Исследование подростков с помощью методики изучения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) проводилось в групповой форме. Испытуемые получали бланки ответов, специально разработанные для мальчиков и для девочек. Убедившись, что все подростки правильно поняли инструкцию, мы разрешали им приступать к заполнению бланков ответов. Обработка бланков ответов проводилась в соответствии с «ключом» к данной методике. С целью выявления половых различий в проявлении склонности к отклоняющемуся поведению, мы интерпретировали отдельно бланки ответов мальчиков и девочек.
При обработке полученных данных каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами. Мы переводили «сырые» баллы в стандартные Т-баллы, используя специальную таблицу.
При анализе полученных данных и переводе «сырых» баллов в Т-баллы мы учитывали то, что испытуемые не относились к «деликветной» популяции, это обычные среднестатистические школьники.
Обобщенный анализ изучения склонности мальчиков и девочек-подростков к отклоняющемуся поведению представлен ниже в таблицах и на диаграммах.
При распределении подростков по уровням выраженности шкал методики изучения склонности к отклоняющемуся поведению, мы исходили из того, что показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют о невыраженности данного свойства, показатели 50 — 60 Т-баллов свидетельствуют о выраженности свойства, показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности данного свойства.
Табл. 2.2.1 — Изучение склонности к отклоняющемуся поведению мальчиков-подростков (n = 30)
Рис. 2.2.1 — Изучение склонности к отклоняющемуся поведению мальчиков-подростков (n = 30)
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство мальчиков-подростков не склонны при заполнении опросника давать социально желательные ответы. Следовательно, полученные результаты диагностики можно считать достоверными.
Согласно полученным результатам, большинство мальчиков-подростков (83%) характеризуются выраженностью предрасположенности к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Для 7% мальчиков-подростков характерна чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма. Для 10% мальчиков-подростков характерны конформистские установки, склонность следовать групповым нормам и правилам.
Для большинства мальчиков-подростков (57%) характерна предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.
В то же время 63% подростков характеризуются низкой ценностью собственной жизни, склонностью к риску, выраженной потребностью в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Данная тенденция ярко выражена у 27% мальчиков-подростков.
Для 70% мальчиков-подростков характерно наличие агрессивных тенденций в поведении, причем у 23% испытуемых мужского пола эта тенденция является ярко выраженной.
Для 60% мальчиков-подростков данной выборки характерна слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Тем не мене, для 13% мальчиков-подростков характерен жесткий самоконтроль поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Для 63% мальчиков-подростков характерно наличие деликвентных тенденций, а у 27% подростков мужского пола данная тенденция является ярко выраженной.
Обобщенные результаты изучения склонности к отклоняющемуся поведению девочек-подростков представлены в таблице 2.2.2. и на рисунке 2.2.2.
Табл. 2.2.2 — Изучение склонности к отклоняющемуся поведению девочек-подростков (n = 30)
Рис. 2.2.2 — Изучение склонности к отклоняющемуся поведению девочек-подростков (n = 30)
Примечание для табл. 2.2.1 — 2.2.2, рис. 2.2.1 — 2.2.2:
- 1. Шкала установки на социально-желательные ответы
- 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
- 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
- 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
- 5. Шкала склонности к агрессии и насилию
- 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций
- 7. Шкала склонности к деликвентному поведению
- 8. Установка на исполнение социальной роли
Полученные данные свидетельствуют о том, что девочки отличаются повышенной склонностью при заполнении опросника давать социально желательные ответы (57%). Поэтому результаты ответов некоторых испытуемых можно подвергнуть сомнениям.
Согласно полученным результатам, 50% опрошенных подростков не склонны к преодолению норм и правил, т.е. отличаются средним уровнем конформности поведения. 27% девочек-подростков отличаются отсутствием нон-конформистских склонностей в поведении. И лишь для 23% девочек-подростков характерна чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма.
Для девочек-подростков данной выборки не характерна склонность к реализации аддиктивного поведения (47%) и только 30% опрошенных подростков имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Однако, такая черта свойственна в достаточной мере для 23% девочек-подростков.
Большая часть девочек-подростков не склонна к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (57%), 26% девочек характеризуются тенденцией к проявлению данного свойства, и для 17% характерна заниженная ценность собственной жизни, склонность к риску, наличие садомазохистских тенденций.
Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что склонность к агрессии и насилию не свойственна большинству девочек-подростков данной выборки (70%). Однако 17% опрошенных имеют умеренную тенденцию и лишь 13% девочек-подростков склонны решать проблемы путем насилия.
Согласно полученным данным, чуть меньше половины опрошенных подростков (43%) имеют тенденцию к ослаблению волевого контроля эмоциональной сферы, а для 40% характерно наличие высокого самоконтроля любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Для большинства опрошенных девочек-подростков характерна невыраженность склонности к деликвентному поведению, для 20% — наличие делинквентных тенденций, низкого уровня социального контроля. И лишь 7% имеют выраженную готовность к реализации делинквентного поведения.
Отдельная шкала для девочек — «Принятие женской социальной роли» свидетельствует о том, что для большинства девочек-подростков (83%) характерна тенденция к принятию принятие норм и ценностей, связанных с выполнение женской роли, 10% девочек-подростков характеризуются ярко выраженной тенденцией к принятию на себя женской роли, и лишь 7% девочек-подстроков не признают ценности выполнения женской роли, т.е. отличаются маскулинными тенденциями в поведении.
Для диагностики агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста нами была использована методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки. Исследование проводилось в групповой форме. Испытуемым были предоставлены бланки ответов, зачитывалась инструкция.
Обработка полученных данных проводилась в соответствии с «ключом». Мы подсчитывали количество совпадений по шкалам и умножали полученные «сырые» баллы на специальный коэффициент, после чего получали стандартные значения. Все бланки ответов испытуемых были обработаны, данные были занесены в таблицы первичных эмпирических данных, отдельно для мальчиков и для девочек.
Нами также были подсчитаны суммарные показатели:
- («1» + «2» + «3») : 3 = ИА — индекс агрессивности;
- («6» + «7») : 2 = ИВ — индекс враждебности.
При этом нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6-7 ± 3. Обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Результаты исследования склонности к агрессивному поведению мальчиков-подростов представлены в таблице 2.2.3 и на рисунке 2.2.3, а девочек-подростков — в таблице 2.2.4 и на рисунке 2.2.4.
Табл. 2.2.3 — Изучение склонности к агрессивному поведению мальчиков-подростков (n = 30)
источник
Подростковый период — особый период формирования личности ребёнка, порой сопряжённый с множеством психологических проблем, связанных с развитием самосознания. В этом возрасте диагностика выявляет сложности, связанные с перестройкой гормонального фона организма, психики, осознания своего «Я».
В этот период у подростка возникает девиантное поведение, которое характеризуется
- конфликтными или агрессивными поступками;
- асоциальными поступками;
- отсутствием интереса к учёбе;
- деструктивным поведением;
- появлением разного рода зависимостей.
Диагностика выявляет два вида девиантного поведения:
- связанное с наличием скрытой или явной психопатии;
- антисоциальные действия, нарушающие нормы права, культуры, социума.
Определение девиантного поведения
Конечным итогом могут стать рост заболеваемости, вовлечение в криминальную деятельность, суицид и травматизм.
Научные исследования направлены на изучение причин возникновения девиантного поведения, чтобы обозначить наиболее результативные методы помощи детям в безболезненном переходе в юношеский период.
Предметом изучения учёных является диагностика необычного поведения ребёнка. Объектом — причины, формы и механизмы развития нарушений в поведении детей.
Цель исследования — ответы на вопросы:
- Какое поведение подростков можно назвать нормальным, а какое аномальным?
- Причины ненормального поведения?
- Пути решения проблем, связанных с девиантным поведением?
Задача — выявление и диагностика аномальных состояний у подростков.
Имея врождённые задатки, ребёнок по мере роста и включения в социум становится личностью. Основная проблема её формирования в передаче знаний и опыта от одного человека к другому. С. Выготский считает, что на ребёнка действуют, в основном, общественно-исторические законы в виде сложившихся форм поведения, которые приобретаются путём сложного взаимодействия взрослых и детей.
Истоки девиантного поведения закладываются в детстве
Исследования Эльконина Д., Леонтева А., Запорожца А., поддерживая мнение С. Выготского, конкретизируют ситуации, провоцирующие появление девиантного поведения подростков:
- Когда рост ребёнка формы и методика обучения остаются прежними, в итоге ребёнок не успевает приспособиться к реальности и к личностному общению.
- У ребёнка отсутствовал «игровой период» формирования навыков для дальнейшего развития. В отроческом периоде, он старается наверстать упущенное и упускает участие в свойственной этому возрасту деятельности.
Агрессивность подростков — один из видов девиантного поведения
Другой психолог Кон С. дал определение девиантного поведения как отклоняющемуся от признанных общепринятых норм морали, культуры, права, здоровья. Дисбаланс в одной сфере влечёт нарушения в другой. И. Кон считает, что противоправное поведение подростка — это следствие нарушения его психики.
К факторам, влияющим на формирование дивиантных поступков подростка, С.Кон причисляет:
- трудности, возникающие в связи с обучением в школе;
- стрессовые ситуации вне школы;
- влияние группы или субкультуры девиантной направленности.
В результате девиантного поведения подросток теряет самоуважение, соглашаясь с мнением окружающих его людей и о нём самом и его поступках. Участвуя в группах с отклоняющимся поведением, он стремится повысить свою самооценку, которую теряет в семье и школе, путём самоутверждающих поступков, в том числе девиантных.
Исследования психолога В. Петровского объясняют такое поведение потребностью подростка быть, на его взгляд, «идеально представленным» в сознании других, но проблема в том, что личностью он может стать, только найдя своё место в социуме. Часто подросток примеряет разные роли, скрывая истинное лицо.
Эмиль Дюркгейм — основоположник девиантологии
Мухина В. считает, что основы девиантного поведения закладываются родителями в период роста ребёнка. В период тесного взаимодействия с ребёнком мать формирует потребность ребёнка в положительных эмоциях и доверии к людям.
Доверяя достижениям человечества, ребёнок осваивает их. Одновременно родители учат ребёнка сохранять свою обособленность, которая имеет важное значение для формирования индивидуальности.
В крайний вариант обособления ребёнок чувствует отчуждение себя от всего мира. Эта проблема связана с отсутствием личностной позиции, приводящей к недоверию, уходу от общения и попыткам суицида.
Обособление и присвоение являются противоположными элементами одного механизма, от которого зависит дальнейшее развитие личностных качеств ребёнка. В одних и тех же ситуациях у человека могут возникнуть, как зависть и стадность, так и сопереживание, самостоятельность.
Подростки жалуются на невнимание родителей
Поведение может быть нарушено вследствие аномалий характера, темперамента.
Психологи Личко А., Леонгард К., Шмишек С. провели исследования черт характера, которые могут стать причиной девиантного поведения. Склонность к смене настроения без видимых причин, слабоволие, поверхностные отношения, страх почти всегда у подростков приводят к дезадаптации и резкому выбросу отрицательных эмоций. Аномальный характер формируется путём закрепления негативных поступков в часто повторяющихся ситуациях.
Представителем этого направления является З. Фрейд. Он считал, что личность — это результат взаимодействия сдерживающих и побуждающих факторов.
Динамика развития личности зависит от инстинктивных действий:
- источника возникновения первоначального импульса;
- побуждения к удовлетворению;
- цели (собственно, удовлетворение);
- объект как носитель цели.
Сексуальность З. Фрейд называет основным мотивом человеческой жизнедеятельности.
- ид — инстинктивная часть, подчиняющаяся принципу получения удовольствия;
- эго опирается на осознание своего места в реальности в ходе общения с другими индивидуумами;
- суперэго противопоставляет себя эго, формируя сверхзадачу, стимулируя и сдерживая его.
Преследуя различные задачи, эго, ид и суперэго, порождают тяжёлый конфликт, справится с которым можно, только используя защитные механизмы. Личность формируется нормально, если они отлажены для поддержания равновесия между бессознательным и сознательным.
Теория личности по Фрейду предлолагает три составляющие
Исследования З. Фрейда показали, что в основе всех влечений личности лежит желание секса и смерти (либидо и тонатос), исключающие друг друга воспроизводство и разрушение.
Согласно теории ортодоксальной психологии, поведение человека закладывается в семье в ранние годы жизни, а те проблемы, которые возникают в подростковом возрасте — итог проблем раннего детства.
Причины девиантного поведения подростков по З. Фрейду:
- конфликт между желаниями эго и ограничениями суперэго;
- диссонирующие отношения между тонатосом и либидо;
- неправильно построенные защитные механизмы;
- отрицательный опыт детского возраста.
Наркомания — один из видов девиантности
Эго-психолог Анна Фрейд считает, что причины аномальных поступков кроются в особенностях эго, дающего оценку возникающим конфликтам. В отличие от З. Фрейда, она обращает внимание поведению личности вовне. Период подросткового возраста рассматривается как проблема перехода от жизни по принципу «получение удовольствия» к реальности. Так же, как З. Фрейд, она выделяла ид, эго и суперэго. Ид — это сексуальные инстинкты, имеющие определённые фазы:
- оральная фаза (стремление кусать, плевать);
- анальная (в проявлении жёсткости и стремлении к разрушению);
- фаллическая (хвастовство, власть, зазнайство);
- фазы пубертатности, предпубертатности (асоциальное поведение).
Содержание суперэго всегда зависит от авторитетности и влияет на позицию человека по отношению к морали, царящей в обществе.
Конфликты с родителями приводят к нарушению нормального поведения
Конфликт с родителями всегда влечёт опасные изменения в личности подростка. Отсутствие родителей всегда влечёт риск потери суперэго.
Инстинктивные потребности подростков удовлетворяются немедленно, а это может быть опасным. По словам А. Фрейд, все дети в этом возрасте невежливы, непослушны, упрямы. В этом состоянии подросток должен быть сдерживаться взрослыми.
Самые распространенные конфликты подростков с родителями
Желание смерти, корысть, ревность, жадность А. Фрейд называет нормальными проявлениями детского поведения. Защитными механизмами от них при взрослении являются социальная адаптация, идентификация, интроекция и подражание.
У подростков под влиянием формирующегося активного суперэго чувствует свою индивидуальность, но она настолько слаба, что ещё долгое время ребёнок нуждается в поддержке со стороны взрослых.
Эго-психолог Эриксон Э. считает, что человеческая жизнь состоит из стадий роста, наиболее важной является общение с кругом лиц, который у подростков увеличивается и меняет направление его развития. Взросление Эриксон Э. определяет, как преодоление психологических и социальных кризисов, в результате которых формируется характер.
Признаки подросткового периода
Наиболее важными понятиями, сформулированными Эриксоном Э., являются эго- и групповая идентичность. Подростковый возраст — это стадия опасности, связанная со смешением ролей. Нередко подростки стремятся выполнять ту, которая противоречит той, которую хотят родители.
Исследования известного представителя индивидуальной психологии Адлера наиболее важным в формировании личности показали социум. Вся жизнь человека подчинена достижению сознательной или бессознательной цели. Основным стимулом развития Адлер назвал стремление быть лучшим.
Роль Адлера в исследовании неправильного поведения подростков состоит в описание ситуаций, неизбежно приводящих к отсутствию интереса к жизни в обществе, развитию обособленного стиля жизни, изоляции в совокупности с чувством собственного превосходства:
- состояние, связанное с физической неполноценностью;
- отверженность;
- избалованность.
Адлер утверждает, что дети с физическими недостатками могут преодолеть трудности и их последствия с превосходными результатами.
Отверженным детям впоследствии трудно самостоятельно воспитать в себе чувство любви и со временем они становятся жестокими и холодными.
Перечень качеств девиантных подростков
Избалованные дети не уверены в своих силах, так как не применяли их для удовлетворения потребностей.
Как проявляется стресс у подростков
Задачами жизни Адлер назвал дружбу, любовь и работу. Ещё в раннем детстве человек выбирает свой жизненный путь и его сценарий, которым впоследствии только следует. У подростков этот план дорабатывается. Основной целью всегда остаётся стремление быть лучшим, без удовлетворения этой потребности и отсутствия компенсации возникает чувство неполноценности.
Основным её автором является психолог Кляйн Мелани. В основу своей теории она поместила конфликт между стремлениями к безопасности и удовольствию. Человек постоянно стремится к удовлетворению потребностей в безопасной обстановке.
Её прообраз — кормление ребёнка грудью. Этот стереотип человек проносит через всю жизнь. Кляйн М. выделяет понятия «хорошей» и «плохой» груди. Хорошая отвечает первичному стереотипу получения удовольствию, плохая — нет. Если ребёнок не может чётко отделить «хорошую» грудь от другой, возникает неприспособленность.
источник
Склонность подростков к отклоняющемуся поведению, социально-психологические мотивы и гендерные различия. Принципы проявления девиантного поведения в фазе перехода от детства к взрослости, причины возрастания уровня агрессии и склонность к конфликтам.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
1. Склонность подростков к отклоняющемуся поведению
1.1 Общие подходы к изучению гендерных различий в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Отклоняющееся поведение подростков как психолого-медико-социальная проблема
1.3 Гендерные различия проявления девиантного поведения у подростков
2. Склонность подростков к отклоняющемуся поведению в зависимости от пола
2.1 Организация исследования
2.2 Описание результатов исследования
2.3 Изучение различий между мальчиками и девочками подросткового возраста в склонности к отклоняющемуся поведению
Психологические исследования проблем поведения детей и подростков в современных условиях реформирования социальной жизни общества постепенно преобразуются из собственно академических вопросов научного познания в неотъемлемую составляющую практического освоения социальной действительности. Важными в этих обстоятельствах представляются гендерные аспекты социализации молодого поколения, поскольку, с одной стороны, они теоретически малоисследованны, а с другой стороны приобретают все большую значимость в формировании сознания и поведения современной молодежи.
Девиантное поведение подростков издавна являлось одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем, как на предметном, так и на гносеологическом уровне. Любое общество на всем пути развития человеческой цивилизации пыталось ввести правовое регулирование агрессии и насилия. Но все попытки вооружить людей способами борьбы с этими явлениями не увенчались успехом. Наоборот, в последнее время увеличивается число девиантных подростков, совершающих агрессивные действия. Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «девиации» и «девиантное поведение», уже давно стали предметом споров среди тех, кто занимается изучением этого феномена, и его профилактика и коррекция до сих пор является одной из серьезных и трудноразрешаемых проблем (Ю.М. Антонян, А. Бандура, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафунов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.).
К многочисленным трудностям подросткового периода, обусловленным кризисностью фазы перехода от детства к взрослости, сегодня добавляется нечеткость требований к исполняемым гендерным ролям. Например, от девочек дома требуют послушания, скромности и заботливости, в школе — достижении в умственной и физической деятельности, равных достижениям мальчиков, из средств массовой информации они узнают, что должны быть настойчивыми, честолюбивыми, ориентированными на себя.
Такое «уравнивание» гендерных ролей и сближение стереотипов мужественности и женственности заставляет подростка почувствовать себя бесполым и одиноким существом во враждебном и угрожающем ему мире. В этой ситуации агрессивность и отклоняющееся поведение является, прежде всего, защитным механизмом в ответ на напряжение, связанное с затрудненностью гендерной идентификации в современном мире.
В отличие от половозрастного анализа, отталкивающегося от биологической разницы мужчин и женщин, гендерный анализ позволяет, не ограничиваясь традиционными представлениями о гормональных отличиях и равном физиологическом предназначении, увидеть истоки различий в поведении между мальчиками и девочками-подростками в специфике их социализации и принятии на себя определенных гендерных ролей в обществе. Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции деформаций социализации девиантного поведения подростков, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической и реабилитационной работе с девиантными, десоциализированными подростками.
Таким образом, малоизученность проблемы гендерных различий отклоняющегося поведения подростков обусловило выбор темы данного исследования.
Целью исследования является изучение склонности подростков к отклоняющемуся поведению в зависимости от пола.
Объектом исследования является девиантное поведение подростков.
Предмет исследования — гендерные особенности проявлений девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении агрессивного и отклоняющегося поведения между мальчиками и девочками.
В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами решались следующие задачи исследования:
1. Представить основные подходы к изучению гендерных различий в отечественной и зарубежной психологии;
2. Изучить отклоняющееся поведение подростков как психолого-медико-социальную проблему;
3. Рассмотреть проблему гендерных различий проявления девинтного поведения у подростков;
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей девиантного поведения в зависимости от пола.
5. Изучить различия в проявлении девиантного и агрессивного поведения между мальчиками и девочками подросткового возраста.
Методологическая основа исследования:
· системный методологический подход к исследованию личности
· принцип детерминизма — общенаучный принцип описания и объяснения закономерной связи и обусловленности развития и функционирования объектов в процессе их взаимодействия
· теория гендерных различий, теоретически обоснованная
· психолого-педагогические исследования в области проблемы агрессии школьников
В качестве базы исследования выступило ГУО СОШ №186 г. Минска. В экспериментальном исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 13 — 14 лет, из них — 30 мальчиков и 30 девочек.
Научная новизна представленной работы состоит в социально-психологической интерпретации проблемы гендерных особенностей социализации личности и отклоняющегося поведения с междисциплинарных позиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений о гендерных особенностях проявлений отклоняющегося поведения у подростков.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования принципов, методов и технологии исследовательской модели в диагностике и коррекции проявлений девиантного поведения в подростковом возрасте.
1. Склонность подростков к отклоняющемуся поведению
1.1 Общие подходы к изучению гендерных различий в отечественной и зарубежной психологии
Половой диморфизм относится к числу фундаментальных постоянных характеристик человеческого онтогенеза, а половое разделение труда в той или иной форме существует в любом человеческом обществе. Проблема соотношения и изменения традиционных стилей жизни и психических свойств мужчин и женщин вызывает жаркие споры, причем она имеет вполне реальное практическое значение [5, c. 74].
Исследовательский интерес к проблеме гендерных различий в психологии обусловлен трансформацией патриархальных гендерных установок и стереотипов, что проявляется, в частности, в возрастающей активности женщин в тех сферах общественной жизни, которые ранее считались традиционно мужскими. Ситуация в нашей стране, пусть медленно, но все же изменяется в направлении гендерного равенства. Можно полагать, что переживание «моратория», или «социального гермафродитизма», характерно не только для подростково-юношеского возраста, но вообще отличает современного, живущего в «эпоху перемен» человека в его попытках обрести чувство тождественности, устойчивости и непрерывности гендерно-релевантного личностного опыта. Это тем более важно, что осознание гендерной принадлежности является основой субъективности человека и конституирующим элементом социальных отношений.
Гендерный подход в психологии предполагает, что различия в поведении и восприятии полов определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько социализационными механизмами, воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского [9].
Современная психологическая наука различает понятия «пол» и «гендер» (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомофизиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. Е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать [22].
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе читается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик идей позволяют сделать вывод о том, что пол не может быть выяснением различий их социальных ролей, уже существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их пола. Не биологический пол, социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам роли.
Вопреки житейским представлениям, что половая принадлежность индивида «дана» ему чисто биологически, половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность, к определенному полу, — результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Сюда входят прежде всего система дифференциации половых ролей, т.е. половое разделение труда, специфические полоролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин, и связанная с ней система стереотипов маскулинности и фемининности, т.е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины. Тем и другим определяются принятые в обществе поведения [39].
В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного) пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться (пол воспитания). Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли, всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества, культуры.
Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы — в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают.
В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.
Исключительно важным универсальным агентом половой социализации является общество сверстников как своего, так и противоположного пола. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих, гораздо более жестких, чем у взрослых, критериев маскулинности — фемининности, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под вопрос его половую идентичность и полоролевые ориентации. Особенно остро стоит эта проблема у мальчиков, у которых полоролевые нормативы и ожидания исключительно жестки и завышены. Объясняется ли это тем, что маскулинные черты традиционно ценится выше фемининных, или же общебиологической закономерностью, согласно которой на всех уровнях половой дифференциации формирование мужского начала требует больших усилий, чем женского, и что природа делает здесь больше ошибок — вопрос открытый. Сверстники также являются главным посредником в приобщении ребенка к принятой в обществе, но скрываемой от детей систем сексуального символизма. Отсутствие общения со сверстниками, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, может существенно затормозить психосексуальное развитие ребенка, оставив его неподготовленным к сложным переживаниям пубертата, когда проблема половой идентичности встает снова и с особой остротой, опять-таки в результате совместного действия биологических и социальных факторов.
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Р.Э. Маккоби и К. Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. Д., опубликованных до 1973 г. Достоверно установленных фактов оказалось даже меньше, чем принято было думать. По мнению Р.Э. Маккоби и К. Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны [12].
Напротив, мнения, что девочки «социальное» и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами, овладение которыми предполагает преодоление ранее усвоенных реакции, мужской когнитивный стиль более «аналитичен», чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда: у девочек слабо развита потребность в достижении; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие, — кажутся необоснованными.
Наконец, широкий круг вопросов остается открытым, так как данных мало или они противоречивы. Это касается: тактильной чувствительности; страха и тревожности; общего уровня активности, соревновательности, доминантности, послушности и заботливости.
Таким образом, половые различия охватывают очень широкий круг свойств и отношений. Здесь есть определенные транскультурные, даже межвидовые филогенетические константы. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре образовании, и др.).
1.2 Отклоняющееся поведение подростков как психолого-медико-социальная проблема
Проблема девиантного поведения подростков вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Однако попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по коррекции такого поведения.
Проблемы понимания, предупреждения и коррекции девиантного поведения подростков являются междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания многих наук. Особое место в исследовании и решении этих проблем, на наш взгляд, должна занимать психология и педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, способствующих как появлению, развитию, так и снижению и ликвидации девиантного поведения, совокупные психолого-педагогические и собственно школьные влияния играют ведущую роль.
Несмотря на то что девиантное поведение как явление в подростковой среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогического сообщества в целом, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны [27].
Педагогический аспект девиантного поведения школьников довольно широко отражен в научной литературе, где данная проблема рассматривается с точки зрения возрастного подхода и общественной активности школьников. Так, А.С.Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка [8]. Социально-психологический аспект анализа девиантного поведения школьников отражен в работах С.А. Бадмаева и С.А. Беличевой, которыми дается обоснованная характеристика девиантного поведения как варианта социальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления [7].
Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения учащихся разрабатывается правоведами, педагогами и психологами, что усиливает его научно-методическую и практическую значимость. В данных исследованиях дается классификация типов девиантного поведения на основе учета степени антиобщественной направленности личности школьника: правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; дети с деформированными потребностями; дети с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; дети со слабо деформированными потребностями, безвольные; дети, случайно вставшие на путь правонарушений.
Сегодняшние подростки пытаются обрести комфорт и конформность в девиации, порой откровенно демонстрируют образцы «новой» ментальности, воспринимают противоправные действия как социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения и ориентируются на него в процессе жизненного самоопределения [28].
Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [12].
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма — это совершенно здоровый человек; в педагогике — успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни — отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это — нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам [25].
Причины девиантного поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.
Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю.А. Клейберг, выделяет только три основных фактора: биологический, психологический и социальный [21].
Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).
Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. М.А. Алемаскин различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная [1]. Г.П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [11].
А.Е. Личко отмечает, что в 80-е годы XX века появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В результате дети становятся черствыми и жестокими. И, наоборот, в некоторых семьях из ребенка делают кумира, неумеренно восхваляя и поощряя его за любые успехи [24].
Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей: с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные [2].
Б.Н. Алмазов также указывает и на динамику отклоняющегося поведения подростка, вызванную его социальной дезадаптацией. Она имеет три стадии:
* компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка. Так, не имея иозможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;
* конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
* внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности — а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. В таких условиях он будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают. Способствуют появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, жестокость и насилие над детьми, монотонность окружающей среды нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений [32].
Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни [27].
1.3 Гендерные различия проявления девиантного поведения у подростков
Проблеме гендерных различий в последнее время уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин.
В создавшихся условиях проблема профилактики гендерных девиаций в поведении учащихся приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых. Наиболее продуктивные из них, выполненные в рамках социологического подхода, содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения.
Для отечественной науки и практики характерен социокультурный подход, в рамках которого при анализе гендерных девиаций в поведении личности исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические, культурные. Это дает широкий спектр факторов и позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс со множеством аспектов.
Методологический аспект исследования проблемы связан с анализом сущности и проявлений гендерных девиаций в поведении. Он является наиболее противоречивым, поскольку одни ученые рассматривают асоциальное поведение как несоответствие действий и поступков личности предъявляемым к ней социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам. Другие трактуют асоциальное поведение как отступление от существующих правовых норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора. Третьи выделяют в асоциальном поведении трудно различимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его и как нарушение нравственных норм и этических обязанностей, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганство), но без привлечения школьника к уголовной ответственности. Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения школьников, многочисленные исследователи выделяют психобиологические, определяющие развитие психики индивида (индивидуально-психологические особенности формирования характера ребенка, его эмоционально-волевая и мотивационная сферы) и социально-педагогические (семья, ближайшее окружение).
Медицинский (психобиологический) аспект проблемы гендерных девиаций в поведении школьников нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.
Значимым направлением в гендерных исследованиях отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, что в условиях современного общества приобретает особую актуальность.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся. К гендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций [33].
Наличие отчетливых нарушений образа Я в возрасте около одиннадцати лет, выявленное в исследовании R. Simmons et al. (1975), согласуется с данными D.Offer (1974), который изучал подростков более старшего возраста (четырнадцать — восемнадцать лет), но отмечал, что, по свидетельству как самих молодых людей, так и их родителей, пик «смятения» приходится на период от одиннадцати до четырнадцати лет. R.M. Osenberg (1965), S. Coopersmith (1967), J.G. Bachman (1970) ставили развитие образа Я в тесную взаимосвязь с социальными взаимодействиями индивида [27].
Новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка, прежде всего — это повышенные требования к нему со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди сверстников, — все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и сравнению себя с другими (Л.И. Божович, 1995). При этом часто возникают агрессивные реакции, особенно выраженные у девиантных подростков, которые нередко приводят к криминализации их личности и поведения. В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию противоправного поведения среди несовершеннолетних и тенденция «омоложения» преступников. В целом переходный возраст, как считает К.Нильсон (1982), является наиболее благоприятным для преступности. Но как показывают результаты исследований авторитетных ученых, причинами девиантного поведения подростков — мальчиков и девочек — являются не только возрастные изменения. При этом девиантное поведение подростков выглядит неодинаковой у мальчиков и девочек. Это дает нам возможность рассматривать девиантное поведение подростков в своей совокупности в качестве их индивидуальной характеристики, своеобразной гаммы вариантов развития учащихся этого возраста: от конфликтного с ярко выраженными трудностями в поведении у девиантных асоциальных подростков, через целый ряд промежуточных форм, до относительно спокойного протекания у «нормативных» школьников.
Проявление различных форм агрессии в подростковом возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должна стать психокоррекциоиная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности» [40].
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории»; как стремление к господству; реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность. Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама но себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа; первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденции. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник А. Басса-А. Дарки [30].
Данная глава посвящена теоретическому анализу проблемы склонности подростков к отклоняющемуся поведению в зависимости от пола. Различают девиантное поведение в широком и узком смысле.
Психологическая наука в целом, оставляя возможность отдельному исследователю в рамках своей специальной темы абстрагироваться от половой принадлежности, образования и содержания деятельности своих испытуемых и т.п., не может полностью игнорировать такое фундаментальное биосоциальное свойство, как пол.
Идеалы маскулинности и фемининности сегодня, как никогда, противоречивы. Во-первых, традиционные черты в них переплетаются с современными. Во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. В-третьих, и это особенно важно, они отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения. Согласно идеалу «вечной женственности», женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой, но в то же пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядро мужского понимания женственности. Но в женском самосознании появились также новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных, женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, т.е. обладать некоторыми свойствами, которые раньше составляли монополию мужчин
Исследования последних лет показали, что девиантные проявления у подростков, в подавляющем числе случаев связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. Роль индивидуальных и фенотипических факторов на ранних стадиях развития личности доминирует, но на более поздних стадиях, начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности, в том числе гендерные.
В широком смысле — это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся.
2. Склонность подростков к отклоняющемуся поведению в зависимости от пола
2.1 Организация исследования
При планировании данного исследования нами была выдвинута гипотеза, согласно которой существуют различия в проявлении склонности к отклоняющемуся поведению между мальчиками и девочками-подростками.
Для проверки данной гипотезы нами было организовано и проведено данное эмпирическое исследование. В качестве базы исследования выступило ГУО СОШ №186 г. Минска. В экспериментальном исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 13 — 14 лет, из них — 30 мальчиков и 30 девочек.
При проведении психодиагностического обследования подростков с целью выявления их склонности к различным формам девиантного и агрессивного поведения мы использовали следующие методики:
· Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орла;
· Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого)
Представим описание данного психодиагностического инструментария.
Для изучения склонности мальчиков и девочек-подростков к отклоняющемуся поведению была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орла, которая является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Опросник имеет два варианта, ориентированных на женскую и мужскую части подростковой популяции, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом. Данный опросник предоставляет возможность коррекции полученных результатов с учетом фактора социальной желательности. Опросник предназначен для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Описание шкал и их интерпретация:
1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70 — 89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.
2. Шкала склонности к преодолению норм и правил
Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50 — 60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60 — 70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50 — 70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Результаты, находящиеся в диапазоне 50 — 70 Т-баллов свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию
Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50 — 60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60 — 70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Показатели, лежащие в пределах 60 — 70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению
Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации делинквентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «делинквентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации делинквентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
8. Принятие женской социальной роли
Шкала предназначена для измерения степени принятия испытуемой женской социальной роли. Результаты в диапазоне 50 — 60 Т-баллов свидетельствуют об адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли, о возможности реализовать как специфически женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы, о нежёсткой ориентации на специфически женские ценности. Результаты свыше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности (предрасположенности) к реализации традиционно женских форм поло-ролевого поведения, о неприятии открытой агрессии как способа достижения жизненных целей, о преобладании в системе ценностей традиционно женских ценностей, об ориентации на традиционное поло-ролевое разделение труда. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о неприятии женской социальной роли, о готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей, об относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии.
Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы.
С целью определения уровня деструктивных тенденций поведения мальчиков и девочек-подростков была использована методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [30].
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «. реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. » [30]. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки представляет собой опросник, состоящий из 75-и вопросов, на которые испытуемые отвечают «да» — «+» / «нет» — «-». Оценка результатов производится по восьми шкалам.
Физическая агрессия (к = 11): «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» — № 9,17,41.
Косвенная агрессия (К = 13): «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» — № 10, 26, 49.
Раздражение (К = 9): «да» — № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» — № 11, 35, 69.
Негативизм (К = 20): «да» — № 4, 12, 20, 23, 36.
Обида (К = 13): «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» — № 44.
Подозрительность (К = 11): «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» — № 65, 70.
Вербальная агрессия (К = 8): «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» — № 39, 74, 75.
Угрызения совести, чувство вины (К = 11): «да» — № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
При обработке за каждый ответ, совпавший с ключом дается 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале умножается на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволяет получить удобные для сопоставления (нормированные) показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА — индекс агрессивности;
(«6» + «7») : 2 = ИВ — индекс враждебности.
2.2 Описание результатов исследования
Исследование подростков с помощью методики изучения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) проводилось в групповой форме. Испытуемые получали бланки ответов, специально разработанные для мальчиков и для девочек. Убедившись, что все подростки правильно поняли инструкцию, мы разрешали им приступать к заполнению бланков ответов. Обработка бланков ответов проводилась в соответствии с «ключом» к данной методике. С целью выявления половых различий в проявлении склонности к отклоняющемуся поведению, мы интерпретировали отдельно бланки ответов мальчиков и девочек.
Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.
дипломная работа [373,3 K], добавлен 15.11.2008
Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.
курсовая работа [75,8 K], добавлен 30.11.2016
Рассмотрение понятия, причин развития и форм девиантного поведения подростков. Диагностика склонности старших подростков к отклоняющемуся поведению. Особенности проведения тренинговых занятий как профилактики асоциального поведения старшеклассников.
дипломная работа [2,0 M], добавлен 14.12.2011
Психологические особенности подросткового возраста. Понятие и причины девиантного поведения подростков. Исследование особенностей влияния нарушений детско-родительских отношений на поведение подростков. Понятие и причины девиантного поведения подростков.
курсовая работа [113,5 K], добавлен 04.07.2012
Изучение социально-психологического аспекта проявлений агрессивного поведения. Характеристика типов девиантного поведения и причин их возникновения. Анализ условий и факторов, детерминирующих агрессию у подростков, занимающихся творческой деятельностью.
курсовая работа [488,3 K], добавлен 07.12.2011
Понятие и причины девиантного поведения подростков, его виды и формы. Изучение системы социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению на примере Городского центра «Дети улиц». Оптимизации систем профилактики девиантного поведения.
дипломная работа [177,6 K], добавлен 08.06.2014
Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Причины возникновения отклоняющегося поведения подростков. Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.
курсовая работа [74,0 K], добавлен 08.02.2011
Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.
курсовая работа [38,0 K], добавлен 24.05.2014
Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.
курсовая работа [3,2 M], добавлен 19.09.2012
Понятие девиантного поведения, его класификация и причины возникновения. Психологические особенности подростков, воспитывающихся в приюте. Исследования критериев склонности к девиантному поведению у мальчиков и девочек, воспитывающихся в приюте.
курсовая работа [483,6 K], добавлен 12.12.2009
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
источник