Меню Рубрики

Как провести анализ товарных запасов

Запасы товаров образуются на всех стадиях движения товаров, начиная со склада производителя, заканчивая складскими запасами розничных предприятий торговли.

Размер товарных запасов определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важных задач торговых предприятий.

Товарные запасы анализируются в целом по компании и по каждой товарной группе, информационной базой анализа товарных запасов и оборачиваемости товаров служат данные бухгалтерской, статистической отчетности, а также данные оперативного учета.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия. Рассмотрим их подробнее.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам:

Где,
Утз- уровень товарных запасов в днях товарооборота, день;
ТЗ — товарный запас на конец анализируемого периода, руб.;
Т/ОБодн — однодневный товарооборот за анализируемый период, руб.;
Т/Об — объем товарооборота за анализируемый период, руб.;
Д — количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов показывает обеспеченность торговой организации запасами на определенную дату и показывает – на какое число дней реализации (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Следующим показателем, используемым в анализе, является показатель товарооборачиваемости (в днях), рассчитываемый по формулам:

где,
ОБдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота, день;
ТЗср — средний товарный запас за исследуемый период, руб.;
Т/ОБоднср — средний однодневный товарооборот за тот же период, руб.;
Т/Об — объем товарооборота за указанный период, руб.;
Д — число дней в этом периоде.

Данный показатель позволяет измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения, анализ этого показателя позволяет не допустить затоваривания складов.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Скорость товарного обращения рассчитывается по формулам:

где,
ОБр — скорость товарного обращения в числе оборотов;
ОБдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота;
ТЗср — средний товарный запас за тот же период, руб.

Изменения в структуре товарооборота определяют по формуле:

где,
ТЗн — товарные запасы на начало планируемого периода;
П — поступление товаров;
ТО — реализация (продажа) по общему объему и по отдельным товарным группам;
В — выбытие товара (возврат на склад, передача товара в другой отдел и т.п.);
Е — естественная убыль;
У — уценка товаров;
ТЗк — товарные запасы на конец периода.

Анализ причин, вызвавшие изменения товарооборота является важнейшим моментом анализа товарооборота.

И напоследок отметим, что любое торговое предприятие должно стремиться к росту товарооборота, так как в результате ее ускорения:

  • увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;
  • уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;
  • улучшается финансовое состояние компании, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом;
  • увеличивается объем производства товаров.

источник

Анализ товарных запасов следует начинать с изучения того, как запасы товаров обеспечивают потребности оборота розничной торговли. Проверяют соответствие фактических запасов установленному нормативу в днях или в сопоставимом выражении (как процентное отношение суммы запасов к обороту розничной торговли) и выявляют причины отклонений. Это позволяет выявить наличие излишних или дефицитных товарных запасов, что, в свою очередь, сделать заключение о необходимости закупки товаров в случае недостающих запасов по сравнению с нормативом или ее отсутствия в случае наличия избыточных запасов (табл. 1).

В исследуемой организации торговли наблюдается уменьшение фактических остатков по сравнению с нормативом, что может привести к негативным экономическим последствиям в виде потери оборота розничной торговли. Товарные запасы сложились ниже нормативных, главным образом, за счет необоснованного их нормирования, что свидетельствует об определенных недостатках в организации и выполнении экономической работы.

Фактические товарные запасы в соответствии с нормативом по Березовской торговой организации 2002 г.

Периоды времени Фактические товарные запасы Норматив товарных запасов Отклонение от норматива (+;-)
сумма дни в % к обороту Сумма дни в % к обороту сумма дни в % к обороту
На начало отчетного года 4220,1 41,4 11,5 43,9 2,2 -67,9 -2,5 -0,7
На конец отчетного года 4528,2 40,3 11,2 43,2 -31,8 2,9 -0,8

На следующем этапе анализа товарных запасов оценивается их динамика. Цель – определить абсолютное изменение товарных запасов в сумме, днях и уровню, а также темп роста товарных запасов в сопоставлении с темпами роста оборота розничной торговли, тенденции их изменения; найти оптимальное соотношение запасов и оборота торговли. Оценить размер запасов товаров можно, только если сопоставить их с оборотом торговли. Тенденция роста стабилизации снижения запасов может быть охарактеризована положительно или отрицательно в зависимости от причин, их вызвавших, и результатов, последовавших в результате такого изменения.

Основной критерий оценки состояния и тенденций развития товарных запасов – рост эффективности их использования, т.е. обеспечение потребностей оборота торговли при минимальном отвлечении средств при условии удовлетворения спроса населения на товары. Следовательно, особенность данного этапа анализа является его всесторонность, т.е. показатели динамики запасов обязательно сопоставляются с динамическими характеристиками оборота розничной торговли.

В условиях насыщенного потребительского рынка рост оборота торговли должен сопровождаться увеличениями товарных запасов, но при условии, что темпы роста оборота торговли опережают темпы роста. Именно такое соотношение обеспечивает объективную возможность повышения эффективности использования оборотных активов.

В мировой практике их оптимальное соотношение достигается, когда темп роста товарных запасов (Тз) равен корню квадратному из темпа роста оборота торговли (Тоб):

Тз= .

В случае значительного превышения темпов роста запасов по сравнению с темпами роста оборота происходит накопление излишней товарной массы и затоваривание каналов реализации. Если же наблюдается противоположная ситуация, то велика вероятность дефицита товаров, перебоев в торговле. Кроме того, убытки могут заключаться в ухудшении репутации торговой организации, потери части покупательского спроса.

Тенденция изменения запасов раскрывается более полно с помощью коэффициента опережения (отставания), который вычисляется делением базисных темпов роста запасов на базисные темпы роста оборота и умножением на 100:

Коп= .

Динамика запасов в процентах к обороту торговли характеризует изменение эффективности использования товарной массы, показывает, с какими запасами осуществлялись 100 руб. оборота торговли в отчетном году по сравнению с базисным.

Рассмотрим динамику товарных запасов на примере анализируемой организации (табл. 2).

Анализ динамики товарных запасов и оборота розничной торговли в сравнении с 1999 г. показывает последовательный рост объема запасов товаров и оборота торговли. Темпы роста оборота торговли опережают темпы роста товарных запасов. В связи с этим соотношение этих показателей улучшается. Объем запасов не превышает потребности оборота торговли. В 2000 г. коэффициент отставания составил 92%, в 2002 г. – 82,9% и показывает тенденцию к снижению товарных запасов. Это можно в целом оценить положительно, т. к. созданы условия для роста эффективности использования товарных запасов.

Об этом свидетельствует снижение уровня товарных запасов в процентах к обороту торговли. В 1999 г. запасы по отношению к обороту составили 13,5%, а в 2002 г. – 11,2%. Это означает, что реализация товаров на каждые 100 руб. оборота розничной торговли требовала наличия запасов в каналах обращения в 1999 г. – 13,5руб., а в 2002 г. – 11,2 руб., что характеризует эффективность их использования.

На изменение запасов существенное влияние оказывает товарный состав запасов, поэтому важным направлением анализа выступает изучение товарных запасов по группам отчетной номенклатуры.

Цель анализа – характеристика товарного состава запасов, обеспеченности оборота розничной торговли запасами отдельных групп товаров, выявление излишних или недостаточных запасов.

Динамика товарных запасов и оборота розничной торговли Березовской торговой организации

годы Товарные запасы на конец года, тыс.руб. Оборот розничной торговли, тыс.руб. Темпы роста в % к 1999 г. Коэффициент опережения (отставания) Уровень товарных запасов к обороту розничной торговли, %
товарных запасов оборота розничной торговли
3902,6 28896,2 13,5
4086,7 104,7 113,8 12,4
4202,1 107,7 126,5 85,1 11,5
4528,2 139,9 82,9 11,2

При оценке товарной структуры запасов необходимо сопоставить изменения удельных весов запасов и оборота торговли коллективных товарных групп в итоговых показателях. Анализ рекомендуется проводить в динамике. При этом следует иметь ввиду, что повышение доли товарных групп в обороте торговли должно сопровождаться примерно таким же повышением доли товарной группы в запасах и наоборот. Несоответствие долей товарных групп в обороте торговли и в товарном запасе приводит к тому, что по одним товарам имеется излишек, а по другим – дефицит.

Особое внимание следует уделить структурным изменениям в запасах товаров с точки зрения роста объемов продаж и ускорения товарооборачиваемости. Также тщательно изучают динамику неходовых и залежалых товаров, т. е. тех товаров, где незначителен уровень реализации, утративших товарные свойства, устаревших технически и вышедших из моды.

В Березовской торговой организации анализ динамики в пределах двух групп отчетной номенклатуры показывает оседание в запасах продовольственных товаров (табл. 3). По сравнению с 2001 г. рост запасов произошел за счет увеличения продовольственных товаров, запасы с непродовольственных товаров уменьшились на 66, 8 тыс. руб. Доля продовольственных товаров в запасах составила 62, 5 %.

Товарный став запасов Березовской торговой организации

Запасы товаров Отклонение по сумме, тыс.руб.
Сумма, тыс.руб. Структура, % Сумма, тыс.руб. Структура, %
Всего 4202,1 100,0 4528,2 100,0 +326,1
Продовольственных 2437,2 58,0 2830,1 62,5 +392,9
Непродовольственных 1764,9 42,0 1698,1 37,5 — 66,8

Товарная структура запасов товаров и оборота торговли в пределах двух групп отчетной номенклатуре представлены в табл. 4.

В 2002 году по сравнению с 2001 годом доля продовольственных товаров, как в запасах, так и в обороте, выросла и составила 62,5 % и 68,0 % соответственно. Доля непродовольственных товаров в запасах товаров снизилась на 4,5 %, а в обороте торговли на 3,0 %, что показывает незначительные расхождения. Неходовые и залежалые товары в райпо отсутствуют. Следовательно, в длительном периоде отсутствует как товарный излишек, так и дефицит товаров.

Товарная структура запасов и оборота торговли Березовской торговой организации за 2001 – 2002 гг.

Товарные группы
Запасы товаров Оборот торговли Запасы товаров Оборот торговли
Всего товаров 100,0 100,0 100,0 100,0
Продовольственные товары 58,0 65,0 62,5 68,0
Непродовольственные товары 42,0 35,0 37,5 32,0

В условиях рыночной экономики важным направлением анализа выступает изучение эффективности средств, вложенных в товарные запасы. Одним из показателей эффективности является рентабельность товарных запасов, или рентабельность средств в товарных запасах. В процессе анализа устанавливается динамика данного показателя, изучаются причины его изменения (табл. 5)

Рентабельность товарных запасов Березовской торговой организации в 2001-2002 гг.

Показатели 2001 г. 2002 г. Отклонение (+;-) Темп роста, %
1. Прибыль от реализации, тыс.руб. 337,8 581,4 +243,6 172,1
2. Оборот розничной торговли, тыс.руб. +3890 110,6
3. Средняя сумма товарных запасов, тыс.руб. 4144,4 4365,2 +220,8 105,3
4. Рентабельность формирования товарных запасов, разы 0,082 0,133 +0,051 в 1,6 раз

Таким образом, в анализируемой организации торговли по сравнению с предшествующим годом наблюдается повышение темпов роста прибыли от реализации на 72,1%. При этом темпы роста прибыли значительно опережают темпы роста средних товарных запасов. И как результат – коэффициент рентабельности товарных запасов в отчетном году вырос в 1,6 раза, что оценивается положительно.

Читайте также:  Как называется анализ на уровень прогестерона

Для более глубокого изучения эффективности средств, вложенных в товарные запасы, следует выполнить анализ товарооборачиваемости.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 3136 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Важнейшим этапом построения и реализации оптимальной системы управления товарными запасами является анализ их состояния и эффективности использования.

Цель анализа состоит в выявлении причин и последствий изменения товарных запасов и скорости их обращения, выявления неиспользованных возможностей повышения эффективности их использования.

Задачи анализа товарных запасов:

· определение уровня обеспеченности торговой организации необходимыми товарными ресурсами; оптимальности их размещения, влияния факторов на размер, структуру, изменение товарных запасов, наличия сверхнормативных или дефицитных видов товарных запасов;

· установление степени ритмичности поставок, их объема, комплектности, качества, сортности, соответствия заказу, договору поставки;

· исследование эффективности хозяйственных отношений с поставщиками (своевременности заключения договоров на поставку, степень реализуемости закупленных товаров, точность исполнения договоров, возможности их пролонгирования и изменения);

· изучение показателей эффективности их размещения, использования и воздействия на экономические и финансовые результаты работы торговой организации;

· исчисление расходов, связанных с закупкой и хранением запасов и их влияния на прибыль торгового субъекта;

· подготовка исходной базы для нормирования и оптимального управления ими и т.п.

Информационной базой для анализа товарных запасов служат данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности (Ф1 – торг, 3 — торг, 1 – У, бухгалтерский баланс и приложения к нему), материалы выборочных обследованных наблюдений, единовременного учета, плановых и внеплановых инвентаризаций, результатов уценки.

Анализ товарных запасов проводят, в целом по торговой организации, ее структурным подразделениям, отдельным товарным группам, в следующей последовательности:

а) анализ обеспеченности товарооборота товарными запасами и их соответствия нормативу;

б) анализ динамики товарных запасов;

в) анализ факторов, влияющих на размер товарных запасов;

г) анализ обоснованности сезонных запасов;

д) анализ ассортиментной структуры запасов и их качества;

е) анализ скорости обращения товарных запасов;

ж) анализ эффективности управления товарными запасами.

На примере данных условной торговой организации «Меркурий» показана схема анализа товарных запасов, которая может быть применена на практике. Для проведения анализа исходная информация должна быть приведена в сопоставимый вид (Таблица 4.5.2.).

а) анализ состояния товарных запасов в торговой организации «Меркурий» свидетельствует о превышении фактических товарных запасов над их нормативной величиной на +3 дня (ситуация может быть и иной). Наметилась тенденция замедления реализации товаров. А это означает, что в составе товарных запасов имеются изделия, пользующиеся ограниченным спросом потенциальных покупателей. В отчетном месяце уменьшилась доля в фактическом товарообороте по сравнению с планом продовольственных товаров, реализуемых по свободным рыночным ценам с 61,8% до 57,8% и кондитерских товаров закупленных за рубежом с 72,2% до 63,7%.

В тоже время увеличилась доля этих товаров в фактических товарных запасах по сравнению с нормативом соответственно с 72,8% до 80,7% и с 57,8% до 61,8. Выявленная тенденция свидетельствует о специфике поведения потребителей данного сегмента рынка, которые предпочитают покупать товары отечественных товаропроизводителей по фиксируемым и регулируемым розничным ценам и ошибках, допущенных коммерческой службой при определении номенклатуры закупаемых товаров у зарубежных поставщиков и условий поставки. Обращают на себя внимание и ряд других негативных явлений характерных для процесса формирования и размещения товарных запасов в исследуемой торговой организации, которые требуют устранения в последующем месяцев.

К ним относятся: превышение запасов, хранящихся на складе, над запасами, находящихся в торговом зале, что требует серьезного внимания к работе с запасами и ускорения предложения их покупателю; низкая доля оплаченных товарных запасов в общей их сумме (такое состояние свидетельствует, что подтверждается данными о продажах товаров, о недостатке собственных оборотных средств, увеличении потребностей организации в дополнительных кредитах, ухудшении взаимоотношений с конкурентами, нарушении платежной дисциплины, росте расходов по хранению, что, в конечном счете, ведет к прямой потере прибыли; по большинству товарных групп (за исключением продуктов питания реализуемых по регулированным ценам), фактические товарные запасы в расчете на один рубль товарооборота составляют недопустимую величину (от 0,92 рубля до 2,81 рубля), что свидетельствует о “омертвлении” средств, вложенных в товарные запасы (темпы роста товарооборота должны обгонять темпы роста товарных запасов), о недостатках в организации торговли и нормировании товарных запасов.

б) изучение товарных запасов в динамике производится с целью выявления тенденций и закономерностей в их развитии, обоснованности соотношения складывающимся между изменением товарооборота, его структуры и товарных запасов.

По данным торговой организации «Меркурий» выявлено, что принятая политика формирования и размещения товарных запасов требует уточнения, так как при ее разработке не учтены требования предъявленные к эффективности использования товарных запасов.

Для анализа динамики товарных запасов рекомендуется использовать ряд дополнительных показателей:

— Коэффициент соотношения темпов роста товарных запасов и товарооборота (общее требование темпы роста товарооборота должны обгонять темпы роста товарных запасов). В исследуемой торговой организации не соблюдено это требование. Темп роста товарооборота в целом по организации составил 109,1%, а темп роста товарных запасов – 122,3%, размер и темп изменения товарных запасов в расчете на 1 рубль товарооборота (степень реализуемости товарных ресурсов), соответственно составили +0,07 руб.

При нормировании товарных запасов предусматривалось, что их размер должен быть на уровне 1,03 рубля, фактически этот показатель вырос до 1,1 руб., т.е. фактические показатели продаж товаров в исследуемом периоде ухудшались, естественно это приведет к снижению эффективности использования товарных запасов. Рост товарных запасов на 1 рубль товарооборота может быть оправданным только тогда, когда фактический объем, а главное, его структура отвечают установленному нормативу и пользуется покупательским спросом, а темпы роста товарооборота опережают темпы роста товарных запасов.

— уровень товарных запасов в процентах к товарообороту. Для исследуемых условий он сложился следующим образом: для прошлого периода – 99,8%, при нормировании товарных запасов этот показатель предусматривался в размере – 103,3%. Фактически он сложился на уровне – 111,9 %.

Для данной торговой организации допустимым, в условиях достаточности торговой массы, был бы темп прироста товарных запасов определенный как корень квадратный из темпа прироста товарооборота ( ), т.е он мог бы составить —

Однако и этот показатель не оптимален, т.к. у данной организации имеются неходовые и залежалые товары, а политика формирования и размещения товарных запасов не совершенна.

в) важнейшим этапом анализа состояния и эффективности использования товарных запасов является факторный анализ.

Оценка влияния изменения объема товарооборота на размер товарных запасов и скорость их обращения определяется с помощью метода цепных поставок

Где ТО и ТО1 соответственно, объем товарооборота в базисном (прошлый плановый) и в отчетном периоде (анализируемом периоде),

ТОб1 и ТОб0 скорость обращения товаров составлено в базисном и исследуемом периоде, в днях товарооборота,

Д – длительность исследуемого периода, в днях.

г) при оценке влияния сезонных запасов на размер товарных запасов на их размер рекомендуется использовать экономико-математические методы исследования; а также показатель сезонности, который можно рассчитать вручную

Где – средний размер товарного запаса на i дату исследуемого периода, руб.

– средний размер товарного запаса за исследуемый период, руб.

Индекс сезонности показывает долю анализируемого периода (квартал, месяц, декада) в исследуемом периоде. Результаты анализа сезонности колебаний спроса, товарооборота и товарных запасов используют при установлении норматива товарных запасов на конкретный период и принятии оперативных решений по пополнению запасов или распродаже излишних.

В ходе анализ эффективности сезонных накоплений необходимо также оценить обеспеченность ими по каждой товарной группе, сравнить их размер с планируемой суммой и тенденций продаж.

д) целью анализа ассортиментной структуры товарных запасов являются выявления наличия в их составе неходовых (товары, находящиеся в торговой организации в течение 2 лет) и залежалых товаров (находящихся у торгового субъекта более 2 лет, причин их возникновения (закупка товаров низкого качества, несоответствующих спросу покупателей и др.).

Для оценки состояния структуры товарных запасов используются следующие показатели:

— доля неходовых и залежалых товаров в общей сумме товарных запасов по организации, конкретной товарной группе;

— темпы роста неходовых и залежалых товаров в сравнении с темпами изменения товарных запасов;

— средний размер уценки товаров;

— процент реализации уцененных товаров;

— коэффициент эффективности использования фонда уценки (Куц) и др.

Где Дуц – доходы, полученные от реализации уцененных товаров

Руц – расходы, связанные с уценкой товаров.

Эффективным считается такой снижение цен, которое приводит к оживлению покупательского спроса на уцененные товары, при этом темп роста спроса должен значительно превышать размер снижения цены.

е) при анализе эффективности использования товарных запасов требуется измерить скорость их обращения (по показателям товарооборачиваемости), выявить причины их изменения и определить пути ускорения оборачиваемости (таблица 5.5.2).

Таблица 5.5.2 Исходная информация для анализа товарооборачиваемости., млн.р.,%%

№ п/п показатели план факт
Розничный товарооборот 2681,6 2714,5
1.1 в том числе по продовольственным товарам, руб. 1365,9 1275,9
1.2 Уд. вес в общем объеме товарооборота 50,9 47,0
непродовольственным товарам 1315,7 1438,6
Уд. вес в общем объеме товарооборота 49,1 53,0
Средний товарный запас по организации 2702,3 2862,9
2.1 в том числе по продовольственным товарам, руб. 1213,5 1307,9
2.2 непродовольственным товарам 1564,1 1577,7
Оборачиваемость, дни 30,2 30,0
3.1 в том числе по продовольственным товарам, руб. 26,7 30,8
3.2 непродовольственным товарам 35,7 32,9
Условная оборачиваемость, дни
4.1 при фактическом товарообороте и плановых товарных запасах 29,9
4.2 оборачиваемость исчисленная по фактически сложившейся структуре товарооборота (50,9*26,7)+(49,1*35,7)/ 10031,9
Отклонение товарооборачиваемости за счет изменения товарооборота 29,9-30,2=-0,3
5.2 Средних запасов 30,0-29,9=+1
5.3 Структура товарооборота 31,9-30,2=+1,7

Проведенный анализ товарооборачиваемости позволяет сделать следующие выводы.

Фактическая товарооборачиваемость за счетный период составила 30,0 дней и ускорилась по сравнению с планом (нормативом) на 0,2 дня. Это ускорение обеспечено за счет ускорения товарооборачиваемости по непродовольственным товарам на –2,8 дня (32,9 – 35,7), и влияния прочих факторов – 1,7 дня. Однако замедление оборачиваемости продовольственных товаров на +4,1 дня (26,7 – 30,8) не позволило организации получить финансовый эффект, обусловленный ускорением скорости обращения непродовольственных товаров товарооборачиваемости произошло за счет изменения товарооборота – 0,3 дня (29,9-30,2)

Изменение суммы средних запасов привело к росту продолжительности оборота на +0,1 дня (30,0-29,9). Увеличение в структуре товарооборота доли непродовольственных товаров, традиционно имеющих более низкую скорость обращения, с 49,1% до 53,0 привело к замедлению товарооборачиваемости на 1,7 дня.

Влияние изменения товарооборачиваемости на изменение расходов торговой организации можно определить по формуле:

Где – изменение прибыли за счет изменения товарооборачиваемости;

– изменение товарных запасов, обусловленное изменением скорости их обращения;

Тобф, Тобб– фактическая и базовая (плановая)товарооборачиваемость, в днях товарооборота;

Тф – фактический товарооборот, руб.;

Цк – цена капитала торговой организации в исследуемом периоде;

Д – длительность анализируемого периода, дни;

ПИП – продолжительность анализируемого периода.

ж) завершается анализ товарных запасов расчетом показателей эффективности их использования (методика расчета показателей приведена в § 4.2).

Общая оценка эффективности управления товарными запасами производится по показателям качества работы с товарными ресурсами и эффективности их использования.

Интегральный показатель качества работы с товарными ресурсами определяется по формуле:

Где Тф – фактический товарооборот, руб.;

Тпл – плановый объем товарооборота, руб.;

Зф – фактические товарные запасы, руб.;

Зн – норматив товарных запасов, руб.

Данный показатель рассчитывается при условии, что фактический товарооборот выше планового, а фактические товарные запасы ниже нормативных. Интегральный показатель эффективности использования товарных запасов рассчитывается (как об этом сказано в § 4.2) как корень квадратный из произведения индекса изменения товарооборачиваемости и индекса рентабельности товарных запасов.

Рост обобщающих показателей эффективности управления товарными запасами свидетельствует об улучшении политики формирования, размещения и использования товарных запасов.

Читайте также:  Как называется анализ на уровень эстрогенов

Обобщив материалы анализа необходимо определить пути улучшения работы с товарными запасами путем устранения выявленных в ходе исследования недостатков в формировании, размещении и использовании товарных запасов и учета неиспользованных резервов роста эффективности работы с товарными запасами при их нормировании.

Торговые организации применяют следующие методы контроля и учета товарных запасов:

— оперативный учет, инвентаризация, балансовый метод, с помощью ЭВМ;

— снятие оперативный учет, т. е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места (ящики, рулоны, мешки и др.). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода — меньшая точность, чем при инвентаризации;

— инвентаризация, т. е. сплошной подсчет всех товаров, которые при необходимости могут перевешиваться и перемериваться. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для организации, так как при проведении инвентаризации она, как правило, не функционирует.

Все организации должны проводить проверку (по крайней мере, раз в год) фактического уровня товарных запасов. Инвентаризация может быть единственным способом проверки некоторых малоценных товаров, по которым не ведется текущий количественный учет в письменной форме. Физическая инвентаризация может производиться периодически, постоянно или выборочным путем.

Периодическая инвентаризация. Периодическая инвентаризация не применяется теперь широко, потому что она влечет за собой прекращение торговых процессов, чтобы контролеры могли произвести точный учет. Группы контролеров пересчитывают количество имеющихся товаров на складе по каждому складскому объету, а также товары в торговом зал, е.

Непрерывная инвентаризация. Явные недостатки периодической инвентаризации преодолеваются с помощью непрерывной инвентаризации. По этой системе контролеры ведут счет определенного количества или части общих товарных запасов каждый день или неделю и соответственно вносят поправки в ведущийся учет товарных запасов. Этим способом можно осуществлять проверку всех товарных запасов за большой период времени. Другое преимущество этого способа заключается в том, что данные о товарных запасах, взятые из карточек товарных запасов, постоянно ведущихся по системе непрерывной инвентаризации, могут быть использованы для подготовки балансов и для налоговых целей.

Выборочная инвентаризация. На многих торговых предприятиях инвентаризация товарных запасов ведется выборочно. Бухгалтерия определяет приемлемый процент ошибок в своих записях и подсчитывает количество единиц товара, содержащихся во взятых на выборку видах товарных запасов, с тем чтобы установить, отражают ли записи фактическое наличие этих товаров. Если количество товара, указанного в постоянно ведущихся записях товарных запасов, оказывается в пределах приемлемой степени точности, то в этом случае предполагается, что запасы других видов товара также соответствуют учетным данным. Такой метод инвентаризации является часто более точным, чем общий счет, потому что наличие человеческого фактора в последнем методе может привести к ошибкам. Результаты инвентаризации выборочным путем используются налоговыми служащими и вышестоящими органами управления.

Физический подсчет товарных запасов. Инвентаризация должна быть организована так, чтобы один или несколько человек могли подвести подсчет всех товаров в определенном месте, а не так, чтобы считать все данные товары независимо от того, где они складированы. Перескакивание из одного склада в другой для подсчета определенного вида товара является очень утомительным делом и ведет к полной путанице и большим погрешностям.

Там, где физический счет ведется складскими работниками или другими лицами, собственный бухгалтер-ревизор организации или другой представитель бухгалтерии должен наблюдать за ведением такой инвентаризации. Являясь высшим контрольным органом, бухгал­терия или ревизионный отдел всегда должны быть инициаторами проведения инвентаризации.

Балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы:

где Зн — товарные запасы на начало анализируемого периода (руб.);

П — поступление товаров за анализируемый период (руб.);

Т/Об — товарооборот предприятия за анализируемый период (руб.);

Др — документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей (руб.);

Зк — товарные запасы на конец анализируемого периода (руб.).

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и по­зволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода — отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода неуста­новленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвен­таризации и снятия остатков.

Используя балансовый метод, легко осуществлять оператив­ный контроль за движением товаров. Этот метод особенно эффективен при автоматизированном учете на базе компьютерной сети.

Лучшим начальным пунктом для создания любой системы контроля товарных запасов является их стандартизация, унификация, обеспечение штрих-кодами, что позволяет использовать для учета и контроля электронно-вычислительную технику. Современная торговля уже не может осуществляться без использования ПЭВМ. Управлении товарными запасами также требует автоматизации данного процесса.

Если в организации внедрена и действует комплексная система автоматизации управ­ления предприятием (например, «1С», «Галактика», «Ветразь» и проч.), то для построения в организации рациональной системы учета запасов необходимы по большей части только организационные меры и стимулирование работников. Система автоматизации обычно дает уже налаженную базу данных, которую можно использовать для принятия эффективных управленческих решений.

Построение этой системы осуществляется по следующим этапам:

Подготовительный. Он предназначен для того, чтобы определить, нуждается ли система контроля запасов в совершенствовании. Также важно вы­яснить, на какие товарные позиции или товары следует направить внимание менеджеров; надо ли дифференцировать подходы управления разными товарами, к каким из них надо применять сложные инструменты прогнозирования и нормирования, а для каких достаточно простых; какие товары следует контролировать выборочно или периодически, а от каких вообще целесообразно отказаться. На данном этапе удобно использовать ABC- и XYZ-анализ, которые позволяют выявить «лидеров продаж» (товары, приносящие основную часть прибы­ли) и оценить регулярность продаж разных товаров.

Планирование: в данный блок мероприятий следует отнести, прежде всего, норми­рование товарных запасов. Разработка нормативов позволит всегда приблизительно знать, сколько товара необходимо иметь на складе в текущее время, сколько товара надо заказы­вать и когда. Это избавит менеджеров от необходимости действовать «вслепую», либо толь­ко на основании интуиции и личного опыта, что позволит избежать излишних остатков то­вара на складе, которые будут связывать оборотный капитал организации и приводить к уве­личению различных статей расходов. В оптовой торговле хорошо показывает себя метод прямого счета (или метод технико-экономических расчетов), в соответствии с которым нор­матив для запасов определяется исходя из продолжительности операционного цикла. К при­меру, в организации на приемку товара и контроль его качества уходит по полдня. Соответ­ственно, норма технологического запаса составит один день, а норматив будет определен как произведение нормы запаса на суточную потребность. Суточную потребность можно опре­делить, исходя из статистики расхода. Подобный подход можно применять и в системе по­требительской кооперации.

Организация: данный блок системы должен включать определенные элементы:

— Учет товарных запасов: тщательный учет необходим по тем причинам, что современ­ные менеджеры имеют дело с огромными массивами данных, которые им надо обрабатывать для принятия управленческих решений. Менеджер должен знать, что происходит у него на складе, когда был получен товар, от кого и сколько, как идет реализация, какой товар неходовой, сколько его и как долго он уже находится на складе. Чтобы ответить на все эти и еще многие другие требующие внимания вопросы, необходима база данных, которая формирует­ся на основе учета происходящих внутри фирмы процессов. Данную базу менеджеры и используют для работы, формируя на ее основе разнообразные отчеты.

— Управление закупками: сюда входит все, что касается закупок и поступления товара на склады — работа с поставщиками, заключение договоров, формирование заказа с опти­мальными параметрами, применение для этих целей математического подхода.

— Хранение и переработка товарного ассортимента: одна из функций опта — непосредст­венно само хранение на складах, подсортировка, комплектация, фасовка, разбиение на более мелкие партии и прочее.

— Управление продажами: работа с покупателями, изучение спроса, продвижение, нала­живание контактов, заключение договоров.

— Оптимизация: данный элемент предназначен для постоянного совершенствования ас­сортимента и сотрудничества с наиболее выгодными поставщиками. Оптимизация базирует­ся на блоке контроля, а также на учете.

— Стимулирование: этому блоку следует уделить особое внимание т.к. любое меро­приятие ожидает успех только в том случае, если его исполнители заинтересованы в добро­совестном исполнении своих функций. Только согласованные действия всех участников приведут к четкой и налаженной работе системы и обеспечат ее высокую эффективность. Следует уделить внимание всем работникам, которые имеют отношение к управлению запа­сами: от операционистов, от которых зависит, правильные ли данные пойдут в базу, до ме­неджеров, которые этими данными воспользуются для принятия решений.

Причем стимули­рование должно включать не только материальный аспект (премирование за новые проекты, за проведение сложных работ и анализов, просто достойные зарплаты менеджерам и опера­ционистам), но и профессионально-психологический. Во-первых, нужно донести до специа­листов необходимость нового подхода к управлению запасами, показать им дополнительные возможности, привести примеры практических выгод. Во-вторых, задача руководителя -развивать в специалистах творческое отношение к решению стандартных задач, стремление обучаться и применять полученные знания на благо организации. Вид и размер вознаграждения за эти работы устанавливает руководство организации.

Контроль: сюда входит как простое сравнение реальных размеров запасов с нормативными, так и расчет дополнительных показателей (традиционных и инновационных). Кон­троль должен базироваться на блоке учета (оттуда будет поступать исходная информация) и служить основой для работы других блоков — организации и стимулирования (совершенст­вование закупок, поощрение и наказания за результаты работы).

Рисунок 4.3.2. Система факторов, определяющих размер товарных запасов и товарооборачиваемость

Эффективность работы коммерческих служб Эффективность управления финансами Состояние экономики страны и платежеспособности населения Материально-техническая база торговых организаций Эффективность менеджмента
Факторы, обуславливающие обоснованность заказов Знание объема и структуры спроса Платежеспособность организации, изыскание резервов для ее повышения Факторы, связанные со спросом на товар Денежные доходы населения Место расположения торговых субъектов по отношению к покупательским субъектам Факторы, связанные с организацией торговли Формы и методы торговли
Изучение конъектуры рынка Численность и состав населения Организация торгово-технологического процесса
Анализ представленности и цен на аналогичные товары у конкурентов Структура денежных расходов различных социальных групп населения Торговая площадь и ее вес в общей площади торгового объекта Организация товародвижения
Факторы, связанные с работай поставщиков Выполнение договоров поставки поставщиками Уровень инфляции Организация дополнительных услуг и сервиса
Ритмичность поставок Режим работы торгового формата
Факторы, связанные с предложением товара Объем, ассортимент, качество товаров Факторы, связанные с организацией труда — эффективность системы управлением персоналом и мотивацией труда Структура и укомплектованность штата
Факторы, связанные с ценами Уровень и динамика цен Уровень технического оснащения Квалификация кадров
соотношение цен на отдельные товары Текучесть кадров
Ценовая политика Научно-технический уровень производства специализация Условия труда
Организация рекламной деятельности Оплата и стимулирование труда

Рисунок 4.3.3. Влияние факторов на товарооборачиваемость торговой организации

Таблица 4.2.2 Система относительных показателей измерения состояния и эффективности использования товарных запасов

№ п/п Наименование показателя Ед. измерения Условное обозначение Методика расчета Экономическое содержание показателя
Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами дни ОТЗ Где ТЗ- сумма товарных запасов на определенную дату, руб. ОТ — однодневный товарооборот (ТО/Д), руб. Д — количество дней в периоде, дни ТО- общий объем товарооборота на определенную дату, руб. Показывает на сколько дней бесперебойной торговли обеспечена торговая организация товарными запасами, при сложившемся товарообороте
2.1 Товарооборачиваемость: продолжительность одного оборота товарных запасов дни ТОб.дни или Где – средний товарный запас за анализируемый период, руб. Показывает время, необходимое для полного обновления запаса, или срок, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения
2.2 Число оборотов товарных запасов разы ТОбр или Показывает сколько оборотов совершил товарный запас за исследуемый период
Доля товарных запасов в чистом оборотном капитале % ДТЗобк Где ЧОК- чистый оборотный капитал, руб. Показывает удельный вес товарных запасов в чистом оборотном капитале
Запасоемкость руб. Зем Характеризует величину товарных запасов на один рубль товарооборота
Степень реализации товарных ресурсов Руб. Эр Где П- объемы поступления товаров, руб. Характеризует сумму товарооборота полученную на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы
Читайте также:  Как называется анализ на установление отцовства
Степень оседания товаров в запасах % УОтз Где Зн и Зп — запасы на начало и конец анализируемого периода Показывает долю необходимых товарных запасов в общей сумме товарных ресурсов
Степень обновляемости товарного ассортимента % СОассор Где НП – сумма обновляемых товарных запасов Показывает долю новых поступлений в общем объеме товарных ресурсов
Прибыльность товарных запасов Руб. Rтз Где Пот реализации – прибыль от реализации товаров Показывает сумму прибыли полученной на каждый рубль средств вложенных в товарные ресурсы
Затратоемкость хранения товарных запасов % Уртз Где Ртз — сема расхлдлв по содержанию товарных запасов Показывает сколько расходов несет товарная организация по содержанию одного рубля товарных запасов
Интегральный показатель эффективности использования товарных запасов В единицах Этз.обобщ Показывает обобщенную характеристику эффективности использования товарных запасов
Товарные группы Запасы товаров на начало Реализация Запасы товаров на конец Поступление
сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % сумма, млн. руб. уд. вес в итоге, % В процентах к объему
реализации товарных ресурсов
10=8/4*100 11=8/(2+4-6)*100
Швейные изделия 55,99 55,60 55,59 55,50 103,1 105,2
Трикотаж 26,44 26,30 26,31 26,33 103,4 105,6
Чулочно-носочные изделия 9,85 9,71 9,62 9,68 103,0 104,9
Меховые товары 4,11 4,19 4,24 4,17 102,6 105,4
Головные уборы 0,99 0,99 0,99 0,98 102,2 104,6
Прочие товары 2,63 3,20 3,25 3,33 107,6 113,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 103,2 105,5

Тблица 5.5.1 исходная информация для анализа эффективности формирования, размещения, использования товарных запасов торговой организации «Меркурий» за период (месяц, квартал, полугодие, год), мнн.руб.

Структурные подразделения торговой организации (отделы, секции, магазины, торговые группы) Товарооборот товарные запасы
Прошлого периода плановый Фактический за отчетный период Прошлого периода Норматив товарных запасов
За период однодневный за период однодневный за период однодневный сумма дней сумма дней В расчет на 1 руб. товарооборота
отдел №1 «одежда, обувь» 965,2 31,8 1086,0 36,2 1011,3 33,7 813,0 25,6 1049,8 0,97
в том числе: одежда 491,7 16,4 509,0 20,0 501,7 16,7 413,9 25,2 560,0 0,93
обувь 464,5 15,5 487,0 16,2 509,6 17,0 399,1 25,7 456,0 0,99
отдел «2 «Хозяюшка» 14,0 431,7 14,4 427,3 14,2 323,7 23,1 432,0 1,00
в том числе: товары культурно-бытового назначения длительного пользования 219,5 7,3 229,7 7,7 222,7 7,4 193,8 26,5 246,4 1,07
хозяйственные товары 201,5 6,7 202,0 6,7 204,6 6,8 129,9 19,4 194,3 0,96
отдел №3 «продовольственные товары» 639,1 21,3 649,0 21,6 771,6 25,7 194,7 27,9 648,0 0,99
в том числе реализуемые по фиксированным и регулированным ценам 8,4 253,1 84,0 329,1 11,0 229,9 27,4 126,0 0,50
реализуемые по свободным ценам 387,7 12,9 395,9 13,2 442,5 14,7 364,8 28,3 382,8 0,97
отдел №4 «Кондитерские товары» 473,7 15,8 514,9 17,2 504,3 16,8 753,5 47,7 2,00
в том числе закупленные на внутреннем рынке 262,0 8,7 143,1 4,8 164,5 5,4 175,5 20,2 2,01
импортные 211,7 7,1 371,8 12,4 319,8 11,3 578,0 81,4 2,00
Всего 2490,0 83,0 2681,6 89,4 2714,5 90,5 2484,9 29,9 2771,4 1,03

Примечание: такой анализ с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить еженедельно.

Структурные подразделения торговой организации (отделы, секции, магазины, торговые группы) Товарные запасы Доля товаров, реализуемых по свободным ценам Доля товарных запасов в торговом зале, % Доля товарных запасов в на складе, % Доля оплаченного товарного запаса, %
Фактические товарные запасы Отклонение фактических запасов от нормативных В товарных запасах В товарообороте
сумма дней В расчет на 1 руб. товарооборота сумма дней В расчет на 1 руб. товарооборота
отдел №1 «одежда, обувь» 1122,2 1,11 +72,4 +4 +0,14 55,0 45,0 28,0
в том числе: одежда 620,0 1,23 +120,0 +9 +0,3 60,0 40,0 38,0
обувь 469,8 0,92 -16,2 -3 -0,07 50,0 50,0 26,0
отдел «2 «Хозяюшка» 504,0 1,24 +72,0 +5 +0,24 40,0 60,0 37,0
в том числе: товары культурно-бытового назначения длительного пользования 284,9 1,34 +38,5 +6 +0,27 30,0 70,0 44,0
хозяйственные товары 194,3 1,00 -0,5 +0,04 45,0 55,0 31,0
отдел №3 «продовольственные товары» 669,6 0,87 +21,6 -4 -0,12 61,1 57,8 58,0 42,0 26,0
в том числе реализуемые по фиксированным и регулированным ценам 117,6 0,36 -8,4 -4 -0,14 80,0 20,0 31,0
реализуемые по свободным ценам 409,2 0,92 +16,4 -1 -0,05 35,0 65,0 37,0
отдел №4 «Кондитерские товары» 1118,0 2,13 +86,0 +46 +0,13 80,7 63,7 62,0 38,0 10,0
в том числе закупленные на внутреннем рынке 288,0 1,65 -7 -0,36 71,0 29,0 9,0
импортные 2,81 +15,6 +12 +0,81 42,0 58,0 74,0
Всего 3039,6 1,1 +268,2 +3 +0,07 43,8 28,7 54,0 46,0 31,0

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Товарные запасы — это распространенный учетный термин, которым описывают товары, находящиеся на разных стадиях подготовки к продаже. Для создания успешного бизнеса необходимо четко представлять, сколько вы продадите товара до его следующей поставки.

Например, если вы продаете 250 пар обуви в неделю, а новая поставка происходит каждую пятницу, в идеале вы должны заказывать 250 пар, чтобы не отставать от спроса. Однако, если спрос увеличивается или уменьшается между поставками, у вас могут возникнуть проблемы с поддержанием необходимого уровня товарных запасов.

В рамках рассмотрения данного понятия можно с точностью сказать, что ТЗ можно разделить на следующие категории:

Готовая продукция (которая может быть продана).

Незавершенное производство или товары находящиеся в процессе производства.

Сырье (для производства большего количества готовой продукции).

Принимая во внимание значительные затраты и выгоды, связанные с запасами, компании тратят значительное количество времени и ресурсов на расчет того, каким должен быть уровень резервов в любой момент времени.

Существует два возможных варианта:

Увеличение ТЗ может указывать на то, что фирма не продает эффективно, ожидает увеличения продаж в ближайшем будущем (например, в праздничные дни) или имеет неэффективный отдел закупок.

Сокращение ТЗ может сигнализировать о том, что компания продает больше, чем она ожидала, испытывает трудности со своей цепочкой поставок, ожидает снижения продаж или становится более эффективной в планировании своей закупочной деятельности.

Для оптимального управления ТЗ предприятия, создают нормативы, в которых прописаны их минимальный и максимальный уровень.

К сверхнормативным материальным ценностям относятся имеющиеся у предприятий сырье, материалы, изделия, оборудование и другие материальные ценности в количестве, превышающем рассчитанный норматив.

Показатели ТЗ предприятия можно разделить на две категории – абсолютные и относительные.

Дают исчерпывающую информацию по каждому случаю для отдельно взятого предприятия, позиций. К ним относятся как материальные, так и финансовые единицы.

У этих показателей есть свои недостатки. Используя абсолютные показатели, невозможно соотнести величину наличных запасов к товарообороту, а, следовательно, рассчитать норму производства для точного удовлетворения спроса без перепроизводства.

Решают вышеуказанную проблему и позволяют соотнести их уровень с товарооборотом. Такие показатели позволяют понять, какой объем резервов необходим для удовлетворения спроса и пополнения запасов без излишней загрузки складских помещений.

Это промежуток времени, за который предприятие реализует свои товарные запасы в размере их средней величины. Эта информация полезна для определения того, насколько хорошо компания управляет своими активами и обязательствами.

В бухгалтерском балансе оборотные активы являются наиболее ликвидным активом предприятия. Их экономическая сущность заключается в обеспечении воспроизводственного процесса. Если бизнес может увеличить свой оборот, то, теоретически, он может генерировать большую конечную прибыль.

Коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается как отношение себестоимости проданных товаров к средней величине запасов:

где Срп – себестоимость реализованной продукции;

ТЗср – средний товарный запас.

Поскольку существует несколько способов учета запасов, и в некоторых отраслях требуется больше резервов, чем в других, их сравнение, как правило, наиболее значимо для компаний, использующих одинаковые методы учета в одной отрасли. Только в таком случае определение «высокого» или «низкого» уровня запасов будет отражать действительность.

По этим причинам, а также потому, что изменение цен на товары и другие материалы является фактором, влияющим на стоимость и объем резервов компании, важно понимать, как фирма ведет учет своих запасов.

В отечественной практике традиционно применяют два метода: расчетный и балансовый.

При этом методе используется величина товарных запасов и товарооборота, и наблюдение за их изменениями. Применение расчетного метода подразумевает под собой инвентаризацию, т. е. сплошной подсчет всех товаров и их количественную оценку.

Этот метод является наиболее трудоемким и невыгодным, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, простаивает.

Этот метод получил широкое применение в анализе хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вскрываются диспропорции, выявляются неиспользованные резервы, намечаются и обосновываются новые пропорции.

Этот метод считается более выгодным и способен обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов предприятия.

К сожалению, из-за невозможности убрать из расчета всевозможные неустановленные потери, итоговые результаты несколько искажаются. Чтобы избежать ошибок в расчете товарных запасов, данные для формулы должны систематически сопоставляться с инвентаризационными балансовыми расчетами.

Чтобы обеспечить актуальность и точность всех учетных записей, предприятия вручную проводят инвентаризацию в конце каждого отчетного периода.

Любая обнаруженная разница между инвентарным количеством на балансе компании и тем, что на самом деле имеется в наличии, называется «усадкой». Иногда товар теряется, иногда его крадут. Эти факторы нельзя списывать со счетов.

Для анализа, на предприятиях чаще всего используется средняя величина товарных запасов за определенный период. Эта величина вычисляется по формуле:

где ТЗср — средний товарный запас за искомый период;

ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3 . ТЗn — величина ТЗ на от­дельные числа анализируемого периода;

п — даты, за которые проводится анализ.

Большое количество складских резервов не всегда правильно, поскольку фирма рискует остаться с нереализованными товарами, которые морально или технически устарели.

Цель своевременной инвентаризации состоит в том, чтобы свести к минимуму потребность в хранении — в идеале, все это должно быть продано в момент доставки груза в точку реализации. Точное отслеживание того, что нужно предприятию для удовлетворения спроса, является сложной задачей, поскольку вкусы потребителя могут быстро измениться.

Обычно есть четыре причины, по которым компании поддерживают резервы:

для удовлетворения ожидаемого увеличения спроса;

защита от непредвиденного роста спроса;

после закупки большой оптовой партии сырья по хорошей цене;

для предотвращения простоя целой фабрики, если одна часть цепочки производства обрывается.

Стоит упомянуть и о менее популярных (на территории СНГ) способах анализа и управления товарными запасами. Торговым предприятиям следует выбирать тот, который больше соответствует условиям и факторам их функционирования.

Распространенные методы учета включают в себя:

«первым пришел, первым вышел» («first-in, first-out» – сокращённо FIFO);

«последним пришел, первым вышел» («last-in, first-out» — LIFO);

наименьшая между стоимостью и рыночной ценой (Lower-of-Cost-or-Market, LCM).

Некоторые отрасли, такие как розничная торговля, адаптируют эти методы в соответствии со своими конкретными условиями работы.

источник