Меню Рубрики

Как провести экономический анализ по данным

Термин «анализ» ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез» (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки, и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук, и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят бухгалтерский учет, контроль, статистика, аудит, микро- и макроэкономика, финансы и кредит и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ (иначе — анализ хозяйственной деятельности) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций.

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Содержание экономического анализа — это всестороннее и детальное изучение на основе всех имеющихся источников информации различных аспектов функционирования данной организации, направленное на улучшение её работы путем разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, отражающих резервы, выявленные в процессе проведения анализа и пути использования этих резервов.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый налоговыми органами, банками, дебиторами и кредиторами и другими организациями, как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее платежеспособности и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

  • Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы, используемые в анализе хозяйственной деятельности, подразделяются на традиционные, статистические и экономико-математические. Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых. Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных факторов на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени платежеспособности и ликвидности организации как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции.

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных факторов на обобщающие экономические показатели.

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название факторного анализа.

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована конкурентоспособность продукции, политика цен на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии жизненного цикла находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации.

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

Читайте также:  Какой анализ выявит рак шейки матки

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:

  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ. Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ.

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа. Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.

  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе факторный) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический. Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный). Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Очень важную роль в разработке оптимальных управленческих решений играет итоговый, последующий анализ. Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

источник

Экономический анализ проводится каждым предприятием. Это необходимая процедура, которая позволяет определить эффективность организации основной деятельности. На основе проведенных исследований получается выявить слабые стороны, определить наиболее выгодные пути развития организации. Чтобы понять принцип проведения такой работы, нужно рассмотреть на примере экономический анализ предприятия. Основные методики будут представлены далее.

Экономическая безопасность предприятия во многом зависит от скорости реакции управленцев на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды. Для этого проводится большое количество разных оценок, что позволяет взглянуть на ситуацию, сложившуюся на предприятии, со стороны.

Чтобы выбрать набор методов для анализа, определяют цели и задачи его проведения. Это позволяет оптимизировать затраты на исследовательские работы. Цели выбирают в соответствии со сложившейся ситуацией на предприятии. При их достижении компания должна максимально повысить эффективность своей деятельности.

На основе проведенного анализа предприятие планирует свою деятельность, создает стратегию на отдаленную перспективу. Чтобы отследить изменения, произошедшие в прошлом, сравнивают данные минимум за три последних периода. Это позволяет отследить экономические показатели в динамике.

Пользователями информации, полученной в ходе анализа экономической эффективности предприятия, являются как управленцы, менеджеры организации, так и сторонние инвесторы, кредиторы, акционеры. Потенциальные инвесторы обязательно запрашивают у независимых аудиторов исследование экономических и финансовых показателей компании. Ни один кредитор не предоставит свои временно свободные средства компании, у которой показатели недостаточно высокие.

Информация должна подаваться в доступном для пользователя виде. На основании полученных данных принимается решение о целесообразности расширения производственной деятельности. Инвесторы выбирают наиболее привлекательные проекты.

Существуют разные методы экономического анализа предприятия. Они делятся на общие и конкретные. К первой категории относятся следующие подходы:

  • сравнение;
  • наблюдение;
  • абстрагирование;
  • детализация;
  • моделирование;
  • эксперимент.

Конкретные методики формируются в разрезе конкретных наук. Они позволяют детализировать общие методики.

Одним из наиболее распространенных приемов, который применяют аналитики в своей работе, является сравнение. Это самый ранний метод исследования. Для этого явления соотносят, а потом проводят синтез данных. В явлениях выделяется общее, различное. Сравнивать показатели в экономическом анализе можно с планом, с показателями прошлого периода, со средними данными.

Чтобы выполнить такой анализ, показатели должны быть сопоставимыми. Информативным может быть анализ динамических и параллельных рядов. Это позволяет изучить структуру процессов, явлений, тенденций. Сравнения могут быть также вертикальными. В некоторых случаях аналитикам могут быть интересны многомерные сравнения. При этом сопоставляется широкий спектр коэффициентов сразу по нескольким объектам. Это позволяет выполнить комплексную оценку, сопоставив коэффициенты с конкурентными показателями.

Сравнение позволяет добиться разных результатов:

  • выполнения бизнес-плана в текущем и плановом периоде;
  • изыскания путей для экономии ресурсов;
  • принятия оптимальных решений в существующих условиях;
  • оценки степени рисков.

Изучая основы экономического анализа предприятия, метод сравнения нужно рассмотреть первым.

Чтобы оценить экономическое развитие предприятия, применяют метод средних величин. Это позволяет обобщить данные, однородные показатели, перейти от рассмотрения единичных данных к общему. Это помогает выявить закономерности.

Без применения средних величин невозможно провести сравнение данных в ходе изучения того или иного признака. Такой подход дает возможность сопоставить показатели, различные во времени.

Средние показатели позволяют абстрагироваться от случайного результата, отдельных колебаний и значений. При этом средние данные могут быть представлены в таких формах:

  • средняя арифметическая;
  • мода;
  • хронологическая моментного ряда;
  • средняя взвешенная гармоническая;
  • медиана.

Выбор зависит от конкретных целей анализа и особенностей выборки. Это позволяет выявить общие тенденции, закономерности.

Экономическая безопасность предприятия зависит от правильности действий соответствующих служб организации. Чтобы получить достоверную информацию о состоянии компании, может применяться в ходе исследования метод группировки. Это позволяет систематизировать данные, определить характерные взаимосвязи, типичные процессы. При этом случайные отклонения нивелируются.

  • Структурными. Применяются для анализа внутреннего строения показателей, например, в ходе изучения списочного состава по профессиям.
  • Типологическими. Это позволяет сгруппировать, например, однородные предприятия по видам собственности.
  • Аналитическими. Применяются для исследования взаимосвязей результативных и факторных показателей. Это, например, может быть зависимость между суммой кредита банка и величиной процентов.

Среди подходов, применяемых к упорядочиванию данных, группировки являются основной методикой. Это позволяет выявить взаимосвязи между автономными явлениями, структуру, а также динамику развития исследуемых показателей.

В ходе применения представленной методики классифицируются не только явления, но и причины, обуславливающие их. При этом нужно объединять однородные явления. Они должны быть идентичны по социальной или экономической природе. Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, следует обратить внимание на очередность действий в ходе применения этой методики:

  1. Предметы или явления подлежат классификации по определяющему признаку.
  2. Определяются производственные значения.
  3. Результат подается в виде таблицы.
  4. Определяется влияние каждого признака на результат.

Для проведения анализа применяется совокупность однотипных объектов. В некоторых случаях делают типологическую выборку. Обоснованная с экономической точки зрения группировка позволяет выявить зависимость между отдельными коэффициентами и показателями. В результате аналитические данные систематизируются.

Те или иные явления при этом изучаются во взаимосвязи, что позволяет определить степень влияния факторов на общий результат.

Рассматривая экономический анализ предприятия на примере, стоит обратить внимание еще на один подход. Традиционным является балансовый метод. Для этого анализируется структура имущества предприятия и ресурсов, за счет которых оно было приобретено. Он применяется также для определения влияния на результат связанных с ним факторов.

Также балансовый метод применяется при исследовании обеспеченности организации материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами. На его основе проводится изучение эффективности их применения. При этом сравниваются такие показатели, как, например, платежные средства и обязательства, а также соответствие этих величин. Этот метод применяется для проверки правильности проведения расчетов. Если баланс не соблюдается, есть отклонения, значит, он составлен неправильно.

В ходе подачи информации управляющему персоналу, а также иным пользователям применяется графический метод. Он широко применяется в ходе исследований различных процессов на производстве.

Так, например, для изучения эффективности работы оборудования строят графики, в том числе на основе множественных факторов. Это позволяет наглядно продемонстрировать работу агрегатов в течение определенного времени.

При монтаже и строительстве промышленных или прочих предприятий высокий экономический эффект дают сетевые графики. Они применяются в математическом анализе, в процессе планирования деятельности организации.

Анализ экономической эффективности предприятия многогранен. Обычно его начинают с исследования организационной структуры предприятия. Чтобы понять, как проводится подобный анализ, нужно рассмотреть его на примере.

Так, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе компании стоит генеральный директор. Его назначает на должность собрание акционеров. Генеральный директор осуществляет свою деятельность на основе контракта и Устава акционерного общества. Он руководит текущей деятельностью организации, издает приказы, дает рекомендации и указания. Генеральный директор определяет структуру управленческого аппарата, численность руководителей подразделений. Он нанимает всех работников и открывает счета.

Непосредственно генеральному директору подчиняются финансовый, исполнительный директор, служба безопасности, а также заместитель генерального директора по связям с общественностью.

Заместителю генерального директора подчиняются служба управления персоналом, служба информационного обеспечения, отделы делопроизводства, корпоративного управления.

Финансовый директор управляет планово-экономическим, финансовым отделом и бухгалтерией.

Исполнительному директору подчиняется служба главного инженера, начальник производства (ему подчиняется производственно-диспетчерский отдел, производственные цеха). Также у него в подчинении находятся директор по качеству и одноименная служба.

Читайте также:  Какой анализ выявляет аллергию на белок

В ходе анализа экономических показателей работы предприятия было выявлено, что связи между отделами налажены неправильно. Требуется их пересмотр для обеспечения нормальной работы служб. Также необходимо пересмотреть распределение ответственности между руководителями. Информационные потоки нужно организовать в соответствии с потребностями предприятия. Для этого нужно выбирать соответствующие технические средства.

Экономическое управление предприятием предполагает выполнение исследований в области изготовления продукции. Рассмотрим пример. Исследуемое предприятие занимается выпуском двигателей, приборов, прочих машин, которые продаются оптом. Основные группы продукции представлены в таблице далее.

Стоимость продукции, млн руб.

Продукция, зачтенная в выполнение плана, млн руб.

Чтобы определить выполнение плана по ассортименту продукции, применяется простой расчет:

Па = Пф / Пп * 100, где Па – выполнение плана в текущем периоде по ассортименту продукции, Пф – стоимость выпускаемых изделий по факту, которая не превышает плановый выпуск, Пп – выпуск продукции по плану.

В ходе выполнения анализа и оценки экономической деятельности предприятия выполняется простой расчет:

Па = 47734 / 48416 * 100 = 98,6%.

Таким образом, компания не выполнила план по ассортименту на 1,4%.

Анализ экономического потенциала предприятия проводится при помощи исследования доходности и прибыльности организации.

Но есть и прочие обобщающие показатели. С их помощью рассматривают эффективность функционирования отдельных сторон компании. К таким показателям относятся:

  • Эффективность использования ресурсов организации. Эту группу коэффициентов еще называют рентабельностью. Компания должна получать больше прибыли, чем она затратила на изготовление продукции ресурсов.
  • Правильность применения трудовых ресурсов. Для этого рассчитывается рентабельность персонала, производительность его труда.
  • Эффективность основных производственных фондов. К этой категории показателей относятся фондоотдача, фондоемкость.
  • Качество распределения материальных ресурсов в ходе производственного цикла. К этим показателям относятся материалоемкость, материалоотдача, а также материальные затраты на рубль прибыли и т. д.
  • Эффективность деятельности компании в инвестиционной сфере. Рассчитывается срок окупаемости капвложений, а также прибыль на один рубль финансовых ресурсов.
  • Качество организации применения активов компании. Проводится анализ состава и структуры оборотных средств предприятия, оборачиваемость и прибыль на единицу активов организации.
  • Эффективность применения капитала. Для этого чистую прибыль делят на каждую акцию, а также определяют дивиденды на одну акцию и т. д.

Фактические показатели сопоставляются с плановыми значениями, а также данными за прошлые периоды. Могут также браться за основу для сравнения данные с других предприятий. Так, проводя экономический анализ предприятия на примере, производительность труда можно определить следующим образом.

источник

В условиях рыночной экономики коренным образом меняются отношения между участниками общественного производства. Взаимозависимость хозяйственных организаций требует, с одной стороны, более детальной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности, а с другой – следует учитывать, что конкурентная борьба требует соблюдения коммерческой тайны и, следовательно, ограничения информации о деятельности необходимым минимумом.

Достоверная и объективная информация о финансовом положении предприятий необходима для инвесторов, желающих выгодно вложить свой капитал; акционеров, получающих дивиденды с дохода; кредиторов и банков, заинтересованных в своевременном погашении займов, возвращении ссуд. Информация о текущем финансовом положении и на перспективу необходима также руководству предприятия (фирмы) для выработки стратегии развития предпринимательской деятельности.

Мировая экономическая наука накопила богатый опыт анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В нашей стране в условиях командно-административной системы управления он был заменен анализом выполнения планов, который в большинстве своем не предусматривал изучение объективных экономических связей между многочисленными показателями.

Предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений требует иного подхода и организации как внутреннего, так и внешнего анализа финансово-хозяйственной деятельности. Выводы по результатам анализа должны обеспечить аргументированное принятие решений и выработку стратегии предпринимательства.

В связи со сложившейся обстановкой в стране резко возрастает значение анализа хозяйственной деятельности предприятия. Результаты анализа представляют интерес для различных категорий аналитиков.

Целью оценки хозяйственной деятельности является проведение анализа производственно-финансовой деятельности предприятий, как в целом, так и отдельных его частей, выявление резервов в деятельности предприятия и предложения по их рациональному использованию.

Экономический анализ включает следующие блоки:

— анализ объемов производства и реализации продукции;

— анализ использования основных фондов;

— анализ обеспеченности предприятия материальными и трудовыми ресурсами;

— анализ издержек производства;

— анализ финансового состояния предприятия.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Цель анализа заключается в выявлении причин и факторов, положительно и отрицательно влияющих на объем выпуска продукции, изыскании резервов роста объема производства, определении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества.

Задачами анализа использования основных фондов являются: изучение состава и движения основных фондов; выявление влияния использования средств труда на объем производства; определение эффективности использования основных фондов; выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов.

Задачами анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов являются: оценка реальности планов материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем производства продукции, ее себестоимость и другие показатели; оценка уровня эффективности использования материальных ресурсов; выявление внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по их использованию.

Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на предприятии.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Содержание и основная целевая установка финансового анализа предприятия – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

— экспресс-анализ финансового состояния;

— детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа производится расчет различных показателей оценки финансовой деятельности предприятия. Экспресс анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Смысл экспресс-анализа – отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики.

Целью детализированного анализа финансового состояния является более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

Комплексный анализ состояния предприятия представляет собой систему целевого экономического и финансового анализа, направленного на выявление параметров развития предприятия, осуществляемой на базе данных финансового учета по стандартным алгоритмам анализа. В условиях, когда большинство российских предприятий находится в нестабильном финансовом состоянии, проведение анализа позволяет достаточно точно определить узкие места и возможности улучшения финансового состояния предприятия.

На рис. 1 представлен алгоритм проведения комплексного экономического анализа состояния предприятия. Блок 1 указанной схемы представляет собой традиционный финансовый анализ.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации.

Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием.

Рис. 1. Алгоритм проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

На втором блоке комплексного анализа после проведения анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия согласно рис. 5 проводятся рейтинговая и комплексная оценки финансового состояния предприятия.

На третьем блоке подготавливается заключение о финансовом состоянии предприятия на основе критериев устойчивости, разрабатываются рекомендации по улучшению (стабилизации) его деятельности.

При выполнении комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности:

1) уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

3) собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

4) проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ве­дущих предприятий, отрасли в целом и т.д.

5) выполняется факторный анализ: выделяются факторы, и определяется их влияние на результат.

6) выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

7) происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. С точки зрения влияния факторов на данное явление или показатель следует различать факторы первого, второго и так далее порядков. Различие понятий показатель и фактор условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка и наоборот.

От объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные пути воздействия на показатели, то есть возможные организационно-технологические решения, с помощью которых можно воздействовать на факторы, определяющие данный показатель.

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Читайте также:  Какой анализ выявляет аллергию на кошек

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Классификация видов экономического анализа имеет значение для правильного понимания его цели, задач, содержания, способов проведения.

В основе классификации лежат различные признаки в зависимости от подхода к анализу, объектов анализа, задач, целей и т.д.

I. По отраслевому признаку различают:

1. Межотраслевой анализ – теория экономического анализа, являющаяся теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики;

2. Отраслевой экономический анализ – экономический анализ в отраслях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле и т.д.), методика которого учитывает специфику отраслей.

Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Однако все отрасли общественного производства тесно связаны между собой и имеют много общего. Это и вызвало объективную необходимость наличия межотраслевого анализа (теории экономического анализа).

Теория экономического анализа раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности.

II. По функциональному признаку, роли и задачам которые экономический анализ выполняет выделяют:

1. Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности на основе как конфиденциальной информации (в основном данных бухгалтерского учета и отчетности), так и открытой информации (в основном данных публичной бухгалтерской отчетности.

На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, поставщиками ресурсов, покупателями продукции, аудиторами, инвесторами, налоговыми органами и т.д.

2. Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый всеми службами предприятия на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации, с целью предоставления руководству данных, необходимых для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

3. Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, его проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.) в целях изучения взаимосвязи и взаимодействия технических и экономических и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.

4. Аудиторский анализ – это, как правило, финансовый анализ, проводимый аудиторскими фирмами, это экспертиза, диагностика финансового здоровья предприятия (его финансового состояния).

5. Социальноэкономический анализ заключается в изучении взаимосвязи социальных и экономических процессов, их влияния друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.

6. Экономикоправовой анализ – проводят юридические службы предприятий и объединений.

7. Экономикостатистический анализ проводят статистические органы для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

8. Экономикоэкологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

9. Маркетинговый анализ проводят службы маркетинга предприятий или объединений для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентноспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, ценовой политики, разработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

10. Инвестиционный анализ проводится для оценки инвестиционной привлекательности инвестиционного проекта, оценки эффективности инвестиционной деятельности субъекта хозяйствования.

11. Функционально-стоимостной анализ исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

II.По признаку времени различают:

1. Перспективный (предварительный) анализ проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями.

2. Ретроспективный (последующий, исторический) анализ проводимый после совершения хозяйственных операций.

Эти два вида анализа тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

Важнейшими задачами предварительного анализа являются: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка ожидаемого выполнения планов.

Наиболее типичные случаи прогнозного анализа:

а) анализ проводят перед составлением плана в интересах подготовки исходной информации для планирования;

б) анализ проводят одновременно с разработкой плана для проведения вариантных расчетов;

в) проведение анализа после разработки плана, чтобы определить вероятность его выполнения, соответствие его реальным условиям и возможностям предприятия.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на:

Ø Краткосрочный прогнозный анализ (охватывает период до одного года);

Ø Долгосрочный прогнозный анализ (охватывает период свыше одного года).

Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй подвид анализа менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше.

Ретроспективный анализ используется для контроля за ходом хозяйственной деятельности предприятия, выполнением планов, для выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на:

Ø Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (час, смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичность ситуаций в производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, во внешней среде. Поэтому в условиях рынка значение оперативного анализа повышается.

Ø Итоговый (заключительный) анализ проводимый за отчетный период времени (месяц, квартал, год) для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия.

III. По пространственному признаку выделяют:

1. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его подразделений;

2. Межфирменный анализ изучает деятельность ряда предприятий (двух и более), что позволяет дать более обоснованную оценку их работе.

IY.По методике изучения объектов анализа различают:

1. Количественный анализ – основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных фактов в количественном измерении (денежном, натуральном, относительном);

2. Качественный анализ — основан на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых процессов и явлений;

3. Факторный (причинный) анализ — это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя.

4. Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении анализируемых (отчетных, прогнозных) экономических показателей с соответствующими показателями плана, донными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. В его рамках выделяют горизонтальный, вертикальный, трендовый анализы.

5. Диагностический анализ (экспресс-анализ) – основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения.

К примеру, если коэффициент текущей ликвидности значительно больше двух, то это говорит о низкой инвестиционной активности предприятия; или если темпы роста объема выпуска товарной продукции выше темпов роста объема реализованной продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).

Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов , не производя дорогостоящих фундаментальных исследований.

6. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явление и процессов с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.

7. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании исследования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж (производства), себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Y. По субъектам (пользователям анализа различают:

1. Внутренний анализ проводится непосредственно на хозяйствующем субъекте для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления;

2. Внешний анализ проводится на основании финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, контрагентами предприятия, инвесторами, акционерами, финансовыми органами.

YI. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на:

1. Сплошной анализ заключающийся в исследовании всех без исключения объектов;

2. Выборочный анализ заключающийся в исследовании только части объектов, что ускоряет аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

YII.По содержанию программ анализ может быть:

1. Комплексным анализом – анализом объединенным единой целью, при котором деятельность предприятия изучается всесторонне;

2. Локальным анализом – при котором изучается деятельность отдельных подразделений предприятия;

3. Тематическим анализом – при котором анализируются отдельные стороны деятельности предприятия.

YIII. По периодичности проведения анализ делится на:

1. Периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10705 — | 7357 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник