Меню Рубрики

Как провести анализ кадров на предприятии

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования технических средств и, как результат объём произведенных работ, их себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Основными задачами анализа являются:

  • — изучение и оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
  • — определение и изучение показателей текучести кадров;
  • — выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

Ответственным этапом в анализе использования предприятия персоналом является изучение движения рабочей силы. Анализ осуществляется в динамике за анализируемый период на основе следующих коэффициентов.

В ходе анализа тщательному изучению подвергают причины выбытия работников за нарушение трудовой дисциплины, т. к. это часто связано с нерешёнными социальными проблемами.

На данном предприятии числятся и трудятся более 150 человек (на конец 2009 года), практически все работники имеют ту или иную специальность и квалификацию.

Для анализа текучести кадров на предприятии рассчитаем следующие коэффициенты по следующей формуле:

На основании данных расчетов, можно сформулировать таблицу. Как наблюдается из таблицы 2. 3, прием персонала значительно ниже выбытия персонала, это объясняется двумя причинами:

  • — повышение степени автоматизации процессов;
  • — уход работников на пенсию по возрасту.

Показатели движения кадров за период

Коэффициент приёма рабочей силы, К пр. %

Коэффициент по выбытию рабочей силы, К выб. %

Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год. В 2008г. коэффициент текучести на предприятии в пределах нормы, а в 2009г. превысил норму на 2, 4%.

Такой показатель текучести говорит о не полной стабильности персонала предприятия, что довольно дорого обходится предприятию.

Далее необходимо представить данные о соотношении числа работников, занятых непосредственно над созданием журнала, рабочих и управляющих кадров.

Все необходимые данные соотнесем в таблицу 2. 4.

Как видно из нижепредставленной таблицы и рисунка 2. 3., наибольший вес в структуре персонала предприятия занимают, естественно, менеджеры среднего звена, это обуславливается спецификой и специализацией данного предприятия.

Наибольший рост за исследуемый период получил персонал следующей категории — менеджеры по продажам, это связано в первую очередь расширением сферы деятельности предприятия, а также ростом спроса на данный вид печатной продукции.

Показатели, характеризующие состояние кадров предприятия

трудовых ресурсов предприятия, в т. ч. :

Работники занятые над производством журнала

Таким образом, мы видим, что в 2008 году на предприятии показатели динамики движения рабочей силы выше, чем в 2009 году.

Увеличение таких показателей как коэффициент оборота по приёму и коэффициент постоянства состава можно расценивать положительно.

Существуют объективные и субъективные причины увольнения. Показатель текучести внутренне связан с показателем СН, то есть, если текучесть высокая, то абсентеизм тоже довольно высокий.

Показатель СН — количество самовольных невыходов работников на работу (далее — прост самовольные невыходы — СН).

Он рассчитывается как отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода (года), к общему балансу рабочего времени организации за период. Стандартная формула для расчета показателя СН следующая:

Рассчитаем по формуле показатели СН на предприятии:

Из расчетов видно, что показатели СН за анализируемый период были достаточно высокими (рис. 2. 6).

Следствием высокого уровня СН является большая потеря производительного времени из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте.

Кроме того, абсентеизм приводит к значительным издержкам, которые включают в себя ряд выплат, которые осуществляются вне зависимости от фактического присутствия или отсутствия работника на рабочем месте. Помимо того, предприятию приходится производить оплату за сверхурочный труд работника, заменяющего отсутствующего, что обходится дороже, потери, связанные с простоями оборудования и т. п.

Уровень удовлетворенности работников организации.

Чтобы определить причины высокого уровня СН и текучести кадров рассчитаем уровень удовлетворенности работников организацией. Показатель, количественно оцениваемый как коэффициент Ку:

где Рсж — количество работников, уволившихся из организации по собственному желанию за определенный период;

Р — среднесписочное количество работников организации за тот же период.

  • 2007 г. — Ку = 0, 86
  • 2008 г. — Ку = 0, 84
  • 2009 г. — Ку = 0, 93

По расчетам видно, что на предприятии средний уровень показателей

удовлетворенности работников организацией (рис. 2. 5), что приводит к росту уровню СН и текучести кадров, следовательно, к снижению производительности труда и повышению издержек.

Анализ динамики основных кадровых показателей за 2007 — 2009 гг. показал, что на предприятии повысилась доля служащих на 5, 6%, рабочих на 12, 5% и обслуживающего персонала на 1, 4%.

Анализ динамики основных кадровых показателей за 2007 — 2009 гг. показал, что на предприятии повысилась доля служащих на 5, 6%, рабочих на 12, 5% и обслуживающего персонала на 1, 4%.

Далее проведем анализ динамики структуры персонала на основе следующих показателей:

  • — структура персонала по категориям;
  • — возрастная структура персонала;
  • — образовательная структура персонала;
  • — стаж работы на предприятии;
  • — уровень удовлетворенности работников предприятием.
  • 1. Анализ динамики структуры персонала по категориям.
  • 2. Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующего возраста в его общей численности. Проведем анализ возрастной структуры персонала, применяя три группировки: до 30 лет, от 30 до 50 лет, более 50 лет. Анализ динамики возрастной структуры показал, что основную долю персонала предприятия составляют лица от 30 до 50 лет (рис. 2. 7).

С 2007 г. по 2009 г. на предприятии увеличилась на 10, 6% доля персонала входящего в возрастную группу до 30 лет. В группе от 30 до 50 лет уменьшилась на 0, 4% и на 10, 1% в группе старше 50 лет.

Организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом и поэтому влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении. Сотрудники до 30 лет лучше адаптируются к организации, но с притоком молодых кадров на предприятии, как правило, увеличивается коэффициент текучести.

Аналогично возрастной структуре персонала предприятия проведем анализ структуры персонала по уровню полученного образования. В таблице 2. 5 представлена динамика образовательной структуры персонала за 2007-2009 гг.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что повышается уровень образования рабочих предприятия, вследствие чего должен снизиться уровень текучести кадров, так как, чем выше уровень образования работников, тем ниже текучесть и, следовательно, выше производительность труда.

Продолжительность работы в компании (стаж) является важным показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников организации. В ведется учет стажа работы персонала.

Динамика структуры персонала по уровню образования

источник

Современный мир требует, чтобы решения принимались не по велению сердца, а на основе анализа. Управлять компанией и ее отделами нужно вдумчиво и основываясь на цифрах и фактах. Как провести анализ работы кадров? Какие показатели отследить? Читаем в этой статье.

Каждый отчет должен начинается с вводных данных, чтобы было от чего отталкиваться при дальнейшем анализе. Поэтому для начала описываем структуру отдела, кому подчиняется, на основании какого документа действует и главное – определяем задачи отдела:

  • Комплектование кадрового состава,
  • Обучение персонала,
  • Кадровый резерв,
  • Текучесть кадров,
  • Документооборот
  • И другие задачи, которые можно определить исходя из здравого смысла и направления деятельности компании. Просто подумайте – какие функции исполняет отдел кадров, для чего он вообще нужен?

Исходя из задач, можно прописать цели или использовать те, которые вы продумывали ранее (сколько человек планировалось принять на работу, сколько сотрудников обучить, автоматизировать документооборот и пр.).

Анализ работы отдела кадров, в первую очередь, должен быть полезным – таким, чтобы на его основе можно было сделать выводы и принять стратегические решения. Как этого добиться?

  • В анализе должны быть рассмотрены важные, ключевые для бизнеса показатели – те, которые влияют на прибыль компании (прямо или косвенно). Например, выработка часов сотрудников отдела, увеличение продуктивности, контроль за обучением на производстве, статистика по отпускам и больничным (ведь за все это платит работодатель).
  • Продумайте структуру и логику анализа. Начать можно со сводных графиков, а потом перейти к каждому показателю отдельно – чтобы выяснить причину снижения или роста.
  • Язык отчета должен быть простым, а сами тексты доказательными. Оперируйте только фактами и цифрами. Ваши догадки и интуитивные предположения никому неинтересны.
  • Используйте визуальные возможности – картинки, графики и диаграммы. Графическую информацию любой человек воспринимает в тысячи раз быстрее. Такой отчет легко и просто «читать», а важная информация всегда на виду.
  • У анализа обязательно должны быть выводы, гипотезы и шаги для развития. Иначе зачем он тогда вообще нужен? Важно понять, какова ситуация сейчас и как ее можно улучшить в будущем.

Анализ работы отдела кадров – сложный процесс. Какие трудности могут возникнуть?

  • Сотрудников много, а значит, данных еще больше.
  • Все данные содержатся в разных источниках (1С, системы учета, CRM, бухгалтерские документы). Для подготовки анализа все эти данные необходимо собрать.
  • Данные в сводный отчет копируются вручную (!). Эта рутинная и механическая работа занимает много времени, а сам анализ превращается в проблему.

На этом этапе важно автоматизировать сбор информации и по возможности само построение отчета (графиков, диаграмм и т.п.). Какие инструменты можно использовать?

  • Excel – простой и популярный инструмент, но – многие данные приходится вводить вручную.
  • Аналитические решения – отличный вариант: практически полная автоматизация, сами собирают данные, красивые визуализации. Но – необходим бюджет и время на внедрение, а также специалисты по аналитике и разработке.
  • Легкие отчетно-аналитические решения типа Tableau.

Почему такие решения называют легкими?

  • Их легко скачать и установить к себе на компьютер или ноутбук (как любую другую программу)
  • Легко изучить и освоить основы работы с программой. Она специально создана для специалистов, которые не обладают знаниями IT или аналитики.
  • В итоге получаются понятные отчеты с красивыми графиками и диаграммами.

Компании, которые уже используют Tableau, говорят, что если раньше на создание отчета тратилось до 8 часов, то сейчас на такой же отчет уходит до 20 минут (потому что форма отчета уже создана, остается только загрузить нужные данные или делать это регулярно и автоматически).

Задайте нам вопрос. Или закажите консультацию по Skype или в офисе (работаем со всеми регионами России!)

источник

Управление организацией на любом уровне включает в себя известные функции, выполняемые менеджерами: планирование деятельности, её организация, мотивация людей, реализующих эту деятельность и контроль процессов и результатов. Эти функции связаны в единый цикл так называемого «традиционного менеджмента» процессами коммуникации и принятия решений. Но успешное выполнение функций традиционного менеджмента немыслимо без того основного ресурса, с помощью которого менеджер, собственно, и осуществляет свои функции – без людей.

Организация в целом представляет из себя не что иное, как объединение людей, совместно работающих для достижения определённых целей. Организации существуют дольше, а иногда и значительно дольше, чем в них работают конкретные люди. Таким образом, организации являются временным местом пребывания людей, которые в них работают. Организация, кроме всего прочего, является и социальной системой. То есть не только она использует сотрудников для выполнения поставленных задач, но и сотрудники используют ее для осуществления личных целей и интересов.

Несмотря на это, организация должна относиться к людям, присоединяющимся к ней и проводящим в ней существенную часть своей жизни, так, чтобы не только обеспечить достижение целей организации силами этих людей, но и содействовать хотя бы частичному удовлетворению их собственных интересов и целей.

Управление персоналом как дополнение традиционного менеджмента сложилось в западном бизнесе в форме особого направления управленческой деятельности менеджеров уже 30–40 лет назад. Дальнейшим развитием управления персоналом стало управление человеческими ресурсами, отличающееся более активным подходом к кадровой политике, увеличением роли линейных менеджеров в работе с людьми, большее внимание к индивидуальным потребностям работников, подход к расходам на персонал как к инвестициям, перенос акцента в работе с персоналом на руководителей.

Кадровой политикой организации можно назвать документ, описывающий комплекс действий, предпринимаемых организацией и её руководителями по отношению к человеческим ресурсам, т. е. к людям, работающим и намеревающимся работать в организации. Но кадровая политика – не только упомянутый документ, но и практическая его реализация.

Целью настоящей работы является кадровая политика ООО «Колибри».

В задачи исследования входили следующие вопросы:

Общество с ограниченной ответственностью «Колибри» г. Иркутск (далее ООО «Колибри») учреждено 10 января 2001 года, принят Устав общества. 100 % доли общества принадлежит четырем собственникам – физическим лицам, учредителями компании.

Компания создана с целью удовлетворения потребностей жителей г. Иркутска и Иркутской агломерации (гг. Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское) в услугах пошива и ремонта одежды из шелковой, хлопчатобумажной и другой видов ткани.

Компания действует на основании Устава и Учредительного договора. Управление обществом осуществляется единоличным органом общее собрание участников Исполнительный орган коллективный и подотчетен общему собранию. Принципиальные вопросы решаются общим собранием (изменение Устава, утверждение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков) и относятся к их исключительной компетенции. Решение о реорганизации или ликвидации общества также правомочно принимать лишь общее собрание. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.

Участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенного вклада.

Участники общества с ограниченной ответственностью вправе:

· участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном законодательством и учредительными документами обществами;

· получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;

· принимать участие в распределении прибыли;

· принимать новых собственников общества путем внесения их доли в уставной капитал;

· продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества, в порядке, предусмотренном законодательством и уставом общества;

· принимать участие в распределении прибыли;

· получать в случае ликвидации имущество, оставшегося после расчета с кредиторами, или его стоимость;

· в любое время выйти из общества, после расчета с кредиторами, что повлечет за собой его ликвидацию.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет круглую печать, которая содержит его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Также оно имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

ООО «Колибри» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам [14, c. 19].

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

Организация относится к предприятиям легкой промышленности, в категорию швейных предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

ООО «Колибри» предлагает следующие виды услуг:

— пошив одежды и аксессуаров по заказу потребителей;

— организация и предоставление услуг в сфере ремонта одежды;

— оптовая и розничная продажа тканей, фурнитуры, ниток.

Финансово-экономический анализ деятельности проводится по анализу прибыли (убытков) «Колибри» за 2005 – 2007 гг. приведен в таблице 1.1. [7, c. 12-14].

Отчет об прибыли и убытках «Колибри» за 2005 – 2007 гг.

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выручка от реализации товаров, услуг, работ 11031 15421,6 14317,4
Валовые доходы 2370,6 2811,2 2807,2
Издержки обращения 2281 6180,8 7037,5
В т.ч. сырье 223,9 49,2
Заработная плата 1564,7 4355,5 356,4
Транспортные расходы 111,6 208,5 4678,7
Амортизация ОФ 45,3 118,6 128,8
Прочие расходы 520,1 1274,3 113,3
Прибыль 272,7 168,2 1760,3
Прочие операционные доходы 14,5 80,6 436,8
Прочие операционные расходы 25,2 73,5 17,2
Внереализационные доходы 79,6
Внереализационные расходы 38,3 37,3
Результаты всего 223,7 138,0 374,4
ЕНВД 78,295 120,7 151,4
Налог на прибыль
Чистая прибыль 145,405 17,3 223,0

Анализ прибыли «Колибри» в 2007 г. указывает на снижение продаж швейного ассортимента и услуг по пошиву одежды в среднем на 7,2%, по сравнению с 2006 г., что ниже чем в сравнении с 2006 г. к 2005 г., где наблюдалось увеличение на 39,8%. Показатель издержек обращения в 2007/2006 гг. вырос на 13,9%, тем рост ниже, чем рост данного показателя в период 2006/2005 гг., увеличившийся в 2,7 раза.

Показатели товарооборота и рентабельности по «Колибри» сведены в табл. 1.2 [27.].

Показатели товарооборота и рентабельности «Колибри»

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Товарооборот, тыс. руб. 11031 11846,3 14317,4
В т.ч. розничный товарооборот 6076,9 6123,0 8234,1
Уровень рентабельность, % 4,7 2,6 9,5

Показатель чистой прибыли в 2007 г. увеличился до 223 тыс. руб. в 13,11 раз в сравнении с 2006 г. (2006 / 2005 г. – минус в 11,8 раза). Снижение показателя чистой прибыли в 2006 г. снизился из-за роста чистого показателя себестоимости сырья и материалов 6,7% (13,9 – 7,2%).

Деятельность компании «Колибри» не сопряжено с экологическим вредом для окружающей среды. Утилизация отходов производства (ниток, кусков ткани, упаковки) осуществляется согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН), по российского законодательства.

Трудовые отношения работников «Колибри» регулируются действующим трудовым законодательством, коллективно-трудовыми договорами, заключенными с работниками, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями работников.

Требования обеспечения безопасности в ателье изложены в технологической документации и неуклонно выполняются на протяжении всего технологического процесса, включая операции контроля, транспортировки, складирования объектов обработки и уборки отходов производства.

источник

Ведение кадрового делопроизводства (кадровое сопровождение) актуально для всех без исключений организаций. Одним из важных документов такого делопроизводства является штатное расписание.

Штатное расписание — форма отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учёт всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т. д. в зависимости от занимаемой должности.

Анализ персонала организации целесообразно начать с оценки обеспеченности трудовыми ресурсами НПФ электроэнергетики.

Общая численность работающих в НПФ 1500 чел. на 01.01.2013 . (табл.)

Обеспеченность и изменения структуры персонала организации на 2013 год

Наименование группы работников

Рис.9. Обеспеченность человеческими ресурсами в НПФ

Анализируя структуру персонала, видим, что в НПФ электроэнергетики наблюдается недостаток персонала по всем категориям 3,3 %. Общий недостаток численности 50 человек, что является отрицательным моментов в развитии.

Распределения кадров НПФ электроэнергетики по гендерному признаку в табл.4.

Гендерная структура работников НПФ электроэнергетики

Проанализировав кадровый состав по гендерному признаку за последние 3 года видно, что в организации работают в основном женщины, в связи с этим у организации большие потери рабочего времени, т.к. в женском коллективе неизбежно большое кол-во потери рабочего времени (больничных листов, не выхода на работу по семейным обстоятельствам) (табл. 4). Кроме того, можно сделать вывод, что численность персонала с каждым годом снижается. Это может доказать анализ текучести кадров НПФ.

Текучесть кадров = F1= среднегодовая численность уволенных * 100 / среднегодовая численность.

Средняя текучесть кадров составит 5,1%.

Анализ текучести кадров показал, что хоть и процент увольнения снизился, но по-прежнему численность увольняющихся большая.

В 2011 году среднесписочная численность снизилась на 120 чел, а в 2012 г. на 50 человека. Проанализируем структуру персонала (табл.5).

Возрастная структура кадрового состава НПФ электроэнергетики за 2013 г.

В том числе по категориям

Среднесписочная численность персонала

Рис. 10. Возрастная структура кадрового состава НПФ

Основу кадрового состава составляют работники в возрасте от 40 до 49 лет – 537 человек (36%), 24% персонала в возрасте от 50 до 59 лет и 17,9% сотрудников в возрасте от 30 до 39 лет. Наименьшую группу занимают сотрудники в возрасте от 20 до 29 лет – 145 человек – 9,7%.

Происходит старение персонала, если не изменится ситуация, то в 2017 году персонал, которому за 40 лет может составить более 60% от всего персонала организации, что говорит о необходимости обновления персонала для более эффективной его работы.

Рассмотрим структуру персонала по образованию (табл.6).

Структура персонала по образованию на 2013 г.

Рис.11. Структура персонала по образованию

Анализ работников по уровню образования показал, что высшее образование есть у 946 человек, 2 высших всего у 110х, среднее профессиональное 386 человек.

Необходимо отметить, что два высших образования имеют в основном руководители. Что является закономерным, т.к. уровень выполняемой работы предъявляет свои требования к качеству образования сотрудников.

Работа руководителей отличается, главным образом, сложностью, наличием ответственности в принятии решений, масштабами, и другими характеристиками. Далее рассмотрим распределение сотрудников по стажу работы (табл.7).

Распределение работников НПФ электроэнергетики по стажу работы в организации.

Рис. 12. Анализ сотрудников по стажу работы

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что трудовой стаж большинства сотрудников свыше 10 лет( 56%), свыше 7 лет – 21%, от 5 до 7 лет – 12%. Наименьшее число персонала имеет стаж до 3 лет – 5%.

Заметим, что нужно эффективнее использовать молодые кадры, выявить их проблемы, мотивировать их на повышение продуктивности труда, заинтересовать и увлечь работой, чем заниматься переквалификацией работников пред пенсионного возраста. Несомненным является тот факт, что молодые сотрудники с высшим образованием, инициативны, активны, нетерпеливы, они стремятся профессионально реализовать себя, а также удовлетворить свои потребности (в том числе и материальные) в наиболее короткие сроки.

Поэтому для эффективной работы в НПФ электроэнергетики следует продумать систему мотивации для молодых специалистов, направленную на карьерный рост, моральное и материальное удовлетворение потребностей молодых сотрудников.

В организации соблюдены социальные гарантии для персонала. К ним относятся компенсации за отпуска, оплата больничных листов, выплата единовременных пособий в случае увольнения по сокращению штатов, предоставление материальной помощи.

Рассмотрим порядок начисления заработной платы в НПФ электроэнергетики.

Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятых в НПФ электроэнергетики окладной формы оплаты труда. У руководителей оклад составляет 32000 рублей, а у специалистов 20000 рублей.

Заработная плата в НПФ электроэнергетики выплачивается 2 раза в месяц.

Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, подтверждающее право работника на оплату за неотработанное время. К таким выплатам относятся:

— оплата основного, дополнительного или учебного отпуска;

— компенсация за неиспользованный отпуск;

— выплаты выходного пособия при увольнении;

— выплаты при направлении работника на курсы повышения квалификации;

— оплата времени выполнения государственных обязанностей;

— прочие выплаты согласно действующему законодательству.

Выплаты работникам дополнительной заработной платы производятся в сроки, определенные действующим законодательством.

В ходе приведенного исследования установлено, что вопросам формирования персонала следует уделять больше внимания и управленческие решения по этому аспекту рекомендуется возложить на определенного человека, должность которого рекомендуется ввести.

источник

Согласно исследованию hh.ru в июле 2018 года из 135 опрошенных компаний 79% измеряют текучесть кадров. Эта самая распространенная hr-метрика не только по данным этого исследования, но и других. Например, Rabota.ru проводила подобное исследование в августе-сентябре 2018 года и определила, что из 300 компаний-участников 82% измеряют текучесть кадров.

Исходя из этих двух исследований, я могу сделать предположение, что коэффициент текучести персонала является самой распространенной hr-метрикой в компаниях России. Ну хорошо, измеряем мы текучесть, а дальше что? В этом вопросе кроется основной потенциал любой hr-метрики, что вы дальше с ней делаете и какую информацию она может вам дать.

Давайте рассмотрим пример. Вы измерили текучесть персонала за месяц — 27%. Пока эта цифра никакой информации не несет. Мы должны получить цифры и ответить на несколько вопросов:

  • кто уходит?
  • когда уходит?
  • почему уходит?
  • что сделать, чтобы остались?

Как получить такие данные?

Делаем срез по коэффициенту текучести по подразделениям и по категориям должностей (рабочие, специалисты, линейные руководители, руководители среднего звена, ключевые сотрудники/кадровый резерв).

Когда уходит?

Делаем срез по стажу работы. Разбиваем промежутки от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 месяцев до года, от года до двух и т.д. Количество таких промежутков вы выбираете сами. Но есть маленький совет! Серединой всех этих промежутков сделайте медианный стаж. Рекомендую именно медиану считать, а не среднее. Об этом не устану говорить.

На этом примере мы видим промежуток стажа 1-3 года посередине. 4 промежутка слева, 3 справа.

Почему уходит?

Здесь не обойтись без выходных интервью. К ним разное отношение: кто-то делает, кто-то не делает, ссылаясь на необъективность и т.д. Но пока другого способа понять причины увольнения ваших сотрудников не придумали. Вы можете искать корреляции различных показателей и стажа работы, но это сложный путь, который не все осилят.

Но существуют нюансы, как проводить подобные выходные интервью. Интервьюер должен внушать доверие, чтобы сотрудники могли ему рассказать о причинах своего увольнения. Интервью лучше проводить сразу, а не через неделю/месяц после увольнения. Во-первых, коэффициент ответов будет низкий, во-вторых, вы можете получить уже откорректированную вежливую версию событий.

Что сделать, чтобы остались?

На этот вопрос поможет ответить анализ причин увольнений сотрудников. Необходимо в опросник выходного интервью включить вопрос: «Изменение какой главного фактора повлияло бы на твое решение остаться в компании?». Это позволит сотруднику отделить главное от второстепенного. Ответы могут отличаться в зависимости от стажа сотрудников. Причины увольнения сотрудника на испытательном сроке будут отличаться от причин увольнения сотрудника со стажем 3 года.
Необходимо фиксировать эти самые причины или факторы увольнения и выводить так называемый «топ-5 причин увольнений сотрудников».

Анализ динамики

Этот показатель, как и любой другой, нужно измерять в динамике, что позволит оценить тенденции в текучести персонала и связи показателей текучести с другими HR и бизнес-показателями.

Бенчмаркинг

Вы должны знать, какие медианные/средние показатели текучести в отрасли являются нормой. Эти нормы вы можете найти в различных отчетах исследований рынка. Чаще всего они все платные.

Анализ последствий увольнения сотрудника

Проанализируйте, приведет ли увольнение сотрудника к потере нужных и дефицитных квалификации, знаний и опыта для компании? Или увольнение сотрудника принесет компании облегчение, так как иначе пришлось бы этого сотрудника увольнять? Лишь небольшое количество компаний анализирует эту метрику в данном ключе.

Далее мы можем сопоставить коэффициент текучести и бизнес-показатели за несколько лет и увидеть, как связаны эти показатели друг с другом. И смотреть, меняется ли что-то с увеличением затрат на персонал.

Найденные корреляция позволят перейти к следующему этапу – прогнозной аналитике. Если мы хотим анализировать будущие показатели, мы должны взять данные за несколько лет (желательно года три) и на основании имеющихся данных построить модель прогнозирования будущих показателей. Если мы добавим прочие данные по сотрудникам, мы можем использовать различные методы аналитики, такие как анализ дожития, регрессионный анализ, с целью предсказания возможности увольнения текущих сотрудников, а также предсказать срок работы еще не принятых кандидатов. Качество этих моделей напрямую зависят от качества имеющихся данных для подготовки обучающей выборки. Но это для многих компаний уже задания со звездочкой.

В следующей статье мы разберем конкретные метрики текучести персонала.

источник

Проводя аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально значимых качеств и характеристик.

Оценка кадрового состава должна включать:

1) оценку укомплектованности кадрового состава в целом по уровням управления, включая оценку обеспеченности персоналом технологического процесса;

2) оценку соответствия уровня подготовленности персонала требованиям деятельности;

3) анализ структуры кадрового состава в соответствии с требованиями технологии и классификатором должностей;

4) анализ структуры кадрового состава по социально-демографическим характеристикам;

5) оценку текучести кадров.

Итак, анализ состояния кадров организации может быть проведен по следующим параметрам:

— стаж (общий, по специальности и в данной организации).

— общие профессионально значимые качества;

— специальные (с учетом требований конкретного рабочего места, должности) качества.

Часть из этих параметров может быть нормативно закреплена законодательными актами, требованиями, установленными профессиональными сообществами и т.п. В качестве примера можно привести требования к уровню образования и стажу работы по группам государственных должностей государственной службы, введенные Федеральным Законом РФ «Об основах государственной службы РФ». В отношении данных параметров вполне корректен нормативный анализ, позволяющий достаточно быстро выявить отклонения от установленной нормы и определить спектр действий, которые позволят устранить выявленные отклонения (решить вопрос об адекватной форме обновления профессиональных знаний, произвести ротацию, сформировать кадровый резерв). Кстати, корпоративные (организационные) нормы в отношении некоторых характеристик персонала могут быть закреплены локальными нормативными актами (Уставом, Концепцией кадровой политики, должностными инструкциями). В этом случае они также учитываются при проведении анализа, а единственное требование для их введения – отсутствие противоречий с действующим законодательством.

Следует также учитывать такие динамические характеристики состояния кадров, как их текучесть, укомплектованность штатов, состояние трудовой дисциплины, частота производственного травматизма. Статистика позволяет рассчитать ряд количественных показателей, характеризующих квалификацию персонала (Веснин В.Р., С. 56-61.).

Коэффициент квалификации работников (К кв) определяют как корень квадратный отношения произведения числа работников, имеющих необходимое образование (n об) и числа работников, имеющих необходимый опыт (n оп) – к квадрату общего числа работников (N).

Коэффициент использования квалификации работников (К исп. кв) определяют как отношение затрат труда на выполнение работы в соответствии с квалификацией к общим затратам труда за период.

Квалификацию работников в определенной степени может характеризовать коэффициент специализации работников (К спец), определяемый как отношение фактической продолжительности работы в данной должности к 60 месяцам, а также в какой-то степени коэффициент стажа работы в организации (К ст) – отношение продолжительности работы в организации к 60 месяцам.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Различия в степени квалификации рабочих отражаются в тарифном разряде: более высокий разряд соответствует более высокой квалификации. Мера квалификации работника называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Выделяют следующие ее виды.

Функциональная компетентность характеризуется профессиональными знаниями и умением их реализовывать. Интеллектуальная компетентность выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей. Ситуативная компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией. Социальная компетентность предполагает наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, адекватно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, высказывать к ним отношение и проч.

Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При анализе возрастного состава применяются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более.

Стаж работы в данной организации характеризует закрепляемость кадров. Статистика выделяет следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лет и более.

Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение групп работников, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более половины срока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.

Один из разделов кадровой программы организации, приведенной в работе Дж.Иванцевича и А.А.Лобанова, — «Оценочные критерии эффективности кадровой политики». Они включают: результаты труда работников, наличие прогулов, текучесть кадров, наличие трудовых конфликтов, наличие жалоб. По сути дела, эти и другие количественные показатели, взятые в качестве основных направлений текущего кадрового аудита, способствуют своевременному выявлению негативных тенденций в состоянии работы с кадрами, оперативному контролю хода реализации корпоративной кадровой политики.

Неотъемлемой частью текущего и ситуационного анализа состояния кадров является изучение социально-психологического климата в организации. Его результаты формируют объемную картину характера взаимоотношений между сотрудниками, представление о степени их лояльности, инновационной открытости, наличии, глубине и характере конфликтов и многом другом. Этапы и методы исследования социально психологического климата организации охарактеризованы в работе А.А. Русалиновой

В процессе текущего и ситуационного аудита важно понять, какие процессы и с какой эффективностью идут в организации. На практике решение этой задачи сводится к оценке полноты и результативности (с точки зрения формирования желаемого состояния кадров) реализации основных направлений кадровой политики (корпоративной, ведомственной, региональной или государственной). Примером такого анализа применительно к практике реализации кадровой политики в сфере государственной службы РФ может служить подход, предложенный Т.Г. Абрамовой.

Следует помнить о том, что в некоторых организациях то, что выдается за «политику», в действительности является благими намерениями и надеждами.

Чтобы кадровая политика оправдывала свое название, она должна отвечать нескольким критериям (М.Кубра):

— она должна быть сформулирована в письменном виде, быть понятной и охватывать все аспекты работы с кадрами;

— следует предусмотреть пути доведения утвержденной политики до всех сотрудников организации;

— она должна иметь хорошую основу, согласовываться с политикой общества и аналогичных организаций;

— она должна внутренне соответствовать официальным целям и общим задачам организации;

— политика в отношении различных специфических кадровых вопросов (например, укомплектование, подготовка кадров и управление) должна взаимодополняться;

— политика должна вырабатываться в результате обсуждения на разных уровнях и консультаций по всей организации.

Методика анализа практики реализации кадровой политики может быть различной. Информацию количественного и качественного характера чаще всего получают из различных отчетов и записей и дополняют за счет интервью, вопросников, обзоров, дискуссий и т.д. Можно это сделать с помощью поперечного исследования (например, проанализировать прогулы или записи по технике безопасности во всех подразделениях). Можно использовать также продольное исследование, когда на протяжении определенного времени глубоко изучают выборку лиц, рассматривая влияние политики организации на эффективность их работы.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 4457 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Теоретические подходы к анализу персонала предприятия. Профессионально-квалификационная характеристика деловых качеств административно-управленческих кадров. Количественный состав и показатели движения персонала. Использование фонда оплаты труда.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Теоретические подходы к анализу персонала предприятия

1.1 Персонал предприятия: понятие, состав, структура

1.2 Профессионально-квалификационная характеристика персонала предприятия

1.3 Пути улучшения использования персонала предприятия

2. Анализ персонала ОАО «Комплекс»

2.1 Количественный состав и показатели движения персонала

2.2 Профессионально-квалификационный уровень работников

2.3 Использование фонда оплаты труда

2.4 Выводы по анализу персонала предприятия ОАО «Комплекс »

2.5 Разработка мероприятий по улучшению использования персонала предприятия

Список использованных источников

Время в котором мы живём,- эпоха перемен, информационных технологий и быстрого ритма жизни. Такие изменения произошли в обществе, экономике, во всем жизненном раскладе сложны тем, что они потребовали изменения самих людей. Подобные ситуации, в которых люди, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции. По их понятию, каждая отдельно взятая ситуация таит в себе для личности, организации и стране в целом, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим люди ( персонал фирмы) стали повышать уровень своих знаний и умения применять их на практике. Важная часть этих знания, как показывает мировой опыт, постижения науки и искусства менеджмента. С легкой руки это английское слово менеджмент стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.

В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями (фирмами, предприятиями), представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей.

В упрощенном понимание, организация (фирма) — это группа людей, деятельность которых координируется для достижении общей цели.

Актуальность данной темы заключается в том, что состав персонала предприятия определяет как успешность деятельности предприятия, так и способствует повышению его имиджа. Уровень квалификации персонала играет важнейшую роль в успешной реализации стратегии развития предприятия, определяет уровень производительности и позволяет выполнять работы высокой сложности.

На рабочих местах и в цехах производственных предприятий создается материальная база обеспечения жизнедеятельности каждого человека в отдельности и общества в целом, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Для более успешного повышения деятельности предприятия и работы способности во многом зависит от качества и умения управлять фирмой и людьми вышестоящим руководством данного предприятия.

Все больше руководителей предприятий и фирм а также организаций понимают, что расчёт за труд должен быть регламентирован и упорядочен.

Характер труда предполагает наличие в нем ряда признаков, позволяющих говорить о способе соединения личных и внешних факторов производства, об экономической и социальной сущности отношений и месте работника в трудовом процессе и производстве в целом. Содержание труда представляет собой совокупность факторов, определяющих роль и развитие главного элемента процесса труда — человека. Наиболее важными среди них являются: состав и объем трудовых функций, обусловленных разнообразием и особенностями трудовых движений, действий и приемов; наличие специальных знаний и навыков и степень их влияния на качество и эффективность труда; соотношение умственного и физического, исполнительского и творческого труда, а также соотношения работы и отдыха, заработной платы, премий и всевозможных поощрений.

Целью курсовой работы является исследование персонала фирмы (предприятия, организации), его состава, профессионально-квалификационных характеристик и определение путей улучшения использования персонала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— Изучить теоретические аспекты, исследования особенностей анализа персонала предприятия как объект менеджмента.

— Провести анализ персонала как объект менеджмента ООО « Комплекс ».

— Разработать пути улучшения использования персонала как объект менеджмента ООО «Комплекс ».

Объект исследования — ООО «Комплекс ».

Предмет исследования — персонал предприятия ( фирмы),как объект менеджмента.

1.1 Персонал предприятия: понятие, состав, структура

Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы — носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов.

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, профессиональной группы. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие — персонал.

Персонал предприятия — это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием, как юридическим лицом, в отношениях, регулируемых договором найма. Основными характеристиками персонала являются: численность и структура.

Структура персонала предприятия по совокупности отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Все работники по степени участия в производственной деятельности разделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал непосредственно участвует в создании материальных ценностей: в производстве и его обслуживании (это работники основных цехов, вспомогательных и обслуживающих труд подразделений, аппарата заводоуправления, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов и служб предприятия).

Непромышленный (непроизводственный) персонал — занят в обслуживании бытовой, социально-культурной сфере (медицинские, санитарные, жилищно-коммунальные службы), школах, детских садах, подсобных хозяйствах.

По характеру выполняемых функций выделяют категории промышленно-производственного персонала (ППП):

1.Рабочие — непосредственно участвуют в производственном процессе. Разделение труда по характеру участия в производственном процессе классифицирует рабочих на основных и вспомогательных.

2. Руководители — выполняют функцию управления:

высшего уровня — генеральные директора, зам. директора;

среднего уровня — начальники смены, участка, цеха;

низового уровня — мастер, бригадир.

3.Специалисты (работают в службах заводоуправления, цехах) заняты инженерной подготовкой, ведут исследования, разрабатывают технологию, организацию производства и труда:

высшего уровня — главный специалист, начальник управления, отдела, сектора, их заместители;

среднего уровня — инженеры, экономисты, юристы и другие;

низового звена — младшие специалисты, техники, хронометристы, распределители работ.

4.Служащие выполняют техническое обслуживание производства (копировальщики, чертежники, счетоводы, делопроизводители).

Старший служащий — бухгалтер, статистик.

Младший служащий — секретарь, курьер и др.

Структура персонала может быть рассмотрена по следующим признакам:

1. Профессиональная структура персонала организации — это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессиональное разделение труда применяется для руководителей, специалистов, служащих, рабочих. Профессия — род трудовой деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующегося определенным методом воздействия на предмет труда путем применения соответствующих орудий труда. Специальность — вид трудовой деятельности, отличающейся от профессии более четко ограниченным кругом работ (слесарь- инструментальщик).

Отличают два понятия: профессия и должность. Под должностью понимают определенное служебное место в системе предприятия, связанное с выполнением соответствующих работ, характеризующееся определенными правами, обязанностями, ответственностью, полномочиями. Профессии различают по характеру выполняемых работ.

2. Квалификационная структура персонала — это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом. Например, по уровню квалификации инженеры-конструкторы могут занимать должности «главного», «ведущего», «старшего» конструктора I, II и III категории.

3. Половозрастная структура персонала организации — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

4. Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации.

5. Структура персонала по уровню образования характеризует выделение лиц, имеющих высшее образование, в том числе по уровню подготовки — бакалавр, специалист, магистр; незаконченное высшее (более половины срока обучения); среднее специальное; среднее общее; неполное среднее; начальное.

Состояние кадров на предприятии определяется с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициент выбытия кадров:

где Чув — численность уволенных за период работников;

Чср — среднесписочная численность работников за период.

2) коэффициент приема кадров:

где Чпр — численность принятых за период работников.

3) коэффициент оборота кадров:

4) коэффициент текучести кадров:

где Чув — численность уволенных за период работников за прогулы, по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины.

1.2 Профессионально-квалификационная характеристика персонала предприятия

Качественная характеристика персонала фирмы определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей фирмы и производства работ. Качественные характеристики персонала фирмы и качество труда оценить гораздо сложнее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала рабочей силы.

Основной круг параметров или характеристик, определяющих качество труда: экономические, личностные, организационно-технические и социально-культурные.

Деловая оценка персонала — целенаправленный процесс установления соответствия способностей, мотиваций и других качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Различают два основных вида деловой оценки персонала: отбор персонала и аттестацию персонала.

Система Деловой оценки персонала повышает эффективность управления человеческими ресурсами через:

— Положительное воздействие на мотивацию сотрудников.

— Планирование профессионального обучения.

— Планирование профессионального развития карьеры.

-Принятие решений о принятии на новую должность, вознаграждении, продвижении, увольнении.

Под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью — вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например, экономисты (профессия) подразделяются на плановиков, маркетологов, финансистов, трудовиков и т. д. Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые им — присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки. Тарифные разряды и категории — это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.

Создать систему оценки, одинаково сбалансированную сточки зрения точности, объективности, простоты и понятности, очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует множество систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Для того, чтобы построить эффективную систему поиска и отбора кадров, прежде всего, важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами организации. Отбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом, чтобы не превратиться в функцию, которая осуществляется ради себя самой в ущерб другим формам работы с персоналом.

За просчеты в оценке работников часто приходится платить дорого. Так, плохо организованный подбор кадров может привести к высокой текучести кадров, плохому морально-психологическому климату (конфликты, склоки, халатное отношение к порученному делу и т.п.), низкой трудовой и исполнительской дисциплине (низкое качество работы, прогулы, опоздания на работу и преждевременные уходы с работы, низкая эффективность использования рабочего времени, невыполнение распоряжений руководства и даже саботаж).

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос о том, насколько эффективным является труд работников в организации. Для этого прежде всего необходимо определить понятие эффективности.

Под эффективностью мы будем понимать (1) соответствие того, что делает работник, целям организации и установленным целям; (2) выполнение работы наиболее рациональными и экономичными методами и (3) наиболее полное использование возможностей (способностей, знаний, умений) работника.

Современный подход к оценке работы персонала исходит из того, что мало измерить конечные рабочие результаты, следует также определить и то, в какой мере работник проявляет такие качества и демонстрирует такое рабочее поведение, которые являются условием эффективной работы. Поскольку оценка работы нацелена на последующие корректирующие меры, то при комплексном подходе объектом анализа становятся и те факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на труд персонала.

Рассмотрим факторы, влияющие на профессиональную эффективность работников, влияющие со стороны организации и со стороны работника. Со стороны работника можно выделить следующие факторы эффективности: Способности, Личные деловые качества; Мотивация; понимание своей рабочей роли, отношения с непосредственным начальником, отношения в коллективе, трудовая этика, профессиональные знания и навыки, состояние здоровья.

Со стороны организации: физические условия работы, стиль руководства, знания и квалификация руководителя, система стимулирования труда, особенности организационной культуры, обеспеченность необходимыми ресурсами.

Развитие новых направлений деятельности организации, повышение уровня требований к качеству работы различных категорий персонала требует соответствующих изменений в систему оценки. Для совершенствования уже существующей системы оценки или использования в организации новых подходов к оценке работы персонала, необходимо соблюдение ряда условий. Среди наиболее важных можно выделить следующие:

-заинтересованность и поддержка со стороны высшего руководства;

-наличие в организации обученных, высококвалифицированных специалистов, отвечающих за работу системы оценки;

-подготовка документов, регламентирующих работу системы (положения, инструкции, формы и т.п.);

-своевременное информирование персонала о целях и содержании системы оценки, которую предполагается использовать в недалекой перспективе;

— установление четкой связи системы оценки рабочих показателей с системой оплаты труда.

Смысл оценки работы персонала становится понятен лишь в общем контексте кадровой политики, реализуемой организацией. Очень сложно оторвать какую-то отдельную функцию или отдельное направление работы с персоналом от всего комплекса задач, решаемых в процессе управления персоналом. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий всемногообразие задач, решаемых каждой конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента.

Оценка работы персонала призвана содействовать лучшему использованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки задач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы с персоналом, в первую очередь, со следующими направлениями:

— анализ работы, определение требований работы;

-обучение и развитие персонала;

— поиск и отбор новых работников;

— развитие работников и планирование их карьеры;

— система стимулирования труда;

-формирование кадрового резерва и работа с ним.

Результаты оценки работы персонала могут быть также использованы в цепях кадрового планирования, помогая выяснить, насколько квалификация, знания и опыт работников соответствуют настоящим и будущим потребностям организации.

Разработка системы оценки. Многие организации время от времени сталкиваются с тем, что действующая у них система оценки работы персонала нуждается в серьезных изменениях. При этом здесь есть ряд возможностей:

-полностью скопировать систему оценки, принятую в другой организации;

-разработать систему оценки своими силами;

— пригласить консультантов для разработки системы оценки в соответствии с выработанными требованиями.

Хотя оценка рабочих результатов и может помочь определить потребность работника в обучении и развитии, однако если это лишь интегральная или усредненная количественная оценка, выраженная в баллах, то в этом случае при ее использовании руководитель сталкивается с определенными ограничениями.

Дифференцированная оценка рабочих показателей подчиненных позволяет выявить, что именно в их работе требует улучшения. С этой целью рабочие показатели работника сравниваются с установленными стандартами и нормами, а не с результатами других работников.

Важно, чтобы формальная оценка дополнялась неформальной. При этом руководитель должен оказывать подчиненному необходимую помощь в выявлении основных трудностей, связанных с работой, и в определении основных направлений профессионального совершенствования. Для решения задач, связанных с развитием своих подчиненных, руководителю приходится оценивать не только рабочие показатели, но и рабочее поведение. Неформальная оценка работы подчиненных может проходить в следующих формах: обсуждения планов работы и путей достижения намеченных целей; подведения итогов работы за определенный период; консультирования, призванного выявить ограничения, препятствующие выполнению работы в соответствии с установленными требованиями; выговора с глазу на глаз или замечания работнику, направленного на предотвращение в будущем нежелательных образцов рабочего поведения; похвалы, призванной закрепить желательные образцы рабочего поведения, способные привести к высоким рабочим результатам.

Оценка рабочего поведения подчиненных позволяет руководителю наметить те направления индивидуальной работы, которые помогут работнику сформировать необходимые установки и лучше усвоить требования профессиональной роли — те требования, которые предъявляются к работнику, выполняющему данные должностные обязанности.

Сбор, документальное оформление и анализ информации по оценке рабочих показателей персонала имеет особое значение для выявления недоработок, слабых мест и допущенных ошибок и своевременной корректировки действующих в организации программ в сфере управления персоналом.

1.3 Пути улучшения использования персонала предприятия

Востребованность специалиста на рынке труда во многом определяется уровнем его квалификации. Высокая квалификация персонала — важнейшее конкурентное преимущество фирмы.

Практически в каждом учреждении существует та или иная форма индивидуальной оценки работников. Некоторых устраивает имеющаяся система, некоторых — нет. Некоторые системы работают успешно, некоторые — плохо. Практика показывает: зачастую система индивидуальных оценок (которая также называется «оценка работы», или «оценка успешности», или «аттестация» и т.д.) в основном никакого отношения к делу не имеет. Руководители проводят процесс оценки, заполняют какие-то бланки, но о результатах не сообщают даже самому работнику, и посылают эту оценку в отдел развития службы управления персоналом. Этот отдел заносит результаты в банк данных, которые могут использоваться иногда как основание для повышения зарплаты или как источник информации при решении вопроса о переводе или продвижении работника.

Такая индивидуальная оценка, или аттестация, — важная часть банковской работы с персоналом. Аттестация кадров — это проверка, определение соответствия деловой квалификации, уровня знаний и навыков работника, иных общественно значимых качеств занимаемой должности. Она направлена на улучшение качественного состава кадров (персонала) и эффективное их использование, рост служебной и трудовой активности, предприимчивости, повышение. Аттестация является показателем степени соответствия аттестуемого предъявляемым требованиям по службе. С помощью выбранных критериев и показателей собственно и происходит процедура оценки соответствия занимаемой должности (трудовым функциям) того или иного руководителя, специалиста, работника.

Организации нужен механизм для определения потребностей в подготовке и обучении каждого работника, чтобы запланировать и обеспечить обучение необходимого типа и глубины или организовать обучение на рабочем месте. Индивидуальная аттестация необходима для выявления и определения лучших кандидатов на продвижение по службе, чтобы определить, кого и на какую должность назначить для создания кадрового резерва, сообщить работнику, в какой области он нуждается в дополнительном или специализированном обучении и чтобы обеспечить объективную основу для определения и повышения зарплаты или выплаты премий данному работнику, поскольку, по определению, они выплачиваются на основании успешности в работе.

Основная задача всякой аттестации — определение индивидуальных и коллективных характеристик и способностей трудового коллектива, ресурсов и потребностей в обучении. Значит, проведение аттестации служит общим интересам, а правильное проведение аттестации трудно переоценить по своему значению. Руководство банка должно быть заинтересовано в том, чтобы иметь на всех постах в банке высококвалифицированных работников. Это основополагающее требование и условие обеспечения хорошей работы банка. Каждый линейный руководитель, каждый руководитель службы персонала должен быть заинтересован иметь в своих подразделениях высококвалифицированных специалистов. Это облегчает их собственную работу и обеспечивает основу для успешной работы банка в целом. Каждый работник банка должен быть заинтересован в совершенствовании своих знаний и навыков. В конечном итоге это должно отразиться на его заработной плате, повышении его статуса в учреждении, продвижении, получении более интересной работы.

Ответственность за внедрение и работу системы аттестации лежит, как правило, на специалистах кадровой службы. Они участвуют в формировании и работе аттестационных комиссий, готовят необходимую документацию (положения, инструкции), регламентирующую работу системы, составляют списки и графики аттестации и контролируют процесс проведения аттестаций. Они также следят за тем, чтобы цели аттестации были четко донесены и до аттестуемых, и до лиц, производящих оценку.

Но на пути проведения эффективной и правильной аттестации имеется много препятствий. В некоторых случаях аттестация не рассматривается как важное мероприятие, даже когда неадекватные навыки являются основной проблемой банка. Проводится ограниченное, нецеленаправленное, разрозненное обучение, никак не связанное с оценкой объективных потребностей, существующих в банке. Зачастую средства оценки и ресурсы, включая подготовку руководителей для проведения аттестации, далеки от совершенства. Бывает и так, что проведенная аттестация не имеет никаких последствий. Поэтому руководители не заинтересованы тратить время на продумывание и правильную организацию такой аттестации. В некоторых случаях руководители слабо знают своих подчиненных, не представляют, какие навыки они хотели бы в них видеть, что нужно им для успешности в работе. В других случаях руководителям просто не хватает для этого мужества. Некоторые руководители необъективны в своих оценках. При проведении аттестации они могут руководствоваться другими мотивами. Иногда существующая процедура аттестации требует оценки всех черт характера работника, а вовсе не связана с работой. Иногда существующий процесс оценки преследует слишком много целей, в результате сам процесс оказывается первой жертвой такой требовательности.

Цель аттестации — определение потребности каждого работника в соответствующих навыках либо для его работы в настоящем, если это приоритетно для данного работника, либо для его последующей работы, если он намечен на повышение, так чтобы он мог предпринять какие-то действия, чтобы обеспечить соответствие уровню требований

Принятый в нашей стране порядок предусматривает, что исходя из существующего законодательства и нормативных актов сроки, график, а так же список должностей, подлежащих аттестации, составы комиссий, правила и критерии утверждаются руководителем организации по согласованию с выборным профсоюзным органом. До начала календарного года инее позднее, чем за месяц доводятся до сведения аттестуемых.

При проведении аттестации во всех видах организаций можно руководствоваться совместным постановлением министерства труда и Министерства юстиции РФ « основные положения о порядке проведения аттестации служащих организаций» от 23.10.92.

Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, организации. Она включает следующие мероприятия: подготовку необходимых документов для аттестуемых, выработку графиков проведения аттестации: определение состава аттестационных комиссий, организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения ее непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки, профессиональной компетентности, отношение к работе, выполнение должностных обязанностей, показатели работы за прошедший период. Работник должен быть заранее ознакомлен с этими материалами.

В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты.

Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Результаты голосования определяются большинством голосов.

Следует заметить, что в последнее время в практику работы ряда фирм входит аттестация подразделений фирмы. Это не обычный отчет руководителя отдела, службы, на Правлении, а процедура, предусматривающая создание правил такой аттестации, аттестационной комиссии, порядка определения выводов. Чижов Н.А. имел счастье провести такую аттестацию на одном из подмосковных предприятий, где в ходе оценки работы конкретных служб этого предприятия была сделаны выводы по материальной базе, уровню квалификации и развития персонала, качеству управления, внедрению информационных технологий. Там же была впервые апробирована идея внедрения внешнего управления по тем службам, которые абсолютно не отвечали современным требованиям, и стоял вопрос об их расформировании.

Мотивация труда и стимулирование персонала. Оценка рабочих показателей, будучи органично связана с системой оплаты труда и с программами, направленными на повышение уровня трудовой мотивации персонала, позволяет поддерживать на должном уровне заинтересованность работников в достижении высоких рабочих результатов. Как уже отмечалось, эффективность системы стимулирования труда находится в прямой зависимости от того, насколько размер оплаты увязан с вкладом работников в достижение целей организации (подразделения), насколько справедливой считают ее те, чей труд подвергается оценке.

Еще одна важная задача, стоящая перед действующей в организации системой оценки, — вдохновить работника на улучшение работы, заинтересовать его в освоении новых подходов к работе, стимулировать достижение новых уровней профессиональной эффективности. Эта задача может быть успешно решена путем пропаганды достижений лучших работников, доведения до сведения сотрудников данных, показывающих как они справляются со своей работой.

Оценка работы подчиненных позволяет руководителю решить широкий круг задач. С одной стороны, это производственные задачи: выполнение планов, достижение поставленных целей, обеспечение нормального функционирования подразделений и всей организации или обслуживание производственных процессов, возможно проведение диагностики организации по выявлению недостатков кадровой и дисциплинарной политики, а с другой — это задачи, связанные с более эффективным использованием потенциала работников за счет того, что система оценки позволяет повышать уровень их мотивации, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и

Для создания в организации системы оценки рабочих показателей необходимо соблюдение ряда условий, среди которых наиболее важными являются следующие:

— заинтересованность и поддержка со стороны высшего руководства;

-наличие в организации обученных, высококвалифицированных специалистов, отвечающих за работу системы оценки;

-подготовка документов, регламентирующих работу системы (положения, инструкции, формы и т.п.);

-своевременное информирование персонала о целях и содержании системы оценки эффективности;

-установление четкой связи в работе системы оценки рабочих показателей с системой оплаты труда.

Традиционно ответственность за проведение оценки работы персонала лежит как на непосредственных руководителях оцениваемых работников, так и на специалистах кадровых служб (отдел кадров или отдел персонала) и отделов труда и заработной платы. В их обязанности входят следующие задачи, решение которых может решить задачу создания эффективной системы оценки персонала:

1.Разработка системы оценки предполагает выявление потребности организации в оценке рабочих показателей и постановку целей и задач, которые должны быть решены в ходе реализации системы оценки.

2. Разработка методов и процедур, которые будут использоваться для оценки рабочих результатов.

3.Разработка соответствующей документации, положений, инструкций, бланков, форм отчетности.

4.Обучение руководителей. Руководители должны знать цели и задачи, решаемые в ходе оценки работы персонала и обладать знаниями и навыками, необходимыми для достижения этих целей.

5.Контроль за надлежащим проведением процедуры оценки рабочих показателей персонала.

6.Сбор и хранение информации, полученной в результате проведения оценки работников.

7.Анализ полученной информации и подготовка отчетов для руководства. Эти отчеты содержат результаты, полученные с помощью действующей в организации системы оценки, и предложения направленные на повышение эффективности работы персонала.

2.1 Количественный состав и показатели движения персонала

«После На предприятии работает 785 человек: АУП составляет -54 человек, водители, крановщики, экскаваторщики,- 586 человек и обслуживающий персонала — 145 человек.

Таблица 2.1 Структура численности приведена

источник