Меню Рубрики

Как провести анализ информационной системы

Эффективное управление программным проектом. Идентификация точек зрения, получающих системные сервисы, и идентификация сервисов, соответствующих каждой точке зрения. Существующие типы проверок и методы аттестации требований. Программный интерфейс.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лабораторная работа № 1 «Разработка описания и анализ информационной системы»

Описать и проанализировать информационную систему, распределить роли в группе разработчиков.

1. Описание информационной системы.

2. Проведение анализа осуществимости выполнения проекта.

3. Наличие заключения о возможности реализации проекта, содержащего рекомендации относительно разработки системы, базовые предложения по объёму требуемого бюджета, числу разработчиков, времени и требуемому программному обеспечению.

Для новых программных систем процесс разработки требований должен начинаться с анализа осуществимости. Началом такого анализа является общее описание системы и ее назначения, а результатом анализа — отчет, в котором должна быть четкая рекомендация, продолжать или нет процесс разработки требований проектируемой системы. Другими словами, анализ осуществимости должен ответить на следующие вопросы.

1. Отвечает ли система общим и бизнес — целям организации-заказчика и организации-разработчика?

2. Можно ли реализовать систему, используя существующие на данный момент технологии и не выходя за пределы заданной стоимости?

3. Можно ли объединить систему с другими системами, которые уже эксплуатируются?

Критическим является вопрос, будет ли система соответствовать целям организации. Если система не соответствует этим целям, она не представляет никакой ценности для организации. В то же время многие организации разрабатывают системы, не соответствующие их целям, либо не совсем ясно понимая эти цели, либо под влиянием политических или общественных факторов.

Выполнение анализа осуществимости включает сбор и анализ информации о будущей системе и написание соответствующего отчета. Сначала следует определить, какая именно информация необходима, чтобы ответить на поставленные выше вопросы. Например, эту информацию можно получить, ответив на следующее:

1. Что произойдет с организацией, если система не будет введена в эксплуатацию?

2. Какие текущие проблемы существуют в организации и как новая система поможет их решить?

3. Каким образом система будет способствовать целям бизнеса?

4. Требует ли разработка системы технологии, которая до этого не использовалась в организации?

Далее необходимо определить источники информации. Это могут быть менеджеры отделов, где система будет использоваться, разработчики программного обеспечения, знакомые с типом будущей системы, технологи, конечные пользователи и т.д.

После обработки собранной информации готовится отчет по анализу осуществимости создания системы. В нем должны быть даны рекомендации относительно продолжения разработки системы. Могут быть предложены изменения бюджета и графика работ по созданию системы или предъявлены более высокие требования к системе.

Эффективное управление программным проектом напрямую зависит от правильного планирования работ, необходимых для его выполнения. План помогает руководителю предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на каких-либо этапах создания ПО, и разработать превентивные меры для их предупреждения или решения. План, разработанный на начальном этапе проекта, рассматривается всеми его участниками как руководящий документ, выполнение которого должно привести к успешному завершению проекта. Этот первоначальный план должен максимально подробно описывать все этапы реализации проекта.

Процесс планирования начинается, исходя из описания системы, с определения проектных ограничений (временные ограничения, возможности наличного персонала, бюджетные ограничения и т.д.). Эти ограничения должны определяться параллельно с оцениванием проектных параметров, таких как структура и размер проекта, а также распределением функций среди исполнителей. Затем определяются этапы разработки и то, какие результаты документация, прототипы, подсистемы или версии программного продукта) должны быть получены по окончании этих этапов. Далее начинается циклическая часть планирования. Сначала разрабатывается график работ по выполнению проекта или дается разрешение на продолжение использования ранее созданного графика. После этого проводится контроль выполнения работ и отмечаются расхождения между реальным и плановым ходом работ.

Далее, по мере поступления новой информации о ходе выполнения проекта, возможен пересмотр первоначальных оценок параметров проекта. Это, в свою очередь, может привести к изменению графика работ. Если в результате этих изменений нарушаются сроки завершения проекта, должны быть пересмотрены (и согласованы с заказчиком ПО) проектные ограничения.

Конечно, большинство руководителей проектов не думают, что реализация их проектов пройдет гладко, без всяких проблем. Желательно описать возможные проблемы еще до того, как они проявят себя в ходе выполнения проекта. Поэтому лучше составлять «пессимистические» графики работ, чем «оптимистические». Но, конечно, невозможно построить план, учитывающий все, в том числе случайные, проблемы и задержки выполнения проекта, поэтому и возникает необходимость периодического пересмотра проектных ограничений и этапов создания программного продукта.

План проекта должен четко показать ресурсы, необходимые для реализации проекта, разделение работ на этапы и временной график выполнения этих этапов. В некоторых организациях план проекта составляется как единый документ, содержащий все виды планов, описанных выше. В других случаях план проекта описывает только технологический процесс создания ПО. В таком плане обязательно присутствуют ссылки на планы других видов, но они разрабатываются отдельно от плана проекта.

Детализация планов проектов очень разнится в зависимости от типа разрабатываемого программного продукта и организации-разработчика. Но в любом случае большинство планов содержат следующие разделы.

1. Введение. Краткое описание целей проекта и проектных ограничений (бюджетных, временных и т.д.), которые важны для управления проектом.

2. Организация выполнения проекта. Описание способа подбора команды разработчиков и распределение обязанностей между членами команды.

3. Анализ рисков. Описание возможных проектных рисков, вероятности их проявления и стратегий, направленных на их уменьшение.

4. Аппаратные и программные ресурсы, необходимые для реализации проекта. Перечень аппаратных средств и программного обеспечения, необходимого для разработки программного продукта. Если аппаратные средства требуется закупать, приводится их стоимость совместно с графиком закупки и поставки.

5. Разбиение работ на этапы. Процесс реализации проекта разбивается на отдельные процессы, определяются этапы выполнения проекта, приводится описание результатов («выходов») каждого этапа и контрольные отметки.

6. График работ. В этом графике отображаются зависимости между отдельными процессами (этапами) разработки ПО, оценки времени их выполнения и распределение членов команды разработчиков по отдельным этапам.

7. Механизмы мониторинга и контроля за ходом выполнения проекта. Описываются предоставляемые руководителем отчеты о ходе выполнения работ, сроки их предоставления, а также механизмы мониторинга всего проекта.

План должен регулярно пересматриваться в процессе реализации проекта. Одни части плана, например график работ, изменяются часто, другие более стабильны. Для внесения изменений в план требуется специальная организация документопотока, позволяющая отслеживать эти изменения.

Роли в группе по разработке ПО:

· Руководитель — общее руководство проектом, написание документации, общение с заказчиком ПО

· Системный аналитик — разработка требований (составление технического задания, проекта программного обеспечения)

· Тестер — составление плана тестирования и аттестации готового ПО (продукта), составление сценария тестирования, базовый пример, проведение мероприятий по плану тестирования

· Разработчик — моделирование компонент программного обеспечения, кодирование

Эффективное управление программным проектом напрямую зависит от правильного планирования работ, необходимых для его выполнения. План помогает руководителю предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на каких-либо этапах создания ПО, и разработать превентивные меры для их предупреждения или решения. План, разработанный на начальном этапе проекта, рассматривается всеми его участниками как руководящий документ, выполнение которого должно привести к успешному завершению проекта.

Процесс создания профессионального ПО всегда является субъектом бюджетной политики организации, где оно разрабатывается, и имеет временные ограничения. Работа руководителя программного проекта заключается в том, чтобы гарантировать выполнение этих бюджетных и временных ограничений с учетом бизнес-целей организации относительно разрабатываемого ПО.

Руководители проектов призваны спланировать все этапы разработки программного продукта. Они также должны контролировать ход выполнения работ и соблюдения всех требуемых стандартов. Постоянный контроль за ходом выполнения работ необходим для того, чтобы процесс разработки не выходил за временные и бюджетные ограничения.

Лабораторная работа № 2 «Разработка требований к информационной системе»

Составить и проанализировать требования к информационной системе, оформить техническое задание на разработку программного обеспечения

Проблемы, которые приходится решать специалистам в процессе создания программного обеспечения, очень сложны. Природа этих проблем не всегда ясна, особенно если разрабатываемая программная система инновационная. В частности, трудно чётко описать те действия, которые должна выполнять система. Описание функциональных возможностей и ограничений, накладываемых на систему, называется требованиями к этой системе, а сам процесс формирования, анализа, документирования и проверки этих функциональных возможностей и ограничений — разработкой требований.

Наиболее эффективным подходом к анализу таких систем является использование внешних опорных точек зрения. На основе этого подхода разработан метод VORD (Viewpoint-Oriented Requirements Definition — определение требований на основе точек зрения) для формирования и анализа требований. Основные этапы метода VORD показаны на рис. 3.:

1. Идентификация точек зрения, получающих системные сервисы, и идентификация сервисов, соответствующих каждой точке зрения.

2. Структурирование точек зрения — создание иерархии сгруппированных точек зрения. Общесистемные сервисы предоставляются более высоким уровням иерархии и наследуются точками зрения низшего уровня.

3. Документирование опорных точек зрения, которое заключается в точном описании идентифицированных точек зрения и сервисов.

4. Отображение системы точек зрения, которая показывает системные объекты, определенные на основе информации, заключенной в опорных точках зрения.

Пример. Рассмотрим использование метода VORD на первых трех шагах анализа требований для системы системы поддержки заказа и учета товаров в бакалейной лавке. В бакалейной лавке для каждого товара фиксируется место хранения (определенная полка), количество товара и его поставщик. Система поддержки заказа и учета товаров должна обеспечивать добавление информации о новом товаре, изменение или удаление информации об имеющемся товаре, хранение (добавление, изменение и удаление) информации о поставщиках, включающей в себя название фирмы, ее адрес и телефон. При помощи системы составляются заказы поставщикам. Каждый заказ может содержать несколько позиций, в каждой позиции указываются наименование товара и его количество в заказе. Система по требованию пользователя формирует и выдает на печать следующую справочную информацию:

· список товаров, имеющихся в наличии;

· список товаров, количество которых необходимо пополнить;

· список товаров, поставляемых данным поставщиком.

Первым шагом в формировании требований является идентификация опорных точек зрения. Во всех методах формирования требований, основанных на использовании точек зрения, начальная идентификация является наиболее трудной задачей. Один из подходов к идентификации точек зрения — метод «мозговой атаки», когда определяются потенциальные системные сервисы и организации, взаимодействующие с системой. Организуется встреча лиц, участвующих в формировании требований, которые предлагают свои точки зрения. Эти точки зрения представляются в виде диаграммы, состоящей из ряда круговых областей, отображающих возможные точки зрения (рис. 4). Во время «мозговой атаки» необходимо идентифицировать потенциальные опорные точки зрения, системные сервисы, входные данные, нефункциональные требования, управляющие события и исключительные ситуации.

Следующей стадией процесса формирования требований будет идентификация опорных точек зрения (на рис. 4 показаны в виде темных круговых областей) и сервисов (показаны в виде затененных областей). Сервисы должны соответствовать опорным точкам зрения. Но могут быть сервисы, которые не поставлены им в соответствие. Это означает, что на начальном этапе «мозговой атаки» некоторые опорные точки зрения не были идентифицированы.

Рис. 4 Диаграмма идентификации точек зрения

В таблице 1 показано распределение сервисов для некоторых идентифицированных на рис. 4.

источник

1. Направления развития: персонализация расчетов на базе ЭВМ и интерфейс пользователя с ЭВМ; использование БД, экспертных систем и систем знаний; использование каналов передачи данных.

2. . Основные понятия дисциплины

Экономический объект- люди, различные предметы, явления или факт про которые могут быть собраны данные.

Предметная область- определенная какими-то признаками совокупность экономических объектов; это знания и данные про процесс, проблему, организацию.

Личность принимающее решение- специалист, руководитель, который выполняет функцию управления экономическим объектом.

Пользователь- личность, которая принимает участие в функционировании предметной области, или использует результаты ее функционирования.

Экономические информационные системы- человеко-машинные системы, которые собирают, накапливают, сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний, необходимых для управления экономическим объектом.

3. Цель дисциплины- дать основные теоретическое положения создания информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и содержанием основных операций создания информационных систем, методами управления процессом создания ИС и построения ИС

Системно-технические аспекты теории создания ИС

1. Организационно-экономическая модель экономического объекта.

Экономическая информация- информация про процессы производства, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

Ф-и управления экономическим объектом: прогнозирование, планирование, учет, контроль, анализ, координация, регулирование.

Цикл управления экономическим объектом: анализ руководящей информации, которая поступает от других организаций и определение основных целей и задач перед объектом; сбор и анализ информации про состояние объекта; обработка информации и определение вариантов, целей и путей ее достижения, принятие решения (не автоматично), планирование (автоматизировано); контроль принятия решений, сравнение, регулирование.

Особенности и свойства информации: она единственная для экономического объекта; есть тенденция к постоянному увеличению объемов данных; отображает деятельность производства через систему натуральных, стоимостных показателей; характеризуется большой массовостью о объемностью; характеризуется необходимостью сохранения и накопления; характеризуется цикличностью появления и обработки в установленных часовых пределах; имеет сложную и разностороннюю структуру.

Классификация экономической информации: по функциям при управлении объектом (фактическая , плановая, нормативно-расценочная, справочная), по видам объектов которые отображаются, по назначению процессов управления.

Состав информационной совокупности: атрибут или реквизит, экономический показатель, документ, массив или файл.

Атрибут- элементарная информационная совокупность, которая состоит из ряда символов; они м. б. качественные- идентифицируют объекты, определяют свойства сути, и характеризуют обстоятельства, при которых происходит процесс и были получены атрибуты; количественные- групповые и справочные ( они раскрывают абсолютные или относительные характеристики качественного атрибута.

Экономический показатель- раскрывает суть явления, процесса или действия и есть информационной совокупностью составленная с разного количества количественных и одного качественного атрибута и есть -наименьшей экономической единицей.

Массив- набор связанных экономических показателей по одной форме.

Количественные: фактические, плановые, нормативно-расценочные, расчетные.

2. Цель, задачи и принципы создания ИС

Цель создания ИС — в ограниченно короткие сроки создать систему обработки данных, которая имеет заданные потребительские свойства

( функциональная полнота- свойство ИС которое характеризует уровень автоматизации управленческих работ, коэффициент ФП=автоматизированные показатели/общее количество показателей; своевременность- свойство которое характеризует своевременное управление и получение информации, коэффициент своевременности КС=( автоматизированные показатели минус показатели полученные с задержкой)/ автоматизированные показатели; функциональная надежность- свойство ИС выполнять свои функции по обработке данных, адаптивная надежность- свойство ИС выполнять свои функции при их изменении и экономическая эффективность- улучшение экономических результатов в результате внедрения информационной системы).

Задачи при создании ИС : 1) выявление существенных характеристик объекта, 2) создание математической или физической модели системы, которая исследуется, 3) установление условий взаимосвязи человека и технических средств, 4) проведение детальной разработки проектных решений, 5) анализ проектных решений, практическая апробация и внедрение.

Читайте также:  Какие анализы сдавать для уролога

Принципы создания ИС : системность ( при декомпозиции д. б. такие связи между структурными элементами системы, которые обеспечивают целостность и ее взаимодействие с другими системами), развитие или открытость, совместимость, стандартизация и унификация, эффективность.

3. Системный подход к созданию ИС

Подходы к созданию ИС: 1) локальный- создание ИС производиться путем последовательного наращивания задач, которые решаются на ЭВМ, преимущества: быстрая отдача, возможность разработки небольшими группами, наглядность , простота управления задачами, недостатки: невозможность обеспечения комплексной увязки всех видов обеспечения; 2) глобальный- сначала выполняется разработка проекта полной завершенной системы, а потом ее внедрение; 3) системный- комплексное изучение экономического объекта как одного целого, с представлением его частей как целенаправленных систем, и изучение этих систем и взаимоотношений между ними. Принципы системного подхода: конечные цели, единство, связность, модульные построения, иерархия, функциональность, развитие, децентрализация, неопределенность. Задача системного подхода- разработка всей совокупности методологических, социально-научных средств исследования (описание, анализ, синтез) систем разного типа. СП базируется на идеях целостности, целенаправленности, организованности, динамизма изучаемых объектов.

4. Декомпозиция- процесс деления системы на части или элементы, удобные для каких-либо операций с нею. Цель Д. — разделение элементов на части, которые имеют меньшую сложность.

Шаги декомпозиции: 1) а)разделение соответственно административному делению системы управления объектом (БУ, управление материальными ресурсами, оперативное управление, техническая подготовка производства, технико-экономическое планирование), б) по функциям управления, в) по ресурсам (материальные, трудовые, основные средства, готовая продукция, денежные), 2) выделение функциональных процессов или задач в каждом компоненте( задача ИС ,функция или часть функций ИС — есть формализованная совокупность автоматизированных действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида, 3) изучение экономических показателей, которые входят в ту или иную задачу.

Структуры для анализа систем: функциональные (компоненты, функции, задачи, процедуры, связи- информационные), технические (устройства, компоненты, комплексы, связи- линии и каналы связи), организационные (коллективы людей, отдельные исполнители, связи- информационные), программные (программные модули и изделия, связи- управленческие), информационные (в форме существования и представления информации в системе, связи- операции в системе), алгоритмические (алгоритмы, связи- информационные), документальные (неделимые составные части и документы, связи- взаимодействие, вхождение).

5. Надежность и эффективность

Качество ИС Надежность- свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, которые характеризуют способность системы выполнять необходимые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации. Особенности надежности: безотказность, ремонтоспособность, долговечность. Факторы уровня надежности: а) состав и уровень надежности технического и программного обеспечения, б) рациональное разделение задач, которые решаются системой между техническими средствами, программным обеспечением и персоналом, в) уровень квалификации персонала, г) режимы параметров и организационных форм эксплуатации технических средств, д) степень использования различных видов резервирования, е) реальные условия функционирования ИС

Эффективность ИС — определяется сравнением результатов от функционирования ИС и затрат этих видов ресурсов, необходимых для ее функционирования и развития. Оценка эффективности проводиться при: формирование условий ИС , анализе ИС , выборе наилучшего варианта, синтез наиболее целесообразного варианта построения ИС , по критерию эффективности затрат. Экономическая эффективность определяет: годовой экономический эффект, расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат на разработку и внедрение ИС , срок окупаемости капитальных затрат на разработку и внедрение ИС

Трудоемкость стадии создания ИС

Структура проектной документации.

1. Жизненный цикл ИС — совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения усовершенствования до момента когда ИС приостанавливает свое существование.

Процесс создания ИС — совокупность работ от формирования выходных требований к системе до ввода в действие.

Части создания ИС : предпроектная, проектная, ввод в действие (формирование требований к ИС , разработка концепции ИС , техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация, ввод в действие, сопровождение ИС ).

2. Факторы трудоемкости: 1) сложность и специфика процесса, который автоматизируется, 2) наличие соответствующих разработок по данной проблеме, 3) степень автоматизации проектных работ, 4) квалификации исполнителей, 5) готовность объекта к внедрению системы, 6) выбранный метод проектирования.

3. Структура проектной документации (документы): по стадиям создания, по составным частям системы, по видам обеспечения (программные, техническое, организационное, информационное, математическое, функциональное, правовое, эргонометрическое, лингвистическое, методическое).

4. Участники процесса создания

Участники работ по созданию ИС : заказчик (представить достоверные и полные данные о системе; разработка, согласование и утверждение технического задания и других проектных документаций, разработка проектно-сметной документации по объектам информационной системы; выполнение строительно-монтажных работ; организация монтажа, эксплуатации и ремонта технических средств; разработка средств по подготовке объекта к вводу системы в действие; принятие системы в эксплуатацию); разработчик (разрабатывает документацию на ИС ; выполняет работы по организации; возможность функционирования ИС в соответствии с принятыми проектными решениями).

5. Методы и средства создания

Методы создания ИС : ориентированы на данные, ориентированы на процедуру. Средства- типовые проектные решения, ППП, типовые проекты, инструментальные средства проектирования ИС

Классификация методов создания ИС : по степени автоматизации проектных работ: а) оригинальное- создаются индивидуальные проектные решения специфические для каждого объекта, б) типовое- деление системы на множество составных компонентов, создание для каждого из них законченного проектного решения, которые при наименьшей модификации м. б. использованы для других информационных систем, в) автоматизировано- возможность построения и поддержки в системе некоторой глобальной информации модели системы управления.

Средства создания ИС : инструментальные- ориентированы на процесс проектирования и служащие для повышения продуктивности труда работников, объектные- используются в процессе создания проектных решений (средства д. б: комплексно охватывать процесс создания ИС , быть совместимыми, быть легкими в использовании, быть универсальными в своем классе, быть эффективными).

Технология создания ИС — совокупность методов и средств создания ИС , организационных приемов и технических средств, ориентированных на создание или модернизацию проекта в ИС

Технологический процесс создания ИС — деятельность коллектива специалистов, направленная на разработку проекта ИС , которая удовлетворяет необходимые потребительские свойства (техпроцесс определяет: действия, их последовательность, исполнителей, свойства и ресурсы, необходимые для выполнения этих действий). Деление ТП: а) по стадиям и этапам создания ИС , которые заканчиваются разработкой конкретной проектный документации; б) на технологические процессы проектирования отдельных составных частей системы.

Технологическая операция проектирования- самостоятельная часть техпроцесса, в котором определен вход, выход (документы, параметры, данные, значения), преобразователь, ресурсы, средства.

Преобразователь- методика, формализованный алгоритм преобразования входа технологических операций в выход (они м. б. : ручные, машинно-ручные, автоматические).

Технология подготовки общих решений по созданию ИС :

Формирование требований к ИС

Методы и средства анализа материала исследования.

Разработка предложений по усовершенствованию ИС

Методика проведения исследования ИС

1. Формирование требований к ИС

Требования: ИС должна обеспечить повышение эффективности производственно хозяйственной деятельности объекта, приводить к полезным технико-экономическим и социальным результатам.

Группы требований к ИС : к ИС в целом, к функциям ИС , к подготовленности персонала, к видам обеспечения, к безопасности ИС

Цели исследования ИС : 1) исследование сферы деятельности объекта; 2) выявление объектов и характера существующих информационных потоков, внутренних и внешних взаимосвязей; 3) определение информационных нужд объекта; 4) установление организационных, технических и технологических предпосылок к введению ИС ; 5) построение новых информационных моделей.

Работы по подготовке исследования: ознакомление с входными материалами и документацией по созданию ИС , изучение целей исследования, планирование исследования, организация рабочих групп, выбор или разработка инструктивно-методических материалов для проведения исследования, сбор и анализ данных по аналогам.

Направления исследования: исследование объекта, исследование методических и литературных источников, исследование на основе требований пользователя.

Этапы формирования требований к ИС : 1) исследование объекта и обоснование создания ИС (сбор данных про объект автоматизации и виды деятельности которые выполняются, оценка качества функционирования объекта и вида деятельности, оценка целесообразности создания ИС ), 2) формирование требований к ИС (подготовка выходных данных для формирования требований к ИС , формулирование и оформление требований пользователя к ИС ), 3) оформление отчеты про проведенную работу и заявки на разработку ИС

2. Разработка концепции ИС

Этапы разработки концепции: изучение объекта, проведение необходимых научно-исследовательских работ, разработка вариантов концепции и выбор удовлетворяющего требования пользователя (разработка альтернативных вариантов концепции и планов по их реализации, оценка необходимых ресурсов по их реализации и обеспечению функционированию, сравнение требований пользователя и характеристик системы, определение порядка оценки качества и условий приема системы, оценка преимуществ системы), 4) оформление отчета про выполненную работу.

3. Работы и этапы стадии тех. задания: разработка (разрабатывается проект ИС , в котором определяются требования к ИС , требования к составу научно-исследовательских работ, разработка частичных ТЗ на компоненты и виды обеспечения), оформление, согласование, утверждение.

4 Предпроектная документация

Стадии предпроектной документации: 1) отчет и заявка (состав отчета: характеристика объекта и результаты его функционирования, описание действующих ИС , описание недостатков действующих ИС , обоснование необходимости усовершенствования действующей ИС , цели критерии и ограничения, функции и задачи создаваемой ИС , предвиденные технико-экономические результаты создания ИС , выводы и предложения), 2) разработка отчета и его структура (описание результатов изучения объектов автоматизации, описание и оценка преимуществ и недостатков разработанных альтернативных вариантов, сравнительный анализ требований пользователя ИС и вариантов ИС , обоснование выбора оптимального варианта, ожидаемые результаты и эффективность выбранного варианта, ориентированный план реализации выбранного варианта, необходимые затраты ресурсов на разработку и ввод в действие, требования которые гарантируют качество ИС , условия принятия ИС

Структура ТЗ: общие положения, назначение и цели создания ИС , характеристика объекта автоматизации, требования к системе, состав и содержание работ по созданию системы, порядок контроля и принятия ИС , требование к составу и содержанию работ по подготовке объекта к вводу системы в действие, требования к документированию, источники разработки.

5. Методы и средства организации сбора о обработки материалов исследования объектов

Особенности коллектива исследователей ИС : опыт работы в сфере управления конкретным экономическим объектом, знание современных методов и техники управления, знание методов исследования и системного анализа, способность общения с специалистами разных уровней и профилей.

Методы сбора материалов: горизонтальный- детальное изучение информации по одной теме в каждом подразделении экономического объекта, вертикальный- исследование подразделений объекта по которым происходит движение информационных потоков, комбинированный- смешанный.

Методы сбора материалов: без участия разработчика (документальная инвентаризация, само фотография рабочего дня, ведение индивидуальных тетрадей-дневников, недостатки: большие затраты времени, отвлекаются работники, необходимость тщательной подготовки документации), методы сбора материалов разработчиками (анализ операций, личного наблюдения, анализ материалов, опрос исполнителей, беседы и консультации с руководителями, выборочная фотография рабочего дня, хронометраж, расчетный, аналогии.

Уровни управления: высший- дает информацию про цели и задачи организации, стратегию их достижения, методам управления, возможные изменения в функционировании организации, средний- дает информацию, которая дает уточнить направления анализа, детализировать представление про политику объекта, пор ограничения, про отличия в производственных и управленческих функциях, оперативный- объемы, периодичность появления, последовательность, требования к продуктивности.

6. Методы и средства анализа материала исследования

Методы анализа материалов исследования: 1) без использования экономико-математических методов- позволяют отображать организационные, функциональные, производственные и общеэкономические характеристики объекта, их взаимосвязи, последовательность влияния отдельных факторов и порядок формирования всех показателей (макро уровень- в виде таблиц, составление операграмм, структурные схемы, микро уровень- исследование информационных носителей, анализ информационной совокупности. Модель предметной области- параметрическое формализованное представления процесса циркуляции и обработки информации в системе производства и управления, которая отображает действительность в упрощенном виде. 2) с использованием экономико-математических методов (сетевая модель- отображает взаимосвязи функций и процессов управления, матричная- шахматная таблица с документами и показателями, графоаналитический метод- отображение потоков информации в виде ориентированного графа, описание процедур на алгоритмическом языке- отдельные языки, динамическая информационная модель- информационно-справочная система которая может использоваться для анализа состояния системы управления в режиме функционирования объекта (массивы динамической модели: информация про структуру управления, данные про существующие потоки информации, данные про каждое сообщение.

Предложения усовершенствования ИС : усовершенствование организации и функциональной структуры, усовершенствование документооборота, усовершенствование информационный базы, усовершенствование методологии.

7. Методика проведения исследования

Методика проведения исследования: сбор материала (беседа с руководителем, ознакомление с материалами по данной предметной области), составление и анализ (схемы организационной структуры, схемы функциональной структуры, перечисление функций предметной области и каждого рабочего места, перечисление объектов предметной области и их назначения, характеристик объектов, словарь-справочник показателей, собрать и заполнить образцы документов, собрать и систематизировать недокументированные сообщения, собрать и подготовить объемы данных, схему данных, схему взаимосвязи информации, методики и алгоритмы расчета показателей, нужды пользователей), выводы и предложения (обоснование решения создания ИС , предложения по усовершенствованию производственно-хозяйственной деятельности, рекомендации по виду информации системы, по организационной и функциональной структуре, по составу компонентов, по комплексу технических средств и программному обеспечению.

Технология технорабочего проектирования ИС

1) разработка проектных решений по системе и ее частям (по функциям персонала, по структуре и составу технических средств, по постановкам решения задач, по языкам, по организации ведения БД, по системе классификации и кодирования, по программному обеспечению, организационных средств по подготовке объекта к вводу системы в действие), 2) разработка, оформление, согласование и утверждение документации в объеме необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений, 3) р. о. с. и у. для проведения строительных, электротехнических и санитарных работ.

2. Этапы рабочей документации: разработка РД для системы и ее частей (принятие решения по организации и разработке РД, разработка общесистемных проектных решений, разработка проектной документации по видам обеспечения, оформление согласование и утверждение в установленном порядке), разработка или адаптация программ.

Документы для рабочей документации: документация на информационную систему (пояснительная записка к тех проекту, ведомость тех проекта, схема организационный структуры, схема функциональной структуры, описание функций которые автоматизируются, описание постановки задачи, локальный сметный расчет, проектная оценка надежности системы, описание информационного обеспечения, описание организации информационной базы), проектно-сметная документация, рабочая документация на совместимые части информационный системы (формуляр, паспорт, общее описание системы, программа и методика испытаний, ведомость эксплуатационных документов, проектная оценка надежности системы, локальная смета, каталог БД, ведомость машинных носителей информации, состав входных документов, массив выходных документов, чертеж форм документов, инструкции по формированию ведения БД).

4. Этапы создания структуры ИС : 1) разделение ИС на компоненты на основе административного, ресурсного, функционального подходов, 2) определение необходимого перечня задач, 3) определение необходимости решения конкретных прикладных задач с помощью вычислительной техники, 4) согласование задач между собой с выделением некоторых задач из разработок, объединением, упрощением задачи.

5. Классы задач: 1) задачи, которые не м. б. решены без ЭВМ (оптимизации, оперативного управления), 2) задачи в которых нет формализованного алгоритма, 3) задачи относительно которых не возможно принять категоричного решения про целесообразность решения.

6. Постановка задачи- необходимая и достаточная совокупность знаний по конкретной задаче ИС , которые определяют ее сущность, требования к регламенту решения, входным данным и конкретным результатам.

Читайте также:  Как сделать анализ анкетирования пример

Состав постановки задачи: 1) характеристика комплекса задач ( назначение комплекса, перечень атрибутов при управлении которыми решается комплекс, периодичность и длительность решения, условия приостановки решения комплекса задач автоматизированным способом, связь данного комплекса, должности личностей и наименование подразделений, распределение действий между персоналом и техническими средствами при различных ситуациях решения задачи), 2) выходная информация (изложение и описание выходных сообщений, изложение и описание структурных единиц информации которые имеют самостоятельные значения), 3) входная информация ( изложение и описание структурных единиц информации, информация (изложение и описание входных сообщений которые подаются в виде таблиц.

7. АРМ- программно-технический комплекс для автоматизации деятельности определенного вида.

Виды АРМ по назначению: обучающие, функционально специализированные (коллективного использования, индивидуального использования), системы автоматизированного проектирования.

Основные принципы проектирования информационного обеспечения.

1. Информационное обеспечение- совокупность форм документов нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, которая используется в информационный системе при ее функционировании.

Структура ИО: методические инструктивные материалы (совокупность государственных стандартов), система классификации и кодирования информации, информационная база (внешняя- нормативно-справочные документы, информационные сообщения, внутренние- информационные массивы).

Основные принципы создания ИО: целостность, вероятность, контроль, защита от несанкционированного доступа, единство и гибкость, стандартизация и унификация, адаптивность, минимизация ввода и вывода информации.

Подходы к созданию информационный базы: анализ сущностей (для больших ИС), синтез атрибутов.

Требования к информационному обеспечению:

1) оно д. б. достаточным для выполнения всех функций, которые автоматизируются, 2) для кодирования информации должны использоваться классификаторы которые есть у заказчика, 3) для кодирования входной информации, которая используется на высшем уровне д. б. использованы классификаторы этого уровня, 4) д. б. совмещена с ИО, которое взаимодействует с ним, 5) формы документам должны отвечать требованиям стандартов унифицированной системы документации, или нормативным документам заказчика, 6) форма документов и видео кадров д. б. согласованы с соответствующими характеристиками терминалов, 7) формы представления выходной информации д. б. согласованы с разработчиком, 8) сроки и сокращение информационных сообщений д. б. общеприняты в этой предметной области и согласованы с заказчиком, 9) в информационной системе д. б. предусмотрены необходимые средства по контролю и обновлению данных в информационных массивах, контроля идентичности информации в БД.

Информационное средство- комплекс упорядоченной относительно постоянной информации на носителях данных.

Информационное изделие- информационное средство, которое прошло испытания и передается заказчику вместе с программным обеспечением его ведения.

2. Информационная база- совокупность упорядоченной информации, которая используется для функционирования системы и делится на внешнюю и внутреннюю машинную базу.

Внешняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов, которые предназначены для непосредственного восприятия человека.

Внутренняя машинная информационная база- часть информационной базы, которая есть совокупностью информации, которая используется в информационной системе на машинных носителях данных.

Этапы внешней машинной информационной базы: разделенный фонд данных, централизованный фонд данных, организация БД.

3. Требования при создании внутри машинной информационной базы: полнота представления данных, минимальный состав данных, минимизация времени обработки данных, независимость структуры массивов от внутренних средств ее организации, динамичность структуры информационной базы.

Основные подходы к построению внутри машинной ИБ: 1) проектирование массива как отображение содержания, 2) проектирование массивов для отдельных процессов управления, 3) п. м. для комплексов процессов управления, 4) проектирование БД, 5) проектирование нескольких БД.

Виды массивов: входные (первичные), основные (базовые), рабочие (промежуточные), выходные (результатные).

Массив данных- конструкция данных, компоненты которой идентичны по своим характеристикам.

Файл- идентифицированная совокупность экземпляров полностью описанного в конкретной програме.

4. этапы проектирования информационного обеспечения: разработка решений по информационной базе (изучение состава и объема нормативно-справочной информации, разработка предложений по усовершенствованию действующего документооборота, разработка структуры БД, разработка системы сбора и передачи информации, разработка решений по организации и ведению БД, определение состава и характеристик входной и выходной информации), выбор номенклатуры и привязка системы классификации кодирования информации (определение перечня типов информационных объектов, о. п. необходимых классификаторов, выбор и разработка классификаторов информационных объектов и систем кодирования, определение систем внесения изменений и дополнений классификаторов, разработка принципов и алгоритмов автоматизированного ведения классификаторов), разработка решений по обеспечению учета информации в системе.

Разработка классификаторов техноэкономической информации.

1. Основные понятия классификации информации

Классификация- деление множества объектов на подмножества по их подобию, или разнице в соответствии с принятыми методами классификации,

Система классификации- совокупность методов и правил классификации и ее результата (она характеризуется объектом классификации, признаком, классификационной группировкой.

Методы классификации: иерархический- последовательное деление множества объектов на подчиненные классификационные группировки ( характеризуется: количеством степеней классификации, глубиной, емкостью, гибкостью; преимущества: логичность построения, четкость выделения признаков, большой информационный объем, традиционность и привычность использования; недостатки: жесткая структура, необходимость иметь большие резервные емкости), фасетный- параллельное разделение множества на независимые классификационные группировки ( преимущества: гибкость структуры, возможность включать новые и удалять старые фасеты; недостатки: недостаточно полное использование в следствии отсутствия множества возможных комбинаций фасет, непривычность и не традиционность использования при ручной обработке.

Требования к фасетному методу: иметь дискретный объем и необходимую полноту, не пересечение групп объектов которые выделяются, иметь достаточную глубину, иметь гибкость для возможного увеличения множества объектов, обеспечивать объединение с другими классификаторами однородных объектов, быть согласованными с алгоритмами, обеспечивать простоту и автоматизацию процесса ведения классификатора, лаконичность четкость и ясность классификационных признаков.

2. Кодирование- образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.

Система кодирования- совокупность методов и правил кодирования классификационных группировок и объектов заданной длинны.

Код- знак или совокупность знаков для определения классификации группировки или объектов классификации (код характеризуется: структурой, разрядом кода, алфавитом, основой и длинной.

Методы кодирования: порядковый- создание кода из чисел натурального ряда и его присвоение, серийно-порядковый- — создание кода из чисел натурального ряда с закреплением отдельных серий и диапазонов за объектами классификации с одинаковыми признаками и его присвоение; последовательный- создание кода классификационной группировки с использованием кодов последовательного размещения группировок; параллельный- создание кода классификационной группировки или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, которые получены при фасетном методе.

Требования к кодам: обеспечение решения всех задач системы при минимуме их длинны, единство кодов на всех уровнях управления, структура кода должна обеспечивать группировку информации в необходимых разделах, содержание номенклатуры должно отвечать требованиям государственных стандартов или руководящих материалов, обеспечение информационного объединения взаимосвязанных систем, автоматический контроль ошибок.

Способы кодирования информации: ручной, печатный, автоматизированный, на специальном оборудовании.

3. Классификатор- официальный документ, который представляет систематизированный перечень наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.

Виды классификаторов: государственный, отраслевой, предприятия.

Части единой системы кодирования: совокупность взаимосвязанных государственных классификаторов, системы ведения, руководящие нормативные документы по их разработке внедрению ведению и контролю.

Группы классификаторов: по трудовым и природным ресурсам; по продуктам труда, производственную деятельность и услуги; про структуру народного хозяйства и административное деление; управленческой информации и документации.

4. Этапы создания классификатора:

1) на основе материального обеспечения объекта и технического задания создается перечень классификаторов, 2) на основе перечня необходимых классификаторов, методических материалов, требований системы пользователя и общих параметров создания информационной базы (определение наиболее существенных признаков, определение показателей кодирования, определение метода классификации, выбор метода кодирования, разработка структуры кода, общий перечень номенклатуры оформляется в виде классификаторов и дают инструкцию про порядок использования кодов, разработанные классификаторы согласовываются и утверждаются у заказчика и назначаются подразделения и личности, которые отвечают за ведение классификатора), 3) на основе описания и ТЗ на классификатор разрабатывается ППП, 4) на основе технологической документации, ППП и материалов исследования объекта создается классификатор в памяти ЭВМ.

Проектирование входных и выходных информационных сообщений.

Понятие системы документации.

Формы построения зон первичных документов.

Объединение первичных и машинных документов.

Методика проектирования входных информационных сообщений.

источник

В общем случае под анализом понимается процесс исследования системы, основанный на ее декомпозиции с последующим определением статических и динамических характеристик со­ставляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с дру­гими элементами системы и окружающей средой.

детальное изучение системы для более эффектив­ного ее использования и принятия решения по ее дальнейшему совершенствованию или замене;

исследование альтернативных вариантов вновь создавае­мой системы управления с целью выбора наилучшего вари­анта.

определение объекта анализа;

определение функциональных особенностей системы управ­ления;

исследование информационных характеристик системы;

определение количественных и качественных показателей си­стемы;

оценивание и оценка эффективности системы;

обобщение и оформление результатов анализа.

Анализируемая информационная система представляет собой объект в предметной области. Выделение системы как объекта требует решения следующих основных задач:

выделить анализируемую систему управления из окружающей среды;

определить цели и задачи данной системы;

произвести первичную декомпозицию системы с выделени­ем ее подсистем.

Процесс анализа системы может быть дополнен следующими действиями:

выделяются подсистемы и помехи со стороны окружающей среды, оказы­вающие положительное или отрицательное влияние на процесс функционирование системы;

определяются основные и второстепенные критерии оценки функционирования системы;

делается попытки выделить некоторые общие алгоритмы функционирования системы.

Важным моментом системного анализа является выявление структуры изучаемой системы.

Понятие структуры зависит от задач исследования. Ниже приводятся примеры, подробное рассмотрение которых можно найти в книге [12].

При разра­ботке структуры автоматизированной информационной системы отрасли требуется решить следующие задачи:

определить множество узлов системы и свя­зей между ними;

классифицировать задачи, выполняемые с помощью технических средств автоматизированной системы;

распределить задачи по подсистемам;

выбрать программные и аппаратные средства, обеспечивающие эффективное функционирование системы.

При создании автоматизированной информационной системы для поддержки процесса управления технологическими процес­сами требуется:

разработать схему распределения технологических процессов по производственным подсистемам;

выделить и классифицировать функции управления по производственным подсистемам;

разработать или подобрать алгоритмы для реализации функций системы.

Под структурой организационной системы подразумевается форма распределения задач и полномочий по принятию решений между лицами или структурными подразделени­ями, составляющими организационную систему, направленную на достижение стоящих перед ней целей.

Основные характеристики структуры системы могут быть разбиты на две группы.

К первой группе относятся характе­ристики, связанные с иерархичностью систем: число (подсистем) рассматриваемой системы, характер взаимосвязей между уровнями (подсистемами), степень централизации и децентрализации в управлении.

Ко второй группе – эффективность функционирования системы той или иной структуры. При этом под эффективностью понимается: затраты на функционирование системы, надежность, устойчивость к внешним помехам. Для информационных систем к характеристикам эффективности работы можно отнести: быстродействие и пропускную способность каналов связи.

Основное назначение информационных систем – предоставление информации конечному пользователю. В информационных – поисковых системах для этой цели используется специальный язык запросов.

Поэтому при анализе работы таких систем особое значение приобретают два вида анализа. Функциональный анализ и информационный анализ.

Функциональный анализ информационной системы позволяет оценить эффективность ее работы и при этом основное значение приобретают показатели:

определение времени, которое необходимо системе для предоставления информационного ресурса конечному пользователю;

степень соответствия полученных результатов запросу пользователя;

вычислительные ресурсы, использование которых необходимо для обслуживания запроса пользователя;

пропускная способность – количество документов и информационных запросов, обрабатываемых системой в единицу времени.

Дополнительно следует выделить такие особенности функционального анализа как производительность и надежность системы.

Производительность системы – количество пользователей и частота обращения с их стороны к системе.

Надежность – вероятность того, что система будет выполнять свои функции при заданных условиях в течение требуемого периода времени.

Следует так же учитывать типы информационных запросов, обслуживаемых системой.

Информационный анализ предусматривает исследование информационных потоков и массивов данных в данной системе. Информационный анализ позволяет выделить:

методы и средства передачи данных;

методы и средства обработки данных;

методы и средства хранения данных;

методы и средства представления данных;

методы и средства ввода – вывода данных.

Перечислим показатели, используемые в процессе информационного анализа:

количество и скорость передачи информации;

достоверность передаваемых сообщений;

направление информационных потоков;

качественный состав информации.

Для выполнения информационного анализа системы выполняют следующие действия:

разбиение информационной системы на подсистемы;

определение направлений информационных потоков и их характеристик.

Для выделения параметров функционального и информационного анализа рассмотрим процесс передачи данных по обобщенному каналу связи.

Рис.1.6. Схема передачи данных.

Передача информации по каналу связи предусматривает использование следующей функциональной цепочки, показанной на рисунке 1.6:

Процесс передачи происходит при наличии помех со стороны внешней среды. При проведении информационного анализа следует учитывать ряд особенности процесса передачи.

Информация, циркулирующая по каналам системы, должна подвергаться процедуре кодирования. При выполнении кодирования обычно решают следующие основные задачи:

преобразование информации к виду пригодному для передачи по каналу связи;

кодирование информации для ее обеспечения ее конфиденциальности;

кодирование данных для защиты от искажений при воздействии помех.

Для того, что бы информация была пригодна для восприятия человеком, она подвергается процедуре декодирования, то есть производится дешифрование данных.

Если в процессе передачи имели место искажения, то используются алгоритмы восстановления данных.

Для оценки информационных потоков в системе используются различные методы оценки информации.

Метод оценки информации по Шеннону использует понятия энтропии. Энтропия характеризуется степенью неопределенности при передаче информации от источника к приемнику. По мере поступления информации от источника к приемнику энтропия приемника уменьшается. Для оценки количества информации используется элементарная единица бит. Это такое количество информации, которое уменьшает неопределенность знаний (энтропию) в два раза.

При равновероятных событиях количество информации измеряется по формуле

(1.5)

где N – число равновероятных событий.

Если события наступают с разной вероятностью, то необходимо просуммировать вероятности каждого события:

(1.6)

где pi – вероятность наступления отдельного события.

При передаче по каналу связи текстовых документов используют алфавитный подход для оценки информационного потока. Количество информации определяется по формуле

(1.7)

где S – количество символов в документе, а i – информационный вес символа. Для определения информационного веса символа используется понятие мощности алфавита документа. Это общее количество символов в алфавите. Информационный вес рассчитывается по формуле

(1.8)

Основным звеном в процессе передачи данных является канал связи. Для оценки эффективности работы канала связи используются следующие основные характеристики:

пропускная способность – количество данных передаваемых по каналу в единицу времени. Измеряется такая характеристика как бит/сек;

частотный диапазон – диапазон частот, пропускаемый каналом связи без искажения. Единица измерения Гц;

динамический диапазон. Позволяет оценить долю полезного сигнала в «шуме», где шум – помехи, действующие на канал передачи данных. Единица измерения – децибел.

Взаимодействие по каналу связи между источником информации и ее потребителем (приемником) может происходить с помощью следующих методов:

симплексная передача – данные передаются только от источника к приемнику;

полу дуплексная передача – в процессе обмена данными источник и приемник меняются ролями;

дуплексная. В процессе информационного обмена участвуют два узла, данные передаются от одного узла к другому без смены ролей.

Читайте также:  Какие анализы сдавать на иммунитет

Информационный анализ систем зависит, так же от типа данных, которые хранятся в системе.

Так в работе [7] предложена методика оценка качества полученной информации на основе набора обобщенных показателей, характеризующих процесс выдачи пользователю документов в документальных информационных системах. При таком подходе выделяются классы документов, показанные в таблице 1.1.

источник

Распространено представление, что ИС «живут» не долго: от трех до семи лет. На самом деле ИС характеризуются высокой динамичностью – в течение этого времени система остается эффективной. Далее она должна развиваться или перестанет быть конкурентноспособной, а значит – эффективной. Задачей ИМ является создание ИС «на вечные времена». Т.е. в виде, допускающем развитие, совершенствование, трансформацию по всем подсистемам и компонентамбез утраты способности функционировать. В противном случае при радикальных изменениях в функционировании предприятие может полностью лишиться информационной базы.

Ситуация когда базы данных, программы, форматы и структуры, технические и технологические правила невозможно использовать в новой ИС является поистине катастрофичной. Учитывая высокую стоимость комплексной ИС, ее потеря ведет к серьезным убыткам. В том случае, когда ИС является средством производства (предприятия связи, банки, финансовые компании и т.д.) потеря ИС может фактически привести к остановке основной производственной (или как иначе называют — операционной деятельности).

Следует принять, что ИС являются сложными системами. Это определение применимо не только к комплексным ИС предприятий, отраслей, учреждений, но и системе построенной на одном ПК.

Следует учитывать, что ИС являются искусственными, т.е. создаваемыми человеком системами. Следовательно, имеется возможность управления и планирования жизненного циклаИС.

Жизненный цикл информационных систем. В основе деятельности по созданию и использованию ИС лежит понятие жизненного цикла ИС.

Жизненным циклом ИС называют стадии и этапы, которые проходит ИС от момента принятия решения о создании ИС до момента прекращения функционирования ИС. По сути, жизненный цикл является моделью создания и использования ИС.

Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла ИС:

создание — проектирование (техническое, логическое), программирование;

внедрение – тестирование, отладка, опытная эксплуатация;

использование ИС — эксплуатация, сопровождение, модернизация.

Существуют модели жизненного цикла ИС, определяющие развитие ИС и переходы от этапа к этапу. В настоящее время наибольшее распространение получили три основных модели жизненного цикла:

каскадная модель– предполагает переход к следующему этапу развития ИС после окончания работ по предыдущему этапу;

поэтапная модель с промежуточным контролем– итерационная модель развития с возвратами к предыдущим этапам развития.

спиральная модель —прототипная модель, предполагающая расширение прототипа ИС.

Этапы жизненного цикла ИС в принципе отражают весь период функционирования ИС. Однако, требование создания системы на «вечные времена» требует развития ИС. Т.е. изначально, начиная со стадии проектирования, в ИС должна быть заложена возможность развития. Под развитиембудем понимать возможность изменения ИС в соответствии с возможностью изменения самого предприятия. Если возможность развития заложена на создания ИС, то осуществляется она на

стадии эксплуатации. Здесь развитие ИС выражается во-первых, в замене существующего

технологического обеспечения ИС, на технологическое обеспечение нового поколения, во-вторых, в изменении структуры ИС с учетом изменения деятельности предприятия. Условия развития заложены в поэтапной и спиральной моделях жизненного цикла.

Схематически этапы жизненного цикла показаны на рисунке 2.. на следующей странице.

В самом общем случае можно выделить следующие этапы создания ИС: проектирование и изготовление.

Начальным этапом создания системы является проектирование. Это многостадийная деятельность, которая должна обеспечиваться соответствующими средствами на всех стадиях. В основу этого этапа может быть положена система автоматизации проектирования (САПР). Здесь следует подчеркнуть, что эта система должна обеспечивать разработку создаваемой системы в ее полном составе, т.е. входящих в нее видов обеспечения (техническое, программное, методическое, технологическое и т.д.). Очевидно, что при создании ИС в одном экземпляре своими силами никакое предприятие не формирует для этой работы еще и САПР — дорогостоящую специальную вспомогательную систему; это означает, что качество и глубина проработки всех вопросов на этой стадии будут невысокими. В таких случаях для повышения уровня проектных работ чаще всего используются универсальные средства автоматизации — CASE-средства. Проектирование является сложным в организационном плане процессом. В процессе проектирования возникают достаточно сложные управленческие задачи. Их призван решать специализированный менеджмент проектирования ИС.

На этапе изготовления ИС происходит изготовление технических средств, входящих в систему (в том случае если невозможно использовать типовые модули), программирование настройку. Окончательное изготовление собственно ИС осуществляется обычно на территории получателя путем установки, настройки, отработки и согласования спроектированных модулей. При серийном производстве типовых модулей могут использоваться все средства промышленной автоматизации.

С точки зрения ИМ совместно с ИС должны поставляться потребителю специальные средства, представляющие составляющие систему обслуживания. Эти средства проектируются и изготавливаются совместно с ИС, согласованы с ней и решают задачи поддержания ИС в работоспособном состоянии. В систему обслуживания ИС включаются:

различные тесты текущего контроля и диагностики состояния системы и ее элементов,

средства обеспечения работы персонала,

приспособления для обслуживания технических элементов, т.е. для устранения мелких неисправностей и настройки, наставления и руководства и т.п.

Назначение и применение этих средств должны быть хорошо понятны руководству и персоналу ИС. Включение в ИС системы обслуживания существенно удорожает саму ИС. Однако повышает ее надежностьи работоспособность. При массовом выпуске или при специализации создателей ИС на определенных классах изделий средства обслуживания не являются обременительными. Ситуация осложняется при создании ИС собственными силами, т.е. в единственном экземпляре: здесь все создается только один раз и является уникальным. Обслуживание предполагается самими авторами. Это создает дополнительную проблему, так как автор и саму систему и систему обслуживания создает под себя. С точки зрения ИМ необходимо обеспечить жесткий контроль соответствия стандартам как компонентов ИС, так и системы обслуживания.

Следует учитывать психологические особенности взаимодействия заказчика и изготовителя. Проектирование и изготовление средств обслуживания на территории пользователя ИС крайне нежелательно. Заказчик ждет от системы безупречной работы, а вместо этого получит дополнительные трудности. Средства обслуживания должны появиться у пользователя неявно вместе с ИС и при необходимости обеспечить ее постоянную работоспособность, а также выявление и устранение мелких затруднений в использовании модулей системы. Для выполнения операций обслуживанию ИС у пользователя должен быть соответствующий персонал. Подготовка такого персонала у пользователя может оказаться нерациональной, поскольку его загрузка на одном отдельном комплексе не будет интенсивной. Поэтому в практике информатизации в таких случаях принято обслуживание систем силами предприятия-изготовителя или с привлечением специализированных центров обслуживания, имеющих и интенсивно использующих квалифицированный персонал и дорогостоящие специализированные средства.

Техническое задание

на протяжении всего жизненного цикла

Рисунок 2.5 Этапы жизненного цикла ИС

Внедрение ИС представляет собой установку всех модулей у потребителя, наладку и запуск их, демонстрацию получателю функционирования и характеристик ИС. Для повышения эффективности работ с ИС на стадии внедрения тоже создается комплекс специальных средств – система внедрения. Как правило она создается изготовителем для продолжения работ с изделием – ИС – на территории заказчика. эта работа требует специализированных инструментальных средств для монтажа, наладки технологического оборудования. Специальных средств для настройки программного обеспечения. В настоящее время наиболее полно обеспечены средствами внедрения технические компоненты систем. Крупные фирмы-поставщики информационных продуктов развивают и другие компоненты систем внедрения – программные, информационные и др. Для реализации этих задач создается сеть сервисных центров.

Стадию внедрения следует завершать подписанием акта приемки-сдачи изделия. С точки зрения ИТ-менеджера эта формальность необходима. Разработчик ИС отвечает за параметры функционирования АИС, как изделия. Без акта приемки-сдачи договорные отношения с разработчиком системы не завершены, и при выявлении существенных недостатков в процессе использования АИС вопрос об их устранении может остаться не разрешенным.

Использование информационных систем. Этап жизненного цикла «использование информационных систем» в самом общем случае может быть разделен на два подэтапа: освоение ИС, эксплуатация ИС.

Освоение ИС. Этап освоения характерен для любого изделия, любой технологии.

Любое изделие, принятое в эксплуатацию не выявляет сразу всех своих возможностей. Для повышения эффективности работ по освоению изделия создается специальный комплекс средств – система освоения. Этап освоения ИС включает в себя следующие стадии:

типовые опытные работы разбор возникающих ситуаций

демонстрация вариантов поведения системы и персонала в типовых ситуациях.

После окончания этапа освоения ИС должна демонстрировать заявленные разработчиком характеристики. Такими характеристиками являются функциональные показатели, надежность, дружественность к пользователю, производительность и другие.

Система освоения должна обязательно включать обучение персонала. Обучение может быть коллективным или индивидуальным, но обязательно должно быть непрерывным. Оно должно

включать как первоначальное обучение, так и повышение квалификации и переподготовку кадров.

Первоначальное обучение основного состава специалистов, который примет изделие от поставщика, происходит на стадии внедрения ИС. Особую остроту первоначальное обучение может иметь только при создании совершенно новой системы, что встречается достаточно редко. Обычно ИС базируется на каких-либо средствах, имеющихся на предприятии. Само обучение персонала при этом протекает в основном на рабочем месте и силами персонала поставщика.

Иногда первоначальное обучение осуществляется на территории поставщика — в основном при создании масштабной ИС на базе сложных комплексных продуктов силами солидной фирмы- поставщика, располагающей системой подготовки персонала потребителей ее продукции. Создание такой системы стоит фирме, естественно, немалых средств. Заказчик платит и за обучение персонала. В такой ситуации практикуется сертификация персонала.

При использовании так называемых коробочных продуктов в качестве модуле новой ИС

обучение персонала, как правило, осуществляется в учебных центрах фирмы-поставщика по желанию клиента или вообще не предусматривается.

На этапе эксплуатации задачей ИМ является организация сопровождения и поддержки ИС

Под сопровождениемобычно понимают весь комплекс мероприятий, которые обеспечивают разработчики изготовитель на этапах внедрения и освоения. Таким образом, можно сказать, что система сопровождения включает в себя систему внедрения и систему освоения. Хотя в этапе освоения разработчики могут не принимать непосредственного участия, однако в обучении персонала всегда участвует изготовитель ИС.

Система поддержки является продолжением системы сопровождения. Она включает в себя набор специальных инструментальных средств. Во время эксплуатации эти средства при необходимости используются для внесения изменений в изделие, восстановления изделия после аварии, устранения ошибок и расширения возможностей.

Поддержка нужна на протяжении всего жизненного цикла изделия. При этом целесообразно выделять поддержку в использовании и в обслуживании изделия. Служба поддержки защищает

интересы пользователей, оказывает им дополнительную помощь и осуществляет «интерфейс» между ними и создателями изделия. Через систему поддержки пользователь уведомляется о выявленных дефектах, получает рекомендации по их преодолению или информацию о порядке их устранения с участием представителей фирмы. Создаваться служба поддержки может с участием всех заинтересованных сторон (пользователь, разработчик, изготовитель).

Особняком от всех перечисленных систем стоит система испытаний. Испытания проводятся для любой АИС и на всех этапах жизненного цикла. Более того, испытания должны проводиться и притом регулярно. Различают самые разнообразные варианты испытания ИС: системы в целом, отдельных подсистем, отдельных устройств, отдельного программного обеспечения. Испытания проводят с различными целями и в разных режимах:

контрольные – послеаварийные, контрольные – после профилактики, приемосдаточные, аттестационные, демонстрационные, рекламные и т.д. Испытания должны быть обеспечены технологически и организационно. Испытания требуют специальных инструментальных средств. Для контроля состояния технических средств и программного обеспечения вводятся избыточные элементы. В зарубежных фирмах, прежде всего в фирмах-изготовителях компьютерной техники, система испытаний, как правило, является самой секретной частью разработки изделия.

Выбор платформы ИС. Выбор варианта платформы является ключевым решением при проектировании ИС. Однако решение о выборе платформы не может быть принято только разработчиком ИС. Выбор платформы в большей степени является задачей ИМ, так как именно ИТ- менеджер должен увязывать стратегию развития ИС со стратегией компании. Это чрезвычайно важная и трудная проблема, которую нужно решать при построении любых ИС самого различного назначения. Задача выбора платформы может решаться как на эмпирическом уровне, используя опыт построения аналогичных ИС, или на более строгом уровне. При постановке задачи на более строгом уровне возникает необходимость решения оптимизационных задач.

Под платформой ИС понимают некоторый сложивший комплекс базовых средств, представляющий собой основу ИС. Платформы любой ИС составляют вычислительные и базовые программные средства (приложения, ОС). Эти элементы технологического обеспечения ИС называют платформообразующими средствами. Однако в основу любой платформы ложатся так называемые базовые программные средства. Базовыми программными средствами в данном случае являются приложения, обеспечивающие функциональные задачи компании. Так, если задачами компании являются выполнение проектных разработок, то в основу платформы ИС следует выбирать приложения, обеспечивающие автоматизацию проектирования. Если компания работает на финансовых рынках, то в основу платформы ИС, очевидно, будут ложиться приложения обеспечивающие взаимодействия с торговыми системами.

Как следствие данного фактора выбор платформы не может быть абсолютно произвольным.

Основные факторы, влияющие на выбор платформы ИС:

функциональные задачи компании структура компании

стратегия развития компании

затраты на приобретение технологического оборудования совокупная стоимость владения ИС (см. модуль 4)

Основываясь на анализе различных источников (монографий, статей и т.д.) можем выделить следующие тенденции формирования платформы ИС:

приостановление тенденции разукрупнения АИС

возрождение интереса к построению АИС на базе мейнфреймов высокие требования к защищенности ИС

Данные аналитических компаний, приведенные например в [6,8, 2] говорят о том, что системы построенные на базе мейнфреймов более экономичны. По данным аналитической компании ITG, приведенных в [6], центральная система на базе мейнфрейма IBM ES/9000 с сетью из 50 и более IBM PC имеет явные преимущества перед распределенной: средняя полная стоимость одного рабочего места пользователя ПК в этой системе ниже примерно в 2 раза, а средняя полная стоимость транзакции примерно в 7-10 раз ниже, чем в сети. Однако в России выбор мейнфрема в качестве платформы является до сих пор экзотикой.

Выделим основные рекомендации специалистов [8] по формированию платформы АИС. Формирование платформы будущей АИС разумно начинать с выбора базового программного комплекса (базовых программных средств)

Выбор технологической составляющей АИС определяется минимальными требованиями к оборудованию базового программного комплекса. Кроме того, следует проанализировать перспективы развития предприятия.

Выбор поставщика оборудования и программных комплексов следует осуществлять в соответствии с требованиями менеджмента компании. Критерии выбора: политика ценообразования, форма контракта, принципы обслуживания и поддержки, кадровые возможности, финансовая стабильность.

Предварительно необходимо провести оценку экономической целесообразности всего проекта (см.

модуль 4). Незаконченная АИС омертвит капиталовложения и не даст возможности полноценного функционирования.

Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 1845 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник