Меню Рубрики

Как провести анализ реализации продукции предприятия

Продажа продукции является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Поскольку объем реализации — это конечный результат деятельности предприятия как производственного комплекса, анализ выручки проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений или видов продукции, а также по его обособленным хозяйственным единицам, ведущим самостоятельную производственную деятельность (цехам, филиалам). Разумеется, такой анализ имеет смысл только в том случае, когда в финансовых потоках всего предприятия можно вычленить выручку конкретного подразделения, а также если величина этой выручки существенна для предприятия в целом. Как и при анализе производства продукции, анализ выручки потребует существенных затрат времени сотрудников как аналитических служб, так и линейных подразделений. Поэтому его можно считать оправданным лишь в той мере, в какой он дает полезную информацию для определения перспектив предприятия и его отдельных подразделений.[6]

Большое аналитическое значение имеет анализ объема реализации для предприятий, имеющих дивизиональную организационную структуру. По причинам посвященных анализу отклонений и финансовых результатов, сравнительный анализ выручки различных подразделений может дать более обоснованные выводы относительно эффективности работы филиалов или цехов, чем анализ прибыли, вклада и других показателей финансовой результативности.

Разумеется, все не так просто в случае, когда предприятие выпускает сложную, уникальную или очень дорогостоящую продукцию, выполняя в течение квартала или года ограниченное количество крупных заказов. Для таких предприятий говорить о динамике реализации продукции достаточно сложно, поскольку выручка не представляет собой постоянного потока, а выполнение каждого заказа дает существенный вклад в общий объем реализации.

Инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта является бухгалтерская отчетность. И первое, что следует выяснить, приступая к анализу реализации, — это принцип регистрации выручки. В практике российского бухгалтерского учета есть два основных способа регистрации выручки — реализация признается на момент оплаты или на момент отгрузки продукции. Использование этих двух методов имеет свои «плюсы» и «минусы», обсуждение которых не входит в задачи нашего издания. Для аналитика принципиально другое: поскольку стандартная практика хозяйственных отношений в рыночных условиях предусматривает предоставление покупателям и потребителям отсрочек оплаты, выбор способа отражения выручки повлияет на ее динамику. Особенно заметно это влияние будет у тех предприятий, где поток денежных поступлений неоднороден, выручка поступает крупными суммами, через неодинаковые (а чаще всего — и неопределенные) промежутки времени. Графики реализации, учтенной по оплате и по отгрузке, при предоставлении отсрочек покупателям будут смещены друг относительно друга по времени на срок, равный продолжительности этих отсрочек. Очень часто предприятия придерживаются определенной, одинаковой почти для всех покупателей политики в отношении оплаты отгруженной продукции. Если такая практика принята на предприятии, выпускающем стандартную массовую продукцию, то разрыв между отгрузкой и оплатой при нормальном положении дел на предприятии должен быть примерно равен продолжительности обычной отсрочки. Увеличение этого разрыва свидетельствует о том, что покупатели продукции предприятия не соблюдают договорных отношений и задерживают оплату полученной продукции. Это неблагоприятный знак; финансовому руководству предприятия в этом случае следует больше внимания уделять работе с дебиторами и более тщательно отслеживать выполнение контрактов, применяя, если это необходимо, к провинившимся должникам штрафные санкции.[6]

На выручки от реализации продукции (работ, услуг) влияют следующие факторы:

  • * объем реализованной продукции;
  • * цена реализации единицы продукции;
  • * структура реализованной продукции.[8]

Чем больше объем реализованной продукции, тем при прочих равных условиях больше объем выручки от реализации. Чем выше цена реализации единицы продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки. Чем больше в структуре реализованной продукции высокорентабельной продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки от реализации.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере таблице 2.2.

источник

Реализация продукции – важная и заключительная стадия кругооборота средств хозяйствования. От величины реализации продукции зависят показатели оборачиваемости оборотных средств, а главное – результат финансово- хозяйственной деятельности предприятия, т.е. прибыль. Несвоевременная реализация наносит ущерб народному хозяйству и потребителям продукции, т.к. нарушает режим нормальной деятельности.

Источниками информации являются: ф № 1 – «Баланс предприятия», ф № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16, журнал-ордер и др.

Анализ реализации продукции идет по следующим направлениям:

1. Дается общая оценка выполнения по объему реализации продукции и выявляются причины отклонений.

Перевыполнение по объему реализации связано с рядом причин:

а) ассортиментом, структурой продукции;

б) своевременностью поставки продукции;

в) выпуском продукции с учетом спроса.

В процессе анализа выясняют причину роста (или снижения) объема реализации продукции.

2. Исследуется товарный баланс. Формула товарного баланса:

РП – реализованная продукция в действующих ценах,

Пнг, Пкг – остатки готовой продукции на складе на начало и конец года,

Онг, Окг – остатки товаров отгруженных, но не оплаченных на начало и конец года.

Следует отметить, что предприятия могут определять выручку от реализации продукции по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции и поэтому используются два варианта методики анализа объема реализованной продукции.

В связи с этим, если выручка определяется по отгрузке, то баланс будет иметь вид:

РП = ТП + (Пн2 – Пк2), если по оплате, то РП = ТП + (Он2 – Ок2)

Данные по товарному балансу оформляются в таблицу.

Как правило, снижение остатков готовой продукции и товаров отгруженных увеличивают объем реализованной продукции, а увеличение их уменьшает объем. Если в процессе анализа объем реализации продукции окажется меньше, чем объем товарной продукции, то на это могло повлиять: расходы по доставке, возмещаемые поставщику в цене на продукцию, сбытовые скидки по прямым связям и др.

Затем анализируется реализованная продукция с учетом ассортимента. В условиях автоматизированного учета источником информации для периодического и оперативного анализа РП является следующие машинограммы:

отгрузка продукции за день и общим итогом;

реализованная продукция за день и общим итогом;

реализованная продукция за месяц в развернутом ассортименте;

план-график выпуска продукции и др.

Обобщающим источником информации в целом по предприятию для оперативного анализа реализации продукции являются: «Журнал оперативного учета готовой, отгруженной и реализованной продукции».

Анализ реализации продукции с учетом поставок определяется по формуле:

Затем выясняют причины недопоставки, например:

1. Необеспеченность материалами, транспортом, кадрами.

2. Несвоевременный ввод мощностей.

3. Несвоевременное оформление расчетных документов, другие причины.

Анализ недопоставок продукции проводится по срокам поставки, ассортименту и качеству ее.

Далее проводится анализ реализации продукции с учетом спроса и предложений.

В условиях рынка важно как и для кого производить продукцию и в каком объеме. Важно оценить применение технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Спрос характеризуется совокупностью взаимоотношений: цен на товары и количеством товара, на который предъявляется спрос.

На спрос при анализе оказывают влияние следующие факторы:

1. Цена товара (чем больше цена, тем на меньшее количество товара предъявляется спрос).

2. Вкусы покупателей (зависит от индивидуальных особенностей человека).

3. Доход потребителя (прямо влияет на спрос).

4. Цена на товары заменители.

5. Число покупателей (прямая зависимость).

6. Инфляционные ожидания (если люди считают, что цены возрастут, то скупают товар, увеличивая спрос, чтобы потом не потерять на доходах).

На основе указанных факторов составляется экономико-математическая модель и задача решается на машине. Составляется модель эластичности спроса.

5. Анализ резервов роста объема производства и реализации продукции

Основными путями повышения объема производства реализации продукции являются:

1. Увеличение объема производства продукции и реализации.

2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

3. Проведение маркетингового анализа, где прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена товара.

4. Улучшение ассортимента, структуры продукции, повышение качества ее.

5. Сокращение остатков готовой продукции и товаров отгруженных.

6. Рациональное распределение поставок.

Для сводного подсчета резервов составляется таблица влияния трех групп факторов: предметов труда, средств труда и трудовых.

Однако резервы подсчитываются отдельно по каждой из групп факторов, итог складывать нельзя, т.к. факторы действуют параллельно, независимо друг от друга и одновременно.

Таблица 4 — Влияния факторов на объем производства

Показатели План Фактически Изменения, +, —
I Объем продукции (тыс.руб.) Численность работающих (чел.) Производительность труда (руб.) х х х х х х
II Объем продукции (тыс.руб.) Материальные затраты (тыс.руб.) Материалоотдача (руб.) х х х х х х
III Объем продукции (тыс.руб.) Среднегодовая стоимость ОПФ (тыс.руб.) Фондоотдача (руб.) х х х х х х

Используя прием способа разниц определяют отдельно влияние каждого из групп факторов.

Основными резервами роста объема производства и реализации продукции являются:

1) внедрение научно-технического прогресса;

2) рост производительности труда за счет повышения интенсификации производства;

3) рациональное использование рабочего времени;

4) совершенствовании качества поставки продукции.

5) нарушение графика объемов поставки продукции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8900 — | 7579 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Данные таблицы 4 свидетельствуют об изменении структуры и объема реализованной продукции в 2008 г. в сравнении с 2006 г.

Рисунок 2. Структура реализации продукции в ООО «Арида» за 2006-2008 гг. (уд. вес, %)

Наибольший удельный вес в общем объеме выручки от реализации занимает продажа творожных изделий, что вызвано увеличением производства данного вида продукции на 2443 т. Его рост составил с 31,5% в 2006 г. до 44,4% в 2008 г.

Несмотря на рост выручки от реализации кисломолочной продукции на 1187,1 тыс. руб., удельный вес данного вида продукции в общем объеме реализации снизился на 37,6% (с 58,7% в 2006 г. до 21,1% в 2008 г.), что обусловлено наличие большого количества и ассортимента аналогичной продукции импортного производства.

Удельный вес в общем объеме реализации йогуртов составил 24,9% или 4749,3 тыс. руб.

Несмотря на рост производства молока пастеризованного за последние три года на 76,4% удельный вес данной продукции в общем объеме реализации снизился с 5,1% в 2006 году до 1,4% в 2008 г., так как данная продукция широко представлена на региональном рынке многими производителями и относительно дешева, вследствие этого она не дает заметного прироста выручки (увеличение составило 12,3 тыс. руб.)

Следует отметить пользующиеся большим спросом среди потребителей прочая продукция (сметана, сливки и т.д.). Его удельный вес возрос в отчетном году в сравнении с 2006 г. на 3,5% (с 4,7% в 2006 г. до 8,2% в 2008 г). Рост выручки от реализации данного вида продукции в 7 раз или на 1343,5 тыс. руб. обусловлен ростом объема производства на 59,5% и ценой реализации.

Общее увеличение объемов реализации основных видов продукции на предприятии в 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. в денежном выражении составило 14237,9 тыс. руб. или 394,0%. Такой значительный рост объемов реализации в 2008 г. по сравнению с 2006 годом объясняется не только ростом объемов производства основных видов продукции в ООО «Арида» на 92,7%, но и инфляционным ростом цен.

Выполнение плана отгрузки и сбыта готовой продукции является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия. Объем сбыта определяющим образом влияет на все другие экономические показатели деятельности предприятия. В процессе анализа выполнения плана сбыта необходимо: установить выполнение плана по объему реализации с учетом соблюдения условий договоров поставок продукции; выявить факторы, влияющие на отклонение фактического выполнения объема реализации от планового задания; разработать мероприятия по увеличению объема реализации за счет использования внутренних резервов.

Анализ выполнения плана сбыта продукции начинается с определения выполнения плана отгрузки продукции потребителям. План по сбыту продукции считается выполненным только в том случае, если соблюдены все условия договоров поставок продукции. При не выполнении обязательств по поставкам невыполненная часть обязательств исключается из объема реализуемой продукции. В покрытие недопоставки продукции одним получателям не засчитывается продукция, поставленная сверх плана другим получателям. Продукция одних наименований не засчитывается в покрытие недопоставки продукции других наименований. Размер недопоставки продукции за отчетный период определяется с учетом восполнения в последующих периодах недопоставки в предшествующих периодах. Поэтому необходим не только анализ выполнения плана отгрузки продукции, но и систематический текущий контроль за ходом его выполнения. Такой контроль важен еще и потому, что показатель объема реализации с учетом выполнения обязательств по поставкам продукции используют при начислении фондов экономического стимулирования.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Анализ выполнения плана отгрузки производится по данным периодической отчетности, оперативного учета и первичной документации. Отгрузка произведенной продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами между поставщиками и потребителями. Оперативный учет отгружаемой продукции на предприятии ведется в соответствующих регистрах по видам и группам однородной продукции за каждый день, декаду, месяц, квартал и в целом год. В процессе анализа необходимо выяснить причины задержки отгрузки готовой продукции и наметить мероприятия по устранению выявленных недостатков. На ритмичность отгрузки существенное влияние оказывают: состав продукции по ассортименту, изменение объема выпуска продукции, остатки готовой продукции на складе, несвоевременная подача транспорта и т. д.

При анализе необходимо проверить увязку объема сбыта в плане с планом выпуска, изменением остатков готовой продукции и количеством товаров отгруженных, т.е. проверить обеспеченность плана реализации товарной массой. С этой целью на основании данных производственной программы составляется плановый баланс товарной продукции, в котором сумма реализации сопоставляется с планом выпуска и остатками нереализованной продукции на начало и конец отчетного периода.

Из данных таблицы 5 видно, что план сбыта продукции выполнен только на 80,2% недовыполнение плана составило 4709,6 тыс. руб. На изменение объема реализации влияют: степень выполнения плана производства товарной продукции, изменение остатков готовой продукции и товаров, отгруженных за отчетный период.

Основное влияние на недовыполнение плана реализации продукции оказало выполнение плана выпуска товарной продукции только на 84,2%. Невыполнение плана составило 3778,3 тыс. руб., что привело к невыполнению плана реализации продукции на эту же сумму.

Таблица 5. — Баланс товарной продукции за 2008 год (тыс.руб.)

источник

Реализация продукции — важная завершающая стадия кругооборота средств предприятия. От того, как организована система реализации продукции, зависит непрерывность производственного процесса, оборачиваемость оборотного капитала, результаты финансово-хозяйственной деятельности, рентабельность. Несвоевременная реализация негативно влияет на потребителей продукции, поскольку она вызывает нарушение их нормальной деятельности.

Согласно со статьей 22 Закона Украины «О предприятиях в Украине», предприятие осуществляет реализацию своей продукции, других материальных ценностей на основании прямых соглашений (контрактов) государственного заказа, через товарные биржи, сеть собственных торговых предприятий.

Реализованной считается продукция, за которую поступили средства от покупателя на счет предпринимателя-производителя. В условиях проведения предоплаты продукция считается реализованной по мере ее отгрузки покупателям, а при бартерном обмене — при поступлении товаров обмена на соответствующую стоимость отпущенной продукции, на которую должным образом оформлены документы.

Задачами анализа реализации продукции является:

• оценка выполнения заданий по реализации по объему, ассортименту, срокам, качеству продукции;

• установление динамики объема реализации продукции;

• определение влияния факторов на отклонение по объему реализации;

• оценка последствий выполнения заданий по реализации продукции.

Для анализа используются данные:

• ф. № 1 П «Отчет предприятия по продукции»;

• ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах»;

•ф. № 22 «Сводная таблица основных показателей, которые комплексно характеризуют хозяйственную деятельность предприятий»;

• ведомость № 16, журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

Оценка выполнения плановых заданий по реализации, изучения динамики объема реализации продукции проводится по показателям выручки от реализации продукции. Информация, приведенная в ф. № 2, дает возможность определить этот показатель в двух оценках:

• в отпускных ценах (ст. 010 «Выручка от реализации продукции»);

• в действующих оптовых ценах предприятия.

Последний показатель определяется как разница между выручкой и налогом на добавленную стоимость и акцизным сбором.

Анализ реализации продукции проводится в несколько этапов.

Сначала дают оценку выполнения плановых заданий по реализации продукции. Для этого фактические показатели выручки от реализации продукции сравнивают с плановым заданием, определяют абсолютное отклонение и процент выполнения плана.

Следующий этап анализа предусматривает изучение динамики реализации продукции. Фактические показатели выручки от реализации продукции отчетного периода сравнивают с аналогичными показателями соответствующих прошлых периодов. Определяют темп роста, темп прироста, абсолютный прирост объема реализации.

Для оценки напряженности плана необходимо сравнить фактические темпы роста объема реализации с плановыми. Значительное превышение фактического темпа над плановым дает основание думать, что в плане не полностью были учтены возможности и резервы увеличения объема производства.

На отклонение по объему реализации продукции влияет ряд факторов, а именно:

• уровень выполнения заданий из выпуска товарной продукции по объему, ассортименту и качеству;

• изменение остатков готовой продукции на составе на начало и конец отчетного периода;

• изменение остатков товаров отгруженных на начало и конец отчетного периода;

• обеспеченность предприятия тарой, транспортными средствами;

• четкая система организации сбыта продукции, контроля за ходом выпуска, отгрузки продукции, оформления расчетов и поступления платежей от покупателей;

• расходы на доставку продукции;

• сбытовые скидки по прямым связям и др.

Для изучения влияния отдельных факторов на отклонения по объему реализации продукции необходимо в первую очередь рассмотреть соотношение объема реализованной и выпущенной товарной продукции по плану и отчетом и сравнить запланированное и фактическое изменение за отчетный период остатков нереализованной продукции. Изменение остатков нереализованной продукции определяется как разница в объемах выпуска и реализации товарной продукции.

В ходе анализа целесообразно учесть реальность плана реализации, его взаимосвязь с планами производства, себестоимости товарной продукции, отгрузкой и остатками нереализованной продукции. Оценка этих показателей проводится с помощью баланса товарной продукции.

В том случае, когда выручка от реализации продукции определяется по отгруженной продукции, баланс товарной продукции имеет такой вид:

где РП — реализованная продукция;

Гпп, Гпк — остатки готовой продукции на складе, соответственно, на начало и конец периода;

ТП — выпуск товарной продукции;

В случае, когда выручка от реализации определяется оплатой отгруженной продукции, баланс товарной продукции будет такой:

РП = Гпп + Тзп +ТП – Гпк – Тзк;

где Тзп, Тзк — остатки товаров отгруженных, соответственно, на начало и конец периода.

Баланс товарной продукции складывается в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости (плановой или фактической).

Следует иметь в виду, что план реализации не должен превышать сумму запланированного выпуска товарной продукции и остатков нереализованной продукции на начало планового периода, поскольку такой план нереален. Он не должен также равняться этой сумме, поскольку для обеспечения непрерывности и ритмичности реализации товарной продукции предприятие должно иметь переходные запасы готовой продукции. Поэтому при планировании объема реализации продукции обязательно должны предусматриваться остатки нереализованной продукции на конец планового периода.

При этом в плане остатки на начало планового периода, как правило, должны равняться фактическим остаткам, поскольку, если план по реализации составлялся к началу планового периода, исходя из ожидаемых остатков, то впоследствии он должен быть уточнен с остатками, которые фактически создались на предприятии.

Для обеспечения успешного выполнения плана по реализации продукции важно проводить предварительный анализ, в ходе которого изучается обеспеченность выполнения плана реализации продукции.

Такой анализ проводится по данным оперативного планирования, учета отгрузки продукции и ожидаемого получения средств за отгруженную продукцию. Расчет составляется ежемесячно или ежедекадно.

Такой расчет является основой для установления объема отгрузки продукции по декадам, вычисляется подекадное задание по сдаче продукции каждому цеху, составляется график отгрузки относительно отдельных изделий. Планирование поступления средств за продукцию, отгруженную из выпуска текущего месяца, предусматривает учет сроков документооборота и данных о платежеспособности покупателей.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

где ВП — плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн — недопоставка продукции по договорам.

Предприятия осуществляют реализацию продукции, как правило, в соответствии с заключенными договорами поставок. Если план по договорам поставок не выполняется, то это негативно влияет на объем выручки, который уменьшается на сумму недопоставленной продукции, себестоимость, прибыль и финансовое состояние. Кроме того, возможный и спад производства продукции, поскольку в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта. Недопоставленная продукции предприятием-производителем негативно влияет на деятельность предприятий-смежников, торговых, транспортных организаций.

Именно поэтому оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции является важным объектом анализа деятельности предприятий.

Анализ предусматривает исследование и оценку:

• обоснованности и напряженности договорных обязательств;

• выполнение договорных обязательств по поставкам продукции по ассортименту, качеству и срокам поставок;

• изменений в структуре поставок продукции на экспорт;

• причин отклонений в исполнении договорных обязательств;

• влиянию невыполнения обязательств по договорам поставки на экономические показатели деятельности предприятия.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Информационной базой анализа являются данные оперативного и статистического учета, отдела сбыта, маркетинга, работники которых должны организовать контроль за выполнением договорных обязательств в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. Кроме того, используются данные об оплаченных предприятием штрафах, пенях и неустойках, которые предоставляют информацию о невыполнении или нарушении договоров поставок.

В ходе анализа изучается выполнение плана поставок продукции за месяц и нарастающим итогом за период с начала года.

Процент выполнения договорных обязательств вычисляется по формуле:

где Кп — процент выполнения плана договорных обязательств;

Тпп — плановый объем продукции для заключения договоров;

источник

Понятие реализации продукции, экономическое содержание и значение. Цель, задачи этого процесса. Сбыт продукции конкретного предприятия. Факторный анализ прибыли от продаж. Эффективность использования материальных ресурсов, движение денежных средств.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ реализации продукции предприятия

Продажей продукции завершается кругооборот средств организации (предприятия), в результате чего создается возможность из полученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья и материалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажа продукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов на производство и сбыт, но и получение прибыли — одного из важнейших источников расширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основных средств, увеличения объема выпуска продукции.

Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно предприятие определяет адекватно спросу перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, т.е. проведение определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.

В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.

В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Если в условиях плановой экономики на первое место выходили производственные показатели, то в условиях рынка возможный объем продаж является основой для разработки производственной программы. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.[2]

Анализ отгрузки и реализации продукции на предприятии позволяет выявлять те факторы, которые наибольшим образом влияют на реализацию, оценивать динамику объемов реализации, выявлять виды продукции и периоды по которым не полностью либо не в оговоренные сроки выполняются договора. Анализ договорных обязательств помогает уменьшить расходы предприятия на оплату неустоек и, следовательно, увеличить прибыль.

Задачами данной курсовой работы являются:

1) дать определение понятию реализации продукции;

2) раскрыть цели и задачи анализа реализации продукции;

3) рассмотреть методики анализа реализации продукции.

Целью данной курсовой работы является изучение методики анализа реализации продукции предприятия.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Экономическое содержание и значение реализации продукции

Совокупность хозяйственных операций, связанных с продажей продукции, называется процессом реализации. В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю). С этого момента их стоимость признается доходом и включается в объем выручки.

В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.[1]

В бухгалтерском учете выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества, а также величине дебиторской задолженности, возникшей в результате передачи покупателю или потребителю продукции, работ, услуг.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Для целей бухгалтерского учета выручка признается при наличии следующих условий: организация имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли — продажи или иному обоснованию; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение средств или экономических выгод; право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от изготовителя к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана определенной организации или физическому лицу; произведенные расходы по данной операции могут быть определены.

Оплата продукции, работ, услуг может производиться денежными средствами, валютой или иным имуществом (сырьем, материалами, товарами и т.п.). Поступление средств от продажи отражается в бухгалтерском учете на основании расчетно-платежных документов (платежных поручений, платежных требований, приходных кассовых ордеров, товарных накладных и др.).

По данным отгрузочных и расчетных документов определяется объем выручки от продажи, в который включается стоимость отгруженной (или оплаченной) продукции и полуфабрикатов собственного производства другим организациям, выполненных работ и оказанных услуг для заказчиков, готовых изделий и полуфабрикатов, отпущенных своим обслуживающим производствам и хозяйствам. Если продукция (изделия, полуфабрикаты) потреблена в основном производстве, то ее стоимость не входит в выручку от продажи. Величина выручки как показатель используется в управлении при проведении анализа деятельности организации, разработке бизнес — плана, при налогообложении.

Единица измерения продукции. В учете продукция отражается в натуральных, условно — натуральных единицах и в стоимостном исчислении. В качестве натуральных единиц измерения используются штуки, литры, тонны и др. С их помощью ведется аналитический учет и исчисляется количество, объем и масса продукции по ее видам, сортам, размерам и т.д.

Наряду с натуральными в ряде производств используют условно — натуральные измерители для получения обобщенных данных по выпуску однородной продукции. Пересчет продукции в условно — натуральные измерители производится с помощью коэффициентов, исчисляемых в зависимости от содержания полезного вещества в продуктах, длительности производственного цикла, трудоемкости их изготовления и т.д. Условно — натуральные единицы используются, например, в черной металлургии (пересчет всего выплавленного чугуна в передельный), на консервных предприятиях (выпуск продукции в тысячах условных банок), в химической промышленности (весовые или объемные единицы в натуре без указания содержания полезного вещества).

Наряду с натуральными, условно — натуральными измерителями используется стоимостный измеритель. С помощью стоимостного измерителя ведется аналитический и синтетический учет, определяются показатели выпуска продукции, объем выручки и финансовый результат от продажи продукции. При формировании стоимостных показателей продукция оценивается по нормативной (плановой) и фактической себестоимости, по продажным ценам.

Продажа продукции (работ, услуг) производится: по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), по государственным регулируемым оптовым ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС, и по государственным регулируемым розничным ценам, включающим НДС. По подакцизной продукции к продажной стоимости добавляется акциз, а при продаже ее за наличный расчет — и налог с продаж.

Свободные продажные цены согласовываются сторонами сделки, т.е. продавцом и покупателем, и фиксируются в договоре купли — продажи. Свободные договорные цены при необходимости проверяются налоговыми органами. Проверке могут быть подвергнуты цены при отклонении их более чем на 20% от уровня рыночных цен на идентичные изделия, цены по договорам, заключаемым между взаимозависимыми организациями, по товарообменным операциям и внешнеторговым сделкам.

Цены, указанные в договоре, проверяются:

? на основе документально подтвержденной информации, полученной из официальных источников, о рыночных ценах. К официальным источникам относится информация о биржевых котировках и рыночных ценах, опубликованных в печатных изданиях государственными органами по статистике и органами, регулирующими ценообразование, а также заключения экспертов, имеющих право на осуществление оценочной деятельности;

? методом цены последующей продажи. При данном методе за основу берется цена последующей продажи продукции. Этот метод используется при отсутствии на рынке сделок по идентичным или однородным товарам;

? затратным методом, при котором рыночная цена рассчитывается как сумма произведенных расходов и обычной прибыли для данной сферы деятельности. Обычный размер прибыли равен уровню рентабельности, сложившемуся по аналогичным товарам. Сведения об уровне рентабельности предоставляют органы статистики и ценообразования.

Производственная организация — это пространственно-временная структура производственных факторов, обеспечивающая их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства (средств производства и живого труда).

Для того чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, среднее и крупное предприятия организует собственную сеть фирменных магазинов, или заключает договора с оптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или обладание определенным количеством постоянных клиентов. И то и другое, для сохранения завоеванных позиций требует соблюдения жестких условий: выполнения поставок в оговоренные контрактом сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции (работ, услуг). В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будут требования рынка.[5]

Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы: план производства и продаж производимых товаров, план развития и т.д. Производственная программа — это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития организации (предприятия). При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей.

Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями товаров и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимые товары, работы и услуги. В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителей и их требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структурой:

— какие виды товаров и в каком объеме производить?

— в какие сроки должны быть готовы товары к отправке потребителю?

— какого качества должны быть товары в планируемом периоде?

— сколько дополнительно организация может выпустить товаров, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов?

— каков нижний предел объема выпуска товаров, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации?

— каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства товаров.

В производственной программе определяется объем производства товаров по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.

Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально продать.

При разработке и анализе производственной программы для оценки динамики показателей деятельности организации используют индексы изменения исходных параметров (темпы роста) и абсолютные приросты исходных параметров. При планировании производства годовой объем распределяется по кварталам, что обеспечивает ритмичность производства и всей работы организации в целом.

Итоговые показатели плана по производству товаров необходимы для анализа загрузки оборудования, определения потребности в ресурсах для производства и технологической оснастки, общего объема выпуска товаров, его структуры, темпов роста выпуска и динамики производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и энергоемкости продукции, объемов продаж и других показателей.

К основным задачам анализа продаж относятся:

— оценка степени выполнения плана и динамики продаж;

— определение влияния факторов на изменение величины этого показателя;

— выявление внутрихозяйственных резервов увеличения продаж;

— разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др.

Объектами анализа реализации продукции являются показатели, приведенные на рисунке1.1.

Рисунок 1.1 — Объекты анализа реализации продукции

В ходе анализа динамики плана производства товаров могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.) и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным.

Стоимостные показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, поскольку в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

При анализе производства и продажи товаров важным вопросом является сопоставимость цен. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты — коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового (обычно предыдущего) года. Коэффициент — дефлятор в Российской Федерации на предстоящий год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовой информации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коэффициента-дефлятора соответствующего года.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Она ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу.

При этом могут применяться следующие способы:

— пересчета объема производства товаров за отчетный год по ценам аналогичных товаров базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемых товаров);

— корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

где Q1 — объем выпуска товаров в отчетном периоде в натуральном выражении;

Q — объем выпуска товаров в базисном периоде в натуральном выражении;

Р — цена единицы товара в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска товара в стоимостном выражении (V1 ЦБ ) рассчитывается по формуле:

где V1 — фактический объем выпускаемых товаров в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

2.1 Анализ продажи продукции

Продажа продукции является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону (включая капитальный ремонт своего оборудования и транспортных средств, выполняемый силами промышленно-производственного персонала), а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Поскольку объем реализации — это конечный результат деятельности предприятия как производственного комплекса, анализ выручки проводят как по предприятию в целом, так и в разрезе его структурных подразделений или видов продукции, а также по его обособленным хозяйственным единицам, ведущим самостоятельную производственную деятельность (цехам, филиалам). Разумеется, такой анализ имеет смысл только в том случае, когда в финансовых потоках всего предприятия можно вычленить выручку конкретного подразделения, а также если величина этой выручки существенна для предприятия в целом. Как и при анализе производства продукции, анализ выручки потребует существенных затрат времени сотрудников как аналитических служб, так и линейных подразделений. Поэтому его можно считать оправданным лишь в той мере, в какой он дает полезную информацию для определения перспектив предприятия и его отдельных подразделений.[6]

Большое аналитическое значение имеет анализ объема реализации для предприятий, имеющих дивизиональную организационную структуру. По причинам посвященных анализу отклонений и финансовых результатов, сравнительный анализ выручки различных подразделений может дать более обоснованные выводы относительно эффективности работы филиалов или цехов, чем анализ прибыли, вклада и других показателей финансовой результативности.

Разумеется, все не так просто в случае, когда предприятие выпускает сложную, уникальную или очень дорогостоящую продукцию, выполняя в течение квартала или года ограниченное количество крупных заказов. Для таких предприятий говорить о динамике реализации продукции достаточно сложно, поскольку выручка не представляет собой постоянного потока, а выполнение каждого заказа дает существенный вклад в общий объем реализации.

Инструментом анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта является бухгалтерская отчетность. И первое, что следует выяснить, приступая к анализу реализации, — это принцип регистрации выручки. В практике российского бухгалтерского учета есть два основных способа регистрации выручки — реализация признается на момент оплаты или на момент отгрузки продукции. Использование этих двух методов имеет свои «плюсы» и «минусы», обсуждение которых не входит в задачи нашего издания. Для аналитика принципиально другое: поскольку стандартная практика хозяйственных отношений в рыночных условиях предусматривает предоставление покупателям и потребителям отсрочек оплаты, выбор способа отражения выручки повлияет на ее динамику. Особенно заметно это влияние будет у тех предприятий, где поток денежных поступлений неоднороден, выручка поступает крупными суммами, через неодинаковые (а чаще всего — и неопределенные) промежутки времени. Графики реализации, учтенной по оплате и по отгрузке, при предоставлении отсрочек покупателям будут смещены друг относительно друга по времени на срок, равный продолжительности этих отсрочек. Очень часто предприятия придерживаются определенной, одинаковой почти для всех покупателей политики в отношении оплаты отгруженной продукции. Если такая практика принята на предприятии, выпускающем стандартную массовую продукцию, то разрыв между отгрузкой и оплатой при нормальном положении дел на предприятии должен быть примерно равен продолжительности обычной отсрочки. Увеличение этого разрыва свидетельствует о том, что покупатели продукции предприятия не соблюдают договорных отношений и задерживают оплату полученной продукции. Это неблагоприятный знак; финансовому руководству предприятия в этом случае следует больше внимания уделять работе с дебиторами и более тщательно отслеживать выполнение контрактов, применяя, если это необходимо, к провинившимся должникам штрафные санкции.[6]

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

На выручки от реализации продукции (работ, услуг) влияют следующие факторы:

* объем реализованной продукции;

* цена реализации единицы продукции;

* структура реализованной продукции.[8]

Чем больше объем реализованной продукции, тем при прочих равных условиях больше объем выручки от реализации. Чем выше цена реализации единицы продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки. Чем больше в структуре реализованной продукции высокорентабельной продукции, тем при прочих равных условиях выше объем выручки от реализации.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере таблице 2.2.

источник

Понятие и характеристика готовой продукции. Анализ процесса производства и реализации готовой продукции ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины». Производство и реализация товарных яиц, мяса птицы. Расходы по доставке продукции покупателю.

По предмету: Экономический анализ

Тема: » Анализ реализации продукции предприятия на примере деятельности общества с ограниченной ответственностью «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины» «

Глава 1. Теоретические основы процесса реализации продукции предприятия

1.1 Понятие и характеристика готовой продукции

1.2 Краткая экономическая характеристика общество с ограниченной ответственностью «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины»

Глава 2. Анализ реализации продукции предприятия на примере деятельности ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины»

2.1 Анализ процесса производства продукции ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины»

2.2 Анализ процесса реализации готовой продукции ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины»

Глава 3. Основные направления совершенствования процесса реализации продукции в ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины»

На любом предприятии важную роль играет готовая продукция.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.

Готовая продукция — это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика [7 стр 717]. Она имеется в каждой организации.

Тема курсовой работы актуальна тем, что для любого производственного предприятия средства, полученные от реализации готовой продукции — основной источник дохода, поэтому учет выпуска готовой продукции занимает основное место в системе организации аналитической деятельности на предприятии. Каждому специалисту в области экономического анализа данную тему необходимо углубленно изучить.

Цель курсовой работы — изучить процесс реализации готовой продукции на предприятии ООО «Племенной Птицеводческий Репродуктор «Рябины». Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

— дать понятие теоретических основ учета готовой продукций;

— проанализировать деятельность данного предприятия

— рекомендовать предложения по совершенствованию анализа процесса реализации готовой продукций.

Для решения поставленных выше задач необходимо изучить учебную литературу, а также нормативно правовые акты, регулирующие данный объект учета.

Объектом исследования курсовой работы является предприятие, на примере которого ведется анализа реализации готовой продукции ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины».

Предметом исследования являются аналитические процессы, связанные с анализом реализации готовой продукции, происходящие на предприятии ООО «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины».

Информационным источником выполнения курсовой работы послужила учебная литература, а также бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность предприятия ООО «Племенной Птицеводческий Репродуктор «Рябины»». Тема работы достаточным образом рассмотрена в научных трудах таких авторов как: Астахов В.П., Безруких П.С., И.Е. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. и др.

Глава 1. Теоретические основы процесса реализации продукции предприятия

1.1 Понятие и характеристика готовой продукции

Готовая продукция — это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика [6 стр 420].

Вся готовая продукция, как правило, сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу. Исключением являются крупногабаритные изделия и продукция, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам и поэтому принимаются организациями-заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборки.

Продукция по видам подразделяется на:

??валовую — полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период; валовой оборот (валовой выпуск) — стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство;

??реализованную (проданную) — валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;

??сравнимую — продукцию, которая производилась организацией и в предыдущем отчетном периоде;

??несравнимую — продукцию, которая в отчетном периоде производилась впервые.

Рисунок 1- Классификация готовой продукции

Готовая продукция — часть материально-производственных запасов предприятия, предназначенная для продажи и являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством [6 стр 420].

Товары — часть материально-производственных запасов предприятия, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Готовая продукция отражается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции. Передача продукции из цеха на склад оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указывается номер цеха — сдатчика, номер склада, получившего продукцию, наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на склад изделий, учетная цена и сумма [7 стр 420].

Готовая продукция, как правило, должна сдаваться на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

Продукция, подлежащая сдаче заказчику на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается. В продукцию промышленного производства не могут быть включены отходы производства даже в том случае, когда их продают на сторону.

К готовой продукции относят также работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, своему капитальному строительству и другим непромышленным производствам и хозяйствам, стоимость реализованных или предназначенных для реализации полуфабрикатов своего производства [7 стр 420].

Оценка готовой продукция по фактической производственной себестоимости на практике используется сравнительно редко, в основном на мелких предприятиях и предприятиях индивидуального производства с ограниченной номенклатурой продукции.

Таким образом, готовая продукция — это изделия и продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим контролем организации и отвечающие требованиям заказчика.

Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения, что показано на рисунке 2:

Рисунок 2- Выпуск продукции

Процесс продаж имеет также важную роль. Он завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т.п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия. Показатели объема реализации продукции взаимосвязаны с показателями объема производства. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Кроме того, от объема реализации зависит и величина прибыли предприятия — одного из важнейших показателей его деятельности.

Отгрузкой и отпуском продукции занимается отдел сбыта организации. Работники этой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, ведут оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, полноту и своевременность поступления средств от покупателей.

Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с договором купли — продажи (поставки), заключаемым между продавцом и покупателем. По договору поставки продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель — принять и оплатить ее. В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, почтовые и платежные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора, а также за счет какой из сторон сделки будет произведена оплата расходов по доставке продукции в адрес покупателя и т.д. Согласно условиям договора оплата продукции может производиться предварительно в виде аванса до отгрузки или после ее передачи покупателю. При предварительной оплате в договоре указывается размер предварительной оплаты (её размер составляет всю стоимость продукции (работ, услуг) и перечисляется накануне отгрузки продукции, выполнения работ, предоставления услуг), перечисляемого аванса (может перечисляться в любой сумме, в том числе в размере стопроцентной оплаты, и в любые установленные договором сроки).

Выпуск продукции, ее продажа и формирование финансового результата определяют завершающий этап в процессе кругооборота хозяйственных средств и конечную цель деятельности любого предприятия независимо от формы собственности.

1.2 Краткая экономическая характеристика общество с ограниченной ответственностью «Племенной птицеводческий репродуктор «Рябины»

ООО «ППР «Рябины»-племенной птицеводческий репродуктор I и II порядка яичного направления, был создан в 2003 г.

Сегодня ППР «Рябины» производит и реализует племенную продукцию для кроссов «Хайсекс» (это гибрид, полученный скрещиванием нескольких пород ) компании «ISAHendrixGenetics».

Прямые поставки прародительских форм на основе долгосрочных контрактов с голландской компанией «ISAHendrixGenetics» создают стабильные условия для комплектования птицефабрик России и стран СНГ родительскими формами и финальным гибридом собственного производства по конкурентным ценам.

ООО «ППР «Рябины» расположен г. Пермь, ул. Энергетиков, 40 в экологически и эпидемиологически чистом районе и размещен на четырех площадках.

Учитывая международные нормы биобезопасности, площадки для содержания племенной птицы разделены:

-прародители — первая производственная площадка (далее ПП1);

-родительское взрослое поголовье — ПП2;

Все площадки расположены в 7- 8 км. друг от друга, отделены друг от друга лесным массивом и, что очень важно, обслуживаются разными коллективами работников.

К объектам ведут асфальтовые автомобильные дороги хорошего качества и трасса федерального значения, что позволяет без труда обеспечивать подвоз необходимых материальных ресурсов и вывоз конечного продукта. Расположение вблизи районного центра обеспечивает предприятие квалифицированными трудовыми ресурсами, а также создает определенные преимущества в реализаций товарной продукции: мяса птицы, пищевого яйца.

Основными видами деятельности ППР «Рябины» являются:

— разведение птицы, включенной в государственный реестр селекционных достижений к использованию, и ее акклиматизация, производство и реализация сертифицированной племенной продукции организациям и племенным репродукторам;

— производство и реализация племенного яйца и племенных суточных цыплят;

— производство и реализация товарных яиц, мяса птицы;

— оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы и оптовая торговля яйцами.

Производственная мощность предприятия 215 тыс. птицемест, годовое производство яйца 45-50 млн.шт.

На ППР «Рябины» организован замкнутый цикл производства, в состав которого входят: ПП1, ПП2, ПП3.

ПП1 — площадка для содержания прародительских форм расположена в лесном массиве.

Яйцо, не используемое на племенные цели, реализуется как пищевое, и, поскольку по своим качественным характеристикам (содержание витаминов, каратиноидов) оно соответствует требованиям племенного яйца, такое яйцо значительно полезней и питательней, чем любое другое. Кроме того, уровень ветеринарно-санитарной работы делает наше яйцо защищенным от болезней и безопасным для потребления в любом виде.

Благодаря наличию нескольких инкубаториев и специализированного транспорта, ППР «Рябины» имеет возможность комплектовать финальным гибридом довольно крупных клиентов (партии от 70000 до 100000 голов суточных Цыплят).

— 3 изолированные площадки по производству племенной продукции родительских форм и финального гибрида;

— 2 инкубатора общей мощностью 100 000 цыплят в вывод;

— около 4 000 000 голов суточных цыплят выведены в 2012г.

К 2015 году увеличить валовое производство племенного яйца до 50 млн. шт. /год и более. Это позволит обеспечить до 120 птицефабрик племенной продукцией.

Капитальные вложения по предприятию, начиная с 2009 года, составляют более 180 млн. рублей. Примерно такой же объем капитальных вложений планируется инвестировать в развитие ППР.

Организационная структура предприятия — это целостная система. Она специально разработана таким образом, чтобы работающие в её рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

готовый продукция реализация птицеводческий

Рисунок 3 — Структура предприятия ООО ППР «Рябины»

готовый продукция реализация птицеводческий

Общество считается одним из лучших хозяйств в Пермской области и имеет стабильно высокие экономические показатели. Для обобщения сведений об экономических показателях предприятия за период с 2011 по 2013 годы составим сводную таблицу 1:

Таблица 1 — Экономические показатели ООО ППР «Рябины»

источник