Меню Рубрики

Как провести факторный анализ общей прибыли

Существует несколько способов анализа финансовых итогов деятельности фирмы. Одним из наиболее используемых является факторный анализ прибыли. О нем и пойдет речь в статье.

Проведение факторного анализа фин. итогов осуществляется на основании нескольких показателей:

  • Прибыли от продажи;
  • Чистой прибыли;
  • Валовой прибыли;
  • Прибыли до обложения налогами.

Рассмотрим, как проводится анализ каждого из этих показателей более подробно.

Факторный анализ – это способ комплексного и системного измерения и исследования влияния факторов на размер итоговых показателей. Он осуществляется на основе бух. отчета по второй форме.

Основная цель проведения такого анализа – нахождение способов увеличения доходности фирмы.

  1. Объем продажи продукции. Чтобы узнать, как он влияет на доходность, нужно перемножить изменение количества реализованных товаров на прибыль прошлого периода отчета.
  2. Разнообразие продаваемых товаров. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить прибыль текущего периода, которая рассчитана на основании себестоимости и цен базисного периода, с базисной прибылью, перерассчитанной на изменение количества проданных продуктов.
  3. Изменение себестоимости. Чтобы узнать ее влияние, требуется сопоставить себестоимость реализации товаров периода отчета с издержками базисного периода, которые пересчитаны на изменение уровня реализации.
  4. Издержки коммерческого и административного характера. Их влияние рассчитывается путем сравнения их размеров в базисном периоде и периоде отчета.
  5. Уровень цен. Чтобы узнать его влияние, требуется сравнить уровень продаж периода отчета и базисного периода.
Показатель Базисный период, тыс. руб. Период отчета Абсолютное изменение Относительное изменение, %
Размер выручки 57700 54200 -3500 -6,2
Себестоимость товара 41800 39800 -2000 -4,9
Коммерческие затраты 2600 1400 -1200 -43,6
Административные издержки 4800 3700 -1100 -21,8
Прибыль 8500 9100 600 7,4
Изменение цен 1,05 1,15 0,10 15
Объем продаж 57800 47100 -10700 -18,5

Перечисленные выше факторы оказали на прибыль следующее влияние:

  1. Объем проданной продукции – -1578 тыс. руб.
  2. Разнообразие продаваемых товаров – -1373 тыс. руб.
  3. Себестоимость – -5679 тыс. руб.
  4. Коммерческие издержки – +1140 тыс. руб.
  5. Административные издержки – +1051 тыс. руб.
  6. Цены – +7068 тыс. руб.
  7. Влияние всех факторов – +630 тыс. руб.

Проведение факторного анализа чистой прибыли происходит в несколько этапов:

  1. Определение изменения прибыли: ЧП = ЧП1 – ЧП0
  2. Расчет прироста уровня продаж: В%= (В1/В0)*100-100
  3. Определение влияния изменения продаж на прибыль: ЧП1= (ЧП0*В%)/100
  4. Расчет влияния изменения цен на прибыль: ЧП1=(В1-В0)/100
  5. Определение влияния изменения себестоимости: ЧП1= (с/с1 – с/с0)/100

Исходные сведения для анализа:

Показатель Размер, тыс. руб.
Базисный период Реальный объем, выраженный в базисных ценах Период отчета
Выручка 43000 32000 41000
Себестоимость 31000 22000 32000
Коммерческие издержки 5600 4700 6300
Управленческие издержки 1100 750 940
Полная себестоимость 37600 27350 39200
Прибыль (убыток) 5000 4650 2000
  1. Прибыль стала меньше на 3000 тыс. руб.
  2. Уровень продаж упал на 25,58%, что составило 1394 тыс. руб.
  3. Влияние изменения уровня цен составило 9000 тыс. руб.
  4. Влияние себестоимости -11850 тыс. руб.

Валовая прибыль – это разность между прибылью от реализации товаров и их себестоимостью. Факторный анализ валовой прибыли проводится на основании бух. отчета по второй форме.

На изменение размера валовой прибыли оказывают влияние:

  • Изменение количества продаваемых товаров;
  • Изменение себестоимости продукции.

Исходные сведения приведены в таблице:

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение
В базисных ценах В рыночных ценах
Выручка от продаж 70600 79100 102000 31400
Себестоимость 56550 62200 79400 22850
Валовая прибыль 14000 16800 22600 8600

Подставив исходные данные в формулу, получим, что воздействие изменения выручки составило 1686 тыс. руб.

Факторы, которые оказывают влияние на размер прибыли до обложения налогами, следующие:

  • Изменение количества реализуемых товаров;
  • Изменение структуры проданных;
  • Изменение цен на проданные товары;
  • Затраты коммерческого и управленческого характера;
  • Себестоимость;
  • Изменение цен на ресурсы, из которых складывается себестоимость.

Рассмотрим пример проведения анализа прибыли до обложения налогами.

Показатель Базисный период Период отчета Отклонение Размер влияния
Прибыль от реализации 351200 214500 -136700 -136700
Проценты к получению 3500 800 -2700 -2700
Проценты к выплате
Прочие доходы 96600 73700 -22900 -22900
Прочие затраты 112700 107300 -5400 -5400
Прибыль до обложения налогами 338700 181600 -157100 -157100

По таблице можно сделать выводы:

  1. Прибыль до обложения налогами в периоде отчета по сравнению с базисным периодом уменьшилась на 157047 тыс. руб. В основном, это произошло из-за уменьшения размера прибыли от продажи продукции.
  2. Кроме того, негативно сказалось уменьшение процентов к получению (на 2700 тыс. руб.) и прочих доходов (на 22900 тыс. руб.).
  3. Положительно повлияло на прибыль до обложения налогами только снижение прочих издержек (на 5400 тыс. руб.).

источник

Каждый бухгалтер должен быть хорошим аналитиком. Например, уметь применять на практике факторный анализ прибыли. Рассказываем, что это такое и как бухгалтеру оперативно и эффективно реагировать на поступающую прибыль.

Каждому предприятию, особенно начинающему работать на конкретный сегмент рынка, желательно максимально эффективно:

  • использовать находящиеся в его распоряжении внутренние ресурсы;
  • оперативно и максимально правильно реагировать на перемену внешних условий.

Для этих целей служит соответствующая аналитика. Таким образом, факторный анализ чистой прибыли предприятия можно разделить на 2 главных блока:

  • внешние факторы;
  • внутренние факторы.

Это основные факторы факторного анализа.

Под целью факторного анализа обычно понимают понять причины появления и изменения результатов деятельности под влиянием отдельных факторов.

К базовым задачам факторного анализа относят:

  • понимание влияния отдельных факторов на результат деятельности компании;
  • оценку влияния каждого фактора отдельно.

В итоге, сам анализ может быть построен на изучении одного или сразу нескольких факторов.

И суть в том, что факторный анализ позволяет:

  • выявить причинно-следственные связи;
  • оценить влияние отдельных факторов на колебания показателя прибыли.

Внешние факторы – это факторы рыночной экономики и конкурентной среды, влиять на которые или контролировать предприятие в общем не может.

  • климатические и географические особенности;
  • изменение тарифов, устанавливаемых властями;
  • инфляцию;
  • нарушение договоров контрагентами и др.

А внутренние факторы – это элементы, влияние на которые предприятию в целом подвластно.

Основные итоги деятельности компании за определенный период отражают 2 документа:

  • баланс предприятия;
  • отчет о финансовых результатах.

Причём изучение финансовых итогов деятельности компании включает в себя и факторный анализ чистой прибыли.

Так, чистая прибыль за конкретный период означает итоговый финансовый результат существования предприятия.

В рамках анализа чистой прибыли желательно изучить и другой важный показатель – прибыль от продаж. Её колебание во многом зависит от выручки с реализации продукции. На последнюю же оказывают влияние следующие факторы:

  • количественные колебания объема реализации продукции;
  • изменения в структуре реализации;
  • колебания стоимостных показателей продукции;
  • колебания цен, влияющие на себестоимость товаров (работ, услуг);
  • изменение затрат на работников и др.

Назовём 2 наиболее крупных фактора, влияющих на прибыль:

Изменение объема реализации Рост объемов это показателя неизбежно увеличивает значение прибыли и приводит к положительным последствиям для финансового состояния Изменение структуры продукции Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к росту прибыли

Вывод на основе факторного анализа прибыли может быть таким:

«К увеличению прибыли ООО «Гуру» привел рост объема продаж (за счет снижения уровня цен и изменения ассортимента реализованной продукции).

У общества есть резерв роста прибыли за счёт:

  • увеличения доли рентабельной продукции в общем объеме продаж;
  • снижения управленческих затрат».

Подобный факторный анализ даёт руководству предприятия хорошую основу для принятия экономически правильных управленческих решений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия предусматривает:

  • — оценку динамики абсолютных и относительных показателей (прибыли и рентабельности);
  • — определение влияния отдельных факторов на размер прибыли и уровень рентабельности;
  • — выявление резервов роста прибыли и рентабельности.

Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать:

  • 1) прибыль (убыток) от основной деятельности: продажи товара, продукции, работ, услуг;
  • 2) прочие доходы и расходы: проценты к получению (к уплате), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и расходы, финансовые результаты от внереализационных операций;
  • 3) прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская, балансовая прибыль); 4)чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов.

Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Выделяют внешние и внутренние факторы.

Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли (налоговая система, система ценообразования, конъюнктура рынка и др.).

Рис.3 Блок-схема факторного анализа прибыли

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль (убыток) от продаж и прибыль (убыток) от прочей деятельности, т.е. сальдо прочих доходов и расходов.

Проведем анализ состава, динамики, и выполнения плана балансовой прибыли ОАО «ЗЖБИ №2» за 2011-2012гг. (табл. 2).

Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли до налогообложения

Прибыль от продажи продукции

Доходы от участия в других организациях

Прибыль до налогообложения

Вертикальный анализ абсолютных показателей, приведенных в табл.2, показывает, что предприятие в отчетном году добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности по сравнению с фактическими данными прошлого года. Сумма прибыли до налогообложения по сравнению с прошлым годом выросла на 3465 тыс. руб., или 385% (4365 : 900Ч100).

Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 3232 тыс. руб., или 645%, процентов к получению на 11 тыс. руб., или 200%, прочих доходов на 147 тыс. руб., или 130,2%, а также за счет снижения прочих расходов на 73 тыс. руб.

Вертикальный анализ прибыли до налогообложения позволил установить, что основную часть ее составляет прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг 87,6% за отчетный год, что на 21,8% больше по сравнению с прошлым годом (65,8%).

Положительная тенденция снижения наблюдается по показателю проценты к уплате, по сравнению с прошлым годом проценты к уплате снизились на 2 тыс. руб. Проценты к получению, наоборот, увеличились на 11 тыс. руб.

Используя данные таблицы можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.

Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 3232 / 900Ч100 = +359,1%.

Влияние увеличения процентов к получению на величину прибыли до налогообложения: 11 / 900Ч100 = +1,2%.

Влияние увеличения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения: 147 / 900Ч100 = +16,3%.

Влияние уменьшения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения: 2 / 900Ч100 =+ 0,2%.

Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения: 73 / 900Ч100 = +8,1%.

Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (359,1%). Увеличение доходов от прочей деятельности способствовало росту прибыли (16,3%). Сокращение прочих расходов также способствовало увеличению прибыли (8,1%). Все указанные факторы в отчетном году в большей или меньшей степени способствовали росту прибыли до налогообложения.

Факторный анализ прибыли от продаж

Структурный анализ прибыли до налогообложения показал, что основным источником ее формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль от продаж формируется за счет таких показателей, как выручка нетто, себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы.

Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) определяется по формуле:

где Пр — прибыль от продаж;

V— выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;

С — себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб.;

КР — коммерческие расходы, тыс. руб.; УР — управленческие расходы, тыс. руб.

Увеличение выручки (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) положительно влияет на сумму прибыли от продаж, а уменьшение сокращает размер прибыли.

Снижение себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов положительно влияет на сумму прибыли от продаж. Увеличение же себестоимости сказывается на величине прибыли отрицательно.

Для обеспечения сопоставимости данных абсолютные показатели пересчитывают в относительные показатели (процент к выручке от продажи)

Прежде всего следует определить влияние инфляции. Для этого надо выручку от продажи товаров отчетного периода (V1) привести в сопоставимый вид по формуле:

где Vсоп. — выручка от продажи товаров в сопоставимых ценах (прошлого периода) за отчетный период, тыс. руб.; Jр — индекс цен.

Изменение выручки от продажи продукции под влиянием цены (У(р)) определяется как разность между выручкой от продажи продукции отчетного периода и выручкой от продажи продукции в сопоставимых ценах, т.е.:

Читайте также:  Как лучше сдавать анализы на аллергены

Влияние на сумму прибыли от продаж (Пр()) изменения выручки от продаж (исключая влияние цены) можно рассчитать по формуле:

где — уровень рентабельности продаж прошлого периода, %;

V1,V0 — выручка от продажи товаров отчетного и прошлого периодов соответственно.

Влияние ценового фактора определяется по формуле:

где Пр(p) — прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения цен на продукцию.

На прибыль от продаж влияет себестоимость проданных товаров. Себестоимость проданной продукции может увеличиваться, и это неизбежно, так как цены на материальные ресурсы, затраты на оплату труда и другие составляющие возрастают. Для успешной деятельности необходимо, чтобы темпы роста выручки от продажи продукции опережали темпы роста себестоимости, т.е. уровень себестоимости снижался.

Более правильным будет расчет изменения прибыли от продаж за счет фактора «себестоимость проданной продукции» с применением относительного показателя себестоимости. Для расчета используется формула:

где Пр(c)— прирост (снижение) прибыли от продаж за счет изменения уровня себестоимости продукции, тыс. руб.;

УС1, УС0 — уровни себестоимости в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение себестоимости проданной продукции к выручке от продажи продукции, %.

Одним из факторов роста прибыли от продаж является снижение уровней коммерческих и управленческих расходов, так как прибыль находится в обратной зависимости от величины расходов. Мероприятия любого рода по снижению затрат организации увеличивают сумму прибыли. Для расчета влияния уровня коммерческих расходов используют формулу:

гдеПр(кр) — увеличение (снижение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня коммерческих расходов, тыс. руб.;

УКР1, УКР0 — уровни коммерческих расходов в отчетном и прошлом периодах соответственно, т.е. отношение коммерческих расходов к выручке от продажи продукции, %.

Влияние уровня управленческих расходов на прибыль от продаж рассчитывают по формуле:

где Пр(ур) — увеличение (уменьшение) суммы прибыли от продаж за счет снижения (роста) уровня управленческих расходов, тыс. руб.;

УУР1, УУР0 — уровни управленческих расходов отчетного и про-шло1р периодов соответственно, т.е. отношение управленческих расходов к выручке от продаж продукции, %.

В данной работе расчет влияния управленческих расходов на прибыль от продаж не ведется, так как согласно учетной политике предприятия управленческие расходы полностью включены в себестоимость продаж.

Расчет влияния факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл.3.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Выручка от продажи продукции (тыс. руб.)

Себестоимость продаж (тыс. руб.)

Прибыль от продаж (тыс. руб.)

Совокупность факторов 3232 тыс. руб. (3825?593).

Расчет уровня всех показателей за прошлый год:

  • 1) Себестоимость: 28450 / 30350 100% = 93,74%
  • 2) Коммерческие расходы: 1307 / 30350 100% = 4,31%
  • 3) Рентабельность продаж: 593 / 30350100% = 1,95%

Расчет уровня всех показателей за отчетный год:

  • 1) Себестоимость: 35406 / 40771100% = 86,84%
  • 2) Коммерческие расходы: 1540 / 40771100% = 3,78%
  • 3) Рентабельность продаж: 3825 / 40771100% = 9,38%

Проведенные расчеты показали, что в отчетном году сократились коммерческие расходы на 0,53% (3,78 — 4,31), наблюдается снижение себестоимости единицы продукции на 6,9% (86,84 — 93,74), что положительно влияет на сумму прибыли от продаж и привело к росту рентабельности продаж на 7,43% (9,38 — 1,95).

Изменение выручки:= +203, 2 тыс. руб.

Изменение коммерческих расходов: = +216,1 тыс. руб.

Изменение себестоимости: 40771 = +2813,2 тыс. руб.

Общее влияние факторов составит:

  • 3825593 = (203,2+216,1+2813,2)
  • 3232 тыс. руб. = 3232 тыс. руб.

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния изменения объема продаж на 203,2 тыс. руб., снижения себестоимости единицы продукции на 2813,2 тыс. руб. и экономии коммерческих расходов на 216,1 тыс. руб.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и прежде всего за счет снижения производственной себестоимости реализации и коммерческих расходов.

Анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно организация использует средства в целях получения прибыли.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  • 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его.

Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (или чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Рентабельность производственных фондов, включающих стоимость основных производственных средств (ОПФ) и производственных оборотных фондов (ОбПФ), можно разложить по факторам:

где ОПФ — стоимость производственных фондов;

ОбПФ — стоимость оборотных производственных фондов;

Rпр — рентабельность продаж;

Фе — фондоемкость продукции (характеризует стоимость ОПФ на 1 руб. произведенной продукции);

Ео — величина производственных оборотных фондов, приходящихся на 1 руб.

Для расчета показателей рентабельности производственных фондов используем данные, приведенные в табл.5.

Исходные данные для расчета показателя рентабельности производственных фондов

источник

Прибыль предприятия зависит от многих факторов. Факторный анализ прибыли поможет подсчитать уровень влияния каждого и сделать правильные выводы для роста.

Факторный анализ прибыли — это исследование, которое помогает определить, от чего зависит выручка компании. Факторный анализ необходим для того, чтобы разобраться, какие показатели (факторы) влияют на прибыльность предприятия, и сделать выводы, как их улучшать.

В зависимости от количества факторов бывает двухфакторная, трехфакторная, четырехфакторная модели анализа прибыли. Основой для анализа служат сведения из бухгалтерской отчетности.

Факторный анализ прибыли в определенной степени субъективен, так как посчитать в цифрах некоторые показатели, влияющие на продажи, сложно. Например, если вы оцениваете уровень сервиса. Также сложно и отделИть один фактор от другого для оценки, потому что они оказывают влияние друг на друга.

Но, несмотря на эти особенности, факторный анализ — эффективный инструмент для повышения уровня продаж, который не стоит игнорировать. Если самостоятельно разбираться с формулами и принципами у вас нет времени, поручите задачи по аналитике специалистам на аутсорсинге. Аутсорсинг — удобный и экономичный инструмент ведения бизнеса, он помогает решать насущные вопросы, не раздувая штат компании. Подробнее о том, как работает аутсорсинг, мы рассказываем здесь.

Анализируются в первую очередь объем продаж, себестоимость, цены и ассортимент.

Кроме того, на прибыль влияют: курс валюты, наценка и затраты, налоги, проценты за кредит. Анализируется также среднее количество на единицу номенклатуры и общее количество номенклатурных позиций.

Проведя факторный анализ выручки от продаж, можно назначить ту цену и тот объем продаж, которые помогут расти прибыли. Можно повлиять на себестоимость. Факторный анализ ассортимента поможет определить, какой товар каким спросом пользуется, и подтянуть нужные позиции.

Самая общая формула расчета прибыли проста и учитывает основные показатели:

ПР = Vпрод × (Ц – Sед) или ПР = Vпрод × Нац, где

  • ПР — прибыль;
  • Vпрод — объем продаж;
  • Ц — цена единицы товара;
  • Sед — себестоимость единицы товара,
  • Нац — наценка.

Чтобы считать отдельные показатели, нужны дополнительные формулы.

  • Kол ср – среднее количество на единицу номенклатуры;
  • Ном – количество номенклатурных позиций;
  • Затр — затраты.

Обычно для факторного анализа проводят сравнение прибыли в нынешний и предшествующий периоды, либо сравнивают цифры с планом. То же делается и по каждому фактору.

Чаще всего используют метод цепных подстановок — это когда последовательно анализируется влияние сперва одного фактора (а остальные неизменны), затем второго, третьего и так далее.

Итак, на продажи влияет множество показателей (факторов) и работают с ними уже целые программы.

Посмотрим, как менялась прибыль в зависимости от разных факторов. Используем для этого модель в Exсel.

Сравниваем показатели выручки с прошлым периодом.

Для этого вводим исходные данные — объем продаж и прибыль за каждый месяц (Рис.1). Для анализа прибыли в январе учитываем данные за декабрь и т.д.

Если же необходимо анализировать информацию за кварталы или годы, нужно изменить в таблице детализацию данных, указать новые периоды и новые исходные данные.

Модель в Exсel высчитывает изменения прибыли автоматически. При этом берутся во внимание объем продаж и цены (Рис.2):

Дополнительно модель считает, как меняются цены и объем относительно предыдущих периодов (столбцы G и H).

К примеру, размер прибыли в январе на 14 300 рублей меньше, чем в декабре. Это получилось из-за влияния показателей цен и объемов продаж. Цена поднялась на 1%, что подняло прибыль на 3408 рублей, а вот объем продаж уменьшился на 7%, что уменьшило прибыль на 17 708 рублей.

Теперь посмотрим, как сравнить прибыль и факторы, на нее влияющие, относительно плановых цифр. Оцениваются показатели объема продаж, цены и структуры продаж (соотношения количества разных товаров, в процентах).

Вводим данные: перечисляем номенклатурные единицы, указываем по каждому продукту объем продаж и прибыль, указываем плановые цифры (Рис.3). Они берутся из плана продаж.

Модель самостоятельно считает данные по структуре продаж (Рис.4, столбцы С и F), определяет изменение размера прибыли (столбец H) и влияние факторов.

Приведем пример: прибыль от реализации товара А оказалась на 1741 рубль выше плана. Одновременно известно, что изменение структуры продаж снизило прибыль на 542 рубля, а рост цен и объема продаж способствовали повышению прибыли на 1013 и 1270 рублей.

Прибыль от продажи всех товаров выше планируемой на 5568 рублей, что получилось из-за роста объема продаж. Повышение цен также помогли росту прибыли, а изменение структуры продаж — наоборот, немного ее снизило.

Какие выводы можно делать из данных анализа?

Факторный анализ дает информацию, как планировать бизнес, на какие показатели обращать внимание, как работать с ассортиментом, ценами и объемом продаж.

После того, как сделан анализ и он показал значительное влияние объемов продаж и цен, можно обратить внимание на рынок и делать вывод о востребованности товара и наличии или отсутствии конкурентов.

Все зависит от целей компании. Анализ можно проводить для сравнения с показателями за предыдущий период, с планами, с конкурентами. При этом не всегда правильно делать положительные выводы, если прибыль значительно выросла. Что, если конкуренты в это время переоборудовали свои цеха?

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

источник

Любое коммерческое предприятие, работающее на рынке в достаточно жесткой конкурентной среде, обязано эффективно распоряжаться имеющимися внутренними ресурсами и своевременно реагировать на изменение внешних условий. Эти цели и преследуют соответствующие аналитические мероприятия, о которых пойдет речь в публикации.

Объектом пристального внимания аналитика является прибыль предприятия, поскольку именно она отображает эффективность работы компании, ее ликвидность и платежеспособность. Прибыль выступает индикатором, реагируя на любые изменения внешней среды и внутри фирмы, поэтому важно уметь анализировать этот показатель, правильно оценивая степень воздействия всех критериев.

Факторный анализ чистой прибыли компании рассматривает два влияющих блока: внешние и внутренние.

Внутренними считают факторы, влиять на которые предприятие в состоянии. К примеру, фирма может влиять на прибыль, поскольку степень загруженности мощностей и уровень применяемых технологий сказываются на качестве выпускаемых продуктов. Сложнее с непроизводственными факторами, как то – реакция персонала на изменение трудовых условий, логистика и др.

Под внешними понимают факторы рыночных реалий, контролировать которые компания не может, но принимает во внимание. Например, невозможно воздействовать на рыночную конъюнктуру, уровень инфляции, удаленность от ресурсов, особенности климата, смену гостарифов, нарушение условий соглашений партнерами и др.

Факторный анализ чистой прибыли – составляющая анализа финансовой деятельности компании. Применяется он для определения степени воздействия различных показателей на результат. К примеру, исследуют:

  • динамику изменений величины выручки;
  • прирост объема продаж;
  • влияние на прибыль динамики продаж, изменения цен и себестоимости.

Анализируют показатели, сравнивая итоги двух конкретных периодов. Начинают анализ с группировки влияющих на прибыль факторов. Чистая прибыль определяется как выручка, уменьшенная на себестоимость, налоги, коммерческие, административные и прочие расходы.

В основе факторного анализа лежит исследование изменений каждого фактора, влияющего на величину прибыли, т. е. анализ изменения чистой прибыли в рассматриваемом периоде осуществляется сравнением изменений всех составляющих ее значений.

Рассмотрим детальнее все этапы анализа перечисленных факторов на основе данных таблицы:

Проведем факторный анализ чистой прибыли. Пример наш упрощен и базируется на вычислении (по формулам в таблице):

  • абсолютных величин отклонений данных выручки и себестоимости за отчетный период в сравнении с предыдущим годом;
  • прироста показателей в %.
Читайте также:  Как лучше сдавать анализы на герпес

Вывод: за отчетный год чистая прибыль компании выросла к прошлому году на 1000 тыс. руб. Негативным фактором стало увеличение себестоимости, составившее 11,2% к предыдущему году. Необходимо обратить внимание на рост себестоимости и выявить причины явления, поскольку его увеличение существенно опережает рост прибыли.

Упростив задачу и проанализировав показатели, мы выяснили, что необходимо провести более детальное исследование себестоимости, поскольку в нашем примере она складывается из нескольких показателей и расчет следует провести по группам всех затрат: производственных, коммерческих и управленческих. Расширив блок исходных данных, приступим к факторному анализу прибыли от продаж и определим основные изменяющие критерии.

Объем продаж в сопоставимых ценах

  1. Объема продаж умножением прибыли на изменение объема:
    • 73 451 т.р. (83 000 / 1,13)
    • фактический объем продаж с учетом изменений составил 88,5% (73 451 / 83 000 х 100), т. е. объем продаж снижен на 11,5% (100 – 88,5).
    • из-за этого прибыль от продаж фактически снизилась на 1495 тыс. руб. (13 000 х (– 0,115) = – 1495).
  2. Ассортимента продукции:
    • фактические продажи, рассчитанные по базисной себестоимости 47 790 тыс. руб. (54 000 х 0,885);
    • прибыль отчетного года, вычисленная по базисным себестоимости и ценам (АУР и коммерческие расходы) 16 661 тыс. руб. (73 451 – 47 790 – 4000 – 5000). Т.е. изменение состава ассортимента повлекло изменение прибыли на 5156 тыс. руб. (16 661 – (13 000 х 0,885). Это означает, что увеличился удельный вес продуктов с большей доходностью.
  3. Себестоимости в пересчете по базису:
    • (54 000 х 0,885) – 60 000 = – 12 210 тыс. руб. – себестоимость повысилась, а, значит, прибыль от продаж снизилась на ту же сумму.
  4. АУР и коммерческих расходов, сравнив их абсолютные величины:
    • коммерческие расходы увеличились на 6000 тыс. руб. (10 000 – 4000), т. е. прибыль снизилась;
    • за счет снижения АУР на 1000 тыс. руб. (4000 – 5000) прибыль увеличилась.
  5. Продажных цен, сопоставив объем реализации в базовых и отчетных ценах:
    • 83 000 – 73451 = 9459 тыс. руб.
    • Подсчитаем влияние всех факторов:
    • 1495 + 5156 – 12 210 – 6000 + 1000 + 9459 = – 4090 тыс. руб.

Вывод: Существенный рост себестоимости произошел на фоне повышения цен на сырье и тарифы. Отрицательно сказалось уменьшение объема продаж, хотя фирма обновила ассортимент, выпустив ряд продуктов с большей доходностью. К тому же, значительно увеличились коммерческие расходы. Резервами роста прибыли фирмы являются повышение объема продаж, выпуска рентабельных продуктов и снижение себестоимости и коммерческих расходов.

источник

Для экономического субъекта важно, как распределится полученная прибыль и приведет ли она к росту прибыли предприятия. Выделим два главных направления увеличения прибыльности: возрастание производительности труда, возрастание продаж.

Обычно, существенная часть прибыли направляется в инвестиционный сектор: в основные средства и прирост оборотных активов.

Капитализация прибыли – вложение условленной части прибыли предприятия в обеспечение расширенного воспроизводства. Эта часть прибыли не может быть выплачена акционерам, а идет на увеличение капитала организации.

Деятельность организации имеет возможность расшириться за счет более дешевых собственных средств. Также снижаются финансовые издержки на привлечение сторонних источников на выпуск акций. Капитализация чистой прибыли дает оценку темпам роста капитала организации, запасу прочности на случай непредвиденных обстоятельств.

Рассмотрим основы факторного анализа рентабельности, которые покажут теснейшие связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов.

Отражают продуктивность работы организации в общем контексте. Величина рентабельности – это эффективность и наличные или ресурсы, которые были использованы, в соотношении.

Рассчитаем показатели рентабельности для ОАО «Конус».

Re продаж = Прибыль от продаж Выручка .

R e 0 = 49 759 429 154 880 576 = 0 , 32 , т.е. 32 % – за прошлый период;

R e 1 = 72 438 229 202 102 731 = 0 , 36 , т.е. 36 % – за отчетный период.

Наблюдается увеличение в отчетном периоде на 4 % . Прибыль составила 0 ,36 руб . с руб. продаж. Такая рентабельность является высокой для определенной отрасли, например, металлургии.

Re = Чистая прибыль Выручка .

R e 0 = 40 423 931 154 880 576 = 0 , 26 , т.е. 26 % – за прошлый период;

R e 1 = 71 675 882 202 102 731 = 0 , 35 , т.е. 35 % – за отчетный период.

Наблюдается увеличение чистой рентабельности на 9 % .

Чтобы дать внешнюю оценку деятельности предприятия необходимо произвести анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

Экономическая рентабельность или рентабельность активов:

Re = Чистая прибыль Средняя стоимость имущества · 100% .

Re 0 = 40 423 931 198 779 196 = 20% за прошедший период;

Re 1 = 71 675 882 276 149 402 = 26% за отчетный период.

Наблюдается прибыль организации в расчете на 1 руб . имущества в размере 6 % .

Рентабельность собственного капитала:

Устанавливает соотношение величины инвестируемых собственных ресурсов и прибыли, полученной от их использования.

Re = Чистая прибыль Средняя стоимость собственного капитала · 100% .

Re 0 = 40 423 931 170 502 329 = 24% за прошедший период.
R е 1 = 71 675 882 207 074 247 = 35% за отчетный период.

Наблюдается рост рентабельности собственного капитала на 11 % , что означает увеличение размера прибыли на собственные основные средства, это положительно повлияет на развитие предприятия.

Чтобы достичь прибыльности предприятия, необходимо учитывать множественные факторы. Есть факторы, которые воздействуют напрямую, другие побочно, посредством других показателей. Выделяются внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы предприятие не в состоянии контролировать, внутренние – зависят от предприятия. Это факторы:

  • результатов работы;
  • нарушений хозяйственной дисциплины.

П ч = В — С — К Р — У Р + % п о л — % у п л + Д д р + Д п р — Р п р + О Н А — О Н О — Н П .

УР – управленческие расходы;

% п о л – проценты к получению;

Д др – доходы от участия в других организациях;

ОНА – отложенные налоговые активы;

ОНО – отложенные налоговые обязательства;

НП – текущий налог на прибыль.

Факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия поможет дать оценку факторам, влияющим на прибыльность и доходность и наоборот. Представлена факторная модель аддитивного вида.

Полная себестоимость товара и выручка от продаж формируют показатель прибыли от продаж, он будет равен разнице между себестоимостью и выручкой. Выручка – это не только множество качественного товара, но и структура, цена на отдельные виды продукции.

Методика расчета пофакторных влияний на прибыль от деятельности организации проходит несколько стадий.

Рассчитаем влияние этого фактора в два приема. Выручка организации – количество, умноженное на цену продаваемой продукции. В первую очередь логично рассчитать влияние цены на прибыль от продаж. Во вторую очередь рассчитаем влияние изменение физической массы продукции на прибыль.

ОАО «Конус» имеет своей продукцией чугун и сталь. Учитываем инфляционное влияние – 14 % . Учитываем повышение цен на собственную продукцию. В нашем случае используем только данные по инфляции.

Индекс цен n = 100+14 100 =1,14 .

Выручка от продаж в отчетном периоде составит

Где В ′ — выручка от продаж в сопоставимых ценах, В t , — выручка от продаж в отчетном периоде. ОАО имеет выручку в сопоставимых ценах:

В ‘ = 202 102 731 1 , 14 = 177 283 097 т ы с . р у б .

Выручка увеличилась на 24,8 млрд. руб. Рост количества продаваемой продукции увеличил выручку в отчетном периоде на 24, 4 млрд. руб.

∆ B η = В 1 — В 1 J п = В 1 — В ‘ = 202 102 731 — 177 283 097 = = 24 819 633 т ы с . р у б . ;

∆ В к о л = В ‘ — В 0 = 177 283 097 — 154 880 576 = 22 402 521 т ы с . р у б .

Прирост за счет увеличения цены больше, чем за счет увеличения количества. Это говорит о росте качества продукции, положительный показатель для предприятия.

Определяем, как изменение цены влияет на прибыль от продаж.

Где R 0 п – рентабельность продаж в основном периоде, то есть степень прибыли от продаж в процентах к выручке.

∆ П п ( к ) = ∆ В к · R 0 п 100 = 24 819 633 · 32 100 = 7 942 283 т ы с . р у б .

Инфляционное влияние в сравнении с прошлым годом привело к росту прибыли от продаж, и сумма составила 7 942 283 тыс . руб .

Если количество продукции, которая продана меняется, это влияет на прибыль от продаж. Показатель рассчитывается так:

∆ П п ( к ) = ( ( В 1 — В 0 ) — ∆ В к ) · R 0 п 100 = ∆ В к · R 0 п 100 .

Где ∆ П – меняющаяся прибыль продаж;

В и В 0 – выручка от продаж в двух периодах периодах;

∆ В к – изменение выручки, на которую повлияла цена;

R 0 п – процентное соотношение уровня прибыли к выручке.

∆ П п ( к ) = ( ( В 1 — В 0 ) — ∆ В к ) · R 0 п 100 = ∆ В к · R 0 п 100 = = 22 402 521 · 32 100 = 72 168 807 т ы с . р у б .

Наблюдается положительное влияние фактора, потому что рост объема выручки в отчетном периоде дал увеличение прибыли от продаж на 7 168 807 тыс . руб .

∆ П п ( с ) = В 1 · У С 1 — У С 0 100 .

УС 1 и УС 0 – степень себестоимости в отчетном и базисном периодах

∆ П п ( с ) = В 1 · У С 1 — У С 0 100 = = 202 102 731 · 56 , 69 — 60 , 08 100 = — 6 312 702 т ы с . р у б .

Нужно учесть, что расходы влияют на прибыль в обратном порядке. Наблюдается увеличение себестоимости на 22 ,1 млрд . руб . Но в соотношении с выручкой уровень продаж стал ниже на 3 ,13 % . Прибыль от продаж увеличилась на 6 ,3 млрд . руб . за счет экономии.

∆ П п ( р ) = В 1 · У К Р 1 — У К Р 0 100 .

УКР 1 и УКР 0 – степень расходов коммерческого направления в двух периодах.

∆ П п ( р ) = В 1 · У К Р 1 — У К Р 0 100 = = 202 102 731 · 5 , 37 — 5 , 89 100 = — 1 058 047 т ы с . р у б .

Наблюдается увеличение прибыли от продаж на 1 ,06 млрд . руб ., благодаря экономии коммерческих расходов и понижения их уровня по отношению к выручке.

∆ П п ( у у р ) = В 1 · У У Р 1 — У У Р 0 100

УУР 1 , и УУР 0 — степень управленческих расходов в двух периодах.

∆ П п ( у у р ) = В 1 · У У Р 1 — У У Р 0 100 = = 202 102 731 · 1 , 83 — 1 , 9 100 = — 136 699 т ы с . р у б .

Прибыль от продаж увеличилась на 136 699 тыс . руб . за счет снижения УР по отношению к выручке. Их уровень снизился на 0 ,07% .

Факторный анализ прибыли и рентабельности организации позволил сделать вывод о том, что факторы хорошо влияют на прибыль.

Другие факторы не оказывают воздействия на прибыль от продаж так существенно, как хозяйственные. Представим обобщенную информацию факторного анализа рентабельности в таблице:

Мы видим, что факторы прибыль увеличивают. Рассмотрим коэффициент соотношения доходов и расходов: К = Все доходы Все расходы . Если коэффициент больше единицы, деятельность организации можно считать эффективной. Для ОАО «Конус» это 1 ,256 в отчетном и 1 ,212 – в предыдущем периодах.

Показатели рентабельности говорят о продуктивной работе организации. Если применить данные Отчета о прибылях о убытках, можно провести факторный анализ рентабельности организации.

Рентабельность продаж равна:

R п = В — С — К Р — У Р В · 100 % = П п В · 100 %

Эта модель свидетельствует о том, что те же факторы, что влияют на прибыль, оказывают влияние на рентабельность.

  1. Влияние изменения выручки от продаж на рентабельность.
    ∆ R п ( в ) = В 1 — С 0 — К Р 0 — У Р 0 В 1 — В 0 — С 0 — К Р 0 — У Р 0 В 0 · 100 % .
    Где В 1 и В 0 – выручка двух периодов;
    С 1 , и С 0 – себестоимость двух периодов;
    КР 1 , и КР 0 – коммерческие расходы двух периодов;
    УР 1 , и УР 0 – управленческие расходы двух периодов.
    ∆ R п ( в ) = 202 102 731 — 93 049 605 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 — — 154 880 576 — 94 049 605 — 9 125 318 — 2 964 224 154 880 576 · 100 % = 15 , 86 %
    Рентабельность увеличилась на 15 ,86 % .
  2. Влияние изменения себестоимости на рентабельность продаж.
    ∆ R п ( с ) = В 1 — С 1 — К Р 0 — У Р 0 В 1 — В 1 — С 0 — К Р 0 — У Р 0 В 1 · 100 % .
    ∆ R п ( с ) = 202 102 731 — 115 107 167 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 — 202 102 731 — 93 049 605 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 · 100 % = — 10 , 91 %
    Себестоимость продукции повысилась в отчетном периоде, за счет этого снизилась рентабельность на 10 ,91% .
  3. Влияние изменения КР на рентабельность продаж.
    ∆ R п ( к р ) = В 1 — С 1 — К Р 1 — У Р 0 В 1 — В 1 — С 1 — К Р 0 — У Р 0 В 1 · 100 % ;
    ∆ R п ( к р ) = 202 102 731 — 115 107 167 — 10 849 525 — 2 964 224 202 102 731 — — 202 102 731 — 115 105 167 — 9 125 318 — 2 964 224 202 102 731 · 100 % = — 0 , 85 %
    Рентабельность снизилась на 0 ,85 % .
  4. Влияние изменения УР на рентабельность продаж.
    ∆ R п ( у р ) = В 1 — С 1 — К Р 1 — У Р 1 В 1 — В 1 — С 1 — К Р 1 — У Р 0 В 1 · 100 % ; ∆ R п ( у р ) = 202 102 731 — 115 107 167 — 10 849 525 — 3 707 810 202 102 731 — — 202 102 731 — 115 107 167 — 10 849 525 — 2 964 224 202 102 731 · 100 % = — 0 , 38 %
    ∆ R п = ± ∆ R п ( в ) ± ∆ R п ( с ) ± ∆ R п ( к р ) ± ∆ R п ( у р ) ∆ R п = 15 , 86 — 10 , 91 — 0 , 85 — 0 , 38 = + 3 , 72 % .
    Рентабельность увеличилась на 3 ,72% .
    Главное, что оказывает влияние на рентабельность – рост выручки.
Читайте также:  Как лучше сдать анализ на токсоплазмоз

источник

Каждое предприятия нуждается в эффективном применении находящихся в его распоряжении внутренних ресурсов, а также в своевременном и максимально адекватном реагировании на перемену внешних условий. Этим целям служит соответствующая аналитика, в т.ч. факторный анализ прибыли предприятия. Его можно разделить на два основных блока:

  • внешние факторы;
  • внутренние факторы.

Рассмотрим основные моменты, характеризующие факторный анализ.

Предмет факторного анализа – это осознание причин появления и изменения результатов деятельности под влиянием отдельных факторов.

Основными задачами факторного анализа являются:

  • осознание влияния отдельных факторов на результат деятельности предприятия;
  • оценка влияния отдельных факторов.

Проведенный факторный анализ прибыли позволяет выявить причинно-следственные связи и оценить влияние отдельных факторов на колебания значения прибыли предприятия.

Под внешними факторами понимаются факторы рыночной конкурентной среды, влиять на которые или контролировать предприятие не в состоянии.

В их число, к примеру, входят:

  • климатические и географические особенности;
  • изменение государственных тарифов;
  • инфляция;
  • нарушение контрактов контрагентами и т.п.

Внутренние факторы — это факторы, влияние на которые является прерогативой предприятия.

Баланс предприятия, а также отчет о финансовых результатах отражают в себе основные итоги деятельности предприятия за определенный период.

Анализ финансовых итогов деятельности предприятия включает в себя и факторный анализ прибыли.

Прибыль конкретного периода отражает итоговый финансовый результат существования предприятия.

В рамках анализа прибыли следует рассмотреть и другой важный показатель — прибыль от продаж. Изменение данного показателя во многом зависит от колебаний показателя выручки от реализации продукции. На последний же оказывают влияние следующие критерии:

  • количественные колебания показателей объема реализации продукции;
  • изменения в структуре реализации продукции;
  • колебания стоимостных показателей продукции;
  • колебания цен, влияющие на себестоимость продукции;
  • изменение затрат на персонал и др.

Прибыль от продажи продукции предприятия исчисляется как разница между выручкой (за минусом налоговых платежей), себестоимостью продукции, коммерческими и управленческими расходами.

Вот два наиболее глобальных фактора, влияющих на рассматриваемый показатель:

  • изменение объема реализации (рост объемов данного показателя неизменно увеличивает значение прибыли и влечет позитивные последствия для финансового состояния);
  • изменение структуры продукции (увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли).

К примеру, вывод на основе факторного анализа может быть следующим:

«К увеличению прибыли предприятия привел рост объема продаж (за счет снижения уровня цен и изменения ассортимента реализованной продукции).

Резерв роста прибыли предприятия:

  • увеличение доли рентабельной продукции в общем объеме продаж;
  • снижение управленческих затрат».

Подобный факторный анализ способен предоставить менеджменту предприятия хорошую основу для принятия экономически верных управленческих решений.

источник

Факторный анализ прибыли позволяет оценить влияние каждого фактора в отдельности на финансовый результат в целом. Читайте, как его провести, а также скачайте методику проведения.

Суть факторного метода в том, чтобы определить влияние каждого фактора в отдельности на результат в целом. Это достаточно сложно сделать, так факторы влияют друг на друга, а если фактор не количественный (например, сервис), то его вес оценивают экспертным путем, что накладывает на весь анализ отпечаток субъективности. Кроме того, когда факторов влияющих на результат становится слишком много, то данные невозможно обрабатывать и рассчитывать без специальных программ математического моделирования.

Скачайте и возьмите в работу:

Одним из самых главных финансовых показателей предприятия является прибыль. В рамках факторного анализа лучше анализировать маржинальную прибыль, где постоянные расходы отсутствуют, либо прибыль от продаж.

Скачайте готовую модель в Excel. Она поможет узнать, как повлияли на выручку объем продаж, цена и структура продаж.

При факторном анализе экономисты обычно применяют метод цепных подстановок, однако математически данный метод является некорректным и выдает сильно перекошенные результаты, которые значительно различаются в зависимости от того, какие переменные подставляют вначале, а какие после (например, в таблице 1).

Таблица 1. Анализ выручки в зависимости от цены и количества проданной продукции

В первом варианте выручка за счет цены выросла на 500 рублей, а во втором на 600 рублей; выручка за счет количества в первом выросла на 300 рублей, а во втором всего на 200 рублей. Таким образом, результаты значительно разнятся в зависимости от порядка подстановки. Смотрите также, как найти выручку .

Можно более корректно распределять факторы, влияющие на конченый результат в зависимости от наценки (Нац) и количества продаж (Кол) (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Двухфакторная модель

Формула прироста прибыли за счет наценки: Пнац = ∆ Нац * (Кол(тек) + Кол(баз)) / 2

Формула прироста прибыли за счет количества: Пкол = ∆ Кол * (Нац(тек) + Нац(баз)) / 2

Рассмотрим в таблице 2 пример.

Таблица 2. Пример двухфакторного анализа выручки

Получились усредненные величины между вариантами цепных подстановок (см. таблицу 1).

Трехфакторная модель значительно сложнее двухфакторной (рисунок 2).

Рисунок 2. Трехфакторная модель

Формула, по которой определяют влияние каждого фактора в 3-х факторной модели (например, наценка, количество, номенклатура) на общий результат похожа на формулу в двухфакторной, но уже сложнее.

В таблице мы привели пример использования трехфакторной модели.

Таблица 3. Пример расчета выручки по трехфакторной модели

Если посмотреть на полученные результаты анализа выручки факторным методом, то наибольший прирост выручки произошел за счет повышения цен. Цены повысились на (15 / 10 — 1) * 100% = 50%, следующим по значимости оказалось увеличение номенклатуры с 3 до 4 ед.– темп прироста (4 / 3 — 1) * 100% = 33% и на последнем месте «количество», которое возросло всего на (120/100-1)*100% = 20%. Таким образом, факторы влияют на прибыль пропорционально темпу роста.

К сожалению, для функции вида Пр = Kолср * Ном * (Цен — Cеб), не существует простых формул расчета влияния каждого отдельного фактора на показатель.

Kолср – среднее количество на единицу номенклатуры;

Ном – количество номенклатурных позиций;

Есть метод расчета, основанный на теореме Лагранжа о конечных приращениях, с использованием дифференциального и интегрального исчислений, однако он настолько сложный и трудоемкий, что практически не применим в реальной жизни.

Поэтому для вычленения каждого отдельного фактора сначала вычисляются более общие факторы по обычной двухфакторной модели, а затем уже их составляющие тем же способом.

Общая формула прибыли: Пр = Кол * Нац (Нац – наценка на ед. продукции). Соответственно, мы определяем влияние двух факторов: количества и наценки. В свою очередь количество проданной продукции зависит от номенклатуры и количества продаж приходящихся в среднем на единицу номенклатуры.

Получаем Кол = Kолср * Ном. А наценка зависит от цены и себестоимости, т.е. Нац = Цен – Себ. В свою очередь влияние себестоимости на изменение прибыли зависит от количества проданной продукции и от изменения самой себестоимости.

Таким образом, нам надо по отдельности определить влияние 4-х факторов на изменение прибыли: Кол, Цена, Себ, Ном, используя 4 уравнения:

  1. Пр = Кол * Нац
  2. Кол = Kолср * Ном
  3. Затр = Кол * Себ.
  4. Выр = Кол * Цена

Рассмотрим это на примере. Исходные данные и расчеты в таблице

Таблица 4. Пример анализа прибыли по 4-х факторной модели

Прошлый год

Итоговые и средневзвешенные значения

Текущий год

Итоговые и средневзвешенные значения

Влияние фактора на изменение прибыли

Итоговые и средневзвешенные значения

Примечание: цифры в таблице Excel могут на несколько единиц не совпадать с данным в текстовом описании, т.к. в таблице они округлены до десятых.

1. Сначала по двухфакторной модели (описанной в самом начале) раскладываем изменение прибыли на количественный фактор и фактор наценки. Это факторы первого порядка.

Кол = ∆Q * (H1 + H) / 2 = (220 — 180) * (3,9 + 4,7) / 2 = 172

Нац = ∆H * (Q1 + Q) / 2 = (4,7 — 3,9) * (220 + 180) / 2 = 168

Проверка: ∆Пр = Кол+ Нац = 172+168 = 340

2. Вычисляем зависимость от параметра себестоимости. Для этого раскладываем затраты на количество и себестоимость по той же формуле, но со знаком минус, так как себестоимость снижает прибыль.

Себ∆ = — ∆С*(Q1+Q0) / 2 = -(7,2 — 6,4) * (180 + 220) / 2 = -147

3. Вычисляем зависимость от цены. Для этого раскладываем выручку на количество и цену по той же формуле.

Цена∆ = ∆P * (Q1 + Q0) / 2 = (11,9 — 10,3) * (220 + 180) / 2 = 315

Проверка: Нац∆ = Цена∆ — Себ∆ = 315 — 147 = 168

4. Вычисляем влияние номенклатуры на прибыль. Для этого раскладываем количество проданной продукции на число единиц в ассортименте и среднее количество, приходящееся на одну единицу номенклатуры. Так мы определим соотношение фактора количества и номенклатуры в натуральном выражении. После этого умножаем полученные данные на среднегодовую наценку и переводим в рубли.

Ном = ∆N * (Q(ср 0) + Q(ср 1)) / 2 * (H1 + H) / 2 = (3 — 2) (73 + 90) / 2 * (4,7 + 3,9) = 352

Приведенный четырехфакторный анализ показал, что прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом за счет:

  • повышения цен на 315 тыс. руб.;
  • изменения номенклатуры на 352 тыс. руб.
  • роста себестоимости на 147 тыс. руб.;
  • падения количества продаж на 180 тыс. руб.

Казалось бы, парадокс: общее количество единиц проданных в текущем году по сравнению с прошлым увеличилось на 40 единиц, но при этом фактор количества показывает отрицательный результат. Это потому что рост продаж произошел за счет увеличения номенклатурных единиц. Если в прошлом году их было всего 2, то в текущем добавилась еще одна. При этом по количеству товар «Б» продали в отчетном году на 20 ед. меньше, чем в предыдущем.

Это говорит о том, что товар «С» введенный в новом году частично заместил товар «Б», но привлек к себе новых покупателей, которых не было у товара «Б». Если в следующем году товар «Б» продолжит утрачивать свои позиции, то его можно выводить из ассортимента.

Что касается цен, то их повышение на (11,9/10,3 – 1)*100% = 15,5% не сильно затронуло продажи в целом. Если судить по товару «А», который не затронули структурные изменения ассортимента, то его продажи выросли на 20%, не смотря на рост цены на 33%. Это означает, что рост цен не является для фирмы критичным.

С себестоимостью все понятно: она выросла и прибыль уменьшилась.

Евгений Шагин, финансовый директор УК «РусЧерМет»

Чтобы провести факторный анализ, необходимо:

  • выбрать базу для анализа – выручка от продаж, прибыль;
  • отобрать факторы, влияние которых необходимо оценить. В зависимости от выбранной базы анализа ими могут быть: объем продаж, себестоимость, операционные расходы, внереализационные доходы, проценты за кредит, налоги;
  • оценить влияние каждого фактора на итоговый показатель. В базовый расчет по предыдущему периоду подставить значение выбранного фактора из отчетного периода и скорректировать итоговый показатель с учетом этих изменений;
  • определить влияние фактора. Вычесть из полученного промежуточного значения оцениваемого показателя его фактическое значение за предыдущий период. Если цифра положительная, изменение фактора оказало позитивное влияние, отрицательная – негативное.

Рассмотрим на примере. В отчет о финансовых результатах компании «Альфа» за предыдущий период подставим значение объема продаж за текущий период (571 513 512 руб. вместо 488 473 087 руб.), все остальные показатели останутся прежними (см. таблицу 5). Как результат, чистая прибыль увеличилась на 83 040 425 руб. (116 049 828 руб. – 33 009 403 руб.). Это означает, что если бы в предыдущем периоде компании удалось реализовать продукцию на ту же сумму, что и в этом, то ее чистая прибыль выросла бы как раз на эти 83 040 425 руб.

Таблица 5. Факторный анализ прибыли по объему продаж

с подстановкой
значения
фактора из
текущего
периода

источник