Меню Рубрики

Как провести факторный анализ выручки

Для успешной деятельности на любом предприятии важно тщательное планирование. Его основа – факторный анализ различных показателей, позволяющий обосновать планы, оценить качество бухучета и системы контроля. По результатам разрабатывается тактика и стратегия предприятия. Чаще всего факторный анализ проводится по отношению к прибыли, чтобы определить, как на этот показатель влияет качество и объем продукции, себестоимость, производительность труда. Для торговых предприятий наиболее важен анализ продаж.

Задача исследования финансовых результатов – контролировать выполнение планов и определить, какие объективные и субъективные факторы влияют на уровень доходов. В процессе расчетов используются учетные данные и информация из бизнес-плана. По результатам определяются резервы, позволяющие увеличить чистый доход.

  • валовой, налогооблагаемой, чистой прибыли
  • доходам от продажи основных товаров (услуг, работ)
  • доходам от прочих продаж
  • внереализационным доходам
  • определить отклонения по каждому признаку
  • исследовать изменение и структуру каждого показателя
  • оценить рентабельность
  • оценить работу предприятия за определенный период

Анализируется структура и состав доходов, динамика по сравнению с предыдущими временными отрезками, воздействие выбранной учетной политики на каждый вид прибыли и суммы отчислений по дивидендам и налогам.

Важно учесть все факторы, воздействующие на результат предпринимательской деятельности:

  • доходы от операций с валютами, депозитов, облигаций, акций
  • убытки от безнадежных дебиторских долгов, неустойки, штрафов, пени
  • доходы от аренды, полученных неустоек, штрафов, пени
  • убытки от минусовой прибыли прошлых периодов и стихийных бедствий
  • издержки на уплату налогов и отчисления во внебюджетные фонды

Основной показатель успешной работы – высокая рентабельность. Требуется исследование зависимости этого показателя для всего предприятия и для каждого направления деятельности. Оценивается прибыльность продаж, окупаемость вложенного капитала, инвестиций и издержек. Расчеты проводятся для каждого вида прибыли (валовой, от продаж, чистой).

Факторный анализ состоит из нескольких этапов:

  • отбора факторов
  • их систематизации и классификации
  • моделирования связей между фактором и результатом
  • определения каждого фактора и расчета его влияния на результат хозяйственной деятельности
  • разработки рекомендаций, позволяющих использовать результаты на практике

Основные элементы: изменения доходности, доходов и расходов.

Для факторного исследования можно использовать и другие показатели, например рентабельность:

  • инвестиций (соотношение суммы в «нижней строке» к сумме собственных средств)
  • собственного капитала
  • активов (соотношение суммы в «нижней строке» к итоговому объему первого раздела баланса)
  • оборотных средств (соотношение суммы в «нижней строке» к объему оборотных средств)
  • реализации (соотношение суммы в «нижней строке» к выручке)

Рассчитывается разница сумм за базовый и текущий год, выявляются факторы, оказавшие влияние на изменения.

Доходность продаж находится в зависимости от:

  • объема проданного товара
  • структуры проданного товара
  • себестоимости
  • среднего уровня цены
  • расходов на управление
  • коммерческих расходов

В процессе исследования оценивается каждый фактор и его влияние.

Общий показатель изменения доходов от реализации товаров:

При расчете влияния объема проданного товара на доходность сначала вычисляется прирост объема (в процентах):

Проблемы может создать сопоставление данных базисного и отчетного временного отрезка, особенно, если продукция неоднородная. Проблему решает использование цен предыдущего периода в качестве основы.

Влияние на себестоимость рассчитывается по формуле:

  • С0 – себестоимость проданного в отчетном периоде товара в ценах предыдущего периода
  • С1 – себестоимость проданного в отчетном периоде товара в текущих ценах

Эту формулу применяют также при расчетах воздействия коммерческих и управленческих расходов.

Изменения продажной стоимости рассчитывается по формуле:

Для расчета воздействия структуры товара на прибыль используется формула:

Чтобы определить воздействие всех факторов, используется формула:

ΔР = Р1 — Р0 = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4

Исходя из результатов, определяются резервы, позволяющие повысить доходность бизнеса. Это может быть увеличение объема проданной продукции, снижение общей себестоимости или ее отдельных составляющих, улучшение структуры (качества, ассортимента) выпускаемой (продаваемой) продукции.

Чтобы провести расчеты, необходимо взять данные из баланса за текущий и базовый год.

Пример расчета показателей факторного анализа прибыли от продаж, если:

  • выручка 60 000 и 55 000 (в текущих ценах) или 45 833 (в ценах базового года)
  • производственная себестоимость 40 000 и 35 000
  • коммерческие расходы 3 000 и 2 000
  • управленческие расходы 5 000 и 4 000
  • полная себестоимость 48 000 и 41 000
  • индекс изменения продажной цены 1,2
  • прибыль 12 000 и 14 000

(первый показатель относится к базовому периоду, второй – к отчетному).

ΔР = Р1 — Р0 = 12 000 — 14 000 = -2 000

Выручка текущего периода в ценах прошедшего: 55 000 / 1,2 = 45 833.

Прирост/снижение объема продаж:

ΔQ = Q1 / Q0 * 100 = 45 833 / 60 000 * 100 – 100 = -24%

ΔР1 = Р0 * ΔQ / 100 = 12 000 * (-24) / 100 = -1 480

Влияние неполной (производственной) себестоимости:

ΔР2 = С0 — С1 = 40 000 — 35 000 * 1,2 = -2 000

Влияние коммерческих расходов:

ΔР2 = С0 — С1 = 3 000 — 2 000 * 1,2 = 600

Влияние управленческих расходов:

ΔР2 = С0 — С1 = 5 000 — 4 000 * 1,2 = 200

Влияние изменения стоимости при продаже:

ΔР3 = Q1 — Q2 = 55 000 — 45 833 = 9 167

ΔР4 = ΔР — ΔР1 — ΔР2 — ΔР3 = -2 000 — 1 480 — 2 000 + 600 + 200 + 9 167 = 4 467

ΔР = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4 = -1 480 — 2 000 + 600 + 200 + 9 167 + 3 467 = 9 114

По результатам видно, что прибыль в отчетном периоде снизилась из-за уменьшения объемов продаж и увеличения производственной себестоимости. Положительное влияние оказало изменение структуры и стоимости продукции при продаже.

При расчетах для валовой прибыли не учитываются следующие издержки:

В рассмотренном в предыдущем разделе примере поменяются 3 показателя:

  • себестоимость будет 2 000
  • влияние структуры 3 667
  • влияние всех факторов 8 314

Суммы будут меньше, так как не учитываются коммерческие и управленческие издержки, меняющие полную себестоимость.

Чистая прибыль (нижняя строка) – самый точный и важный критерий при оценке эффективности работы, испытывающий самый большой объем различных влияний. Это величина заслуживает особого внимания, поэтому изучается наиболее детально. Определяются показатели, формирующие «нижнюю строку». Основной источник данных – отчет о прибыли/убытках.

Все факторы, влияющие на этот показатель, делятся на внутренние и внешние. К первой группе относят способы учета, методы формирования структуры затрат, ко второй – влияние климата, изменения тарифов и цен на сырье, изменения в договорах, форс-мажорные обстоятельства. Чистая прибыль рассчитывается вычитанием из выручки производственной себестоимости, управленческих и коммерческих издержек, прочих расходов, налогов.

Для расчетов применяется формула:

  • ∆Р — изменение выручки
  • ∆С — изменение себестоимости
  • ∆К — изменение коммерческих издержек
  • ∆У — изменение управленческих издержек
  • ∆П — изменение прочих доходов/расходов
  • ∆НП — изменение размера налога на прибыль после корректировки

При расчетах изменений отдельных факторов используется формула:

Исследование ключевых показателей

Аналогично проводится исследование доходов от дополнительных видов деятельности, например, участия в других предприятиях, депозитов, вкладов в облигации. Это позволяет определить факторы, влияющие на доходность, и целесообразность вкладывания средств. Например, если доходы от процентов по депозитам снизились, не стоит в будущем использовать этот вид инвестирования.

При работе с «нижней строкой» проводится также исследование качества и использования чистой прибыли. Этот показатель можно улучшить путем сокращения разрыва между цифрой в балансе и реальным объемом средств. Для этого меняется способ начисления амортизации, методы списания стоимости и формирования резервов.

Для исследования использования заработанных средств применяется формула расчета доходности одной акции:

  • Па – прибыльность одной акции
  • Пч – чистая прибыль
  • Дпр – размер дивидендов на привилегированную акцию
  • Qо – количество в обращении обыкновенных акций

Чистая прибыль используется для:

  • выплаты дивидендов
  • формирования накоплений и резервов
  • отчислений в социальные и благотворительные фонды

Существует несколько способов анализа финансовых итогов деятельности фирмы. Одним из наиболее используемых является факторный анализ прибыли. О нем и пойдет речь в статье.

Проведение факторного анализа фин. итогов осуществляется на основании нескольких показателей:

  • Прибыли от продажи;
  • Чистой прибыли;
  • Валовой прибыли;
  • Прибыли до обложения налогами.

Рассмотрим, как проводится анализ каждого из этих показателей более подробно.

Факторный анализ – это способ комплексного и системного измерения и исследования влияния факторов на размер итоговых показателей. Он осуществляется на основе бух. отчета по второй форме.

Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.

  1. Объем продажи продукции. Чтобы узнать, как он влияет на доходность, нужно перемножить изменение количества реализованных товаров на прибыль прошлого периода отчета.
  2. Разнообразие продаваемых товаров. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить прибыль текущего периода, которая рассчитана на основании себестоимости и цен базисного периода, с базисной прибылью, перерассчитанной на изменение количества проданных продуктов.
  3. Изменение себестоимости. Чтобы узнать ее влияние, требуется сопоставить себестоимость реализации товаров периода отчета с издержками базисного периода, которые пересчитаны на изменение уровня реализации.
  4. Издержки коммерческого и административного характера. Их влияние рассчитывается путем сравнения их размеров в базисном периоде и периоде отчета.
  5. Уровень цен. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить уровень продаж периода отчета и базисного периода.
Показатель Базисный период, тыс. руб. Период отчета Абсолютное изменение Относительное изменение, %
Размер выручки 57700 54200 -3500 -6,2
Себестоимость товара 41800 39800 -2000 -4,9
Коммерческие затраты 2600 1400 -1200 -43,6
Административные издержки 4800 3700 -1100 -21,8
Прибыль 8500 9100 600 7,4
Изменение цен 1,05 1,15 0,10 15
Объем продаж 57800 47100 -10700 -18,5

Перечисленные выше факторы оказали на прибыль следующее влияние:

  1. Объем проданной продукции – -1578 тыс. руб.
  2. Разнообразие продаваемых товаров – -1373 тыс. руб.
  3. Себестоимость – -5679 тыс. руб.
  4. Коммерческие издержки – +1140 тыс. руб.
  5. Административные издержки – +1051 тыс. руб.
  6. Цены – +7068 тыс. руб.
  7. Влияние всех факторов – +630 тыс. руб.

Проведение факторного анализа чистой прибыли происходит в несколько этапов:

  1. Определение изменения прибыли: ЧП = ЧП1 – ЧП0
  2. Расчет прироста уровня продаж: В%= (В1/В0)*100-100
  3. Определение влияния изменения продаж на прибыль: ЧП1= (ЧП0*В%)/100
  4. Расчет влияния изменения цен на прибыль: ЧП1=(В1-В0)/100
  5. Определение влияния изменения себестоимости: ЧП1= (с/с1 – с/с0)/100

Исходные сведения для анализа:

Показатель Размер, тыс. руб.
Базисный период Реальный объем, выраженный в базисных ценах Период отчета
Выручка 43000 32000 41000
Себестоимость 31000 22000 32000
Коммерческие издержки 5600 4700 6300
Управленческие издержки 1100 750 940
Полная себестоимость 37600 27350 39200
Прибыль (убыток) 5000 4650 2000
  1. Прибыль стала меньше на 3000 тыс. руб.
  2. Уровень продаж упал на 25,58%, что составило 1394 тыс. руб.
  3. Влияние изменения уровня цен составило 9000 тыс. руб.
  4. Влияние себестоимости -11850 тыс. руб.

Валовая прибыль – это разность между прибылью от реализации товаров и их себестоимостью. Факторный анализ валовой прибыли проводится на основании бух. отчета по второй форме.

На изменение размера валовой прибыли оказывают влияние:

  • Изменение количества продаваемых товаров;
  • Изменение себестоимости продукции.
Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Исходные сведения приведены в таблице:

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение
В базисных ценах В рыночных ценах
Выручка от продаж 70600 79100 102000 31400
Себестоимость 56550 62200 79400 22850
Валовая прибыль 14000 16800 22600 8600

Подставив исходные данные в формулу, получим, что воздействие изменения выручки составило 1686 тыс. руб.

Факторы, которые оказывают влияние на размер прибыли до обложения налогами, следующие:

  • Изменение количества реализуемых товаров;
  • Изменение структуры проданных;
  • Изменение цен на проданные товары;
  • Затраты коммерческого и управленческого характера;
  • Себестоимость;
  • Изменение цен на ресурсы, из которых складывается себестоимость.

Рассмотрим пример проведения анализа прибыли до обложения налогами.

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение Размер влияния
Прибыль от реализации 351200 214500 -136700 -136700
Проценты к получению 3500 800 -2700 -2700
Проценты к выплате
Прочие доходы 96600 73700 -22900 -22900
Прочие затраты 112700 107300 -5400 -5400
Прибыль до обложения налогами 338700 181600 -157100 -157100

По таблице можно сделать выводы:

  1. Прибыль до обложения налогами в периоде отчета по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 157047 тыс. руб. В основном, это произошло из-за уменьшения размера прибыли от продажи продукции.
  2. Кроме того, негативно сказалось уменьшение процентов к получению (на 2700 тыс. руб.) и прочих доходов (на 22900 тыс. руб.).
  3. Положительно повлияло на прибыль до обложения налогами только снижение прочих издержек (на 5400 тыс. руб.).

источник

Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:

  • изменение объема продаж;
  • изменение ассортимента реализованной продукции;
  • изменение себестоимости продукции;
  • изменение цены реализации продукции.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели Предыдущий период,
тыс. руб.
Отчетный период,
тыс. руб.
Абсолютное изменение,
тыс. руб.
Относительное
изменение, %
1 2 3 4 5
Выручка от продажи продукции, работ или услуг 57 800 54 190 -3 610 -6,2%
Себестоимость 41 829 39 780 -2 049 -4,9%
Коммерческие расходы 2 615 1 475 -1 140 -43,6%
Управленческие расходы 4 816 3 765 -1 051 -21,8%
Прибыль от продаж 8 540 9 170 630 7,4%
Индекс изменения цен 1,00 1,15 0,15 15,0%
Объем реализации в сопоставимых ценах 57 800 47 122 -10 678 -18,5%

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 54 190 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (54 190/1,15), который составил 47 122 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,5% (47 122/57 800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 18,5%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 8 540 * (-0,185) = -1 578 тыс. рублей.

Необходимо отметить что, основная методическая сложность определения влияния объема продаж на прибыль компании связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги рассчитывается путем деления объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 47 122 тыс. рублей;
  • фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (41 829*0,815) = 34 101 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 2 615 тыс. рублей;
  • управленческие расходы базисного периода 4 816 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (47 122-34 101-2 615-4 816) = 5 590 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 5 590 — (8 540*0,81525) = -1 373 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: (41 829*0,815) — 39780 = -5 679 тыс. рублей. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 1 140 тыс. рублей (1 475 — 2 615), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 1 051 тыс. рублей (3 765 — 4 816).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 54 190 — 47 122 = 7 068 тыс. рублей.

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж -1 578 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции -1 373 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -5 679 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов +1 140 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов +1 051 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации +7 068 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов +630 тыс. рублей.

Значительный рост себестоимости продукции произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, на сумму прибыли оказало отрицательное влияние уменьшение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.

источник

Факторный анализ — один из методов экономического анализа, который помогает определить влияние отдельных факторов на изменение результатов деятельности предприятия. В процессе факторного анализа показателей идет построение многофакторной зависимости с последующим анализом и выявлением влияния каждого отдельного фактора на конечный результат.

Предприятие представляет собой открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей — подсистем. В качестве подсистем предприятия могут быть выделены внеоборотные нефинансовые активы, оборотные материальные активы, персонал и финансы. В экономике предприятия они выступают в качестве ресурсов производства (рис. 1). Организация (процесс) и экономика выступают в качестве среды (по Клейнеру: среда — система взаимодействия экономических объектов и место протекания экономических процессов).

Рис. 1. Подсистемы и внутренняя среда предприятия

Внеоборотные нефинансовые активы. В подсистему входят материальные и нематериальные активы: основные производственные фонды, нематериальные (интеллектуальные) активы, капитальные вложения. Имеют длительный жизненный цикл — не менее года.

Оборотные материальные активы. В подсистему входят товарно-материальные ценности (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и в отгрузке). Имеют короткий жизненный цикл — не более года, а для некоторых активов — равен производственному циклу.

Персонал. В подсистему входят работники организации по категориям: постоянные и временные рабочие, руководители, специалисты и служащие. Персонал нанимается на определенный срок. Он принадлежит к привлеченным ресурсам.

Финансы. В подсистему входят собственные и заемные средства. Это денежные средства в натуральной форме, в виде записей на счетах или других финансовых документов (акции, облигации и. т.д.).

Организация. Среда описывается перечнем входящих в состав предприятия подразделений, взаимодействий между ними, функциональных обязанностей подразделений и отдельных работников.

Экономика. Среда описывается перечнем экономических характеристик ресурсов и финансовых результатов деятельности предприятия, а также математической зависимости между ними.

В качестве математического метода определения зависимости между характеристиками ресурсов и финансовых результатов выберем факторный анализ. Этот метод помогает определить влияние отдельных факторов на изменение результатов деятельности предприятия.

В ряде экономических моделей факторы делятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы представляют собой натуральные значения ресурсов — численность персонала, стоимость основных производственных фондов, стоимость используемых оборотных средств или материалов, величина фонда оплаты труда, величина оборотного или основного капитала. Интенсивные факторы представляют собой производные этих значений — производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, зарплатоотдача, капиталоотдача.

Экономическая эффективность производства определяется интенсивными факторами производства, которые позволяют увеличить выручку и прибыль без привлечения дополнительных ресурсов. Расчеты показывают, что в этом случае повышается рентабельность и в конечном итоге конкурентоспособность производства.

К результатам могут быть отнесены:

Рассмотрим влияние экстенсивных и интенсивных факторов на прирост выручки от реализации продукции. Выберем для нашей модели экономические факторы, соответствующие основным подсистемам предприятия. Их состав для эволюционной модели представлен в таблице 1.

Таблица 1 . Факторы роста выручки эволюционной предприятия

Подсистема Фактор Характеристика фактора
1 Внеоборотные нефинансовые активы Стоимость основных производственных фондов Экстенсивный
Фондоотдача Интенсивный
2 Оборотные материальные активы Стоимость материальных затрат Экстенсивный
Материалоотдача Интенсивный
3 Заработная плата персонала Оплата труда с начислениями Экстенсивный
Зарплатоотдача Интенсивный
4 Финансовые средства Стоимость собственного капитала Экстенсивный
Капиталоотдача Интенсивный

В качестве математического аппарата выберем интегральный метод факторного анализа. Интегральный метод дает наиболее общий подход к решению задач факторного анализа по разложению общего прироста показателя по факторным приращениям. В основе интегрального метода лежит интеграл Эйлера-Лагранжа, устанавливающий связь между приращением функции и приращением факторных признаков. Для функции z = f (x, y) применяются следующие формулы расчета факторных влияний:

Читайте также:  Как делать анализ на английском

∆ zx = ∫ fx * dx — влияние фактора x;

∆ zy = ∫ fy * dy — влияние фактора y.

Для факторной модели типа u = x*y (двухфакторная модель) конечные рабочие формулы имеют вид:

Результаты деятельности производственного предприятия за два года представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели предприятия

Показатели Условные обозначения Базовый год (0) Отчетный год (1) Отклонение Темп роста, %
1.Объем реализации продукции, тыс.руб. B 79 700 83 610 3 910 104,91
2.Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. Ф 74 350 78 581 4 231 105,69
3.Материальные затраты, тыс. руб. М 50 228 52 428 2200 104,38
4.Оплата труда с начислениями, тыс. руб. О 11 628 11 900 272 102,34
5.Стоимость собственного капитала, тыс. руб. К 15 500 16353 853 105,50

Проведем анализ использования основных производственных фондов (табл. 3).

Таблица 3. Использование основных производственных фондов

Показатели Условные обозначения Базовый год (0) Отчетный год (1) Отклонение Темп роста, %
1.Объем выпуска продукции, тыс.руб. В 79 700 83 610 3 910 104,91
2.Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. Ф 74 350 78 581 4 231 105,69
Фондоотдача, руб. Ф 1,072 1,064 —0,008 99,25

Рассчитаем влияние интенсивного и экстенсивного фактора на прирост выпуска продукции интегральным методом.

а) влияние изменения экстенсивного фактора — величины основных фондов (∆ВФ):

∆ВФ = ∆Ф * ф + ∆Ф * ∆ф / 2 = 4231 * 1,072 + 4231 * (—0,008) / 2 = 4518 тыс. руб.

б) влияние изменения интенсивного фактора — величины фондоотдачи (∆ф):

∆Вф = ∆ф * Ф + ∆Ф * ∆ф / 2 = —0,008 * 74 350 + 4231 * (—0,008) / 2 = — 608 тыс. руб.

По результатам расчетов видно, что рост объема выпуска продукции обусловлен ростом экстенсивного фактора (4518 тыс. руб.) и уменьшением интенсивного (— 608 тыс. руб.).

Проведем анализ использования материальных средств (табл. 4).

Таблица 4. Использование материальных оборотных средств

Показатели Условные обозначения Базовый год (0) Отчетный год (1) Отклонение Темп роста, %
1.Объем выпуска продукции, тыс.руб. В 79 700 83 610 3 910 104,91
2.Стоимость материальных затрат, тыс. руб. М 50 228 52 428 2 200 104,38
3.Материалоотдача, руб. М 1,587 1,595 0,008 100,50

Рассчитаем влияние интенсивного и экстенсивного фактора на прирост выпуска продукции интегральным методом.

а) влияние изменения экстенсивного фактора — величины материальных затрат (∆ВМ):

∆ВМ = ∆М * м + ∆М * ∆м / 2 = 2200 * 1,587 + 2200 * 0,008 / 2 = 3500 тыс. руб.

б) влияние изменения интенсивного фактора — величины материалоотдачи (∆м):

∆Вм = ∆м * М + ∆М * ∆м / 2 = 0,008 * 50 228 + 2 200 * 0,008 / 2 = 410 тыс. руб.

По результатам расчетов видно, что рост объема выпуска продукции обусловлен ростом экстенсивного (3500 тыс. руб.) и интенсивного факторов (410 тыс. руб.).

Проведем анализ использования средств на оплату труда (табл. 5).

Таблица 5. Использование средств на оплату труда

Показатели Условные обозначения Базовый год (0) Отчетный год (1) Отклонение Темп роста, %
1.Объем выпуска продукции, тыс.руб. В 79 700 83 610 3 910 104,91
2.Стоимость оплаты труда, тыс. руб. О 11 628 11 900 272 102,34
3.Оплатоотдача, руб. о 6,854 7,026 0,172 102,51

Рассчитаем влияние интенсивного и экстенсивного фактора на прирост выпуска продукции интегральным методом.

а) влияние изменения экстенсивного фактора — величины оплаты труда (∆ВО):

∆ВО = ∆О * о + ∆О * ∆о / 2 = 272 * 6,854 + 272 * 0,172 / 2 = 1887 тыс. руб.

б) влияние изменения интенсивного фактора — величины оплатоотдачи (∆о):

∆Во = ∆о * О + ∆О * ∆о / 2 = 0,172 * 11 628 + 272 * 0,172 / 2 = 2023 тыс. руб.

По результатам расчетов видно, что рост объема выпуска продукции обусловлен ростом экстенсивного (1887 тыс. руб.) и интенсивного факторов (2023 тыс. руб.).

Проведем анализ использования собственного капитала (табл. 6).

Таблица 6. Использование собственного капитала

Показатели Условные обозначения Базовый год (0) Отчетный год (1) Отклонение Темп роста, %
1.Объем выпуска продукции, тыс.руб. В 79 700 83 610 3 910 104,91
2.Стоимость собственного капитала, тыс. руб. К 15 500 16 353 853 106,66
3.Капиталоотдача, руб. К 5,142 5,113 —0,029 99,44

Рассчитаем влияние интенсивного и экстенсивного фактора на прирост выпуска продукции интегральным методом.

а) влияние изменения экстенсивного фактора — величины собственного капитала (∆ВК):

∆ВК = ∆К * к0 + ∆К * ∆к / 2 = 853 * 5,142 + 853 * (—0,029) / 2 = 4 347 тыс. руб.

б) влияние изменения интенсивного фактора — величины капиталоотдачи (∆к):

∆Вк = ∆к * К0 + ∆К * ∆к / 2 = (—0,029) * 15 500 + 853 * (-0,029) / 2 = — 437 тыс. руб.

По результатам расчетов видно, что рост объема выпуска продукции обусловлен ростом экстенсивного фактора (4 347 тыс. руб.) и уменьшением интенсивного (— 437 тыс. руб.).

Соберем экстенсивные и интенсивные факторы прироста объема выпуска продукции в отдельную таблицу 7.

Таблица 7. Экстенсивные и интенсивные факторы роста объема выпуска продукции

Показатели Основные фонды Материалы Оплата труда Собственный капитал
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % %
Экстенсивные 4518 115,5 3500 89,5 1887 48,3 4347 111,2
Интенсивные — 608 —15,5 410 10,5 2023 51,7 — 437 — 11,2
Итого 3910 100 3910 100 3910 100 3910 100

Проведенный анализ показал, что:

  1. Лучше всего на предприятии использовалась оплата труда. Рост зарплатоотдачи обеспечил прирост выпуска продукции на 2023 тыс. руб., или на 51,7 %.
  2. Хуже использовалась материалы. Рост материалоотдачи обеспечил прирост выпуска продукции на 410 тыс. или на 10,5 %.
  3. Плохо использовался собственный капитал. Капиталоотдача снизилась на 11,2%, что привело к необходимости привлечения дополнительного капитала на 853 тыс. руб. (16353 тыс. руб. — 15500 тыс. руб.).
  4. Хуже всего использовались основные фонды. Уменьшение фондоотдачи на 15,5% привело к необходимости увеличения основных фондов на 4231 тыс. руб. (78581 тыс. руб. — 74350 тыс. руб.).

Следующим шагом анализа является выяснение причин снижения фондоотдачи, капиталоотдачи и, возможно, низкого роста материалоотдачи. Полученные результаты показывают резервы возможного роста производства и выручки от реализации готовой продукции. По результатам анализа разрабатываются мероприятия по повышению соответствующих показателей.

источник

Многие показатели работы компании являются многофакторными, поскольку зависят сразу от нескольких параметров, связь между которыми не всегда очевидна. В таких случаях применяют факторный анализ. Это статистический метод анализа параметра на основе обнаружения количественных связей между разными параметрами. Методику и расчетные примеры можно найти в статье.

параметр прошлый период исследуемый период изменение прибыли
в абсолютных значениях в относительных значениях, %
объем продаж 10000 10500 500 5,0
себестоимость единицы 500 450 -50 -10
чистая прибыль 1700 2000 300 17,6
коммерческие издержки 1400 1600 200 15,4
управленческие издержки 700 800 700 14,3
индекс изменения цен 2,00 2,20 0,20 10

Из этих данных можно сделать несколько выводов:

  1. Объем продаж за отчетный период увеличился на 5%.
  2. В том числе этому способствовало снижение себестоимости на 10%.
  3. С другой стороны, выросли и издержки – на 15,4% коммерческие и на 14,3% управленческие.
  4. Поэтому фактор снижения себестоимости на 10% не привел к аналогичному изменению дохода, который увеличился только на 5%.

В этом случае за основу берут 3 показателя – это доход, себестоимость единицы и чистая прибыль.

параметр объем продаж абсолютная разница относительная разница
прошлый период исследуемый период
доход 70000 80000 10000 14,3%
себестоимость единицы 65000 67000 2000 3,1%
чистая прибыль 12000 13000 1000 8,3%

Из этого примера факторного анализа можно сделать несколько выводов:

  1. Себестоимость единицы продукции увеличилась на 3,1%, что явилось негативным фактором.
  2. Однако доход все равно увеличился на 14,3%.
  3. Также увеличилась и чистая прибыль на 8,3%.

Поэтому подобный рост себестоимости оказался приемлемым. Следовательно, действуют другие факторы, которые позволяют расти прибыли компании. Уточнить их степень влияния можно с помощью аналогичных расчетов.

источник

Любое коммерческое предприятие, работающее на рынке в достаточно жесткой конкурентной среде, обязано эффективно распоряжаться имеющимися внутренними ресурсами и своевременно реагировать на изменение внешних условий. Эти цели и преследуют соответствующие аналитические мероприятия, о которых пойдет речь в публикации.

Объектом пристального внимания аналитика является прибыль предприятия, поскольку именно она отображает эффективность работы компании, ее ликвидность и платежеспособность. Прибыль выступает индикатором, реагируя на любые изменения внешней среды и внутри фирмы, поэтому важно уметь анализировать этот показатель, правильно оценивая степень воздействия всех критериев.

Факторный анализ чистой прибыли компании рассматривает два влияющих блока: внешние и внутренние.

Внутренними считают факторы, влиять на которые предприятие в состоянии. К примеру, фирма может влиять на прибыль, поскольку степень загруженности мощностей и уровень применяемых технологий сказываются на качестве выпускаемых продуктов. Сложнее с непроизводственными факторами, как то – реакция персонала на изменение трудовых условий, логистика и др.

Под внешними понимают факторы рыночных реалий, контролировать которые компания не может, но принимает во внимание. Например, невозможно воздействовать на рыночную конъюнктуру, уровень инфляции, удаленность от ресурсов, особенности климата, смену гостарифов, нарушение условий соглашений партнерами и др.

Факторный анализ чистой прибыли – составляющая анализа финансовой деятельности компании. Применяется он для определения степени воздействия различных показателей на результат. К примеру, исследуют:

  • динамику изменений величины выручки;
  • прирост объема продаж;
  • влияние на прибыль динамики продаж, изменения цен и себестоимости.

Анализируют показатели, сравнивая итоги двух конкретных периодов. Начинают анализ с группировки влияющих на прибыль факторов. Чистая прибыль определяется как выручка, уменьшенная на себестоимость, налоги, коммерческие, административные и прочие расходы.

В основе факторного анализа лежит исследование изменений каждого фактора, влияющего на величину прибыли, т. е. анализ изменения чистой прибыли в рассматриваемом периоде осуществляется сравнением изменений всех составляющих ее значений.

Рассмотрим детальнее все этапы анализа перечисленных факторов на основе данных таблицы:

Проведем факторный анализ чистой прибыли. Пример наш упрощен и базируется на вычислении (по формулам в таблице):

  • абсолютных величин отклонений данных выручки и себестоимости за отчетный период в сравнении с предыдущим годом;
  • прироста показателей в %.

Вывод: за отчетный год чистая прибыль компании выросла к прошлому году на 1000 тыс. руб. Негативным фактором стало увеличение себестоимости, составившее 11,2% к предыдущему году. Необходимо обратить внимание на рост себестоимости и выявить причины явления, поскольку его увеличение существенно опережает рост прибыли.

Упростив задачу и проанализировав показатели, мы выяснили, что необходимо провести более детальное исследование себестоимости, поскольку в нашем примере она складывается из нескольких показателей и расчет следует провести по группам всех затрат: производственных, коммерческих и управленческих. Расширив блок исходных данных, приступим к факторному анализу прибыли от продаж и определим основные изменяющие критерии.

Объем продаж в сопоставимых ценах

  1. Объема продаж умножением прибыли на изменение объема:
    • 73 451 т.р. (83 000 / 1,13)
    • фактический объем продаж с учетом изменений составил 88,5% (73 451 / 83 000 х 100), т. е. объем продаж снижен на 11,5% (100 – 88,5).
    • из-за этого прибыль от продаж фактически снизилась на 1495 тыс. руб. (13 000 х (– 0,115) = – 1495).
  2. Ассортимента продукции:
    • фактические продажи, рассчитанные по базисной себестоимости 47 790 тыс. руб. (54 000 х 0,885);
    • прибыль отчетного года, вычисленная по базисным себестоимости и ценам (АУР и коммерческие расходы) 16 661 тыс. руб. (73 451 – 47 790 – 4000 – 5000). Т.е. изменение состава ассортимента повлекло изменение прибыли на 5156 тыс. руб. (16 661 – (13 000 х 0,885). Это означает, что увеличился удельный вес продуктов с большей доходностью.
  3. Себестоимости в пересчете по базису:
    • (54 000 х 0,885) – 60 000 = – 12 210 тыс. руб. – себестоимость повысилась, а, значит, прибыль от продаж снизилась на ту же сумму.
  4. АУР и коммерческих расходов, сравнив их абсолютные величины:
    • коммерческие расходы увеличились на 6000 тыс. руб. (10 000 – 4000), т. е. прибыль снизилась;
    • за счет снижения АУР на 1000 тыс. руб. (4000 – 5000) прибыль увеличилась.
  5. Продажных цен, сопоставив объем реализации в базовых и отчетных ценах:
    • 83 000 – 73451 = 9459 тыс. руб.
    • Подсчитаем влияние всех факторов:
    • 1495 + 5156 – 12 210 – 6000 + 1000 + 9459 = – 4090 тыс. руб.

Вывод: Существенный рост себестоимости произошел на фоне повышения цен на сырье и тарифы. Отрицательно сказалось уменьшение объема продаж, хотя фирма обновила ассортимент, выпустив ряд продуктов с большей доходностью. К тому же, значительно увеличились коммерческие расходы. Резервами роста прибыли фирмы являются повышение объема продаж, выпуска рентабельных продуктов и снижение себестоимости и коммерческих расходов.

источник

Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние каждого фактора в отдельности на финансовый результат в целом. Читайте, как его провести, а также скачайте методику проведения.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Суть факторного метода в том, чтобы определить влияние каждого фактора в отдельности на результат в целом. Это достаточно сложно сделать, так факторы влияют друг на друга, а если фактор не количественный (например, сервис), то его вес оценивают экспертным путем, что накладывает на весь анализ отпечаток субъективности. Кроме того, когда факторов влияющих на результат становится слишком много, то данные невозможно обрабатывать и рассчитывать без специальных программ математического моделирования.

Скачайте и возьмите в работу:

Одним из самых главных финансовых показателей предприятия является прибыль. В рамках факторного анализа лучше анализировать маржинальную прибыль, где постоянные расходы отсутствуют, либо прибыль от продаж.

Скачайте готовую модель в Excel. Она поможет узнать, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

При факторном анализе экономисты обычно применяют метод цепных подстановок, однако математически данный метод является некорректным и выдает сильно перекошенные результаты, которые значительно различаются в зависимости от того, какие переменные подставляют вначале, а какие после (например, в таблице 1).

Таблица 1. Анализ выручки в зависимости от цены и количества проданной продукции

В первом варианте выручка за счет цены выросла на 500 рублей, а во втором на 600 рублей; выручка за счет количества в первом выросла на 300 рублей, а во втором всего на 200 рублей. Таким образом, результаты значительно разнятся в зависимости от порядка подстановки. Смотрите также, как найти выручку .

Можно более корректно распределять факторы, влияющие на конченый результат в зависимости от наценки (Нац) и количества продаж (Кол) (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Двухфакторная модель

Формула прироста прибыли за счет наценки: Пнац = ∆ Нац * (Кол(тек) + Кол(баз)) / 2

Формула прироста прибыли за счет количества: Пкол = ∆ Кол * (Нац(тек) + Нац(баз)) / 2

Рассмотрим в таблице 2 пример.

Таблица 2. Пример двухфакторного анализа выручки

Получились усредненные величины между вариантами цепных подстановок (см. таблицу 1).

Трехфакторная модель значительно сложнее двухфакторной (рисунок 2).

Рисунок 2. Трехфакторная модель

Формула, по которой определяют влияние каждого фактора в 3-х факторной модели (например, наценка, количество, номенклатура) на общий результат похожа на формулу в двухфакторной, но уже сложнее.

В таблице мы привели пример использования трехфакторной модели.

Таблица 3. Пример расчета выручки по трехфакторной модели

Если посмотреть на полученные результаты анализа выручки факторным методом, то наибольший прирост выручки произошел за счет повышения цен. Цены повысились на (15 / 10 — 1) * 100% = 50%, следующим по значимости оказалось увеличение номенклатуры с 3 до 4 ед.– темп прироста (4 / 3 — 1) * 100% = 33% и на последнем месте «количество», которое возросло всего на (120/100-1)*100% = 20%. Таким образом, факторы влияют на прибыль пропорционально темпу роста.

К сожалению, для функции вида Пр = Kолср * Ном * (Цен — Cеб), не существует простых формул расчета влияния каждого отдельного фактора на показатель.

Kолср – среднее количество на единицу номенклатуры;

Ном – количество номенклатурных позиций;

Есть метод расчета, основанный на теореме Лагранжа о конечных приращениях, с использованием дифференциального и интегрального исчислений, однако он настолько сложный и трудоемкий, что практически не применим в реальной жизни.

Поэтому для вычленения каждого отдельного фактора сначала вычисляются более общие факторы по обычной двухфакторной модели, а затем уже их составляющие тем же способом.

Общая формула прибыли: Пр = Кол * Нац (Нац – наценка на ед. продукции). Соответственно, мы определяем влияние двух факторов: количества и наценки. В свою очередь количество проданной продукции зависит от номенклатуры и количества продаж приходящихся в среднем на единицу номенклатуры.

Получаем Кол = Kолср * Ном. А наценка зависит от цены и себестоимости, т.е. Нац = Цен – Себ. В свою очередь влияние себестоимости на изменение прибыли зависит от количества проданной продукции и от изменения самой себестоимости.

Таким образом, нам надо по отдельности определить влияние 4-х факторов на изменение прибыли: Кол, Цена, Себ, Ном, используя 4 уравнения:

  1. Пр = Кол * Нац
  2. Кол = Kолср * Ном
  3. Затр = Кол * Себ.
  4. Выр = Кол * Цена

Рассмотрим это на примере. Исходные данные и расчеты в таблице

Таблица 4. Пример анализа прибыли по 4-х факторной модели

Прошлый год

Итоговые и средневзвешенные значения

Текущий год

Итоговые и средневзвешенные значения

Влияние фактора на изменение прибыли

Итоговые и средневзвешенные значения

Примечание: цифры в таблице Excel могут на несколько единиц не совпадать с данным в текстовом описании, т.к. в таблице они округлены до десятых.

1. Сначала по двухфакторной модели (описанной в самом начале) раскладываем изменение прибыли на количественный фактор и фактор наценки. Это факторы первого порядка.

Кол = ∆Q * (H1 + H) / 2 = (220 — 180) * (3,9 + 4,7) / 2 = 172

Нац = ∆H * (Q1 + Q) / 2 = (4,7 — 3,9) * (220 + 180) / 2 = 168

Проверка: ∆Пр = Кол+ Нац = 172+168 = 340

2. Вычисляем зависимость от параметра себестоимости. Для этого раскладываем затраты на количество и себестоимость по той же формуле, но со знаком минус, так как себестоимость снижает прибыль.

Себ∆ = — ∆С*(Q1+Q0) / 2 = -(7,2 — 6,4) * (180 + 220) / 2 = -147

3. Вычисляем зависимость от цены. Для этого раскладываем выручку на количество и цену по той же формуле.

Цена∆ = ∆P * (Q1 + Q0) / 2 = (11,9 — 10,3) * (220 + 180) / 2 = 315

Проверка: Нац∆ = Цена∆ — Себ∆ = 315 — 147 = 168

4. Вычисляем влияние номенклатуры на прибыль. Для этого раскладываем количество проданной продукции на число единиц в ассортименте и среднее количество, приходящееся на одну единицу номенклатуры. Так мы определим соотношение фактора количества и номенклатуры в натуральном выражении. После этого умножаем полученные данные на среднегодовую наценку и переводим в рубли.

Ном = ∆N * (Q(ср 0) + Q(ср 1)) / 2 * (H1 + H) / 2 = (3 — 2) (73 + 90) / 2 * (4,7 + 3,9) = 352

Приведенный четырехфакторный анализ показал, что прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет:

  • повышения цен на 315 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры на 352 тыс. руб.
  • роста себестоимости на 147 тыс. руб.;
  • падения количества продаж на 180 тыс. руб.

Казалось бы, парадокс: общее количество единиц проданных в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 40 единиц, но при этом фактор количества показывает отрицательный результат. Это потому что рост продаж произошел за счет увеличения номенклатурных единиц. Если в прошлом году их было всего 2, то в текущем добавилась еще одна. При этом по количеству товар «Б» продали в отчетном году на 20 ед. меньше, чем в предыдущем.

Это говорит о том, что товар «С» введенный в новом году частично заместил товар «Б», но привлек к себе новых покупателей, которых не было у товара «Б». Если в следующем году товар «Б» продолжит утрачивать свои позиции, то его можно выводить из ассортимента.

Что касается цен, то их повышение на (11,9/10,3 – 1)*100% = 15,5% не сильно затронуло продажи в целом. Если судить по товару «А», который не затронули структурные изменения ассортимента, то его продажи выросли на 20%, не смотря на рост цены на 33%. Это означает, что рост цен не является для фирмы критичным.

С себестоимостью все понятно: она выросла и прибыль уменьшилась.

Евгений Шагин, финансовый директор УК «РусЧерМет»

Чтобы провести факторный анализ, необходимо:

  • выбрать базу для анализа – выручка от продаж, прибыль;
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.

Рассмотрим на примере. В отчет о финансовых результатах компании «Альфа» за предыдущий период подставим значение объема продаж за текущий период (571 513 512 руб. вместо 488 473 087 руб.), все остальные показатели останутся прежними (см. таблицу 5). Как результат, чистая прибыль увеличилась на 83 040 425 руб. (116 049 828 руб. – 33 009 403 руб.). Это означает, что если бы в предыдущем периоде компании удалось реализовать продукцию на ту же сумму, что и в этом, то ее чистая прибыль выросла бы как раз на эти 83 040 425 руб.

Таблица 5. Факторный анализ прибыли по объему продаж

с подстановкой
значения
фактора из
текущего
периода

источник