Меню Рубрики

Как провести анализ источников для исследования

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

источник

К анализу литературных источников исследователь обращается на подготовительном этапе и собственно исследовательском.

На подготовительной стадии происходит первичное ознакомление с литературой, с новейшими сведениями, имеющимися в педагогике и смежными с ней областями.

На втором этапе работа с литературой становится более глубокой, она необходима для уточнения, подтверждения или опровержения, обоснования полученных результатов.

Работа над теоретической частью включает:

I. Составление первичного списка литературы по теме. Существуют следующие способы библиографических разысканий

1) хронологический — выяснение того, как развивалось данное явление или понятие;

2) обратно-хронологический: изучение новейших исследований, чтобы рассмотреть сделанные ранее публикации под соответствующим углом зрения;

3) сравнительно-хронологический: возможность проследить развитие двух или нескольких родственных явлений (различных точек зрения, теорий, концепций).

II. Определение важных для исследования установок:

1) есть ли литература специально по той проблеме, которая выдвигается как предмет исследования;

2) какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются;

3) в чем достоинства и недостатки данных исследований;

4) устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме;

5) выписываются основные термины и составляется понятийный аппарат. При работе с определениями необходимо:

— выписать все определения, имеющиеся в толковых, энциклопедических, специальных словарях, монографиях;

— определить, какие признаки в них встречаются чаще других;

— исходя из анализа терминов выбрать рабочее определение или составить свое. Обосновать свой выбор.

В результате анализа выделяются:

1) источники, выполняющие методологическую функцию. Они будут составлять основу исследования; идеи, представленные в них, будут определять сущность и логику исследования;

2) отдельно определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений;

3) особо обращается внимание на источники, подвергающиеся критике, т.е. дискуссионные;

4) среди литературы отмечают и такую, в которой содержится интересный материал по методике исследования.

Читайте также:  Виды экономического анализа какой прогноз

III. Выбор теоретического уровня описания литературы. Выделяют следующие уровни описания научной литературы:

1) реферативный обзор в виде пересказа выводов без попытки увидеть преемственность, взаимосвязь, развитие научного знания.

Алексеев В.И. дает такое определение.

А Петров С.П. рассматривает это явление как.

В психолого-педагогическом словаре это понятие трактуется следующим образом.

2) реферативный анализ с элементами сопоставления точек зрения с той целью, чтобы выявить, какая из них более полно, разносторонне раскрывает интересующее нас явление.

В определении, данном Алексеевым В.И., дается перечисление. а вот иное определение. В нем дана иерархия. но. А вот в определении Петрова С.П.

3) теоретико-констатирующий анализ, когда прослеживается развитие знания с каких-то теоретических позиций.

В работах Алексеева В.И., Петрова С.П. интересующее нас явление характеризуется с позиции авторитарной педагогики. Оно рассматривается как. А в монографии Семеновой Р.К. представлена гуманистическая позиция в решении сформулированных проблем.

4) теоретико-методологический анализ, цель которого — оценить имеющиеся знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей, высказать свое отношение к ним.

Типичные ошибки при анализе литературы:

1. Описательный характер теоретической части (конспект источников).

2. Анализ превращается в самоцель.

3. Бессистемность в анализе, отсутствие логики.

4. Некритическое использование литературы, неумение определить его научную ценность.

5. Искажение авторской мысли, превратное понимание материала.

Рекомендации по работе с источниками

1. Конспектировать на одной стороне листа, не делать сокращений слов. Оставлять поля, на которых можно делать различные пометки: к какому параграфу той или иной главы может быть отнесен материал, высказывать свое оценочное отношение и др.

2. Обязательно указывать автора, полное название книги, выходные данные и номер страницы, которая конспектируется.

3. Отдельно на карточках выписывать определения, составляющие понятийный аппарат работы (на обороте карточки также указывать точное наименование источника).

4. Материал, относящийся к отдельным главам, параграфам, сразу группировать и складывать в соответствующие пронумерованные папки (например, глава 1, параграф 1 и т.д.).

Все это поможет легко и быстро обработать изученное и представить в связном тексте.

4.3 Организация опытно-экспериментальной работы

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается организация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений.

Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно-обоснованную и доказа-

тельную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента:

1. Естественный и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания. Исследователь наблюдает начальное состояние деятельности, поведения школьников, затем осуществляются рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах учебно-воспитательной деятельности. После этого вновь изучается уровень успешности учения школьников или уровень воспитанности и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер.

В случае лабораторного эксперимента выделяется группа учащихся, с которыми в специально созданных условиях осуществляется особая деятельность и делается вывод об ее эффективности.

2. Констатирующий и формирующий эксперимент.

В первом случае исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы. Во втором случае исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учащихся определенных личностных качеств, улучшения их учебной деятельности и т.д.

Для проведения эксперимента, как правило, выделяется две группы учащихся (два класса, два коллектива и др.), которые называются контрольной и экспериментальной группами. Определение этих групп осуществляется с помощью случайной выборки, при этом необходимо констатировать примерно одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников этих групп до начала эксперимента. Вместе с тем, возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитанности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимента) до и после его проведения.

Выделяют следующие основные этапы проведения эксперимента:

1) предшествующий эксперименту этап (анализ литературы, практики);

2) подготовка к проведению эксперимента (выбор объекта, методики изучения и измерения, определение критериев и т.д.);

3) проведение эксперимента (изучение начального состояния системы, осуществление предлагаемой системы мер по решению экспериментальных задач, фиксирование данных о ходе эксперимента, указание трудностей в его проведении и т.д.);

4) подведение итогов эксперимента (описание результатов конечного состояния системы, характеристика условий, при которых эти результаты были достигнуты и т.д.).

Для проведения эксперимента необходимо выполнить ряд условий:

1) Определить задачи эксперимента.

2) Выбрать необходимое число экспериментальных объектов.

3) Определить длительность эксперимента.

4) Выбрать конкретные методики, применяемые в ходе эксперимента.

5) Определить критерии оценки успешности экспериментальных действий.

6) Соотнести итоги эксперимента и гипотезу исследования.

Одним из сложных вопросов любого педагогического исследования является выбор критериев эффективности предлагаемой системы мер. Критерии должны удовлетворять следующим принципам:

— быть объективными (насколько это возможно), т.е. оценивать исследуемый признак однозначно;

— валидными, т.е. оценивать именно то, что экспериментатор хочет оценить;

— нейтральными по отношению к исследуемым явлениям (например, если в экспериментальном классе изучается какая-то тема, а в контрольном нет, то нельзя сравнивать знание учащимися данной темы);

— полными, т.е. совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса.

Для определения уровня сформированности готовности к выбору профессии:

а) — общественная направленность личности;

— интересы и склонности к избирательному виду труда;

— накопленный опыт деятельности в сфере личных профессиональных интересов (С.Н.Чистякова);

б) — информированность о мире профессий;

— знание своих индивидуально-личностных особенностей;

— умение соотнести свои личностные качества с требованиями профессии и специальности (Е.М.Павлютенков)

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 10999 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Как нужно анализировать книгу или статью (или другие источники «физической информации») перед тем, как она окажется у вас в руках? В информационную эпоху умение анализировать источники информации является одним из необходимых качеств современного образованного человека. Рассмотрим общие принципы этого процесса.

Сначала нужно изучить библиографическую запись – именно здесь можно получить важную информацию о полезности печатного либо электронного источника информации. Библиографические записи публикуют в каталогах или библиотечных индексах. Запись будет включать в себя письменное описание книги, статьи в журнале, эссе или какого-либо другого опубликованного материала, и, как правило, содержать три основных компонента: автора, название и информацию о публикации. При оценке источника информации используют этот контрольный список в качестве руководства.

Если отсутствует один или два основных компонента, это не обязательно лишит источник статуса достоверного, но должно побудить исследователя отнестись к нему с повышенной осторожностью. На этом этапе аналитик, исходя из своего опыта, определяет, следует ли включать источник в исследование.

Далее оценка источника происходит уже по иным составляющим.

Цитируемость – это показатель того, насколько часто на интересующий источник ссылаются другие ресурсы (авторы, сайты). Сюда можно отнести оценку нескольких составляющих (производится она очень просто – путем задавания специальных вопросов).

На автора ссылаются другие источники информации? Известен ли автор как эксперт в исследуемой области знаний? Имеет ли автор полномочия, ученую степень или опыт в этой области исследований? Имеет ли автор институциональную или организационную принадлежность? Он известен своей репутацией?

Когда был опубликован источник? Для веб-страниц есть «дата последней редакции»? Источник темы устарел? Источник был пересмотрен? Доступна ли новая версия? Есть ли новое предисловие?

Относится ли издатель к специализированной прессе? Это обычно указывает на уровень источника. Является ли издатель авторитетным или известным? Хотя это не гарантирует качества, но может служить индикатором. Известен ли издатель изданием научных журналов, книг и материалов?

Является ли издание специализированным или предназначено для популярной аудитории? Специализированные издания обычно публикуются или оплачиваются профессиональным обществом или ассоциацией, часто рецензируются и/или пишутся преподавателями, исследователями или учеными. «Популярное» обычно относится к статьям, написанным для широкой аудитории. Как планируется использовать изложенную информацию (например, в качестве справочной информации, в качестве научного источника и т.д.)?

После оценки информации о цитируемости следует рассмотреть основную часть источника.

Прежде чем читать всю книгу, главу или статью, следует быстро оценить ее содержание. Просмотрите оглавление. Соответствует ли оно потребностям аналитика? Прочитайте предисловие. Это касается изучаемой темы? Отсутствие библиотечного индекса может указывать на отсутствие достоверности. Отсутствие списка литературы или цитируемых источников свидетельствует об отсутствии авторитета источника. Если источники перечислены, следует проверить их, используя четыре критерия оценки цитируемости, приведенные выше.

Если авторитетность источника и содержание написанного подходит для исследовательских нужд, можно перейти к более подробному рассмотрению содержимого, используя следующие критерии в качестве руководства.

К какому типу аудитории обращается автор? Для кого предназначена публикация? Соответствует ли источник потребностям относительно справочной или научной информации? Содержимое изложено слишком упрощенно или слишком сложно? Перегружено ли оно специальной терминологией?

Имеющееся содержание представлено как факт или просто мнение? Автор апеллирует к эмоциям или использует эмоциональный язык? Прибегает ли автор к аргументам, подкрепленным фактами? Есть ли у автора скрытая повестка дня или пропагандистский интерес?

Следует остерегаться констатации фактов. Опытные авторы могут убедить, что мир плоский. Поэтому нужно оценить, могут ли факты быть проверены и имеют ли они отношение к контексту, в котором используются. Приводит ли автор источники? Можно ли проверить факты самостоятельно? Является ли информация достоверной и хорошо изученной? Это подтверждается доказательствами?

Как обнаружить какую-либо предвзятость со стороны автора? Нужно рассмотреть содержание источника, а также принадлежность автора, издателя, веб-сайта и сравнить их с другими источниками по этой же тематике.

Обновляет ли работа другие источники, добавляет новую информацию или обосновывает другой материал, уже известный публике? Насколько глубока работа? Работа широко или незначительно охватывает тему исследования?

Является ли материал первичным (данные, материалы из первых рук, такие как дневники, правительственные документы, современные газетные статьи, научные исследования, отчеты) или вторичным (статьи в научных журналах, книги, статьи в энциклопедиях)?

Материал логически организован? Четко ли представлены основные пункты? Легко ли читать работу? Мысли изложены логически или сумбурно? В печатных и электронных материалах присутствуют опечатки или другие ошибки в тексте? Если это электронный ресурс, легко ли ориентироваться в материале? Функциональны ли кнопки и другие элементы интерфейса? Есть ли индекс или функция для поиска материалов по определенному контенту?

Никогда нельзя полагаться только на один источник, чтобы провести корректное исследование. Источник может показаться точным и авторитетным, но в этом никогда нельзя быть уверенным, если нет хотя бы еще одного источника (желательно – больше), с помощью которого можно его подтвердить.

Всегда нужно искать дополнительные источники из различных сред (книги, журнальные статьи и веб-сайты), чтобы создать сбалансированную и всестороннюю картину. Помните, что к любой информации следует подходить максимально осторожно и критически.

источник

Цель метода – представить объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. Изучение литературных источников требует, прежде всего, их подбора по конкретной тематике исследования. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие требования:

полнота и достоверность информации;

наличие критической оценки используемой информации;

логичность изложения и композиционная целостность;

ясность, чёткость и лаконичность изложения.

Одной из распространённых ошибок при написании работы является неправильное понимание сущности метода теоретического анализа, когда вся выпускная квалификационная работа сводится к конспектированию целых страниц из нескольких источников. Серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на автора и соответствующий источник. Написание выпускной квалификационной работы предполагает глубокое изучение темы. Поэтому рекомендуется шире изучать новые периодические и научные издания, монографии, диссертации.

Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками:

Аннотирование — составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с его критиче­ской оценкой.

Конспектирование — последовательное краткое изложение содержания работы без расчленения (или с расчленением) текста на соподчинённые части.

Реферирование и рецензирование — изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора.

Выборки и заметки — извлечение из материалов, иногда сопровождаемые комментариями исследователя.

При анализе литературных источников обязательно ссылаться на авторов.

Анализ документальных материалов. Регламентирующая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности отображена в различных документах официального характера (законодательно-нормативные) и личные (индивидуальные). К официальным документам относятся законы, акты, положения, нормативы, программы, учебные планы и др. Личными документами являются дневник исследователя, врачебно-физкультурные карты и т. д.

Например, врачебно-физкультурная карта даёт возможность выявить:

рост и вес обследуемых, индекс массы тела;

самочувствие учащихся, их субъективную оценку собственному состоянию;

физиологические показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое;

функциональный ответ сердечно-сосудистой и дыхательной систем на нагрузку;

силу мышц верхних конечностей.

Цель опроса – получить информацию с помощью специфических вопросов, грамотно построенного собеседования или многопланового обсуждения научной проблемы. Опрос позволяет охватить достаточно большое число респондентов. Проведение опроса возможно в различных формах.

Анкетирование — это метод получения информации путём письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Читайте также:  Медкнижка какие анализы сдавать 2017

Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, имеющим научную ценность, зависит:

от характера наблюдаемых явлений;

от степени варьирования результатов наблюдения;

от уровня вероятности исследуемого явления;

При составлении анкеты нужно выполнять следующие требования:

опрос должен быть планомерным;

вопросы должны быть лаконичными и понятными для всех отвечающих;

вопросы не должны противоречить профессиональной этике

анкета должна быть кратковременной (не более 10-15 мин)

Интервью — это метод получения информации путём устных ответов респондентов на систему вопросов, задаваемых исследователем.

Беседа — это метод получения информации путём двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего иссле­дователя вопроса.

К недостаткам метода относится поверхностное отношение респондентов к анкетированию, неискренность при собеседовании и интервью. Чтобы этого не произошло, следует заранее проинструктировать респондентов о целях и задачах опроса.

источник

На начальном этапе выполнения дипломной работы необходимо провести подбор специальной (монографической, периодической и т.п.) литературы и официально-документальных источников, относящихся к теме дипломного исследования.

Основная задача студента-дипломника – найти и изучить (зареферировать) наибольшее количество доступной информации (научной, нормативной, справочной и др.), с целью понимания истории и современного состояния исследуемой проблемы, а также для определения наиболее оптимальной методики выполнения дипломной работы.

При этом, студенту необходимо искать и отбирать нужную литературу, то есть обладать знанием основ библиографии, основной задачей которой является информирование читателя об имеющихся печатных изданиях.

Ознакомление с литературными источниками необходимо начинать со справочной литературы. Далее просмотреть учетно-регистрационные издания органов научной информации и библиографические указатели различных библиотек (национальных, областных, городских, конкретных организаций, учреждений и т. д.).

Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы (продукты) с количественной стороны является научный документ. Под ним понимается материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и исследования.

В зависимости от способа представления информации различают документы:

— текстовые (книги, журналы, отчеты и т.д.);

— графические (схемы, диаграммы и т.д.);

— аудиовизуальные (звукозапись, видеофильмы);

— виртуальные (компьютерные, интернет).

Документы также разделяются не первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований) и вторичные (содержащие аналитико-синтетическую и логико-дифференцированную переработку первичных документов).

Первично опубликованные документы имеют вид:

— книг (объемом свыше 48 страниц);

— брошюр (от 4 до 48 страниц);

— учебников и учебных пособий (систематизированные сведения научного и прикладного характера);

— официальных изданий (законодательного, нормативного или дерективного характера);

— периодических изданий (газеты, журналы, сборники научных трудов и т. д.);

— специальных видов изданий (инструкции, типовые положения, методические указания, пособия и т. п.).

Первичные неопубликованные документы подразделяются на: научные отчеты, диссертации, научные переводы, информационные сообщения и др.

Вторичные документы и издания делятся на справочные (справочники, словари), обзорные (аналитические, реферативные и библиографические), реферативные (реферативные журналы и сборники), библиографические указатели.

На поиск необходимой литературной информации исследователи тратят значительную часть рабочего времени (до 45-50 %). Процесс изучения литературы состоит обычно из следующих стадий: первоначальное ознакомление с изучаемым вопросом в целом (получение кратких справок); подбор необходимой литературы (широкий литературный поиск) и работа с ней. В начале «литературного» изучения целесообразно воспользоваться методом ретроспективного поиска.

Суть его состоит в том, что первоначальные общие сведения по какому-либо вопросу можно получить из монографий, справочников или опубликованных статей, в последних номерах журналов за текущий год. Обнаруженные источники информации следует заносить в специальные карточки или в рабочую тетрадь.

Предварительное изучение специальной литературы по теме дипломного исследования решает следующие задачи:

— насколько проблема уже решена в предыдущих работах (прежними авторами);

— поставлена проблема, но не решена или частично решена или неверно;

— актуальные проблемы должны быть поставлены и решены, т.к. они не были исследованы в предыдущих работах.

Иначе можно сказать, что прорабатывая теоретическую часть дипломной работы студенту необходимо:

1. Установить реальное наличие данной проблемы;

2. Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит «социальной работе», а не другим учебным дисциплинам;

3. Выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют социального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4. Выявить в проблеме главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основные направления научного поиска;

5. Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем.

С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми-экспертами, в этой роли обычно выступают специалисты-ученые или опытные практики.

Приступая к подготовке дипломной работы, студент должен составить свою картотеку соответствующей литературы по теме исследования. Личная картотека может содержать много дополнительных данных (названия глав, параграфов, номера страниц, и т.п.) по сравнению с библиотечными каталогами (алфавитный, предметный и систематический).

Работая с литературными источниками, следует делать выписки (лучше всего на карточках), где указывается автор, название книги, статьи, издательство, год издания, страница с цитатой и сама проблема, по которой имеется дипломная работа. Выписки на карточках особенно удобны, когда собирается литературный (теоретический) материал из разных источников по одному и тому же вопросу.

Наряду с выписками, большое практическое значение в анализе литературы имеют тезисы, которые в отличие от выписок всегда содержат доказательства, позволяющие сопоставить свой взгляд с точкой зрения автора анализируемой литературы. В тезисах информация подается в той логике, которая отражает общий замысел дипломной работы.

Текст изучаемого литературного источника необходимо разбить на самостоятельные части и из них выписать основные положения (идеи). В процессе составления тезисов, более подробно и детально изучается вопрос, используя сразу несколько источников информации. Тезисы должны быть достаточно обоснованными и аргументированными.

Наиболее универсальный вид записи литературы – это конспект, который содержит подробную информацию, основные положения и выводы, факты и доказательства, приводимые автором. Конспект не должен полностью отражать содержание анализируемых книг или статей. Лучше всего составлять тематический конспект по ряду литературных источников, позволяющий более полно охарактеризовать состояние исследуемой проблемы, сопоставить и оценить различные точки зрения, определить подходы к изучению проблемы.

На основе предварительного анализа изучаемой проблемы разрабатывается программа ее исследования.

Программа – это документ, содержащий методологическую и методическую информацию (подходы) к научному поиску. Эта форма реализации общих и специальных принципов, приемов научного познания, в которой обязательно должны быть: цель, задачи, методики и т.д. Программа является обязательным исходным документом любого исследования, независимого от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.

Программа исследования должна включать в себя следующие разделы:

1. Теоретико-методологический (цели, задачи, объект, предмет исследования, определение понятий, гипотезы и др.);

2. Методический (обоснование выборки, методов сбора, обработки и анализа данных);

3. Организационный (план, этапы исследования, распределение людских и финансовых ресурсов, контроль, руководство и т.д.).

Основные элементы программы прикладного исследования представлены на рис. 1.

Разработка исследовательской программы предусматривает необходимость обоснования теоретической и практической актуальности темы, характеристики степени разработанности проблемы изучения (проблемной ситуации и вскрытие «проблемного» поля), определения цели и задач, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы, определения и интерпретации основных понятий темы, охарактеризовать источники и разработать методы исследования, а также обосновать научную новизну и практическую значимость работы.

Составление плана дипломного исследования проводится после окончательного уточнения темы, цели и задач исследования, так как необходимо определить структуру, последовательность выполнения отдельных частей дипломной работы, примерный объем каждой главы и ее разделов.

Работа над планом – творческий процесс обдумывания «стратегии» предстоящей работы и приведения в систему замыслов, мыслей и предложений. Составленный календарный рабочий (сетевой) план должен быть подписан студентом и утвержден руководителем дипломной работы. Образец такого плана представлен ниже и в Приложении 4.

Календарный рабочий план

Студента (ки) _________________________________________________________________

по дипломной работе на тему: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п Наименование глав, разделов (содержание работы и др. виды работ) Объем (кол-во страниц) Срок выполнения Сроки консультаций Примечание

Подпись _________ Дата ____________

Как видно из образца этого документа в плане указываются основные этапы и сроки выполнения как в целом дипломной работы, так и ее составных частей; предполагаемый их объем (в страницах или других показателях); время консультаций с руководителем и другими специалистами.

Следовательно, можно говорить, что рабочий план исследования включает в себя следующие блоки (компоненты):

1. Концепция (замысел) работы, инструментарий, составление конкретный технологии (процедуры) выполнения программ по сбору, обработке и анализу материалов, проведение «пилотажа» на малой выборке.

2. Определение организационных и методических вопросов выполнения 2 этапа (сбора материала) исследования.

3. Подготовка и статистическая обработка полученной первичной (исходной) информации в виде рядов распределения (табулеграмм), 3 этап исследования.

4. Анализ полученных результатов (описание, объяснение, наглядное и табличное представление и т.д.).

Таким образом, тщательно продуманный и детально составленный план мобилизует исследователя-дипломника, определяет весь комплекс и объем работы, ее этапы и предварительные сроки выполнения. Параллельно с планированием разрабатывается методика исследования, соответствующая цели и его задачам, природе изучаемых явлений.

Методика исследования включает в себя этапы работы, обоснование выбора методик, выборку (необходимый объем наблюдений), получение первичных результатов, способы их обработки, анализа, интерпретацию и обобщения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10164 — | 7567 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Педагогическое исследование обычно проводится в четкой последовательности: анализ состояния исследуемой проблемы и формулировка темы; уточнение темы и разработка гипотезы; проведение систематических наблюдений, исследовательская работа и экспериментальная проверка гипотезы; привлечение дополнительного материала; анализ материала и построения выводов; литературное оформление проведенной работы. И хотя данная схема не раскрывает логики исследования проблемы, но она убедительно показывает, что анализ состояния исследуемой проблемы в научном исследовании имеет важное значение. Чтобы полноценно спланировать исследовательскую работу, квалифицированно и продуктивно провести исследование, необходимо хорошо ориентироваться в тех результатах, которые были получены ранее. Для этого всесторонне изучаются литературные данные, документы учебных заведений. Такая работа и называется анализу исследуемой проблемы.

Каждое педагогическое исследование начинается прежде всего с изучения литературных источников по проблеме исследования. К важнейших литературных источников, содержащих разнообразный фактический материал, относятся труды выдающихся представителей педагогики прошлого и современности, диссертации, монографии, научные отчеты, депонированные тексты результатов исследований, статьи, доклады педагогических проблем.

Для педагога-исследователя большую научную ценность представляют также учебные планы и программы, учебники и учебно-методические пособия.

Следует отметить, что изучение состояния исследуемой проблемы по литературным источникам — дело непростое: человечество только за предыдущее столетие накопило такой объем знаний об окружающем мире, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в множестве публикаций. Не исключением является и педагогическая наука. Поэтому ориентирование со знанием дела в информационных источниках, умение правильно их подбирать и целенаправленно изучать — важная составляющая профессиональной квалификации педагога-исследователя.

Важное место в изучении состояния проблемы занимает изучение педагогического опыта по конкретной проблеме. Чаще всего его изучение осуществляется в ходе разнообразных контактов, устанавливаемых между исследователем и учителем, воспитателем, вузовским преподавателем, мастером производственного обучения. Другим способом непосредственного использования педагогического опыта является изучение определенных литературных источников. К ним относятся статьи, публикуемые в научно-методических журналах, доклады, прочитанные на педагогических чтениях, научно-практических конференциях.

Обычно в методическом обзоре научно-педагогической литературы каждый исследователь раскрывает свой подход к подбору литературных источников, содержащих важный настановчий и обобщающий фактический материал, о способах и средствах обучения, о рационализаторские приемы организации учебного процесса, о сознательно создаваемые внешние условия его совершенствования и т. п, свою классификацию этих источников. Важно, чтобы исследователь при рассмотрении очерченного круга литературных источников под углом зрения своей проблемы, а также психологической и педагогической их эффективности наметил пути рационального их использования в научно-исследовательской работе.

Ознакомление с опубликованными по теме исследования научными трудами начинается сразу после разработки идеи, то есть замысла научного исследования, который находит свое отражение в теме и рабочей программе исследования. Такая постановка дела дает возможность целенаправленнее искать литературные источники по выбранной теме и лучше проработать материал, опубликованный в трудах других ученых, ибо истоки основных вопросов проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Литературный афоризм утверждает: «Изучать явление без книг — это начать плавание в неизведанном море без карты, изучать же книги без практической работы — это значит вовсе не выйти в море». Конечно, проводя исследования приходится прочесть довольно много книг и статей, из которых только незначительная часть будут по настоящему изучены и проанализированы. Поэтому необходимо пользоваться двумя видами чтения: «быстрого» и «медленного».

«Быстрое» чтения (чтения «по диагонали») должно ответить на вопрос, стоит ли данную статью или книгу внимательно изучать.

Читайте также:  Какие анализы сдать при кровотечение

После того, как просмотрены всю имеющуюся на данный момент литературу, можно приступить к «медленного» чтению, к более глубокому ее изучению, переходя от простого материала к более сложному. Надо начинать с книг, впоследствии — статьи, сначала изучать отечественные источники, а потом — иностранную литературу.

При чтении отобранной литературы надо делать пометки, желательно на одной стороне листа стандартного формата; это дает возможность в дальнейшем компоновать материал в любом порядке или, как говорят, пользоваться методом «клея и ножниц». Читая источники, лучше записать больше, потому что заранее не всегда известно, что из этого материала может понадобиться повторный поиск — лишняя потеря времени.

Очень большое значение имеет обработка записей по мере их накопления. Здесь нужно проявить максимальную организованность, граничащая с педантизмом. За систему хранения записей следует взять первоначальный план исследования. Полезно для каждого раздела завести отдельную папку, куда складывать все выписки относительно этого раздела в последовательности, соответствующей изложению материала.

Потом весь материал надо систематизировать, то есть разместить в соответствии с планом, исключить лишнее (дубли, материалы, пересекаются и др.).

Дальнейшая обработка материала должна дать ответ на вопрос о полноте собранной информации, ее достаточно для работы.

Как найти нужную литературу? Есть два пути получения библиографической справки: заказ в специализированном информационном учреждении (информационном подразделении учреждения) или самостоятельный поиск. Надо отметить, что несмотря на высокую квалификацию работников информационных служб, они никогда не поймут литературу так, как нужно исследователю, хоть и сохранят ему много ценного времени. Научный работник в поиске литературы должен сначала выяснить перечень периодических изданий, от которых можно надеяться необходимой информации. Хорошо составленный список даже при беглом знакомстве с заголовками источников помогает осознать объем нужной информации. Необходимо просмотреть все виды источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, печатаемые документы (отчеты о научно-исследовательских работах, диссертации, депонированные рукописи, материалы зарубежных изданий), официальные материалы. Если такой перечень окажется очень большим, следует ограничить параметры библиографического поиска: язык, страна, год издания и т.др. Когда по данному вопросу существует библиографический справочник, надо его использовать, одновременно проверив его полноту. Начинать поиск стоит с новой литературы, а потом постепенно «разматывать клубок», пользуясь ссылками на другие источники.

Еще одним источником информации о литературе по теме есть прикнижкова, или пристатейна библиография или ссылки на книги и статьи, что дадутся постранично. Этим источником не следует пренебрегать, потому что они могут быть непосредственно относящимися к теме исследования. Уже на этапе предварительного ознакомления с литературой следует обратиться к библиографии книг и статей и пополнять из этого источника список литературы собственного исследования.

Состояние изученности темы целесообразно анализировать с информационных изданий, целью выпуска которых является оперативная информация как о самих публикациях, так и наиболее существенные моменты их содержания. В настоящее время выпуском информационных изданий занимаются Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрНТЕІ), Книжная палата Украины, центральные научные библиотеки, Институт регистрации информации НАН Украины (электронная газета «всем», реферативный журнал «Источник»), службы научно-технической информации министерств и ведомств, некоторых научных учреждений.

Поиск литературы и предварительное ознакомление с ней сопровождаются соответствующей работой. Если название книги отражает выбранную тему, то следует выписать на специальную карточку входные данные: фамилию, инициалы автора, название книги или статьи, место издания (город и издательство, для статьи указывают название журнала или сборника, год издания и количество страниц, для статьи, кроме года, указывают номер журнала и страницы, на которых размещена статья).

Особенно следует остановиться и подчеркнуть необходимость использования для составления списка литературы (библиографии) карточек. Лучше всего использовать специальные каталожные карточки, производятся из плотной бумаги, одинакового размера. Использование карточек создает выгоду и экономит время в работе с литературой. Когда исследователь приступает к литературному оформлению научной работы, возникает необходимость ссылаться на литературные источники, поэтому список должен быть оформлен раньше, чем начнется непосредственная работа над текстом. Карты позволяют сделать такой список очень быстро, без затрат времени и усилий. Достаточно составить карточки с исходными данными литературных источников, используемых в тексте, в алфавитном порядке и скрепить. Список литературы готов. Остается пронумеровать карточки, если ссылки делаются с указанием номера литературного источника без трокових сносок. Это самая удобная форма ссылок на литературные источники. Переписывать список литературы при такой форме ведения записей необходимо всего лишь один раз — в окончательном оформлении текста научной работы.

Если какие-то из литературных источников не используется в тексте, то достаточно отложить карточку с исходными данными в сторону и не нужно делать никаких викреслювань.

После того как исходные данные зафиксированы на все имеющиеся в каталоге литературные источники имеет смысл их систематизировать, то есть определить порядок, в котором они будут изучаться. После этого можно заказывать их.

Знакомство с литературным источником осуществляется в определенной последовательности: 1) сначала знакомятся с названием; 2) затем читают аннотацию; 3) следующий шаг — знакомство с разделами книги; 4) если книга имеет научный аппарат (предметный, именной указатель), то можно воспользоваться им для выборочного чтения; 5) наконец, знакомство с текстом разделов и параграфов — чтение как сплошное, так и выборочное в зависимости от источника.

Знакомство с аннотацией, разделам, предметным, именным указателем, бігле (ознакомительное) чтение следует сопровождать аналитическими записями. Они могут иметь вид: 1) аннотирование, критических замечаний, отдельных выписок прямо на карточке после беглого чтения; 2) сжатое конспектирование отдельных разделов книги после выборочного чтения; 3) подробного конспекта отдельных разделов или всей работы, если она имеет прямое отношение к теме исследования.

Уже на этапе предварительного знакомства с литературой книги и статьи для подробного конспекта откладываются. Во время чтения книг можно руководствоваться образной совету Ф. Бэкона, который писал, что есть книги, которые надо только попробовать (посмотреть аннотацию, разделы), есть такие, которые лучше всего проглотить (прочитать беглым чтением) и лишь немногие стоит разжевывать и переваривать (прочитать сплошным медленным чтением и подробно законспектировать). В зависимости от цели и задач конкретного научного исследования используют различные способы библиографического поиска: хронологический, обратно-хронологический, сравнительно-хронологический.

Хронологический применяется для выяснения того, как развивалось изучение какого-либо явления, когда появились первые исследования по теме, как они изменились со временем, что накоплено на сегодняшний день, что осталось неизвестным и др.

Возвратно-хронологический — это способ, при котором исходят из новейших исследований, чтобы затем под этим углом зрения обратиться к более ранних публикаций.

Сравнительно-хронологический средство дает возможность проследить развитие нескольких точек зрения, концепций, теорий, касающихся одного и того же явления.

Наиболее важные книги и статьи необходимо обязательно прочитать в оригинале. Изучив литературный источник, сразу следует сделать его полное библиографическое описание. Никогда не полагайтесь на свою память, запишите на карточках необходимое и замечания к каждому источнику.

Изучая литературу не пытайтесь только заимствовать материал. Параллельно обдумываем найденную информацию. Этот процесс должен продолжаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. Обычно используется не вся информация, содержащаяся в определенном источнике, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и поэтому наиболее ценна и полезна. Таким образом, критерием оценивания изученного является возможность его практического использования в диссертации.

Изучая литературные источники, нужно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем ими было легко пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью. Поэтому необходимы тщательный отбор и оценивание их. Отбор научных фактов — не простое дело, это не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленной работы.

Надо подбирать не любые, а только научные факты. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», что применяется в повседневной жизни. Когда говорят о научных фактах, то понимают их как составные элементы основы научного знания, отражение объективных свойств вещей и процессов. На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до этого времени предмет, явление или процесс. Это не обязательно научное открытие, но новое знание о том, чего мы до сих пор не знали.

Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно значительные, именно из-за того, что их значения недостаточно раскрыто, могут надолго оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Достоверность научного факта базируется на его безусловном реальном существовании, которое подтверждается при построении аналогичных ситуаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научного факта Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации Очевидно, что официальное издание, опубликованное от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых вызывает меньше сомнений.

Известно, что наблюдения в педагогических исследованиях предполагает фиксацию различных фактов. Фиксация фактов позволяет более точно описать исследуемые педагогические явления, учебно-воспитательный процесс.

Очень важный фактический материал исследователь может получить из документов (под документом социологи понимают средство передачи или сохранения информации). Круг документов, отражающих различные стороны деятельности учебного заведения, широкий. В педагогической литературе документы классифицируют по-разному.

По форме фиксации документы делятся на: письменные (директивные и учебно-программные документы, рабочие перспективные и текущие планы, протоколы, отчеты), статистические (таблицы, графики и тому подобное), образные или графические (кино и фотодокументы), фонетические (магнитофонные записи).

Иногда используют классификацию документов, основанием которой служит характер их использования. В связи с этим выделяются три группы документов: 1) позволяющие восстановить некоторые педагогические явления; 2) позволяют сделать некоторые выводы об их авторов (преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся и др); 3) позволяющие иллюстрировать педагогические явления (для приведения примеров, ссылок и др.).

Принято и более упрощенную классификацию документов:

1) документы, отражающие деятельность педагогического коллектива (расписание занятий, классный журнал, учебно-методическая документация и тому подобное);

2) документы, отражающие деятельность учащихся (дневник, рабочая тетрадь, контрольная работа, творческое изделие и др.).

При анализе документации применяются методы, которые объединяются в две основные группы: традиционные методы анализа; количественные методы анализа (контент-анализ).

Первая группа объединяет все мыслительные операции, направленные на интерпретацию данных определенной точки зрения. Конечно, информационные данные, которые интересуют исследователя, находятся в документе в скрытой форме. Превращение этой формы и представляет собой интерпретацию его содержания.

Традиционные методы анализа используются при внешнем и внутреннем анализе документов. Благодаря внешнему анализу устанавливаются вид, форма документа, время и место появления, его автор, контекст, надежность и достоверность. Внутренний анализ — исследование содержания документа, характеризующего изучаемое педагогическое явление. Такой анализ раскрывает глубинные, скрытые стороны содержания документа.

Хотя внешний и внутренний анализ документов является самостоятельным творческим процессом, существуют общие требования к его проведению, установленные в виде следующего формализованного перечня вопросов:

1. Что представляет собой документ? Кто его автор?

2. С какой целью создан документ? Какова его надежность?

3. Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

4. Какой общественный резонанс документа?

5. Который фактическое содержание документа?

6. Какова ценность содержания документа?

7. Выводы о фактах, содержащихся в документе.

8. Выводы о оценочные установки, содержащиеся в документе.

9. Выводы об авторе документа.

10. Полнота данных, содержащихся в документе.

Сущность количественных методов анализа документов (контент-анализ) заключается в определении признаков, черт, свойств документа, что легко подсчитываются и которые отражают определенные существенные стороны его содержания. Только в этом случае качественное содержание документа становится удобным для измерения.

Контент-анализ — это техника выведения заключения за помощью выявленных объективных характеристик текста. Использование контент-анализа содержит в себе ряд стандартизированных процедур. Его применение необходимо тогда, когда несистематизированный материал большой по объему; категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах; для изучения проблемы важное значение имеет язык изучаемого источника информации.

источник