Меню Рубрики

Как провести анализ работы компании

Сегодня любая компания понимает, что обладает большими данными (Big Data). И данные эти нужно анализировать. Наверное, только ленивый не искал, что такое бизнес-анализ, как проанализировать работу компании и с чего начать. В нашей статье мы поговорим, что же нужно анализировать и какие инструменты и системы помогут вам в этом нелегком (но на самом деле, простом) деле.

Для начала немного теории. Анализ работы компании можно проводить:

  • По видам деятельности (управленческая, обеспечивающая, производственно-сбытовая и деятельность по развитию бизнеса).
  • Также анализ работы компании проходит на нескольких структурных уровнях:
    — на уровне всей компании
    — на уровне подразделения
    — на уровне продукта

Во время анализа работы компании мы определяем эффективность работы бизнеса. Что это значит? По сути эффективность близка к результативности,но не равная ей. Эффективность – это отношение результата и вложенных бюджетов. В идеале каждая компания должна анлизировать свою деятельность по нескольким направлениям:

  • Эффективность инвестиционной деятельности
  • Эффективность операционной деятельности
  • Эффективность отдельных видов ресурсов, которые использует компания (персонал)
  • И один из самых популярных видов анализа – это анализ финансовых показателей.

На первый взгляд, кажется, что все сложно. Первый вопрос – откуда брать данные? Но на самом деле, это самый легкий вопрос! Оказывается, что у любой компании уже есть собранные данные для подобного анализа:

  • Хотите проанализировать персонал – используйте данные HR-отдела
  • Интересно финансовое состояние? Используйте данные бухгалтерской отчетности (для начала их будет более чем достаточно)
  • Желаете определить, насколько эффективен тот или иной продукт? Для начала также можно использовать данные бухгалтерской отчетности.

Конечно, в идеале – для более полного и глубокого анализа – нужно иметь CRM, колл-трекинговые системы, различные системы учета. Но даже если у вас всего этого нет, вы можете анализировать! Не полагайтесь на интуицию – анализируйте.

С данными определились. Теперь следующий этап – подготовка данных. Данные должны быть актуальными, точными, полными и пр. Кроме того, с технической точки зрения данные должны быть оценены на:

  • дублирование
  • унификацию
  • ошибки
  • и другие технические показатели, которые могут помешать анализу.

От качества данных зависит качество анализа работы компании: при неточных, неполных и ошибочных данных на выходе вы получите такую же аналитику, на основе которой нельзя будет делать никаких выводов и не будет возможности принимать стратегические решения.

С обработкой и подготовкой данных (если у вас слишком много информации) поможет такой программный продукт, как Alteryx. Он специально разработан для подобных задач (плюс у него есть отличное преимущество – мощная предикативная, или предсказательная, аналитика). После обработки данных приступаем к собственно анализу.

Чтобы провести анализ данных работы компании, сегодня уже не обязательно обладать специальными знаниями IT, математики или статистики. Процесс анализа данных можно и нужно максимально автоматизировать. И для этого были разработаны автоматизированные системы аналитики, которые:

  • Не требуют, чтобы их обслуживал специалист (разработчик, аналитик)
  • Обладают простым интерфейсом
  • Легко освоить (по нашему опыту – 2 дней достаточно для начала работы с Tableau и построения основных отчетов и визуализаций)
  • Стоят недорого (от 2000 рублей в месяц – на март 2018 года)

Компании говорят, что после начала работы с Tableau они стали собирать свои отчеты за 10-15 минут, при том что раньше на создание табличных версий уходило до 5-6 часов.

Не верите? Закажите бесплатную консультацию:

Анализируйте ваши данные быстро, легко и красиво!
Если у вас появились вопросы, напишите или позвоните нам. Мы любим отвечать на вопросы и знаем все про анализ данных и программные решения:
— напишите нам
— позвоните нам +7 499 391-2984

источник

Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, вертикальный анализ отчетности), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц – учредителей (участников) кредитной организации»
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций»
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»

Важно отметить, что финансовый анализ – это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример подобного финансового анализа). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы » Ваш финансовый аналитик», которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа — это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности – Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках – дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) – это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Под выражением «анализ предприятия» обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство , или неплатежеспособность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Вертикальный анализ отчетности – техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности – это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием «трендовый анализ».

Коэффициент восстановления платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты.

Коэффициент утраты платежеспособности – это финансовый коэффициент, показывающий вероятность ухудшения показателя текущий ликвидности предприятия в течение следующих 3 месяцев после отчетной даты.

Платежеспособность предприятия (организации) – это способность субъекта экономической деятельности полностью и срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положений предприятия.

Модель Сайфуллина-Кадыкова – это формула для прогноза возможного банкротства предприятия на основе его финансовых данных. Российские экономисты постарались адаптировать модели предсказания банкротства к условиям отечественной экономики.

Модель Таффлера – методика прогнозирования банкротства предприятий на основе его финансовых показателей, предложенная в 1977 году британскими учеными Р. Таффлером и Г. Тишоу.

Ретроспективный (оценочный) анализ – это анализ данных с учётом изменения во времени, начиная от текущего момента времени к какому-либо прошедшему периоду времени.

Точка безубыточности – это объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

источник

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в повышении эффективности ее деятельности, выявлении сильных и слабых сторон, укреплении финансового состояния. Экономический анализ способствует более рациональному использованию основных средств, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помните, что при анализе деятельности предприятия используется принцип эффективности хозяйствования, предполагающий достижение наибольшего результата при наименьших затратах. Наиболее обобщающим показателем эффективности является прибыльность. К ее частным показателям можно отнести:

— эффективность использования трудовых ресурсов (рентабельность персонала, производительность труда), основных производственных фондов (фондоемкость, фондоотдача), материальных ресурсов (материалоемкость, материалоотдача);

— эффективность инвестиционной деятельности предприятия (окупаемость капитальных вложений);

— эффективность использования активов (показатели оборачиваемости);

— эффективность использования капитала.

После расчета системы коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия сопоставьте их с плановыми, нормативными и отраслевыми показателями. Это позволит сделать вывод об эффективности функционирования организации и ее месте на рынке.

Чтобы сделать общий вывод об эффективности деятельности предприятия, рассчитайте уровень рентабельности, представляющий собой отношение прибыли предприятия к величине основных и оборотных средств. Данный показатель объединяет в себе целый ряд коэффициентов (рентабельность капитала, продаж, товаров и т.д.). Рентабельность – это интегральный показатель эффективности бизнеса. Она показывает меру доходности предприятия, его привлекательность для инвесторов.

При анализе деятельности предприятия учтите, что для более детального изучения его состояния необходимо провести факторный анализ полученных результатов. Ведь каждый показатель, отражающий использование производственных ресурсов, находится под влиянием иных показателей.

На деятельность организации в целом оказывают воздействие многие факторы:

— общая экономическая ситуация в стране и на рынке;

— природно-географическое положение предприятия;

— факторы, обусловленные функционированием предприятия (ценовая и сбытовая политика, степень использования производственных ресурсов, выявление и использование внутрихозяйственных резервов и т.д.).

Предпринимательская деятельность требует постоянного планирования и анализа финансовых показателей работы компании. На этом основано эффективное управление всеми этапами производства и разработка методов получения наибольшей прибыли.

Финансовый анализ предприятия направлен на изучение его основных экономических показателей, обеспечивающих финансовую стабильность в соответствующей нише рынка. Устойчивость предприятия – гарантия получения постоянной прибыли, индикатор надежности для потенциальных инвесторов и акционеров.

В рамках финансового анализа проводится формирование так называемой информационной базы анализа. База – это совокупность финансовых показателей, по которым производится оценка. В нее входят: материальные активы, источники финансирования, коэффициенты ликвидности, величина торгового оборота, денежные потоки, инвестиции, методы ценообразования, условия банкротства. На основе анализа подводятся итоги и выводятся прогнозы.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Финансовый анализ предприятия может быть как внутренним, так и внешним. Внутренний анализ производят сотрудники самой компании, внешний – сторонние лица. Первый тип анализа проводится по окончании определенного отчетного периода. Второй – при продаже или покупке компании, проведении специальных проверок (аудитов), при этом может быть проведена дополнительная проверка достоверности предоставленных данных.

Существует несколько направлений финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный, трендовый, аналитический и факторный. Горизонтальный метод анализа подразумевает сравнение текущих показателей с данными прошлых периодов для выявления динамики. Вертикальный анализ предполагает обзор общей структуры всей базы показателей и дальнейшее изучение влияния каждого из них на целую картину.

Сравнительный анализ предусматривает сравнение аналогичных финансовых показателей между подразделениями, цехами, дочерними компаниями, а также между общими показателями фирмы с аналогичными данными конкурентов, если в распоряжении имеется такая информация.

Трендовый анализ показывает общую тенденцию изменения показателей от периода к периоду. Построение тренда помогает при прогнозировании будущего организации, составлении долгосрочных предварительных планов.

Аналитическое направление финансового анализа позволяет выявить определенные взаимосвязи и закономерности между сходными показателями различных фирм, например, группировка компаний по структуре или сумме уставного капитала, по величине основных средств или прибыли. Это направление также называется аналитической группировкой.

Факторный анализ – изучение влияния отдельных факторов на изменения финансовых показателей, например, как на объем производства продукции повлияет увеличение или уменьшение цены, или как отразится на итоговой прибыли замена или модификация оборудования и т.д.

Анализ финансового состояния предприятия проводится целью оценки его деятельности. Он предполагает расчет ряда показателей, которые отражают процесс формирования денежных средств у хозяйствующего субъекта, направления их использования и эффективность.

Финансовый анализ является обязательным элементом финансового менеджмента на предприятии, экономических взаимоотношений его с партнерами, банками, налоговыми органами. Он включает в себя расчет нескольких групп показателей: финансовой устойчивости, деловой активности, прибыльности и рентабельности.

Для определения устойчивости финансового состояния предприятия определяют изменения в структуре капитала, источниках его формирования и направления размещения, эффективность и интенсивность использования капитала, платежеспособность и кредитоспособность организации, запас ее финансовой прочности.

При проведении финансового анализа определяют абсолютные и относительные изменения показателей баланса. Последние дают возможность сравнить их с общепринятыми нормативами, чтобы оценить риск банкротства, с показателями других предприятий, чтобы выявить его сильные и слабые стороны, место на рынке, а также с аналогичными периодами предыдущих лет, чтобы выявить тенденции развития фирмы.

Проведение финансового анализа включает в себя несколько этапов. В первую очередь определяются условия, цели и задачи функционирования предприятия как системы, которая включает в себя 3 элемента: ресурсы, производственный процесс и готовую продукцию.

Затем проводится отбор показателей, которые характеризуют финансовую деятельность предприятия: финансовой устойчивости (коэффициент финансовой устойчивости, автономии, удельный вес дебиторской задолженности, заемных средств), платежеспособности и ликвидности, деловой активности (коэффициент оборачиваемости запасов, собственных средств и т.д.), рентабельности.

После этого составляется общая схема системы, выделяются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, определяются подчинительные элементы, дающие качественные и количественные характеристики. Затем получают конкретные данные о работе предприятия в числовом выражении, оценивают результаты его деятельности, выявляют резервы для повышения эффективности производства.

Одной из задач компании является выживание в условиях конкуренции. С этой точки зрения под анализом рынка имеется в виду сбор и анализ информации, помогающей разработать стратегию выживания. Для учета конкурентных угроз можно использовать теорию пяти сил Майкла Портера.

Проанализируйте угрозу появления новых конкурентов. Надо оценить, насколько им легко или сложно приобрести нужное оборудование, навыки и т.д., чтобы забрать у компании часть прибыли. Если барьеры для входа в отрасль невысоки, конкурентная борьба может обостриться. В таком случае руководство компании заранее должно решить, есть ли шансы на победу в ценовых войнах.

Выясните угрозу появления товаров-заменителей. Если компания занимается производством упаковки из жести, клиенты могут перейти на дешевую пластиковую упаковку. Возможно уменьшение спроса на жесть, тогда конкуренция между производителями возрастет пропорционально уменьшению спроса. По аналогии сделайте анализ условий, в которых работает компания.

Узнайте, каковы рычаги воздействия покупателей. Когда покупателей много, их воздействие на продавцов невелико. Если же клиентов в отрасли мало, они могут сталкивать конкурентов друг с другом, вынуждая снижать цены.

Оцените рычаги воздействия поставщиков. Если поставщики компании имеют клиентов в других отраслях, они могут навязывать компании условия.

Проанализируйте соперничество между существующими фирмами. Острота соперничества зависит от сил, проанализированных на 4-х предыдущих шагах.

Выберите подходящую стратегию развития. Если 5 сил в отрасли указывают на высокую конкуренцию, компания должна быть готова к варианту малозатратного производства и оказанию дополнительных услуг, решающих проблемы клиентов.

Рассмотрите варианты введения жестких правил. Компания может лоббировать законы, соблюдение которых окажется трудным для конкурентов. Тогда 5 сил, действующих на рынке, изменят степень влияния друг на друга.

Подробно теория пяти сил описывается в книге Стивена Силбигера «MBA за 10 дней», 2002 г., в разделе «Стратегия». Обратите внимание на детерминанты пяти сил. Они позволяют мыслить в верном направлении, чтобы найти возможности получения конкурентного преимущества.

Основная деятельность предприятия является главным источником получения прибыли. Характер деятельности определяется отраслевой спецификой принадлежности предприятия, основу которой составляет производственная и коммерческая деятельность, а дополняется инвестиционной и финансовой деятельностью. Прибыль, получаемая от продажи производимой продукции, услуг и работ, определяется разницей между выручкой и себестоимостью, за вычетом налогов и других обязательных платежей.

Анализ прибыли проводится по различным направлениям, формам и видам. Анализ по направлениям разделяется на анализ формирования прибыли и ее использования Анализ по формированию проводится в разрезе сфер деятельности: финансовой, операционной и инвестиционной. Это основная форма анализа, способствующая выявлению уровня прибыли и повышению резервов. Проводится этот вид анализа по данным налогооблагаемой прибыли и бухгалтерского учета. Анализ использования и распределения прибыли проводится по направлениям ее использования и помогает выяснить уровень потребления и капитализации прибыли.

По объемам проведения анализа выделяют тематический и полный анализ прибыли. Тематический анализ ограничен некоторыми аспектами использования или формирования прибыли, полный — с целью изучения каждого аспекта формирования прибыли, а также распределения и использования.

Организация проведения анализа может быть внешней и внутренней. Внешний анализ производится налоговыми органами, аудиторскими организациями, страховыми компаниями и банками, внутренний проводится собственниками организации и представляет коммерческую тайну.

Цель анализа состоит в выявлении причин, которые обусловили определение резервов роста прибыли, изменение прибыли и подготовке решений. Для того чтобы провести анализ необходимо:

— изучить состав и структуру прибыли;

— оценить прогноз и динамику финансовых результатов;

— провести оценку качества прибыли;

— выявить количественные изменение влияния факторов на формирование прибыли;

— изучить направления, тенденции и пропорции распределения прибыли;

— разработать рекомендации по более эффективному использованию прибыли.

Во время проведения анализа обычно используются различные способы и приемы, позволяющие получить достоверную оценку финансового результата, например, вертикальный и горизонтальный анализ либо анализ по факторам и сравнительный анализ. Последовательность и методика анализа прибыли выбирается в соответствие с формой проведения.

Для проведения анализа за определенный год следует делать расчеты в ценах того периода, за который проводится анализ.

Информационной базой для анализа прибыли является отчет о прибылях и убытках и бухгалтерский баланс.

Экономический анализ – это систематизированная информация, которая призвана выявить все проколы предприятия и обеспечить наибольшую эффективность его работы. Данный вид анализа способен провести специалист, который достаточно хорошо разбирается не только в бухгалтерии, но и в экономике в целом.

Определитесь с типом экономического анализа: внешний или внутренний; технико-экономический, экономико-правовой и др.; предварительный, текущий и др.; макро или микроанализ и т.д.

Сформируйте и подберите информацию, которая должна быть:

— уместной (влиять на принятие управленческого решения;

— достоверной, т.е. правдивой, без фальсифицированных результатов деятельности предприятия и такой, которую легко проверить с помощью первичных документов;

— нейтральной – без выгоды какой-либо одной группе;

— понятной – легко воспринимаемой без специальной подготовки;

— сопоставимой, к примеру, с информацией других организаций;

— рациональной, подбор которой осуществлялся бы при минимальных затратах;

— конфиденциальной — т.е. не содержашей данных, которые могут навредить предприятию и его сильным позициям.

Проведите аналитическую обработку данных с составлением аналитических таблиц и бухгалтерского баланса, где статьи сведены в укрупненные группы с одинаковым экономическим содержанием. Такой баланс удобен для чтения и проведения качественного экономического анализа.

На основании полученных групп рассчитайте основные показатели финансового состояния предприятия – ликвидность, финансовую устойчивость, оборачиваемость и т.д. Обратите внимание, что при таком преобразовании баланса сохраняется сальдо – равенство актива и пассива.

Проведите вертикальный и горизонтальный анализ баланса. При вертикальном анализе примите сумму активов и выручку за 100% и разделите проценты по статьям соответственно представленным цифрам. При горизонтальном анализе основные статьи баланса сравните с предыдущими годами, размещая их в соседних колонках.

Сравните все показатели с нормативами показателей отрасли.

Обобщите результаты экономического анализа. На основе полученной информации дайте объективную оценку деятельности предприятия, внесите предложения по выявлению резервов для повышения эффективности предприятия.

Анализ продаж продукции поможет вам определить наиболее перспективные товары с точки зрения их реализации. Также он позволяет отследить тенденции спада и роста продаж. Обладая такой информацией, вы сможете более эффективно управлять продажами и планировать свою профессиональную деятельность.

  • Информация о продажах, калькулятор, компьютер

Проанализируйте динамику и структуру продажи продукции. Для этого проследите за тем, какое количество единиц продукции было приобретено за отчетный период. Сравните полученные данные с предыдущим или базисным периодом. Результатом может стать вывод о росте, спаде или стабильности продаж. Выявите темп роста выручки, поделив данные за текущий период на данные за прошедший. Выясните, какое количество продукции было продано в кредит.

Оцените равномерность продаж продукции. Для этого определите коэффициент вариации или неравномерности. Чем меньшее он имеет значение, тем равномернее распределяются продажи по периодам.

Определите критический объем продаж. Этот показатель демонстрирует, при каком количестве проданной продукции предприятие перестанет быть убыточным, но пока еще не начнет приносить прибыль. Для этого постоянные затраты следует разделить на уровень маржинального дохода.

Определите рентабельность продаж. Она представляет собой доходность вашего предприятия и целесообразность его существования. Рентабельность вычисляется путем деления прибыли от продаж на выручку от них. Этот показатель следует анализировать в динамике. Он демонстрирует, какую прибыль приносит каждый рубль от выручки.

Проанализируйте темпы роста продаж конкурентов. Это позволит вам выявить свое положение на рынке и укрепить позиции компании в дальнейшем.

Выявите причины спада объема продаж, если таковые имеют место. Чаще всего ими бывают приближение жизненного цикла товара к концу, высокая конкуренция на данном секторе рынка, перенасыщение рынка. В зависимости от причины, компания должна либо наладить выпуск нового продукта, либо укрепить свои сильные стороны, либо выйти на новые сегменты рынка. Своевременно принятое решение может уберечь вас от дальнейшего спада продаж.

Под термином «анализ продаж» понимается очень широкий спектр задач, в том числе таких, для решения которых требуется применение нетривиальных методик. Однако в большинстве случаев аналитику или менеджеру по продажам достаточно использования электронных таблиц, наполненных… информацией.

На первоначальном этапе проводится анализ динамики продаж, структуры продаж и рентабельности продаж. На данном этапе определяют тенденции, которые складываются в отношении продаж (рост, стабильность, спад), а также влияние отдельных групп и категорий продукции/услуг на эти тенденции и уровень этого влияния.

Для определения тенденции роста или спада продаж продукции предприятия необходимо проводить их анализ. Он позволяет определить ситуацию на рынке и выявить те товары, продвижение которых требует некоторых усилий. В результате формируется план будущих продаж и необходимые меры по их увеличению.

Составьте отчет по динамике и структуре продаж в целом по предприятию и по отдельным направлениям и группам продукции. Рассчитайте темп роста выручки, который равен отношению прибыли от продаж в текущем и в прошлом периоде. Также определите долю выручки от продаж продукции, которая реализуется в кредит в отчетном периоде. Полученные показатели, рассчитанные в динамике, позволят оценить необходимость кредитования покупателей и тенденции развития продаж.

Рассчитайте коэффициент вариации продаж. Он равен сумме квадратов разницы реализованной продукции в конкретный период и среднего числа продаж, по отношению к среднему проценту продаж за анализируемый период. На основании полученных величин сделайте выводы о причинах, которые вызывают неравномерность продаж. Разработайте мероприятия, призванные устранить выявленные причины и повысить ритмичность.

Вычислите уровень маржинального дохода, который равен отношению разницы выручки и переменных затрат к выручке от продаж. Определите показатель критического объема продаж, который равен отношению постоянных расходов на производство и реализацию продукции к уровню маржинального дохода. Полученная величина позволяет определить точку безубыточного объема продаж. На основании полученных данных определите запас прочности предприятия.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Определите в динамике рентабельность продаж, которая определяется как отношение прибыли продаж к выручке. Полученный показатель позволяет определить доходность предприятия и оценить эффективность функционирования и текущей товарной политики.

Проанализируйте полученные показатели продаж и выявите меры, которые необходимо принять для увеличения прибыли. Это может быть оптимизация производства, работа с клиентами, освоение новых рынков и многое другое.

Рентабельность является показателем прибыльности предприятия. Также именно рентабельность подразумевает под собой использование определенных средств, при которых организация может покрыть собственные затраты доходами и получить прибыль.

Проведите анализ рентабельности компании по данным ее деятельности за год, а затем по кварталам. Сравните фактические показатели рентабельности (продукции, имущества, собственных средств) за необходимый период с расчетными (плановыми) показателями и со значениями за предыдущие периоды. При этом значения за предыдущие периоды приведите к сопоставимому виду при помощи индекса цен.

Изучите влияние внутренних и внешних факторов производства на показатели рентабельности. Затем определите резервы прироста показателей рентабельности. В свою очередь, для обеспечения увеличения рентабельности, темпы повышения прибыли должны быть больше темпов роста используемых материалов или результатов деятельности, то есть дохода от реализации товара.

Проанализируйте стабильность работы предприятия, которая характеризуется множеством различных показателей, отображающих устойчивость состояния его финансов, оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности. Целью анализа финансов служит оценка состояния компании в предыдущем периоде, проведение оценки ее состояния на настоящий момент и оценка будущего положения фирмы.

Сам финансовый анализ проведите в несколько этапов: определите подход или направление данного анализа, оцените качество исходной информации и выполните анализ с применением основных методов. К данным методам относятся: горизонтальный — сравнение каждой отдельной позиции баланса либо другого отчетного документа с данными за предыдущий период; вертикальный — определение системы всех слагаемых показателя, а также влияния каждой позиции в целом на сам результат; трендовый — анализ показателя, сделанный за несколько промежутков времени и определение тренда при помощи математической обработки определенного ряда динамики.

Основная проблема бизнеса нашего времени – не производство продукта, а его сбыт. В условиях изобилия товаров и услуг конкурентоспособной может стать только компания, способная успешно продавать свой продукт. Для контроля и улучшения показателей торговли нужно грамотно оценивать имеющиеся данные, т.е. уметь провести анализ эффективности продаж.

Анализируйте количественные показатели, эта работа обычно нетрудна, потому что все данные можно представить наглядно. Главное – выделите основные показатели для анализа, отражающие эффективность именно вашего бизнеса с его спецификой. В некоторых видах бизнеса это может быть количество телефонных звонков, в других – количество найденных партнеров-покупателей. Работа с численными показателями позволяет оценить количество ресурсов, необходимых для выполнения плана продаж. Если увеличить число звонков, партнеров и работников, показатели продаж, безусловно, вырастут. Однако анализа одних лишь количественных показателей недостаточно для адекватной оценки работы.

Анализируйте качественные показатели, такие, как профессиональная и личная эффективность ваших работников. Подобный анализ сложнее сравнения количественных показателей, но позволяет на ином уровне оценивать ситуацию. Почему его нельзя игнорировать? Во-первых, рынок сбыта имеет границы, с ним нужно работать постоянно, изыскивая возможности наилучшего использования рыночной ситуации. Во-вторых, могут изменяться внешние условия, от вас не зависящие. К примеру, у конкурента появился новый продукт той же ценовой линейки, что и у вас, но лучшего качества. Теперь для продажи единицы товара придется вложить гораздо больше ресурсов, например, вместо 10 звонков нужно сделать 15. В ситуации острой конкуренции преимущество получает компания, специалисты которой четко формулируют качественные показатели и разрабатывают методы их контроля и работы над повышением этих показателей.

Анализируйте работу сотрудников на разных этапах. Это позволит выявить, на каком этапе у того или иного продавца возникают трудности. Одному труднее дается презентация себя и компании, другому – работа с возражениями. Таким образом, у вас перед глазами будет индивидуальный профиль каждого работника. Вы сможете работать с трудностями каждого из них, повышая квалификацию сотрудника, формируя навыки, которыми он не обладает на момент оценки.

Как провести анализ персонала в компании — вопрос, который не умеет решать почти никто. Между тем, проведение анализа персонала позволяет правильное делегировать полномочия своим сотрудникам.

Многие методы являются громоздкими и не универсальными, а также требуют больших трудозатрат для исполнения. А ведь анализ персонала проводится ежедневно и, в том числе, во время интервью с кандидатами на трудоустройство в компанию. Рассмотрим сегодня простой метод, который вы сможете применить уже завтра.

Этот метод я изучил на тренинге Майкла Бенга, который является признанным мастером в обучении и мотивации торгового персонала. Итак, поехали.

Мы постоянно поручаем сотрудникам выполнять какие-то задания, но, в итоге часто не получаем удовлетворительного результата. Скорее всего, причина состоит в том, что мы дали это задание некомпетентному или не желающему делать работу хорошо сотруднику, и при этом не контролировали его. Но есть и второй вариант: мы поручили работу хорошо обученному и самостоятельному ответственному сотруднику и при этом постоянно контролировали его, в результате чего, его мотивация снизилась.

Очень Важно, чтобы ваш стиль управления соответствовал мотивации и компетентности человека. Мы можем применять матрицу компетентности/мотивации для определения позиции сотрудника и определения правильных действий по отношению к нему.

От чего зависят эти два качества?

Компетентность – зависит от опыта, образования, пройденного обучения, интеллекта человека.

Мотивация – зависит от целей человека, уверенности, отношения к нему руководства, от того доволен ли он условиями труда и размером оплаты.

ШАГ 1. Нам нужно выполнить анализ работы, учитываю мотивацию и компетентность человека без предубеждений и расположить человека в один из квадратов на представленном ниже рисунке.

ШАГ 2. Вам нужно определиться со стилем управления каждым типом сотрудников, советы находятся в соответствующих квадратах нижнего рисунка.

Давайте подробнее пройдемся по типам:

1 – это опытные компетентные сотрудники, которые замотивированы хорошо делать свою работу. Как правило, это ТОПы и звезды подразделений. Такой сотрудник нуждается в подтверждении своих качеств в виде получения больших полномочий в рамках проекта.

2 – это сотрудники, которые рвутся в бой, но не имеют соответствующих навыков и опыта и поэтому постоянно косячат. Либо это новые сотрудники, которые еще не научились работать по стандартам компании, им нужно в этом помогать. По моему мнению – это самые перспективные сотрудники, из которых можно вырастить тип 1, просто обучая их работе.

3 тип очень опасный. Это сотрудники, которые обладают опытом и компетенцией, но недооценены в прямом смысле слова или по их собственному мнению. Возможно, этого сотрудника где-то во время не продвинули по службе, или мало платите ему, возможно, Вы слишком контролировали его, когда он был в квадрате 1. Это часто зарвавшиеся звезды отделов продаж, которых опустили с небес на землю, во время ротации в отделе или трансформации отдела продаж.

Как работать с такими сотрудниками?

Ну, во-первых, не надо доводить до этого. Сотрудники 3 типа – это вина их непосредственного руководителя. Тут, либо сотруднику наобещали при устройстве на работу «золотые горы», которых нет в этой компании. Либо не уловили момент, когда сотрудник изменил свою мотивацию, и продолжали неправильно мотивировать его.

Что можно сделать? Часто для мотивации таких сотрудников нужна встряска с возможностью заработать вознаграждение и вновь вернуться в 1 квадрат.

Если сотрудник стал таким в результате обмана при приеме на работу и, как следствие, завышенных ожиданий, то лучше всего попрощаться с ним. Если вы не можете дать ему тех полномочий или денег, которые ему нужны, он все равно уйдет или будет работать в пол силы.

Рекомендация № по этому абзацу: никогда не берите сотрудника на должность, если она не предусматривает оплаты тех денег, которые ему интересны!

4 – это может быть новый сотрудник, которого не туда занесла судьба или старый сотрудник, который так и не развил в себе компетенции, плюс ко всему потерял мотивацию. Это самый сложный тип сотрудников, и нужно переводить в другие сектора как можно быстрее, а проще заменить их на тип 2.

Дальше, вы делаете снимок персонала ежемесячно и каждый раз при принятии серьезного поручения, анализируете конкретного сотрудника. Вы должны быть уверены, что с изменением сотрудника в результате мотивации и обучения, ваш стиль управления тоже меняется.

Мы разобрали с вами, как провести анализ персонала в организации и как правильно делегировать. Постоянное понимание мотивации и компетенции сотрудников позволит вам найти верный подход к каждому из них и правильно управлять.

источник

В статье дана подробная инструкция, которая позволит провести всесторонний анализ деятельности предприятия и его финансовых результатов. С помощью такого анализа вы сможете определить, есть ли у компании проблемы сейчас и могут ли они возникнуть в будущем.

  • Как провести пошаговый анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
  • Какие показатели стоит использовать, а какие не пригодятся.
  • Как разработать регламент анализа деятельности предприятия.

Это очень важный этап анализа деятельности предприятия. Не разобравшись с ним, переходить к следующим шагам нельзя. Выделите на него время, желательно в спокойный период, возможно, в выходной день. Самое главное — не врать самому себе. На своем опыте я сформулировала неверные цели анализа:

  • анализ финансовых результатов деятельности предприятия обязательно должен быть, все развитые компании им пользуются;
  • мы много сотрудничаем с банками, нужно представлять приемлемую для них отчетность;
  • нам нужно как-то определить, кого именно из сотрудников хвалить, а кого наказывать;
  • я должен контролировать состояние моего предприятия, финансовая служба должна мне давать сводку.

Будет ошибкой ожидать, что построенный по таким целям анализ деятельности предприятия сможет улучшить работу вашей компании. Вспомните стратегические цели и вместе с директором пофантазируйте на тему «а как мы поймем, что идем правильным путем?». Затем подключите к обсуждению функциональных директоров. Не беда, если все их «хотелки» невозможно будет реализовать, важно поймать суть вопроса, а не чьи-то знания об умных коэффициентах. К тому же помните о ресурсах, вряд ли ваша стратегическая цель — создание дорогого аналитического центра на базе вашего предприятия. Да, а все «хотелки» все же запишите. Бывает, то, что сначала кажется невозможным, оказывается вполне выполнимым, не исключено, что и вас осенит.

В результате этих обсуждений должно возникнуть понимание, что анализировать, для чего и как этим пользоваться. Если, например, ваши цели связаны с долей рынка, то нужно не только анализировать свои объемы, но и мониторить чужие. И понимать, как реагировать на полученные данные. Не экономьте на этом этапе ни времени, ни сил. Хорошо, если руководство будет в расслабленном состоянии для творческого полета мысли, а финансовый менеджер максимально собран для лучшей координации процесса. А ваше творчество начнется тогда, когда нужно будет придумать, как воплотить в жизнь все, что нафантазируете с коллегами.

В моей практике была ситуация, когда мы решили разобраться с деятельностью направления наружной рекламы. В хорошие времена его рентабельность была неприлично высока, поэтому никто не видел необходимости тратить время на глубокий анализ «золотой коровы». Затем кризис 2008 года ударил нас довольно ощутимо, пришлось считать каждую копейку. Итак, что мы сделали. Для начала собрались и обсудили, что мы хотим понять, на что можем влиять, что может стать пищей для размышлений. В итоге решили, что нужно определить:

  • эффективность каждой конструкции (показатели: сумма и коэффициент маржинальной прибыли, рентабельность);
  • динамику продаж по каждой конструкции (показатели: заполняемость, простои, скидки, субъективная оценка менеджера по продажам — хорошо/плохо продается);
  • сравнение содержания собственного сервиса с аутсорсингом (показатели: сравнительная таблица — стоимость, сроки, качество);
  • анализ структуры постоянных расходов.

По результатам анализа отказались от убыточных и бесперспективных конструкций (если честно, то их убыточность понимали и раньше, но все как-то жалко было, рука не поднималась, пока не увидели, во сколько это «жалко» обходится в месяц, а тем более в год, думаю, так бывает на многих предприятиях); по конструкциям, которые оказались убыточными, но перспективными, разработали и предложили муниципальным властям программу размещения городской информации по цене прямых расходов; отказались от одного из складов, оптимизировали штат, для покрытия части постоянных расходов ввели план по закупкам рекламы.

Скачайте полезные документы:

Положение об организации и процедурах финансово-экономического анализа
Регламент формирования и оценки результатов план-фактного анализа

В профессиональной литературе можно найти много классификаций видов анализа финансовых результатов деятельности предприятия по различным признакам. Ваш выбор, безусловно, зависит от тех потребностей, которые вы определили выше. Я остановлюсь на анализе по временному признаку, который полезен для всех предприятий.

Читайте также:  Географический язык какие анализы сдать

Важно зафиксировать ситуацию «здесь и сейчас». Это точка отсчета. Не забудьте о ней. Она важна не только для того, чтобы оценить затем достижения/провалы, но и может повлиять вообще на стратегические моменты, если ожидания и реальность окажутся далеки друг от друга.

Мой совет — не старайтесь прыгнуть выше головы. Если ваши инструменты для анализа вы только создаете, то вполне нормально, что его качество на данном этапе оставляет желать лучшего. Это просто стоит понять и принять. И в этой ситуации вам поможет «писанина». Не поленитесь и обязательно опишите:

  • методологию — что и как вы рассчитывали;
  • допущения — качество каких данных/первоисточников вас не устраивает и что вы использовали (может, даже слова бригадира Иванова о том, что простои занимают навскидку 20% времени);
  • погрешности — ваши, возможно, достаточно субъективные оценки полученных показателей;
  • неудобства — все моменты, которые заставили вас чертыхаться, станут хорошими маячками для построения удобной и прозрачной системы анализа.

Доверьтесь интуиции — вашей и сотрудников вашего предприятия. На данном этапе она, к сожалению, берет верх над точностью, но зато дает возможность получить более или менее приемлемый результат в сжатые сроки.

Рентабельность продукции , на которую собственник возлагал надежды, казалась ему вполне приемлемой, поэтому ему хотелось обсудить с директором по продажам вопрос: что, если сделать упор именно на этот продукт. Но я знала, что последней «твердой кочкой» была рентабельность направления, дальше углубляться не стоит. Распределение расходов в разрезе продуктов на тот момент делалось почти на глаз, поэтому рентабельность продуктов имела такую погрешность, что какой именно продукт стоит продвигать более активно, можно было только угадывать.

Вообще я уверена, что уровень интуиции финансовых директоров обратно пропорционален качеству системы финансового управления на их предприятиях. Не молчите в подобных ситуациях, даже если это неприятно (уж я-то точно знаю, насколько) и страшно. Вы ведь не хотите навредить своему предприятию. Так и говорите в ответ на возможные претензии и обязательно дайте понять, что вы усиленно работаете над качеством данных и светлое будущее уже не за горами.

Это анализ бюджета, ваших планов — как при краткосрочном планировании, так и при долгосрочном. Вы уже знаете, каких показателей хотите достичь, а перспективный анализ покажет вам, приведет ли к ним выбранный вами путь. Технически этот процесс в принципе несложный, тяжело как раз найти тот самый путь, но это уже вопрос не к анализу, а к предпринимательскому чутью и управленческому таланту.

Пренебрегать перспективным анализом не стоит — всегда проще скорректировать свои действия на берегу, помоделировать ситуацию и так и эдак, чем пытаться перестроиться в процессе, когда бушующий океан жизни уже сам несет тебя непонятно куда. Да, техника именно такая:

  • проанализировать бюджет (вычислить заданные вами показатели по определенной вами методике);
  • сопоставить прогнозные результаты с целями предприятия;
  • при необходимости внести корректировки в бюджет.

Здесь есть подводные камни:

  • при корректировке бюджета не стремитесь к бесконечности — если результат недостижим, то можно сто раз корректировать бюджет, но не получить того, что хотели;
  • ни в коем случае нельзя написать на бумаге недостижимый результат и надеяться на «авось». Может, конечно, прорветесь, но вероятность невелика.

Перспективный план показывал нужный результат, а фактический отчет никак до него не дотягивал. Наблюдая за этим несколько месяцев, я поняла, что просто не верю очередному бюджету. Пришлось провести «допрос с пристрастием». Оказалось, что продажники тоже не верят и не знают, как его выполнить, и более того — изначально подают другие данные, но директор их не принимает и настаивает на увеличении плана продаж. В итоге склад растет, показатели падают. Увеличение продаж, конечно, хорошо. Но до того, как начать производить продукт, нужно четко понимать, как их увеличить и что делать, если что-то пойдет не так. Может, лучше найти оптимальный баланс «производство — продажи» и выстроить более медленную, но более надежную динамику роста. А может, устроить мозговой штурм и найти нестандартное решение, действительно сделать рывок, но только понимая как.

Поэтому будьте скептиком, никогда не верьте на слово, не соглашайтесь на притянутые за уши результаты, лишь бы согласовать бюджет. У меня в данном случае принцип «верю/не верю» работает всегда. Я добиваюсь того, чтобы продажники/закупщики/производственники убедили меня в достижимости своих планов. Иногда для этого достаточно простого арифметического расчета, одной-двух ссылок на статистику. А порой нужна очень долгая беседа на тему: «А как вы будете это делать? А это? А почему в прошлом месяце было 100 000, а в этом планируете 150 000, за счет чего?». Самое главное, чтобы все участники прекрасно понимали, что нужно каждому делать на своем месте и как. Тогда ваш бюджет будет реалистичным, а анализ точным.

Многие ошибочно полагают, что анализ исполнения бюджета покажет, что произошло по факту. Нет. Это вы поймете и без анализа. Анализ должен ответить на вопрос «почему», добивайтесь именно этого, причем до максимально элементарного уровня.

Однажды я получила анализ исполнения бюджета от своего сотрудника в виде указания размеров отклонений, правда, с более глубокой детализацией, чем предполагали статьи отчета. Буду честной, как и что делать, мы не обсуждали, система еще совсем не была выстроена, анализ проводился на усмотрение самого сотрудника в надежде на его квалификацию. Надежды мои не оправдались. И винить сотрудника нечего. Особенно если учесть, что не так давно я увидела в дипломной работе студента популярной бизнес-школы примерно такой же анализ, причем с оценкой «отлично». Моей ошибкой было то, что я нечетко поставила задачу, а стандартный институтский подход для меня оказался бесполезен. Я несколько раз возвращала работу исполнителю, задавая постоянно вопросы типа: «Я вижу, что увеличение расходов идет по статье сырье, а какое именно? Почему увеличилось? За счет роста стоимости или роста норматива? Если стоимости, то у всех ли поставщиков? Поменялись ли качественные характеристики? Как увеличение соотносится с количеством производства, не выросло ли количество брака?» и так далее в том же ключе.

Вам нужно установить правильные причинно-следственные связи, которые далеко не всегда лежат на поверхности. Обязательно учтите это, когда будете выбирать сотрудника на должность аналитика, ему понадобятся соответствующие психоэмоциональные способности помимо профессиональных.

Держите руку на пульсе ситуации в вашей отрасли. Поверьте, это здорово помогает в перспективном анализе. В начале рабочего дня (пока еще все спокойно) просматривайте информацию на отраслевых сайтах, аналитику, новости партнеров и конкурентов. Может, это и не прямая финансовая информация, но дает понимание вашего рынка, вашей отрасли и развивает интуицию.

И вот еще пара практических рекомендаций.

1. Автоматизируйте максимально расчет показателей. У вас не так много времени на их обдумывание и осмысление. В анализе исполнения бюджета скорость важна, так как он используется для мотивации и планирования последующих периодов деятельности.

2. Важны любые существенные отклонения, не только отрицательные, но и положительные. Да, я знаю, времени всегда не хватает, успеть бы разобраться с тем, что не получилось. Но то, что получилось лучше, чем обычно, — это источник для вашей оптимизации. Вы на совещаниях ломаете головы, как бы улучшить деятельность, где бы найти неиспользованные возможности. Положительные отклонения исполнения бюджета станут вам подсказкой.

По статье «Обслуживание оборудования» расходы меньше, чем планировали. В ходе анализа выясняется, что постоянный подрядчик в этом месяце не смог полноценно обслужить предприятие. Причина — начальник соответствующего отдела был в отпуске и не смог повлиять на партнера. Его заместителю пришлось срочно найти разовую замену — молодую амбициозную фирму, которая по факту обслужила оборудование быстрее и дешевле.

Ситуация банальная. Что обычно происходит дальше: вернется из отпуска начальник отдела и продолжит работать по накатанной, ну разве что пожурит партнера, в бюджет-то он вполне вписывается. «Случайная» экономия уйдет в лучшем случае до момента мониторинга поставщиков в процессе очередного мероприятия по оптимизации. Но надо «поймать» ее сейчас! А для этого нельзя пренебрегать возможностями, которые уже лежат на блюдце. Гораздо легче их просто проработать, чем придумывать с нуля.

Как раз теперь наступает момент творчества в работе финансового директора. Нужно фантазии перевести в математику. Это ситуация, когда большой массив информации будет только в помощь. Знаю, что времени нет, можно просматривать по диагонали, останавливаясь только на том, что заинтересует. Возможно, попадет на глаза то, что просто забыли и могли бы упустить.

Вот примерный список классических инструментов анализа деятельности предприятия:

  • показатели рентабельности;
  • показатели оборачиваемости;
  • показатели ликвидности;
  • горизонтальный и вертикальный анализ;
  • маржинальный анализ;
  • показатели эффективности;
  • ключевые показатели достижения целей;
  • метод подстановок;
  • гибкий бюджет;
  • факторный анализ исполнения бюджета;
  • тематический анализ.

Я не могу посоветовать перечень показателей. Они не могут быть хорошими или плохими. Они могут быть подходящими или нет. Вы себе составите свой набор, который будет удовлетворять потребностям именно вашего предприятия. Расскажу просто о том, какие показатели я считаю полезными, а какие не очень.

Для меня самыми бесполезными всегда были коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности. Да-да, именно те коэффициенты, которые все мы обязательно учим в институтах. Вот причины их бесполезности.

1. Коэффициенты «на дату» показывают ситуацию на один конкретный день. И опытные коллеги вполне могут подвести ее под любые необходимые результаты. Ведь это всего лишь день. Можно подписать акт 31-го числа, а можно и 1-го. Можно поиграть с переводом денег в рамках группы или с классификацией долгосрочных и краткосрочных активов/обязательств.

И еще я считаю очень полезными нефинансовые показатели (время обслуживания клиента, время доставки, количество звонков, время изготовления детали, количество возвратов и т. д.и т. п.). Это как раз те датчики, которые позволяют управлять предприятием на «молекулярном» уровне. Скорее всего, именно в них вы реализуете фантазии руководства предприятия. Пользуйтесь опытом коллег, придумывайте свои показатели. Их огромное множество.

2. Честно, никогда не могла найти практическое применение тому, например, что соотношение заемного капитала к собственному должно равняться 0,7. Более того, я видела многие предприятия, у которых уставный фонд сформирован в минимальном размере, установленном государством, а краткосрочные обязательства превышают его во много раз. При этом предприятия прекрасно работают на протяжении десятка лет и даже не подозревают о том, что их успешное развитие происходит в зоне «ужасного риска». Вы бы рекомендовали им увеличить собственный капитал, скажем, на 5-10-50 миллионов? Я нет. Или вот другой пример — с ликвидностью: 31-го числа на ваш расчетный счет зашла очень крупная сумма. И коэффициент абсолютной ликвидности достиг нормативного значения (о чудо!). А в начале месяца вы отправили все эти деньги по своим потребностям и на расчетном счете сумма, близкая к нулю. Так о чем нам рассказал коэффициент? Мне ни о чем. А если показатели ни о чем не говорят и непонятно, что нужно делать, то смысла в таком анализе я не вижу.

Мне очень нравятся коэффициенты эффективности. Я считаю рентабельность везде: рентабельность по предприятию, направлению, основному средству, продукту, клиенту, продажнику… Это всегда интересно. Не всегда легко выделить доходы и расходы в нужном разрезе. Закладывайте эти возможности при разработке учетной системы, максимально используйте аналитики (не зря они так называются).

Также мне нравится использовать гибкие бюджеты. Напомню, гибкий бюджет — это первоначальный бюджет, откорректированный с учетом фактического объема продукции.

Поделюсь зарисовкой с одной нашей оперативки, на которой обсуждали результаты месяца. План мы перевыполнили, начальники функциональных подразделений явно ожидали дифирамбы. Но не тут-то было. Я в своем анализе вынуждена была констатировать, что прибыль мы недополучили. Почему? Для наглядности использую цифры (схематически). Они представлены в таблице 1. Вроде бы все неплохо. Но давайте пересчитаем по объему продукции (табл. 2). Цифры показывают, что если мы смогли реализовать/произвести 650 единиц продукции, то и прибыль должны были получить значительно больше. Поэтому результат месяца по прибыли не 10 000, а -35 000. Конечно, цифры были совсем другие, но тенденции именно такие. Ответом на мои расчеты и аргументы была звенящая тишина. Моим коллегам стало «мучительно больно за бесцельно» потраченные доходы. Действительно, ситуация была очень выигрышная, но мы не смогли использовать ее на 100 процентов. Зато получили урок и в будущем старались максимально переводить сверхнормативные доходы в прибыль.

источник