Меню Рубрики

Как провести анализ состояния сельских территорий

В настоящее время социально развитые и экономически устойчивые сельские территории являются гарантией независимости и продовольственной безопасности государства. Поэтому решение проблем сельских территорий и определение стратегических направлений их развития должно стать приоритетной задачей национальной политики. Представленное исследование, посвященное выявлению проблем и направлений развития сельских территорий в Омской области, является актуальным, имеет практическую ценность и будет интересно широкому кругу лиц.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие сельских территорий является насущной потребностью во всем мире. Существующие проблемы на селе характерны как для зарубежных стран, так и для России. Изучение опыта разных стран свидетельствует, что большинство мер по преодолению бедности населения в основном нацелены не на село, а на городские центры, способствующие миграции малоимущих сельских жителей в города или за границу в поисках лучшей жизни [4]. Данная тенденция провоцирует новые и усугубляет имеющиеся проблемы сельских территорий. Так в сельскохозяйственных странах мира (Китай, Камбоджа, Молдова, Румыния, Аргентина и другие) проблемы делятся на пять основных областей:

1) низкий уровень внедрения в производство инновационных технологий и отсутствие специалистов, способных их использовать;

2) слабое развитие инфраструктуры (например, сельские дороги, объекты переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, транспортировка и логистика, социальные учреждения);

3) трудности в решении проблем доверия между участниками рынка и координации их деятельности при согласовании товарных и денежных потоков;

4) недостаточное количество бюджетных ресурсов, сдерживающих развитие сельской местности;

5) различные микроэкономические риски [5].

В современных условиях становится очевидным, что для идентификации и формирования политики развития сельских территорий недостаточно критериев, которые применялись для характеристики сельского хозяйства. По мнению многих ученых, необходим комплексный подход при проведении исследований устойчивого развития сельских территорий [1, 2, 3].

Для выявления тенденций, ключевых проблем и направлений дальнейшего развития села авторы провели социологическое исследование на примере Омской области, расположеной на юге Западно-Сибирской равнины. Всего в Омской области 21 посёлок и 1476 сельских населённых пунктов. В процессе проведения исследования авторами была впервые получена уникальная информация (субъективная оценка сельских жителей) о проблемах села в разрезе отдельно взятых районов Омской области.

Обследование проводилось с применением личного интервьюирования и анкетирования по почте (рассылки анкет по домашним или рабочим адресам).

В ходе опроса респондентам была предложена анкета с перечнем проблем, затрудняющих эффективное развитие сельских территорий. Все проблемы были разделены на четыре блока: социальный, экономический, экологический и сфера управления. Опрашиваемым было предложено оценить степень актуальности (важности) проблем по пятибалльной шкале от меньшего к большему: 1 – проблема совершенно не важна, 2 – не очень важна, 3 – малозначительна, 4 – значительна, 5 – проблема крайне важная.

В результате исследования установлено, что из общего количества участников опроса на северную природно-климатическую зону области приходится минимальное количество опрошенных 19 % (или 503 респондента), в других зонах доли респондентов оказались почти одинаковыми: северная лесостепная – 27 % (715 человек), южная лесостепная – 26 % (671 человек) и степная – 28 % (738 человек). В исследовании опрашивались респонденты разных возрастов, от 16 лет и старше, из них 1431 мужчина и 1196 женщин.

Результаты обследования показали, что нерешенных проблем на селе в регионе остается достаточно много. При этом в разных районах области острота одних и тех же проблем и степень их актуальности для местных жителей существенно отличаются (рисунок). Обусловлено это особенностями географического положения, уровнем социально-экономического развития и специфики аграрного производства. В основном чем дальше удаленность сельских территорий от города Омска, тем напряженнее обстановка в изучаемой сфере.

Так в социальной сфере в 20 районах области (Большеуковский, Знаменский, Седельниковский, Тевризский, Усть-ишимский, Колосовский, Муромцевский, Саргатский и другие) наиболее значимой проблемой респонденты указали низкое качество и доступность оказания медицинской помощи сельским жителям. По мнению авторов, это обусловлено рядом причин, одна из которых – недостаток медперсонала, особенно узких специалистов (неврологов, кардиологов, хирургов). В сельской местности работают отделения врачей общей практики и фельдшерско-акушерские пункты, которые оказывают минимальный набор медицинских услуг. В районных центрах работают врачебные амбулатории и центральные районные больницы, но доехать до них жителям из сельской глубинки не всегда представляется возможным по причине большой удаленности и зачастую плохого состояния дорог. На врача общей практики приходится большая нагрузка в силу низкой плотности населения и большой удаленности поселений друг от друга. Кроме того, на качество и уровень медицинской помощи селянам оказывает влияние высокая изношенность материально-технической базы сельского здравоохранения и низкий уровень обеспечения сельских организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием.

Как известно, для комфортного проживания человеку на территории необходима развитая социальная инфраструктура – детские сады, школы, объекты для отдыха и занятия спортом. Во многих сельских поселениях эта инфраструктура сохранилась с советских времен, однако в настоящее время наблюдается значительная изношенность объектов социально-культурного назначения. Обследование подтвердило, что сельские жители отмечают недостаточное развитие досуговых учреждений, слабую спортивную базу и малое предложение спортивных секций для детей, а также отсутствие детских оздоровительных лагерей вблизи поселений.

Степень актуальности проблем по оценкам жителей сельской местности Омской области (авторская разработка). Северная зона: 1 – Большеуковский; 2 – Знаменский; 3 – Седельниковский; 4 – Тарский; 5 – Тевризский; 6 – Усть-Ишимский. Северная лесостепная зона: 7 – Большереченский; 8 – Горьковский; 9 – Колосовский; 10 – Крутинский; 11 – Муромцевский; 12 – Называевский; 13 – Нижнеомский; 14 – Саргатский; 15 – Тюкалинский. Южная лесостепная зона: 16 – Азовский; 17 – Исилькульский; 18 – Калачинский; 19 – Кормиловский; 20 – Любинский; 21 – Марьяновский; 22 – Москаленский; 23 – Омский. Степная зона: 24 – Нововаршавский; 25 – Одесский; 26 – Оконешниковский; 27 – Павлоградский; 28 – Полтавский; 29 – Русско-Полянский; 30 – Таврический; 33 – Черлакский; 34 – Щербакульский

Самая злободневная проблема сельских территорий – это плохое состояние дорог. По итогам опроса подавляющее большинство сельских жителей Омской области отрицательно отзываются о состоянии дорог или асфальтированного дорожного покрытия на центральных магистралях. Средний балл по указанной проблеме в целом по области составил 3,77. По официальным данным, протяженность автомобильных дорог в области составляет 10,4 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 7,3 тыс. км (из них 5,7 тыс. км не соответствуют транспортно-эксплуатационным характеристикам), с грунтовым покрытием – 3,1 тыс. км. 584 населенных пунктов вообще не имеют транспортной связи с районными центрами Омской области по дорогам с твердым покрытием. Более 30 процентов от общего количества мостов, через которые проходят автомобильные дороги, не отвечают современным требованиям по грузоподъемности. Особенно острой данная проблема остается для жителей северных районов области, где в весенне-осенний период дороги становятся непроходимыми или труднопроходимыми.

Исследование информации о производственной деятельности в сельском хозяйстве и сфере услуг на селе свидетельствует, что местные жители одними из актуальных проблем называют тяжелые условия труда. Обусловлено это спецификой аграрного производства, в котором преобладает напряженный сезонный труд в отрасли растениеводства и тяжелый ручной труд в отрасли животноводства.

К тому же селяне считают серьезной проблемой – низкий уровень своих доходов. Так, средняя номинальная начисленная заработная плата за апрель 2016 г. работникам сельского хозяйства в среднем по муниципальным районам составила 16030,5 руб., а в целом по региону эта цифра на порядок выше и на эту же дату заработная плата в среднем равнялась 28162,3 руб.

Из-за отсутствия активной поддержки социальной сферы села, слабой мотивационной составляющей для молодых специалистов у людей сформировался определенный стереотип и сложилось общественное мнение о непрестижности проживания в сельской местности. Молодежь из-за накопившихся проблем в сельской жизни (низкого уровня доходов, трудностей с жильём, неразвитой социальной инфраструктуры) не устраивает, что комфортность проживания на селе заметно ниже, чем в городе. Это в свою очередь порождает еще одну злободневную проблему – миграцию жителей из села в город и обезлюдиванию деревень. Наиболее тяжелая демографическая ситуация и интенсивный процесс миграции отмечается коренными жителями северных районов Омской области (таблица).

Оценка актуальности социальных проблем сельскими жителями Омской области*

источник

31 мая 2019 г. за № 696 подписано Постановление Правительства РФ «О государственной Программе комплексного развития сельских территорий на период 2020-2025 годов».

Фактически министерством сельского хозяйства России подготовлен 13-ый по счёту национальный проект социального и экономического преобразования страны.

Ключевыми целями государственной программы являются:

  1. Сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%.
  2. Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%.
  3. Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%.

В структуре госпрограммы выделено две части – проектная и процессная.

Первая, весьма любопытная для профессионального строительного сообщества, включает пять ведомственных проектов:

  1. Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений.
  2. Содействие занятости сельского населения.
  3. Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях.
  4. Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
  5. Благоустройство сельских территорий.

Вторая часть содержит три ведомственные целевые программы:

  1. Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий.
  2. Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий.
  3. Современный облик сельских территорий.

Реализация программы намечена на период 2020-2025 год. Общий объем ее финансирования предусмотрен в сумме около 2,3 трлн руб, из них 1 трлн руб – из средств федерального бюджета.

Что такое сельский образ жизни?

В Госпрограмме явно превалирует ориентация на качественные преобразования посредством реализации «преимуществ сельского образа жизни». Но вот незадача – разработчиками программы не определено, что есть в их понимании «сельский образ жизни» и тем более «сельское население», ради блага которого и составлялся сей документ.

В энциклопедическом понятие «Сельский образ жизни» или СОЖ – условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения.

Ключевым субъектом СОЖ является «сельское население», сельчане, то есть индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также такие параметры как:

  • специфика его трудовой занятости;
  • демографическое поведение;
  • формы общения, обычаи и традиции;
  • условия быта, образования и культуры;
  • возможности внешней и внутренней коммуникации и др.

Структуру СОЖ составляют такие показатели, как:

  • уровень жизни, то есть степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан;
  • стиль жизни – совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе;
  • качество жизни – уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов.

Специфика СОЖ проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве.

На формирование СОЖ оказывают воздействие:

  • погодно-климатические условия;
  • пространственная рассредоточенность людей,
  • цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы.

Результаты государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков на период 2015-2019 года.

Необходимо напомнить, что начиная с 2003 года главным инструментом развития сельских территорий являлась Федеральная целевая программа «Социальное развитие села» и она действовала в том или ином виде до 2018 года.

В 2018 году ФЦП была преобразована в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» общей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков, а затем в ведомственную целевую программу более чем рекомендательного характера, что заметно снизило уровень внимания к этой важной теме.

Поэтому на сегодняшний день государственная политика по отношению к сельскому населению формируется в безальтернативной связке «сельское хозяйство – земли сельскохозяйственного назначения – сельские жители» и приоритетно направлена на развитие только сельскохозяйственной деятельности, без учета всех возможных форм освоения сельских территорий. Вследствие чего иные формы занятости населения практически не поддерживаются, не субсидируются и условий для их развития не создается.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Гордеев А.А, курирующей агропромышленный комплекс, в своем выступлении 13 марта 2019 года на правительственном часе в Совете Федерации кратко остановился на итогах ВЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»:

За период с 2003 по 2018 год совокупный объём финансирования, включая средства федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития сельских территорий, составил 518 млрд рублей.

В год в среднем на одно сельское поселение пришлось 2 млн рублей, а в поселение входит в среднем порядка 10 деревень и сёл.

Было построено 22,0 млн квадратных метров жилья, в том числе свыше 8 млн квадратных метров для молодых семей и молодых специалистов.

  • новые школы – на 119 тыс. ученических мест;
  • учреждения культурно-досугового типа – на 33 тыс. мест;
  • 1380 фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики;
  • 681 плоскостное спортивное сооружение.
  • более 70 тыс. километров распределительных газовых сетей;
  • 25 тыс. километров локальных водопроводов.
  • порядка 2,5 тыс. километров автомобильных дорог.

Постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твёрдым покрытием обеспечено 707 сёл;

Если говорить о программе текущего 2019 года, то общий объём финансирования должен составить 25 млрд 400 млн рублей, в том числе из федерального бюджета более 17 млрд рублей, то есть цифры достаточно скромные в масштабах нашей страны.

Какова на данный момент реальная ситуация в сельских населённых пунктах России?

Принятые правительством меры и достигнутые результаты явно недостаточны для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и выполнения ими общенациональных функций – производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, а также сохранения историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержания социального контроля и освоения сельских территорий.

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

В первую очередь существующие проблемы на селе отразились на демографической ситуации.

За последние 25 лет естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 миллиона человек. Исходя из данных последней Всероссийской переписи населения (2010 год), в России числится 153 тыс. сельских населённых пунктов, из которых почти в 20 тыс пунктов (а это около 13%) отсутствует постоянное население.

Существующие проблемы сельских территорий, к сожалению, носят комплексный характер, что отражается прежде всего в высоком уровне безработицы – 8% (в городе – 4,3%).

Доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 20% (в городе – 11,2 %), а заработная плата в сельском хозяйстве почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике страны.

Обеспеченность основными социальными благами остаётся крайне низкой. Это касается и жилищного фонда, качества объектов образования, доступности здравоохранения, дорожной сети, отсутствия качественной питьевой воды, интернета. Список можно продолжить.

Общее число школ и дошкольных образовательных учреждений в сельских территориях больше, чем в городе, в 1,5 раза (в 2014 году: 26,1 тыс. школ в сельских территориях и 18 тыс. — в городских), но динамика темпов их сокращения с конца 1980-х годов превышает.

К сожалению, необходимо признать тот факт, что ни одно из рассмотренных возможных направлений развития сельских территорий систематически не поддерживается ни на одном уровне власти.

Федеральный уровень задает только рамки и общие направления государственной поддержки или возможные способы развития села; региональный же уровень не в состоянии выработать и осуществлять какую-либо последовательную и постоянную политику в отношении сельских территорий. В результате все описанные выше процессы идут все вместе разом, но значимого эффекта на развитие села не оказывают.

В целом перечисленные и многие другие проблемы, накопившиеся на селе, привели к снижению привлекательности сельской местности, препятствуют её социально-экономическому развитию.

Налицо все признаки деградации «сельского образа жизни».

Причины деградации села

В течение многих лет центром жизнеустройства в российской деревне было крупное сельскохозяйственное предприятие – колхоз или совхоз. Реформа подорвала возможности этих предприятий и разрушила их. Произошло раздробление и изменение организационного типа бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов.

Стремительный рост цен на электроэнергию, сельхозтехнику, механизмы и оборудование, транспорт, топливо при низких ценах на зерно и другие сельхозпродукты привели большинство агро-формирований к кризисному состоянию.

Значительная часть ресурсов и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство – в личные хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства.

Фактически, село вернулось к устаревшим низкопроизводительным укладам хозяйства.

Сельское хозяйство становится все более натуральным, а образ жизни занятых в нем людей все более архаичным.

На селе сворачивают свою деятельность многие государственные предприятия и социальные службы. Тем самым сокращается возможность приложения рабочей силы вне собственно сельского хозяйства.

В рамках сельского образа жизни произошел значительный отток рабочей силы из сельскохозяйственных предприятий.

На селе происходит деформация отраслей структуры занятости и усиление ее моноотраслевого характера.

Этими и другими причинами обусловлена неудовлетворенность многих селян современной аграрной реформой.

В условиях перехода к рыночной экономике многие слои сельского населения оказались за чертой бедности и главной проблемой для них остается проблема выживания.

Для сельских жителей характерны специфические особенности роста бедности. В сельских районах продолжает возрастать численность малоимущего населения, как из числа нетрудоспособных, так и из числа работающих. Здесь значительно больше, чем в городе, безработных и проявляется устойчивая тенденция к повышению доли незанятого населения.

Среди сельских безработных высока доля молодежи, которая является наиболее уязвимой группой на сельском рынке труда.

Причины недостаточного уровня социально-экономического развития села кроются как в исторически накопившихся проблемах, ибо село в XX веке практически было донором развития страны, так и в недостатках действующих государственных механизмов развития сельских территорий на современном этапе.

Основными факторами, тормозящими развитие сельских территорий, являются:

  • ведомственная разобщённость на всех уровнях в управлении сельскими территориями;
  • узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития;
  • отсутствие комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;
  • низкий уровень диверсификации сельской экономики и слабая поддержка развития предпринимательской активности;
  • недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение;
  • низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями.

В целом сложилась огромная региональная дифференциация в социальной ситуации на селе. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными: республики Татарстан, Башкортостан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области, Краснодарский край и так далее.

Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы, стагнирующие на низком уровне социального развития: республики Бурятия, Тыва, Карелия, Забайкальский край, Новгородская, Псковская, Кемеровская области, список можно продолжить.

Особенности программы развития сельских территорий

Отличительной чертой обновленной программы развития сельских территорий является увеличение объемов финансирования сельскохозяйственных предприятий.

Свыше 1 триллиона рублей пойдет из бюджета, около 1,05 триллионов рублей из внебюджетных источников и 161 миллион рублей из бюджетов субъектов РФ.

Основной расходной статьёй является целевая программа «Современный облик сельских территорий». Суть программы заключается в реализации проектов сельских поселений, инициативных жителей, бизнеса. На это запланировано примерно 1,2 триллиона рублей (около 85% общих средств).

Если усреднить, то на один населенный пункт, принявший участие в программе, будет выделено примерно 60 миллионов рублей. Сумма весьма впечатляет, ибо на сегодняшний день на каждый крупный населенный пункт выделяется всего лишь 2 миллиона рублей.

Средства программы развития сельских территорий будут распределяться на конкурсной основе, а победителей будет выявлять конкурсная комиссия Министерства сельского хозяйства.

Проекты могут быть по следующим направлениям:

  • социальная инфраструктура;
  • инженерно-транспортная инфраструктура;
  • государственные услуги;
  • физическая доступность товаров;
  • финансовые услуги.

Перспективы развития сельских территорий

Что будет с российской деревней и кто в ней останется жить и работать?

Нельзя не обратить внимание на то, что в числе последствий деградационных процессов возникло новое, весьма необычное и несвойственное для нашей страны явление – по рождаемости российское село впервые уступило городу.

Запас естественного прироста практически исчерпал себя на фоне экономического спада в России, несмотря на повышение размера материнского капитала, который был одним из его драйверов.

Этот тревожный сигнал заслуживает пристального внимания со стороны государственных органов власти и потребует необходимости принимать кардинальные меры, чтобы данное явление не стало тенденцией.

Растущая производительность труда в сельском хозяйстве не позволяет говорить о возможности массового вовлечения жителей села в агропромышленный сектор для решения проблемы занятости на селе и стабилизации уровня доходов жителей села.

Причинами являются сокращение потребности в трудовых ресурсах из-за автоматизации процессов, а также необходимость инвестирования в образование, требуемое для такой производительности труда, а это вопрос не 2–3 лет.

Кроме того, у высококвалифицированных кадров должна быть возможность организовать свой быт (обучение, медицина, досуг, транспорт), сопоставимый с городскими условиями. В силу этих причин будущее нынешних молодых жителей села, связанного с родной деревней, представляется туманным — поэтому, вероятнее всего, рано или поздно они станут частью миграционного потока бедных и не очень образованных селян в города.

Фермерская прослойка тоже пока не в состоянии играть главенствующую роль в развитии села. Данная категория хозяйств может занять определенные ниши, неинтересные индустриальным производителям (например, продукты с повышенными потребительскими свойствами, разведение кроликов, пчел, пушнины и т.д), но зависимость от государственной поддержки, неразвитость сбытовой инфраструктуры и правовые ограничения на кооперацию фактически сводят роль фермеров к уровню семейных предприятий.

Помимо развития занятости через крестьянско-фермерские хозяйства, одной из популярных тем поддержки была организация сельскохозяйственной кооперации.

Однако по независимым оценкам вовлеченность населения и фермеров в кооперацию, как и результаты деятельности кооперативов, весьма и весьма скромные.

Например, в сельскохозяйственных производственных кооперативах участвует около 0,4% всей численности владельцев личных подсобных хозяйств в 2017 году.

Согласно российскому законодательству, сельскохозяйственные производственные кооперативы являются коммерческими, так как в них участникам кооператива выплачивают дивиденды. И производственные кооперативы могут создавать только граждане, т. е. физические лица и лица, ведущие личное подсобное хозяйство, но ни как не фермеры.

В следствие этого в 2017 году было зарегистрировано всего 7862 единицы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, или 4% от общего числа зарегистрированных организаций по ОКВЭД «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» и крестьянско-фермерских хозяйств (в сумме — 179 299 организаций).

Вероятнее всего, в такой ситуации сельские территории смогут развиваться за счет привлечения временных жителей из города: туристов, дачников на весь летний сезон или дачников выходного дня.

Хотя временные жители не так остро нуждаются во врачах и школах, однако требовательны к дорогам, торговой и рекреационной инфраструктуре, экологии, что тоже связано с затратами, которые частные инвесторы если и будут готовы нести, то при условии длительных гарантий на владение возводимыми объектами.

В предлагаемой Госпрограмме необходимо отметить существенное стремлению к росту государственному регулирования процесса развития сельских территорий.

Но кроме этого существует и фактор деловой активности региона и территории – в сущности, он и является драйвером развития сельских поселений. При этом ключевым вопросом остается жилищное строительство.

Посему невозможно удержаться от соблазна сослаться на зарубежный опыт.

Например, в США увеличение объемов жилищного строительства на селе приводит к росту экономической активности и улучшению демографической ситуации. Горожане покупают или берут в аренду загородные дома, идет строительство рекреационных объектов, размещение которых ведется на относительно изолированных территориях.

В Израиле при выборе варианта развития сельских территорий в приоритете районы с малым населением – это позволит им повысить деловую активность.

К сожалению у нас же в стране наблюдается обратная картина – для размещения производственных сил зачастую выбираются крупные районы с развитой инфраструктурой.

В последнее время на дискуссионных площадках различных форумов звучат предложения о том, что прорыв в экономике страны необходимо сделать за счёт развития только крупных агломераций и необходимо на этом концентрировать внимание и ресурсы государства, а уж затем поэтапно развивать остальные территории (имеются в виду сельские).

Директивные органы страны явно и упорно не учитывают опыт других стран: в России в агросферу из госбюджета выделяется чуть больше одного процента, в то же время в Голландии – 50%.

Очевидно, что причина подобной «страусиной» экономической политики состоит в отсутствии на федеральном уровне долгосрочного взгляда на процессы, происходящие на селе и в стране в целом.

Деревня бесплатно поставляла и пока еще поставляет государству здоровую рабочую силу. Она исторически является хранительницей традиционной национальной культуры.

Но деревня незаслуженно обижена и делается всё, чтобы она исчезла:

  • социальная инфраструктура разрушается – школы, клубы, медпункты, библиотеки закрываются, дороги плохие, газифицирована лишь половина поселений;
  • кредиты даются по высоким ставкам, дизельное топливо продаётся в два раза дороже молока и в четыре раза дороже зерна;
  • весь постсоветский период вопросы развития села курировались ведомством, отвечающим за агропромышленный комплекс, но как показал предварительный анализ ни индустриальное сельское хозяйство, ни фермерское не в состоянии обеспечить постоянную занятость селян, а отсутствие работы и, как следствие, доходов поддерживает миграцию из села и следовательно его деградацию.

С этим я категорически не готов согласиться!

Во-первых, крупные агломерации и так развиваются быстрыми темпами, что особенно заметно на фоне деградации сельских территорий.

Во-вторых, экономика не должна быть ради экономики, ради хороших цифровых показателей. Возникает вопрос: а где люди – российские сельчане в этих расчётах?

В третьих, никаких следующих этапов развития страны при такой политике уже не будет, просто поддерживать уже будет некого.

Вопрос села вышел на уровень геополитический, связанный с тем, как нам сохранить контроль над громадными территориями нашей страны.

источник

Рубрика: Сельское хозяйство

Дата публикации: 03.06.2014 2014-06-03

Статья просмотрена: 1469 раз

Печатнова А. П. Развитие сельских территорий: реалии и перспективы // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 390-392. — URL https://moluch.ru/archive/67/11354/ (дата обращения: 11.12.2019).

Сельские территории являются важнейшей социально-экономической и экологической подсистемой общества. Здесь сосредоточены значительные людские, природные и производственные ресурсы, отрасли, эффективное развитие которых может существенно улучшить состояние экономики и поднять уровень жизни населения государства. Применительно к нашей стране под сельской территорией (сельской местностью) принимается территория вне границ городских поселений, включающая территорию сельских поселений и межселенную территорию. Россия располагает 403 млн. га земель сельскохозяйственного назначения и 871 млн. га лесных земель от общей площади равной 17,1 км 2 . Именно поэтому сельские территории являются основным объектом развития [1,2].

За 2005–2009 гг. ввод в действие жилых домов на селе возрос с 11125 до 17466 тыс. м 2 . Большой вклад в этот рост внесла Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г».. Вместе с тем строительство общеобразовательных учреждений сократилось за этот период с 44411 до 28747 учебных мест, в т. ч. по ФЦП — с 16538 до 5218. Аналогичная картина имеет место с дошкольными учреждениями — снижение в 2,0 раза, учреждениями клубного типа — в 2,1, автомобильными дорогами в сельской местности — в 1,3 раза, газовыми сетями — на 29,3 %.

Сегодня в сельских поселениях проживает 42 % бедных людей России. Село все больше отстает от города по вводу жилья и уровню жизни. Если в 1990 году на 1 тыс. жителей села вводилось жилья на 60 м (15 %) больше, чем в городе, то в 2000 году село уже отстало от города по удельному показателю жилищного строительства на 34 м (16 %), в 2005 — на 81 м (25 %), в 2008 году — на 77 м (16 %). По доле общей площади жилья, имеющего все виды инженерного оборудования, город превосходит село в 3,5 раза. Сетевым газом оборудовано 48 % домов (квартир). Значительный рост в сельской местности получили лишь водопроводные сети — в 1,9 раза [1,3].

Читайте также:  Как делать анализ на английском

В настоящее время в деревнях сосредоточено лишь 27 % (38,2 млн человек) населения от общей численности населения страны. По данным переписей населения в 2002 и в 2010 годах перестало существовать 2164 сельских населённых пунктов а количество населённых пунктов без населения увеличилось на 6353 [4,5].

Рис 1. Число населённых пунктов РФ по данным переписей населения

*- По данным федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.

На данном этапе социально-экономического развития аграрная политика России направлена на улучшение состояния сельских территорий, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и создания условий для дальнейшего развития сельского хозяйства. Эта направленность отражена в совершенствовании социальной инфраструктуры, повышении занятости и улучшения уровня жизни сельского населения.

В настоящий момент сельское хозяйство находится в кризисном состоянии, что сказывается и на экономике России. Несмотря на реформы 2000-х годов ситуация в сельской местности не улучшилась и по прежнему наблюдается экономический спад, уменьшается производство сельскохозяйственной продукции. Наблюдается отток сельского населения из деревень. Это говорит о том, что уровень развития сельских территорий остаётся низким.

Существует ряд проблем, которые не позволяют осуществлять развитие сельских территорий. В первую очередь это низкий уровень жизни, территориальная недоступность социальных услуг и низкий уровень оплаты труда, поэтому всё больше людей стремятся жить в городах, что ведёт к снижению численности населения в деревнях. Недостаток финансирования сельскохозяйственных предприятий ведёт к снижению эффективности их производства и замедлению развития, а низкая инновационная активность к снижению конкурентоспособности отечественной продукции [1,6].

Большой вклад в развитие сельских территорий должна внести федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Объём финансирования данной программы составляет 299,2 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета — 90,4 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 150,6 млрд рублей, внебюджетных источников — 58,2 млрд рублей. В ходе её реализации планируется создать 31,8 тыс. рабочих мест, 5,4 млн. кв. м жилья для граждан сельской местности, построить общеобразовательные учреждения на 22,3 тыс. мест, и учреждения культурно-досугового типа на 9,9 тыс. мест. В рамках реализации программы планируется выполнение следующих задач:

— создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

— стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

— содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;

— активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;

— формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни [7,8].

Развитие сельских территорий предполагает наличие источников финансирования, внедрение инноваций, создание условий для улучшения качества жизни при активном участии органов местного самоуправления в аграрных процессах. Это позволит улучшить доступ к продуктам питания, социальным услугам, сократить безработицу, увеличить доходы сельского населения и т. д. Это будет способствовать притоку населения и улучшения экономического положения села.

1. Голышев М. Е. Сущность устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭ. 2011. № 2 (3).

2. Matveev D. M. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production / A. T. Stadnik, D. M. Matveev, D. V. Menyaykin // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 31(8). — P.1535–1539

3. Терновых К. С., Нечаев Н. Г., Черных А. Н. Развитие сельских территорий в системе инновационных преобразований АПК // Вестник ОрелГАУ. 2011. № 5. С.45–48.

4. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами как основа развития сельскохозяйственных предприятий / Д. М. Матвеев // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2008. № 8. — С. 60–65.

5. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения 6.05. 14 http://www.gks.ru

6. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях / Т. А. Стадник, А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев. — Новосибирск, ЭКОР-книга, 2011. — 245 с.

7. Сайт правительства РФ. Дата обращения 7.05.14 http://government.ru/docs/3313.

8. Матвеев Д. М. Мотивация персонала в условиях модернизации сельского хозяйства / Д. М. Матвеев, А. Т. Стадник, С. А. Шелковников, Н. В. Григорьев // Вестник АГАУ. 2012. — № 1(87). — С. 119–122.

источник

  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ
  • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
  • АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Степень развития сельского хозяйства влияет в большей части на жизненный уровень и благосостояние населения любой страны: размер и структура питания, среднедушевой доход, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни.

По этой причине необходимо быстро и эффективно решать проблемы, сдерживающие развитие данной отрасли национальной экономики.

На современном этапе в сельском хозяйстве производится более 12% валового общественного продукта и свыше 15% национального дохода России. В этой отрасли сосредоточено 15,7% основных производственных фондов.

Сельское хозяйство России представляет собой один из важнейших секторов национальной экономики, обеспечивающий потребности в продуктах питания и сырье для различных отраслей промышленности, таких как перерабатывающая, обувная, текстильная, парфюмерная и др. И хотя российское сельское хозяйство занимает весьма значимое место в мировом агропромышленном комплексе и входит в первую десятку мировых сельхозпроизводителей.

В экономике России испокон веков преобладал аграрный сектор как институт, обеспечивающий население страны основными продуктами питания, перерабатывающую промышленность — сырьем, а людей — работой. Около 70% всей потребляемой человеком продукции производится в данном секторе экономики. Таким образом, от эффективного функционирования агропромышленной отрасли напрямую зависит уровень жизни населения.

Большая часть, примерно около 70 процентов, потребляемого в России продовольствия обеспечивает растениеводство. Растениеводство России — ведущая отрасль российского сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений для производства растениеводческой продукции.

Растениеводство представляет большую роль в качестве источника продовольственных товаров и производственного сырья. Показатели растениеводства нашей страны должны быть высокими, чтобы обеспечить достаточный уровень здоровья Российской Федерации. В таблице 1 представлены основные продукты растениеводства Российской Федерации.

Таблица 1. Производство основных продуктов растениеводства в Российской Федерации

Производство основных продуктов растениеводства в Российской Федерации (хозяйства всех категорий; тысяч тонн)

Выращивание зерновых культур является одной из базовых составляющих Российской Федерации. На сегодняшний день на долю производства зерновых культур приходятся ячмень, кукуруза и пшеница.

Подобно зерновым культурам, животноводство распространено почти повсюду, причем в структуре угодий луга и пастбища занимают в три раза больше земель, чем пашня.

Животноводство является одной из основных отраслей сельского хозяйства в России. Оно даёт порядка 45 процентов от всей валовой продукции, собирает около 75% основных производственных фондов и 70% трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Производство основных продуктов животноводства в Российской Федерации представлены в таблице 2.

Таблица 2. Производство основных продуктов животноводства

Производство основных продуктов животноводства в Российской Федерации (хозяйства всех категорий; тысяч тонн)

Скот и птица на убой
(в живом весе)

Сегодня, учитывая новые экономические условия развития рыночной экономики и место предприятия в ней, нельзя недооценивать роль структуры управления и рационального ведения хозяйства. Чрезвычайно важно создать такую систему управления предприятием и отраслью, которая обеспечила бы не только высокую эффективность работы, но и конкурентоспособность продукции, которая даст устойчивость положения на рынке.

Резкое изменение политических и экономических условий в связи с негативными внешними воздействиями на нашу страну, создало особые условия для развития всей экономики Российской Федерации, в том числе и сельскохозяйственной отрасли.

Принятые рядом экономически развитых стран мира антироссийские политические и экономические санкции и другие недружественные действия прямо направлены на развал экономики, инициирование политического кризиса, смену власти, изменение политического курса страны и на другие негативные результаты. В связи с установлением политических и экономических санкций в России ставится задача развивать свое производство и отстаивать свой суверенитет. Уже давно заметен рост на продовольственные товары. Несомненно, важнейшим фактором определяющим тренд будущего развития сельского хозяйства будет являться финансовая и законодательная поддержка. Она определит, по какому пути — экстенсивному или интенсивному, пойдет сельское хозяйство и вся отечественная промышленность.

Не касаясь современных проблем с сельским населением и кризиса инфраструктуры в сельских районах, можно однозначно прийти к выводу о необходимости нового качественного освоения сельскохозяйственных территорий. Это как создание современной инфраструктуры (дороги, связь, линии электропередач, газопроводы и.т.д.), так и строительство новых или восстановление старых сельскохозяйственных объектов (ферм, котельных, зернохранилищ, оросительных систем, артезианских скважин, колодцев и многих других).

В условиях экономически нестабильной, сложившейся ситуации в Российской Федерации важно рассмотреть проблему импортозамещения. Российская Федерация предлагает производство основных видов импортозамещающих продуктов, представленных в таблице 3

Исходя из рассмотренных основных видов импортозамещенной продукции, можно заметить что наибольшее количество на 2015 год составляют продукты молочное происхождения, мясо и субпродукты птицы и кисломолочные продукты.

Говоря о состоянии сельского хозяйства в Российской Федерации следует отметить состояние Волгоградской области.

Волгоградская область один из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Почвенно-климатические условия региона позволяют вести производство зерна, кукурузы, крупяных культур, семян масличных культур, овощей, фруктов, бахчевых. По объёму производства продукции сельского хозяйства мы занимаем 10-е место в стране.

Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 8,3 млн.гектаров, в том числе 5,6 млн.гектаров пашни. В сельской местности проживает 619,4 тыс.чсловек, что составляет 24 процента населения. В агропромышленном комплексе Волгоградской области трудится 216 тыс.человек, или 18 процентов от общей численности населения, занятого в экономике.

В сельском хозяйстве области функционируют 360 сельскохозяйственных предприятий, около 11,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 247,2 тыс. личных подворий и 315,5 тыс. садоводческих участков. Наиболее крупные предприятия сельского хозяйства Волгоградской области: ООО «Випойл-Агро», Агропредприятие «Заря», ГУП «Волгоградское областное сельскохозяйственное предприятие «Заря», ЗАО «Краснодонское».

Сельское хозяйство зерново-животноводческого направления. Ведущая зерновая культура — пшеница (49% от зерновых); сеют ячмень, рожь, кукурузу. Горчицу сеют в южных и восточных районах, подсолнечник — преимущественно в северных и западных районах. Арбузы выращиваются в районах, расположенных по обоим берегам Волги, — Камышинском, Быковском, Николаевском, Дубовском. Овощное хозяйство особенно получило развитие в связи с созданием Цимлянского и Волгоградского водохранилищ и Волго-Донского канала. Возросли площади под овощными культурами (особенно под томатами) в Волго-Ахтубинской пойме.

Волгоградская область имеет крупное сельскохозяйственное производство. Рассмотрим показатели производства сельскохозяйственной продукции за 2015 год, которые представлены в таблице 4.

Таблица 3. Производство сельскохозяйственной продукции в Волгоградской области в 2016 году

источник

Анализ состояния и развития сельских территорий. Разработка новых подходов к развитию аграрного сектора, диверсификации сельской экономики, улучшению демографии, повышению качества жизни сельского населения, совершенствованию муниципального управления.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

8Евразийский научный журнал

Евразийский научный журнал7

Устойчивое развитие сельских территорий до 2025 г. (на примере Псковской области)

к. э. н., доцент, зав. отделом экономики

н. с. E-mail: ps.irina.38@yandex.ru

ФГБНУ «Псковский НИИСХ», г. Псков

В стратегии предполагаются новые подходы к развитию аграрного сектора, диверсификации сельской экономики, улучшению сельской демографии, повышению качества жизни сельского населения, совершенствованию муниципального управления. Применительно к сельскому хозяйству рекомендуется прямое субсидирование горюче-смазочных материалов и удобрений; выплата субсидий за сохранение поголовья коров и расширение посевных площадей в личных подсобных хозяйствах; изменение земельного законодательства путем отмены процедуры торгов по неиспользуемым землям. Для активизации процесса диверсификации экономики предлагается создание базы данных по типовым бизнес проектам для села, грантовая поддержка при их реализации, применение налоговых льгот на период реализации, материальное стимулирование муниципальных служащих за активное продвижение проектов в сфере несельскохозяйственных видов деятельности. Улучшение сельской демографии планируется стимулированием женщин к рождению первого ребенка за счет выплаты жилищных субсидий или материнского капитала, расширением льгот для многодетных семей, сокращением продолжительности рабочей недели для женщин, введением принудительного лечения от алкоголизма. Повышение качества жизни сельского населения предполагает переход на минимальные стандарты к 2025 г. Совершенствование системы управления сельскими территориями планируется в результате создания новых территориальных структур. Реализация стратегии должна осуществляться в два этапа. В 2017-2020 гг. предполагается преодолеть негативные последствия очередного финансового кризиса. К 2020 г. необходимо разработать новую схему размещения объектов социальной сферы на основе данных сельской переписи населения в разрезе каждой деревни, в 2021-2025 гг. обеспечить минимальные стандарты качества жизни сельского населения. В ходе исследований использовались методы: системный, сравнения и обобщения, абстрактно-логический, аналитический, группировок, расчетно-конструктивный, графический, экспертный, SWOT-анализ.

Ключевые слова: сельское хозяйство, диверсификация, демография, качество жизни, муниципальное управление.

сельский аграрный экономика

Исторический период состояния и развития сельских территорий после 1990 г. по н.в. свидетельствует о системном кризисе. Это выражается в снижении доли сельского хозяйства во внутреннем региональном продукте, низкой его эффективности, выведении из оборота сельхозугодий, в нарастающей сельской безработице, снижении качества жизни селян по всем критериям [1].

Причинами длительного системного кризиса социально-экономического положения сельских территорий Псковской области являются [2,3]:

· Низкая эффективность государственного управления сельскими территориями на всех уровнях;

· межведомственная разобщенность в регулировании развитием сельских территорий;

· слабое ресурсное обеспечение и некомплектность целевых программ сельского развития;

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

· недостаточный уровень господдержки сельхозпроизводства, его инновационного развития;

· неразвитость горизонтальной кооперации;

· отсутствие условий для диверсификации сельской экономики и активного предпринимательства на селе;

· отставание в развитии гражданского общества, пассивность, неспособность сельских граждан к публичной защите прав и интересов, низкая бюджетная обеспеченность местного самоуправления;

· недостаточное научное и кадровое обеспечение.

Сельские территории области — это важнейший природный и территориальный ресурс региональной экономики, где проживает 29% населения. Более половины сельских территорий региона являются депрессивными. Отсутствие стратегии устойчивого развития сельских территорий, основанной на межотраслевом, межведомственном, комплексном, системном подходах снижает результативность управлениями.

Разработанная стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2025 г. направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения, что обеспечит выполнение ими производственной, демографической, трудоресурсной функций, сохранение историко-культурных ценностей, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.

Основные Положения региональной Стратегии вытекают из Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. Инструментами реализации данной Стратегии являются более 20 федеральных и региональных программ, охватывающих все сферы производственной и обслуживающей деятельности сельских жителей.

При разработке региональной стратегии учитывались преимущества и недостатки сельских территорий (табл. 1).

Таблица 1- Позитивные и негативные факторы развития сельских территорий Псковской области

Стабилизация и некоторый рост сельскохозяйственного производства в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах

высокая дифференциация территорий, падение производства в ЛПХ

Развитие интеграционных процессов в производстве молока, мяса

закредитованность сельхозпредприятий и неэффективная система кредитования

Техническое переоснащение МТБ

высокий износ основных фондов

Создание условий для молодых специалистов

слабая кадровая политика, упадок социальной сферы, низкая мотивация труда, неразвитая инфраструктура

Достаточные земельные ресурсы

высокий удельный вес неиспользуемых сельхозугодий и снижение плодородия, несовершенный механизм земельных отношений

Удачное географическое расположение

низкий уровень инвестиций

Возможности развития смежных производств и альтернативных видов занятости

низкий уровень муниципального управления, квалификации труда муниципальных служащих, сельская безработица, низкое качество человеческого капитала

Возможности расселения мигрантов

отсутствие координации миграционных процессов

Стратегия включает следующие основные разделы:

· общие положения, цели, принципы и задачи, целевые показатели, анализ развития сельских территорий муниципальных образований за 1990-2014 гг.;

· основные направления развития сельского хозяйства;

· диверсификация сельской экономики и развитие малого бизнеса на селе;

· улучшение сельской демографии;

· повышение качества жизни сельского населения; · совершенствование муниципального управления;

· этапы, механизмы реализации.

Развитие сельского хозяйства определяется преимущественно потребностями обеспечения местного населения, населения г. Пскова и г. Санкт-Петербурга, а также других крупных городов молочными продуктами, мясом свиней и птицы, яйцом, картофелем, овощами местного производства, продуктами садоводства.

Ведущей отраслью области в перспективе остается мясо-молочное животноводство. Главным направлением развития животноводства является крупнотоварное производство на базе высокопроизводительных, современных, индустриальных животноводческих комплексов, сопровождаемых созданием социальной и инженерной инфраструктуры в форме агрогородов. Наряду с индустриальными комплексами должна осуществляться модернизация имеющихся ферм на базе прогрессивных технологических решений.

Размеры промышленных свиноводческих и птицеводческих предприятий должны ограничиваться экологической нагрузкой в зоне их функционирования, о чем свидетельствует практика их деятельности. Для улучшения племенной работы целесообразно создание регионального селекционно-генетического центра.

Основная задача растениеводства — производство овощей, картофеля, плодов и ягод, фуражного зерна и других кормов на основе ресурсосберегающих, инновационных технологий, возрождение производства технических культур.

Для импортозамещения необходимо восстановить разрушенную систему семеноводства и питомники выращивания саженцев плодово-ягодных культур.

На депрессивных сельских территориях, характеризующихся высоким уровнем безработицы, миграционных оттоков, опустыниванием следует развивать и поддерживать мелкотоварное сельскохозяйственное производство. Для преодоления тенденции снижения объемов производства и поголовья крупного рогатого скота в ЛПХ целесообразно выплачивать субсидии за сохранение и содержание поголовья коров, а также стимулировать создание фермерских хозяйств. Применить дальневосточный опыт предоставления земельных участков в аренду с дальнейшей передачей в собственность. Семейным фермам придавать статус хуторов, разработав при этом соответствующую программу.

Важным направлением является развитие экологического сельского хозяйства, что позволит ввести в оборот значительную часть неиспользуемых сельхозугодий; создать дополнительные рабочие места и сократить безработицу; обеспечить региональный продовольственный рынок отечественной продукцией высокого качества; создать имидж области на внешнем рынке как поставщика экологически чистой продукции.

Недостаточные финансовые возможности сельхозтоваропроизводителей не позволяют поддерживать и восстанавливать плодородие почв, что приводит к ее деградации. Необходимо усиливать государственный протекционизм в части вовлечения в оборот неиспользуемых сельхозугодий и восстановления их плодородия. Целесообразно в короткие сроки провести инвентаризацию неиспользуемой пашни и кормовых угодий с целью определения планомерного и поэтапного их возвращения в сельскохозяйственный оборот. Внести изменения в земельное законодательство, отменив условие выставления на торги изъятых неиспользуемых земель. Процедуру изъятия невостребованных и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий упростить. Передавать эти земли в резервный фонд муниципалитетов. Создавать на сконцентрированных земельных массивах государственные сельхозпредприятия. Укрупнять малые и средние сельхозпредприятия путем скупки земельных паев у собственников, для чего предусмотреть средства в региональном бюджете. Заинтересовать муниципальных служащих за результаты постановки на кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории соответствующей волости. Освобождать от земельного налога введенную в оборот землю на период освоения. Установить субсидии за гектар введенных в оборот земель для всех сельхозтоваропроизводителей. Периодически проводить инвентаризацию сельхозугодий.

Новый импульс должны получить научные исследования в аграрной сфере, для чего в каждой программе социально-экономического и сельскохозяйственного развития включать разделы по научному сопровождению с соответствующим финансированием. Создать банк данных по инновациям, прошедших производственную проверку с высокими показателями эффективности. На базе инновационно-активных предприятий организовать школы передового опыта.

Для достижения уровня рентабельности не ниже 25% увеличить государственную поддержку сельхозпредприятий. Вернуться к прямому субсидированию по минеральным удобрениям и горюче-смазочным материалам. Расширить перечень государственной поддержки для личных подсобных хозяйств населения. Для фермерских хозяйств упростить процедуру предоставления субсидий.

Принятие мер, направленных на ускоренное развитие сельского хозяйства, позволит на этапе до 2020 г. в основном решить вопросы самообеспечения региона молоком, мясом, яйцом, картофелем, овощами; к 2025 г. увеличить производство продукции сельского хозяйства по сравнению с ее уровнем 2014 г. в 1,5-1,6 раза.

Особое значение для сельских территорий, имеющих слаборазвитое сельское хозяйство, приобретает диверсификация сельской экономики и развитие малого бизнеса на селе. Основными направлениями развития несельскохозяйственных видов деятельности являются: заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство; заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; бытовое и социально-культурное обслуживание населения; торфопереработка; сельский туризм; промыслы и ремесла.

Производством строительных материалов целесообразно заниматься на базе прекративших функционировать лесхозов. Отходы такого производства можно использовать при производстве пеллет.

Из лекарственных растений можно производить травяные чаи, набивать лекарственными травами подушки.

Малому и среднему бизнесу на селе рекомендуется организовать переработку плодов и ягод, овощей, грибов, где срок окупаемости инвестиций от года до 2-3 лет.

Большие перспективы имеет торфопереработка с использованием новых технологий, к примеру, при производстве гранулированных органических удобрений, торфоперегнойных кассет и др. Для организации новых производств с использованием торфа необходимо субсидировать приобретение оборудования.

В Псковской области имеются огромные возможности развития сельского туризма. Его явными преимуществами являются: незначительные инвестиции преимущественно частных источников, быстрая окупаемость, возможность привлечения иностранных инвесторов.

Для развития сельского туризма рекомендуется:

· Проводить рекламные кампании по разъяснению целесообразности занятия сельским туризмом.

· Создать туристический портал сельского туризма области, на котором участники могли активно продвигать свои услуги, в т.ч. за рубежом, для этого совместно с муниципалитетами установить списки жителей сельской местности, желающих предоставить свое жилье для проживания туристам. Доводить информацию об условиях расселения туристов и тарифах на предоставляемые услуги.

· Проводить периодически мониторинг спроса на сельский туризм.

· Помогать бизнесу в продвижении их инвестиционных проектов в области сельского туризма путем сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами и участия в различных выставках.

· Возмещать затраты на содержание инфраструктуры сельского туризма в первые три года после начала предпринимательской деятельности.

· Выявлять предпринимателей, готовых заниматься сельским туризмом, оказывать им помощь в выделении земельных участков для этих целей.

· Проводить учебы хозяев гостевых домов по правилам приема гостей и оказанию им дополнительных услуг.

· Туристам излагать легенды, традиции, обряды на территориях сельских муниципалитетов.

Для организации альтернативных видов деятельности рекомендуется проводить конкурсы по подбору исполнителей, изъявивших желание осваивать готовые бизнес-проекты, частично финансируемые государством. Для этого создать базу данных бизнес-проектов при участии администраций совместно с торгово-промышленной палатой и фондами развития предпринимательства. Устанавливать специальные губернаторские гранты за лучший сельский бизнес-проект в размере от 1 млн.руб. Предпринимателей освобождать от налога на прибыль, земельных и имущественных налогов на период освоения проектов. Специалистов сельских муниципалитетов материально заинтересовать в содействии диверсификации сельской экономики.

В сельской местности осложнен доступ к квалифицированной медицинской помощи в силу географической удаленности и зачастую высокой стоимости медицинских услуг. Региональной власти Псковской области необходимо добиться принятия пилотного проекта либо Федеральной программы по улучшению демографии, мотивируя территориальными особенностями: приграничным местоположением, самой высокой в России естественной убылью населения, большим числом малонаселенных деревень.

Одним из направлений совершенствования медобслуживания предусматривалось внедрение малозатратных технологий и развитие стационарно-защищающих форм организации медпомощи населению. В этой связи необходимо увеличить количество дневных стационаров на базе медучреждений в сельской местности. Восстановить фельдшерско-акушерские пункты первоочередно там, где проживают молодые семьи, увеличить количество пунктов скорой медицинской помощи. Целесообразны мобильные медицинские услуги. Все это должно увязываться с обеспечением транспортной доступности населенных пунктов.

Крайне важным на фоне модернизации здравоохранения остаются вопросы совершенствования лечебно-диагностического процесса, выработка новых принципов отраслевого управления медициной. Оплата труда медицинских работников должна увязываться с конкретными результатами по оздоровлению населения, исключать формальный подход при проведении диспансеризации.

Из-за отсутствия постоянной работы, некачественных условий жизнедеятельности в сельской местности становится все более острой проблема алкоголизации населения сельских территорий. Целесообразно ввести принудительное лечение от алкоголизма. Это сократит смертность от неестественных причин.

В период экономических кризисов, как правило, рождаемость снижается, а смертность растет. В связи с продлением срока «материнского капитала» есть вероятность, что женщины в селах будут рожать не по одному ребенку, невзирая на кризис, т.к. детские пособия и другие льготы многодетным зачастую являются основным источником существования на селе. Большинство многодетных семей относятся к малоимущему и бедному населению. Чтобы не воспроизводить бедность в будущем, необходимо дать шанс детям получить образование, хорошую профессию. Предлагается для семей с тремя детьми предоставлять льготы на период получение 18-летним ребенком профессионального образования.

В настоящее время рождаемость стимулируется в основном комплексом мер поддержки многодетных семей, что позволяет повышать коэффициент воспроизводства. Однако на фоне отложенных родов, которые отрицательно влияют на здоровье новорожденных, а значит и генофонда, необходимо экономическими стимулами вызывать желание у женщин рожать первого ребенка в более раннем возрасте. Для этого предлагается выплачивать материнский капитал или выделять жилищную субсидию в размере 500 тыс. руб. на первого ребенка. На каждого последующего ребенка установить целевые пособия в размере не менее 100 тыс. руб. Продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет.

Для сокращения числа разводов рекомендуется продолжительность рабочей недели для женщин сократить с 35 до 30 часов [4].

Важнейшим фактором демографического развития депрессивных территорий должна стать новая миграционная политика. Приток мигрантов должен быть в объемах, не угрожающих темпам прироста коренного населения. Допускать в область мигрантов, которые отвечали бы квалификационным и иным требованиям. Приток мигрантов должен исключать возможность возникновения этнически однородных сообществ и развитие межэтнической напряженности.

С целью преломления тенденции опустынивания сельских территорий, удержания контроля над ними предлагается:

· создание специального органа по регулированию внешней и внутренней миграции региона;

· организация и стимулирование внутренней миграции путем оплаты расходов по переселению семей, предоставления материальной помощи для их обустройства за счет регионального и муниципального бюджетов;

· изменение общественного сознания местного населения в сторону терпимого (толерантного) отношения к переселенцам, представление СМИ положительных примеров в жизни мигрантов;

· оказание содействия местной властью мигрантам в познании местных традиций, помощи в адаптации к жизни местных сообществ;

· создание системы арендного жилья;

· предоставление в аренду земель сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства или организации фермерского хозяйства с последующим их выкупом;

· безвозмездное выделение леса 100 м 3 для жилищного строительства;

· подготовка и издание рекомендаций по системе поддержки мигрантов за счет регионального бюджета;

· создание привлекательного имиджа региона для переселенцев с использованием интернетресурсов, демонстрация циклов передач, ориентированных на социокультурную и языковую адаптацию мигрантов;

· стимулирование миграции молодежи, имеющей особо востребованные профессии и специальности.

Основной задачей устойчивого развития сельских территорий является устранение территориального разрыва в качестве жизни селян в рамках региона и сближение условий жизнедеятельности сельских жителей с городскими [5]. Учитывая особенности расселения сельского населения Псковской области, уместен подход при планировании услуг социальной инфраструктуры, базирующийся на внедрении гуманитарных и социальных технологий. Для малонаселенных депрессивных территорий области подходит стратегия переселения части городских жителей в сельские районы.

Малонаселенная сельская местность может стать привлекательной как для коренных жителей, так и для переселенцев или возвращенцев из бывших селян только при выполнении указанных минимальных социальных стандартов (табл. 2).

Таблица 2 — Минимальные стандарты социальной инфраструктуры в зависимости от численности их населения в расчёте на населённый пункт [6].

источник