Меню Рубрики

Как провести анализ олимпиады по биологии

Корпорация «Российский учебник» продолжает публикацию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. Своим личным опытом воспитания юных биологов поделилась учитель биологии школы Летово Алина Корбут.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии рассчитана на учащихся 6–11 классов. Первые соревнования проводились в отдельных школах и городах. Начиная с 1950 года биологическую олимпиаду стал организовывать биолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Победителями олимпиады были такие известные биологи, как, например, А. С. Кондрашов и Е. В. Кунин. Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии, согласно приказу Министерства просвещения РСФСР, прошла в 1979 году в Барнауле.

Корпорация «Российский учебник» продолжает публикацию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. Своим личным опытом воспитания юных биологов поделилась учитель биологии школы Летово Алина Корбут.

– Уже на школьном этапе олимпиады по биологии школьного учебника не хватит . Необходимо знание дополнительного материала. Обольщаться, что этот материал школьники найдут самостоятельно – не стоит. Даже самым умным и талантливым нужна навигация в море информации. Поэтому опытный учитель всегда подскажет, какая дополнительная литература будет здесь полезна. Какой курс генетики, например. И это будет скорее всего компиляция из нескольких научных книг, частично из учебников, частично из задачников, из которых хороший преподаватель может составить методический материал для курса.

Чтобы подготовить учеников к успешному выступлению на олимпиаде регионального уровня и выше, нужно обязательно проводить с ними практические занятия. Как правило, на практическом туре выступают хуже, чем на теоретическом, даже школьники с высоким уровнем подготовки. Это говорит о том, что в большинстве школ недостаточное внимание уделяется отработке учащимися практических навыков. Так, на олимпиаде требуется идентифицировать срезы тканей и органов животных и растений, кости человека, определять насекомых хотя бы до отряда, пользоваться дихотомическими ключами для определения разных организмов, проводить качественные реакции на различные вещества, измерять кинетику ферментов, осуществлять простейшую статистическую обработку результатов.

В Москве рекомендуется участвовать в курсах и практикумах по подготовке к олимпиаде, которые организует Центр педагогического мастерства (ЦПМ). Как правило, на них приглашаются школьники, успешно выступившие на региональном этапе и выше.

Когда речь заходит о подготовке к олимпиаде, то здесь надо понимать, что у соревнований разного уровня требования к подготовке отличаются. Но даже на олимпиадах достаточно высокого уровня, например, регионального, информация в основном взята из вузовских учебников. По сравнению со Всероссийской олимпиадой школьников по биологии, олимпиады первого уровня, например, «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», конечно, проверяют дополнительные знания, но внепрограммный материал нужно будет применить на практике для решения каких-то задач. Таким образом эти дополнительные знания будут творчески осмыслены.

Не надо заставлять читать ребенка весь вузовский учебник целиком. Да он этого и не будет делать. Нужно выбрать только важную информацию. Практически во всех областях биологии так и происходит. Часто школьники опираются только на конспект лекций определенного преподавателя. Потому что каждый преподаватель, который готовит ребенка к олимпиаде, читает какой-нибудь курс, и он компилирует все, что потребуется для подготовки к олимпиаде. И дети в этом случае тоже могут не пользоваться учебниками.

Для того, чтобы подготовиться к олимпиаде любого уровня, нужно войти в ее архив , который поможет проанализировать требования данной олимпиады и сделать выводы о том, куда двигаться дальше.

Далее я обычно делала так: приезжала на биологический факультет и скупала в университетской лавке половину книг. Это были вузовские учебники, учебники для аспирантов, студентов, школьников. Выбор диктовался только тематикой, которая меня интересовала.

Учебники, чтобы заинтересовать школьников, должны быть такими, чтобы их можно было читать для удовольствия. В них должно быть больше описаний экспериментов, потому что биология – экспериментальная наука. Учащиеся сами должны проводить на уроках опыты. Человек, который никогда не смотрел в микроскоп, едва ли может хорошо разбираться в биологии.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии, в отличие от конкурсов, рефератов или исследовательских работ, охватывает более широкий круг биологических дисциплин и способствует формированию широкой биологической эрудиции. Олимпиада проверяет способности и умения учащихся решать различные биологические проблемы, проводить эксперименты.

Конкурсные мероприятия проводятся по олимпиадным заданиям, разработанным с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии олимпиады.

Все этапы олимпиады могут проводиться в два тура – теоретический и практический. Однако проведение практического тура на школьном и муниципальном этапе не является обязательным.

Теоретический тур определяет уровень подготовки участников с помощью тестовых заданий нескольких типов: «Выбор одного ответа из четырех», «Выбор нескольких ответов (от нуля до пяти) из пяти», «Определение правильности утверждений», «Задания на соотнесение».

Цель практического тура – определение уровня подготовки к осуществлению практической деятельности в области биологии. Учащиеся должны показать навыки работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Конечно, уровень подготовки учащихся разных классов различается, поэтому число этапов практического тура может быть разным. Так, девятиклассники обычно соревнуются в умении проводить биологические исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных» и «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза». Учащиеся 10 и 11 классов обязаны продемонстрировать умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Также им могут быть предложены задания в кабинетах «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а для учащихся 11 классов еще и «Генетика».

Задания практического тура разрабатываются методической комиссией на местах, исходя из имеющейся материальной базы.

источник

Характерная черта современной образовательной системы – возрастающее значение инновационной образовательной деятельности, в структуре которой среди множества образовательных технологий заметно выделяются олимпиады школьников.

Цель олимпиады по биологии – выявить одаренных молодых людей с высоким творческим потенциалом в области естественных наук. Задача учителей биологии – выявить одаренных учеников, помочь им найти себя, поддержать их развитие.

Олимпиада ни в коей мере не ставит перед собой задачу осуществлять контроль базовых знаний (необходимого образовательного минимума). Если подготовка учеников к ЕГЭ – это массовая работа, то подготовка ученика к олимпиаде – штучная, индивидуальная, работа.

Сама подготовка к олимпиаде является стимулом для школьника пополнять свои знания, используя весь арсенал методов: индивидуально, на факультативах и кружках, с друзьями, педагогами, родителями. Успеху на олимпиаде поможет внимательный разбор олимпиадных заданий, выполняемых в предыдущие годы и вызвавших затруднения.

В феврале 2017 года в г. Саратове прошел региональный этап XXXIII Всероссийской олимпиады школьников по биологии, состоявший из теоретического и практического туров. В региональном этапе участвовали ученики 9 классов (29 человек), 10 классов (40 человек) и 11 классов (50 человек).

Результаты выполнения учениками 9 классов некоторых заданий теоретического тура по разделу «Ботаника» представлены в таблицах 1 и 2.

В части 1 теоретического тура предлагались тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных (табл. 1).

Результаты ответов учащихся части 1 теоретического тура

№ 4. На рисунке представлено слоевище лишайника. Водоросли в его составе размножаются / вегетативно

№ 7. В палеоботаническом журнале опубликовали статью, содержащую изображение реконструкции внешнего вида ископаемого растения. Род современных растений, обладающий с ним максимальным сходством / хвощ

№ 9. Изображенный на рисунке объект может быть отнесен к представителям отдела высших растений / Риниевые (псилофиты)

№ 11. На рисунке изображен элемент проводящей системы высших растений / членик сосуда

№ 12. Школьник получил задание окрасить анатомический срез семени раствором Люголя. В синий цвет окрасились вещества / зерна крахмала

№ 14. На рисунке изображена структура организма высших растении / спорофит мха

№ 15. Корневая система гороха посевного представлена на рисунке под номером / 2

№ 16. Опыт Дж. Пристли, доказывающий, что растение «очищает воздух, испорченный горением», изображен на рисунке / 4

Далее приводим обсуждение заданий, на которые отмечено наибольшее количество неверных ответов.

Задание № 4. Необходимо было указать, как размножаются водоросли, входящие в состав лишайника. В лишайнике фикобионт в 85% представлен зелеными водорослями, из которых чаще всего – Trebouxia (входит в состав более чем 70% видов лишайников), а так же цианобактериями, из которых наиболее распространен – Nostoc. Особи микобионта размножаются всеми способами (половым, бесполым, вегетативно), в то время как фикобионт или не размножается, или размножается только вегетативно.

Задание № 7. На рисунке хорошо видно, что у ископаемого растения членистое строение осей, мутовчатое расположение чешуевидных листьев, спорангии расположены на спорангиофорах, собранных в колоски. Из современных растений максимальное сходство с реконструкцией внешнего вида ископаемого растения проявляют хвощи.

Задание № 9. У изображенного на рисунке растения безлистные оси с верхушечным (дихотомическим) ветвлением, на верхушках осей явно располагаются спорангии. На основании этих признаков, изображенный объект может быть отнесен к ископаемой группе высших растений – Риниевым (псилофитам).

Задание № 11. На рисунке изображен элемент проводящий элемент ксилемы высших растений – членик сосуда, т.к. хорошо видна прозенхимная клетка с порами на боковых стенках и простой перфорацией на поперечных стенках.

Задание № 12. В эндосперме семени могут содержаться белки, жиры, углеводы, в частности, крахмал. Вещество под воздействием раствора Люголя окрасилось в синий цвет, следовательно содержится крахмал. Реактивом на крахмал служит иод, который при взаимодействии с крахмалом дает синюю окраску. Кристаллический иод плохо растворим в воде, поэтому для качественной реакции на крахмал используется раствор Люголя (раствор иода в водном растворе иодида калия. Образующееся соединение KI3 хорошо растворимо в воде, в отличие от кристаллического иода).

Задание № 14. На рисунке изображены классические рисунки продольного и поперечного разрезов коробочки мха.

В части 2 теоретического тура предлагались тестовые задания со множественными вариантами ответа (табл. 2).

Результаты ответов учащихся части 2 теоретического тура

№ 1. Хлорофилл a встречается у водорослей

№ 2. Большинство цветковых растений опыляются насекомыми. Структуры цветка, которые могут обеспечивать их эффективное привлечение:

№ 4. Изображенные на рисунке различия в строении цветка у представителей одного вида растений могут обеспечивать им реализацию следующих адаптаций

№ 5. Выберите растения, которые имеют сочные плоды

№ 6. Плод многоорешек образуется у растений, представленных на рисунке под номерами

№ 7. Части растения, которые могут обеспечить существенное производство фотоассимилятов в ходе фотосинтеза

Анализ результатов ответов школьников

Задание № 1. Водоросли – полиморфная группа низших растений, насчитывающая более 100 тысяч видов. На основании различий в наборе пигментов, строению хроматофоров, составу клеточных оболочек и типам запасных питательных веществ, в царстве Растения выделяются отделы водорослей: Зеленые, Эвгленовые, Золотистые, Желто-зеленые, Диатомовые, Динофитовые, Криптофитовые, Бурые, Харовые и Красные. Водоросли – автотрофные растения, в их клетках присутствуют пигменты – каротины, ксантофиллы, фикобилины и другие, определяющие окраску растений, а также различные модификации хлорофилла. Но у всех водорослей есть хлорофилл а.

Задание № 2. У энтомофильных растений все части цветка в той или иной степени принимают участие в эффективном привлечении насекомых-опылителей: формой, окраской, строением, выделяя запах и т.п.

Приведем некоторые примеры. У орхидеи Ophrys цветок своей формой, запахом и даже тактильными ощущениями для самца очень похож на самку некоторых шмелей. Соблазненный самец на цветке даже совершает копулятивные движения, участвуя при этом в опылении.

Окраска цветков хорошо контрастирует с окружающей зеленью. Дневные бабочки хорошо различают цвета, предпочитая цветки красной, розовой или желтой окраски. Окрашенными могут быть листочки простого околоцветника, чашелистики, лепестки, тычинки, прицветники и верховые листья. Окраска цветков – полная цветовая гамма от длинноволновых лучей красного цвета до коротковолновых – ультрафиолетовых лучей. Последние не воспринимаются глазом человека, но хорошо видимые для пчел.

Хорошим ориентиром для насекомых служит цвет венчика и рисунок на лепестках. По этим «указателям» насекомые легко находят в цветке места хранения нектара.

У губоцветных, орхидных губа венчика цветка всегда находится снизу и служит своеобразной посадочной площадкой для насекомых.

Задание № 4. На рисунке показано явление гетеростилии (разностолбчатость), когда у цветков одного вида различаются по длине столбики и тычиночные нити, благодаря чему рыльца и пыльники располагаются на разной высоте. Гетеростилия является приспособлением к перекрестному опылению, так как препятствует опылению цветка собственной пыльцой.

Задание № 6. Из представленных растений (лещина – плод орех; малина – многокостянка; сосна – не имеет плода) плод многоорешек только у шиповника (особой формы, называемый цинародием) и у земляники (земляничина, или фрага).

На олимпиаде учащимся были предложены задачи, решение которых требовало знаний, значительно выходящих за рамки школьной базовой программы по предмету.

Из таблиц видно, что многие ученики справились с заданиями. В части 1 на задания № 12 и 15 дали верный ответ соответственно 79 и 62% учащихся, в части 2 почти все учащиеся дали верный ответ на задание № 5 и 7. Обращает внимание, что эти задания очень близки к материалу из школьной программы. А вот в заданиях, требующих углубленных и расширенных знаний, например, № 7, 16 (часть 1), № 4 (часть 2), большинство дали неверный ответ, что свидетельствует о недоработке в подготовке участников олимпиады.

Читайте также:  Как делать анализ на английском

Основная цель практического тура олимпиады – определение уровня подготовленности участников к практической деятельности в сфере биологии. Учащиеся должны были продемонстрировать умение работы с микроскопом и приготовление микропрепарата, давать морфологическое, анатомическое и систематическое описание биологических объектов, проводить простейшие экспериментальные исследования.

На практическом туре школьникам следовало выполнить задания по нескольким разделам биологии. Мы приводим анализ выполнения заданий учащимися по темам «Морфологическое описание растения» (9 класс) и «Анатомический анализ органов растений» (11 класс).

По теме «Морфологическое описание растения» от учащихся требовалось:

1) дать подробную характеристику жизненной формы растения. Нужно понимать, что жизненная форма – это габитус, облик растения, формирующийся в онтогенезе под воздействием условий среды обитания. При описании жизненной формы указывают длительность жизни растения, тип нарастания и ветвления побегов, их пространственное положение. К подземным органам относятся не только корни, но и разнообразные видоизменения побегов. Грубейшая ошибка – назвать «стержневой корень». Корни у растений могут быть главный, придаточные и боковые, а стержневой или мочковатой может быть только корневая система;

2) характеристики цветка, соцветия и плода – важнейшие при описании покрытосеменных растений. Поэтому знание понятий «однодомное и двудомное растение», «простой и двойной околоцветник», типов соцветий и плодов – обязательно е условие ответов на олимпиаде.

Для выполнения задании практического тура по теме «Анатомический анализ органов растений» учащимся было предоставлено следующие оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвие, препаровальные иглы, раствор флороглюцина, концентрированная соляная кислота, раствор Люголя, фильтровальная бумага, кусочки корнеплода моркови, стакан с водой и объекты исследования: лист хлорофитума (задание – приготовить микропрепарат поперечного среза листа), лист пеларгонии (приготовить микропрепарат поперечного среза черешка листа), луковица лука репчатого (приготовить микропрепарат эпидермы сочной чешуи), побег элодеи (приготовить микропрепарат листа).

В методических рекомендациях к практическому туру в перечне объектов были указаны «кусочки пенопласта, клубня картофеля, сердцевины бузины». Однако, пенопласт плохо режется, он больше крошится. Клетки клубня картофеля заполнены крахмальными зернами. Если использовать его для приготовления срезов органов растений, то весь микропрепарат будет заполнен крахмальными зернами. Сердцевина бузины труднодоступная, т.к. бузина черная не везде растет. При приготовлении микропрепаратов срезов органов растений лучше использовать в качестве держателя нарезаемых объектов кусочки корнеплода моркови.

Приготовив микропрепарат, его нужно было окрасить соответствующим красителем. Флороглюцин в сочетании с концентрированной соляной кислотой применяют как основной реактив на одревеснение. В черешке листа пеларгонии хорошо сформирована склеренхима, которая при окрашивании видна в виде красного кольца.

Раствор Люголя (йод-йодид калия) – основной реактив на крахмал, а также на белки. На окрашенном раствором Люголя микропрепарате эпидермы сочной чешуи лука хорошо заметны ядра и цитоплазма.

В целом, большинство школьников успешно справилось с предложенными заданиями практического тура регионального этапа Всероссийской олимпиады по биологии.

Выражаем надежду, что проведенный анализ выполнения заданий практического тура поможет учесть допущенные ошибки и успешно провести подготовку школьников к следующей олимпиаде.

источник

Окружающий мир полон загадок. Многих школьников привлекает именно биология, поскольку данный предмет позволяет узнать не только о том, что нас окружает, но и о том, кем мы являемся. Ни для кого не секрет, что олимпиады являются неотъемлемой частью школьной программы. Они могут организовываться в рамках школы или всей страны.
Интеллектуальные соревнования подразумевает применение на практике всех полученных знаний. Если речь идет о простом конкурсе в школе, то будет достаточно использование знаний, полученных на уроках. Но как быть, если предстоит участвовать во всероссийском соревновании? Здесь без подготовки не обойтись. Давайте попробуем разобраться, как выучить весь необходимый материал, чтобы проявить себя с самой лучшей стороны.

Вряд ли сегодня можно найти человека, который обходится без всемирной паутины. Дети с малых лет умеют пользоваться интернетом, поэтому не стоит игнорировать современные технологии. Его можно использовать для саморазвития. Используйте следующие ресурсы для того, чтобы выиграть олимпиаду по биологии:

  • Элементы большой науки: данный портал позволяет знакомиться с пересказами важных научных работ. Также на сайте можно найти много полезной информации.
  • Биомолекула: научно-популярный ресурс, где размещаются новости науки. Здесь можно найти статьи, спецпроекты и обзоры на любо вкус.
  • Батрахоспермум: данный журнал предназначен для любознательных людей. Статьи читаются на одном дыхании, поскольку не требует мыслительных усилий. Стоит отметить, что виртуальный журнал затрагивает довольно необычные темы, которые вряд ли еще где-то поднимаются в таком же ключе.

В интернете можно найти много полезной информации. Выбирая олимпиаду, заранее продумайте, как будете к ней готовиться. Приложите максимум усилий, тогда Вы непременно останетесь довольны своим результатом.

Школьники должны уделять внимание и печатным изданиям. Рекомендуются следующие пособия:

  • «Evolution» D. Futuyama: в книге описаны палеонтология, биогенез, генетика, включая графики, таблицы и гистограммы. На первый взгляд книга может показаться сложной, но она крайне полезна для изучения.
  • «Гены, клетки» Б. Льюин: в пособие представлены данные о молекулярной и клеточной биологии и биохимии. Важно разобраться в таких процессах, как метаболизм, передача, реализация информации, передающейся по наследству. С книгой следует работать заранее, а не перед самым конкурсом.
  • «Анатомия позвоночных» А. Ромер и Т. Парсонс: в книге представлен материал не по классам животным, а по системам органов. С ее помощью можно многое узнать о позвоночных.

Также можно использовать множество полезный изданий. Выбор их просто огромен. Не знаете, что выбрать? Обратитесь за помощью к своему преподавателю.

Олимпиада – это всегда своеобразный стресс для любого участника. Для того, чтобы свести его к минимуму, рекомендуется заранее подготовиться к мероприятию. Некоторые школьники сравнивают интеллектуальные соревнования с ЕГЭ, отмечая, что в ходе решения заданий испытывают схожие чувства.
Хотите узнать, как подготовиться к олимпиаде по биологии? Для этого необходимо запастить терпением и выделить время на занятия. По возможности рекомендуется заниматься не только самостоятельно, но и вместе с преподавателем, который поможет разобрать олимпиадные задания прошлых лет. С их помощью можно будет понять, какие приблизительно задания могут встретиться на предстоящем мероприятии.
Стоит отметить, что олимпиада по биологии является отличным шансом проявить себя. Данная наука интересная, поэтом полученные знания можно будет применить и в дальнейшем. Хотите одержать победу в предстоящем конкурсе? Начните подготавливаться к нему не за день или неделю, а хотя бы за несколько месяцев.

В настоящее время востребованы онлайн конкурсы, принять участие в которых могут не только олимпиадники, но и все желающие. Они находятся в свободном доступе на соответствующих виртуальных ресурсах. Стоит отметить, что классифицируются они не только по школьным предметам, но и по возрасту (классу) учащихся. Не упускайте возможность проверить себя при помощи таких тестирований.
Хотите узнать, как готовиться к олимпиаде по биологии? Обратитесь, в первую очередь, к своему учителю, который предоставит учебные пособия и задания прошлых лет. Для более углубленного изучения материала можно использовать дополнительные источники информации – это могут учебники из библиотеки, статьи в интернете и так далее.
Заядлые олимпиадники могут использовать наш портал для того, чтобы проверить свои силы. Мы предлагаем огромное количество конкурсов и викторин на любой вкус. Там же можно решить олимпиаду по биологии, которая представляет собой вопросы с вариантами ответов. Они не отнимут много времени, но позволят объективно оценить свои возможности.

В статье мы подробно рассказали, как правильно подготовиться к любому интеллектуальному конкурсу. Хотите победить? Приложите максимум усилий для достижения поставленной цели. Уделяйте внимание подготовке, тогда все непременно получится. Можно самостоятельно заниматься или с учителем, также поможет помощь и одноклассников. Главное – это упорно заниматься для того, чтобы от проделанной работы были результаты.
Для победы в любом конкурсе нужно проявить себя лучше всех. Как это сделать? Надо приложить все свои усилия. На самом деле нет ничего сложного, если заранее подготовиться к выбранному конкурсу. Верьте в свои силы и в себя, успокойтесь и приступайте к решению заданий. В случае возникновения сложностей перечитайте вопрос, возможно, но просто сформулирован запутано, чтобы сбить Вас с толку. Желаем удачи на предстоящих конкурсах.

источник

Победа или призовое место в заключительном этапе Всероссийской олимпиады позволяет вне конкурса поступить в любой российский вуз на факультет, где предмет олимпиады — профилирующий. Например, победа в олимпиаде по биологии поможет поступить на медицинские, ветеринарные и другие естественно-научные факультеты.

При этом Всероссийская олимпиада по биологии — одна из самых сложных. Кроме теоретической части, в ней есть и практические задания, к которым почти не готовят в школе. Как подготовиться к практическому туру, какую теорию необходимо знать и какие ошибки бывают, рассказывает Вера Симакова, олимпиадный тренер по биологии Центра образования «Коалиция».

Хорошо справиться именно с практическим туром очень важно для победы в олимпиаде: на заключительном этапе он может принести столько же баллов, сколько теоретический. Практические задания не просто выходят за рамки школьной программы — это задания для 1-2 курсов биологического факультета. К ним всегда прилагается инструкция по выполнению, но без определённых навыков и опыта задание крайне сложно выполнить с первого раза за отведённое время.

Кабинеты для практических заданий готовят члены жюри — специалисты в определённой области биологии (зоологии позвоночных или беспозвоночных, анатомии или физиологии человека и так далее). Поэтому для эффективной подготовки необходимо привлекать преподавателей, также специализирующихся на этих темах и задачах.

Девятиклассников ждут кабинеты морфологии растений, зоологии беспозвоночных, анатомии человека, а на заключительном этапе также кабинет биосистематики.

Узнать, какие кабинеты предстоят на олимпиаде десятым и одиннадцатым классам, можно за неделю-две до регионального этапа и за два дня до заключительного. Но десятому классу стоит подготовиться к зоологии позвоночных, анатомии и физиологии человека, микробиологии и ботанике (морфологии, анатомии и физиологии растений). Одиннадцатый класс обычно ожидает ботаника (анатомия и физиология растений), биохимия, молекулярная биология, генетика, эмбриология и биология животных.

Требования к практическим навыкам растут с каждым этапом. На региональном этапе школьнику в кабинете зоологии беспозвоночных нужно классифицировать предложенное беспозвоночное животное, сделать биологический рисунок и отметить внутренние органы, а на заключительном этапе — уже самостоятельно произвести вскрытие.

В профильных классах в специализированных школах иногда изучают необходимые для подготовки к олимпиаде темы и проводят практические занятия, но таких школ — единицы. Даже в подобных случаях недостаточно просто изучать предмет углубленно, к олимпиаде нужно целенаправленно готовиться.

Существует много возможностей для подготовки к олимпиаде: специализированные кружки и курсы, сборы, выездные школы, летние практики, посещение зоомузеев и ботанических садов, участие в других рейтинговых олимпиадах («Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы», «Всесибирская олимпиада») и турнирах («Турнир юных биологов»).

Выездные школы и олимпиадные сборы помогут не только подтянуть практические навыки на профессиональном лабораторном оборудовании, но и дадут опыт полевой практики. А такие занятия непосредственно перед туром помогут быстро заполнить пробелы в знаниях и отточить умения, необходимые на практическом туре. Кроме того, в школе можно сосредоточиться на подготовке, не отвлекаясь на посторонние предметы, и лично обсудить сложные моменты с преподавателем. Общение с другими участниками также очень мотивирует и вдохновляет многих ребят.

На курсах можно в течение всего года планомерно готовиться по предмету, детально отрабатывать теорию и практику вместе с преподавателями. Курсы учат биологически мыслить, делать выводы из полученных данных, строить гипотезы и видеть межпредметные связи.

Поучаствовать в других конкурсах стоит, чтобы получить объективную оценку своей подготовки, найти пробелы в знаниях, расширить кругозор и потренировать смекалку.

Для высоких результатов очень важна непрерывная и комплексная подготовка. Возможные сценарии:

  • летняя выездная школа или летняя школьная практика + посещение очных курсов в течение года;
  • посещения ботанического сада и зоологического музея с изучением экспонатов + выездная школа или сборы непосредственно перед этапом.

Для девятиклассников задания теоретического тура базируются на разделах «Ботаника», «Зоология беспозвоночных», «Анатомия человека», «Биосистематика». Программу 10-11 классов дополняют темы из разделов «Анатомия растений», «Физиология растений», «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Молекулярная биология», «Микробиология», «Биохимия», «Генетика», «Эмбриология».

Важно изучать не только узкоспециализированную литературу, но и понимать общие закономерности. С этой задачей поможет справиться американский учебник «Campbell Biology» by Peter V. Minorsky, Michael L. Cain, Jane B. Reece, Lisa A. Urry and Steven A. Wasserman. В нём систематизированы современные знания по всем разделам биологии, есть понятные примеры и качественные иллюстрации.

Ещё один базовый учебник — «Биология в 3-х томах» Д. Тейлора, Н. Грина и У. Стаута. Заполнить пробелы в химии помогут учебники Н. Е. Кузьменко и В. В. Еремина «Начала химии» или «Профильный курс».

После основ можно углубиться в изучение более узконаправленной литературы по разделам.

  • Занимайтесь в течение всего года, а не только непосредственно перед этапом.
  • Тренируйтесь решать тесты на время.
  • Анализируйте вопросы, чтобы понять, как они составлены.
  • На выполнение каждого практического кабинета отводится всего 45 минут: учитесь работать быстро и технично не только головой, но и руками.
  • Анализируйте результаты, чтобы определить разделы, которые вызывают наибольшие трудности при решении.
  • Сначала выполняйте задания, в которых вы уверены, а непонятные оставляйте на потом. Затем пройдитесь по второму кругу, останавливая внимание на более сложных, но решаемых задачах. И так несколько кругов.
  • Ответы на вопросы сразу заносите в чистовик, чтобы не тратить время на переписывание. Время тура ограничено.
  • Последние минуты оставьте для ответов на оставшиеся задания методом «научного тыка». Никогда не оставляйте клетки пустыми, даже если не знаете ответ: за незаполненные клетки больше 0 баллов не получить, а если заполнить — всегда есть шанс угадать.
Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Составляйте план подготовки, используйте любые возможности для тренировки теоретических и практических навыков — сборы, курсы, выездные школы, кружки, экскурсии, другие олимпиады и турниры. У вас обязательно всё получится!

источник

С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей , позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления с 15.09.2016 по 18.10.2016 проводился школьный этап олимпиад среди учащихся 4-11 классов, проявляющих интерес к предметам гуманитарного цикла.

I ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей , позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления с 15.09.2016 по 18.10.2016 проводился школьный этап олимпиад среди учащихся 4-11 классов, проявляющих интерес к предметам гуманитарного цикла.

Основные цели проведения олимпиады:
— представление возможностей для развития и реализации образовательных потребностей учащихся в рамках учебного плана;

— выявление уровня сформированности образовательных потребностей учащихся в части научно-исследовательской деятельности;

— создание условий для допрофессиональной и профессиональной ориентации учащихся через развитие их интеллектуальных и творческих способностей.

— развитие познавательной активности учащихся; — привлечение учащихся к научно-исследовательской работе; — выявление наиболее способных учащихся для участия в окружных предметных олимпиадах

В I этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам гуманитарного цикла приняли участие 59 учащихся. В школе были проведены олимпиады по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, немецкому и английскому языкам.

Наибольшее количество участников было на олимпиаде по истории -31 человек.

Распределение участников школьного этапа

Всероссийской предметной олимпиады по предметам

Победителями и призёрами в I этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников

Олимпиада прошла организована, согласно графику проведения.

По сравнению с английским языком, где учащимся было предложено 3 задания, по немецкому языку учащиеся должны были выполнить от 5 до 7 заданий, начиная с 5 класса. Задания по аудированию для 5-6 классов были сложными. Также слишком объемными были тексты для понимания в 10- 11 классах. Не все олимпиадные задания соответствовали учебному плану. Был взят материал, который не изучался учащимися в этом году.

Анализируя проведение олимпиады по русскому языку можно сделать вывод, что предложенные задания в 5-11 классах соответствовали материалу учебной программе, творческие задания позволяют каждому проявить себя в удобной для него творческой работе. Обучающиеся справились.

Анализируя проведение олимпиады по литературе можно сделать вывод, что предложенные задания в 5-9,11 классах соответствовали материалу учебной программе. Содержание заданий соответствует учебному материалу. Задания выбраны оптимально.

Олимпиадные задания по истории составлены в соответствии с программными требованиями. Кроме заданий на знание фактического материала, учащимся были предложены задания на определение понятий и умение грамотно писать термины, с которыми обучающиеся справились.

Работа над ошибками, работа с хронологической последовательностью (даты, термины, выдержки из документов и т.д.), а так же интересные темы эссе.

Олимпиадные задания по обществознанию (тесты) в 10 классе были составлены по программе Л.В. Боголюбова. Темы, касающиеся познания не были рассмотрены на уроках и дополнительных занятиях по обществознанию. Но в целом учащиеся справились с предложенными заданиями успешно. Также были предложены задания на знание не только фактического материала. И логические задания и задания на определение понятий и умение грамотно писать термины.

Среди типичных ошибок общего характера, допущенных учащимися, можно назвать следующие:

1) ошибки, вызванные неумением четко следовать инструкциям;

2) ошибки, связанные с невнимательным прочтением вопросов в задании;

3) ошибки, допущенные в результате отсутствия умения работать в ограниченных временных рамках и распределять

усилия в соответствии с оставшимся временем.

При обучении письменной речи учителям необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в

котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.

источник

школьного этапа олимпиады школьников

Методические рекомендации составлены на основе Методических рекомендаций по разработке заданий для школьного этапа олимпиады школьников по биологии в 2010/2011 учебном году, составленных , и , которые утверждены на заседании МО «Человек-природа». (протокол от 06 октября 2011 г.).

Основными целями и задачами Олимпиады являются:

выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.

Школьный этап Олимпиады проводился по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады.

В школьном этапе Олимпиады принимали участие учащиеся 7 -11 классов, желающие участвовать в Олимпиаде. Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляло жюри в составе учителей предметников школы ( – учитель химии: – учитель физики; – учитель физики; – учитель биологии).

Школьная олимпиада школьников по биологии проводился в один тур, который является теоретическим.

Цель тура – определение теоретической подготовки участников Олимпиады.

Тестовые задания по биологии позволяли быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, то есть дало учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала.

Очень важным является подсчет результатов тестирования. Методика подсчета учитывало сложность теста (задания) и нацеливало учащихся на поиск правильного ответа, а не на попытку угадать его.

Методические материалы для проведения школьной олимпиады школьников по биологии содержит:

Часть I. Задание включает вопросы с выбором одного верного ответа из четырех.

Часть II. Предлагаются 5 тестовых заданий с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

Часть III. Задание на правильность суждений, с каждым из которых следует согласиться или отклонить.

Часть IV. Предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия между 1 и 2 столбцами.

Длительности тура 3 академических часа (180 минут) в 7 — 11 классах

Рекомендуемое количество заданий

Примерное количество заданий теоретического тура для школьного этапа исходя из длительности тура в 3 академических часа (180 минут).

В олимпиаде по биологии принимали 59 учащихсяклассов. С первой частью учащиеся справились. Показали знания по строению, жизнедеятельности и размножению растений, животных и человека; знают биологическую терминологию.

Затруднение вызвала часть 2 олимпиады. Таких заданий учащиеся не выполняли и навыков работы нет. В дальнейшей работе нужно вести такую форму работы в процесс обучения. Учащиеся плохо могут анализировать биологические процессы и явления; устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, между движущими силами, направлениями и результатами эволюции. Трудности вызвали задания с отрицанием, на установление соответствии объектов и процессов, их последовательности. Чтобы повысить уровень овладения такими видами учебной деятельности, как умение соотносить объекты и процессы, в них происходящие, необходимо научиться технологии их выполнения, больше времени уделять решению биологических задач.

При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности.

Так как принимало участие в олимпиаде по биологии недостаточное количество учащихся для выявления победителя, то были выявлены только призеры. Призерами стали: в 7 классе – Долгополова Александра (31б.): в 8 классе – Матюшенко Нина (43б.); в 9 классе – Горшкова Полина (79,5); в 10 классе – Кудина Юлия (96б) и в 11 классе – Запорожцева Кристина (120,5б).

Направлены на муниципальный этап олимпиады: (9а), Кудина Юлия (10а), Запорожцева Кристина (11а).

В олимпиаде по физике принимали участие 32 учащихся 7-11 классов. Для учащихся 7 классов тексты заданий составлялись на заседании МО, а для учащихся 8-9 классов были предложены тексты Департамента образования. Любое правильное решение задачи оценивалось в 5 баллов.

Задания включали задачи на темы:

1. определение скорости при равномерном движении

4. изменение агрегатных состояний вещества.

Во всех классах были экспериментальное задание.

В 8 классах наибольшее затруднение вызвала задача на определение температуры смеси и экспериментальная, в 9 классах – все 5 задач.

Сложность заданий предполагает большое число уроков в неделю. В 10 классе не изучалась тема «Изопроцессы».

Учащиеся 9-11 классах хорошо справились с экспериментальным заданием.

В результате проведения олимпиады 2 учащихся стали призерами. Победители школьного этапа Жученко Дмитрий 8 «А» (1 место по количеству баллов), Филимонова Карина (9»Б») и Суша Евгений (9 «А») (1 место по количеству баллов), Бабкова Юлия (10 «А») и Окунь Екатерина («А»), они были направлены на муниципальный этап олимпиады.

При подготовке учащихся по физике в дальнейшем следует обратить внимание на задания, основанные на решении с помощью логических операций, включающих в себя элементы статистики, комбинаторики, развивать навыки экспериментальных исследований.

источник

олимпиадных работ по русскому языку, литературе и МХК

школьного этапа Всероссийской олимпиады

Целью школьного этапа всероссийской олимпиады являлось:

— мотивация школьников к изучению различных предметов;

— оценка знаний и умений школьников по предметам;

— выявление способных, талантливых учеников в области данного предмета, с целью участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады школьников;

— индивидуальной работы с одаренными обучающимися.

20.10.2016г. в школе была проведена олимпиада по русскому языку среди учащихся 5-11классов.

Время выполнения работы –1 час.

Олимпиадная работа по русскому языку состояла из 10 заданий:

1.Переписать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(10б)

2.Указать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.(5б)

3.Расставить ударение в словах.(12б)

4.Определить род имен существительных.(22б)

5.Заменить фразеологизмы словами-синонимами.(4б)

6.Указать СС, в котором содержится слово в переносном значении.(1б)

7. Указать пример, который не является СС.(1б)

8. Указать СС, в котором неправильно определено главное слово.(1б)

9. Назвать древнейшие славянские азбуки.(1б)

10. Ответить, что означает букварь.(2б)

№ Ф.И.уч-ся класс Задания % вып.

1 Курбанов Р. 5 7 3 10 17 4 1 1 1 0 0 75% 44из 59 призер

2 Страшиков В. 5 6 4 8 0 0 0 0 0 0 0 31% 18 из 59 участие

Выводы: С олимпиадными заданиями на 75% справился Курбанов Р. показал хорошие знания по темам: орфоэпия, род имен сущ-х, фразеологизмы, синтаксис, проявив интерес к предмету.

Время выполнения работы –1 час.

В 7кл.-3ученика,выполняли-2. По уважительной причине отсутствовал -1уч.(Васильев З.)

Олимпиадная работа по русскому языку состояла из 10 заданий:

1.Переписать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(10б)

2.Указать слова, где ударение падает на последний слог.(5б)

3. Вставить пропущенные буквы и определить «лишнее» слово в каждом ряду.(15б)

4. Записать СС, вставив пропущенные буквы и объяснить свой выбор.(7б)

5.Сделать синтаксический разбор предложения и указать части речи.(5б)

6. Образовать от сущ-х форму родительного падежа множественного числа.(6б)

7. Расставить знаки препинания в простых предложениях и объяснить их постановку.(6б)

8. Заменить заимствованные слова русскими синонимами.(9б)

9. Поставить слова в форму творительного падежа и объяснить свой выбор.(10б)

10. Заменить слова фразеологизмами и объяснить происхождение(1-2 примера).(5б)

№ Ф.И.уч-ся класс Задания % вып.

1 Меклеев В. 7 6 5 7,5 2 0 5,5 1 2 2 0,5 40% 31,5из 78 участие

2 Шардаев А. 7 5 3 7,5 0 0 3,5 0 4 2,5 1,5 35% 27 из 78 участие

Выводы: учащиеся 7кл. показали очень плохие знания по темам: причастие, тире между подлежащим и сказуемым, сложное предложение.

Русский язык 6класс. Учитель Цетденова С.В.

Время выполнения работы – 1 час.

6 класс – в классе – 4 уч-ся, работу выполняли – 4.

Олимпиадная работа по русскому языку для 5,6 классов была одинакова и состояла из 10 заданий.

Максимальное количество баллов по русскому языку в 5, 6 классах – 59б.

Работа с текстом. Переписать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

Указать слова, в которых количество звуков и букв не совпадают.

Расставить ударение в словах.

Определить род имен существительных.

Заменить фразеологизмы словами – синонимами.

Указать словосочетание в переносном значении.

Указать пример, который не является словосочетанием.

Указать, в каком словосочетании неправильно определено главное слово.

Назвать, как правильно назывались древнейшие славянские азбуки.

Что обозначает слово букварь.

Результаты олимпиадных работ:

уч-ся Выполнение работ % вып Баллы Результат

1 Мухлаев М. 5б. 3б. 7б. 15б. 4б. 1б. 1б. 1б. 1б. 0б. 63 38б участие

2 Хечиева С. 10б 5б. 10б. 19б. 4б. 1б. 1б. 1б. 2б. 1б. 90 54б победитель

3 Эрдниев С. 6б. 3б. 9б. 20б. 4б. 1б. 0б. 1б. 1б. 0б. 76 45б участие

Учащиеся 6 класса обладают орфографической и пунктуационной зоркостью, лишь 1 учащаяся Хечиева С. сумела правильно расставить знаки препинания в тексте (№1), получив максимальный балл 10 из 10баллов. С олимпиадными заданиями по русскому языку справились, проявив интерес к предмету.

Читайте также:  Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу

Просмотр содержимого документа
«Анализ олимпиадных работ по предметам гуманитарного цикла за 2016-17 учебный год.»

олимпиадных работ по русскому языку, литературе и МХК

школьного этапа Всероссийской олимпиады

Целью школьного этапа всероссийской олимпиады являлось:

— мотивация школьников к изучению различных предметов;

— оценка знаний и умений школьников по предметам;

— выявление способных, талантливых учеников в области данного предмета, с целью участия в муниципальном туре всероссийской олимпиады школьников;

— индивидуальной работы с одаренными обучающимися.

20.10.2016г. в школе была проведена олимпиада по русскому языку среди учащихся 5-11классов.

Время выполнения работы –1 час.

Олимпиадная работа по русскому языку состояла из 10 заданий:

1.Переписать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(10б)

2.Указать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.(5б)

3.Расставить ударение в словах.(12б)

4.Определить род имен существительных.(22б)

5.Заменить фразеологизмы словами-синонимами.(4б)

6.Указать СС, в котором содержится слово в переносном значении.(1б)

7. Указать пример, который не является СС.(1б)

8. Указать СС, в котором неправильно определено главное слово.(1б)

9. Назвать древнейшие славянские азбуки.(1б)

10. Ответить, что означает букварь.(2б)

Выводы: С олимпиадными заданиями на 75% справился Курбанов Р. показал хорошие знания по темам: орфоэпия, род имен сущ-х, фразеологизмы, синтаксис, проявив интерес к предмету.

Время выполнения работы –1 час.

В 7кл.-3ученика,выполняли-2. По уважительной причине отсутствовал -1уч.(Васильев З.)

Олимпиадная работа по русскому языку состояла из 10 заданий:

1.Переписать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.(10б)

2.Указать слова, где ударение падает на последний слог.(5б)

3. Вставить пропущенные буквы и определить «лишнее» слово в каждом ряду.(15б)

4. Записать СС, вставив пропущенные буквы и объяснить свой выбор.(7б)

5.Сделать синтаксический разбор предложения и указать части речи.(5б)

6. Образовать от сущ-х форму родительного падежа множественного числа.(6б)

7. Расставить знаки препинания в простых предложениях и объяснить их постановку.(6б)

8. Заменить заимствованные слова русскими синонимами.(9б)

9. Поставить слова в форму творительного падежа и объяснить свой выбор.(10б)

10. Заменить слова фразеологизмами и объяснить происхождение(1-2 примера).(5б)

Выводы: учащиеся 7кл. показали очень плохие знания по темам: причастие, тире между подлежащим и сказуемым, сложное предложение.

Русский язык 6класс. Учитель Цетденова С.В.

Время выполнения работы – 1 час.

6 класс – в классе – 4 уч-ся, работу выполняли – 4.

Олимпиадная работа по русскому языку для 5,6 классов была одинакова и состояла из 10 заданий.

Максимальное количество баллов по русскому языку в 5, 6 классах – 59б.

Работа с текстом. Переписать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

Указать слова, в которых количество звуков и букв не совпадают.

Расставить ударение в словах.

Определить род имен существительных.

Заменить фразеологизмы словами – синонимами.

Указать словосочетание в переносном значении.

Указать пример, который не является словосочетанием.

Указать, в каком словосочетании неправильно определено главное слово.

Назвать, как правильно назывались древнейшие славянские азбуки.

Что обозначает слово букварь.

Результаты олимпиадных работ:

Учащиеся 6 класса обладают орфографической и пунктуационной зоркостью, лишь 1 учащаяся Хечиева С. сумела правильно расставить знаки препинания в тексте (№1), получив максимальный балл 10 из 10баллов. С олимпиадными заданиями по русскому языку справились, проявив интерес к предмету.

Русский язык 11класс. Учитель Цетденова С.С.

11 класс – в классе – 3 уч-ся, работу выполняли – 3.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10, 11 классов была одинакова и состояла из 11 заданий.

Время выполнения работы – 3 часа.

Максимальное количество баллов по русскому языку в 10, 11 классах – 73б.

В приведенных предложениях найти и исправить речевые ошибки и стилистические недочеты.

Определить синтаксическую функцию выделенных слов.

В приведенных предложениях указать типы придаточных предложений, определить, в каких случаях ЧТО является союзом и в каких союзным словом.

К устаревшим словам ПЕРСТЫ, КОЛО, ЧАЯТЬ подобрать родственные слова, активно пользующиеся в наше время.

Указать, в каких значениях употреблены выделенные слова.

Указать разницу между словами СПОНСОР и МЕЦЕНАТ.

Найти фразеологизмы и указать их значение.

Подчеркнуть грамматические основы в предложениях.

Образовать форму множественного числа родительного падежа имен сущ-ных.

Дать толкование слову ПЕРИФРАЗА. Указать, какие перифразы обычно употребляются, когда мы говорим о Пушкине.

Написать сочинение по цитате Л.Н.Толстого «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». Объем сочинения от 70 до 100 слов.

Результаты олимпиадных работ:

Учащиеся 11 класса показали прочные знания по русскому языку. В задании № 11 сочинении по цитате раскрыли соответствие темы, аргументированно раскрыли материал, логично, последовательно изложили, соблюден алгоритм написания сочинения, абзацное членение.

Общие результаты олимпиадных работ по русскому языку:

19.10.2016г. в школе была проведена олимпиада по литературе среди учащихся 5-11классов.

Литература 5кл.Учитель Четырова С.С.

В 5кл.-2ученика, выполняли-1уч.

Олимпиадная работа по литературе состояла из 2 заданий.

Время выполнения работы –2 час. Количество баллов-50: 30 за первое задание; 20 за второе задание.

Сочинить небольшую авторскую сказку на тему «Литературная страна». Ее герои – персонажи известных произведений, которые могут перемещаться во времени или встречаться друг с другом. Например, «Дядя Степа – милиционер» С.В.Михалкова или «Незнайка на Луне» Н.Н.Носова. Данные герои могут неожиданно оказаться в XXI в. среди нас. Объем произведения – 1,5-2 тетрадные страницы.

Написать небольшой текст выступления на одну из предложенных тем: «Книга – замечательный друг (помощник, советчик)» или «Наша школьная библиотека». Объем – 1 тетрадная страница.

Результаты олимпиадных работ:

Учащийся Курбанов Р. не справился с заданием №1. Работа содержала пересказ сказки «Иванушка-дурачок». Задание №2 учащийся не выполнял.

7класс.Учитель Четырова С.С.

В 7кл.-3ученика, выполняли -3уч.

Олимпиадная работа по литературе состояла из 2 заданий.

Время выполнения работы –3 час. Количество баллов-50: 30 за первое задание; 20 за второе задание. Объем рассказа- 1,5-2 тетрадные страницы.

Задание №1.Написать рассказ о своем лучшем друге (подруге).

Задание №2. Написать текст выступления на школьной ученической конференции, посвященной Году литературы в России на одну из предложенных тем: «Как открыть для себя книжный мир» или «Любимые книги моей семьи». Объем-1-1,5 тетрадные страницы.

Результаты олимпиадных работ:

Учащийся Шардаев А. задания олимпиады не выполнил. Меклеев В. и Васильев З. не справились с заданием №1, написали рассказы не соответствующие теме. Второе задание не выполняли.

Литература 6класс. Учитель Цетденова С.В.

Время выполнения работы – 3 часа.

Максимальное количество баллов – 50б.

6 класс – в классе – 4 уч-ся, работу выполняли – 3, Корсиков Д. отсутствовал.

Олимпиадная работа по литературе состояла из 2 заданий.

Сочинить небольшую авторскую сказку на тему «Литературная страна». Ее герои – персонажи известных произведений, которые могут перемещаться во времени или встречаться друг с другом. Например, «Дядя Степа – милиционер» С.В.Михалкова или «Незнайка на Луне» Н.Н.Носова. Данные герои могут неожиданно оказаться в XXI в. среди нас. Объем произведения – 1,5-2 тетрадные страницы.

Написать небольшой текст выступления на одну из предложенных тем: «Книга – замечательный друг (помощник, советчик)» или «Наша школьная библиотека». Объем – 1 тетрадная страница.

Результаты олимпиадных работ:

Учащиеся 6 класса раскрыли свой творческий потенциал. Работы Мухлаева М., Эрдниева С. включала в себя логичность и последовательность темы, интересный сюжет, персонажи, которые были показаны в действии, но наряду с положительными сторонами сказок, не наблюдались абзацное членение, аргументированность раскрытия темы, небольшой объем сочинения текста.

Сказка Хечиевой С. «Приключения Незнайки, Винни пуха и Иванушки — дурачка» соответствовала предложенной теме, были приведены аргументы, сюжет и композиция были раскрыты последовательно, логично. Для большей выразительности были применены эпитеты, метафора. Объем сочинения был выдержан, наблюдалось абзацное членение.

Работа Эрдниева С. сказка «Приключения Незнайки» соответствовала предложенной теме, были приведены аргументы, сюжет и композиция были раскрыты последовательно, логично. Для большей выразительности были применены эпитеты, метафора. Объем сочинения был выдержан, наблюдалось абзацное членение.

Работа Мухлаева М. не полностью раскрыла творческий потенциал обучающегося. Его работа была очень маленькой по объему, нет последовательности излагаемых мыслей, все сумбурно и не логично. Нет творчества в двух работах.

Работа Хечиевой С. по теме «Книга – замечательный друг» была более подробной, соответствующей теме. Работа выдержана в публицистическом стиле, жанр стиля – сообщение. Также было применено умение соотносить теоретико – литературные понятия с заданной темой, были применены по содержанию цитаты. Работа полная, логически правильно построенная, орфографические и пунктуационные ошибки минимальные. Сообщение соответствовала заданной теме.

Работа Эрдниева С. по теме «Книга – замечательный друг» соответствовала заданной теме. Была раскрыта тема, в работе использованы цитаты, уместные поговорки. Работа включала соответствие и раскрытие теме, умение применить жанр публицистики – доклад, алгоритм выступления был выдержан.

Литература 11класс Учитель Цетденова С.В.

11 класс – в классе 3 уч-ся, работу выполняли 3.

Олимпиадная работа по литературе в 11 классе состояла из 2 заданий.

Максимальное количество баллов – 50б.

Написать проблемный очерк по теме «Какие произведения современных писателей могут стать классикой русской литературы и почему?».

Написать словарную статью о таких понятиях как вечные темы и вечные образы в литературе.

Учащаяся 11 класса Цетденова Э. в своей творческой работе привела автора, названия произведений: М.Булгакова «Мастер и Маргарита», А. Куприн «Олеся», рассказы И.Бунина, раскрыв значимость и актуальность для будущих поколений. На своем отношении к автору и его произведениям показала отношение молодежи, сумев прочувствовать авторское отношение и отношение собственное. Каждый из них, как считает Злзята, по- своему раскрыл наиболее важные проблемы нашего времени: противостояние Добра и Зла, исторические события прошлого и настоящего, поэтическое отображение природы и народной культуры.

Таким образом, работа построена в жанре сообщения, мысли и синтаксические конструкции правильно и грамотно построены, соблюдены орфографические и пунктуационные правила, логичность и последовательность изложенных мыслей.

Работы Эрднеевой Е., Насуновой А. не раскрыты полностью, нет аргументов, обоснований для интересного сообщения.

Во 2-м задании 3 обучающихся постарались раскрыть заданную тему, подобрав литературоведческие термины, факты по истории литературы, авторов и названия произведений. Смогли дать свою точку зрения на такие понятия как вечные образы в литературе, как образ Наташи Ростовой, Андрея Соколова и т.д., вечные темы – тема Добра и Зла, противоборство разума и чувств, тема любви, предательства и т.д.

Результаты олимпиадной работы:

Таким образом, учащаяся 11 кл. Цетденова Э. раскрыла свои знания в 2 заданиях, раскрыв полностью заданные темы, применив литературоведческие термины, произведения, авторов; ее работа отличалась грамотной конструкцией предложений, осмысленностью, аргументацией, размышлениями.

Общие результаты олимпиадных работ по литературе:

МХК 11класс. Учитель Четырова С.С.

В 11кл.-3 ученика, выполняли-3 уч.

Олимпиадная работа по МХК состояла из 8 заданий.

Время выполнения работы –4 час. Количество баллов-256 б.

1 задание -установить соответствие между направлениями в искусстве и их

2 задание – установить соответствие между понятиями и определениями.

3 задание – рассмотрев репродукцию картины, написать ее название и автора; написать не менее 10 сс, которые наиболее ярко характеризуют эмоциональное содержание картины; перечислить другие картины данного автора.

4 задание – по данной репродукции картины калмыцкого художника Г.О.Рокчинского, написать название картины и раскрыть в 10-15 предложениях свое эмоциональное отношение к картине.

5 задание – прочитать текст, рассмотреть репродукцию картины, назвать картину и ее автора, написать небольшое сочинение- размышление о том, почему эту картину назвали «иконой 20в. с отрицательным знаком» и какое предупреждение, на ваш взгляд, кроется в ее изображении.

6 задание – рассмотрев репродукцию картины И.И.Левитана «Большая дорога» и «Большая дорога. Осенний солнечный день», напишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся эти произведения; написать к каждой картине 10 прилагательных, которые наиболее отражают эмоционально-художественное содержание картин; ответить, как вы понимаете художественный смысл этих картин, написать в 15-20 предложениях отзыв об этих картинах.

7 задание- найти лишнее слово или сс в каждой строке и вычеркнуть его и кратко пояснить свое решение.

8 задание- написать эссе «Язык камня» по мотивам мифа о Данае и Данаидах и скульптуры О.Родена «Данаида» (15-20предложений).

Выводы: в целом процент выполнения работ учащихся очень низкий, никто из учащихся не достиг и 50%. Учащиеся не ответили, по-моему мнению, даже на легкие вопросы: написать (10 прилаг-х, сс) к картине, которые наиболее отражают эмоционально-художественное содержание, написать отзыв к картине, не ответили, что такое мозаика, фреска, витраж.

Английский язык .Учитель Давыдова Л.Б.

Школьный этап ВОШ по английскому языку был проведен в МКОУ «Цаган-Уснская СОШ» 17 октября 2016 года. Обучащимся 5-11 классов были предложены задания, разработанные предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады.

Результаты олимпиады: 5-6 классы -68 баллов,7-8 классы-41 балл, 9-11 классы-73 балла.

источник