Меню Рубрики

Как провести анализа поставок на предприятии

Анализ поставщиков – оценка поставщиков по показателям качества, обслуживания и цены. Анализ поставщиков — оценка поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых товаров на степень надежности соблюдения условий контрактов. Анализируется финансовое положение поставщика, наличие рекламаций на качество продукции, уровень обслуживания. Наиболее важной частью анализа является анализ уровней цен различных поставщиков.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при анализе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Анализ действующихпоставщиков проводится на основе изучения наиболее важных критериев качества поставок:

  • качества поставляемого товара;
  • количество номенклатурных единиц в закупаемой ассортиментной матрице поставщика.
  • качества поставок;
  • финансовых выгод;
  • качества коммуникации с поставщиком.

Качество поставляемого товара оценивается по показателю количества брака и иных недостатков товара на партию. Показатель рассчитывается, как процент отношения количества товара с недостатками в партии, к объему количеству товара в закупаемой партии.

Качество поставок оценивается по показателю величины издержек, вызываемых перебоями в поставках. Расчет ведется на основе учета суммы ущерба от простоев транспорта, изменения производственных планов из-за несвоевременных поставок, упущенной выгоды от перепродажи товара, а также стоимости командировочных и прочих расходов, понесенных покупателем с целью нормализации поставок.

Качество коммуникации оценивается по уровню оперативности поставщиков при ответах на запросы, обмене документами о поставке, быстроте реагирования на претензии.

Анализ финансовых выгод от сотрудничества с действующим поставщиком проводится по оценке критериев:

  • продажи в суммарном денежном выражении,
  • прибыльность в разбивке по месяцам при соответствующей наценке на товар.

Такой анализ актуален при наличии достаточной истории продаж и взаимодействий с ним.

Количество номенклатурных единиц, закупаемых у поставщика – важный параметр оценки поставщика. Чем больше номенклатурных единиц товара закупается у меньшего количества поставщиков – тем проще и выгоднее товарная, складская и финансовая логистика закупки.

Анализ нового поставщика предполагает изучение следующих параметров:

  • цена продукции и финансовые условия поставки;
  • соответствие условия поставок стратегии закупок;
  • дополнительные услуги, сопровождающий поставку товара;
  • готовность товара к поставке (его наличие или удовлетворяющие сроки производства и поставки);
  • опыт работы на рынке и оценка опыта аналогичных поставок;
  • качество обслуживания покупателей;
  • географическое расположение поставщика и, как следствие, качество логистики;
  • порядок удовлетворения рекламаций и наличие службы по работе с претензиями
  • наличие службы технической помощи
  • и др.

Для оценки поставщика применяется бальный метод оценки. Вес каждого параметра определяется в зависимости от экономических, логистических и маркетинговых задач, стоящих перед компанией.

источник

Важность выбора поставщика объясняется функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов и товаров. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых товаров приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную деятельность предприятия. В данное время существует достаточно много фирм предлагающих свои услуги по поставке той или иной продукции, и выбрать какой поставщик лучше задача не из легких.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин, таких как: Экономика, Коммерческая деятельность, Организация материально-технического обеспечения и сбыт, Основы маркетинга и предпринимательства. Актуальность настоящей работы обусловлена, большим интересом к теме в современной науке. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью данной курсовой работы является анализ выбора поставщиков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить понятие процесса выбора поставщиков.

2. Выявить основные методы выбора поставщиков.

3. На практическом примере рассмотреть процесс выбора поставщиков

4. Провести анализ и отбор поставщиков на конкретном предприятии.

5. Изучить роль службы закупок в деятельности и развитии предприятия.

Методологической основой разработки темы работы являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, а также общенаучные методы. В данной работе были использованы такие литературные источники, как «Снабженческо-сбытовая деятельность» под редакцией Т.Н. Байбардиной, И.И. Грищенко, Л.И. Старовойтовой; «Коммерческая деятельность» под редакцией С.Н. Виноградовой и О.В. Пигуновой, «Организация коммерческого успеха. Советы специалиста» Крепкий Л.М. с помощью которых рассмотрены основы организации выбора поставщиков и оценка эффективности их работы. Также были использованы Нормативно-правовые акты Республики Беларусь, в которых описаны основы работы по выбору, оценке и анализу поставщиков на белорусских предприятиях. Это такие документы, как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Положение «О порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь», Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)», а также многие другие.

1. Значение анализа, оценки и выбора поставщиков продукции для эффективной работы торговой организации в современных условиях.

1.1 Организация хозяйственных связей и договорной работы в торговле.

В условиях становления рыночных отношений, совершенствования законодатель ства Республики Беларусь расширяются возможности полноценной хозяйственной деятель ности предприятий торговли и сф еры услуг. Юридическая и хозяйс твенная са мостоятельность предприятий, их экономическая свобода предоставляют аппарату предприятий широкий простор коммерческой инициативе, самостоятель ности в принятии решений по вопросам коммерческих связей, исполь зования финансово-кредитного механизма. Работники коммерческих служб сам остоятель но регулируют структуру хозяйственных связей на постоянной договорной основе и самостоятельной коммерческой инициативы на внутреннем и внешнем рынках.

Организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателя­ми товаров – широкое понятие. С юда входят экономические, организационные, коммерческие, ад минис тративно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в процессе поставок товаров [1, c. 112]. Основой успешной организации хозяйственных связей является организация договорной работы.Договорная работа – один из основных участков правовой работы предприятия и других хозяйственных организаций, направленная на формирование и исполнение нормативных актов. Хозяйственные договоры следует относить к числу наиболее типичных индивидуальных правовых актов, в связи с формированием которых на предприятии проводится объемная и важная работа правового характера.

Надлежаще оформленный договор сам приобретает силу юридического акта, определяющего последующие действия сторон.

Своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон.

Таким образом, договорная работа – это деятельность предприятия по формированию и правовому закреплению договорных отношений и организации исполнения договоров [4, с. 65].

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей. Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

· Подготовка к заключению договоров;

· Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

· Оформление договорных отношений;

· Доведение договорных обязательств до служб, участвующих в исполнении конкретного договора;

· Контроль за исполнением договоров;

· Оценка результатов исполнения договоров.

Система хозяйственных связей торговли с промышленность ю – важнейшая сос тавная часть хоз яйственного механизма, предс тавляющая совокупнос ть ф орм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объ единений, ф ирм, отраслей хозяйства с потребителями продукции. Таким образом, основное место в хозяйственных связях торговли принадлежит межотраслевым связям с отраслями, производящими потребительские товары, по поставкам этих товаров. У становление таких связей при посредничестве торговли позволяет обеспечивать сбыт выпускаемой ими продукции и взаимный обмен ею, стимулировать и определять дальнейшее развитее производства. В рамках этих связей соответствующие отрасли промышленности на основе требований торговли и в соответствии со своими производственными и финансовыми возможностями выпускают товары и поставляют их в сферу обращения. Торговля при этом имеет возможность воздействовать на отрасли, произ водящие товары, во многих отношениях, в том числе в отношении объема, ассортимента, качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.

Подавляющая часть хозяйственных связей представляет собой з аключение договоров с поставщиками на пос­тавку товаров в течение опр еделенного срока. С ущность ю таких хозяйственных связей являются полная свобода в реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело с устоявшимс я кругом поставщиков и старается заключить с ними б олее длитель ные договора, с возможность ю их продления.

В ра мках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями-поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются об ъем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации.

В хоз яйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование.

Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовитель ных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промыш ленность ю и непосредственных участников. Подготовитель ные мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и з аказов на производство, поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков — производителей товаров, чь я продукция не распределяется в плановом порядке.

Этап оформления хоз яйственных связей представляет соб ой принятие участвующими в них предприятиями взаимных об язатель ств, которые определяют их права и об язанности по поставкам товаров в ф орме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности [3, c.87]. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [2, с.390].

Заключенные договоры об еспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятель ного выбора поставщиков товаров покупателями. Заключение договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.

Этап функционирования хозяйственных связ ей представляет собой процесс выполнения участниками обязательств, взятых на себя в соответствии с заключенными договорами по пос тавкам товаров: организацию отгрузки пос тавщиками товаров в с роки, количестве и ассортименте, предусмотренны х договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары.

Повышение роли договоров поставки в хозяйственной деятельности требует от заключивших сторон соблюдения принятых обязательств. Невыполнение заключенных договоров поставки, которые имеют юридическую силу, влечет за собой имущественную ответственность сторон [1, c.137].

1.2 Критерии выбора поставщиков продукции. Оценка эффективности работ с поставщиками.

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых товаров, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером торговой организации. Выбор производится по следующей схеме.

Примечание. Источник: [4, с. 82].

Как видно из приведенной схемы, завершающим этапом для принятия решения о выборе поставщика является определение их рейтинга и ранжирование. Однако этот процесс является неоднозначным и носит творческий характер. Во-первых, неоднозначным и субъективным является суждение об удельном весе данного показателя по сравнению с другими показателями, определяющими рейтинг данного поставщика. Например, если все показатели вместе принять за 100%, то сколько из них приходится на качество товара, сколько на возможность внеплановой поставки, сколько на месторасположение поставщика, сколько на значимость поставки именно этого товара для нормального хода производства, сколько на цены, сколько на условия платежа (например, платежи могут осуществляться по факту доставки, либо авансом, либо в рассрочку и т.д.), а сколько – на надежность поставок. Ответы на эти вопросы зависят от конкретных ситуаций и не могут быть общими. Если, например, дефицит этого компонента недопустим по тем или иным причинам (например, по технологическим), то его наличие должно быть обеспечено любой ценой. Следовательно, на первый план выходит надежность поставки, что выражается в отведении на учет этого показателя большой доле из общей величины 100%-й значимости. Наоборот, если можно допустить временное отсутствие этого компонента, то на первый план выходят цены и условия платежа, а значимость надежности поставки снижается [4, c. 102]. Таким образом, назначение удельной значимости каждого фактора при расчете рейтинга поставщика для конкретной задачи является творческим и неформализованным актом. Наиболее правильным будет, если эта удельная значимость будет назначена как экспертная оценка в результате проведения независимой экспертизы. Во-вторых, сама оценка уровня того или иного показателя, характерного для данного поставщика, не может быть рассчитана формализованным методом и определяется как экспертная оценка. Традиционные методы поиска, анализа и выбора поставщиков в последнее время дополняется новыми формами и методами. Коротко рассмотрим основные методы выбора поставщиков, наиболее используемые в настоящее время. Метод рейтинговых оценок . Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим.

Оценка значимости поставщика

Название: Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат Добавлен 15:38:26 05 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 3225 Комментариев: 14 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Произведение удельного веса критерия на

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10-бальной шкале
1. Надежность поставки 0,30 7 2,1
2. Цена 0,25 6 1,5
3. Качество товара 0,15 8 1,2
4. Условия платежа 0,15 4 0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2
ИТОГО: 1 6,3

Примечание. Источник [4, c. 54].

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Метод оценки затрат . Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

-маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

-издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

-издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;

-затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

-затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

-транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

-затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

Метод доминирующих характеристик . Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора [4, c. 108].

Также перед выбором поставщика в торговле необходимо четко определить продаваемый ассортимент.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (отношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен) [7, c. 25]. Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп (сегментов рынка).

Важным этапом работы с поставщиками является оценка их эффективности. Этой работой занимаются коммерческая и юридическая служба, а вопросами цен и оплаты – бухгалтерия.

Учет исполнения договоров поставки может осуществляться вручную и автоматизированным способом [1, c.137]. В-первую очередь анализируются сроки поставки, качество, поставляемого товара, ритмичность завоза, быстрота реагирования на изменяющийся ассортимент. От эффективности работы с поставщиками зависит максимальное получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей, и тем самым достижение главной цели коммерческой деятельности торговой организации.

1.3 Роль анализа, оценки и выбора поставщиков на предприятиях Республики Беларусь

Деятельность по анализу, оценке и выбору поставщиков на предприятиях торговли в Республики Беларусь осуществляется в соответствии с определенным перечнем Нормативно-правовых актов. Из них можно выделить следующие:

· Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором содержится общее положение договорного права, включая понятия и условия договора, виды договоров, порядок их заключения, разрешение преддоговорных споров и т.д.

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам». В соответствии с утвержденными Правилами розничная торговля по образцам осуществляется: в торговом объекте — путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах.

· Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ» необходимо отметить следующее, что при осуществлении государственных закупок выбор поставщика производится в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь [5, cт. 1.2]. В данном положении указывается то, что закупки могут осуществляться с применением процедуры оформления конкурентного листа, процедуры запроса ценовых предложений, конкурсов, процедуры закупки из одного источника.

В случаях, предусмотренных в настоящем Положении, при ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) применяются:

— от 30 до 1000 базовых величин — процедура оформления конкурентного листа;

— от 1000 до 8000 базовых величин — процедура запроса ценовых предложений;

— от 8000 базовых величин и более — конкурсы;

— от 30 базовых величин и более — процедура закупки из одного источника.

Проводятся открытые и закрытые конкурсы, они могут быть двухэтапными [6, гл.2].

На практике закупочная группа выбирает поставщика, используя различные критерии, например, качество товара, полноту ассортимента, цену товара, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию поставщика и личные с ним отношения. Изучение, предпринятое в промышленной среде, показывает, что существует тенденция обращаться в первую очередь к привычным поставщикам, а также к тем, кто имеет хорошую репутацию.

При анализе предложений и выборе поставщика или поставщиков различают следующие случаи: когда продукты различных поставщиков почти заменяют друг друга; когда ни продукты, ни ассоциированные услуги не являются взаимозаменяемыми. В первом случае цена является критерием, определяющим выбор и, более того, общие издержки использования. Во втором случае, как показали исследования, цена остается важным элементом, однако первостепенными становятся следующие требования: продукт поставщика должен соответствовать характеристикам, выявленным клиентом; поставщик должен поставить продукт вовремя и на условиях, определяемых клиентом.

На предприятиях торговли Республики Беларусь предпочтение отдается белорусским поставщикам и производителям.

2. Организация работ по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в ТКУП «Универмаг Беларусь»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»

Универмаг «Беларусь» был основан в 1978 году. Он является одним из крупнейших торговых предприятий столицы Республики Беларусь: торговая площадь составляет 7380 кв. метров, складская — 8600, а общая — 31250 кв.метров.

УП «Универмаг Беларусь» является торговым коммунальным унитарным предприятием и имеет следующую организационную структуру [Приложение 1]. Во главе универмага стоит директор, которого назначает учредитель, то есть государственный орган. Для оперативного управления в универмаге назначается директор по коммерческим вопросам, в обязанности которого входит управление вопросами по организации работы с поставщиками. Так же назначается финансовый директор, главный бухгалтер и экономист и т.д., что позволяет более оперативно участвовать в управлении работы предприятия.

Основным видом деятельности универмага является розничная продажа товаров населению. Для каждой секции директором утверждается ассортиментный перечень товаров. Он разрабатывается в соответствии с ассортиментным перечнем товаров отечественного производства, рекомендуемым для включения в ассортиментные перечни товаров для торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю.

В ассортименте УП «Универмаг Беларусь» представлены мужские костюмы, брюки и пиджаки гомельского предприятия «Коминтерн», швейные и трикотажные изделия могилевской фабрики «Веснянка», бобруйской – «Славянка», солигорских – «Калинка» и «Купалинка», витебских – «Знамя Индустриализации», «КИМ», гродненской — «Элод», брестских – «Надзея» и «Элма», минской – «Элема». Обувь поставляют отечественные предприятия: «ЛеГранд», «Сивельга», «Отико», «Чевляр», «Белвест». В универмаге организована фирменная торговля с ОАО «Элема», «Галантэя», «Млитэкс», СП «Чевляр», «Купалинка», «Белита».

Универмаг «Беларусь» относится к торговому коммунальному унитарному предприятию. Особенности унитарного предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями состоит в следующем:

· в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности, т. е. Универмаг «Беларусь» не имеет права собственности на имущество. Собственником этого имущества остается учредитель, т. е. государство;

· имущество унитарного предприятия неделимо, и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

· право ответственности сохраняется за учредителем;

· во главе стоит единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

УП «Универмаг Беларусь», основано на праве хозяйственного ведения, — это предприятие, созданное по решению государственного органа. Все затраты, связанные с содержанием помещений, в том числе и складских финансирует государство. Также органами местного самоуправления финансируется участие универмага в различных ярмарках и соревнованиях. Универмаг реализует в основном продукцию отечественных производителей, поэтому государство производит финансовую поддержку его деятельности. Однако следует понимать, что в условиях жесткой рыночной конкуренции, необходимо отслеживать изменяющийся спрос покупателей и быстро реагировать на это. В настоящее время инвестирование деятельности происходит в основном за счет прибыли, так как при ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Для того чтобы оценить финансовое состояние организации по каждой секции составляется товарно-денежный отчет. В нем содержится остаток на начало отчетного период, приход за период отчета, наименование поставщика, расход за период отчета, остаток на конец отчетного периода. В бухгалтерии сводится общий отчет по всем секциям и делается вывод по деятельности универмага.

Анализ финансовых результатов деятельности УП «Универмаг Беларусь» за период с 1 января по 30 сентября 2008 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлен в таблице 2.

Анализ экономических показателей деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» за 2007/2008гг.

Показатель 2007г. (млн.руб) 2008г. (млн.руб) % изменения Отклонение, + — (млн.руб)
Выручка от реализации товаров 74603 99309 133,12 24706
Налог с выручки 12540 16467 131,32 3927
Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов 62063 82842 133,48 20779
Валовая прибыль 13402 17973 134,11 4571
Расходы на реализацию 11943 15493 129,72 3550
Чистая прибыль от реализации 1459 2480 169,98 1021

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных отчета о прибылях и убытках УП «Универмаг Беларусь».

Из таблицы 2 видно, что в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, увеличился доход от реализации продукции и составил 82842 млн. руб. Однако, в связи с этим и возросли затраты, связанные с реализацией товаров.

Исходя из этих данных, можно рассчитать рентабельность затрат:

П – прибыль от продажи продукции;

С – общая сумма затрат на реализацию продукции.

Таким образом видно, что рентабельность затрат на УП «Универмаг Беларусь» за 2008 год составила 116%. Это свидетельствует о высоком уровне работы коммерческого отдела. Рентабельность продаж в Универмаге «Беларусь» за 2008 год составила 119,87%. Которая рассчитывается, как отношение налогооблагаемой прибыли (П), к выручке от продаж (В),%:

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж.

Выручка от реализации продукции увеличилась как за счет увеличения цен, так и за счет расширения ассортимента.

2.2 Анализ выбора поставщиков в ТКУП «Универмаг Беларусь»

Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности УП «Универмаг Беларусь», так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров. Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы универмага связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Для этого в Универмаге «Беларусь» проводится работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками. Спрос на товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками. Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок. При осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров [Приложение 2]. Договор выполняет следующие функции:

— Закрепляет юридические отношения между партнерами;

— Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

— Определяет ответственность за невыполнение обязательств.

Универмаг работает почти с 2000 поставщиками, свыше 80 % из которых – отечественные. Коммерческая деятельность универмага охватывает вопросы изучения спроса населения, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроль над выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо постоянно анализировать состояние рынка товаров и пути его совершенствования. При изучении поставщиков учитываются такие факторы, как:

· Условия работы с клиентами;

· Ассортиментный перечень и т.д.

Так как Универмаг «Беларусь» является государственным унитарным предприятием, в основном он реализует товары отечественных производителей в соответствии с рекомендуемым перечнем товаров. Однако в последнее время для более эффективной работы продаваемый ассортимент был расширен. Универмаг стал работать с посредническими организациями с иностранными фирмами. В связи с этим заключению договоров стало уделяться еще больше внимания.

УП «Универмаг Беларусь» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль над их исполнением.
Рассмотрим на примере договор на поставку швейных изделий № 27/12-05 от 10 октября 2006 года. В договоре предусмотрены следующие условия:

· Полное наименование сторон, заключивших договор;

· Качество, маркировка, упаковка;

· Права и обязанности сторон;

· Юридические адреса и платежные реквизиты сторон;

Дата заключения договора: Данный договор № 27/12-05 заключен 10 октября 2006 года в городе Кобрин. Полное наименование сторон, заключивших договор: РУП Швейная фирма «ЛОНА», в лице директора Андреюк З.В. действующего на основании Устава и ТЧУП «Универмаг Беларусь», в лице директора Гарбуз И.И., действующего на основании Устава, заключили договор по поставке. Предмет договора: Особое значение предмету договора придается по той причине, что существование договоренности сторон, является предпосылкой вступления договора в законную силу. РУП Швейная фирма “ЛОНА» обязуется поставлять швейные изделия (товар), ТЧУП «Универмаг Беларусь» оплачивать и принимать товар и тару, по количеству и качеству. Предусмотрено, что ассортимент, количество, цена единицы товара и тары указывается в счет-фактуре на каждую отдельную партию. Цена и общая сумма договора: Являясь основным атрибутом договора, цена товара и сумма каждой поставки определяется в рублях с учетом НДС, включая тару. Цена единицы товара устанавливается в соответствии с действующими ценами завода-изготовителя на момент подписания счет-фактуры. Оплата производится в течении 20 календарных дней со дня отгрузки товара. Права и обязанности сторон: К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции на условиях договора, обеспечение сертификатами качества на поставленный товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев, когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодолимой силы. Доставка продукции производится самовывозом. К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад, осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить доверенность на получение товара, подписать накладные, счет-фактуру. Покупатель предварительно дает заявку на следующую партию товара, определяет ассортимент и количество продукции. Покупатель обязан принять и вернуть тару поставщику в полном объеме, по количеству и качеству. Ответственности сторон: В договоре предусмотрено, что за несвоевременную оплату товара Покупатель уплачивает пеню в размере учетной ставки рефинансирования, установленной НБРБ, от несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки. Если в процессе заключения договора возникли разногласия, составляется протокол разногласий, в котором содержится номер пункта, редакция поставщика и редакция покупателя. Протокол разногласий является неотъемлемой частью договора. Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а так же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.
При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие учитывает основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.
Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.
Оперативность – суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора. Экономичность товароснабжения – снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д.
Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствами предприятий-поставщиков, что позволяет работникам магазина не отвлекаться от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей. Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Для этого составляется отчет о движении товара (по поставщикам). Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год в УП «Универмаг Беларусь» не наблюдалось.

2.3 Пути совершенствования анализа, оценки и выбора поставщиков

Для более эффективной работы универмага большое значение уделяется совершенствованию работы с поставщиками, а точнее анализу, оценке и выбору. Расширяется количество факторов, по которым выбираются потенциальные поставщики. Проводится сбор и анализ коммерческой информации, как первичной, полученной из бесед со специалистами в процессе деловых переговоров; так и вторичной, полученной из статистических справочников, документов и отчетов.

Для сбора информации для выбора поставщика используются самые разнообразные источники:

· местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

· конкуренты потенциального поставщика;

· государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В отборе источников информации сотрудники коммерческого отдела универмага руководствуются следующими правилами:

1.Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

2.Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

В современных условиях большое значение уделяется надежности поставщика. Это обеспечивает бесперебойные поставки, и тем самым достигается главная цель всей коммерческой работы универмага – это удовлетворение потребностей потребителей и получение максимальной прибыли. Также надежность поставщика уменьшает коммерческий риск.

Для универмага «Беларусь» немаловажную роль играет ассортимент выпускаемой продукции поставщиков, а также быстрота реагирования на изменяющийся спрос. Продукция должна быть качественная, отвечать эстетическим качествам и модным тенденциям.

Еще одним критерием выбора поставщика в современных условиях является наличие дополнительных услуг, таких как доставка товара, фасовка и упаковка.

Коммерческое решение по вопросу выбора поставщика должно быть оптимальным, подконтрольным, соответствовать действующим законам и нормативным актам, своевременным и согласованным с ранее принятыми решениями.

Для удобства анализа за выполнением обязанностей поставщиков в современных условиях используют средства ПЭВМ. Это позволяет оперативно выявлять недопоставку товаров, вести контроль над качеством и количеством поставляемых товаров. Также в компьютере содержится вся информация о поставщиках, при необходимости можно быстро найти интересующие данные.

В современных условиях большое значение в эффективной работе предприятия отводится эксплуатации ПЭВМ, оргтехники и средств связи. Это значительно упрощает выполняемые операции, делает работу более оперативной и позволяет повысить уровень обслуживания, что в комплексе приводит к увеличению прибыли.

Нет, пожалуй сейчас сферы деятельности, в которой не использовалась бы электронно-вычислительная техника. Не стала исключением и торговля – отрасль, как известно, одна из наиболее информационно насыщенных. Огромные потоки информации циркулируют на всех уровнях управления торговлей, в том числе ив сфере организации работ с поставщиками.

Также на УП «Универмаг Беларусь» используют такие средства связи, как телефоны и факсы. Они используются для связи с поставщиками и клиентами. С помощью телефонов подаются заявки на приобретение товаров, а по средствам факсимильной связи можно передать необходимые документы, экономя при этом время. В современных условиях очень важно использовать ПЭВМ и оргтехнику при решении снабженческих задач, так как это экономит время, упрощает выполняемые операции, помогает произвести более точные расчеты, что все в целом позволяет достичь дополнительной прибыли.

Работе по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в торговой организации в современных условиях уделяется большое значение. При правильной организации работ с поставщиками достигается главная цель коммерческой работы торговой организации – удовлетворение потребностей покупателей и получение максимальной пробыли.

В современных условиях главными критериями выбора поставщиков является их надежность и быстрота реагирования на изменяющийся спрос населения.

В данной работе были показаны основные методы выбора поставщиков, рассмотрен процесс выбора поставщиков, на примере предприятия ТКУП «Универмаг Беларусь» был проведен анализ и отбор поставщиков.

Данная работа носит как теоретический, так и практических характер.

источник

Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта. Современный транспорт состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пультопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок. Особенности морского транспорта; Преимущества: низкие тарифы; высокая производительность (за счёт большой грузоподъёмности судов); непрерывность работы (24 часа в сутки); незначительная зависимость от погодных условий; мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира); практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения. Недостатки: относительно низкая скорость (для грузовых судов — 18-20 узлов, узел — 1 миля в час, морская миля — 1837 м); сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу); необходимость тщательной упаковки грузов. Особенности речного транспорта: Преимущества: высокая провозная способность по рекам; низкая себестоимость перевозок; возможность перевозить значительные партии грузов; возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть. Недостатки: необходимость в строительстве гидротехнических сооружений; сезонность работы на большинстве рек мира; необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями пассажиропотоков и грузопотоков. Особенности железнодорожного транспорта: Преимущества: быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий; большая грузоподъёмность (3-4 тыс. тонн один состав); сравнительно низкие тарифы; при наличии подъездных путей для грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможность организовать доставку «от двери до двери»); способность перевозить самую широкую гамму различных грузов. Недостатки: необходимость прочной упаковки; благоприятные условия для хищения; зависимость от географического расположения железнодорожных путей; необходимость переформирования составов в пути. Особенности автомобильного транспорта: Преимущества: маневренность — возможность концентрации транспорта там, где требуется; срочность и регулярность доставки; возможность организации современных видов доставки (от двери до двери); большая сохранность грузов; большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (до 600 км); применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок. Недостатки: зависимость от дорожной сети; малая грузоподъемность; относительно высокие тарифы; Особенности воздушного транспорта: Преимущества: высокая скорость доставки; спрямление пути; высокая сохранность груза в пути; самый высокий уровень сервиса; более простая упаковка; более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки). Недостатки: высокие тарифы; зависимость от погодных условий; ограничения по размеру и весу; зависимость от наземных служб; удаленность аэропортов от предприятий.

14.Транспортная система России. Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям. Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота) [3] . По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. Морскому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении. Автомобильный транспорт. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). [5] В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров. Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), бо́льшее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. Общественный транспорт. Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное итроллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). Транспортные узлы- аэропорты, автовокзалы.Транспортные коридоры — это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации [4] . В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

15.Основные логистические проблемы России Проблемы современной логистики России заключаются в следующем. Во-первых, в период кризиса многие логистические операторы были вынуждены работать в пол силы, при этом за минимальные расценки. Это случилось в том числе и по тому, что во время кризиса многие заказчики логистических услуг проводили очень агрессивную политику в отношение логистических операторов на понижение расценок за вполне квалифицированные услуги последних. В свою очередь такое положение дел привело многих логистических операторов к значительным, накопленным долгам перед арендодателями и собственниками складских помещений. А так же к отсутствию финансового запаса для реинвестирования в собственное развитие, в логистические технологии, персонал, в маркетинговые исследования новых рынков и т.д. Во-вторых, у многих логистических операторов нет возможности использовать кредитные ресурсы банковской сферы. Причина, ужесточение самих банков по условиям кредитования логистической отрасли, так и по причине значительного снижения финансовых потоков логистических операторов от продажи логистических услуг клиентам. В-третьих, нарушена система лизинга для логистических операторов по совокупности причин, а именно из-за удорожания кредитных средств, избыточной системы рисков по заемщикам в период кризиса, а так же из-за значительного увеличения срока окупаемости лизинговой техники и стеллажного оборудования, WMS-систем, как необходимых атрибутов профессионального логистического оператора. Сюда, можно так же добавить еще одну первопричину клубка проблем логистических операторов — значительное снижение покупательной способности наших граждан в период кризиса. Здесь же снижение заказов от государственных учреждений, свёртывание инвестиционных проектов и программ развития ключевых компаний и корпораций большинства отраслей России из-за Мирового финансового кризиса.

16.Сущность закупочной логистики.Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие как производственное, так и торговое имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления. Основной целью закупочной логистики в системе организации производства является надежное и качественное обеспечение производственных подразделений предприятия материаль-ными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного задания. Разработка производственного задания в соответствии со стратегией организации производства предприятия на рынке сбыта готовой продукции сопряжена с различными затратами ресурсов. В связи с этим перед закупочной логистикой встает проблема оптимизации как в цепи «снабжение-производство» (например, минимизация издержек на закупки материальных ресурсов при наличии определенной вероятности сбоя в поставках), так и в полной логистической цепи (например, минимизация общих логических издержек, в том числе и на закупки при наличии вероятности удовлетворения спроса). Закупочная логистика является первой логистической подсистемой и представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

17.Формы закупочной деятельности Выбор формы закупокзависит от сложности конечного продукта, от набора комплектующих изделий и материалов. Основными формами закупок являются: закупки большими партиями (оптовые закупки); периодические закупки мелкими партиями; различные комбинации перечисленных методов и закупка по мере необходимости. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы: 1. Закупка товара одной партией. Преимущества оптовой поставки заключаются в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышении торговых скидок из-за приобретения товара большой партией. Недостатком является большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала. 2. Периодические закупки небольшими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товара, которое поставляется ему партиями в течение определенного отрезка времени. Преимущества такой формы закупки заключаются в ускорении процесса оборачиваемости капитала, так как товар оплачивается по мере его поступления. Достигается экономия на процессе хранения и складских помещениях, сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только один заказ на всю поставку Недостатком этой формы закупки является вероятность заказа излишнего количества, необходимость оплаты всей партии товара сразу. 3. Ежедневные или ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Где закупаются дешевые и быстро используемые товары, широко применяется такая форма закупки. Котировочная ведомость содержит сведения о полном перечне товаров, количестве имеющегося на складе товара, а также требуемом количестве товара. Преимущество данной формы – в ускорении оборачиваемости капитала, своевременности поставок и снижении затрат на складскую деятельность. 4. Получение товара по мере необходимости. Эта форма имеет не только схожесть с формой регулярной поставки, но и ряд характерных особенностей: количество закупок здесь не устанавливается, а определяется приблизительно; поставщики должны связываться с покупателем перед выполнением каждого заказа; поставленное количество товара подлежит оплате, заказчик не обязан принимать и оплачивать товары по истечении срока контракта. Преимуществом является отсутствие конкретных обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, небольшое количество работы по оформлению документов. 5. Закупка товаров с немедленной сдачей.

18.Функция снабжения на предприятии. Снабжение— это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения ипредпродажной подготовки продукции. Функции снабжения: выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции; определение потребности и расчет количества заказываемой продукции; решение о заказе; установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними; управление запасами; учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

19.Классификация запасов.Товарные запасы – товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они являются сложной экономической категорией и выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности. Различают следующие виды запасов: 1) запасы в пути – запасы продукции, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям или на предприятия оптовой торговли; 2) неликвидные запасы – длительно неиспользуемые или нереализуемые производственные или товарные запасы; 3) переходящие запасы – остатки продукции на конец отчетного периода. Обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном (или следующем за отчетным) периоде до момента очередной поставки продукции; 4) подготовительные запасы – часть запасов продукции, наличие которых вызвано необходимостью подготовки продукции к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации; 5) производственные запасы – запасы, предназначенные для производственного потребления; 6) сезонные запасы – запасы, образующиеся при сезонном характере производства продукции или при сезонном характере потребления и транспортировки. Их назначение – обеспечить стабильное функционирование предприятия и бесперебойность снабжения производства на время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке; 7) резервные запасы – постоянно поддерживаемый запас продукции на случай непредвиденных заказов и резких колебаний спроса. Резервные запасы должны обеспечивать бесперебойное функционирование предприятия до того момента, когда заказ будет доставлен на склад получателя; 8) страховые (гарантийные) запасы предназначены для обеспечения непрерывного (бесперебойного) снабжения предприятия в случае возникновения непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорах; невыполнение плана выпуска продукции поставщиком; резкое возрастание спроса; задержка продукции в пути при доставке от поставщиков; невозможность осуществления своевременной закупки и поставки продукции; 9) текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения предприятия между двумя очередными поставками и рассчитываются исходя из интервала поставки; 10) запасы сырья и материалов – материалы, которые должны стать частью готовой продукции в результате процесса производства; 11) запасы незавершенного производства – продукция, которая находится в процессе производства и обработка которой еще не закончена; 12) запасы готовой продукции – продукция, произведенная, но не отправленная потребителям; 13) запас текущего пополнения характеризует среднее количество ассортимента продукции, обновляемое с каждой партией поставки, и зависит от частоты завоза продукции и комплектности поступления; 14) запас в размере однодневного оборота хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска продукции покупателям.

20.Основные понятия закупок.Процессы закупок относятся к широкому диапазону сырья и материалов и охватывают большое количество мероприятий. С логистическими процессами закупок связаны важнейшие вопросы, такие как: 1) своевременность и качество поставок, комплектность. Они обусловливают бесперебойность обслуживания производственных процессов. 2) вещественные и информационные процессы на стадии закупки объединяют много функций и узких задач. Связанные с основной деятельностью любого предприятия (в основном промышленного) ответы на важнейшие вопросы определяют главное содержание процессов закупки. Перед закупочной деятельностью необходимо ответить на несколько вопросов. Во-первых, покупать или производить самим. Перед принятием решения провести полный анализ, учитывая интересы подразделений предприятия, и при этом руководствоваться следующими мотивами. Собственное производство отличается высоким уровнем добавленной стоимости, наличием уникальной технологии, опережающим характером производимой продукции. Приобретение сокращает производственные мощности и является доступом к современной технологии. Решение в пользу собственного производства или приобретения принимается на ранней стадии разработки изделия. Во-вторых, сколько закупать. Этот вопрос связан с планированием обеспечения потребностей в материалах и управлением запасами. В-третьих, когда закупать. Решение этого вопроса связано с организацией поставок вместе с производственными потребностями и учетом информации о методах управления запасами. В-четвертых, где закупать. Вопрос говорит сам за себя. Предприятие должно определиться с выбором места закупок и поставщиков. Как и с первым вопросом, решение этого вопроса требует детального анализа предполагаемых источников снабжения и возможных поставщиков.

21. Характеристика основных методов поиска поставщиков. Метод рейтинговых оценок.Этот метод можно считать наиболее распространенным методом выбора поставщика.Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. 2. Метод оценки затратЭтот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли). 3. Метод доминирующих характеристикМетод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов — критериев отбора. 4. Метод категорий предпочтенияВ этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

22.Процедура выбора поставщика.Процедура выбора поставщика состоит из трех основных этапов: 1) выявление всех потенциальных источников, производящих или поставляющих необходимую продукцию; 2) оценка выявленных поставщиков по определенным критериям; 3) завершение выбора оформлением договорных отношений. При выборе поставщика применяют следующие критерии выбора: качество поставляемой продукции; ассортимент предлагаемой продукции; цену продукции; организацию товародвижения; деловую этику. Сведения о предлагаемом ассортименте и ценах на товары поставщика можно узнать из прайс-листа. Прайс–лист – это систематизированный перечень продукции и цен на нее.Систематизация, в основном проводится по ассортиментным группам товара. Например, выделяются лекарственные препараты, предметы ухода за больными, перевязочные средства и т.п. Выделяют также группы товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость и необлагаемые налогом (НДС). При этом внутри группы наименования товаров располагаются в алфавитном порядке. В прайс-листах указывают также и информацию о скидках на продукцию, минимальном объеме заказа и другую информацию. По окончании выбора поставщика переходят к следующему этапу – заключению договорных или контрактных отношений между поставщиком и потребителем. Заключение договорных отношений на поставку товаров. Наиболее распространенным из гражданско-правовых договоров в настоящее время является договор купли – продажи. Хозяйственные отношения по договорам законодательно регулируются новым ГК РФ.

Договор или контракт купли продажи – это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара, а при необходимости и сопутствующих услуг, согласованный и подписанный поставщиком и заказчиком. Договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, при этом непременным условием этого договора является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Кроме того, при заключении договора на поставку обязательно обращается внимание на наличие соответствующих лицензий, дающих право на осуществление фармацевтической деятельности.

Анализ работы с поставщиками

24.Управление заказами.Управление заказами решает следующие основные вопросы. Что заказывать? Сколько заказывать? Когда заказывать необходимую продукцию? Какое подразделение и кто конкретно должен заказывать? Кроме того, контролируется выполнение заказа. Заказ на поставку рассматривается как документ, на основании которого закупается необходимая продукция. В нем четко и ясно излагается соглашение между покупателем и поставщиком. В случае принятия заказ приобретает законную силу контракта, обязательного для исполнения. Заказ на поставку составляется на основании заявки. Заявка – контрольный документ, по которому отпускаются средства на приобретение определенных видов продукции. Потребность в продукции выявляет и конкретизирует работник, подавший заявку. Ему из бюджета предприятия на эти цели выделяется определенная сумма.В заявке указываются: предмет закупки; код статьи, на которую относятся затраты; особые условия, регулирующие закупку (технические условия, требования по доставке, характер использования). Система управления заказами предполагает расчет следующих показателей: минимальный уровень запаса продукции – минимальный уровень остатков, при снижении до которого подается заказ на поставку очередной партии продукции; оптимальный уровень запаса – уровень, достаточный для осуществления бесперебойного функционирования. С нирования предприятия в период цикла поставки, при котором страховой запас продукции остается неприкосновенным; 3)оптимальная периодичность заказа – периодичность, с которой менеджер по закупкам должен размещать регулярные заказы поставщикам для поддержания оптимального уровня запасов. Существуют следующие виды заказов:

1) стандартные – имеют место, когда размещение заказов для поддержания требуемого уровня запасов продукции осуществляется постоянно и планомерно. Это обеспечивает снижение уровня затрат на создание и хранение запасов продукции; 2) специальные – имеют место, когда на складе отсутствуют запасы требуемой продукции. Специальный заказ оформляется на основании заказов потребителей. Полномочия по размещению специальных заказов ограничены. При отсутствии надежной системы контроля над запасами возрастает объем продукции, приобретаемой по специальным заказам, что может стать серьезной проблемой для всего предприятия. Процедура составления заказов включает в себя: уточнение суммы остатков продукции; анализ текущей задолженности по заказам, в том числе на основе определения доли аннулированных и невыполненных заказов; включение в регулярный стандартный заказ всей продукции из необработанных специальных заказов; окончательное оформление заказа; отправка оформленного заказа поставщику. При поступлении заказа необходимо: сверить полученную продукцию с данными накладной; провести физический осмотр поставленной продукции на предмет обнаружения бракованных изделий; зафиксировать поступление заказанной продукции в складской документации; по истечении определенного срока (например, 30 дней) применяется специальная схема работы с нереализованной продукцией (ее отправляют на склад, на продажу или возвращают поставщику).

25.Формы организации закупочной деятельности. Выбор формы закупокзависит от сложности конечного продукта, от набора комплектующих изделий и материалов. Основными формами закупок являются: закупки большими партиями (оптовые закупки); периодические закупки мелкими партиями; различные комбинации перечисленных методов и закупка по мере необходимости. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы: 1. Закупка товара одной партией. Преимущества оптовой поставки заключаются в простоте оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышении торговых скидок из-за приобретения товара большой партией. Недостатком является большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.2. Периодические закупки небольшими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товара, которое поставляется ему партиями в течение определенного отрезка времени. Преимущества такой формы закупки заключаются в ускорении процесса оборачиваемости капитала, так как товар оплачивается по мере его поступления. Достигается экономия на процессе хранения и складских помещениях, сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только один заказ на всю поставку Недостатком этой формы закупки является вероятность заказа излишнего количества, необходимость оплаты всей партии товара сразу. 3. Ежедневные или ежемесячные закупки по котировочным ведомостям. Где закупаются дешевые и быстро используемые товары, широко применяется такая форма закупки. Котировочная ведомость содержит сведения о полном перечне товаров, количестве имеющегося на складе товара, а также требуемом количестве товара. Преимущество данной формы – в ускорении оборачиваемости капитала, своевременности поставок и снижении затрат на складскую деятельность. 4. Получение товара по мере необходимости. Эта форма имеет не только схожесть с формой регулярной поставки, но и ряд характерных особенностей: количество закупок здесь не устанавливается, а определяется приблизительно; поставщики должны связываться с покупателем перед выполнением каждого заказа; поставленное количество товара подлежит оплате, заказчик не обязан принимать и оплачивать товары по истечении срока контракта. Преимуществом является отсутствие конкретных обязательств по покупке определенного количества, ускорение оборота капитала, небольшое количество работы по оформлению документов. 5. Закупка товаров с немедленной сдачей.

26.Система поставок «Точно в срок» в закупочной логистике.Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Система поставок «точно в срок» – это система организации снабжения, которая основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов в необходимом количестве и на тот момент, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации расходов, связанных с формированием запасов. Сущность системы «точно в срок» как тянущей системы заключается в том, что спрос на любом участке цепи определяется спросом, предъявленном в конце ее. Пока нет спроса в конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие. Движение материалов здесь напоминает течение реки (рис. 38, а): спрос, возникший в устье реки, передается вверх по течению. Ответом на спрос является адекватный ему материальный поток. Снизился спрос — течение замедлилось, увеличился — соответственно усилилась скорость потока. Внедрение концепции «точно в срок» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Ее преимущества: сокращение запасов на всех стадиях логистического цикла; сокращение складских площадей; высокая пропускная способность; активное участие и повышенная мотивация работников; высокая прибыль и продуктивность логистической системы; высокое качество обслуживания; высокая гибкость логистической системы; своевременная доставка. К недостаткам системы «точно в срок» относят: низкие запасы делают любые сбои в работе логистической системы критическими; для введения системы могут потребоваться большие изменения, которых сложно достигнуть на практике.

27.Понятие производственной логистики.Производственная логистика – процесс управления материальными потоками на всех производственных стадиях, начиная с сырьевого источника и до непосредственного конечного потребителя. Цель производственной логистики: уменьшение расходов при одновременном повышении качества продукта в процессе трансформации материального потока в производственных процессах внутри предприятия.

Так же производственная логистика имеет свою особенность, которая заключается том, что между участниками логистического процесса существую так называемые «внутрипроизводственные» отношения, выступающие взамен товарно-денежным.

28.Толкающие системы управления в логистике.«Толкающая система» представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «вытал­кивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Понятие «толкающая (выталкивающая) система» применяется не толь­ко в производственной логистике. Этот термин обозначает также: а) систему управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается цен­трализованно; б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Толкающие системы, способные с помощью микроэлектрони­ки увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального пото­ка оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на произ­водственную ситуацию на этом участке. Однако, чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприя­тия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение. На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МРП» (МРП-1 и МРП-2*) Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции: обеспечивать текущее регулирование и контроль произ­водственных запасов; в реальном масштабе времени согласовывать и оператив­но корректировать планы и действия различных служб предпри­ятия — снабженческих, производственных, сбытовых. В современных, развитых вариантах систем МРП решают­ся также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяется имитационное моделирова­ние и другие методы исследования операций.

29.Тянущие системы управления в логистике. «Тянущая система» представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на по­следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Понятие «тянущая (вытягивающая) система», также как и понятие «толкающая система» применяется не только в производственной логистике Этот термин также обозначает: систему управления запасами в каналах сферы обращения с децентра­лизованным процессом принятия решений о пополнении запасов; стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к фор­мированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в роз­ничном торговом звене. Здесь центральная система управления не вмешивается в об­мен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производствен­ных заданий. Производственная программа отдельного техно­логического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь пе­ред конечным звеном производственной технологической цепи. Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, зака­зывает на складе сырья материалы для изготовления передан­ного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым после­дующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать цен­тральная система управления. На практике к тянущим внутрипроизводственным логисти­ческим системам относят систему «Канбан» (в переводе с япон­ского — карточка), разработанную и впервые в мире реализо­ванную фирмой Тоёта (Япония). Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину по­ставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного ло­гистического процесса ограничено.Система Канбан позволяет существенно снизить производ­ственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Тоёта составляет 77 дол., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол. Система Канбан позволяет также уско­рить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.

источник

Читайте также:  Кусочек кожи на анализ как называется