Меню Рубрики

Как провести анализ операционной деятельности

Для выявления зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от издержек и объёмов реализации используется операционный анализ.

Операционный анализ предприятия: анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства. Его задачей является нахождение наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объёма реализации. Этот вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

Базовыми категориями операционного анализа являются:

Операционный анализ является инструментом определения наиболее выгодного соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства товаров (работ или услуг). Причем ключевая роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.

Показателем характеризующим маржинальный доход предприятия является коэффициент валовой маржи (Квм).

Валовая маржа это сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли, т.е. разница между выручкой и переменными издержками. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше величина валовой маржи, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Коэффициент валовой маржи определяется по следующей формуле:

Квм = Валовая маржа / Выручка от реализации * 100%

Для изучения динамики маржинального дохода расчитывают показатель изменения валовых продаж (Кивп), этот коэффициент характеризует изменение объема валовых продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода.

Кивп = (Выручка за текущий год — Выручка за прошлый год) / Выручка за прошлый год * 100%

Следующий показатель применяемый в маржинальном аналие это коэффициент чистой прибыли (прибыльность продаж) (Кчп).

Кчп = Чистая прибыль / Выручка от реализации * 100%

Данный коэффициент показывает, насколько эффективно «сработала» вся менеджерская команда, включая производственных менеджеров, маркетологов, финансовых менеджеров и т. п.

Аналогичным образом рассчитываются вспомогательные коэффициенты:

Коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции = Себестоимость реализованной продукции / Выручка от реализации * 100%

Коэффициент общих и административных издержек = Сумма общих и административных издержек / Выручка от реализации * 100%

Данные показатели дают возможность сделать ряд выводов о причинах снижения (роста) рентабельности предприятия.

Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.

Порог рентабельности можно определить как графическим (рисунок №1), так и аналитическим способом.

При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:

1) находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х;

2) выбираем какую-либо точку на оси Х, т.е. какую-либо величину объема продаж, рассчитываем для данного объёма величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

3) выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации.

Строим прямую, отвечающую этому значению. Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки (рисунок 1). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Рисунок 1. Графическое определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая выручка равна совокупным затратам предприятия, при этом прибыль равна нулю. Выручка в точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем продаж в точке безубыточности соответственно называется пороговым объемом производства (продаж).

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Достаточно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать порог рентабельности.

Можно рассчитывать порог рентабельности как всего предприятия, так и отдельных видов продукции или услуг. Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли.

Запас финансовой прочности (Margin of Safety (Safety margin)) – Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Это разность между фактическим объемом производства (продаж) и пороговым объемом продаж. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему.

Расчет запаса финансовой прочности в денежном выражении:

Запас финансовой прочности = Выручка предприятия — Порог рентабельности в денежном выражении

или в относительном выражении:

Запас финансовой прочности = (Выручка предприятия — Порог рентабельности) / Выручка * 100%

Одним из показателей, используемых в рамках операционного анализа и характеризующих изменчивость прибыли, выступает операционный рычаг. Традиционно сила воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли).

Чем больше удельный вес постоянных издержек в сумме операционных издержек, тем больше сила этого рычага.

P.S. При проведении операционного анализа недостаточно только рассчитать коэффициенты, необходимо на основании расчётов сделать правильные выводы:

  • разработать возможные сценарии развития предприятия и просчитать результаты, к которым они могут привести;
  • отыскать наиболее выгодные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объёмом производства;
  • определиться с тем, какие направления деятельности (производство каких видов продукции) необходимо расширять, а каких сворачивать.

источник

Анализ операционной деятельности предприятия

Рузманкина Виктория Андреевна ,

магистрант Керченского государственного морского технологического университета.

Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией и (или) услугами. Темпы роста объемов производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на прибыль и рентабельность предприятия и во многом зависят от того, насколько своевременно, и в каком объеме выявлены и задействованы в производстве резервы роста продукции предприятия. Для выявления всех производственных нюансов с последующим поиском путей решения для улучшения производительности и повышения конкурентоспособности предприятию необходимо проводить анализ операционной (основной) деятельности.

Для наиболее полного и комплексного проведения анализа операционной деятельности необходимо провести ряд анализов, а именно:

— анализ производства и реализации продукции предприятия;

— анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия;

— анализ эффективности использования основных производственных фондов предприятия;

— анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Достижение поставленных целей позволит сделать обоснованный аналитический вывод об эффективности операционной деятельности определенного исследуемого предприятия.

Рассмотрим эффективность операционной деятельности предприятия на примере ООО «Керченский стрелочный завод», взяв за основу данные за 2013-2015 гг.

1) Анализ производства и реализации продукции предприятия

Динамика объема производства и реализации продукции ООО «КСЗ» за 2013-2015 гг.

Стоимость в базовых ценах, тыс. руб.

Остаток готовой продукции на начало года

Остаток готовой продукции на конец года

Анализируя данные таблицы 1.1, видим, что с каждым годом происходит рост выпуска продукции, за период 2013-2015 гг. уровень данного показателя увеличился на 449244 тыс. руб., что обусловлено внедрением в производство более совершенных технологий и менее дорогостоящего сырья. Так же происходит рост реализованной продукции, что свидетельствует об увеличении экономической ниши на рынке сбыта.

2) Анализ эффективности использования трудовых ресурсов

Динамика производительности труда ООО «КСЗ» за 2013-2015 гг.

Средне-списочная числен-ность персонала

Средне-списочная числен-ность основных рабочих

Удельный вес рабочих в средне-списочной числен-ности

Табельный фонд рабочего времени

Средняя продолжи-тельность рабочего дня

Средне-годовая выработка на одного работника

Средне-годовая выработка на одного рабочего

Средне-дневная выработка рабочего

Средне-часовая выработка рабочего

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что показатели производительности труда на ООО «КСЗ» за период 2013-2015 гг., в целом, имеют тенденцию к увеличению.

В частности, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. среднегодовая выработка на одного работника увеличилась на 38,67% вследствие увеличения выручки на 48,11 % и среднесписочной численности персонала на 88 чел. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. уровень этого показателя увеличился на 102, 99 % за счет увеличения выручки на 100,49 % и снижения среднесписочной численности на 17 чел. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. произошло увеличение данного показателя на 181,49 % вследствие увеличения уровня выручки на 196,95 % и увеличения численности персонала на 5, 45 %.

Среднегодовая выработка на одного рабочего увеличилась на 51,96 % в 2014 г. по отношению к уровню этого показателя в 2013 г., в 2015 г. по сравнению с 2014 г. прирост данного показателя составил 95,94 %, а в 2015 г. по сравнению с 2013 г. исследуемый показатель увеличился на 197, 74%. Это произошло из-за увеличения объема выручки, а так же снижения среднесписочной численности основных рабочих на 19 чел. в 2014 г. по сравнению с 2013 г. и на 2 чел. в 2015 г. по сравнению с 2013 г.

Уровень среднедневной выработки рабочего за период 2013-2015 гг. увеличился на 1873,7 руб. (или на 197,74 %), в основном, из-за увеличения показателя выручки на 196,95 % за рассматриваемый период. Уровень среднечасовой выработки рабочего в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличился на 100,61 руб. (или на 56,47%). Это произошло, в основном, вследствие снижения численности основных рабочих на 19 чел. и увеличения объема выручки на 48,11 %. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. прирост данного показателя составил 98,81 % (или 275,48 руб.), в основном, из-за увеличения объема выручки на 100,49%, снижения средней продолжительности рабочего дня на 1, 06 %. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. данный показатель увеличился на 376,1 руб. вследствие увеличения объема выручки на 476520 тыс. руб., снижения численности основных рабочих на 2 чел., а так же снижения средней продолжительности рабочего дня на 4,29 %.

3) Анализ эффективности использования основных производственных фондов

Динамика показателей эффективности использования основных средств ООО «КСЗ» за 2013-2015 гг.

источник

Неотъемлемой составной частью управленческого учета является операционный анализ, позволяющий осуществлять оперативное и стратегическое планирование финансовых показателей предприятия.

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализованной продукции, в конечном итоге сказываются на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определения момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Операционный анализ – анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Ключевыми элементами операционного анализа служат маржинальная прибыль порог рентабельности и запас финансовой прочности.

Маржинальная прибыль (валовая маржа) это разность между выручкой предприятия от реализации продукции и переменными затратами.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует два способа определения маржинальной прибыли.

При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящие от объемов производства и относящихся к категории переменных затрат.

При втором способе величина маржинальной прибыли определяется путем сложения постоянных затрат предприятия и прибыли предприятия.

Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли (коэффициентом валовой маржи):

Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации, т.е. сколько рублей маржинальной прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки. Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменение суммы выручки от реализации, т.е. сколько рублей маржинальной прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки.

Операционный анализ часто называют также анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Точку безубыточности часто называют порогом рентабельности. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижение порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки), либо сокращением постоянных издержек.

Как далеко планируемая выручка от реализации “убегает” от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.

Чем выше запас финансовой прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебания колебаний объема производства и реализации.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.

В практических расчетах для определения силы воздействия производственного (операционного) рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли. Результат от реализации после переменных затрат (маржа, сумма покрытия) представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами .

операционного =

Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Алгоритм расчета порога рентабельности, сила воздействия операционного рычага и запаса финансовой прочности представлен в таблице 1.

Расчет порога рентабельности,

запаса финансовой прочности

и силы воздействия операционного рычага

1. Валовая маржа Выручка от реализации минус Переменные издержки: материалы переменная зарплата другие переменные издержки Итого переменных издержек Валовая маржа (А) (В)
2.Коэффициент валовой маржи: То же, в процентах: (С)
3.Постоянные издержки: Оклады, постоянная з/пл. Арендные платежи Налоги Электроэнергия Газ Вода Телефон Почтовые услуги Страхование Ремонт Реклама Проценты за кредит Аренда Амортизационные отчисления Другие постоянные затраты
Итого постоянных издержек (D)
4.Порог рентабельности: (Е)
5.Запас финансовой прочности 5.1.В рублях: 5.2.В процентах к выручке от реализации (F) (G)
6.Прибыль: (Н)
7.Сила воздействия операционного рычага: (I)

Умение оценить силу воздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности позволяет быстро определить, какое влияние изменение продаж окажет на прибыль, налоговые и дивидендные последствия этих изменений, тенденции изменения финансово-хозяйственного положения предприятия и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10147 — | 7557 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Операционная деятельность это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которого оно создано. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно-сбытовая или торговая деятельность.

Под операционными доходами понимают доходы, полученные в результате операционной деятельности предприятия. Они выступают в форме валовых и чистых операционных доходов. Операционные доходы предприятия являются финансовой базой развития его деятельности.

Под операционными затратами понимают текущие затраты предприятия, связанные с осуществляемой им операционной деятельностью. Операционные затраты подразделяются на постоянные и переменные, прямые и непрямые. Операционная деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Под операционной прибылью понимают прибыль, полученную в результате операционной деятельности предприятия. Она выступает в форме маржинальной, валовой или чистой операционной прибыли.

Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой чистого операционного дохода от реализации продукции и суммой переменных операционных затрат.[5]

Валовая прибыль это прибыль, полученная по конкретным видам деятельности (операционной, инвестиционной и т.п.) до вычета из нее налога на прибыль и других уплачиваемых из нее обязательных сумм.

Чистая прибыль — окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы балансовой (валовой) прибыли.

Таким образом анализ операционной деятельности основывается на сопоставлении доходов и затрат предприятия в ходе его деятельности. Целью анализа операционной деятельности является отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов реализации продукции.

Одним из наиболее простых, но эффективных видов анализа операционной деятельности, является анализ CVP (cost-volum-profit, затраты — объем — прибыль). [5]

CVP — анализ служит поиску оптимальных, наиболее выгодных предприятию затрат.

CVP анализ часто называют анализом безубыточности. Анализ безубыточности производства является мощным инструментом для принятия управленческих решений. Менеджеру в своей работе постоянно необходимо принимать решения о цене реализации, переменных и постоянных затратах, о приобретении и использовании ресурсов. Если он не сможет сделать достоверный прогноз об уровне прибылей и затрат, его решения могут принести только вред компании.

Таким образом, цель анализа безубыточности деятельности -установить, что будет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.[5]

Под точкой безубыточности понимается такая точка объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытка.

Для расчета точки безубыточности можно использовать такие методы:

Метод уравнения основывается на использовании для расчета формулы:

П -прибыль; В — выручка; ПЗ — переменные затраты; Пост3 — постоянные затраты.

Так же для расчета может использоваться другая формула:

Ц — цена за единицу; К — количество единиц.

Маржинальный доход — это выручка, уменьшенная на сумму переменных затрат. Маржинальный доход на единицу равен цене за минусом удельного веса переменных затрат.

Тб — точка безубыточности; Мд — маржинальный доход;

Расчет точки безубыточности связан с расчетом запаса финансовой устойчивости, то есть выясняет, как далеко «убегает» запланированная выручка от точки безубыточности (порога рентабельности).

Запас финансовой устойчивости — это превышение фактической чистой выручки над точкой безубыточности.

где Тб — точка безубыточности.

С помощью этого показателя можно спрогнозировать прибыль.

где Кмд — коэффициент маржинального дохода. Он рассчитывается как частное от деления маржинального дохода на чистую выручку.

Анализируя данные о безубыточности производства, менеджер может ответить на возникающие вопросы при изменении направления действий, а именно: какое влияние на прибыль будет иметь снижение цены реализации, какой необходим объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи с предусмотренным расширением предприятия, сколько людей необходимо нанять и т. д.

2.2 Анализ финансовой деятельности предприятия

Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны, состояние финансов предприятия характеризуется размещением его средств и источников их формирования, анализ финансового состояния проводится с целью установить, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия.

Устойчивое финансовое положение предприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как — производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению де нежного оборота. Поэтому анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затруднения предприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.

Задачами анализа является общая оценка финансового анализа, проверка расходования средств по целевому назначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшения использования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепления финансового положения. [1, c. 413-414]

В связи с различным функциональным назначением и особенностями использования в планировании и учете средства предприятия подразделяются на основные и оборотные.

Основные средства функционируют в течение ряда лет, не меняя формы. Их стоимость относится на за траты производства в течение всего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия, обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат в процессе производства и реализации продукции. Наряду с запасами сырья и материалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до ее реализации, денежные средства и дебиторскую задолженность. [1, c. 413-418]

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия является состояние его оборотных средств. Оборотными средствами называются денежные ресурсы, необходимые для создания производственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции. Источники формирования оборотных средств делятся на собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства выделяются на покрытие запасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах и постоянно находятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средства используются для покрытия сезонных затрат и запасов и временных потребностей в средствах, связанных, например, с перевыполнением производственных заданий.

Основной источник данных для анализа финансовой деятельности предприятия — отчетный бухгалтерский баланс, приложения к балансу. Движение уставного фонда и другие отчетные формы, которые детализируют содержание его отдельных статей и позволяют исследовать факторы, повлиявшие на финансовые показатели. Кроме того, привлеченные данные финансового плана, показывают сроки образования дебиторской и кредиторской задолженности и д.р.

Основными показателями финансовой устойчивости предприятий являются:

1. наличие собственных средств предприятия в обороте;

2. коэффициент финансовой устойчивости;

Наличие собственных оборотных средств (СОС), определяемое разницей источников собственных средств(СК) и вложений(НА):

Коэффициент финансовой устойчивости рассчитывающийся по следующей формуле:

где Кфу — коэффициент финансовой устойчивости;

А — величина совокупных активов (валюта баланса);

ДО — долгосрочные обязательства.

Рост значения данного коэффициента свидетельствует об увеличении в структуре источников средств предприятия удельного веса стабильных источников финансирования, что, в свою очередь, свидетельствует об упрочнении финансовой устойчивости предприятия.

Коэффициент финансовой автономии характеризует долю собственных средств предприятия (собственного капитала)в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Этот показатель свидетельствует о перспективах изменения финансового положения в ближайший период. Расчет коэффициента финансовой устойчивости производится по формуле:

Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие. На практике установлено, что общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственных источников финансирования, т. е. источники финансирования предприятия (общая сумма капитала) должны быть хотя бы наполовину сформированы за счет собственных средств. Таким образом, критическое значение коэффициента автономии — 0,5.

2.3 Анализ инвестиционной деятельности предприятия

Одной из важнейших сфер хозяйственной деятельности предприятия является его инвестиционная деятельность, связанная с вложением денежных средств в реализацию долгосрочных и среднесрочных проектов.

В соответствии с П(С)БУ 4 инвестиционная деятельность определена как совокупность операций по приобретению и реализации долгосрочных (необоротных) активов, а также краткосрочных (текущих) финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентом денежных средств [4].

Предприятие может осуществлять инвестиции различного типа и в различных организационных формах: формирование инвестиционного портфеля, участие в инвестиционных проектах и пр. Направления инвестиционной деятельности предприятия имеют различную природу, степень ответственности и соответственно характер последствий и уровень риска . Основными направлениями инвестиционной деятельности являются:

1. обновление и развитие материально-технической базы предприятия или расширенное производство основных средств предприятия;

2. наращивание объемов производственной деятельности;

3. освоение новых видов деятельности.

Финансовый анализ инвестиционных проектов — наиболее важная составляющая стратегии любого хозяйствующего субъекта. Его проведение позволяет принимать обоснованные решения по целесообразности инвестиционных вложений и доходности их деятельности.

Методика анализа инвестиционных проектов предполагает определение обязательных показателей или условий: оценка размера инвестиций или вложений; оценка доходов, поступлений от инвестиций; определение процентной ставки для учета фактора времени и риска; выбор методов анализа.

При анализе инвестиционных проектов следует придерживаться таких

1. При сравнении проектов последовательно применять к ним одни и те же количественные подходы.

2. Использовать количественные методы оценки в качестве полезной, но не единственной информации для принятия решений.

3. Не исключать ни одного допущения, принятого при анализе, и интерпретировать значения полученных результатов.

Процесс принятия решений по инвестиционным проектам включает в себя выбор приемлемых и отклонение неэффективных проектов.

Оценка эффективности инвестиционных проектов состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проводится сравнение рентабельности инвестиционного проекта со средним процентом банковского кредита. Цель такого сравнения — поиск альтернативных, более выгодных направлений вложения капитала. Если расчетная рентабельность инвестиционного проекта ниже среднего процента банковского кредита, то проект должен быть отклонен, поскольку выгоднее просто положить деньги в банк под процент.

На втором этапе проводится сравнение рентабельности инвестиционного проекта со средним темпом инфляции в стране. Цель такого сравнения — минимизация потерь денежных средств от инфляции. Если темпы инфляции выше рентабельности проекта, то капитал фирмы с течением времени обесценится и не будет воспроизведен.

На третьем этапе проекты сравниваются по объему требуемых инвестиций. Цель такого сравнения — минимизация потребности в кредитах, выбор менее капиталоемкого варианта проекта.

На четвертом этапе проводится оценка проектов по выбранным критериям эффективности с целью выбора варианта, удовлетворяющего по критерию эффективности.

На пятом этапе оценивается стабильность ежегодных (квартальных) поступлений от реализации проекта. Критерий оценки на этом этапе неоднозначен. Инвестора может интересовать как равномерно распределенный по годам процесс отдачи по проекту, так и ускоренный (замедленный) процесс получения доходов от инвестиций к началу или к концу периода отдачи.

Основными показателями оценки эффективности инвестиционного проекта являются:

— чистый дисконтированный доход (NРV);

— внутренняя норма доходности (IRR, %);

— период окупаемости первоначальных затрат (РР);

— cредневзвешенная (бухгалтерская) ставка рентабельности (АRR)

Чистый дисконтированный доход рассчитывается по формуле:

где СF — дисконтированный поток денежных средств;

IC — первоначальные инвестиции (в нулевой период);

r — ставка дисконтирования, равная средневзвешенной стоимости капитала (WАСС)

Индекс доходности инвестиций — доход на единицу вложенных средств.

В отличие от чистой дисконтированной стоимости индекс рентабельности представляет собой относительный показатель: он характеризует уровень доходов на единицу затрат, т. е. эффективность вложений — чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждой гривны, инвестированной в данный проект.

Внутренняя ставка доходности определяется по формуле:

где r1 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r1) > 0;

r2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f(r2)

Экономические результаты ОАО «АТП №4» являются стабильными, то есть деятельность предприятия приносит прибыль, и сравнительно низкие убытки, что подтверждается всеми вышеприведенными расчетами. Даже при том.

Механизмы повышения эффективности инвестиционной и операционной деятельности при различных методах финансирования.

Апробация и внедрение результатов исследования отражены в возможности внедрения в учебный процесс Университета международного бизнеса и двух научных публикациях, опубликованных в сборниках международных конференций.

Основными видами платежного календаря являются следующие[12]: · Налоговый платежный календарь.

Операционная деятельность это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которого оно создано. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит.

Анализ деятельности российских лизинговых компаний за последние годы показал, что рынок лизинга вышел на новый этап развития. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным.

Наличие прибыли является необходимым условием способности предприятия генерировать денежные средства. В плане по прибыли определяется величина налога на прибыль, который используется в отчете о движении денежных средств.

1. Предварительная оценка рыночной, инвестиционной, операционной, финансовой деятельности и ключевых показателей создания стоимости

1.2 Оценка рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности на основе агрегированных форм

Предварительная оценка деятельности организации на основе агрегированных форм, позволяет оценить эффективность и уточнить предварительные выводы относительно создания бизнесом стоимости. Результаты расчетов представлены в табл.12, табл.13.

Глава 2. Анализ деятельности НПФ по размещению пенсионных резервов и накоплений в управляющих компаниях на примере деятельности «Первый Национальный пенсионный фонд»

Анализ ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по всем обязательствам). Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами.

Денежные средства жизненно необходимые для ведения хозяйственной деятельности, поскольку именно деньгами, как правило, выплачивается заработная плата, погашаются обязательства, оплачиваются расходы. Следовательно.

Денежные отношения представляют собой довольно сложную систему, которая отражает различные стороны воспроизводственного процесса. Это обусловлено тем, что все созданные продукты и оказываемые услуги.

Налогообложение ООО «Инвитро» ведется по упрощенной системе. Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость.

источник

Операционный анализ, или анализ CVP (costs — value – profit — издержки — объем — прибыль), отслеживающий зависимость финансовых результатов организации от объемов производства (реализации), является эффективным методом для оперативного и стратегического планирования на уровне организации. Задача операционного анализа – найти наиболее выгодное сочетание переменных и постоянных издержек, цепы и объема реализации.

В ходе проведения операционного анализа в его стандартном варианте принимаются следующие допущения.

  • 1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции (услуг). Издержки подразделяются на постоянные и переменные.
  • 2. Предполагается, что вся произведенная продукция (услуги) будет продана в течение планового периода времени.
  • 3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная, а не чистая прибыль.

Объектом анализа и планирования являются выручка и валовые издержки. Разница между выручкой и валовыми издержками рассматривается как конечный результат анализа. В рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью — прибылью до выплаты процентов и налогов (earnings before interests and taxesEBIT).

Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что организация будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется состоянием оборотных средств и текущих задолженностей организации. Но если организация в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности организации генерировать деньги.

Для целей операционного анализа используется так называемый формат отчета о прибыли на основе маржинального дохода. Маржинальный доход (marginal revenueМК) — это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация валовой маржи — одна из главных целей менеджмента, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.

Помимо маржинального дохода ключевыми элементами операционного анализа являются точка безубыточности (порог рентабельности), запас финансовой прочности организации, операционный рычаг.

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Точка безубыточности (break-even point) определяется как:

  • • объем реализации, при котором выручка равна суммарным издержкам;
  • • объем реализации, при котором маржинальный доход равен постоянным издержкам.

Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции (оказанная единица услуги) приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции (услуги).

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть р — цена единицы услуги (продукции), a Q — объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов NI определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек

ΕΒΙΤ = pQ – vQ FC,

где v — величина переменных издержек на единицу продукции; FC — общая сумма постоянных издержек за период времени.

Точка безубыточности (ВЕР) по определению соответствует условию EBIT = 0, откуда

Таким образом, для того чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой оказания услуг (продажи продукции) и величиной переменных издержек на единицу услуг (продукции). Эта разница носит название единичного вложенного дохода (unit contribution margin).

Если задача заключается в определении целевого объема реализации Qt, т.е. такого значения объема реализации, которое соответствует заданному значению операционной прибыли EBITt, то используем аналогичное соотношение:

ЕВITt = pQt vQt FC,

Таким образом, определение точки безубыточности позволяет организации обосновать цены и объем реализации с точки зрения безубыточного функционирования, а также определить цену и объем реализации на таком уровне, который обеспечит целевой объем прибыли.

Важной характеристикой успешной работы организации является величина запаса финансовой прочности (safety margin), которая определяется в виде разности между запланированной выручкой от реализации и точкой безубыточности. Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует организация перед угрозой негативных изменений (уменьшении выручки или увеличения издержек).

Действие операционного рычага (operating leverage) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение операционной прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности организации при изменении объема производства (реализации).

Сила воздействия операционного рычага (degree of operating leverage — DOL) рассчитывается как отношение маржинального дохода к операционной прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки:

Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности, и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности. Операционный рычаг действует с одинаковой силой и в том, и другом направлении: и при увеличении, и при снижении объемов реализации. Поэтому чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше риск, связанный с данной организацией.

В конечном итоге операционный анализ позволяет:

  • • прогнозировать себестоимость продукции и финансовый результат от ее реализации;
  • • определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
  • • установить зону безопасности (запас финансовой прочности);
  • • оценить эффективность производства отдельных видов товаров (услуг);
  • • обосновать оптимальные варианты управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента, ценовой политики в целях минимизации затрат и увеличения прибыли.

источник

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 1299 раз

Кашуба В. О., Цой А. В. Факторный анализ операционной деятельности как инструмент мониторинга выполнения поставленных целей // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 432-434. — URL https://moluch.ru/archive/132/36959/ (дата обращения: 07.12.2019).

Современная макроэкономическая среда диктует все более жесткие условия для компаний, рынок стал более конкурентным и агрессивным, и волатильность его конъюнктуры с годами становится сильнее. По этим причинам управление бизнесом усложняется для менеджмента компании, особенно для компаний чья продуктовая номенклатура охватывает несколько рыночных сегментов. Поэтому руководство компании должно идти в ногу со временем и меняющимися рыночными трендами. Для оперативного получения информации о назревающих или происходящих переменах необходимо проведение факторного анализа основной деятельности компании, который позволит определить потенциальные риски и возможности для бизнеса.

Ключевые слова: факторный анализ, управленческий учет, основа для принятия управленческих решений, анализ операционной деятельности, мониторинг выполнения целей

Тенденции современного рынка диктуют условия нарастающей конкуренции, которая оказывает значительное влияние на деятельность компаний, в частности, на их рентабельность и, в крайних случаях, на их существование. В такой ситуации компании вынуждены проводить тщательный мониторинг своей деятельности для минимизации внешних и внутренних рисков.

Для усиления своих позиций на рынке, компании стали использовать различные методы повышения эффективности финансово-экономической деятельности, которые позволят занять лидирующие позиции на рынке. Один из таких методов — проведение факторного анализа, который поможет компании максимизировать прибыль, увеличить объемы производства, улучшить финансовые показатели, перераспределить капитал в более перспективные или наоборот отстающие сегменты бизнеса.

Факторный анализ — метод анализа итогов операционной деятельности компании, который способствует разработке различных моделей, позволяющих интерпретировать полученные данные вне зависимости от их физической природы [5].

Факторный анализ помогает определить следующее:

  1. Определение основных факторов, которые влияют на эффективность и результативность финансовой деятельности;
  2. Менеджмент компании составляет подробную классификация факторов с целью обеспеченья системного и комплексного подхода к исследованию их воздействия на итоги деятельности;
  3. Моделирование взаимодействия факторов помогает принимать эффективное решение для минимизации внутренних и внешних рисков;
  4. Расчет влияния факторов и оценка их роли на изменение величины конечного результата компании.

Любая компания стремится к осуществлению своей деятельности в долгосрочном периоде. Наибольшей сложностью в достижении этой цели является низкий уровень осведомленности влияния различных факторов на хозяйственно-экономическую деятельность. Нередко руководство компании игнорируют предложения о введении ежемесячного мониторинга влияния внутренних и внешних факторов, так как придерживаются идеи, что при появлении действительно опасных рисков, менеджмент компании узнает об этом из достоверных источников. Очевидно, что подобное решение может привести к негативному влиянию на бизнес, так как повышается вероятность упустить момент появления первых признаков спада на рынке или в стабильности собственного производства. По этой причине целесообразно проводить анализ операционной деятельности, не дожидаясь новостей от внешних источников.

Анализ операционной деятельности компании (CVP-анализ) является одним из подвидов финансового анализа, который фокусируется на текущей деятельности предприятия и позволяет определить потенциальные риски для бизнеса, что особенно актуально при сильной сегментарной и продуктовой диверсификации деятельности компании. Его основная цель — исследование зависимости прибыльности компании от затрат, объемов производства и реализации, то есть определение факторов, оказывающих непосредственное влияние на результативность бизнеса.

В свою очередь факторы можно разделить на две части:

  1. Подконтрольные менеджменту или внутренние
  2. Неподконтрольные менеджменту или внутренние

Факторы подконтрольные менеджменту должны быть под пристальным вниманием руководства, особенно при отрицательном влиянии на финансовый результат, так они могут быть полностью ликвидированы при оптимальном управлении ресурсами и кадровым потенциалом компании. К данным факторам можно отнести неэффективное производство (например, излишняя энергоемкость производимой продукции), частые поломки оборудования, ведущие к потерям готовой продукции, избыточная штатная численность персонала и пр.

К неподконтрольным факторам относятся те факторы, влияние которых практически невозможно исключить, например, изменение тарифов на электроэнергию, снижение цен на готовую продукцию по причине перенасыщенности рынка, ужесточение налоговой политики государства и другое.

Анализ операционной деятельности позволит в короткие промежутки времени увидеть потенциальные риски для компании и предпринять соответствующие меры для их полного исключения или уменьшения негативного воздействия на финансовые результаты бизнеса.

В рамках управленческого анализа основной деятельности компании следует анализировать изменения показателя EBITDA, так как он в достаточной мере позволяет очистить финансовый результат от влияния особенностей и условий кредитования, степень налоговой нагрузки и учета амортизации, то есть посмотреть исключительно на основную деятельность бизнеса. Также EBITDA дает возможности сравнения с компаниями-аналогами, корректируя на оборот для правильного сопоставления.

В качестве примера факторного анализа приведен анализ EBITDA за период компании производственного сектора (рис.1. Факторный анализ план-факт по EBITDA за период). В целях упрощения восприятия анализа все факторы, влияющие на отклонение EBITDA по факту, разделены на три основные секции:

  1. Ценовой коридор, в т. ч.:
    1. Изменение цен реализации готовой продукции (рост/уменьшение цен в результате фундаментальных изменений на рынке, изменение структуры продаж — смещение объемов продаж по уровню премиальности цен в зависимости от текущей потребности контрагентов)
    2. Изменение цен на закупное сырье
    3. Изменение цен на элементы переменных затрат на переработку (энергетика, вспомогательное сырье и материалы)
  2. Фактор объема/норм, в т. ч.:
    1. Изменение объема производства и реализации
    2. Изменение расходных норм (расход сырья на единицу готовой продукции, расход энергетику на единицу продукции и т. д.)
  3. Изменение постоянных затрат, в т. ч.:
    1. Затраты на ремонт оборудования
    2. Расходы на персонал
    3. Услуги сторонних организаций
    4. Прочие затраты

Рис. 1. Факторный анализ лан-факт по EBITDA за период

Проведенный анализ выявил два основных драйвера увеличения EBITDA по факту:

  1. Рост объемов реализации
  2. Рост цен реализации

Оба фактора вызваны дефицитом на потребительском рынке. Можно сделать вывод о том, что менеджменту компании, а, в частности, отделу маркетингу необходимо провести анализ причин дефицитного рынка и определить вероятную продолжительность сложившегося недостатка предложения на рынке. В случае, если ожидается затяжной дефицит на рынке (допустим по причине аварии на заводе компании-конкурента), то стоит максимально загрузить производственные мощности для наращивания продаж.

Также в результате анализа была выявлена эффективная работа с подрядчиками, вследствие которой сэкономили затраты на ремонт основного производства. Сигнал для руководства, что высвободились средства, которые можно распределить на непредвиденные расходы в будущем или направить на развитие, которое было заморожено в процессе планирования, ожидая худшей конъюнктуры рынка.

Определяя самые материальные факторы отклонений, подобное деление помогает направить фокус внимания менеджмента на конкретные аспекты бизнеса. Данная методика особенно актуальна для крупных промышленных холдингов, в составе которых может присутствовать значительное количество активов, и продуктовая корзина которых насчитывает несколько тысяч составляющих.

Анализ операционной деятельности путем разложения на ключевые факторы открывает менеджменту перспективу и возможность динамично настраивать бизнес-процессы компании, подстраиваясь под основные тренды в сегменте и на рынке, что особенно актуально в ситуации высокой волатильности макроэкономической среды, которая наблюдается в последние годы.

  1. Бабалыкова И. А., Науменко Т. С., Соляник Т. С. Современное назначение отчета о финансовых результатах и особенности его внешнего и внутреннего анализа // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета — 2014. — № 101 — С. 1–13.
  2. Березкин Ю. М., Алексеев Д. А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / под ред. Ю. М. Березкин, Д. А. Алексеев — Иркутск: БГУЭП, 2012. — 301 с.
  3. Брейли Р., Майерс С., Аллен Ф. Принципы корпоративных финансовых / под ред. Н. Барышникова — М.: Олимп-Бизнес, 2015 г. — 1008 с.
  4. Лукаш Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути ее повышения — М.: Издательство «Флинта», 2012. — 279 с.
  5. Овсянников Г. Н. Факторный анализ в доступном изложении: Изучение многопараметрических систем и процессов — М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2013. — 176 с.
  6. Оськина Ю. Н., Баева Е. А. Обзор методик анализа финансовых результатов // Социально-экономические явления и процессы. — 2013. — № 4 — С. 126–130.
  7. Плотников А. Формирование корпоративной и организационной культуры /А. Плотников — М.: LAP, 2011. — 80 с.
  8. Скобелева Е. В., Григорьева Е. А., Пахновская Н. М. Корпоративные финансы. Практикум: учебное пособие — Оренбургский: ОГУ, 2015. — 377 с.
  9. Sussman D., Kurowski L. Investment Project Design: A Guide to Financial and Economic Analysis with Constraints / D. Sussman, L. Sussman // Scientific book — 2011–458 p.

источник

2.1 Анализ операционной деятельности

Операционная деятельность это основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которого оно создано. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно-сбытовая или торговая деятельность.

Под операционными доходами понимают доходы, полученные в результате операционной деятельности предприятия. Они выступают в форме валовых и чистых операционных доходов. Операционные доходы предприятия являются финансовой базой развития его деятельности.

Под операционными затратами понимают текущие затраты предприятия, связанные с осуществляемой им операционной деятельностью. Операционные затраты подразделяются на постоянные и переменные, прямые и непрямые. Операционная деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Под операционной прибылью понимают прибыль, полученную в результате операционной деятельности предприятия. Она выступает в форме маржинальной, валовой или чистой операционной прибыли.

Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой чистого операционного дохода от реализации продукции и суммой переменных операционных затрат.[5]

Валовая прибыль это прибыль, полученная по конкретным видам деятельности (операционной, инвестиционной и т.п.) до вычета из нее налога на прибыль и других уплачиваемых из нее обязательных сумм.

Чистая прибыль — окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы балансовой (валовой) прибыли.

Таким образом анализ операционной деятельности основывается на сопоставлении доходов и затрат предприятия в ходе его деятельности. Целью анализа операционной деятельности является отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов реализации продукции.

Одним из наиболее простых, но эффективных видов анализа операционной деятельности, является анализ CVP (cost-volum-profit, затраты — объем — прибыль). [5]

CVP — анализ служит поиску оптимальных, наиболее выгодных предприятию затрат.

CVP анализ часто называют анализом безубыточности. Анализ безубыточности производства является мощным инструментом для принятия управленческих решений. Менеджеру в своей работе постоянно необходимо принимать решения о цене реализации, переменных и постоянных затратах, о приобретении и использовании ресурсов. Если он не сможет сделать достоверный прогноз об уровне прибылей и затрат, его решения могут принести только вред компании.

Таким образом, цель анализа безубыточности деятельности -установить, что будет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.[5]

Под точкой безубыточности понимается такая точка объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытка.

Для расчета точки безубыточности можно использовать такие методы:

Метод уравнения основывается на использовании для расчета формулы:

П -прибыль; В — выручка; ПЗ — переменные затраты; Пост3 — постоянные затраты.

Так же для расчета может использоваться другая формула:

Ц — цена за единицу; К — количество единиц.

Маржинальный доход — это выручка, уменьшенная на сумму переменных затрат. Маржинальный доход на единицу равен цене за минусом удельного веса переменных затрат.

Тб — точка безубыточности; Мд — маржинальный доход;

Расчет точки безубыточности связан с расчетом запаса финансовой устойчивости, то есть выясняет, как далеко «убегает» запланированная выручка от точки безубыточности (порога рентабельности).

Запас финансовой устойчивости — это превышение фактической чистой выручки над точкой безубыточности.

где Тб — точка безубыточности.

С помощью этого показателя можно спрогнозировать прибыль.

где Кмд — коэффициент маржинального дохода. Он рассчитывается как частное от деления маржинального дохода на чистую выручку.

Анализируя данные о безубыточности производства, менеджер может ответить на возникающие вопросы при изменении направления действий, а именно: какое влияние на прибыль будет иметь снижение цены реализации, какой необходим объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи с предусмотренным расширением предприятия, сколько людей необходимо нанять и т. д.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

источник

Сущность прибыли, её виды и методы планирования. Анализ рентабельности продукции и вложений предприятия. Финансовая отчётность: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках. Анализ использования производственных ресурсов, безубыточности предприятия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Прибыль и рентабельность

1.2 Методы планирования прибыли

1. Характеристика предприятия

1.1 Исходные данные по индивидуальному варианту

1.2 Финансовая отчетность и экономические данные предприятия

1.3 Описание деятельности предприятия

2. Анализ показателей эффективности деятельности предприятия

2.1 Анализ использования производственных ресурсов

2.2 Анализ ассортимента и безубыточности

2.3 Вывод по эффективности деятельности предприятия

3. Инвестиционный проект и его анализ

3.2 Расчет показателей эффективности проекта

3.3 Анализ проектных изменений

Основой экономики любого государства являются предприятия, которые производят продукцию, работы, услуги. Производство продукции осуществляется не для удовлетворения собственных нужд, а для того, чтобы ее реализовать и получить прибыль. Реализовать продукцию предприятие может только в том случае, если на нее имеется спрос. Следовательно, предприятие, с одной стороны, удовлетворяет общественные потребности, а с другой делает это с целью получения прибыли.

Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в результате которого изучается экономика предприятия, и выявляются резервы производства, разрабатываются пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия связана не только с тем, чтобы организовать производство, обеспечив его необходимыми ресурсами, но и с тем, чтобы постоянно следить за текущей деятельностью предприятия, вносить коррективы в управленческие решения с целью достижения плановых результатов.

В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть анализ операционной деятельности предприятия и провести сравнительный анализ.

Цель: рассмотреть в работе стратегию предприятия, производственную мощность и производственную программу предприятия, издержки производства и себестоимость продукции, прибыль предприятия и рентабельность, управление финансами предприятия.

Главной задачей является ознакомление с основами рыночной экономики предприятия, с методами рационального использования ресурсов и управления предприятием с целью получения максимальной прибыли.

Предметом изучения являются сущность самого предприятия как коммерческой организации, ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования.

1. Прибыль и рентабельность

Прибыль — это разница между выручкой и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия. Прибыль предприятия характеризует превышение (если наоборот, то убыток) выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства.

В зависимости способа вычисления и направлений распределения различают такие основные виды прибыли предприятия: валовую (балансовую) прибыль, операционную прибыль, прибыль от обычной деятельности и прибыль после налогообложения (чистую прибыль).

Валовая (балансовая) прибыль — разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т.д. Соответственно валовая прибыль уменьшается на эти сборы и платежи.

Операционная прибыль — это балансовая прибыль, откорректированная на разность других операционных доходов и операционных расходов.

Другие операционные доходы включают в себя доход от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (который уже заложен в валовой прибыли):

— доход от аренды имущества;

— доход от операционной разницы курса;

— доходы от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);

— возмещение ранее списанных активов и тому подобное.

Операционные расходы включают в себя расходы на ведение операционной деятельности предприятия, а именно:

— административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия);

— расходы на сбыт (расходы на хранение, сбыт продукции, на рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.);

— прочие операционные расходы (себестоимость реализованных производственных запасов, безнадежные долги, потери от операционной разницы курса, потери от обесценивания запасов, наложенные экономические санкции и прочие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (за исключением расходов, включенных в себестоимость продукции).

Операционная прибыль является отражением эффективности основной деятельности предприятия и показывает, насколько успешным является производственная деятельности компании без учета влияния других факторов.

Прибыль от обычной деятельности — это операционная прибыль, откорректированная на величину финансовых доходов и финансовых расходов. Прибыль от обычной деятельности является прибылью подлежащей налогообложению (налогооблагаемой прибылью).

Финансовые доходы: доход от инвестиций в другие предприятия; дивиденды; проценты по займам; доход от не операционной разницы курса и др.

Финансовые расходы: выплата процентов за ссудный капитал; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов; другие потери и расходы, не связанные с операционной деятельностью.

Чистая прибыль — это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль. Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:

1. Фонд накопления (реинвестируемая прибыль) используется на развитие производства, создание резервного фонда, инвестирование в другие предприятия.

2. Фонд потребления используется для выплаты владельцам, акционерам, материальные поощрения персоналу по результатам работы, решения социальных проблем, благотворительность.

Прибыль каждого предприятия формируется из таких источников:

— прибыль от реализации продукции (предоставления услуг) — это прибыль от операционной деятельности предприятия. Данный вид прибыли отображает результат от основной деятельности предприятия на рынке и его профиля. Прибыль от реализации является разностью между выручкой от реализации продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и полной себестоимостью продукции;

— прибыль от продажи имущества — это прибыль предприятия от продажи материальных активов (основных фондов, запасов) и нематериальных активов, ценных бумаг и т.д. Прибыль от продажи имущества определяется как разница между ценой продажи и балансовой (остаточной) стоимостью объекта, который продается;

— прибыль от внереализационных операций — это прибыль от совместной деятельности предприятий, проценты по приобретенным акциям, штрафы, которые выплачиваются другими предприятиями за нарушение договорных обязательств, доходы от владения долговыми обязательствами, роялти и т.д.

Балансовая прибыль — это прибыль от производственной деятельности и внереализационных операций.

Балансовая прибыль — это прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

1.2 Методы планирования прибыли

Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие — облагаются по повышенным ставкам.

В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах. Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования.

Метод прямого счета является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль — это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

где — прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

— стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

— полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

где — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок);

П рн — планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

— полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

где — прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

По1 — прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

— прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

— прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета — метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции.

Метод по- ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

При планировании прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая себестоимость и объем выпуска.

По этим данным можно определить базовую рентабельность .

где По — ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года.

В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

3) Метод совмещенного расчета.

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.

Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель — уровень рентабельности.

Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС).

2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС).

3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношении чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС).

4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

2) Рентабельность вложений предприятия.

Рентабельность вложений предприятия — это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1 .Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

2. Рентабельность вложений по чистой прибыли.

3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

1. Характеристика предприятия

1.1 Исходные данные по индивидуальному варианту (см. табл.1)

источник