Меню Рубрики

Как провести авс анализ запасов

АВС-анализ – это классический метод ранжирования товарных запасов (или других активов компании) по заданным факторам. Наиболее часто в качестве расчетных критериев используются возраст запасов или объем отгрузок. Методика может применяться при управлении оборачиваемостью любыми ресурсами, включая валовую прибыль или валовые продажи.

Данный способ ранжирования, то есть классификации ресурсов организации, заключается в упорядочивании объектов оценки по определенным признакам или факторам. К примеру, если речь идет о товарных запасах, расчет предполагает выстраивание материалов и товаров в порядке убывания значимости.

Методика основана на эмпирическом правиле 80/20, открытом итальянским экономистом Парето. В общих ситуациях это правило определяет, что большая доля эффекта (80 %) достигается всего за 20 % действий. При анализе товарного ассортимента правило ABC анализа — 80 % доходов от реализации товаров образуется за счет реализации 20 % номенклатурных позиций продукции.

Наиболее важен закон ABC для тех компаний, у которых имеется большое число покупателей. Для минимизации объема неликвидных запасов нужно разработать оптимальную политику отгрузки товаров, направленную на оптимизацию объема буфера товарных запасов. Одним из элементов разработки такой политики является формирование группировка товаров по категориям, в зависимости от степени их оборачиваемости. При классификации товаров за основу можно взять результаты правила Парето 80/20 по одному из следующих параметров (по выбору):

  1. Объемы реализации товаров.
  2. Средние сроки оборачиваемости товаров.

Все товары при этом делятся на 3 основные группы. Если говорить о первом параметре, то есть объемах реализации товаров, то первая группа А включает незначительное число товаров, на которых приходится самый высокий удельный вес реализации в общем объеме реализованной продукции – около 80 %. Вторая группа В состоит из среднего числа номенклатурных позиций запасов со средним удельным весом объема реализации – около 15 %. В третью группу С входит значительное число товаров с наименьшей долей доходов от их реализации в общем объеме выручки – примерно 5 %.

С позиции управленца наиболее важное значение для организации имеют товары группы А. Эти номенклатурные позиции нужно контролировать регулярно, лучше ежемесячно. Группа В также требует регулярного мониторинга, но не настолько частого, к примеру, ежеквартального. Многочисленные номенклатурные позиции запасов из группы С могут контролироваться ежегодно, поскольку имеют незначительный объем закупок и реализации по каждой позиции в отдельности.

Если проводить анализ по периоду оборота товарных запасов, то первая группа А включает 80 % самых надежных запасов, которые имеют высокую оборачиваемость и стабильный ежемесячный объем продаж. Вторая группа В отличается незначительными колебаниями в оборачиваемости, вызванными сезонностью или нарушением регулярности их отгрузки. В третью группу С входят номенклатурные позиции запасов с длинным периодом оборота — более 180 дней, цена реализации которых может быть ниже закупочной цены. Это неликвидные запасы, которые требуют изыскания способов их возможной реализации и контроля их рыночной стоимости.

В отдельных ситуациях для более детального анализа может образовываться и четвертая группа D, куда товары с разовыми или единичными поставками. Такие запасы как правило имеют несущественное значение для организации.

Готовые модели по бизнес-анализу, представленные на нашем сайте позволяют проводить ABC анализ товарных запасов как по объемам их реализации, по срокам оборачиваемости запасов.

При помощи простой системы фильтров вы устанавливаете параметры отбора товарных запасов: например, показать в отчете запасы контрагентов, оборачиваемость которых выше 180 дней, или показать запасы со среднемесячным объемом отгрузки выше 200 тыс. руб., оборачиваемость которых лежит в интервале от 60 до 180 дней.

Попробуйте установить такие фильтры на этой интерактивной диаграмме и посмотреть как работает ABC-анализ на живом примере.

Запомните общие правила анализа оборачиваемости запасов и материалов через ABC-метод:

  • Ежедневное обновление учетных данных в базе – к примеру, 1С.
  • Оценка своевременности оформления накладных – требуется для проверки полноты отражения операций.
  • Контроль за объемами и сроками оборачиваемости товаров.
  • Управление размером буфера товарных запасов избирательно по отношению к разным группам запасов.

По отдельному предприятию были проанализированы товарные запасы за 4 кв. 2018 г. Ранжирование выполнено на основании параметра среднемесячного объема их отгрузки и периода оборота запасов. Результаты исследований представлены в таблице. Матрица управления составлена для 9 групп – в 1 входят самые надежные номенклатурные позиции запасов, к 9 отнесены максимально незначительные для бизнеса.

Запасы группы А обеспечивают организации 60 % совокупного объема реализации товаров. Предоставление льготных условий реализации клиентам, приобретающим такие запасы является довольно выгодным. Сотрудничество с этими покупателями требует тщательно продуманной стратегии, которая предполагает определение оптимальных партий, частоты поставок и логистики. С большей вероятностью многие из клиентов, покупающих запасы группы А по объемам продаж входят в эту же группу при оценке периодов просрочки, то есть оплачивают долги максимально быстро – в среднем за 30-90 дней.

Группа B – это номенклатурные позиции запасов, которые обеспечивают 30% общего объема реализации товаров. Их оборачиваемость средняя — они лежат какое-то время на складе, прежде чем находится покупатель, готовый их приобрести. При определенных обстоятельствах такие запасы могут плавно перейти в группу А, поэтому также требуют внимания и контроля.

Группа C включает большую часть номенклатурных позиций запасов, которые приносят 10% общего объема реализации и имеют низкую оборачиваемость (период оборота 180 и более дней). Мелкие сделки по реализации этих неликвидных запасов не оказывают положительного влияния на финансовые результаты организации. Для предприятия они допустимы в начале сотрудничества или как нерегулярные. Целесообразно такие запасы закупать под конкретных клиентов, а не держать на складе в поисках их возможного покупателя.

источник

Задача. В целях укрепления позиции на рынке руководство фирмы приняло решение расширить торговый ассортимент. Свободных финансовых средств, необходимых для кредитования дополнительных товарных ресурсов, фирма не имеет. Перед службой логистики была поставлена задача усиления контроля товарных запасов с целью сокращения общего объема денежных средств, омертвленных в запасах. Необходимо провести анализ ассортимента по методам АВС и XYZ, в результате чего распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать соответствующие рекомендации по управлению запасами.
Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год, а также объемы продаж по отдельным кварталам представлены в таблице.

Номер позиции Средний запас за год по позиции, руб. Реализация за квартал, руб.
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 4900 4000 3700 3500 4100
2 150 240 300 340 400
3 200 500 600 400 900
4 1900 3300 1000 1500 2000
5 150 50 70 180 20
6 450 450 490 460 480
7 900 1400 1040 1200 1300
8 2500 400 1600 2000 2900
9 3800 3600 3300 4000 3400
10 690 700 1000 1100 800

Решение.
1. Проведем АВС-анализ запасов. В качестве критерия классификации выберем показатель Средние запасы за год. Методику проведения АВС-анализа с помощью программы MS Excel можно посмотреть на видео или почитать более подробно на примере решения аналогичной задачи.
В результате выделили группу А товарных позиций 1, 9 и 8, которые составляют около 80% всех запасов фирмы. В группу В входят товарные позиции 4 и 7, остальные позиции попали в группу С.

№ позиции Средний запас за год по позиции, руб. Доля позиции, % Доля с нарастанием, % Группа
Итого: 15640 100,00%
1 4900 31,33% 31,33% A
9 3800 24,30% 55,63% A
8 2500 15,98% 71,61% A
4 1900 12,15% 83,76% B
7 900 5,75% 89,51% B
10 690 4,41% 93,93% C
6 450 2,88% 96,80% C
3 200 1,28% 98,08% C
5 150 0,96% 99,04% C
2 150 0,96% 100,00% C

Для большей наглядности построили диаграмму Парето в программе MS Excel.

Вывод: в первую очередь необходимо контролировать запасы товаров, входящих в группу А. Теперь необходимо разобраться, оправдано ли такое количество хранимых запасов. Для этого проведем еще один АВС-анализ.
2. Выберем другой критерий классификации товарных запасов – Объем реализации за год. В результате проведенного АВС-анализа в основную группу А попали товарные позиции 1, 9, 4 и 8. В группе В оказались позиции 7 и 10, остальные в группе С. Отметим, что все товарные позиции из группы А по предыдущему анализу на этот раз также попали в группу А. Это еще раз указывает на необходимость контроля уровня этих запасов.

№ позиции Реализация за год, руб. Доля позиции, % Доля с нарастанием, % Группа
Итого: 58720,0 100,00%
1 15300 26,06% 26,06% A
9 14300 24,35% 50,41% A
4 7800 13,28% 63,69% A
8 6900 11,75% 75,44% A
7 4940 8,41% 83,86% B
10 3600 6,13% 89,99% B
3 2400 4,09% 94,07% C
6 1880 3,20% 97,28% C
2 1280 2,18% 99,46% C
5 320 0,54% 100,00% C

Наибольшую выручку приносят товарные позиции, попавшие в группу А. Поэтому службе логистики необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком. Более точнее настроить систему управления запасами позволят результаты XYZ-анализа.
3. Проведем XYZ-анализ товарных позиций. В отличии от АВС-анализа XYZ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
v = (S / R ср) * 100%,
где S – среднее квадратическое (стандартное) отклонение объемов реализации за период;
R ср – средний объем реализации за этот же период.
Чем меньше значение коэффициента вариации, тем более стабильны продажи товаров. В соответствии со значением коэффициента вариации все товарные позиции делятся на три группы: X, Y и Z. В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%. В группу Y – товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%. В группу Z – товары с коэффициентом вариации более 25%.
Результаты XYZ-анализа представлены в таблице ниже.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017
№ поз. Реализация за квартал, руб. Реализация в среднем за квартал, руб. Стандартное отклонение реализации Коэф. вариации, % Группа
I II III IV
1 4000 3700 3500 4100 3825,0 238,48 6% X
2 240 300 340 400 320,0 58,31 18% Y
3 500 600 400 900 600,0 187,08 31% Z
4 3300 1000 1500 2000 1950,0 855,86 44% Z
5 50 70 180 20 80,0 60,42 76% Z
6 450 490 460 480 470,0 15,81 3% X
7 1400 1040 1200 1300 1235,0 132,95 11% Y
8 400 1600 2000 2900 1725,0 898,26 52% Z
9 3600 3300 4000 3400 3575,0 268,10 7% X
10 700 1000 1100 800 900,0 158,11 18% Y

В группу X вошли товарные позиции 1, 6 и 9. В группу Y – 2, 7 и 10. Остальные попали в группу Z – 3, 4, 5 и 8.
4. Совместим результаты АВС и XYZ-анализа. При этом в общем случае формируется девять групп товаров. В нашем случае получилась следующая товарная матрица.

A B C
X 1, 9 6
Y 7, 10 2
Z 4, 8 3, 5

Товары группы АХ (1 и 9) отличаются высоким объемом продаж и стабильностью. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но не нужно создавать избыточный страховой запас, так как спрос на товары этой группы хорошо прогнозируется.
Товары группы BY (7 и 10) при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность. Считается, что товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обес¬печить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы AZ (8 и 4) отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса.
Чтобы обеспечить постоянное наличие товаров данной груп¬пы, в ряде случаев создаются избыточные страховые запасы, но это может привести к росту суммарного товарного запаса компании. Поэтому здесь можно рекомендовать перейти на более частные поставки, работать с более надежными поставщиками, более тщательно организовать контроль за расходом этих товаров.
Для товаров группы СХ (6) можно уменьшить страховой запас до минимального уровня и использовать систему управления запасами с постоянной периодичностью между заказами.
По товарам группы CY (2) можно перейти на систему с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых ресурсов.
В группу товаров CZ попали позиции 3 и 5. По возможности эти товары лучше вывести из ассортимента. В любом случае их нужно регулярно конт¬ролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери.

источник

Маркетинг » ABC-анализ: характеристика, особенности и применение

Одной из главных задач в жизни любой компании является управление ассортиментом. В том числе, управление закупками и остатками, что непосредственно влияет на объем продаж и прибыльность. В предыдущей статье мы рассматривали матрицу БКГ , которая позволяет разделить весь ассортимент на четыре группы, и за счет этого оптимизировать товарную стратегию. В этой статье мы поделимся информацией о другой известной концепции, которые получили название АВС-анализа. Мы рассмотрим его методологию, сферу применения, преимущества и особенности, знание которых позволит получить более точные результаты.

АВС-анализ позволяет разделить большой массив данных, исходя из их вклада, на три группы. Это позволяет, во-первых, выделить позиции, которые являются ключевыми. Во-вторых, мы сможем сконцентрироваться на анализе трех групп, вместо большого списка, и работать с позициями в пределах групп сходным образом.

Данный метод основан на принципе Парето, открытому в 1897 г. Согласно этому принципу, «20% усилий дают 80% результата». В зависимости от предмета анализа его можно перефразировать: 20% ассортимента приносят 80% прибыли; 20% клиентов приносят нам 80% выручки и т.д. Метод АВС-анализа имеет широкое применение, т.к. с его помощью можно проанализировать практически любую сферы деятельности компании, в том числе:

  • Ассортимент по объему продаж и прибыльности,
  • Клиентов по количеству заказов,
  • Поставщиков по объему поставок,
  • Запасы по занимаемой площади склада и т.д.

По результатам анализа мы можем выделить следующие группы (на примере анализа ассортимента):

  • Группа А: 20% ассортимента, с 80% долей в выручке,
  • Группа В: 30% ассортимента, дающие 15% выручки,
  • Группа С: 50% ассортимента, приносящие 5% от общей выручки.

Таким образом, к Группе А относятся товары-лидеры, к Группе В – товары средней важности, а к Группе С — наименее важные товары, которые претендуют на исключение из ассортимента. Следует отметить, что соотношение 80-15-5% по объему и 20-30-50% по количеству не являются единственно верным. В зависимости от особенностей ассортимента каждой конкретной компании эти значения могут быть скорректированы. Так в других источниках приводятся другие значения доли по количеству: 10-20-70%. Поэтому важно учитывать специфику деятельности компании и вашего ассортимента при выборе базовых соотношений, что получило название эмпирического метода. Также существуют и другие методы определения соотношения долей.

При использовании метода сумм границы определяются по значению суммы двух показателей: доли по объему (нарастающим итогом) и доли по количеству (нарастающим итогом).

  • Группа A. Нижняя граница (Доля по объему + Доля по количеству) = 100%,
  • Группа B. Нижняя граница (Доля по объему + Доля по количеству) = 145%,
  • Группа C. Все оставшиеся.

Фактически, мы получаем те же значения, что и в предыдущем подходе, но с более подвижными границами групп за счет того, что: (80+20)=100, (95+50)=145, (5+50)=200. Другие существующие методы для определения границ используют принципы статистики и математического анализа и являются более сложными в исполнении. К ним можно отнести:

  • Дифференциальный метод,
  • Метод касательных,
  • Метод многоугольника (двойной касательной),
  • Метод треугольника,
  • Метод петли.

Вышеперечисленные методы являются более точными, но требуют больше времени и навыков для их использования. Стоит отметить, что наиболее точным считается метод двойной касательной, а наиболее гибким — метод треугольника.

Необходимо учитывать, что в реальности на анализируемую совокупность влияет не один, а сразу несколько факторов. Например, на группировку ассортимента влияет не только выручка от продаж, но также его прибыльность, оборачиваемость, занятая площадь склада и т.д. С этим ограничением уверенно помогает справиться многомерный АВС анализ. В данной статье мы рассмотрим пример двухмерного анализа, взяв в качестве критериев выручку от продаж и прибыльность товаров. При использовании большего количества критериев возникает сложность графического изображения и анализа данных, поэтому оптимальным количеством являются 1-3 критерия для анализа.

В качестве первого шага двухмерного анализа, необходимо провести АВС-анализ по каждому из критериев. После этого полученные результаты следует объединить, т.е. присвоить каждой позиции не одну, а две буквы, каждая из которых будет отвечать за свой признак. В итоге, мы получим девять групп, которые схематично можно представить в виде следующей таблицы:

Как же анализировать полученные результаты? Для этого вернемся к стандартному виду анализа, состоящему из трех групп. Для объединения полученных значений в Группы А, В и С существуют различные методики. Например, в Группу А мы можем отнести только товары из группы АА, в Группу В относим значения ВА, ВВ и АВ, а остальные — в Группу С. Это позволяет выделить безусловных лидеров ассортимента и сконцентрироваться на развитии этой группы.

Существует и противоположная методика, когда к Группе С относятся только значения СС, в Группу А входят значения, содержащие хотя бы одну букву А, а остальные относятся к Группе В. Но повторюсь, многое зависит от целей анализа и специфики деятельности компании, в зависимости от этого, вы можете составить группы и по другим признакам.

Далее обратимся к сильным и слабым сторонам АВС-анализа. В качестве его преимуществ можно выделить его простоту (если использовать базовые критерии отбора) и универсальность (можно применить почти к любой сфере деятельности компании, взяв за основу любой критерий). Главное же преимущество метода в том, что он позволяет оптимизировать ресурсы компании. При этом использование анализа на сегодняшний день автоматизировано, т.к. его без проблем можно провести в MS Excel, не утруждая себя объемными вычислениями.

Говоря о недостатках метода, необходимо учитывать его особенности. Если принимать их во внимание, то можно минимизировать недостатки анализа и получить более точные данные. Остановимся на этих особенностях более подробно.

  1. Анализ неоднородной продукции. Если у фирмы в ассортименте находится товар одной группы, то все становится предельно ясно. А если фирма занимается реализацией разнообразной продукции, которая заметно отличается по цене, оборачиваемости и прибыльности? В таком случае, при проведении анализа по всей совокупности мы получим искаженные данные, пользуясь которыми мы будем принимать неверные управленческие решения. Например, если мы анализируем ассортимент по выручке, то, после проведения анализа, мы будем уделять большее внимание дорогим товарам, но не факт, что они будут лидерами по прибыльности и частоте продаж.
Читайте также:  Как делать анализ на английском

Правильным выходом из этой ситуации является разбиение массива анализируемых данных на однородные группы и проведение АВС-анализа по каждой из них. Также не следует анализировать товары, которые фирма реализует исключительно «под заказ» с другими товарами, т.к. любой крупный контракт по ним переведет его в Группу А, но это не гарантирует, что такой объем продаж будет в следующем периоде.

  1. Анализ данных за неоднородный период. Важно правильно ответить на вопрос: «Когда проводить анализ?» Если в сфере деятельности фирмы присутствует сезонность, и мы будем проводить анализ, например, летом, то есть большой риск исключить из ассортимента товары, у которых пик продаж приходится на зиму. Поэтому рекомендуется проводить анализ за год, что поможет выявить общую тенденцию. Для более детального анализа, можно проводить анализ для каждого пика продаж в отдельности.
  2. Анализ новых товаров. Для анализа новых товаров, которые только появляются в нашем ассортименте, необходимо использовать другие критерии. Так как мы не можем оценить их уровень продаж за прошлые периоды, то для них следует проводить «политику наибольшего благоприятствования», поэтому на первое время их можно автоматически отнести к Группе А, чтобы уделять им наибольшее внимание.

Также могут возникнуть ситуации, когда возникают перебои с поставками товара. Причины могут быть разные: ошибка в закупках, отсутствует у поставщика и т.д. Так как товар отсутствовал, то уровень его продаж будет ниже потенциально возможного. Если это был товар Группы А, то он может незаслуженно попасть в Группу В или С. В таких случаях, рекомендуется исключать моменты отсутствия товара из нашего анализа. Сделать это несложно, если перейти от суммарных продаж к средним продажам за более мелкий период (от годовых к квартальным или месячным).

  1. Выбор признаков для анализа. Очень важно правильно выбрать те признаки, по которым мы будет проводить анализ и относить товары в группы. Поэтому перед проведением анализа следует задать вопрос: «Насколько хорошо выбранные признаки отражают анализируемую совокупность и насколько они соответствуют цели анализа?»
  2. Дополняющие товары. При сокращении товаров из Группы С важно ответить на вопрос: «А не попадают ли в эту группу товары, дополняющие товары из Группы А или В?» Важно, чтобы сокращение таких товаров не сказалось на спросе потребителей на товары ведущих групп. Поэтому эту особенность также необходимо учитывать при проведении анализа.

Важно помнить, что игнорирование вышеперечисленных особенностей АВС-анализа может не только перечеркнуть все усилия по анализу, но и привести к абсолютно неверным выводам. В этой главе мы познакомимся с алгоритмом его проведения, т.е. рассмотрим из каких последовательных этапов состоит АВС-анализ:

  1. Выбрать цель анализа. Выбираем к чему мы должны прийти по итогу анализа, например: оптимизация ассортимента, рост выручки, рентабельности и др.
  2. Выбор объекта анализа. Определяем, что будем анализировать: ассортиментную группу/подгруппу, номенклатуру в целом, поставщиков, клиентов. Возможна детализация направлений анализа по каналам сбыта, рыночным сегментам и др.
  3. Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта. Это может быть средний товарный запас, объем продаж, количество продаж, объем заказа и т.д.
  4. Составление рейтингового списка по выбранному параметру и его сортировка в порядке убывания. Например, если в качестве критерия мы выбрали «объем продаж», то сортируем весь наш ассортимент от товаров с наибольшими продажами до наименьших.
  5. Подсчитать общую сумму по выбранному параметру (например, общий объем продаж по всему ассортименту) и вычислить долю параметра каждой позиции списка в общей сумме. Для нашего примера, доля продаж по каждому товару будет равна отношению продаж по товару к общей выручке.
  6. Вычислитьдолю нарастающим итогом для каждой позиции списка. Например, для десятого товара: (доля 1-го товара) + (доля 2-го товара) + … + (доля 10-го товара). Для последнего товара доля нарастающим итогом будет равна 100%.
  7. Определение групп А, В, С. Найти позицию списка, в которой доля выбранного параметра ближе всего к 80% (нарастающим итогом). Это будет нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке. Следующим шагом необходимо найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%). Это будет нижняя граница группы B. Оставшиеся позиции будут относиться к Группе C.
  8. Сравнение полученных значений с рекомендуемыми. Для этого необходимо посчитать количество позиций в каждой группе и вычислить их долю от общего количества. Если полученные значения объективно отражают рассматриваемую совокупность, то мы можем перейти к завершающему этапу анализа.
  9. Анализ полученных данных и подведение итогов. Разумеется, это самый важный шаг всего анализа, т.к. от сделанных выводов будут зависеть дальнейшие шаги руководства компании в области управления ассортиментом, управления продаж и т.д.

Итак, мы можем сделать вывод, что несмотря на преимущества анализа, включающие его простоту, универсальность и автоматизацию, при его проведении важно соблюдение определенных условий. Если аналитик неверно определит цель, объект и признаки анализа, а также проигнорирует особенности анализа неоднородной продукции или периодов, то он запросто может не достичь поставленной цели. Важно помнить, что качество этого вида анализа зачастую зависит от качества исходных данных. Поэтому для повышения его точности рекомендуется анализировать однородные группы и еще раз убедиться в том, что выбранные параметры объективно оценивают анализируемое явление. В следующей статье мы поговорим о XYZ-анализе , который может стать хорошим дополнением к проведенному АВС-анализу.

источник

Задача анализа товарного запаса на складах регулярно возникает практически во всех компаниях. Одним из наиболее известных методов его проведения является АВС-анализ. Несмотря на это ответы на вопросы «с чего начать?» и «как провести АВС-анализ?» не перестают быть насущными для многих логистов.

Прежде чем проанализировать запас, необходимо определиться с тем, что же хранится на складе.

Весь хранимый товар можно разделить на три основные части — основной, временный и вынужденный запас (см. «Виды товарных запасов»).

Очевидно, что формирование каждой из трех составляющих запаса происходит с разной целью и обусловлено разными причинами.

  • Основной товарный запас служит для обеспечения текущей отгрузки в соответствии с планом.
  • Временный запас создается для получения дополнительных конкурентных преимуществ.
  • Вынужденный запас возникает сам по себе в процессе работы любой компании.

Итак, чтобы проанализировать товарный запас, его следует разделить на эти три группы.

Ответ очевиден: чтобы оптимизировать остатки и не платить за хранение лишних товаров. Но стандартные подходы, которые используют компании, очень часто не дают ответа на вопрос, что же такое оптимальный запас товара на складе. Почему так происходит? Дело в том, что имеющийся запас товара — это по сути показатель и результат дея­тельности всей логистической системы ком­пании и ее окружения. В каком-то смысле он не может быть большим или маленьким. Его состояние определяется ассортиментом, то­варным наполнением, клиентами, менедж­ментом и квалификацией персонала компа­нии, размерами склада, географическим по­ложением и т. д.

Существующий размер товарного запаса -это характеристика того, как эффективно ком­пания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами. Для того чтобы приблизить свой товарный запас к оптимальному, необходимо научиться выделять самые значимые причины, влияю­щие на текущее состояние товарного запаса компании.

Идея ABC-анализа строится на основе прин­ципа Парето, который формулируется следую­щим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». В настоящее время принцип широко известен как «правило 20 на 80».

Самая простая разновидность ABC-анализа -это отсортированный по убыванию список пара­метров. Если номенклатурный перечень не пре­вышает 100 наименований, такой сортировки бы­вает достаточно. Сложнее выделить значимые по­зиции, если на складе хранится несколько десят­ков тысяч наименований товара. Именно в таких случаях и используется развернутый АВС – анализ.

Таблица 1. Исходные данные.

Код товара Наименование товара Средний товарный запас, паллет
1 Товар 1 33
2 Товар 2 13
3 Товар 3 2
4 Товар 4 9
5 Товар 5 16
6 Товар 6 39
7 Товар 7 10
8 Товар 8 7
9 Товар 9 3
10 Товар 10 14

Проведение анализа необходимо начинать с выбора объектов, значимость которых мы хо­тим определить, и актуальных параметров объ­ектов, по которым мы будем проводить анализ.

Проведение анализа начинают с выбора объектов и определения их актуальных параметров

Объектом может быть товар, товарная группа, поставщик, клиент, заказ и т. д. В качестве па­раметра можно выбрать: средний или текущий товарный запас в рублях, штуках, коробках или паллетах; объем продаж за период, доходность товара, количество заказов клиентов и т. п.

Для примера рассмотрим отчет о среднем товарном запасе за месяц в паллетах. Объек­том анализа являются товары; параметром, по которому проводится анализ, — средний товар­ный запас за месяц в паллетах (см. таблицу 1).

Для проведения анализа очень удобно исполь­зовать MS Excel или любой другой аналогич­ный редактор. Порядок действий следующий:

  1. Отсортировать объекты анализа в порядке убывания значения параметра.
  2. Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов (это делается для того, чтобы оценить «вклад» каждого объекта в общий результат).
  3. Рассчитать эту долю с накопительным итогом (эта операция носит технический характер и служит для удобства дальнейшего определения границ для групп ABC).
  4. Присвоить значения групп выбранным объектам.
Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Наибольшее число вопросов вызывает оп­ределение границ при проведении АВС-анализа. Автор в своей практике изначально использовал деление на три группы по показателю «доля с накопительным итогом»: А — до 50%, В — 50-80% и С — 80-100%. Данное распреде­ление полностью отвечает задачам склада оп­товой компании или розничной сети.

Товар – взаимозаменяемый, и соответственно в груп­пу С попадает весь «ассортиментный хвост». Но в случае анализа запаса на складе производственной компании или сети магазинов — дискаунтеров, в которых взаимозаменяемость товаров может отсутствовать, появилась необ­ходимость разделить группу С, куда попадает 80% всего ассортимента, на две менее крупные группы. Поэтому во многих случаях рекомен­дую производить деление товара на четыре группы:

  • группа А — объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров;
  • группа В — следующие за группой А объекты — от 50 до 80%;
  • группа С — от 80 до 95%;
  • группа D — оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95% до 100% от общей суммы параметров.

В результате проведенного анализа мы по­лучили четыре группы объектов (таблица 2):

  • группа А — составляет 20% ассортимента и 49% товарного запаса;
  • группа В — 30% ассортимента и 30% товар­ного запаса;
  • группа С — 20% ассортимента и 13% товар­ного запаса;
  • группа D — 30% ассортимента и 8% товар­ного запаса.

Таблица 2. Распределение товаров по группам на основе АВС — анализа.

Код товара Наименование Средний товарный Доля запаса товара Доля с накопительным Группы
товара запас, паллет в общем запасе,% итогом,%
6 Товар 6 39 27 27 А
1 Товар 1 33 23 49 А
5 Товар 5 16 11 60 В
10 Товар 10 14 10 70 В
2 Товар 2 13 9 79 В
7 Товар 7 10 7 86 С
4 Товар 4 9 6 92 С
8 Товар 8 7 5 97 D
9 Товар 9 3 2 99 D
3 Товар 3 2 1 100 D
Итого средний запас 146

Допустим, перед компанией стоит задача сни­зить средний товарный запас. В этом случае необходимо разобраться, по какой причине товары группы А находятся на складе в таком большом количестве. Даже незначительное снижение запаса только по двум товарам из этой группы заметно скажется на общем объе­ме товарного запаса.

Рабочий товарный запас, необходимый для обеспечения отгрузки в соответствии с планом продаж на текущий период.
Страховой товарный запас, который позволяет компенсировать незапланированный рост отгрузки и непредвиденные задержки в доставке, связанные с перебоями в производстве или наличии товара у поставщика.

Сезонный товарный запас. Избыточный запас, создаваемый до начала сезонного роста продаж. Маркетинговый товарный запас. Дополнительный запас, формируемый на время проведения маркетинговых акций, рекламных кампаний и т. д.
Конъюнктурный товарный запас. Избыточный запас, создаваемый под воздействием конкурентной ситуации на рынке.
Причинами создания конъюнктурного запаса могут быть: разовые скидки поставщиков, прогнозируемый или искусственно создаваемый дефицит товара у поставщиков и т. п.

Брак. Товар, который потерял потребительские свойства и не может быть в дальнейшем использован по назначе­нию.
Неликвидный или труднореализуемый запас. Часто этот товар появляется в результате «творческого взаимодействия» отдела продаж и отдела закупок: запланировали отгружать одно количество, а фактический спрос оказался в 10 раз меньше; заменили одного поставщика на другого, а реализовать остатки «забыли» и т. д.

Результаты АВС-анализа следует использо­вать разносторонне. Много дополнительной информации можно получить, если сопоста­вить результаты анализа по одному параметру с другими параметрами одного и того же объ­екта, например, отгрузку товара за некий пери­од и сумму брака по товару за этот же период (таблица 3).

Два товара группы А, на которые прихо­дятся 14% отгрузки, составляют 49% товарно­го запаса. При этом на два товара груп­пы С приходятся те же 14% отгрузки, но они составляют только 13% запаса. Значит, если по товарам группы С удается обеспечить от­грузку со средним товарным запасом в 19 пал­лет, то не исключено, что и в отношении това­ров группы А существует такая же возмож­ность.

Настоятельно рекомендую творчески под­ходить к определению объектов и параметров анализа. Не бойтесь экспериментировать.

Сгруппировав товар по одному параметру, со­поставьте полученный результат с другими па­раметрами. Группа D может приносить 5% до­хода, составлять 50% товарного запаса и зани­мать 70% площади склада.

ABC-анализ товаров по доходу покажет, на чем зарабатываются деньги, аналогичный ана­лиз по затратам позволит понять, на что они тратятся.

Если в оптовой компании или розничном магазине провести ABC-анализ товаров по объему продаж, а потом оценить, из каких то­варов состоят ассортиментные группы, то можно определить, какие из этих групп требу­ют расширения, а какие — сокращения.

Можно проанализировать товары по ко­личеству отгруженных единиц (или количе­ству заказов по ним) и в результате получить 20% товаров, покупаемых 80% клиентов, оп­ределив привлекательность товара для кли­ента. Этот же результат можно использовать при планировании размещения товара в «го­рячих» и «холодных» зонах на складе или в торговом зале магазина.

Таблица 3. Сопоставление объемов отгрузки на некий период с суммой брака на тот же период.

Группа Средний товарный Объем отгрузки, Сумма брака, Доля в запасе, Доля в отгрузке, Доля брака,
запас, паллет паллет руб. % % %
А 72 19 5000 49 14 21
В 43 82 12 000 30 61 50
С 19 19 3000 13 14 13
D 12 15 4000 8 11 16
Итого 146 135 24000

В одной очень известной оптовой компании информационная система настроена таким об­разом, что менеджер по закупке при формиро­вании заказа сначала открывает список поставщиков группы А. При этом товары отсортированы и выделены разным цветом не по алфавиту или коду, как обычно, а по результатам ABC-анализа товаров по доходу за послед­ний квартал. В первой половине дня формиру­ются заказы на наиболее значимые товары, а в конце дня, когда сотрудник устает и совершает больше ошибок, оформляются наименее важные заказы

Настоятельно рекомендуется твор­чески подходить к определению объектов и пара­метров анализа. Не бойтесь экспериментировать!

Даже на рассмотренном простейшем приме­ре из 10 товаров видно, что АВС — анализ позволяет не только разбить весь набор данных на группы в зависимости от степени влияния на конечный результат, но и значительно облегчить работу с большим ассор­тиментом. Сначала весь ассортимент делит­ся на группы, а затем более подробно рассматривается каждый товар в группах А и В и менее подробно — в группах С и D. Это дает возможность более эффективно распределить усилия и рабочее время, которые требуются для контроля и управления наиболее важными с точки зрения конечно­го результата объектами.

Важно помнить, что АВС — анализ является одним из способов математической обработки данных. Если провести анализ по сумме дохо­да от продаж, а потом сократить группы С и D как приносящие всего 20% дохода, но занимаю­щие 60% площади склада, то через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности компании может снизиться на 50%. Ценность в глазах клиентов имеют не только товары основного ассортимента, но и «ассор­тиментный хвост», который отличает компа­нию от конкурентов.

Таким образом, АВС — анализ позволяет сде­лать первый эффективный шаг в оптимизации товарного запаса на складе.

Адиль Гаджинский, профессор РГТЭУ, эксперт по логистике:

«На мой взгляд, данный материал актуальный, написан эмо­ционально и популяризирует идею дифференцированного подхода к управлению номенклатурой склада. При чтении текста возникает ощущение, что его писал практик, что добавляет доверия к инструменту, даже в тех местах, где, на мой взгляд, собственно метод прописан недостаточно четко. По-моему, главное, что делает автор в статье, это создает у читателя желание глубже познакомиться с мето­дом. Это ценно и это желательно сохранить. Текстовое опи­сание в разделе «Как выполнять анализ?» содержит интервальную характеристику групп, что, на мой взгляд, воспри­нимается с некоторым напряжением (хотя таблица все разъясняет). Почему, например, Роман Юрьевич не пользуется традиционным представлением распределения:

  • группа А — 50% результата;
  • группа В — 30% результата;
  • группа С — 20% результата,

«поэтому сейчас я рекомендую выделять 4 группы».

  • группа А — 50% результата;
  • группа В — 30% результата;
  • группа С — 15% результата;
  • группа D — 5% результата.

Так четче видна арифметика.

Хотя это, конечно, дело автора! Повторяю, данный участок текста, при внимательном чтении понятен.

В целом направление, связанное с дифференциацией объектов управления в логистике, конечно же, заслуживает подробного освещения на страницах журнала.»

источник