Меню Рубрики

Как провести анализ коммерческой деятельности предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Показатели Предыдущий период (2002 г.), тыс. р. Отчетный период (2003 г.), тыс. р. Отклонения, тыс. р. Темпы роста, %
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акци­зов и иных аналогич­ных обязательных платежей) 1177 2927 +1750 248,68
2. Себестоимость про­данных товаров, про­дукции, работ, услуг 587 1129 +542 192,33
3. Валовая прибыль 590 1798 +1208 304,75
4. Коммерческие рас­ходы 506 955 +449 188,74
5. Прибыль от продаж 84 843 +759 1003,57
6. Прибыль до налого­обложения 182 843 +661 463,19
7. Чистая прибыль 136 770 +634 566,18
8. Среднегодовая стоимость основных средств 448 799 +351 178,35
Показатели Предыдущий период (2002 г.) Отчетный период (2003 г.) Отклонения Темпы роста, %
1. Фондоотдача 1,31 1,41 +0,1 107,63
2. Фондоемкость 0,76 0,71 -0,05 93,42
3. Оборачиваемость активов, оборот 2,63 3,66 +1,03 139,16
4. Рентабельность про­даж, % 7,14 28,8 +21,66 403,36
5. Экономическая рен­табельность (рента­бельность активов), % 18,75 105,51 +86,76 562,72

Плановые объемы по­ставки, V план.

Фактические объемы по­ставки, V факт. (л) Отклонения фактиче­ских объемов поставки от плановых, (л) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 100 155 190 200 145 100 150 190 200 140 -5 -5 2 100 155 190 200 145 90 160 190 190 150 -10 5 -10 5 3 100 155 190 200 145 110 155 180 200 150 10 -10 5 4 100 155 190 200 145 70 155 200 210 140 -30 10 10 -5 5 100 155 190 200 145 100 140 210 200 145 -15 20 6 100 155 190 200 145 130 170 170 200 145 30 15 -20
Коэффици­енты Значения коэффициентов Оценка ритмичности
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Вариации, Квар 0,074 0,024 0,029 0,011 0,011 Не ритм Не ритм Не ритм Не ритм Не ритм
Ритмичности, Критм 0,93 0,97 0.97 0,99 0,98
Аритмичности, Каритм 0,13 0,04 0,05 0,02 0,02
Критерий выбора поставщика Удельный вес крите­рия Оценка значения критерия по десяти­балльной шкале у данного поставщика Произведение удельного веса кри­терия на оценку
1. Надежность поставки 0,30 8 2,4
2. Цена 0,25 10 2,5
3. Качество то­вара 0,15 9 1,35
4. Условия пла­тежа 0,15 6 0,9
5. Возможность внеплановых по­ставок 0,10 7 0,7
6. Финансовое состояние по­ставщика 0,05 9 0,45
Итого: 1,00 8,3
Критерии выбора поставщика Поставщики
«Аквалей» «Coca-cola» «Pepsi» «Леда»
1. Надежность поставки 2,4 2,4 1,8 1,8
2. Цена 2,5 2 2,25 1,5
3. Качество товара 1,35 1,35 1,2 1,05
4. Условия платежа 0,9 0,9 1,2 1,05
5. Возможность внеплановых по­ставок 0,7 0,6 0,8 0,4
6. Финансовое состояние постав­щика 0,45 0,3 0,45 0,3
Итого: 8,3 7,55 7,7 6,1

Газированная вода в банках 0,33 л

Широта ассортимента Насыщенность ассортимента Глубина ассортимента
1 2 3
Алкогольные напитки
Наименование товарных групп Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов
«Взыскательные потреби­тели» «Потребители, ориенти­рующиеся на качество то­вара»
Алкогольные напитки Ассортимент практически соответствует запросам по­требителей. Большой выбор алкогольных напитков. Каж­дая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте. Ассортимент практически соответствует запросам по­требителей, которые пред­почитают качественную продукцию. Для потребите­лей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых катего­риях. Каждая товарная под­группа очень глубоко пред­ставлена в ассортименте магазина.
Безалкогольные напитки Соответствие среднее. Представлен очень широкий ассортимент различных без­алкогольных напитков, ко­торые способны удовлетво­рить самый взыскательный вкус. Ассортимент практически соответствует запросам по­требителей. В магазине представлен широкий ас­сортимент безалкогольных напитков от различных производителей по различ­ным ценам.
Шоколад Ассортимент практически соответствует запросам по­требителей. Большой выбор как импортной, так и отече­ственной продукции. Ассор­тимент представлен широко распространёнными мар­ками. Ассортимент практически соответствует запросам по­требителей. Качество това­ров высокое. Популярные модели представлены глу­боким ассортиментом на любой вкус.
Наименование товаров (то­варных групп) Объем продажи, тыс. руб.
Темп роста, %
Шоколад 5100 6700 131,37
Алкогольные напитки 12000 26500 220,83
Безалкогольные напитки 7800 12300 157,69
Наименование товара (то­варной группы) Объем продаж, тыс. руб.
Критерий конкурента Характеристика и оценка фактического со­стояния по 10 бальной шкале
Конкурент №1 Конкурент №2 Конкурент №3
«От заката до рассвета» «Дубки» «Березки»
1. Использование конкурентом методов конкурентной борьбы 4 3 4
2. Доля рынка 6 4 2
3. Перспективы развития 3 2 7
4. Местонахождение 3 3 3
5. Производственные возмож­ности 6 3 4
6. Цены, ценовая политика, ка­чество, упаковка товара. 9 3 2
7. Финансовое состояние 4 3 6
8. Доля собственного капитала 9 8 7
9. Реклама нового товара 3 3 6
Итого 47 32 41
Факторы конкурентоспособно­сти «Вик­тор» Конкуренты
«От заката до рас­света» «Дубки» «Березки»
1. Имидж фирмы 4 3 3 4
2. Ассортимент 5 5 3 4
3. Цена 5 5 2 5
4. Соответствие потребностям покупателей 5 5 3 2
5. Методы стимулирования 4 1
6. Средства рекламных комму­никаций 3 1 3
7. Режим работы и его соответ­ствие требованиям покупателей 4 5 5 4
8. Местонахождение 3 3 3 3
9. Уровень культуры обслужи­вания 5 1 3
10. Форма продажи или каналы сбыта 4 2 3 3
Всего 43 31 23 31

На выходе 2-3 варианта реализации концепции ООО «Виктор» в форме его технологической схемы (схемы расстановки оборудования в магазине), являющейся заданием на проектирование и по­ставку оборудования. В схемах также учитываются (помимо концепции) со­временные технологии мерчандайзинга и логи­стики. По предлагаемому торговому оборудованию производится оптимизация по принципу: цена-каче­ство.

Наименование вида работы Содержание работы Достигаемые результаты по достижению этапа
1 2 3
1 этап. Концепция создания высокоприбыльного торгового предприятия
1.1.Маркетинго­вое исследование потребительского рынка района рас­пространения влияния ООО «Виктор» Анализируется общее со­стояние потребительского рынка, тенденции его раз­вития, изучается район окружения мага­зина, выявляются мага­зины-конкуренты, анали­зируются параметры их конкурентоспособности (торговая площадь, ши­рота и глубина ассорти­мента, ценовая политика, предоставляемые виды дополнительных услуг и т.д.). На фоне конкурентов происходит тестирование ООО «Виктор». Определяется круг основ­ных конкурентов ООО «Виктор», по ключевым показателям тестируется его конкурентоспособ­ность. Формируются ос­новные рыночные пара­метры для разработки бу­дущей концепции разви­тия магазина.
1.2.Описание технических харак­теристик ООО «Виктор» Дается краткое описание фасада и интерьера ООО «Виктор», его площадных параметров, планировки, коммуникаций и оборудо­вания. Приводится оценка этих характеристик. Подготавливается основа для выявления техниче­ских ограничений в ООО «Виктор», оказывающих влияние на разработку его концепции.
1 2 3
1.3.Обзор совре­менных типов тор­говых предприятий, форм и технологий торговли. Приводится краткая клас­сификация торговых пред­приятий, форм и техноло­гий торговли, рассматри­ваются их особенности и специфика. Подготавливается основа для оптимального выбора формата ООО «Виктор» и разработки его концепции.
1.4.Концепция раз­вития ООО «Вик­тор» Дается словесное описа­ние ООО «Виктор»: его тип, покупательская, то­варная ориентация, опре­деля­ются ос­новные ассор­ти­ментные группы, назна­чаются широта и глубина ассор­тимента и виды до­полни­тельных произ­водств и ус­луг. Произво­дится сег­мен­тация потре­бителей, опре­деля­ется ре­жим ра­боты, цено­вая по­литика, подби­ра­ются тор­говые техноло­гии и формы тор­говли. Дается описание необхо­димых к внедрению ори­гинальных «изюми­нок». Формиру­ются тре­бования к расста­новке оборудова­ния. За­даются моменты по оформлению. Концепция развития мага­зина является основным руководящим документом и обычно служит техниче­ским заданием для проек­тировщиков при реконст­рукции. Концепция слу­жит основой высокой кон­курентоспособности и прибыльности ООО «Вик­тор», устойчивости его на рынке, стабильности по­лучаемых доходов, быст­роты «раскрутки» на рынке.
1 2 3
1.5.Исследование технологических характеристик ООО «Виктор» Дается краткая классифи­кация площадей, приво­дятся нормативные и фак­тические характеристики помещений. Дается их сравнительная оценка и назначаются пути оптими­зации. Подготавливается основа для разработки в соответ­ствии с концепцией техно­логической схемы ООО «Виктор».
1.6.Технологиче­ская схема ООО «Виктор» Дается классификация зон торгового зала, общие сведения об оценке эф­фективности использова­ния торговых площадей. Определяются основные нормативы и требования расстановки в зале торго­вого оборудования. При­водятся технологические схемы со специ­фикацией оборудования, экспликацией помещений, перечень возможных по­ставщиков оборудования, сравнительный анализ предложенных в работе технологических схем, а также необходимые пояс­нения к вариантам плани­ровок.
1 2 3
2этап. Разработка организационной схемы управления ООО «Виктор» и ме­роприятий по совершенствованию организации работы.
2.1.Разработка эффективной сис­темы управления Дается краткий критиче­ский анализ существую­щей схемы управления, приводится информация о новых эффективных схе­мах управления, которые используют лучшие пред­приятия торговли России и мира. Проводится разра­ботка эффективной схемы управления. Разработанная организа­ционная схема управления позволяет организовать эффективное управление с учетом мирового и рос­сийского опыта в этой об­ласти.
2.2.Определение штата и основных функциональных обязанностей пер­сонала Определяются оптималь­ный штат персонала, ос­новные функциональные обязанности (или разраба­тываются должностные инструкции для персо­нала), дается матрица рас­пределения полномочий и ответственности между работниками. Является основой для раз­работки положения об оп­лате труда и стимулирова­ния работников магазина. Руководитель предприятия получает современную систему управления каче­ством и количеством труда на предприятии.
1 2 3
2.3.Разработка эффективной сис­темы оплаты труда и стимулирования Дается критический ана­лиз существующей сис­темы оплаты труда и мо­тиваций, приводится крат­кий обзор достижений в этой области в РФ и мире, дается разработка наиболее эффективной системы оплаты труда и стимулирования персо­нала. Является основой для раз­работки положения об оп­лате труда и стимулирова­ния работников. Руково­дитель предприятия полу­чает современную систему управления качеством и количеством труда на предприятии.
2.4.Разработка мероприятий по построению плана рекламной страте­гии Даются цели, задачи и ос­новные принципы рек­ламы, особенности плана и рекомендуемые этапы рекламной стратегии. Является основой для соз­дания плана рекламной стратегии. Позволяет в наиболее краткий срок внедрить разработанные рекомендации и добиться высокоприбыльной ра­боты.
2.5.Разработка рекомендуемой но­менклатуры това­ров Разрабатывается в печат­ном или электронном виде полная номенклатура то­варов, рекомендуемых к продаже. В нем выделя­ются основные и второ­степенные товарные пози­ции. Отмечается спектр наиболее популярных и ходовых продуктов. Для работы торгово-управленческого персо­нала готовый многостра­ничный документ (инфор­мационная база), позво­ляющий управлять широ­той и глубиной ассорти­мента, оптимизировать его по различным характери­стикам.
1 2 3
2.6.Оформление торгового зала. Мерчандайзинг. Профессиональные советы продавцам. Даются рекомендации по внутреннему информаци­онному оформлению тор­гового зала. Даются мате­риалы по экспресс-обуче­нию продавцов некоторым основам профессиональ­ной деятельности (искус­ство выкладки товара, эф­фективное использование площадей торгового зала, использование программ по продвижению товара, дается методика аттеста­ции продавцов и т.д.). Приводятся рекомендации по психологической «на­стройке» продавцов на по­купателя. Является инструкцией по применению современных технологий по организа­ции, способам выкладки товаров и информирова­нию покупателей. Допол­нительно даются готовые «Памятки» для продавцов двух типов: «Профессио­нальные советы продавцу» и «Психологическая «на­стройка» продавца».
2.7.Выбор по­ставщиков, реко­мендации по орга­низации работы с поставщиками Подбираются наиболее крупные и известные по­ставщики товаров по раз­личным группам и реко­мендуются принципы ор­ганизации работы с ними. Даются координаты ме­стонахождения поставщи­ков. Для работы торгово-управленческого персо­нала готовый многостра­ничный документ, позво­ляющий оптимизировать выбор основных постав­щиков товаров.
2.8.Разработка рекомендаций по системе предот­вращения потерь и безопасности Рассматриваются общие моменты потерь, возни­кающих в ООО «Виктор», приводятся классификация потерь и существующие способы борьбы с ними. Разрабатываются основы программы предотвраще­ния потерь. Дается основа для разра­ботки Программы по пре­дотвращению потерь и безопасности. Предостав­ляются типовые внутрен­ние документы по данной программе. Внедрение данной программы позво­ляет минимизировать по­тери (включая недостачи) до уровня 0,1-0,5% от то­варооборота.

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2000.

2. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. — М.: Дело и сервис, 2002.

3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельно­сти предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2002.

4. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры и задачи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъ­екта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельно­сти предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2002.

7. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. — М.: Финансы и стати­стика,1998.

8. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. — М.: Экономика, 1996.

9. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практический курс. — М.: Дело и сервис,2002.

10. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. — М.: ИНФРА-М, 1997.

11. Панкратов Ф.Г., Серегина К.К. Коммерческая деятельность. — М.: ИНФРА-М, 1998.

12. Риполь-Сараюси Ф.Б. Основы финансового анализа и управленческого ана­лиза. — М.: Приор, 2000.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб­ник. – М.: ИНФРА–М, 2002.

14. Труханович Л.В., Щур Д.Л. Проверка торгового предприятия. — М.: Дело и сервис, 2002.

15. Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассорти­мента продукции. — Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», №6 (36) — 2001.

16. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельно­сти предприятий торговли. — Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4 — 2000.

источник

Комплексный экономический анализ и оценка коммерческой деятельности торгового предприятия представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности.

Анализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

В процессе анализа выявляются резервы, причинно-следственные связи и факторы, которые можно использовать для роста эффективности деятельности фирмы.

Обобщенно задачи анализа можно сформулировать как: процессы наблюдения, изучения, оценки состояния, нахождения и мобилизации резервов и факторов развития производства, реализации и потребления продукции (работ, услуг).

Все объекты анализа отображаются системой показателей, которые классифицируются в следующие группы:

– количественные и качественные;

– абсолютные и относительные;

– плановые, нормативные, учетные, отчетные, аналитические.

Система показателей анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

1. Показатели, характеризующие ресурсы:

— материальные ресурсы (материалоемкость, материалоотдача);

— трудовые ресурсы (среднесписочная численность работников, расходы на оплату труда);

— финансовые ресурсы (основные фонды – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность; оборотные средства – оборачиваемость оборотных средств).

2. Показатели, характеризующие затраты:

— общая сумма издержек обращения;

— уровень издержек обращения.

3. Показатели, характеризующие результаты:

— объем и структура товарооборота;

— показатели, характеризующие финансовое состояние (ликвидность, финансовая устойчивость, платежеспособность).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей.

1. Эффективность использования основных фондов(ОПФ).

2. Эффективность использования оборотных средств.

3. Эффективность использования трудовых ресурсов.

4. Эффективность текущих затрат.

5. Рентабельность — относительный показатель, характеризующий доходность предприятия.

6. Ликвидность предприятия — степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность какого-либо актива обусловлена способностью его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности – продолжительность периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Ликвидность подразумевает наличие у фирмы оборотных средств, теоретически достаточных для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения.

Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Ликвидность предприятия можно оперативно оценить, используя коэффициенты ликвидности.

Коэффициент покрытия характеризует отношение мобильных (оборотных) средств к краткосрочной задолженности

Коэффициент абсолютной ликвидности отражает отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам

Коэффициент быстрой ликвидности характеризует отношение ликвидных активов (денежных средств и дебиторской задолженности) к краткосрочной задолженности

Для состояния фирмы, считающегося благополучным, коэффициент покрытия превышает 2, коэффициент абсолютной ликвидности – более 0,2, а коэффициент быстрой ликвидности должен быть более 1.

Обобщающим показателем ликвидности для торговой организации является достаточность (недостаток) источников средств для формирования товарных запасов. Поэтому анализ допустимо проводить либо только по величине товарных запасов, либо по итогу раздела II баланса «Запасы и затраты».

Показатели абсолютной и быстрой ликвидности являются второстепенными для торговой организации. Между тем различные показатели ликвидности отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Например, для поставщиков наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности, а для банка, предоставляющего кредит, – коэффициент быстрой ликвидности.

Тема 17 Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Процесс управления экономикой предприятия всегда ориен­тирован на будущее, поскольку коммерческая деятельность лю­бого предприятия является целесообразной. В связи с этим одной из ключевых функций менеджмента является планирование как система подготовки управленческих решений, определяющих развитие экономики предприятия в ближайшей и долгосрочной перспективе. Подготовка управленческих решений включает поста­новку целей и необходимых для их достижения мероприятий в рам­ках имеющегося или создаваемого потенциала предприятия.

В современных экономических условиях необходимость внутрифирменного планирования обусловлена следующими факторами: высокая степень концентрации капитала и услож­нение форм деятельности торговых предприятий; неопределен­ность будущего как следствие динамизма внешней среды; огра­ниченность ресурсов, требующая оптимизации экономических последствий их использования; необходимость координации деятельности различных подразделений торгового предприятия вследствие децентрализации управления и др.

Основная цель планирования состоит в повышении эффек­тивности хозяйственной деятельности предприятия в будущем. Цель планирования реализуется через решение ряда задач:

— определение наиболее перспективных направлений разви­тия предприятия, способствующих повышению его стоимости и увеличению благосостояния собственников; 50

— целевая ориентация, интеграция и координация всех биз­нес-процессов, а также деятельности отдельных подразделе­ний;

— выявление потенциальных рисков и снижение их уровня;

— повышение гибкости, адаптации к изменениям внешней среды и др.

Планирование базируется на ряде принципов, основополагаю­щими из которых являются: единство, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.

Процесс планирования начинается с формулировки миссии предприятия, которая выражает причину существования пред­приятия. В общем случае миссия торгового предприятия содер­жит следующие положения: потребности общества, которые должно удовлетворять предприятие; основной ассортимент реа­лизуемых товаров и услуг, их особенности; специфика органи­зации торгово-технологического процесса; ключевые ценности корпоративной культуры; социальная ответственность. Миссия обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели, вырабатывает пути и средства их достижения, определяет на­правления развития предприятия. Обычно стратегический план охватывает длительный период времени (несколько лет).

Стратегическое планирование является организационным воплощением стратегии. Стратегия предприятия определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внут­ренних перспектив его деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она отражает развитие рыночной специализации и заключается в установлении долгосрочной ориентации предприятия на расширение уже освоенных рынков или внедрение новых. Ответственность за разработку стратегии несет высшее руководство предприятия.

Целевые установки, сделанные в стратегическом плане, получают экономическое обоснование и уточнение в процессе тактического планирования.

Тактическое планирование предполагает принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы и организованы бизнес-процессы предприятия для достижения стратегических целей. Обычно оно охватывает среднесрочный период развития предприятия — от одного до трех лет.

Тактический план содержит планируемый объем продаж по годам в разрезе товарных групп или отдельных товаров, а также необходимые для этого мероприятия в отдельных функ­циональных сферах деятельности.

Тактический финансовый план является обобщением (в стои­мостном выражении) результатов планирования по всем направ­лениям, видам и функциональным сферам деятельности. Как правило, он включает в себя следующие основные элементы: прогноз баланса; прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз ключевых финансовых по­казателей. Тактическое планирование предполагает действенное участие в разработке менеджеров среднего уровня.

Полученная в результате тактического планирования ин­формация является базой для разработки детализированных, текущих планов предприятия.

Текущее планирование осуществляется на основе установок и показателей предыдущих планов. Цель этого этапа планиро­вания — максимизация финансовых результатов деятельности предприятия в предстоящем периоде при заданных ресурсах и организации работ.

Текущий план разрабатывается на предстоящий год с разбив­кой по кварталам или месяцам. Исходными предпосылками для его разработки являются: прогноз объемов продаж; система норм и нормативов, действующих на предприятии; целевые установки по основным направлениям финансовой деятельности на предстоя­щий период (структура и объемы финансирования деятельности, процентные ставки по привлечению средств, нормы амортизаци­онных отчислений, ставки по налогам и сборам и т. п.).

Основной формой текущего планирования выступают различ­ные виды бюджетов: бюджет продаж, бюджет затрат труда, бюджет издержек обращения, бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках), бюджет формирования и распределе­ния финансовых ресурсов (прогнозный баланс), бюджет денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств).

Особое место и значение в системе внутрифирменного плани­рования занимает разработка так называемых бизнес-планов.

Бизнес-план содержит обоснование и оценку эффективности рекомендуемых к реализации разнообразных управленческих решений, приобретающих форму инвестиционных (предпринимательских) проектов. В зависимости от значимости предлагаемого к реализации проекта с точки зрения перспек­тив развития предприятия отдельные бизнес-планы можно рассматривать как элемент стратегического планирования.

Бизнес-план носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия. Биз­нес-план в комплексе предполагает:

— изложение системы доказательств, убеждающих инвесто­ра в выгодности проекта;

— определение степени жизнеспособности и будущей устой­чивости предприятия;

— предвидение рисков предпринимательской деятельности;

— конкретизацию перспективы бизнеса в виде системы коли­чественных и качественных показателей развития.

Все бизнес-планы носят разовый характер. Бизнес-план раз­рабатывается в следующих целях: создание новых направлений предпринимательской деятельности; открытие нового магазина в составе действующей торговой сети; трансформация организа­ционно-технологической структуры предприятия (разделение или интеграция); финансовое оздоровление в рамках антикри­зисного управления.

Для расчета числовых значений плановых показателей ис­пользуются различные методы: балансовый, опытно-статистиче­ский, нормативный, сетевой, программно-целевые, экономико-математические и др.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана. На торговом предприятии составляют­ся следующие виды балансов: материальные (товарный баланс); трудовые (баланс рабочего времени, баланс трудовых ресурсов); финансовые (платежный баланс, бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов).

Опытно-статистический метод характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстрапо­ляции которых определяется плановый показатель.

Нормативный метод (метод технико-экономических расче­тов) предполагает использование системы норм и нормативов для расчета потребности предприятия в ресурсах и их источ­никах.

Норма — это максимально допустимая плановая величина абсолютного расхода ресурсов на единицу товарооборота или на выполнение определенного объема работ (например, норма расхода топлива показывает, сколько литров топлива должно расходоваться на 100 км).

Норматив — это плановый показатель, характеризующий по­элементные составляющие норм расхода ресурсов и степень их эффективного использования (расход заработной платы на рубль товарооборота, объем товарооборота на 1 кв. м торговой площади).

Нормы и нормативы разрабатываются непосредственно предприятием и используются для регулирования финансо­во-хозяйственной деятельности и контроля над рациональным использованием ресурсов. К ним относятся: нормы времени, выработки, обслуживания; тарифные ставки; срок окупаемости; удельные нормы расхода топлива, энергии; нормативы товар­ных запасов, коэффициент дивидендных выплат и др. В особую группу выделяют нормативы регулирующего характера. Они устанавливаются законодательно и являются едиными для всех предприятий (ставки налогов, сборов, акцизов; нормы амор­тизации по группам основных фондов; величина отчислений в резервный фонд акционерного общества и др.).

Сетевой метод планирования позволяет обеспечить коорди­нацию комплекса работ, направленных на достижение единой цели. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объек­там (например, открытие нового магазина).

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объеди­ненных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Задачи решаются конкретными исполнителями, которые наде­ляются необходимыми ресурсами. На основе комплекса задач составляется граф типа «дерево целей», который выступает исходной базой для формирования системы показателей про­граммы и организационной структуры управления ею.

Экономико-математические методы обеспечивают поиск и оп­ределение наилучшего из всех возможных в данных условиях варианта решения той или иной задачи планирования. Эконо­мико-математические методы позволяют задать количественное выражение взаимосвязей между показателями. Эта взаимосвязь определяется посредством модели, которая представляет собой математическое описание экономических процессов в виде систем уравнений, неравенств и т. д. В практике планирования использу­ются корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование временных рядов, модели линейной и нелинейной оптимизации, теория игр и др. Вместе с тем качество и результаты использования таких моделей в большой степени зависят от полноты и корректно­сти исходных данных, а также от принятых допущений, поэтому их применение на практике имеет ограниченный характер.

Внутрифирменное планирование организационно может быть реализовано несколькими методами: «сверху вниз», «снизу вверх» и комбинированным.

Метод «сверху вниз» используется при централизованном формировании плана и нацелен на удовлетворение интересов владельцев и инвесторов. Такой подход обеспечивает согласован­ность плановых заданий отдельных подразделений, позволяет задавать контрольные показатели для оценки их эффективности. Основным недостатком метода «сверху вниз» является опасность не учесть особенности деятельности отдельных подразделений предприятия и задать необоснованные либо невыполнимые плановые показатели.

Метод «снизу вверх» используется при децентрализован­ном планировании. В этом случае менеджеры среднего зве­на планируют показатели, связанные с деятельностью своего подразделения, и предоставляют информацию для разработки общефирменного плана. Такой подход обеспечивает качество планирования, исполнительскую дисциплину и мотивацию менеджеров среднего звена. К недостаткам данного метода сле­дует отнести сложность взаимосогласования планов развития отдельного подразделения с общекорпоративной стратегией и ресурсными возможностями.

Комбинированный метод позволяет сочетать преимущества предыдущих и при этом устранять их недостатки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8477 — | 8069 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия»

Кафедра «Материаловедения и Товароведения»

о прохождении учебно-ознакомительной практики с 01 июля по 15 июля 2009г.

Руководитель практики от предприятия

1. История развития предприятия

2. Краткая характеристика предприятия

2.1 Организационная структура предприятия

3. Характеристика торгового оборудования

4. Анализ коммерческой деятельности

4.1 Маркетинговая деятельность (изучение потребительского рынка)

4.2 Коммерческие связи с поставщиками сырья

4.3 Характеристика ассортимента продукции

4.4 Конкурентная среда по данному ассортименту

4.5 Динамика товарооборота

4.6 Анализ состояния рекламно-информационной работы в магазине

5. Анализ претензий к качеству продукции

7. Организация безопасности труда

Список использованных источников

Цели и задачи учебно-ознакомительной практики.

Учебно-ознакомительная практика ставит своей основной целью познакомить студента с работой действующих предприятий оптово-розничной торговли. Главная задача учебно-ознакомительной практики заключается в том, что студенты впервые в своей жизни смогли бы соприкоснуться: с работой обслуживающего персонала и менеджеров в процессе приемки товаров, их подготовке к продаже; увидеть технологическое торговое оборудование в действии и почувствовать на себе необходимость получения высшего образования по специальности «Коммерция», для работы в сфере товарного обращения, в области организации и технологии коммерции и маркетинга.

1. История развития предприятия

Группа компаний «Купец» одна из динамично развивающихся компаний города Иваново. Компании принадлежит сеть продуктовых магазинов «Купец», а также сеть концептуальных и брендовых ресторанов национальной итальянской и азербайджанской кухни, которые успешно работают в Ивановской, Ярославской, Владимирской областях и в г. Москве /3/.

Сеть продуктовых магазинов «Купец» существует уже более 10 лет. В настоящее время в городе функционируют одиннадцать магазинов розничной торговли, за ними прочно утвердилась репутация социальных магазинов, основным направлением которых является поддержание малоимущих слоев населения города путем реализации товаров с минимальной наценкой. Магазины работают с крупными оптовыми поставщиками г. Иваново, Владимир, Москва, Ярославль, в связи с чем достигается минимальная наценка реализуемого товара и гарантируется его качество.

Общее число сотрудников в сети магазинов «Купец» составляет более 500 человек. Это высококвалифицированные работники, обеспечивающие высокий и качественный уровень обслуживания покупателей.

Компания активно участвует в оказании благотворительной помощи в разные сферы жизнедеятельности, о чем имеются положительные отзывы из ряда организаций: Управление социальной защиты населения Ивановской области, Управление Внутренних дел Ивановской области, управление по физической культуре и спорту г. Ивановской области, Дом ребенка г. Шуя. А также оказывает шефскую помощь Чернцкой школе-интернату для детей с ограниченными возможностями. За время работы компании предприятие и его руководитель выдвигались на награждение в Благотворительном фонде» Меценаты столетия», награждены Золотой Грамотой Мецената и золотым знаком «Почетный меценат и благотворитель».

Главный принцип компании «Купец» — развитие. Это проявляется в открытии все новых и новых магазинов социального направления. В планах предприятия открытие магазинов «Купец» в Иваново, Комсомольске, Вичуге, Тейково, Приволжске, Кинешме, Юрьевце, Фурманове, Юже, Родниках. Ожидаемые конечные результаты в развитии нашей розничной сети на территории Ивановской области это создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение уровня конкуренции.

2. Краткая характеристика предприятия

Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего, оформляется основной документ — Устав предприятия, (см. приложение А) используя рекомендации, приведенные в /1/ в соответствии со ст. 12, в котором указываются: юридический статус нового предприятия, задачи, обоснования и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, организационная структура предприятия, его руководящие органы, права и обязанности предприятия как юридического лица.

В уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указываются вид и сфера деятельности предприятия, даются гарантии охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управлением предприятия и его филиалами, указываются система учета и отчетности, адрес и названия предприятия.

Устав предприятия утверждается учредителями и вместе с заявкой регистрируется местными органами власти (см. приложение Б), вносится запись в ЕГРЮЛ (см. приложение В), а также ставится на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (см. приложение Г). После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. Учреждение, которое не имеет печати и расчетного счета, не является юридическим лицом и не относится к категории предприятий.

Учредительный договор — договор между учредителями о создании юридического лица. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей из его состава.

Решение о создании нового предприятия принимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприятия, закупки необходимого сырья и материалов, оборудования, найма рабочей силы. На базе капитальных первоначальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия.

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдельных случаях – за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а также получить кредиты, погашаемые в последствие из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества.

Совет учредителей решает вопрос о распределении чистой прибыли. Часть этой прибыли может направляться на производственное и социальное развитие общества. Определяется доля прибыли на выплату процентов по облигациям. Производятся отчисления в резервный и специальные фонды. Совет учредителей, исходя из финансового состояния общества, конкурентоспособности его продукции и перспектив развития принимает решение о конкретном соотношении размеров чистой прибыли, распределяемой по указанным направлениям.

ООО «КУПЕЦ — S»: адрес местонахождения: г. Иваново, ул. Ленина, д. 102. Юридический адрес: г. Иваново, ул. М. Рябининой, д. 4/18. Действует на основании учредительного договора. Магазин является юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО «КУПЕЦ — S» действует на основании Устава.

Устав утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Он имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке.

2.1 Организационная структура предприятия

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии /2/.

Иерархический тип структур управления

Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер /2/:

— принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

— вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

— принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и координированность различных задач;

— вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно — функциональная (линейная структура), к которому и относится организационная структура ООО «Купец».

Линейная организационная структура

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.) /3/. По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (схема. 2.1.1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. Ниже приведена схема, в которой четко прослеживается распределение должностных обязанностей таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

источник

В рыночных условиях экономическое обоснование принимаемых решений играет немаловажную роль. Нельзя полагаться лишь на субъективное мнение, необходимы расчеты, подтверждающие правильность управленческих решений. Чтобы предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее. Проведение систематического анализа коммерческой деятельности способствует:

осуществлению быстрой, качественной и профессиональной оценке результативности коммерческой работы как предприятия в целом, так его структурных подразделений;

точному и своевременному выявлению и учету факторов, влияющих на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;

определению расходов на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденций их изменения, что необходимо для установления продажной цены и расчета рентабельности;

выбору оптимальных путей решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Анализ состояния коммерческой деятельности предприятия и эффективности управления включает оценку работы предприятия по следующим направлениям:

  • · анализ организационной структуры коммерческих служб предприятия и их взаимодействие: выявление эффективности их функционирования, нарушений во взаимодействии с другими подразделениями фирмы;
  • · анализ функционирования коммерческих служб по основным направлениям деятельности (закупочная, сбытовая);
  • · анализ объемных показателей работы коммерческих служб предприятия;
  • · анализ резервов совершенствования коммерческой деятельности организации в целом и ее отдельных структурных подразделений с выходом на уточнение либо корректировку целей снабженческо-сбытовой политики организации.

Прежде чем приступить к оценке и анализу деятельноститоргового предприятия необходимо принять во внимание тот факт, что любая коммерческая организация, независимо от ее размеров, сферы деятельности, прибыльности или убыточности, — сложная система, которая взаимодействует с рыночной средой. Поэтому основным предметом анализа коммерческой деятельности является микросреда предприятия, в которой оно действует: это поставщики, потребители, конкуренты, торговля и др.

Предприятие как предмет анализа (с позиции анализа коммерческой деятельности) включает следующие объекты и исследуемый потенциал (табл.1.1.).

Направления анализа коммерческой деятельности предприятия

Организация потоков товарных ресурсов, категории основных поставщиков, объемы закупаемых товаров, характер хозяйственных связей с поставщиками, состояние товарных запасов и т.п.

Организация сбыта, процесс товародвижения, категории покупателей, характер товара, система продвижения товара и пр.

Структура коммерческих служб предприятия с позиции уровня образования специалистов, возрастной структуры, опыта работы и пр.

Объем продаж товаров, прибыль, доля рынка и пр.

Для всесторонней оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия необходима система показателей. Потому как вряд ли найдется единственный показатель, который мог бы исчерпывающе отразить все стороны коммерческой деятельности предприятия. Таковым не может быть даже прибыль, хотя этот показатель является наиболее точно определяющим эффективность функционирования организации (предприятия). Рассмотрим основные (комплексные) из них.

Основу коммерческой деятельности торгового предприятия составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из фундаментальных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли — продажи и, как экономическая категория, характеризуется наличием одновременно двух признаков:

товара как объекта продажи;

продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Посредством товарооборота решаются следующие основные задачи:

Отражается уровень и рост благосостояния народа страны и отдельных регионов в частности;

Оценивается степень развития отечественной промышленности и сельского хозяйства в изготовлении предметов потребления;

Определяется степень сложившегося между спросом и предложением как в целом по объему, так и в разрезе отдельных товарных групп (т.е. оценивается емкость внутреннего рынка страны и каждого региона в отдельности);

Осуществляется воздействие на производство с целью увеличения объемов и темпов роста, расширение ассортимента выпускаемой продукции, появления на рынке новых потребительских товаров;

Аккумулируются наличные денежные средства, поступающие в кассы банков, которые в дальнейшем направляются на оплату труда работников различных отраслей экономики, выплату пенсий, пособий и др.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что товарооборот является одним из определяющих факторов эффективности функционирования торговли; во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности, сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменения благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.

Следовательно, товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:

во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;

во-вторых, (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

Показатель товарооборота имеет количественную и качественную характеристики:

Количественная характеристика товарооборота — объем реализации в денежном исчислении;

Качественная характеристика — связана со структурой товарооборота. Структура (ассортиментный состав) товарооборота — доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Кроме того, как было отмечено выше, важнейшим показателем эффективности работы коммерческого предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия — объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т.д. От размера полученной прибыли зависят пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и др. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы торговых предприятий полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами.

Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций, которая является основным результативным показателем экономической эффективности коммерческой деятельности и возможным ориентиром для сравнительных расчетов размера ожидаемой прибыли и величины издержек обращения. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли — отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. В нем не находит отражение степень эффективности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью. Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у разных коммерческих организаций могут быть различные вложения в основные и оборотные средства. В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с затратами (издержками обращения):

Прибыль предприятия / Издержки обращения * 100%, (1.1.)

Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.

К другим показателям эффективности этой группы можно отнести: отношение прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие.

Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. с выполнением торговлей дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расхода называются дополнительными издержками.

Расходы, связанные с осуществлением процессов купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процессы, которые непосредственно способствуют осуществлению актов купли-продажи товаров) называются чистыми издержками обращения. При анализе коммерческой деятельности важно выявить долю чистых и дополнительных издержек обращения. Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту. Он в определенной степени отражает экономичность коммерческой деятельности и применяется при сравнении работы однотипных и находящихся в примерно одинаковых условиях торговых организациях.

В последние годы в связи с ростом цен на тарифы по перевозкам товаров, энергоносителя, услуги и др. наблюдается резкое возрастание издержек обращения в торговой деятельности, приводящее отдельные торговые предприятия к убыточности и даже банкротству. В связи с этим экономия издержек обращения имеет важное значение для повышения эффективности коммерческой деятельности.

Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.

Товарооборачиваемость — это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.

Товарооборачиваемость отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (год, квартал) или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период. В первом случае товарооборачиваемость рассчитывается в днях к обороту, во втором — числом оборотов среднего запаса.

Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле:

где О — товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота); Зс — средний запас товаров за определенный период; Тс.д. -среднедневной товарооборот за тот же период.

Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитываются по следующим формулам:

где, К -количество оборотов товарной массы за отчетный период;

П — объем продажи товаров за тот же период;

Зс — средний запас товаров за указанный период;

Ч — число дней в отчетном периоде;

О — товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).

Сравнивая фактические показатели товарооборота на квадратный метр торговой или складской площади с оптимальными (нормативными), можно сделать вывод об эффективности использования торговой (складской) площади магазина или склада. Каждый из рассмотренных выше показателей эффективности коммерческой деятельности, взятый в отдельности, недостаточно полно учитывает и характеризует эффективность торговой организации (предприятия) в целом. Конечным результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Кроме того, анализу подвергаются такие показатели, как доходы от реализации продукции неторговой деятельности, другого имущества, от внереализационных операций, валовой доход.

Результаты анализа деятельности организации определяют возможности привлечения новых продавцов, заказчиков, увеличения объемов реализуемой продукции и оказываемых услуг, расширения сфер деятельности по закупкам, реализации продукции и обслуживанию клиентуры для прогнозирования дальнейшего развития коммерческой деятельности организации. Используются для дополнительного анализа положения организации на товарном рынке, его конъюнктуры, выявления новых каналов закупки продукции и наиболее эффективных форм товародвижения.

Анализ результатов реализации функций осуществляется в целом по организации и в отдельности по каждому из структурных подразделений, связанных с выработкой и проведением снабженческо-сбытовой политики организации. В зависимости от особенностей объектов (финансовые показатели, равномерность закупки и реализации продукции, ритмичность завоза и отгрузки, уровень механизации и автоматизации складских и управленческих операций и т.д.) анализ проводится за год, по кварталам, месяцам и в оперативном режиме.

По результатам анализа подготавливаются предложения о направлениях совершенствования коммерческой деятельности фирмы: снабженческо-сбытовой политики и в целом развития выполняемых организацией функций, по изменениям (если это целесообразно) ее специализации и профиля работы.

После раскрытия теоретических основ значения и сущности коммерческой деятельности предприятия, приступим к ее анализу на конкретном предприятии

источник

Вопрос Методы
Какие товары заказать и в каком количестве Эффективный ассортимент
Какую установить цену (наценку) Ценообразование
Сколько отвести места на полках для того или иного продукта, где разместить и как офор­мить, чтобы его замечали и покупали Выкладка, мерчандайзинг, мероприятия по продвиже­нию
Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Популярные записи

Как делать анализ на английском
Какие анализы сдавать на иммунитет
Какие анализы нужно принести гастроэнтерологу
Виды экономического анализа какой прогноз
Как сделать анализ анкетирования пример
Какие анализы сдать при кровотечение
Какие анализы сдавать для уролога
Простата анализ какие надо сдать