Меню Рубрики

Как провести факторный анализ аддитивной модели

Современная организация бухгалтерского и налогового учета расходов и доходов играет важную роль в решении вопросов эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. При этом расходы, в том числе общехозяйственные расходы, являются одним из основных предметов управленческого учета, поскольку решения, принимаемые в целях их оптимизации, составляют основной доступный инструмент в целях повышения эффективности работы бюджетных учреждений. Регулирование общехозяйственных расходов позволит произвести их оптимальное перераспределение с целью обеспечения улучшения условий труда и продления срока полезного использования материальных ресурсов.

Проблема заключается в организации учета общехозяйственных расходов бюджетного учреждения в части материального обеспечения движимого и недвижимого имущества, включая расходы подотчетных лиц, а также оплату по отдельным счетам и договорам, которые выходят за рамки Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые не просматриваются в бухгалтерской отчетности по отдельным статьям кодов классификации операций сектора государственного управления.

Цель работы – показать возможности использования методов факторного анализа для учета общехозяйственных расходов бюджетного учреждения, на примере ФГБОУ ВПО «ПГУ имени Шолом-Алейхема».

В статье использованы следующие методы факторного анализа аддитивной модели общехозяйственных расходов бюджетного учреждения: балансовый метод, метод долевого участия и метод цепной подстановки.

Высшее учебное заведение, являясь федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением, обладает основными признаками бюджетного учреждения, регламентируемыми Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Вуз самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определение своих обязательств. Вуз обеспечивает исполнение своих обязательств в соответствии с государственным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности и в пределах денежных средств, полученных в установленном порядке от приносящей доход деятельности. Имущество вуза закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Вуз, являясь бюджетным учреждением, получает денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе при осуществлении вузом размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд вуза в соответствии со следующими действующими законами: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3], Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4].

Вуз ведет бухгалтерский учет и предоставляет бухгалтерскую, финансовую, отраслевую и статистическую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов РФ, ведет налоговый учет и предоставляет в налоговые органы по месту регистрации все необходимые счета и документы.

Правильность учета доходов и расходов бюджетной организации обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов [5] определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), используемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.

Общехозяйственные расходы при бюджетном учете расходов бюджетной организации регламентируются следующими статьями и подстатьями:

– статья 220 Оплата работ, услуг, детализированная подстатьями 221 Услуги связи, 222 Транспортные услуги, 223 Комунальные услуги, 224 Арендная плата за пользование имуществом, 225 Работы, услуги по содержанию имущества, 226 Прочие работы, услуги;

– статья 290 Прочие расходы;

– статья 310 Увеличение стоимости основных средств;

– статья 320 Увеличение стоимости нематериальных активов;

– статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов.

Рассматриваемые в статье общехозяйственные расходы вуза учитываются не по отдельной статье КОСГУ, а как правило, по нескольким статьям, таким как 225 Работы, услуги по содержанию имущества, 226 Прочие работы, услуги, 290 Прочие расходы, 310 Увеличение стоимости основных средств, 340 Увеличение стоимости материальных запасов, что вызывает сложность их учета среди других расходов вуза, принятых в бухгалтерском учете (именно эти расходы обозначены далее в статье как общехозяйственные расходы вуза). Изначально не приняты к рассмотрению и учету расходы на заработную плату и начисления, относящиеся к оплате работ, по причине ясности и прогнозируемости учета таких общехозяйственных расходов.

Рассматриваемые в статье общехозяйственные расходы вуза, отраженные в разных статьях КОСГУ, можно классифицировать по следующим направлениям:

– расходы на пожарную безопасность;

– расходы на содержание имущества;

– расходы на содержание и эксплуатацию инженерных сетей;

Таким образом, общехозяйственные расходы могут быть представлены как сумма расходов на пожарную безопасность, охрану труда, содержание имущества, инженерные сети, транспортные расходы и прочие расходы. Следовательно, общехозяйственные расходы могут быть описаны с помощью аддитивной модели.

Аддитивная модель имеет вид

Используется в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Для аддитивных моделей используются следующие методы детерминированного факторного анализа: балансовый метод, метод долевого участия и метод цепной подстановки.

В табл. 1 на основе балансового метода представлен расчет влияния каждого вида расходов на общехозяйственные расходы вуза в целом.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом общехозяйственные расходы вуза возросли на 389 753,59 рублей. Из них наибольший прирост составили расходы на инженерные сети (423 330,99 рублей). В 2012 году наблюдается незначительное снижение расходов на охрану труда (–14381,72 рублей) и более существенное сокращение прочих расходов (–109 015,7 рублей).

Анализ причин изменения общехозяйственных расходов за 2012–2013 гг. балансовым методом

источник

Как известно, одним из методов экономического анализа является факторный анализ, который применяется для выявления причин изменения абсолютных и относительных показателей, а также степени влияния различных причин на величину изменения показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Стохастический факторный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной (корреляционной).

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер – выражается в виде функции.

В детерминированном анализе используются следующие факторные модели:

  • Аддитивные модели, которые представляют собой алгебраическую сумму факторов и имеют вид: Y = X1+X2+X3+…+Xn.
    К таким моделям относится, например, показатель объема производства товаров в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска товаров в отдельных подразделениях.
  • Мультипликативные модели, которые представляют собой произведение факторов и имеют вид: Y = X1×X2×X3×…×Xn.
    Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема валовой продукции (ВП): ВП = ЧР×ГВ, где ЧР – численность работников, ГВ – среднегодовая выработка одного работника.
  • Кратные модели, которые представляют собой частное от деления двух факторов и имеют вид: Y = X1/X2.
    Примером кратной модели является двухфакторная модель рентабельности совокупных активов предприятия (R), которая рассчитывается делением суммы прибыли (П) на среднегодовую их стоимость (А): R = П/А.
  • Смешанные (комбинированные) модели – представляют собой сочетание различных комбинаций предыдущих моделей:
    Y = (X1+X2)/X3; Y = X1/( X2+X3); Y = X1×X2/X3; Y = X1×(X2+X3) и др.

Возможность использования основных способов детерминированного анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Матица применения способов детерминированного факторного анализа
Способы Модели
Мультипликативная Аддитивная Кратная Смешанная
Цепных подстановок + + + +
Абсолютных разниц + Y=(a-b)c, Y=a(b-c)
Относительных (процентных) разниц +
Интегральный + + Y=a/Σbi

Перечислим основные этапы экономического факторного анализа:

  • отбор факторов для анализа исследуемых показателей;
  • классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода;
  • моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями;
  • расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
  • практическое использование факторной модели для управления экономическими процессами.

источник

Детерминированный фактор­ный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

С помо­щью детерминированных факторных моделей исследуется функ­циональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).

При создании детерминированных факторных моделей необ­ходимо выполнять ряд требований:

факторы, включаемые в модель, должны реально существо­вать, а не быть надуманными абстрактными величинами или яв­лениями;

факторы, входящие в модель, должны находиться в причин­но-следственной связи с изучаемым показателем. Факторные мо дели, которые отражают причинно-следственные отношения меж­ду показателями, имеют значительно большее познавательное значение, чем модели, созданные при помощи приемов математи­ческой абстракции. Последнее можно проиллюстрировать следу­ющим образом. Возьмем две модели:

где ВП — валовой выпуск продукции предприятия; ЧР— численность работников на предприятии; ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работни­ком. В первой модели факторы находятся в причинной связи с ре­зультативным показателем, а во второй — в математическом соот­ношении. Значит, вторая модель, построенная на чисто математи­ческих зависимостях, имеет меньшую познавательную и практи­ческую ценность, чем первая;

все показатели факторной модели должны быть количе­ственно измеримыми, т.е. иметь единицу измерения и необходи­мую информационную базу;

факторная модель должна обеспечивать возможность изме­рения влияния отдельных факторов, т.е. в ней должна учитываться соразмерность изменений результативного и факторных показате­лей, а сумма влияния отдельных факторов должна равняться об­щему приросту результативного показателя.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наи­более часто встречающихся факторных моделей.

Y = ]2+ . + хn

Они используются в тех случаях, когда результативный показа­тель представляет собой алгебраическую сумму нескольких фак­торных показателей.

2. Мультипликативные модели:

Этот тип моделей применяется в том случае, когда результатив­ный показатель представляет собой произведение нескольких фак­торных показателей.

Они применяются в том случае, когда результативный показа­тель получают делением одного факторного показателя на величи­ну другого.

Смешанные (комбинированные) модели — сочетание в различ­ных комбинациях предыдущих моделей:

Y=(a+b)c и т.д.

Метод цепных подстановок, область применения, способы расчета

Наиболее универсальным является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах де­терминированных факторных моделей: аддитивных, мультипли­кативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме ре­зультативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изме­нения уровня определенного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Порядок применения этого способа рассмотрим на примере (табл. 5.1).

Как уже известно, объем выпуска продукции (ВП) зависит от двух основных факторов первого уровня: численности рабочих

Данные для факторного анализа объема выпуска продукции

Среднесписочная численность рабочих, человек

Количество отработанных дней всеми рабочими за год

Количествоотработанныхчасов всеми рабочими за год

Среднегодовая выработка про­дукции одним рабочим, млн руб.

Количество отработанных дней одним рабочим за год

Среднедневная выработка рабочего, тыс. руб.

Средняя продолжительность смены,ч

Среднечасовая выработка про­дукции одним рабочим, тыс. руб.

Примечание: t — базисный уровень показателя, в качестве которого может быть прошлый период, план отчетного периода, другое предприятие и т.д.; t] текущий уровень показателя.

(ЧР) и среднегодовой выработки (ГВ). Имеем двухфакторную мультипликативную модель:

Алгоритм расчета способом цепной подстановки для этой мо­дели:

Как видим, второй показатель ВП отличается от первого тем, что при его расчете принята численность рабочих отчетного пери­ода вместо базисного. Среднегодовая выработка продукции одним рабочим в том и другом случае базисная. Значит, за счет роста численности рабочих выпуск продукции увеличился на 80 млн руб. (480-400).

Третий показатель ВП отличается от второго тем, что при рас­чете его величины выработка рабочих принята по уровню отчетно­го периода вместо базисного. Количество же работников в обоих случаях — отчетного периода. Отсюда за счет повышения произ­водительности труда объем выпуска продукции увеличился на 120 млн. руб. (600-480).

Таким образом, изменение объема выпуска продукции явилось результатом влияния следующих факторов:

а)увеличения численности рабочих + 80 млн. руб.

б)повышения уровня производительности труда + 120 млн. руб.

Алгебраическая сумма влияния факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:

Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

Для наглядности результаты анализа приведены в табл. 5.2.

Результаты факторного анализа валового выпуска продукции

Годовая выра­ботка рабоче­го, млн руб.

Выпуск продукции при численности рабочих отчетного периода и годовой выработке базисного периода.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Если требуется определить влияние четырех факторов, то рас­считываются три условных показателя вместо одного; т.е. количество условных величин результативного показателя на единицу меньше числа факторов.

Проиллюстрируем это на четырехфакторной модели валового выпуска продукции:

Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 5.1:

= 100 • 200* 8 * 2,5 = 400 млн руб.; ‘

= 120 * 200 * 8 * 2,5 = 480 млн руб.;

= 120 * 208,3 -8-2,5 = 500 млн руб.; =

= 120 * 208,3 * 7,5 * 2,5 = 468,75 млн руб.;

= 120 * 208,3 — 7,5 — 3,2 = 600 млн руб.

Выпуск продукции в целом увеличился на 200 млн руб. (600 — 400), в том числе за счет изменения:

б) количества отработанных дней одним рабочим за год:

в) средней продолжительности рабочего дня:

г) среднечасовой выработки:

: Применяя способ цепной подстановки, необходимо знать пра­вила последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качествен­ных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого) В приведенном 4 примере объем производства продукции зависит of четырех факто­ров: количества рабочих, количества отработанных дней одним рабочим, продолжительности рабочего дня и среднечасовой выра­ботки. Согласно рис. 3.5 количество рабочих по отношению к валовому выпуску продукции — фактор первого уровня, количество! отработанных дней — второго уровня, продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка — факторы третьего уровня/Это и обусловило последовательность размещения факторов в модели и, соответственно, очередность определения их влияния.

Таким образом, применение способа цепной подстановки тре­бует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненное™, умения правильно их классифицировать и систематизировать.;

Мы рассмотрели пример расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях.

— В кратных моделях алгоритм расчета факторов на величину ис­следуемых показателей следующий:

Общее изменение уровня фондоотдачи

• объема производства продукции:

ОС — среднегодовая стоимость основных средств производ­ства.

Методика расчета влияния факторов в смешанных моделях ад­дитивно-мультипликативного вида:

где П — сумма прибыли от реализации продукции;

VРП— объем реализации продукции в натуральном измере­нии;

Ц — цена единицы продукции;С — себестоимость единицы продукции;

Аналогичным образом рассчитывают влияние факторов и по другим детерминированным моделям смешанного типа.

Отдельно необходимо остановиться на(методике определения влияния структурного фактора с помощью способа цепной подстановки) Методику этого расчета рассмотрим на примере выручки от реализации продукции (В), которая во многом зависит не только от цены (Ц) и количества проданной продукции VJPJ1), но и от ее структуры (.Удi) Если возрастет доля продукции высшей категории качества, которая продается по более высоким ценам, то выручка за счет этого увеличится, и наоборот. Факторная модель этого показателя может быть записана так:

В процессе анализа необходимо элиминироваться от воздей­ствия всех факторов, кроме структуры продукции. Для этого срав­ниваем следующие показатели выручки:

Разность между этими показателями учитывает изменение вы­ ручки только за счет изменения структуры или сортового состава продукции (табл. 5.3).

Расчет влияния структурного фактора на изменение выручки от реализации продукции способом цепной подстановки

источник

Выполним детерминированный факторный анализ на примере модели, описывающей связь финансовых показателей предприятия. Рассмотрим наиболее общий способ цепных подстановок. Для проведения факторного анализа используем надстройку MS EXCEL Variance Analysis Tool от компании Fincontrollex.

Для выполнения детерминированного факторного анализа в среде MS EXCEL сначала кратко напомним читателям о самом методе, затем покажем, как провести факторный анализ самостоятельно на примере простой однопродуктовой модели, и наконец, воспользуемся специализированной надстройкой Variance Analysis Tool для более сложной многопродуктовой модели.

Сначала дадим сухое академическое определение факторного анализа, затем поясним его на примерах.

Детерминированный факторный анализ (ДФА) — это методика исследования влияния факторов на результативный показатель. Предполагается, что связь факторов с результативным показателем носит функциональный характер, которая выражена математической формулой.

Приведем пример такой функциональной связи. В качестве результативного показателя возьмем выручку предприятия, а в качестве факторов, влияющих на выручку – объем продаж, цену реализации изделия и наценку, учитывающая срок оплаты (чем позже покупатель оплатил товар, тем выше наценка). Формула функциональной связи в этом случае выглядит так:

Выручка=(Объем продаж изделия за период)*(Цена изделия)*Наценка

Эта формула является моделью, т.е. разумным упрощением реальности. Действительно, в этой модели есть ряд очевидных допущений:

  • предприятие выпускает единственный продукт;
  • предполагается, что цена на изделие не меняется в течение периода исследования (на самом деле часто цена зависит от условий поставок различным потребителям);
  • у предприятия нет других источников выручки кроме продаж изделия (например, отсутствуют доходы от внереализационных операций);
  • под выручкой подразумевается валовая выручка, а не чистая (за вычетом НДС, скидок) и т.д.

Примечание: Детерминированный анализ исключает любую неопределенность и случайность, присутствующие в процессе реальной деятельности предприятия. Хотя результаты такого анализа являются приблизительными, но они помогают исследователю определить степень влияния факторов на результирующий показатель и часто являются отправной точкой для проведения более детального анализа.

Примечание: Представленная выше модель является мультипликативной, т.е. чтобы получить результирующий показатель необходимо перемножить факторы. Также имеются аддитивные (Результат=Фактор1+Фактор2+…), кратные (Результат=Фактор1/Фактор2) и смешанные модели (Результат=Фактор1*Фактор2+Фактор3).

Для проведения ДФА нам понадобятся 2 набора значений факторов и соответствующих им результирующих показателей. Часто в качестве первого набора (называемого базовым) выбирают плановые значения, а в качестве второго – фактические.

Для нашей мультипликативной модели Выручка=Объем*Цена*Наценка заполним следующую таблицу с плановыми и фактическими значениями:

Как видно из таблицы, фактическая выручка существенно меньше плановой. Это произошло из-за того, что фактические значения всех факторов получились меньше запланированных. Необходимо проанализировать, какой фактор внес наибольший вклад в снижение результата: Цена, Наценка или Объем продаж.

В детерминированном факторном анализе используют следующие способы анализа:

  • способ цепных подстановок;
  • способ абсолютных разниц;
  • способ относительных (процентных) разниц;
  • интегральный метод и др.

Воспользуемся наиболее универсальным способом цепных подстановок, который может использоваться во всех типах моделей – аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных.

Способ цепных подстановок позволяет выявить, какие факторы повлияли на результирующий показатель наиболее значительно. Этот способ заключается в следующем:

  • Сначала изменяют значение одного фактора с планового на фактическое (в нашем случае изменим Объем продаж). При этом другие факторы (Цену и Наценку) нужно оставить неизменными (плановой). Затем вычисляют результирующий показатель (Выручку), а результат сравнивают с имеющимся предыдущим значением (с плановой Выручкой). Далее находят их разность. Чем больше разность по абсолютной величине, тем больше влияние данного фактора на показатель.
  • На втором шаге изменяют значения сразу двух факторов на их фактические значения (Объем и Цену), при этом остальные факторы (Наценку) оставляют неизменными (плановыми). Далее вычисляют результирующий показатель (Выручку), и сравнивают его со значением, полученным на предыдущем шаге.
  • Далее повторяют замену значений факторов с плановых на фактические до тех пор, пока не будут заменены значения всех факторов модели на фактические.

Все вышесказанное можно записать с помощью простых математических выражений. Сделаем это на примере 3-х факторной мультипликативной модели).

Начинаем с формулы, содержащей только плановые значения факторов:

Результат(План) = Фактор1(План) *Фактор2(План) *Фактор3(План)

Затем для всех факторов по очереди подставляем их фактические значения вместо плановых.

Результат(1)= Фактор1(Факт) *Фактор2(План) *Фактор3(План)

Результат(2)= Фактор1(Факт) *Фактор2(Факт) *Фактор3(План)

Результат(3)= Фактор1(Факт) *Фактор2(Факт) *Фактор3(Факт)

Примечание: Результат(3) = Результат(Факт), т.е. значению результирующего показателя с фактическими значениями всех факторов.

При этом общее изменение Результата будет равно:

Δ Результат = Результат(Факт) – Результат(План)

С другой стороны, общее изменение Результата складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора:

Δ Результат = Δ Результат(1) + Δ Результат(2) + Δ Результат(3)

источник

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей с помощью факторного анализа.

Свою историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч.Спирмен, Л.Терстоун и Р.Кеттел. Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными.

Данный вид анализа позволяет исследователю решить две основные задачи: описать предмет измерения компактно и в то же время всесторонне. С помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.

С позиции АФХД, под факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Факторный анализ — методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Существуют следующие типы факторного анализа:

1. Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

2. Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.

3. Прямой (дедуктивный) – от общего к частному.

4. Обратный (индуктивный) – от частного к общему.

5. Одноступенчатый и многоступенчатый.

6. Статический и динамический.

7. Ретроспективный и перспективный.

Также факторный анализ может быть разведочным – он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках и конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках.

Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий, к основным из которых относят:

— все признаки должны быть количественными;

— число признаков должно быть в два раза больше числа переменных;

— выборка должна быть однородна;

— исходные переменные должны быть распределены симметрично;

— факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

Как правило, факторный анализ проводится в несколько этапов:

2 этап. Классификация и систематизация факторов.

Для удобства в систематизации все факторы классифицируют по определенным признакам.

— по степени воздействия на результаты: – основные, — второстепенные;

— по отношению к объекту исследования: — внутренние; — внешние;

— по зависимости от коллектива — объективные; — субъективные;

— по степени распространенности: — общие; — специфические;

— по времени действия: — постоянные; — переменные;

— по характеру действия: — экстенсивные; — интенсивные;

— по свойствам отражаемых явлений: — количественные; — качественные;

— по своему составу: — сложные; — простые;

— по уровню соподчиненности: — первого порядка; — второго порядка;

— по возможности измерения влияния: — измеримые; — неизмеримые.

Все факторы рассматриваются с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности.

3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы, и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.

Методы детерминированного факторного анализа: Метод цепных подстановок; Метод абсолютных разниц; Метод относительных разниц; Интегральный метод; Метод логарифмирования.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

— построение детерминированной модели путем логического

— наличие полной (жесткой) связи между показателями;

— невозможность разделения результатов влияния одновременно

действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

— изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.

Методы стохастического факторного анализа: Способ парной корреляции; Множественный корреляционный анализ; Матричные модели; Математическое программирование; Метод исследования операций; Теория игр.

Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Для исследования взаимосвязи между экономическими показателями деятельности предприятия используются детерминированные модели факторного анализа.

Различают четыре типа детерминированных моделей.

1. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

2. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема производства продукции:

где Ч — среднесписочная численность работников;

CB — средняя выработка на одного работника.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) ТОБ.Т:

где ЗТ — средний запас товаров; ОР — однодневный объем реализации.

4. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной

продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного

измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей (моделирования) с целью включения новых факторных показателей.

Моделирование мультипликативных и аддитивных моделей осуществляется за счет разложения одного из факторных показателей на его

A = a + b; b = c + d; A = a + c + d или

A = a ∗ b; b = c ∗ d; A = a ∗ c ∗ d

Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил.

Кратные модели преобразуются следующими способами:

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

А = — ; а = а1 + а2 + а3 ; А = — + — + — = A1 + A2 + A3

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число.

Для построения новых факторных показателей применяют прием

сокращения факторных моделей. При использовании данного приема

числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Процесс моделирования сложный и ответственный момент. От реальности и точности моделей зависят конечные результаты анализа.

Детализация в факторном анализе во многом определяется числом

факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:

— место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;

— модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем

последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на

— при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного

анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

На сегодняшний день при проведении оценки влияния факторов используются следующие способы (приемы).

1.Метод цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений результативного показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.

Предполагается, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a, b, c — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 — фактические значения факторов;

ya, yb, — промежуточные изменения результирующего показателя,

связанного с изменением факторов а, b соответственно.

Общее изменение ∆у=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Рассмотрим пример. Исходные данные для факторного анализа сведены в таблицу 1. На основе этих данных проведем описанным выше способом анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки.

Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:

Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель:

Таким образом, на увеличение объема товарной продукции на 730 тыс. руб. положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников. Отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс.руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.

Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки:

— при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов;

— если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, то в первую очередь определяется влияние факторов первого порядка, затем второго и т.д.

Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

2.Метод абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется как произведение абсолютного прироста исследуемого фактора на базисную величину факторов, которые находятся справа от него и отчетную величину факторов, расположенных слева от него в модели.

3.Метод относительных разниц также является одной из модификаций способа цепной подстановки. Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных моделях. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а * в * с методика анализа следующая:

— находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

— определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора:

Пример. Воспользовавшись данными табл. 1, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.

4.Интегральный метод применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Метод позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению с методами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе.

Метод логарифмирования применяется для измерения влияния факторов только в мультипликативных моделях. Данный метод обеспечивает высокую точность расчетов. При этом результаты не зависят от местоположения факторов в модели. Дополнительный прирост от взаимодействия факторов

распределяется пропорционально доле изолированного влияния каждого фактора на уровень результативного показателя пропорционально отношениям логарифмов факторных индексов к логарифму результативного показателя). При расчетах используются как натуральный, так и десятичный логарифм.

Таким образом, факторный анализ предусматривает изучение влияния факторных показателей на результативный на основе построения детерминированной модели путем применения определенных способов и приемов.

источник

Факторный анализ покажет, как повлияли на прибыль изменившиеся цена, себестоимость и объем продаж. С его помощью можно быстро выяснить количественную связь между закупкой нового оборудования и производительностью труда. И это только два примера. А в нашей статье их – семь. Да еще Excel-модель, готовая сама все рассчитать.

Методика факторного анализа кратко – это способ измерить влияние причин на результат или следствие.

Для иллюстрации возьмем самые простые зависимости:

  1. Цена товара, количество продаж и выручка. Где здесь следствие, а где причины? Очевидно, что цена и количество напрямую влияют на выручку. Значит, это факторы, а выручка – результирующий показатель;
  2. Себестоимость производства и затраты по элементам. Так как себестоимость складывается из материальных затрат, оплаты труда, отчислений с нее, амортизации и прочих составляющих, то это – причины. Сама же себестоимость – следствие;
  3. Производительность труда, обеспеченность рабочих основными средствами (фондовооруженность) и эффективность работы оборудования (фондоотдача). Этот пример – посложнее, ведь многое зависит от цели, стоящей перед аналитиком. Но один из наиболее расхожих вариантов такой: фондовооруженность и фондоотдача – факторы, а производительность труда – результат.

Овладеть методикой факторного анализа означает научиться, во-первых, формировать модели (формулы), а во-вторых, количественно измерять влияние факторов на исследуемый показатель.

Решение от «Финансового директора» позволит проанализировать расхождения факта с планом и выяснить, почему они возникли и какие факторы повлияли.

  1. Определитесь с тем, какой именно показатель нуждается в углубленном анализе. Он и будет тем самым следствием (результатом), для которого потребуется количественно измерить причины.
  2. Решите, какая факторная модель будет использоваться. Факторная модель – это формульная зависимость между причинами и результатом. Устанавливается она просто. Достаточно вспомнить порядок расчета результирующего показателя или поискать уже готовые варианты, если требуется подход посерьезнее. В приведенных в начале статьи примерах модели будут такими:
  • Выручка = Цена × Количество;
  • Себестоимость производства = Материальные затраты + Затраты на оплату труда + Социальные отчисления + Амортизация + Прочие затраты;
  • Производительность труда = Фондовооруженность × Фондоотдача.
  1. Оценитевлияние факторов на результат. В этом помогут сразу несколько способов. Наиболее популярные из них – методы цепных подстановок и абсолютных разниц.
  2. Проанализируйте полученные цифры. В ходе анализа постарайтесь найти ответы на вопросы: какие факторы оказали отрицательное воздействие на результирующий показатель? влияние каких практически незаметно? что нужно сделать, чтобы ослабить отрицательную роль первых и усилить положительный эффект от вторых? Заметим, что ответ на последний вопрос лежит в плоскости управленческих решений, так как может потребовать пересмотра ценовой политики, подходов к мотивации сотрудников, инвестиционных решений предприятия и т.п.

Нужны готовые решения? Семь факторных моделей и расчет по ним уже ждут вас в нашей Excel-модели. Скачайте, чтобы углубленно проанализировать прибыль от продаж, себестоимость производства и производительность труда.

Для того, чтобы грамотно проводить факторный анализ на практике, нужно еще немного теоретических знаний. Например, о том, какие в нем есть два принципиально разнящихся подхода и какими по виду бывают факторные модели.

Первый момент – о подходах – поможет не ошибиться с подбором факторов в модель. Ведь, по сути, для каждого следствия есть множество причин. Допустим, на производительность труда метеозависимых людей влияют в том числе и геомагнитные бури. Но как формализовать это влияние, превратив его в строгую математическую формулу? Вообще можно, но сложно. А порой и не нужно.

Второй – о типах моделей – это основа для правильного выбора способов оценки влияния факторов. Например, тот же метод абсолютных разниц применим не для каждой факторной модели.

Все, что важно знать про методику факторного анализа, мы представили на схеме и описали ниже.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Факторный анализ: сущность, этапы, формулы

Есть несколько классификаций. В этой статье рассмотрим одну, но, пожалуй, самую важную для специалиста-практика.

С позиции жесткости или однозначно выраженной определенности связи между следствием и причинами факторный анализ бывает:

Детерминированный – это когда зависимость между результатом и факторами выражается строго заданной математической формулой, и она будет работать в любых условиях. Например, если поднять цену на товар в два раза и при этом добиться, чтобы количество продаж осталось прежним, то выручка вырастет также ровно в два раза.

Стохастический – в этом случае связь между результатом и факторами, несомненно, есть, но вот выразить ее без проведения дополнительных вычислений – невозможно.

Здесь снова обратимся к примеру зависимости между производительностью труда отдельных работников и геомагнитными возмущениями. Да, влияние определенно есть. Но какое оно? Как его измерить? Можно ли сказать, что если геомагнитная активность вырастет на 1 балл, то производительность труда снизится на 10%? Очевидно, что нет. Конечно, можно собрать сведения о самочувствии людей за некоторый промежуток времени и на этой основе построить корреляционно-регрессионную зависимость. Но формула, которую получат для жителей Владивостока, возможно, совсем не будет работать для москвичей и наоборот.

Как провести факторный анализ ключевых финансовых показателей

Смотрите, как узнать, почему выручка, себестоимость, EBITDA за полугодие отличаются от запланированных значений. Готовые Excel-модели для шести ключевых показателей и примеры расчетов – в этом решении.

Вот их краткая характеристика с примерами.

Связь между результатом и факторами: через алгебраическую сумму. Алгебраическая в данном случае означает, что факторы объединяются в формуле не только через сложение, но и через вычитание.

  • Совокупные затраты предприятия = Переменные затраты + Постоянные затраты;
  • Маржинальный доход на единицу товара = Цена продажи – Цена приобретения – Прочие переменные затраты на единицу;
  • Прибыль (убыток) от продаж = Выручка-нетто – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы;
  • Собственные оборотные средства = Собственный капитал – Внеоборотные активы.

Связь между результатом и факторами: через произведение.

  • Объем производства продукции за год = Средняя численность работников × Среднегодовая выработка продукции одним работников;
  • Среднегодовая выработка продукции одним работником = Среднее количество дней, отработанных одним работником за год × Средняя продолжительность рабочей смены × Среднечасовая выработка продукции одним работником;
  • Рентабельность активов = Рентабельность продаж × Коэффициент оборачиваемости активов.

Связь между результатом и факторами: через деление.

  • Рентабельность продаж = Чистая прибыль ÷ Выручка;
  • Рентабельность продаж = Рентабельность собственного капитала ÷ Коэффициент оборачиваемости активов ÷ Мультипликатор собственного капитала;
  • Финансовый леверидж = Заемный капитал ÷ Собственный капитал.

Связь между результатом и факторами: одновременно используются алгебраическая сумма, произведение и деление.

Некоторые обобщенные варианты формул:

  • Y = (Х1 + Х2) ÷ Х3;
  • Y = (Х1 – Х2) × Х3;
  • Y = Х1 × Х2 + Х3 × Х4;
  • Y = Х1 ÷ Х2 + Х3 ÷ Х4 и т.д.
  • Точка безубыточности = Постоянные затраты ÷ (Цена за единицу товара – Переменные затраты на единицу товара);
  • Маржа безопасности = (Плановый/фактический объем продаж – Объем продаж в точке безубыточности) ÷ Плановый/фактический объем продаж;
  • Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками = (Собственный капитал – Внеоборотные активы) ÷ Запасы.

Таких способов – несколько, а именно:

  1. цепных подстановок;
  2. абсолютных разниц;
  3. относительных разниц;
  4. интегральный метод;
  5. логарифмический метод.

Чтобы успешно решать задачи факторного анализа, достаточно знать, как реализуются первые два подхода и в чем их ограничения. Поэтому сосредоточимся именно на них.

В чем суть: рассчитываются несколько условных значений результирующего признака и в строго определенном порядке сравниваются между собой, а также со значениями результата в базовом и отчетном периодах. Сразу оговорим терминологию:

  • базовый период – это любой предыдущий, например, за прошлый год, квартал, месяц или на предыдущую отчетную дату;
  • отчетный период – самый последний по времени из анализируемых. Базовый и отчетный периоды должны соответствовать друг другу по продолжительности. Допустим, все они – это только годы или только кварталы;
  • условное значение результирующего признака – величина, которая в реальности никогда не достигалась. Отсюда и название – «условное». Оно необходимо только для расчетных целей.
  1. Рассчитайте первое условное значение результата. Для этого в формуле факторной модели, где все значения взяты из базового периода, величину первого фактора замените на отчетную.
  2. Найдите разницу между первым условным значением результата и его же величиной в базовом периоде. Она покажет влияние первого исследуемого фактора.
  3. Вычислите второе условное значение результата. Чтобы это сделать, в формулу факторной модели введите отчетную величину для второго исследуемого фактора. Помните, что так как первый фактор уже однажды изменил значение с базового на отчетное, то для него откат назад не делается. Во всех следующих расчетах он будет браться с отчетной величиной. Это применимо и ко всем остальным факторам, значения которых изменялись с базового на отчетное;
  4. Найдите разницу между вторым и первым условными значениями результата. Это будет влияние второго фактора на результирующий показатель;
  5. Повторите процесс для всех факторов в модели. На последнем шаге расчета разница определяется между отчетным значением результата и последним условным значением.
  1. Количество условных значений всегда на единицу меньше количества факторов. То есть если модель двухфакторная, то условное значение будет одно, а из числа приведенных выше этапов надо сделать только I, II и V;
  2. Самое главное – не перепутать что из чего вычитать. Общее правило такое: из последнего звена цепочки расчета вычитается предыдущее. Из первого условного – базовое, из второго условного – первое условное, из отчетного – последнее условное;
  3. Величина влияния зависит от места фактора в модели. Если переставить факторы местами и провести расчет заново, то получатся немного другие значения. Причина – воздействие неразложимого остатка или взаимного влияния факторов друг на друга. Методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц не решают данную проблему. Поэтому если требуются высокая точность вычисления и меньшее искажение из-за неразложимого остатка, то применяйте более сложные интегральный и логарифмический способы;
  4. Суммарное влияние всех факторов равняется разнице между отчетными и базовыми значениями результата. Это так вообще для всех способов оценки влияния факторов;
  5. Метод цепных подстановок – единственный универсальный в факторном анализе, который подойдет для моделей любого типа.

Как реализовать на примере:

  1. Возьмем факторную модель [Точка безубыточности = Постоянные затраты ÷ (Цена за единицу товара – Переменные затраты на единицу товара)]. Для простоты запишем ее через условные обозначения, причем со значениями из базового периода. Получим: ТБ = ПостЗ ÷ (Цед. 0 – ПерЗед. 0);
  2. Первое условное значение для точки безубыточности рассчитаем по формуле: ТБусл. 1 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 0 – ПерЗед. 0);
  3. Влияние первого фактора – постоянных затрат – вычислим так: ∆ТБ(ПостЗ) = ТБусл.1 – ТБ;
  4. Теперь рассчитаем второе условное значение для ТБ: ТБусл. 2 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 1 – ПерЗед. 0). Обратите внимание, что величина постоянных затрат не меняется обратно на значение базового периода;
  5. Вычисляем влияние второго фактора – цены за единицу: ∆ТБ(Цед.) = ТБусл. 2 – ТБусл. 1;
  6. Если теперь в формуле взять переменные затраты со значением из отчетного периода, то на выходе получим не еще одно условное, а фактическое значение результата: ТБ1 = ПостЗ1 ÷ (Цед. 1 – ПерЗед. 1);
  7. На последнем шаге считаем влияние третьего фактора – переменных затрат на единицу товара: ∆ТБ(ПерЗед.) = ТБ1 – ТБусл. 2;
  8. Если расчеты сделаны верно, то должно выполняться равенство ∆ТБ = ∆ТБ(ПостЗ) + ∆ТБ(Цед.) + ∆ТБ(ПерЗед.).

В чем суть: для расчета влияния фактора нужно найти его абсолютное отклонение (разницу) между данными отчетного и базового периода.

  1. Вычислите влияние первого фактора. Для этого подставьте в формулу его абсолютное отклонение. Все остальные факторы в модели берите со значениями из базового периода.
  2. Рассчитайте воздействие второго фактора. С этой целью в формулу опять подставляется его абсолютное отклонение. Как быть с прочими показателями? Все, которые находятся левее анализируемого фактора, берутся с отчетными значениями. Все, которые правее, – с базовыми.
  3. Повторите процесс для всех факторов в модели, используя схему: анализируемый фактор берется со значком ∆, стоящие от него слева в формуле – со значком 1, а справа – с 0.

Что важно знать: простота реализации метода сочетается с ограниченностью применения. Он используется только для мультипликативных и смешанных моделей мультипликативно-аддитивного типа.

Как реализовать на примере:

  1. Воспользуемся факторной моделью [Среднегодовая выработка продукции одним работником = Среднее количество дней, отработанных одним работником за год × Средняя продолжительность рабочей смены × Среднечасовая выработка продукции одним работником]. Через условные обозначения она будет такой: ГВ = Д × П × ЧВ.
  2. Влияние количества дней рассчитаем как произведение их абсолютной разницы и двух других факторов в модели со значениями из базового периода: ∆ГВ(Д) = ∆Д × П × ЧВ0.
  3. Влияние продолжительности рабочей смены вычисляем по аналогичной схеме. При этом помним, что величину Д следует брать уже из отчетного периода: ∆ГВ(П) = Д1 × ∆П × ЧВ0.
  4. Теперь остается вычислить влияние часовой выработки. Факторы слева от нее будут с индексом 1: ∆ГВ(ЧВ) = Д1 × П1 × ∆ЧВ.
  5. Проверяем выполнение равенства: ∆ГВ = ∆ГВ(Д) + ∆ГВ(П) + ∆ГВ(ЧВ).

Давайте посмотрим, как на практике применяются три факторные модели для анализа прибыли от продаж, себестоимости производства и производительности труда. Все используемые формулы объединяет возможность выполнить расчет исключительно по данным финансовой отчетности и годового отчета. Воспользуемся информацией ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ПАО «НЛМК»).

За основу возьмем аддитивную факторную модель: Прибыль (убыток) от продаж = Выручка – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы.

Через условные обозначения запишем ее так: ПП = В – СП – КР – УР.

В таблице приведены исходные данные, а также сделан расчет влияния факторов.

Таблица 1 – Факторный анализ прибыли от продаж для ПАО «НЛМК»

1.1 выручка (строка 2210 отчета о финансовых результатах – ОФР)

1.2 себестоимость продаж (2120 ОФР)

1.3 коммерческие расходы (2210 ОФР)

1.4 управленческие расходы (2220 ОФР)

1.5 прибыль от продаж (2200 ОФР)

2 Расчет влияния факторов на прибыль от продаж, млн р.

2.1 первое условное значение прибыли от продаж ППусл. 1
1 – СП – КР – УР)

2.2 влияние выручки ∆ПП(В) (ППусл. 1 – ПП)

2.4 влияние себестоимости продаж ∆ПП(СП) (ППусл. 2 – ППусл. 1)

2.6 влияние коммерческих расходов ∆ПП(КР) (ППусл. 3 – ППусл. 2)

2.7 влияние управленческих расходов ∆ПП(УР) (ПП1 – ППусл. 3)

3 Общее влияние факторов (2.2 + 2.4 + 2.6 + 2.7)

Вывод: положительное влияние выручки более, чем в два раза перекрыло отрицательное воздействие расходов по обычным видам деятельности. С этой точки зрения деятельность ПАО «НЛМК» очень эффективна и характеризуется интенсивным подходом к развитию.

Расчет будем вести по формуле: Себестоимость производства единицы продукции = Материалоемкость + Зарплатоемкость + Амортизациеемкость + Накладоемкость.

Иначе: СПЕ = МЕ + ЗЕ + АЕ + НЕ.

Примечание. Эту факторную модель легко получить, если знать соотношения:

  1. Себестоимость производства единицы продукции = Совокупные затраты ÷ Объем произведенной продукции;
  2. Совокупные затраты = Материальные затраты + Затраты на оплату труда и социальные отчисления + Амортизация + Прочие накладные затраты;
  3. Материалоемкость = Материальные затраты ÷ Объем произведенной продукции;
  4. Зарплатоемкость = Затраты на оплату труда и социальные отчисления ÷ Объем произведенной продукции;
  5. Амортизациеемкость = Амортизация ÷ Объем произведенной продукции;
  6. Накладоемкость = Прочие накладные затраты ÷ Объем произведенной продукции.

Таблица 2 – Факторный анализ себестоимости производства единицы продукции для ПАО «НЛМК»

1.1 материальные затраты, млн р. (строка 5610 пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах – пояснения к ББ и ОФР)

1.2 затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, млн р. (5620 + 5630 пояснений к ББ и ОФР)

1.3 амортизация, млн р. (5640 пояснений к ББ и ОФР)

1.4 прочие затраты, млн р. (5650 пояснений к ББ и ОФР)

1.5 объем производства, млн т (годовой отчет)

2 Результирующий и факторные показатели модели, р./т:

источник