Меню Рубрики

Как провести географический анализ газеты

Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

Сегодня решил, что пора начать небольшую серию статей про контент-анализ газет, журналов и других текстовых СМИ (ну или печатных, хотя с печатными лучше не путать — сейчас актуальнее работать с электронными СМИ, печатные никто уж не читает почти…)

Поступить решил банальнейшим образом — снова перевести иностранную публикацию по теме. Не всю. Всю лень, да и ни к чему ? Пропущу вступления, приложения и всё остальное лирическое или неактуальное. Итак — публикация носит название «Analysing newspaper content. A how to guide». Авторы Stacy Lynch и Limor Peer. У второго и докторская имеется ? Опубликовано в 2002 году… Это довольно теоретический материал — но, в общем, норм. Язык перевода почти как из под гугл переводчика. Не пугайтесь, я и не писатель ?

Итак ПЕРЕВОД: поехали.

[ладно… переведу микро введение]

Эта инструкция предназначена для тех, кто поставил себе цель объективно проанализировать новости или другую информацию, публикуемую в СМИ, узнать какова она, и в каких объёмах и пропорциях появляется.

Работа актуальна далеко не только в академическом плане, но и при решении бизнес задач. Это хороший способ узнать, что «по данной теме мы публикуем слишком много», а «по этой явно недостаточно». Это отличный способ сравнить свою газету или журнал с изданиями конкурентов.

Контент-анализ СМИ поможет лучше проанализировать распределение ресурсов.

В рамках одного из замеров Readership Institute провёл беспрецедентный по объёму выборки замер — контент-анализ 100 газет, 47000 публикаций на 700 различных тем. Работа над исследованием позволила верифицировать адекватность методик, описанных в данном руководстве.

Контент-анализ не предполагает кропотливой работы по тщательному изучению каждой из единиц анализа (например, заголовка/целой статьи) на протяжении длительного периода времени. Если вы будете следовать указаниям этого руководства, вы легко получите адекватные и валидные данные для принятия взвешенных решений.

Независимо от того, что сама методика проведения контент-анализа не является сложной и заумной, вы должны быть готовы уделить достаточно много времени исследованию и найти людей, способных на протяжении этого времени прилежно выполнять достаточно однообразные действия.

Всем процессом проведения контент-анализа от его продумывания до завершения замера должен заниматься ответственный человек. Руководитель проекта должен максимально ответственно относиться к качеству данных, а также быть очень скрупулёзным исследователем. Самая главная задача руководителя проекта организовать процесс так, чтобы каждый из исследователей обрабатывал данный одинаковым образом, следуя единым правилам и стандартам. В этой работе руководитель проекта должен взять на себя функции контролера, так как даже понимание всех требований участниками проекта не гарантирует их выполнения, при отсутствии надлежащего контроля работы.

Мы рекомендуем собирать команду из 5-10 человек (в зависимости от величины газеты) под руководством руководителя проекта. Контент-анализ — это методика, владение которой совершенствуется только с опытом, поэтому было бы неплохо собрать команду из уже опытных специалистов в области контент-анализа. Чем больше текучка специалистов в рамках одного и того же проекта, тем выше риск получить в итоге не соответствующие реальности результаты. При этом хорошими кодировщиками, интерпретаторами могут быть и студенты, и люди, никак не связанные со СМИ. Не стоит себя ограничивать в данном случае в выборе кадров.

Время, которое необходимо будет затратить на контент-анализ газет зависит от их размера. Чем больше новостей, статей, рекламных материалов опубликовано в газете, тем дольше будет идти анализ. Скорость кодирования увеличивается с получением опыта работы над замером. Другими словами, если кто-то может уделить 10 часов кодированию, оно пройдёт быстрее, чем если бы 2 кодировщика работали по 5 часов.

Прежде всего просто подготовьте сам массив газет — на это может уйти 2-3 часа, и эта работа может показаться даже излишней. Однако, она необходима. Анализ текстовых публикаций в СМИ требует более всего времени. Нормальная скорость кодирования материала — 15 статей за 45 минут без перерыва. Профессиональный кодировщик способен работать быстрее и кодировать по одной статье в минуту, при условии достаточного времени уже потраченного на данный проект.

Анализ оглавления, рекламных материалов, общей структуры газеты требует около 2-3 часов на издание.

Также, потребуется уделить время на первоначальную подготовку кодировщиков. Мы рекомендуем потратить на эту работу около 3 часов. Это, пожалуй, наиболее ценное и ответственное время за весь проект. Дальше мы расскажем, как правильно готовить кодировщиков.

Безусловно, немало времени надо потратить и на общую организацию процесса. Этим, как уже ранее говорилось, должен заниматься руководитель проекта.

В зависимости от степени необходимой точности замера, время, уделяемое на составление таблиц контент-анализа, кодирование и анализ, может сильно варьироваться. Общий анализ может быть реализован приблизительно за 10 часов. При этом проект может длиться и сотни часов, в случае необходимости тщательной детализации анализа.

Прежде чем начать замер, четко определите цели исследования. Что конкретно вы хотите получить в результате вашей работы? Есть ли элементы информационного пространства, на которых вы хотели бы в первую очередь сконцентрировать ваше внимание? Насколько детализированную информацию вы хотите получить? Вас интересуют средние показатели за неделю, или вы хотели бы получить детализированные результаты за конкретный день недели? Вы хотели бы получить аналитику по конкретной теме или по всему разбросу тем в выборке источников? Ответы на эти вопросы в частности будут определять величину выборки, с которой вам предстоит работать.

Следуя инструкциям в этой серии статей вы сможете определить, насколько актуальны материалы, публикуемые вами, по сравнению с материалами других изданий. Данные материалы помогут вам «измерить» информационное пространство в рамках следующих параметров:

  • Тематики публикаций
  • Географические характеристики контента
  • Жанры, стили
  • Источники и формат контента
  • Визуальные характеристики
  • Разнообразие контента
  • Структура газеты (журнала и пр.)
  • Особенности продвижения
  • Перечни материалов (оглавления и пр.)

В комплексе ответы на эти вопросы дадут вам информацию о том, насколько активно обсуждается та или иная тема в местных изданиях в сравнении с национальными изданиями, дадут сведения об особенностях размещения визуального контента в изданиях, сводную информацию об источниках публикаций и пр. Вы получите массу полезной информации, анализируя контент так, как описано в данной статье. Если вам потребуется больше информации, вы всегда можете расширить спектр вопросов, выйдя за пределы параметров, описанных в статье. О том, как конкретно создать композицию актуальных для замера вопросов будет описано дальше.

Если цели вашего исследования отличаются от связанных с приведенными выше вопросами, то вы можете расширить спектр вопросов. Вы можете акцентировать внимание на исследовании контента местных СМИ, полностью или частично игнорируя материалы федеральных или международных СМИ. Возможно, актуальная для вас тема заявляется только в местных СМИ. Любые вариации вопросов и площадок возможны.

Прежде чем приступить к исследованию, очень тщательно продумайте, какие СМИ войдут в выборку. Лучше всего применять методики контент-анализа, фокусируясь лишь на нескольких ключевых аспектах, источниках и т.д. Также учтите, что создание списка вопросов для анализа может явиться весьма трудоемкой задачей. Убедитесь, что цель замера максимальна конкретна, вопросы связаны с ней и только с ней. Цель должна быть настолько понятна и проста, что можно объяснить ее в одном предложении. Если сделать этого не представляется возможным, вероятно, вы пошли по ложному пути.

Обязательно надо помнить о том, что интересующие вас параметры должны быть объективно измеримы. В информационном поле может присутствовать множество интересных параметров, работа с которыми может склонить исследователя к весьма субъективным выводам, что недопустимо. Зачастую проблема может заключаться в неверно составленной кодировальной матрице. Хорошим примером является кодирование позитива и негатива. Несмотря на кажущуюся простоту категории, определение позитива и негатива может быть очень сильно детализировано, а детализация может быть весьма «необычной», что может затруднить работу кодировщиков и увеличить стоимость и продолжительность работы.

Также изначально очень важно определить, является ли кодируемый контент видимым или латентным. Видимый контент реально проявляется в тексте — например, вы хотите подсчитать сколько раз встречается то или иное слово в тексте, может быть, чьи-то фамилии. Латентный контент не подразумевает присутствие таких очевидных индикаторов. Его кодирование является более трудоемким процессом, а присутствие категории идентифицируется только при внимательном анализе материала — невозможно, например, автоматизированно закодировать контент, пользуясь простым поиском слов по документу. Латентным контентом может являться, например, стиль изложения — в ходе контент-анализа вы идентифицируете стиль написания документа или стиль изображения, жанр музыки и пр. Если вам необходимо, является ли стиль изложения «живым» (неформализованным), то трудно предположить, какие конкретно слова должны войти в словарь контент-анализа (какие слова вы будете искать в тексте). В целом, чаще всего, латентный контент намного труднее идентифицировать, нежели видимый. При работе с латентным контентом всегда стоит производить проверку полученных результатов.

Намного более трудоемкой задачей является создание категориального аппарата. Этому вопросу посвящено множество книг, [не на русском, увы. В оригинале статьи в приложении D можете посмотреть список] но здесь будет приведено всего несколько ключевых правил создания категориального аппарата:

  1. Категории должны быть взаимоисключающими. Убедитесь в том, что категории не связаны межу собой, не «пересекаются»
  2. Внутри категорий значения должны быть «равнозначными» и однозначно определяемыми. Например, в определении географии работы газеты не должно быть ряда значений вроде «национальная» (газета), «местная», «скорее местная». Кодировщики не поймут, как работать со значением «скорее местная» (газета).
  3. Ваш категориальный аппарат должен включать в себя категории для всех возможных случаев, иначе кодировщики будут вынуждены кодировать контент неверными кодами в силу нехватки корректных.
  4. Создавайте категории только для контента, встречающегося часто. Не надо сразу же создавать новую категорию при появлении, например, новой еженедельной колонки в газете. Ваша цель заключается в кодировании 95% материалов газеты (или другого контента) с помощью имеющегося категориального аппарата. Всегда будет появляться трудноклассифицируемый контент. Для этих 5% нестандартного контента можете создать категорию «другое».

Всегда стоит соблюдать баланс — категорий должно быть минимум, но и не слишком мало, чтобы не включать в категории нерелевантный им контент. Просто дайте прочитать материал 10 людям и закодировать его самостоятельно. Как минимум 75% закодированного материала должно совпадать. Если различия в результатах кодирования выше, вам стоит откорректировать категориальный аппарат — уменьшить количество категорий или напротив — операционализировать имеющиеся. Проверить, взаимоисключаемые ли категории включены в аппарат. Также возможно вы ставите перед собой некорректную задачу — поставленная вами цель в принципе не решается с помощью контент-анализа, и это является причиной неудач в кодировании материалов.

Продолжение в следующих статьях!
Бай ?

источник

Каждая газета – это воплощение творческой деятельности некоторого количества редакционных работников. Каждое издание служит своим целям и задачам и создается для своей аудитории. Обо всем многообразии представленных на современном рынке СМИ изданий было заявлено в первой главе диссертационной работы. Каждая газета индивидуальна, индивидуален и ее дизайн. Но разные издания довольно сложно сравнивать между собой. А это необходимо, так как дизайн в современном мире становится основным типологическим признаком газет и требует пристального внимания и изучения. Возрастающее значение визуальной составляющей изданий заставляет сегодня газеты, также как и другие СМИ, не только описывать новости, но и показывать их.

Творческий процесс имеет громадное значение в процессе создания газеты, а на этапе верстки даже один и тот же штатный дизайнер сегодня и завтра может найти разные решения для верстки одних и тех же материалов. При этом уровень восприятия газеты читателем может быть равнозначным. Что же говорить обо всей редакции газеты, где может работать много сотрудников? Регулирующим элементом творческого процесса служит композиционно-графическая модель, которая помогает наладить единый стиль, сделать газету узнаваемой для читателя, а работу над ней понятной и успешной для всей редакции. Уже было подмечено выше, что чем крупнее издание, тем жестче становится КГМ, и с большей интенсивностью идет процесс унификации в работе над изданием.

Кроме того, существуют и появляются определенные дизайнерские закономерности, по которым создаются газеты, подтверждающие развитие газетного дизайна. Они и современные тенденции в развитии дизайна газет определены в первой и второй частях этой главы. Учитывая все это, нами был составлен достаточно обширный план исследований, результаты которого позволяет наиболее объективно оценить графический дизайн издания. Именно по нему будет проведен анализ вариантов дизайна газет Краснодарского края, будут выявлены их достоинства и недостатки, особенности применения и тенденции развития, что впервые позволит сложиться общей картине состояния современного газетного дизайна в периодических изданиях, выходящих в Краснодарском крае, выявить проблемы, возникающие в работе редакций по тематике исследования и предложить специалистам возможные их решения.

План исследований графических моделей краевых газет на основе методологической базы для оценки дизайна изданий.

Внешний вид газеты зависит от двух составляющих: потребностей читательской аудитории и стратегии редакции в удовлетворении оных. Именно это создает стиль и колорит газеты, ориентированные на читателя. Ведь стиль и характер газеты должны быть совместимы с особенностями публики, которой она адресована.

Стиль газеты может быть исследован по следующим критериям:

Позволяет ли внешний вид издания определить целевую аудиторию газеты?

Совпадает ли образ издания с целеустремлениями редакции газеты?

Есть ли ощущение стиля газеты?

Видна ли социальная составляющая, определяющая читателя издания?

Какие чувства возникают при знакомстве с газетой?

Чтобы выделить колорит издания, необходимо обратить внимание на следующие замечания:

Читателю хорошо известны постоянные авторы.

Редакция не боится экспериментировать на полосах.

Редакция стремится всеми силами наладить обратную связь с читателем в каждом номере.

Интерактивность достигается за счет того, что:

В издании присутствуют интерактивные публикаций: конкурсы от редакции, советы специалистов, тесты.

В газете печатаются афиши культурных событий, расписание спортивных состязания.

Выходные данные издания содержат координаты основных сотрудников газеты (интернет, телефон, эл. почта).

Читатель может узнать в редакции некоторую информацию.

Редакция устраивает конкурсы с призами для читателей и подписчиков издания

Навигация может реализовываться за счет следующих элементов:

Все части заголовочного комплекса используются для навигации.

Перечень публикаций газеты размещается на видном месте из номера в номер

Концовки статей с переносом не теряются.

Для удобства навигации в газете применяются цвет, шрифтовые решения, графические элементы.

Навигация оценивается по следующим параметрам:

Быстро ли в газете можно найти информацию?

Организована ли информация?

Комфортно ли читать газету?

Связаны ли заголовки, текст и иллюстрации?

Вышеизложенные приемы приводят нас к необходимости оценить такие элементы дизайна газеты как заголовочный комплекс, шрифты, цвет, графические элементы. Они также являются составляющими стиля газеты, влияют на ее композицию и колорит.

Композиция оценивается по следующим критериям:

Наличие на полосе явно выделяющегося главного элемента.

Соблюдение баланса на полосах.

Наличие разделительных, соединительных и выделительных элементов (рамки, линейки, подложки, белое пространство) и их применение.

Отсутствие на полосах графического мусора.

Отдельно хочется выделить иллюстрации в связи с возрастающей долей иллюстративной составляющей в газетах. Сегодня они становятся основой верстки газеты, с опорой на них строится композиция издания, они являются выражением колорита. Стоит проанализировать и текст газеты не только с точки зрения шрифта или содержания, а его формы, выделений, размерных характеристик. Далее даны вопросы, которые помогут оценить все элементы дизайна.

Каким образом подается и сегментируется информация?

Элементы оформления помогают читателю в поиске информации?

Заголовки выполняют свою функцию по привлечению читателя к прочтению материала?

Какие схемы построения заголовочных комплексов используются в издании?

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Насколько часто используются врезки и насколько эффективно их применение?

Каким образом в газете организована навигация с использованием заголовочного комплекса?

Рубрики и логотипы выполняют возложенные на них функции?

Используются ли те или иные шрифты в газете постоянно?

Есть ли необходимость в использовании различных текстовых и заголовочных шрифтов?

Удобен ли в чтении основной шрифт газеты?

Нет ли отвлекающих моментов в процессе чтения?

Каковы ширина колонок основного текста, интерлиньяж, межколонник, и как они влияют на удобочитаемость?

Какие особенности присутствуют в шрифтах с точки зрения удобочитаемости, эстетичности и экономичности?

Какие гарнитуры применяются для оформления основного текста газеты?

Какие гарнитуры используются для заголовков?

Какие гарнитуры участвуют в создании единого комплекса оформления заголовков, дополняя и контрастируя друг с другом?

Соблюдено ли соотношение между площадью текстового блока и кеглем заголовка?

Какой кегль шрифта применяется для основного текста и для набора заголовков?

Присутствует ли цвет в фотографиях и правильно ли он сбалансирован?

Эффективно ли применение цвета в фотографиях и в графических элементах?

Используется ли цвет для навигации?

Какие сочетания цветов используются?

Стал ли цвет частью стиля издания?

Какие есть варианты использования разделительных, соединительных и выделительных элементов (рамки, линейки, подложки)?

Какова ширина колонок в газете и оптимальна ли она?

Есть ли случаи использования колонок иного формата?

Каковы параметры основного текста (абзацы, пробелы, переносы в тексте)?

Используется ли иная выключка строк?

Какие есть выделения в тексте?

Какие виды текстовых блоков есть в газете?

Каковы основные функции иллюстрации в издании?

Какие фотожанры применяются в газете?

Какие форматы иллюстраций используются в газете?

Какова активность фотоиллюстраций?

Помогают ли иллюстрации понять содержание текстов?

Какие герои появляются на снимках и как они соотносятся с аудиторией издания?

Нет ли нарушения этических норм в иллюстрациях?

Применяется ли к фотографиям специальные эффекты?

Насколько правильно они расположены?

Насколько изображение четкое, ясное и резкое?

Сбалансирован ли цвет на фотографиях?

Достаточно ли иллюстрировано издание?

Собственные ли это фотографии?

Используются ли документальные снимки?

Использует ли редакция монтаж снимков, их обтекание текстом и наложение?

Функциональны ли подписи к снимкам?

Каково расположение фотоиллюстраций на газетной полосе?

Используются ли рисунки и коллажи?

Используются ли фоторепортажи и насколько они эффектны?

Используются ли элементы инфографики и насколько они воздействуют на восприятие материала?

Какая модель первой полосы используется?

Используется ли объединение статей в модульные блоки?

Как сочетаются в газете текст и иллюстрации?

Есть ли совместное размещение информационных и аналитических материалов?

На страницах присутствуют рубрики?

Поиск окончания статей с переносом не вызывает затруднений?

Тематические страницы действительно интересны и актуальны?

Иллюстрации и графики выделяются на полосах?

Тематические страницы отличны от обычных?

Верстка разворотов специфична?

Рекламные материалы обращают на себя внимание?

Реклама оформлена качественно?

Читатель будет ждать очередной номер газеты?

Анализ данных, полученных в ходе исследований, позволяет определить тип дизайна, который газета использует (текстовый, графический, смешанный, тексто-графический или иллюстративно-новостной). Полученные сведения группируются в сводную таблицу.

Ориентация на читателя и стратегия

Шрифты (удобочитаемость и типографика)

Работа с текстом (размерные характеристики, выделения)

Оценка КГМ (первая полоса, внутренние страницы, тематические страницы)

Можно заметить, что все составляющие этой схемы тесно связаны друг с другом. Чтобы более наглядно представить эти связи, составлена схема-алгоритм (Рис. 2).

Данные взаимосвязи были выявлены при комплексном методе осмысления собранного материала с опорой на общетеоретические методы, такие как описание, причинно-следственный анализ, оценка и прогнозирование на основе анализа и синтеза исходных данных. Эти методы будут использованы и далее при работе с газетами Краснодарского края по приведенному выше плану. Исходя из основных типов печатных СМИ, выявленных в первой главе, будут исследованы следующие издания: краевые, городские, районные, федерально-региональные.

Совершенствование дизайна газет как оптимальная форма развития КГМ газет Краснодарского края. Для анализа были взяты газеты, выходящие в Краснодарском крае и являющиеся яркими представителями районных, городских, краевых и федерально-региональных изданий. Для верности выводов были исследованы по несколько изданий каждого типа: «Краснодарские известия», «Вольная Кубань», «Кубань сегодня», «Кубанские новости», «Московский комсомолец» на Кубани» и др. Проанализировав все эти издания, мы смогли составить общую картину дизайна газет Краснодарского края, которая отражена в Таблице 2, составленной по результатам исследования (см. Приложение 2. Мониторинг газет Краснодарского края).

Крупные, цветные, выступающие как полноценный материал

Применяются для ориентировки читателя, часто используется монтаж

Маленькие, плохого качества Цель – подтвердить материал, разбавить серую массу текста

Заголовочные – с засечками. Остальное — рубленые

Заголовочные, текстовые — рубленые

Рубленый для основного текста, рубленные и с засечками – для заголовочного комлекса, при этом строго соблюдается шрифтовое расписание

Крупные, стандартный заголовочный комплекс

Средние, нестандартные, использование врезок

Цвет, используется эффективно, преимущественно в иллюстрациях, основной цвет — красный

Цвет, не всегда сбалансирован в фото, как фон и цвет шрифта в логотипах. Основные цвета – голубой и красный

В двух цветах. Синий используется только на первой и последней полосах

Много воздуха, использование буквицы, различные лини

Тонкие рамки, цветные подложки, воздух в заголовочном комплексе

Линии, рамки, серые или голубые подложки, воздух используется неэффективно

Асимметричная, смешанная, чаще вертикальная, преимущество отдано иллюстрациям. Формы текстовых модулей – сапоги и прямоугольники

Часто симметричная, смешанная, чаще вертикальная, преимущество отдано заголовочному комплексу и текстам. Формы текстовых модулей в формате А2 — прямоугольники, и сапоги, в А3 — это U-образные, лестницы

Симметричная, во главе — текст. Формы текстовых модулей – сапоги и прямоугольники. Есть полосы с вертикальной, горизонтальной или смешанной версткой

Небольшого размера, но выразительны, динамичны и хорошего качества и в большом количестве

Немного, небольшие, разные по выразительности и динамичности

Достаточно, размеры различны и не всегда соответствуют размеру и важности материала, однотипны

Иллюстраций немного, но достаточно крупные, хотя в основном одноплановые.

С засечками и рубленый — для заголовочного комплекса, рубленый — для текстов), строгое шрифтовое расписание

Футурис, футурис лайт и рубленый

Основной шрифт — рубленый. Фишка — шрифт с тенью

Крупные, нестандартные, сложный заголовочный комплекс

Небольшие, очень простые, лид — редкость

Небольшие, заголовки строятся произвольно, бессистемно

Маленькие, стандартный заголовочный комплекс

В двух цветах. Второй цвет – голубой, применяется как цвет шрифта в заголовках, линиях и подложках

Цвет присутствует, на обложке и ее обратной стороне, в шапке, в заголовках, фоне выворотках, в иллюстрациях

Второй цвет – синий, используется только на первой и последней полосах.

Вертикальные линии делят колонки, а статьи заключены в рамки, частое применение вывороток

Линии, рамки, подложки, воздух используется неэффективно

Линии, рамки, подложки, нестандартная колонка

Рамки, серые, голубые подложки

Несимметричная, смешанная, преимущественно вертикальная, во главе сложный заголовочный комплекс. Формы текстовых модулей — прямоугольники, сапоги и U-образные.

Смешанная, преимущественно вертикальная, тяготеющая к симметричной, серые колонки текста, в виде прямоугольников. Фотографии прерывают течение текста, ставятся ниже или выше его

Несимметричная, в основном, вертикальная

По возможности симметричная. Большая часть статей печатаются без иллюстраций. Формы текстовых модулей — прямоугольники, сапоги, лестницы.

Текстовый, периодически — смешанный

В ходе исследования было определено, что на рынке нашего региона присутствуют разные по уровню издания: с разными задачами, тиражами и читательской аудиторией. Но нельзя сказать, что дизайн этих газет развивается автономно, налицо взаимовлияние и взаимозаимствование графических моделей. На рынке присутствуют газеты разных типов дизайна, определенных ранее в этой главе: иллюстративно-новостного, тексто-графического, смешанного, текстового и графического. Причем эти формы не статичны, дизайн газет развивается и трансформируется. И хотя на сегодняшний день еще достаточно большое количество изданий используют устаревающие, не соответствующие изданиям, формы КГМ, у многих из них уже намечается движение в направлении к более прогрессивному дизайну. Результаты мониторинга дали такое соотношение в использовании различных типов газетного издания газетами Краснодарского края (рисунок 3).

Практически все местные газеты выходят на формате А3, как наиболее удобном, большинство используют 5-ти колоночную верстку. Чаще всего она смешанная и стремится к симметрии. Текст обтекает фото и заголовочные комплексы сапогами либо построен аккуратными прямоугольниками. Развороты в полном объеме используются не часто, а вот материалы на целую полосу распространены. В этих случаях текст принимает формы буквы U или лестницы, не редко он что-либо обтекает. Статьи по отношению к друг друга часто выставляются не совсем верно, иногда они сливаются, иногда соперничают, порой нельзя понять к чему относится иллюстрация или заголовок. И этим грешат порой достаточно крупные и известные газеты. Очень распространены подборки, в которые формируют небольшие материалы.

Шрифты занимают основную часть газетной площади и также являются выражением стиля издания. Наиболее часто в КГМ заложены две гарнитуры, иногда три, встречаются издания и с одной гарнитурой. Самые употребляемые — рубленые шрифты. Строчные буквы или курсив в заголовках встречаются редко.

Развитие заголовочного комплекса в газетах переживает активное развитие. И чем сложнее и оригинальнее заголовочный комплекс, тем удобнее и эффективнее подача информации, соответственно функциональней и логичнее дизайн. Конечно, большинство районных изданий не имеет подобных сложных конструкций (хотя здесь и применяются суперрубрики, рубрики и лиды), но в городских газетах мы наблюдаем процесс их усложнения. Текстовый тип дизайна постепенно трансформируется в тексто-графический, и заголовочный комплекс при этом изменяется довольно сильно.

Графические элементы на первый взгляд кажутся наиболее незначительными в дизайне, но именно благодаря им формируется стиль издания. Они выступают в качестве «фишки». Помимо своих основных функций они делают газету динамичной и насыщенной. В основном издания применяют линии, реже рамки (они используются больше для рекламы и объявлений) и подложки разных цветов и насыщенности. Выворотки, буквицы и украшения применяются редко, больше как часть стиля отдельных изданий.

На современном этапе все большее количество газет используют цвет. В данной работе уже выяснялись причины этого. Но даже в крупных редакциях не всегда его применяют продуманно и эффективно. Конечно, наиболее оправданно применение цвета в иллюстрациях и рекламе, и не всегда логично удается в шрифтах и фоне для текстов. Часть изданий печатает цветными какие-то определенные страницы: например, обложку, разворот и рекламные страницы. Большая часть местных районных и городских газет печатаются в двух красках. Излюбленные вторые цвета – красный и синий.

Иллюстрации в верстке сегодня выступают на первый план. Их количество, качество и функции изменяются. Часто на страницах кубанских газет можно увидеть вырезанные силуэты и несложные монтажи, а вот инфографика применяется редко, хотя она могла бы известно помочь читателям в усвоении информации. Рисунки применяются довольно редко, обычно в логотипах рубрик.

Мы уже говорили о таких современных тенденциях в дизайне газет, как повышенная иллюстративность, активное использование цвета, инфографики, удобная «расфасовка» новостей за счет сложного заголовочного комплекса, стремление к унификации дизайна. Обозначенные тенденции подтвердились на практике в ходе мониторинга СМИ Краснодарского края. Конечно, наиболее явно это прослеживается в газетах, использующих иллюстративно-новостной и тексто-графический тип дизайна, но даже районки «ощущают» их влияние на себе. Все это говорит о том, что газета все больше воспринимается читателями, подобно журналам, как средство передачи не только текстовой, но и невербальной информации, то есть мы видим все более увеличивающуюся визуализацию газетной информации.

Многие издания осознали эту тенденцию и отдают значительные газетные площади под фотоиллюстрации. Поэтому роль верстки уже не сводится к тому, чтобы совместить на одной странице несколько текстов, а становится нечто большим, ведь сегодняшнему читателю надо не описать новость или событие, а с максимальной долей достоверности показать ее. В связи с этим появилась необходимость как можно больше внимания уделить иллюстративной составляющей изданий, иметь инструменты для сравнения интенсивности их использования и результата от их применения. Для удовлетворения этих нужд автором был введен такой термин как коэффициент иллюстративности. Его значение находится в зависимости с успешностью издания.

Визуализация как основная тенденции развития дизайна периодических изданий Краснодарского края. Для подробной оценки периодических изданий с точки зрения иллюстративности, получения цифрового выражения результата для возможности его сравнения, применен специальный метод анализа, который позволяет выяснить графическое наполнение номеров газет различного информационного и читательского уровня через определение коэффициентов иллюстративности издания (площадь иллюстраций на 1 страницу, кв. см/стр.) и средней площади иллюстрации в издании, кв. см/илл.

По этим показателям можно судить об использовании редакцией иллюстраций в номерах издания, размерах иллюстраций, использовать их как один из показателей для определения типа графического дизайна изданий и с их помощью сравнивать газетную периодику Краснодарского края.

Метод успешно языком цифр позволяет охарактеризовать иллюстративность издания и наглядно показать в каждом случае, если она есть, необходимость изменения модели издания.

Анализ изданий проходил в следующем порядке. Были взяты несколько наиболее популярных и известных газет, присутствующих на рынке Краснодара и Краснодарского края, ориентированных в календарном плане примерно на одно время. Наиболее тиражные издания, выходящие несколько раз в неделю, анализировались с использованием двух ближайших номеров. Все выпуски – типичные для соответствующих газет. Для более точного анализа в изданиях не учитывались полосы, содержащие телепрограмму, рекламные страницы, либо страницы, содержащие официальные материалы соответствующих структур власти и не представляющих для графического анализа какого-нибудь интереса. При анализе газет, выходящих форматом, отличным от А3, учитывалась соответствующая разница в размерах полос. Подсчет площади, занимаемой иллюстрациями, велся следующим образом: на каждой информационной странице замерялись размерные характеристики фотографий, вычислялась их площадь в квадратных сантиметрах, а также общее количество иллюстраций в номере.

Например, в газете «Кубань сегодня» №5 (3626) 2013г. результат оказался следующим: 520+40+180+60+60+30+120+100+80+120+20+50+50+

100+210+40+20+20+30+50+20+40+20+20+20+40+30+20+120=2310 кв. см.

Было определено количество иллюстраций – 31, и количество информационных полос – 10.

Общее количество страниц A3

Количество информационных страниц

Общая площадь иллюстраций в издании, кв. см

Коэффициент иллюстративности (площадь иллюстраций на 1 страницу, кв. см/стр.

Количество иллюстраций в номере, илл.

Средняя площадь иллюстрации в издании, кв.см/илл.

Среднее количество иллюстраций на полосе, илл/стр

Краснодарские известия №202 (5003)

Краснодарские известия №2 (5005)

«Московский комсомолец» на Кубани” №22 (777)

Аргументы и факты Юг №52 2012 г

Комсомольская правда №141 (25954)

Кореновские вести №121 (11744)

2310/10=231 кв. см/стр – средняя площадь иллюстраций на 1 странице — коэффициент иллюстративности.

2310/31=75 кв. см/илл – средняя площадь иллюстрации в издании. Таким образом, мы получили средний размер одной фотографии.

31/10=3,1 илл/стр – среднее количество иллюстраций на 1 странице

Подобным образом были проведены исследования иллюстративности и для других изданий. Все полученные результаты сведены в таблицу, из которой можно сделать вывод о степени иллюстративности различных изданий. Для анализа были взяты следующие издания: «Краснодарские известия», «Вольная Кубань», «Кубань сегодня», «Кубанские новости», «Московский комсомолец» на Кубани», «Аргументы и факты» Юг» и др.

Таким образом, можно увидеть, что коэффициент иллюстративности, безусловно, выше в субботних «толстушках» и праздничных номерах. Он высок во всех изданиях иллюстративно-новостного и тексто-графического дизайна. Оценивая полученные показатели по каждой газете, можно справедливо сравнить уровень иллюстративности изданий. Низкие показатели коэффициента иллюстративности означают, что функции иллюстрации не реализованы в газете в полной мере и дизайн такой газеты ближе к текстовому.

Развитие дизайна и КГМ газеты «Кубанский университет». Эта газета является корпоративным изданием Кубанского госуниверситета, но, в то же время, она позиционируется как профильное издание для студентов Краснодарского края. Газета выходит ежемесячно тиражом 1000 экз. Тенденции изменения дизайна газет коснулись ее в первую очередь, несмотря на то, что последние 11 лет состав редакции газеты остается практически неизменной, за исключением естественной ротации авторов — студенческих кадров. Исследование этого издания проведено еще и потому, что техническим редактором (дизайнером) является автор данной работы. Оно будет своеобразным отчетом о внедрении в практическую деятельность результатов всего того, о чем говорилось в предыдущих главах.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

При анализе использовались номера издания, выходившие в 2002 году и в 2013 году (см. Приложение 3). Результаты исследования представляют собой сравнение номеров газеты на предмет видоизменения составных частей графической модели, появления новых элементов в издании.

Как изменялась за прошедшее время газета, можно увидеть сразу, взглянув на первые полосы. Вместо двух-трех небольших фото ранее, большую часть полосы занимает фотоиллюстрация, как правило, портрет или групповой снимок с героями материала. Фото большое – его ширина 200 мм при ширине полосы 265 мм и соответствующая высота по портретным пропорциям. Иллюстрация на первой полосе – самый главный элемент. Она играет роль иллюстрации обложки – то, что вместе с названием издания заставляет читателя взять газету в руки и прочесть. В связи с этим постоянно возрастают требования к иллюстрации на первую полосу. Для данного издания необходимо соблюсти как минимум несколько требований:

— герой материала или группа на снимке;

— хороший и интересный ракурс, движение;

— соответствие изображения тексту материала;

— эстетическая пригодность снимка для издания;

— пригодность фото по цветовому решению.

Надо признать, что достаточно много времени при подготовке номера газеты к печати используется для подбора и обработки иллюстрации на первую полосу. Предпочтение редакции отдается снимкам главных героев крупным планом, что приводит к повышенным требованиям к оптическому разрешению снимков и их качеству. Обработка иллюстраций в программах растровой графики сводится в основном к корректировке цветов, особенно пурпурного на лицах героев. Высококачественная офсетная листовая печать на достаточно плотной (65 гр/м2) бумаге позволяет воспроизводить данные иллюстрации с практически фотографической точностью.

Текст присутствует минимально – только пояснения к фотографии и анонсы. Бывшая ранее на первой странице подборка новостей перенесена на внутренние страницы, что вполне логично – газета выходит раз в месяц, и делать новостную первую полосу не имеет смысла.

Значительные изменения претерпела и шапка издания. Вместо аббревиатуры «КубГУ» появилась отлично читаемая надпись «Кубанский университет». Сама гарнитура стала более светлой и наполненной воздухом. Такое название газеты можно будет прочесть даже с расстояния – буквы не сливаются в отличие от предыдущего варианта. Шапка избавилась от излишней информационной нагрузки в виде анонсов с иллюстрацией, схематичного изображения карты Краснодарского края. Остался лишь увеличившийся в размере логотип Кубанского госуниверситета.

Цвет, в отличие от выпусков предыдущих лет, используется в иллюстрациях, шапка и тексты — черного цвета. Это объяснимо большим количеством иллюстративного материала на полосе, а значит, применение цвета в других элементах было бы явным перебором. Фирменными цветовыми решениями, в отличие от разнообразицы десятилетней давности, стали сине-красный с небольшими вариациями в оттенках и красно-коричневый с вариациями в сторону оранжевого. Универсальное сочетание цветов дает возможность использовать максимально большее количество поступающих в редакцию фотографий. И действительно, небо на большом количестве снимков затрагивают синий/голубой спектр, а цвет лиц должен соответствовать оттенкам розового.

Изменилось количество полос. Вместо четырех в 2003 сейчас выходит восемь, а если учесть что вместо газетной бумаги применяется плотная этикеточная, то можно представить насколько объемнее в прямом смысле стало издание. Увеличение объема газеты дало возможность размещать большее количество материалов, использовать большее количество снимков, сопровождать ими практически каждый материал. Редакция получила возможность публиковать более значимые в информационном плане материалы и использовать в них большие по размеру снимки. Появилась возможность создавать полосы с фоторепортажами, используя для этого большое количество фотоиллюстраций и делать газету яркой. Действительно, увеличение количество полос с 4 до 8 в «Кубанском университете» – не механическое удвоение площади издания и не желание стать «толще». Налицо объективное наличие интересного материала, массы хороших фотоиллюстраций и интересная современная студенческая жизнь. Все это явилось требованием времени, повлиявшем на количество полос издания. Думается, что и большее количество полос (12-16) могло бы быть заполнено интересным и ярким контентом.

Изменилось и применение шрифтовых гарнитур. И хотя в издании образца 2002 года применяется тоже небольшое их количество, но налицо свободная игра с размером кегля, шириной символов, начертанием шрифтов. В современной газете применение шрифтов более регламентировано. Появилась вторая гарнитура – в дополнение к заголовочному Футурису применяется НьюКонденсед – довольно узкая гарнитура, позволяющая в небольших заголовках использовать длинные слова. Как правило, заголовки с такой гарнитурой используются в подборке новостей, либо в действительно некрупных заметках на полосе, где есть другие более объемные материалы. В итоге вместо одной, но сильно меняющейся в начертании гарнитуры, применяются две, но с более строгим стилевым использованием: ширина символов не изменяется, курсивы не применяются, размеры кеглей стараются соответствовать нескольким типовым размерам (24, 32, 36, 48). Это дало возможность создать универсальную подборку шрифтов, пригодную для любого материала с любым заголовком.

В современном варианте газеты применяются так называемые рубрики полос. Многие издания с успехом используют этот прием расширенной навигации. Здесь рубрики дали возможность презентовать материалы более ярко, приучить специфичного читателя к тем темам, которые редакционная коллегия стремится освещать в газете, акцентировать внимание на действительно важных, для студенческого мира, вопросах. Расположенные в колонтитуле рубрики полос еще до заголовков приветствуют читателя знакомыми фразами как бы говоря: «Здравствуйте, это мы, ваши старые знакомые». И здесь в их оформлении применен шрифт более в издании нигде не использовавшийся: очень светлый шрифт из гарнитуры заголовков – ФутурисЛайт. По начертанию он контрастирует с заголовками и никогда с ними не сливается, даже располагаясь в непосредственной близости. Фирменными рубриками полос издания стали «События», «Автограф», «Мир, в котором я живу, называется КубГУ», «Жизнь замечательных студентов» и другие. Бесспорно, с приходом в газету рубрик полос издание стало удобнее для читателя, а информация, подготавливаемая студентами-журналистами, стала подаваться профессиональнее.

Ни одно современное периодическое издание не обходится без системы навигации по номеру. «Кубанский университет» довольно успешно использует эту функцию. В газете за 2003 год навигация присутствует, но она не систематизирована – часть анонсов располагается над шапкой, часть – фактически в шпигеле, рядом с логотипом издания. Анонсам подвергались лишь избранные материалы и не на всех полосах. Поэкспериментировав, редакция пришла к выводу, что оптимальным будет анонсирование хотя бы одного, главного, материала с каждой страницы. Боле того, применение большого количества фотоиллюстраций позволило использовать в анонсах уменьшенные копии снимков, характеризующих событие или главных героев статей. Таким образом, в современном варианте первой полосы анонсы занимают вертикально правую колонку. Такое положение вполне логично – читая справа налево и обнаруживая в конце полосы анонс, читатель приглашается для прочтения всей газеты, а не только к просмотру первой полосы. Более того, на первой странице, в отличие от ранних выпусков «Кубанского университета», из текстовой информации остались только анонсы и подпись к главной, большой иллюстрации. Это дает возможность читателю сосредоточить свое внимание на анонсах, за счет чего реализовывается навигационная функция.

В ходе изменений графической модели и корректировки стиля издания пришлось отказаться и от некоторых приемов и элементов. Как пример можно привести прекращение использования многочисленных линеек и выворотки, раскрашивание различными цветами или градациями серого заголовков. С линиями пришлось распрощаться ввиду отсутствия в них необходимости как таковой. Сегодня материалы используют довольно заметные заголовки, которые даны на градиентных плашках. Тексты располагаются, как правило, не симметрично и спутать рядом стоящие материалы довольно сложно. Конечно же, на отказ от линеек повлияло и использование в газете значительного количества фотоиллюстраций, причем как на одноцветных полосах, так и на цветных. Выворотка вообще спорна в использовании и психологически не всеми воспринимается одинаково. Безусловно, известен ее акцентирующий эффект, но в такой газете как «Кубанский университет» ее применение могло вызывать различные оттенки восприятия, создавая порой двусмысленность. Кегли менее 14-16 вообще не рекомендуемы для применения на выворотке, а использование в ней цвета накладывает дополнительные ограничения. В итоге редакция отказалась от выворотки, и ее применение теперь носит чисто графический, вынужденный характер (например, в заголовке по иллюстрации). Тексты на выворотках не размещаются. Что касается раскрашивания заголовков в разные цвета, то в целом это смотрелось интересно, но недостаточно серьезно, также могла возникнуть двусмысленность в раскрашивании отдельных букв или слов в другой цвет, что создавало не нужный эмоциональный налет на информацию. В современной газете заголовки одинаковые по заполнению – цветные или черные.

Если сравнивать информационный состав материалов за последние 10 лет, то можно увидеть происшедшие значительные изменения. У всех материалов «появились» авторы. Этот чисто технический момент говорит об очень многом. Ведь подпись автора разделяет его ответственность за содержание материала с редакцией. Мнения студентов — а они главные источники информации в издании – подписаны и высказываются самым явным образом. Несомненно, материалы вызывают, и будут вызывать полемические споры, побуждающие к анализу статей и обратной связи с читателем. Причем за последнее время, когда развитие глобальных сетей приобрело огромный размах (на сайте университета есть электронные версии газеты) информация об авторе приобретает дополнительный смысл.

В издании, за исключением небольших заметок, практически перестали публиковаться материалы без фотоиллюстраций. Известно, что статья, снабженная фотографией, воспринимается читателем как более достоверная, ее эмоциональное воздействие гораздо шире. В таблице и графике, представленных ниже, указаны результаты исследования двух номеров «Кубанского университета» по алгоритму, описанному выше.

Издание: Кубанский Университет

Общее количество страниц A3

Общая площадь иллюстраций в издании, кв. см

источник

Материал для проведения географической недели. Из данногог материала можно сделать газету, отдельные карточки по классам или индивидуальные карточки.

1. Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог.

2. Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт.

3. Что за слабый ветерок паруса надуть не смог.

4. Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру — по полю скачут кенгуру.

5. Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой — гид по географии.

6. Он и летом и зимой — между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди — он всё будет впереди.

7. Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился.

8. Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы .

9. В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна.

10. Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги.

11. Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел.

12. Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой».

«К литературным источникам»

— Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.

1. Язык до. (сейчас город на Украине) доведёт.

2. Погиб, как швед под. (город).

3. Не разом. (город) строилась.

4. Нет. (озеро) без омуля и омуля без. (озеро).

5. Без труда не вытащишь и рыбки из.

Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе — мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое Люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

1. Начало слова есть местоимение, 2. Последней буквой алфавита

Что выскочки кричат без промедления, Открыто слово и закрыто.

А что в конце — ребёнок надевает, А между ними без седла

Одежда та без рукавов бывает. Стоит лошадка, что мала.

Всё вместе — это остров очень жаркий, Вы это слово знать должны:

Сияет солнце в небесах там ярко. Оно — название страны.

Вторая — звучит на болоте беспечно.

Которую люди зовут Белокаменной.

— По данным определениям отгадайте географический термин или понятие.

1. Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной.

2. Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной.

3. Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся.

4. Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной.

5. Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная.

6. Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые.

7. Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный.

8. Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная.

9. Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная.

— Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны! (например — В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил).

1. Из какого города вызвали гримёра?

3. Кто попортил ночью виноградник?

1. Назовите полководца, основавшего в Египте город Александрию?

2. Как назывался обитатель Сахалина до революции?

3. Какой город России в годы ВОВ выдержан 900-дневную осаду немецких войск.

— Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы — в Одессе, японцы — в Японии.

А вот попробуйте определить, где живут:

Челнинцы — …, Омичи — …, Индийцы — …,

Куряне — …, Томичи — …, Донетчане —

— Познакомиться и подружиться с географией помогут и популярные, известные песни, романсы. Вам нужно отгадать пропущенные в песенных текстах географические термины, понятия и названия.

1. Светит незнакомая звезда

Снова мы оторваны от дома,

Снова между нами. (населённый пункт),

Здесь у нас. (атмосферное явление) и. (осадки),

Здесь у нас холодные рассветы,

Здесь на неизведанном пути

2. Ледяной горою. (скопление льда)

Из. (атмосферное явление) вырастает,

Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

Шуточная географическая викторина:

1. Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды?

2. Назовите самый тонкий и острый мыс.

3. Каким озером любуются в театре?

4. Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил?

5. В какой стране все животные с сумками бегают ?

6. Какой город Р. Ф. самый сердитый?

7. Какой полуостров заявляет о своей величине?

8. Какой остров называет себя спортивной одеждой?

9. Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой?

10. Какую цепь нельзя поднять?

11. На каком фронте не воюют?

12. Какое государство можно носить на голове?

13. Какая европейская столица стоит на скошенной траве?

14. Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились?

15. Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма?

16. Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню.

17. Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе?

1. Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России?

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

2. Самая большая равнина России?

3. Самые высокие горы России?

4. Самая полноводная река России?

5. Самый высокий действующий вулкан России?

6. С каким государством у России самая короткая граница?

7. Самый большой остров России?

8. Самая длинная горная система России?

10. Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России?

11. С каким государством у России самая протяжённая граница?

12. Где в России самая холодная зима?

Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.

1. К И Т — — государство в Азии.

2. – П О Н И — островное государство в Азии.

3. – Р А К государство в Азии.

4. – Р А К — — — — действующий вулкан в Индонезии.

5. К А Р П — — — горная система в Европе.

6. С О М — — — государство в Африке.

7. Т У Р — — — государство в Евразии.

8. Я К — — — — Республика в Р. Ф.

9. В О Л — — крупнейшая река в России

1. Какой город падают к чаю?

2. Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации?

3. По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?

4. Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»?

5. Что называют итальянскими трубками?

6. Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»?

7. Хлеб кавказской национальности?

8. Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу?

9. Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья?

3. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется…

4. Какой материк омывается четырьмя океанами?

5. Самая высокая точка Земли.

6. Прибор для измерения азимута?

7. Самый маленький материк.

8. На каком материке протекает река Лимпопо

9. Горы, отделяющие Европу от Азии

10. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы…

11. Количество осадков измеряется в…

12. Период вращения Земли вокруг своей оси…

15. Движение воздуха в горизонтальном направлении – это …

16. Как называется сборник географических карт?

18. Кто совершил первое кругосветное путешествие?

19. Все неровности на поверхности Земли.

20. Пустыня Сахара расположена на материке

21. Какая река дважды пересекает экватор?

22. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется…

23. Иней, роса, гололед, изморозь – это…

24. Какая страна занимает самую большую площадь?

29. Самый высокий действующий вулкан в России

30. Назовите самую длинную параллель земли?

Файл содержит биографический материал для оформления стендов по писателям-юбилярам.

В работе приводятся алгоритмы решения задач по разным разделам физики.

Данный материал можно использовать для оформления стенда, на тематической неделе и просто на уроках, как интересные факты.

Правила поведения, график дежурства и другие нужные материалы для уголка. .

График дежурств,дни рождения,успеваемость,список учителей,расписание.

Уже два года на территории Омской области стартует проект «Молодежный бизнес – инкубатор «Точка роста.» Предлагаю вашему вниманию авторский материал по оформлению проект.

Предметная неделя по предмету «Технология». Материал для оформления стенда.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Смоленская средняя общеобразовательная школа №2»

Смоленского района Алтайского края

Районный конкурс исследовательских работ

учащихся МБОУ «Смоленская СОШ №2»

1.1.Значение географии в современном мире…………………………………………….4

2.1. Результаты опроса учащихся 9 классов. 5

2.2. Результаты опроса учащихся 7-8 классов. 6

2.3. Анализ отчета учителя – предметника по географии Плотниковой А.В. …………7

Список используемой литературы…………………………………………………………9

География сегодня – это наука, комплексно изучающая поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. О ней сейчас говорит весь мир. Ее проблемам посвящаются громкие статьи в газетах и журналах, о них не устают твердить дикторы радио и телевидения, их обсуждают между собой президенты и премьер-министры, о них говорят с трибуны Организации Объединенных Наций. Русское Географическое Общество второй год подряд, в России, проводит Географический диктант, с целью оценки уровня географической грамотности населения России.

Накопление навыков – задача не из легких, и помогает справиться с ней школьная география. Основной ее целью является овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника. Развитие научной географии также до некоторой степени зависит от ее учебной составляющей, ведь именно в школе у учеников создается любовь к географии, содействуя росту этой науки.

Постоянно развивающийся мир ставит человеку новые условия, и в данных условиях важно обладать достаточной эрудицией, определенными навыками и знаниями в различных областях. В таком случае можно говорить о грамотности человека, подразумевая не только умение читать и писать. Таким образом, знания в области географии как одной из важнейших современных наук дают нам возможность расширить свой кругозор и занять достойное место в современном обществе.

Объект исследования: учащиеся 7-9 классов МБОУ «Смоленская СОШ №2».

Предмет исследования: знания учеников 7-х, 8-х, 9-х классов по географии МБОУ «Смоленская СОШ №2».

Цель работы: о пределить уровень географической грамотности учащихся МБОУ «Смоленская СОШ №2».

Исходя из поставленной цели, в своей работе мы составили задачи:

1. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ «Смоленская СОШ №2»;

2. Проанализировать анкеты;

Гипотеза: учащиеся 7-9 классов владеют базовыми знаниями по географии.

Методы исследования: информационный, социологический и аналитический.

Сроки проведения: с 09.01.2017 года по 31.01.2017 года.

Практическая значимость исследования заключается в том, что мы на основании изучения темы разработали анкеты для опроса респондентов, которые можно использовать для проведения всеобщего географического диктанта в школах Смоленского района.

Значение географии в современном мире

География — это наука о Земле. Да, безусловно, это верное определение, но, кроме того, география – это наука, без которой мы бы сегодня не смогли вести полноценный образ жизни. Не верите?

Давайте представим, что было бы, если бы все забыли про существование такой замечательной науки, как география и рассмотрим один день из жизни любого среднестатистического человека.

Утром вы просыпаетесь и спешите в школу, на работу или же просто по каким-то делам, но вы не знаете, сколько времени, какое сегодня число, месяц и даже год, а почему? Потому что без географии не было бы часовых поясов. Согласитесь, ужасная картина! Так бы и жили мы в неведении.

После того как мы умылись и привели себя в порядок, нам нужно позавтракать, но куда делись наши любимые продукты? А их никогда и не было. Если бы не было географии, люди бы не стали исследовать другие страны и материки, и не привезли бы такие продукты, как чай, кофе, какао, манго, ваниль и даже всем нам знакомого картофеля тоже не было бы.

После завтрака мы собираемся выходить из дома, но как узнать какую одежду одевать, ведь без географии не было бы также и прогноза погоды и нельзя было бы предугадать дождь, снег или же гололёд, а про смерчи, ураганы и наводнения я и говорить не стану.

Представим, что как-то с горем пополам мы всё же выбрали, что нам одеть и вышли на улицу, но что же это, куда делись все многоэтажные дома, столь привычные для нас? Исчезли даже обыкновенные, простые строения. Всему виной опять же отсутствие географии. Не учтя количество зимних осадков нельзя построить дом: крыша может не выдержать массы снега и обрушиться. Не учтя вероятные стихийные бедствия — тоже. Без географии, без изысканий и знания геоподосновы вести проектирование и строительство вообще невозможно. Так нам бы негде было жить.

Мы не захотели идти пешком и решили поехать на машине, но вот беда, этого вы тоже сделать не сможете, потому что без географии не было бы различного рода карт, и мы бы не знали, куда нам ехать. Хорошо, если то место, куда вам нужно попасть находится неподалёку, тогда вам будет гораздо легче добраться туда, но всё же вы потратите немало времени в поисках, а если Вам вдруг нужно было бы попасть в другой город, страну или же вообще, на другой материк? Без карты Вы не смогли бы отправиться в путешествие.

Хорошо, допустим, вы добрались туда, куда собирались. К примеру, это школа.

И что же там? У вас в расписании нет таких уроков, как география, история, биология и астрономия. А всё потому, что без географии эти науки тоже исчезнут. Так и не было бы ни походов, ни культурных растений, ни небесных созвездий и уж точно человек не полетел бы в космос.

Вечером, усердно потрудившись, мы настроены на отдых и развлечения. Без географии нет географических координат, на которых основаны все системы навигации. Нет систем навигации — значит, нет спутников, а значит, нет ни спутникового телевидения, ни мобильных телефонов. Все ли школьники знают, что без географии их «любимые игрушки» — мобильники перестанут работать?

9. Согласитесь, без географии жизнь бы превратилась в хаос. Исчезло бы всё привычное нам и знакомое и мы вновь погрузились бы в первобытный век. Теперь вы понимаете, как важна наука – география.

Г еографически грамотный человек — это тот, который совмещает знания физической географии с ее экономическим аспектом. Мы поставили себе задачу выяснить, насколько учащиеся нашей школы владеют данными навыками. Для достижения данной цели нами были составлены анкеты, включающие в себя ряд вопросов из курса географии с 6 по 9 классы (Приложение 1). Ответы на них подразумевают наличие определенного уровня знаний, который соответствовал бы данному классу. Результаты анкетирования и их анализ составили основную часть нашей работы. Всего было опрошено 95 человек. Теперь перейдём к результатам нашего опроса.

2.1. Результаты опроса учащихся 9 классов.

В анкете для 9 класса было опрошено 41 учеников. Анкета состояла из 8 вопросов.

На вопрос о соседстве других государств с Россией самым популярным был ответ «Монголия». Такой ответ дали 98% учеников.

Следующий вопрос касался знания учащихся столиц 4 предложенных государств. Этот вопрос казался самым простым в анкете, поскольку знание столиц – это минимум географической информации о любой стране, которой должен обладать человек. Наиболее известная столица для учеников – Берлин. В ответе её указали 95% учеников. Самой неизвестной осталась столица Таиланда – Бангкок. Она известна 10% учащихся.

Также простым оказался вопрос о самой населённой стране мира. Правильный ответ дали 98% учеников (Китай), а остальные 2% не знали ответа на поставленный вопрос.

В вопросе №5 нужно было установить соответствие между странами-производителями и марками машин. 30% привели все правильные соответствия. Самой распространённой ошибкой было то, что США определяли к стране, производящей «Форд», а Германию – «Бентли». Эту ошибку допустили 40% опрошенных.

65% респондентам известно самое маленькое государство мира – Ватикан. А 25% не дали ответа на вопрос.

В основном в 9 классах чаще всего давались правильные ответы, что говорит о достаточных знаниях этого звена в области географии.

2.2. Результаты опроса учащихся 7-8 классов.

Среди 7-8 классов было опрошено 85 человека. Анкета содержала в себе 10 вопросов.

Лучше всего школьники справились с вопросам, подразумевающими знания общеизвестных фактов. Самое глубокое в мире озеро правильно назвали 93% учеников, самый большой в мире океан – 69%. Расположение пустыни Сахары известно 54% учеников.

Больше всего неправильных ответов дали учащиеся 8-х классов, в отношении следующих вопросов:

— Сколько существует частей света? Неправильно ответили на этот вопрос 92% учащихся.

— Какой материк пересечен всеми меридианами? Неправильно ответили на этот вопрос 80% учащихся.

— Какой пролив разделяет Европу и Африку? Неправильно ответили на этот вопрос 75% учащихся.

На мой взгляд это объясняется тем, что они уже забыли материал 7 класса, но это их не оправдывает.

Учащимся было предложено ответить еще на один вопрос, – какими, по их мнению, свойствами обладает география? И вот как распределились мнения учеников, которые только начали изучать курс географии:

развивает воображение, даёт темы для разговоров, помогает лучше понять книги и фильмы;

помогает лучше организовать командировки и турпоездки за границу.

помогает сохранить здоровье, в том числе одеться по погоде;

помогает сделать жизнь комфортной (разбираться в автомобилях и экзотической пище);

даёт радость познания нового и таинственного;

помогает расширить кругозор, эрудицию и стать культурным человеком;

помогает в освоении других школьных предметов;

помогает сохранить окружающую среду экологически безопасной для человека;

поможет преуспеть в будущей профессии.

2.3. Анализ отчета учителя – предметника по географии Плотниковой А.В.

Работая над этой темой, можно было бы ограничиться анкетированием учащихся 7-9 классов по базовым вопросам географии. Но полную картину географической грамотности на наш взгляд может раскрыть ещё и анализ отчёта учителя – предметника Плотниковой А.В. за 1,2 и 3 четверть 2016-2017 учебного года, в котором отражается мониторинг качества знаний и успеваемость по географии, по каждому классу (Приложение 2).

Анализ качества знаний и успеваемости учащихся 7 –х классов приведен в таблице:

Анализ качества знаний и успеваемости учащихся 8 –х классов приведен в таблице:

Анализ качества знаний и успеваемости учащихся 9 –х классов приведен в таблице:

Из таблиц можно сделать вывод: качество знаний 3 четверти выросла по сравнению с 1 и 2 четвертями в 7-х,8-х классах.

Если сравнить средний показатель качества знаний по школе – 46% и по географии за 1 четверть – 60,9%, то по географии он выше. За вторую четверть средний показатель равен 46,5%, а по географии он – 63,1 , он выше. За третью четверть средний показатель равен 50,5%, а по географии он – 63,0 , он вновь выше.

Подводя итог данного исследования, мы хотим отметить, что учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов нашей школы обладают достаточными знаниями общеизвестных географических фактов, однако проявляют затруднения при ответе на вопросы более сложного уровня. Такое разделение объясняется рядом факторов:

1) государственная политика в сфере географического образования

2) роль учителя, преподающего предмет;

3) средства массовой информации и Интернет;

4) уровень культуры в семье, окружение;

5) личный, бытовой опыт респондента;

По-видимому, знания учеников формируются под влиянием в основном 3 и 4 из вышеперечисленных факторов.

Также мы сделали вывод о том, что географическая грамотность – неотъемлемый атрибут современного человека. География – школьный предмет, способный дать современное видение целостного мира. Успешность нашего государства, его мощь во многом зависит от уровня образованности наших граждан. В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человека. Необходимо стремиться преодолеть неграмотность в области географических знаний. Перед нашим обществом стоит задача формирования гармонично развитой личности, где одним из важных компонентов является географическое образование.

Список используемой литературы.

1. М.Д. Аксёнова, «Энциклопедия для детей, Т.3. География», Москва, «Аванта+», 1997

2. Р.Я. Булатов, «Советский энциклопедический словарь», Москва, «Советская энциклопедия», 1987 г.

3. В.П. Максаковский, «Экономическая и социальная география мира», Москва, «Просвещение», 2003 г.

4. Н.А. Максимов, «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 1987 г.

5. И.В. Текучева, Д.Г. Чижов, «Краткий справочник школьника», Москва, «Астрель», 2004 г.

источник