Меню Рубрики

Как провести факторный анализ показателей рентабельности

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом.

Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнивать с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других в отрасли.

Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Оценка рентабельности предприятия может производится с помощью следующих показателей.

1. Рентабельность продукции (Рпр) — исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции:

где Пп — прибыль от продаж продукции, товаров, работ, услуг;

Сп — полная себестоимость реализованной продукции.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж.

Поэтому следующий показатель рентабельности называется рентабельностью продаж.

2. Рентабельность продаж (оборота) — Рп:

бухгалтерский учет финансовый прибыль

где В — выручка от продажи продукции, работ, услуг.

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции.

Рост показателя является свидетельством или роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов.

В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.

  • 3. Показатели рентабельности капитала:
    • а) рентабельность собственного капитала (Рск):

Кс — средняя величина собственного капитала.

Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

б) рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):

где Кик — средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов.

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

в) рентабельность всего капитала предприятия (Рок):

где Бср — средний за период итог баланса-нетто.

Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия, т.е. рост значения коэффициента свидетельствует об увеличении эффективности использования имущества предприятия и наоборот.

Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия может быть также следствием падения спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов.

4. Рентабельность оборотных активов (Роб):

где АОср — средняя величина оборотных активов.

Средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периодов.

5. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв):

где АВср — средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельности всего капитала. Так, при снижении коэффициента рентабельности всего капитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукции на складах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

Однако следует отметить, что из перечисленных показателей рентабельности в практической деятельности чаще применяются не все, а только основные из них: рентабельность продаж, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиционного капитала.

Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием.

Проанализируем показатели рентабельности для ООО «Надежда», для чего, используя приложения 2, 4, составим следующую таблицу.

Таблица 15 Показатели рентабельности ООО «Надежда» за 2007 — 2008 гг.

Прибыль от продаж продукции, тыс. руб. (Пп)

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. (Сп)

Выручка от продажи продукции, тыс. руб. (В)

Средняя величина собственного капитала, тыс. руб. (Ск)

Рентабельность продукции, % (Рпр)

Рентабельность продаж, % (Рп)

Рентабельность собственного капитала, % (Рск)

Рассчитаем показатели рентабельности для ООО «Надежда»:

1. Рентабельность продукции:

  • 2007г.: Рпр = 125/7732*100% = 1,62%;
  • 2008г.: Рпр = 116/7576*100% = 1,53%.
  • 2. Рентабельность продаж:
  • 2007 г.: Рп = 125/7857*100% = 1,59%;
  • 2008 г.: Рп = 116/7692*100% = 1,51%.
  • 3. Рентабельность собственного капитала:
  • 2007 г.: Рск = 404/8976*100% = 4,50%;
  • 2008 г.: Рск = 487/7421*100% = 6,56%.

Из произведенных расчетов следует, что уменьшение прибыли на 9 тыс. руб. привело к снижению рентабельности продукции на 0,09%. Рентабельность продаж в 2008 году тоже уменьшилась на 0,08% по сравнению с 2007 годом, что свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию. Показатель рентабельности собственного капитала в 2008 году повысился на 2,06% по сравнению с 2007 годом, что свидетельствует об эффективности использования собственного капитала предприятием.

Руководству ООО «Надежда» для повышения показателей рентабельности необходимо сконцентрировать свою работу по ресурсосбережению, что приведет к росту прибыли.

В заключение нужно добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принимать во внимание следующее: рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее, от уровня риска в предпринимательской деятельности, который «требует» определенного уровня прибыли. Чем выше риск, тем большую прибыль должна получить предпринимательская организация.

Факторный анализ рентабельности продукции

Факторный анализ показателей рентабельности в процессе финансового анализа осуществляется на основе отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Факторный анализ рентабельности продукции проводится на основе следующей модели:

где Пп — прибыль от продаж продукции, руб;

РП — объем продаж в отпускных ценах (без НДС и иных косьвенных налогов), руб;

Срп — полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Для факторного анализа используется метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость — качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определятся следующим образом:

?рс = П№п/С№рп — Пєп/Сєрп = (РП№ — С№рп)/ С№рп — (РПє — Сєрп)/ Сєрп = РП№/С№рп — РПє/Сєрп = (РП№/С№рп — РП№/Сєрп) + (РП№/Сєрп — РПє/Сєрп) = ДрсС — ?рсРП.

Составляющая ?рсС характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции, а составляющая ?рсРП — влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно как

  • ?рсС = РП№/С№рп — РП№/Сєрп;
  • ?рсРП = РП№/Сєрп — РПє/Сєрп.
  • 1. Полная себестоимость реализованной продукции ООО «Надежда»:
  • 2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:
    • ?рсС = 7692/7576 — 7692/7732 = 1,015 — 0,995 = 0,02.
  • 3. Влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:
    • ?рсРП = 7692/7732 — 7857/7732 = 0,995 — 1,016 = -0,021.
  • 4. Общее изменение рентабельности продукции:
    • ?рс = 0,02+ (-0,021) = -0,001.

Вывод: согласно произведенным расчетам, рентабельность продукции по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,01 (1,015 — 1,016) под влиянием следующих факторов:

  • 1) за счет изменения себестоимости реализованной продукции возросла на 0,02;
  • 2) за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах уменьшилась на 0,021.

Причиной ухудшения рентабельности продукции является снижение выручки от продажи. Для решения этой проблемы руководству ООО «Надежда» необходимо выявить резервы увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли.

Для того чтобы обеспечить стабильный рост прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Они выявляются как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы увеличения прибыли и рентабельности, на втором оценивают комплекс организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов. На третьем этапе практически реализовывают мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Кроме того, освоение резервов роста прибыли без увеличения производственной мощности (без дополнительных капвложений) увеличивает не только рентабельность работы, но и запасы его финансовой прочности. Запас финансовой прочности или зона безопасности (Зф.у)определяется по формуле:

Вв = Вф + выявленный резерв роста,

где Вв — возможный объем продаж (реализации) с учетом резервов его роста;

источник

Исключительно важную роль в системе оценки результативности, деловых качеств предприятия и степени его надежности играют показатели прибыли и рентабельности. В прибыли аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются результаты деятельности предприятия.

Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

  • определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
  • исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;
  • проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

    абсолютное отклонение прибыли (∆П):

где П1, П — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

где i = 0 — базисный период;

где Y1, Y — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Все расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.

№ п/п Показатель Код строки 2010 г. 2011 г. Абсолютное отклонение (+/–) Темп роста (снижения), % Уровень к выручке в базисном периоде, % Уровень к выручке в отчетном периоде, % Отклонение уровня (+/–)
1 2 3 4 5 6 = 5 – 4 7 = 5 / 4 x 100 8 9 10 = 9 – 8
1

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 2110 245 900 345 897 99 997 140,7 100,0 100,0
2 Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 2120 190 234 178 345 –11 889 93,8 77,4 51,6 –25,8
3 Валовая прибыль 2100 55 666 167 552 111 886 301,0 22,6 48,4 25,8
4 Коммерческие расходы 2210
5 Управленческие расходы 2220 89 123 89 123 25,8 25,8
6 Прибыль (убыток) от продаж 2200 55 666 78 429 22 763 140,9 22,6 22,7 0,1
7 Доходы от участия в других организациях 2310
8 Проценты к получению 2320
9 Проценты к уплате 2330
10 Прочие доходы 2340 337 2745 2408 814,5 0,1 0,8 0,7
11 Прочие расходы 2350 5500 16 100 10 600 292,7 2,2 4,7 2,5
12 Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 50 503 65 074 14 571 128,9 20,5 18,8 –1,7
13 Текущий налог на прибыль 2410 12 625 16 268 3643 128,9 5,1 4,7 –0,4
14 В том числе постоянные налоговые обязательства 2421 2800 2800 0,0 0,8 0,8
15 Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 4 14 10 350,0 0,002 0,004 0,002
16 Изменение налоговых активов 2450
17 Прочее 2460
18 Чистая прибыль 2400 37 874 48 792 10 918 128,8 15,4 14,1 –1,3

Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

  • увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
  • уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;
  • рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;
  • рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
  • показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:

  • детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
  • стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
  • прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
  • обратный (индуктивный) — от частного к общему;
  • одноступенчатый и многоступенчатый;
  • статический и динамический;
  • ретроспективный и перспективный.
Читайте также:  К чаадаеву анализ какой жанр

Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:

  1. Отбор факторов.
  2. Классификация и систематизация факторов.
  3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
  4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  5. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:

  • объема реализации;
  • структуры реализации;
  • отпускных цен на реализованную продукцию;
  • цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
  • уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.

Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»

№ п/п
Показатель 2011 г. 2010 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Количество проданной продукции (товаров), шт. q1 69 q 60
2 Цена продукции, тыс. руб. p1 5013 p 4098,3
3 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В1 345 897 В 245 900
4 Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. S1 267 468 S 190 234
5 Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. Sед. 1 3876,35 Sед. 0 3170,57
6 Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. П1 78 429 П 55 666

Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах

№ п/п Показатель 2010 г. 2011 г. в сопоставимых ценах 2011 г.
условное обозначение тыс. руб. условное обозначение формула расчета тыс. руб. условное обозначение тыс. руб.
1 Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. В 245 900 В’ q1 x p 282 785 В1 345 897
2 Полная себестоимость, тыс. руб. S 190 234 S 218 769 S1 267 468
3 Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. П 55 666 П’ 64 015,9 П1 78 429

Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции

Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб. Удельный вес, %
Изменение отпускных цен на продукцию 1 = В1 – В’ 63 112,0 277,3
Изменение в объеме продукции p2 = p x (S‘ / S) – p 8349,9 36,7
Изменение в структуре продукции p3 = p x((В’ / В) – (S? / S)) 0,0000 0,0000
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции p4 = S‘ – S1 –48 698,9 –213,9
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции pP5 = S x (В’ / В) – S? 0,0 0,0
Совокупное влияние факторов 22 763 100

Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:

1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:

2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):

где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

В’ = q1 x p — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.

3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):

где S‘ — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;

S — полная себестоимость базисного года.

4. Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализации продукции (Δp3):

5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):

где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.

6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Δp5):

После этого можно рассчитать совокупное влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации продукции и, следовательно, на прибыль отчетного периода по следующей формуле:

Проведем расчеты для нашего примера:

ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.

Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.

Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.

Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.

Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.

Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.

Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.

Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.

Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.

Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:

где П — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от реализации продукции;

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».

Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»


Цена, тыс. руб. Количество проданной продукции (товаров), шт. Объем реализации, тыс. руб. Себестоимость, тыс. руб.
в базисном году в отчетном году в ценах базисного года в отчетном году базисного года фактическая в ценах базисного периода отчетного периода
Выпускаемая продукция P p1 q q1 В В’ В1 S S2 S1
4098,3 5013 60 69 245 900 282 785 345 897 190 234 218 769 267 468

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж

Рентабельность продукции, % Изменение рентабельности, % Изменение рентабельности за счет факторов, %
базисный год отчетный год изменение цены изменение себестоимости
R R1 RВ RS
Выпускаемая продукция 22,64 22,67 0,04 22,37 –22,33

Согласно табл. 6 рентабельность продаж отчетного периода увеличилась по сравнению с рентабельностью прошлого периода на 0,04 %. Данное увеличение произошло под влиянием повышения цен на выпускаемую продукцию (22,37 %).

В процессе анализа рентабельности следует произвести оценку рентабельности всего капитала, собственных средств, перманентных средств. Например, рентабельность активов (экономическая рентабельность) является общим показателем, показывающим, сколько прибыли приходится на 1 руб. имущества. От значения данного коэффициента зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств предприятия, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств содержит бухгалтерская отчетность.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется коэффициент рентабельности (основной) деятельности (Net Profit Margin, NPM), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации (П) к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг (С), коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР), то есть по формуле:

В табл. 7 приведен систематизированный перечень коэффициентов рентабельности.

Таблица 7. Показатели, характеризующие рентабельность

Показатель Способ расчета Данные Пояснения
2010 г. 2011 г.
Рентабельность продаж (маржа прибыли) (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 22,64 % 22,67 % Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
Общая рентабельность отчетного периода (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2) 20,54 % 18,81 %
Рентабельность собственного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1) 32,02 % 34,04 % Показывает эффективность использования собственного капитала
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1) 30,10 % 31,50 % Показывает эффективность использования всего имущества организации
Фондорентабельность (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1) 409,69 % 413,80 % Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов
Рентабельность основной деятельности (стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) 29,26 % 29,32 % Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат
Рентабельность перманентного капитала (стр. 2300 Ф2 x 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 32,00 % 34,87 % Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок
Период окупаемости собственного капитала (стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) 3,12 2,87 Показывает число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Грамотно проведенный анализ финансовых результатов предприятия позволит повысить обоснованность планирования и жесткости нормативов управления, дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, а также будет способствовать обеспечению эффективной и бесперебойной организации деятельности.

источник

Факторный анализ — это один из способов снижения размерности, то есть выделения во всей совокупности признаков тех, которые действительно влияют на изменение зависимой переменной. Или группировки сходно влияющих на изменение зависимой переменной признаков. Или группировки просто сходно изменяющихся признаков. Предполагается, что наблюдаемые переменные являются лишь линейной комбинацией неких ненаблюдаемых факторов.

Некоторые из этих факторов являются общими для нескольких переменных, некоторые характерно проявляют себя только в одной. Те, что проявляют себя только в одной, очевидно, ортогональны друг другу и не вносят вклад в ковариацию переменных, а общие — как раз и вносят эту ковариацию. Задачей факторного анализа является как раз восстановление исходной факторной структуры исходя из наблюдаемой структуры ковариации переменных, несмотря на случайные ошибки ковариации, неизбежно возникающие в процессе снятия наблюдения.

Основной целью деятельности любой компании является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели рентабельности.

1. Балансовая рентабельность:

RБ = балансовая прибыль / сумма среднегодовой стоимости ОПФ и нормируемой части оборотных средств.

2. Рентабельность продаж:

R = прибыль от реализации / выручка от реализации.

3. Рентабельность активов (Ра):

де А. — средняя величина активов (валюта баланса); Пч — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль)

4. Рентабельность продукции:

R = прибыль от реализации / полная себестоимость 100%

Показатели рентабельности можно объединить в четыре группы:

— показатели, рассчитанные на основе прибыли;

— показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

— показатели, рассчитанные на основе потоков денежной наличности;

— показатели, рассчитанные на основе рентабельности отдельных видов продукции.

Преимущества использования данных показателей в анализе заключаются в возможности сравнения эффективности деятельности не только в рамках одной компании, но и применения многомерного сравнительного анализа нескольких компаний за ряд лет. Кроме того, показатели рентабельности, как любые относительные показатели, представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода компаний.

Проблематика применения аналитических процедур в этой области заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к формированию не только базовой системы показателей, но и методик анализа показателей рентабельности.

Для анализа рентабельности, используют следующую факторную модель:

где Р — прибыль; N — выручка; S — себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей — факторов: структуры и фондоотдачи Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.

1. Исследование влияния изменения фактора прибыльности продукции.

Осуществляется расчет условной рентабельности по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех остальных факторов осталось на уровне базисных.

2. Исследование влияния изменения фондоемкости.

Осуществляется расчет условной рентабельности по фондоемкости при условии, что изменилось два фактора — рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

3. Исследование влияния оборачиваемости оборотных средств.

Осуществляется расчет рентабельности для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных средств.

1. Исследование влияния изменения фактора материалоемкости продукции.

Осуществляется расчет условной рентабельности по материалоемкости продукции при условии, что изменилась только материалоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

2. Исследование влияния изменения фактора трудоемкости продукции.

Осуществляется расчет условной рентабельности по трудоемкости продукции при условии, что изменялись как материалоемкость, так и трудоемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

3. Исследование влияния изменения фактора амортизациеемкости продукции.

Осуществляется расчет условной рентабельности по амортизациеемкости продукции при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость и амортизациеемкость продукции, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных.

4. Исследование влияния изменения фактора скорости оборачиваемости основного капитала.

Осуществляется расчет условной рентабельности по скорости оборачиваемости основного капитала при условии, что изменялись материалоемкость, трудоемкость, амортизациеемкость продукции и скорость оборачиваемости основного капитала, а значение скорости оборачиваемости оборотных средств осталось на уровне базисного.

5. Исследование влияния изменения фактора скорости оборачиваемости оборотного капитала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9453 — | 7325 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Имея на руках бухгалтерскую финансовую отчетность за отчетный год или за ряд предыдущих лет, акционеры общества должны оценить эффективность использования вложенных капиталов, рентабельность активов организации, финансовую устойчивость и перспективы развития на будущее.

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований.

  1. Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное физическое значение.
  2. Факторы, которые входят в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с изучаемым показателем.
  3. Факторная модель должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

В факторном анализе используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей.

1. Когда результативный показатель получается как алгебраическая сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:

где, P — прибыль от реализации продукции, N — выручка от реализации, Sps — производственная себестоимость реализованной продукции, KP — коммерческие расходы, YP — управленческие расходы.

2. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

где, Ra — рентабельность активов, Rn = P/N — рентабельность продаж, FO = N/A — фондоотдача активов, A — средняя стоимость активов организации за отчетный год.

3. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели:

Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

В практике экономического анализа существует несколько способов моделирования многофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение, сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Например, методом расширения можно следующим образом построить трехфакторную модель рентабельности активов организации:

где, N/CK — оборачиваемость собственного капитала организации, CK/A — коэффициент независимости или доля собственного капитал в общей массе активов организации, CK — средняя стоимость собственного капитала организации за отчетный период.

Таким образом, мы получили трехфакторную мультипликативную модель рентабельности активов организации. Данная модель широко известна в экономической литературе как модель Дюпона. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.

А теперь рассмотрим следующую факторную модель рентабельности активов:

= (N/S – 1 ) * OA/A * Q/OA * S/Q; (X – 1) * Y *Z * L

где, X = N/S — доля выручки, приходящейся на 1 рубль полной себестоимости продукции, Y = OA/A — доля оборотных активов в формировании активов, Z = Q/OA — доля запасов в формировании оборотных активов, L = S/Q — оборачиваемость запасов.

Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции.

Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал.

Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит о эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.

Для проведения исследования влияния факторов на конечный результат проведем факторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом:




где, Ri — влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).

Рассмотрим пример факторного анализа рентабельности активов. Для проведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной модели необходимо использовать информацию из 1 и 2 формы бухгалтерского баланса.

Представим исходные и расчетные данные в таблицу 1. Для примера использованы данные одного из российских промышленных предприятий.

Таблица 1. Факторный анализ и оценка рентабельности активов ЗАО «МЭМТЗ» в 1995-1999гг.

Показатель, тыс. руб. 1995 1996 1997 1998 1999
Исходные данные
1. Прибыль от реализации, Р 551 -1583 -315 82 5421
2. Выручка от продаж, N 15 566 18 103 15 735 17 923 52 628
3. Полная себестоимость реализованной продукции, S 15 015 19 686 16 050 17 841 47 207
4. Средние остатки запасов включая НДС, Q 5 160 8 646,5 11 864 14 344 16 106,5
5. Средние остатки оборотных активов, ОА 5 922 10 147 13 278,5 15 357 17 644,5
6. Средние остатки активов, А 3 3610 56 046,5 72 578,5 58 764 51 983,5
Расчетные данные – факторы
7. Выручка на 1 руб. себестоимости, п.2 : п.3 (Х) 1,0367 0,9196 0,9804 1,0046 1,1148
8. Доля оборотных активов в формировании активов, п.5 : п.6 (У) 0,1762 0,1810 0,1830 0,2613 0,3394
9. Доля запасов в формировании оборотных активов, п.4 : п.5 (Z) 0,8713 0,8521 0,8935 0,9340 0,9128
10. Оборачиваемость запасов в оборотах, п.3 : п.4 (L) 2,9099 2,2768 1,3528 1,2438 2,9309
11. Рентабельность активов, Ra 0,0164 -0,0282 -0,0043 0,0014 0,1043
12. Изменение рентабельности активов к переменной базе Х -0,0446 0,0239 0,0057 0,1029
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов
13. Выручка на 1 руб. себестоимости, Х Х -0,0523 0,0213 0,0053 0,0335
14. Доля оборотных активов в формировании активов, У Х -0,0010 -0,0001 0,0004 0,0104
15. Доля запасов в формировании оборотных активов, Z Х 0,0008 -0,0003 0,0001 -0,0010
16. Оборачиваемость запасов в оборотах, L Х 0,0079 0,0030 -0,0001 0,0600
Совокупное влияние всех факторов Х -0,0446 0,0239 0,0057 0,1029

Результаты произведенных вычислений позволяют сказать, что в 1996 и 1997 гг. выручка от реализации была ниже себестоимости. Это было связано с тем, что большая доля продукции шла на экспорт, внутренние цены на сырье и материалы росли, курс рубля был искусственно заморожен, и соответственно цена реализации, выраженная в иностранной валюте, была стабильна. В результате этого исследуемое предприятие вынуждено было реализовывать свою продукцию по рыночной цене, которая была ниже полной себестоимости. Уже в следующем 98 году благодаря экономическому кризису курс рубля упал, и конкурентоспособность продукции выросла, в результате отставания роста внутренних цен от темпа роста курса иностранных валют предприятие получает прибыль. Еще большую прибыль ЗАО «МЭМТЗ» получило в следующем периоде.

Доля оборотных активов в формировании активов на протяжении всего исследуемого периода постоянно и неуклонно растет и в течение пяти лет выросла почти вдвое, с 0,1762 до 0,3394. Это связано, с одной стороны, с тем, что на протяжении этих лет падает доля внеоборотных активов в результате постепенного выбытия основных средств, увеличения суммы начисленного износа и низкого обновления оборудования. С другой стороны, это связано с увеличением абсолютной оценки оборотных активов в результате инфляции с одной стороны, и в результате роста остатков запасов на складе – с другой стороны. Надо отметить, что этот процесс не является эффективным с точки зрения роста эффективности производства, потому что в результате происходящих процессов не всегда обоснованно растет оборотный капитал, оборачиваемость активов падает, происходит дополнительное вовлечение средств в оборот, и они замораживаются в виде остатков запасов и готовой продукции на складе предприятия.

Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов говорит о том, что в течение пяти исследуемых лет происходит постепенное увеличение этой доли с 0,8713 до 0,9128. Максимума этот показатель достиг в 1998 году и составил 0,9340. Если предположить, что инфляция влияет на все составляющие оборотных активов одинаково, то рост доли запасов в формировании оборотных активов говорит о том, что происходит замораживание оборотного капитала в запасах, что нельзя охарактеризовать как положительный момент. Это говорит о низком качестве управления структурой оборотного капитала, что влечет за собой дополнительные издержки и снижение общей эффективности производства.

Четвертый показатель нашей четырехфакторной модели это оборачиваемость запасов. Он показывает, сколько оборотов в течение отчетного года запасы совершают в процессе производства и реализации продукции. Чем больше этот показатель, тем лучше для предприятия, так как он свидетельствует о эффективности использования оборотного капитала, а запасы в нашем случае составляют более 90% общей суммы оборотного капитала. Динамика этого показателя говорит о том, что в 1996-1998 гг. был достаточно сильный провал в эффективности использования оборотных средств. Это и понятно, если посмотреть на динамику показателя выручки и запасов. Выручка почти не растет, в 1997 г. она даже падает, а запасы все равно растут. И только в 1999 г. показатель оборачиваемости запасов значительно вырос и составил 2,9309 оборотов в год, т.е. приблизительно 4 месяца. Следует заметить, что почти такое же значение этот показатель имел в 1995 г. – 2,9099.

Для того чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов предприятия, был проведен факторный анализ. Результаты этого анализа представлены в заключительной части табл. 1. Полученные данные можно прокомментировать следующим образом.

В 1996 г., по сравнению с 1995 г., основным фактором, который повлиял на снижение рентабельности активов, был ценовой фактор — доля выручки на 1 руб. себестоимости, в результате его влияния рентабельность активов упала на 5.23%. Влияние других факторов было на порядок меньше и не изменило существенно результат. Однако надо заметить, что изменение оборачиваемости запасов в такой ситуации оказало некоторое положительное влияние на рентабельность активов и составило +0,79%.

В 1997 г. фактор доли выручки на 1 руб. себестоимости продолжает играть решающую роль на влияние результирующего показателя. В результате его увеличения рентабельность активов возросла на 2,13%. Изменение оборачиваемости активов также имеет положительное влияние и составляет 0,30%. Изменения в структуре оборотных активов и всех активов имеет несущественное отрицательное влияние на рентабельность активов предприятия.

В 1998 г. рентабельность активов меняет знак с «минуса» на «плюс». Т.е. наше исследуемое предприятие начинает получать прибыль. Основным фактором, вызвавшим это улучшение, был ценовой фактор, который составил 0,53%. Это произошло, как мы уже говорили ранее, благодаря увеличению рублевых цен на реализуемую продукцию в результате кризиса 1998 г. Влияние остальных факторов носит незначительный характер. Однако следует заметить, что изменение оборачиваемости запасов дало некоторое отрицательное влияние, а изменение в структуре активов и оборотных активов имело несущественное, но положительное влияние.

В 1999 г. ситуация в деятельности нашей организации в корне меняется, что видно по результатам расчетов. На первое место по влиянию на рентабельность активов выходит оборачиваемость запасов, она составляет 6,00%. Этот факт говорит о том, что возросла эффективность использования внутренних ресурсов организации. Ценовой фактор продолжает играть достаточно существенную роль и составляет 3,35% в общей массе увеличения рентабельности активов. Также достаточно сильное положительное влияние оказало изменение доли оборотных активов в формировании активов – оно составило 1,04%. А вот изменение доли запасов в формировании оборотных активов оказало хотя и не существенное, но отрицательное влияние и составило -0,10%.

В результате проведенного анализа хочется сказать, что ощущается большое влияние на эффективность производства внешних факторов: курс валюты, инфляция и т.д. Но и, в тоже время, нельзя сказать, что нет внутренних резервов роста эффективности производства, например, оптимизация структуры активов, рост оборачиваемости активов и т.д. А так как администрация предприятия не в силах влиять на изменение внешних факторов, то с еще большей энергией необходимо использовать внутренние ресурсы.

В теории экономического анализа существует огромное количество экономических коэффициентов, характеризующих финансовое состояние организации, устойчивость его развития, платежеспособность, ликвидность, структуру пассивов и активов, эффективность использования ресурсов. Широкий набор показателей экономической деятельности организации позволяет проанализировать деятельность с различных точек зрения, используя для этого различные факторы.

Например, можно проанализировать влияние на эффективность деятельности организации, используя показатели не только активной части баланса, но и пассивной, которые в совокупности будут давать представление о финансовой устойчивости организации.

Читайте также:  Как берут анализ на мор

Для более глубокого исследования влияния показателей устойчивости возьмем за исследуемый показатель рентабельность чистых активов. Показатель чистых активов определяется как разница суммы активов, принимаемых к расчету, и суммы обязательств, принимаемых к расчету. В данной статье мы не будем останавливаться на методике расчета показателя чистых активов, только заметим, что величина чистых активов организации по существу равняется реальному собственному капиталу, его динамика и абсолютное значение характеризует устойчивость финансового состояния организации, а для акционерных обществ является одним из основных показателей деятельности организации.

Произведем следующее моделирование показателя рентабельности чистых активов:

a = P/N — рентабельность продаж, данный коэффициент характеризует эффективность продаж организации. Этот показатель характеризует влияние ценовой политики и показателя объема продаж.

b = N/OA — оборачиваемость оборотных активов в оборотах, данный фактор показывает, сколько оборотов в течение отчетного года совершает оборотный капитал в процессе производственно–сбытовой и заготовительной деятельности. Он характеризует эффективность использования оборотных активов.

c = OA/KO — данный фактор называется коэффициентом текущей ликвидности. Он характеризует платежеспособность организации при условии реализации всех запасов и возврата дебиторской задолженности. Следует заметить, что нормальное ограничение, принятое в экономической литературе, равно 2.

d = KO/DZ — отношение краткосрочных обязательств организации к дебиторской задолженности. Данный коэффициент характеризует степень покрытия краткосрочных обязательств организации дебиторской задолженностью. Он характеризует финансовую устойчивость организации.

k = DZ/KZ — коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности. Этот фактор показывает степень покрытия кредиторской задолженности дебиторской. Он характеризует зависимость организации от кредиторов и дебиторов. Этот показатель также может служить оценкой защищенности организации от инфляции: чем меньше данный показатель, тем степень защиты больше.

I = KZ/ZK — коэффициент отношения кредиторской задолженности организации к заемному капиталу. Этот фактор характеризует структуру пассивов. Кредиторская задолженность – это не весь заемный капитал, хотя, как правило, она является главной его составляющей.

m = ZK/SA — коэффициент отношения заемного капитал к чистым активам организации. Этот фактор глобально характеризует финансовую устойчивость деятельности организации. Он показывает соотношение собственных и заемных источников финансирования деятельности организации.

Таким образом, мы получили семифакторную мультипликативную модель рентабельности чистых активов организации, состоящую из достаточно разносторонних и разнообразных факторов, характеризующих как степень использования активов организации, так и степень его финансовой устойчивости.

Полученную факторную модель будем решать, как и в предыдущем примере, методом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей. Математически это выглядит следующим образом:







где, Ri — влияние i-го фактора на общее изменение рентабельности чистых активов, как и в предыдущем примере, факторы с индексом 1 относятся к отчетному году, факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).

Для проведения факторного анализа показателей рентабельности активов необходимо использовать информацию из формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Все данные, необходимые для проведения факторного анализа, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Анализ и оценка рентабельности чистых активов ЗАО «МЭМТЗ» в 1995-1999 гг.

Показатель, тыс. руб. 1995 1996 1997 1998 1999
Исходные данные
1. Прибыль от реализации, Р 551 -1583 -315 82 5421
2. Выручка от продаж, N 15 566 18 103 15 735 17 923 52 628
3. Средняя стоимость оборотных активов, ОА 5 922 10 147 13 278,5 15 357 17 644,5
4. Средняя величина краткосрочных обязательств, КО = стр.610+620+630+660+670 5 106 8 473,5 10 257,5 11 157 13 098,5
5. Средняя величина дебиторской задолженности, DZ = стр.220+240 641 1 029,5 1 204 987 1 507,5
6. Средняя величина кредиторской задолженности, KZ = стр.620 4 824 7&nbsp232 9 094 11 116,5 12 985,5
7. Средняя величина заемного капитала, ZK 5 870 8 971 10 424 11 321,5 13 088
8. Средняя величина чистых активов, SA 2 7570,5 46 030 60 500,5 45 4815 36 636
Расчетные данные – факторы
9. Рентабельность продаж, п.1 : п.2 (а) 0,0354 -0,0874 0,0200 0,0046 0,1030
10. Оборачиваемость оборотных активов, п.2 : п.3 (в) 2,6285 1,7841 1,1850 1,1671 2,9827
11. Коэффициент текущей ликвидности, п.4 : п.3 (с) 1,1598 1,1975 1,2945 1,3764 1,3471
12. Коэффициент отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности, п.5 : п.4 (d) 7,9657 7,0058 8,5195 11,3040 8,6899
13. Коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской, п.6 :п.5 (k) 0,1329 0,1672 0,1324 0,0888 0,1161
14. Коэффициент отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу, п.7 :п.6 (l) 0,8218 0,8062 0,8724 0,9819 0,9922
15. Коэффициент отношения заемного капитала к чистым активам, п.7 :п.6 (m) 0,2129 0,1949 0,1723 0,2489 0,3572
16. Рентабельность чистых активов, RSA 0,200 -0,0344 -0,0052 0,0018 0,1480
17. Изменение рентабельности чистых активов к переменной базе Х -0,0544 0,0292 0,0070 0,1462
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов
18. Рентабельность продаж, а Х -0,0694 0,0265 0,0063 0,0388
19. Оборачиваемость оборотных активов, в Х 0,0159 0,0026 0,0000 0,0631
20. Коэффициент текущей ликвидности, с Х -0,0011 -0,0004 0,0001 -0,0022
21. Коэффициент отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности, d Х 0,0042 -0,0012 0,0004 -0,0235
22. Коэффициент отношения дебиторской задолженности к кредиторской, k Х -0,0079 0,0014 -0,0005 0,0240
23. Коэффициент отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу, l Х 0,0007 -0,0004 0,0001 0,0011
24. Коэффициент отношения заемного капитала к чистым активам, m Х 0,0032 0,0007 0,0006 0,0449
Совокупное влияние всех факторов Х -0,0544 0,0292 0,0070 0,1462

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. На протяжении 1996-1998 гг. основным фактором, оказывающим влияние на общую рентабельность чистых активов организации, была рентабельность продаж. В связи с тем, что в 1996-1997 гг. исследуемое предприятие вынуждено было реализовывать продукцию ниже себестоимости, рентабельность продаж имеет отрицательный знак.

В 1996 г. она оказала резко негативное воздействие, в последующие годы влияние данного фактора уже имеет положительную направленность. Такое положение вещей говорит о том, что главным регламентирующим фактором был ценовой фактор, фактор выручки от реализации продукции.

В 1999 г. рентабельность продаж также оказывает значительное положительное влияние на рентабельность чистых активов, но основным фактором, влияющим на эффективность деятельности организации, становится оборачиваемость оборотных активов. Это говорит о том, что основные сдвиги в повышении эффективности производства произошли в результате более эффективного использования активов организации.

На протяжении исследуемого периода вы видите, что в 1995-1998 гг. оборачиваемость оборотных активов падает, и в 1998 г. оборотные активы совершают чуть более одного оборота в год. В 1999 г. этот фактор увеличился более чем в 2,5 раза, достиг значения 2,9827 оборота в год. В результате такого более эффективного использования активов организация смогла значительно увеличить общий экономический результат деятельности в 1999 году: рентабельность чистых активов возросла на 6.31%.

Коэффициент текущей ликвидности на протяжении 1995-1999 гг. имеет значение ниже нормального значения, равного 2. Это говорит о трудностях организации с платежеспособностью. Однако на протяжении всего исследуемого периода имеется устойчивая положительная динамика этого показателя: с 1.1598 в 1995 г. до 1.3471 в 1999 г. Влияние этого фактора на общее изменение рентабельности чистых активов по абсолютной величине значительно меньше двух рассмотренных ранее факторов, однако, на протяжении 1995-1999 гг. влияние коэффициента текущей ликвидности имеет отрицательное направление.

Такие результаты анализа можно объяснить тем, что укрепление устойчивости состояния организации ведет к снижению эффективности экономической деятельности организации, т.е. меньше риск и соответственно меньше прибыль.

Результаты расчета коэффициента отношения краткосрочных обязательств к дебиторской задолженности показывают, что краткосрочные обязательства намного превосходят по своему значению дебиторскую задолженность. Это говорит о том, что организация имеет большую зависимость от внешних кредиторов с одной стороны, но и неплохую инфляционную защиту с другой стороны. Влияние этого фактора на изменение рентабельности чистых активов организации в течение 1996-1998 годов не имело большого значения, но в 1999 г. влияние этого фактора составило -2,35%. Следует заметить, что влияние это со знаком «минус». Т.е. некоторое уменьшение этого фактора с 11.3040 до 8,6889 в 1998-1999 гг. дало в итоге отрицательное воздействие на эффективность производства.

Величина коэффициента отношения дебиторской задолженности к кредиторской говорит о том, что дебиторская задолженность меньше кредиторской на протяжении всего исследуемого периода в 6-10 раз. Это свидетельствует, с одной стороны, о том, что нет большой зависимости от покупателей, с другой стороны, о том, что есть значительная зависимость от кредиторов – поставщиков. Влияние этого фактора на изменение рентабельности чистых активов в течение всего исследуемого периода незначительное, и только в 1999 г. благодаря некоторому увеличению этого коэффициента с 0,0888 до 0,1161 произошло увеличение результирующего показателя на 2,40%.

Коэффициент отношения кредиторской задолженности к заемному капиталу на протяжении 1995-1999 гг. неуклонно рос с 0,8218 в 1995 г. до 0.9922 в 1999 г. Это говорит о том, что на остальные, кроме кредиторской задолженности, составные части заемного капитала приходится в 1999 г. менее одного процента. Это связано с отказом руководства нашей организации от долгосрочного и краткосрочного кредитования и переводом финансирования деятельности организации за счет текущей кредиторской задолженности. Влияние этого фактора на изменение рентабельности чистых активов на протяжении исследуемого периода незначительное, самое большое в 1999 г. – 0,11%.

Коэффициент отношения заемного капитала к чистым активам, который, по сути, является отношением реального собственного капитала к заемному, имеет тенденцию к увеличению до 0,3572 в 1999 г. Падение этого коэффициента в 1996-1997 гг. связано с переоценкой основных фондов, состоявшейся на 01 января 1997 г. В дальнейшем рост этого фактора объясняется выбытием основных фондов, большой степенью износа, низкой прибыльностью организации, инфляцией. Влияние этого фактора на рентабельность чистых активов на протяжении всего исследуемого периода имеет положительное направление, в 1996-1998 гг. – незначительное, а в 1999 г. оно составило 4,49%. Это говорит о том, что за счет финансирования деятельности организации при помощи заемного капитала произошло увеличение эффективности производства. Хотя, с другой стороны, финансовая устойчивость и независимость организации ухудшилась. Эти выводы опять же подтверждают мнение о том, что за счет увеличения риска можно получить большую прибыль.

В результате суммарного влияния всех факторов рентабельность чистых активов в 1999 г. увеличилась на 14,62% и составила 14,80%.

В итоге мы достаточно полно проанализировали влияние различных факторов на изменение уровня рентабельности основной производственной деятельности организации. Теперь администрации необходимо предусмотреть и предотвратить влияние негативных тенденций на будущее, наиболее полно использовать выявленные резервы.

На современном уровне развития производства и экономики не бывает случайных и продолжительных успехов. Если успех был достигнут случайно, на интуитивном уровне, то он не может быть продолжительным, так как найдутся люди, которые подойдут к проблеме с экономически правильным решением, и конкурентную борьбу выиграют они. Успех должен быть обоснован комплексным и всесторонним анализом хозяйственной деятельности организации, рациональным планированием, знанием и максимальным использованием своих преимуществ, нивелированием и скрытием своих недостатков.

В этой статье мы провели достаточно полный анализ всего лишь одного, хотя и достаточно важного показателя эффективности деятельности организации – рентабельности. Этот показатель отражает, какую прибыль получает организация на 1 руб. стоимости активов или чистых активов организации, т.е. эффективность использования всего имущества, принадлежащего данной организации, или реального собственного капитала, т.е. чистых активов.

Показатель рентабельности имеет, как мы показали ранее, математическую зависимость от многих показателей, характеризующих эффективность использования активов, ценовую политику организации, структуру пассивов и активов, финансовую устойчивость, платежеспособность и многие другие.

Комплексный анализ финансового состояния организации на этом не оканчивается и может быть продолжен анализом эффективности использования трудовых ресурсов, материальных ресурсов, основных средств. Детальная проработка по каждому из этих направлений позволит выявить конкретные механизмы влияния на конечный финансовый результат деятельности организации.

Анализ финансового состояния организации и выявление резервов ее дальнейшего устойчивого роста необходимо продолжать также анализом коэффициентов платежеспособности, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов, анализом кредиторской и дебиторской задолженности, анализом денежных потоков, анализом эффективности использования чистых активов, собственного капитала и т.д.

Комплексный анализ финансового состояния предполагает широкое и полное исследование всех факторов, влияющих или могущих влиять на конечные финансовые результаты деятельности организации, которые, в конечном счете, и являются основной целью деятельности организации.

Результаты проведенного анализа должны быть использованы для принятия правильных управленческих решений администрацией организации и обоснованных инвестиционных решений акционерами-собственниками.

Авторы: Гиляровская Л.Т., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Всероссийского заочного финансово-экономического института; Соболев А.В., главный бухгалтер ООО «Кондитерская фабрика «Конвент»
Источник: Аудит и финансовый анализ 2000’4

источник