может значительно расши­рять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.

Управление операционным левериджем может осу­ществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные операционные затраты.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осущест­вления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой про­дукции, дифференциацию уровня механизации и авто­матизации труда. Кроме того следует отметить, что пос­тоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

Однако несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможно­стей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение на­кладных расходов (расходов по управлению) при небла­гоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобре­тения в собственность; сокращение объема ряда потреб­ляемых коммунальных услуг и некоторые другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом про­изводства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоле­ния предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубы­точности сумма экономии переменных затрат будет обес­печивать прямой прирост валовой операционной при­были. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работни­ков основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокра­щение размера запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предпри­ятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Целенаправленное управление постоянными и пе­ременными затратами, оперативное изменение их соот­ношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования опера­ционной прибыли предприятия.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 272 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Понятие и значение операционного (маржинального) анализа прибыли, его ключевые элементы: финансовый рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов.

Для выработки широкого круга управленческих решений достаточно регулярно используется так называемый операционный анализ (или анализ взаимосвязи «затраты — объем производства — прибыль»). Это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия, в основе которого лежат линейные зависимости между величиной выпуска товаров, выручкой от реализации и затратами предприятия.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Бердское автотранспортное предприятие».

Предмет исследования — понятие операционного (маржинального) анализа и методика проведения операционного (маржинального) анализа прибыли.

Задачами исследования является:

1) теоретическое изучение проблемы операционного анализа прибыли и изучение его методики;

2) комплексная оценка финансового состояния организации ОАО «Бердское автотранспортное предприятие».

1. Операционный анализ прибыли

1.1 Понятие и значение операционного (маржинального) анализа прибыли

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.

Важным показателем для финансового и производственного планирования и основной категорией маржинального анализа является маржинальная прибыль, или маржинальный доход. Маржинальная прибыль — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальную прибыль называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинальной прибыли, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Смысл маржинальной прибыли состоит в следующем. Формирование прямых затрат осуществляется непосредственно по каждому виду продукции. Формирование же накладных расходов осуществляется в рамках всего предприятия. То есть, разница между ценой продукта и прямыми затратами на его производство может быть представлена как потенциальный «взнос» каждого вида продукта в общий конечный результат деятельности предприятия. Таким образом, маржинальная прибыль — это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи каждого вида продукта.

Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.

Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Методика маржинального анализа прибыли позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Продемонстрировать это можно с помощью сравнительного анализа. По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:

где VРП — объем реализованной продукции;

Ц — цена единицы продукции;

С — себестоимость единицы продукции.

При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

где b — переменные затраты на единицу продукции;

А — постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Данная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Маржинальная прибыль (М) рассчитывается по формуле:

где S — выручка от реализации;

V — совокупные переменные затраты.

Маржинальную прибыль можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). В условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции, методика анализа прибыли несколько усложняется. Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

где Mу — удельный маржинальный доход;

р — цена единицы продукции;

v — переменные затраты на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции. Рассчитывается влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощи приёма цепной подстановки.

Таким образом, при многономенклатурном выпуске анализ ассортимента по показателю маржинальной прибыли (так называемый маржинальный анализ) дает возможность определить наиболее выгодные с точки зрения потенциальной прибыльности виды продукции, а также выявить продукцию, которую предприятию не выгодно (или убыточно) производить: т.е. маржинальный анализ позволяет ранжировать ассортиментный ряд в порядке возрастания «предельной (потенциальной) прибыльности» различных видов продукции и выработать соответствующие управленческие решения относительно изменения ассортимента выпуска.

На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

При анализе часто производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

Дополняющим к маржинальной прибыли является показатель маржинальной рентабельности, рассчитываемый как:

Маржинальная рентабельность = (Маржинальная прибыль / Прямые затраты)*100%

Показатель маржинальной рентабельности отражает, какой доход получает предприятие на вложенную гривну прямых затрат, и является весьма показательным для сравнительного анализа различных видов продукции.

Общая сумма маржинальных прибылей по всем видам производимых продуктов представляет собой маржинальную прибыль предприятия.

Маржинальная прибыль является источником покрытия накладных расходов предприятия и прибыли. Тогда прибыль, на которую может рассчитывать предприятие, определяется:

Прибыль = Маржинальная прибыль — Накладные расходы

То есть увеличение прибыли достигается за счет максимизации маржинальной прибыли (или оптимизации ассортимента) и уменьшения накладных расходов.

1.2 Методика операционного (маржинального) анализа прибыли при принятии производственных управленческих решений

Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объема и структуры реализованной продукции сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимозависимости, взаимосвязи между этими категориями является (маржинальный анализ). Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Ключевые элементы анализа:

1. Маржинальный доход МД (вложенный доход):

МД = Выручка — Обще переменные затраты (VC)

2. Порог рентабельности Впор, Nпор (ед. прод.) — этот показатель характеризует объем реализованной продукции, при котором выручка покрывает все расходы, т.е. предприятие не имеет не дохода ни убытка.

3. Маржинальный запас прочности:

4. Норма маржинального дохода

Величина МД показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует 2 способа определения величины МД:

где FC — постоянные затраты;

Маржинальный анализ основан на разделении всех затрат на условно- постоянные и условно-переменные:

Условно-постоянные затраты считаются неизменными при изменении объема производства (FC = const при N — Var).

Общепеременные затраты пропорциональны объему производства:

AVC- const при N стремящемся Var

Маржинальный анализ позволяет отыскать оптимальное соотношение между переменными и постоянными затратами, между ценой и объемом производства продукции. Увеличение прибыли можно добиться увеличив величину МД (увеличение объема реализации и снижение уровня постоянных затрат; снизить цену и увеличить объем реализации).

Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

— необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

— переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

— постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

— тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

— эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

— пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Таким образом, маржинальный анализ прибыли предприятия позволяет предпринимателю, руководству достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются. В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики. Необходимая часть маржинального анализа — рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль.

Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.

Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи, этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества:

Запас финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи = Прибыль

Для вычисления точки безубыточности используют три метода: графический, аналитический и метод уравнений.

1. Графический метод. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции — точку безубыточности (рис.1).

Рис.1. Зависимость между прибылью, объёмом реализации продукции и её себестоимостью

2. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

маржинальный прибыль продажа безубыточный

I = S -V — F = (p * Q) — (v * Q) — F = 0

V — совокупные переменные затраты,

F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим критический объем:

где Q ‘ — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

где S — критический объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q», предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q», ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q’ и предприятие окажется в зоне убытков.

3. Метод уравнений основан на решении системы уравнений:

П = В — VC — FC = Ц*X — AVC *X — FC = 0

Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

— поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;

— переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;

— структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

— поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;

— на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам.

Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу. При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

В целом, как анализ точки безубыточности, так и маржинальный анализ являются важными инструментами в процессе планирования производства и финансовых потоков и все шире применяются в практике деятельности предприятий.

2. Комплексная оценка финансового состояния ОАО «Бердское автотранспортное предприятие»

2.1 Анализ имущества организации и источников его финансирования

Активами (Assets) — это хозяйственные средства, которые находятся под контролем предприятия и были получены ею в результате прошлых событий хозяйственной деятельности для получения будущей экономической выгоды.

Будущие экономические выгоды — это возможность активов прямо или косвенно способствовать поступлению денежных средств на предприятие.

Все активы предприятия делятся на две большие группы: постоянные и основные.

К первой категории относится движимое и недвижимое имущество, нематериальные средства, основной и оборотный капитал и прочее.

Ко второй категории можно отнести внеоборотные активы предприятия, которые характеризуются длительным сроком реализации.

На рисунке 1 представлена структура активов предприятия.

Рисунок 1- Структура имущества организации

Существуют так называемые оборотные активы. Их в отличие от основных активов предприятие может быстро реализовать за достаточно короткий срок.

Например: готовая продукция на складе, материалы и сырье, необходимые для осуществления производственной деятельности, задолженность дебиторов, ценные бумаги, оформленные на краткосрочный период, а также денежные средства на депозитных и расчетных счетах.

Внеоборотные активы предприятия имеют несколько преимуществ, а именно, надежность, так как обеспечивают бесперебойное получение дохода даже во время серьезных финансовых затруднений, так как их предприятие может сдать в аренду.

Но в то же время у внеоборотных активов имеются и свои недостатки, при активном развитии технического прогресса они быстро изнашиваются и требуют замены или модернизации, а следовательно, дополнительных затрат.

Оборотные активы предприятия несовершенны, выделяют ряд недостатков.

1) велики издержки на содержание неиспользуемой их части.

2) они подвержены действию инфляционного фактора, то есть существует угроза обесценения, вследствие высоких темпов роста инфляции на рынке.

3) рискованность некоторых финансовых активов.

Процесс управления активами предприятия относится к одной из основных функций предприятия как обособленного хозяйствующего субъекта.

Структура активов в первую очередь показывает уровень мобильности имущества предприятия, а так же помогает определить, за счет каких элементов данная мобильность будет, обеспечиваться, снижаться или повышаться.

Все это имеет значение при проведении анализа финансового состояния предприятия, а так же определения путей и возможностей, для их улучшения.

Правильное размещение средств предприятия имеет большое значение в хозяйственно-финансовой деятельности, а так же увеличивает ее эффективность.

От того, в какие инвестиции будут вложены в основные и оборотные средства, а так же, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственная и финансовая деятельность предприятия.

Современное предприятие активно использует свои активы для производства различных товаров и услуг, которые способны удовлетворить желания и потребности покупателей, готовых платить за них, и тем самым увеличивать поступление денежных средств на предприятие.

Таким образом, активы — это контролируемые организацией в результате прошлых событий экономические ресурсы, стоимость которых в момент приобретения может быть справедливо измерена, и от которых предприятие ожидает получение экономической выгоды в будущем.

На основании таблицы 1 проведем анализ структуры и динамики имущества предприятия ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» за 2 года (2012 и 2013гг.).

Таблица 1 -Динамика и структура имущества ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» за 2013г.

Рисунок 2 — структура активов предприятия ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» в 2012г.

Рисунок 3 — Структура активов предприятия ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» в 2013г.

По данным таблицы и рисунков видно, что основной объем активов предприятия ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» занимают «Основные средства». В 2012г. — 1012,0 тыс. руб. или 67%, в 2013г. их удельный вес резко уменьшился и составил 999,0 тыс. руб. или 62%.

Такое резкое изменение по снижению объема основных средств свидетельствует о том, что предприятие приостановило свою хозяйственную деятельность, но не ликвидировалось.

В то же время в 2013г. произошло увеличение удельного веса по статье «дебиторская задолженность» на 9,0 тыс. руб.

Так же статья «Денежные средства и денежные эквиваленты» в 2013 г. незначительное увеличились на 95,0 тыс. руб. Общий объем составил 18%, что на 5% больше, чем в 2012г.

Темп роста по статье «основные средства предприятия» в 2013г. снизился и составил — 1,29%, в то же время произошло увеличение по двум другим статьям, а именно: дебиторская задолженность предприятия в 2013г. увеличилась на 2,93%, а так же резко увеличилась статья «денежные средства предприятия» на 50%.

Что, скорее всего, связано с тем, что предприятие стало сдавать в аренду свои помещения (что указано в пояснительной записке к балансу предприятия).

Далее проведем анализ состава и структуры пассива баланса по предприятию ОАО «Бердское автотранспортное предприятие» за 2 года (2012 и 2013гг.).

Капитал — это совокупность имущества, которое используется предприятием для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями.

Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа.

Рисунок 4 — схема источников формирования капиталов на предприятии.

Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа.

Например, собственный капитал — это разница, между стоимостью активов компании и суммой её обязательств.

Обычно это величина, которая формируется за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли).

Постоянный капитал участвует в процессе труда своим вещественным содержанием, является фактором производства, создания потребительных стоимостей, но не участвует в процессе увеличения стоимостей, а соответственно, не создает прибавочной стоимости.

Другая часть затрат капиталиста, авансируемая им на приобретение рабочей силы и изменяющая свою стоимость в процессе производства, — это переменный капитал «v» ( varitous — меняющийся).

Перманентный капитал — это собственный капитал плюс долгосрочные обязательства компании.

В анализируемом предприятии долгосрочных обязательств нет, поэтому сумма перманентного капитала в 2012г. составит 1499тыс. руб, а в 2013г. -1593тыс. руб.

Таблица 2 — Динамика и структура источников финансирования имущества ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» за 2013г.

Рисунок 5 -динамика источников финансирования имущества на предприятии ОАО «Бердского автотранспортного предприятия» за 2012- 2013гг.

На основании таблицы и рисунка можно сказать следующее, что основной удельный вес в балансе данного предприятия занимает раздел «Капитал и резервы» в 2012г. он составил 99,34%, а в 2013г. произошло не большое увеличение до 99,56% от общего объема в балансе.

Это произошло в связи с уменьшением непокрытого убытка на предприятии в 2013г. на 39,62%.

В то же время видно, что краткосрочная кредиторская задолженность предприятия снизилась на 3,0 тыс. руб. в 2013г. по сравнению с 2012г.

От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как временная величина, необходимая для превращения активов в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы превратить в деньги данный актив, тем выше его ликвидность.


Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени проводят сопоставление по каждой группе актива с соответствующей группой пассива.


1) Если выполняется неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о том, что предприятие было платежеспособно на момент составления его баланса. А так же, то, что у него достаточно средств для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.


2) Если выполняется неравенство А2 > П2, это говорит о том, что быстро реализуемых активов больше, чем краткосрочных пассивов и предприятие может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.


3) Если выполняется данное неравенство А3 > П3 , то это говорит о том, что в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей предприятие сможет всегда быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

источник