Меню Рубрики

Как провести анализ рынка b2b

Компаниям, потребителями которых являются организации, важно иметь точную и надежную информацию об организациях-покупателях. СканМаркет активно проводит исследования на B2B рынках. Несмотря на то, что опросы специалистов или руководителей сложнее, чем опросы жителей или посетителей магазина, такие проекты выполняются агентством постоянно. Как правило, у Заказчика нет альтернативы таким опросам, а полученная информация является уникальной.

Перед исследованием ставятся конкретные цели и задачи, поэтому результатом работы являются точные ответы на поставленные вопросы. Анализ полученной информации позволяет клиентам принимать решения, опираясь на предпочтения и мнения ответственных лиц, выраженные в цифрах. В ряде случаев анализ проводится отдельно для выделенных сегментов потребителей (по отраслям или географии потребителей). Презентация результатов обычно проводится в форме личной встречи с обсуждением результатов. В дополнение к отчету Заказчику предоставляется база данных по проекту.

Для проведения опроса организаций необходимо указать требования к респондентам. Это может быть социологический опрос специалистов, которые занимают одну должность, например, опрос генеральных директоров или опрос бухгалтеров. В некоторых маркетинговых B2B исследованиях по вопросу исследования опрашивается тот сотрудник, который отвечает за исследуемое направление и его должность может быть разной в зависимости от масштабов компании, организационной структуры или отрасли. Такие респонденты обычно называются лицами, принимающими решение. В ходе социологического опроса специалистов обязательно выясняется их должность (рис.1-3).

Рис. 1. Должности лиц, принявшие участие в опросе специалистов на тему внешнего финансирования

Рис.2. Должности специалистов, опрошенных на тему безопасности предприятий

Рис.3. Должности лиц, принявших участие в опросе на тему эксплуатации башенных кранов

В отличие от опросов населения, организовать контакт с ЛПР и взять интервью у специалиста существенно сложнее. Наиболее сложными, как правило, являются опросы руководителей предприятий. Фармацевтические компании регулярно заказывают опросы врачей, провизоров. Участниками опросов юридических лиц могут быть практически любые специалисты компаний: генеральные и финансовые директора, бухгалтеры, инженеры, технологи и программисты. При проектировании опроса компаний необходимо иметь в виду, что в некоторых отраслях из соображений безопасности специалистам запрещено принимать участие в опросах на тему профессиональной деятельности.

Обычно при проведении исследований промышленных рынков предпочтение отдается телефонным опросам. Это связано с тем, что очная встреча с респондентами по месту их работы существенно удорожает сбор информации. Организация очного интервью может быть оправдана, например, для глубинных или экспертных интервью, количество которых обычно невелико. В ряде случаев телефонный опрос не подходит, например, когда для заполнения объемных анкет специалистам требуется время или справка от других сотрудников. Также затруднением в телефонных опросах является заполнение таблиц в большим количеством данных. Например, региональные дилеры могут указать города прямого присутствия и присутствия субдилеров, объемы продаж по маркам и т.д. По телефону сделать это невозможно. В таких случаях может применяться анкетирование организаций с помощью анкет для самозаполнения (рис.4-5).

Рис.4. Охват дилерами городов РФ (информация из анкет для самозаполнения)

Рис.5. Анкетирование специалистов с помощью анкет для самозаполнения (доли марок Заказчика в объеме продаж дилеров)

Согласно предварительной договоренности специалисту высылается анкета и ожидается ответное письмо с заполнением необходимых полей анкеты. Для успешного анкетирования необходима мотивация к участию в опросе, а, возможно, и стимулирование респондентов. Большое значение в исследованиях специалистов рынка имеет начало разговора с объяснением целей звонка и просьбой принять участие в маркетинговом исследовании. Эта часть интервью называется легендой. В некоторых исследованиях на одно интервью приходится до 10 разговоров в этой организации с лицами, от которых зависит контакт с ЛПР и получение необходимой информации.

Для выяснения мнения специалистов рынка следует изучить возможности опроса целевой аудитории на отраслевых выставках. К сожалению, возможности опроса специалистов на профессиональных выставках ограничены – в некоторых отраслях незначительная доля специалистов посещает выставки (рис.6)

Рис.6. Участие специалистов по корпоративным перекурам из разных отраслей в профессиональных выставках

С помощью социологических опросов специалистов можно выяснить характеристики поведения и привычки профессионалов. Например, из опроса врачей получены источники профессиональной информации (рис.7).

Рис.7. Источники профессиональной информации врачей

Исследования на базе опросов специалистов имеют следующие ограничения:

В крупных организациях сложно выяснить контакты и взять интервью у ЛПР. Возможные причины:

— Cложная оргструктура. Не известно, в чьей зоне ответственности исследуемый вопрос;
— Регламенты, препятствующие внешним контактам специалистов;
— Частое отсутствие специалистов на стационарном рабочем месте;
— Высокая доля отказов при низкой заинтересованности в теме интервью (слабой легенде)

При исследовании рынка с помощью опроса специалистов в выборку могут не попасть заметные игроки рынка. В этом случае оценка емкости и рыночных долей может быть существенно искажена.

Маркетинговые исследования организаций могут охватывать рынок в целом или фокусироваться только на клиентской базе Заказчика. Клиентская база, как правило, содержит имена и контакты клиентов (партнеров, дилеров, франчайзи). При обращении от имени поставщика доля отказов от интервью ниже и заметна более высокая заинтересованность в участии со стороны респондентов. На готовность участвовать в опросе влияет лояльность к компании, инициирующей опрос. Некоторые респонденты пользуются случаем, чтобы указать на недостатки работы поставщика или попросить необходимую поддержку. По этим причинам проводить исследования по клиентской базе Заказчика легче, чем исследования по рынку в целом.

Далее приведены некоторые примеры из исследований B2B на основе опросов компаний (опросов специалистов).

При поставке широкого ассортимента продукции необходимо сравнить структуру спроса со стороны клиентов и структуру продаж поставщика (рис.8).

Рис.8. Сравнение общей структуры закупок со структурой закупок у компании-Заказчика (опрос компаний-клиентов поставщика промышленного оборудования)

Обычно вызывает интерес информация о планируемых закупках – потенциальный спрос среди компаний клиентской базы (рис.9)

Рис.9. Планируемые к закупке в течение года категории спецтехники

При достаточно высокой конкуренции и поставках товаров со схожими свойствами, особое внимание уделяется сервису и созданию конкурентных преимуществ в области дополнительных услуг. Опрос специалистов позволяет оценить, насколько эти усилия поставщика востребованы со стороны компаний-потребителей (рис.10)

Рис.10. Заинтересованность клиентов в дополнительном сервисе поставщика в дополнение к основному продукту

Как и на B2C рынках, в исследованиях специалистов часто выясняется положение марок поставщиков по традиционным показателям – осведомленность, опыт закупок, лучшая марка, лояльность. В отличие от конечных потребителей, знание марок поставщиков и их особенностей является частью их профессиональной деятельности, что отражается в большом списке знакомых марок и достаточно четком описании преимуществ того или иного поставщика. Пример положения марок на B2B рынке приведен в реальном исследовании рынка ручного электроинструмента (производственные компании в нескольких регионах РФ) по ссылке.

Примечательно, что при исследовании рынка организаций специалисты могут оценивать как закупаемые марки продукции, так и поставщиков (дилеров). В отличие от конечных покупателей, специалисты меньше путают компании и более аргументированно оценивают сильные и слабые стороны марок и поставщиков. Мнение специалистов может отличаться от мнения конечных покупателей или пользователей. Примечательно, что на некоторых рынках специалисты являются своеобразным фильтром, который не пропускает к конечным потребителям товары/марки с явными недостатками. Так, закупщик после первого негативного опыта постарается не закупать товар, по которому ранее уже был брак, жалобы, возвраты. Например, товароведы в продуктовом ретейле не принимают к реализации товары, не соответствующие заявленным требованиям и убирают с прилавков товары, которые не выдерживают заявленных сроков годности. Кроме этого, в отличие от конечных потребителей, товароведы обладают накопленными знаниями о масштабах жалоб и рекламаций, влиянии рекламы на продажи и т.д. Таким образом, опрос товароведов может предоставить уникальную информацию «изнутри», которая если и доходит до конечного покупателя, то лишь частично.

Одним из самых востребованных разделов в опросах партнеров (клиентов, покупателей) является оценка потребителями работы компании. Помимо общей оценки, важно получить восприятие деятельности по конкретным параметрам. Это позволяет подготовить предметный план мероприятий, направленный на изменение слабых мест в работе компании (рис.11).

Рис. 11. Оценка компании потребителями по пятибалльной шкале.

Рис.12. Оценка производственной компании потребителями по пятибалльной шкале.

Как правило, для подготовки такого плана принимается во внимание не только низкие оценки, но и важность этих параметров для клиентов компании.

Если в ходе исследования специалисты оценивают различных поставщиков, то можно провести сравнительный анализ восприятия операторов рынка (бенчмаркинг, рис.13).

Рис.13. Бенчмаркинг на B2B рынке продукта питания Х (товароведы сетевых магазинов)

Социологические опросы специалистов, как правило, включают социально-демографические и поведенческие признаки респондентов. Эта информация позволяет лучше понимать целевую аудиторию, особенно с точки зрения коммуникаций с лицами, принимающими решения. Например, из опроса врачей выяснилось, что четверть врачей имеет только один выходной в неделю (рис.14), а средний стаж работы по специальности – 22 года (рис.15).

Рис.14. Рабочая неделя врачей

Рис.15. Рабочий стаж врачей

Таким образом, опрос специалистов на B2B рынках позволяет получить уникальную информацию от профессионалов, недоступную для других методов. Использование полученной информации может помочь компании добиться положительного эффекта самым кратчайшим способом.

При необходимости получения общей картины по рынку (емкости рынка, рыночных долей, данные по импорту/экспорту) опросы организаций могут быть дополнены кабинетными исследованиями.

Для глубокого понимания ситуации, обсуждения нюансов рынка и профессиональных особенностей исследуемых компаний, возможно предварительное проведение глубинных или экспертных интервью.

Позитивные результаты исследования могут послужить прекрасным информационным материалом и для клиентов компании и для публикаций в СМИ.

Консультацию по интересующей Вас теме можно получить по телефону или на встрече в агентстве Сканмаркет.

Пример результатов опроса B2B производственных организаций по закупке ручного электроинструмента (реальный отчет)

Пример результатов опроса на тему ПО (реальный отчет)

При выборе опроса в качестве метода исследования также приходится делать выбор относительно вида опроса. Обычно при опросах специалистов организаций выбирается телефонный опрос. В случае, если целевая аудитория достижима на профессиональных выставках или отраслевых мероприятиях, становится возможным вариант очного опроса.

Опрос – это количественный метод исследования, и, соответственно, важный момент – точность и репрезентативность получаемых результатов. С этим моментом тесно связана задача определения размера выборки исследования. Формула расчета ошибки измерений на B2B рынках учитывает размер целевой аудитории, что обеспечивает заданную точность даже при относительно небольших размерах выборки.

Один из значимых моментов в организации опроса – объем анкеты. Спектр задач и интересов Заказчика может быть довольно широким, но анкета не может быть сколь угодно большой. По опыту, СканМаркет не рекомендует использовать анкеты более 25-30 вопросов.

При анализе данных исследования применяются различные методы, например, анализ таблиц сопряженности, регрессионный анализ, кластерный анализ и другие. Статистический анализ данных производится в программе SPSS, одном из самых мощных инструментов для статистической обработки информации.

Правила определения размера выборки и формула расчета ошибки — в
статье «Выборка. Размер не главное. Или главное»

ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА» работает на Российском рынке с 1991 года.
Более 20 лет компания является одним из самых надежных и стабильных поставщиков спецодежды, обуви и средств защиты.

Наше сотрудничество с маркетинговым агентством «СканМаркет» началось в 2013 году. Мы заказали уникальный отчет для анализа рынка спецодежды. Целью исследования было узнать положение нашей компании на рынке спецодежды в Москве, наши преимущества и недостатки по сравнению с конкурентами, наших основных покупателей и конечных потребителей. Для этого маркетинговое агентство разработало анкеты, обзвонили и опросили множество организаций, и с помощью высококвалифицированных сотрудников предоставило высококлассную аналитическую работу. Благодаря полученным результатам, были приняты стратегические решения по работе с клиентами размещению рекламы, ценообразованию и ассортименту. Когда летом 2015 возникли новые потребности в изучении рынка, мы не колеблясь ни секунды, обратились к нашим проверенным высокопрофессиональным партнерам. Основываясь на вовремя полученный отчет, были приняты важные решения в развитии нашей фирмы.

ООО «СОЮЗСПЕЦОДЕЖДА» выражает искреннюю благодарность «СканМаркет» за продуктивную, качественную работу и уверена в дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве.

Компания ООО ПСЦ «Электроника» (www.electronika.ru) — российский интегратор систем безопасности с опытом работы более 24 лет. Наша компания успешно выполняет комплексные проекты по созданию систем безопасности промышленных предприятий (ТЭК, металлургия и др. отрасли), объектов транспортного комплекса (гражданская авиация, ж/д транспорт), коммерческой недвижимости, учреждений банковской сферы и государственного управления.

Нами разработан инновационный продукт – программный комплекс Electronika Security Manager (ESM). Эффективность системы основана на снижении воздействия человеческого фактора. ESM — это гибкая система построения комплексных систем безопасности, относится к классу программных продуктов PSIM. ESM призван решать задачи программной интеграции различных подсистем безопасности в единый информационно-управляющий комплекс, управляет сбором, обработкой информации, оповещением и контролем за действиями операторов.

Наши клиенты – руководители и специалисты служб безопасности. Компания ООО ПСЦ «Электроника» уделяет много внимания выяснению потребностей служб безопасности самых современных объектов в России и за рубежом. Наши постоянные клиенты помогают совершенствовать технологические решения и процессы взаимодействия с Заказчиками.

B2B-рынок российских потребителей систем безопасности – достаточно закрытый, поэтому «Электроника» обратилась в маркетинговое агентство СканМаркет для проведения исследования. Мнение нашей целевой аудитории выяснялось с помощью опроса, не смотря на сложность доступа к целевой аудитории.

По результатам проекта нами получены необходимые характеристики рынка и протестированы гипотезы, важные для стратегического развития компании.

Благодарим специалистов агентства СканМаркет за внимательное отношение к постановке задач проекта и высокие требования к качеству выполняемых работ.

Рекомендуем МА СканМаркет для проведения маркетинговых исследований.

Агентство выполняло для компании следующие проекты:
• Серийный аудит торговых точек сотовых ритейлеров при внедрении услуги
денежных переводов в розничные сети РФ (Mystery Shopper, 2010-2015 г.);
• Опросы и глубинные интервью потребителей услуг денежных переводов (мигранты из стран бывшего СССР, 2014-2016 г.);
• Глубинные интервью специалистов банков РФ (2018 г.)

В ходе выполнения проектов специалисты агентства « СканМаркет» продемонстрировали высокий профессионализм, хорошее понимание особенностей исследуемого рынка, ответственный подход к решению поставленной задачи, внимательное отношение к потребностям клиента.
Благодарим агентство «СканМаркет» за высокопрофессиональное проведение исследований и качественно подготовленные отчеты в установленные сроки.
Опыт сотрудничества наших компаний позволяет нам рекомендовать агентство «СканМаркет» как профессионального и надежного партнера в области решения исследовательских задач.

источник

Маркетинговый анализ рынка ( с англ. market analysis) является важным этапом работы менеджера по маркетингу. Качественный анализ рынка позволяет быстро найти свободные рыночные ниши, выбрать наиболее привлекательный целевой рынок, лучше понять потребителя товара компании.

Данная статья поможет каждому начинающему специалисту подготовить хорошее маркетинговое исследование рынка. В статье содержатся простые и применимые на практике рекомендации. Прочитав статью от начала до конца, вы узнаете: как провести комплексный маркетинговый анализ любого отраслевого рынка (от рынка потребительских товаров до рынка бизнес услуг); какие необходимы маркетинговые исследования рынка для получения нужной и достоверной информации; какие методы маркетинговых исследований отраслевых рынков являются наиболее эффективными; какие существуют простые и низко-затратные способы анализа и исследования рынка; как на практике выглядит план и структура маркетингового исследования рынка.

С чего начать анализ рынка? Проводите вы анализ потребительского, промышленного рынка или рынка b2b — не важно. Каждый раз составляя обзор рынка, менеджер по маркетингу должен последовательно выполнить 8 следующих этапов исследования рынка:

Этапы анализа рынка Описание этапа исследования рынка
Этап 1 Определить цели и основные задачи анализа рынка
Этап 2 Составить последовательный план маркетингового анализа рынка
Этап 3 Определить возможные сроки и максимальный бюджет на анализ рынка
Этап 4 Определить методы анализа рынка и источники получения информации по рынку
Этап 5 Провести необходимые маркетинговые исследования рынка товаров или услуг
Этап 6 Подготовить наглядный анализ всей собранной информацией с выводами
Этап 7 Составить сводный отчет по анализу рынка
Этап 8 По необходимости подготовить презентацию по проведенному маркетинговому анализу рынка

Рис.1 Этапы маркетингового анализа и исследования рынка

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Существует множество видов маркетингового анализа и исследования рынка. Перед тем, как приступить к анализу, определите цели изучения целевого рынка. Что конкретно вы хотите узнать?

Предмет анализа Описание цели
Структура рынка Проведение анализа емкости и конъюнктуры рынка, оценка рыночных тенденции
Товар компании Проведение анализа развития рынка и рыночной доли товара компании в сегменте
Целевой сегмент Проведение анализа привлекательности сегментов рынка с целью выбора целевого рынка
Потребитель Проведение анализа спроса на рынке и анализа ключевых потребностей рынка, подробное изучение поведения, требований целевой аудитории к продукту
Цены Проведение анализа ценового позиционирования конкурентов, действующей структуры цен в отрасли
Свобоные ниши Анализ сегментов рынка с целью поиска свободных рыночных ниш и новых источников продаж
Конкуренты Проведение конкурентного анализа рынка с целью анализа конкурентных преимуществ товара и определения слабых стороны компании

Четкий ответ на данный вопрос поможет вам избежать обработки лишней и ненужной информации. Имея точно сформулированную цель, вы сможете правильно составить план анализа рынка, выбрать самый эффективный метод маркетингового исследования рынка, использовать правильные инструменты для анализа рынка, тем самым снизить затраты на поиск и обработку информации.

Возможно, вам нужен подробный стратегический анализ конъюнктуры и динамики рынка, или комплексный конкурентный анализ рынка, а может быть вам необходим обзор поведения потребителей на рынке рынка для понимания свободных рыночных ниш.

Как определить, какой вид маркетингового исследования рынка необходим именно вам? Очень просто! Возьмите чистый листок бумаги и в столбик запишите все вопросы, на которые вы хотите получить ответ. Теперь рядом с каждым вопросом напишите, как эта информация поможет вам в улучшении конкурентоспособности товара и повышении прибыльности компании.

Рис.2 Определение задач анализа рынка

Итак, перечень вопросов для анализа рынка готов. Теперь важно правильно составить план анализа рынка, который представляет собой определенную последовательность вопросов, сгруппированных между собой по тематике.

Укрупненные этапы маркетингового анализа рынка выглядят следующим образом:

  1. Анализ размера, динамики и потенциала развития рынка
  2. Исследование конъюнктуры рынка, сегментация рынка и выделение ключевых сегментов
  3. Конкурентный анализ рынка
  4. Анализ цен и общий экономический анализ рынка
  5. Анализ структуры распределения или дистрибуции товара на рынке
  6. Анализ способов рекламы, методов продвижение и поддержки товаров на рынке
  7. Анализ спроса, ключевых потребностей и особенностей поведения покупателей на рынке
  8. Выявление главных рыночных и потребительских тенденций


Рис.3 План анализа рынка

Приведенный выше список вопросов — является универсальным планом анализа любого рынка продаж. Подробный анализ рынка нет необходимости проводить часто. Он носит достаточно фундаментальный характер и обеспечит необходимой информацией на 2-3 года работы.

Иногда возникают ситуации, когда необходимо подготовить краткий срез по какому-нибудь сегменту, оценить степень развития рынка и общее состояние рынка. В таком случае нет необходимости проводить подробное комплексное маркетинговое исследование рынка, а достаточно получить ответы на следующие вопросы:

Этап анализа Описание
Этап 1 Определить емкость рынка (или размер рынка), динамику роста рынка и потенциал продаж.
Этап 2 Выделить основных игроков на рынке и провести по каждому игроку краткий конкурентный анализ (ассортимент, цены, коммуникация, места продаж, качество продукта). Определить конкурентные преимущества игроков и основное сообщение потребителю рынка, описать имиджевые характеристики игроков.
Этап 3 Провести конъюнктурный анализ рынка и выделить основные товарные сегменты. Оценить их размер, динамику роста и потенциал.
Этап 4 Проанализировать места и способы продаж товара на рынке.
Этап 5 Провести сравнительный анализ методов продвижения товара на рынке.
Этап 6 Оценить уровень цен на рынке, разбить всех игроков рынка по ценовым сегментам и прикинуть структуру цены (себестоимость, наценка, расходы на рекламу, прибыль).
Этап 7 Оценить удовлетворенность покупателя товарами рынка. Определить ключевые факторы, влияющие на первую и повторную покупку товара. Выписать свободные рыночные ниши.
Этап 8 Оценить тенденции развития рынка на 3-5 лет вперед

Краткий маркетинговый анализ целевого рынка очень часто используется для оценки привлекательности отдельных сегментов рынка, для подготовки бизнес-плана.

После того, как вы составили перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ — определите способ получения необходимой информации для подготовки аналитического обзора по рынку. Буквально в двух словах о существующих возможностях, видах и методах исследования рынка в маркетинге:

Существует 2 вида информации о рынке, которую можно собрать: первичные и вторичные данные. Первичные данные являются исходной информацией о рынке, собираются непосредственно компанией при прямом изучении рынка. Вторичные данные уже существуют на рынке и кем-то собраны, а также часто уже обработаны и проанализированы.


Рис.4 Первичные и вторичные маркетинговые исследования рынка

Любой анализ рынка необходимо начинать с изучения уже существующей вторичной информации о нем. Возможно, исследовательские компании, государственные органы статистики уже собали информацию для ответа на вопросы вашего плана анализа. Если это так, то вы значимо сэкономите время и бюджет на исследование.

Так что не ленитесь и потратьте час своего времени на поиск вторичной информации о рынке в Интернете.

Существует 2 способа сбора информации о рынке: количественный и качественный метод исследования рынка.


Рис.5 Особенности количественного и качественного исследования рынка

Количественные методы исследования рынка в маркетинге предоставляют структурированную и статистически обработанную информацию о рынке. С помощью количественных методов можно получить точные цифры, на основании которых сделать прогноз продаж или оценить объем рынка.

Результатом качественных методов анализа рынка являются гипотезы, идеи, отдельные мнения, которые не являются неструктурированными и не поддаются статистической оценке, а могут быть проанализированы лишь субъективно.

Существует 5 методов исследования рынка в маркетинге: опросы, фокус-группы, глубинные интервью, полевые исследования или эксперименты, наблюдения. Выбор метода исследования зависит от бюджета и временных ресурсов. Кратко о каждом.


Рис.6 Виды маркетинговых исследований рынка

Виды исследования рынка Описание методов исследования
Опросы (surveys) Означают опрос целевого рынка по строго-заданной анкете. По размеру могут быть как большими, так и маленькими. В опросе важна выборка: чем она больше, тем более правильные и репрезентативный результат вы получите. Это количественный метод, используется, когда необходимо получить точную цифру на конкретный вопрос.
Фокус-группы (focus groups) Дискуссия или круглый стол, за которым происходит обсуждение заданной темы целевой группой потребителей. Есть модератор, который управляет дискуссией по заданному перечню вопросов. Качественный метод, эффективен для понимание причин поведения, исследования скрытых мотивов потребителя, помогает сформулировать гипотезы.
Глубинные интервью (personal interviews) Беседа с одним представителем целевой аудитории по определенному перечню открытых вопросов. Помогают разобраться в вопросе подробно и сформировать гипотезы. Качественный метод исследования.
Наблюдение (observation) Наблюдение за представителем целевой аудитории в привычной для него среде (например: видео-съемка в магазине). Качественный метод исследования.
Эксперименты или полевые исследования (experiments and field trials) Количественный способ исследования рынка. Помогает проверить определенные гипотезы и альтернативы на практике.

Редко, когда компания может позволить себе выделить хороший бюджет для проведения комплексного маркетингового исследования отраслевого рынка, начиная с поиска гипотез на фокус-группах, интервью и заканчивая крупномасштабным опросом с получением статистически верных данных.

Часто, наоборот, менеджеру по маркетингу приходится использовать собственные силы для получения информации по рынку, которая поможет в разработке маркетинговой стратегии компании. Несколько советов, где и как искать маркетинговую информацию о рынке:

Источник информации о рынке Комментарии
Личные интервью Поговорите лично с целевой аудиторией рынка, проведите 5-10 интервью. Включите в интервью пользователей разных торговых марок, потребителей и непотребителей рынка. Опросите тех, кто принимает решение и влияет на покупку и тех, кто пользуется купленным товаром. На такой опрос вы потратите меньше недели и получите много полезной информации
Форумы и соцсети Используйте возможности интернет: возможность спросить потребителей на форумах, в социальных сетях, по электронной почте, связаться по Skype — все это снижает затраты на исследование
Ресурсы интернет Изучите имеющуюся информацию в интернет по интересующей тематике, в том числе информацию о смежных рынках.
Сотрудники компаний Опросите сотрудников компании о вопросах, которые вас интересуют, узнайте их мнение; отдельно побеседуйте с представителями отдела сбыта. Если вы проводите исследование рынка как независимая сторона — проведите интервью с руководителями компаний.
Личное наблюдение Сами понаблюдайте за поведением покупателей в местах продаж: как он делает выбор, как выбирает.
Личный опыт Попробуйте сами стать покупателем своего продукта и опишите свои впечатления.

Будьте реалистами и включайте в анализ рынка только те показатели, которые Вы в состоянии получить и обработать. Помните: нет необходимости анализировать ради процесса анализа. Важны только те выводы, которые могут быть полезны при формировании стратегии.

Обязательно проведите маркетинговые исследования, которые можно организовать даже при незначительном маркетинговом бюджете. От размера бюджета зависит исключительно размер выборки. Но для понимания культуры спроса на рынке, потребностей целевого рынка достаточно бывает даже нескольких глубинных интервью с потребителями.

Возьмите за правило: после анализа каждого блока информации делать выводы. Даже тогда, когда они очевидны.

Когда Вам недостаточно данных, прибегайте к экспертной оценке и ожиданиям, делая об этом пометки и примечания.

Используйте для получения информации менеджеров по продажам. Вы удивитесь, сколько они могут знать о конкурентах и о состоянии рынка.

Составьте краткий план анализа рынка. План анализа не должен быть слишком подробным, так как он всего лишь выполняет роль систематизатора процесса. Но он необходим, чтобы в процессе анализа рынка, товара или услуги Вы не тратили время на бесполезный анализ информации.

источник

Ведущие мировые бренды инвестируют крупные суммы в маркетинговые исследования, результаты которых во многом влияют на принятие ключевых управленческих решений. Стоимость таких исследований стартует с 60 000 рублей и выше — космические суммы, особенно для малого бизнеса. Однако зная, как анализировать рынок, вы сможете добыть ключевую информацию самостоятельно.

Прежде всего необходимо чётко обозначить цели. От того, какую именно информацию вы хотите получить, зависит предмет исследования. Основными структурными компонентами рынка, анализируемыми предпринимателем, являются:

  • состояние рынка (ёмкость, конъюнктура, тенденции, реакция на новые товары);
  • доля разных компаний на рынке, их возможности и перспективы;
  • целевые сегменты, их особенности поведения и требования к продукту, уровень спроса;
  • уровень цен и норма прибыли в отрасли;
  • свободные ниши, в которых можно вести бизнес;
  • конкуренты, их сильные и слабые стороны.

Говоря о том, как правильно анализировать рынок, стоит подчеркнуть, что конкретная, понятная цель позволяет сократить затраты, не тратить время на обработку бесполезной информации и сразу выбрать наиболее эффективные методы исследования.

Комплексное маркетинговое исследование, как правило, проводится на этапе запуска или расширения бизнеса. Его цель — собрать как можно более подробную и всестороннюю информацию о конкретной нише. Как анализировать рынок?

«Отправная точка» в проведении комплексного анализа — Market Research (собственно, изучение рынка и его перспектив). В идеале необходимо проанализировать информацию за последние 3-5 лет.

Ключевой показатель здесь — ёмкость рынка. Говоря простыми словами, это то количество товаров, которое потребители могут купить за определённый промежуток времени — месяц или год. Для расчётов используется формула:

где: V — размер рынка, A — численность целевой аудитории (тыс. чел), N — норма потребления продукции за период.

На основе этого показателя вычисляют, какого максимального уровня продаж может достичь компания в данном регионе.

Следующий критерий, на который нужно обратить внимание — уровень спроса. Важно учитывать динамику рынка, развивается он или, напротив, сокращается. В первом случае необходимо определить его потенциал и границы роста, а на этапе стагнации — понять, как долго это будет продолжаться.

Дополнительно изучают факторы, влияющие на рынок, долю ключевых конкурентов в общем объёме сбыта, способы реализации продукции.

На основе полученных данных необходимо обозначить основные тенденции и направления развития, а также проанализировать перспективы рынка — что потребители выбирают сейчас и как могут измениться их предпочтения в обозримом будущем.

Совет: Актуальную статистику и результаты исследований отдельных рынков на международном и национальном уровнях можно найти в отраслевых журналах и экономических отчётах.

Итак, мы знаем объём анализируемого рынка в целом. Теперь необходимо определить, какие группы потребителей приносят компании основную прибыль, что их объединяет. Для сегментации аудитории используются разные критерии — пол, возраст, профессия, уровень дохода, социальный статус, интересы и т. д. В зависимости от приоритетов значимость отдельных факторов может отличаться.

Чтобы решить, на какие сегменты ориентироваться в первую очередь, дополнительно анализируют:

  • объём каждого сегмента (количество потенциальных клиентов);
  • географическое расположение;
  • доступность различных групп потребителей;
  • ориентировочные затраты времени и финансов для начала деятельности.

Грамотный выбор ЦА в будущем избавит предпринимателя от лишних затрат и позволит направить ресурсы на привлечение самых «прибыльных» покупателей.

Любой рынок постоянно подвергается воздействию извне. Современные маркетологи выделяют 6 видов внешних факторов, которые влияют на организации:

  • политические (государственная политика в сферах транспорта, занятости, образования и т. д., налоги);
  • экономические (уровень инфляции, ставка ссудного процента);
  • социальные (численность населения, мировоззрение, уровень образования);
  • технологические;
  • правовые (законы, регулирующие создание и работу предприятий);
  • экологические.

Некоторые тенденции проявляются медленно, их легко предсказать — например, ещё в 70-х в обществе начали обсуждать проблемы защиты окружающей среды, а сейчас eco-friendly business стал глобальным трендом. В то же время, экономическая ситуация может измениться в любую минуту, а сказать с уверенностью, что будет через 3-5-10 лет, просто невозможно.

Говоря о том, как научиться анализировать рынок, особое внимание следует уделить изучению предприятий, которые уже работают в данной отрасли. Прежде всего нужно узнать как можно больше о самих компаниях и их возможностях:

  • технологии, которые используются при производстве товаров и услуг;
  • наличие патентов и уникальных технологических преимуществ;
  • уровень квалификации персонала;
  • доступ к ограниченным, редким ресурсам;
  • возможность получения дополнительных инвестиций.

Следующий шаг — изучение товаров и услуг конкурентов. Оценивать нужно «глазами потребителя», учитывая как рациональные, так и эмоциональные факторы.

Остаётся систематизировать данные и объективно сравнить основных игроков рынка. Для удобства предлагаем воспользоваться простым шаблоном.

Компания А Компания Б Компания В
«Точки пересечения» (в чём именно конкурируете)
ЦА (целевая аудитория)
Доля рынка
Ассортимент и качество продукции
Цены
Маркетинговая стратегия (оффлайн)
Маркетинговая стратегия (в Интернете)
Политика сбыта
Конкурентные преимущества
Сильные стороны конкурента
Недостатки конкурента

Заполнив таблицу, вы получите базовое представление об основных игроках рынка и их деятельности, а также сможете сравнить их показатели со своими.

Идём дальше. Теперь нужно сосредоточиться на одном из ключевых аспектов, а именно — проанализировать цены основных конкурентов на товары и услуги.

Чтобы увидеть полную картину, необходимо разбить всех игроков рынка на ценовые сегменты — эконом, премиум и т. д. Также важно понимать структуру цены (себестоимость, затраты на продвижение и рекламу, наценка) и приблизительно рассчитать прибыль от каждой продажи.

При этом следует учитывать не только стандартные цены, но и наличие бонусов, промо-акций, специальных предложений, а также условия рассрочки.

Обязательно подумайте, какие причины могут привести к изменению среднерыночных цен в сторону увеличения или уменьшения.

В результате вы должны получить чёткую картину ценовой политики конкурентов, выяснить, в чём причины различий в стоимости, и рассчитать возможную прибыль через N месяцев/лет. Отталкиваясь от этого, можно определить, не слишком ли завышены или занижены цены компании, как лучше позиционировать товар — дорогой, но качественный, или доступный и экономичный.

Маркетологи, которые анализируют ситуацию на рынке и участвуют в разработке бизнес-планов, часто подчёркивают, что этот пункт — один из самых значимых.

Рассматривая действующую систему сбыта, нужно выделить основные элементы — оптовые и розничные сети, отдельные магазины, склады, транспортные компании.

Исследуют как отдельные предприятия, так и работу логистической системы в целом — как продукция движется от производителей к конечным потребителям, через каких посредников проходит, сколько времени это занимает и т. п.

  1. Какие торговые предприятия работают на определённой территории (специализированные и фирменные магазины, супермаркеты, киоски и т. д.), их соотношение.
  2. Расположение, размер и уровень продаж основных магазинов.
  3. Интенсивность дистрибуции — процент точек, в которых можно купить товары конкретного производителя в данном регионе.
  4. Какой контингент чаще покупает в магазинах того или иного типа (место жительства, средняя сумма чека, процент постоянных клиентов).
  5. Уровень густоты дистрибуции — отношение общего количества магазинов к плотности населения на исследуемой территории.
Читайте также:  Как новорожденному сдать анализ мочи

Ключевой показатель эффективности системы дистрибуции — уровень расходов. Он рассчитывается по формуле:

где: ВД — затраты на дистрибуцию, Т — расходы на транспорт, Сп — фиксированные складские расходы, С9 — переменные складские расходы, Г — сумма не выполненных в срок заказов (в денежном выражении).

Ещё один аспект, на котором нужно остановиться, обсуждая, как анализировать рынок. Нужно выяснить, какие инструменты используют другие компании, что делают для привлечения и удержания клиентов.

Основные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций — это:

  • реклама (в газетах, журналах, на интернет-ресурсах, ТВ, радио, наружная и т. д.);
  • PR/пропаганда — создание позитивного имиджа компании и её продукции за счёт публикации новостей, обзоров, интервью и других материалов в СМИ;
  • стимулирование сбыта — особые мероприятия для побуждения к покупке (купоны, конкурсы, бесплатные образцы товара, дисконтные программы);
  • личные продажи.

Где конкуренты чаще всего размещают рекламу? Что о них пишут в СМИ? Какие скидки и бонусы они предлагают? Чем больше информации — тем лучше.

На этом этапе особое внимание нужно уделить цифрам:

  1. Среднее количество контактов потенциального клиента с разными носителями рекламы.
  2. Эффективность объявлений. Проще всего отслеживать статистику на интернет-площадках — современные сервисы предоставляют информацию о количестве просмотров и переходов по ссылкам, времени, которое пользователь провёл на сайте и его активности.
  3. Конверсия — процент посетителей сайта/магазина/мероприятия, которые совершили покупку или другое целевое действие, от общего количества посетителей.
  4. Цена контакта — сколько денег компании понадобилось вложить в рекламу, чтобы 1 человек оставил свои данные или обратился к менеджеру (отношение суммы рекламного бюджета к числу потребителей, с которыми удалось связаться).

Чтобы понять, где и как лучше всего «ловить» потенциальных клиентов в конкретной нише, следует по отдельности исследовать эффективность каждого метода в выбранной нише.

Реклама в традиционных СМИ (ТВ, радио, популярные журналы) отлично работает в B2C-сегменте, но совершенно неэффективна для B2B — серьёзные руководители зачастую даже не тратят на это время. Зато их может заинтересовать статистика, планы с чёткими цифрами, «сухие» факты, доказывающие выгоду для бизнеса — то, что на обычного потребителя лишь навеет скуку.

Для разработки стратегии недостаточно знать общие характеристики типа возраста и дохода. Нужно понимать, как работать с конкретным типом людей, как они принимают решение о покупке, на что обращают внимание и т. п.

Анализ потребителей проводится в нескольких направлениях:

  • мотивация, определение потребностей и целей;
  • ожидания касательно стандартов обслуживания и цен;
  • ключевые критерии (что хочет получить от товара/услуги в первую очередь);
  • причины недовольства и претензий (что не устраивает в продукте или сервисе);
  • процесс принятия решений (чем руководствуются — логикой или эмоциями, с кем советуются).

Понимание своей целевой аудитории — важный шаг к тому, чтобы построить сильный бренд, которому будут доверять.

Поговорим о том, как анализировать рынок на практике. Современные маркетологи используют несколько основных программ для обработки данных:

  1. SWOT-анализ. Идеально подходит для разработки стратегии фирмы. Информация заносится в таблицу с 4-мя блоками: сильные стороны (Strength), слабые (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы/риски (Threats). При этом учитываются как внутренние, так и внешние факторы.
  2. PEST. Позволяет увидеть реальное положение компании в отрасли, а также влияние внешних факторов (экономических, политических, технологических и социальных).
  3. PESTLE. Расширенный вариант PEST-анализа, где также учитывается влияние климата, геолокация и правовые факторы.
  4. «Пять сил Портера». Один из мощнейших инструментов для тех, кто хочет знать, как анализировать рынок торговли. Согласно этой методике, нужно выделить 5 ключевых факторов, которые определяют стратегию и тактику компании. Однако есть и минусы — данная методика не учитывает всех исключений и частностей, а разрабатывается под каждое направление бизнеса отдельно.

Формат напрямую зависит от целей исследования и доступности информации. Иногда гораздо нагляднее представить информацию в виде диаграмм и графиков на основе обычных таблиц.

Хотя в сети можно найти готовый анализ любой отрасли, лучше потратить время и провести собственное исследование. Только так можно получить подробную, актуальную информацию конкретно по вашей нише и региону.

Говоря о том, как анализировать рынок торговли или любой другой, можно выделить несколько методов сбора данных:

  • опросы и анкеты (открытые или закрытого типа — с вариантами ответов);
  • фокус-группы — «круглый стол» с несколькими представителями целевой аудитории для обсуждения товаров и услуг компании;
  • эксперименты и A/B тестирование;
  • личное интервью с клиентами и партнёрами;
  • изучение тематических форумов и групп в социальных сетях;
  • работа с отраслевыми экспертами — интервью со специалистами, исследователями, маркетологами, которые могут подтвердить достоверность информации из открытых источников и сделать свои прогнозы касательно развития рынка;
  • изучение открытой государственной и региональной статистики;
  • документация и отчёты о деятельности различных предприятий.

Чтобы увидеть полную картину состояния рынка, необходимо понимание закономерностей его функционирования и развития, умение анализировать ситуацию на рынке труда. Действовать осознанно и иметь чёткую стратегию — важнейшие условия успеха в XXI веке, когда старая истина «кто владеет информацией — владеет миром» становится ещё более актуальной.

источник

Время чтения: 26 минут Нет времени читать? Нет времени?

Крутая бизнес-идея — это половина успеха. Вторая половина — кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование. Причем потратить время на это лучше до того, как вы вложите в свое детище хотя бы рубль, чтобы потом не было мучительно больно.

На просторах интернета можно найти десятки историй, в которых бизнес разваливался просто потому что предприниматель не уделил достаточно внимания анализу рынка на старте. Да что далеко ходить, у автора этой статьи тоже есть свой печальный опыт. Поэтому с уверенностью могу сказать: исследование рынка — не формальность. Оно позволит принять правильное решение в тех случаях, когда лучше вообще не начинать, или скорректировать планы, если шансы на успех все же есть.

Разберемся, как проанализировать рынок перед запуском бизнеса и не потратить на это много времени и денег.

Кому-то этот этап покажется необязательным и излишним. Однако отнестись к нему стоит серьезно. Именно задачи и цели определяют, какой информации достаточно для анализа. Если вы будете исследовать рынок, не имея перед собой списка вопросов, рискуете потратить кучу времени на сбор и обработку лишней информации.

Перед запуском бизнеса прежде всего нужно понять, насколько перспективно вообще затевать эту историю. Поэтому главная цель исследования будет звучать так:

Определить целесообразность запуска нового бизнеса в выбранной нише.

Я буду рассматривать каждый этап на примере анализа гипотетического бизнеса — парикмахерской, которую планируется открыть в Твери. Моя цель — определить целесообразность открытия новой парикмахерской в городе.

Теперь нужно сформулировать задачи, решение которых поможет нам достичь цели. Чтобы определить целесообразность, нужно:

  1. Узнать емкость и динамику рынка.
  2. Оценить уровень спроса и релевантность вашего предложения потребностям целевой аудитории.
  3. Проанализировать конкурентную ситуацию на рынке, выявить сильных игроков.
  4. Изучить внешние факторы и глобальные тенденции, которые могут повлиять на рынок.

Список задач можно использовать в качестве плана, которым вы будете руководствоваться при исследовании рынка.

Для моей гипотетической парикмахерской задачи будут выглядеть аналогично. В дальнейшем мы развернем каждый пункт в детальный список вопросов.

Анализ рынка начинается со сбора данных, которые впоследствии нужно будет структурировать и обработать.

Понять, что у нового бизнеса нет шансов в выбранной нише, иногда удается уже на этом этапе. Тогда не приходится тратить время на исследование покупателей и конкурентов.

Чтобы иметь общее представление о перспективности рынка, нужно ответить на вопросы:

  1. Какова емкость рынка?
  2. Какова его динамика?
  3. Как менялся рынок в последние несколько лет?

Вычислить точные показатели в некоторых сферах и тем более для конкретных регионов проблематично. Но для нашей цели этого и не нужно. Достаточно найти подтверждения тому, что рынок не падает, и на нем есть место для новых игроков. Если вы открываете не интернет-магазин и не планируете работать на всю страну, важно рассматривать вопросы в контексте конкретного региона.

Поскольку я скорее теоретик, чем практик-бизнесмен, за определением емкости и сопутствующими понятиями обратимся к теории маркетинга.

Емкость рынка — это количество товаров или услуг, которые покупатели готовы купить по сложившимся ценам.

Обычно рассчитывается для конкретной территории и за конкретный период, чаще всего — за год. Так, для моего примера мне нужно вычислить, какой объем парикмахерских услуг готовы купить жители Твери за год. Показатель можно представить в натуральном — например, количество стрижек — и денежном выражении.

  • уровня потребления продукта;
  • наличия аналогичных способов удовлетворить ту же потребность;
  • уровня цен;
  • качества товаров;
  • эффективности маркетинговых и рекламных вложений и т. д.

Показатель рассчитывают несколькими способами: экспертный подход, экономико-математическое моделирование, метод отраслевого роста и другие. Все они довольно трудоемки и затратны по времени. К тому же, чтобы получить более точные результаты, лучше задействовать несколько методов. Однако для определения целесообразности запуска бизнеса достаточно приблизительных цифр.

Стоит учитывать, что есть потенциальная и реальная емкость рынка. Последнюю вычислить сложно: нужно суммировать объемы продаж всех игроков в регионе, а такую информацию обычно не афишируют. Исключение — некоторые крупные компании, которые публикуют в сети финансовые результаты деятельности. Незатратный способ узнать реальную емкость рынка — поискать данные Росстата и открытые маркетинговые исследования. Правда, подробная информация в них представлена в основном по всей стране и крупным городам, региональные отчеты детализированы слабо. Но и такие данные будут полезны.

С потенциальной емкостью все проще. Маркетолог-практик Андрей Минин в книге «Маркетинговое планирование: Российская практика» для ориентировочной оценки рынка предлагает отталкиваться от норм потребления. Нужно умножить численность целевой аудитории в регионе на максимальный уровень потребления и среднюю стоимость одной единицы продукции. Первый показатель можно найти на сайте Росстата, второй — в отраслевых публикациях или соцопросах, третий — вычислить самостоятельно на основе рыночных цен.

Чтобы определить динамику, нужно взять показатели емкости рынка за последние 5 лет. Если она увеличивается, значит динамика положительная, если уменьшается — отрицательная. Такая информация позволит увидеть перспективность рынка. Положительная динамика говорит о том, что рынок растет, а значит у новых игроков есть шанс занять свое место. В случае с отрицательной, нужно выяснить причины, оценить конкурентную ситуацию и предложения других игроков, и только после этого принимать решение — стоит выходить на рынок или нет.

Попробуем узнать емкость и динамику рынка парикмахерских услуг Твери.

В отчете Росстата «Структура бытовых услуг населению» отдельной строкой выделены парикмахерские и косметические услуги, указан их объем за 2017 год и доля в процентах. На скриншоте видно, что доля растет, а объем составляет 97,4 млрд. руб.

Казалось бы, вот она, емкость, что тут еще считать? Однако эта таблица отражает оборот во всей стране, нас же интересует Тверь. Поскольку таких точных данных для своего региона на сайте Росстата я не нашла, попробуем рассчитать емкость на основе норм потребления.

Целевая аудитория парикмахерской широка: стригутся и мужчины, и женщины возрастом от 3 и до 70-80 лет. На сайте Росстата можно создать отчет по поло-возрастному составу населения для любого региона. Я составила такую таблицу для Твери. Исключив население младше 3 и старше 70 лет, получаем 364,4 тыс. человек.

Теперь нужно понять, сколько раз в год они пользуются услугами парикмахерских. Для своего гипотетического примера я нашла опрос в сети и буду считать его результаты репрезентативными. Для реального бизнеса это не совсем верно — мы не знаем, кто и из каких регионов участвовал в нем. Чтобы собрать данные лучше опросить свою целевую группу. Например, вы можете таргетировать пост в соцсетях по полу, возрасту и географии — многие люди листая ленту машинально читают вопрос и отвечают. Другой вариант — платные сервисы опросов.

Больше всего респондентов проголосовали за варианты «раз в месяц» и «несколько раз в год». Поскольку мы рассматриваем широкую целевую аудиторию, нужно помнить — часть из этих людей ходит в парикмахерскую каждый месяц, другие — не чаще раза в год или не ходят вовсе. Предположим, в среднем жители Твери ходят в парикмахерскую раз в 3 месяца, или 4 раза в год. Последний параметр для расчета — средняя стоимость услуги — 450 руб.

Теперь умножим количество потенциальных клиентов на уровень потребления и стоимость одной услуги.

364,35 тыс. чел. × 4 услуги × 450 руб. = 655,8 млн. руб.

Учитывая, что реальная емкость, которую мы вычислили пропорционально населению от общероссийской, почти в 2,5 раза больше, рынку есть куда расти.

Осталось разобраться с динамикой. Достоверных статистических данных для своего региона мне найти не удалось. Однако по данным Тверьстата с 2013 года в городе появилось 23 новых парикмахерских, а количество кресел (да, есть в статистических отчетах и такой параметр) увеличилось почти в 1,5 раза.

Ситуацию на российском рынке иллюстрирует график, который на основе данных Росстат построила исследовательская компания NeoAnalytics. При желании можно купить полную версию исследования и сэкономить время. Но такой график, который я нашла в демо-версии, тоже поможет сформировать представление о ситуации на рынке.

Подобную диаграмму можно составить и самостоятельно — данные для нее NeoAnalytics взяла в открытых отчетах Росстата. Однако времени на это может уйти довольно много — найти нужную информацию на сайте государственной статистики не так просто.

Без анализа целевой аудитории в бизнесе не обходится ни одно управленческое решение. Логично, что и на старте ее нужно тщательно изучить. На этом этапе нужно выяснить:

  1. Кто ваша целевая аудитория: их пол, возраст, семейное положение, наличие детей, геолокация, национальность, уровень образования, профессиональная сфера, доход и т. д.
  2. Почему они будут покупать у вас: какую потребность удовлетворяет продукт, как часто и в каких количества он им требуется.
  3. Как выбирают и покупают: на какие характеристики обращают внимание, что может помешать или подтолкнуть к покупке у вас, что ожидают от вашего продукта.
  4. Размер целевой аудитории.

Это далеко не полный список параметров потенциальных клиентов, которые можно исследовать. Однако на этапе принятия решения о запуске бизнеса подробный анализ не нужен: достаточно понять, что в предполагаемом регионе есть целевая аудитория и предложение релевантно ее потребностям. Способов поближе познакомиться с потенциальными клиентами много. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Статистика поисковиков — самый простой, но не универсальный источник информации. Если продукт в принципе не ищут в интернете или его можно найти и купить другими способами: в офлайн-магазине, по объявлению в газете или на билборде — он не отразит реальной картины. Однако общее представление о востребованности получить можно. Рассмотрим подробнее несколько инструментов.

«Яндекс.Вордстат». Сервис показывает, сколько раз в месяц пользователи Яндекса искали ваш продукт. Удобно анализировать статистику по отдельным городам и регионам. Инструмент «История запросов» позволяет понять, как изменился интерес к товару или услуге за последние пару лет, а также выявить сезонные тенденции. Например, скриншот ниже показывает, что в Твери спрос на парикмахерские услуги снижается осенью и весной и взлетает под новый год.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Google Trends. Чем-то похож на «Вордстат». Показывает динамику популярности поискового запроса. Можно выбрать регион и настроить период, а также взглянуть на ситуацию в поиске по картинкам, новостям, товарам и в YouTube.

Рекламный кабинет Mail.ru. Интересен тем, что выдает статистику запросов с разделением по полу и возрасту. Правда, детализировать результаты по региону не получится. Зато можно примерно определить половозрастные характеристики целевой аудитории.

Делать выводы, прогнав по нескольким сервисам один запрос, неправильно. Чтобы увидеть более четкую и реальную картину лучше подобрать несколько запросов, по которым потенциальные клиенты могут искать ваш продукт, и собрать общую статистику.

Инструмент Facebook. Показывает, сколько активных пользователей Facebook соответствуют вашей аудитории по региону, полу, возрасту, интересам и т. д. Можно задать более детальные настройки — выбрать тех, кто любит путешествовать или у кого есть дети определенного возраста. Сервис покажет половозрастной состав этой аудитории, семейное положение, образование и при достаточно большой выборке — сферу деятельности. Также можно посмотреть, какие страницы эти люди просматривают и лайкают, с каких устройств сидят и какие действия на Facebook совершают. Эта информация может впоследствии пригодиться для продвижения. Но на данном этапе внимание на нее можно не обращать.

Для своей парикмахерской мне удалось узнать, что на Facebook в месяц бывает 30–35 тыс. активных пользователей из Твери нужных мне пола и возраста, большинство из них имеют высшее образование и состоят в браке.

Поиск по людям. Этот инструмент можно использовать в любой соцсети, где есть наша целевая аудитория. Зная пол, возраст, географию, семейное положение и другие характеристики, вы можете посмотреть приблизительное количество потенциальных покупателей. Но в соцсетях зарегистрированы не все, стоит учитывать погрешность.

В качестве главного сегмента целевой аудитории моей парикмахерской я выделила женщин от 25 до 45 лет. Давайте посмотрим, что мне скажет «ВКонтакте».

Тут нужно учитывать фейковые аккаунты и прочий мусор, так что реальная цифра будет чуть меньше.

К нему относятся сообщения на форумах, отзывы, посты и комментарии в соцсетях и другие публикации, которые создают пользователи. Из предыдущих источников информации мы узнали о размере целевой аудитории, ее поле, возрасте, семейном положении и образовании. В пользовательском контенте нужно искать, почему и как часто люди будут покупать ваш продукт, а также на какие характеристики будут обращать внимание и почему выберут именно вас.

На такой анализ аудитории может уйти очень много времени, поэтому на этапе принятия решения о запуске бизнеса глубоко закапываться в дебри клиентских «хотелок» нет смысла. Можно крупными мазками набросать основные критерии и пункты, чтобы оценить, способно ли ваше предложение удовлетворить запросы покупателей.

О том, какими товарами и услугами пользуется целевая аудитория, можно спросить у нее самой. Главное — правильно составить список вопросов, получить репрезентативные данные и грамотно их обработать. Увлекаться здесь тоже не стоит — детальную информацию будем собирать потом.

  • Очно в местах, где встречается много потенциальных клиентов. Если ЦА — родители детей до 3 лет, можно направить интервьюеров в детский магазин, игровой центр или центр планирования семьи.
  • По телефону. Правда, нелегко найти базу, которая хотя бы процентов на 70 состоит из представителей ЦА.
  • Через сервис платных опросов. Цена вопроса — от 0 до 50 тыс. руб. Зато можно задать параметры, которым должны соответствовать респонденты.

Еще один вариант — создать опрос в Google Forms, а респондентов найти в соцсетях. Однако тут нужно подумать, как мотивировать их принять участие — люди не любят тратить время просто так. Полезно также самим создать темы на форумах, в блогах и соцсетях, где обитает целевая аудитория. Правда, из обсуждения придется вручную добывать нужную информацию, собирать ее в таблицу и переводить в количественные показатели.

Вы запускаете бизнес не в вакууме. Конкуренция есть в любой сфере. Исключение — новые и уникальные продукты и услуги, которые кроме вас никто не производит и не оказывает. Но и тут все не так однозначно — целевая аудитория может удовлетворять ту же потребность другими способами.

Пример из B2B — компания оптимизирует закупки. В регионе больше никто не оказывает таких услуг. Конкуренцию составляют внутренние отделы предприятий и штатные специалисты, ведь потенциальные клиенты могут оптимизировать закупки своими силами. Именно поэтому на предыдущем шаге я добавила пункты о знакомых и частных специалистах в опрос. Они тоже составляют конкуренцию парикмахерским, и мне важно понять, какая часть целевой аудитории стрижется у них.

Анализируя конкурентов перед запуском бизнеса, нужно узнать:

  1. Сколько компаний работает в вашей нише в предполагаемом регионе?
  2. Какой уровень конкуренции: высокий, средний или низкий?
  3. Какой ассортимент товаров или услуг предлагают конкуренты?
  4. Какую ценовую политику они ведут?
  5. Каковы их сильные и слабые стороны? Как они позиционируют себя на рынке?
  6. Через какие каналы продвигают товары и услуги?
  7. Каковы объемы продаж и финансовые показатели?
  8. Какие каналы дистрибуции и продаж используют?

Эта информация покажет, с кем вам придется иметь дело при выходе на рынок. Если вы заранее решили, в каком ценовом сегменте будете работать и на какую часть целевой аудитории ориентироваться, особое внимание уделите тем, кто находится в тех же нишах. Однако остальных игроков тоже стоит изучить, пусть и не так тщательно.

«Получить более полное и объективное мнение о конкурентах в определенной степени помогает метод, предложенный Райсом и Траутом в «Маркетинговых войнах». Попробуйте рассмотреть сильные стороны конкурента с точки зрения слабости. Крупная и мощная компания часто неповоротлива, монополист может иметь проблемы с репутацией, самая сильная компания на рынке, сильная во всех сферах деятельности, может быть не самой сильной на конкретном участке».

Первым делом нужно понять, сколько компаний оказывают те же услуги или продают те же товары. Для этого можно воспользоваться каталогами компаний, данными 2ГИС или «Яндекс.Карт», а также отчетами Росстата. Последние, кстати, не сильно расходятся с 2ГИС. По данным региональной статистики, в 2017 году в Твери работало 380 компаний, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, а 2ГИС находит 342 организации на карте города.

Здесь нас интересуют ассортимент товаров и услуг, цены, сильные и слабые стороны, позиционирование. Конечно, когда на рынке работают сотни или даже тысячи компаний, детально проанализировать каждого игрока не удастся. Да это и не нужно — слишком велики временные затраты. Нас интересуют ключевые игроки и прямые конкуренты — выборка из 10–20 организаций. В таком объеме информацию реально собрать за 1-2 дня. Для удобства можно заранее продумать параметры, которые вас интересуют. Для интернет-магазина это могут быть количество товаров, способы доставки и оплаты, регионы и стоимость доставки, условия возврата и т. д.

Список параметров пригодится и при проработке других источников информации, о которых мы поговорим ниже.

Целевая аудитория может рассказать не только о себе, но и о конкурентах. Чтобы не проводить десятки исследований, можно убить одним выстрелом двух зайцев. Просто дополните опрос, например, такими вопросами:

  1. Какие парикмахерские вы знаете в нашем городе?
  2. Услугами какой парикмахерской обычно пользуетесь?
  3. Почему выбрали именно ее?

Вы можете сформулировать аналогичные вопросы для вашей ниши. Эта информация позволит выявить наиболее популярные компании на рынке и понять, почему клиенты выбирают их.

Отраслевые рейтинги, обзоры и аналитические статьи могут содержать массу полезной информации о рынке и отдельных его игроках. Правда, большую часть подробных исследований аналитические компании проводят по заказу или продают готовые. В открытых источниках можно найти названия ключевых игроков рынка, чтобы потом собрать данные о них самостоятельно.

Если компании в вашей сфере представлены в интернете и активно занимаются интернет-маркетингом, стоит воспользоваться сервисами анализа конкурентов. Подобных инструментов много, платных и бесплатных:

  • SEMRush;
  • Advodka;
  • Spywords
  • AdVse;
  • Serpstat;
  • SimilarWeb и другие.

Функционал сервисов немного отличается, но большинство из них позволяют узнать:

  • посещаемость сайта;
  • ссылочный профиль;
  • по каким запросам представлены в поиске и рекламируются в контексте;
  • бюджеты на контекстную рекламу и т. д.

На этапе принятия решения о запуске бизнеса это позволит понять, насколько активно конкуренты продвигаются в интернете, какие методы и каналы используют. Для интернет-магазинов и онлайн-бизнеса лидерство по этим параметрам равносильно ключевому положению на рынке.

Этот источник информации удастся использовать не всем и не в любой нише. Показатели финансовой деятельности публикуют в основном крупные компании. Найти их не так просто. Однако если вам удастся это сделать, по финансовым показателям лидеров рынка можно делать выводы в целом о прибыльности бизнеса в этой сфере.

Этот способ затратен по времени, но эффективен. Если вы планируете работать в офлайне, пройдитесь по конкурентам и посмотрите, как обстоят дела с ассортиментом и ценами, как персонал общается с посетителями, насколько удобно купить товар или воспользоваться услугой.

Прежде чем отправляться в путь, составьте список параметров, которые хотите оценить. Так вы сможете объективно сравнить предложения конкурентов и ничего не упустите.

Вариантов несколько — Priceva, Competera, Price2Spy и другие. Инструменты пригодятся тем, кто планирует открыть интернет-магазин, так как работают в основном с eCommerce. Анализируют сайты розничных и оптовых магазинов, прайсы поставщиков и производителей, данные маркетплейсов. Находят конкурентов по названию товара, бренду, модели и другим параметрам.

Если вы не планируете пользоваться сервисом постоянно, можно выбрать вариант с тестовым периодом или бесплатным тарифом.

На рыночную ситуацию влияют не только его участники, но и события за его пределами. Влияние извне может быть отрицательным: привести к падению цен и спроса на продукт, и положительным: вызвать рост продаж, повышение маржинальности и т. д.

На рынок, а значит и на успех вашего будущего предприятия, могут повлиять:

  1. Изменения в законодательстве. Например, ввод акцизов на электронные сигареты отразился на их маржинальности.
  2. События на импортно-экспортном рынке. Запрет ввоза каких-либо товаров освобождает рынок для отечественных производителей, что и происходит в последнее время с фермерскими сырами.
  3. Появление новых, более современных аналогов. Так, в свое время выпуск MP3-плееров привел к снижению спроса на «сидишники».
  4. Массовое изменение общественного мнения, которое может повлиять на отношение к вашему товару. Повальное увлечение здоровым образом жизни повысило спрос на услуги диетологов, фитнес-клубов и других игроков этой сферы.

Чтобы найти информацию о событиях вне рынка, проанализируйте:

  • новеллы законодательства;
  • отраслевые СМИ;
  • порталы для импортеров и экспортеров;
  • общетематические СМИ в контексте трендов и событий, которые теоретически могут повлиять на рынок.

Увлекаться и притягивать за уши все подряд не стоит. Рискуете сами себя убедить, что перспектив у рынка никаких, и вообще скоро все рухнет. Берем в расчет только уже случившиеся факты, которые прямо влияют на отрасль.

К примеру, в 2014 году на рынок парикмахерских услуг повлияли санкции, кризис и падение рубля. Помните график? После 2013 года темпы роста рынка резко пошли вниз, хотя до этого уверенно летели вверх. Впрочем, такие глобальные события обычно отражаются не на каком-то одном рынке, а на всей экономике в целом. Сферы, для которых они проходят незамеченными, скорее исключение.

Если не представить собранную информацию в наглядной и удобной для анализа форме, сделать правильные выводы будет проблематично. Рассмотрим несколько распространенных форматов.

В таком формате удобно анализировать статистические и другие количественные данные. Помните график динамики рынка парикмахерских услуг в начале статьи? Для своего анализа вы можете построить нечто подобное.

В виде круговых диаграмм наглядно представлять данные опросов и по размеру сегмента оценивать, какой процент респондентов проголосовал за тот или иной ответ. Если будете пользоваться платными сервисами опросов, перевести данные в такой формат сможете прямо в интерфейсе. Другой вариант — ввести количественные показатели в Excel и там же построить диаграмму.

В этом формате можно визуализировать любую информацию — структуру статьи, план подготовки к празднику или отпуску и т. д. Однако в отличие от графиков, количественные показатели так анализировать неудобно, а вот качественные — вполне. При анализе рынка в таком формате, например, можно представить данные о целевой аудитории.

Майнд-карты удобные еще и тем, что между объектами можно проводить взаимосвязи с комментариями, которые затем пригодятся при формулировании выводов.

Пожалуй, самый универсальный формат данных. В таблицы можно сводить и количественные и качественные показатели. При анализе рынка в этом формате собирают информацию о конкурентах. Удобнее всего это делать в Excel или GoogleSheets. Каждый конкурент — отдельной строкой, а в столбцах — интересующие нас параметры. Не забудьте добавить в таблицу свою будущую компанию и прописать по ней все, что сможете, чтобы сравнить.

Когда данные собраны, структурированы и визуализированы, пришло время анализировать и делать выводы. Для этого можно воспользоваться двумя довольно простыми и распространенными методами — SWOT и PEST.

Преимуществ и недостатков у этого метода хватает. Однако на этапе принятия решения о для нас важно, что он прост в применении и не затратен по времени. Чтобы сделать выводы о перспективности рынка, нужно разложить факторы, которые влияют на него, по 4 квадратам, обозначенным буквами аббревиатуры SWOT:

  • Strengths — сильные стороны;
  • Weakness — слабые стороны;
  • Opportunities — возможности;
  • Threats — угрозы.

В первые два квадрата попадут внутренние факторы, касающиеся конкуренции и целевой аудитории, во вторые — внешние. К сильным сторонам в таком контексте можно отнести все, что может помочь вам добиться успеха в выбранной нише.

Этот метод похож на SWOT — факторы, влияющие на рынок, тоже нужно расположить в 4 квадратах. Отличие в том, что здесь мы рассматриваем только влияние внешней среды в разрезе политических, экономических, социальных и технологических факторов.

Когда все факторы, которые могут повлиять на успех, выявлены и разложены по полочкам, можно делать выводы. Их удобно формулировать в виде ответов на вопросы-задачи, которые мы ставили в начале статьи. Чтобы не ошибиться в выводах, стоит придерживаться нескольких правил:

  1. Будьте объективны. Даже если вы соберете большой массив репрезентативных данных, составите таблицы и все визуализируете, риск сделать неверные вывод остается. На этом этапе нужно максимально абстрагироваться от того, что вы оцениваете шансы на успех СВОЕЙ компании. Посмотрите на ситуацию глазами стороннего наблюдателя. Если понимаете, что отдалиться не удается, лучше доверить это дело человеку со стороны.
  2. Используйте только достоверные и достаточные данные. Делать выводы нужно на основе устойчивых тенденций, а не случайных событий. От информации, которую не удалось проверить и подтвердить лучше отказаться.
  3. Учитываете только те факторы, которые прямо влияют на рынок. Не стоит проводить длинные цепочки последствий. Такое трудно спрогнозировать без использования сложных методов экономического моделирования.

Даже грамотный анализ рынка не защитит от провала на 100 %. Прогореть можно по сотне разных причин: неверная стратегия, ненадежные партнеры, хитрые конкуренты. Однако такое исследование позволит отмести заведомо проигрышные бизнес-идеи, а для проектов у которых есть шансы — собрать информацию, которая пригодится для решения других бизнес-задач:

  • разработки стратегии развития;
  • совершенствования продукта и сервиса;
  • создания грамотной маркетинговой политики;
  • запуска эффективной рекламы
  • расширения сферы деятельности;
  • создания новых продуктов;
  • планирования комплексного интернет-продвижения и т. д.

Последнее, кстати, можете доверить специалистам Texterra, чтобы у вас осталось больше времени на развитие бизнеса.

источник