Меню Рубрики

Как провести анализ управления предприятием

Данное исследование направлено на уточнение и формирование цели, задач и основных объектов анализа управления предприятием.

Вопросы анализа и оценки систем управления на предприятиях исследуются в зарубежной и отечественной литературе, в частности в работах Е. Грошва [2], П. Друкера [3], А. Мельник [4], М. Карпунина [1], П. Спильник [5]. В настоящее время, когда в науке и на практике принято руководствоваться системным подходом к рассмотрению и решению проблем, целесообразно рассматривать анализ управления предприятием как важную составную часть и направление в системе комплексного экономического анализа деятельности предприятия.

Цель анализа управления предприятием — получение достоверной информации о состоянии управления на предприятии для повышения эффективности принятия управленческих решений.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— оценить состояние и эффективность действующей системы управления и её элементов;

— установить соответствие системы специфике задач и особенностям объекта управления;

— исследовать проблемных зон и причин несоответствий в системе управления;

— выяснить причины, которые обуславливают несоответствие и выявление резервов повышения эффективности;

— провести диагностику перспектив развития системы управления и ее отдельных элементов, а также возможностей адаптации к прогнозируемым изменениям внешней среды;

— разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования системы управления.

Исходя из функций управления предприятием, можно выделить следующие объекты анализа:

— планирование деятельности предприятия, а именно: определение соответствия планов и программ — стратегии, целям и миссии предприятия; анализ целесообразности составления планов и программ с точки зрения их окупаемости;

— организация деятельности предприятия: оценка норм управляемости, т.е. такого количества людей, которыми может эффективно управлять руководитель; анализ установленных взаимоотношений полномочий и ответственности; оценка организационной структуры предприятия;

— мотивация трудовых ресурсов на предприятии: оценка мотивов, побуждающих работников к активной деятельности, и результатов их применения; анализ факторов, влияющих на деятельность работников;

— организация контроля на предприятии как вида управленческой деятельности, задачей которого является выявление фактического состояния дел, сопоставление с требуемым и выработка необходимых корректирующих мероприятий.

Особенностью анализа управления является выделение как самостоятельного объекта управления соотношения и соответствия отдельных элементов управления, в частности: управляемой и управляющей системы; экономического механизма и организации управления; организационно-производственной и организационно-управленческой системы; элементов подсистемы обеспечения: (информационного, кадрового, технического и др.); элементов подсистемы обеспечения (информационного, кадрового, технического и др.); систем управления разных уровней.

Таким образом, комплексная целостная методика анализа управления должна охватывать все её элементы: функции, методы. Результаты анализа будут базой оценки значимости управленческого влияния на результативность деятельности управляемого объекта.

1. Анализ и обоснование хозяйственных решений / Б.И. Майданчик, М.Г. Карпунин, Я.Г. Любинецкий и др. – М.: Финансы и статистика, 19991. – 136 с.

2. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент// Акционерное и бухгалтерское дело. – 2003. -№12. – с.2-5.

3. Друкер П.Ф. Эффективное управление// Акционерное и бухгалтерское дело. – 2003. -№12. – с.8-10.

4. Мельник А.Ф. ті ін.. Менеджмент державних установ і організацій: навч. посібник / За ред.. д-ра економ.наук, проф.. А,Ф,Мельник – Тернопіль: Економічна думка, 2006. – 320 с.

5. Спільник П. Аналіз системи управління підприємством// Економічний аналіз, 2007. — №1 (17). — с.284-286.

источник

Система управления предприятия призвана обеспечить прибыльность его деятельности путем рациональной организации производственного процесса и эффективного использования кадрового потенциала. Система управления включает организацию управления (в том числе субъекты управления, функции управления, управленческие отношения между различными субъектами управления, программа управления, технология управления, технические средства управления) и механизм управления (в том числе цели управления, критерии управления, методы воздействия на факторы управления, ресурсы управления).

Целью изучения системы управления предприятия в рамках аудита бухгалтерской отчетности является установление влияния организации и механизма управления на процесс сбора и обработки учетной информа­ции, формирования бухгалтерской отчетности и обеспечение непрерыв­ности деятельности предприятия.

Источники информации для анализа:устав предприятия; протоколы собраний учредителей (акционеров); документы, отражающие финансо­вую, инвестиционную, техническую, социальную политики предприятия; стратегические и текущие планы развития предприятия, проекты, сметы; организационная структура предприятия; Положения о структурных под­разделениях, отражающие распределение их полномочий и ответственно­сти; должностные инструкции сотрудников; результаты проведения атте­стации сотрудников; приказы, распоряжения, внутренние положения; бухгалтерская отчетность; аналитические обзоры, отражающие воздейст­вие внешних факторов на деятельность предприятия, результаты прово­димых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетирования сотрудников, осмотров производственных помещений и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следую­щие задачи:

— оценить влияние внешних и внутренних факторов на деятельность
предприятия;

— установить соответствие системы управления предприятия его организационной структуре, специализации и объемам деятельности;

— провести первичную оценку системы внутреннего контроля.

В процессе оценки влияния внешней среды на функционирование предприятия объектом внимания аудиторов являются три группы факто­ров: общеэкономические (состояние экономики в целом, процентные ставки и возможности финансирования, уровень инфляции, денежно­-кредитная политика государства и др.), отраслевые (рынок и конкурен­ция, изменения в технологии производства, предпринимательский риск, спад и расширение отрасли и др.) и нормативно-правовые (меры госу­дарственного регулирования бизнеса, система налогообложения, требования к организации бухгалтерского учета и др.).

Внутренние факторы деятельности предприятия, исследуемые аудито­рами, также могут быть объединены в три группы: индивидуальные (ор­ганизационная структура; цели, философия и стратегические планы управления; источники и методы финансирования: деятельность внут­реннего аудита и др.), факторы, связанные с особенностями экономиче­ской деятельности (виды деятельности предприятия, его местонахожде­ние, условия найма рабочей силы, рыночная стратегия, основные по­ставщики сырья, структура затрат, уровень развития информационных систем и др.), и финансовые (действующие системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, доступность кредитов, уровень доходно­сти производственных операций и операций с ценными бумагами и др.).

По результатам изучения внешних и внутренних факторов осуществ­ляется позиционирование предприятия в отрасли и в регионе, определя­ется его конкурентоспособность, уровень ресурсного обеспечения, сла­бые и сильные стороны организации управления, наличие условий для развития.

Полученные сведения используются аудиторами при решении сле­дующей задачи — установлении степени соответствия системы управления
предприятия его организационной структуре, специализации и объемам,
деятельности. Прежде всего они должны идентифицировать тип организационной структуры предприятия. В зависимости от характера связей
между различными подразделениями предприятия выделяются различные типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и др. Каждая из этих структур обладает достоинствами и недостатками. Применение конкретной организационной структуры должно соответствовать масштабам деятельности предприятия, технологическим особенностям производства, территориальному размещению подразделений и т. д. Например, линейная структура управления используется мелкими и средними предприятиями с несложным производством при отсутствии широких кооперационных связей. Тогда как матричные структуры проблемно-целевого и программно-целевого управления призваны способствовать решению сложных, масштабных задач, расширяя потенциальные возможности крупного предприятия. Эффективная организационная структура предприятий предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение
несовместимых функций. Если наблюдается несоответствие между организационной структурой предприятия и функциями управления, реализуемыми его субъектами, сложившимися правленческими отношениями в системе, технологией управления, то высока вероятность негативного влияния такой ситуации на организацию процесса сбора и обработки учетной информации, обеспечение непрерывности деятельности предприятия. Наоборот, соответствие системы управления предприятия его организационной структуре, специализации и объемам деятельности будет способствовать эффективной реализации управленческих функций, достижению стоящих перед предприятием целей.

Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля предприятия осуществляется аудиторской организацией на основе собственных методик и приемов. При этом следует учитывать, что для проверки на­дежности средств контроля нужно изучить учетную и хозяйственную до­кументацию за весь отчетный период, уделив большее внимание перио­дам, деятельность в которых имела особенности и отличия. Рекомендует­ся проводить процедуры оценки системы внутреннего контроля по семи

реальность хозяйственных операций — означает, что учтенные опера­ции действительно имели место и подтверждены документами;

полнота — все совершенные хозяйственные операции отражены в учете;

разрешение -все хозяйственные операции санкционированы в уста­новленном порядке ответственными должностными лицами;

точность — хозяйственные операции адекватно оценены, то есть ис­ключены ошибки при учете и подсчете сумм операций на различных
этапах учетного процесса;

классификация — хозяйственные операции правильно разнесены по счетам;

учет — процессы учета соответствующих операций завершены и учет отвечает установленным требованиям;

периодизация — все хозяйственные операции своевременно оформлены
и отражены в учете соответствующего периода.

Проводимая оценка должна установить, обеспечивает ли система внутреннего контроля предприятия своевременное предупреждение, вы­явление и исправление ошибок, пропусков и нарушений, возникающих при регистрации хозяйственных операций и систематизации информа­ции о них в бухгалтерском учете и отчетности.

Если в процессе первичного изучения системы внутреннего контроля установлено, что в проверяемом периоде имели место операции со связан­ными сторонами, то аудиторы должны учитывать требования правила (стандарта) аудиторской деятельности «Учет операций со связанными сто­ронами в ходе аудита». Экономические субъекты относятся к двум связан­ным сторонам, если одна из них контролирует другую или оказывает зна­чительное влияние на принятие принципиальных и текущих решений дру­гой стороны. Обычно к связанным сторонам относятся: головные, дочер­ние, преобладающие, зависимые общества; предприятия, относящиеся к одной группе взаимосвязанных организаций; предприятия, некоторые из участников (или руководителей) которых состоят в родственных отноше­ниях; предприятия, участниками (или руководителями) которых являются одни и те же лица. Оценивая эффективность системы внутреннего контро­ля предприятия аудиторы должны:

— рассмотреть стиль и основные принципы управления предприятием с
точки зрения особенностей операций со связанными сторонами;

— выяснить, предусмотрены ли необходимые средства контроля в отно­шении санкционирования и отражения таких операций в учете;

— достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотренные процеду­ры контроля являются надежными и действительно применялись в те­чение всего проверяемого периода.

В заключении аудиторы определяют влияние системы управления на процесс сбора и обработки учетной информации, формирования бухгал­терской отчетности и обеспечение непрерывности деятельности пред­приятия. Такое влияние может быть негативным, если:

— на предприятии отсутствует четкое разделение ответственности и
полномочий сотрудников, применяется неэффективная система сти­мулирования сотрудников и подразделений;

— организационная структура предприятия не соответствует масштабам и
особенностям его деятельности и сдерживает развитие производства;

— кадровая политика не направлена на повышение квалификации сотруд­ников и на закрепление на предприятии квалифицированных кадров;

— руководство предприятия реализует авторитарный стиль управления,
устанавливает нереальные цели, не учитывает рекомендации службы
внутреннего аудита;

— в результате операций, проводимых руководством предприятия, сни­жается стоимость имущества, объемы деятельности и ее доходность.

Как правило, следствием такого положения является рассогласование полномочий и ответственности бухгалтерской службы, нарушение графика документооборота, проведение хозяйственных операций, не соответствую­щих действующему законодательству, несвоевременное формирование бух­галтерской отчетности, высокая вероятность наличия в ней ошибок и про­пусков. Одновременно ухудшается финансовое положение предприятия: уменьшаются чистые активы, растет кредиторская задолженность, снижа­ется рентабельность деятельности.

Наоборот, эффективное функционирование системы управления пред­приятия оказывает позитивное влияние на систему учета, способствует формированию достоверной бухгалтерской отчетности, и является факто­ром успешной работы предприятия, обеспечивающим применимость принципа непрерывности деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Анализ — означает разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием синтез — соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Рассмотрим структуру управления. Позиция управления внутри организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовать данная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Важным элементом в решении задач по совершенствованию управления и повышению его эффективности является оптимизация структуры управления, упорядочение и уточнение содержания работы управленческих служб и отделов. Структура управления организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Среди недостатков линейного и функционального построения — разногласия между линейными и функциональными работниками.

Теперь рассмотрим как происходит процесс организации управления на ООО «Бикс+»

Рассмотрим основные функции генерального директора ООО «Бикс+»:

  • — осуществляет руководство организацией и совершенствованием экономической деятельности предприятия, направленной на достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых результатах, ускорение темпов роста производительности труда, повышение рентабельности производства и снижение себестоимости продукции, обеспечивая правильное соотношение роста производительности труда и средней заработной платы.
  • — организуют своевременный выпуск качественной услуги подразделениями предприятия, находящимися в их непосредственном подчинении, обеспечивают внедрение в производство новейших методов и систем планирования и организации производства.
  • — осуществляет организацию технического развития предприятия, обеспечивает развитие научно-технического прогресса и совершенствует работу технических служб.

— обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.

На каждое рабочее место на ООО «Бикс+» разработана и утверждена должностная инструкция согласно единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей.

На предприятии ООО «Бикс+» нет отдела координирующего инновационную деятельность данные обязанности возложены на службы подчиненные техническому директору. Постоянно ведется работа по освоению новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов, однако данный вид производственной деятельности не направляется маркетинговыми исследованиями и не решает главной задачи стоящей перед бизнесом всего предприятия — выживание в ближайшей перспективе за счет революционных прорывов по освоению новых видов продукции и оказания новых интернет услуг..

Вся прибыль, полученная ООО, направляется на внутреннее инвестирование по реконструкцию технологических процессов, обновление технологического оборудования, на освоение новых видов продукции, не решая глобальных вопросов по вложению внешних инвестиции для внедрения современных технологий.

С целью изучения новейших отечественных и зарубежных достижений в области предоставления услуг на ООО «Бикс+» была создана научно-экспериментальная группа. Основными направлениями ее деятельности являются: разработка новых тарифных планов, отвечающих современным требованиям по скорости доступа и качеству изображения

В научной группой создан участок с современным оборудованием, квалифицированными специалистами, способными создать новые виды тарифных планов, не уступающие конкурентам. Результат такой работы очевиден: за прошедшие два года внедрено 8 новых видов конкурентоспособных видов услуг, отвечающих современным требованиям по качеству и дизайну, однако данные виды услуг представлены для сертификации в соответствии с международными стандартами

Основной рынок предоставления услуг — это Улан-Удэ и соседние области. Основными основными потребителями ООО «Бикс+» являются: жители Улан-Удэ, физические и юридические лица.

Анализ организации деятельности предприятия

Четкой организации деятельности на предприятии нет. Однако, на ООО «Бикс+»построена схема структуры организации с системой внутренних взаимосвязей. Минусом такой схемы является то, что она дает лишь общие контуры структуры организации, и является скорее теоретическим стандартом.

Есть и положительные стороны данной схемы: она позволяет выделить линии взаимосвязи и отношений внутри организации

Так же эта схема может быть использована как источник получения информации, в рамках ознакомления с деятельностью и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а также в качестве дополнительного наглядного материала при изучении должностных инструкций. Ею можно воспользоваться в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации.

Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет служащим предприятия быстро ознакомиться с происшедшими в рамках организации изменениями. Для этой цели структурная схема организации может быть помещена на доске объявлений.

Схема может привести к бюрократизму. Они по существу негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают наиболее рациональных, коротких связей, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации.

Организация деятельности предприятия закреплена в документах.

Распределение обязанностей означает определение масштаба полномочий и меры ответственности по каждой должности, обозначенной на схеме. Описание выполняемых функций, содержаться в документе «Распределение обязанностей», в нем же содержаться следующие положения:

  • — название должности;
  • — отдел, в котором имеется эта должность;
  • — уровень положения;
  • — описание выполняемых функций;
  • — обязанности и права;
  • — взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными;
  • — число подчиненных, их особенности;
  • — должность непосредственного руководителя;
  • — особые полномочия (обязанности);
  • — ограничения в полномочиях (например, возможность действовать по своему усмотрению, определение величины денежных средств).

Все аспекты плановой работы на предприятии ООО «Бикс+»закреплены в положении о планово-экономическом отделе, который и занимается планированием работы предприятия.

Положение о Планово-экономическом отделе

  • 1. Планово-экономический отдел (далее отдел) является самостоятельным структурным подразделением в составе компании (далее компания).
  • 2. Общее руководство отделом осуществляется Начальником планово-экономического отдела (далее «Руководитель»).
  • 1. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.
  • 2. Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.
  • 3. Организация и совершенствование внутризаводского хозяйственного расчета.
  • 4. Разработка проектов оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию и утверждение внутризаводских планово-расчетных цен.
  • 1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работ и особенностей производства.
  • 2. В состав отдела могут входить подразделения (секторы, бюро, группы) технико-экономического планирования, себестоимости, цен, экономического анализа, учета и статистики, калькуляции, нормативов и др.
  • 3. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела в соответствии с должностными инструкциями и настоящим Положением.
Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными экономическими нормативами и лимитами, а также прямыми заказами потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию (работы, услуги):

подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках (отделах, службах, цехах) разработки проектов планов; распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;

рассмотрение обоснований и расчетов проектов планов подразделений предприятия;

обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;

составление проектов планов предприятия в целом.

Раздел 3. Мероприятия по совершенствованию методов управления предприятием ООО «Бикс+»

Предлагаем проведение реструктуризации ООО «Бикс+» Ее цель сделать предприятие более гибкой, повысить управляемость и эффективность деятельности подразделений — переход от линейно-функциональной к матричной структуре и изменение критериев оценки деятельности подразделений, которые станут центрами прибыли и получат большую самостоятельность в принятии решений.

Особенностью при предлагаемой структуре управления является создание относительно автономных частей в ООО «Бикс+» ориентированных на конечный продукт, потребителя и рынок. В рамках данного подхода широко используется взаимозависимость между частями организации. При данном управленческом решении у высшего руководства остается небольшое количество централизованных функциональных служб (обычно 4 — 6), концентрирующихся на выполнении действий, носящих стратегический характер и обслуживающих принятие решений на высшем уровне.

Группирование работ вокруг результата решает ряд проблем возникших при линейно-функциональной схеме управления ООО «Бикс+». При предлагаемой схеме управления ООО «Бикс+» исключается текучка из работы руководства предприятия путем отделения оперативного уровня управления, концентрирующегося на производстве конкретного продукта, от стратегического, отвечающего за рост и развитие организации в целом.

Другим важным преимуществом предлагаемой структуры управления является то, что она приводит к значительному повышению внимания в процессе работы к конечному результату (услугу, потребителю, рынку). Перенос центра внимания в оперативном управлении на продукт облегчает интеграцию внутри ответственного за его производство подразделения и сплачивает работников.

Предприятие ООО «Бикс+» сталкивается с возрастающей конкуренцией. Поэтому огромное значение приобретает проблема формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка. Основы этого закладываются путем разработки и реализации инвестиционной политики предприятия — комплекса мероприятий, направленных на завоевание и укрепление рыночных позиций в долгосрочной перспективе. При ее формировании определяются приоритетные направления капиталовложений и устанавливается оптимальное (по критерию повышения конкурентоспособности фирмы) распределение ресурсов между ними.

Результаты реализации инвестиционной политики зависят от качества управления на предприятии, его способности работать с потенциальными инвесторами с целью привлечения дополнительных источников финансирования. В зависимости от степени решения этих задач управление может либо содействовать развитию, либо тормозить его. Наличие высококачественного управления, способного обеспечить как эффективное использование собственных и привлеченных финансовых ресурсов, так и качественное решение задач повышения конкурентоспособности, является ключевым фактором успеха в реализации рыночной стратегии предприятия.

Всякое вложение капитала является результатом принятия определенного решения. Если в плановой экономике этот процесс для первичного хозяйственного звена был строго регламентирован специальными нормативно-правовыми актами и вписан в общую систему экономического и социального развития страны на пятилетку, то сейчас такие решения принимаются непосредственно на предприятии. Более того, данный процесс для предприятия стал крайне сложен, поскольку принимать инвестиционные решения приходится сообразуясь с воздействиями множества факторов внешней и внутренней среды. Среди них — политическая и общеэкономическая нестабильность, несовершенство правовой базы инвестиционной деятельности, недостаток финансовых ресурсов и т.д.

В вопросах инвестиционной политики ООО «Бикс+» рассчитывает только на свою прибыль и не привлекает внешние инвестиции, а это грозит дальнейшему ухудшению положения предприятия на рынке, из-за не внедрения новых технологий.

Основная задача предприятия — выпуск качественной и востребованной продукции, конкурентоспособной с западными аналогами и поэтому в основу его научно-технической деятельности ложится именно производство.

Исходя из этого принципа, можно выделить всего два этапа: подготовка производства и накопление данных о ней; использование накопленной информации для планирования, управления и контроля за ходом производства.

Подразделения, задействованные на этих этапах, должны объединяться единым информационным пространством, которое обеспечит согласованность действий и оперативное внесение изменений как в конструкцию и состав, так и в технологию изготовления изделия или производственный план.

На первом этапе в рамках единого информационного пространства обеспечивается формирование внешнего облика и состава передлогаемой услуги (разработка трехмерной модели, оформление рабочей документации, конструкторских спецификаций и ведомостей), описываются возможные способы его изготовления (варианты технологических маршрутов, способы формообразования и т.д.) и необходимые для производства ресурсы (трудоемкость изготовления, требуемые инструменты, материалы, комплектующие). То есть создается описание того, что именно будет производить предприятие, как и с помощью чего.

В области финансового управления на сегодняшний день наиболее «горячей» для предприятия является область финансового управления. Специалисты в этой области выделяют ряд инструментов, использование которых позволяет эффективно управлять финансами предприятия и предприятием в целом: бюджетирование (или бюджетное управление), управленческий учет, финансовый анализ. На ООО «Бикс+». в настоящее время не внедрена система бюджетирования.

Предлагается к внедрению методические руководства и программные продукты «Инталев» в области постановки и автоматизации бюджетирования, управленческого учета, финансового анализа.

Жизнь не стоит на месте, появляются новые, более формализованные концепции управления ТОиР (например, Zero Breakdown Strategy — стратегия «работа без отказов»). Среди причин — повышение требований к отказоустойчивости и безопасности, обилие накапливаемой в современных информационных системах информации (что требует развитых аналитических функций), необходимость стыковки с АСУТП и стандартизация интерфейсов обмена данными. Инновационные концепции появляются и в сфере управления ТОиР. Традиционно планирование ремонтов выполняется на основе нормативной базы. Действительность же такова, что нормативная база не покрывает все существующие сочетания факторов, от которых зависит фактическое состояние оборудования. Современные интегрированные EAM-системы дают возможность вести статистику по объекту, проводить анализ множества параметров, и на этом основании создавать более объективный план ремонта и сервисного обслуживания. Стандартизация интерфейсов позволила облегчить обмен информацией между различными системами (АСУТП, средства OLAP т.п.), позволяя выполнять более глубокий и комплексный

Это обстоятельство, впрочем, не помешало появлению новой концепции, «выросшей» из концепции ремонта и обслуживания по состоянию — «стратегии функционирования без отказов» (Zero Breakdown Strategy). Она представляет собой идеал, к которому следует стремиться, используя для этого все лучшее из практики и, разумеется, EAM-системы. Заявленный подход к реализации этой задачи получил название TPM, Total Productive Maintenance — всеобщее и продуктивное управление ремонтами и техническим обслуживанием. Собственно подход представляет собой не некую четкую методологию, а скорее набор общих принципов, по аналогии с концепцией TQM (Total Quality Management, всеобщий контроль качества). Можно сказать, что TPM есть TQM, примененный к отдельной бизнес-области, а именно к ремонтам, диагностике и эксплуатации. На предприятии ООО «Бикс+» предлагается внедрение новых систем ремонта и обслуживания оборудования с изменением функциональных обязанностей отдела главного механика.

В соответствии с результатами анализа применения социально-психологических методов управления можно выделить следующие рекомендации по более эффективному использованию социально-психологических методов:

  • 1. Проведение психологических тренингов с руководящим составом предприятия;
  • 2. Создание и развитие службы психологической поддержки и помощи персонала, которой необходимо сотрудничать с руководством предприятия;
  • 3. Мотивация и стимулирование персонала к активной работе;
  • 4. Введение в часть корпоративной культуры таких дней, как «День Этикета», «День вежливости»

Основным направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно.

Конечная цель системы менеджмента — увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к расчетам.

К принципам экономического обоснования относятся:

  • — учет фактора времени;
  • — учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
  • — применение системного подхода;
  • — применение комплексного подхода;
  • — обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
  • — обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
  • — учет факторов неопределенности и риска.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих принципов.

Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений.

Методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.

Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

Обеспечение много вариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения 1:10:100:1000, где один доллар — экономия на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10,100,1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.

Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета. Подробнее эти приемы рассмотрены при изложении конкретных методов расчета. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?

Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.

К основным параметрам качества управленческих решений следует относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, много вариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.

источник

Описание: Анализ системы управления ООО Новэм. Синтез системы управления. Сравнение старой и новой системы организации управления на предприятии. Экономики качество решений принимаемых в процессах управления непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению умения изучать проблемы определять их истоки и последствия.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Глава 1. Анализ системы управления ООО «Новэм»…………………………..4

1.1. Выбор объекта анализа, общая структура организации…………………..4

1.2. Виды анализа на предприятии ООО «Новэм»……………………………..8

Глава 2. Синтез системы управления…………………………………………. 22

2.1. Определение целей и назначение организации в целом.…………………22

2.2. Построение новой организационной структуры предприятия…………. 23

2.3. Сравнение старой и новой системы организации управления на предприятии……………………………………………………………………. 29

В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их истоки и последствия.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления — процессах развития фирмы или предприятия, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и совершенствование которого сегодня уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.

Предыдущий опыт совершенствования управления, а также сегодняшняя практика управления в условиях экономических реформ указывают на острую потребность в исследовательском подходе как к управлению, так и к его совершенствованию и развитию.

Специалист или руководитель, разрабатывающий решение, должен позаботиться о рациональном наборе воздействий, чтобы добиться устойчивого процесса и достигнуть поставленной цели.

Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта, и называется управлением. 1

Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления.

Исследование систем управления — процесс определения организационной структуры (состава, организации, поведения, состояния систем), параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования.

Цель работы – анализ и синтез системы управления на примере предприятия ООО «Новэм».

— провести анализ существующей на предприятии системы управления;

— выявить недостатки в существующей системе управления

— создать при необходимости новую систему управления, обеспечивающую устойчивое развитие предприятия;

— оценить эффективность новой системы управления.

Объект исследования – ООО «Новэм».

Предмет исследования – система управления организации.

Глава 1. Анализ системы управления ООО «Новэм»

  1. Выбор объекта анализа, общая структура организации.

Значимость системы управления в достижении целей и решении задач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить. В связи с этим специалистам в области менеджмента необходимо иметь знания, умения и навыки по их исследованию. Квалифицированно проведенные исследовательские работы системы управления позволят обеспечить развитие теории и практики построения, новых и совершенствования действующих систем управления, что создаст в дальнейшем условия для более эффективного их функционирования.

Задачи исследования систем управления ставятся в подавляющей части случаев применительно к хозяйственным организациям, поэтому в данной работе наше внимание будет уделено именно такому объекту. При этом предприятие рассматривается как определенная целостность, представляющая собой социально-экономическую систему.

Для анализа было выбрано предприятие ООО «Новэм».

«Новэм» — это мебельная фабрика. В качестве объекта исследования данная компания была выбрана, потому как имеется необходимая для выполнения работы фактическая информация об объекте управления.

Мебельная фабрика «Новэм» занимается производством корпусной и мягкой мебели с 2001 года. С самого начала руководство компании ориентировалось на производство качественной, но недорогой мебели.

Предприятие было образованно в феврале 2001 года двумя учредителями.

«Новэм» имеет производственный цех, находящийся в металлургическом районе города. Компания имеет три торговых точки находящихся в Ровенском и Аркадакском районах Саратовской области. Офисные помещения находятся по тому же адресу что и производственный цех.

Организационно правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью.

Фирмы, образованные на основе общества с ограниченной ответственностью, — это производственные и иные коммерческие организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности и получения дохода. Такие общества являются юридическими лицами. 2

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Участники общества с ограниченной ответственностью несут материальную ответственность в пределах их вкладов.

Каждое общество имеет фирменное наименование, в котором указываются вид и предмет его деятельности.

Общества могут от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в арбитраже, суде, третейском суде. Общество может состоять из двух и более участников. В их числе могут быть предприятия, учреждения, организации, государственные органы, а также граждане.

Общество может создавать филиалы, действующие в качестве его обособленных подразделений, и открывать представительства на территории России. При этом филиалы и представительства не пользуются статусом юридического лица. В то же время общество может иметь дочерние и зависимые от него хозяйственные структуры с правами юридического лица. 3

Общество с ограниченной ответственностью «Новэм» представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. ООО «Новэм» осуществляет закупку, перемещение, хранение и реализацию товаров, оказание услуг, а также другие виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом и предусмотренные его уставом.

Для осуществления основной функции ООО «Новэм» выполняет множество дополнительных функций, таких как:

  • заключение договоров на поставку товаров;
  • организация продвижения товаров от производителей в места потребления;
  • изучение спроса покупателей;
  • обеспечение хранения товаров;
  • формирование торгового ассортимента.

За последнее время мебельное производство приобрело новое качество гибкость, то есть способность оперативно разрабатывать и производить новую мебель, обеспечивать возможность производства мебели с минимальными издержками, часто менять и дополнять ассортимент, а также соблюдать короткие сроки исполнения заказов.

Сегодня на мебельном рынке свободных ниш нет и не предвидится, надо теснить своих конкурентов. Для этого компания использует два принципа:

— мебель должна быть лучше, чем у конкурентов, при той же цене;

— мебель должна быть дешевле, чем у конкурентов при том же качестве.

Для соблюдения этих принципов компания старается внедрять и использовать последние достижения мебельной промышленности. Также немало внимания уделяется квалификации специалистов.

При разработке новых моделей мебели менеджеры предприятия руководствуются следующими основными компонентами понятия «качество мебели». Это комфорт, функциональность, эргономичность, и эстетическая составляющая или дизайн.

Модельно-товарное качество мебели и мебельных гарнитуров позиционируется как соответствие мебели условиям среды ее использования в том или ином помещении, соответствие мебели установкам потребителя (экологическим, вкусовым, функциональным и др.), позиционирование мебели в имеющем на рынке ассортименте мебели (новинка, индивидуальность, фирменная узнаваемость).

В сотрудничестве с ведущими западноевропейскими производителями компания выпускает и продает мягкую и корпусную мебель европейского качества, но адаптированную для российского рынка.

Механизмы, ткани, комплектующие поступают на фабрику от ведущих производителей из континентальной Европы, Скандинавии, Ирландии, Британии, США и Израиля.

Предприятие реализует продукцию следующего ассортимента: Детская мебель, столы, диваны и кресла, спальни, шкафы, матрасы, стенки, прихожие, кухни.

Основными моментами, определяющими успех любого мебельного производства, являются:

1. Увеличение роли, места и значения дизайна мебели;

2. Внедрение современных технологий и материалов;

3. Маркетинг и умение продавать;

  1. Виды анализа на предприятии ООО «Новэм»

Анализ внешней среды. SWOT-анализ

Проведем оценку предприятия с помощью SWOT -анализа.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). 4

Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. 5

Для начала проведем анализ влияния внешних факторов на предприятие (таблица 1):

Таблица 1. Определение рыночных возможностей и угроз

С ростом доходов населения увеличивается объем потребления товара

Большое количество товаров заменителей

Большое количество конкурентов; угроза появления новых конкурентов

Нет посредников между производителем и потребителем

Любые кризисы на предприятии-поставщике в той или иной степени могут сказаться и на деятельности предприятия

Не стабильная экономическая ситуация в стране

Далее проведем анализ внутренних факторов (таблица 2)

Таблица 2. Определение сильных и слабых сторон

Высокий уровень квалификации сотрудников предприятия

Высокое качество продукции.

Не надежные каналы поставки сырья и материалов. Высокая себестоимость продукции

Предприятие имеет достаточную финансовую устойчивость

Стоимость продукции ниже чем у ближайших конкурентов. Большой ассортимент продукции

Отсутствие системы скидок и поощрения постоянных клиентов

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется матрица SWOT . Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы. 6 (таблица 3)

С ростом доходов населения увеличивается объем потребления товара, нет посредников между производителем и потребителем

Большое количество конкурентов

Велика угроза появления новых конкурентов

Большое количество товаров заменителей

Любые кризисы на предприятии-поставщике в той или иной степени могут сказаться и на деятельности предприятия

Не стабильная экономическая ситуация в стране

Сохранение своих клиентов и привлечение новых покупателей за счет большого ассортимента, качества продукции и сравнительно не высоких цен.

Необходимо наладить финансово-хозяйственный учет на предприятие и более эффективную систему планирования на предприятие.

Необходимо разработать систему мотивации труда

Стоимость продукции ниже, чем у ближайших конкурентов

Большой ассортимент продукции

Высокое качество продукции.

Высокий уровень квалификации сотрудников предприятия

Предприятие имеет достаточную финансовую устойчивость

За счет поиска новых поставщиков снизить себестоимость продукции, что, несомненно, привлечет новых клиентов.

Необходимо подыскать новых поставщиков продукции

Необходимо разработать систему скидок и поощрения клиентов

Не надежные каналы поставки сырья и материалов

Высокая себестоимость продукции

Отсутствие системы скидок и поощрения постоянных клиентов

Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами, приходим к выводу, что при данных условиях для предприятия будет выгодно представить продукцию, рассчитанную для нескольких групп потребителей в зависимости от их желания платить дополнительную сумму за качество продукции. Необходимо разработать систему мотивации труда для персонала, для более эффективной работы сотрудников. Основной из слабых сторон для реализации возможностей может быть не надежные каналы поставки сырья работы, для устранения этого недостатка необходимо подыскать нового более надежного поставщика материалов для производства. Основными угрозами усугубленными слабыми сторонами будет являться большое количество конкурентов, товаров заменителей. Опираясь на сильные стороны можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борьбы с нежелательными конкурентами, разработать систему скидок. Для налаживания гарантированного сбыта необходимо ввести систему поощрения постоянных клиентов фирмы.

Структурный анализ системы управления

Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого. 7

На сегодняшний день в компании трудится 186 человек.

Главным на предприятие является генеральный директор.

Всего на предприятие есть 14 отделов, при этом 7 отделов производственных, 2 – финансовых, 3 – коммерческих и 2 отдела занимаются персоналом предприятия. Организационную структуру предприятия можно представить в виде схемы (рис.1).

Рисунок 1. Организационная структура ООО «Новэм»

Структура предприятия ООО «Новэм» является функциональной. Функциональная структура сложилась как неизбежный результат процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается втом, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления. Традиционные функциональные блоки фирмы — это отделы производства, маркетинга, финансов. Это широкие области деятельности, или функции, которые имеются в каждой фирме для обеспечения достижения ее целей. Если размер всей фирмы или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными, или производными. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. 8 К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности. 9

Функциональный анализ системы управления

Рассмотрим основные функции персонала предприятия.

Функция — это круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть управляющей системы. В управлении различают профессионально-отраслевые и структурно-пространственные объектные функции.

К профессионально-отраслевым функциям, которые основаны на профессиональном разделении труда и охватывают деятельность персонала системы управления, относятся: планово-экономическая, учетно-статистическая, коммерческая, инженерно-технологическая, расчетно-аналитическая, оперативно-производственная, кадровая и др.

Структурно-пространственные функции управления основаны на разделении обязанностей руководителей и специалистов по группам цехов, отделов и филиалов. К ним относятся управление группой цехов (основных и вспомогательных), руководство отдельными цехами, участками и бригадами. 10

Возглавляет администрацию предприятия генеральный директор. Он назначается владельцем предприятия – частным лицом. В нашем случае владелец предприятия назначил директором себя.

Директор действует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом предприятия он издает приказы, осуществляет наем и увольнение работников, накладывает на них взыскания или определяет меры поощрения за хорошую работу.

Директор распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счетах.

Директор физически не в состоянии подготавливать и принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности предприятия. Поэтому часть своих полномочий он передает заместителям (руководителям структурных подразделений предприятия).

Коммерческий директор осуществляет управление отделами продаж, отделом маркетинга, отделом материально-технического снабжения.

Отдел маркетинга проводит исследования рынков сбыта, конкурентов организации. Так же отдел маркетинга планирует, осуществляет и контролирует проводимые предприятием маркетинговые мероприятия.

Отделы продаж осуществляют поиск клиентов, реализацию, обслуживание клиентов, заключение сделок.

Директора по персоналу управляет отделом кадров.

На отдел кадров возлагаются осуществление найма и увольнения работников, регистрация (табельный учет) явки персонала на работу, контроль за соблюдением режима рабочего дня и трудовой дисциплины, обучение кадров и регулирование их профессионального роста, инструктаж по профилю работы и технике безопасности сотрудников.

Финансовый директор осуществляет управление бухгалтерией и экономическим отделом.

Бухгалтерия и экономический отдел осуществляют учет поступления и расходования материальных и финансовых ресурсов на предприятии, учет рабочей силы. Она ведет отчетность, проводит финансовый анализ деятельности предприятия и представляет финансовые отчеты руководителям предприятия, а также государственным и местным хозяйственным органам.

Директор по производству управляет следующими отделами: отдел разработки дизайна, отдел контроля качества, отдел хранения, отдел транспортировки и производственными цехами. Данные отделы занимаются непосредственным производством хранением и, разработкой дизайна и транспортировкой сырья и готовой мебели.

Рассмотрим дерево целей предприятия (рисунок 2)

На сегодняшний день руководство предприятия использует методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, а именно административно-распорядительные методы управления

В управление руководство использует такие инструменты как приказ, распоряжение, инструктаж, в них указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

На предприятие устанавливаются конкретные правил, обязательные для выполнения и определяющие содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Управление предприятием осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Так же предприятие использует экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов. На предприятие используется система материального стимулирования работников (по результатам работы сотрудников, выплачивается премия).

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплата труда менеджера связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. При этом кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

На сегодняшний день для стимулирования работников и повышения эффективности труда руководитель компании использует систему мотивации.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействия на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. 11

Руководство использует экономические методы стимулирования работников.

Экономические мотивы поведения людей основаны на получении материальных благ за выполнение определенной работы.

Итак, руководство использует материальное (денежное) вознаграждение для поощрения и стимулирования труда. Ежемесячно главный экономист предприятия составляет план продаж (сумму выручки от реализации). Если выручки предприятия за прошедший месяц ниже установленного плана или ровна ему, то работники получают заработную плату в размере установленного оклада согласно штатному расписанию. Если же размер выручки превышает установленный план, то все работники предприятия получают дополнительную премию в размере 10% от установленного оклада.

Можно выделить следующие методы управления персоналом применяемые на предприятие:

— экономические методы: хозяйственный расчет, материальное стимулирование, минимальный размер оплаты труда. Величина минимального размера тарифной ставки, материальные льготы, гарантии и привилегии;

— административно-правовые методы, с помощью которых осуществляется организационное воздействие, распорядительное воздействие, дисциплинарное воздействие и дисциплинарная ответственность, административный штраф, уголовная ответственность;

— социально-психологические методы, направленные на социальное планирование, социальные исследования, психологическое планирование;

— организационные методы, заключающиеся в проектировании рабочих мест и др. 12

Информационный анализ системы управления

Функционирование организации возможно исключительно при наличии информации, необходимой для выработки и реализации управленческих решений. Информация в организации образует информационные потоки.

Вся информация системы управления ООО «Новэм» образуется входными и выходными данными.

Входная информация ООО «Новэм» делится на внешнюю и внутреннюю.

Внешними по отношения к организации являются сведения со стороны окружающей среды, которые включают характеристику потребителей, поставщиков, конкурентов, раскрывают финансово-кредитную политику, доступность и производительность факторов производства.

Внутренняя информация характеризует производственный потенциал организации и включает сведения о состоянии основных производственных факторов (финансы, рабочая сила, материалы, оборудование, здания и сооружения).

Выходные данные могут быть выражены в форме различных управленческих решений, направленных на управляемую систему (производство). Обратная связь пополняет внутреннюю информацию в результате производства и обеспечивает корректировку отклонений от плана в процессе функционирования организации. Информационные потоки ООО «Новэм» характеризуются количеством информации, находящейся в системе и обрабатываемой в единицу времени. Данные могут обрабатываться и перемещаться: Поточно, по мере возникновения; С регулярной периодичностью, когда информация накапливается, после чего обрабатывается и перемещается через заранее установленные интервалы времени; Нерегулярно, по мере возникновения отдельных информационных совокупностей. Документооборот на предприятие выглядит следующим образом (рисунок 3)

Рисунок 3. Документооборот ООО «Новым»

Документация, применяемая на предприятие ООО «Новэм» классифицируется по следующим признакам:

1. По признаку специализации: общие (административные); специализированные (финансово-расчетные, плановые, статистические, юридические).

2. По назначению: организационные (положения, уставы, инструкции, правила); распорядительные (постановления, распоряжения, приказы по основной деятельности, указания, решения); справочно-информационные (письма, докладные и объяснительные записки, справки, протоколы, акты, обзоры, отчеты, списки, телеграммы, стенограммы и др.); по личному составу (приказы по личному составу, личная карточка, личное дело, характеристика, записки о переводе, трудовая книжка); предложения, заявления и жалобы граждан.

3. По месту составления: внутренние; внешние.

4. По наименованию: акты, уставы, положения, протоколы, инструкции, планы, приказы, распоряжения и др.

5. По количеству вопросов: простые (содержащие один вопрос); сложные (содержащие несколько вопросов).

6. По срокам исполнения: срочные, несрочные.

7. По срокам хранения: постоянного (вечного) хранения; временного хранения (до 10 лет).

8. По степени подлинности: черновики (предварительная редакция документа); подлинники; копии.

Параметрический анализ системы управления

Важный фактор производительности предприятия – удовлетворенность его работников. Также как удовлетворенность клиентов повышает их желание платить деньги и приобретать продукцию и услуги своих поставщиков, удовлетворенность работников усиливает их желание работать в интересах и на благо своего предприятия. Оценка удовлетворенности работников дает важную информацию о том, чем довольны или недовольны сотрудники, и по каким направлениям следует совершенствовать систему стимулирования персонала. 13

Все факторы, влияющие на удовлетворенность работников, были разделены на две группы: поддерживающие и мотивирующие. Согласно этому подходу поддерживающие (или удерживающие) факторы создают необходимые (но не достаточные) условия для высокой удовлетворенности работников. Вместе с тем, мотивирующие факторы способны существенно увеличить удовлетворенность этих же работников при соблюдении всех необходимых условий.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Глава 2. Синтез системы управления .

2.1. Определение целей и назначение организации в целом

Миссия ООО «Новэм» — удовлетворять клиентов за счет поставки качественной корпусной и мягкой мебели, разработки новых видов продукции, повышения эффективности всех производственных процессов, создания партнерских отношений с работниками, дилерами и поставщиками.

Долгосрочные цели ООО «Новэм»: Удовлетворение потребностей клиентов; завоевание большей доли рынка; увеличение объемов продаж всех видов продукции и увеличение прибыли предприятия; увеличение качества производимой продукции; формирование имиджа компании; повышение квалификации персонала компании

Краткосрочные цели: по экономическому отделу (разработать план реализации на будущий год, составить бизнес-план по созданию дополнительных торговых точек и магазинов); по отделу снабжения (Подыскать новых, более надежным поставщиков сырья и материалов); по производственным отделам (Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет.); по бухгалтерии (Рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике); по продажам (Провести дополнительные маркетинговые исследования рынка для более глубокого изучения предпочтений и потребностей покупателей в условиях стремительного развития данного сегмента рынка, разработать дополнительные программы и акции по увеличению объема продаж, захватить большую часть рынка).

2.2. Построение новой организационной структуры предприятия

Основной причиной, почему компания ООО «Новэм» стремится к усовершенствованию системы управления, является снижение эффективности деятельности, которая выражается:

— в конфликтах среди руководителей,

— в недостаточной информационной системы,

— в проблемах, касающихся работы с клиентами и конкурентами.

Организация можно рассматривать как объект управления, как совокупность текущей деятельности. Текущей деятельности присущи расходы (закупка продукции, затраты на реализацию) и доходы (выручка от реализации продукции или услуг). Ответственность возлагается на сбытовые подразделения, а расходы несут все подразделения, но в больше степени отдел снабжения. Прибыль определяется для всего предприятия, а как ее использовать определяет руководство компании. Таким образом, деятельность компании можно разложить на отдельные процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Значит, структурные подразделения, управление данными процессами можно рассмотреть как центры ответственности за их реализацию (центры дохода, центры прибыли, центры затрат, центры инвестиций).

Совершенствование организационной структуры компании ООО «Новэм» опирается на логику построения финансовой структуры организации, а именно: центры прибыли (производство) и центры дохода (отдел продаж и маркетинга) объединяем под началом коммерческого директора, так как он – в соответствии со спецификой коммерческой функции — является ответственным за получение финансового результата. Напоминаем, что в настоящий момент коммерческому директору подчиняются отдел снабжения, отдел продаж и маркетинга. Производственные отделы в подчинении директора по производству.

Переподчиним функциональные службы, за которые ранее отвечал директор по производству, коммерческому директору. Кроме того, в зоне ответственности коммерческого директора остается отдел снабжения, который, с одной стороны, относится к центрам затрат, с другой – требует очень тесного взаимодействия с функцией продаж. После этого коммерческий директор будет контролировать всю цепочку движения товара, начиная от его закупа и заканчивая его полной реализацией.

Финансово-бухгалтерский блок оставляем без изменений.

Директору по персоналу подчиним транспортную службу, склады и ранее закрепленные за ним отдел кадров.

Таким образом, должность директора по производству ликвидируется.

Преимущества новой организационной структуры:

— сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;

— гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

— работа в группах создает условия для самосовершенствования;

— возможность применения эффективных методов планирования и управления;

— сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки данной структуры:

— сложность в координации работ отдельных бригад;

— высокая квалификация и ответственность персонала;

— высокие требования к коммуникациям.

Также необходимо спроектировать новые методы и функции управления и изменить процесс принятия управленческих решений.

Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; контроль и учет. Таким образом, основа управленческой деятельности — это выполнение руководителями четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль

Планирование. Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства — динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

Основным и наиболее эффективным методом управления для ООО «Новэм» остается экономический метод. Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности директора. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

— выработку и постановку цели;

— изучение проблемы на основе получаемой информации;

— выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

— обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

— выбор и формулирование оптимального решения;

— конкретизацию решения для его исполнителей. 14

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения. Управленческие решения в ООО «Новым» принимают директора и генеральный директор. Начальники отделов без согласования с вышестоящими руководителями решения принимать не могут.

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

Чтобы добиться наиболее полного функционирования новой системы управления, необходимо так же изменить систему мотивации на предприятии. На сегодняшний день на предприятие используется материальная мотивация персонала.

Она является наиболее универсальной, так как, вне зависимости от занимаемого положения, работники больше ценят денежные поощрения и возможность распоряжаться полученными средствами. В некоторых случаях работники даже готовы променять любые методы нематериального поощрения на их денежные эквиваленты. Дело в том, что действие инструментов нематериальной мотивации предполагает определенные ограничения. 15

Наиболее эффективным способом материальной мотивации является повышение оплаты труда, и при этом самым основным является определение величины изменения заработной платы. Для того чтобы получить реальную отдачу от сотрудника, размер ожидаемого вознаграждения должен быть существенным, иначе это может вызвать еще большее нежелание выполнять свои служебные обязанности. Руководители ООО «Новэм» идут по пути наименьшего сопротивления и периодически увеличивают зарплату сотрудникам на незначительные суммы, однако для мотивации более действенным является даже однократное, но значительное увеличение зарплаты.

Таким образом, руководство не планирует менять существующую систему мотивации.

Зависимость процента премии от результатов работы наиболее распространен в сфере торговли и оказания различных услуг. Это процент от выручки, суть которого заключается в том, что заработок работника не имеет четко обозначенного предела, а зависит от профессионализма работника и его способности стимулировать продажу товаров или услуг. ООО «Новэм» также делает ставку на квалификацию своих сотрудников, в качестве материальной мотивации предусматривают иной способ – премию за профессионализм. Это поощрение назначается по результатам аттестации, оценивающей результаты работы работника и его соответствие занимаемой должности.

Информационная система тоже должна измениться в соответствии с новыми требованиями системы управления. В компании ООО «Новэм» используется такая информационная система, которая, позволяет при вводе самых простых данных о постоянном клиенте (фамилии имя и отчества), автоматически запускать информацию о нем: его контакты, место нахождение его торговых точек, информацию о предыдущих заказах, гарантийные случаи, связанные с возвратом товара от этого клиента, автоматический набор номера клиента и прочую информацию о клиенте. Так же она позволяет видеть текущие долги по клиентам, просроченные платежи, глубину (дни) и суммы кредитов. Информационная система позволяет вести учет товаров, которые находятся в наличие или «в пути» и через какой период времени ожидается ближайшая поставка, а так же движение товара на другие склады, в филиалы и отгрузки клиентам.

В компании нет корпоративной информационной системы в современном виде, оборудование используется устаревшее, нет современных программ. Корпоративная информационная система — это масштабируемая система, предназначенная для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности больших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления.

Одним из предложений по совершенствованию информационной системы будет являться внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами (или CRM, сокращение от англ. Customer Relationship Management System) — корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Под термином «CRM-система» понимается прикладное программное обеспечение, предназначенное для реализации CRM.

Наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения о предыдущем и планируемом взаимодействии с клиентами.

Использование всех каналов взаимодействия: телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты, социальные сети.

Постоянный анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании.

Этот подход подразумевает, что при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу, сотруднику компании доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).

CRM — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.

2.3. Сравнение старой и новой системы организации управления на предприятии

В результате синтеза системы управления на предприятие ликвидирована должность директора по производству, что позволит сократить затраты на заработную плату.

Отделы производства, отдел контроля качества и отдел разработки дизайна переходят под начало коммерческого директора. В итоге коммерческий директор будет контролировать всю цепочку движения товара, начиная от его закупа и заканчивая его полной реализацией.

Также для повышения эффективность работы предприятия было предложено внедрить корпоративную информационную систему.

При внедрении новой системы управления компания получает ряд преимуществ:

1. Сокращается аппарат управления, в результате повысится эффективность управления;

2. Гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;

3. Компания получает возможность применения эффективных методов планирования и управления;

4. Сокращается потребность в специалистах широкого профиля;

5. В результате внедрения новой информационной системы повысит эффективность работы отдела продаж, что в свою очередь приведет к увеличению прибыли.

Синтез системы управления – один из основных факторов совершенствования управления персоналом предприятия. Общее повышение исследуемого показателя способствует не только экономии численности работников, но и значительному повышению производительности труда. Это является интенсивным фактором развития производства, что в свою очередь способствует росту не только трудового, но и экономического потенциала предприятия. Целью проведения совершенствования системы управления компания видит повышение объема продаж на 10%.

Влияние усовершенствованной системы управления на показатели деятельности компании зависит от следующих факторов:

— наличие условий работы, необходимых повышения эффективности деятельности предприятия;

— организационная культура благоприятствующая применению новых стандартов работы;

Для успешной работы организаций в современных условиях необходимо периодически проводить исследования с целью совершенствования действующих систем управления. Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности.

Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

При проведении исследования предприятия ООО «Новэм» было выявлено, что для успешной и плодотворной работы ему необходимо представить продукцию, рассчитанную для нескольких групп потребителей в зависимости от их желания платить дополнительную сумму за качество продукции. Необходимо совершенствовать систему мотивации труда для персонала, для более эффективной работы сотрудников, так как существующая система не совершенна. Заработная плата и премия всех сотрудников компании зависит только от эффективности работы персонала занимающегося продажами. На наш взгляд подход к стимулированию должен быть индивидуален, в зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Предприятию необходимо подыскать нового более надежного поставщика.

Так же в результате анализа было выявлено, что предприятие обладает функциональной структурой управления. Функциональная структура включает специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают выполнять задачи организации.

Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения подразделениям.

В настоящее время действующая структура позволяет предприятию оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру и поддерживать темпы развития.

Но для более эффективной работы предприятия было предложено ликвидировать должность директора по производству, что позволит сократить затраты на заработную плату. Отделы производства, отдел контроля качества и отдел разработки дизайна передать в управление коммерческому директору. В итоге коммерческий директор будет контролировать всю цепочку движения товара, начиная от его закупа и заканчивая его полной реализацией. Также для повышения эффективность работы предприятия было предложено внедрить корпоративную информационную систему. Таким образом, совершенствование системы управление приведет к повышению выручки, прибыли предприятия и производительности труда

  1. Арсенова Е.В. Балыков Я.Д. Корнеева И.В. Экономика организации (предприятия): учебник. М.: Экономистъ, 2010. 618 с.
  2. Аширов Д.А., Управление персоналом: учебное пособие. — М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2009. 135 с.
  3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. Переизд.- М: ЮНИТИ, 2011. 560 с.
  4. Беляев А.Н. Современные формы и системы оплаты труда. М.: ДИС, 2010. 272 с.
  5. Волков О.И.. Девяткин О.В.. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 601 с.
  6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Общий и специальный менеджмент: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2009. 568 с.
  7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. 501 с.
  8. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 670 с.
  9. Гражданкина Е.Ю. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2009. 455 с.
  10. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2010. 274 с.
  11. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Учебник. М.:ИНФРА-М, 2010. 304 с.
  12. Самарина В. П. Экономика организации: Учебное пособие для вузов. М.: КноРус, 2009. 319 с.
  13. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала: учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2010. 480 с.
  14. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М.: Магистр, 2009. 256 с.
  15. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. М.: «Дашков и К», 2011. 556 с.
  16. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. М.: Эксмо, 2008. 416 с.
  17. Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов Вузов Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 400 с.
  18. Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 681 с.
  19. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 848 с.

1 Румянцева З.П. Общее управление организацией: Учебник. М., 2010. С.98

2 Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. М., 2008. С.302

3 Волков О.И.. Девяткин О.В.. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М., 2010. С. 49

4 Арсенова Е.В. Балыков Я.Д. Корнеева И.В. Экономика организации (предприятия): учебник. М., 2010. С. 412

5 Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов. СПб., 2006. С.82

6 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М., 2010. С.144

7 Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М., 2010.С. 286

8 Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. М. 2009. С.183

9 Чечевицына Л. Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов Вузов Ростов-на-Дону, 2009. С. 68

10 Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. М., 2011. С.118

11 Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. М. 2010. С.129

12 Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. М: , 2011. С.184

13 Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала: учебное пособие. Ростов н/Д, 2010. С.204

14 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Общий и специальный менеджмент: Учебник. М., 2009. С. 233

15 Беляев А.Н. Современные формы и системы оплаты труда. М., 2010. С.105

источник