Меню Рубрики

Как провести анализ по опроснику

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Все вопросы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из набора вариантов, приводимых в анкете. Открытые вопросы не содержат подсказок и рассчитаны на получение нестандартных ответов.

Различают следующие виды закрытых вопросов:

«Да — нет» (иногда + «не знаю»). Предлагается сделать выбор из двух (трех) ответов. Например, в данной работе был использован вопрос

Альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько. Например,

«Как Вы относитесь к скутерам?»

а ) хорошо, т.к. не нужно прав

  • б) плохо, т.к. опасный вид транспорта
  • в) плохо, т.к. товар новинка и не уверен(а) в его безопасности

Ранжирующие вопросы. Ранжирование объектов сравнения на базе субъективно ощущаемых преимуществ. Например,

«Какой вид транспорта Вам нравится больше всего?» Присвойте каждому виду ранг(1-высший).

  • б) такси
  • в) маршрутное такси
  • г) автомобиль
  • д) скутер
  • а) вопрос со шкалой важности. Необходимо оценить важность для потребителя той или иной характеристики товара по предлагаемой шкале значимости;
  • б) вопрос со шкалой Лайкерта. Следует указать степень согласия/несогласия с определенным утверждением;
  • в) вопрос со шкалой оценок. Предлагается оценить товар по представленной шкале;
  • г) семантический дифференциал. Необходимо выбрать точку (балл) по шкале между двумя противоположными понятиями.

Открытые вопросы в данной анкете не использовались, т.к. обработка ответов на открытые вопросы представляется более сложной.

Анкета состоит из следующих частей:

вводная часть. В данной части указывается, кто производит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению. Обязательно указывается на анонимность ответов.

блок основных вопросов, направленных на решение поставленной задачи по изучению поведения потребителей.

блок вопросов, направленных на изучение характеристик респондентов.

После сбора заполненных анкет приступим к их анализу, который проводиться в несколько этапов.

На первом этапе сортируются анкеты: удаляются частично и неверно заполненные.

На втором этапе результаты анкетирования сводятся во вспомогательную таблицу.

В ячейки таблицы представленной в заносится вариант ответа каждого опрашиваемого на каждый вопрос. Далее анализируем результаты анкетирования всех потребителей без учета их характеристик. Для этого можно составить еще одну вспомогательную таблицу.

Результаты ответов на второй вопрос «Часто ли Вы пользуетесь общественным транспортом?» как видно из рис. 3.1, расположились следующим образом: 80% — «Да» и 20% — «Нет».

Рисунок 3.1. Структура ответа на второй вопрос анкеты

Из ответов на третий вопрос видно — поры года не влияет на проезд в общественном транспорте.

Из 20 опрошенных человек 7 имеют автомобиль, а 13 — нет. Или у 35% опрошенных людей есть машина, а у 65% ее нет.

Результаты представлены в рис. 3.2.

Рисунок 3.2. Структура ответа на вопрос «Есть ли у Вас автомобиль?»

Анализ ответов на вопросы «Какой марке автомобиля Вы доверяете?» и «Был ли у Вас автомобиль?» представим на рис. 3.3.

Рисунок 3.3. Структура ответов на вопросы «Какой марке автомобиля Вы доверяете?» и «Был ли у Вас автомобиль?»

Данные рис.3.3. показывают, что из 20 опрошенных человек, почти половина людей имеющих автомобиль (45,4%) доверяют марке Mercedes Benz. Показатель надежности машины Mercedes Benz характерен и для людей не имеющих автомобиль — 33,4%.

На втором месте у людей, имеющих автомобиль, находится марка машин Toyota и BMW: 27,3% соответственно, однако, этот показатель значительно отличается среди опрошенных, не имеющих автомобиль: предпочтение (44,4%) отдается машинам марке Toyota и лишь 11,1% марке BMW.

Самым не надежным транспортом, из опрошенных автомобилистов, имеющих автомобиль, является марка Audi, где процент надежности составляет 0%. Ошибочное мнение людей, не имеющих автомобиль по показателю надежности Audi составило 10%.

В целом, можно сделать вывод, что самой надежной маркой автомобиля по технико-эксплуатационным характеристикам является марка Mercedes Benz.

Проанализировать ответы в разрезе фактора «пол» можно с помощью рис.3.4.

Рисунок 3.4. Структура ответов на вопросы «Ваш пол?» и «Что Вы больше предпочитаете?»

Согласно выше представленного рисунка можно отметить, что мнение мужского и женского пола, по предпочтительности транспорта значительно отличается друг от друга. 50% женщин используют автомобиль в целях передвижения, в то время как 50 % из опрошенных мужчин предпочитают общественный транспорт. Такая же картина вырисовывается по использованию общественного транспорта: 41,7% женщин предпочитают общественный транспорт и 37,5% опрошенных мужчин — автомобиль.

Мнения близки к единству только по использованию скутера: мужчины — 12,5% и женщины — 8,3%.

Проанализировать ответы на вопросы «Ездили Вы когда-нибудь на скутере?» и «Как Вы относитесь к скутерам?» можно при помощи рис.3.5.

Рисунок 3.5. Структура ответов на вопросы «Ездили Вы когда-нибудь на скутере?» и «Как Вы относитесь к скутерам?»

Анализируя рис. 3.5. можно сказать, что из опрошенных, ездивших на скутере ?, т.е 25% хорошо относятся к скутерам, отмечая один из положительных моментов возможность кататься на нем без прав. Однако, 100% опрошенных не катавшихся на скутере, дают отрицательную оценку, характеризуя его как опасный вид транспорта.

После выше представленных рисунков произведем расчет оценки согласованности мнений. Установим достоверность оценок группы экспертов с помощью коэффициента конкордации на основе установленных ими коэффициентов значимости. Оценки экспертов приведены в табл. 3.3.

источник

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

источник

Анкетирование было проведено на базе гимназии № 10 г. Мурманска. В качестве респондентов были выбраны учащиеся 11«а» и 11«б» классов (10 юношей и 25 девушек). Им была представлена анкета и дана установка на выполнение инструкций указанных в анкете.

Исходя из ответов на первый вопрос, старшим школьникам в процессе обучения в школе больше всего нравится:

1) «общение с друзьями» — 40 % ответов

2) «узнавание нового» — 31,5 % ответов

3) «сам процесс учения» — 13 % ответов

4) «общественная работа» — 8 % ответов

5) «самостоятельная работа» — 5 % ответов

6) «получение оценок» — 2,5 % ответов

Проанализировав эту информацию можно сделать несколько выводов:

— возможность общения со сверстниками является одним из самых важных факторов возникновения интереса к учебной деятельности в школе вообще и к учебным предметам в частности;

— процесс самостоятельной работы, судя по полученным данным, не вызывает большого интереса у старшеклассников. В то же время, интерес к этому виду обучения и способу узнавания нового может помочь старшеклассникам при переходе на следующую стадию обучения: получение высшего профессионального образования, т.к. самообразование является основным видом учебной деятельности в вузах;

— процесс получения оценок как таковой, не является интересным для старшеклассника, он должен сопровождаться получением интересной и новой для ученика информации («узнавание нового» — 31,5 %).

Второй вопрос был необходим для того, чтобы выявить интересные и неинтересные предметы учащихся одиннадцатых классов, а так же их оценки по этим предметам. Среди интересных предметов самое большее количество выборов получила История (24 %), далее Биология (20 %), за ней Математика (12 %), Химия (8 %), Основы безопасности жизнедеятельности (7,5 %), Русский язык (7,5 %), Физика (6 %), Обществознание (6 %), Физическая культура, Английский язык и Литература (3 %).

Среди оценок по интересным предметам указанных респондентами преобладают «4» и «5», но очень часто встречаются и оценка «3».

В списке неинтересных предметов первое место занимает ОБЖ (27 %), следующий предмет Химия (23 %), далее Физика (16 %), Английский язык (14%), Физическая культура (9 %), Математика (9 %), Биология (2 %).

Соотношение «положительных» и «отрицательных» оценок по неинтересным для респондентов предметам равное, с одинаковой частотой в ответах встречаются как «4», «5», так и «3». Так же несколько раз указаны «неудовлетворительные» оценки.

Третий вопрос выявляет причину, по которой учащемуся интересен или неинтересен тот или иной школьный предмет.

При выборе причин, по которым старшеклассникам интересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали варианты ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией») — 39 % от общего количества ответов, и «А» («учитель хорошо преподает этот предмет») — 36 % ответов. Намного меньше количество выборов вариантов «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») — 17% и «В» («это легкий предмет») — 8 %. На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет связан с интересной мне профессией»), говорит о том, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Он интересуется именно теми школьными предметами, изучение которых поможет ему в освоении определенной профессии. Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 такими предметами являются: Биология, Математика, Физика. Чуть меньшее число человек указало Русский и Английский языки.

— треть от общего количества ответов составляет вариант ответа «А» («учитель хорошо преподает этот предмет»). Это может говорить о большом влиянии мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика. Интересный и хорошо «поданный» ученикам материал может заставить их заинтересоваться предметом, не относящимся к выбранной учащимся старших классов своей будущей профессии или, например, повлиять на формирование определенного профессионального интереса.

— факт простого «расширения кругозора» с помощью знаний по определенному предмету не является сильным фактором для развития познавательного интереса у ученика. Вариант ответа «Г» («знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны») чаще всего соотносили с такими предметами, как История и Биология.

— вариант ответа «В» («это легкий предмет») выбирали всего несколько раз, и только по отношению к предмету ОБЖ. Что говорит о его низкой сложности в сравнении с другими школьными предметами.

При выборе причин, по которым старшеклассникам неинтересен определенный школьный предмет, они чаще всего указывали вариант ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией») — 47 % от общего количества ответов. Кроме того, равное количество раз были указаны варианты ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет») — 30 %, и «А» («учитель плохо преподает этот предмет») — 23 %.

На основе результатов можно сделать несколько выводов:

— большое количество выборов варианта ответа «Б» («предмет не связан с интересной мне профессией»), еще раз подтверждает, что в формировании познавательного интереса в старших классах большую роль играет профессиональная ориентация ученика. Старшекласснику становятся интересны предметы, которые могут помочь ему получить нужную профессию. Остальные же он может в определенной степени проигнорировать (например, плохо готовится к занятиям, пропускать уроки и т.д.). Для большинства учащихся 11 «а» и «б» классов Гимназии №10 предметами, неинтересными потому — что они не относятся к выбранной ими профессии, являются: Основы безопасности жизнедеятельности, Литература, Математика.

— достаточно много выборов варианта ответа «В» («потому что для меня это сложный предмет»). Больше всего эту причину указывали по отношению к таким предметам, как Химия и Физика. Материал по этим предметам, который изучают в старших классах, действительно является сложным, так как в нем большое количество математических расчетов, формул, сложных закономерностей и понятий.

— несколько меньшее количество ответов составляет вариант ответа «А» («учитель плохо преподает этот предмет»). Если учесть большое влияние мастерства педагога на появление познавательного интереса у ученика, то можно сделать вывод, что неинтересный и плохо «поданный» ученикам материал может исключить появление познавательного интереса.

Как видно из результатов анкетирования, одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. То есть профессиональная ориентация старшеклассника, выбор собственного жизненного пути ведет за собой появление познавательного интереса. Необходимые для старшеклассника в будущем знания усваиваются и понимаются им лучше. Из-за этого возрастет и его успеваемость по определенным школьным предметам. В противном случае по окончании 11 класса ученик не будет обладать знаниями, которые позволят ему быть конкурентоспособным при переходе на следующую ступень образования. Он даже, возможно, будет не так успешен как его сверстники и в уже более взрослом возрасте, освоив интересную ему профессию.

Методом изучения интересов старших школьников и их влияния на результаты обучения в данном исследовании является анкетирование: оно позволяет за короткие сроки опросить большое количество респондентов и выявить массовое какое — либо массовое явление или закономерность.

Для данного исследования была составлена анкета из трех вопросов: одного не основного и двух основных. Составленная анкета выявляет как наличие интереса к определенному школьному предмету, так и его отсутствие у учащегося старших классов, его оценку по этим предметам. Определяет причину, по которой эти предметы интересным (или неинтересными) для него. Эти данные позволили нам выявить зависимость результата обучения от познавательных интересов ученика.

Одним из главных критериев, по которым учащиеся старших классов определяют нравиться ему им какой — либо предмет или нет, является связь этого предмета с определенной профессией. Интересы должны быть вовлечены в систему жизненных целей и планов личности. Кроме того, должна присутствовать связь знаний с практикой, которая понятна ученикам, с насущными вопросами повседневной жизни, окружающей средой, «злобой дня», важными жизненными перспективами

Читайте также:  Как делать анализ на английском

источник

Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования. Эти исследования позволяют получить точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Как правило, количественные исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования).

Наиболее распространенным методом количественного исследова­ния является опрос, а наиболее распространенным видом опроса – анкетирование. Менее распространенным является интервью

Опрос — метод сбора первичной информации, предусматриваю­щий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему иссле­дования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку по­лученных ответов. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, ин­тересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отно­шений, семейной жизни.

Качество данных, полученных в процессе иссле­дования, в значительной мере зависит от качества применяемых ме­тодик опроса. В целом, информация, полученная с помо­щью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью.

Специфика опроса заключается в следующем:

— при опросе информацию дает непосредственно носитель изучае­мой проблемы или участник изучаемых событий;

— опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отра­жаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

— опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

— опрос может быть использован при изучении самых разных сфер;

— опрос позволяет в сжатые сроки выяснить мнение больших групп людей;

— при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

— вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Основные этапы подготовки и проведения опроса:

Этап 1. Формулировка целей и задач опроса, определение пробле­мы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, а также исходных понятий.

Этап 2. Обоснование выборки: определение генеральной и выбо­рочной совокупности.

Этап 3. Обоснование опросного листа: содержательное представ­ление проблемы исследования в формулировках вопросов; обоснова­ние вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокуп­ности людей как источника искомой информации; стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; обеспечение условий для обработки результатов исследова­ния на компьютере; обоснование сроков опроса, тиражирование до­кументов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервью­еров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.

В социологических исследованиях используются различные виды опросов.

По формам контакта исследователя и респондента выделяют такие опросы как:

— опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

Выделяются так же:

— опрос по мес­ту жительства,

В самом общем плане опрос сводится к двум видам: 1) анкетирование (опосредованный, письменный опрос) и 2) интервью (непосредствен­ный, устный опрос).

Анкетирование — письменный опрос, особенностью которо­го является использование анкеты, заполняемой респондентом.

Анкета (или опросный лист) заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть предельно понятной.

Структура анкеты включает не­сколько элементов: титульный лист, вводную, основную и заключи­тельную части.

Во вводной части указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводятся правила заполнения анкеты, определяется способ ее возврата.

Основная часть содержит:

а) «контактные» вопро­сы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес респон­дента;

б) основные вопросы, содержание которых полностью опреде­ляется целями и задачами исследования;

в) заключительные вопросы — менее сложные, снимающие напряжение.

В заключительной части («паспортичке») выясняются социально-демографи­ческие характеристики — пол, возраст, семейное положение, статус и пр. В заключение выражается благодарность за участие в опросе.

Анкета не должна быть очень длинной, время ее заполнения — не более 45 минут.

Недостатки ан­кетного опроса: отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов, контроль исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента. Его достоинства — минимум влияния анкетера на ре­спондента, оперативность и экономичность.

Выделяют анкетирование раздаточное, почтовое, прессовое .

Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук исследова­теля. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такой оп­рос может быть индивидуальным и групповым.

Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассыл­ки. Для увеличения процента возврата анкет в конверт вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, сувенирные открытки и т.д.

Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором ан­кеты публикуются в печати.

Интервью — вид опроса, основанный на непосредственном соци ально-психологическом взаимодействии исследователя и респондента в соответствии с поставленной целью. Интервью используется не только для получения информации, но и для воздействия на респондента.

Преимущества интервью: позволяет получить информацию о мне­ниях, мотивах, представлениях респондента; дает возможность сле­дить за тем, насколько респондент искренне отвечает на вопрос; обес­печивает максимальную полноту реализации вопросника благодаря личному контакту интервьюера с респондентом.

К недостаткам метода относятся: значительные временные затра­ты; не всегда располагающая к откровенности обстановка; трудность подготовки интервьюеров.

Длится интервью в среднем от 10 минут до 1,5 часа, структура его напоминает структуру анкеты.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера раз­личают интервью свободное, формализованное и фокусированное.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного оп­росника или плана беседы; уместно на стадии уточнения проблемы исследования. При формализованном (стандартизированном) интер­вью (самый распространенный вид) общение респондента и интер­вьюера строго регламентировано детально разработанным вопросни­ком и инструкцией для интервьюера.

В практике социологических исследований используются полуформализованные интервью в специальном помещении, которые называются холл-тесты. При этом, как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Респондент и интервьюер садятся за столик, и интервью проходит в режиме структурированной беседы.

Необходимость холл-теста вызвана одной из нескольких причин:

— тестирование громоздких образцов, которые неудобно носить по квартирам или нет уверенности, что в квартире найдется возможность провести интервью в нормальных условиях;

— тестирование ограничено количеством образцов;

— использование спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала;

— интервью проводится в местах скопления потенциальных респондентов, но оно сложное и не подходящее для разговора «на ногах».

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартиза­цией и предполагает сбор информации по поводу конкретной ситуа­ции, явления.

Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные его достоинства — оперативность и низкая стои­мость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью — 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными.

Для стимулирования процесса интервью используют специальные приемы:

— повторение основного вопроса;

— указание на противоречие в ответах;

— повторение последних слов респондента;

— уточнение путем непра­вильного повторения ответа;

— требование добавочной информации.

При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты.

Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респон­денту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.

Вопросы классифицируются по ряду оснований: содержанию (о фак­тах сознания, о фактах поведения, о личности респондента); форме (пря­мые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые); функциям (ос­новные и неосновные, фильтрующие, контрольные, контактные).

Вопросы о фактах сознания позволяют составить представление о мнениях, пожеланиях, ожиданиях людей и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности. Вопросы о личности — возраст, пол и т.д. — образуют «паспортичку».

Закрытые вопросы предлагают респонденту набор вариантов воз­можных ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да — нет», альтернативные и неальтернативные. Альтернативный во­прос предполагает выбор только одного варианта ответа, неальтерна­тивный допускает выбор респондентом нескольких вариантов ответа.

Полузакрытые вопросы — позволяют респонденту самому допол­нить варианты ответов на поставленный вопрос. Открытые вопросы не содержат никаких вариантов ответа, и респондент выражает свое мнение в свободной форме.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого объекта, неосновные — на проверку искренности ответов (контрольные вопросы) и выявление компетентности респондента (во­просы-фильтры). Серия косвенных вопросов уточняет информацию.

Требования к составлению вопросов анкеты:

— вопросы не должны содержать явных и неявных подсказок;

— смысл вопроса должен быть однозначен для всех респондентов и интервьюеров;

— вопросы не должны содержать неясные для респондента терми­ны и понятия;

— при формулировке оценочных вопросов следует следить за сба­лансированностью положительных и отрицательных суждений;

— если вопрос сложный, то после его формулировки требуется ин­струкция;

— все вопросы должны соответствовать исследовательской задаче;

— анкета должна соответствовать возможностям респондента как источника информации.

Операция контроля и апробации анкеты состоит из трех этапов:

1) ло­гического контроля за соответствием вопросов анкеты критериям качест­ва;

2) выяснения соответствия анкеты методическим требованиям;

3) ап­робации анкеты (проведение пилотажного исследования).

Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается.

Сегодня для проведения опросов все активнее ис­пользуются Интернет и электронная почта. Процесс взаимодействия исследователя и респондента через Интернет имеет свои особеннос­ти. Он приобретает характер взаимной выгоды, развивает у респон­дента познавательный (когнитивный) интерес, формирует чувство общности с другими, повышает индивидуальную значимость благодаря осознанию своей причастности к науке, создает эффект личного воздействия человека на социальные процессы. В методике интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт исследователя с рес­пондентом, что способствует созданию совершенно иной коммуника­тивной ситуации, которая позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности получаемых ответов.

К числу распространенных количественных методов относится контент-анализ. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под контентом имеется в виду содержание документа, а под документом понимается не только официальный текст, но любое написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией — сообщением. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии и т.д.

Контент-анализ дополняет традиционный (классический) метод качественного анализа документов, предполагающий логические операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документах. Основной недостаток традиционного метода анализа — возможность субъективной интерпретации материала. Преодолевается он с помощью формализованного метода — контент-анализа, позволяющего перевести качественную информацию в количественные показатели с последующей статистической обработкой. К контент-анализу прибегают тогда, когда требуется высокая степень точности; имеется большой объем несистематизированного материала; необходима суммарная оценка материала. В каждом конкретном случае разрабатывается специальная методика, позволяющая по ряду материалов судить о том, что стоит за их содержанием.

На основании информации, полученной из текста, исследователь делает вывод, в какой мере она отражает реальность.

В современной науке общепризнаны два вида контент-анализа:

1. Количественный, обращающийся в первую очередь к частоте появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания.

2. Качественный, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

Все методики контент-анализа сводятся к ответам на следующие вопросы:

— Что в сообщениях есть? (что предлагается общественному мнению и с какой частотой);

— Что из этого важно для коммуникатора? (в каком контексте подается и в каком порядке по степени важности);

— Что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным? (с какой точки зрения подается и в каком свете);

— Что с чем соотносится и как? (в какой логической структуре существует)

Процедура контент-анализа состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Определение проблемы, цели, задачи, объекта и предмета исследования. Разрабатывается программа исследования, формируется репрезентативная выборка, отбираются необходимые документы. При определении надежности документа необходимо четко определить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор.

Этап 2. Выделение в текстовой информации категории анализа — его смысловой единицы

В качестве смысловых единиц анализа могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; имена бизнесменов, политиков, наименования компаний и т.д.; общественные события, факты, случаи и т.д.

Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования и могут не совпадать с единицами счета.

Единица счета — это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность встречаемости в тексте той или иной смысловой единицы (число строк, абзацев, знаков, колонок, длительность звучания, метраж пленки и т.д.).

Этап 3. Процедурный подсчет употребления категории анализа.

Подсчет производится несколькими способами: подсчитывается количество либо упоминаний каждого слова, либо предложений/абзацев, содержащих искомые слова, либо материалов, где встретилось хотя бы одно искомое слово. Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помощи специальных кодировальных матриц. Обоснованность разработанной методики можно проверить с помощью экспертов, путем получения аналогичных данных другими методами или повторным кодированием тех же документов по единой инструкции.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Преимущества контент-анализа: обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации, позволяет избежать влияния исследователя на изучаемый объект, а также исследовать проблемы прошлых лет. Основной недостаток метода — громоздкость процедур и техники проведения исследования.

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем непо­средственного восприятия (визуального, слухового) и регистрации значимых процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.

Главное преимущество наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основывают­ся на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Та­ким образом, наблюдение, во-первых, дает более достоверные данные о действиях людей в определенных ситуациях, во-вторых, эти данные можно собирать независимо от желания членов исследуемой группы.

Для метода наблюдения характерны три особенности:

— неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, накладывающая отпечаток на интерпретацию исследователем наблюдаемых явлений;

— восприятие событий наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;

— наблюдение сложно повторить, так как социальные процессы подвергаются воздействию различных факторов.

Наблюдение служит достижению различных целей. Оно может быть и источником построения гипотез, и методом проверки резуль­татов других данных, и «поставщиком» дополнительных сведений об изучаемом объекте.

Наблюдение применяется в разведывательных, аналитических, экс­периментальных исследованиях, причем часто как вспомогательный метод сбора информации. Оно редко носит массовый характер и явля­ется одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.

Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюде­ния. Первые связаны с тем, что не все факты поддаются наблюдению, а те, что поддаются, ограничены во времени. Субъективные недостатки обусловлены личностными, профессиональными качествами наблюда­теля, который может по-разному истолковывать наблюдаемые явления.

Важнейшим документом наблюдения является программа, она и определяет его этапы. Их пять.

Этапы наблюдения:

1) формулирование целей и задач исследова­ния;

2) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;

3) выбор способа наблюдения;

4) выбор способа регистрации наблюдаемого объекта;

5) обработка и интерпретация полученной информации.

В программе конкретизируется перечень значимых элементов на­блюдения. К ним относятся:

— наблюдаемые — отдельные люди в различных ситуациях, малые группы, общности;

— обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации;

— поведение — на кого (на что) направлена деятельность, психоло­гическая атмосфера в группе;

— частота и продолжительность — уникальность или типичность ситуации.

Наблюдение классифицируется по различным признакам. По месту проведения различают полевое и лабораторное наблюде­ние.

Полевое наблюдение происходит в естественных условиях (напри­мер, наблюдение за покупателями в магазине), лабораторное — в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограничено, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя скованно.

В зависимости от регулярности наблюдение носит систематический или случайный характер. Систематическое наблюдение планируется и осуществляется в течение определенного периода, несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.

В соответствии с положением исследователя наблюдения делятся на включенные и невключенные. При включенном наблюдении иссле­дователь непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, в изуча­емую среду и изнутри характеризует процессы и явления. При «пол­ном включении» исследователь работает как член изучаемого коллектива.

Невключенное наблюдение предполагает изучение объекта исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты.

И включенное, и невключенное наблюдение может проводиться как явно, так и скрыто, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. При использовании скрытого наблюдения остро встают проблемы этического характера. Есть и проблема надежности данных наблюдения.

Пример. Организация наблюдения за телеинформацией.

Для непосредственного наблюдения за телепередачей необходимо подготовиться заранее. Необходимо выделить критерии, единицы наблюдения, которые нужно фиксировать в записной книжке. Рекомендуется заранее создать таблицу, в которую надо будет вносить название телеканала, название передачи, дату выхода в эфир, единицы наблюдения.

Название канала Название передачи Дата выхода Единица в эфир измерения Жанр телесюжета
РОССИЯ Вести 01.10.2013. Репортаж Заметка Отчет

Основные теории массовой коммуникации.

Понятие «массовая коммуникация появляется в 1920-х годах в США как обобщение, в основном, опыта работы прессы в условиях рыночной конкуренции, В этих условиях издателям газет и журналов необходимо было достаточно оперативно и точно знать предпочтения своей аудитории, что и заставляло их понимать свои издания как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу как конкретное множество людей, которые были, как правило, непосредственно не связаны друг с другом, но при этом имели общие интересы, побуждающие их прибегать к помощи периодической печати.

Базовыми социологическими теориями о роли СМИ в обществе являются теории массовой коммуникации, под которыми следует понимать группу теорий, направленных на выявление сущности и функций массовой коммуникаций в обществе. Особую группу в рамках данных теорий составляют теории «влияния СМИ», то есть теории, содержащие фундаментальные и научно обоснованные выводы о возможности и характере воздействия СМИ на установки, ценностные ориентации и поведение людей.

Процесс развития теорий влияния СМИ на общественное сознание следует разделить на два этапа: классический и современный; что обусловлено, в первую очередь, разницей подходов к изучению данного феномена. На классическом этапе были заложены основные теоретико-методологические принципы исследования процесса влияния СМИ на общество, разработаны базовые эмпирические методы. На современном этапе ученые, основываясь на теоретических наработках классического этапа, осуществляют попытки обобщения полученного материала, а также усовершенствования познавательных технологий с целью более глубокого проникновения в понимание феномена влияния средств массовой информации на общественное сознание.

В рамках классического этапа выделятся три основных периода развития теорий влияния СМИ на общество.

В рамках первого периода, который относится к 20 — 40-м гг. прошлого века, ученые констатировали значительное, молниеносное и повсеместное воздействие СМИ на общественное сознание. Во втором периоде (40 — 60-е годы) исследователи опровергли факт значительного влияния СМИ на общество, а первым из них, кто отказался от существующей парадигмы, был П. Лазарсфельд. Этот теоретик считал, что эмпирические исследования, которые ранее почти не проводились, играют очень важную роль в обосновании полученных выводов. В третьем периоде (60-е — 80-е годы) исследователи пришли к выводу о необходимости обобщения полученного материала и разработки качественно новых теорий, позволяющих более детально изучить механизмы влияния СМИ на общественное сознание, а также факторы, обуславливающие этот процесс.

Современный этап, который берет свое начало с 80-х гг. прошлого века, характеризуется, в первую очередь, отсутствием единого мнения ученых относительно процесса влияния средств массовой информации на общественное сознание. На этом этапе было разработано достаточно новых теорий, многие из которых являются актуальными и в настоящее время. Это теории: «эффекта прайминга», «культивации», «выстраивания приоритетов», «использования и удовлетворения», «установления приоритетности новостей». Для подтверждения основных положений данных теорий было проведено большое количество эмпирических исследований.

Теории влияния СМИ в своем развитии сделали большой шаг вперед. Огромное количество эмпирических исследований по всему миру являются подтверждением важности и необходимости продолжения исследования данного феномена. Более того, разнообразие существующих подходов говорит о многогранности подхода к изучению вопроса.

Так, еще одним направлением современного этапа являются теории активной аудитории, в рамках которых утверждается, что на первом месте стоит понимание, а затем оно порождает внимание и, следовательно, связанные с ним эффекты, которые могут присутствовать или отсутствовать впоследствии.

Теория «использования и удовлетворения» является одной из важнейших парадигм данного направления. Основное утверждение данной теории заключается в следующем: вся информация, полученная людьми через средства массовой информации, используется для удовлетворения их нужд и потребностей. В этой теории также подверждается, что степень воздействия СМИ зависит от большого количества факторов, таких как социальное положение, образование, возраст человека, воспринимающего информацию, но решающую роль в возможности медиавоздействия, согласно данной теории, играет активность, то есть интерес человека к непосредственно данной информации.

Несмотря на то, что теория «использования и удовлетворения» подвергается большой критике в социологическом сообществе, исследования продолжаются, делаются попытки устранения существующих недостатков.

В рамках теорий «активных аудиторий» существовало еще несколько менее распространенных концепций, которые не получили достаточного подтверждения и не были поддержаны остальными исследователями, работающими в области теорий влияния СМИ на общественное сознание. Однако, с точки зрения теории использования и удовлетворения они вполне логичны.

Этими теориями являются: теория «игры», теория «заговора и медиазависимости», теория «выстраивания приоритетов», теория «спираль молчания». Конечно, каждая из них имеет свои особенности, но в целом в них продолжается утверждение о том, что влияние средств массовой информации на общественное сознание в большей степени зависит от самих получателей информации, их интереса к информации, а также их внутренних мотивов.

Таким образом, несмотря на то, что аргументация, существующая в рамках теорий активных аудиторий, довольно слабая, необходимо отметить, что утверждения, сделанные учеными, очевидны и трудно доказуемы. Если они отталкиваются от тех позиций, что аудитория не является пассивным читателем, слушателем или наблюдателем, то и подтверждения этих фактов найти довольно сложно. Важно отметить, что У. Липпман описал огромное количество примеров поведения людей, где основные причины поведения скрываются именно в социально-психологических факторах, а не лежат на поверхности.

Не менее важное направление современного этапа составила теория «установление приоритетности новостей». Она в значительной степени отличается от всех остальных концепций, потому что основное утверждение следующее. Невозможно значительно повлиять на общественное сознание при помощи средств массовой информации, если действовать напрямую. Тем не менее, возможно в какой-то степени направлять потребителей средств массовой информации, подчеркивая более важную информацию посредством масс-медиа.

Рассмотрим чуть подробнее вопросы тории массового общества

Основные положения теории массового общества:

— СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних лю­дей;

— это злая опасная сила, за которой нужен постоянный конт­роль;

— СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негатив­ным личностным и социальным последствиям;

— массы людей для медиа, потому что они отрываются от тра­диционных социальных институтов, защищавших их от манипуля­ций;

— СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тотали­тарного порядка;

— масс-медиа подрывают высшие формы культуры и ведут ци­вилизацию к упадку.

Ожесточенные споры сторонников и противников теории велись в течение века, но в 1960-х годах стало ясно, что первые потерпе­ли поражение. Споры о массовой культуре продолжаются и сегод­ня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм же возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос не состоялся.

Проявления массового общества имеют место во всех стра­нах, но их сила зависит от конкретных условий. Так, советское и российское общество на рубеже 1990-х годов в значительной сво­ей массе было охвачено общими демократическими ожиданиями, в том числе и под влиянием СМИ.

В целом теория массового общества преувеличила силу влия­ния СМИ. Средний человек оказался лучше, чем о нем думали, и не во всем и не всегда поддается манипулированию.

В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей.

Теория пропаганды.

Масс-медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оп­равдывает средства и надо любыми способами убедить лю­дей отказаться от «неправильных» идей и принять те, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропаган­дистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропа­ганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задачи. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8463 — | 8060 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник