Меню Рубрики

Как провести анализ качества продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприя­тий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения:

• удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

• удельный вес продукции высшей категории качества;

• средневзвешенный балл продукции;

• средний коэффициент сортности (отношение стоимости про­изведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

• удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

• удельный вес сертифицированной продукции;

• удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

• удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в вы­сокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

• полезность (жирность молока, зольность угля, содержание

железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

• надежность (долговечность, безотказность в работе);,

• технологичность, т.е. эффективность конструкторских и тех­нологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продук­цию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа изучить динамику перечисленных по­казателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню каче­ства продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (конди­ции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортно­сти, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно найти отношением сто­имости продукции всех сортов к возможной стоимости всей продук­ции по цене первого сорта:

Вторая задача анализа определить влияние качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товар­ной продукции (ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится следующим образом:

Где Ц и Ц1 — цена изделия соответственно до и после изменения качества;

Со и С1 — уровень себестоимости изделия соответственно до и после

VВПi — количество произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произош­ло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себе­стоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше ал­горитмам определить влияние сортового состава на выпуск товар­ной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее про­изводства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (ΔУдi ) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), ре­зультаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены надо умножить на общий фактический выпуск данного вида про­дукции в натуральном выражении (VВПобщ1):

Аналогично определяют изменение среднего уровня себестои­мости изделия за счет изменения сортового состава (ΔСсорт):

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

где ΔЦсорт — изменение среднего уровня цены за счет сортового

ΔС — изменение среднего уровня себестоимости изделия за

VРПобщ1— фактический общий объем реализации продукции

отчетного периода в натуральном выражении.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по кото­рым установлены сорта, и результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, оп­ределяют потери от брака. Например:

1. Себестоимость забракованной продукции 500

2. Расходы по исправлению брака 80

3. Стоимость брака по цене возможного использования 150

4. Сумма удержаний с виновных лиц 10

5. Потери от брака (п. 1 + п. 2 — п, 3 — п. 4) 420

Для определения потерь товарной продукции необходимо поте­ри от брака умножить на фактический уровень рентабельности.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответ­ственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются:

плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабо­чих, качество оборудования, аритмичность производства и др.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2165 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Качество продукции — один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.

Повышение качества продукции, как правило, требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, обуславливающих его способность удовлетворять определенные потребности человека и общества.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям относятся:

удельный вес новых изделий в общем объеме продукции;

удельный вес продукции, впервые изготовленной в России, в общем объеме продукции;

удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества, в общем ее объеме;

удельный вес продукции, сертифицированной в соответствии с национальными стандартами, в общем ее объеме

Индивидуальные показатели характеризуют отдельные свойства продукции. К ним относятся показатели:

назначения, характеризующие полезный эффект от использования продукции по назначению;

надежности (безотказность, сохраняемость, долговечность, ремонтопригодность);

технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений (материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость);

эргономичности, отражающие удобство и комфорт потребления;

безопасности, оценивающие степень безопасности при эксплуатации;

эстетичности, отражающие рациональность формы и совершенство исполнения;

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной и рекламированной продукции, потери от брака и др.

Задачами анализа качества произведенной продукции являются:

выполнение плана по уровню показателей качества произведенной продукции;

изучение динамики показателей качества;

изучение причин изменения показателей качества;

влияние повышения качества продукции на стоимостные показатели деятельности предприятия.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Его сущность состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых ценах.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

отношением количества продукции первого сорта к общему количеству;

отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Влияние изменения качества продукции на стоимостные показатели работы организации рассчитывается следующим образом:

где К1 — объем реализации продукции повышенного качества; Ц1 и Ц0 — цена изделия соответственно после и до изменения качества; С1 и С0 — себестоимость единицы продукции соответственно после и до повышения качества.

Экономический эффект от повышения качества продукции достигается в результате установления более высокой цены на нее. При реализации продукции повышенного качества, как правило, возрастает ее себестоимость за счет применения более качественных дорогостоящих материалов и сырья, закупки нового современного оборудования, инструментов, установления более высокой оплаты труда за производство продукции повышенного качества, увеличения косвенных расходов (например, в результате разработки и внедрения технико-экономических мероприятий по повышению качества продукции).

Различают следующие виды качества:

высокое — товар превосходит по своим характеристикам аналоги, цена на товар высокая;

конкурентоспособное — товар соответствует качественным характеристикам аналогов, цена средняя;

низкое — товар уступает по качественным характеристикам аналогов, цена низкая;

неконкурентоспособное — качество товара либо устарело, либо не выдерживает стандартов, необходимо снять товар с производства.

Повышение требований рынка к потребляемой продукции, а также усложнение процессов, происходящих в производстве, заставляют предприятие изменять подход к проблеме качества. В настоящее время уже недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия — от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции.

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

Действие данной системы распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя «петлю качества». «Петля качества» — это модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на разных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения. Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:

маркетинг, поиск и изучение рынка;

проектирование и (или) разработку технических требований к продукции;

подготовку и разработку производственных процессов;

реализацию и распространение продукции;

утилизацию после использования изделия.

Система качества призвана обеспечивать управление им на всех стадиях «петли качества», участие всего коллектива работников в достижении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества и снижению затрат, обязательность выявления дефектов в устранении вызвавших их причин.

источник

Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Российский подход к системе качества определяется наличием двух факторов: с одной стороны, постоянно растут требования заказчиков к качеству продукции, с другой – крайне медленно происходит переоснащение предприятий современной техникой.

Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции предприятия. Однако повышение качества продукции требует, как правило, дополнительных затрат, что ведет к увеличению себестоимости продукции.

Показатели качества продукции подразделяются на обобщенные, индивидуальные и косвенные.

Обобщенные показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:

удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

объем и удельный вес сертифицированной и не сертифицированной продукции;

удельный вес продукции высшей категории качества;

средний коэффициент сортности;

удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, и др.

Индивидуальные, или единичные, показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

эстетичность изделия и др.

Косвенные показатели качества:

штрафы за некачественную продукцию;

объем и удельный вес забракованной продукции;

удельный вес рекламационной продукции;

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества – с данными прошлых лет.

Средний коэффициент сортности можно определить как:

отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.

Чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и по факту, определить отклонение, дать оценку;

рассчитать количественное влияние изменения качества на изменение стоимости реализации. Для этого необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению. Однако стоимость и уровень брака продукции является важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых. Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно. Исправление брака связано с увеличением себестоимости продукции и снижением прибыли. Неисправимый брак приводит к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брака он делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).

Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом:

определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам, находят отклонение, дают оценку;

анализируют показатели в динамике;

определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку;

определяют влияние изменения потерь на величину объема выпуска, т. е. сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака, для этого необходимо объем продукции отчетного года умножить на уровень брака в себестоимости товарной продукции и разделить на сто процентов;

затем выявляют причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению брака и повышению качества.

Основными причинами снижения качества являются:

низкое качество исходного сырья;

низкий технический уровень основных фондов;

низкий уровень организации и технологии производства;

источник

Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Российский подход к системе качества определяется наличием двух факторов: с одной стороны, постоянно растут требования заказчиков к качеству продукции, с другой — крайне медленно происходит переоснащение предприятий современной техникой. Таким образом, проблема обеспечения оптимального уровня качества продукции должна решаться на основе научно обоснованного подхода к оценке его уровня.

Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Качество продукции — один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции и определяющих ее конкурентоспособность и предприятия. Однако повышение качества продукции, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости единицы продукции.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес:

■ новой продукции в общем ее выпуске;

■ сертифицированной и несертифицированной продукции;

■ продукции, соответствующей мировым стандартам, и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции отражают одно из ее свойств:

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества изучается динамика перечисленных показателей, оценивается выполнение плана но их уровню, устанавливаются причины их изменения и обосновываются возможности повышения качества.

Для оценки выполнения плана по качеству используются два метода.

  • 1. Определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана но качеству (балльный метод).
  • 2. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества — с данными прошлых лет.

Средний коэффициент сортности можно определить как:

■ отношение количества продукции первого сорта к общему количеству;

■ отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта (табл. 4.11):

где — объем 1-й продукции;

р цена 1-й продукции; Рхсарт

Таблица 4.11. Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за изделие, тыс. руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска, тыс.

по цене 1-го сорта

Из данных, представленных в табл. 4.11, можно рассчитать коэффициент сортности. Он будет равен но плану — 0,882 (8600/9750), фактически — 0,969 (8725/9000). Выполнение плана по качеству составляет 109,9% (0,969/0,882). Средневзвешенная цена но плану составляет 4,410 тыс. руб. (8600/1950), фактически — 4,847 тыс. руб. (8725/1800), что по отношению к плану также 109,9%.

Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также но удельному весу сертифицированных изделий, забракованной и зарекламированной продукции.

В процессе анализа качества продукции расчет влияния ее качества на стоимостные показатели работы предприятия — выпуск товарной продукции ДЛГТ, выручку от продаж ДЛ^ и прибыль ДЯ — производится следующим образом:

где рО’Рі — цена изделия до и после изменения качества соответственно;

с0′ с — уровень себестоимости изделия до и после повышения качества;

()к — количество произведенной продукции повышенного качества;

Л^к — объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то сначала необходимо установить, как изменятся средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем но приведенным ранее формулам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Выход брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Например, в результате изучения потерь от брака на конкретном предприятии было установлено следующее: тыс. руб.

  • 1. Себестоимость забракованной продукции 600
  • 2. Расходы по исправлению брака 100
  • 3. Стоимость брака по цене возможного использования 200
  • 4. Сумма удержаний с виновных лиц 15
  • 5. Потери от брака (и. 1 + п. 2 — п. 3 — и. 4) 485

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 84 300 тыс. руб., а ее себестоимость — 64 168 тыс. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +31,4% 1(84 300 — 64 168)/ 64 168 х 100]. Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,314 раза. Потери же товарной продукции равны 485 х х 1,314 = 637 тыс. руб., или 0,07% от стоимости фактического выпуска.

Затем следует изучить причины снижения качества и допущенного брака продукции но местам его возникновения и центрам ответственности и разработать мероприятия по его устранению.

источник

Качество продукции – один из самых важных показателей деятельности компании. В нашей стране подход к системе качества продукции основывается на двух основных факторах: постоянном возрастании требований заказчиков к качеству предоставляемой продукции и при этом медленном темпе переоснащения предприятий современным оборудованием. Это создает проблемы обеспечения требуемого уровня качества, которые можно решить только при помощи полноценного анализа качества продукции.

Планирование качества продукции обычно подразумевает сочетание основных свойств продукции, которые обуславливают ее способность удовлетворять основные потребности покупателей соответственно назначению данной продукции. Показатели качество позволяют оценить параметрические, технологические, потребительские и дизайнерские качества продукции, уровень ее унификации и стандартизации, а также долговечность и надежность.

Высокое качество продукции позволяет увеличить размеры реализации, и, как следствия, конкурентоспособность организации. Однако повышение качества всегда требует дополнительных вложений и увеличения себестоимости производимых товаров.

Анализ качества продукции позволяет решить несколько проблем:

  • Оценить качество продукции, которую предлагает компания.
  • Определить причины, которыми вызвано недостаточно высокое качество или его снижение.
  • Установить связь между объемами выпускаемой продукции и уровнем ее качества.

При проведении исследования качества продукции необходимо принимать во внимание, что качество зависит от нескольких существенных факторов:

  • Используемые на производстве технологии, качестве и современность оборудования.
  • Опыт, квалификация и профессионализм сотрудников.
  • Дисциплина труда на производстве.

Существует несколько категорий показателей качества продукции. Обычно выделяют обобщающие и индивидуальные показатели.

Обобщающие показатели позволяют охарактеризовать всю производимую предприятием продукцию, вне зависимости от ее назначения и удельного веса.

Выделяют следующие обобщающие показатели качества продукции:

  • Удельный вес новой продукции в общей массе товаров.
  • Соотношение продукции, прошедшей и не прошедшей сертификацию.
  • Уровень соответствия продукции мировым стандартам.
  • Удельный вес продукции, которая имеет наивысшую категорию качества.
  • Средний коэффициент отношения стоимости продукции к стоимости ее же по ценам товаров первого сорта, также его называют коэффициентом сортности.
  • Количество продукции с аттестацией и без нее.
  • Средневзвешенный балл продукции.
  • Количество продукции, идущей на экспорт, в том числе в страны с высоким уровнем развития.

Индивидуальны, или единичные показатели качества, позволяют охарактеризовать такие свойства продукции, как:

  • Полезность – зависит от вида продукции, это может быть содержание белка, уровень жирности, для руды – содержание железа, для угля – зольность и т.д.
  • Надежность – долговечность, устойчивость к поломкам и т.д.
  • Технологичность – эффективность решений, использованных конструкторами товара, энергоемкости, трудоемкости и т.п.
  • Эстетичность – привлекательность товара, изделия или его упаковки.

Также при анализе могут использоваться косвенные показатели. Это могут быть штрафы, полученные компанией за недостаточное качество продукции, удельный вес продукции, опознанной как брак, количество претензий от покупателей, финансовые потери от бракованной продукции и т.д.

Брак является одним из самых существенных косвенных показателей качества. Выход брака приводит к тому, что себестоимость продукции надлежащего качества возрастает, объем реализации уменьшается, уменьшается прибыль и рентабельность продукции. В процессе анализа важно определить динамику брака (уменьшается она или возрастает), а также удельный вес бракованной продукции, рассчитать потери от брака.

Главная задача анализа качества продукции – это определить динамику показателей, определить уровень их соответствия плану, причины изменения этих показателей, а затем оценить работу предприятия с позиции уровня качества, который достигнут и которого можно достичь.

Если продукция компании подразделяется по сортам и произошли изменения в сортовом составе, необходимо определить, какие перемены произошли в средневзвешенной цене в целом и на единицу продукции, а затем определить, как сортовой состав влияет на выпуск продукции, прибыль от ее продажи и т.д.

Для оценки качества продукции используются два метода:

  • Определение средневзвешенного балла качества продукции через сравнение показателей его уровня по фактическому выпуску и по факту. Это позволяет определить процент выполнения плана по качеству продукции. Такой метод называют балльным.
  • Определение доли продукции, качество которой можно охарактеризовать кондицией или сортом, в общем объеме произведенных товаров. Это позволяет узнать общий коэффициент сортности и средневзвешенную цену.

Доля каждого сорта в общем объеме сравнивается с планом, чтобы определить динамику изменения этих показателей за выбранный срок.

Средний коэффициент сортности определяется следующим образом:

  • Путем определения отношения количества первосортной продукции к общему числу товаров.
  • Путем выявления отношения стоимости товаров любого сорта к стоимости той же продукции, рассчитанной по ценам первосортной.

После проведения анализа проводится изучение причин снижения качества, источников брака продукции, центров ответственности за него. Разрабатываются меры по повышению качества и устранению брака.

источник

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра « Бухгалтерский учёт анализ и аудит»

«Анализ качества продукции».

(на примере ООО «Трусовский хлебзавод»)

Проверила: к.э.н., Молчанова О.В.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ». 5

1.2 Общественные потребности. Понятие качества продукции. Анализ качества продукции. 5

1.2 Оценка качества. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества. 10

1.3 Стоимость плохого качества. Оптимальное качество продукции. 17

1.4 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. 24

1.5 Анализ ассортимента и структуры продукции. 29

1.6 Анализ ритмичности работы предприятия. 31

1.7 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 33

Глава 2. «АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ» НА ООО»ТРУСОВСКИЙ ХЛЕБЗАВОД». 37

2.1 Финансово-экономическая характеристика ООО «Трусовский хлебзавод» 37

2.1.1 Историческая справка. 37

2.1.2 Структура производства и управления. 39

2.1.3 Анализ технико-экономических показателей. 40

2.2 Анализ качества продукции. 44

2.2.1 Анализ качества сырья и продукции. 44

2.2.2 Дефекты хлебобулочных изделий. 50

2.2.3 Анализ качества продукции. 55

2.2.4 Анализ брака продукции на предприятии. 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 65

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретически основы анализа качества продукции, стандартизация и сертификация в области качества. А также издержки связанные с выпуском качественной продукции. Во второй главе проведён анализ качества выпускаемой продукции на ООО «Трусовский хлебзавод», сделаны соответствующие выводы и предложения.

Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любое предприятие, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

Данное предприятие высоким уровнем качества и широкой номенклатурой своей продукции привлекает потребителей разных возрастов и материального положения.

Продукция – материализованный результат трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте и за определённый интервал времени, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей.

Результаты труда могут быть овеществлёнными (сырьё, материалы, пищевые продукты, ткани, обувь, топливо, машины, приборы, устройства и т. д.) и неовеществлёнными (энергия, информация, некоторые виды услуг и т. д.).

Вся произведённая продукция является результатом общественной потребности в данном виде овеществленного или неовеществлённого результата труда.

Потребность – это экономическая категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни общества, воспроизводство которых необходимо для его жизнедеятельности. Рассмотрение научных основ управления качеством продукции начинается с определения потребностей, так как без потребления нет производства. Производство и потребление всегда есть две стороны единого процесса, в котором «производство производит предмет потребления, способ потребления побуждение к потреблению. Потребление завершает акт производства, делает продукт действительно продуктом и создаёт потребность в новом производстве».

Производственные потребности определяются задачами развития общественного производства и научно-техническим прогрессом.

Точная информация о характере, структуре, объёме и тенденция развития общественных потребностей, учёт платёжеспособного спроса населения, его дифференциацию по различным возрастным, национальным и региональным группам является необходимой предпосылкой для принятия оптимальных решений при управлении качеством продукции.

Товар — это продукт труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Всякий товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Помимо двух основных свойств, всякий товар должен обладать такой характеристикой как качество продукции.

«Качество продукции», «качество» является одним из тех слов, которыми мы пользуемся, не задумываясь, но которые трудно поддаются точному определению.

По справедливому замечанию профессора Гличева А.В.; «категория качества продукции — одна из сложнейших, с которой человеку приходится иметь дело». Сегодня в развитых промышленных странах производится свыше 25 миллионов различных видов промышленной продукции. Все это огромное многообразие имеет одну отличительную особенность: каждый предмет, каждое изделие и каждая машина изготовлены с определенной целью, они предназначены для выполнения определенных функций, для удовлетворения тех или иных потребностей человека.

Поэтому в середине 50-х годов в Европе и в США самым распространенным определением «качества» было: «Качество — степень соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к нему его назначением».[3]

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

Рассматривая определения понятия «качество», следует помнить:

1. Понятие «качество» всегда относительно. На мировом рынке всегда имеется большое количество различных моделей, типов изделий одинакового назначения. И всегда имеется фирма — изготовитель, которая выпускает самые лучшие изделия данного вида, которые будут на данный момент времени являться эталоном для этих изделий. Поэтому понятие «высокое качество» применительно к промышленному изделию означает, что функциональные свойства изделия, материал, из которого оно изготовлено, отделка и внешний вид выше среднего уровня.

2. Изделия высокого качества должны отражать достижения технического прогресса, отвечать требованиям производства и иметь себестоимость, экономически оправдывающую их выпуск. Они должны быть надежны и долговечны в эксплуатации, быть простыми при эксплуатации и уходе, безопасными в эксплуатации, иметь рациональную и миниатюрную конструкцию, иметь красивый внешний вид.

Качество изделия зависит от большого числа свойств изделия. Чтобы объективно судить о качестве, необходимо знать количественные значения свойств изделия и иметь методику для сравнения одного изделия с другим (эталоном) для получения измеримой оценки качества.

Для промышленных предприятий качество продукции является важнейшим показателем деятельности. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счёт не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:

А) удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

Б) удельный вес продукции высшей категории качества;

В) средневзвешанный балл продукции;

Г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

Д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

Е) удельный вес сертифицированной продукции;

Ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

З) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качество продукции характеризуют одно из ее свойств:

А) полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания и др.);

Б) надёжность (долговечность, безотказность в работе);

В) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

источник

Качество продукции — совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

;

;

.

где Ц, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С, С1– себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК — количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК — количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

1. Себестоимость забракованной продукции — 500 тыс. руб.

2. Расходы по исправлению брака — 80 тыс. руб.

3. Стоимость брака по цене возможного использования — 150 тыс. руб.

4. Сумма удержания с виновных лиц — 10 тыс. руб.

5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420

Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.

Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

Тогда фактический уровень рентабельности:

(104300 — 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможнойстоимости продукции I сорта (табл. 18. II):

Отсюда коэффициент сортности: по плану — 0,833 (28 800/ 34 560), фактически — 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству — 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану — 500 тыс. руб., фактически — 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.

Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ТП), выручку от реализации продукции ( В) и прибыль ( П). Расчет производится следующим образом:

где ЦО и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 — соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K1 количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошлоизменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешеннаясебестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18. 12).

В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2268 млн руб.(450 тыс. руб. х 5040 туб).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимостьтоварной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн руб., а ее себестоимость — 84 168 млн руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 — 84 168)/84 168 х 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 х 1,239 = = 520,4 млн руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Дата добавления: 2016-03-22 ; просмотров: 5483 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают единичные показатели качества, характеризующие одно из ее свойств, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокупность свойств продукции.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

— оценивается технический уровень продукции;

— выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

— анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

— выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

— обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.

К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, мировому, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Таблица 11 – Анализ показателей качества продукции.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение Темп роста, %
1 Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млн. руб.
2 Сертифицированная продукция, млн. руб. — к общему объему, %
3 Продукция, поставленная на экспорт, млн. руб. — к общему объему, %
4 Количество рекламаций

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта (таблица 11):

где – объем производства продукции в натуральном выражении;

– цена единицы продукции, руб.;

Читайте также:  Простата анализ какие надо сдать

– цена продукции 1-го сорта, руб.

Таблица 12 – Анализ качества продукции.

Сорт продукции Цена за единицу, млн. руб. Выпуск продукции, шт. Выпуск продукции, руб.
план факт план факт по цене 1 сорта
план факт
А
Субпродукты 1 категории
Субпродукты 2 категории
Итого

Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции (), выручку от реализации продукции () и прибыль (). Расчет производится следующим образом:

=()×,

=()×,

=(()×)-(()×)

где – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

– соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

– количество произведенной продукции повышенного качества;

– объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту нужно умножить на цену соответствующего сорта, результаты сложить. Полученное изменение среднего уровня цены необходимо умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава. После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции; определяют потери от брака:

1.себестоимость забракованной продукции;

2. расходы по исправлению брака;

3. стоимость брака по цене возможного использования;

4. сумма удержаний с виновных лиц;

5. потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4);

источник

Задачи анализа качества продукции. Обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. Понятие брака, его виды. Анализ ритмичности производства. Показатели выпуска продукции. Анализ показателей качества на примере предприятия СП ОАО «Спартак».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Кыргызской Республики

Анализ качества продукции

Продукция — материализованный результат трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте и за определённый интервал времени, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Конкурентоспособность продукции и получение наиболее выгодных для организации контрактов возможны в условиях рыночной экономики только при условии обеспечения соответствующего качества реализуемой продукции, отвечающей потребностям как внутреннего, так и внешнего рынка. В связи с этим оценка качества выпускаемой продукции приобретает особое значение.

Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любое предприятие, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

Данное предприятие высоким уровнем качества и широкой номенклатурой своей продукции привлекает потребителей разных возрастов и материального положения.

1. Анализ качества продукции

Качество продукции — совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

· оценивается технический уровень продукции;

· выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

· анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

· выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

· обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь;

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

· удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

· удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

· удельный вес продукции высшей категории качества;

· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

· удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

· надежность (долговечность, безотказность в работе);

· технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа — изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции. Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

При анализе качества продукции характеризуется сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.

Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта.Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высшей сорт; полученные результаты суммируются. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.

На выпуск продукции оказывает влияние уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют по отдельным видам продукции и полуфабрикатов, по местам его обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.

Брак — это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.

В зависимости от характера дефекта различают исправимый (частичный) брак и неисправимый (окончательный) брак, когда исправление невозможно по техническим причинам или экономически не выгодно.

По месту обнаружения различают внутренний (обнаруживается на самом предприятии) и внешний (выявляется заказчиком).

Различают также брак по виновникам: брак по вине работников предприятия и брак по вине поставщиков. Знание этих различий необходимо для точного определения экономических потерь от брака.

При анализе следует выявить основные причины брака (недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и т.д.).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции

1. Себестоимость забракованной продукции — 500 тыс. руб.

2. Расходы по исправлению брака — 80 тыс. руб.

3. Стоимость брака по цене возможного использования — 150 тыс. руб.

4. Сумма удержания с виновных лиц — 10 тыс. руб.

5. Потери от брака (стр1 + стр2 — стр3 — стр4) = 420

Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.

Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

Тогда фактический уровень рентабельности:

(104300 — 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции:

420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного методаоценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Большинство предприятий реализует значительную часть своей продукции; виды этой продукции часто взаимосвязаны, поскольку используются аналогичным образом и предназначены одним и тем же клиентам, или продаются в одних центрах сбыта. Такая продукция представляет «гамму продукции». Изучение качества продукции предполагает анализ всей гаммы продукции и продукции ее составляющей.

2. Анализ ритмичности производства

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции: увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели — коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей — коэффициент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного.

Аритмичность — это сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду).

Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

1. Тяжёлое финансовое состояние предприятия;

2 .Низкий уровень организации технологии и материально-технического обеспечения предприятия;

3 .Низкий уровень планирования и контроля;

1 .Несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками;

2 .Недостаток электроэнергии;

В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению неритмичной работы.

3. Анализ показателей выпуска продукции

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов.

4. Анализ показателей качества на примере предприятия

Таблица 1 — Показатели качества продукции СП ОАО “Спартак” за 2006-2007 года

источник